Как И. Тургенев доказывает несостоятельность теории нигилизма? (Тургенев И

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В различные эпохи истории общества господствовали различные общественные взгляды, общественные идеи, политические, эстетические, философские теории. В чем причина общественного изменения идей, взглядов, теорий?

Идеалисты ищут ответа на эти вопросы в самих идеях, в их изменении и развитии. Они рассматривают развитие общественного сознания как самодовлеющий процесс, независимый от условий материальной жизни общества. Одни идеалисты, как, например, Гегель, видят причины развития общественного сознания в развитии «абсолютной идеи», «мирового духа». Но «абсолютная идея», или «мировой дух», это не более как фикция, вымысел идеалистов. Гегель отрывает сознание людей, их духовную деятельность от самих людей., от жизненной основы - от условий материальной жизни общества и тем самым мистифицирует общественные идеи.

Другие идеалисты ищут источник развития общественного сознания в таинственных извечных свойствах «национального духа» или расы. Но реально в общественной жизни не существовало и не существует никаких неизменных свойств «народного духа» или расы. История доказывает, что идеи и взгляды людей изменяются в зависимости от изменения условий их жизни. В одну и ту же эпоху различные общественные классы, принадлежащие к одной и той же расе и нации, являются сторонниками совершенно противоположных общественных идей, политических взглядов и общественных теорий. Никакими свойствами расы, «национального духа» нельзя объяснить этой противоположности идей, взглядов, теорий. История свидетельствует о том, что даже один и тот же общественный класс, например буржуазия в лице ее идеологов, в различные периоды своего развития может придерживаться совершенно различных взглядов на природу, на государственное устройство, на демократию, на свободу и национальный суверенитет народов и т. д. Недаром говорят, что, если бы Линкольн или Джефферсон появились в современной Америке, правительство США обвинило бы их в антиамериканской деятельности, нашло бы их образ мыслей «не американским», и им пришлось бы предстать перед комиссией Конгресса США по расследованию антиамериканской деятельности.

Само собой понятно, что причины такой метаморфозы политических взглядов буржуазии лежат не в сфере «национального духа», не в духовной жизни, а в изменившихся условиях материальной жизни буржуазного общества, в превращении буржуазии из класса прогрессивного в класс реакционный.

Фридрих Энгельс, критикуя идеалистические взгляды буржуазных идеологов, писал, что все они в объяснении идеологического процесса исходят из ложных, призрачных причин. Истинные побудительные силы, обусловливающие развитие общественной мысли, остаются для них неизвестными. Рассуждая об идеологическом процессе, социолог-идеалист «выводит как содержание, так и форму его из чистого мышления - или из своего собственного, или из мышления своих предшественников. Он имеет дело исключительно с материалом мыслительным; без дальнейших околичностей он считает, что этот материал порожден мышлением, и не занимается исследованием никакого другого, более отдаленного и от мышления независимого источника. Такой подход к делу кажется ему само собой разумеющимся, так как для него всякое человеческое действие кажется основанным в последнем счете на мышлении, потому что совершается при посредстве мышления». (К.Маркс и Ф.Энгельс, Избранные письма, 1947, стр. 462). «...Видимость самостоятельной истории форм государственного устройства, правовых систем, идеологических представлений в любой области прежде всего и ослепляет большинство людей».(Там же, стр. 463).



Глубочайшей причиной такого превратного, идеалистического представления о развитии общественного сознания, общественных идей, политических и философских взглядов и теорий является отделение умственного труда от физического, монополизация умственного труда эксплуататорскими классами и их идеологами. Только в этих условиях могло возникнуть и упрочиться представление о развитии идеологии, форм общественного сознания, как самодовлеющем процессе, не зависимом от условий материальной жизни общества.

