Игровая программа к юбилею е пермяка. Внеклассное занятие по литературному чтению "в мире рассказов евгения пермяка"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Сценарий урока литературного чтения в 1 классе
Автор- составитель: учитель начальных классов Степаненко Н. Г.
Тема: Евгений Пермяк «Для чего руки нужны»

Цели урока:
- воспитание интереса к предмету, коммуникативной культуры учащихся в процессе работы в группах, уважения к труду, профессиональной деятельности людей, показать значение трудовой деятельности в жизни человека; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала, ценность совместной деятельности.
-развитие у учащихся учебно-информационных умений и навыков: беглого, сознательного и правильного чтения, умения пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям, про себя, вслух; формирование выразительного чтения: соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски; формирование умения определять тему, жанр текста, характеризовать персонажи, составлять представление о книге по обложке.
- познакомить с творчеством Е. Пермяка, новым произведением.

Оборудование:
компьютер и мультимедийный проектор, выставка книг Е.Пермяка по теме урока, карточки для работы в группах, книжечки с пословицами о труде, изготовленные детьми, загадки о людях разных профессий, фотографии.

Используемые ЦОР: презентация

Используемые учебники и учебные пособия:
учебник «Литературное чтение. Любимые страницы» для 1 класса (автор О.В. Кубасова); рабочая тетрадь «Литературное чтение» (автор О. В. Кубасова), толковый словарь русского языка;

Подготовка к уроку: творческое задание по группам: 1. Сделать книжечку с пословицами о труде; 2. Приготовить загадки о людях различных профессий; 3. Приготовить сообщение о профессии своих родителей, принести их фотографии.

Ход урока
I. Организационный момент.
Создание эмоционального настроя.
- Ребята, скажите, какая сегодня погода? Пусть хорошая погода заиграет в душе каждого из нас и согреет своим теплом.
Вдохните глубоко, а когда будете выдыхать, постарайтесь улыбнуться, почувствуйте, как ваша улыбка согревает вас изнутри. Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах! А ведь улыбка – знак хорошего настроения, доброго расположения друг к другу. Я желаю вам чтобы хорошее настроение не покидало вас!

II. Речевая разминка
1 слайд:
На сегодняшнем уроке
Мы будем думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
Выразительно читать.
- А как вы понимаете, что значит читать выразительно? (выбрать правильную силу голоса; правильный темп: стараться читать не по слогам, а целыми словами, но и не спешить, делать паузы на точках, запятых; передавать характер героев, настроение, выбирая для этого правильный тон, интонацию; соблюдать правильное ударение в словах, произносить все звуки чист, понятно)
-Для этого разомнём наш речевой аппарат: прочитаем чистоговорки, постараемся произносить все звуки чисто. Будем читать с ударением на последнем слоге.
2, 3,4 слайды:
Чистоговорки.
ра – ра – ра!– мы убираем двор с утра
ро – ро – ро! – весь мусор соберём в ведро
ре – ре – ре! –будет чисто во дворе
- Спасибо, я думаю, что люди при разговоре хорошо будут вас понимать.

III. Актуализация опорных знаний.
– Ребята, вспомните и назовите раздел учебника, который мы сейчас читаем. (Этот раздел называется “Что такое хорошо и что такое плохо”) (5слайд)
- Какие открытия вы сделали, читая произведения этого раздела? (ответы учеников)
- Какие качества в людях вам нравятся? (ответы учеников)
- Какие качества в людях вам не нравятся?(ответы учеников)
Работа в группах:
- Поиграем в игру «Наоборот». Я каждой группе раздам карточки со словами, а ваша задача – составить пары слов, противоположных по смыслу, соединить их линиями.» (распределение обязанностей в группах между собой)
(6 слайд)
вражда труд
лень ложь
правда дружба
проверка – 7 слайд:
вражда труд
лень ложь
правда дружба
– Приведите к каждой паре слов примеры произведений, которые мы читали в этом разделе.
5 cлайд: (сначала появляется пара слов, затем название произведения)
(труд -лень) Эзоп «Собрался старик помирать»
(дружба-вражда) Л. Толстой «Кто прав?»
В. Осеева «Всё вместе»
(смелость-трусость) Л. Толстой «Два раза не умирать»
(правда-ложь) С. Прокофьева «Сказка про честные ушки»
Л. Толстой «Правда всего дороже»

