Изображение эпохи в романе отцы и дети. Характеристика эпохи, героев и их внутреннего мира через описание природы в романе "отцы и дети"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Когда мы начинаем работу над каким-нибудь произведением, то пытаемся осмыслить эпоху, современную автору или его творению. Только в контексте истории можно понять события, описанные в романе, значимость проблем, поднимаемых автором, их актуальность.
Тип урока: комбинированный, предполагает использование интерактивной доски, раздаточного материала. На разных этапах урока используется как групповая, так и индивидуальная работа учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литература + история в 10-м классе по теме «Отражение эпохи в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Цели:

  • Образовательные: проследить, как эпоха отражается в романе, раскрыть идейно-художественное своеобразие романа
  • Развивающие: совершенствовать навык анализа текста; развивать умение учащихся на основе литературных персонажей проводить аналогию с реальной жизнью; совершенствовать навык сопоставительного анализа и умения работать с критической литературой
  • Воспитательные: формировать самостоятельность и креативность мышления в условиях индивидуальной и групповой работы
  • Общепредметные (метапредметные): развитие аналитического мышления

Оборудование урока: портреты И.С. Тургенева, Николая I и Александра II; интерактивные сопоставительные таблицы (Николай I и Александр II; дворяне и разночинцы), мобильный класс

Информационные ресурсы:

  • Русский язык и литература. Литература. 10 кл. Углублённый уровень: учебник. В 2ч. Ч.1/ А.Н. Архангельский, Д.П. Бак и др.; – М.: Дрофа, 2013г.
  • Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Универсальные поурочные разработки по литературе: 10 класс, 1-е полугодие. – М.: ВАКО, 2009г.
  • Журавлева О.Н. История России: 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: базовый уровень: углублённый уровень/ О.Н. Журавлёва, Т.И. Пашкова, Д.В. Кузин – М.: Вентана-Граф,2013г.
  • роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»
  • статья Ю.В. Лебедева «Общественные взгляды И.С. Тургенева»
  • «Тургенев в русской критике» (сборник критических статей: Д.И. Писарев «Базаров», М.А. Антонович «Асмодей нашего времени», М.Н. Катков “О нашем нигилизме по поводу романа Тургенева” )
  • индивидуальные сообщения учащихся

Тип урока: комбинированный

Методические приемы: индивидуальные сообщения, инсерт, синквейн, работа с интерактивной доской (перетаскивание), аналитическая работа с текстом, приемы сравнения

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная и групповая работа

Эпиграф: « Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни есть величайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями» И.С. Тургенев

Ход урока

Слово учителя литературы:

(Читает эпиграф) Выделите ключевые слова в эпиграфе (истина, реальность, талант, собственные симпатии… ) Как вы понимаете данное высказывание? (мнения учащихся )

Чтобы соответствовать духу своего времени, пробудить у читателя интерес, а особенно, если речь идет о XIX веке, произведение должно отражать реальную действительность. Пожалуй, никто не усомнится в том, что все романы И.С. Тургенева вполне удовлетворяют этому требованию. Он не побоялся реагировать в романной форме на современность и всегда выводить нового героя. Каждый роман И. С. Тургенева построен вокруг нового героя, точнее нового поколения. Давайте вспомним прощание с типом лишнего человека, показ того, как он больше неактуален, его слабость и негодность для новой эпохи – это «Рудин». Потом ощущение краха дворянской усадьбы, ее мифологии – «Дворянское гнездо». Затем приходит ожидание бурных, богатых перемен, и общество все живет «Накануне», но в центре этого романа, несмотря на новый тип героя – революционера, не русский человек, а болгарин Инсаров. После этого появляются «Отцы и дети», которые фиксируют принципиально новый тип героя, новое поколение, появляется Евгений Васильевич Базаров, ожидание которого звучит уже в первых строках произведения: - Что, Петр, не видать еще?..

Вопросы классу:

  • Каково ваше первое впечатление о романе?
  • Какие проблемы затрагивает автор и современны ли они для нас (сегодня)? (проблема «отцов» и «детей», отношения к природе, нигилизм – хорошо или плохо; нигилизм=пофигизм…)

И.С. Тургенев писал «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лицо Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучше из дворян – и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность».

Именно им и будет противопоставлен Е.В. Базаров – представитель «детей», т.е. нового поколения 60-х годов.

Уже в самом названии романа заложено это противопоставление.

  • Как в литературе называется противостояние героев? (конфликт )

Работа с текстом:

Что, Петр, не видать еще? - спрашивал 20-го мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора на *** шоссе, барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах, у своего слуги, молодого и щекастого малого с беловатым пухом на подбородке и маленькими тусклыми глазенками.

Слуга, в котором все: и бирюзовая сережка в ухе, и напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, словом, все изобличало человека новейшего, усовершенствованного поколения, посмотрел снисходительно вдоль дороги и ответствовал: «Никак нет-с, не видать».

Не видать? - повторил барин.

Не видать, - вторично ответствовал слуга.

Барин вздохнул и присел на скамеечку. Познакомим с ним читателя, пока он сидит, подогнувши под себя ножки и задумчиво поглядывая кругом.

