ОБРАЗ ПЕТРА В РОМАНЕ А.Н.ТОЛСТОГО
«ПЕТР ПЕРВЫЙ» (1 слайд )
Цели урока: выявить идейно-художественную задачу А.Н.Толстого – пока-
держал свое царство, как и его пред-
шественники, облаченные в порфиру
и восседавшие на золотом троне со
скипетром в руках.
Н.Добролюбов
В работе над романом Толстой использовал обширный исторический материал – мемуары современников Петра, письма и дневники частных лиц, официальные документы и исследования ученых. Эти материалы должны были способствовать достоверности и объективности изображения. Однако писатель оставил без внимания мнение виднейшего историографа В.О.Ключевского (слайд 4 ), который писал о Петре: «Вводя все насильственно, даже общественную самодеятельность вызывая принуждением, он строил правомерный порядок на общем бесправии, и потому в его правомерном государстве рядом с властью и законом не оказалось всеоживляющего элемента, свободного лица, гражданина».
- Как вы думаете, почему высказывание Ключевского не вписалось в концепцию А.Толстого?
(Роман создавался в годы активного строительства социализма, начало работы над ним совпало с началом выполнения пятилетнего плана. Высказывание Ключевского о бесправии, об отсутствии свободы , о принуждении неизбежно вызывает ассоциации с укреплявшимся в стране культом личности Сталина, с порядками, утвердившимися в стране.)
Литература социалистического реализма, «единственно верного», «марксистского» направления, призвана была «дать правдивое, исторически конкретное изображение действительности в ее революционном развитии». Движущей силой истории являлась классовая борьба, сама история осознавалась как движение к заранее известной цели – к светлым идеалам коммунизма. Величием цели оправдывались любые жертвы на пути к ней. В эту концепцию вполне укладывался образ, создаваемый Толстым: «Личность является функцией эпохи, она вырастает как дерево на плодородной почве, но в свою очередь крупная, большая личность начинает двигать события эпохи». В образе Петра воплощен тип положительного героя, главными чертами которого являются ясность и прямота, с которой он видит цель и к ней устремляется.
- Каким образом Толстой создает такой характер?
(Уже с первых строк романа различными художественными средствами утверждается необходимость преобразований в стране (описание нищеты семьи Бровкиных, убогого жилья дворянина Волкова, узаконенное пьянство – сцена у кабака , низкие своды царских палат, где умирает царь Федор Алексеевич и решается вопрос, кого же «кричать на царство»). Ребенок-Петр «горяч умом, крепок телесно», как признает Василий Голицын, влиятельный человек при дворе. «Быть царем Петру»,- это его слова.)
Анализ образа Петра в романе.
Толстой рисует Петра выдающимся государственным деятелем и полководцем, показывает историческое значение его деятельности. Показывает, что преобразования Петра основывались на укреплении крепостнического строя. (Отрывок из фильма .)
- Почему Петр, а не Голицын смог стать преобразователем России? Что сближает Голицына и Петра? Что отличает их?
(Василий Голицын, в отличие от окружавших его бояр, понимает, как нужны России преобразования. С болью и гневом говорит он боярам: «Во всех христианских странах, а есть такие, что и уезда нашего не стоят, жиреет торговля, народы богатеют, все ищут выгоды своей… Лишь мы одни дремлем непробудно… Скоро пустыней назовут русскую землю».
Этот умный, европейски образованный человек проповедует передовые для своего времени идеи. Ему больно видеть Россию нищей , темной, отсталой. Он считает необходимым облегчить положение народа, отобрать у помещиков земли и отдать их крестьянам – в этом он идет даже дальше Петра. Он хочет видеть свою страну богатой, просвещенной, ведущей торговлю с другими государствами, развивающей свою промышленность (кн.1, глава 2, главка 5, стр.74-75). Эти планы роднят его с Петром.
- Почему Голицын оказался в лагере противников Петра, хотя, казалось бы, должен был поддержать его во всех начинаниях?
(7 слайд )
Рисуя Голицына, Толстой показывает, что не ему вести Россию вперед, по пути преобразований. Для этого нужно было обладать другими качествами. Голицын изящен, красив, но безволен и слаб. Это подчеркивается Толстым и в его портрете: в углу рта его слабая, жалкая морщинка. Софья, глядя на него, думает: «Ох, красив… да слаб, жилы женские… В кружева вырядился». Не раз Толстой подчеркивает стук его «каблучков». Голицын непоследователен, ему во всем не хватает решительности, твердости , принципиальности: князь то издает указ, по которому должны наказать виновного, то «по доброте своей» отменяет его. Порицая бояр за равнодушие к государственным делам, к тяжелому положению в стране, он в силу своей бесхарактерности, душевной слабости становится слугой этих «монстров».
Василий Голицын оторван от реальной жизни, далек от народа, ему не хватает энергии, воли, настойчивости в достижении целей, знания жизни, то есть всего того, что нужно настоящему преобразователю и что присуще именно Петру.
В двух первых книгах Толстой противопоставляет Голицына Петру. По-разному ведут они себя во время неудачных походов.
(8 слайд .) Без славы окончился крымский поход под предводительством Голицына: «Кто пойдет против руки господней? Сказано: человек, смири гордыню, ибо смертен есть» (кн.1, глава третья, главка 1, стр.90). В крымском походе во время боя «Василий Васильевич пеший метался по обозу, бил плетью пушкарей , хватался за колеса, вырывал фитили».
В тяжелом положении находится войско Голицына: нет воды, корма, гибнут люди. В штабе Голицына перед боем читают Плутарха. Александр, Помпей, Юлий Цезарь зовут его «к славе, к славе!» (там же, стр.89). Голицын старается не думать о реальной действительности и на трезвые доводы о безнадежном положении войска отвечает: «Мне отступать?» - и приказывает казаков «плетьми гнать через огонь» (там же, стр.90).
(9 слайд.) Петр же в аналогичной ситуации «засучил рукава, взял банник у пушкаря, сильным движением прочистил закопченное дуло, подкинул на руках пудовый круглый снаряд, вкатил в дуло...». Действия Голицына суетливы, действия Петра уверенны и решительны.
При первом столкновении с трудностями (неподготовленность войска, плохое снабжение, сила противника) от гордости князя не остается и следа. Его охватывает отчаяние, он не в состоянии бороться с трудностями – к практической деятельности он не готов.
Петр тверд и решителен. Уверенно идет он к достижению цели, его не отличает мягкость характера, доброта, как Голицына. Он не щадит ни себя, ни окружающих, ни народ во имя благосостояния государства.
Петр часто вспоминает Голицына. Например, боярину, приехавшему посмотреть на потешные игры молодого царя, Петр крикнул , щурясь: «Что Голицын пишет, завоевал он Крым-то, али еще нет?». Подробно описывает Толстой и нарвский поход Петра, в котором он потерпел «конфузию», и читатель невольно сопоставляет их с походами Голицына. Сам Петр на совете, во время нарвского похода, скажет господам генералам (кн.2, глава 4, главка 3, стр.457). Но иначе, чем Голицын, отнесся Петр к неудачам походов. Не может он и сказать, как князь Василий: «Мне отступать?». Не о себе он думает, когда покидает армию под Нарвой, а лишь о спасении государства русского, ради которого жертвует «своим стыдом и позором». «Славы не ищем»,- говорит Петр. (Отрывок из фильма .)
Голицын и Петр показаны Толстым в действии, только действия одного бесполезны, беспомощны, другого целенаправленны , спокойны, решительны, деловиты.
Ш. Становление личности в эпохе
(10 слайд
) На протяжении романа Толстой показывает, как события формируют Петра-преобразователя. Он активно вмешивается в жизнь, изменяет ее, изменяется сам.
