Изнанка жизни, или кто такие люмпены. Маргинал или изгой общества

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Люмпен (нем. Lumpen - лохмотья) - деклассированные опустившиеся люди, босяки, нищие.
Понятие «Люмпен» впервые ввел в разговорную речь основоположник коммунистического учения Карл Маркс: «Люмпен-пролетариат, этот пассивный продут гниения самых низших слоев старого общества, местами вовлекается пролетарской революцией в движение, но в силу всего своего жизненного положения он гораздо более склонен продавать себя для реакционных козней»

(Карл Маркс, Фридрих Энгельс «Манифест коммунистической партии». Глава первая. «Буржуа и пролетарии»)

«Люмпены - это люди, не желающие и не умеющие работать. Не имеющие ни собственности, ни этических норм, безответственные, не умеющие планировать даже свою судьбу» («Новая газета», № 131, 19 ноября 2012 года )

Синонимы слова «люмпен»

  • Чернь
  • Плебс
  • Толпа
  • Стадо
  • Алкоголик
  • Бродяга
  • Босяк
  • Преступник
  • Нищий
  • Деклассированный элемент
  • Гопник

Что такое люмпен?

«Филипп Филиппович сидел у стола в кресле. У портьеры, прислонившись к притолоке, стоял, заложив ногу за ногу, человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие, как бы кустами на выкорчеванном поле, а лицо покрывал небритый пух. Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными кисточками раскиданных бровей начиналась густая головная щетка. Пиджак, прорванный под левой мышкой, был усеян соломой, полосатые брючки на правой коленке продраны, а на левой выпачканы лиловой краской. На шее у человека был повязан ядовито — небесного цвета галстук с фальшивой рубиновой булавкой. Цвет этого галстука был настолько бросок, что время от времени, закрывая утомленные глаза, Филипп Филиппович в полной тьме то на потолке, то на стене видел пылающий факел с голубым венцом. Открывая их, слеп вновь, так как с полу, разбрызгивая веера света, бросались в глаза лаковые штиблеты с белыми гетрами. Филипп Филиппович повертел головой и заговорил веско: «Спанье на полатях прекращается. Понятно? Что это за нахальство! Ведь вы мешаете. Там женщины». Лицо человека потемнело и губы оттопырились: «Ну, уж и женщины. Подумаешь. Барыни какие. Обыкновенная прислуга, а форсу как у комиссарши»…. Филипп Филиппович глянул строго: «Окурки на пол не бросать — в сотый раз прошу. Чтобы я более не слышал ни одного ругательного слова в квартире! Не плевать! Вот плевательница. С писсуаром обращаться аккуратно. С Зиной все разговоры прекратить. Она жалуется, что вы в темноте ее подкарауливаете. Смотрите! Кто ответил пациенту «пес его знает»!? Что вы, в самом деле, в кабаке, что ли?». «Что-то вы меня, папаша, больно утесняете, - вдруг плаксиво выговорил человек» (М. Булгаков «Собачье сердце» ).

Соц. Дифференциация это разделение общества на группы, занимающие разное положение. Свойственна любому обществу.

    Экономическая

    Политическая

    Профессиональная

Термин «стратификация » ведет свое происхождение от латинского слова stratum - слои, пласт. Наиболее универсальным является понятиестрата - соц.слой в критерии выделения положены доход, образование, профессия и т.д.

Страты представляют собой большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества.

В социологии известны четыре основных типа социальной стратификации - рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип - открытые.

Рабство . Различают две формы рабства: патриархальное, при котором раб обладает всеми правами младшего члена семьи (у евреев), и классическое (Рим Греция), при котором раб не имеет никаких прав и считается собственностью хозяина (говорящим орудием труда).

Кастой называют такую социальную группу (страту), членство в которой передается человеку только по рождению. Переход человека из одной касты в другую при жизни невозможен - для этого ему необходимо родиться еще раз.

а) брахманы - священнослужители;

б) кшатрии - воины;

в) вайшьи - купцы;

г) шудры - крестьяне, ремесленники, рабочие.

Особое положение занимают так называемые неприкасаемые, которые не входят ни в одну касту и занимают низшую позицию.

