Иван дурак да. Иван-дурак - сказочный персонаж

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Имя: Иван-дурак (Иванушка-дурачок)

Страна: Россия

Создатель: славянский фольклор

Деятельность: крестьянский сын

Семейное положение: женат

Иван-дурак: история персонажа

Только русский ленивый мужик, лежа на печи, способен вдруг достичь славы, заиметь красавицу-жену и полцарства в придачу. Так шутят россияне, вспоминая любимого героя сказок – Ивана-дурака. Но персонаж не так прост, как кажется. Крестьянский парень ловок и смекалист, а прозвище носит «для отвода глаз».

История создания и образ

Происхождение героя русских сказок до сих пор остается загадкой. Исследователи народного творчества придерживаются мнения, что образ перекочевал из мифологии, и на то много причин. В преданиях разных народов мира живет свой Иван-дурак: везучий, но недалекий комичный герой встречается в африканских, европейских, североамериканских и даже китайских сказках. Правда, такую грандиозную славу и признание он получил только на русской почве – в славянских сказках Иван почти всегда главный действующий персонаж.


Причины народной любви просты и понятны. Иван-дурак играет роль скомороха, развлекающего публику нелепым поведением. В его арсенале волшебные штуки, призванные сделать образ еще смешнее: печь сама ездит по деревне, ведра ходят, даже дубина обладает интеллектом и волей – сама бьет гонцов царя. Гротескные ситуации, в центре которых дурак, – типичная история в народной смеховой культуре.

Исследователи также приписывают персонажу качества жреца. Иван-дурак является младшим из трех братьев, но он единственный из сказочной троицы говорит загадками и ломает голову над ними. Молодому человеку помогают тотемные животные. Да и печь, на которой дурак лежит, – предмет символичный: центр дома, семейный очаг, «портал» к духам умерших. Все это наталкивает на мысль, что истоки персонажа лежат в праздничных ритуалах, которые проводили жрецы на Руси. Иван считается человеком, который легко общается с высшими и потусторонними силами, получает от них поддержку.


Персонаж относят к так называемым трикстерам – проказникам, обманщикам и балагурам, несущим людям полезное (например, огонь, моральные ценности, новые навыки), но в тоже время совершающим кучу глупостей, сулящих одни неприятности.

Дураком в прямом смысле слова Ивана трудно назвать. Наоборот, поступки персонажа сопровождаются исключительной хитростью и смекалкой. В любом испытании выходит победителем, взлетает на вершину славы, женится на деве царских кровей, за счет чего богатеет. По поводу происхождения эпитета тоже существуют свои версии. По одной из них «дурак» объясняется семейными традициями тех времен, когда возник герой: младшим отпрыскам не полагалось наследства, то есть, они оставались с носом.


Возможно, приставка к имени служит оберегом, которым в древности наделяли новорожденных, чтобы уберечь от сглаза и темных сил (считалось, что злые духи попросту не найдут человека, у которого «ненастоящее» имя).

Образу смекалистого парня не мешают способности в стихоплетстве и музыке: в сказках Иван-дурак нередко отлично поет, играет на гуслях и дудке, мастерски умеет коверкать слова, сочинять шутки и прибаутки.

Биография и сюжет

Иван-дурак родился в крестьянской семье, но, как повествуют сказки, герою не повезло с умом. Младший из трех братьев – человек бесполезный, «ни украсть, ни посторожить», домовитого хозяина из него тоже не вышло. Коротает дни персонаж на печи. Однако именно ему удается обрести счастье и состояние за счет умения ловко выкручиваться из переделок и достигать поставленных целей.


В волшебных сказках изначально появились две сюжетные линии. В первой герой после смерти отца получает волшебного коня, которого вынужден прятать от братьев. На коне парень проходит через вереницу испытаний, разгадывает загадки и берет замуж царевну. После женитьбы Ивана ждет очередная порция подвигов. Он достает живую воду, молодильные яблоки, свинку с золотой щетинкой и в итоге восходит на престол.


Во втором сюжете Иван-дурак пытается выследить вора, который наведывается каждую ночь в сад и вытаптывает траву. Проказник предстает в лице кобылицы или Жар-птицы. Иван жалеет пойманное животное, даруя ему свободу, а взамен получает награду – чудесного коня или перо. В случае с Жар-птицей царь отправляет Ивана на поиски волшебного пернатого, в награду обещая руку и сердце собственной дочери.


Эти две сюжетные линии со временем пережили всевозможные интерпретации, превратившись в новые произведения. В современных вариантах даже появляется щука, которую Иван якобы поймал (как рыба перекочевала из сказки про Емелю, непонятно). В бытовых сказках Иван-дурак выступает как самостоятельный персонаж, ищет , встречается с и .

К самым популярным русским народным сказкам, знакомящим с этим находчивым героем, относятся:

  • «Конь, скатерть и рожок»
  • «Сивка-Бурка»
  • «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо»

Фольклорную стилизацию сказки с Иваном в главной роли представил в 1834 году. Говорят, прочтя творение тобольского писателя, воскликнул:

«Теперь этот род сочинений можно мне и оставить!»

Ершовский Иван-дурак ленив, прост, но храбр и умен. С помощью зверей, в том числе , юноша ловит Жар-Птицу, доставляет к царскому двору Царь-девицу, находит на дне морском ее кольцо. А в конце достигает головокружительных успехов – женится на девице и сам становится царем.

Экранизации

Иван-дурак нередко появляется в кино. В 1941 году сказку по мотивам произведения Ершова подарил советским детям . В главной роли выступил актер Петр Алейников.


А годом ранее в кинотеатрах страны с успехом прошел показ фильма «Василиса Прекрасная» того же режиссера. В Ивана там перевоплотился .


Блестящей экранизацией народных сказок стал очередной русский фильм «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил». В цветной картине 1977 года выпуска герой бьется за любовь к купеческой дочери Насте.


Режиссер Надежда Кошеверова в своей работе задействовала именитых актеров – (Настенька), (бабка Варвара), ().


Сравнительно недавно свет увидела еще одна экранизация с Иваном-дураком в главной роли – «Реальная сказка» (2011). Сказочный образ примерил .

В русском народном творчестве живет близкий Ивану-дураку персонаж – . Герой тоже третий сын в семье, нехватка ума заменена притеснениями со стороны братьев. Ивану-царевичу приходится искать молодильные яблоки, живую воду и Жар-птицу. Молодой человек так же проходит испытания и занимает в итоге трон. В сказочный мир современную детвору увлекает мультик «Иван-царевич и серый волк», который сняли в трех частях, последняя вышла на экраны в 2016 году.


До сих пор образ Ивана-дурака продолжают эксплуатировать режиссеры, писатели и поэты, а также доморощенные авторы. Современную интерпретацию сюжетов народного творчества представляет театральная постановка «Сказка про Ивана-дурака, Бабу-Ягу и летающий валенок», а на взрослых корпоративах любят разыгрывать сценку под названием «Как Иван-дурак решил жениться».


