Художник водкин биография. Кузьма сергеевич петров-водкин

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Кузьма Петров-Водкин - уникальный художник, творивший на стыке двух эпох, которого современники называли "древнерусским иконописцем, волею случая попавшим в будущее". Произведения живописца были не только отражением настоящего, но и пророчили грядущее, а еще вызывали яростное противостояние мнений и оценок - от восторженных похвал до презрительных насмешек.

1. История происхождения фамилии знаменитого художника

Петровыми", то "Водкиными". А в итоге два прозвища соединили в одну фамилию Петров-Водкин. И Кузьме Сергеевичу, отпечаток этой не слишком почетной фамилии, пришлось нести всю жизнь.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/petrov_vodkin0019.jpg" alt="Вася. (1916).

Следующая работа была нарисована по особому случаю. Как то Кузьма заплыл чуть не на средину Волги, а обратно - не хватило сил. Волей случая, тонущий Кузьма был спасен перевозчиком Ильей Захаровым, который через неделю сам утонул, спасая какого-то бедолагу. И тогда мальчик взял жестяную пластинку и нарисовал качающуюся на волнах лодку, головы тонущих людей, небо и зигзаги молнии, а в углу подписал: “Погибший за других! Вечная тебе память!”. Так Кузьма впервые проявил себя в искусстве живописи.

3. Неудавшийся иконописец

Еще будучи учеником четырехклассного городского училища, юноша познакомился с двумя местными иконописцами. И с интересом наблюдая за тем, как создаются иконы, Кузьма пробует сам написать святой образ масляными красками. Но батюшка не принял его икону: «Уж больно твоя Богородица похожа на реальную бабу с ребенком! И глазами зыркает, словно мужика ищет. Сущее непотребство!» . Эта работа Кузьмы конечно же не сохранилась, а впоследствии к этому образу он обращался не единожды.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/petrov_vodkin0001.jpg" alt="Портрет матери.

Мать художника была горничной в доме купцов Казарьиных, и однажды ей удалось показать рисунки своего одаренного сына архитектору Мельцеру, которые его очень заинтересовали. Вскоре архитектор увез Кузьму в Петербург, где тот начал обучаться в Центральном училище технического рисования. А за учебу и проживание оплачивали все те же Казарьины - по 25 рублей ежемесячно.

В 1897 году Петров-Водкин переехал в Москву и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавателем его был Валентин Серов.


5. Великий авантюрист: «Богатый хитер на деньги, а голь - на выдумки».

добраться из Москвы до Парижа на новом модном средстве передвижения - двухколесном велосипеде". Кузьма подбил своего приятеля Владимира Сорохтина на эту авантюру, и они отправились в дальнюю дорогу.


Путь от Москвы до Варшавы они с другом проехали за 12 дней - это по 100 верст в день. Стертые в кровь руки и ноги, сломанный велосипед не смогли остановить отважных парней. До Германии добирались, чередуясь между собой: то поездом, то велосипедом. А о Париже пришлось пока забыть.

В Мюнхене в знаменитой рисовальной школе Антона Ашбе училось много русских начинающих художников: Билибин, Грабарь, Кандинский. И Кузьме снова сопутствовала удача: новые друзья собрали для него немного денег, которых оказалось достаточно на пару месяцев занятий и на обратный билет в Россию.

6. Художник из глубинки России и парижанка Мара Йованович

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219416087.jpg" alt=" Кузьма Сергеевич и Мария Фёдоровна. Париж. 1908 год." title=" Кузьма Сергеевич и Мария Фёдоровна. Париж. 1908 год." border="0" vspace="5">


Осенью 1906 года молодожены, расписавшись в мэрии, отпраздновали гражданскую свадьбу. Некоторое время жили в Париже, а до того как выехать в Россию Кузьма Сергеевич успел еще посетить и Северную Африку, о которой впоследствии рассказывал столько небылиц, что слушатели даже не верили в то, что он вообще там был.
А своей любимой Маре - Марии Федоровне он из далекой Африки писал трогательные строки: «Ты первая заполнила одиночество моей жизни. Я был для других как пророк, всегда сильный и радостный, для которого не существовало страдания, но сам я замерзал. Я нашел на Земле женщину. Наши сердца открыты друг для друга. Теперь мы перенесем все, что пошлет нам жизнь, так как нас двое и нам нечего страшиться на Земле ни за себя, ни за нашу любовь».