Сословия - группы людей с определенными правами, обязанностями и социальным статусом, предающимся по наследству. Из одного сословия в другое сложно, но можно перейти, что нельзя сказать о кастах. Привилегированные, полупривилегированные и непривилегированные.

Классы . В. И. Лениным: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают».

Поскольку всякая социальная структура представляет собой совокупность всех функционирующих социальных общностей, взятых в их взаимодействии, в ней могут быть выделены следующие элементы:

а) этническая структура (род, племя, народность, нация);

б) демографическая структура (выделение групп производится по возрасту и полу);

в) поселенческая структура (городские жители, сельские жители и т. д.);

г) классовая структура (буржуазия, пролетариат, крестьяне и т. д.);

д) профессионально‑образовательная структура.

В самом общем виде в современном обществе можно выделить три стратификационных уровня: высший, средний и низший. В экономически развитых странах второй уровень является преобладающим, придавая обществу известную стабильность.

Все ученые сходятся во мнении, что основой стратификационной структуры общества является естественное и социальное неравенство людей. Однако в вопросе, что именно является критерием этого неравенства, их мнения расходятся. Изучая процесс стратификации в обществе, К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком собственностью и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним социальный престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. Питирим Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он же утверждал, что социальное пространство имеет и множество иных критериев дифференциации: ее можно осуществлять по гражданству, роду занятий, национальности, религиозной принадлежности и т. д. Наконец, сторонники теории структурного функционализма в качестве критерия предлагали опираться на те социальные функции, которые выполняют те или иные социальные слои в обществе.

Исторически стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и т. д., возникает с зарож‑дение.м человеческого общества.

В процессе изменения социальной структуры современного российского общества можно выделить следующие тенденции:

1) социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации;

2) массовая нисходящая социальная мобильность;

3) массовая смена места жительства работниками умственного труда (так называемая «утечка мозгов»).

Распределительная теория(Смит, Гизо)

Собственник земли - рента

Владелец капитала - прибыль

Рабочий заработная плата

Социальная мобильность

Социальная мобильность -переход людей из одних общественных групп в другие.

Соц. Мобильность:

Горизонтальная (из одной группы в другую но на том же уровне)-учитель истории стал преподавателем литературы, переход на др. фабрику но на такую же должность, смена гражданства.

Вертикальная :

Восходящая – из более низшей в более высшую группу (из грязи в князи)

Нисходящая - из более высшей в более низшую (из президента в премьер-министры)

Причины, позволяющие человеку перемещаться из одной социальной группы в другую, называются факторами социальной мобильности.

    образование

    система общественного устройства: в открытом обществе в отличие от общества закрытого типа не существует формальных ограничений мобильности и почти отсутствуют неформальные. В закрытом же обществе мобильность ограничена и количественно, и качественно.

    изменения, происходящие в технологии общественного производства: они приводят к возникновению новых профессий, требующих высокой квалификации и значительной подготовки.

    воины и революции, приводящие, как правило, к смене элиты общества.

    различный уровень рождаемости в разных стратах - более низкий в верхних и более высокий в нижних создает известный «вакуум» сверху и способствует продвижению вверх выходцев из низов.

Соц. Лифты - институты способствующие перемещению человека из одной соц.группы в другую.

По мнению Сорокина 3 основных соц.лифта – это церковь, армия, школа (образование),собственность (часто в виде денег).

Люмпены и маргиналы

Люмпен (с нем.-лохмотья) – бомжи, бродяги ит.д.

Маргиналы - люди находящиеся между устойчивыми слоями общества и люмпенами (выходцы из сел, мигранты из др. страны, студенты приехавшие в др. город).

Семья

Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества и тем самым осуществляющих воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования, членов семьи.

В зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства выделяют следующие типы семейных структур:

1) моногамное супружество и полигамию. Моногамное супружество представляет собой брак одного мужчины с одной женщиной. Полигамия - брак одного супруга с несколькими женщинами. Полигамия бывает двух видов: полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами и полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами;

2) патрилинеальные и матрилинеальные семьи. В патрилинеальных семьях наследование фамилии, имущества и социального положения ведется по отцу, а в матрилинеальных - по матери;

3) патриархальные и матриархальные семьи. В патриархальных семьях главой является отец в матриархальных - наивысшим авторитетом и вли яяием пользуется мать;

4) гомогенные и гетерогенные семьи. В гомоген ных семьях супруги являются выходцами из одной социальной страты, в гетерогенных они происходят из разных социальных групп, каст, классов;

5) малодетные (1-2 ребенка), среднедетные (3-4 ребенка) и многодетные семьи (5 и более детей).

Партнерская семья (демократическая) - тип современной семьи, основанной на взаимопонимании супругов и добровольном распределении ролей в соответствии с возможностями и способностями каждого

Самыми распространенными в современных урбанизированных городах являются так называемые нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т. е. из двух поколений.

Функции семьи:

    репродуктивная

    воспитательная

    хозяйственно‑экономическая

    рекреационная (снятие стрессовых ситуаций)

    поддержка членов семьи друг друга.

    социализациия детей.

    1 Многие из нас, гуляя по красивым и нарядным улицам своих городов, не раз замечали людей, которые одеты в грязную одежду, от них несёт сильным перегаром, они издают нечленораздельные звуки, и могут спать на земле. Некоторые называют таких граждан Бичами, но на самом деле общее название подобных личностей "Люмпен". Что значит Люмпен ? Что значит Маргинал? Прежде чем вы продолжите, я хочу познакомить вас с несколькими познавательными публикациями на тему тюремного жаргона, например, кого называют Грачом , как понять слово Гнобить , кто такой Глиномес , что называют Гвоздём и т. п. Слово Люмпен было заимствовано из немецкого термина "Lumpen" и переводится, как лохмотья. Данное понятие придумал популярный у коммунистов деятель, Карл Маркс. Этим термином он обозначал людей из низших слоёв общества.
    Спустя какое-то время Люмпенами стали называть все деклассированные элементы, такие, как уголовники, бродяги, нищие, бездомные , бичи и др.

    Люмпен - это человек, перебивающийся не постоянными заработками, и не имеющий своей собственности


    Когда используют термин "Люмпенизация общества ", то это означает увеличение процентного соотношения данных слоёв среди населения и повальное распространение люмпеновской психологии во время социального и экономического кризиса.

    Что значит Маргинал?

    Термин "Маргинал" произошёл от латинского слова "margo" и переводится, как "край" . Этим понятием обозначают людей, находящиеся, как бы между различными социальными группами, культурой, системой и испытывает их влияние, которое подчас сильно противоречит между собой.

    Маргинал - это человек, отвергающий некоторые традиции и ценности той культуры, в которой она появляется, при этом создающие свою собственную систему ценностей и норм

    Чем отличается Люмпен от Маргинала?

    Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что Люмпены - это тот, кто утратил связь со своей социальной группой и самое главное, распрощался с работой. Тогда, как Маргинал - это человек, который болтается, "как г... в проруби ", ни туда ни сюда. От своей социальной группы он отдалился, но не собирается примыкать ни к какой другой. То есть он человек, потерявший свои "корни". Например, всю жизнь прожил в городе, но внезапно переехал в деревню, где для него всё незнакомо. По
    люмпены - это опустившаяся категория людей. например банкир стал бродягой. или любой другой человек ставший БОМЖом это люмпен. а маргиналы, это люди "потерявшие" свои корни. например, сельский житель переехал в город жить. он маргинал.

    Маргиналы и люмпены

    Эти слова всем известны из школьных уроков истории, так обычно более удачливые люди называют своих сородичей, которым в жизни повезло меньше, – представителей низшей прослойки общества. Но так уж ли они близки друг другу – люмпен и маргинал?

    Толковые словари и того, и другого характеризуют практически одинаково, как людей, утративших связь со своей социальной средой, ставших в ней изгями. Однако с этой позиции люмпеном или маргиналом может оказаться кто угодно, в зависимости от того, какое общество взять за точку отсчёта. Поэтому требуется уточнение.