Классовые интересы побуждают идеологов буржуазии извращать действительную связь явлений общественной жизни,отрывать духовный процесс от условий материальной жизни общества. К чему приводит на практике такой идеалистический взгляд на происхождение идей, можно судить по книге американского историка Мак Говерна «От Лютера до Гитлера» (Бостон). Мак Говерн ищет истоки реакционной идеологии германского фашизма в учениях Макиавелли, Лютера, Гегеля, Гоббса, Дж. Чемберлена. Он сознательно или инстинктивно не затрагивает действительной основы, на которой вырастает фашизм и его идеология. Эта основа - монополистический капитализм, империализм. Понятно,почему буржуазные социологи боятся касаться этого действительного корня, источника фашистской реакционной империалистической идеологии: указание на эту причину показало бы внутреннее родство всей реакционной идеологии империалистической буржуазии с фашистской идеологией.

1. Кому был посвящён роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»?

а) Н.Г.Чернышевскому

б) Н.А.Некрасову

в) Н.А.Добролюбову

г) В.Г.Белинскому

2. Несостоятельность взглядов Базарова раскрывается:

а) в идейных спорах Базарова и П. П. Кирсанова

б) в любовном конфликте с Одинцовой

в) в диалогах с Аркадием Кирсановым

г) в отношениях с Ситниковым и Кукшиной

3. К какому сословию принадлежал Базаров?

4. Чем закончилась дуэль Базарова и Павла Петровича Кирсанова?

а) смертью Базарова б) смертью Кирсанова в) Кирсанов был ранен

г) герои отказались от подобного способа решения споров

5. И. С. Тургенева заслуженно называют «мастером русского пейзажа. Каков характер пейзажа в финальной сцене (у могилы Базарова)?

а) романтический б) социальный

в) психологический г) философский

6. Укажите, какой тип КОМПОЗИЦИИ использовал автор в романе «Отцы и дети».

а) кольцевая или циклическая

б) последовательная

в) параллельная

7. Что понимает под «нигилизмом» И. С. Тургенев?

а) полное отрицание знаний, накопленных человечеством

б) революционно-демократическое мировоззрение

в) отрицание политической системы, государственного строя

г) естественнонаучные теории

8. Какой герой романа И. С. Тургенева »Отцы и дети» является по сути выразителем точки зрения автора?

а) Павел Петрович Кирсанов

б) Евгений Базаров

в) Николай Петрович Кирсанов

г) Анна Сергеевна Одинцова

9. Определите героя по портрету.

Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана, красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какой-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица.

а) Фенечка б) Евдоксия Кукшина в) Катя Лаптева г) Анна Сергеевна Одинцова 10. Почему А. С. Одинцова не ответила взаимностью на чувство Базарова?

а) она не испытывала к Базарову чувства любви

б) она презирала Базарова, так как он был низкого происхождения

в) она испугалась любви Базарова и решила, что <спокойствие все-таки лучше всего на свете»

г) Базаров был всего лишь ей любопытен

11. Какому критику принадлежит следующее высказывание о Базарове?

«Умереть так, как умер Базаров, - все равно что сделать великий подвиг»

а) В. Г. Белинскому б) Н. Г. Чернышевскому

в) М. А. Антоновичу г) Д. И. Писареву

12. Какова судьба Павла Петровича Кирсанова после дуэли и смерти Базарова?

а) продолжает по-прежнему жить в имении с братом

б) уезжает за границу

в) вернулся в Петербург я ведет светский образ жизни

г) занялся хозяйством и благоустройством имения и стал хорошим хозяином

13. В романе И. С. Тургенева »Отцы и дети» важную роль для характеристики героя играет предметно-бытовая деталь. Найдите соответствие между предметно-бытовой деталью и героем романа.

а) серебряная пепельница в форме лаптя

б) томик стихов А. С. Пушкина

в) клетчатый балахон с кистями

г) вензель из волос в черной рамке и диплом под стеклом

А) Василий Иванович Базаров

Б) Павел Петрович Кирсанов

В) Николай Петрович Кирсанов

Г) Евгений Базаров

14. К какому литературному направлению относится творчество И. С. Тургенева?

а) классицизм б) сентиментализм

в) романтизм г) реализм

15. Укажите, как называлось родовое имение И. С. Тургенева?

