Историко-культурный туризм в XXI веке: основные направления развития. Культурный туризм и его значение в современном Виды историко культурных туристических ресурсов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В России термин туризм определяется Федеральным законом РФ от 24 ноября 1996 г. как "временные выезды (путешествия) граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой в стране временного пребывания деятельностью".

Туризм - наилучший способ знакомства с культурой и историей других государств и регионов. Гуманитарное значение туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры народа - одна из задач, которую в полной мере способен решать туризм. Увидеть мир своими глазами, услышать, ощутить - важные части восстановительной функции туризма, которые несут в себе большой гуманитарный потенциал. Знакомство с культурой и историей страны обогащает духовный мир человека.

Культура и история являются фундаментальной основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа. Идентичность путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию. В большинстве стран мира происходит процесс демократизации культуры и туризма, которые составляют неотъемлемую часть жизни общества. Самосознание и познание окружающего мира, развитие личности и достижение поставленных целей немыслимы без приобретения знаний в области культуры.

Культурное наследие любого народа составляют не только произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, труды ученых, но и нематериальное достояние, включающее фольклор, народные промыслы, фестивали, религиозные ритуалы.

Давно выделился и стал самостоятельным такой вид туризма, как культурный, или познавательный. Его основой является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного и исторического наследия, среди которых можно выделить:

Памятники археологии;

Культовую и гражданскую архитектуру;

Памятники ландшафтной архитектуры;

Малые и большие исторические города;

Сельские поселения;

Музеи, театры, выставочные залы;

Социокультурную инфраструктуру;

Объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства;

Технические комплексы и сооружения.

Особенности истории и культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора. Культура современная и прежних веков является одним из основных элементов туристского интереса.

Познавательный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, истории народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества.

Развитие историко-культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Во многих странах туризм может быть включен в так называемую политику культурных отношений.

Уровень историко-культурного развития может быть использован также для создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального историко-культурного наследия.

Объекты наследия должны быть представлены разумно и творчески. Научно-технический прогресс сделал свое дело: продукция одной страны практически не отличается от аналогичной продукции другой страны. Но в истории и культуре единообразие недопустимо. Регион, желающий стать популярным туристским направлением, должен обладать уникальными историческими и культурными комплексами и предлагать их на туристский рынок.

Оценка историко-культурных комплексов для туристских целей может проводиться двумя основными методами:

1. ранжированием их месту в мировой и отечественной культуре;

2. необходимым и достаточным временем для осмотра достопримечательностей, что позволяет сравнивать разные территории по перспективности историко-культурного потенциала для туризма.

Эти методы во многом субъективны: культурные комплексы, высоко оцениваемые специалистами, не всегда вызывают адекватную реакцию у туристов. Необходимое и достаточное время для осмотра объектов в известной степени определяется их доступностью и построением экскурсионных маршрутов. Наконец, представление о ценности историко-культурных комплексов зависит от уровня образования, национальных особенностей туристов. В большинстве случаев интерес к историческим объектам определяется модой.

Важной характеристикой историко-культурного комплекса является стабильность его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения. Этот фактор связан с долговременностью интереса туристов к конкретному культурному объекту. Сохраняется стабильность интереса туристов к таким объектам мирового культурного наследия, как египетские пирамиды, античная архитектура. Вместе с тем ряд объектов, например, ленинские места, наиболее посещаемые в советский период в России, утратил свою притягательность с изменением идеологических установок в обществе. Поэтому одной из основных задач организаторов туризма является не только создание историко-культурного комплекса для туризма, но и сохранение его на достаточно длительный период.

Несмотря на то, что практически любую информацию можно получить из печатных периодических изданий, художественной литературы и других источников, не стареет старая истина: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Поэтому регион, заинтересованный в привлечении туристов, должен разумно планировать и развивать специальные программы и мероприятия, способствующие повышению интереса к его истории и культуре в расчете на привлечение потенциальных туристов.

Историко-культурный туризм является самой активной частью среди всех факторов туристической аттрактивности. В современной интерпретации, культурный ландшафт имеет свойство универсальности, аутентичности и целостности как объект культурного и природного наследия. Историко-культурный туризм существует вместе с другими факторами, которые играет очень важную роль в развитии индустрии туризма.

Историко-культурный туризм, основанный на впечатлениях, как прямых, так и косвенных (опосредованных), в результате знакомства или изучения и познания чужой или своей собственной культуры и культурных артефактов, является одним из основных и самостоятельных видов туризма, предлагает туристу истинные, подлинные (аутентичные, нестандартизированные массовые) впечатления. Сенин В. С. Организация международного туризма. М.: Финансы и статистика, 1999. с.74.

Туризм является областью экономической деятельности, создающей условия для экспорта услуг всех отраслей, вовлеченных в создание туристского продукта. В этой связи историко-культурный туризм создает дополнительные возможности для экспорта услуг организаций и учреждений культуры, работающих с иностранными туристами.

Культурные артефакты - любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое и символическое содержание: (1) предметы, вещи, одежда, жилище, дороги и т. д., (2) феномены духовной жизни общества (научные теории, суеверия, произведения искусства, фольклор) - самоощущение человека внутри конкретной культуры - культурная идентификация, отождествление себя с определенной группой, этносом, нацией, расой, человечеством; восприятие традиций и ценностей чужой культуры, отношение к представителям чужой культуры и ее оценка, восприятие ценностей, традиций и обычаев этой культуры. Неприятие или непонимание (нежелание понимания) чужой культуры накладывает негативный отпечаток на межкультурные отношения и взаимодействие. Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб.: Питер, 2003. с. 407.

Для формирования туристической аттрактивности историко-культурный туризм должен содержать следующие аспекты (табл.1). Сенин В. С. Организация международного туризма. М.: Финансы и статистика, 1999. с.79-81.

1. Туризм искусств и литературы

известные деятели литературы, театра, кино; произведения скульптуры; художественные промыслы; театры, студий и т.д.

2. Исторический туризм

памятники человеческой цивилизации и социально-экономической культуры; древние города, развалины древних городов; памятники военной культуры (крепости, оборотные стены и валы, места битв и сражений и т.п.)

3. Туризм архитектурной культуры

архитектурные ансамбли, дворцовые комплексы, культовые сооружения и храмы; малые архитектурные формы (здания, башни, арки, залы, пантеоны, мавзолеи, мемориальные пещеры, камни и обелиски); гидротехнические сооружения (плотины, каналы, гидроэлектростанции); портово-промышленная архитектура; рекреационная архитектура

4. Туризм тематических парков культуры

искусственные ландшафты (селитебные, рекреационные, спортивно-оздоровительные, промышленные, транспортные)

5. Туризм городской среды и культуры

городская среда и городская культура; панорамы городов; ландшафтно-планировочная организация и застройка городов

6. Музейный туризм

музеи, выставки, историко-культурные мероприятия и презентации

Туризм по знакомству с искусством и литературой. Известные деятели литературы и искусства и их произведения могут быть ведущим фактором привлечения иностранных туристов. Например, прекрасные стихотворения великого русского поэта А. Пушкина привлекают иностранных любителей литературы посетить Россию.

Исторический туризм. Исторические памятники не только являются целевыми местами работы специалистов, но и интересными местами для массовых туристов.

Туризм архитектурной культуры. Каждая страна или каждый народ имеет свои историко-культурные источники. Архитектурная культура как «застывшие исторические стихи», стили архитектуры весьма разнообразны. Как правило, разница стилей архитектуры разных стран и национальностей является главной причиной формирования потока иностранных туристов. Например, туристам из восточных стран нравятся стили архитектуры Венеции Италии, Москвы и Санкт-Петербурга, Киева. И наоборот, туристов из западных стран интересуют восточные стили архитетуры. Например, китайские города Щиань, древний город Пинъяо (провинции Шаньси), и древний город Даянь (провинции Юньнань) являются первоочередными целевыми местами иностранных туристов в Китае. Сенин В. С. Организация международного туризма. М.: Финансы и статистика, 1999. с. 83-85.

Туризм тематических парков культуры. Тематические парки являются искусственными рекреационными ресурсами, которые рождены творческой мыслью и создают особую атмосферу с одной темой или несколькими темами, чтобы привлекать туристов. В 1955 г. американец Валт Дисней Walt Disney создал Диснейланд Disneyland, открывая историю тематического парка в мире. Вслед за ним, в западных странах, особенно в Северной Америке и Европе, были созданы великолепные тематические парки, самым популярным среди которых стал парк «Экскурсия космической студии» The Universal Studio Tour Голливуда, и который привлекает около 10 млн. туристов ежегодно. Сапрунова В. Туризм. Эволюция. Структура. Маркетинг. М.: Ось-89, 1997.c. 95.

