Художественная культура возрождения. Художественная культура эпохи возрождения Мир художественной культуры возрождения кратко

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Мир художественной культуры Возрождения

Цели: охарактеризовать тенденции развития европейского искусства в XVI-XVII вв.; определить сходство и различия твор­ческого метода творцов искусства Высокого Возрождения; фор­мировать и развивать умение работать с различными историче­скими источниками, использовать их при подготовке сообщений и презентаций.

Планируемые результаты: познакомиться с культурными до­стижениями эпохи Возрождения; сформировать представление о произведениях искусства изучаемой эпохи; оценить влияние идей гуманистов на творчество деятелей культуры эпохи Возро­ждения; давать развернутые характеристики исторических персо­налий; научиться обосновывать свои суждения; работать с допол­нительными источниками информации, создавать презентации; развивать межпредметные связи с курсом литературы, мировой художественной культуры.

Отношения , ценности , внутренние установки: дать оценку дея­тельности творцов искусства эпохи Возрождения, нравственным ценностям, которыми они руководствовались; выразить свое от­ношение к произведениям искусства эпохи Возрождения.

Оборудование: карта «Европа в XVI-XVII вв.», мультимедийное оборудование, портреты деятелей культуры эпохи Возрождения, репродукции картин, пакет с тестовыми заданиями.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Ход урока

    Организационный момент

    Актуализация опорных знаний

Сообщения учащихся о жизни и взглядах гуманистов Нового времени.

(Коллективное обсуждение сообщений. Выполнение тестовых заданий.)

    Перу Эразма Роттердамского принадлежит сочинение:

    «Похвала мудрости» 3) «Похвала глупцам»

    «Похвала Глупости» 4) «Похвала глупцов»

    Ф. Рабле 3) М. Монтень

    Т. Мор 4) Дж. Морелли

    Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» написал:

    М. Сервантес 3) Т. Мор

    М. Монтень 4) Ф. Рабле

    Дословный перевод слова «утопия»:

    лучшее место 3) земля будущего

    новое место 4) место, которого нет

    Роспись Сикстинской капеллы в Ватикане была поручена:

    Микеланджело

    Леонардо да Винчи

    Рафаэлю

    Гансу Гольбейну Младшему

    Лордом-канцлером Английского королевства был:

    Эразм Роттердамский 3) Ф. Рабле

    Т. Мор 4) М. Монтень

    Термин «утопия» ввел:

    Т. Мор 3) Ф. Кампанелла

    Ф. Рабле 4) Н. Макиавелли

    Томас Мор жил в:

    Германии 3) Нидерландах

    Франции 4) Англии

(Проверка выполнения заданий.)

    Мотивационно-целевой этап

XVI-XVII вв. были эпохой гуманизма. Идеалы ученых-гума- нистов нашли свое отражение и в произведениях художественной культуры эпохи Возрождения. Этот период назвали эпохой ти­танов. Какой вклад в мировую художественную культуру внесли творцы эпохи Возрождения? Выясним это в ходе нашего урока. Тема урока: «Мир художественной культуры Возрождения». План урока

    Эпоха титанов.

    Северное Возрождение. «Мужицкий живописец».

    Леонардо да Винчи из Германии.

    На пути к бессмертию Работа по теме урока

    «Какое чудо природы человек!»

Презентация учащихся о деятелях культуры Возрождения (У. Шекспир и М. Сервантес).

    Работая с § 8-9 учебника (с. 75-77), заполните таблицу.

Деятель

Страна

Произведения

Содержание творчества

Уильям

Шекспир

(1564-1616)

Англия

«Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир» и др.

Комедии Шекспира поражают своей живостью, искрящимся остроумием. В его трагедиях много прекрасных, мудрых и гордых людей. Герои любят и страдают, совершают ошиб­ки, разочаровываются, борются за свое счастье и чаще всего в этой борьбе проигрывают

Мигель

Сервантес

(1547-1616)

Испа­

ния

«Дон Кихот»

За внешне смешными поступ­ками безумного Дон Кихота - мудрость, благородство и че­ловечность; последний рыцарь добра в мире несправедливости помогает людям стать немного лучше

    Эпоха титанов

Леонардо да Винчи

Настоящим памятником того, что представляет собой Леонардо как художник, как ученый, как изобретатель, как инженер, являются его записи. В этих записях огромное количество набросков, рисунков, эскизов, в них неисчерпаемый запас научных идей и технических за­мыслов.

Можно без преувеличения сказать, что нет ни одной отрасли науки, в которой Леонардо не наметил бы новых путей. Его испытующий ум проникал всюду. Во всех отраслях науки делал он попытки повернуть на новую дорогу то, что было сделано до него. Но человечество восполь­зовалось минимальной долей того, что продумал Леонардо, ибо все то, что он писал, осталось погребенным в его записях.

Его литературное наследство, в виде огромного количества кодексов и фолиантов, перешло после его смерти к его ученику Франческо Мель- ци, который выбрал из написанного Леонардо часть того, что относилось к живописи, и сделал из них ту книгу, которая сейчас известна под заго­ловком «Трактаты о живописи». После смерти Франческо драгоценные леонардовские фолианты долгое время лежали заброшенными на чердаке той самой виллыВаприо, где Леонардо в 1506-1512 годах проводил так много счастливых дней. Потом они были расхищены. В продолжение веков эти рукописи, целыми кодексами и отдельными листками, гуляли по свету. Сейчас они сосредоточиваются по разным европейским храни­лищам. Часть их уже издана, и все они тщательным образом изучаются. Но пока они лежали под спудом, научная мысль продолжала работать, и большая часть открытий и изобретений Леонардо прославила других ученых.

Непосредственным вкладом в науку оказалась лишь малая доля его наследства, которая случайно попала в руки знающих людей в ближай­шие после его смерти годы. Везалий знал анатомические записи Леонар­до, если не целиком, то некоторую часть их. Точно так же знаменитый математик Джироламо Кардано сумел воспользоваться некоторыми ма­тематическими идеями Леонардо.

Леонардо отрицал всякого рода авторитеты. Он совершенно отбра­сывал религиозные критерии, которые в то время еще господствовали в научной области. Он настаивал на том, что всякое научное положение должно быть проверено опытом, и это было основным его методологи­ческим тезисом. Опыт в его глазах был единственной решающей провер­кой научной истины. Поэтому наука с полным правом чтит в Леонардо не только одного из величайших живописцев, но и одного из первых пионеров истинных научных методов.