    Слово « маргинал » происходит от латинского marginalis – «крайний, находящийся на краю». Маргинал – это тот, кто находится между двумя непримиримыми культурами, не относясь при этом целиком ни к одной из них, и принимающий при этом некоторые характерные черты от обеих.

    В экономике есть похожий (только фонетически) термин с французским прононсом: «маржинальный», связанный с понятием margin – «маржа, прибыль, разница между покупной и продажной ценой; минимум, нижняя грань».

    Ну, а слово « люмпен » – и вовсе числится разговорным. Это сокращение от немецкого выражения, использовавшегося в марксистской теории, – Lumpenproletariat , где Lumpen – «рвань, лохмотья», а proletariat – «пролетариат». Люмпен-пролетариат – это нищие, бродяги, преступники и прочие отбросы общества. Итак, заключаем: слово люмпен не тождественно слову маргинал , хотя и имеет с ним много общего.

    ^ Люмпены и маргиналы.

    Эти две группы населения, причем каждая по-своему, как бы выпадают из устойчивой социальной структуры общества.

    Слово "люмпен" происходит от немецкого lumpen - лохмотья. К люмпенам относят людей, опустившихся на "дно" общественной жизни - бродяг, нищих, бомжей. Как правило, это выходцы из различных социальных слоев и классов. Увеличение численности этой группы (люмпенизация населения) опасно для общества, так как она служит питательной средой для разного рода экстремистских организаций. Иное положение и другая социальная роль у маргинальных слоев (лат. marginalis - находящийся на краю). К ним ОТНОСЯТ группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями. Один из основных каналов маргинализации-массовая миграция из села в город. Такой процесс происходил, например, в конце 20-х - 30-е гг. в нашей стране. Развернувшаяся индустриализация требовала все новых и новых рабочих рук. Бывшие сельские жители, потеряв связь с деревенским укладом жизни, с трудом вживались в городскую среду. На долгое время они стали людьми с оборванными социальными связями, разрушенными духовными ценностями. Такие слои населения, "неукорененные", с неустойчивым общественным положением, стремились к твердому, установленному государством порядку, к "сильной руке". Это создавало социальную базу для антидемократического режима.

    Приведенный пример показывает одно из отрицательных последствий увеличения маргинальных групп. В то же время нельзя не признать, что нередко именно эти слои населения, не связанные традициями и предрассудками, особенно активно поддерживают передовое, часто выступают его инициаторами.

    Люмпен И МАРГИНАЛЫ

    Эти две группы населения, причем каждая по-своему, что выпадают из устойчивой социальной структуры общества.

    Слово люмпен происходит от немецкого lumpen - лохмотья. К люмпенов относят людей, опустившихся на "дно" общественной жизни, - нищих, бомжей, бродяг. Как правило, это выходцы из разных социальных слоев и классов. Увеличение численности этой группы (люмпенизация населения) опасна для общества, так как она служит питательной средой для различных экстремистских организаций. Другое положение и другая социальная роль в маргинальных слоев (с лат. Marginalis - тот, кто находится на краю). К ним относят группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями. Один из основных каналов маргинализации - массовая миграция из села в город. Такой процесс происходил, например, в конце 20-х - в тридцатые pp. XX в. в нашей стране. Индустриализация, развернувшейся требовала все новых и новых рабочих рук. Бывшие сельские жители, потеряв связь с сельским укладом жизни, с трудом принимались в городскую среду. На долгое время они стали людьми с оборванными социальными связями, разрушенными духовными ценностями. Такие слои населения, "неукоринени", с неустойчивым общественным положением, стремились к твердому, установленного государством порядка, к "сильной руке". Это создавало социальную базу для антидемократического режима, заметно снижало революционное ожидания изменений.

    Приведенный пример показывает один из негативных последствий увеличения маргинальных групп. В то же время нельзя не признать, что нередко именно эти слои населения, не связанные традициями и предрассудками, особенно активно поддерживают передовое, часто выступают его инициаторами.

    ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕ

    Изменения, охватившие все сферы общественной жизни в нашей стране, пожалуй, больше зримо проявляются в социальной сфере. их характер очень сложный и противоречивый. Рассмотрим некоторые проблемы.