Итак, уже в самом начале романа намечен поиск нового героя, которого пока нет →ищет автор его в конкретном временном пространстве → в романе четко обозначена дата, 20 мая 1859 год. И это не случайно, ведь автор желает вызвать у читателя конкретное представление об исторической обстановке.

Как же роман связан с эпохой?

Слово учителя истории:

Время действия романа 1855-1861гг. – период сложный для России. Давайте вспомним:

  • Кто в это время находился на престоле? (Александр II )
  • Кто был его предшественником? (Николай I )

В 1855 году закончилась проигранная Россией война с Турцией, поражение это для нашей страны было позорно. Произошло и важнейшее событие во внутренней политике: смена царствования. Умер Николай I, его смерть закончила эпоху репрессий, эпоху подавления общественной либеральной мысли. В правление Александра II в России процветает образованность различных слоев населения. Разночинцы становятся реальной общественной силой, аристократия же свою передовую роль утрачивает. Разумеется, образование, которое получали разночинцы, принципиально отличалось от дворянского. Аристократическая молодежь училась «для себя», то есть это было образование во имя самой образованности. Разночинцы же на такую роскошь, как расширение кругозора, ни средств, ни времени не имели. Им необходимо было получить профессию, которая их будет кормить и приносить реальную пользу людям. Эта настроенность и определила круг специальностей, которые преимущественно выбирали разночинцы. В основном это были естественные науки, духовный мир они начисто отрицали. В это время также в России начали развиваться капиталистические отношения, их развитие тормозил прогнивший крепостнический строй. На повестку дня стал вопрос о крестьянской революции. По этому вопросу произошел раскол между либералами, стоявшими за реформистский путь, и революционерами-демократами, которые считали его недейственным. – В начале марта 1861 года был обнародован царский манифест от 19 февраля об освобождении крестьян. С многовековым рабством было покончено. Крестьяне, наконец, получили долгожданную свободу. Однако, как и предполагали революционеры-демократы, реформа была проведена отнюдь не в интересах народа. Земля по-прежнему оставалась в руках помещиков, а за те небольшие наделы, которые крестьяне получили, они были обязаны либо платить оброк, либо отрабатывать барщину. По стране прокатилась волна крестьянских волнений и бунтов, которые подавлялись правительством с невероятной жестокостью. В России сложилась революционная ситуация. Революционные демократы стали готовить восстание: возникло тайное общество «Земля и воля», идейным вдохновителем которого был Чернышевский, распространялись прокламации, призывавшие к решительной схватке с самодержавием. На первых порах Тургенев восторженно приветствовал освобождение крестьян. Но к концу 1861 года его энтузиазм заметно остыл, он не мог не видеть, что реформа так и не решила крестьянского вопроса. Правда, он все еще надеялся, что «дело пойдет хорошо», но все чаще и чаще в его письмах этого периода начинают звучать ноты разочарования. «Мы живем в темное и тяжелое время, - писал он в декабре 1861 года своему другу Н. П. Борисову, - так-таки не выберемся из него».

  • Чем отличалась политика двух императоров? (индивидуальные задания – таблица, обобщение – синквейн по вариантам)
  • Какой новый слой населения появился во время правления Александра II и стал реальной общественной силой и кому на смену он пришел? (разночинцы ) (интерактивная сравнительная таблица – дворяне (аристократы) – разночинцы)

Таким образом, роман «Отцы и дети» писался в годы, когда менялись вековые устои России, в годы революционной ситуации, когда крепостническая система трещала по швам. Общество было расколото на несколько лагерей, каждый из которых проповедовал и утверждал свою систему ценностей и мировоззрение.

Слово учителя литературы:

  • Есть ли в романе представители двух поколений? (да )
  • Назовите самых ярких – Павел Петрович – 40-е гг.

Базаров – 60-е гг.

  • Почему среди ярких представителей не прозвучали Николай Петрович и Аркадий? (Николай Петрович более мягкий, чем брат, пытается понять поколение «детей», не вступает в открытый идеологический спор, пытается максимально приблизится к новому поколению. А Аркадий лишь недолго увлекается идеями Базарова, в мыслях, чувствах, поступках он остается сыном своего отца. Жизнь одиночки, борца за дело не для него, «мякенький, либеральный барич» - так аттестует его Базаров )
  • Однако можно ли считать Аркадия представителем «детей»? (с точки зрения возраста – да, с точки зрения образования, воспитания и принципов он ближе к отцу )

Как только роман вышел в свет, о нем все заговорили. Спор в основном шел по образу Е. Базарова, поскольку именно он противопоставлялся всем действующим лицам.

(индивидуальные задания - выступление учащихся от лица русских критиков – Д.И. Писарева, М.А. Антоновича и М.Н. Каткова)

Вывод (учитель литературы): существует две полярные точки зрения на героя. А каков был замысел самого автора? Как он сам относится к своему герою?

В письме к А.А. Фету И.С. Тургенев писал: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу».

Откройте 1 страницу романа, кому он посвящен ? (В.Г. Белинскому ) Как вы думаете почему? (Белинский для Тургенева авторитетный критик, представитель 40-х, разночинец. Тургенев его ценил, качества Базарова имеют отношения к образу Белинского ).

Почему же И. Тургенев говорил, что сам не знает, как относится к Базарову? Так как его политические взгляды тоже были весьма своеобразны. И чтобы понять роман необходимо иметь представление об общественных взглядах автора.