(Дживелегов А. «Леонардо да Винчи»)

О Давиде Микеланджело Буонаротти

Микеланджело вылепил модель из воска, задумав изобразить в ней в качестве дворцовой эмблемы юного Давида с пращой в руке, с тем, чтобы подобно тому, как Давид защитил свой народ и справедливо им управлял, и правители этого города [Флоренции! мужественно его за­щищали и справедливо им управляли... Мрамор был уже испорчен и из­уродован мастером Симоне, и в некоторых местах его не хватало, чтобы Микеланджело мог сделать то, что он задумал. На поверхности мрамора ему пришлось оставить первые нарезы мастера Симоне, так что и теперь некоторые из них видны, и, конечно, настоящее чудо совершил Микел­анджело, оживив то, что было мертвым.

Между тем случилось так, что Пьер Содерини, взглянув вверх на ста­тую, очень ему понравившуюся, сказал Микеланджело, который в это время ее кое-где отделывал, что нос, по его мнению, у нее велик: Микел­анджело, подметив, что гонфалоньер стоял под самым гигантом и точка зрения его обманывала, влез, чтобы угодить ему, на подмостья у плечей статуи и, поддев резцом, который он держал в левой руке, немного мра­морной пыли с площадки подмостьев, начал постепенно осыпать пыль вниз, работая будто другими резцами, но к носу не прикасаясь. Затем, нагнувшись к гонфалоньеру, который следил за ним, он сказал: «А ну-ка, посмотрите на него теперь». «Теперь мне нравится больше, - сказал гон­фалоньер, - вы его оживили». Микеланджело спустился тогда с мостков, про себя над ним подсмеиваясь и сожалея о людях, которые, желая вы­казать себя знатоками, говорят такое, чего сами не понимают. Когда же статую установили окончательно, он раскрыл ее, и поистине творение, это затмило все известные статуи, новые и древние, будь то греческие или римские... с такой соразмерностью и красотой, с такой добротностью закончил ее Микеланджело.

О росписи Сикстинской капеллы

Когда работа была доведена до половины, папа [Юлий II], кото­рый и раньше не раз лазил с помощью Микеланджело по стремян­кам, чтобывзглянуть на нее, потребовал, чтобы ее раскрыли, так как от природы был он торопливым и нетерпеливым и никак не мог до­ждаться, когда она будет завершена, то есть, как говорится, последнего удара кисти.

И, как только ее раскрыли, взглянуть на нее собрался весь Рим и в первую очередь папа, который не мог дождаться, когда уляжется пыль после снятия лесов. Увидев ее, и Рафаэль Урбинский, подражавший весь­ма превосходно, тотчас же изменил свою манеру и тут же написал, дабы показать, на что он способен, пророков и сивилл в Санта Мариа делла Паче; тогда Браманте попытался добиться того, чтобы вторую половину капеллы папа передал Рафаэлю... Но папа, в способностях Микеландже­ло с каждым днем убеждавшийся все больше, пожелал, чтобы он про­должал работу; ибо, увидев работу раскрытой, он рассудил, что вторая половина могла выйти у Микеланджело еще лучше: и действительно, тот и довел работу до конца в совершенстве в течение двадцати месяцев один, даже без помощи тех, кто растирал бы ему краски. Все же приходилось Микеланджело иногда и жаловаться на то, как торопил его папа назойли­выми запросами, когда же он кончит, не давая ему закончить по-своему, как ему хотелось. И на один из многочисленных запросов он однажды ответил, что конец будет тогда, когда он сам будет удовлетворен своим искусством. [Микеланджело] приходилось писать с закинутой вверх головой, и он так испортил себе зрение, что несколько месяцев не мог читать написанное и рассматривать рисунки... Ведь, загораясь с каждым днем все сильнее желанием созидать, накопляя и улучшая созданное, он не замечал усталости и не заботился об удобствах.

(Вазари Дж. «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей, и зодчих»)

«Сикстинская Мадонна» Рафаэля

«Сикстинская Мадонна» была заказана Рафаэлю как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Это самая знамени­тая картина Рафаэля. Художник создавал ее в 1515-1519 гг. Кажется, что занавес только что раздвинулся и взорам верующих открылось небесное видение - легко ступающая по облаку Дева Мария с младенцем Иису­сом на руках. В картине царит мера. Уравновешенность и гармония. Ее отличают плавные и закругленные линии, мягкий и мелодичный рису­нок, богатство и сочность колорита. Сама Мадонна излучает энергию и движение. Этим произведением Рафаэль создал самый возвышенный и поэтический образ Мадонны в искусстве Ренессанса. Она идет к лю­дям, юная и величавая, что-то тревожное затаив в своей душе; ветер ко­лышет волосы ребенка, и глаза его глядят на нас, на мир с такой великой силой и с таким озарением, словно видит он и свою судьбу, и судьбу все­го человеческого рода. Взгляд ее, направленный сквозь зрителя, полон тревожного предвидения трагической судьбы сына. Лицо Мадонны - воплощение античного идеала красоты в соединении с духовностью христианского идеала. Это не реальность, а зрелище. Недаром же сам художник раздвинул перед зрителями на картине тяжелый занавес. Зре­лище, преображающее реальность в величии вещей, мудрости и красоте, зрелище, возвышающее душу своей абсолютной гармонией, покоряющее и облагораживающее нас.

Этой картине посвящены восторженные строки таких разных пи­сателей и критиков, как В.А. Жуковский, В.Г. Белинский, Н.П. Огарев. Два великих русских писателя, Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский, имели репродукции«Сикстинской Мадонны» в своих рабочих кабинетах. «Од­ной картины я желал быть вечно зритель...» - сказал о ней Пушкин. До­стоевский видел в «Сикстинской Мадонне» высшую меру человеческого благородства, высочайшее проявление человеческого гения.

Деятель

Страна

Произведения

Содержание творчества

Леонардо да Винчи (1452-1519)

Италия

«Мадонна Литта», «Джо­конда», «Тай­ная Вечеря» и т. д.

Леонардо был гениальным жи­вописцем и проницательным исследователем. Длительные опыты научили его изображать объем тончайшими оттенками, игрой света. Он смог показать мир, недоступный фантазии простого смертного

Деятель

Страна

Произведения

Содержание творчества

Микел­

анджело

Буонарроти

(1475-1564)

Италия

«Давид», «Моисей», «Пьета», роспись Сик­стинской ка­пеллы, купол храма Святого Петра в Риме ИТ. д.

Считал скульптуру «первым из искусств», лучше всех про­славляющим человека, его красоту. «Давид» должен был напоминать властям о спра­ведливом управлении и муже­ственной защите города. Роспись купола Сикстинской капеллы представляет собой несколько сюжетов из Книги Бытия

Рафаэль

Санти

(1483-1520)

Италия

«Мадонна Ко-

нестабиле»,

«Сикстинская

мадонна»,

«Афинская

школа» и т. д.