    Одной из особенностей последних лет стал рост социальной дифференциации населения. Это выражается, в первую очередь, в существенном увеличении разрыва в доходах различных социальных групп, а следовательно, в уровне потребления.

    Многие усматривают здесь очевидное нарушение принципа социальной справедливости и даже потерю в этом плане позиций, которые мы имели в годы застоя. Действительно, если обратиться к статистическим данным периода 60-х - середины 80-х гг. XX в., То соотношение между минимальным и максимальным окладами составляло 1:10. При этом, однако, необходимо учитывать, что определенная часть населения (по имеющимся данным, 5-6 млн.) Имела так называемые "нетрудовые доходы", источники которых скрывались и которые не учитывались никакой статистикой. К этой группе социологи относили правящий класс, управляющих специалистов в сфере услуг, обслуживающий персонал. Таким образом, разрыв в доходах был и в те годы очень значительным, хотя, возможно, и не таким явным. Официальная пропаганда прилагала огромные усилия для доказательства тезиса о сближении социальных групп и неуклонном движении нашего общества к полной "социальной однородности". При этом учитывалось, что в общественном сознании социальная справедливость рассматривалась как одна из высших ценностей. В отличие от первых лет советской власти, когда преобладало понимание этой справедливости как равенства в потреблении (уравнительность), в дальнейшем подчеркивалась равенство возможностей трудиться по способностям и получать по труду.

    Вместе с тем, в нашем обществе и сегодня существует традиционное уравнительное понимание социальной справедливости. Правда, никто не говорит, что все должно делиться поровну, но что дифференциация должна быть ограничена, без больших разрывов - в этом люди убеждены. Те же, кто проникся идеей распределения по труду, возмущены "нечестным", нетрудовым путем увеличения доходов богатых "новых богатых". В этих условиях нарастания социального расслоения воспринимается обществом болезненно, что, в свою очередь, может стать источником социальной и политической нестабильности.

    Острой проблемой остается значительное падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий (учителя, врачи, инженеры), интеллектуального труда в целом, включая научную деятельность. Известно, что в странах Запада эти профессиональные группы входят в средний класс, а профессура относится к социальной элите. В Украине, например, зарплата преподавателя еще очень низкая.

    Это заставляет многих людей высококвалифицированной умственной труда отказываться от специальности и заниматься деятельностью, которая не требует высокого уровня образования.

    Актуальной остается проблема "утечки мозгов": многие специалисты ищут применение своим силам за рубежом. Изменения в экономике ведут к появлению новых социальных групп: предпринимателей, фермеров.

    Активные социальные перемещения усиливают маргинализацию общества. Это вызвано и притоком беженцев из других республик СЛЕДУЕТ и сокращением Вооруженных сил.

    Тяжелое положение сохраняется в наименее защищенных групп населения, так называемых "группах социального риска". К ним относятся многодетные семьи, инвалиды, пенсионеры, безработные.

    Итак, социальная сфера сегодня - тугой узел острых социальных проблем. Источники их, по всей видимости, лежат не только в экономике, но и в массовом сознании, психологии людей. А это значит, что глубокие положительные сдвиги в данной сфере - задача долгосрочной перспективы.

    Но вместе с тем очевидно, что достижение или просчеты именно в этой области во многом решат судьбу реформ в Украине. Поэтому уже сейчас социальная политика становится приоритетной в деятельности государства.

    Необходимые правовые предпосылки для решения социальных проблем создает Конституция, а также законы, конкретизирующие его положения. Каждому гражданину Украины Конституция предоставляет широкие социальные права.

    Так, гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются государством. Каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного государственным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

    Основной закон предусматривает право на жилье, но пока эта проблема трудно решаема.

    Сохраняются определенные проблемы с правом на охрану здоровья, хотя в Конституции указывается на его бесплатность. Конституция гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. В такого же типа учреждениях каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование. Вместе с тем, ряд острых социальных проблем еще ждет своего решения на основе указанных правовых норм.