Исторические обстоятельства и окружающая среда влияют на формирование характера Петра. Зреет в юном Петре ненависть к боярству, к патриархальной косной старине. Поэтому так тянется он к простым людям, к шумным военным играм, наконец, к немцам на Кукуе. А какая однообразная была жизнь обитателей Преображенского дворца (глава 2, главка 3, стр.69).
В Преображенском дворце царствует та старина, которую Петр ненавидит всю жизнь. Скука, невежество, однообразие. Дни так похожи один на другой, что трудно вспомнить, полдничали или уже обедали домочадцы. На медленный тем жизни указывают и слова, подчеркивающие полнейший застой , господствующий во дворце (подчеркнутые слова на стр.69).
Петр не переносит «духу старушечьего» и уже с детства чувствует отвращение ко все старым обычаям, ко всему патриархальному, олицетворением чего являются для него мамки, няньки, приживалки и шутихи.
Этой сытой, но пустой жизни противопоставлена кипучая деятельность Петра, которому всегда было «некогда».
Борис Алексеевич Голицын говорит Наталье Кирилловне: «Доброго ты сына родила, умнее всех окажется, дай срок. Глаз у него не спящий» (кн.1, глава 3, главка 5, стр.102). Слова Голицына пророчески оправдались. Уже в юношеском возрасте он энергичен, трудолюбив, не может ни одной минуты сидеть без дела, прост в обращении с людьми.
Любознательный, пытливый, страстно любящий жизнь («Ни зверь, ни один человек, наверно, с такой жадностью не хотел жить, как Петр»), он рвется к новой жизни, к новым людям, не похожих на тех , которые окружают его в Преображенском дворце.
Жизнь в селе Преображенском сделала возможным общение Петра с народом, способствовала созданию простоты в отношениях между ним и крестьянскими ребятами-сверстниками. Не случайно мать Петра с беспокойством говорит Никите Зотову, первому учителю Петра (кн.1, глава 2, главка 3, стр.66).
Толстой не раз подчеркивает уже в начале романа внешнее сходство Петра с людьми «подлой породы»: «Петр, весь в пыли…» (кн.1, глава 2, главка 3, стр.68; глава 4, главка 11, стр.131-132).
Отсутствие высокомерия в отношениях с простыми людьми, дружба с людьми «подлого звания» (с Алексашкой Меньшиковым, с Алешкой), равнодушие к своему царскому сану, любовь к труду и стремление все уметь делать самому (от продергивания иголки через щеку (стр.63) до строительства корабля) – все это вызывает опасение в среде бояр за свою судьбу, за судьбу царя, государства.
- Когда возникла у Петра мысль о преобразовании России?
Сама жизнь толкала Петра к преобразовательской деятельности (отрывок из фильма ). Но мысль о необходимости преобразования страны возникла у него не сразу после того, как власть целиком перешла в его руки, с заточением Софьи в Новодевичий монастырь. Лишь посетив Архангельск и увидев иноземные торговые корабли, Петр по-настоящему ощутил, насколько экономически отсталая его страна от Запада, понял необходимость создания в России флота и развития торговли. Только здесь Петр остро почувствовал, что еще ничего не сделал для России , как была она «сонной, нищей, непроворотной, такой и осталась» (кн.1, глава 5, главка 15, стр.197-198).
Заслуга А.Н.Толстого в том, что он сумел показать постепенное формирование Петра как выдающейся исторической личности, а не сразу нарисовал его вполне сложившимся национальным деятелем и полководцем, каким он предстает в третьей книге романа. Мудрым учителем Петра была сама жизнь.
-А теперь обратим внимание на изображение Толстым двух заседаний боярской думы: одно до азовского похода ( кн.1, глава 5, главка 20, стр.219-220), другое – после (глава 7, главка 1, стр.245).
- Чему научил Петра первый азовский поход?
Еще в Архангельске Петр понял, что для широкого развития торговли нужны моря, что страна не может без них существовать. (11 слайд ) Однако самостоятельно решить вопрос о походе на Азов Петр еще не может, поэтому прислушивается к тому, что говорят бояре и близкие ему по духу люди. Страх его перед предстоящей войной с татарами напоминал памятную ночь бегства в Троицу. Иным возвратился он из азовских походов.
Борьба за Азов – первое серьезное дело в жизни и деятельности Петра. В боях под Азовом он научился воевать по-настоящему, учится оценивать силы противника, здесь закаляется его воля, крепнет настойчивость в достижении целей.
Военные неудачи сначала «изумили» Петра, но не заставили бросить оружия и отступить. Наоборот, любой ценой он решает взять Азов, чего бы это ни стоило ему, генералам , солдатам. Настойчивость его, непреклонность впервые с большой силой проявляются здесь, под Азовом. «Воля Петра будто окаменела. Стал суров, резок. Похудел до того, что зеленый кафтан болтался на нем как на жерди. Шутки бросил» (глава 6, стр.241).
Толстой показывает, как в этой тяжелой борьбе теперь уже не за себя (как в борьбе с Софьей в юношеские годы), а за страну свою, за Азовское море мужает Петр, вместе с ним мужают и солдаты.
Даже вынужденное отступление русской армии, без славы завершившей первый азовский поход, не пошатнуло веры Петра в возможность взятия Азова, не вселило в него пессимизма, неверия в силы русских солдат. У него не опускаются руки, как у Василия Голицына, наоборот (глава 7, главка 1, стр.244). 2
Если до похода Петр, не решаясь твердо высказать своего намерения , ждал, что приговорят на думе сами бояре, (12 слайд ) то теперь Петр «мужественным голосом», не терпящим возражений, говорит боярам о немедленном благоустройстве разоренного и выжженного Азова и крепости Таганрог, о создании «кумпанств» для строительства кораблей, о приготовлении подати для постройки канала Волга-Дон. С трона он уже не говорит, а «жестко лает»; бояре чувствуют, что у Петра теперь «все решено вперед» и скоро он обойдется без думы.
Любовь к родине проявляется у Петра сначала в глубокой боли за свою страну. «Черт привел родиться царем в такой стране!»- с горечью восклицает он, видя нищету, убожество, темноту своей огромной страны. Не раз задумывался Петр над причинами такого обнищания (глава 7, главка 9, стр.262).
Выход из этого положения Петр, как и Ромадановский, и Василий Голицын, видит в развитии промышленности, торговли, в завоевании берегов Балтийского моря.
(13 слайд ) «Дубиной» гнал в науку Петр дворянских недорослей. «Бесчеловечно», по словам самого Петра , бьется он, чтобы «дворянские балды – сажень ростом… учились грамоте» (отрывок из фильма ). «С чего приходилось начинать: аз, буки, веди…»,- с возмущением говорит он. Зато какой радостью блестят глаза, когда он встретил грамотного, образованного русского человека. Когда Артамон Бровкин на заданный Петром вопрос, знает ли он грамоте, отвечает по-немецки, по-французски и по-голландски, Петр приходит в восторг (кн.2, глава 2, главка 6, стр.377).
Не случайно потому и решение Петра «за ум графами жаловать». Не род, не звание прежде всего ценит Петр. Мастерство, умение в любом деле, золотые руки всегда вызывают восторг Петра и уважение к данному человеку (кн.3, глава 2, главка 5, стр.542).
Близость к народу с детских лет определила и одну из характерных черт Петра – простоту, простоту в обращении к людям, в которых он прежде всего ценит ум, способности, знания, а не род ; простоту привычек, вкусов, манер.
(14 слайд ) Хочу обратить ваше внимание на то, как умело описывает Толстой руки Петра, свидетельствующие о том, что он не чуждался «черной» работы, если считал ее необходимой: «чумазые руки», «…разжал, наконец, кулаки, показал мозоли»; «большие, в царапинах, сильные руки»; «…послы подошли к царской шершавой руке». Мы почти не видим Петра в царском облачении: он или в преображенском кафтане, или «в холщовой, запачканной рубахе с рукавами, закатанными по локоть», или в матросской куртке и зюйдвестке (отрывок из фильма ).
