Характерные черты русского быта.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Вопрос 1. В каких жилищах проживали: столичная знать, незнатное дворянство, столичное чиновничество, крестьяне, городские мещане?

Ответ. Жилища этого периода основывались на традициях периодов предыдущих, иногда даже их повторяли. У дворянства обычно были и городское, и загородное жилище (но не далеко от города). Знатные и богатые люди обычно строили себе дворцы из камня, с использованием мрамора и дорогих украшений. Не столь богатое дворянство строило себе обычно деревянные дома, но благодаря штукатурке имевшие вид каменных. Часто дворяне и чиновники жили не в собственных домах, а снимали квартиры. Загородные жилища дворяне порой также снимали, если их собственные имения находились далеко от города. Крестьянское жилище было разным в разный частях империи. В центральных губерниях на подклети строили основное помещение – горницу. Жилая изба окружалась хозяйственными постройками. Городская беднота жила в максимально простых городских домах, нередко в заводских казармах.

Вопрос 2. Какие изменения произошли в первой половине XIX в. в одежде различных слоев населения? Одежда каких сословий осталась практически без изменений?

Ответ. Основные изменения были в одежде дворянства и некоторых из богатейших купцов, которые подражали дворянам (не все это делали, даже если позволяли деньги). Одежда всех остальных сословий почти не менялась. Дворяне следовали за европейской модой. Изменялись фасоны и покрои, например, появился цилиндр. Главное, если раньше принято было носить напоказ драгоценности, расшивать ими одежду, то теперь в моду вошли более простые сюртуки. Богатство стало определяться покроем одежды и качеством ткани. В женской моде платья с тяжёлыми корсетами исчезли (чтобы вновь вернуться в ходе следующей эпохи), теперь на дамах были лёгкие свободные платья, подражавшие древнеримским одеждам.

Вопрос 3. Какие продукты питания составляли основу пищи россиян?

Ответ. Главным продуктом был ржаной (в богатых домах и в праздники – пшеничный) хлеб. Из проса (пшена), гороха, гречки, овса варили каши и кисели. Употребляли много овощей – капусту, репу, морковь, огурцы, редьку, свеклу, лук, чеснок, все шире входил в обиход картофель. Из капусты (летом – из щавеля или крапивы) и других овощей варили самое популярное блюдо – щи. Вторым блюдом, как правило, была каша, а позже – отварной в мундире картофель с солеными огурцами или грибами. Мясо было редким продуктом на столах бедноты. Зато рыба была более доступна.

Вопрос 4. Составьте описание обычного и праздничного крестьянских обедов.

Ответ. Во время обычного обеда крестьяне ели щи, после которого следовали каши из гороха, или гречки, или овса. Всё это заедалось большим количеством хлеба. Собственно, хлебом в основном и наедались. Но в обычные дни хлеб был ржаной, а в праздничные – пшеничный. Также в праздники к каше добавляли рыбу, в богатых крестьянских семьях, либо по большим праздникам вместо рыбы могли есть мясо.

Вопрос 5. Какие новые явления в питании и повседневном быте высших слоев населения появились в начале XIX в.?

Ответ. На богатых столах появились кофе, какао (и шоколад), восточные сладости. Прямо из-за границы доставляли вина, например, в особом почёте было знаменитое шампанское «Мадам Клико», не раз воспетое А.С. Пушкином.

Вопрос 6. Какие черты жизни и быта знати заимствовали представители чиновничества и средних слоев городского населения?

Ответ. Средние слои городского населения заимствовали одежду, некоторые черты интерьера и кухни, в целом в зависимости от своего достатка.

Вопрос 7. Какие игры, обычаи и развлечения были характерны для праздников?

Ответ. Знать устраивала званые обеды и балы. У крестьян главным развлечением были гуляния с песнями, плясками и т. д. Однако для каждого из праздников были характерны свои обычаи, к каким относится, например, калядование.

Вопрос 8. Как отмечали крестьяне начало лета? Когда это происходило?

Ответ. Началом лета считался Троицын день. Тогда дома и церкви украшали берёзовыми ветками, а люди шли гулять в леса и луга.