В тридцать семь лет Мария Федоровна родит дочь Леночку. И Кузьма Сергеевич сам вне себя от счастья заявит:« Я был наполовину человек, не испытав этого! Теперь мне есть для чего жить!»

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/petrov_vodkin0015.jpg" alt=" «Купание красного коня». (1912). Автор: К.С. Петров-Водкин. " title=" «Купание красного коня». (1912).

8. Дар пророчества

Прославился Петров-Водкин и необыкновенным даром пророчества. В его жизни было множество удивительных случаев, когда мимоходом брошенная фраза становилась пророческой. В 1918 году, завершив работу над полотном «Сельдь», был поднят коллегами на смех: «Водкин рисует селёдку!» . В ответ он лишь проворчал: «Это паёк блокадного времени» . А ведь до блокады Ленинграда оставалось 23 года, и он как бы мысленным взором уже видел эту блокаду.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/petrov_vodkin0008.jpg" alt="Автопортрет.

Петров-Водкин с первых дней революционных событий был активным участником художественной жизни страны Советов. Много сил он отдал преподавательской деятельности, разработке новой теории живописи. И за его труды в 1930 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Когда же Кузьмы Сергеевича не стало, советская власть, неожиданно осознав, что истоки его творчества лежат в иконописи и французском символизме, заметно охладела к его художественному наследию.


Оказалось в Мальме (Швеция) и возвращено было в Россию лишь в конце 40-х годов. И благодаря старанию вдовы художника это знаменитое полотно было отреставрировано и передано в Третьяковскую галерею.

КУЗЬМА Сергеевич Петров-Водкин родился в бедной семье сапожника в Хвалынске на Волге Саратовской губернии 5 ноября 1878 года. Благодаря поддержке местных купцов-хлеботорговцев мальчик, которого из среды сверстников выделяла цепкая зрительная память, получил художественное образование сначала в самарских художественных классах и петербургской школе Штиглица, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Автопортрет. 1929 г.

Радость первых жизненных впечатлений — красота заволжских далей и плодовых садов, поэзия и мудрость народных сказок и песен, — очень скоро сменилась юношескими университетами: жестокостью и нелепостью мещанского быта провинциальной России. С горечью юный Кузьма писал матери из Самары: «На божьем свете такая масса слез, горя, нужды непроходимой, что все радостное затерялось в мире, а счастья и за хвост не поймаешь».

Продолжил обучение художник в частных академиях Мюнхена и Парижа. Наверное поэтому в творчестве Петрова-Водкина соединились французский постимпрессионизм, символизм европейского модерна и традиции древнерусской иконописи и фрески. Некоторые критики даже отмечали, что творчество Петрова-Водкина «можно уподобить зеркалу, смотрясь в которое Запад узнает в себе Восток, а Восток — Запад».

"Кафе", 1907 г.