Туризм городской среды и культуры. Города как места сосредочения культуры, экономики и политики стран и регионов имеют своё преимущество и формируют туристический рынок первого класса для иностранных туристов. Их роль в историко-культурном туризме постоянно возрастает.

Музейный туризм. Музеи как места экспозиции историко-культурной квинтэссенции страны пользуются достаточно высокой аттрактивностью, особенно для иностранных туристов. Например, музей Гугун (Пекин, Китай), музей Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия), Лувр (Париж, Франция), Прадо (Мадрид, Испания) и т.д. являются всемирными достопримечательностями.Представленные шесть видов историко-культурного туризма формируют ядро культуры туристических центров. Исмаев Д. К. Основная деятельность туристской фирмы (на примере российского турбизнеса). М.: Книгодел: МАТГР, 2005. с. 52.

Историко-культурный туризм и развитие туристических городов. Историко-культурный туризм играет важную роль в формировании и развитии туристических городов. В территориальных рекреационных системах - подсистемы природных и культурных комплексов являются ядрами их туристической аттрактивности. В отличие от природных факторов, историко-культурный фактор сочетает характерные черты движимости и недвижимости и имеет свою историческую динамику. С повышением уровня культуры населения, историко-культурный туризм играет более важную роль в развитии туристических центров. Места сохранения памятников истории и культуры формируют туристические районы, узловыми, фокусными точками которых являются туристические города. Поэтому именно туристические города служат конечными целевыми местами туристов. Сенин В. С. Организация международного туризма. М.: Финансы и статистика, 1999. с. 86-88.

Современные города выполняют множественные функции: политические; экономические; научно-образовательные; транспортные; информационные; культурные; туристические. Для большинства городов мира характерна тенденция последовательного усиления туристических функций.

Город как туристическое целевое место, в первую очередь, должны обладать своим стилем. По требованиям туристического маркетинга, для выбора иностранных достопримечательностей туристов интересуют прежде всего именно города. Чтобы соблюдать постоянно сильную жизненную силу туристических городов, им надо поддерживать содержание культуры.

Города являются совокупностью центров культуры, политики, экономики, науки, образования стран или регионов. Такими, в частности, являются столичные города: Пекин, Москва, Киев, Париж, Рим и т.д. Для рационального развития этих городов, очень важной задачей является претворение в действительность принципов устойчивого развития, сохранять историко-культурные памятники и вместе с тем не ограничивать развитие экономики годода. Например, город Кайфин провинции Хэнань является известным туристическим городом Китая, имея славное звание «Древний город семи династий». В истории Китая здесь семь раз была столица Китая, особенно в период северной Сун (960-1027). Кайфин (тогда его называли Тунцзин - восточная столица) был одним из самых оживлённых, развитых и больших городов в мире. Чтобы сохранить памятники древнего города, городское правительство решило размещать новые предприятия промышленности преимущественно с новыми технологиями только в западной части города. Кайфин является удачным примером согласованности противоречивых интересов между экономическим развитием и охраной культурно-исторических памятников в туристических городах. Вавилова Е. В. Основы международного туризма. М.: Гардарики, 2005. с. 107.

Историко-культурный центр. Города являются как местами сосредоточения историко-культурных памятников, так и мировыми известными центрами курортного туризма. Например, Сочи - крупный центр рекреации - курортного лечения и оздоровления, туризма, массового неорганизационного отдыха, которые по главным направлениям могут и должны выходить на международный уровень. Тем более, что глубокая атмосфера культуры Сочи формирует сильную аттрактивность города для иностранных туристов. Соединение культурных и природных (приморское положение, тёплый климат) ресурсов позволяет городу становиться известным туристическим городом мира.

Таблица 2. Классификация продуктов историко-культурного туризма по уровню и тематическому виду Вавилова Е. В. Основы международного туризма. М.: Гардарики, 2005. с. 109-111.

Уровень вид

Профессиональный

Специализи-рованный

Неспециализиро-ванный

Сопутствующий

Исторический

Научный туризм: конференции, экспедиции

Исторические, военно-патриотические туры

Экскурсия по историческим местам, местам боевых сражений, анимационная программа

Этнографиический

Этнографические туры

Этнографическая экскурсия, анимационная программа, дегустация традиционной кухни

Архитектурный

Архитектурные туры

Архитектурная экскурсия

Археологический

Участие в раскопках

Археологические туры

Экскурсия к местам раскопок, захоронений

Фольклорный

Участие профессиональных коллективов в фестивалях др.

Фольклорные туры, посещение фестивалей

Фольклорный концерт, фольклорная программа

Религиозный

Паломничество

Религиозный тур

Экскурсия по святым местам

Для специализированного историко-культурного туризма характерны подробные тематические туры. Например, специализированный архитектурный тур подробно знакомит туриста с особенностями архитектуры региона и т.д.; этнографический тур - с особенностями культуры, традиций, быта, кухни народа или народов региона, страны.

Неспециализированный историко-культурный туризм предполагает различные тематические экскурсии, анимационные программы, которые носят скорее ознакомительный характер, то же относится к сопутствующему туризму.

Культурный турист - условное понятие, потребитель туристского продукта, основанного на различных видах культурного туризма. В русском языке это может быть: (а) индивидуум, турист, обладающий навыками и привычками культурного человека по понятиям современности и традиций общества, бережно и с пониманием относящийся к объектам культуры и природы, стремящийся познать их, (б) участник туристской поездки, относимой по своим характеристикам и признакам к культурному туризму. В теории культурного туризма различаются три различных типа культурных туристов: (1) специальная категория культурных туристов-энтузиастов - 10-15%. Они специализируются в определенной области и путешествуют систематически с достаточной степенью повторности. Как правило, существует взаимосвязь между их профессиональной деятельностью и туристскими поездками; (2) постоянная категория культурных туристов - 30-40%. Они имеют достаточную мотивацию к культурному туризму в целом. Их наиболее привлекает культурный аспект туризма, хотя, как правило, у них есть и другие интересы, и в процессе отдыха они занимаются и другой деятельностью; (3) категория случайных культурных туристов - (45-60%). Они занимаются культурным туризмом спорадически из любопытства, однако составляют самую многочисленную категорию тех, кто посещает объекты исторического и культурного наследия. В период отдыха они посещают культурные достопримечательности в радиусе 50 км от постоянного места пребывания.

Историко-культурный туризм, в его классическом понимании, предусматривает знакомство туриста с новыми дестинациями, территориями, народами, архитектурой, бытом местного населения, религией или культами, т. е. новой или недостаточно известной или вовсе неизвестной культурой, представленной в виде материальных памятников культурного и природного наследия, в музейных коллекциях, городах и туристских исторических центрах, а также продуктах духовного творчества. Усиление взаимосвязи культуры и туризма базируется на роли культуры в реализации потребностей, положенных в основу туризма как явления, и роли туризма в удовлетворении культурных потребностей. Базисом выступают пять мотивационных признаков: (а) познание явлений и вещей, (б) коммуникация, (в) релаксация, (г) лечение и оздоровление, (д) социальный престиж. Культура обеспечивает туристам погружение в иное состояние общества, в котором живет народ другой страны, общества, города, региона, и на этой основе резкую смену впечатлений. Обеспечивается глубоко насыщенная интеллектуально-информационная составляющая туристской деятельности, весьма важная для современного человека, выступающего в роли туриста. Имеет место полезный эффект развлекательности и зрелищности явлений и образов, а также и последующий релаксационный эффект. Вавилова Е. В. Основы международного туризма. М.: Гардарики, 2005. с. 117.

Среди подвидов историко-культурного туризма выделяется несколько уровней:

Профессиональный, основанный на контактах профессиональных исполнителей и участников творческих коллективов, артистов, художников. Обычно он осуществляется в рамках фестивалей искусств, творческих встреч и т. д.

Специализированный, направленный на удовлетворение потребностей туристов в части детального знакомства и изучения местных обычаев, истории и быта населения, фольклором иным культурным наследием.

Неспециализированный, программы основаны на потреблении культурных благ как сопутствующего этапа туристской поездки, но не являющиеся основой целеполагания туристской поездки, например, экскурсионная часть туристской программы, внеобрядовое посещение святых мест, культовых объектов с познавательными целями.

Сопутствующий, который является дополнительной и необязательной частью туристской программы (культурной программы). Обычно сопровождает деловой туризм, спортивный туризм и другие виды и подвиды туризма.

Культурный квазитуризм, туризм для местного населения (резидентов), чаще всего выступающего в роли экскурсантов и активно потребляющего культурный продукт.