IV. Переход на новое содержание: формулирование темы, целей урока.
1. Проверка домашнего задания
- На дом к сегодняшнему уроку вы получили творческие задания, которые выполняли по группам.
Ребята 1 группы должны были изготовить книжечки с пословицами о труде. Давайте их послушаем.
Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.
За всякое дело берись смело.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Терпенье и труд всё перетрут.
Труд кормит и одевает.
Кончил дело, гуляй смело.
Кто любит труд, того и люди чтут.
Делу время, а потехе час.
С детства не научишься – всю жизнь намучишься.
Каков мастер, такова и работа
Дерево сильно корнями, а человек – трудом
Человек живет век, а доброе дело – два
Деревья смотри в плодах, а человека – в делах
Птица красна пером, а человек – трудом
2. Работа над пословицей.
-Прочитайте еще одну пословицу о труде: (8 слайд)
Умелые руки не знают скуки
- Как вы ее понимаете? (ответы детей)
-Какое по-вашему главное слово в пословице? (руки)
-Прочитаем пословицу, выделив голосом это слово.
- Поработаем над интонацией:
1 группа скажет слово «руки» спокойно, утвердительно
2 группа – радостно, с восклицанием
3 группа – удивленно, с вопросом
- Молодцы! Мы готовы к дальнейшей работе.
-Какие должны быть у человека руки? (ответы детей)
-Прочитайте, какие бывают руки:
9 слайд:
Трудовые
Умелые
Золотые
Ленивые
Рабочие

Какое здесь по-вашему лишнее слово? Почему? (ответы детей)
- Для чего человеку нужны руки? Задумайтесь. (ответы детей)
-Как вы думаете, о чем же пойдет речь в произведении, с которым мы сегодня познакомимся? (предположения детей)

Физминутка
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает
Ушки чистит, щечки трет,
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать!

Внимание на экран! Прочитайте название нового произведения (10 слайд) Ваши предположения оправдались?
-Какие цели поставим перед работой? (познакомиться с содержанием произведения, автором, героями, дать им характеристику, научиться читать выразительно)

V. Формирование новых знаний.
1. Знакомство с автором. (11 слайд)
-Автором нового произведения является Евгений Андреевич Пермяк. Он прожил долгую жизнь и написал для детей сотни рассказов и сказок, в которых утверждается великое значение труда. Писатель говорил: “Только труд делает маленького человека большим, только труд должен приходить к детям радостным и счастливым, потому что труд становится и обязательно станет радостью человека”. (Дети рассматривают портрет Е.А. Пермяка)
2.Установка на первичное восприятие текста.
- Новое произведение начну читать вам я, а вы внимательно послушайте, ваша задача: определить жанр произведения
3.Чтение учителем 1 части рассказа.
-К какому жанру отнесем произведение? Почему?(это рассказ, т. к. здесь описываются события, которые могут произойти в жизни)
-Кто являются героями рассказа? (дедушка и Петя).
4. Выполнение подготовительных упражнений.
-Перед тем, как вы прочитаете сами эту часть рассказа, выполним задание Слоговика: сложим слова. Откройте учебники на с.62.Найдите задание в рамочке, будем сначала читать плавно по слогам, затем целыми словами (чтение хором).
- Прочитайте вдумчиво рассказ на с. 62, подготовьтесь к выборочному чтению.
5.Пошепотное чтение детьми 1 части рассказа.
6. Работа над содержанием прочитанного, анализ произведения.
-Найдите и прочитайте предложение, в котором говорится, кем были дедушка и Петя друг другу? (большими друзьями)
-Как понять «большими? (ответы детей.)
- Какой главный вопрос задал дедушка внуку? (А для чего, Петенька, людям руки нужны?)
- Прочитайте, как ответил на вопрос внук. А еще?
(Чтобы в мячик играть, чтобы ложку держать, чтобы кошку гладить, чтобы камешки в речку бросать.)
-Почему дедушка задавал один и тот же вопрос внуку? Что хотел услышать дедушка? (ответы детей.)
7. Работа в группах.
-Можем ли мы придумать продолжение разговора Пети и дедушки?
Задание для групп: придумать продолжение разговора Пети и дедушки.
-Давайте послушаем, что у вас получилось (слушание детей).

8. Самостоятельное чтение заключительной части рассказа, затем чтение вслух несколькими учениками.
9. Продолжение работы с текстом.
-Какими в рассказе автор называет руки? (трудовыми, рабочими).
-Найдите и прочитайте предложение, в котором заключена главная, важная мысль рассказа. О чем хотел нам сказать автор? (на трудовых, рабочих руках вся жизнь, весь белый свет держится)
- Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)
- почему Петя отвечал не совсем так, как хотелось дедушке? (ответы детей)
10.Работа с иллюстрацией, характеристика героев.
- Рассмотрите иллюстрацию, какими вы представляете дедушку и Петю? (ответы детей).
11.Подготовка к игре «Радиотеатр»(работа над выразительным чтением)
-Как можно прочитать диалог дедушки и внука? (по ролям)
-Каким тоном нужно читать первый вопрос дедушки? (спокойным,доброжелательным, не забудем о вопросительном знаке)
-Что дедушка чувствует потом? (небольшое волнение, тревогу от того, что Петя пока не понимает для чего на самом деле нужны человеку руки)
-Каким тоном будем читать слова Пети? (спокойным, он уверен в том, что говорит, немножко удивленным)
- Все эти чувства вы постараетесь передать при чтении.
Физминутка
Сели- встали, сели-встали,
До земли рукой достали,
Влево, вправо посмотрели
И за парты тихо сели