По возвращении в Москву Петров-Водкин переходит из общих классов училища в мастерскую Серова. Однако необходимость думать о хлебе насущном заставляет его летом 1902 года вместе с товарищами по училищу Кузнецовым и Уткиным отправиться в Саратов, где им предложено расписать церковь Казанской Божьей Матери. Молодые художники далеко отходят и от канона православной церкви, и от традиционных приемов церковной живописи тех лет. Работы еще не были закончены, когда против них началась кампания в саратовских газетах, а затем — по постановлению церковного суда и несмотря на защиту известного художника Борисова-Мусатова — росписи уничтожили. Как писал тогда же Борисов-Мусатов, это были произведения, «в сравнении с которыми живопись всей саратовской церковной епархии, как старая, так и новая, ровно ничего не стоит…»

Богоматерь "Умиление злых сердец". 1914-1915


В 1904 году Петров-Водкин заканчивает московское училище и спустя год отправляется в Италию. Одной из целей поездки был… Везувий. С ранних лет будущий художник питал особый интерес к различным проявлениям стихийных сил природы — землетрясениям, морским приливам, извержениям вулканов, хотя у себя на Волге мог наблюдать только ледоходы, грозы, звездопады, речные бури да — однажды — солнечное затмение. Увидеть настоящий вулкан было его давней мечтой. И вот теперь эту мечту удалось осуществить в полной мере: Везувий, когда художник поднялся к самому его жерлу, сотрясался от взрывов и осыпал склоны пеплом. По утверждению Петрова-Водкина, ощущения, пережитые им на Везувии, встряхнули его художническое сознание и стали той гранью, которая отделила пору его ученичества в искусстве от наступающей самостоятельной творческой жизни.

Женский портрет ("Портрет неизвестной"). 1908 г.

Всю жизнь Петров-Водкин искал живописную форму «философской картины мира». К 1910 году он нашел собственный стиль символической трактовки живописного пространства, взаимодействия трех основных цветов: красного, синего и желтого — так называемой «трехцветки» — и выражения в изобразительных образах философских категорий бытия. «Форма и цвет, объемлющий эту форму, — и есть живопись» — так сам Петров-Водкин сформулировал свой принцип. Именно эти качества отличают картину «Купание красного коня» — главный шедевр художника, написанный им в 1912 году. Во все полотно — мощная фигура коня. Он заслоняет собой почти все пространство холста. Сейчас картина находится в Третьяковской галерее в Москве, а до 1950 года ее судьба оставалась неизвестной.


В 1914 году «Красный конь» отправился на международную выставку в Швецию. Вскоре началась Первая мировая война, и картина исчезла. И только благодаря вдове художника, каким-то чудом сумевшей разыскать картину, ее удалось вернуть на родину. «Для меня «Красный конь» — яркий образец символистской живописи, — отмечала искусствовед Наталья Адаскина. — Это очень емкий образ, представляющий эпоху, говорящий от ее лица. Главное в картине — это предчувствие: что-то произошло и чего-то ждут. Предстоит что-то грандиозное, коренным образом меняющее судьбы. Оцепенение перед началом чего-то нового настолько ярко выражено в картине, что она стала символом эпохи — начала ХХ века». И это действительно так. Современники Петрова-Водкина восприняли «Красного коня» как заклятие современной действительности, как призыв и предчувствие грядущего очищения и обновления мира. А сам художник после начала мировой войны воскликнул: «Так вот о чем было «Купание красного коня»! После событий 1917 года он повторил то же самое.

Дурной сон без пробуждения.

"1918 год в Петрограде". 1920 г .

Петров-Водкин неизменно предпочитал оставаться вне каст, заклинал близких не впутываться в политику, в которой «сам черт ногу сломит». Однако октябрьский переворот он принимает восторженно. «В хаосе строительства всякому не поглощенному в личные счеты, …проглядывающему за пределы временного замешательства, звучит надеждой одна струна: будет прекрасная жизнь!.. Порукой надежды то, что «люд» ощутил себя человечеством, а раз это ощущение явилось …оно не исчезнет. …Облик брата-человека ярко наметился среди хлама запутанных …околичностей жизни», — писал он в 1917 году. Свое понимание революции как всемирно-исторического явления, открывающего человечеству путь к совершенству, он воплотил в ставших классикой советского искусства картинах «1918 год в Петрограде» (1920) и «Смерть комиссара» (1928).

"Смерть комиссара". 1928 г.