Мир на картинах Рафаэля выглядит совершенным и пре­красным, гармоничным и спо­койным

    Северное Возрождение. «Мужицкий живописец»

Презентация учащихся о деятелях культуры Возрождения (Питер Брейгель Старший).

Деятель

Страна

Произведения

Содержание творчества

Питер Брейгель Старший (Мужицкий) (между 1525 и 1530-1569)

Нидер­

ланды

«Крестьянский танец», серия «Времена года» («Жатва», «Воз­вращение охот­ников»)

Прозван Мужицким за лю­бовь к изображению про­столюдинов и народных сцен. В неловких движениях и неуклюжих фигурах персо­нажей Брейгеля Старшего, их простоватых лицах угады­вается сила и мощь народа

4. Леонардо да Винчи из Германии

Презентация учащихся о деятелях культуры Возрождения (Альбрехт Дюрер).

- Работая с § 8-9 учебника (с. 83-85), заполните таблицу.

Деятель

Страна

Произведения

Содержание творчества

Альбрехт

Дюрер

(1471-1528)

Герма­

ния

Автопортрет, серия «Апока­липсис»

Утверждал гуманистиче­ское понимание личности, чувство собственного досто­инства, стремление видеть в художниках не ремеслен­ников, а мыслителей

    Работая с § 8-9 учебника (с. 81-83), заполните таблицу На пути к бессмертию

Примерное содержание ответа

Как и в живописи и скульптуре, в музыке произведения стали обращаться к человеческим чувствам. Широкое развитие и рас­пространение получают светские произведения. Правила хоро­шего тона предписывали молодежи из состоятельных семей уметь играть на музыкальных инструментах.

    Живописцы истины

Презентация учащихся о деятелях культуры Возрождения (Ганс Гольбейн Младший, Рембрант, Веласкес).

    Работая с § 8-9 учебника (с. 87-90), заполните таблицу.

Деятель

Страна

Произведения

Содержание творчества

Ганс

Гольбейн

Младший

(1497-1543)

Герма­

ния

Портреты Генриха VIII, Эразма Рот­тердамского, иллюстрации к «Похвале Глу­пости»

За непроницаемостью и урав­новешенностью образов людей отчетливо проступает индивидуальность, сложность и противоречивость человече­ской натуры

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)

Нидер­

ланды

«Возвраще­ние блудного сына», «Порт­рет старика в красном» и т. д.

Рембрандт старался передать на полотне душевное состоя­ние человека, умело подмечал особенности, характерные жесты и позы

Диего

Веласкес

(1599-1660)

Испа­

ния

Портреты

испанской

аристократии,

«Завтрак»,

«Пряхи»

Художник точно воспроиз­водит детали одежды, позы придворной знати, характер своих персонажей. Картины, посвященные простому на­роду, отражают благородство тружеников

    Закрепление изученного материала

    Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

    Назовите литературные произведения раннего Нового вре­мени. («Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Дон Кихот» и др.)

    Почему Возрождение называют эпохой титанов? (Многих творцов искусства этого периода природа щедро наделила универсальными талантами.)

    Чем был известен Лоренцо Великолепный? {Лоренцо Вели­колепный сочинял веселые танцевальные мелодии для народных празднеств. Почему Питер Брейгель Старший получил прозвище «Му­жицкий живописец»? {За любовь к изображению простолю­динов и народных сцен.)

    Подведение итогов урока

Эпоха Возрождения внесла огромный вклад в мировую худо­жественную культуру. Произведения великих мастеров литерату­ры, живописи, скульптуры и музыки стали образцом для подража­ния и источником для творчества последующих поколений. Они составляют сокровищницу человечества.

Возрождение хронологически делится на 4 этапа: 1) Проторенессанс (Предвозрождение) - XIII в. (двухсотые годы - дученто) и
XIV в. (трехсотые годы - треченто); 2) Раннее возрождение - XV в. (кват-роченто); 3) Высокое возрождение - 80-е гг. XV в. - 30-е гг.
XVI в. (чинквиченто); 4) Позднее возрождение - до конца XVI в.

В конце XIV - начале XV вв. в Европе, а именно - в Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения (Ренессанс). Термин «Возрожде-ние» указывал на связь новой культуры с античностью. Эпоха Возрождения характеризовалась многими очень значительными переменами в умонастроениях людей по сравне-нию с периодом Средневековья. С разрушением старых феодально-религиозных представлений и с созданием новой системы ценностей, соответствовавшей за-рождавшейся буржуазной эпохе, был связан и антропоцентризм. Центром ми-роздания объявлен человек, понимаемый как часть природы и наи-более совершенное ее творение. Человек как мера всех вещей, как героическая, независимая, всесторонне развитая личность, как творческая сила в борьбе с натурой и гнетом церковно-феодального принуждения. Этот лейтмотив находит яркое отражение во всех отраслях искусства.

У истоков Возрождения («Раннего Возрождения») в Италии стоял великий Данте Алигьери, автор «Комедии», которую потом-ки, выражая свое восхищение, назвали «Божественной комедией». Всемирную известность получили сонеты Франческа Петрарка (1304-1374) на жизнь и смерть мадонны Лауры. Последователь Петрарки - Джованни Боккаччо (1313-1375), автор «Декамерона», собрания реалистических новелл, объединенных общим гу-манистическим идеалом и представляющих единое целое. Знаме-нитые поэты Возрождения создали итальянский литературный язык. Их сочинения еще при жизни получили широкую извест-ность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы.

Для Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись, которая на время ста-новится ведущим видом искусства, изображает прекрасных, совер-шенных людей. Живопись Раннего Возрождения представлена творчеством Боттичелли (1445-1510), Джотто (1266-1337), Мазаччо (1401-1428). Одним из наиболее известных скульпторов того времени был Донателло (1386-1466), автор ряда реалистических работ портретного типа, впервые вновь после античности пред-ставивший в скульптуре обнаженное тело. Крупнейший архитек-тор Раннего Возрождения - Брунеллески (1377-1446). Он стре-мился сочетать элементы древне-римского и готического стилей, строил храмы, дворцы, капеллы.

На смену Раннему Возрождению пришло Высокое Возрожде-ние - время наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии. Именно тогда с наибольшей полнотой и силой выска-заны идеи о чести и достоинстве человека, его высоком предна-значении на Земле. Титанами Высокого Возрождения назвали Леонардо да Винчи (1456-1519), Рафаэль Санти (1483-1520), Ми-келанджело Буонаротти (1475-1564).

Гуманистическое движение признано общеевропейским явлением. В XV в. гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распрост-раняется по всем западноевропейским странам. Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, свои национальные достижения, своих лидеров.

