Как провести собеседование. Пошаговая инструкция, как проводить собеседование при приеме на работу

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Каждый работодатель сталкивается с таким вопросом, как проводить собеседование с кандидатом таким образом, чтобы максимально определить сильные и слабые стороны кандидата и понять подходит ли соискатель на вакантную должность.

В статье собраны самые эффективные методы и способы проведения собеседования, приведены рекомендации HR-экспертов и бизнес — руководителей крупных компаниях.

HR Специалисты – компаний утверждают, что 65 % соискатели говорят недостоверную информацию о личностных и профессиональных качествах с целью получения желаемой работы.

Перед проведением собеседования с кандидатом необходимо тщательно подготовиться и прежде всего решить оптимальный тип проведения.

Типы собеседований

  1. Структурированное. Самый распространенный тип собеседования. Он предполагает формулирования предварительных вопросов для кандидата на должность. Структурированное собеседование является своего рода чек-листом, инструментом, с помощью которого можно придерживаться определенной структуре, не забыть уточнить у соискателя важные для работодателя вопросы.
  2. Ситуационное. Претенденту на должность предлагается поучаствовать в ситуации близкой к рабочей, с целью демонстрации навыков.
  3. Стрессовое. Отличается способностью вывести кандидата из зоны комфорта, путем отсутствия времени на ответ и спрашивания более личных вопросов.
  4. Определение компетенции. Заранее составляется . Специалист, проводящий собеседование, в процессе беседы оценивает каждую компетенцию по бальной шкале. В результате, можно с легкостью определить подходит кандидат на должность или нет.
  5. Skype – собеседование. При каких-либо ограничений как со стороны работодателя, так и со стороны кандидата.

Профессионалы подбора персонала считают, что ситуационные интервью обязательно следует проводить при поиске людей на руководящие должности и вакансии, связанные с общением и работой с людьми.

После выбора типа предстоящего собеседования стоит задуматься с чего начать общение.

Этапы эффективного начала собеседования

Важно не только провести оценку соискателя, но и представить свою компанию должным образом. Ведь не только вы присматриваетесь к претенденту на должность, но и соискатель формирует свое мнение. Начать успешно собеседование помогут следующие нехитрые этапы:

  • Определите место проведения собеседования. Это может быть кабинет руководителя, отдела кадров или специальная приемная. Главное, чтобы выбранное место не содержало отвлекающих шумов, имело приятный уютный интерьер.
  • Не опаздывайте! Пунктуальность для руководителя или специалиста по подбору персонала это одно из самых необходимых качеств, так как данная категория лиц является «лицом» компании.
  • Начните беседу с юмора, отвлеченных вопросов, расскажите короткую веселую историю =) К примеру, обсудите погоду или спортивную новость. Так вы быстрее расположите претендента на вакансию к себе, ответы кандидата буду более правдивыми.
  • Попросите кандидата рассказать о себе. Из разговора можно понять как кандидат сам себя оценивает, узнать коммуникативные навыки.

Теперь, когда замкнутость общения прошло, вы можете переходить к интересующим вас вопросам.

Какие вопросы нужно задать на собеседовании

Задавая вопросы, вы не должны переходить с одной темы на другую. Переход с одной темы на другую должен быть плавным, чтобы собеседование больше напоминало беседу, а не допрос.

Предлагаем следующий перечень вопросов кандидату на собеседовании:

1. Почему вы откликнулись на должность?

Чаще всего отвечают о зарплате, удобном графике или местоположении работы. Более перспективные специалисты отметят возможность реализации профессиональных навыков, научиться чему-то новому. Первый ответ на вопрос является основной мотивации кандидата в работе.

2. Как вы думаете, почему вы думаете, что подходите на должность?

Отвечая на вопрос, многие говорят о своих достоинствах. Обратите внимание на реальные факты и примеры.

3. У вас есть слабые стороны? Перечислите

Квалифицированные сотрудники ответят таким образом, чтобы слабая сторона выглядела достоинством. К примеру, «большая ответственность», «не могу уйти с работы пока не решу все задачи», «чрезмерно требователен к себе и подчиненным».

4. Почему вы уволились с предыдущего места работы? Или Почему вы хотите сменить работу?