Художник искренне верит, что после Октября «русский человек, несмотря на все муки, устроит вольную, честную жизнь. И всем эта жизнь будет открыта». Вместе с тем он понимает, что «творить судьбу только миром можно, а не насилием, не штыками, не тюрьмами, да и не разговорами, а делом». Он так же видит, что в Петрограде начинаются перебои с продовольствием. «Здесь дошло, что соли нет! Провизию всякую с горем разыскивать приходится». А в 1917 году воцаряется настоящий голод. Сухари, присланные матерью из Хвалынска, — пир! «Откуда только, — восклицал художник, — нам, голодным, Бог силы дает здесь?!» И заключал: «Как дурной сон без пробуждения эта жизнь…»

"Тревога." 1926 г.

Заслуженный деятель искусств РСФСР К. С. Петров-Водкин не был художником, который бы вполне устраивал советскую власть. Символист с парижской школой, иконописец в прошлом, который свой интерес к иконе и к религиозному искусству не скрывал и в эпоху воинствующего материализма, никак не подходил под формат советских святцев. И, может быть, разделил бы Кузьма Сергеевич участь многих талантливых людей, сгнивших в ГУЛАГе, не скончайся он в ночь с 14 на 15 февраля 1939 г...

"Скрипка." 1921 г.


"Розовый натюрморт." 1918 г.


"Мать."1915 г.

"Портрет дочери."1935 г.

"Виноград." 1938 г.

Картины Петрова-Водкина - уникального художника, творившего на стыке двух эпох, хранятся в лучших музеях России и за рубежом.

Получив великолепное художественное образование, он изучал иконопись, проявлял большой интерес к живописи Ренессанса. В 1910 году, после многочисленных путешествий, Кузьма Сергеевич увлекся импрессионизмом.

Синтезировав разные направления, он стал писать в особенной манере, по которой легко узнать его работы.

Многое изменилось со времени Революции, в том числе и отношение к ней, а произведения, которые создавал Петров-Водкин: картины, натюрморты - стали еще более современными и значимыми. С помощью сферической перспективы он выводит зрителя за пределы плоскости в измерение, в котором есть время и движение. Начинаешь не только видеть, но и слышать, что происходит, когда смотришь на картины Петрова-Водкина.

Художник с огромной радостью и воодушевлением воспринял весть о свершившихся переменах, принял активное участие в организации художественных мастерских и учебных заведений по всему СССР. Ведь он и сам произошел из простой рабочей семьи и никогда этого не стыдился.

Завтрак на солнечной веранде

Картина Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. На картине изображено радостное солнечное утро на даче.

На деревянном столике стоит граненый чайник, в котором отражается кот, а слева выглядывает собака, возможно, смотрящая на хозяина. Невидимый герой картины только что пил чай из стакана, положил ложку на блюдце, на завтрак приготовлены яйца. В маленькой вазочке стоит букет свежих полевых цветов. Все пространство залито светом. Здесь зарисована сценка из жизни. Полотно объемно; кажется, что можно войти в него, погладить пса, попить янтарный чай.

Портрет Анны Ахматовой

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин в позднем творчестве часто писал портреты членов семьи. Но создать образ известного поэта - это большая ответственность перед будущими поколениями. Кроме внешнего сходства нужно передать одухотворенность творческой личности, характер, свое художественное видение.

Портрет Анны Ахматовой был написан в 1922 году. Проницательный взгляд источает спокойствие и силу, боль и печаль о непоправимых потерях, мужество, чтобы их достойно перенести.

Многие художники запечатлели поэтессу, но работа Петрова-Водкина, вызвавшая много споров и нареканий современников, прошла испытание временем.

При написании был применен трехцветный метод, с которым в это время увлеченно экспериментировал художник.

Петроградская Мадонна

Еще в юном возрасте познакомился с двумя иконописцами и сам взялся за кисть Петров-Водкин. Картины того времени не сохранились.