Откройте печатные тетради на с.43, подготовьтесь к игре радиотеатр, отметьте слова дедушки буквой Д, а слова Пети – П.
12.Игра «Радиотеатр» (выразительное чтение)(прослушивается 2 состава актеров)
-Есть ли замечания к чтению ребят с точки зрения выразительности? Удалось ли чтецам передать характер, чувства героев? Какой совет можно дать ребятам? (выслушиваются мнения критиков)
13.Формулирование темы рассказа.
-Как называется рассказ, с которым мы сегодня работали?
-Кто его автор?
- Что поучительного вы взяли из этого рассказа? Чему он учит?(ответы детей)
-Какой самый главный труд у вас?
-Какова тема рассказа? Выберите подходящую пару слов. (12 слайд)
Дружба – вражда
Труд – лень
Правда – ложь
-Этот рассказ о труде.
14.Работа с обложками книг Е. Пермяка.
- Посмотрите на экран, (13 слайд) здесь представлены обложки книг Е. Пермяка. Как вы думаете, в какой из них может находиться сегодняшний рассказ? Почему? (ответы детей). У нас в классе оформлена выставка книг на тему « Что такое хорошо и что такое плохо», среди которых есть и книги Е. Пермяка. Вы можете их взять у нас в библиотеке.
VI. Продолжение проверки домашнего задания
- Ребята, а как вы считаете, сколько существует на земле профессий? А профессии людей дружат со словом «труд»? (ответы детей)
-Что же такое профессия? Я обратилась к Толковому словарю:
14 слайд
“Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность”.
- Проверим домашнее задание 2-й группы. Ребята подготовили загадки о людях самых разных профессий.
15 слайд- картинки с изображением людей разных профессий.
1 . Ходит в белом колпаке
С поварёшкою в руке.
Он готовит нам обед:
Кашу, щи и винегрет.

2. Разгребает снег лопатой,
Подметает двор метлой.
Догадались ли, ребята,
Кто следит за чистотой?

3.Он журнал принёс и эту
Интересную газету
Телеграмму и письмо
Вы не знаете его?

4.Может делать он буфеты,
Стулья, тумбы, табуреты.
В стружках весь его верстак,
Вот работать надо как!

5.Быстро сделает причёску
Феном, щёткой и расчёской.
Все в руках его горит –
Он изменит внешний вид!

16-19 слайды – фотографии родителей
- А ребята из 3 –й группы получили задание подготовить маленькое сообщение о профессии своих родителей (заслушивание сообщений).
VII. Итог урока. Рефлексия.

20 слайд:
- Посмотрите на дом, который мы все вместе стараемся построить в нашем классе, из каких кирпичиков он состоит? (дети зачитывают качества человека). Дом закладывается с фундамента, он внизу, а в нашем с вами доме какое качество является фундаментом, основой? (дружба).
21 слайд:

А теперь улыбнитесь друг другу. Я вижу, что у вас по-прежнему хорошее настроение. Вы достигли тех целей, которые ставили перед работой? (ответы детей). Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, поэтому заслуживаете в награду вот такие солнечные улыбки, это частичка моего хорошего настроения.
VIII. Домашнее задание
22 слайд:
1. Подготовиться к игре «Радиотеатр»
2. По желанию: нарисовать обложку к книге с этим рассказом.

23 слайд:
- Урок окончен, надеюсь что он принес нам радость общения и наполнил наши души прекрасным чувствами. Спасибо за хорошую работу.

Способность видеть мир глазами детей, общаться с ними запросто, да так, чтобы ребята тебя любили и понимали – бесценный дар. Этим даром обладал уральский сказочник, мудрый писатель Евгений Андреевич Пермяк. Наша викторина посвящена этому замечательному автору.

Викторина по творчеству Е.Пермяка содержит 11 вопросов. На все вопросы даны ответы.

Составитель викторины: Ирис Ревю

1. Какой цикл произведений принадлежит перу Евгения Пермяка?

«Волшебные истории», «Семьсот семьдесят семь мастеров», «Тонкая струна» +

«Жизненные лукавинки», «Сказочные истории», «Радуга сказок»

«Волшебная струна», «Чужая калитка», «Умные очки»

2. Из какой сказки этот отрывок?
«А уголь вел себя просто. Не зазнавался. Не задирал нос. Он спокойно горел и был доволен тем, что приносит пользу».

«Сказ про горящих»
«Сказ про газ» +
«О берёзовом тумане и глупом споре»

3. Кто взял в известной сказке Евгения Пермяка воду замуж?