Характерными чертами русского быта оставалась консервативность и большая, чем в предыдущие периоды, но все еще незначительная дифференциация, разница в быте между боярами, дворянами и «черными» людьми была скорее количественной, чем качественной. Мало отличались друг от друга городские и сельские жилища. Город был комплексом усадеб, на улицы и переулки выходили не дома, а глухие заборы. В каждой усадьбе была изба, хозяйственные постройки, небольшой огород с садом. Горожане держали скот.
Жилища, за редким исключением (у самых богатых бояр изредка встречались каменные хоромы), были срубными из сосновых бревен, топились чаще всего по-черному, дым выходил через специальное дымовое отверстие. Каменные печи с дымоходами встречались в самых богатых домах. Дома украшались резьбой. Окна были небольшими, в богатых домах - слюдяные, в бедных - закрытые бычьим пузырем.
В одежде различий было больше. Знать одевалась богато и разнообразно. Были распространены одеяния из привозных тканей - фландрского сукна, венецианского бархата, атласа, тафты, парчи. Знатные бояре носили собольи и горностаевые шубы с золотыми или серебряными пуговицами. Простолюдины носили шубы из овчины и белки. В моде у аристократии были головные уборы восточного типа - «тафьи», тюбетейки.
Пища даже у простого населения в то время была обильна и разнообразна. Хлеб ели в основном ржаной, из ржаной муки пекли блины, из пшеничной - пироги и караваи. Ели каши и кисели, из овощей самой распространенной была репа (играла ту же роль, что картофель в современном рационе). Сравнительно недорого было мясо, чаще употребляли баранину. Мясо солили впрок. Рыба употреблялась в пищу свежей, соленой, сушеной и вяленой. Распространенными напитками были квас и морс. Дыни и арбузы использовали засоленными или консервированными в патоке. Особо изыскан был пищевой рацион бояр (приготовленные на вертелах лебеди и гуси, дорогие заморские приправы).
Резко различалась пища скоромная и постная. Посты продолжались долго, к тому же в каждой неделе постными были среда и пятница, когда запрещалось употребление мяса, коровьего масла и молока.
Семейный быт строился на основе безоговорочного подчинения главе семьи всех домочадцев - жены и детей. За непослушание следовало телесное наказание. Им подвергали даже бояр, они не считались позорящими. Однако следует учесть, что женщина в то время не была полностью бесправной. Она обладала имущественными правами: муж не мог распоряжаться приданым без ее ведома, а после ее смерти при отсутствии детей оно возвращалось в род покойной. Жена была распорядительницей всего домашнего хозяйства, в богатых домах ей подчинялась вся женская прислуга. Особенно высокое положение в обществе занимали вдовы. Они выступали как своеобразные опекунши своих даже взрослых детей. В своих вотчинах вдовы были полновластными хозяйками, составляли завещания, вели тяжбы с соседями и родственниками-мужчинами.

Еще по теме Характерные черты русского быта:

  1. Глава I ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОЙ АНТИКОММУНИСТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ

Быт – та сторона жизнедеятельности человека и общества, которая в наибольшей мере связана с традициями, привычками. На него накладывают отпечаток также моральные устои и представления, передающиеся от одного поколения к другому. Изменения в быте происходят крайне медленно. Для быта каждой эпохи свойственны свои черты. Одной из основных особенностей данного периода является существенная разница в бытовых устоях каждого сословия. По одежде человека, его жилищу, по тому, какие продукты он употреблял в пищу, легко определить – к какой социальной категории он относился. Даже свобода распоряжаться собственным имуществом и своей судьбой не была одинакова для всех. Так, крепостной крестьянин полностью зависел от своего хозяина. Помещик чинил суд над своими крестьянами, он вместе со своими приказчиками насильственно создавал крестьянские семьи, определяя, какая крестьянка станет женой того или иного крестьянина. Сами же феодалы, столь полноправно распоряжавшиеся судьбой зависимых от них людей, выступали в роли холопов по отношению к царю, проявляли при этом смирение и угодливость. Среди феодалов равенства также не существовало, приходилось проявлять почтительность к тем, кто стоял выше в иерархии, и в то же время демонстрировать самоволие, вплоть до самодурства, к нижестоящим.