В Германии идеи гуманизма становятся известны в середине XV в., оказывая сильное влияние на университетские круги и про-грессивную интеллигенцию. Выдающимся представителем немец-кой гуманистической литературы был Иоганн Рейхлин (1455- 1522), стремившийся показать божественное в самом человеке. Он автор знаменитого сатирического произведения «Письма темных людей», в котором выведена вереница невежественных, темных людей - магистров и бакалавров, имеющих, между прочим, уче-ные степени. В период Реформации выделялся талантливый поэт Ганс Сакс (1494-1576), написавший множество назидательных басен, песен, шванков и др.

Расцвета достигло изобразительное искусство. В этой области работали знаменитый живописец и гравер Альбрехт Дюрер (1471- 1528) - основатель и крупнейший представитель немецкого Воз-рождения, «северный Леонардо да Винчи», художники Ганс Голь-бейн Младший (1497-1543), Лукас Кранах Старший (1472-1553).

Крупнейшим представителем культуры Возрождения в Нидер-ландах был Эразм Роттердамский (1496-1536). Значение произ-ведений этого великого гуманиста и просветителя, в том числе его знаменитой «Похвалы глупости», для воспитания свободомыслия, критического отношения к схоластике, суеверию поистине нео-ценимо. Сатирические произведения его получили широчайшую известность в Германии, Франции, Испании, Англии. Превосход-ные по форме, глубокие по содержанию, они вот уже не одно сто-летие находят своего читателя.

В Англии средоточением гуманистических идей считался Окс-фордский университет, в котором читали лекции передовые уче-ные того времени - Гросин, Линакр, Колет. Развитие гуманисти-ческих воззрений в сфере социальной философии связано с име-нем Томаса Мора (1478-1535), автора «Утопии», представившего на суд читателя идеальное, по его мнению, человеческое общество. Величайшая фигура английского Возрождения - Вильям Шекспир (1564-1616), создатель всемирно известных трагедий «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», исторических пьес «Генрих IV», «Ричард III», сонетов.

Возрождение в Испании носило более противоречивый харак-тер, чем в других европейских странах: многие гуманисты здесь не выступали против католицизма и католической церкви. Ши-рокое распространение получили рыцарские романы, а также плу-товские. В этом жанре впервые выступил Фернандо де Рохас, ав-тор известной трагикомедии «Селестина» (написана ок. 1492- 1497). Эту линию продолжил и развил великий испанский писатель Мигель де Сервантес (1547- 1616), автор бессмертного «Дон Кихота», писатель-сатирик Франсиско де Кеведо (1580 - 1645), создавший знаменитый роман «История жизни пройдохи». Основоположник испанской национальной драмы - великий Лопе де Вега (1562-1635), автор более чем 1800 литературных произве-дений, в том числе таких как «Собака на сене», «Учитель танцев».

Значительного успеха достигла испанская живопись. Особое место в ней занимают Эль Греко (1541-1614) и Диего Веласкес (1599-1660), чье творчество оказало огромное влияние на разви-тие живописи в европейских странах.

Во Франции гуманистическое движение начинает распростра-няться только в начале XVI в. Выдающийся представитель фран-цузского гуманизма - Франсуа Рабле (1494-1553), автор сатири-ческого романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». В центре поэтичес-кой тематики - романтические чувства, воспевание любви. Показательны в этом плане сонеты Пьера Ронсара (1524-1580), прозванного «принцем поэтов», оказавшего очень сильное влия-ние на развитие поэзии в целом. Крупнейшим представителем культуры Франции XVI в. был Мишель де Монтень (1533-1592). Основное его произведение - «Опыты» - представляло собой раз-мышления на философские, исторические, этические темы.

Таким образом, Ренессанс подарил мировой культуре огром-ную плеяду талантливых ученых, деятелей литературы и искус-ства. Среди них: философы и ученые - Николай Кузанский, Пикоделла Мирандола, Бруно, Галилей, Макиавелли, Кампанелла, Монтень, Мюнцер, Кеплер, Парацельс, Коперник; писатели и поэты - Данте, Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Э. Роттердамский, Рабле, Сервантес, Шекспир; выдающиеся архитекторы, скульпто-ры, живописцы - Н. Пизано, Донателло, А. Росселино, С. Бот-тичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Микеланджело, X. Босх, А. Дюрер и др.

Однако в культуре Возрождения, наряду с прогрессивными эле-ментами гуманизма и реализма, присутствуют средневековые пе-режитки. Достаточно вспомнить о большой роли, которую в те-чение всего Ренессанса играли теология и схоластика. Для того, чтобы проникнуть в существо культуры и искусства этой эпохи, нужно ясно представить себе противоречия и контрасты, из которых она соткана, - противоречия свободы и рабства, рациона-лизма и магии, чувственности и аскетизма.

В развитии художественной культуры периода Ренессанса традиционно выделяют два неравных по времени этапа: Раннее (XV в.) и Высокое Возрождение (конец XV в. до 30-х гг. XVI в. для Центральной Италии и почти весь XVI в. для Венеции). Но этапу Раннего Возрождения предшествовало Предвозрождение (конец XIII - XIV в.) длиною больше века, в течение которого происходило накапливание и апробирование новых элементов в искусстве.

В эпоху Возрождения изменился статус художника. Средневековое искусство было анонимным, художник был не автором, а транслятором божественного замысла. Теперь художник самостоятелен в своих творческих поисках, он становится автором своего творения. Повышается его общественный статус и престиж. Он становится лицом, узнаваемым и уважаемым в обществе. Возросший спрос на произведения художественной культуры делают его труд востребованным, что способствует улучшению его материального благосостояния. Художник эпохи Возрождения стремится стать человеком «универсальным», попробовать свои силы в разных видах искусства. Так, Микеланджело Буонаротти был живописцем, скульптором, архитектором и поэтом.

Универсальность вела к стиранию граней между различными областями человеческого знания. Ярким примером этого является личность Леонардо да Винчи, посвятившего свою жизнь поиску в равной степени истины и красоты. Он добился высочайших результатов как в искусстве, став автором знаменитых работ «Джоконда», «Тайная вечеря» и др., так и в науке, сделав немало открытий в математике и механике.

Одной из основных характеристик искусства Возрождения является подражание природе. Но подражание не поверхностное, а точное, возможное только при помощи научных знаний. Чтобы полно и точно отражать природные формы, художник должен знать закономерности природы. От него требуется передать черты человека и (в меньшей степени) природы в их естественном (реалистическом) виде. Для достижения эффекта естественности художники вооружаются циркулем, линейкой, лупой, занимаются геометрией, оптикой, анатомией. Математическое обоснование пропорций изображаемого становится обязательным элементом начальной работы художника, скульптора, архитектора.