а) Карабиха

б) Ясная поляна

в) Спасское-Лутовиново

г) Мураново

16. По происхождению И. С. Тургенев был:

а) дворянином

б) мещанином

в) разночинцем

17. В основе романа «Отцы и дети» лежит конфликт:

а) отца и сына Кирсановых (конфликт поколений)

б) помещиков и крепостных крестьян (социальный конфликт)

в) разночинцев-демократов и либеральных дворян (идейный конфликт)

г) Базарова и Одинцовой (любовный конфликт)

18. В каком году начинается действие романа «Отцы и дети»?

а) январь 1840 г.

б) март 1849 г.

в) май 1859 г.

г) сентябрь 1861 г.

19. В спорах Базаров отрицал искусство, любовь, при роду. Кто из героев романа был главным оппонентом Базарова по эстетическим вопросам?

а) Аркадий Кирсанов

б) Павел Петрович Кирсанов

в) Анна Сергеевна Одинцова

г) Николай Петрович Кирсанов

20. Кого из героев романа «Отцы и дети» Д. И. Писарев назвал «маленьким Печориным»?

а) Е. В. Базарова

б) П. П. Кирсанова

в) Аркадия Кирсанова

г) Н. П. Кирсанова

21. Аркадий Кирсанов рассказывает Е. Базарову историю жизни своего дяди, П. П. Кирсанова, для того чтобы:

а) удовлетворить любопытство Базарова

б) занять скучающего друга

в) расположить Базарова в пользу дяди

г) оправдать сибаризм П. П. Кирсанова

22. Какое слово в лексиконе Е. Базарова относится к ругательным?

а) прогресс

б) либерализм

в) романтизм

г) «принсипы»

23. Какую роль играют женские образы в произведениях И С. Тургенева?

а) введены для развития сюжета

б) с их помощью проверяются личностные качества героя

в) они вдохновляют героев-мужчин на поступки

г) они противопоставлены главному герою

24. Базаров и П. П. Кирсанов противопоставлены друг другу образом жизни, мыслей, внешностью. Есть ли в характерах этих героев черты сходства? Укажите черту сходства этих героев.

а) «сатанинская гордость» б) низкое происхождение

в) цинизм г) прагматизм

25. Для чего И. С. Тургенев поставил демократа Базарова рядом с одним из лучших представителей дворянства, Павлом Петровичем Кирсановым?

а) для того, чтобы показать несостоятельность взглядов Базарова

б) для того, чтобы показать несостоятельность дворянского класса и моральное превосходство демократа над аристократом

в) для того, чтобы унизить демократа Базарова

г) для того, чтобы подчеркнуть аристократизм П. П. Кирсанова

а) И. С. Тургенев считал, что такие люди, как Базаров, бесполезны

б) И. С. Тургенев считал, что такие люди, как Базаров, преждевременны, опережают время

в) И. С. Тургенев считал, что такие люди, как Базаров, не принесут ничего России, кроме вреда

г) И. С. Тургенев считал, что такие люди, как Базаров, уникальны, не типичны для России

27. К какому сословию принадлежал Базаров?

а) дворянство б) мещанство в) разночинцы г) крестьянство

а) герой вызывает презрение

б) герой вызывает сочувствие

в) герой обрисован иронически

29. Какую функцию выполняет следующий пейзаж в романе «Отцы и дети»?

Места, по которым они проезжали, не могли называться живописными. Поля, все поля тянулись вплоть до самого небосклона... Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами... Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корою и обломанными ветвями...

а) эстетическую

б) социальную

в) философскую

г) психологическую

Тест по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

    а- б б- в в-г г- а

Болезнь и целительные силы - Система Ниши.