В творчестве каждого народа имеется свой дурень. Французский аналог Ивана-дурака Жан-простак общается со статуей святого, в Нидерландах недалекий герой сказок торгуется с распятием. В сказках братьев Гримм появляется персонаж, который спорит с лягушками из-за денег.

Цитаты

«Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!»
«Сбегайтесь, серые волки, слетайтесь, черные вороны, вам царь Гестон свежего мяса прислал».
«У меня эта яблонь не продажная, а заветная, и завет вот какой: ежели вы отрубите у себя на руке по пальцу и мне их отдадите, то я вам и яблонь отдам».
«Садят меня на воеводство судить да рядить, а я ни судить, ни рядить не умею!»
«Да вишь, братцы, привязался ко мне дорогою незнамо какой человек да все и поел!»
«А что, ведь у лошади четыре ноги и у стола тоже четыре, так стол-то и сам добежит».
«Варись, похлебка, а я пойду за детьми глядеть!»
Иван-дурак ничуть не глуп! Напротив - он умен всей мудростью русского народа.

СА КР АЛ ЬН Ы Й О Б Р АЗ ДУ РА КА

В Р УС СК ИХ С К А З К АХ

Можно ли себе представить современного супергероя дурачком? Вряд ли. А вот самое распространённое начало русских народных сказок: “Жили - были трое братьев - двое умных и Иван-дурак” - именно таково. А задумывались ли мы когда-нибудь, почему сказочный герой сплошь и рядом дурачком оказывается? Каков он, этот Иван, и почему он собственно - дурак? Наверняка многие ответят - “потому что недалёкий, простодушный, нерасторопный” и т. д. Тогда почему героем народной мудрости является лентяй и дурачок? С чего бы это ему помогают высшие и низшие силы и разные там кудесники. А он лежит на печи и никуда не торопится.

А на самом деле почему? Почему в нашем русском фольклоре присутствуют Дураки? Когда они появились? Что выражает образ Дурака? И почему не идиот, не глупец, не придурок, а именно Дурак? Почему в сказках все симпатии не только героинь - Елен Прекрасных и Василис Премудрых простоватого героя, принцесс и царевен, но и самого рассказчика - творца сказки - целиком на стороне такого?

Для начала надо определиться, о каких дураках идет речь. Они ведь бывают разными. И не только в смысле разноуровневого положения на шкале дурости… а, например, с точки зрения значения самого слова. По-нашему, без знания истории происхождения этот образ не может быть правильно понят читателем

Открыв толковые словари и поискав в Интернете, мы обнаружили, что слово «дурак» изменяло свое значение несколько раз. По мере возникновения понятий:

1.Историк Костомаров Н. И., описывая уклад древней России, упоминает о том, что "дураком" именовалась плетка, которой муж наказывал свою жену (устаревшее);

2. С 14 века в русском языке употреблялось, как славянское нецерковное имя-оберег (Дур, Дурас, Дурак). До принятия христианства на Руси детей называли: Первак, Вторак, Третьяк, а также и Другак, то есть «другой», следующий или иной. Оно было самым популярным, обозначающим, в большинстве случаев, младшего ребёнка, естественно, ведь самый младший - самый неопытный и несмышлёный, то в результате стало нарицательным и упростилось до «Дурак».

3. В церковных документах XIV−XVII вв. слово «дурак» встречается в качестве имени. И именуются так не холопы, а люди вполне солидные: князь Федор Семенович ДуракКемский, князь Иван Иванович Бородатый Дурак Засекин, московский дьяк Дурак Мишурин.С тех же времен начинаются и бесчисленные "дурацкие" фамилии — Дуров, Дураков, Дурново… Сколько знаменитых людей носили фамилии с корнем "дур"! Это и кавалер-девица Надежда Дурова и целая цирковая династия Дуровых.

4. С 16 века, согласно письменным источникам, появляются в фольклоре сказки и в них главный персонаж, как правило, Иван-дурак.

5. С 17 века появились шуты-дураки при дворе монарха (устаревшее). В это же время оно начинает приобретать современное значение - глупый человек.

6. В 18 веке слово "дурак" становится обидным, оскорбительным высказыванием, обозначающим умственно неполноценного человека;

7. С 19 века карточная игра «дурак» становится популярной среди простого народа.

А самое интересное толкование мы нашли в статье писателя Радия Погодина:

Ду — это два.

Ра — это солнце.

Ду Ра — два солнца.

Образ Ивана - дурака в русских народных сказках

Почти в каждой в русской волшебной сказке есть «дурак», который выделяется на фоне остальных героев.

В сказках «дурака» зовут разными именами: Иван, Емеля, Мартынка, Балда, а так же просто Дурак.

Социальный статус «дурака» обычно низкий: он крестьянский сын или просто сын старика и старухи, или старухи-вдовы, иногда он царский сын, но «неумный» или просто дурак, иногда купеческий сын. Он практически всегда третий или самый младший из крестьянских сыновей. Нередко подчёркивается его бедность, ведь ему от родительского наследства не достается ничего или самое ненужное в хозяйстве. Дурака все презирают, все над ним смеются, все его бранят, а иногда и поколачивают. В родной семье он существо отверженное.

Его старшие братья, занятые хозяйством, торговлей, хлебопашеством, умны и практичны, имеют семьи. Наш же герой холост, целыми днями лежит на печи, ловит мух, плюёт в потолок или сморкается. Его облик негативен и безобразен: «платьишко на нём худое, весь в саже, волосы дыбом», «по лицу слюни да сопли текут». В общем, ленив и непривлекателен.

Но почему- то в сказках, например у П. Ершова или « Иван царевич и серый волк», именно старшие братья, отправляясь выполнять поручение, делают это крайне недобросовестно, прячутся и упускают вора. А ещё чаще просьбами и обещанием купить ему красную одёжу, сапоги, дать ему золота, накормить досыта перекладывают свои обязанности на Иванушку - дурака, который сторожит три дня и три ночи, а сами остаются дома и спят… Иван-дурак правильно выполняет порученное задание, и в итоге получает вознаграждение: Сивку-Бурку вещую каурку, Конька - Горбунка с двумя грациозными лошадями, копьё, палицу боевую, меч - кладенец, чудесную дудочку и т. п.

Приобретение чудесного коня - первая удача. Именно он открывает ему путь к славе, богатству и успеху. Этот сказочный эпизод раскрывает ещё одну существенную черту характера до поры незаметную окружающим - хитрость. Получив коня, он предусмотрительно утаивает от братьев это событие. Иногда он непросто отмалчивается или отделывается скупыми объяснениями мол «ничего не видел». А в сказке «Конёк-Горбунок» Иванушке достаётся самый неказистый жеребёнок, который, тем не менее, наделён многими чудесными качествами.

Поведение дурака подчас нелепо, что, естественно, вызывает у окружающих презрение и осуждение. Неприятности он сам на себя навлекает, просто притягивает их к себе. Поступки его кажутся бессмысленными и бесполезными. И ведет себя непростительно глупо по современным меркам, но странным образом эта же самая глупость и непрактичность и выручают его из разных бед.