Работа со статьей Ю.В. Лебедева методом «инсерт».

Кое-что вы уже знаете, что-то станет для вас абсолютно новым, с чем-то можете не согласиться, возможно, появятся вопросы → метод «инсерт» - маркировка текста.

Роман «Отцы и дети» произведение острополемическое. В нем писатель отразил не только вечную проблему «отцов и детей» и связанные с ней важнейшие вопросы человеческого бытия, но и столкновение «века нынешнего и века минувшего», т.е. социальный конфликт, борьбу не только двух поколений, но и представителей двух лагерей: либералов и революционеров-демократов.

Но об этом мы поговорим с вами на следующем уроке.

Домашнее задание: Перечитать 5-9 главы; зачем так последовательно знакомит нас писатель с тремя биографиями своих героев? К чему анкетная точность в художественном произведении? Какое впечатление произвели Базаров и П.П. Кирсанов друг на друга? Сравните портреты героев. Индивидуально: Краткий пересказ основных моментов биографий героев. Биографию Базарова составить на основе текста.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Внутренняя политика Николая I и Александра II Выполнила: Черентаева Ксения, ученица 10 класса МАОУ СОШ №2 г. Владимира

Историк В. О. Ключевский дал такую общую характеристику внутренней политики Николая I: Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаружившиеся ветхости помощью практического законодательства и все это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности, одними правительственными средствами; но он не снял с очереди тех жгучих вопросов, которые были поставлены в прежнее царствование, и, кажется, понимал их жгучесть ещё сильнее, чем его предшественник. Современники писали о его деспотизме. Вместе с тем, как указывают историки, казнь пяти декабристов была единственной казнью за все 30 лет царствования Николая I, в то время как, например, а при Александре II - сотнями. Рожков пишет, что после вынесения приговора смягчил его, заменив смертную казнь более мягкими наказаниями. В то же время Покровский указывал, что при Александре II насилия над политзаключенными опять возобновились.

Крестьянский вопрос: В царствование Николая проводились заседания комиссий, призванные облегчить положение крепостных крестьян; так, был введён запрет ссылать на каторгу крестьян, продавать их поодиночке и без земли, крестьяне получили право выкупаться из продаваемых имений. Всё это стало фундаментом отмены крепостного права.

Историки, изучавшие крестьянский вопрос, следующим образом комментировали основные положения законов Александра. Вся реформа для большинства крестьян свелась к тому, что они перестали официально называться «крепостными», а стали называться «обязанными»; формально они стали считаться свободными, но в их положении ничего не изменилось: в частности, помещики продолжали, как и ранее, применять телесные наказания в отношении крестьян. 19 февраля 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов.

В царствование Николая I в России закончилась «эпоха фаворитизма» - часто используемый историками эвфемизм, под которым подразумевается узурпация государственных должностей, почестей и наград фаворитами царя и его окружения. Примеры «фаворитизма» и связанного с ним расхищения (или «разбазаривания») государственной собственности в крупных размерах имеются в большом количестве в отношении почти всех царствований в период с начала XVII века и вплоть до Александра I Имеется ряд мнений историков и приводимых ими фактов, свидетельствующих о росте коррупции в царствование Александра II. Коррупция Однако в течение его царствования предпринимались усилия по созданию более эффективной системы контроля за бюджетными расходами. В этих целях была проведена реформа Государственного контроля.


Эпоха, отраженная в романе

«Отцы и дети»

Цель: - познакомить учащихся с особенностями исторического и культур –

ного развития России 60-х годов XIX века (эпохи, отраженной в

романе «Отцы и дети»;

Развитие речи учащихся;

Воспитание любви к историческому прошлому России.

Ход урока:

1. Изучение нового материала:

Вступление : (Звучит романс «Утро туманное»)

Каждый раз, когда слушаешь этот романс, поражаешься удивительной точности и взвешенности каждого слова, каждой детали в произведениях. «Нехотя вспомнишь и время былое. Вспомнишь и лица, давно позабытые». Тургенев пытался донести до читателя малейшие колебания в общественной жизни.

Как я уже говорила ни раз, в произведениях XIX века нет ничего случайного, нужно только прислушаться, присмотреться и стать очевидцем событий, привычных и знакомых для читателя современника.

В центре любого романа Тургенева стоит герой, которому предстоит пройти ряд испытаний. И повествование традиционно для Тургенева начинается с зарисовок, которые послужат фоном для развития основного действия. Этим фоном и является эпоха исторических перемен. Итак, запишите тему урока…

Ржавеет золото, истлевает сталь.

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего прочнее на земле – печаль

И долговечней царственное слово.

Именно слово способно передать через сотни лет едва уловимый звук, рассказать о музыкальном фоне романа.

- Сообщение «Музыкальный фон романа» (5 минут);

Герои романа спорят о жизни, искусстве, природе. Единственное, что не вызывает разногласия, это музыка Моцарта. (Звучит 11 соната Моцарта). (3 минуты).

Любите живопись, поэты!

Ведь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

И, действительно, слово не отделить от изображения, которое встает перед глазами читающего. рассматривался авторами многих критических статей, как мастер пейзажных зарисовок, однако те же критики утверждали, что роман «Отцы и дети» - явление исключительное. Здесь основной композиционный прием – диалог. Но все-таки… (Сообщение «Пейзажные зарисовки в романе» ).