Система здоровья

Все чаще выявляется несостоятельность традиционных взглядов на болезни и их лечение. Врачи со все новыми и новыми патентованными средствами оказываются не в силах справиться с болезнями своих многочисленных пациентов. А больных людей меньше не становится. Увы, современная медицина не всесильна, поэтому все чаще возникает необходимость по-иному подойти к проблеме болезней.
В отличие от общепринятых медицинских взглядов, я предлагаю не методы борьбы с бесчисленными заболеваниями, а способ сохранения здоровья. За многие годы исследований я создал Систему здоровья, которую могу назвать наукой о здоровье. Как и всякая наука, она обобщает опыт человечества, анализирует его, экспериментально проверяет и выводит закон, следование которому делает человека неуязвимым для болезней.
Я рассматриваю человеческий организм как саморегулирующуюся систему, я не могу согласиться с теми, кто грубо вторгается в нее, думая, что приносит благо и исцеление. Традиционная медицина, борясь с болезнью, пытается подавить ее симптомы при помощи лекарственных средств, что ведет к нарушению структурной целостности и функциональной энергии органов и тканей. Ведь любое вещество, которое не может быть ассимилировано живым организмом и использовано им для поддержания жизни, является для него ядом. Нужно не лечить болезнь, а помогать организму пробуждать собственные целительные силы, при помощи естественных методов устранять препятствия, мешающие правильному протеканию естественных процессов в организме. Врач должен восстановить космические силы в бесчисленных протоках и руслах организма, помочь организму прочистить пути, по которым течет поток космической жизни, иначе говоря - открыть путь к самооздоровлению, так как в основе всей жизнедеятельности человеческого организма лежат законы саморегуляции и самоисцеления.
Достаточно мудрая природа наделяет каждого человека потенциальной способностью приводить в порядок любые неполадки, которые могут случиться в его системе. Но целительные силы, которыми обладает каждый организм, имеют свой предел. Поэтому человек должен поддерживать их, помогать работать более эффективно. И делать это он должен, используя только естественные методы оздоровления.
Поскольку каждому живому существу присущи целительные силы, заложенные в нем природой, то и под лечением следует понимать пробуждение этих целительных сил при помощи естественных методов, основанных на знании главных биологических законов, управляющих организмом.
Человеческий организм - это система, где все взаимосвязано. Человеческий организм часто называют "человеческим хозяйством". Есть нечто мудрое в этом выражении, так как в действительности всякое здоровое хозяйство, будь то государственное, сельское, экономическое или общественное, живет под властью закона - то "внутрь", то "наружу", то "кредит", то "дебет". В человеческом хозяйстве питание означает "внутрь" или "кредит", выделения - "наружу" или "дебет". Потение, понос, рвота являются тем большим невыплаченным долгом на текущем счету человеческого хозяйства, который организму предстоит возвратить, так как это единственно пригодный способ регуляции несбалансированного счета в человеческом хозяйстве.
По существу, целительные силы природы являются одним из примеров реакции, свойственной любому живому организму, когда любая из реакций начинает действовать для спасения всего организма. Упуская из виду представление о человеческом организме как о едином целом, традиционная медицина борется с конкретной болезнью, подавляя ее симптомы с помощью лекарственных средств. А Система здоровья направлена на поднятие эффективности действия целительных сил природы, сохраняя тем самым здоровье больного в целом. То, что мы называем симптомами болезни, на самом деле - проявление целительных сил природы. Эти силы нужны организму. Они устраняют любые нарушения в организме человека. Это не значит, что не надо подавлять температуру, понос, рвоту. Им надо помогать, ибо они выполняют роль целителей: температура сжигает накопившиеся шлаки в крови, рвота очищает желудок от ядов, понос освобождает от них кишечник. Нужно бороться не с ними, а с ядами, породившими их, и ни в коем случае не хвататься за дополнительные яды - лекарства.
Для того чтобы не мешать действию целительных сил природы, необходимо знать принцип саморегулирования, которое происходит во время болезни, только тогда возможно создание наиболее благоприятных условий для организма. И только такое лечение принесет пользу!
Ни один метод сохранения здоровья не может быть практическим и рациональным средством, пока не будет основываться на принципе: понять причину! И только тогда - вмешиваться в работу самой природы, скорее не вмешиваться, а просто не мешать и по возможности помогать. Это еще один важный принцип Системы здоровья.
Природа создает живой организм здоровым. Она закладывает в него защитные силы - силы иммунитета, саморегуляции, самовосстановления и самосовершенствования. Так почему же возникают различные расстройства и нарушения? Для того чтобы понять это, необходимо разобраться в понятии "здоровье".