В отношении покупок и торговли следует быть осторожным. Торговля - древнейший вид занятий человечества. Это часть культуры человечества, формирующаяся веками и тысячелетиями. Посещение местного рынка, восточного базара - интереснейшее занятие для туриста. Так, Дубай (ОАЭ) исторически на протяжении тысячелетий был центром на торговом пути между Юго-Востоком и Левантией. И в наши дни это крупнейший торговый центр, а туристский продукт дестинации во многом построен именно на торговле для туристов. Построены уникальные современные торговые центры, проводятся торговые ярмарки и фестивали, вводятся режимы льготного налогообложения для торговли, одновременно сохраняются и открытые рынки, занимающие целые уличные кварталы (рынок пряностей, рынок тканей, рынок золота, рынок электроники и многие другие). Если покупка не становится для туриста самоцелью, и он не втягивается в мелкооптовую торговлю, то она разумна и полезна. Вавилова Е. В. Основы международного туризма. М.: Гардарики, 2005. с. 121.

Историко-культурный туризм представляет собой сложный многопрофильный вид деятельности, в которую помимо традиционных составляющих инфраструктуры туризма (таких как туроператоры въездного туризма, гостиницы, авиаперевозчики, автотранспортные предприятия, специализирующиеся на обслуживании туристов, охранные предприятия) вовлечены многие другие организации и предприятия сферы услуг.

Для развития экскурсионной деятельности в местности должны быть следующие объекты:

археологические памятники, старые и новые,

достаточно сильно урбанизированные развитые города,

объекты сельской местности,

музеи, выставки, экспозиции. Кабушкин Н. И. Менеджмент туризма. Минск: Новое знание, 2001. с. 87.

Особенности образа жизни и исторически сложившихся культурных традиций привлекают туристов в путешествия. Ознакомление с новой культурой обогащают кругозор и способствуют развитию личности.

Успех развития туристического культурного бизнеса зависит не столько от грамотного подхода к организации процесса, сколько в уникальности местности, народа и его обычаев и образа жизни.

Во многих государствах предлагаемые культурные ценности мало отличаются друг от друга, в этом случае стоимость туров заметно снижается относительно более уникальных государств.

В состав субъектов культурного туризма входят следующие подотрасли сферы услуг: музеи, музеи-заповедники и дворцы; художественные галереи и арт-центры; дирекции фестивалей и карнавалов; театры и концертные организации; цирки и концертные залы; культурно-развлекательные центры, ночные клубы; продюсерские центры; агентства по продаже театральных и музейных билетов, дирекция театрально-зрелищных касс; экскурсионные бюро; специально предназначенный для экскурсий автобусный парк, маломерный флот и речные прогулочные суда. Неотъемлемой частью культурного туризма являются также аутентичные предприятия общественного питания и привлекательные для некоторых туристов художественные галереи и антикварные магазины. Свой вклад в формирование продукта культурного туризма вносят многочисленные храмы различных конфессий, некоторые из которых являются объектами экскурсий со стороны туристов.

Простое перечисление подотраслей, вовлеченных в создание продукта историко-культурного туризма, показывает его значительную роль в экономике. Данное обстоятельство становится принципиально важным в условиях экономического кризиса. Там же, 2001. с. 89.

Типичное негативное явление в историко-культурном массовом туризме - навязывание стереотипа культуры - надуманного выхолощенного образа явления, упрощенного воспроизведения для быстрого освоения и непритязательного развлечения. Таковым может быть стереотип образа шотландца в клечатой юбке (килт), играющего на волынке с бутылкой вечного шотландского виски, или русского в шароварах, сапогах, папахе, с рюмкой водки и танцующим с медведем в обнимку. Нередко культивируется самообман при взаимном молчаливом согласии как производителя туристского продукта так и потребителя. Местная туристская индустрия создает некий образ явления или совокупности материальных предметов, за счет которой она и существует, при тайном согласии туристов увидеть и «съесть» предложенную фальшивку. Кабушкин Н. И. Менеджмент туризма. Минск: Новое знание, с. 91.

Формируется типовой образ деятельности туристов, ориентированный на местное туристское производство туристского продукта - что надо посетить, что надо увидеть, что надо сфотографировать, что надо купить из сувениров. Для туристов специально генерируются обряды, которых не существует, плавучие красочные лодочные рынки на воде, которых уже давно нет и местным жителям они не нужны, и прочее на потребу массовому туристу-потребителю. Истинная культура остается невостребованной, незамеченной, непознанной, а полученные впечатления - весьма далекими от истинных или аутентичных. Туризм при этом становится неким конвейерным производством.

  1. Культурный туризм как сегмент рынка туристского бизнеса

    Курсовая работа >> Маркетинг

    ... : сегментация туристского рынка; культурный туризм как фактор туристской мотивации; культурный туризм на территории города... развитию одного из приоритетных направлений в туризме культурного туризма . Заключение В заключении следует сказать, что...

  2. Культурный туризм в Кош Агачском районе

    Реферат >> Физкультура и спорт

    Агачского района Основой культурного туризма является историко-культурный потенциал страны, ... хозяйственной деятельности. Среди объектов культурного туризма , которые будут использованы... этим здесь можно развивать культурный туризм . На территории района очень...

  3. Проблемы и перспективы развития культурного туризма

    Дипломная работа >> Физкультура и спорт

    ... культурного туризма Потенциал развития культурного туризма в России Оценка культурных комплексов Критерии оценок объектов культурного туризма в России Развитие культурного туризма ...

  4. Музей как феномен культуры и его роль в деле культурного туризма

    Реферат >> Культура и искусство

    Изолированным локальным культурам приходит глобальный культурный универсализм, и вместе с тем, усиливается... 3) Проанализировать музейную аудиторию и музейный туризм 4) Рассмотреть культурный туризм и новшества музейного дела 5)Рассмотреть Государственную...

  5. В зависимости от преимущественного использования для туризма в качестве базового того или иного культурного ресурса выделяют разнообразные виды культурного туризма, наиболее распространённые из которых представлены на рис. 2.2 и кратко охарактеризованы в табл. 2.3.

    Рис. 2.2.

    Туризм наследия (культурно-исторический) обусловлен выраженным интересом туристов к истории и общечеловеческим культурным ценностям. Такой интерес достаточно сильно связан с образовательным уровнем и культурным капиталом туриста, позволяет ему развивать свои идентификационные признаки представителя «культурного» класса.

    Он реализует традиционное отношение к культуре как средству просвещения и ориентирован на формальное обучение. Поскольку система современного образования поддерживает эту традиционную парадигму культуры, данный вид туризма сохраняет свои позиции во время путешествий в другие места и страны. Но в последние десятилетия туризм наследия потерял свое лидирующее (а прежде и вовсе исключительное) место в системе культурного туризма.

    Туризм наследия, особенно, в своих типичных формах, включая обзорно-ознакомительный туризм, с ярко выраженной базой на ресурсах исторического наследия и экскурсионной формализованной формой познавательной деятельности туриста, имеет определенные проблемы в развитии, которые следует учитывать дестинациям, в которых он является доминирующим.

    • Потребление продуктов культурно-исторического наследия в туризме происходит относительно быстро, в отличие, скажем, от курортных услуг. Если средняя продолжительность пребывания на курорте составляет 10 дней, то даже в наиболее богатых культурным наследием городах, таких как, например, Венеция и Санкт-Петербург, редко превышает 2 дня (в Праге, например, 3-4 дня ), а в небольших культурноисторических дестинациях вообще обычно составляет несколько дневных часов.
    • Достопримечательности культурного наследия, как правило, не генерируют повторных посещений. Замечено, что туризм, базирующийся на историческом наследии, похож на коллекционирование: туристы заранее отмечают места и достопримечательности, которые они «должны» увидеть воочию. Попадание в «коллекцию» туристских впечатлений делает излишним повторный визит, дух коллекционирования влечет к другим местам. Пародокс состоит в том, что чем уникальнее ресурсы наследия, тем меньше шансов стимулировать повторные посещения. Это обусловлено трудно разрешимым противоречием между поддержанием уникальности и связанной с ней известности дестинации и возможностью обновления и расширения предложения продуктов культурного наследия на туристском рынке. Таким образом, дестинации и отдельные достопримечательности культурного наследия могут стать заложниками уникальности, распространяющей «иммунитет» на изменения ожиданий туристов.

    Таблица 2.3

    Особенности различных видов культурного туризма

    туризма

    Временной / Культурный фокус

    Особенности

    Типичные

    Туризм наследия, или культурно- историче ский

    Прошлое/ Высокая культура. Традиционные бытовая и творческая практика

    Реализует интерес к прошлому, к признанным культурным ценностям, находящих выражение в аутентичных «памятниках» (исторических, архитектурных, литературных, художественных) и традициях

    Музеи и центры наследия. Исторические сооружения (замки, крепости и др. здания).