Обратите внимание, что соискатель говорит о предыдущем/ текущем месте работы. Если в ответе вы слышите в основном негативную сторону, то скорее всего, человек конфликтный. Подумайте 100 раз, прежде чем взять такого сотрудника на работу.

5. Рассматриваете ли вы сейчас другие места работы?

Профессионал в своем деле никогда не останется без работы. Данным вопросом можно узнать, как другие работодатели оценивают его профессионализм.

6. Как вы себя видите через 5-10 лет.

Большую ценность для компании принесут люди, способные строить стратегии и планы, а не «плыть по течению». Отдавайте предпочтение кандидатам, которые с легкостью ответили на поставленный вопрос.

7. Чем любите заниматься в свободное от работы время?

Вопрос для завершения собеседования, но не менее важный. Человек, предпочитающий активный отдых, более подходит на многозадачную, быструю работу. Для любителей рукоделия или другого творчества лучше подойдет кропотливая, монотонная работа.

Представляем советы, которые применяют в своей практике такие компании как Роснефть, Сбербанк, Google, ВТБ 24, КАМАЗ.

  1. Метод быстрого собеседования. Метод заключается в проведении собеседования за 15 минут, если на протяжении этого времени вы понимаете, что человек совсем не подходит на должность, то беседа тут же прекращается.
  2. Анализ поз и движений частей тела. Язык тела уже давно применяют в криминалистике, психологии и при подборе персонала движения играют большую роль. Ложь в разговоре легко можно вычислить: собеседник не смотрит вам в глаза, трогает мочку уха, чешет нос.
  3. Нестандартные вопросы:
  • За что вам платили?
  • Чем вы гордитесь?
  • Чего добились в жизни?
  • Что вы предпримите, чтобы «влиться» в коллектив?
  • Чтобы вы хотели изменить в своей жизни?
  • С каким мультгероем вы себя ассоциируете? Почему?
  1. Управленческие способности. При приеме человека на руководящую должность разыграйте ситуацию: «Кандидат поручил задание подчиненному, но задание не было выполнено в срок». Спросите, то предпримет кандидат. Если ответ будет выполнение задачи самостоятельно, то управленческие качества у будущего работника отсутствуют.

Как рассказать о вакансии

Если вопросов к соискателю у вас не осталось, пора переходить к презентации вакансии и компании в целом.

Придерживайтесь следующему плану:

  1. Проинформируйте о деятельности компании, положении на рынке
  2. Расскажите о должностных обязанностей вакантной позиции
  3. Обсудите условия работы, заработную плату, преимущества работы

Важный нюанс при завершении собеседования

После рассказа о вакансии у кандидата могут появиться вопросы. Спросите, есть ли необходимость что-то рассказать подробнее. Если кандидат заинтересован в должности, вопросы обязательно будут.

В завершении спросите все ли устраивает, поблагодарите собеседника и расскажите, как вы оповестите о своем решении.

Собеседование – личный или телефонный разговор одного или нескольких представителей организации с лицами, желающими получить работу. Наиболее распространенный метод вторичного отбора, т.е. выбора кандидатов из ограниченного списка.

Собеседование преследует две главные цели :

1) помочь организации оценить кандидатов на соответствие должности;

2) помочь кандидатам оценить организацию как будущее место работы.

Оно бывает различных типов :

По объекту изучение:

1. Биографическое интервью. Его задачей является выяснение прошлого опыта кандидата с целью прогнозирования его возможностей и способностей, уточнения различных аспектов профессиональной деятельности кандидата, которые не раскрыты в резюме.

2. Ситуационное интервью. Кандидату предлагается решить несколько практических ситуаций (гипотетических или реальных проблем). Этот метод позволяет выявить общие и аналитические способности кандидата, используемые им подходы к решению нестандартных проблем и умение выходить из трудных ситуаций.

3. Структурированное интервью. Его целью является выявление профессиональных и личностных качеств кандидата по заранее разработанному структурированному списку вопросов. Наиболее распространенный вид, может сочетать в себе элементы всех других видов интервью.