Огонь +
Газ
Осиновые дрова

4. Какое высказывание вам кажется верным?
В повести «Детство Маврика» писатель рассказывает о мальчике:

Выросшем на раздольных степных просторах
Выросшем в краю заводов, рудников и приисков +
Выросшем на Крайнем Севере

5. Какаю фамилию носил «богатый-пребогатый богач» в сказке «О начале всех начал»?
Алмазов
Серебров
Золотов +

6. Назовите три произведения Пермяка, начинающиеся на слово «первая»?

«Первая улыбка» +
«Первая рыбка» +
«Первая вахта» +

7. В одном из рассказов Пермяка девочка Таня посадила ягодный куст в палисаднике. Ей помогала бабушка. Какую ягоду вырастила Таня?

Крыжовник
Ирга
Смородина + ()

8. Как звали дедушку в одной из сказок Евгения Пермяка, который всем помогал, являлся к людям то в образе старика-странничка, то старушки-веселушечки, то козла или скворца?

Дедушка Само +
Дедушка Весел
Дедушка Тиша

9. Дайте правильный ответ:

Евгений Пермяк – сказочник XIX века
Евгений Пермяк – сказочник XX века +
Евгений Пермяк – сказочник XXI века

А.С.Пушкин
П.П.Бажов +
Агния Барто

11. Как звучит настоящая фамилия Евгения Андреевича Пермяка?

Пермятский
Уралов
Виссов +

Сложно себе представить, что такое светлое трогательно-поэтическое произведение, как «Алые паруса» было написано в голодном холодном сумрачном опустевшем после революции и Гражданской войны Петрограде автором, которого соседи характеризовали, как замкнутого неприветливого отшельника. Он же назвал «Алые паруса» повестью-феерией и посвятил любимой женщине – Нине Мироновой. Александр Грин познакомился с ней в 1918 году, а в 1921-м они встретились случайно, когда молодая вдова, отчаянно нуждавшаяся хоть в каких-то деньгах для пропитания, продавала свои вещи. Через месяц писатель и его муза поженились и не расставались больше ни на один день. Ради жены Грин даже переехал из Петрограда в Крым, чтобы она могла поправить свое здоровье. Неизвестно, узнал ли писатель впоследствии, что Нина чувствовала себя плохо только после пьяных питерских кутежей мужа, и не нашла другого способа их прекратить, как сказаться больной. На гонорары Грина им удалось купить квартиру в Феодосии, и на этом «эпоха» материального благополучия семьи закончилась. Собственно, длилась она недолго и случилась благодаря НЭПу. В 20-е годы писатель активно издавался и не чувствовал давления идеологии нового строя, в которую ему «вписаться» не удалось. Он это почувствовал очень скоро, потому что жить стало практически не на что. Союз писателей лимитировал возможности издания для автора одним произведением в год и отказал в пенсии. Гринам пришлось переехать из Феодосии в небольшой домик в Старом Крыму, они практически голодали и часто болели. Писатель даже пытался охотиться с луком на птиц, но редко мог похвастать добычей. Идти на компромисс с навязываемым соцреализмом романтик и символист Грин не мог и не хотел. При полном отсутствии денег он отказался от оплаченного интервью в журнале «Безбожник», и в 1932 году умер от рака желудка. У него не было желания жить и бороться за свободное творчество. Через два года, встретив 39-летнюю Нину Грин у Паустовских, писатель Малышкин встал перед нею на колени со словами: "Ассоль! Ну почему же ты седая?". Но силы бороться за наследие писателя у его вдовы еще были. Она хотела создать дом-музей Грина, хотя ее старания в довоенные годы не принесли никаких результатов. Когда Крым был захвачен фашистами, Нине, присматривающей за престарелой матерью, пришлось работать в оккупационной газете «Официальный бюллетень Старо-Крымского района». Затем она была угнана на принудительные работы в Германию и вернулась домой в 1945 году, находясь на момент окончания войны в американской зоне оккупации. Вернулась ненадолго. Почти сразу же Нина Грин была осуждена на 10 лет лагерей за коллаборационизм и измену родине с конфискацией имущества и отбыла почти весь срок. Освободившись в 1955 году по амнистии и снова вернувшись в Крым, она узнала, что их саманный домик секретарь Старокрымского райкома партии Л. С. Иванов превратил в собственный курятник. После смерти Сталина запрет на издания Грина был снят, и Нина Грин с воодушевлением и с помощью друзей-писателей возобновила усилия по созданию в Крыму дома-музея мужа. Но новый хозяин «недвижимости» не намерен был расставаться со своим курятником и инициировал травлю Нины. Вдогонку писательской вдове «сознательные» местные граждане шипели «фашистка», доведя ее до инсульта. Но к 80-летию Грина Нина все-таки получила ордер и ключи от их старого дома в Старом Крыму, где открылся музей писателя-романтика. В нем она прожила последние 10 лет. В 1970 году, написав мемуары, Нина Грин умерла. Она завещала похоронить себя рядом с мужем, но это ее желание не было поддержано "ответственными лицами". Для могилы было выделено другое место. Но в следующем году в день рожденья Нины Грин шестеро ее друзей ночью перезахоронили тело в соответствии с завещанием, и с тех пор Александр Грин и его «Ассоль» покоятся рядом. Нина Грин была реабилитирована в 1997 году. Рядом с ней писатель создал свое лучшее, по мнению литературных критиков, произведение - роман «Недотрога», который так и не был закончен.