Позднее, когда он уже получил художественное образование в Петрограде и Москве, до 1917 года писал иконы в модерновом стиле.

После Революции много скрытого смысла вкладывал в свои работы Петров-Водкин, описание картины стало невозможно без поиска ассоциаций и наличия определенных знаний.

Работа сразу же получила народное название «Петроградская мадонна».

Изображенная на картине «Петроград.1918 год» женщина сжимает руку младенца, а взгляд ее полон тревоги и печали за его будущую судьбу. По иконографии работа похожа на «Страстную» икону Божией Матери, посвященную событиям Страстной недели, последней перед Воскресением. Младенец Иисус взял Богородицу за руки, увидев ангелов, несущих орудия пыток для Распятия.

Картина обобщенно передает душевное состояние всех женщин в это сложное и страшное время, которые, несмотря на войну, лишения, продолжают исполнять свой святой материнский долг, давая тепло и заботу своим детям, стараясь, чтобы их не коснулись окружающие разруха и голод.

Пророчества в полотнах К.С Петрова-Водкина

Современники называли его древнерусским иконописцем, волею случая попавшим в будущее. Картины Петрова-Водкина не только отражали его восприятие настоящего, но и пророчили. Например, «Купание красного коня».

Написанное в 1912 году полотно произвело фурор в мире. Мощная энергия цвета ассоциировалась с грядущими неотвратимыми событиями. Революция приближалась; художники и поэты, веря в идеалы, мечтая о построении коммунизма, всей душой откликались на ее призыв.

Картины Петрова-Водкина оригинальны и прекрасны, в своем творчестве он сумел отразить жизнь простых людей, их духовность, драматизм времени.

    - (1878 1939), советский живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). Учился в МУЖВЗ у В. А. Серова (1897 1905), в Мюнхене (1901) и Париже (1905 08). Член объединений Мир искусства (с 1911), Четыре искусства (с 1924). Преподавал в… … Художественная энциклопедия

    - (1878—1939), живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). Учился в ЦУТРе (1895—97), МУЖВЗ (1897—1905), в Мюнхене (1901) и Париже (1905—08). С 1909 жил в Петербурге (Ленинграде). Член объединения «Мир искусства»… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897‒1905) у В. А. Серова, в студии А. Ажбе в … Большая советская энциклопедия

    - (1878 1939), рус. сов. художник. Ему принадлежит картина на тему поэмы «Демон» (масло; место хранения не установлено). Работал над илл. к поэме «Преступник» (выполнено неск. подготовит. рисунков; графит; одна илл. и виньетка были на Лермонт.… … Лермонтовская энциклопедия

    - (1878 1939) российский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). С нач. 1910 х гг. перешел от аллегорических к целостным монументально декоративным произведениям с ритмизированной компактной композицией, контрастами открытых и ярких… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1878 1939), живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). Учился в ЦУТРе (1895 97), МУЖВЗ (1897 1905), в Мюнхене (1901) и Париже (1905 08). С 1909 жил в Петербурге (Ленинграде). Член объединения «Мир искусства» (1911 24) и «Четыре… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    - (1878 1939), живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). С начала 1910 х гг. перешёл от аллегорических к целостным монументально декоративными произведениям с ритмизированной компактной композицией, контрастами открытых и ярких цветов… … Энциклопедический словарь

    Петров-Водкин Кузьма Сергеевич - К.С. Петров Водкин. Купание красного коня. 1912. Третьяковская галерея. ПЕТРОВ ВОДКИН Кузьма Сергеевич (1878 1939), российский живописец. С начала 1910 х гг. перешел от аллегорических к целостным монументально декоративным произведениям с… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (1878 1939). Видный рус. сов. живописец, график, театр. художник; яркий представитель ранней сов. живописи. Род. в Хвалынске (ныне Саратовской обл.), учился в Моск. ун те живописи, ваяния и зодчества, в Мюнхене и Париже, чл. объединений "Мир … Большая биографическая энциклопедия

    Кузьма Сергеевич Петров Водкин Дата рождения: 5 ноября 1878 Место рождения: Хвалынск Дата смерти … Википедия

Биография и эпизоды жизни Петрова-Водкина. Когда родился и умер Петров-Водкин, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты художника, изображения и видео.