4. Интервью по компетенциям. Цель этого вида интервью определить уровень соответствия кандидата ключевым компетенциям, необходимым для работы в данной организации и в данной должности. Для определения уровня компетенции, а также возможностей его развития, интервьюер в процессе интервью обращается к прошлому опыту кандидата.

5. Стрессовое интервью - с целью оценки кандидата на стрессоустойчивость, умение корректно вести себя в провокационных, стрессовых ситуациях, скорость и эффективность принятия решения и т.д. Кандидату задают провокационные, некорректные вопросы, в неудобных и некомфортных условиях (в шумных помещениях), когда соискателю постоянно приходится отвлекаться и трудно сосредоточить внимание. Например, «Вы уверены, что заслуживаете зарплату, на которую претендуете?» или «Почему мы должны нанимать именно Вас?» и т.д. Этот вид интервью проводят два и более интервьюера, с участием линейных руководителей, что увеличивает стрессовую компоненту. Данная методология применяется, как правило, для оценки кандидатов на такие должности, в которых приходится работать в нестандартных ситуациях (например, секретарь в приемной, сотрудник службы безопасности и т.д.).

По составу: индивидуальное, групповое.

По форме организации:

    Структурированное: по стандартной схеме, вопросы заранее известны, связанные с работой.

    Неструктурированное(в свободном режиме)

    Полуструктурированное(предопределены отдельные вопросы)

Процесс собеседования распадается на несколько стадий.

    Первая стадия - подготовка собеседования. Определяются перечень задаваемых вопросов, место и время проведения собеседования. Привлекаются высокопрофессиональные интервьюеры. Изучаются кандидаты. От качества подготовки на 80% зависит успех собеседования.

    Вторая стадия касается непосредственно общения кандидата на занятие вакантной должности и интервьюера. Включает приветствие, взаимное представление, объяснение целей и порядка беседы. Занимает около 15% от общего времени его проведения. Основными методами работы интервьюера выступают: поощрение, одобрение претендента, избегание критических, негативных оценок.

    Третья стадия - основная часть собеседования (около 80% общего времени беседы) заключается в получении наиболее полной информации от кандидата. Представитель организации больше слушает, чем говорит, и не оставляет невыясненными какие-либо детали.

    Четвертая стадия - заключительная (около 5% времени собеседования), завершение беседы, подведении итогов. Основной задачей интервьюера является избегание выставления оценок претенденту.

После идет принятие предварительного решения о пригодности человека к работе, осмысление и обсуждение информации, после чего принимается окончательное решение после ознакомления со всеми претендентами.

Различают следующие типы вопросов.

Закрытые вопросы. Ответом на них являются «да» и «нет». Например, «есть ли у Вас высшее образование?». Эти вопросы полезны, если необходимо проверить основные факты или продолжить беседу с нервничающим человеком.

Открытые вопросы. Начинаются со слов «как», «что», «почему». Например, «почему Вы хотите работать в нашей организации?». Они принуждают человека говорить больше, дают ему возможность высказать свои суждения. В результате интервьюер получает много информации.

Ограниченные вопросы. Начинаются со слов «где», «какой», «когда». Например, «какой вуз Вы закончили?». Эти вопросы могут быть использованы для установления фактов.

Гипотетические вопросы. Формулируются следующим образом: «Что бы Вы сделали, если бы…?». Они могут помочь оценить, как человек поведет себя в рабочей обстановке. Однако следует помнить, что в реальной ситуации реакция может быть иной.

Сложные вопросы. Например, вопрос о хобби и свободном времени одновременно может смутить кандидата, так как он не будет знать, на какую часть вопроса отвечать в первую очередь.

Наводящие вопросы. Заранее указывают ответы, которые должны быть даны. Их следует избегать. Например, «мне нравятся инициативные сотрудники. Часто ли Вы проявляете инициативу?».

Правила проведения собеседования:

1. Документы. Для успешного проведения собеседования интервьюеру необходимо иметь в наличии:

Контрольный список кандидатов с критериями и местом для заметок;

Модель (профессиограмму) рабочего места или должности, или краткие требования к кандидату на должность;

Должностные инструкции;

План собеседования;

Подготовленные заранее для собеседования вопросы;

Комплект бланков для записи ответов претендентов;

Выделенное время из расчета не менее 30 минут на каждого кандидата;

Подготовленное помещение (отдельная комната, стулья в коридоре для ожидающих и др.)