Для изучения образа важно обратить внимание на вопрос, не что делает главный герой, а как он это делает. Емеля отпускает щуку обратно в воду, Мартынка вместо нужной в хозяйстве вещи за большие деньги покупает кота и собаку. Дурак способен на любовь, милосердие и доброту, когда другие персонажи обустраивают свой материальный мир. За такие качества сказка награждает главного героя. Его не интересуют практические дела, он не замечает голода и холода, его одолевает лень, когда речь идёт о бытовых вещах. Деньги для дурака не имеют ценности.

В сказке «Сивка-Бурка» герой выполняет трудное задание и скрывается прочь, никем не узнаваемый. Он не хвастается своей победой, но скрывает её от братьев. А идя на пир к царю, Иван-дурак не преображается, предпочитая предстать перед будущей женой в своём истинном виде. Но именно он, вопреки логике и здравому смыслу, оказывается самым удачливым из трёх братьев. Именно он с помощью волшебных средств успешно проходит все испытания: он побеждает противника, женится на царской дочери, получает богатство, славу, становится Иваном Царевичем.

Сила дурака в русских народных сказках в его доброте и отзывчивости, в готовности помочь попавшим в беду, в отсутствии жадности. Дурак делает, не задумываясь о выгоде и последствиях. Такие люди симпатичны и в наши дни. Совершать подвиги Иванушке всегда помогают чудесные силы — благодарные звери: щука, кошка и собака, Конек-Горбунок, Сивка-Бурка.

А героем его можно назвать потому, что находит нестандартные решения трудных вопросов. Он не приемлет штампованных решений, поэтому, на первый взгляд, он и дурак. Но в результате противоречия между незнанием и поисками решения ему открываются новые знания, новые возможности. А это качество героя. И еще: Иван - дурак - единственный в сказке, кто говорит из братьев, загадывает и отгадывает загадки, он поэт и музыкант и носитель особой речи.

Главные достоинства Ивана:

Во-первых, он совершенно не тщеславен и никогда не требует за свои подвиги признания и славы.

Во-вторых, Иван бескорыстен, нигде и никогда ради корысти ничего не делает.

В-третьих, нет в нем даже и какого-либо намека на склонность убить или измываться над другими

Дурак - вовсе не значит глупый. Просто Дурни - люди, которые смотрят на вещи под другим углом, по сравнению с простыми людьми. И ещё неизвестно, кто воспринимает окружающий мир правильнее... Дурак - на Руси не порок. К тому же в русских сказках именно Дурни в конце концов оказываются умнее всех!

Попробуем проанализировать слово «дурак» с позиции семиотики,науки о знаках, рассматривающей разного рода явления природы и человеческой культуры как взаимодействия (первым эту тему затронул ещё древнегреческий учёный Кратил (V век до нашей эры), ученик Гераклита:

Д - нечто дающее, способствующее, помогающее.

У - сомнение, недоверие, нечто непонятное.

Р - мужское свойство, энергетическое насыщающее, но и подавляющее, агрессивное свойство.

А - отчаяние, тревога, сигнал тревоги.

К - небольшая отдельная часть чего-то.

В комплексе значение букв-звуков можно интерпретировать так: дурак - это отдельный человек, обладающий мужеством, непонятным для других, которое направлено в разрез с общим представлением. Он вызывает сомнение, недоверие, но в то же время отчаяние и тревогу. Все перечисленные свойства что-то дают, чему-то способствуют, помогают этому человеку. Этот вывод вполне подтверждают сказки, пословицы и поговорки:

Дуракам везёт! Дуракам закон не писан. Дураков работа любит.

Собирательный образ Дурака можно представить таким:

Дурак - герой многих русских сказок, не похожий на других. Он младший сын в семье и никто его в серьёз не воспринимает. Соседи его толком не знают, а говорят о нём только понаслышке, что он всегда лежит на печи и похрапывает, вместо того чтобы помогать по дому. Он глупый, но смелый, честный, загадочный, весёлый, добрый, ласковый, отзывчивый, бесхитростный, смекалистый. Внутри ленивого и неухоженного человека скрывается мудрый и симпатичный парень. Дурак обладает широкой, благородной, открытой русской душой. Он хозяин своей жизни и в тоже время баловень судьбы, но при этом рад кусочку хлеба, не стремится к славе, не любит командовать, не стремится властвовать. Благодаря своему нестандартному мышлению, добытым полезным знаниям и непредсказуемым поступкам, проходит все сказочные испытания. Дурак сам придумывает, как выйти из трудных ситуаций, обхитрив тем самым своих врагов и выручив друзей из беды. В итоге он самый умный и удачливый персонаж, который из всех перипетий выходит героем, при этом помогает добрым и злым, а в ответ получает помощь от волшебных сил и вследствие чего получает награду. А всё это происходит потому, что он умеет ладить и находить общий язык с другими персонажами.

«Почему побеждает Иван - дурак?»

«Он побеждает врагов в силу своего естественного поведения. Ивану помогает все, что светло и добро, и мать - сыра земля, и леса, и реки, и меньшие братья, до малой зверушки и букашки. Помогают, потому что он сам светел и добр, а не просто близок свету и добру.»

Интересны рассуждения А. Синявского о поведении героя -дурака. Критик обращает внимание на то, что фразу «Бог дураков любит» можно объяснить двумя причинами. Во-первых, Дураку просто некому больше помогать, настолько он несчастен и не способен даже сам что-либо сделать; во-вторых, в этом случае Дурак невероятно доверчив к высшим силам, потому что ни советы старших, ни собственный разум, опыт он не использует.

Заключение:

Иван-дурак ничуть не глуп! Да, он наивен и доверчив. Но при этом умен всей мудростью русского народа.

1. Любит народ дураков не за то, что они глупые, а за то, что умные: умные высшим умом, который не в хитрости и обмане других заключен, а в мудрости, знающей истинную цену всякой фальши, видящей цену в совершении добра другими.

2. Русский народ с большим уважением относился и относится к дуракам, людям, имеющим свою точку зрения, отличную от общепринятой. Об этом говорит то, что в сказках Иван - дурак всегда остаётся победителем.

3.Очень долгое время слово дурак обидным не было… Следуя фольклорным традициям Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в произведении «Дурак» дает такую характеристику своему дураку-Иванушке, сыну умных родителей: «Совсем он не дурак, а только подлых мыслей у него нет - от этого он и к жизни приспособиться не может…»

В современной сказочной литературе образ дурака представлен многими другими персонажами, например, Страшила, Буратино, Незнайка.

« Так кто же он - этот вечно смеющийся Дурак? Ни в грош не ставящий то, за что обычно цепляются другие, стремясь сохранить свое достоинство, свой статус, самих себя?