Источник

Леон Баттиста Альберти («Три книги о живописи». Книга третья) :

«Я утверждаю, что задача живописца заключается в следующем: на любой данной ему доске или стене так очертить линией и окрасить цветами подобия видимых поверхностей любого тела, чтобы они на определенном расстоянии и при определенном положении центра казались выпуклыми и во всем подобными этим телам. Цель живописи - снискать художнику благодарность, расположение и славу в гораздо большей мере, чем богатство. И живописцы этого достигнут, когда картина их будет восхищать взоры и душу всякого, кто на нее смотрит, а как эго делается, мы сказали выше, когда рассуждали о композиции и об освещении. Но мне хотелось бы, чтобы живописец был хорошим человеком и обученным полезным наукам; иначе он всего этого не сумеет должным образом охватить. Ведь всякий знает, насколько доброта человека куда больше способна привлечь к себе расположение граждан, чем любая сноровка или искусство, и никто не сомневается в том, что расположение многих весьма содействует славе, а также и заработку художника».

Целью художника эпохи Возрождения было подражание не просто природе, а идеальной природе, являющейся высшим образцом красоты. Воплощением этого идеала становится человеческое тело. Стремление соединить реальное и идеальное, материальную и духовную красоту - еще одна особенность искусства Возрождения.

Впервые новые приемы художественного отражения мира проявились в творчестве художника Предвозрождения Джотто. Он первым решился на разрыв с иконографическими византийскими традициями. В своем творчестве он исходил из принципов оптической закономерности. Пытался передать глубину пространства, используя различные приемы: композиционное оформление в виде сцены, ориентированной на зрителя, введение элементов архитектуры, изображение фигур подчеркнуто объёмными, соотнесенность их пропорции с реальным человеческим телом. Его главным достижением стало введение в практику живописи приема светотени.

Раннее Возрождение представлено творчеством Брунеллески, Мазаччо, Донателло. Скульптор и архитектор Брунеллески реабилитировал светскую архитектуру. Элементы античного ордера были переосмыслены им как декорация. Благодаря ему широкое распространение получило использование типа лоджий с полукруглыми арками и тонкими колоннами в архитектуре внутренних ренессансных дворцов - палаццо. Мазаччо первым применил прием прямой {линейной) перспективы , создавая в своих картинах иллюзию уходящего вдаль пространства. Скульптору Донателло принадлежит возрождение жанра круглой статуи , не связанной с архитектурой.

Искусство Высокого Возрождения полнее всего выразилось в творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело, олицетворявших интеллект, гармонию, мощь. Открытием Леонардо да Винчи стало сфумато - нежная дымка светотени, создающая иллюзию дрожания воздуха над нагретым солнцем человеческим телом. Его пейзаж часто называют лунным из-за явного противоречия между крайней реалистичностью человеческого тела в его мельчайших деталях и схематической пустотой скалистых пространств. Творчество Рафаэля Санти - максимальное выражение умений ходожников XVI в. в передаче психологии человека, его настроения и чувств. В творчестве Микеланджело уже можно заметить трагическое разрушение гармонии (прежде всего вследствие используемой им «диагональной» композиции). Именно Микеланджело считают предтечей новых стилей, появившихся в XVI и XVII вв., - маньеризма и барокко.

В своих художественных экспериментах маньеристы попытались создать новую эстетику, разрушающую нормативность и единообразие Возрождения. Отказ от гармонии, строгости и монументальности в пользу дисгармонии, эффектности, экзальтированности (на смену контрапосту пришла змеевидная фигура, как бы извивающаяся в непрерывном движении вокруг своей оси) был несоизмеримой по значимости и силе воздействия попыткой противопоставить себя «титанам Возрождения».

На развитие театрального искусства эпохи Возрождения большое влияние оказали античная драматургия с ее главной темой противостояния человека и судьбы и народная смеховая культура Средневековья, с ее интересом к жизни и быту простонародья, историчностью, тяготением к эстетике грубого слова. Наиболее интересны поиски итальянского театра комедии дель арте (XVI в.) и английского театра У. Шекспира.

Музыкальная культура эпохи Возрождения находилась под мощным влиянием народной музыки. В ней появляются новые жанры: фроттола, вилланелла, мадригал в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии. Возникли национальные школы инструментальной музыки (лютня, орган). На закате эпохи Возрождения зародились сольное пение и оратория, что впоследствии привело к появлению оперы.

В искусстве Северного Возрождения (Германия, Нидерланды, Франция) светский компонент культуры, связанный с Античностью, не получил широкого распространения. Основу этой модели культуры составляло религиозное мировоззрение, поэтому художники не отказались от средневекового символизма, условности, но переосмыслили их под влиянием итальянского Возрождения. Одним из главных элементов мировоззрения

Северного Возрождения стал христианский пантеизм, в котором отождествляются Бот и Природа.

Художники итальянского и Северного Возрождения по-разному понимали красоту. Если для итальянцев красота - это идеал, к которому нужно стремиться, то для немцев - это естественность и духовность. В итальянском Возрождении ведущее место занимала эстетика, в северном - этика. Ведущими жанрами Северного Возрождения были пейзаж и портрет. В работах немецких художников А. Дюрера, Л. Кранаха, А. Альтдорфера важную роль играл пейзаж, подчеркивавший красоту природы. В немецком портрете художник стремился передать эмоциональную выразительность образа. Развитие получил также бытовой жанр, прежде всего в Нидерландах (Питер Брейгель Старший).

Итальянское и Северное Возрождение - это две стороны единого целого - модели новоевропейской культуры. Разными средствами они решали единые задачи - раскрепощение человека, развитие его творческого потенциала и создание условий для самосовершенствования.

Резюме

В XIV-XVI вв. в европейской культуре складывается новая модель. Формированию новой культурной эпохи способствовал комплекс экономических, политических, социальных и духовных предпосылок, а также результаты географических и научных открытий. В основе мировоззрения новой культурной модели - гуманизм, основанный на антропоцентризме. Итальянский гуманизм называют «гражданским гуманизмом», а в Северном Возрождении получил развитие «религиозный гуманизм». Искусство эпохи Возрождения признавалось главным видом духовной творческой деятельности. Целью художника эпохи Возрождения было подражание идеальной природе. Мастера эпохи Возрождения обогатили художественную практику теорией линейной перспективы, передачей световоздушной оболочки, достижением эффекта осязательности с помощью светотени и градациями цвета. Поиски средств художественного выражения характеризовали также литературу, театр и музыку. Несмотря на разные эстетические идеалы итальянского и Северного Возрождения, они стали разными практиками реализации художественного идеала новоевропейской культуры.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Почему, на ваш взгляд, именно Италия стала колыбелью Возрождения? Какие исторические, экономические, политические и культурные факторы этому способствовали?
  • 2. В чем состояла философия гуманизма? Какие положения гуманистов эпохи Возрождения кажутся вам актуальными сегодня и почему?
  • 3. В чем общее и особенное итальянского и Северного Возрождения?
  • 4. Как вы можете сформулировать идеальный тип человека эпохи Возрождения?
  • 5. В чем специфика художественного восприятия эпохи Возрождения?
  • 6. Что объединяет и что отличает скульптуры «Давид» Донателло и «Давид» М1 шел анджело?