2. Уютная комфортная обстановка. Не за письменным столом, т.к. физический барьер неизбежно порождает и барьер психологический. Опытные интервьюеры просят соискателей садиться на стул (кресло, диван), стоящий сбоку от стола и нередко располагаются рядом с кандидатом. Это демонстрирует претенденту дружелюбие и уважение со стороны собеседника.

3. Избегать показывать положительное или отрицательное мнение. Мнение о претенденте складывается в первые 3-4 минуты разговора. После этого интервьюер задает вопросы в зависимости от сложившегося мнения: при положительном - позволяющие человеку раскрыться с лучшей стороны, при отрицательном - «на засыпку». В первые минуты также целесообразно сделать ясное и сжатое вступление; цели собеседования должны быть четко доведены до сведения кандидата вместе с краткой информацией о форме собеседования, его продолжительности и т.д.

4. Интервьюеру следует избегать длинной вступительной лекции об организации или о самой работе, поскольку это может вызвать льстивые или определенным образом ориентированные ответы.

5. График собеседований должен предусматривать, по крайней мере, 30-минутный перерыв перед началом беседы с очередным кандидатом. Это необходимо для нейтрализации психологических эффектов восприятия, когда впечатление от предыдущего кандидата проецируется на следующего. Необходимо также предусмотреть время для записи и оценок ответов кандидата, а также перерыв для отдыха интервьюера. Эффективное собеседование, как правило, требует много сил, поэтому важно сохранять способность ясно мыслить. Количество собеседований, которые интервьюер может эффективно провести в течении рабочего дня - не более пяти.

Очень важно правильно распределить время интервью:

20% времени - задавать вопросы;

80% - выслушивать ответы и анализировать их.

Если перефразировать известный афоризм, то можно сказать: кто владеет информацией, тот владеет ситуацией на собеседовании.

Прежде чем отправиться в офис, узнайте:

  • с кем вы будете беседовать: с начальником, руководителем отдела кадров или его рядовым сотрудником;
  • формат интервью (групповое или индивидуальное, вопрос-ответ или самопрезентация);
  • дресс-код и вещи, которые нужно иметь при себе (документы, гаджеты и прочее);
  • как добраться (опаздывать недопустимо).

Поможет выяснить это сайт компании или звонок в офис.

Составьте карту ответов на типичные вопросы

Интервью при устройстве на работу однотипны и одновременно не похожи друг на друга. Многие слышали о стрессовых собеседованиях, где могут внезапно начать кричать на соискателя, чтобы выбить его из колеи. Также есть так называемые case-интервью: претендента помещают в некие обстоятельства (например, разговор с недовольным клиентом) и наблюдают за тем, как он решает проблему.

Не всегда удаётся выяснить, какой тип собеседования предпочитают в той или иной компании, поэтому готовым нужно быть ко всему.

Для этого сделайте карту с ответами на типичные вопросы и просьбы (их задают в 99,9% случаев):

  • топ-5 ваших главных достоинств;
  • в чём вы хороши;
  • стратегические направления саморазвития;
  • предложения по работе компании;
  • ваша жизненная и рабочая философия;
  • ваши краткосрочные и долгосрочные цели;
  • необычные задачи, которые вам приходилось решать.

Также следует заранее подготовить перечень тем, которые вы хотели бы обсудить с менеджером по персоналу.

Интерпретируйте вопросы нанимателя

«А» не всегда означает «А», а дважды два не всегда четыре. Рекрутеры порой задают коварные вопросы, где за простой формулировкой кроется хитрый план - заставить соискателя сказать больше, чем следует.

Простой вопрос: «Какую заработную плату вы хотели бы получать?». Но ответ помогает интервьюеру понять вашу мотивацию: деньги, социальные гарантии, график работы и прочее. Если вас спросят, были ли у вас конфликты с руководством и как вы их разрешили, то, скорее всего, HR-менеджер хочет узнать, склонны ли вы брать на себя ответственность или привыкли перекладывать её на других.

Хитрых вопросов - множество. Нужно уметь видеть «двойное дно» (без фанатизма!).