    Культурные ландшафты (ландшафты поселений, садов, парков, мест, ассоциирующихся с историческими личностями или событиями).

    Места археологических раскопок.

    Религиозные центры и сооружения.

    Обзорный (культурно- ознакомительный, или экскурсионный)

    Прошлое, настоящее/ Высокая культура. Традиционные бытовая и творческая практика

    Реализует интерес к знакомству с «чужой» культурой для формирования разнообразной картины мира

    Досто при меч ател ьн ост и

    культурно-исторического

    наследия.

    Местные традиции. Традиционные события

    Арт-туризм

    Настоящее/ Высокая и популярная культура

    Реализует интересы к современным процессам в сфере художественного творчества

    Художественные галереи и выставки.

    Театры и драматические, музыкальные представления.

    Культурно-креативные

    кварталы.

    Фестивали искусств. Музеи и события в сфере современного дизайна и моды.

    Литературные места. Места съемок фильмов

    туризма

    Временной / Культурный фокус

    Особенности

    Типичные

    достопримечательности/ деятельность туриста

    Событийный культурный туризм

    Настоящее и прошлое/ Высокая, популярная, живая культура

    Реализует интерес к уникальным культурным ресурсам, использование которых ограничено жёсткими времен - ными и пространственными рамками

    Фестивали искусств. Региональные и местные празднования (карнавалы, религиозные праздники, празднование памятных дат и тл.)-

    Эстрадные и иные шоу. Премьерные показы. Художественные выставки

    Креативный культурный туризм

    Прошлое, настоящее, будущее/ Высокая, популярная, живая культура

    Реализует интерес к собственному творческому и духовному развитию

    Собственная созидательная деятельность туриста в творческой сфере (рисование, музицирование, литературное творчество, прикладное искусство, фото- и кинотворчество и т.д.) и сфере духовного самосовершенствован ия (обучения различным духовным практикам) в областях культуры, развитие которых составляют отличительную особенность дестинации

    Экокульту рный туризм

    Прошлое, настоящее/ Живая культура

    Реализует интерес в формировании нового культурного опыта в форме деятельного участия в осуществлении традиционного уклада жизни места (сохранившегося, реконструированного или современного)

    Пребывание в местной семье.

    Участие в традиционной досуговой деятельности местного населения. Ведение традиционного уклада жизни на «исторической» ферме

    Временной / Культурный фокус

    Особенности

    Типичные

    достопримечательности/ деятельность туриста

    впечатлений

    Реализует интерес к осмыслению особенностей культуры места и времени через собственный эмпирический опыт , полученный на основе погружения в предложенные обстоятельства

    Культурно-креативные

    кварталы.

    Интерактивные музейные программы.

    Местные праздники и фестивали.

    Исторические реконструкции

    Тематический

    Прошлое, настоящее/ Высокая, популярная, живая культура

    Реализует интерес к знакомству с одним из аспектов исто - рии и культуры дестинации. Находит выражение в развитии культурных маршрутов на региональном, межрегиональном и местном уровне

    Может объединять однотипные и разные по виду культурные ресурсы внутри и вне дестинации, сгруппированные вокруг одной темы

    В связи с продолжением тенденции сокращения доли туристов, имеющих специализированный интерес к изучению наследия, на туристском рынке будет расширяться предложение популяризированных форм туризма наследия и продуктов:

    • - обзорно-ознакомительного туризма, который, несмотря на некоторые сдвиги в пользу погружения в атмосферу живой культуры дестинации, по-прежнему базируется на ресурсах культурно-исторического наследия и «прямолинейном» вербально-визуальном способе передачи информации);
    • - культурных продуктов на базе достопримечательностей, построенных на культурно-историческом материале в развитие явления «постму- зейности».

    Последнее, в частности, особенно ярко ведет к размыванию границ между культурным наследием и современной культурой и проявляется в широком спектре интерпретаций и тематической «упаковке» прошлого для «посильного» и доставляющего, прежде всего, удовольствие современному массовому туристу опыта приобщения к культуре. Отсюда, наблюдается распространение новых типов достопримечательностей на рынке культурного наследия, в большей или меньшей степени обладающих типологическими признаками культурно-исторического туризма - аутентичностью объектов посещения и «классической» формой потребления - изучением.

    Центры наследия получили популярность и широкое распространение в 80-90-е гг. прошлого столетия, представляют собой форму музея, но в отличие от него, они строятся не вокруг коллекций, а вокруг историко-культурных тем (например, Центр наследия шотландского виски). При этом, используются аутентичные объекты, но не как самоценности, а как средства конструирования аутентичности представленного аспекта исторического развития и культуры.

    Другое отличие таких центров от музеев состоит в более активном использовании инновационных технологий формирования впечатлений на основе развития интерактивности через стимулирование эмоций, чувств, памяти, провоцирующих понимание и осмысление данной культурноисторической темы обычными людьми. Третье отличие, которое интересно отметить, состоит в том, что центры наследия часто представляют «обычное» прошлое, связанное с местной ушедшей повседневной культурой. Здесь важным ресурсом формирования впечатлений становится узнавание относительно недавнего прошлого, вызывающее сильную эмоциональную реакцию.

    Эти черты хорошо иллюстрирует, в частности, пример социо- индустриального парка Бимиш в Англии, который воссоздает образ жизни типичного шахтерского городка перед Первой мировой войной. Время здесь застыло на 1913 г. Жилые дома и здания общественного пользования (магазины, школа, почта, церковь и т.д.), транспорт, а также используемые для осуществления разнообразной бытовой и трудовой деятельности предметы - подлинные артефакты того периода. Более того, в городке поддерживается «жизнь» того времени: работают магазины, пекарни, кафе, транспорт, в церкви идет «служба» в присутствии «прихожан» в костюмах начала века, демонстрируются технологии обслуживания (в магазинах, банках), можно купить реальные продукты, произведенные по прежним технологиям (кондитерские изделия), услышать популярную музыку того времени, заглянуть в шахтерский дом и познакомиться с бытом рабочих семей и т. д.

    Центры наследия занимают промежуточное положение между музеями и тематическими парками, базирующимися на ресурсах наследия, и в отличие от последних могут быть включены в список мест, характерных для туризма наследия (рис. 2.3).


    Рис. 2.3. Характеристика новых типов достопримечательностей на базе ю/льтуоно-истооических dccvdcob

    Тематические парки. В период с 1990 по 2000 г. численность посетителей таких парков в мире возросла на 80% , и сегодня они наиболее часто посещаемые и доходные туристские достопримечательности .

    Парки типа «Мир Диснея» включают «мезееподобные» репрезентации наиболее известных мест со всего мира. Другим примером такого тематического парка может служить «Деревня Назарет» в современном городе Назарет в Израиле, создающая атмосферы места и времени, описанных в библии. Она возникла в результате реконструкции близлежащей деревни первого века и симуляции жизни времен Иисуса Христа на основе воспроизведения архитектуры, ландшафта и повседневного стиля жизни жителей, в том числе путем приглашения актеров для исполнения ролей местных жителей, приготовления типичных кушаний и т.п.

    С центрами наследия такие парки связывает тематическое представление культуры и прошлого, а также еще более широкое использование технологий презентации и интерепретации, способных захватывать воображение. Для тематических парков характерным является использование технологии «машины времени», когда с помощью средств воздействия на зрение, слух, ощущения и обоняние посетителей, создается эффект путешествия «назад в прошлое».

    Однако, в отличие от центров наследия они используют неаутентичные , симулятивные ресурсы, и основной их функцией является развлечение , стимулирование удовольствия. Это делает их атрибутом современной популярной культуры.

    Реконструкции исторических событий - инсценировки известных событий, которые обычно «ставятся» в аутентичных и неаутентичных декорациях исторического места, будь то крепость, улицы исторического городского квартала, место военного сражения или центра наследия или тематического парка). Например, в Нарвской крепости в рамках исторического фестиваля «Нарвская баталия» воссоздается известное событие Русско-шведской войны.

    Реконструкции исторических событий могут использоваться как вспомогательный инструмент в рамках музейной практики, «оживляющий» картины прошлого, а могут выступать в качестве самостоятельных культурных достопримечательностей. Для них характерны:

    • - неаутентичность используемых средств;
    • - создание атмосферы события с помощью визуальных, шумовых,

    обонятельных эффектов;

    • - игровой характер получения информации о событии;
    • - в значительной степени, развлекательный характер.

    Интересно выделить категорию самодеятельных реконструкций исторических событий силами членов исторических клубов разных стран, например Бородинской битвы. Для туристов-участников значительный познавательный потенциал реконструкций реализуется в предварительной подготовке «дома» (рис. 2.4).