Годы жизни Петрова-Водкина:

родился 24 октября 1878, умер 15 февраля 1939

Эпитафия

«Там, где лежит туман,
где степь непроходимая
Зелено-ярких вод -
поют о новом дне.
И нас туда влечет мольба неизгладимая,
И там мы будем жить,
а здесь мы, как во сне…»
Из стихотворения Рюрика Ивнева, посвящённого К. С. Петрову-Водкину и его картине «Купание красного коня»

Биография

При упоминании имени художника Петрова-Водкина первое, что вспоминается, — это его знаменитый «красный конь». Долгие годы творчество художника воспринималось исключительно как образчик социалистического реализма. И мало кто знает, что на самом деле этот талантливейший художник-самородок начинал свой творческий путь с иконописи, а затем учился на лучших европейских образцах, чтобы впоследствии перенести достижения мировой культуры на русскую почву.

Будущий художник родился в провинциальном городке, в семье сапожника. В раннем юношестве он увлёкся работой местных иконописцев и начал пробовать рисовать самостоятельно. Вряд ли из этого вышло бы что-то путное, если бы не случай: в городке оказался именитый столичный архитектор Р. Мельцер, который случайно увидел рисунки юноши. Это предопределило судьбу Петрова-Водкина: архитектор забрал его в столицу для получения образования.

Талантливый юноша учился в Петербурге и Москве, где занимался с В. Серовым; затем прожил несколько лет в Париже и Италии, продолжая учиться у великих мастеров. В возрасте 33 лет он вошёл в объединение «Мир искусства», а пару лет спустя стал оформлять театральные спектакли. Одновременно с этим Петров-Водкин пробовал свои силы в сфере литературы; впоследствии стал преподавать живопись.


Реакция на картины Петрова-Водкина со стороны современников не была однозначной. Его специфическая пластика, работа со сферической перспективой, монументальность фигур и определённая идеализация человеческих лиц, даже выбор сюжетов, не говоря уже о происхождении и «говорящей» фамилии художника, вызывали жёсткую критику. Одним из непримиримых врагов Петрова-Водкина стал М. Горький. Но вместе с тем его современники Борисов-Мусатов, А. Бенуа, С. Дягилев превозносили выдающиеся способности художника. Даже непримиримый враг современной живописи И. Репин, увидев «Купание красного коня», не смог не признать этого таланта.

Петров-Водкин жил насыщенной жизнью, часто ездя из Петербурга в Москву и постоянно совершенствуя своё мастерство. После Октябрьской революции новая власть приняла его с распростёртыми объятиями, позволив работать и учить так, как он считал нужным. И художник пользовался этой возможностью — в том числе и для создания далеко не однозначных в идеологическом плане картин, включая несколько подозрительный портрет Ленина, драматическую своей будничностью «Смерть комиссара» и потрясающе выразительную «Тревогу».

Художник умер в Ленинграде от осложнений туберкулёза. Почти сразу после его смерти слава художника угасла: советская власть вдруг вспомнила и его иконы, и учёбу за границей. И лишь несколько десятилетий спустя наследие великого художника вновь стали изучать и оценивать так, как оно того заслуживает.