Дураку плевать на почет и славу, но именно о нем слагают былины и рассказывают сказки; он всегда рад малости и сыт сухариком, но почему-то именно у него оказывается изобильная скатерть-самобранка; богатство и деньги для него не имеют значения, но вновь - лишь ему достаются все сокровища и, как правило, полцарства в придачу; он не стремится повелевать, но всегда вокруг него -куча помощников, наперебой предлагающих свои услуги; все решения он принимает не по уму и расчету, а по ВДОХНОВЛЕНИЮ и внутреннему порыву, и именно они оказывается единственно верными и приводящими его к удаче.

….И оказывается, что качества, выражаемые Дураком, всегда нам чем-то симпатичны и близки; выясняется, что они глубоко, буквально изначально заложены в нас, в нашей культуре, в нашем мировоззрении.

Дурак — это и есть Хозяин своей жизни. Это играющий Хозяин. Это всегда радостный и влюбленный в жизнь Хозяин, это Хозяин смеющийся. Дурак — это и есть смех. Смех Хозяина.

Прикоснувшись к понятию «Дурак», мы вскрываем потрясающей емкости пласт возможностей, открывающихся перед нами.

Вместо бесконечных рассуждений и умничаний по поводу Дурака вспомнить наконец это забытое качество, вернуть своему Дураку его законный Божественный статус.

Поверьте — это вполне возможно, попробуйте — это совсем несложно, и сделайте это играя, ведь Дурак — это непрерывное приключение. Это наш дальнейший путь, наша Божественная игра, это возможность истинного пробуждения и реального, а не иллюзорного существования.

Все, что ты слышишь, — ложь.
Все, что ты видишь, — ложь.
Все, что ты говоришь, — ложь
Все, что ты знаешь, — ложь.
Тебя нет. Ты — сон другого.

Тебя окружает мертвый мир, сотканный тобой изо лжи других.
Значит — поступая вопреки знаниям, ты пробуждаешься.
Меньше говоря и больше смеясь — проявляешься в этом Мире.
Воспринимая не слова и понятия, а ощущения — оживаешь.
Наблюдая не анализируя — прозреваешь.
Абсурд — твой ум. Смех — твой голос.
Дурак — твое имя.
Просыпайся, живой Мир ждет тебя.