Продумайте своё невербальное поведение

HR-менеджеры - люди, а не автоматы. Они, как все, обращают внимание на невербальные знаки: внешность, мимика, походка, жесты и прочее. Опытному профессионалу могут отказать только потому, что он неправильно вёл себя.

Продумайте заранее язык тела. Если от волнения вы привычно дёргаете ногой, то сядьте нога на ногу. Если стучите пальцами по столу, попробуйте занять руки чем-нибудь, например шариковой ручкой.

HR-менеджеры - люди, а не автоматы. Они понимают, что вы волнуетесь. Но естественность в невербальном общении повысит кредит доверия к вам.

Установите табу на некоторые темы

«Расскажите о себе», - просит интервьюер. «Я родился 2 апреля 1980 года (по гороскопу Телец). В юности занимался футболом, был капитаном городской команды. Потом окончил институт…» - если рассказ соискателя примерно таков, не видать ему должности как своих ушей.

Есть вещи, которые абсолютно неинтересны работодателю и которые никак не характеризуют вас как профессионала. В приведённом примере это год рождения (это можно прочесть в резюме), знак зодиака и спортивные достижения.

Есть темы, на которые нужно наложить для себя табу:

  • пересказ резюме;
  • личные жизненные цели (купить дом, завести детей и прочее);
  • репутация компании и её сотрудники;
  • навыки и опыт, не имеющие отношения к будущей работе (прекрасно готовлю, разбираюсь в сантехнике и тому подобное);
  • неудачи, демонстрирующие некомпетентность.

Так же, как вы составили план, о чём будете говорить, напишите и запомните темы, которые следует игнорировать. Также подумайте, как корректно ответить, если вас всё-таки спросят об этом.

Созерцайте, чтобы успокоиться

Собеседование - дело нервное. Можно забыть, как тебя зовут, не говоря уж о демонстрации деловых качеств.

Чтобы успокоиться, оглянитесь вокруг. Осмотрите офис, технику, сотрудников. Детали расскажут вам много о компании, куда вы собираетесь устроиться, а их анализ поможет привести в норму нервную систему.

Критичный взгляд на фирму и будущих коллег может повысить чувство собственной важности. Помните: компания нуждается в хорошем работнике так же сильно, как вы в хорошей работе.

Берите инициативу в свои руки

В собеседовании, как правило, наступает момент, когда интервьюер и интервьюируемый меняются местами и у соискателя появляется возможность задать интересующие его вопросы.

Не тратьте время на бесполезные «Вы сами позвоните мне или мне перезвонить вам?», «Почему эта позиция открыта?» и так далее. Проявите себя как инициативный сотрудник. Спросите:

  • Есть ли у компании какая-то актуальная проблема? Как вы думаете, чем я могу вам помочь?
  • Не могли бы вы описать, каким вы представляете идеального кандидата на эту должность?
  • Какой совет вы могли бы дать тому, кто начинает работать в вашей компании?

Есть также ряд вопросов, которые задавать не рекомендуется. Какие - расскажет клик по кнопке ниже.

Следование этим советам подготовит вас к собеседованию и увеличит шансы на трудоустройство.

Есть дополнения? Напишите их в комментариях.

Мы уже не раз писали о том, как важно , которая работает как единый организм. Для этого надо тщательно подобрать персонал для работы в интернет-магазине . Важный этап в этом деле - личное собеседование, о котором и пойдет речь в нашей статье.

Для чего нужно проводить собеседование

Итак, вам потребовалось . Личная встреча с соискателем происходит обычно на заключительном этапе приема на работу. Именно по его результатам принимается решение, брать человека или нет. Резюме на этот момент, как правило, уже изучены, образование и стаж работы известны.

Основная цель собеседования - личное знакомство с будущим работником. Можно сколько угодно пытать человека вопросами, но все равно главным будет личное впечатление. Ваша задача - всесторонне узнать соискателя и сделать вывод, подходит он вам или нет.

Подготовка к собеседованию

Чтобы провести встречу с максимальной пользой, нужно хорошенько подготовиться. Изучите резюме соискателя - чтобы не задавать лишних вопросов. По возможности найдите странички человека в социальных сетях - по аккаунтам в них можно многое понять о человеке.