Линия жизни

24 октября 1878 г. Дата рождения Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина.
1893 г. Окончание городского училища.
1893-1895 гг. Обучение на классах живописи и рисования Ф. Бурова.
1895 г. Переезд в Петербург, поступление в Центральное училище технического рисования Штиглица.
1897 г. Переезд в Москву, поступление в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
1905 г. Окончание училища, поездка в Италию, обучение в Париже.
1906 г. Женитьба на Марии Йованович.
1907 г. Поездка в Северную Африку.
1908-1909 гг. Работы Петрова-Водкина впервые выставляются на художественном салоне вместе с картинами В. Серова, Борисова-Мусатова, Б. Кустодиева.
1913 г. Начало работы театральным художником в театре Незлобина.
1918-1933 г. Преподавательская работа.
1922 г. Рождение дочери.
1932 г. Избрание первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников.
15 февраля 1939 г. Дата смерти Петрова-Водкина.

Памятные места

1. Родной дом Петрова-Водкина в Хвалынске, ныне — художественно-мемориальный музей.
2. Самара, где Петров-Водкин учился на классах живописи в 1895-1897 гг.
3. Дом № 9 по 18-й линии ВО в Ленинграде, где художник жил с 1915 по 1924 гг.
4. Версаль, где жил и работал Петров-Водкин в 1924-1925 гг.
5. Ул. Новоорловская в Шувалово (Санкт-Петербург), где Петров-Водкин жил в 1925 г.
6. Дом № 2 по Садовой улице в Пушкине (Детском Селе), бывший Великокняжеский флигель лицея, где Петров-Водкин жил с 1928 по 1936 гг.
7. Дом № 14 по Каменноостровскому пр. (ранее — Кировскому) в Ленинграде, где художник жил с 1936 по 1939 гг.
8. Волковское кладбище в Санкт-Петербурге, где на Литераторских мостках похоронен Петров-Водкин.

Эпизоды жизни

Первой «настоящей» работой Петрова-Водкина стало изображение Мадонны с младенцем на здании лечебницы Вредена в Петербурге, выстроенного его патроном, архитектором Мельцером. Это одна из первых майолик Петербурга, созданная в 1904 г., и её до сих пор можно увидеть на стене больничной церкви.

На первой версии знаменитого «Купания красного коня» конь был не красным, а гнедым. Но эту картину художник уничтожил собственноручно, а на второй масть коня стала соответствовать названию. Картину было принято ассоциировать с революцией и диктатурой пролетариата, но на самом деле она была написана задолго до революционных событий, в 1912 г.

С 1920 г. художник болел туберкулёзом, и в 1929 г., когда болезнь серьёзно осложнилась, врачи запретили ему писать. Лёгкие Петрова-Водкина плохо реагировали на запах краски. В результате вынужденного творческого бездействия художник написал несколько ярких книг, но они получили категорически негативную оценку М. Горького и не были изданы. Всего Петров-Водкин написал 20 рассказов, 3 повести и дюжину пьес.

Заветы

«Мыслите о Земле как о планете и никогда не ошибетесь, ребята!»

«Форма и цвет, объемлющий эту форму, — это и есть живопись».

«Творить судьбу только миром можно, а не насилием, не штыками, не тюрьмами, да не разговорами, а делом».


Документальный фильм «Кузьма Петров-Водкин. Вселенная художника»

Соболезнования

«Редко можно найти такое счастливое сочетание, чтобы мастер, впитавший лучшие достижения Запада, остался исконно русским и нашел бы убедительный язык в своем руководстве».
Николай Рерих

«При всей его природной русскости о нем говорили как об иностранце, о французе и старались найти манерность в его картинах. Но манерности не было. Был характерный стиль. Петров-Водкин неоднократно бывал за границей, но не мог там оставаться. Его тянуло домой, а домом его была русская земля. Русскому народу Петров-Водкин принес свое художественное достояние».
Николай Рерих

«Покинул он землю быстрее многих. Похоронен через дорожку от могилы И. П. Павлова на Волковом кладбище. Мир праху его. Ночь, при свете фонаря закапывали, было таинственно и странно. Рос холм, украсили венками и цветами этот холмик и разошлись. Прости, Кузьма Сергеевич. Прости…»
Ученик и друг Петрова-Водкина П. К. Голубятников



Рассказать друзьям