    Как видно из изложенного выше, одной из заметных тенденций развития туризма наследия становится использование тематической формы его организации, которая приводит к выделению соответствующего вида ту ризма - тематического туризма.


    Рис. 2.4.

    Тематический туризм. Особенностью тематического туризма является фокусирование восприятия туриста на отличительных характеристиках дестинации в рамках знакомства с одним из аспектов ее истории и культуры. Тематический туризм находит выражение в развитии культурных маршрутов . Культурный маршрут представляет собой совокупность материальных и нематериальных элементов исторических и культурных ресурсов, связанных друг с другом темой и концепцией ее раскрытия в ходе специального маршрута движения.

    Такая форма туризма создает следующие условия для его развития:

    • Рост возможности интерпретации достопримечательности в соответствии с интересами посетителей, их культурным багажом. Так, для специализированных культурных туристов тематическая компоновка и интерпретация достопримечательностей позволяет более концентрированно попадать в специальные интересы этой группы туристов (например, «Дворцы и парки Санкт-Петербурга»). В то же время для туристов с общими культурными интересами, совершающими, в частности, обзорно-ознакомительные поездки, тематическое представление культурной специфики дестинации может стать связующим культурным звеном между культурой туриста и незнакомой ему культурой дестинации, облегчить ему интерпретацию культурных особенностей посещаемых мест. Например, тематический маршрут в Греции «Подвиги Геракла» использует тему, знакомую большинству туристов, и это создает у последних значимую связь с посещаемыми местами, которые в противном случае, оставили бы их равнодушными.
    • Расширение предложения продуктов для культурного туризма за пределы традиционной «музейно-соборной» формулы, за счет придания привлекательности других видов наследия, таких как индустриальное, литературное, садово-парковое наследие, гастрономические традиции, мифология и мистика мест и т.д., а также за счет комбинирования разнообразных культурных ресурсов (наследия и современной культуры, музеев и событий и т.д.) под «зонтиком» одной темы. За счет разнообразия турпродуктов можно стимулировать повторные поездки в дести- нацию.
    • Расширение ареала туристских посещений за счет объединения в тематический культурный маршрут достопримечательностей, которые сами по себе не создают достаточной аттрактивности для туристов, культурных достопримечательностей «второго» и «третьего» плана.

    Культурные маршруты как тематические туристские продукты могут иметь разный масштаб: от местного до международного (например, культурный маршрут «Романское искусство в Европе»).

    Отметим, что тематический туризм может строиться не только на культурно-историческом материале. Более того, многие популярные сегодня направления тематического туризма, такие как индустриальный и гастрономический туризм, органично смешивают наследие и современность, демонстрируя живое продолжение традиций. Кроме того, тематический туризм может строиться как на стационарной, так и событийной составляющей ресурсной базы дестинации. Так, во многих случаях «тематиза- ция» туристского продукта дестинации базируется на праздновании юбилейных дат, связанных с отдельными местами, людьми или событиями. Например, в Нидерландах Национальная туристская организация разработала серию «тематических» лет, связанных с именами известных художников, таких как Ван Гог, Рембрандт. В 2006 году, объявленном годом Рембрандта, Нидерланды посетило около 1 млн иностранных туристов.

    Арт-туризм. На рубеже XX - XXI вв. был впервые отмечен сдвиг туристского интереса от достопримечательностей культурноисторического наследия в сторону арт-туризма - туризма, связанного с доминирующим интересом к текущим процессам в сфере художественного творчества, результатам и процессам современного искусства. Диапазон достопримечательностей, представляющих интерес для туристов с соответствующей мотивацией посещения, весьма широк и включает в себя посещение художественных галерей и выставок, драматических, оперных и балетных спектаклей, поп-концертов, фольклорных фестивалей и уличных представлений, студий художников и мастерских ремесленников, культурно-креативных кварталов и мест, ассоциирующихся с известными литературными произведениями или кинофильмами и т.п.

    Многие из перечисленных достопримечательностей посещаются и туристами общекультурных интересов в рамках обзорно-экскурсионного туризма, однако для арт-туристов характерно стремление участия в культурных акциях, знаменующих «событие» в искусстве, будь то определенная выставка современного искусства или премьера оперного спектакля, или концерт в рамках фестиваля, или арт-ярмарка и аукцион. Для таких туристов событийный характер посещения предоставляет возможность острее почувствовать дух творчества, продемонстрировать уровень своей «культурной квалификации» в качестве знатока и ценителя, разбирающегося в нюансах тех или иных видов искусства, и разделить этот опыт с кругом единомышленников. Таким образом, арт-туризм в значительной мере пересекается и «накладывается» на событийный туризм.

    Например, выставка-ярмарка «Арт-Манеж» в декабре всегда становится главным художественным событием Москвы. На ней представляется широкий диапазон современного искусства, отражающий самые разнообразные художественные взгляды. Имеющая в своей основе задачу организации коммерческого функционирования искусства, она славится отбором высоко качественных художественных продуктов, противопоставленных безбрежному разнообразию предлагаемого сегодня покупателю товара под маркой изобразительного искусства.

    Другой отличительной характеристикой целенаправленных арт- туристов является участие в тематических турах, посвященных отдельным аспектам художественно-творческой жизни дестинации, включая места и достопримечательности, связанные с развитием художественных стилей (скажем, стиль арт-нуво (в привычном нам варианте называемом модерном), в архитектуре, прикладном искусстве, костюме и т. д), литературным и кинотворчеством (реально и ассоциативно), являющихся характерной чертой данной дестинации, элементом ее уникальности . Такая форма позволяет туристам более четко реализовать культурные интересы в художественной сфере и оказаться в кругу таких же заинтересованных потребителей.

    Кроме того, арт-туризм имеет значительные «пересечения» с эко- культурным, креативным видами культурного туризма и туризмом впечатлений.

    Событийный культурный туризм. Многие аналитики оценивают современный этап туризма как «эру специальных событий». Международная ассоцицая фестивалей и событий (The International Festivals and Events Association) оценивает среднюю посещаемость событийной достопримечательности в выходные дни в 222 тыс. человек. Ежегодное число событий продолжительностью от половины до одного дня составляет от 50 тыс. до 60 тыс., а фестивалей продолжительностью 2 дня и более - около 5 тыс.

    Растущее значение событий в туризме связано с двумя основными аспектами его развития: технологическим и имиджевым (рис. 2.5).

    Технологический аспект развития событийного туризма базируется на способности событий:

    • - организовывать свободное время в наиболее привлекательной для современного туриста форме, в высокой степени обладающей развлекательной и интерактивной ценностью, сопровождающейся высокой плотностью живого человеческого общения (high touch) и, как следствие, мощным потенциалом формирования ярких, надолго запоминающихся впечатлений.
    • - «структурировать» досуг, предоставляя «информационный стимул» его организации в пространстве и времени,
    • - «оживлять» стационарные культурные достопримечательности.

    В технологическом аспекте событийный туризм может рассматриваться как сектор отдельных видов культурного туризма, а формирование и использование событий - как инструмент для развития соответствующих видов туризма.

    Имиджевый аспект событий состоит в их способности расширения известности дести наци и и создания или развития имиджа дестинации.

    Широко распространена оценка событий как новых «строителей имиджа», признающая их доминирование над иными характеристиками городов и регионов для наделения его уникальными отличительными чертами, ассоциирующимися с данным событием, и идентификации мест как туристских дестинаций. Так, Канны ассоциируются, прежде всего, со знаменитым кинофестивалем, а Эдинбург, став за последние десятилетия своего рода фестивальной столицей Европы, получил новый имидж центра развития современного искусства, и для значительной части туристов его имидж, основанный на богатом и разнообразном культурноисторическом наследии, ушел на второй план.


    Рис. 2.5.

    Как технологический, так и имиджевый аспекты событийного туризма эффективно создают возможности:

    • Сокращать сезонные колебания туристских прибытий и продливать туристский сезон.
    • Увеличивать число туристов, в том числе за счет повторных посещений. При этом важно, что туристы, участвующие в культурном событии, тратят больше денег, чем обычный турист, чаще останавливаются в гостиницах и иных средствах размещения и характеризуются более длительным сроком пребывания в дестинации

    Культурный событийный туризм охватывает широкий спектр достопримечательностей, в частности:

    • Фестивали искусств и региональные и местные празднования (карнавалы, религиозные праздники, празднование памятных дат, сбора урожая и т.д.).
    • Развлекательно-зрелищные события (эстрадные и иные шоу, церемонии вручения наград).
    • Рекреационные события, направленные на организацию досуговой деятельности, имеющие в своей основе развлекательные цели, и активно использующие игровую форму вовлечения посетителей, (например, конкурсы «знатоков» в той или иной сфере культурного творчества, рисунков на асфальте, своего рода «массовые мастер-классы» по практическому освоению традиционных ремесел, приготовлению традиционных или национальных блюд и т. п.).