Толстой подчеркивает и «мужицкие» манеры Петра. Отсутствие настоящего воспитания особенно заметно при сопоставлении царя Петра с образованнейшими и воспитаннейшими курфюрстинами, у которых обедает Петр (кн.1, глава 7, главка 8, стр.258-259). С самим курфюрстом Фридрихом Петр разговаривает на «голландско-немецком матросском языке», в то время как курфюрст «пересыпает немецкую речь французскими словами» (кн.1, глава 7, главка 5, стр.252-253). Толстой пишет, что, разговаривая с Петром, курфюрст «кусал лепестки яблони». А Петр «…мальчишка только кусал грязные ногти».
1У. Оформление тетрадей: выводы.
(15 слайд ) Деятельность Петра пробуждает к жизни скрытые силы народа. Петр не нарушает хода исторического процесса, а властно направляет его. Его преобразования - не самодержавный произвол, а осознанная историческая необходимость , реализация потребностей экономического развития страны. Образ Петра как государственного деятеля и как человека раскрывается в постоянной и напряженной борьбе. Действия Петра направлены на благо страны. В этом патриотический пафос романа.
У. Практикум.
У вас на столах лежат листы с вопросами по теме сегодняшнего урока. Вы самостоятельно делитесь на группы, выбираете задание и составляете коллективный ответ на поставленные вопросы.
Чтение коллективных работ.
У1. Домашнее задание
Написать сочинение по роману «Петр Первый» по одной из следующих тем:
1. Мастерство Толстого в обрисовке характеров героев.
2. Петр и его сподвижники в романе.
3. Женские образы в романе.
Приложение к уроку
1. Алексей Толстой писал по поводу работы над романом «Петр Первый» (1931-1933): «Первое десятилетие XVIII века являет собой удивительную картину взрыва творческих сил, энергии, предприимчивости. Трещит и рушится старый мир. Европа, ждавшая совсем не того, в умилении и страхе глядит на возникающую Россию... Несмотря на различие целей, эпоха Петра и наша эпоха перекликаются именно каким-то буйством сил, взрывами человеческой энергии и волей, направленной на освобождение от иноземной зависимости».
- Сопоставимы ли эпоха Петра и время, в которое создавался роман? В чем они сходятся и чем отличаются?
- Как и кем представлен в романе «старый мир»? Что указывает на его разрушение?
2. Алексей Толстой говорил: «В моем романе центром является фигура Петра I. Остальные фигуры, сопутствующие ему, по мере их важности, описываются со все меньшим количеством деталей и со все меньшей ясностью. Есть фигуры, которые нарочно мелькают каким-нибудь жестом или словом».
- Приведите примеры того, что в «романе центром является фигура Петра Первого»?
Проранжируйте персонажей первой книги «по мере их важности». Есть ли в ней фигуры, которые «...мелькают каким-нибудь жестом или словом»? В чем смысл этого «мелькания»?
3. Литературовед А. П. Налдеев пишет: «Роман «Петр Первый» - книга оптимистическая , жизнеутверждающая. Именно в нем видно, что А. Толстой понял закономерность петровских преобразований, прогрессивную роль Петра в истории русского народа».
- В чем заключается «закономерность петровских преобразований»? Как она реализована в романе?
- Докажите, что «Петр Первый» - книга оптимистическая, жизнеутверждающая.
4. Толстой писал: «На Петра я «нацеливался» давно. Я видел все пятна на его камзоле, я слышал его голос, но Петр оставался для меня загадкой в историческом тумане... Работа над «Петром» для меня прежде всего - вхождение в историю через современность...»
- Как Толстой в романе оценивает деятельность Петра I ? Расскажите подробнее о «пятнах на его камзоле».
Можете ли вы привести примеры того, что можно назвать «историческим туманом»? Есть ли в образе Петра что-либо необъяснимое и таинственное?
5. А. Дерман писал, что «одновременно с тем, как процесс «складывания» Петра обусловливается историческим процессом развития Московского государства, - с полной естественностью показано и обратное: влияние этой исполненной противоречивой фигуры на исторический ход вещей...».
- Действительно ли «процесс «складывания» Петра» обусловливается в романе «процессом развития Московского государства»? В чем проявляется зависимость одного процесса от другого?
- Как показано в романе влияние Петра I «на исторический ход вещей»? Приведите примеры.
6. Литературовед А. В. Алпатов писал: «Дать личное и государственное в Петре в слитности, в единстве было особенно важно, ибо писатель изображал крупного исторического деятеля, государственного мужа, богатство личности которого , его страсти и мысли прежде всего проявлялись в его широкой государственной деятельности. Ведь для Петра жизнь его страны, осуществление его государственных замыслов означали собственную жизнь».
Обоснуйте мысль критика о том, что «личное и государственное» дается в облике Петра Толстым «в слитности, в единстве».
- Согласны ли вы с утверждением, что «осуществление государственных замыслов» Петра означает для него собственную жизнь? Как это показано в романе и как сам Петр утверждает эту мысль?
7. Критик С. Серов писал: «Если рассматривать развитие личности Петра Первого на протяжении всей книги, то основной чертой его характера, все ярче проявляющейся от первых глав к последним, будет бунт против господствовавшего в Древней Руси принципа: «Не человек владеет историей, а история владеет человеком».
- В чем в романе проявляется принцип, господствовавший в Древней Руси?
- Удается ли Петру I опровергнуть этот принцип?
8. Писатель А.С. Макаренко так отзывался о «Петре Первом»: «Самое главное и самое прекрасное, что есть в книге, что в особенности увлекает читателя, это живое движение живых людей, это здоровое и всегда жизнерадостное движение русского народа».
- В чем проявляется в романе Толстого «живое движение живых людей»?
Приведите примеры того, что в «Петре Первом» показаны «здоровые и всегда жизнерадостные движения русского народа».
Чтобы понять смысл, который до нас хотел донести автор, нужно представить обстановку, сложившуюся в обществе того времени.
Стихотворение «Дума» было написано в 1838 году. В это время М. Ю. Лермонтов проходил службу на Кавказе. Он достаточно близко общался с одним из декабристов, и его поразил тот стержень, та воля, которая присуща людям, затеявшим государственный переворот. Это шло достаточно в яркий контраст с тем, с какими людьми М.Ю. Лермонтов общался до этого. Именно та разница, которая складывалась между поколением декабристов и его поколением, и анализ таких противоречий и натолкнул поэта на написание «Думы».
Существует две основные точки зрения на жанр стихотворения. Здесь присутствуют элементы элегии и сатиры . Однако невозможно выделить что-то одно, поскольку стихотворение, являясь одним целым, все-таки можно условно разделить на несколько частей. М. Ю. Лермонтов начинает стихотворение ярко, используя ораторские приемы. Затем автор переходит на более спокойный тон романтичной, спокойной грусти. Автор мастерски переплетает эти части, используя контрастные понятия «ненавидим – любим», «холод – огонь». Именно поэтому кто-то определяет жанр как элегию, кто-то – как сатиру, а некоторые считают, что стихотворение и вовсе не помещается в рамки одного жанра.
Лирический герой стихотворения – уставший человек, хоть и окруженный людьми, но очень одинокий. В этом стихотворении он не пытается бороться со стеной непонимания, он предпочитает пережить все это в себе. Герой не говорит о смерти физической, его больше беспокоит смерть чувств, смерть эмоций - духовная смерть. И он, описывая это поколение, покорное и ненастоящее, причисляет себя к нему. Таким образом, герой хоть и отделяет себя от соотечественников, но все же говорит «мы» , «нас» .