Что такое здоровье

Взятое в самом полном смысле, слово "здоровье" означает законченность, совершенство организации, то есть жизненную надежность, свободу действий, гармонию функций, энергию и свободу от любых напряжений и скованности. В основе здоровья лежит принцип взаимодействия и взаимозависимости органов. Здоровье зависит от гармонии или равновесия между конфликтующими, противоположными силами организма: движением и покоем, действием и противодействием, кислотой и щелочью, теплом и холодом, поглощением и выделением.
Эти силы постоянно действуют в организме, и наши целительные силы призваны поддерживать равновесие между ними. Чем эффективнее они действуют, тем крепче здоровье. А обладать крепким здоровьем - значит никогда не иметь дискомфорта, вызываемого нарушением баланса между этими противоборствующими силами (а в случае его возникновения иметь возможность быстро его устранить).
Однако очень часто мы не только не помогаем целительным силам своего организма, но и мешаем им, нарушая законы природы. Знание основных законов природы и следование им - это еще один принцип Системы здоровья. К сожалению, наш мир сегодня - это мир людей, которые прекрасно образованы в области непозитивных знаний, то есть знаний, которые не связаны с человеком и природой. Можно великолепно разбираться в технике и страдать хроническим несварением желудка. К сожалению, даже от студентов-медиков не требуют изучения здоровых людей! Признаки и симптомы здоровья не изучаются. Ни один медицинский колледж не подавал заявок на здоровых людей для клинического обследования. А ведь клиника по изучению здоровья на открытом воздухе важнее, чем клиника по изучению болезни у больничной койки. Место, где обучали бы население и студентов тому, как наладить и поддерживать здоровье, вовсе не у больничной койки, а на свежем воздухе! Но никто еще не видел медицинский институт в гимнастическом зале, на пляже, в санатории или столовой, где обсуждались бы вопросы здоровья и его признаков.
Любая болезнь (исключая травмы и генетические заболевания) - это результат нарушения законов жизнедеятельности человеческого организма, законов природы. Поэтому и лечить нужно, восстановив действие биологических законов, а это возможно только при правильном понимании их действия. Вернуть человеку здоровье можно только зная, что такое здоровье, каким законам оно подчиняется. Для того чтобы победить болезнь, нужно знать причины ее возникновения, а чтобы понять эти причины - опять-таки следует знать основные законы, которым подчинен этот организм. Система здоровья дает эти знания, заполняет пробелы, возникшие из-за одностороннего взгляда на здоровье - взгляда со стороны болезни.

1. К какому литературному направлению относится творчество И.С.Тургенева?

А) классицизм

Б) сентиментализм

В) романтизм

Г) реализм

2. С каким журналом большую часть своей творческой жизни сотрудничал Тургенев?

А) “Вестник Европы”

Б) “Современник”

В) “Отечественные записки”

Г) “Русский вестник”

3. Определите жанр романа И.С.Тургенева “Отцы и дети”.

А) семейный

Б) любовный

В) социально-психологический

Г) роман-путешествие

4. Какова композиция романа?

А) последовательная

Б) циклическая (повторяющаяся)

В) зеркальная

Г) “роман в романе”

А) углубить конфликт

Б) показать несостоятельность идей, убеждений героя

В) показать изменения, происходящие с героем

6. К какому сословию принадлежит Базаров?

А) дворянин

Б) разночинец

Г) крестьянин

7. Давая общую оценку политического содержания своего романа, Тургенев писал: “Вся моя повесть направлена против … как передового класса” (выберите нужное).

А) пролетариата

Б) крестьянства

В) революционных демократов

Г) дворянства

8. Кому из героев романа соответствуют данные характеристики? Ответы запишите.