Задание

Ознакомьтесь с фрагментом из следующего источника: Пако делла МираидолаДж. (1463-1494) «Речь о достоинстве человека» [Человек - свободный творец самого себя], и ответьте на приведенные ниже вопросы.

«Я прочитал, уважаемые отцы, в писании арабов, что когда спросили Абдаллу Сарацина, что кажется ему самым удивительным в мире, то он ответил, что ничего нет более замечательного, чем человек. Этой мысли соответствуют и слова Меркурия: “О, Асклепий, великое чудо есть человек!” Когда я размышлял о значении этих изречений, меня не удовлетворяли те многочисленные аргументы в пользу превосходства человеческой природы, которые приводят многие: человек есть посредник между всеми созданиями, близкий к высшим и господин над низшими, истолкователь природы в силу проницательности ума, ясности мышления и пытливости интеллекта, промежуток между неизменной вечностью и текущим временем, узы мира, как говорят персы, Гименей, стоящий немного ниже ангелов, по свидетельству Давида.

Все это значительно, но не главное, что заслуживает наибольшего восхищения. Почему же мы не восхищаемся в большей степени ангелами и прекрасными небесными хорами? В конце концов, мне показалось, что я понял, почему человек является самым счастливым из всех живых существ и достойным всеобщего восхищения и какой жребий был уготован ему среди всех прочих судеб, завидный не только для животных, но для звезд и потусторонних душ. Невероятно и удивительно! А как же иначе? Ведь именно поэтому человека по праву называют и считают великим чудом, живым существом, действительно достойным восхищения. Но что бы там ни было, выслушайте, отцы, и снисходительно простите мне эту речь.

Уже всевышний Отец, Бог-творец создал по законам мудрости мировое обиталище, которое нам кажется августейшим храмом божества. Паднебесную сферу украсил разумом, небесные тела оживил вечными душами. Грязные и засоренные части нижнего мира наполнил разнородной массой животных. Но, закончив творение, пожелал мастер, чтобы был кто-то, кто оценил бы смысл такой большой работы, любил бы ее красоту, восхищался ее размахом. Поэтому, завершив все дела, как свидетельствуют Моисей и Тимей, задумал, наконец, сотворить человека. Но не было ничего ни в прообразах, откуда Творец произвел бы новое потомство, ни в хранилищах, что подарил бы в наследство новому сыну, ни на скамьях небосвода, где восседал сам Созерцатель вселенной. Уже все было завершено; все было распределено но высшим, средним и низшим сферам. Но нс подобало отцовской мощи отсутствовать в последнем потомстве, как бы истощенной, не следовало колебаться его мудрости в необходимом деле из-за отсутствия совета, не приличествовало его благодетельной любви, чтобы тот, кто в других должен был восхвалять божескую щедрость, вынужден был осуждать ее в самом себе. И установил, наконец, лучший Творец, чтобы для того, кому не смог дать ничего собственного, стало общим все то, что было присуще отдельным творениям. Тогда принял Бог человека как творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал: “Нс даем мы тебе, о, Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел но собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя пи небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные. О, высшая щедрость Бога-отца! О, высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть гем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет! Звери, как только рождаются, от материнской утробы получают все то, чем будут владеть потом, как говорит Луцилий. Высшие духи либо сначала, либо немного спустя становятся тем, чем будут в вечном бессмертии. Рождающемуся человеку Отец дал семена и зародыши разнородной жизни и соответственно тому, как каждый их возделает, они вырастут и дадут в нем свои плоды. И если зародыши растительные, то человек будет растением, если чувственные, то станет животным, если рациональные, то сделается небесным существом, а если интеллектуальные, то станет ангелом и сыном Бога. А если его не удовлетворит судьба ни одного из творений, то пусть возвратится к центру своего единообразия и, став единым с Богом-духом, пусть превосходит всех в уединенной мгле Отца, который стоит над всем...”».

Вопросы :

  • 1. В чем Пико делла Мирандола видит главное отличие человека от других творений Бога?
  • 2. Что является, по мысли философа, исключительной привилегией человека?
  • 3. Прочитайте мнение современного исследователя и ответьте на приведенный ниже вопрос:

«...Чем более укреплялась цивилизация, тем чаще отдельным индивидам закрадывалось в голову подозрение, что творят они сами, с минимальной поддержкой таинственных сил извне или вовсе без подобной помощи. По об этом лучше было молчать - культура не была готова спокойно отнестись к такой ереси. С торжеством монотеизма слово “Создатель” стало званием божества и писалось с большой буквы. Со времен Аристотеля то, что мы сейчас именуем творчеством, было принято называть “мимезис” - подражание. Ни Данте, ни Петрарка нс смели, нс умели назвать себя творцами. Нужно было стечение множества обстоятельств, чтобы в экзальтированной атмосфере реиессанской Флоренции Пико делла Мирандола мог решиться на то, чтобы - оставив за божеством акт творения мира и человека - от имени божества все остальное передать самому человеку: “Сам определишь свою натуру в соответствии с твоей свободной волей”» (Глазычев В. Л. Эволюция творчества в архитектуре. М.: Стройиздат, 1986. С. 5).

Какие обстоятельства позволили Пико делла Мирандола прийти к такому выводу?

Темы для эссе и проектов

  • 1. Проблема человека в философии итальянских гуманистов.
  • 2. Идеальный правитель Макиавелли.
  • 3. Образ эпохи Возрождения в трудах Я. Буркхардта.
  • 4. Критики эпохи Возрождения (концепции Н. Бердяева, 11. Флоренского, М. Алпатова, А. Лосева).
  • 5. Северное Возрождение: люди и идеи.