Был случай, когда на должность менеджера претендовал один молодой человек, и HR нешли его страничку во “ВКонтакте”. Фото с огнестрельным оружием на фоне затонированной девятки, многочисленные изображения застолий со спиртными напитками, цитатки из “пацанских” пабликов - “брат за брата”, “вечер в хату” - все это помогло принять верное решение, и на собеседование четкого пацана даже не пригласили (если это читают соискатели - делайте выводы. Ваши аккаунты обязательно посмотрит будущий работодатель. Так что аккуратнее с контентом).

Заранее подготовьте список вопросов. Потом можно импровизировать и отходить от них, но будет проще, если общая канва готова. Также приготовьтесь сами отвечать на вопросы соискателя, в том числе и неудобные: как часто повышается заработная плата, есть ли бонусы, оплачиваются ли ученические отпуска или больничные.

Выберите себе помощника и проинструктируйте его. Беседовать всегда лучше вдвоем - что не спросит один, обязательно вспомнит второй. И еще: два мнения лучше, чем одного. После беседы есть с кем обсудить кандидата. В одиночку можно не разглядеть в человеке какие-то качества или упустить важный поведенческий сигнал.

Приготовьте авторучку и несколько листов бумаги. На них вы будете записывать ответы соискателя и делать различные пометки. Отвечая на вопросы, кандидат в работники может захотеть что-то нарисовать или написать - для этого тоже понадобится бумага с ручкой.

Скачайте и распечатайте пару простых тестов: один на профпригодность, второй - психологический. Тесты могут раскрыть особенности характера человека, тип мышления и другие тонкости, которые нельзя уловить при разговоре. Не увлекайтесь особо: если тестов на должность простого менеджера по продажам будет как при приеме на секретное предприятие оборонной промышленности, это отпугнет человека.

Вопросы собеседования

Вопросы должны быть по делу. Имейте в виду: кандидат тоже готовился к ответам. Возможно, он уже прошел несколько собеседований перед тем, как попал к вам. Так что на большинство стандартных вопросов он отвечать научился. Зададите банальные вопросы - получите банальные заученные ответы, а нам не нужно превращать разговор в школьный экзамен.

Какие вопросы задавать не нужно

  1. Банальности вроде “Кем вы видите себя через 5 лет?”, “Почему вы ушли с прежнего места работы?” или “Какие ваши главные качества?”. Ответы как под копирку будут примерно такие: “Через 5 лет хочу сделать карьеру, ушел из-за начальника-дурака, не устраивала маленькая зарплата и плохой коллектив, а сам я умный, коммуникабельный и умею работать в команде”.
  2. Вопросы из резюме. Человек уже ответил на них, не нужно дублировать. Во-первых, вы потеряете время, во-вторых, кандидат сочтет вас неподготовленным. “А они вообще читали мое резюме?” - подумает он и будет прав.
  3. Вопросы личного характера. Люди не любят, когда им лезут в душу, да еще и незнакомые. Если у вас, конечно, не стоит задачи провести стресс-интервью: для соискателя в интернет-магазин это и не нужно.

Правильные вопросы

  1. Попросите человека рассказать краткую биографию. Так вы расположите кандидата к себе - люди любят, когда их жизнью интересуются. А вы получите много важной информации, по которой можно будет сделать выводы.
  2. Обязательно задайте несколько вопросов профессионального характера. Если берете менеджера по продажам - попросите его продать вам авторучку, пусть выкручивается. Нанимаете программиста - пусть ответит на пару вопросов о коде и языках программирования.
  3. Вопросы на самоотдачу. “Готовы ли вы к сверхурочным работам?” “Готовы ли к командировкам в другие города?” “Поедете ли вы обучаться за границу?” - примерно такие. По ответам можно понять общий настрой работника. Если большинство ответов положительные, значит человек выручит вас в трудную минуту: останется после работы доделать важный проект или пожертвует своим выходным. За оплату, разумеется.
  4. Расспросите соискателя о его увлечениях. Замечательно, если хобби совпадает с профессией - значит человек на работе будет заниматься тем, что ему интересно.
  5. Поговорите о деньгах. Сколько вы будете платить, вам обоим примерно понятно. Наверняка это обсуждалось по телефону или было указано в объявлении о приеме на работу. Обсудите перспективы - наверняка человек захочет узнать, что будет, если он хорошо себя проявит. Можно спросить, сколько будущий сотрудник хочет зарабатывать, скажем, через полгода. Так вы оцените аппетиты соискателя и его заинтересованность в деньгах в принципе.
  6. Попросите рассказать о достижениях в карьере. Хорошему специалисту всегда есть чем похвастаться. Пусть расскажет о регалиях, успешных проектах и наградах. Если их много, значит человек привык работать вне рамок должностных обязанностей и всегда стремился к большему.
  7. Задайте несколько провокационных вопросов. Формат примерно такой: “Что вы будете делать, если:
  • ваше мнение расходится с мнением коллектива;
  • руководитель просит нарушить закон;
  • вы допустили серьезную оплошность в работе.