Евгений Пермяк - известен в первую очередь своими книгами для детей. Но он также писал и для взрослых. Что мы ещё знаем о нем? Где родился Евгений Пермяк? Настоящая ли это фамилия или псевдоним, который принято брать в писательской среде? На эти вопросы вы получите ответы в данной статье. А также в ней вы сможете прочитать информацию о творчестве и узнать любопытные факты из жизни советского писателя.

Евгений Пермяк: биография

31 октября 1902 года в уральском городе Пермь родился мальчик, которого назвали Евгением. Его родители были простыми тружениками. Отец работал на почте. Впоследствии мальчик стал известным детским писателем. В честь родного города взял псевдоним - Пермяк. О детских годах его известно не очень много. Как и многие мальчишки, рожденные в 20 веке, Евгений играл в индейцев, бегал на улице и наслаждался самой беззаботной порой в жизни.

Но его детство - это были не только игры и забавы со сверстниками. Евгений Пермяк рано познакомился с тяжелым трудом рабочих заводов, приисков и рудников. Человек труда вызывал его повышенный интерес и искреннее уважение. Позднее эта тема станет одной из центральных в его творчестве. Сам он тоже очень любил труд. В шестилетнем возрасте самостоятельно сделал себе лук и стрелы с наконечниками, а позднее уже овладевал разнообразными рабочими профессиями.

Он учился в церковно-приходской школе, затем в гимназии. Если бы родителям Евгения или ему самому сказали, что он будет писателем, никто бы из них не поверил. Его первым литературным опытом стали заметки и стихи, написанные для газеты.

Любопытные факты из жизни писателя

  • Настоящая фамилия - Виссов.
  • Детские годы прошли в удмуртском городе Воткинск. Здесь жила бабушка писателя.
  • Окончил педагогический институт в городе Пермь.
  • Изучение ремесел всегда вызывало повышенный интерес у мальчика. Еще в школьные годы он овладел такими профессиями, как: столяр, слесарь, сапожник, токарь и кузнец.
  • Несмотря на то что большую часть своей жизни Евгений Пермяк прожил вдали от родного края, Урал присутствует во многих его произведениях.
  • Поддерживал дружеские отношения с такими известными советскими писателями, как: Павел Бажов, Агния Барто, Лев Кассиль.
  • За годы жизни занимался самой различной деятельностью. Кем он только не был: корреспондентом в газете, конторщиком мясопункта, рабочим на конфетной фабрике, режиссером драматического кружка, контролером водопровода, клубным работником и т. д.

Евгений Пермяк: книги

За свою жизнь написал более ста книг различных жанров: очерки, рассказы, сказки, пьесы, повести, романы. Давайте вспомним самые известные произведения Евгения Пермяка для взрослых и детей.

  • "Как Маша стала большой". Короткий рассказ даст малышу представление о том, что не вещи делают нас взрослыми, а поступки и помощь близким. Здесь есть что обсудить и над чем поразмыслить.
  • "Золотой гвоздь". Эта добрая сказка прославляет ремесла и трудящегося человека. Её непременно нужно читать и детям, и взрослым.
  • "Некрасивая Ёлка". Сюжет этой сказки взят из самой жизни. Здесь нет волшебных персонажей, а то, что деревья разговаривают, воспринимается совершенно нормально. Ёлка росла кривой и некрасивой, и кроме обидных насмешек ничего не слышала в своей жизни. А она ни на что не претендовала, и безропотно сносила все обиды. За свою скромность она получила достойную награду - из неё сделали книгу. Простая история становится поводом для хорошей дискуссии.
  • "Как Огонь Воду замуж взял".
  • "Кем быть". Сборник небольших рассказов, объединенных одной целью - познакомить детей с огромным миром профессий. Книга написана с большой любовью к труду. Прочитав её, дети понимают, что в каждой профессии есть свое очарование и красота.
  • "Последние заморозки". Роман о любви молодых людей, о юности, и о выборе пути, который делает в жизни каждый.

Особенности творчества

В чем своеобразие произведений, которые написал Евгений Пермяк? Давайте выделим и перечислим их отличительные особенности:

  • присутствие политического подтекста;
  • отражают дух времени;
  • идет речь о проблемах, которые беспокоят общество;
  • используются сказочные мотивы;
  • лаконичность описания;
  • неожиданность сюжетных поворотов;
  • реальные, а не придуманные люди и события;
  • восхваление трудящегося человека.

Какой цикл произведений принадлежит перу Евгения Пермяка?