    Примеры таких событий многочисленны и весьма разнообразны. К их числу можно, в частности, отнести выставку творческого досуга CREATIVA, проводящуюся в Брюсселе, на которой представлены только экспонаты ручной работы, созданные творческими людьми. CREATIVA отличается от других выставок оригинальностью концепции: «магазин, мастерская, выставка». Изделия можно приобрести, а хозяева, умеющие творчески проводить свободное время, расскажут и покажут, как изготавливают свои маленькие шедевры .

    События в сфере искусства (премьерные показы, художественные выставки и другие культурные события данной сферы).

    Как видно из приведенной типологии событий, туризм, обусловленный проведением событий, хорошо «вписывается» в иные виды культурного туризма.

    С точки зрения туризма важно, что большая часть специальных событий в культурной сфере исторически возникла и организуется в настоящее время для резидентов, именно они являются основными участниками события и доминируют в формировании их доходной составляющей.

    Но именно этот аспект, с другой стороны, создает привлекательную для туристов возможность, смешавшись с жителями, получить аутентичный опыт соприкосновения с местной культурной жизнью, с традиционными ценностями и бытовой практикой.

    Таким образом, участие в культурных событиях предоставляет возможность формирования непосредственных (т.е. базирующихся на собственном эмпирическом опыте участия) впечатлений о культурных особенностях дестинации. Этот факт делает события важным средством туризма впечатлений, сближает последний с событийный туризмом.

    Туризм впечатлении возник как реакция на рост числа туристов, которые ощущают потребность в более активном участии в знакомстве с культурными достопримечательностями на основе вовлечения в процесс восприятии и осмысления культурного материала. Им недостаточно «смотреть и слушать», получать готовую информацию «из вторых рук», они ищут возможность самим формировать значение посещаемых достопримечательностей, используя для этого весь арсенал человеческих возможностей эмпирического восприятия окружающей среды, получая удовольствие от самого процесса. Иначе говоря, получение впечатлений представляет собой интерактивный процесс деятельности туриста и воздействия на него, а его результатом является осмысление туристского опыта в определенных контекстах жизни самого туриста, оформленное субъективными реакциями, наполненное удовольствием, символическими значениями и эстетическими оценками. Собственное участие туриста в знакомстве с дестинацией и стимулирование эмоционально-чувственной сферы человека создают возможность конструирования уникального и запоминающегося «события» в жизни туриста

    Выделяют три базовые стратегии формирования впечатлений:

    • Продукто-центричная - связанная с постановкой «спектакля», оказывающего воздействие на эмоционально-чувственную сферу туристов. Здесь туристы играют роль зрителей с разной степенью интерактивности. В Европе, особенно в средиземноморских странах, получили распространение так называемые «свето-звуковые представления», которые включают в себя своего рода радиоспектакль, где актеры на нескольких языках разыгрывают историю, связанную с данным сооружением или местом. Как правило, этот рассказ сопровождается световыми эффектами, фиксирующими внимание и драматизирующими впечатление . Другим примером таких продуктов может служить презентация «Советского бункера» в Вильнюсе, представленная в рамках программы «Литва - культурная столица Европы 2009», использующая технологию «машины времени». Расположенный на глубине 5 метров под землей, этот бункер способен отправить назад во времени - в СССР. Погружаться в то время помогает советская музыка, телевизионные передачи минувших лет. Туристам даже представляется возможность приготовить обед из доступных в те годы продуктов, а также испытать «прелести» допроса КГБ и пройти курс молодого бойца. У этой постановки есть режиссер - лауреат Национальной премии Литвы Ионас Вайткус. Отметим, что у туриста есть выбор: участие в «драме выживания» (2 часа) или обычная экскурсия (40 мин) с разницей в цене почти в 4 раза .
    • Эко-центричная - ориентированная на создание фона для бытовой и деловой (для туристов соответствующей направленности) деятельности туристов, которые какое-то время живут в данном месте, осуществляя обычное потребительское поведение: питаются, отдыхают, развлекаются, покупают, передвигаются. Реализация этой стратегии сопряжена с соответствующим дизайном мест бытовой и деловой инфраструктуры дестинации. Отсюда, их знакомство с культурой дестинации будет складываться в результате посещения ресторанов, увеселительных заведений, общественных зданий (вокзалов), гостиниц, торговых центров, и их архитектура, оформление, музыкальное сопровождение, кухня, стиль обслуживания формируют культурные впечатления. Распространение дизайнерских, арт- и бутик-отелей, ресторанов и кафе; использования площадок торговых центров и аэропортов под организацию художественных выставок; «художественной» подсветки улиц и сооружений городов и насыщения их пространства так называемым «публичным» искусством, включая городскую скульптуру; практика организации уличных представлений свободного доступа и т.д. отражает растущую популярность данной стратегии формирования впечатлений от культурной среды дестинации.
    • Креатив-центричная - ориентированная на реализацию потребностей туристов в творческом самовыражении и духовном развитии на основе их собственной практической деятельности в этих областях.

    В настоящее время отмечается сдвиг от «постановочных» эффектов в пользу более активных практик формирования впечатлений.

    Отличительными чертами туризма впечатлений являются :

    Получение более полного и ценного для туриста представления о дестинации за счет различных форм участия, в том числе за счет погружения в культурную и социальную жизнь местного сообщества;

    • исследование таких аспектов культурной жизни дестинации, которые выходят за рамки программ массового туризма и/или участие в новых формах туристской активности;
    • развитие компетентности туриста в области личных культурных интересов или формирование новых интересов и требуемых для их реализации навыков через обучающие программы;
    • развитие внутреннего духовного мира и получение «духовной подпитки».

    Туризм впечатлений, как видно из подходов к его определению и стратегиям реализации, жестко не связан с разными типами культурных достопримечательностей, и может базироваться на любых из них в разных сочетаниях. Он ориентирован на форму деятельности, фокусируется на интересах и ожиданиях туриста и соответствующих им «удобных» интерпретациях культуры дестинации. Таким образом, туризм впечатлений отражает технологический аспект реализации иных видов культурного туризма, и близок, можно сказать, «вбирает» в себя иные виды культурного туризма, такие как тематический, экокультурный и креативный туризм, которые, в определенной мере, конкретизируют отдельные подходы формирования впечатлений, как они здесь понимаются.