По своей логической структуре стихотворение отличается ослабленной связью между строфами. Связь между ними сохраняется только единством темы и настроением стихотворения. Настроение поддерживается, в первую очередь, благодаря постоянному использованию в стихотворении метафор («жизнь-путь» , «старость души» ) и сравнений («старость» – не столько физическая, сколько духовная; «ровный путь без цели» – обособленность ото всех переживаний и эмоций). Очень много встречается эпитетов («голос благородный» , «рабы презренные» , «насмешкой горькою» ). Присутствует и гипербола («богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов» ).
Структурно «Дума» разделена на строфы 16/8/12/8. В первой строфе поэт освещает те проблемы своего поколения, которые ему открылись. Во второй он, обращаясь к прошлым событиям, ищет решение проблем. В третьей он касается своей жизни, осуждая свое поколение, но все же относя себя к нему. И, наконец, в четвертой части он пытается взглянуть на свое поколение глазами потомков. На протяжении всего стихотворения поэт использует глаголы, стоящие в разном времени.
Кроме того, поэт пользуется разнородными рифмами , подчеркивая созвучность разных частей речи между собой. Это также добавляет стихотворению некоторой сумбурности, эмоциональности.
В центр автор ставит проблему безысходности, порожденную бездействием поколения. Подчеркивает он данную проблему, используя кольцевую композицию текста, начиная с безысходности и к ней же возвращаясь в конце.
- «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
- «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
- «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
- «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
Подробное решение параграф § 6 по истории для учащихся 7 класса, авторов Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. 2016
- Гдз рабочая тетрадь по Истории за 7 класс можно найти
Стр. 42
Каковы были цели реформ, проведенных в России в середине XVI в.?
Реформы, проведенные в России в середине XVI в. были направлены на централизацию страны. При их проведении власть стремилась достичь согласия между интересами государства и населения. Реформы намечали путь развития Российского государства как сословно-представительной монархии.
Стр. 43
Каким образом обстановка начала правления Ивана IV могла повлиять на формирование его личности?
Обстановка начала правления Ивана IV могла повлиять на формирование его личности не лучшим образом. Война, жестокие действия бояр, убийства при московском дворе сформировали жестокость, болезненную подозрительность и мстительность в самом Иване IV, несмотря на его образованность, широкий кругозор.
Стр. 43
Какие черты личности Ивана IV вам симпатичны, а какие нет?
Симпатичны черты личности Ивана IV: стремление к знаниям, образованность, ответственность на посту государя. Отрицательные качества: жестокость, подозрительность, мстительность.
Стр. 44
Каково было значение венчания Ивана IV на царство?
Венчание Ивана IV на царство имело огромное значение для укрепления верховной власти. Царями называли на Руси ордынских ханов и византийских императоров, которые имели неограниченную власть.
Стр. 44
Назовите причины Московского восстания 1547 г.
Причины Московского восстания 1547 г.
Произвол и беззаконие бояр, борющихся за власть
Ухудшение положения широких слоев населения
Возвышение рода Глинских
Пожар в Москве
Стр. 45
Каковы были основные направления реформ Избранной рады?
Основные направления реформ Избранной рады:
Налоговая политика (увеличение размера пожилого при переходе крестьян от одного помещика к другому в Юрьев день)
Правопорядок (ужесточение наказаний для разбойников, наказания за взятки)
Ограничение прав наместников
Административно-управленческая политика:
Боярская дума – высший орган власти в стране, все законы утверждаются Боярской думой,
Окончательное оформление системы центральных органов управления – приказов: Посольский, Челобитный, Разрядный, Поместный и т.д.
Стр. 47
Вспомните, что такое кормления. Кто их уплачивал и в каком виде?
«Кормление» - содержание государевых наместников местным населением деньгами и продуктами этого наместника и его двора.
Стр. 47. Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Почему, на ваш взгляд, после смерти Василия III в России установилось боярское правление? Какие последствия оно имело?
После смерти Василия III в России установилось боярское правление потому, что его сыну было всего три года и назначен был опекунский совет из семи влиятельных бояр. Последствия этого правления были неутешительными: жизнь широких слоев населения ухудшилась, что привело к Московскому восстанию.
2. Какое значение для централизации страны имели реформы Елены Глинской?
Для централизации страны имели реформы Елены имели большое значение, особенно денежная реформа. В результате этой реформы московский рубль стал единственной для всей страны денежной единицей. Кроме этого, были введены единые меры веса и длины.
3. Как протекали детские годы Ивана IV? Как вы думаете, каким образом борьба боярских группировок за власть могла отразиться на личности царя?
Детские годы Ивана IV протекали в беспокойной обстановке в условиях борьбы боярских группировок. Эта борьба могла повлиять на формирование его личности не лучшим образом. Война, жестокие действия бояр, убийства при московском дворе сформировали жестокость, болезненную подозрительность и мстительность в самом Иване IV, несмотря на его образованность, широкий кругозор.
4. Как вы оцениваете деятельность Избранной рады? Согласны ли вы с мнением, что ее можно назвать первым в истории России правительством?
Деятельность Избранной рады оценивается положительно: оформлен административно-управленческий аппарат, ужесточены наказания за преступления, нормативно закреплено увеличение размера пожилого при переходе крестьян от одного помещика к другому в Юрьев день.
Избранную раду можно назвать первым в истории России правительством.
5. Какие факты свидетельствуют о формировании в России сословно-представительной монархии? Чем отличались российские органы сословного представительства от западноевропейских?
О формировании в России сословно-представительной монархии свидетельствуют следующие факты: созыв Земского собора – собрания представителей всех русских земель, который созывался в течение последующих лет и приглашались туда представители практически всех слоев населения. На Земском соборе решались наиболее важные для страны вопросы. В 1556 г. проведена реформа местного управления: появлялись выборные органы самоуправления на местах.
Российские органы сословного представительства от западноевропейских отличались всесословностью.
6. Как вы думаете, почему важное место в преобразованиях 1550-х гг. заняла военная реформа?
Важное место в преобразованиях 1550-х гг. заняла военная реформа потому, что в результате этой реформы появилась регулярная армия, уравнивались права вотчинников (бояр) и помещиков (дворян).
Стр. 48. Работаем с картой
Покажите на карте территорию, входившую в состав России накануне вступления на престол Ивана IV.
Стр. 48. Изучаем документы
Стр. 48. Изучаем документы
Он мог бы оценить время боярского правления как противное Богу и людям.
Стр. 49. Изучаем документы
Согласны ли вы с оценкой историка? Свой ответ аргументируйте.
С оценкой историка согласиться нельзя потому, что в работе Избранной рады участвовали представители всех русских земель, а позднее и практически всех сословий.
Стр. 49. Думаем, сравниваем, размышляем
1. Земский собор 1549 г. историки называют собором примирения. Кто с кем «примирился» на этом соборе? Почему без этого «примирения» невозможно было начать реформы в стране?
На Земском соборе 1549 г. произошло «примирение» царя и боярской верхушки, а также представителей всех сословий. Без этого «примирения» невозможно было начать реформы в стране потому, что без одобрения и поддержки большинства населения реформы были бы обречены на провал.
2. Историки ведут дискуссии о характере народного представительства в Земских соборах, их роли в истории России. Ниже представлены основные точки зрения по этому вопросу. Какая из них кажется вам наиболее верной? Свой ответ аргументируйте.
3. Чем занимались чиновники в приказах? Напишите (в тетради) рассказ от первого лица «Один день в … приказе» (название приказа укажите самостоятельно). Сделайте вывод, какова была роль чиновников в управлении централизованным государством.