«Волшебные истории», «Семьсот семьдесят семь мастеров», «Тонкая струна» +

«Жизненные лукавинки», «Сказочные истории», «Радуга сказок»

«Волшебная струна», «Чужая калитка», «Умные очки»

2. Из какой сказки этот отрывок?
«А уголь вел себя просто. Не зазнавался. Не задирал нос. Он спокойно горел и был доволен тем, что приносит пользу».

«Сказ про горящих»
«Сказ про газ» +
«О берёзовом тумане и глупом споре»

Кто взял в известной сказке Евгения Пермяка воду замуж?

Огонь +
Газ
Осиновые дрова

4. Какое высказывание вам кажется верным?
В повести «Детство Маврика» писатель рассказывает о мальчике:

Выросшем на раздольных степных просторах
Выросшем в краю заводов, рудников и приисков +
Выросшем на Крайнем Севере

5. Какаю фамилию носил «богатый-пребогатый богач» в сказке «О начале всех начал»?
Алмазов
Серебров
Золотов +

Назовите три произведения Пермяка, начинающиеся на слово «первая»?

«Первая улыбка» +
«Первая рыбка» +
«Первая вахта» +

В одном из рассказов Пермяка девочка Таня посадила ягодный куст в палисаднике. Ей помогала бабушка. Какую ягоду вырастила Таня?

Крыжовник
Ирга
Смородина + (слушать рассказ Е.Пермяка «Смородинка»)

Как звали дедушку в одной из сказок Евгения Пермяка, который всем помогал, являлся к людям то в образе старика-странничка, то старушки-веселушечки, то козла или скворца?

Дедушка Само +
Дедушка Весел
Дедушка Тиша

9. Дайте правильный ответ:

Евгений Пермяк – сказочник XIX века
Евгений Пермяк – сказочник XX века +
Евгений Пермяк – сказочник XXI века

А.С.Пушкин
П.П.Бажов +
Агния Барто

Как звучит настоящая фамилия Евгения Андреевича Пермяка?

Пермятский
Уралов
Виссов +

Волшебные краски

Викторина по сказке Евгения Пермяка

Викторину составила Марина Локсина

Как часто Дед Мороз приносит людям семь волшебных красок?

1 раз в 100 лет
1 раз в 300 лет
1 раз в 500 лет
1 раз в 1000 лет

Каким волшебным свойством обладают эти краски?

Они исполняют все желания
Все, нарисованное ими, оживает
Ими можно рисовать по воздуху
Все, нарисованное ими, исчезает

Кому дарит Дед мороз волшебные краски?

Тому. кто умеет лучше всех рисовать
Тому, кто слушается старших
Тому, кто ничего не боится
Самому доброму ребенку

Что нарисовал мальчик в подарок своей маме?

Красивую блузку
Цветастую юбку
Нарядное платье
Теплую шаль

На что оказалось похоже ружье, которое мальчик нарисовал для своего отца?

На дубинку
На палку
На трубу
На посох

Почему все рисунки мальчика оказались непригодными. и он только зря истратил все краски?

Он не хотел принести людям радость
Он не умел рисовать
Он думал, что все сможет переделать потом
Он очень торопился рисовать

Что еще подарил Дед Мороз этому мальчику, пожалев его?

Волшебные кисточки
Умение рисовать
Обычные краски
Волшебную бумагу

Как мальчик, став взрослым, смог «оживить» свои рисунки?

Он стал строителем
Он стал архитектором
Он стал настоящим художником
Он стал мультипликатором

Руки трудолюбивого человека
Руки искусного художника
Руки доброго человека
Руки любящего человека

Что нужно делать, чтобы уметь хорошо рисовать?

Попросить у Деда Мороза волшебные краски
Делать людям добро
Ходить в музеи и на выставки
Много учиться и трудиться

Литературная игра "Умники и умницы" по произведениям Евгения Пермяка (3–4-е классы)

· Демидова Светлана Юрьевна, директор

Разделы: Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа

Подготовка: рассказ о писателе, книжная выставка в библиотеке, чтение детьми книг Евгения Пермяка.

Оформление: портрет писателя, книжная выставка, три дорожки: красная, желтая и зеленая.

Правила игры:

“зеленая дорожка” - 4 вопроса, можно ошибаться 2 раза;
“желтая дорожка” - 3 вопроса, 1 ошибка;
“красная дорожка” - 2 вопроса, ошибок быть не должно.

1 отборочный тур: “Найди лишнее”, из названий рассказов на доске назвать тот, что написан не Евгением Пермяком.

Торопливый ножик, Самое страшное, Доктор Айболит.
Тухлявое болотце, Двойка, Лесная газета.
Он живой и светится, Надежный человек, Для чего руки нужны.

ПЕРВЫЙ АГОН.