Картины природы, музыка, свет…, но картина всегда является ущербной, если нет конкретизации. Действие происходит в конкретное историческое время, которое критики характеризуют, как… (Сообщение « Русская критика об эпохе 60-х годов» ).

А теперь еще раз обратимся к тексту:

Исходная дата повествования?

Обратите внимание на дату, записанную на доске (19 февраля 1861 года). Какое событие связано с ней?

За сколько лет до отмены крепостного права происходит действие романа?

Что характерно для эпохи крепостного права?

Наиболее ярким литературным произведением, отразившим все тяготы положения крепостных крестьян, является «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева… (наблюдение по тексту)… Эпоха крепостного права изображена и в романе «Отцы и дети», но…

Отмечает ли Тургенев некоторые особенности?

Что это за усовершенствованный тип людей?

Следовательно, можно сделать вывод о том, что, казалось бы, никаких правительственных реформ не произошло, но жизнь существенно изменилась, и все последующие действия – попытка узаконить существующее положение. О чем свидетельствуют и историки… (Сообщение «Историческая ситуация 60-х годов» ):

Крымская война стимулировала быстрое развитие промышленности, поражение в войне показало неэффективность социальной и экономической систем России. За период с 1856 по 1860 год в России возникло такое число акционерных компаний, которое превысило их численность за предыдущие 20 лет. Помещичьи хозяйства включались в рыночный оборот; те, кто не мог приспособиться к новым экономическим условиям, теряли свои земли.

Кризисная ситуация проявилась в нарастании числа крестьянских бунтов и развитии революционного движения, пик которого пришелся на 1859-1861 годы

В феврале 1855 года на престол вступил Александр II. В манифесте 19 марта 1856года, в котором описывались неблагоприятные для России условия Парижского мира, была сделана первая заявка правительства на предстоящие реформы. Через несколько дней после этого в речи перед представителями дворянства в Москве император, говоря об освобождении крестьян, произнес: «Гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».

В конце 1856 года был создан Секретный комитет по крестьянскому делу (возглавил его шеф жандармов, А. Орлов). Однако проведение кардинальной реформы требовало большей гласности, и комитет, просуществовав около года, был преобразован в Главный комитет по крестьянским делам, опиравшийся в своей работе на губернские комитеты, от которых исходили предложения по проведению реформ.

- Какие существенные признаки рассмотренной эпохи мы с вами можем выделить? Что это за эпоха?

2. Выводы по уроку:

Таким образом, казалось бы, привычное фоновое явление приобретает четкие линии и признаки. И порою кажется, что в спор двух гигантов Базарова и Кирсанова вмешивается третье лицо, способное расставить все по своим местам – российская действительность. А вот об этом мы поговорим на последующих уроках.

3.Домашнее задание: чтение романа

План проведения предметной недели:

1. Открытие недели «Наш прекрасный русский язык !»

2. Конкурс чтецов.

3. Викторина по произведениям.

4. Встреча в литературно – музыкальной гостиной «Остановка: весна!».

5. Подведение итогов Недели русского языка и литературы.

Объявляются конкурсы:

На лучшее произведение о любви;

На лучшую иллюстрацию к стихотворению «Я помню чудное мгновенье»;

На лучший кроссворд по произведениям;

- «Грамотей». Инструкция:

1. Написать текст;

2.Допустить как можно больше ошибок;

3.Победит тот, у кого ошибок будет больше.

Усвоение содержания повести

«Дети подземелья»

Ход урока:

1. Орг. момент

2. Обсуждение содержания повести:

1. Звучит романс «Жаворонок»

2. Сцена из повести «Дети подземелья»

3. Размышляя о российской действительности, Некрасов напишет:

Пусть говорит изменчивая мода,

Что тема старая страдания народа

И что поэзия забыть ее должна!

Не верьте, юноши! – Она жива!

Как доказательство этому звучит одна из самых «гуманных» и в то же время «одна из самых страшных», по мнению М. Горького, повестей, анализу которой мы посвятим сегодняшний урок.

Тема, затронутая в данном произведении (нищета, социальное неравенство, взаимоотношения между людьми), является актуальной для литературы конца 19- начала 20 века. Достаточно просто перечислить названия произведений тех лет: М. Горький «На дне», Куприн «Яма», Бунин «Суходол». Как вы считаете: является ли случайностью обращение к данной теме? (Сообщение «Историческая ситуация рубежа веков»).

В соответствии с этим, как можно трактовать название произведения?

Сложная организация художественно произведения получила название композиция. В композиции особое место занимает исходная точка повествования. Она оказывает влияние на то, какие события пытается донести до читателя автор и то как он это делает.

От чьего лица ведется повествование?

Почему автор избирает повествование от первого лица (Короленко отходит от общепринятого стереотипа: взгляда на «дурное общество» только лишь как сборище преступников, олицетворение всевозможных пороков)? Он изображает этих людей как личностей, способных тонко чувствовать, сопереживать, стыдиться своего положения. Он стирает границу между понятиями положительный и отрицательный герой. Его герой – жертва обстоятельств, к которому нужно проявить доброту и сострадание).

Каких же героев создает Короленко в своей повести?

А теперь от характеристики героев обратимся к сюжету:

1. Расскажите о городе, в котором происходит действие повести?