    • Нир"//vww.votpusk ги/рпШ/пе^ а5р°п^= 126705
    • 3* Специалисты предсказывают, что в будущем значительно возрастет число людей,которые будут посвящать посещению таких достопримечательностей весь срок своейпоездки.
    • В США насчитывается порядка 600 тематических парков и им подобных достопримечательностей, в 2005 г. число их посещений составило 335 млн (более половинымирового числа), а доходы - 11,2 млрд долл. США (IAAP - International Association ofAmusement Parks and Attractions: U.S. Amuscment/ThcmeParks & Attractions Industry - Attendances & Revenues, http.Y/www. iaapa.org/modules/MediaNews/index. cfm?fu$eaction=Details&mtid=3&iid=1051 2006). В Великобритании и Германии эти показатели составляли в 2005 г. соответственно 65 млн и 35 млн посещений. ((Promoting Cultural Tourism Through ICT - Part1: Historic Towns and Cultural Tourism in the Experience Economy - Concepts and Requirements //Salzburg Research, eCulture Group, 2007.-http://www.salzburgresearch.at/research/gfx/histurban-study_part-l_cultural-tourism_experiences_srfg_gg_20070531 .pdf)
    • В список культурных маршрутов, поддерживаемых Советом Европы, входят разнообразные тематические продукты, охватывающие как исторические и легендарныеличности в Европе (маршруты, посвященные Моцарту, Дон-Кихоту, например), так инаследие предков европейцев (маршруты, посвященные викингам, кельтам), отдельных национальных, конфессиональных и этнических групп (маршруты, посвященныенаследию европейских евреев, цыганам), архитектурным стилям (например, архитектура военных крепостей в Европе), а также индустриальному наследию, современному искусству, событиям и т.д. (см. сайт Европейского института культурных маршрутов: Ьир:/Лууу.си1и1гс-го1Не5.1и/рНр/Го _т
    • 4> Например, германский крупный туроператор Studiosus издает каталог для специализированных туристов, который выходит 6 раз в год и размещает предложение тематических культурных программ посещений. URL: http://www.kultimer.com
    • Так, согласно исследованиям культурного туризма в рамках проекта ATLAS поданным за 2001 г. доля в туристской активности посещения музеев прекратила рост с1997 г., а разного рода памятников сократилась. С другой стороны, посещение художественных галерей, представлений исполнительского искусства и творческих фестивалей возросла (ATLAS Cultural Tourism Project 2002. - http://wyw.tram-research.com/atlas/previous.htm).
    • В последние 10-15 лет отмечается рост интереса к посещению мест, связанных с популярными сериалами и кинофильмами. Так, посещаемость замка Алнвик в Англииболее чем удвоилось за год с 2001 по 2002 г. после выхода первого фильма о Гарри Потере. Для любителей русской литературы и конкретно Ф.М. Достоевского особой притягательностью пользуются маршруты, связанные с местами действия его романов вПетербурге («Преступление и наказание») и Старой Руссе («Братья Карамазовы»).
    • Опыт личного участия (например, путем вовлечения самого туриста в тематичсски-заданную событием форму деятельности, будь то дегустация традиционных блюд,участие в играх и конкурсах по соответствующей тематике, присоединение к карнавальному шествию), непосредственный и неформальный контакт с местным населением значительно повышает удовлетворенность туриста полученными впечатлениямот поездки.
    • Развитие «высоких технологий» (high tech), приводящих к обезличенности контактов в сфере труда и потребления, опосредованных автоматами и механизмами, и дегуманизации среды жизнедеятельности, повышает ценность живого человеческогообщения (high touch) в условиях объединяющей общим интересом деятельности.
    • Современные технологии раздвигают пространственные и временные рамки распространения соответствующей информации в мировом масштабе, а рост доходов, содной стороны, и развитие низкобюджетного высокоскоростного транспорта, с другой стороны, дают реальную возможность воспользоваться ею. http://www.crea venue, сот/
    • Даже Эдинбургский международный фестиваль (более известный как театральный, хотя последний составляет лишь часть фестивальной программы) - одно из крупнейших и известнейших культурных событий в Европе - характеризуется следующимраспределением аудитории: 39% - жители Эдинбурга, 23% - приезжают из другихчастей Шотландии, 24% - приезжают из остальных частей Великобритании и только14% посетителей - это зарубежные туристы. Причем, по результатам опроса туристовв 2004 г. 62% респондентов отметили, что посещение фестивальных мероприятий было единственной целью поездки, а еще 26% отметили, что это было важной причиной(Promoting Cultural Tourism Through ICT - Part 1: Historic Towns and Cultural Tourismin the Experience Economy - Concepts and Requirements //Salzburg Research, eCulturcGroup, 2007. - http;//www,sal7burgresearch.at/research/gfx/histurban-study part- 1 cultural-tourism experiences, .srfg. gg 2007053.1,pdf). Исследование 21 крупных фестивалей в Канале показало, что только от 5 до15% участников события приехали из-за пределов данной территории (Getz, D. Festivals, Special Events, and Tourism. New York: Van Nostrand Reinhold, 1991).
    • В Римском Форуме ночью представляются картины из истории Рима. Посетителимогут слышать голоса императоров, треск пламени во время знаменитого пожара вРиме и т.д.
    • www.sovietbunker.com - сайт события
    • См. Promoting Cultural Tourism Through ICT - Part 1: Historic Towns and CulturalTourism in the Experience Economy - Concepts and Requirements //Salzburg Research,eCulture Group, 2007. - P. 65. - http://www.salzburgresearch.at/research/gfx/histurban-study_part-1 cultural-tourism_experiences_srfg_gg 20070531 .pdf)

    Историко-культурный туризм (historical & cultural tourism) – наиболее широко распространенный вид активного познавательного отдыха. Он включает в себя все виды туризма, направленные на познавательные и ознакомительные цели. Программы такого туризма основаны на интересе к природному и историко-культурному наследию человечества во всем его разнообразии. Турпродукт в этом случае предлагается в виде культурных впечатлений. Разновидностью историко-культурного туризма можно считать этнический и этнографический туризм, которые по своим целям (сохранить, не навредить) лежат близко к экологическому туризму.

    Культура стран и народов является одним из основных элементов туристского интереса. Любознательность туристов в отношении различных городов, удаленных уголков мира и населяющих их народов – это один из наиболее сильных побудительных мотивов к путешествию. Поэтому туризм является наилучшим способом знакомства с другой культурой, с историей и бытом иных народов, с произведениями искусства. Знакомство с историей, культурой и обычаями другой страны обогащает духовный мир человека. Поездки людей в другие города и местности в своей стране обычно сопровождаются совершением экскурсий по достопримечательным местам, посещениями музеев, выставок, знакомством с памятниками искусства и архитектуры, с образовательными учреждениями. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора.

    Основой историко-культурного туризма является исторический и культурный потенциал страны, включающий всю социо-культурную среду с особенностями ее строительной, хозяйственной и бытовой деятельности, с традициями и обычаями народа. У каждой страны и народа есть определенный запас интересных для туристов (аттрактивных) объектов культурного наследия, который сложился в ходе исторического развития территории.

    Среди разнообразия этих объектов можно выделить:

    Археологические памятники (древние стоянки, городища, захоронения и др.);

    Культовую и гражданскую архитектуру (храмы, крепости, дворцы, дома);

    Памятники ландшафтной архитектуры (поместья, усадьбы, замки, виллы);

    Малые и большие исторические города-крепости;

    Сельские поселения (поселки, деревни, хутора и др.);

    Музеи, театры, выставочные залы и галереи и др.;

    Этнографические объекты (костюмы, предметы быта, народных промыслов и

    ремесел, изделия прикладного искусства и др.);

    Объекты образования (университеты, библиотеки и др.);

    Технические комплексы и сооружения (мосты, вокзалы, причалы, маяки,

    порты, аэродромы, телевизионные вышки).

    Культура народов, как известно, может иметь материальное и нематериальное (духовное) содержание. Историко-культурное наследие любого народа составляют не только произведения архитекторов и скульпторов, художников, музыкантов, писателей и ученых, но и духовное достояние – фольклор, исторические сказания, религиозные ритуалы и праздники, и другие этнографические аспекты. Чем больше индивидуальных черт может найти путешественник в познаваемой им культуре народа другой страны, тем более привлекательна она для туризма. Успех развития туризма в любой стране зависит не только от имеющейся современной инфраструктуры туризма, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального культурного наследия.

    При посещении другой местности или страны туристы воспринимают историко-культурную среду на фоне природной основы, в сочетании с природными пейзажами, которые всегда находят отражение в народном творчестве. Историко-культурный познавательный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, нравах и обычаях других народов. Историко-культурный туризм, основанный на личных впечатлениях от познания своей национальной или иностранной культуры, является одним из основных и самостоятельных видов туризма, который предлагает туристу новые подлинные впечатления и способствует налаживанию межкультурных контактов.

    В рамках историко-культурного туризма, на его границе с экологическим, лежит этнический туризм (этнотуризм), объектом интересов которого является культура малых этнических групп и народов, которые еще сохранились на Земле, не растворены процессами урбанизации и являются естественной частью ландшафтной структуры мира. Например, к таким народам относятся, прежде всего, исчезающие и малые этносы севера России и Канады, коренные жители Америки, Австралии и Океании, равно как и другие народы мира, интересные своей культурной самобытностью. По мнению А. И. Щукина (2005), именно разнообразие этнических форм, отличие их от окружения, образованного другой, доминирующей этнической группой, и представляет собой то, что порождает туристский поток и поддерживает его на всем протяжении существования этого вида туризма.

    Этнический туризм может успешно сочетаться не только с экологическим, но и с деревенским, религиозно-паломническим и ностальгическим. Весьма перспективным это направление туризма может быть на территории Северо-Запада России и в Финляндии, где исторически в зоне контакта финно-угорских и славянских народов сформировалось особое этно-культурное пространство. В этом регионе проживают такие малые этнические группы как вепсы, ижорцы, карелы, водь, финны-ингерманландцы, саамы и другие интересные в этно-культурном отношении народы.

    Таким образом, познавательная мотивировка туризма является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества. При этом, интерес к незнакомым культурам всегда должен сопровождаться уважением к чужим историко-культурным ценностям, иным традициям и обычаям, даже если они на первый взгляд могут показаться непривычными и трудными для понимания.

        Паломничество и религиозный и туризм

    Паломничество и обычный интерес к религиозным святыням и объектам – это разные категории восприятия мира и потому они лежат в основе различных направлений туризма: паломнического и религиозного, которые в современном мире приобрели большую популярность.

    Паломничество (англ.- pilgrimage) – хождение или путешествие к святым местам с четко определенными культовыми целями. Паломничество известно с древности и в той или иной форме принято в форме ритуала во многих религиях и языческих культах.

    В христианской религии – это паломничество к святым местам Иерусалима, связанным с историей жизни Иисуса Христа: к Храму Гроба Господня и горе Голгофе, а для католиков – также в Ватикан, к собору Святого Петра на ежегодную публичную проповедь Папы Римского.