Один день в Челобитном приказе
Я, Иван Рытый, дьяк Челобитного приказа, сего дня проделал такую работу. С началом присутственного часа сопровождал царя Ивана Васильевича в его выходе из дворца. Подано всего 14 челобитных. Вернулся царь во дворец в обеденное время. И я вместе с ним. После того отправился в свой приказ. Заходил к дьяку в Поместный приказ узнать, как рассмотрены челобитные, направленные ранее в этот приказ. Оказалось по 3 челобитным подготовлены ответы, которые и забрал. Теперь надо созвать просителей и вручить им ответы. После приступил к распределению челобитных, поданных сегодня во время выхода царя. Оказалось, что из 14 челобитных: 8 – в Разрядный приказ, 2 – в Посольский, 4 – в Поместный. Отписал подьячим как челобитные отработать и разнести по приказам, которым полагается дать ответ челобитчикам. Одна челобитная не может быть рассмотрена без участия царя Ивана Васильевича касаемо вопроса торговли в Ганзеей.
Присутственные часы закончились. Посмотрел как пишут подьячие, проверил готовые бумаги. Помолясь, направился домой.
Роль чиновников в управлении централизованным государством была очень велика.
Общее в процессе формирования единых государств в Западной Европе и России:
необходимость сильной центральной власти – формирование монархии – самодержавной власти
ГОСУДАРСТВА ПОВОЛЖЬЯ, СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ, СИБИРИ В СЕРЕДИНЕ XVI в.
Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся
Стр. 51
Россия является многонациональным государством. Какова была историческая судьба народов, входящих ныне в ее состав?
После распада Золотой Орды на огромных территориях, которые она занимала, возникли новые государства. Все они находились на разном уровне экономического и культурного развития. Тем не менее, общим в этих государствах были их многонациональный состав и стремление сохранить исторические традиции проживавших в них народов.
Историческая судьба народов, входящих ныне в состав России была разной, но все они сохранили свое национальное начало.
Стр.57. Вопросы и задания к тексту материала, предназначенного для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся
1. Какое отношение казанские ханы имели к правителям Золотой Орды? Были ли они родственниками?
Казанские ханы имели к правителям Золотой Орды прямое отношение: это правители из династии Чингизидов и, конечно, они были они родственниками.
2. Какие особенности военной и экономической организации Крымского ханства делали его сильным и опасным противником?
Особенности военной организации Крымского ханства:
защита с суши – крепость Ор (Перекоп),
защита с моря – крепости Керчь и Арабат,
расположение военных гарнизонов в Балаклаве и Судаке,
система обороны снимала необходимость регулярной армии,
военная подготовка мальчиков с детства,
мужчины предгорий и степных районов призывались в армию в случае войны, ведение боевых действий малыми отрядами, внезапно и молниеносно.
Особенности экономической организации Крымского ханства:
Земля в собственности хана и его приближенных, которую обрабатывали зависимые крестьяне
Развитая торговля благодаря выгодному географическому положению
Специальный налог в ханскую казну для жителей горных районов и торговых городов вместо участия в военных походах
1/5 часть военной добычи вносилась в ханскую казну
3. Какие народы оказали влияние на культуру Казанского ханства? В чем проявлялось это влияние?
Влияние на культуру Казанского ханства оказали народы Золотой Орды и Волжской Булгарии. Это влияние проявлялось в строительстве, резьбе по камню, ювелирном деле. Письменность на основе рабской графики из Волжской Булгарии.
4. Почему Астраханское ханство испытывало большую внешнюю зависимость? В чем она проявлялась?
Астраханское ханство испытывало большую внешнюю зависимость потому, что оно было небольшим и с двух сторон зажато двумя сильными соседями – Крымским ханством и Ногайской ордой. Она проявлялась в том, что ханами Астрахани были ставленники Крыма. Главное занятие астраханцев – посредническая торговля.
5. Что было особенностью развития хозяйства Ногайской орды? Как это влияло на развитие ее экономики?
Особенностью развития хозяйства Ногайской орды было кочевое скотоводство и транзитная торговля. Это влияло на развитие ее экономики негативно и привело к упадку Ногайской орды.
6. В чем была особенность государственной организации Сибирского ханства? Как она влияла на развитие государства?
Особенность государственной организации Сибирского ханства: оно состояло из улусов, которые мало зависели от хана. Это ослабляло государство.
Стр. 57. Работаем с картой
1. Покажите на карте границы Крымского ханства к середине XVI в.
2. Используя карту, докажите, что посредническая торговля была преимуществом Казанского ханства.
3. В дополнительной литературе или Интернете найдите современную административно-территориальную карту России. Пользуясь картой, назовите регионы России, которые сегодня располагаются на территориях бывшего Астраханского ханства.
Регионы России, которые сегодня располагаются на территориях бывшего Астраханского ханства: республик Калмыкия, Ставропольский край, Краснодарский край, республик Чечня, Волгоградская область, Ростовская область, Кабардино-Балкария, Адыгея, Дагестан.
Стр. 57. Изучаем документы
Стр. 58. Изучаем документы
Назовите продукты, входившие в рацион питания татар. Как вы думаете, почему они употребляли много мяса?
Продукты, входившие в рацион питания татар: конина, верблюжатина, говядина и баранина, хлеб, вино, а простой народ – толченое пшено, разведенное водой, кобылье молоко. Они употребляли много мяса потому, что не занимались земледелием, огородничеством, а разводили скот и мяса было много.
Стр. 58. Думаем, сравниваем, размышляем
2. Перечислите названия народов, которые вам встретились в тексте материалов для самостоятельной работы. Подумайте, какое значение для этих народов имеет взаимное влияние на культуру друг друга.
Названия народов, которые встретились в тексте материалов для самостоятельной работы: татары, башкиры, чуваши, марийцы, удмурты, мордва, греки, армяне, евреи, караимы, турки, ногайцы, казахи.
Для этих народов взаимное влияние на культуру друг друга имеет большое значение. Происходит взаимное обогащение культур, развитие хозяйства и государства.
Более совершенной была система государственного управления Казанского ханства.
В силу исторических событий с веками Казань стала самым многонациональным административным центром в России. В одном только городе проживает более 115 национальностей. В их числе большую часть населения Казани составляют русские (49%) и татары (47,5%), остальными, составляющими высокие показатели численности населения, являются выходцы из Украины, Азербайджана, Чувашии и других стран.
Бахчисарай / Крым
Самая многочисленная национальная группа - русские - 68% населения
На втором месте в национальном составе - украинцы, их в Крыму 15,7%.
Третья по численности группа - крымские татары, 10,6% населения.
Другие национальности в Крыму составляют до 4% населения. Из них самые многочисленные - это белорусы 1% и армяне 0,5% населения.
От 1 до 5 тыс. человек в Крыму - это такие национальные группы, как азербайджанцы, узбеки, молдаване, евреи, корейцы, греки, поляки, цыгане, чуваши, болгары, немцы, мордвы, грузины и турки.
Сибирское
Наиболее многочисленными являлись русские (83, 8% от общей численности переписанного населения, указавшего национальную принадлежность), вторыми по численности - татары, их доля в общей численности населения - 8, 1%. Более 1% в общей численности населения – украинцы и казахи. Менее 1% составили немцы, чуваши и азербайджанцы, армяне, белорусы, таджики, башкиры и узбеки.
САРАЙЧИК – столица Ногайской орды
В центре – окруженный высокими стенами дворец. Очертания его напоминают … Московский Кремль. Разглядывая план средневекового Сарайчика, невозможно не спросить себя: не он ли вдохновил строителей Белокаменной?
Этот город будто соткан из легенд. И, конечно, версия о том, что прообразом Московского Кремля, построенного намного позже, стал именно Сарайчик, всего лишь одна из них. Впрочем, кто знает, кто знает …
С Сарайчиком нельзя быть уверенным до конца, что знаешь, где заканчивается сказка и начинается история.
ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ: «Расскажите, птицы»
У одного из ханов, правившего в Сарайчике, была единственная любимая дочь. Она обладала удивительным даром – понимала птичий язык, могла говорить с птицами и сама пела не хуже соловья. Когда она пела, перелетные птицы слетались к ней отовсюду. Говорят, именно тогда на территории Западного Казахстана по берегам реки Урал поселились первые лебеди и фламинго, пеликаны и цапли.
Сейчас городище Сарайчик – это небольшой музей и исторические развалины, часть которых исчезнет уже через пару лет. Дело в том, что в 1943 году русло Урала изменилось настолько, что большая часть городища была затоплена. Теперь день за днем река подмывает берега, городище «сползает» в воду, унося с собой множество загадок, да и просто – огромное количество артефактов.
ИСТОРИЯ ВТОРАЯ: «Сокровища царевны»
Древний Сарайчик находился на перекрестке караванных путей, торговцы со всего света, зная особую любовь хана Сарайчика к своей дочери, везли лучшие украшения в дар принцессе. Как-то раз путники из далекой страны преподнесли ей золотую лодку, украшенную драгоценными камнями.
Но вскоре на ханскую семью обрушилось страшное горе. Молодая принцесса заболела и умерла. В отчаянии отец повелел семи самым верным слугам тайно похоронить дочь – в ее золотой лодке, со всеми украшениями, в таком месте, где никто не сможет найти ее могилу. Слуги исполнили волю хозяина, и хан казнил их, чтобы не осталось ни одного свидетеля этой тайны. Так отец спас могилу дочери от разграбления.
Прошло пять веков, а никто так и не нашел то захоронение. Хотя многие пытались. Например, в 1929 году сюда приезжали даже ученые из Лондона. Благодаря старинной карте они нашли лодку … но золотыми в ней оказались только гвозди – эта лодка некогда принадлежала хану Жанибеку.
ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ: «Селадоновая чаша»
В 2007 году во время раскопок, проводившихся на территории Сарайчика, археологи обнаружили колодец, вырытый шесть столетий назад. А в его стене – шкатулку с письмом на арабском языке. Вслед за ней были найдены кувшин с монетами и хитрая китайская селадоновая пиала: говорят, если в нее попадает яд, то содержимое моментально окрашивается в красный цвет. Настоящее сокровище! Но не по меркам Сарайчика эпохи расцвета. Ведь это был настоящий богатый, развитый мегаполис.
Неудивительно, что именно в Сарайчике были обнаружены медные, серебряные и золотые монеты Крыма, Северного Ирана, Поволжья, Хорезма, а также средневековых государств – Золотой Орды, Крымского ханства и др. Самые ранние сарайские монеты датируются 1320 годом. На некоторых из них видно старинное тюркское приветствие «Кутлуг булсун».
ИСТОРИЯ ЧЕТВЕРТАЯ: «Пираты Каспийского моря, или… конец легенды»
Одна из исследовательских групп нашла в Сарайчике зажигательный снаряд. Прямо на крыше мазанки. Из чего он был сделан? Скорее всего, из глины и нефти. Такие глиняные и керамические зажигательные шары ученые видели и прежде, но никак не могли разгадать их предназначение. А тут сгоревшая крыша сама «подсказала». Возможно, именно так и сгорел Сарайчик в XVI веке. Ведь катапульты были известны задолго до последнего поджога Сарайчика, и пираты запросто могли забросать город с берега.
Да-да, пираты. Если верить записям летописцев, здесь хозяйничали не только волжские казаки-ушкуйники, но и генуэзские пираты. Сарайчик вообще часто грабили: молодых забирали в рабство, девушек и женщин в гаремы, не брезговали и разорением могил. А напоследок огнем стирали следы преступления. И однажды сожгли город дотла. Было это в 1583 году.
Полезная информация
Сарайджук, Сарайчик, Сарайшык … Считается, что город был основан в X-XI веке ханом Батыем и его братом Береке. Находки последних экспедиций показали: в этой местности сохранились следы кипчакского периода (X-XI века) – домонгольский «культурный пласт». Расположен в 50 км от города Атырау (Казахстан). Согласно преданиям, в Сарайчике хан Береке принял ислам, после чего ислам стал государственной религией Золотой Орды. Еще одна легенда рассказывает, что именно здесь похоронены эпические батыры Ер Таргын и Камбар.
Для более глубокого проникновения в содержание и образный мир художественного произведения важно понимать все оттенки смыслов непонятных слов, иметь представление о событиях, о которых идёт речь, о действующих лицах произведения. Знание этих фактов помогает лучше понять авторскую идею текста, полнее и точнее характеризовать его.
Для того чтобы познакомиться со структурой историко-литературного комментария, следует взять в библиотеке том сочинений автора, в котором даны примечания и комментарии. Лучше всего обращаться к академическим изданиям - в них эти материалы представлены наиболее полно и точно. Есть необходимые комментарии и в книгах серии «Библиотека поэта». Например: Рылеев К.Ф. Полное собрание стихотворений. Л., 1971. (Библиотека поэта. Большая серия).
Историко-литературный комментарий вы можете составить и сами но определённой структурной схеме:
- Коротко об авторе, дате создания текста.
- Сведения об исторических персонажах произведения (построчно, начиная от названия).
- Построчный и по возможности краткий комментарий событий, названных в тексте.
Следует помнить, что в историко-литературном комментарии нежелательны личные размышления комментатора, употребление образно-выразительных средств и другие способы «воздействия» на читателя. Комментарий должен быть строгим и предельно информационным.
Пример историко-литературного комментария:
К.Ф. Рылеев (1795-1826) - русский поэт, декабрист, участник восстания на Сенатской площади в Петербурге в 1825 году. Был повешен в числе других организаторов движения и руководителей восстания. Дума «Иван Сусанин» была написана в 1822 году, в период создания и укрепления деятельности тайных декабристских организаций, когда поэт систематически обращался к истории Отечества, судьбе его героических защитников.
Дума Рылеева посвящена событиям, связанным с попытками польского короля Сигизмуида III утвердить на российском престоле своего сына, царевича Владислава.
Сусанин Иван (? - 1613) - герой освободительной борьбы русского народа начала XVII века, по некоторым данным, житель села Домнина Костромского уезда. Зимой 1613 года, будучи взятым в проводники отрядом польской шляхты, завёл их в непроходимые лесные дебри, за что был замучен.
«Но тем Михаила тебе не спасти!» Поляки искали и хотели захватить в плен будущего российского государя Михаила Романова, скрывавшегося в то время в пределах Костромского уезда.
Ляхи - поляки.
Москаль - происходит от польского moskal - выходец из Москвы (Московии), русский (солдат). В XVIII-XIX веках жители Восточной Белоруссии и Украины так называли солдат армии Российской империи (в том числе и малороссов и белорусов). Изначально слово имело нейтральное значение и подчёркивало лишь географическую принадлежность. С течением времени слово «москаль» начало приобретать негативный оттенок на территориях Полыни, Белоруссии, Литвы и Украины.
Сарматы - общее название кочевых скотоводческих ираноязычных племён, расселившихся в III веке до н. э. - IV веке н. э. в степях от Тобола па востоке до Дуная на западе (Сарматия).
С середины XVI века в Польше начинают высказывать мысль о том, что польская шляхта происходит от сарматов. Сарматы считались прекрасными воинами, они создали тяжёлую конницу, их оружием были мечи и копья. В тексте думы слово сарматы употреблено в значении «воины».
Жупан - у украинцев и поляков: старинный полукафтан.
Лучина - тонкая длинная шейка для освещения крестьянской избы.
«Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!» Сусанин сумел известить Михаила об опасности, и свита успела увести его в безопасное место. По восшествии на престол Михаила Феодоровича в 1613 году потомству Сусанина дана была жалованная грамота на участок земли при селе Домнине; её подтверждали и последующие государи.