2. Что являлось самым замечательным сооружением, привлекшим внимание главного героя?

3. Что случилось в один из дней?

4. Куда исчезло «дурное общество»? Расскажите о нем?

5. При каких обстоятельствах произошло знакомство с Валеком и Марусей?

6. Как вы считаете, почему дети подружились?

7. Звучит запись песни «На улице дождик». Что общего в сюжете песни и в сюжете повести? Чем они различаются?

8. Какие выводы были сделаны главным героем из этой истории?

9. Какой идеал человека провозглашает Короленко?

10. Как вы считаете, актуальна ли данная тема в настоящее время?

3.Заключение:

Нищета, нищие – понятия, ставшие актуальными для нас в 90-е годы, ворвались в нашу жизнь стремительно, изменив ее до неузнаваемости. Мы можем по - разному относится к этому явлению. Но этот вопрос останется открытым, пока он существует. И, возможно ни одному поколению придется рассуждать на эту тему. (Звучит запись «Генералы песчаных карьеров»).

Обобщающий урок по творчеству

Ход урока:

1. Орг. момент

2. Обобщение изученного:

А) Домашнее задание прошлого урока заключалось в том, что вам необходимо было прочитать любое произведение. Итак, какие произведения вы прочитали? А теперь вам предстоит разделиться на группы (основной признак разделения - прочитанное произведение). Задание: Подготовьте небольшой рассказ о прочитанном произведении.

Б) Вспомните содержание произведений Короленко. В большинстве произведений героями их является дети. А сейчас посмотрите внимательно на эти два портрета. Это портреты мальчиков, нарисованные разными художниками: Тропининым и Зеленцовым. Какой из этих портретов наиболее соответствует образу героя? Почему?

В) Согласитесь, что многие произведения Короленко связаны с музыкой. А одно из них даже называется «Слепой музыкант». Через музыку герой этой повести мог наиболее полно выразить свое отношение к действительности, но музыка была для него и средством познания. Давайте же и мы сейчас послушаем музыку: (Задание: какое из музыкальных произведений наиболее полно отражает мелодику произведений?). Звучат отрывки из «Лунной сонаты» Л. Бетховена, симфонии №5 Моцарта, «Рассвет» Э. Грига.

Г) Мы начали наш урок на серьезной ноте: говорили об особенностях произведений Короленко, о музыке, живописи. А завершит наш урок блиц – викторина:

1. Как звали отца В. Короленко?

2. В каком году родился писатель?

3. Назовите 5 любых произведений Короленко?

4. Назовите 5 героев произведений Короленко?

5. Какие цвета встречаются в произведениях Короленко?

6. Назовите 3 произведения Короленко, в которых главными произведения являются дети?

3. Выводы по уроку:

Сегодня мы завершаем изучение творчества. Собственно, не творчества, а лишь его небольшой части. С творчеством Короленко более подробно вам предстоит познакомиться в 11 классе . Мы подробно изучили два его произведения: очерк «Парадокс» и миниатюру «Огоньки», а также кратко познакомились с еще несколькими произведениями. Мне хочется верить, что творчество Короленко оставило след в ваших душах, заинтересовало, заставило задуматься. «Человек создан для счастья, как птица для полета».

Цель лекции: ознакомить студентов с проблематикой произведения.

Задачи лекции:

1. Рассмотреть особенности изображенного в романе художественного времени.

2. Изучить систему образов произведения.

Роман Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в 1862 г., но изображенное (художественное) время относится к 1859 г. В это время Россия жила ожиданием реформ, а интеллигентные люди (дворяне, разночинцы) напряженно размышляли о путях, которыми суждено пойти стране, переживавшей тяжелейший кризис. В обществе сложилось несколько группировок, которые предлагали различные пути развития государства, непозволительно отставшего от передовой буржуазной Европы. Одни считали, что Россия, будучи страной с уникальной историей, должна развиваться по своим, особым законам, другие полагали, что этот путь слишком долгий, и непредсказуемый, поэтому нужно следовать примеру развитых западных держав, достигших успеха в экономике и политике. Эти мыслители назывались «западниками». Были радикально настроенные общественные деятели, предлагавшие революционные способы решения проблем. Переломные эпохи рождают идеи, суть которых заключается в тотальном отрицании всего старого, пришедшего в упадок. Носители этих идей получили наименование «нигилистов».

Очевидно, что эпоха конца 1850-х – начала 1860-х гг. была очень насыщена значимыми событиями, которые не могли не отразиться в искусстве, в частности – в рассматриваемом романе Тургенева.

«Отцы и дети» имеют сложную систему образов: в напряженные отношения вступают дворяне Кирсановы и разночинец Базаров, противоречия намечаются между бывшими друзьями – Евгением Базаровым и Аркадием, сам Базаров бросает вызов устоявшимся гуманистическим принципам, женские образы оттеняют главные черты персонажей-мужчин.

Конфликт завязывается в мирной усадьбе образованных дворян Кирсановых, пытающихся наладить быт крестьян на западный лад. Николай Петрович и Павел Петрович – высоко культурные люди: в их доме звучит музыка, они читают русскую классику и западные современные журналы. Братья Кирсановы хранят память о своих рано умерших возлюбленных, придерживаются гуманных правил в общении с людьми, стараются идти в ногу с прогрессом.