КОДЕКС ДУРАКА


1. Ищите Дурака, да обрящете.
2. Эволюция развивалась от умного - к дураку. Умный может открыть в себе Дурака. Дурак никогда не согласится стать снова умным, дурак с маленькой буквы - тупиковая ветвь эволюции.
3. Дурак настолько прост, что в него отказываются верить.
4. - Дураку закон не писан, - смеется Дурак. - поэтому он обречен быть свободным.
5. Неудачи преследуют всех. Но Дураков они не могут догнать.
6. Дурак никогда не плюет против ветра, так как ветер у него всегда попутный.
7. Разум - ловушка Дьявола. Дурак - выход из нее, данный Богом.
8. Дурак прекрасный игрок: он никогда не побеждает.
9. Но Дурак непобедим, так как никогда не сражается.
10. - Зачем предаваться греху уныния, - смеется Дурак, - Когда есть другие грехи?
11. Дурак никогда не попадает впросак. Я не такой умный, - смеется он, - чтобы найти это место.
12. Дурак всегда ходит с открытым ртом - поэтому он всегда сыт.
13. Когда умный, становясь Дураком, просыпается - мир исчезает. Затем Дурак, смеясь, выстраивает его заново.
14. - Большинство умных, - смеется Дурак, - умирает, так и не успев разиться.
15. - Познай себя, - смеется Дурак, - пока тебя не познали другие.
16. Дурак не верит в чудеса. Он ими пользуется.
17. - Возлюби Дурака в ближнем своем, - предлагает Дурак.
18. Все люди от Бога, но лишь дурак К Богу.
19. А все ли ты сделал, чтобы стать Дураком?
20. Смех - кратчайший путь от умного к Дураку.
21. Дурак никогда ничего не ищет, так как знает, что если он найдет, то только сам.
22. Дурак всегда рядом. Когда умный наконец находит его, то потом долго смеется, вспоминая свои поиски.
23. Дурак радостно смеется в себе тому, что умный хочет изменить в другом.
24. Что Дурак ест, то он и есть, А ест он все.
25. Умный борется с сатаной. Дурак лишь смеется, слыша это имя.
26. Ищи Дурака в сердце своем.
27. Когда Ницше сказал: Бог умер! - он поторопился. Ведь Дурак остался.
28. Конец света не наступит, пока есть хоть один Дурак.
29. Умный меряет себя от земли до головы, а Дурак от головы до Неба.
30. Не мир создал Дурака, а Дурак мир.
31. Заставь Дурака Богу молиться - такой хохот раздастся сверху.
32. Дурак всегда влюблен.
33. - Чем ты владеешь, то владеет тобой, - смеется Дурак, Заглядывая в свой пустой карман. - Если ты не владеешь ничем, то у тебя есть все, - продолжает он, доставая оттуда бутерброд.
34. Карман у Дурака всегда полон, потому что - дыряв.
35. Дурак моргнет - и мир другой.
36. - Хороший Бог, - смеется Дурак, - это Бог, о котором рассказывают анекдоты.
37. Бог с Дураком играют в прятки. Дурак не ищет. Но все время находит.
38. Все, Что умный может представить, Дурак может создать.
39. Дурак может все. Но хочет лишь то, что имеет.
40. - В мире спящих, - смеется Дурак, - умный - это Король. Но тому, кто проснулся. Король не Нужен.
41. - Как слепой не поймет зеркала, - добавляет Дурак, - так спящий - Дурака.
42. - Когда люди соглашаются со мной, мне всегда хочется извиниться.
43. - Кодекс Дурака - это зеркало, - смеется Дурак - если его читает осел, то и видит...
44. - Чем громче смех - тем ближе к Богу, - смеется Дурак.
45. - Спроси меня. - улыбается Дурак, — и я совру.
46. - Быть умным - самая смешная из привычек, - смеется Дурак.
47. - Валяют Дурака многие, - хохочет Дурак, - но поваляться вместе с ним решаются единицы.
48. - Неприятности приходят и уходят, - смеется Дурак, - а их творцы остаются.
49. - А ты попробуй - посмейся с умным выражением лица, - предлагает Дурак.
50. - Подойди к зеркалу, - смеется Дурак, - и ты увидишь мир, в котором живешь.
51. - Выброси зеркало, - смеется Дурак, - и может быть, ты увидишь себя.
52. - Ты всегда держишь себя в руках? - удивляется Дурак. - Как же в них войдет что-то?
53. - Жизнь, - смеется Дурак. - это один день, проведенный в гостях у самого себя.
54. - Есть две трагедии в жизни человека, - вспоминает Дурак, - это когда он не может получить желаемое и когда наконец получает.
55. - Смех - прекрасный способ вести беседу, - хохочет Дурак.
5б. - Рядом со мной можно научиться лишь одному, - смеется Дурак, - забывать.
57 - Забыть, - хитро улыбается он, - значит вспомнить.
58. - Дурак никогда не спорит. С кем спорить? - хохочет он.
59. - Ты в тупике? - смеется Дурак, - вот и славно, оттуда я лучше виден.
60. - Умный, - смеется Дурак, - это свеча для спящих.
61. - Бесплатный сыр бывает только в мышеловке, - авторитетно заявляет Дурак, отрезая себе еще кусочек.
62. - Потерять, - говорит Дурак, - значит найти.
63. Дурак - это ключ от дверей, за которыми нет ничего.
64. Дурак - это ключ от дверей, за которыми есть все.
65. - Не важно, что делаешь, - смеется Дурак, - важно, что делаешь.
66. - Но не делай того, - добавляет он, - что можешь не делать.
67. - Хочешь быть свободным? - спрашивает Дурак, - тогда забудь это слово.
68. - Смейся и кланяйся чаще, - говорит Дурак, - иначе тебя примут за умного.
69. - Тебя хвалят? - улыбается Дурак, - прости их.
70. - Если вы не понимаете моего смеха, - хохочет Дурак, - как же вы можете понять мои слова?
71. - Добро? - удивленно спрашивает Дурак, - ах, да!... Это то, что с кулаками... - хохочет он.
72. - Если ты мыслишь, - смеется Дурак, - значит, ты очень даже не Дурак.
73. - Сколько нужно ума, чтобы не казаться Дураком, - добавляет он, хохоча.
74. - Ты очень умный, - хохочет Дурак, - поэтому ты прежний...
75. - Человек вечно преследует сияющее существо, спасаясь от существа черного, - говорит, чихая, Дурак, такую пыль подняли, бегая вокруг меня…
76. - Чем меньше желание говорить, - смеется Дурак, - тем больше удается сказать.
77. - Рабы не мы, мы не рабы - едва сдерживая смех, читает Дурак, - а как насчет удовольствий?
78. - Я действительно ничего не значу, - смеется Дурак. Но сколько мне пришлось изучить для этого.
79. - Наполняйте себя знаниями. Накачивайте! - хохочет Дурак, - ведь чем-то вас должно рвать перед очищением.
80. - Ты знаешь путь?— смеется Дурак, - и у тебя даже есть карта? - хохочет он, - не иначе как из крапленой колоды.
81. - А ты попробуй, - предлагает Дурак, ощути свое падение как прыжок.
82. - Хочешь одурачить мир? Скажи ему правду, - смеется Дурак.
83. - Истина прячется в ее отсутствии, - добавляет он, улыбаясь
84. - Счастье не надо искать, - смеется Дурак, - им надо жить.
85. - Умный - это самоубийца, - говорит Дурак.
86. - Зачем мне думать? - удивляется Дурак, - я знаю!
87. - А откуда ветер знает, - хохочет он, - в какую сторону дуть?
88. - В одно ухо входит, в другое выходит, - смеется Дурак, - и так весь день. С ума сойти можно!
89. Круглый Дурак совершенством своей формы отражает совершенство вселенной.
90. - Мне тоже в суп может попасть муха, - радостно улыбаясь, уверяет Дурак.
91. - Ты хочешь увидеть? - смеется Дурак. - Закрой глаза.
92. - Хочешь понять говорящего? - веселится он, - перестань его слушать.
93. - Не будет флюгера, - смеется Дурак, - исчезнет ветер.
94. - Посмотрев на луну, Дурак включает ее, как лампочку.
95. - Ум - это лопата, - смеется Дурак, - чем он острее, тем глубже могила.
96. - Вначале было слово, - вспоминает Дурак, - а потом слова, слова, слова...
97 - Пишешь? - смеется Дурак. - Пиши. Но не забывай - чем чище бумага, тем чище задница.
98. - Ломай палку, ломай, - смеется Дурак, - может, и получится у тебя один конец.
99. - Хорошо прицелься, - предлагает Дурак, - и, если тебе повезет, ты промахнешься.
100. - Ты попал в цель? - смеется Дурак. - Ищи дыру в собственном теле.
101. - Хочешь быть счастливым? - хохочет Дурак. - Хоти!
102. - Если ты человек честный, - говорит Дурак, - значит, ты всегда лжешь.
103. - Чем ближе к правде, - смеется он, - тем дальше в лес.
104. - Всякое утверждение ложно, - хохочет Дурак, - это тоже.
105. - Если ты знаешь, куда идешь, ты храбрец, - смеется Дурак, - ведь ты и вправду можешь туда попасть.
106. - Обстоятельства, - важно надувает щеки Дурак, - это я.
107 - Ты действительно хочешь жить? - смеется Дурак. - Ну, что ж - тогда попробуй умереть. От смеха.
108. - Ты всего лишь снишься себе, - хохочет Дурак.
109. - Невозможно? - смеется Дурак. - Вот-вот. Как раз то. Что нужно.
110. - Бог великий шутник, - говорит Дурак. - Но смеется он лишь после того, как я открываю рот.
111 - Надежда, - хохочет Дурак, - это леденец на палочке, которым ты пытаешься изнасиловать Бога.
112. - Опыт - смеется Дурак, - это клизма. Попробуй. Сравни. Ну как? Что, кроме привычного дерьма, из тебя вышло?
113. - Ты говоришь о том, как стать лучше, - смеется Дурак, - а я о том, как стать Дураком.
114. - Единое и Совершенное? - хохочет Дурак. - Вот-вот, и я о том же. - И кокетливо поправляет свой колпак.
115. - Это было вначале, - вспоминает Дурак, - это будет в конце... Но куда ты собрался идти? - смеется он. - Ведь твой Дурак и сейчас рядом.

Тигиева Анна

Данная работа представляет собой теоретическое исследование вопроса: почему в русских народных сказках главного героя называют ругательным словом «Дурак». Цель исследования – выяснить происхождение и толкование этого слова, узнать, почему герой носит имя «Иван», а не какое-нибудь другое, а также, почему именно Иван - дурак, а не его умные старшие братья в конце сказки получают награду. Кроме того, ставилась цель выяснить, есть ли похожие сюжеты в сказках других народов и чему могут научить детей сказки про Дурака.

Работа отмечена дипломом 3 степени (с медалью) на Х Региональном конкурсе молодых исследователей "Ступень в науку" (январь, 2013 год).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Х Региональный конкурс молодых исследователей

«Ступень в науку»

СЕКЦИЯ: «ФОЛЬКЛОР И ЛИТЕРАТУРА»

Тигиева Анна Андреевна

Место выполнения работы

МБОУ СОШ № 15, 3 «Б» класс,

г. Владикавказ

Научный руководитель:

Коломенская Виктория Григорьевна,

учитель начальных классов

Владикавказ, 2012-2013

1. Введение ________________________ стр.3

  1. Основная часть _____________________ стр.4
  1. Значение и происхождение слова «дурак» стр.4
  2. Имя «Иван» ________________________ стр.4
  3. Удивительные способности Ивана ______ стр.5
  4. Образ дурака в сказках других народов ___ стр.6
  5. Образ Ивана на телеэкране ______________ стр.6
  6. Чему учит сказка ____________________ стр.7
  1. Выводы ___________________________________ стр.7
  2. Используемая литература ____________________ стр.8

Введение.