Вопросы и задания
- Поданному образцу напишите историко-литературный комментарий к думе К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака».
- Какими образно-выразительными средствами пользуется Рылеев, рисуя фигуру Ермака? Что подчёркивается, особо оттеняется в его облике и характере?
- Как вы думаете, каким образом думы Рылеева «Иван Сусанин» и «Смерть Ермака» помогали поэту достичь цели: «Возбуждать доблести сограждан подвигами предков»?
После уроков
Подготовьте материалы для историко-литературного альманаха «Декабристы - поэты, публицисты, революционеры». Составьте альманах.
Репутация у Рылеева как поэта неоднозначна. Среди его современников было немало людей, которые оценивали его стихи не очень высоко. Нужно понимать, что его репутация определяется не только его писательскими способностями, но и его гражданской позицией. Для многих Рылеев был человеком огромных достоинств, героем и праведником, в силу того что он стал одним из участников декабристского движения.
Рылеев был первым русским поэтом, которого казнили за его убеждения и общественную деятельность. Он прожил всего 30 лет. За этот небольшой период он успел многое сделать. Как и многие русские дворяне, поэт служил. Рылеев бы из мелкопоместной семьи, его отец следил за чужим имением и находился под властью более крупного помещика. Сначала Рылеев служил по военному делу, а позже по гражданскому, в качестве заседателя в Гражданской палате, а в конце жизни состоял на службе в Российско-американской компании.
Рылеев и дуэли Институт дуэли играл огромную роль в русской дворянской жизни. Многие писатели стрелялись на дуэлях, многие были секундантами. Кроме таких известных дуэлей, как те, на которых были убиты Пушкин и Лермонтов, в истории русской литературы есть много других, известных и драматичных (рис. 1). Рис. 1. А.А Наумов. Дуэль Пушкина с Дантесом Рылеев тоже участвовал в дуэлях, и некоторые из них весьма известны. Одной из таких знаменитых дуэлей была дуэль между Черновым и Новосильцевым, на которой Рылеев был секундантом. Чернов был другом Рылеева, небогатым дворянином, а Новосильцев – аристократом и богачом. Как это часто бывает, дуэль случилась из-за женщины. У Чернова была сестра, и к ней посватался Новосильцев, они были помолвлены, но через какое-то время под влиянием матери Новосильцев «дал задний ход». Помолвка была расторгнута. Такие ситуации встречались довольно часто, но в данном случае острота заключалась в том, что Чернов был «мелкой сошкой», а Новосильцев – аристократом. С точки зрения Рылеева и других будущих декабристов, это было жестокое оскорбление: сильный и богатый оскорбил бедных и слабых. Дело закончилось дуэлью. Как секундант Рылеев сделал все, чтобы дуэль состоялась и была как можно более кровавой (это противоречит устоям: обычно обязанностью секундантов является примерить дуэлянтов или смягчить условия дуэли). Рылеев и его товарищи повели дело так, что дуэль оказалась ужасной. Они поставили дуэлянтов на таком расстоянии, с которого промахнуться практически невозможно, и в результате погибли оба. Похороны Чернова вылились в демонстрацию. Декабристы сделали все, чтобы выставить эту ситуацию в свете политического разлада внутри высшего общества. Этот случай показывает нам, насколько Рылеев был жестким в вопросах, которые касались чести и достоинства человека. Он был готов жертвовать не только своей, но и чужой жизнью ради того, чтобы отстоять свои убеждения. |
Творчество Рылеева
Рылеев не только писал стихи, но и издавал альманах «Полярная звезда». Намного позже, в 1850-е годы, именно так назвал свой журнал А.И. Герцен (рис. 2).
Рис. 2. Альманах «Полярная звезда»
В русской литературе слово «полярный» относилось к северу. Издавать такой альманах в Петербурге – совершенно естественное дело. Издавал Рылеев его не один, а вместе со своим единомышленником А. Бестужевым.
В своем творчестве декабристы ориентировались на Гавриила Романовича Державина. Имя этого писателя связано с классицизмом, с высоким штилем и одой как любимым жанром. Это поэзия, ориентированная на серьезные, возвышенные темы. Будущие декабристы были достаточно сурово настроенными людьми не только в своей частной жизни, но и в сфере литературы и искусства. Поэзия как украшение жизни или поэзия легких тем им была совершенно чужда. Если мы посмотрим литературную карту России того времени, то основная полемика была между державинцами и карамзинистами. Сторонники сентиментальной эстетики Карамзина считали, что поэзия может быть легкой по слогу, словарю, выбору тем. Суровые декабристы были за старый стиль, чеканный стиль Ломоносова и Державина, и именно в таком ключе пытался писать Рылеев. Декабристы также были людьми, ориентированными на подвиги и свершения. И за геройством они обращались к древнеримской истории.
Все эти особенности литературного вкуса и выбора декабристов и Рылеева хорошо видны в одном из его произведений, в «Оде к временщику».
Временщик – человек, по воле сильного покровителя (обычно монарха) на время оказавшийся у власти, достигший высокого положения, почестей.
«Надменный временщик, и подлый и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!
Ты на меня взирать с презрением дерзаешь
И в грозном взоре мне свой ярый гнев являешь!
Твоим вниманием не дорожу, подлец;
Из уст твоих хула – достойных хвал венец»!
Рылеев ругает и поносит временщика очень грубо и яростно, но использует для этого высокий слог. Далее автор переходит к угрозам. Посмотрим, как он обращается к временщику.
«Тиран, вострепещи! родиться может он,
Иль Кассий, или Брут, иль враг царей Катон!
О, как на лире я потщусь того прославить,
Отечество мое кто от тебя избавит»!
Кассий, Брут и Катон – герои древнеримской истории.
Рылеев не хотел просто подражать Державину, он пытался найти свой слог и стиль. Думы – это большие произведения с героями – русскими и украинскими историческими деятелями. Герои дум обычно размышляли о судьбе Отечества, и все они так или иначе пожертвовали собой ради народного блага. Например, Иван Сусанин, хорошо известный нам из истории, отдал свою жизнь за царя и Россию.
И снова мы убеждаемся, что поэзия Рылеева – поэзия серьезных, трагических тем, и в центре всегда гражданский интерес, общее дело. Идейно-художественный парадокс произведений Рылеева состоял в том, что он изображал антиромантических героев посредством романтических приемов. Одним из таких героев является Ермак из думы «Смерть Ермака» (рис. 3).
Рис. 3. Иллюстрация к думе «Смерть Ермака»
Ермак Атаман Ермак Тимофеевич – один из самых известных казаков в истории Руси. Он стоит в одном ряду с такими персонажами, как Булавин, Пугачев и Разин. Но эти люди – бунтовщики, которые выступили против власти, против государства. Ермак немного другой персонаж, он тоже представитель вольной антигосударственной силы, грабитель и разбойник, который решил послужить Отечеству. Но Ермак в нападении на Сибирское ханство преследовал корыстные цели. Сразу понятно, что нападение позволило бы ему много награбить, да и в случае победы он получил бы награду от государя. Но грабеж за пределами государства, который оно же и поддерживает, уже не является злодеянием, а становится воинским подвигом. Успех Ермака был одним из положительных событий времен Ивана Грозного. Ермак одновременно является и воплощением разгульной вольной силы, и слугой государевым. Это привлекло не только Рылеева, А.К. Толстой вывел Ермака в романе «Князь Серебряный», но сделал это довольно необычным образом. Сам Ермак ни разу не появляется на страницах романа, о нем рассказывают другие. У Толстого Ермак является спасительным лучом на фоне описанной в романе опричнины, образом светлого будущего. |
Ермак является реальным персонажем русской истории XVI века. Он был казацким атаманом, который пошел завоевывать Сибирь, находящуюся под властью хана Кучума. Ермак погиб, утонув в реке, при внезапном нападении татар. Именно с похода Ермака на Сибирь началось присоединение этих земель к территории Российского государства.