Спокойствие в благородном семействе нарушается с приездом молодых медиков из Петербурга – Аркадия и Евгения Базарова. Разночинец Базаров сразу же противопоставляет себя дворянскому образу жизни Кирсановых: его одежда неопрятна, он невежлив с хозяевами, критикует их любовь к искусству, манеру любоваться природой, попытки преобразовательной деятельности. Особое раздражение Базаров испытывает, слушая рассказы о любви Павла Петровича к покойной княгине Р. Мощный ум Базарова-материалиста (и даже вульгарного материалиста) отрицает любые проявления «романтизма», эстетства и идеализма. Это также является отражением веянием эпохи, которая породила большое количество научных открытий в области химии, медицины, физики, биологии, что являлось следствием бурного развития промышленности.

Противостояние «отцов» (дворян) и «детей» (разночинцев), развернувшееся в провинциальной усадьбе отражает весь накал предреформенных страстей, которые, в свою очередь, указывали на необходимость скорейших перемен во всех сферах жизни России.

Неприязнь «аристократа» Павла Петровича и нигилиста Базарова приводит к достаточно опасной, хотя и пародийно изображенной дуэли, а сам Базаров умирает вследствие совершенной им же профессиональной (герой – медик) ошибки.

Широко образованный, тонкий и ироничный Тургенев, с одной стороны, показал, как в характере главного героя проявились типичные черты современного человека, с другой стороны, писатель не мог не видеть обреченность философии Бзарова. «Не сочувствовать природе», не признавать важности литературы, музыки, живописи, значения любви в жизни человека – значит отрицать духовность . Это путь пагубный, что и подтвердилось в ситуации влюбленности нигилиста Базарова (не верящего поначалу в духовные привязанности) в Анну Сергеевну Одинцову. Сознательно выстроенная героем негармоничная жизненная система рухнула – и ее автор гибнет – таков авторский вывод.

Будучи прогрессивным человеком, Тургенев, безусловно, понимал, что «преобразования необходимы», но при этом, общаясь с современными молодыми людьми, писатель видел слабые стороны их позиции (вульгарно-материалистические тенденции, жажду разрушения, тотального отрицания), что мешало им стать гармоничными личностями и нередко приводило к трагедии.

Лекция 4. Романы «Дым» и «Новь» как художественные свидетельства эпохи. (2 часа).

Цель лекции: рассмотреть два последних романа Тургенева с точки зрения их поэтики и идеологии.

Задачи лекции:

1. Изучить проблемы русской оппозиционной эмиграции, отображенные в романе «Дым».

2. Дать представление об отношении Тургенева к народничеству (на материале романа «Новь»).

В 1867 г. Тургенев публикует свой очередной роман «Дым», на фоне баден-баденской эмигрантской и курортной жизни разворачивается типичная для крупной эпической формы сложная коллизия частной жизни героя «(любовный треугольник», попытки в русле новых веяний разрешить хозяйственные проблемы в поместье и пр.).

Современники Тургенева, относящиеся к революционно настроенному лагерю, безусловно, с большим интересом читали страницы романа, где рассказывалось о жизни русских эмигрантов. Образы общественных деятелей, изображенные в сатирических тонах, конечно же, не могли удовлетворить сторонников радикальных перемен в России. Губарев (без труда угадывается Н. Огарев – друг Герцена, революционер и поэт), его «говорливое» окружение, темы их «разрушительных» для русского правительства бесед показаны автором с некоторым сожалением: порядочные люди, оторванные от родины, потеряли связь с злободневными проблемами, и их деятельность не имеет ничего общего с действительной героикой.

Еще менее симпатичны русские генералы – аристократы, ненавидящие и презирающие свой народ – крестьян, солдат, бедных горожан.

Главный герой Литвинов, остановился в курортном, модном и престижном Бадан-Бадене на короткое время: он ждет приезда своей невесты и собирается отправиться в Россию, где намерен развернуть преобразовательную деятельность.

Неожиданно для себя в Баден-Бадене он встречает свою юношескую любовь – Ирину. Теперь она жена состоятельного человека (представителя «правящего генералитета»), но жизнь этой женщины сложилась несчастливо, и старое чувство Литвинова и Ирины вспыхивает с новой силой.

Однако эта страсть не приносит героям радости – недаром сквозным образом романа является дым.

Финал романа подчинен освобождению положительного персонажа (Литвинова) от гипноза дыма – символа неопределенности, запутанности, зыбкости общественных и личных интересов. Литвинов уезжает на родину один, без Ирины, которая не готова отказаться от привычной праздной жизни и отправиться с любимым человеком в Россию, где ждет преобразователей долготерпеливый крестьянин, родная «почва», небогатый и неухоженный «край».

В 1870-е гг. Тургенев продолжает пристально вглядываться в русскую действительность, и результатом наблюдений становится роман «Новь», который был опубликован в 1876 г. в журнале «Вестник Европы».

Тургенев, как известно, сочувственно относился к народническому движению, но избирательно и даже критически – к некоторым его представителям и их методам.