Многие сказки имеют одинаковое начало: «Жили - были отец да мать, и было у них три сына, двое умных, а третий - дурак».

Мне стало интересно, почему главный герой - дурак. Над ним смеются, его ругают и обижают. Никому не хочется быть дураком. Ведь слово «дурак» - это ругательство. А в сказках ругательство становится именем героя. Сам герой про себя говорит: «Я - Иван-дурак». Почему?

Этому вопросу я посвятила своё исследование.

Основная часть.

В толковом словаре В.И. Даля я нашла объяснение слова ДУРАК:

1. Дурак - это глупый человек, непонятливый, безрассудный, глупец.

2. В старину так называли придворного или домашнего шута.

Но почему дураком назвали не первого сына, и не второго? Ведь глупым может быть каждый…

Я узнала удивительные вещи. По одной версии «дураком» называли третьего сына потому, что ему не доставалась доля от наследства родителей. Отсюда пошло выражение «остаться в дураках», то есть остаться с пустыми руками.

Так же есть версия, что слово «дурак» является оберегом, защитой, спасающей человека от порчи и сглаза.

А ещё в далёком прошлом на Руси была традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы их не похитили злые духи, пока они маленькие и беспомощные. «Взрослое» имя ребёнок получал в возрасте 10 - 12 лет, а до этого носил ненастоящее, «детское» прозвище. Первого сына называли Первак, второго сына - Вторак, следующего - Другак. Затем имя упростилось, и стало звучать как «Дурак». Имя Дурак встречается даже в церковных документах 14 - 15 века! (Эти документы раньше заменяли свидетельство о рождении)

Через 200 лет, в 17 веке, слово «дурак» стало обозначать то же, что и сейчас, - глупого человека. Потому что самый младший - самый неопытный и несмышлёный.

Но так как сказки сочинялись намного раньше, то Иван - дурак был вовсе не глупцом, а просто младшим среди трёх братьев.

Почему в сказках чаще всего встречается имя ИВАН, ведь были же и другие имена? Оказывается, после крещения Руси пришел новый обычай давать детям имена святых. Получая такое имя, человек не должен был его опозорить.

Чаще всего встречаются святые с именем Иоанн, то есть Иван. «Иоанн» переводится как «слуга Божий». Носить такое имя - великая честь для человека.

Вот так и получилось, что Иван - дурак это самый младший в семье мальчик, он - словно дар Божий, слуга Бога. Иван-дурак — единственный из братьев, кто в сказках разговаривает. Он загадывает и отгадывает загадки, умеет играть на чудесной дудочке или гуслях, поёт и сочиняет стишки, шутки и прибаутки. Шутки у него добрые и разумные. Он умеет разговаривать с животными, с солнцем и ветром, и даже с Бабой Ягой и Кощеем, ему помогает сама мать - сыра земля. То есть у Ивана - дурака есть необыкновенные способности: например, он может влезть в правое ухо коня, вылезти в левое - и стать красавцем. Иванушка знает, где спрятана смерть Кощея! В другой сказке Иван - крестьянский сын встречает Чудо - Юдо и одним ударом срубает ему все три головы! Только Иван может поймать Жар - птицу или волшебного коня Сивку - Бурку.

Иванушка - положительный герой, добрый, находчивый. Живёт по совести, в его словах и поступках нет злости и жестокости.

Часто в сказках царь или другие герои посылают его «туда, не зная куда», чтобы «принести то, не зная что», или добыть для них славу и богатство. Иванушка сталкивается с очень сложными ситуациями, но всё равно становится победителем. В результате Иван - дурак жениться на царевне, становится Иваном-царевичем. Хотя сам для себя никогда не требует награды за свои подвиги.

Отсюда, кстати, появились выражения: «везет дуракам», «дуракам счастье», «Бог дураков любит».

Но не только в русских сказках есть герои - дураки, которые ведут себя примерно одинаково. Например, в Германии сказка «Ханс дурак», итальянская сказка «Пьетро дурак», французская сказка «Женитьба Жана - идиота», японская сказка «Санко», ненецкая «Три сына».

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Не на небе - на земле

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

Образ Иванушки - дурака остаётся самым известным, о нём снимаются фильмы, мультфильмы, только облик немного поменялся. Например, мультфильмы «Ивашка из дворца пионеров», «Ивашка в тридевятом царстве», кинофильм «Как Иванушка за чудом ходил».

Поступки современных персонажей те же: они ставят цель, идут к ней, преодолевая препятствия - и все это делается с добрым сердцем и на благо людям.

С давних времён через сказки от старших к младшим передавался жизненный опыт. Младшие учились снисходительно и терпеливо относиться к обделенному умом человеку. Дети понимали, что можно победить темные силы, даже не обладая физической силой богатырей. Главное - это иметь доброе сердце, идти по выбранной дороге к своей цели.

Старшие братья Ивана - Дурака обладают рассудительностью и умом, но не пользуются любовью у народа. Они не стали главными героями сказки, потому что не добиваются ничего, поступают нечестно, или отвлекаются от своей цели на другие соблазны: любят только себя, гордятся собою, пренебрежительно относятся к другим людям.

Поэтому говорят: «Сказка - ложь, да в ней - намёк, добрым молодцам - урок».

Выводы.

Из всего этого я сделала несколько выводов:

  1. Время может изменить значение и смысл слов, как это произошло со словом «дурак», потому что наша речь развивается.
  2. Сказочный герой Иван - дурак вовсе не глупый человек, он весёлый, находчивый, терпеливый и смелый.
  3. Сказки об Иване учат добру, терпению, стойкости духа. Учат защищать слабых и быть справедливым, учат уважать старших, беречь животных и природу.
  4. За своё доброе сердце и храбрость Иван получает награду, его все любят и уважают, но он не становится жестоким и высокомерным, не мстит своим братьям за обиды.
  5. Главная цель сказки, по моему мнению, показать, что даже самый слабый и несмышлёный человек, вроде Ивана - дурака, может изменить судьбу и добиться своей цели в жизни.

Используемая литература, интернет - источники.

1. Буданцев Юрий «Про Ивана-дурака. Крещенские раздумья» http://www.voskres.ru/articles/ivan.htm

2. Даль В.И. «Толковый словарь русского языка». Изд-во «Форум», Москва, 2007 год

3. Синявский А.Д. «Иван-дурак. Очерк русской народной веры». http://ec-dejavu.ru/i/Ivan_durak.html

Иван дурак - смысл сказок и стратегии Ивана дурака!