А) представитель молодого дворянского поколения, постепенно превращающийся в обыкновенного помещика с поверхностными демократическими увлечениями

Б) противник всего подлинно демократического, любующийся собой аристократ, жизнь которого свелась к любви и сожалению об ушедшем прошлом

________________________________________________________________________

В) представитель типа “уходящего барства”, плохо приспособленный к новым условиям жизни, поклонник искусства и природы

________________________________________________________________________

Г) натура независимая, не признающая никаких авторитетов, нигилист

________________________________________________________________________

9. Какой конфликт лежит в основе романа?

А) социальный (дворянство – народ)

Б) конфликт поколений (старшее поколение – молодёжь)

В) идейный (либеральные дворяне – революционеры-демократы)

Г) любовный (Базаров – Одинцова)

10. Какие темы не были затронуты в спорах Базарова и Павла Петровича Кирсанова?

А) о принципах

Б) об искусстве

В) о любви

Г) об аристократах

Д) о нигилизме

Е) о пролетариате

Ж) о крестьянстве

З) о науке

11. На какой круг русского общества Базаров возлагает надежды по дальнейшему развитию России?

А) интеллигенция

Б) аристократия

В) патриархальное дворянство

Г) крестьянство

12. В чём раскрывается несостоятельность взглядов Базарова?

А) споры с П.П.Кирсановым

Б) любовь к Одинцовой

В) разрыв с Аркадием

Г) отношения с родителями

13. Какова роль образов Ситникова и Кукшиной в романе?

А) показать, что у Базарова есть соратники

Б) показать более деятельных “новых людей”, чем Базаров

В) сатирически изобразить тип людей, пристроившихся к нигилизму

Г) показать антиподов братьев Кирсановых

А) Аркадий

Б) Николай Петрович Кирсанов

В) Ситников

Г) Василий Иванович Базаров

15. Кто из героев романа в большей степени близок самому Тургеневу, его мировосприятию?

А) Базаров

Б) Павел Петрович Кирсанов

В) Николай Петрович Кирсанов

Г) Одинцова

16. Почему Одинцова не ответила на чувства Базарова?

А) презирала Базарова

Б) считала своё чувство к нему низменной страстью

В) не разделяла его взгляды на жизнь

Г) боялась лишиться покоя в жизни

17. Какова роль женских образов в романе?

Б) вдохновляют героев-мужчин на определённые поступки

В) сталкивают героев-мужчин

Г) противопоставлены главному герою

18. Назовите имена героев, для характеристики которых автор использует следующие предметно-бытовые детали. Ответы запишите.

А) серебряная пепельница в форме лаптя _________________________________

Б) томик стихов Пушкина ______________________________________________

В) балахон с кистями __________________________________________________

Г) вензель из волос в чёрной рамке и диплом под стеклом ___________________

19. Почему Тургенев приводит Базарова к смерти?

А) смерть вызвана безответной любовью

А) победа естественной жизни над искусственно созданной теорией

Б) слабость героя делает невозможной реализацию его теории

В) конфликт разрешается в пользу дворянства

Г) конфликт разрешается в пользу Базарова, а значит, революционеров-демократов

21. Какова функция данного пейзажа в романе?

“ Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, всё поля тянулись вплоть до самого небосклона… Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избёнками под тёмными, часто до половины размётанными крышами… Как нарочно, мужички встречались все обтрёханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корою и обломанными ветвями…”

А) романтическая

Б) социальная

В) психологическая

Г) философская

22. Какую функцию выполняет пейзаж в финале романа?

“ Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии “равнодушной” природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…”

А) романтическую

Б) социальную

В) психологическую

Г) философскую

23. Кто из критиков не писал статью о романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”?

А) В. Белинский

Б) Д. Писарев

В) Н. Страхов

А) В. Белинский

Б) Д. Писарев

В) Н. Страхов

Г) М. Антонович

25. Сколько, по вашему мнению, действующих лиц в романе?