Литература

  • 1. Андреев , М. Л. Культура Возрождения / М. Л. Андреев // История мировой культуры: наследие Запада: Античность, Средневековье, Возрождение / под ред. С. Д. Серебряного. - М.: Изд-во РГГУ, 1998.
  • 2. Буркхардт, Я. Культура Италии в эпоху Возрождения / Я. Буркхардт: пер. с нем. и послесл. А. Е. Махова; науч. ред., предисл. и коммент. К. А. Чекалова. - М.: Иптрада, 2001.
  • 3. Вестник истории, литературы, искусства / РАН (Отделение историко-филологических наук). - Т. 1. - М.: Наука, 2005. - С. 84-97.
  • 4. Дживелегов, А. К. Творцы итальянского Возрождения: в 2 кн. / А. К. Дживе- легов. - М.: Терра - Кн. клуб; Республика, 1998.
  • 5. Кустодиева , Т. К. Итальянское искусство эпохи Возрождения XIII-XVI века / Т. К. Кустодиева. - Л.: Искусство, 1985.
  • 6. Тарное , Р. История западного мышления: пер. с англ. / Р. Тарнас. - М.: Крон- Пресс, 1995.
  • Эстетика Ренессанса: в 2 т. Т. 2 / сост. В. П. Шестаков. М.: Искусство. 1981. С. 333-
  • История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5 т. Т. 1. М. : Изд-воАкад. художеств СССР, 1962. С. 506-514.

Культура эпохи Возрождения
Введение:
1. Предпосылки возникновения новой культуры
2. Общая характеристика великой эпохи
3. Этапы развития Возрождения
4. Гуманистическая мысль и представители эпохи Возрождения
5. Натурфилософия эпохи Возрождения
Введение
Возрождение - эпоха в истории культуры и искусства, отразившая начало перехода от феодализма к капитализму . В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, прежде всего в Италии, однако аналогичные процессы протекали в Восточной Европе и в Азии. В каждой стране данный тип культуры имел свои особенности, связанные с ее этническими характеристиками, специфическими традициями, влиянием других национальных культур. Возрождение связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания. Итальянские гуманисты XV века ориентировались на возрождение античной культуры, мировоззренческие и эстетические принципы которой были признаны идеалом, достойным подражания. В других странах такой ориентации на античное наследие могло не быть, но сущность процесса освобождения человека и утверждения силы, разумности, красоты, свободы личности, единства человека и природы свойственны всем культурам ренессансного типа.
В развитии культуры Возрождения различают следующие этапы: Раннее Возрождение, представителями которого были Петрарка, Боккаччо, Донателло, Боттичелли, Джотто; Высокое Возрождение , представленное Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем, Франсуа Рабле, и Позднее Возрождение , когда обнаруживается кризис гуманизма (Шекспир, Сервантес).
Главная особенность Возрождения - целостность и разносторонность в понимании человека, жизни и культуры . Резкое возрастание авторитета искусства не вело к его противопоставлению науке и ремеслу, а осознавалось как равноценность и равноправность различных форм человеческой деятельности. В эту эпоху высокого уровня достигли прикладные искусства и архитектура, соединившие художественное творчество с техническим конструированием и ремеслом. Особенность искусства Возрождения в том, что оно носит ярко выраженный демократический и реалистический характер, в центре его стоят человек и природа. Красота, гармония, изящество рассматриваются как свойства действительного мира.
В период позднего Возрождения многие его нормы изменились, обнаружились черты кризиса. Обозначился разрыв между искусством и наукой, красотой и пользой, между духовной и физической жизнью человека.
Гуманизм позднего Возрождения обогатился сознанием противоречивости жизни, трагическим мироощущением, что проявилось в творчестве Шекспира, Микеланджело.
В искусстве Возрождения воплотился идеал гармонического и свободного человеческого бытия, питавший его культуру.
1. Предпосылки возникновения культуры
Непосредственные производители в период позднего средневековья находились в тяжелом положении. У лиц, находящихся в личной зависимости от собственника земли, изымалась большая часть производимого продукта.
Социальный гнет, постоянные междоусобицы, страшная эпидемия чумы, унесшая жизнь трети населения Европы - все это вытесняет последние надежды на устройство земной жизни и идеи спасения. Это способствует вытеснению унаследованного христианством от религий востока признания ценности земного бытия, идеи долгой и счастливой жизни как награды за добродетель.
Почву для распространения идеи Возрождения и Реформации подготовил немецкий мистицизм, усиливающий индивидуалистические тенденции в христианстве , во многом преодолевающий общинные принципы церковной организации. Мистицизм часто интерпретируется в магическом смысле, как реальная возможность человека повлиять на вселенские процессы в силу того, что он часть этих процессов, он микрокосмос. В идеологии Реформации Мистицизм, соответственно, понимается лишь как божественная подсказка, выражение воли Святого Духа, обращенной к отдельному индивиду.