План:
— Значение имени «дурак»
— Пример действий Ивана (в сказках)
— Иван всегда глупо действует (и по отношению к себе тоже)
— Альтернативная логика Иванушки-дурачка
— Суть стратегии - не в логике, а в интуиции!
— Мораль сказок про Иванушку дурочка (почему он всегда побеждает)?
— Секрет в простодушии
— Применение в повседневной жизни тактики Ивана Дурака

— Значение имени «дурак»

Есть разные версии происхождения данного имени:

1) Связано с тем, что третий сын не получает наследство
Когда придет время делить наследство, оно достанется старшим братьям, а младший останется с носом, в дураках. Если придерживаться этой версии, то окажется, что прозвище за Иваном закрепляется не столько по уму, сколько по имущественному состоянию.

2) Имя-оберег
Обидные прозвища были у народа в ходу: Иван-дурак, или Мишка Косой, или какой-нибудь еще Кривой, ну и так далее. Причем сами родители давали ребенку обидные клички, и вовсе не потому, что хотели над ним поглумиться. У них была своя логика. Согласно ей, неказистое имя помогало оградить ребенка от злых духов, которые горазды портить все красивое и ладное. А что можно испортить, когда ребенок и так дурак? И нечистая сила переключалась на кого-то другого.

Получается, что приставка «дурак» могла относиться не к умственным способностям Иванушки-дурачка, а просто защищала его от сглаза и порчи. А потом обычай этот забылся, а в сказке все осталось как есть.

— Пример действий Ивана (в сказках)

С мозгами у Ивана и вправду, как бы сказать, не очень. Ему дают какие-то простые поручения, например, съездить на ярмарку и вернуться с обновками, а он берет и выкидывает вещи на дорогу. Вот что об этом говорится в одной из сказок:
«Всего закупил Иванушка: и стол купил, и ложек, и чашек, и соли; целый воз навалил всякой всячины. Едет домой, а лошаденка была такая, знать, неудалая, везет — не везет!

«А что, — думает себе Иванушка, — ведь у лошади четыре ноги, и у стола тоже четыре; так стол-то и сам добежит». Взял стол и выставил на дорогу.

Едет, едет, близко ли, далеко ли, а вороны так и вьются над ним да все каркают. «Знать, сестрицам поесть-покушать охота, что так раскричались!», — подумал дурачок; выставил блюда с яствами наземь и начал потчевать: «Сестрицы-голубушки, кушайте на здоровье!».

— Иван всегда глупо действует (и по отношению к себе тоже)

Он так не только на чужие поручения реагирует. Он и к своим интересам относится точно так же. В одной из сказок Иван-дурак три года батрачил на попа, и когда тот предложил ему плату на выбор, мешок монет или мешок песка, дурак взял песок. Ну и кто он после этого, спрашивается?

— Альтернативная логика Иванушки-дурачка

С другой — поражает странная логика поступков Ивана-дурака. Впечатление, что герой не просто глуп, а даже и вовсе не в своем уме. И, тем не менее, в конце сказки этот безумный всегда в выигрыше: или он добивается, чтобы его оставили в покое, или вдруг приобретает огромное состояние, или женится на царской дочери или на волшебнице.

Так случилось как раз в той сказке, где Иван-дурак взял за свой трехлетний труд не мешок денег, а мешок песка. Когда он шел домой с этой смехотворной зарплатой, то увидел в лесу костер, в котором горела прекрасная девица. Иван засыпал костер песком, и девица, оказавшаяся колдуньей, вышла за него замуж и начала помогать в делах.

Как такое может быть, что она выбрала не богатыря, не принца, а круглого дурака? Потому что не такой уж он и дурак. Он просто действует, полностью игнорируя все существующие правила.

— Суть стратегии - не в логике, а в интуиции!

Дурак руководствуется не логикой, но интуицией, которой нет и не будет у простого смертного, окруженного сотнями рамок, у того умного, который точно знает, что почем, и оттого с ним никогда не случается чудес.

Иван весь открыт чуду, и чудеса с ним случаются постоянно. Другая русская поговорка — «дураков Бог любит» (или «дуракам везёт») — как раз об этом. Дураки отдаются на волю случайностей и не боятся последствий, потому что просто о них не думают.

— Мораль сказок про Иванушку дурочка (почему он всегда побеждает)?


Сказка говорит: не бойся, просто сделай шаг вперед, доверься внутреннему голосу, даже если он говорит глупости, и все получится лучше, чем ожидаешь. Тогда получается, что сказка про дурака — это история про то, как нужно забыть свою излишнюю разумность, если хочешь выиграть.

Тогда объяснение популярности сказочных дураков в том, что на самом деле они — переодетые мудрецы. Иванушку-дурачка некоторые исследователи сравнивали с Сократом, восклицавшим: «Я знаю только то, что ничего не знаю», или с Лао Цзы, говорившим: «Умные — не учены, ученые — не умны».

Дурак — это фигура философская, призывающая отказаться от каких бы то ни было представлений о мире, чтобы свободно получить опыт слияния с ним, получить знание о нем, но не из книг, а в процессе игры.

— Секрет в простодушии

Ну и, наконец, последний секрет популярности дураков — то, что они крайне редко бывают сознательно злы или жестоки.

— Применение в повседневной жизни тактики Ивана Дурака

Вот это очень важный вопрос! Я на личном примере убедился в большой практической ценности действий в стиле «Иванушки дурочка».

Алгоритм действий:
1) Устраивайте себе дни когда вы будете делать только то, что хотите делать (то, что подсказывает вам интуиция). Не ум, не логика, не личная выгода, а ИНТУИЦИЯ. В этот день вы живёте чувствами!
2) Совершайте бессмысленный (нелогичные действия). Например, пишите левой рукой (если вы правша). Идите на прогулку (в магазин) по «дурацкому» маршруту. Т.е. по более длинному и долгому маршруту.
3) Идите «задом на перёд» (хотя бы несколько шагов).

Что это всё даст?
Ум и психика успокаивается. Появляются новые ощущения и мысли. Глупые действия подавляют логику и обостряют нашу интуицию (наше подсознание).
Я стал чувствовать себя гораздо лучше! Поэтому стараюсь всегда использовать «стратегию Ивана дурака» на прогулках. И, периодически устраиваю себе дни, которые полностью провожу как Иван-дурак!

Чего и вам советую!

О сказке

Русская народная сказка «Иван-дурак»

Самые первые книги, с которыми ребёнок знакомится в детстве – это сказки. Это из них малыши узнают об окружающем их мире, о том, где-то далеко-далеко, за тридевять земель существуют чудесные сады и диковинные звери.

Русские народные сказки – это не только удивительные истории о чудесах и волшебстве. Немаловажную роль в этих повествованиях играют персонажи. Один из любимых героев русских народных сказок – Иван по прозвищу дурак.

«Почему дурак»? – могут спросить дети. Это обстоятельство много раз пытались разъяснить с точки зрения разных позиций. Искали созвучные слова в словах других народов. Или объясняли тем, что в сказках Иван-дурак обычно самый младший сын.

И слово «дурак» может быть растолковано как «глупый», «неопытный», «несмышлёный». Но, как бы там ни было, этот сказочный герой снискал и любовь и сочувствие у самих сказочников, так и у тех, кто их читает или слушает.