Розыгрыш дорожек. Составить рассказ “Мое любимое произведение Евгения Пермяка”

Про Вашего героя Пермяк пишет так: “Тетеревиное перо найдет – и то без внимания не оставит. А уж про другие находки и говорить нечего… При бабушке Авдотье жил в старом доме возле болотца” Как Вас зовут?

/Васятка Копейкин “Тухлявое болотце”/

1. Вы живете с бабушкой Авдотьей. Расскажите, чем она занимается.

/Лечит травами/

2. Однажды старик-лесник рассказывает Вам побывальщину о чудесном болотце. Расскажите, о чем она.

/О златорогом олене, вылечившем в болотце ноги/

3. Вы очень любите свою бабушку и однажды помогли ей выздороветь. Как?

/Носил из болота лечебную грязь в кадушку, а бабушка держала там ноги/

4. Когда Вы были маленьким, Вас называли Васятка, а когда выросли, стали звать…. Как?

/Василий Кузьмич/

Про Вас Пермяк пишет так: “…она была сильно ногами слаба, а умом до того светла, что половина округи к ней за советом ходила. И лечила она к тому же”. Кто Вы?

/Бабка Авдотья/

1. Вы не можете ходить. Кто же тогда собирает Вам лекарственные травы и корни?

/Внук Васятка Копейкин/

2. Каких только снадобий нет у Вас: и травы, и корни, и змеиный и пчелиный яд. Настоем чего лечили Вы головокружение?

/Грибным настоем/

3. Когда Вы смогли встать на ноги, то плакали от радости не только потому, что вылечились, но и.… Почему еще?

/Радовались за внука/

Про Вашего героя автор говорит: “Большого размаха парняга. Во сне знатные клады земли видел. Не жалея ног на розыски. Собачонка его, бывало, язык высунет от усталости, а он ее дальше тянет. И где он только не побывал, а ничего такого не открыл, не нашел. А хотелось. Сам себя наизнанку готов был вывернуть – лишь бы клад. Как Ваше имя?

/Гаврик Козырев/

1. Смеясь над Васяткой, Вы обзываете его Копейкиным-Полушкиным, Грошевиком, Пятаковым, Гривенниковым. Что это такое “грош”, “пятак”, “гривенник”, “полушка”?

/Деньги/

2. Про Вас Пермяк говорит: “Ходит козырем Гаврик Козырев”. Что значит “ходить козырем”? Изобразите.

ВТОРОЙ АГОН.

Отборочный тур: Найти лишнее.

Снегурочка, Первый лук, Сема и Сеня,
Первая рыбка, Маугли, Чужая калитка
Первая рыбка, Некрасивая елка, Дядя Степа.

Розыгрыш дорожек: Аукцион. Игроки по очереди называют названия произведений Е.Пермяка.

Вопросы для “зеленой дорожки”.

Вы растете мальчиком старательным, заботливым и работящим. Вас очень любят в семье, но больше всех Вас любит дедушка. Любит и помогает стать хорошим человеком. Попросите научить Вас ставить ловушки на хорьков – пожалуйста. Дрова надумаете пилить – пожалуйста. Дед за одну ручку пилы держится – Вы за другую… Кто Вы?

/Алеша Хомутов “Чужая калитка”/

1. Поддерживая все Ваши затеи, дед требовал от Вас оного… Чего же?

/”Если берешься за дело, доводи его до конца. А если видишь, что оно не по рукам, подожди когда вырастешь”.

2. На кого охотились вы с дедом и какую добычу принесли домой?

/Три тетерева/

3. После удачной охоты, во время веселого ужина Вы были очень молчаливы и думали о чем-то. О чем?

/Калитка, скамейка/

4. В какой цвет оказались покрашенными калитка и скамейка во время следующего Вашего с дедом похода в лес?

/Синего/

О Вас говорят: “Вот какая хорошая “смородинка” у Калиниковых растет. Настойчивая. Работящая. Черноглазая, с белой ленточкой в косе”. Как Вас зовут?

/Таня Калинникова/

1. Пучок каких зеленых палочек “чуть длиннее карандаша” принес однажды Вам отец?

/Черенки смородины/

2. С какими сорняками пришлось Вам бороться, чтобы вскопать грядку под кусты?

/Лопух и репейник/

3. Научите нас вскапывать землю. Как Вы это делали?

/Снять дерн, разбить комья, разрыхлить/

Вопросы для “красной дорожки”.

Вы – вещь. Очень уважаемая. Принадлежите одному ученому. вам довелось походить с ним по разным местам и повидать чрезвычайно интересные вещи. Вы могли бы рассказать многое. Но – молчаливы. Именно за это Вас и любит ученый. Кто Вы?

/Трость “Мелкие калоши”/

1. Как я уже говорила, Вы – молчаливы. Но однажды какое-то событие заставило Вас заговорить?

/Калоши зазнались/

2. Кто поддержал Вас, когда Вы делали замечание калошам?

/Щетка и Драповое пальто/

ТРЕТИЙ АГОН

Отборочный тур. Найти лишнее.