По ответам вы поймете, как человек будет действовать во внештатных ситуациях.

Первые две-три минуты беседы - самые важные. Вы получаете общее впечатление о кандидате и налаживаете с ним контакт. Для большинства соискателей собеседование - это тот еще стресс. Расположите человека к себе: предложите чай или кофе, спросите, как он добрался, осведомитесь о погоде, в конце концов. Словом, разрядите обстановку.

“Представьтесь, пожалуйста”, - не лучшее начало разговора. Вы прекрасно знаете, как зовут человека, который к вам пришел - вот и зовите его сразу по имени. А сами обязательно представьтесь. Здесь есть тонкий психологический момент: соискатель не будет чувствовать себя одним из многих. Ему покажется, что здесь ждали именно его - от этого будущему сотруднику будет комфортнее.

Оцените человека в целом. Посмотрите, как он одет, как себя ведет, как отвечает на вопросы. Скучающий и отстраненный вид, помятая одежда и неухоженная внешность - все это должно насторожить. Заинтересованный кандидат хочет произвести на будущего работодателя хорошее впечатление, поэтому будет стараться выглядеть хорошо. Правда, Стив Джобс ходил на работу в шлепанцах и не бывал в душе по несколько дней, но это скорее исключение из правил.

Совет четвертый: помните, что вы тоже проходите собеседование.

Пока вы оцениваете соискателя, соискатель оценивает вас. Времена, когда люди соглашались на любую работу, лишь бы взяли, давно прошли. Хороших специалистов сейчас мало, классных - еще меньше. И все они прекрасно знают себе цену. И не факт, что решение о сотрудничестве принимаете вы - профессионал своего дела еще подумает, а стоит ли с вами связываться. Тем более, если у него есть другие варианты. Поэтому сами готовьтесь отвечать на вопросы - об этом мы расскажем чуть ниже.

Главное правило - быть предельно откровенным. Если вы скажете, что зарплата в вашей компании 50 000 рублей, а в конце месяца человек получит листочек с цифрой 30 000 руб, о лояльном отношении можно забыть. Готовьтесь отвечать на неудобные вопросы.

Приведем пример. К вам приходит очередной соискатель и с порога заявляет, что он профессионал, каких мало. Приводит пруфы: рекомендации известных бизнесменов, почетные грамоты, свидетельства и дипломы о прохождении разного рода обучений, в том числе за рубежом. В конце разговора кандидат заявляет, что готов с вами работать за зарплату вдвое больше той, что предлагаете вы. Не хотите - как хотите, у него еще +100500 предложений от других компаний.

Как себя вести? Главное - не давать ответ сразу. Возьмите паузу и обсудите кандидата с коллегами . Проверьте соискателя: позвоните на бывшую работу, погуглите его имя и фамилию. Если это и правда профессионал, есть смысл согласиться на его условия, только с одним “но”. Вы даете человеку испытательный срок, чтобы он доказал свои таланты. Молодежи с завышенной самооценкой сейчас полно - возможно, перед вами именно такой персонаж. Понтов много, а на деле - пшик. Оставьте себе место для маневра, чтобы в случае чего включить заднюю передачу. Уволить работника или поменять трудовой договор сейчас непросто, поэтому лучше подстраховаться. Испытательный срок - самое лучшее решение.