В одной из таких историй послали родители младшего сына Ивана пахать поле. А у несмышлёныша для этого и сил не хватало, и ума было маловато. Надоели ему комары, да мошкара, которые вились вокруг. Взял он хлыст, да убил одним махом штук сорок насекомых.

Поразило это событие Ивана-дурака. Возомнил он себя могучим богатырём. Ну, а раз так, то решил он свою силу попробовать вместе с другими богатырями. Так и случилось, что с Ильёй Муромцем, да Фёдором Лыжниковым отправился дурачок приключений искать.

И пришлось богатырям сразиться с самим Добрыней. Да только не справились с ним ни Илья Муромец, ни Фёдор Лыжников. А Ванька-дурачок случайно победу одержал. И был за это пожалован царской милостью. Отдали за него замуж царскую дочь и полцарства в придачу.

Почему вся слава, почести и богатство достались дураку? А может быть сказочник хотел на этом примере показать, что простоватый Иван, олицетворяющий собой русский народ, только с виду глупый и неказистый? А в трудной ситуации он сумеет проявить и смекалку, и сноровку. Сумеет постоять за себя, и за своих друзей. Чем не герой земли русской?

Читайте русскую народную сказку «Иван-дурак» онлайн бесплатно и без регистрации.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был старик со старухой. У них было три сына, третьего звали Иван-дурак. Первые двое женатые, а Иван-дурак холостой; два брата занимались делом, управляли домом, пахали и сеяли, третий же ничего не делал. Один раз отец и снохи стали Ивана посылать на поле допахать сколько-то лех пашни. Парень поехал, приехал на пашню, запряг лошадь, проехал с сохой раз ли, два ли, видит: счету нет комаров да мошек; он схватил хлыстик, стегнул по боку лошадь, убил их без сметы; ударил по другому, убил сорок паутов и думает: «Ведь я на один замах убил сорок богатырей, а мелкой сошки сметы нет!» Взял их всех положил в кучу и завалил конским калом; сам не стал пахать, выпряг лошадь, поехал домой. Приезжает домой и говорит снохам и матери: «Давайте мне полог и седло, а ты, батюшка, давай саблю, котора у тебя висит - на стене заржавела. Что я за мужик! У меня ничего нет».

Те посмеялись над ним и дали на смех какой-то расколотый тюрик наместо седла; парень наш приделал к нему подпруги и надел на худую кобыленку. Вместо пологу мать дала какой-то старый дубас; он и то взял, да взял саблю у отца, пошел, выточил, собрался и поехал. Доезжает до росстаней - а был еще мало-мало грамотный - написал на столбе: приезжали бы сильные богатыри Илья Муромец и Федор Лыжников в такое-то государство к сильному и могучему богатырю, который на один помах убил сорок богатырей, а мелкой сошки сметы нет, и всех их камнем привалил.

Точно, после его приезжает богатырь Илья Муромец, видит на столбе надпись: «Ба, - говорит, - проехал сильный, могучий богатырь: ослушаться не годно». Поехал, догонят Ванюху; далеко не доехал, снял шапку и кланятся: «Здравствуй, сильный, могучий богатырь!» А Ванюха не ломат шапки, говорит: «Здорово, Илюха!» Поехали вместе. Не чрез долго времени к тому же столбу приехал Федор Лыжников, видит, на столбе написано, ослушаться не годно: Илья Муромец проехал! - и он поехал туда же; так же далеко не доехал до Ванюхи - снимат шапку, говорит: «Здравствуй, сильный, могучий богатырь!» А Ванюха шапки не ломат. «Здорово, - говорит, - Федюнька!»

Поехали вместе все трое; приезжают в одно государство, остановились на царских лугах. Богатыри поставили себе шатры, а Ванюха распялил дубас; коней два богатыря спутали шелковыми путами, а Ванюха сорвал прут с дерева, свил его и спутал свою кобылу. Вот и живут. Царь из своего терему увидел, что его любимые луга травят какие-то люди, тотчас отряжат ближнего своего спросить, что за люди? Тот приехал на луга, подошел к Илье Муромцу, спрашиват, что они за люди и как смели без спросу топтать царские луга? Илья Муромец отвечал: «Не наше дело! Спрашивай вон старшого - сильного, могучего богатыря».

Посол подошел к Ванюхе. Тот закричал на него, не дал слова молвить: «Убирайся, докуля жив, и скажи царю, что на его луга приехал сильный, могучий богатырь, который на один помах убил сорок богатырей, а мелкой сошки сметы нет, и камнем привалил, да Илья Муромец и Федор Лыжников с ним, и требует у царя дочь замуж». Тот пересказал это царю. Царь хватил по записям: Илья Муромец и Федор Лыжников есть, а третьего, который убиват на один помах по сороку богатырей, нет в записях. То царь приказал собрать рать, захватить трех богатырей и привести к нему. Где захватить? Ванюха увидел, как стала подходить ближе рать; он крикнул: «Илюха! Ступай прогони их, что за люди?» - сам лежит, растянулся да поглядыват, как сыч.

Илья Муромец на того слова соскочил на коня, погнал, не столько руками бил, сколько конем топтал; всех прибил, оставил только одних язычников царю. Царь услышал эту беду, того больше собрал силы и послал поймать богатырей. Иван-дурак крикнул: «Федюнька! Поди-ка прогони эту сволочь!» Тот соскочил на коня, всех прибил, оставил одних язычников.

Чего делать царю? Дело худо, силу побили богатыри; царь призадумался и вспомнил, что у него в царстве живет сильный богатырь Добрыня. Он посылает к нему письмо, просит приехать победить трех богатырей. Добрыня приехал; царь на третьем балконе встретил его, а Добрыня навершный подъехал к балкону вровень с царем: вот какой был! Поздоровался, поговорили. Он и поехал на царские луга. Илья Муромец и Федор Лыжников увидели, что к ним едет Добрыня, испугались, соскочили на своих лошадей да ступай-ка оттуда - угнали. А Ванюха не успел. Пока имал свою кобыленку, Добрыня и подъехал к нему, да и смеется, что это за сильный, могучий богатырь? Маленький, худенький! Согнулся головой к самому Ванюхе, смотрит на него, да и любуется. Ванюха да как-то не обробел, выхватил свою саблёшку, да и ссек ему голову.

Царь это увидел, перепугался: «Ох, - говорит, - богатырь убил Добрыню; беда теперя! Ступайте скорее, зовите богатыря во дворец». За Ванюхой приехал такой почет, что батюшки упаси! Кареты самолучши, люди все изжалованы. Посадили и привезли к царю. Царь его угостил и отдал дочь; обвенчались они, и теперя живут, хлеб жуют.

Я тут был, мед пил; по усам текло, в рот не попало. Дали мне колпак, да почали толкать; дали мне кафтан, я иду домой, а синичка летат и говорит: «Синь да хорош!» Я думал: «Скинь да положь!» Взял скинул, да и положил. Это не сказка, а присказка, сказка впереди!



Рассказать друзьям