1. Г 10. В, Е 19. В
2. Б 11. А 20. А
3. В 12. Б 21. Б
4. Б 13. В 22. Г
5. В 14. Г 23. А
6. Б 15. В 24. Б
7. Г 16. Г 25. В
8. А) Аркадий

Б) П.П.Кирсанов

В) Н.П.Кирсанов

Г) Е.Базаров

17. А
18. А) П.П.Кирсанов

Б) Н.П.Кирсанов

В) Е.Базаров

Г) В.И.Базаров

9. В

Использованная литература.

1. Алиева Л.Ю., Торкунова Т.В. Тесты по литературе. - М.: Айрис-пресс, 2004.

2. Михайлова И.М. Литература: Тесты. 9-11 кл.- М.: Дрофа, 2000.

3. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11 классы.- М.: Олимп, Астрель, АСТ, 2000.

По поводу этих слов мы должны сказать, что различие между учением о царской власти, изложенным в замечаниях автора критического отзыва, и учением о том же «Русской Идеологии» настолько велико, что говорить об этих замечаниях как о дополнении к нашей книге не приходится.

Мы уже указывали на ряд наших коренных расхождений по вопросам о богоустановленности царской власти, ее основанности на Свящ. Писании и ее догматизации, точнее сказать - догматизации учения о царской власти.

Помимо этого мы считаем необходимым отметить и другие существенные различия между учением автора критики и учением «Русской Идеологии».

Согласно воззрению последней, мы заявляем, что власть царя-помазанника по своему великому значению есть ценность сама по себе. Автор критической статьи приписывает этой власти ценность относительную.

По учению «Русской Идеологии», личность царя-помазанника Божиего является для нас священной, т.е. предметом особенного благоговейного нашего внимания. Автор критического отзыва говорит, что предметом нашего внимания должна быть не личность царя и его власть, а его отношение к Богу и своей царской власти.

Мы утверждаем, что учение о царской власти, как основанное на словах и учении Самого Господа Иисуса Христа и Его святых апостолов, есть учение богооткровенное, поэтому данный вопрос в своей сущности ясно, положительно и определенно решен в Божественном Откровении, Автор критической статьи это отвергает и говорит, что учение о царской власти есть проблема, т. е. что вопрос этот еще не решен окончательно и потому подлежит рационалистическому исследованию.

Большое различие наблюдается между его и нашим толкованием библейского текста о происхождении царской власти (1 Цар. 8-12); в толковании слов Христа: «...царство Мое не от мира сего» (Ин. 18, 36); «...кто поставил Меня судить... вас» (Лк. 12, 14); евангельского места, где говорится о желании еврейского народа провозгласить Иисуса Христа земным царем (Ин. 6,15), и других местах Свящ. Писания; в толковании слов св. Феодора Студита и слов митрополита Филарета.

Это различие указывает на противоположность самого направления монархического миросозерцания автора критики сравнительно с нашим. Наше направление, как мы говорили в свое время, определяется основною мыслью о богоустановленности царской власти, точнее сказать - православной веры в богооткровенную истину о Божественном происхождении этой власти и ее основанности на Свящ. Писании. А направление автора критического отзыва определяется его основною рационалистическою мыслью, отрицающею эту веру, в силу чего он смотрит на учение о царской власти в его основе не как на богооткровенную истину, а как на проблему.

Все сводится к тому, что у нас учение о царской власти основано на ясном и положительном учении Божественного Откровения и православной веры в него, а у автора критики оно как проблема является предметом рационалистического исследования. Отсюда наше монархическое миросозерцание, как исходящее от Богооткровенной истины и православной веры в нее, является истинным, церковным; а монархическое миросозерцание автора критической статьи, как рационалистическое, мы не можем назвать истинным и церковным.

Поэтому оно никоим образом не может быть дополнением к нашей книге «Русская Идеология». В силу перечисленных различий и противоположностей, и в особенности благодаря своей основной отрицательной рационалистической мысли, монархическое учение автора критики является уничтожением истинного монархического миросозерцания.



Рассказать друзьям