Уже из названия думы читателям становится известен ее исход.
«Ревела буря, дождь шумел,
Во мраке молнии летали,
И ветры в дебрях бушевали...
Ко славе страстию дыша,
В стране суровой и угрюмой,
На диком бреге Иртыша
Сидел Ермак, объятый думой».
Описание романтическое: герой представлен нам в окружении природы и в полном одиночестве. Далее мы читаем обращение казака к его дружине.
«Товарищи его трудов,
Побед и громозвучной славы,
Среди раскинутых шатров
Беспечно спали близ дубравы.
«О, спите, спите, – мнил герой, –
Друзья, под бурею ревущей;
С рассветом глас раздастся мой,
На славу иль на смерть зовущий!
Вам нужен отдых; сладкий сон
И в бурю храбрых успокоит;
В мечтах напомнит славу он
И силы ратников удвоит».
Здесь мы понимаем, что скоро начнутся драматические события. Важно отметить, что Ермак обращается к спящим, надеясь, что они его услышат. У читателей рылеевского времени при прочтении этого отрывка сразу возникала ассоциация с молением о чаше в Гефсиманском саду из Евангелия (рис. 4).
Рис. 4. В. Перов. «Моление Иисуса в Гефсиманском саду»
Перед казнью Иисус молится, а рядом спят его ученики-апостолы. И мы предчувствуем трагедию. Эта параллель неслучайна.
«Кто жизни не щадил своей
В разбоях, злато добывая,
Тот думать будет ли о ней,
За Русь святую погибая?
Своей и вражьей кровью смыв
Все преступленья буйной жизни
И за победы заслужив
Благословения отчизны,–
Нам смерть не может быть страшна;
Свое мы дело совершили:
Сибирь царю покорена,
И мы – не праздно в мире жили!»
Ермак говорит о том, что в прошлом они все согрешили, но теперь у них есть возможность искупить свои грехи. И мы видим подтекст: вот она, именно та жертва, принесенная ради Отечества. И этот подвиг может искупить все, и вчерашний грешник может стать святым.
«Но роковой его удел
Уже сидел с героем рядом
И с сожалением глядел
На жертву любопытным взглядом.
Ревела буря, дождь шумел,
Во мраке молнии летали,
Бесперерывно гром гремел,
Бурная природа теперь выступает не безмолвным свидетелем, а становится воплощением судьбы, ополчается против героя.
«Иртыш кипел в крутых брегах,
Вздымалися седые волны,
И рассыпались с ревом в прах,
Бия о брег, козачьи челны.
С вождем покой в объятьях сна
Дружина храбрая вкушала;
С Кучумом буря лишь одна
На их погибель не дремала»!
Ермак спит, и его судьба приближается к нему вплотную – мы понимаем, что он обречен. Это вписывается в рамки христианской веры. Важна не победа, а жертва, подвиг. Затем следуют строки о нападении врагов.
«Страшась вступить с героем в бой,
Кучум к шатрам, как тать презренный,
Прокрался тайною тропой,
Татар толпами окруженный.
Мечи сверкнули в их руках –
И окровавилась долина,
И пала грозная в боях,
Не обнажив мечей, дружина...»
Происходит нечестный бой, и татары истребляют казаков. Ермак обращается в бегство.
«Ермак воспрянул ото сна
И, гибель зря, стремится в волны,
Душа отвагою полна,
Но далеко от брега челны!
Иртыш волнуется сильней –
Ермак все силы напрягает
И мощною рукой своей
Валы седые рассекает...»
В этих строках мы наблюдаем борьбу Ермака с природой, как и в античной трагедии, здесь природа выступает в роли злого рока. Персонаж продолжает бороться с несправедливостью и снова показан в роли романтического героя. Но, как и у самого могущественного греческого героя Ахилла, у Ермака есть уязвимое место. Для него это дар Ивана Грозного, тяжелые доспехи, которые утягивают его на дно.
«Плывет... уж близко челнока –
Но сила року уступила,
И, закипев страшней, река
Героя с шумом поглотила.
Лишивши сил богатыря
Бороться с ярою волною,
Тяжелый панцирь – дар царя
Стал гибели его виною»
В этом фрагменте видна поэтическая условность думы Рылеева. Дело не в реалиях, а в какой-то поэтической стороне вещей. Далее автор показывает нам мертвого, но в каком-то смысле не побежденного Ермака.
«Ревела буря... вдруг луной
Иртыш кипящий серебрился,
И труп, извергнутый волной,
В броне медяной озарился.
Носились тучи, дождь шумел,
И молнии еще сверкали,
И гром вдали еще гремел,
И ветры в дебрях бушевали».
В финале Рылеев мастерски использует уже знакомые нам строчки, но теперь они уже имеют другой оттенок. Если подумать, то финальная картина напоминает нам почетные похороны военного, только в этой процессии участвует одна лишь природа.
Заключение
Прошло три года после создания думы «Смерть Ермака», произошло выступление на Сенатской площади. Это был венец политической и гражданской жизни Рылеева. Этот темпераментный человек был душой и мотором этого восстания. Восстание декабристов было подавлено, Рылеев арестован и последние месяцы провел в тюрьме. Он был приговорен к смертной казне и вместе с четырьмя товарищами повешен. Поэт в точности предсказал свою судьбу в думе «Наливайко».
«Известно мне: погибель ждет
Того, кто первый восстает
На утеснителей народа,-
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода»?
Рылеев в тюрьме Непреклонный Кондратий Рылеев мог быть терпеливым и мягким. Он был христианином (рис. 5). Рис. 5. К. Рылеев Особенно его христианская позиция была видна в конце жизни. Рылеев принял приговор без гнева и протеста. Сохранилось письмо, которое он написал жене в последние часы. Обычно предсмертное письмо писали перед дуэлью, где исход был неизвестен. У Рылеева сомнений не было. Интересно, что он пишет жене. Он просит ее примириться с происходящим и не гневаться ни на Бога, ни на государя, которые вынесли ему приговор. «Бог и Государь решили участь мою: я должен умереть и умереть смертию позорною. Да будет Его святая воля! Мой милый друг, предайся и ты воле Всемогущего, и он утешит тебя. За душу мою молись Богу. Он услышит твои молитвы. Не ропщи ни на него, ни на Государя: ето будет и безрассудно и грешно. Нам ли постигнуть неисповедимые суды Непостижимого? Я ни разу не взроптал во все время моего заключения, и за то Дух Святый дивно утешал меня. Подивись, мой друг, и в сию самую минуту, когда я занят только тобою и нашею малюткою, я нахожусь в таком утешительном спокойствии, что не могу выразить тебе. О, милый друг, как спасительно быть христианином. Благодарю моего Создателя, что Он меня просветил и что я умираю во Христе». Рылеев умер примиренным, простился с женой. Он принял смерть как смиренный человек, а не как бунтарь, каким он помнится нам в первую очередь. |
Как он и хотел, как и мечтал, пострадал за правое дело. И выходит, что был он настоящим романтиком. Он на деле исповедовал романтический принцип: живи, как пишешь, пиши, как живешь. Так и получилось: что Кондратий Рылеев жил, писал и умер как романтик.
Вопросы к конспектам
Составьте таблицу, в которую внесите заглавия микротем. В каждую колонку запишите ключевые слова, фразы, фрагменты предложений микротемы (по думе Рылеева «Смерть Ермака»).
Напишите эссе «Роль декабристов в развитии общественной мысли в России».
Ответьте письменно на вопрос: «Почему судьба автора и судьба героя-Ермака параллельны?»