    В исламе – это хадж мусульман к святым местам, связанным с жизнью и деятельностью пророка Мухаммеда в городах Мекке и Медине.

    Родиной буддизма является северная Индия. Здесь, в местечке Лумбини родился Будда, а вблизи местечка Варанаси, в оленьем заповеднике Сарнатх возвышается храм-ступа с золотым изваянием Будды внутри. В этом месте, по преданию, Будда провозгласил свое учение, собрав первых последователей. В настоящее время сюда приезжают на поклонение буддисты со всего мира. У ламаистов практикуется паломничество в священный город Лхаса, к дворцу Потала, к буддийским монастырям, и другим священным местам, связанным с жизнью Верховного Далай-Ламы.

    Миллионы паломников ежегодно совершают свои ритуальные путешествия, связанные с их внутренними религиозными убеждениями, отправляясь на религиозные праздники и церемонии, на поклонение к Святым мощам, Крестам и иконам. Поэтому паломничество религиозное несет глубоко духовный смысл совершения обряда, который определен верованием.

    В настоящее время паломники всех верований и конфессий путешествуют при организационной помощи специальных паломнических служб, создаваемых религиозными центрами. Религиозное паломничество как вид особой деятельности, как религиозный обряд регулируется религиозными правовыми нормами. Такое паломничество – это путешествие, нередко достаточно дальнее, возможно в зарубежные страны, где паломники должны пересекать государственные границы, соблюдать правовые нормы, как страны пребывания, так и международного общения. Можно считать, что паломничество – это один из наиболее ранних видов организованного туризма. Он содержит все признаки туризма и туристского продукта: планирование, транспортная перевозка, размещение, питание, торговля, сопровождение, охрана. В Петербурге создана турфирма "Подворье-тур", которая специализируется на паломническом и религиозном туризме.

    Религиозный туризм , в отличие от паломничества, это скорее культурно-познавательное направление туризма, окрашенное религиозными предпочтениями путешественников. Религиозный туризм по ряду черт можно отнести к историко-культурному направлению . Особенностью такого туризма является избирательная религиозная мотивировка, интерес к памятникам культового зодчества, храмам и монастырям, чудотворным реликвиям, желание приобщиться или принять участие в богослужениях и церковных праздниках, погрузиться в атмосферу религиозных таинств.

    Под религиозным туризмом можно понимать не только путешествие, обусловленное формальной приверженностью туриста к той или иной религии и желанием расширить свои знания о данной конфессии, но и тематические путешествия, в ходе которых происходит знакомство с другими религиями и верованиями, религиозными центрами и святыми местами христианства, ислама, буддизма, индуизма, иудаизма и др., с их архитектурным воплощением. Например, при посещении такого поликонфессионального города как Санкт-Петербург, который в рейтинге ЮНЕСКО занимает 8 место в мире по привлекательности, туристы могут познакомиться с разнообразной архитектурой и убранством храмов, принадлежащих большинству известных мировых религиозных направлений. В этом городе представлено большое разнообразие старинных и новых действующих православных и католических церквей, протестантских соборов. Неизменный интерес туристов вызывают исламская мечеть, буддийский храм и иудейская синагога, церковные здания баптистов, иеговистов и другие молельные дома. Храмовые комплексы и церковные святыни С.-Петербурга привлекают и отечественных, и зарубежных верующих.

        Другие виды туризма

    Как мы видим, разнообразие видов туризма, обусловленных мотивацией и целевыми установками достаточно велико. Границы между разными видами туризма весьма условны и все они существуют в сложной взаимосвязанности мотиваций и организационных форм.

    Среди наиболее распространенных направлений нельзя не упомянуть получивший широкое развитие конгрессный туризм. Этот вид туризма связан с тематическими научными путешествиями и экскурсиями, которые обычно устраиваются после проведения какого-либо крупного Международного научного форума (Конгресса, Съезда, Саммита, Симпозиума или Конференции). Этот вид туризма можно отнести и к научному туризму , но в другой организационной форме.

    Оздоровительный или санаторно-курортный туризм является одной из древних и широко распространенных форм путешествий людей с целью лечения и оздоровления. Это – путешествия с целью проживания и лечения в других климатических условиях, с применением оздоровительных свойств Солнца, воздуха, воды, пищевых продуктов и др. (например, на берегах морей и озер, у целебных источников минеральных вод или месторождений лечебной грязи, с употреблением молочных продуктов, кумыса, вина, особых овощей и фруктов). Для санаторно-курортного туризма характерно использование особой инфраструктуры – транспорта, зданий и сооружений для отдыха, лечебных корпусов и процедурных помещений, медицинского сопровождения и обслуживания. Это осуществляется на базе имеющихся во многих странах мира санаториев и домов отдыха, лечебных стационаров, приближенных к местам, благоприятным для того или иного вида лечения и оздоровления людей.

    Ностальгический туризм – оформился как самостоятельное направление во второй половине XX в., после Второй мировой войны в связи с возрастанием открытости мира. Возникновение этого направления в России обусловлено распадом СССР и облегчением пересечения государственных границ, возможностью воссоединения семей и стремлением побывать на местах проживания своих предков, или желанием восстановления через много лет своих детских впечатлений о местах бывшего проживания. Так или иначе, группы иностранных туристов из Финляндии и Швеции, Германии и Японии и других стран приезжают в Россию, чтобы побывать на местах былых боев или былого проживания, чтобы воскресить воспоминания о прошлом.

    Шоппинг-туризм – также получил широкое распространение в мире в последние десятилетия. Поездки за рубеж и в другие регионы страны за покупками, не только с целью их самостоятельного непосредственного использования, но и для перепродажи, стали распространенным бизнесом. Челночные путешествия в Турцию или Китай способствуют насыщению рынка ширпотребом. Широкой известностью пользуются шоп-туры в Грецию с целью покупки качественных шуб («шубные туры»).

    Шопинг-туризм – это широко распространенный вид туризма во многих странах, который может сочетаться с любыми другими видами путешествий, не являясь основным по мотивации, а дополняя познавательные туры в экзотические страны (например, специальные поездки в магазины и на восточные базары).

    Завершая рассмотрение основных направлений и видов туризма, необходимо подчеркнуть, что их различия отражают разнообразие общественного сознания и многообразие мира в целом. Существует такое понятие как молодежный туризм , который характерен для развитого социального общества как стиль жизни молодых людей. Считается, что у молодых людей до 25 лет, пока они в начале своего жизненного пути не завели семью и детей, больше возможностей для путешествий, перемены мест и образа жизни, они должны посмотреть мир и познакомиться с жизнью других народов. Это поможет им выбрать правильный путь в жизни и сформировать свои собственные жизненные принципы. Именно в путешествиях расширяется видение мира, формируется кругозор молодого человека. В общении с друзьями по путешествию происходит совершенствование физического и морального облика туриста, становление его личности, его гражданской позиции.

    Особенно это касается студентов, которые имеют относительно продолжительные каникулы для отдыха и путешествий в зимнее и летнее время. Кроме того, некоторые студенческие группы осуществляют путешествия в сопровождении преподавателей в форме учебных практик. Организацией льготного режима для путешествий молодежи занимаются международные молодежные организации. Например, Международная организация молодых путешественников (Federation of International Youth Travel Organisation), созданная в 1951 г. со штаб-квартирой в Копенгагене, функционирует под эгидой ЮНЕСКО. В ее функции входит организация путешествий для молодежи и студентов. Сведения об этой организации можно найти на сайтах Internet.

    Контрольные вопросы и задания

      Приведите примеры типизаций в страноведении и туризме.

      Назовите основные признаки типизаций стран, применяемые в природном и социально-экономическом страноведении.

      Какие типы стран по уровню развития туризма вы можете назвать?

      В чем заключаются различия между этими типами?

      Приведите примеры известных вам типов, направлений туризма.

      Каковы цели и мотивации туризма?

      Из каких составляющих складываются туристские (рекреационные) ресурсы?

      Приведите примеры и сравните туристские ресурсы двух стран (по выбору).

      Какие виды туризма наиболее перспективны для развития в России?

      Какие мотивации лежат в основе экологического туризма?

      Приведите примеры видов туризма близких к экологическому туризму.

      Перечислите основные положения Кодекса экотуриста.

      Какие существуют разновидности и модели сельского туризма?

      Какие мотивации лежат в основе историко-культурного туризма?

    15. В чем состоит различие между паломничеством и религиозным туризмом?

    16. Покажите на карте места религиозного паломничества основных мировых

    17. Приведите примеры иных видов туризма и поясните их мотивации.

    18. Приведите примеры международных туристских организаций.

    19. Покажите на карте мира и дайте характеристику наиболее известных центров

    международного туризма.



Рассказать друзьям