Дмитрий Нежданов – главный герой романа – отправляется в провинцию, где с группой радикально настроенных «товарищей» намеревается вести пропагандистскую деятельность среди крестьян. Однако с первых же минут общения с народом обнаруживается искусственность и невписанность теорий народничества в русскую действительность. Лозунги честного и смелого Нежданова («За свободу! Вперед!») непонятны крестьянам, занятым серьезными хозяйственными делами, поведение народника-агитатора кажется мужикам странным и подозрительным («Какой строгий!»), и дело заканчивается тем, что «благодарный» народ напоил горе-революционера (в его «пейзанском» наряде), напоминающего скорее карнавального ряженого. Пьяного агитатора едва спас рабочий Павел.

С сочувствием и одновременно со скепсисом автор относится к соратникам главного героя – Маркелову, Машуриной. Их фанатизм и самоотверженность показаны как излишние и не приводящие к жизнеутвердающей деятельности качества.

Однако народничество оставило слишком глубокий след в русской истории, чтобы его рисовать только в грустно-комических тонах, к тому же оно было столь неоднородным, что среди представителей этого общественного движения Тургенев мог найти близких по духу личностей и изобразить их.

Такими героями стали Марианна и Соломин – «постепеновец», который полагает, что Россия должна идти по пути преобразований долго, мирно и терпеливо. Резкие и жестокие действия могут привести лишь к трагическим последствиям. Неслучайно роману предпослан эпиграф: «Поднимать следует новь не поверхностно скользящей сохой, но глубоко забирающим плугом». Новь в данном случае не только целинная, подлежащая освоению земля, а вся российская действительность, безусловно, ждущая своих разумных преобразователей.


Поэт должен быть психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представлять только самые явления - в их расцвете или увядании.

Г.Б. Курляндская.

Книга «И. С. Тургенев и русская литература».


Статья «Гамлет и Дон Кихот»

Гамлеты – эгоисты и скептики, вечно носятся с самими собой и не находят в мире ничего, к чему могли бы «прилепиться душою».

Склонны к анализу, но все подвергают сомнению.

Нерешительны, в них нет активного, волевого начала.


Донкихоты - лишены эгоизма, сосредоточеннос-ти на себе, на своих мыслях и чувствах.

Цель и смысл существования видят в истине, находящейся «вне отдельного человека».

Дон Кихот готов пожертвовать собой ради её торжества. Своим энтузиазмом он увлекает человеческие сердца.

Как исторический деятель, Дон Кихот неизбежно оказывается в драматической ситуации. Исторические последствия его деятельности всегда расходятся с идеалом, которому он служит.

Достоинство и величие Дон Кихота «в искренности и силе самого убежденья»…


А на чьей стороне И.С. Тургенев?

Писатель мечтает о возможности союза всех антикрепостнических сил, о единстве либералов с революционерами-демократами. Ему бы хотелось видеть в дворянах-гамлетах больше смелости и решительности, а в демократах-донкихотах – трезвости и самоанализа.

В статье сквозит мечта Тургенева о герое без крайности гамлетизма и донкихотства в своём характере.


Анализ 1-4 глав романа «Отцы и дети»

Глава 3. Пейзаж. От слов: «Места, по которым они проезжали…

До слов: «…но как же их исполнить, как приступить?»

- Какие детали говорят о положении крестьян?

- Почему в этом описании писатель избегает ярких, красочных эпитетов?

- К какой мысли Тургенев хочет подвести читателя?

Где еще в этой главе идет речь о крестьянской России? Об изменении взаимоотношений помещиков и простых мужиков?

О каких хлопотах говорит Николай Петрович Аркадию по дороге домой7

Почему Николай Петрович сменил приказчика7

Почему Николай Петрович продал лес?


Группа 1. Глава 2. От слов: «Николай Петрович быстро обернулся…»

До слов: «…снова скрылся за воротами..»

1. Почему Базаров не сразу подал руку Николаю Петровичу?

3. Как он одет? (охарактеризуйте)

5. Отметьте поведение слуги Петра.


Группа 2. Глава 4. От слов: «…но в это мгновение вошел в гостиную человек…»

До слов: « - Этот волосатый?

- Ну да.»

1. Что подчеркивает Тургенев в одежде Павла Петровича, в целом во внешнем виде, в портрете?

2. Почему Павел Петрович не подал руки Базарову?

3. Как это его характеризует?

4. Отметьте особенности его манеры поведения.

5. Отметьте отношение крестьян к своим господам (смотрите самое начало главы 4).


Группа 3 . Глава 3. От слов: «Для твоего приезда, душа моя»

До слов: «Хочешь сигарку? – закричал опять Базаров».

1. Намеренно ли прервал Базаров чтение стихов Николаем Петровичем? Может быть, он их не слышал?

2. Дайте оценку поведению Базарова.

Глава 4. От слов: «А чудаковат у тебя дядя…»

До слов: «Базаров ушел, а Аркадием овладело радостное чувство».

1. Что раздражает Базарова в Павле Петровиче?

2. Почему Николай Петрович, по словам Базарова, славный малый?


Приметы эпохи в романе «Отцы и дети»

И.С Тургенева

1. Крестьяне живут бедно, скотину кормить нечем. Деревня разоряется. Хозяйство приходит в упадок.

2. Вековые взаимоотношения помещика и крестьян рушатся. Крестьяне уже не оказывают прежнего уважения барину. Стараются даже навредить помещику.

3. Складываются неприязненные отношения между разночинцем Базаровым и аристократом Павлом Петровичем Кирсановым.