Бумажный змей, Пичугин мост, Федорино горе,
Мелкие калоши, Кот в сапогах, Случай с кошельком,
Хитрый коврик, Некрасивая елка, Тимур и его команда.

Розыгрыш дорожек. Аукцион: перечислить героев Евгения Пермяка

Вопросы для “зеленой дорожки”

Вы – Сын Владимира Петровича Рудакова – летчика-испытателя. Учитесь в 1 классе. Сидите за первой партой. Крепкий и смелый мальчик. Всегда защищаете тех, кто послабее. За это Вас все и любят. Как Вас зовут?

/Андрей Рудаков “Надежный человек”/

1. Несмотря на то, что Вы защищаете слабых, одну девочку постоянно обижаете. Какая черта характера в ней Вам так не нравится?

/Трусость/

2. Как зовут Вашу учительницу?

/Анна Сергеевна/

3. Какую историю рассказала Вам она, заметив, что Вы очень обижаете Асю?

/Историю из своего детства/

4. После этого рассказа Вы стали оберегать Асю. Мимо каких животных Вы провожали ее?

/Собаки, гуси, козел/

Вопросы для “желтой дорожки”.

В рассказе Вы – тетя одного мальчика. Старая дева. Вам 40 лет. Живете в своем доме, как и большинство рабочих прикамского завода. При доме двор, огород. Как Ваше имя?

/Тетя Котя. “Первый лук”/

1. Когда у Вас жил племянник, он очень хотел подружиться с Сашей и Петей Петуховыми. В какую игру играли эти мальчики?

/В индейцев/

2. Племянник попросил у Вас какую-то вещь, которая была ему нужна, и это привело Вас в ужас. Что это за вещь?

/Нож /

3. После того, как мальчика приняли в индейцы, он сделал что-то без вашего напоминания. Что?

/Вымыл руки с мылом/

Вопросы для “красной дорожки”.

Вы – брат Саши Петухова из рассказа “Первый лук”. Как Вас зовут?

/Петя Петухов/

1. Назовите индейские имена: Ваше, Вашего брата и нового друга.

/Сан, Пе-Пе и Жужа/

2. Какое испытание вы придумали мальчику, который хотел стать индейцем?

/Необходимо было своими руками сделать лук и 10 стрел, а затем попасть хотя бы тремя из них в картофелину, подвешенную на нитке/

ФИНАЛ.

Розыгрыш дорожек. Составить рассказ “Мой любимый герой Е.Пермяка”

Вопросы для “зеленой дорожки”.

Вы на редкость молчаливы и задумчивы. В отличие от своих стройных и красивых сестер растете не очень красивой. Даже скажем, совсем некрасивой – однобокой и кривой. Вас не любят лесные собратья, хотя Вы и не сделали никому ничего плохого. Кто Вы?

/Елка. “Некрасивая елка”/

1. Но был кто-то, кто все-таки выделял Вас из окружающих деревьев и любил Вас больше других. Кто это?

/Сказочник/

2. Какую судьбу предсказывали Вам деревья?

/Стать дровами/

3. Что же с Вами произошло?

/Распилили на чурбаки, переработали на бумагу, на которой напечатали сказки/

4. Куда Вы попали, став книгой?

/В библиотеку/

Вопросы для “Желтой дорожки”.

Вам 300 лет. Очень высокое дерево. Вы затеняли солнце другим деревьям, лишали их влаги и шелестели, нарушая их покой. Но, несмотря на это, все любили и уважали Вас и очень печалились, когда Вас срубили. Кто Вы?

/Дуб/

1. Кто уронил слезу на Ваш пень?

/Сказочник/

2. На каком языке говорили деревья в Вашем лесу?

/На датском/

3. Что сделали из Вашей древесины после того, как Вас срубили?

/Резной потолок библиотеки/

Вопросы для “красной дорожки”.

Вы также как елка одиноки, долговязы и некрасивы. вы очень любите сидеть под елью. Сплетники рассказывают, что она специально для Вас сыплет мягкие иглы, чтобы Вам было удобнее сидеть. Кто Вы?

/Сказочник/

1. Прошли годы. И Вы перестали появляться в лесу. Ветер сообщил, что два лесоруба погубили Вас. Кто эти лесорубы?

/Время и Возраст/

2. Где Вы снова встретились с Елкой?

/Сказки были напечатаны на бумаге, сделанной из ели/

Викторина по творчеству Е.Пермяка (с ответами)

Способность видеть мир глазами детей, общаться с ними запросто, да так, чтобы ребята тебя любили и понимали – бесценный дар. Этим даром обладал уральский сказочник, мудрый писатель Евгений Андреевич Пермяк. Наша викторина посвящена этому замечательному автору.

Викторина по творчеству Е.Пермяка содержит 11 вопросов. На все вопросы даны ответы.



Рассказать друзьям