Если сословный характер быта предопределял главные различия в образе жизни разных категорий общества, то были черты, свойственные быту нации. К таким относился патриархальный уклад жизни. Он был связан с беспрекословным подчинением воле старших и господствующим положением мужчины над женщиной. Так, даже для свободных людей вопрос заключения брака был делом не самих жениха и невесты, а их старших родственников. Именно они играли главную роль в сватовстве и смотринах. Главным фактором выбора становились не столько достоинства молодых, сколько положение их семей, важнее была не невеста, а ее приданое, не любовь молодого человека к девушке, а его репутация в обществе. Часто жених видел невесту первый раз, когда после венчания на свадебном пиршестве с нее снимали фату, полностью ее скрывавшую. Традиции русского быта предписывали беспрекословное повиновение воле родителей. В середине XVII в. они были закреплены в законодательстве. Согласно Соборному Уложению, дети не могли жаловаться на родителей, за подачу подобных челобитных они подлежали битью кнутом.

Положение в обществе женщины практически все это время оставалось приниженным. Поскольку большинство браков совершалось не по любви, семейные раздоры были закономерны, подчас доходило и до убийства супруга. Между тем, преступника, в зависимости от его пола, ждало различное наказание. Жену, убившую мужа, согласно закону, следовало закопать по шею в землю, в результате чего она умирала медленной и мучительной смертью. Муж, убивший жену, репрессиям не подвергался.

Несмотря на свою консервативность, быт, как и все социальные устои, все же был подвержен ряду влияний. Как и русская культура в целом, быт в XVII столетии имел тенденцию к обмирщению и относительной европеизации. Однако, говоря об этих изменениях, не следует забывать, что касались они практически только господствующих сословий. Среди этой категории населения России получили распространение европейская система образования, переводная светская литература, иностранные вещи в обиходе.

Женщине было положено вести затворнический образ жизни. Однако во второй половине столетия эти требования стали несколько ослабевать. Сказывалось изменение настроений как самого царского двора, так и его окружения, сопровождавшееся растущим интересом к европейским обычаям. Эта тенденция все более усиливалась по мере роста присутствия и значения России на международной арене. Так, вторая жена царя Алексея Наталья Кирилловна Нарышкина на манер иностранных государынь при торжественных выездах отправляла своих представителей к зарубежным послам, дочь Алексея Софья получила образование наравне с мужчинами царской фамилии, первая из русских царевен обучалась мужчиной, а не женщинами-мастерицами. Ее наставником стал известный мыслитель того времени Симеон Полоцкий.

Крестьянский быт во все времена отражал особенности труда и образ жизни неустанных тружеников земли. Прочная деревянная изба с печью в центре, которую часто называли кормилицей, была жилищем. Печь выполняла несколько функций: для приготовления пищи, для хранения посуды в печных окнах, как место для лечения, для отопления жилища. Топили печь дровами. Особенное место в избе занимал обеденный стол. Он был символом благополучия, поэтому всегда на столе должны были находиться хлеб и соль. За столом собирались всей семьёй, во главе с отцом для принятия пищи и семейного совета. В избе также был угол, где размещалась божница, то есть полка с иконами. Надо сказать, что к иконам крестьяне относились с особенным трепетом и передавали их из поколения в поколение.

В крестьянских семьях с детства воспитывалось уважение к труду и сила характера. Так, к девяти годам сыновья умели ловить рыбу вместе с отцом, пасти стадо, ремонтировать обувь, пахать, боронить, молотить, а дочери могли готовить пищу, прясть, шить, ухаживать за домашней птицей и другой живностью. С любовью о крестьянских детях писал Л.Н. Толстой в рассказах: «Филиппок», «Котёнок», «Пожар». Своих главных героев Лев Николаевич наделял смекалкой, умом, добротой, трудолюбием, стремлением к знаниям. Понятно, что в крестьянских семьях без таких личных качеств обойтись было сложно, да и не могло быть иначе.