Домашнее задание. 1. Чтение глав 5-10

Задание по главам.

Гл. 6 - мнение Базарова о науке, суждения об аристократах

Гл. 7 – рассуждения Базарова о воспитании

Гл. 9 – отношение Базарова к браку, природе, музыке

Гл. 10 – суждения Базарова о поэзии, об искусстве, аристократии и русском народе

Стык эпох в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Роман «Отцы и дети» писался на стыке двух эпох, и в нем отражены основные идеи дворян и разночинцев-демократов и разделяющие их противоречия. Главный герой романа — Базаров — представляет собой новое поколение демократов, которые впоследствии должны стать революционерами. Сам Тургенев говорит, что под демократами надо понимать революционеров. В самом деле, многие взгляды Базарова указывают на его революционную сущность. И хотя в романе его активная деятельность как революционера не показана, сам герой в спорах с Павлом Петровичем замечает: «Нас не так мало, как вы полагаете» и: «От копеечной свечки... Москва сгорела».
Образ Базарова наиболее полно раскрывается в его взаимоотношениях с другими героями романа. Тургенев рисует сливки высшего общества — семью потомственных дворян-аристократов Кирсановых— и противопоставляет их взгляды взглядам и убеждениям Евгения Базарова. Даже при первом знакомстве бросаются в глаза различия между этими людьми. Одежда, внешний вид, манеры, речь выдают в Павле Петровиче аристократа-англомана. Его взгляды и убеждения соответствуют взглядам всего дворянства в целом. Он подсознательно боится Базарова, видит в нем разрушителя нравственных устоев теперешнего общества. На каких же позициях стоит Базаров? Он считает себя нигилистом, следовательно, человеком, отрицающим все, в первую очередь старый порядок, старые авторитеты и принципы. «В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем», — говорит Базаров. Он утверждает, что старый мир, а вместе с ним и его представители, дворяне, изжили себя, поэтому им требуется замена, а эту замену надо начинать с полного разрушения: «сперва надо место очистить». Здесь в идеологии Базарова намечается важный пробел. Что будет после того, как все разрушится? На этот вопрос у Базарова нет конкретного ответа, будущее для него неясно.
Базаров глубоко сочувствует русскому народу, мужикам. Он сожалеет о его невежестве, темноте, отсталости и ищет способы, как можно помочь простым людям. Для начала, он считает, надо исправить общество.
У Базарова мало практических знаний, его позиция — это позиция теоретика. Несовершенство общества и общественные болезни он объясняет характером самого общества. «Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги; а нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества... — говорит Базаров. — Исправьте общество, и болезней не будет». Что касается воспитания, о котором здесь говорит тургеневский герой, то воспитывать, на его взгляд, каждый должен сам себя, так, как он и поступает. Тургенев не показывает, как и под влиянием чего происходило воспитание Базарова но в романе он представлен как человек сильной воли, умный и деятельный. Даже в имении Кирсановых он не сидит на месте, проводит физические и химические опыты, занимается естествознанием.
В спорах с Павлом Петровичем были затронуты вопросы, касающиеся литературы, поэзии и искусства в целом. Базаров полагает, что искусство ничего не значит и ничего не дает человеку, скорее приводит к бесплодным мечтаниям.
Природа для Базарова только «мастерская», и он считает, что «человек в ней работник». Нигилизм Базарова базировался не на пустом месте. Молодежь 60-х годов в основном уповала на естественнонаучную и практическую деятельность, полагая, что лишь точные знания и практические действия помогут в переустройстве мира. Далеко не все в эту эпоху понимали истинный преобразующий смысл искусства.
Как и во многих других произведениях, Тургенев проводит испытание героя любовью. Здесь характер Базарова предстает еще с одной стороны, надо сказать с лучшей. Мы привыкли считать героя романа человеком с холодным рассудком, которому чужды всякие чувства, в том числе и любовь. Это подтверждает его высказывание о женщинах как о существах довольно глупых. Одинцова была женщиной умной, красивой, но эгоистичной и холодной. Любовь к ней не принесла Базарову счастья.
Остаток жизни Базаров провел в имении своих родителей. Тургенев описывает родителей Базарова как чутких, добрых, глубоко любящих своего сына и трагически переживающих его смерть. На примере семьи Базаровых Тургенев также показал конфликт поколений. Суть его в том, что Базаров, несмотря на то что любит своих родителей, идет по другой дороге, не той, которая была у старшего поколения. Родителям, прожившим другую жизнь, трудно понять своего сына. Но сын не может жить так, как жили его родители. Базаров одинок в своей семье. И не только в семье. Он вынужден расстаться и со своими учениками. Аркадий женится и отходит от взглядов своего учителя. Ситников и Кукшина не столько последователи демократов, сколько спутники, каждой новой идеи.
И вот уже в конце концов Базаров горько говорит о том, что он не нужен своей родине.
Базаров — самый яркий из героев романа «Отцы и дети». Это сильный, смелый, мужественный человек, но человек будущей России. Настоящее общество не готово принять этого человека. Даже Аркадий предпочитает демократическим взглядам Базарова тихую жизнь отцовского поколения. Но физическая смерть не означает смерть духовную. Дело Базарова продолжат те, кто придет следом за ним.



Рассказать друзьям