    В заключение подчеркнем, что, осуществляя текущую социальную политику, важно не упустить из виду магистральное направление социальных изменений. Сегодня в рамках социальной структуры у нас переплелись три группы отношений, принадлежащих к различным цивилизационных типов: традиционного, индустриального и постиндустриального. Трудности прорыва в постиндустриальную эпоху связаны со столкновением интересов различных социальных групп, которые тяготеют к каждому из этих типов отношений.

    Переход на новый уровень развития станет возможным, если укрепятся и займут лидирующее положение в обществе группы, связаны не с торгово-распределительными отношениями, а непосредственно с материальным и духовным производством и ориентированные на максимально передовые достижения.

    Основные понятия

    Социальная сфера. Социальная дифференциация. Социальное неравенство. Класс. Смертная казнь. Социальная мобильность. Семья как социальный институт. Социальная политика.

    "Социальный лифт". Люмпенство. Маргиналов. "Утечка мозгов".

    Вопросы для самопроверки

    1. Что такое социальная дифференциация?

    2. преодолим социальное неравенство?

    3. В чем отличие класса (в марксистском понимании) от казни?

    4. в социологии понимается под социальной мобильностью?

    5. Какие "социальные лифты", по мнению П. Сорокина, способствуют социальным перемещением человека?

    6. Какова роль семьи в современном обществе?

    7. Какие тенденции в развитии социальных отношений характерны для различных групп стран?

    8. В чем отличия маргиналов от люмпенов?

    9. Какие основные социальные проблемы нашего общества?

    1. Проанализируйте различные точки зрения на проблему социального неравенства. Обоснуйте свою позицию.

    2. Один немецкий исследователь проводит следующую отличие между классами и казнями: "Стратификация предполагает некоторую упорядоченность членов общества на основе какого-либо критерия, например, дохода, образования, образа жизни, этнического происхождения... Классы... являются конфликтными группами, объединяясь, отрицают существующее распределение власти, преимуществ и других возможностей ".

    Проанализируйте это утверждение. Согласны ли вы с ним?

    3. Приведите примеры социальной и горизонтальной мобильности. Какие еще, кроме указанных в учебнике, "социальные лифты" существуют в современном обществе?

    4. Цифры свидетельствуют, что в индустриально развитых странах падает доля "синих воротничков" в составе населения (то есть тех, кто занимается физическим трудом) и растет численность "белых воротничков" (к ним относятся работники, занятые в сферах торговли, юриспруденции, медицины, образования, технические служащие). Какие причины и возможные социальные последствия этого явления?

    5. По данным одного исследования, украинская стратификационная сетка сегодня выглядит так: "старые богатые" (бывшая номенклатура) "новые богатые" (экономическая и политическая элита, столичная бюрократия, коммерческий класс);

    отечественный средний класс (большинство инженерно-технических работников (ИТР), квалифицированные рабочие, служащие, интеллигенция) "база" (большинство крестьян, население малых городов, менее квалифицированные рабочие) "социальные иждивенцы" (пенсионеры, рядовой состав армии). Отражает, на ваш взгляд, приведенная схема реальную социальную структуру общества? Есть ли такие группы населения, которые не нашли отражения в ней? Назовите их. Социальные группы, по вашему мнению, будут определять будущее развитие страны?

    6. Известно, что маргинализация, переход в новое социальное качество, связанная с социально-психологическим стрессом. Во многих странах для его смягчения используются различные средства: пособия по безработице, фонды помощи мигрантам и беженцам, центры профессиональной переподготовки и тому подобное. Что еще, на ваш взгляд, можно использовать в этих целях?

    7. Существует точка зрения, согласно которой именно работающие классы (крестьянство, рабочие) способствуют общественному прогрессу.

    Приведите факты, подтверждающие или опровергающие данную позицию.

    8. Термин "класс" происходит от латинского слова, означающего буквально "разряд". Разделение римского общества на классы приписывается легендарному римскому царю СервиюТуллию (VI в. До н.э.). Он разделил общество на пять классов, разрядов, в соответствии с тем, какое количество войска (сотен) и вооружений мог выставить каждый из них.

    Признак была положена в основу классового деления? Сохраняет он свое значение и сегодня?



Рассказать друзьям