В русском быту много предметов делалось своими руками: мебель, прялки, глиняная и деревянная посуда. Из мебели в избе можно было видеть стол, скамьи, лавки, сундук, полки. Украшали дом самоткаными скатертями, ручниками, половиками, лубочными картинками. Женщины шили и вязали вещи для всей семьи. Хозяйство крестьянское одним домом не ограничивалось, а включало ещё и подворье. Постройки для птицы и домашнего скота строились также из дерева. Впрок заготавливались дрова, сено, урожай. Хранили урожай в погребе: картофель под стеллажами, лук вязали в низки, соления в кадках. Также в погребе лучше сохранялись и скоропортящиеся продукты: молоко, мясо, сало, сыр. Правда, сохранялись продукты хорошо, если помещались в глиняную посуду. Обязательный атрибут крестьянского подворья – плуг и деревянная телега, которые можно назвать основными инструментами в хозяйстве. С лошадью и плугом крестьянин обрабатывал землю, а телега была нужна для перевозки продукции. Фактически крестьянское хозяйство было натуральным, где почти всем обеспечивали себя сами. Крестьянским хозяйствам присущи взаимовыручка и товарообмен.

Современные крестьяне гордятся своими корнями, хотя и зовут их сегодня фермерами. От названия не меняется сущность человека. Ведь именно крестьянский характер помогает лучше понимать природу, держать в руках крепкое хозяйство и ценить землю – кормилицу. Настоящие земледельцы понимают, что земля – это истинное богатство. С любовью и заботой о завтрашнем дне русские крестьяне обрабатывают землю, не позволяя ей оскудевать. Они точно знают, что на их земле будет расти пшеница, сады, лён, виноградники, ячмень, овёс. Сознательно отказываясь от иностранных технологий, современные крестьяне понимают, что благодаря сохранению русских традиций земледелия и животноводства, им не будет стыдно перед людьми за качество и безопасность урожая.

Ответ оставил Гость

Древний Египет и государства Месопотамии имели много общих черт в развитии, но также и отличительных.Древниеегиптяне создали бюрократическую государственную систему, в конечномитоге отразившую их социальную систему. В Месопотамии, при некоторойсхожести, все-таки было более разнообразное социальное устройство,приведшее к децентрализованной политической системе.Археологическиесвидетельства доказывают, что наиболее очевидные общие чертыпроявлялись в том, что в обществах Древнего Египта и Месопотамии верили взагробную жизнь, каждая культура имела уникальную письменность изначительно проявила себя в искусствах и науках, повлиявших на культурувсего человечества в будущем.В Месопотамии в отличие от Египта небыло сезонных разливов Тигра и Евфрата, что привело к созданиюирригационной системы. В некоторой степени это объясняет негативноепредставление о загробной жизни и вообще боги в культурах Месопотамии неявлялись идеализированными персонажами. В Египте, расположенном наплодородных почвах Нильской Долины, напротив, Вселенную рассматриваликак гармоничное устройство. Загробная жизнь – самое желанное и священноепутешествие для каждого египтянина, готовившегося к нему на протяжениивсей жизни.Шумерийцы, аккадцы, вавилоняне, жившие в государствахМесопотамского региона, полагали, что не стоит разочаровывать богов ирелигия, таким образом, состояла именно в службе богам, играя, конечно,более важную роль в высших структурах. Священники в месопотамскихобществах имели большую важность, чем в Египте.Возвращаясь кобщему, стоит отметить, что и Древний Египет и Месопотамия имелисоциальную трехчленную иерархическую систему – царь, священники,чиновники. Согласно законам Хаммурапи = свободные землевладельцы,содержащие высшую власть, священников и чиновников; зависимые фермеры иремесленники; рабы, обычно из военнопленных. Главного священника вШумере и Аккаде воспринимали также как и царя (лугаль). Священники вЕгипте, как правило, не участвовали в политической жизни, в отличие отсвященников в Месопотамии.В Египте чиновники выбирались издостойных кандидатов, тогда как месопотамских государствах чиновничьядолжность являлась наследственной.Несмотря на доминирующуюпатриархию в Шумере и Аккаде, Вавилонии женщины изначала имели некоторыеправа. Они могли владеть землей, торговать, управлять делом, хотя,конечно, воспитание детей являлось главной задачей. С развитиемсельского хозяйства, возвышением среднего класса, в конечном счете, онипотеряли свои социальные статусы. В любом случае в Египте женщиныобладали большими правами, включавшие и собственность и правонаследования



Рассказать друзьям