2. Общая характеристика великой эпохи.
Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало ХVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Эпоха Возрождения оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.
Сами деятели Ренессанса противопоставляли новую эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры - против варварства, знания - против незнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры и другого знания.
Эпоха Возрождения - это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек - высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса - развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.
Одной из характерных черт духовной атмосферы этого времени стало заметное оживление светских настроений.
Светский характер присущ и такому яркому явлению культуры Возрождения, как гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. Он возник в эпоху Возрождения.
Эпоха Возрождения обращается к античности, особенно к наполненным идеями человечности позднеантичным учениям. Но само понимание человечности существенно перетолковываются. Античный мир оценивал индивида не в его качестве индивида, но как носителя чего-то универсального, например добродетели, а возрожденная античность увидела в индивиде как индивиде уникальное выражение Вселенной, т.е. нечто неповторимое, незаменимое и бесконечно значимое. Человек, словно микрокосм, сам по себе является источником знания , что в нем содержатся некоторые врожденные идеи. Представление о человеке как малом космосе выражено у Анаксимена, Гераклита, Демокрита, Платона. Но человек у греческих философов не равен и не тождественен космосу. Он скорее часть космического порядка.
Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе, ведь «ренессанс» и переводится как «возрождение».
Художники и скульпторы стремились в своем творчестве к естественности, к реалистичному воссозданию мира и человека. Изучались классические статуи и анатомия человека. Художники начали использовать перспективу, отказавшись от плоскостного изображения.
Научные и технические открытия, такие, как изобретение книгопечатания, способствовали распространению новых идей. Постепенно новые идеи овладели всей Европой.
Особое место в духовной культуре этого времени занимает философия, и ей присущи все те черты, о которых было сказано выше. Важнейшая особенность философии Возрождения - антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени . Другая ее характерная черта - создание новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу.
Наконец, если философия Средневековья теоцентрична, то характерная особенность философской мысли Возрождения - антропоцентризм . Человек - не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено космического бытия . Христианство тоже было атнропоцентрично в том смысле, что весь мир понимался как сотворенный Богом прежде всего для человека. Однако специфической чертой религиозного монотеистического мировоззрения была идея обожения, понимаемая в духе христианского мистицизма. Мистицизм заключался в том, что соединение с Богом происходит в результате снисхождения божественной благодати, восприятия божественных энергий в результате настроя духа.
Гуманизм переменил точку зрения. Человек был поставлен в центр как существо, подобное богу в результате его собственных творческих способностей . Антропоцентризм означал замену понятия обожения понятием обожествления человека, его максимального сближения с богом на путях творческой деятельности.
3. Этапы развития Возрождения
Раннее Возрождение
Эпоха Возрождения считается переходной от Средних веков к Новому времени. В этот период происходят изменения в экономической и культурной жизни.
Объединяют культуру различных европейских народов идеи гуманизма. Принцип гуманизма, т.е. высшего культурного и нравственного развития человеческих способностей, наиболее полно выражает основную направленность европейской культуры XIV-XVI вв. Идеи гуманизма захватывают все слои общества - купеческие круги, религиозные сферы, народные массы. Складывается новая светская интеллигенция. Гуманизм утверждает веру в безграничные возможности человека. Личность, могучая и прекрасная, становится центром идеологической сферы.
В период расцвета гуманизма наука, поэзия, архитектура, изобразительные искусства достигли небывалого размаха. Многие властители стали покровителями искусств. Эти люди зачастую сочетали в себе черты чудовищных злодеев и тонких ценителей прекрасного; добро и зло в эпоху Возрождения переплетались самым причудливым образом.
Искусство Возрождения было своеобразным синтезом античной физической красоты и христианской духовности.
Культура Возрождения зародилась в Италии. Итальянское Возрождение делят на четыре этапа: Проторенессанс (Предвозрождение) - вторая половина XIII - XIV века; Раннее Возрождение - XV век; Высокое Возрождение - конец XV - первая треть XVI в.; Позднее Возрождение - конец XVI века.
Высокое Возрождение
В XVI веке в Италии ренессансное искусство вступило в фазу наивысшего расцвета. Искусство Италии в эту пору сложно и противоречиво. В это время происходит высочайший взлет искусства, основанного на традициях гуманистической культуры. И в это же время возникают новые художественные явления, выражающие крушение гуманистических идеалов, породившие маньеризм, который распространяется во многих европейских странах.
Мастера Высокого Возрождения стремились достигнуть в своих произведениях гармонического синтеза наиболее прекрасных сторон действительности.
В период, когда Италия вступила в высшую стадию расцвета, начинается Северное Возрождение. Философской основой Северного Ренессанса был пантеизм, растворявший Бога в природе и наделявший ее божественными атрибутами. Пантеисты считали, что каждый кусочек природы достоин изображения, поскольку в нем есть частица Бога.
Позднее Возрождение. Кризис Гуманизма
Позднее Возрождение характеризуется кризисом идеи гуманизма и сознанием прозаичности складывающегося буржуазного общества. Разочарование гуманистов происходит от грандиозного несоответствия реальности ренессансным представлениям о человеке . К концу XVI в. это разочарование стало повсеместным. Кризис гуманизма вызревал постепенно, возникнув в его глубине. Гуманистическая устремленность выразилась в результатах, неожиданных для самих гуманистов. Так, в первой половине XVI в. публикуется сочинение Коперника о гелиоцентрической системе. Земля перестала быть центром мироздания. Человек стал маленьким и затерялся в бесконечной вселенной.
Кризис гуманизма выразился также в создании утопий.
В искусстве Западной Европы черты кризиса гуманизма сказались в возникновении академизма и маньеризма. Обозначился разрыв между искусством и наукой, красотой и пользой, между духовной и физической жизнью человека. В произведениях художников нарушены принципы равновесия и гармонии, свойственные искусству Высокого Возрождения. Это направление получило название маньеризма. Для зрелого маньеризма характерно стремление отгородиться от жизни, поставить искусство выше реальности.
4. Гуманистическая мысль и представители эпохи Возрождения
Термин «гуманизм» происходит от латинского «humantias», что в переводе означает «человечность». Этот термин употреблял еще в I в. до н. э. известный римский оратор Цицерон. Для него humantias - это воспитание и образование человека в первую очередь, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали называться «гуманитарными» в эпоху Возрождения, и таковыми являются и по сегодняшний день.
Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческо Петрарка (1304-1374). В его творчестве - начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате «О невежестве собственном и многих других» он решительно отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость.
и т.д.................

История эпохи Возрождения начинается в Еще этот период называют Ренессансом. Возрождение сменило в культуру и стало предшественником культуры Нового времени. А закончился Ренессанс в XVI-XVII столетиях, так как в каждом государстве он имеет свою дату начала и финала.

Немного общих сведений

Представителями эпохи Ренессанса являются Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Они стали первыми поэтами, которые возвышенные образы и мысли начали излагать откровенным простонародным языком. Это новаторство было воспринято на ура и имело распространение в других странах.

Ренессанс и искусство

Особенности эпохи Возрождения - это то, что тело человека стало основным началом воодушевления и предметом исследования для художников этого времени. Так, делался акцент на похожести скульптуры и живописи с действительностью. К основным чертам искусства периода Возрождения относится сияние, утонченное владение кистью, игра тени и света, тщательность в процессе работы и непростые композиции. Для художников Ренессанса главными являлись образы из Библии и мифов.

В сходство реального человека с его изображением на том или ином полотне было настолько близко, что вымышленный персонаж казался живым. Об искусстве ХХ столетия этого сказать никак нельзя.

Эпоха Возрождения (кратко основные тенденции ее изложены выше) воспринимала тело человека как бесконечное начало. Ученые и художники регулярно улучшали свои умения и знания, изучая тела индивидуумов. Тогда преобладало мнение, что человек сотворен по подобию и образу Бога. Это утверждение отображало физическое совершенство. Главными и важными объектами искусства Ренессанса были боги.

Природа и красота человеческого тела

Искусство эпохи Возрождения большое внимание уделяло природе. Характерным элементом пейзажей была разнообразная и пышная растительность. Небеса сине-голубого оттенка, которые пронизывали солнечные лучи, что проникали сквозь облака белого цвета, являлись великолепным фоном для парящих существ. Искусство эпохи Возрождения преклонялось перед красотой человеческого тела. Эта особенность проявлялась в утонченных элементах мускулов и тела. Непростые позы, мимика и жесты, слаженная и четкая цветовая палитра свойственны творчеству скульпторов и ваятелей периода Ренессанса. К таковым относятся Тициан, Леонардо да Винчи, Рембрандт и другие.



Рассказать друзьям