В то же время дайте человеку понять, кто тут главный. Панибратские отношения с подчиненными - худшее, что можно представить. Вы думаете, что располагаете человека к себе, на самом деле работники чувствуют слабину и быстро начинают этим пользоваться. “Начальник-друг” - заведомо проигрышная модель. Работники почему-то начинают думать, что им позволительно опаздывать и нарушать дисциплину, поэтому субординацию нужно соблюдать уже на собеседовании .

Правила собеседования по удаленке

В принципе, здесь все то же самое, только без личной встречи. Основное правило - проводите собеседование в режиме онлайн . Скайп, телефонный или видеозвонок по телефону, общение в мессенджерах - выбирайте любой удобный способ. Не ведите многодневную переписку по электронной почте - все должно делаться за один сеанс.

Понятно, что удаленное общение не даст столько же информации, что и личная встреча. Компенсируйте это более подробным резюме, попросите сканы документов об образовании, обзвоните бывших работодателей.

Анализ результатов собеседования

Вот соискатель ушел, вы обещали ему перезвонить. Теперь начинается самое интересное - нужно принять решение: брать человека на работу или нет. Взвесьте все “за” и “против”, сопоставив информацию. На первое место ставьте ключевые качества: опыт работы, наличие хороших рекомендаций. Проанализируйте, как человек отвечал на ваши вопросы и сделайте выводы. Обычно по ходу беседы можно понять человека: что ему нужно от работы у вас, насколько он заинтересован в должности и даже как будет работать. Если кандидат держался молодцом - четко и грамотно отвечал на все вопросы, внятно формулировал мысли, был спокоен и вежлив - это говорит о серьезности намерений.

Когда кандидат путается в ответах, отвечает односложно или в форматах “не знаю”, “затрудняюсь ответить”, “да я как-то об этом не думал” - это повод задуматься. В любом случае, при принятии решения взвешивайте все факторы. Все люди разные и по-разному . Помните экзамены в вузе или школе? Когда все вроде выучил, а сел перед преподавателем - и словно память стерли. Так и тут. Работник хороший, а на собеседовании будто язык проглотил.

Заключение

Теперь вы готовы к тому, чтобы самостоятельно провести собеседование. Напоследок напомним - очень часто все решает интуиция. Не забывайте: с этими людьми вам придется проводить большую часть своего времени. Постарайтесь сделать так, чтобы комфортно было всем. Удачи в подборе команды!

Хотя бы раз в жизни участвовать в собеседовании доводилось каждому. Кто-то принимал участие на правах кандидата на вакансию, кто-то же, напротив, выступал в качестве оценивающей стороны, являясь потенциальным работодателем. В зависимости от правил, принятых в различных компаниях и даже индустриях, существуют различные практики организации этой беседы между двумя сторонами.

Для чего нужно собеседование

Собеседованием называют процесс коммуникации между работодателем и кандидатом, который претендует на открытую в компании позицию. Как правило, полная организация собеседования лежит на плечах менеджера по персоналу либо hr-менеджера. Этот человек должен сперва найти подходящего кандидата, получить у руководства одобрение его резюме, а затем согласовать встречу с кандидатом. В некоторых компаниях отсутствует выделенный специалист для работы с персоналом, поэтому организационные вопросы могут решать другие люди, например, секретари или непосредственно заинтересованные в новом работнике руководители. Кто-то предпочитает отдавать вопросы поиска персонала на аутсорс в агентство или работать с удалённым рекрутёром-фрилансером. В этом случае первое собеседование проходит на территории рекрутинговой компании.

Собеседование необходимо обеим сторонам для первичной оценки друг друга. Работодатель оценивает профессиональные навыки кандидата и его психологические качества, а кандидат в первом приближении изучает потенциальное место работы, знакомится с перечнем возможных задач и часто с непосредственным начальником.

Какие виды и методы проведения собеседования существуют

В зависимости от уровня позиции, на которую будет собеседоваться кандидат, от условий проведения интервью и от его целей, рекрутёры могут использовать различные виды и методы проведения собеседований:

  • структурированное собеседование;
  • ситуационное, или кейс-интервью;
  • проективное интервью;
  • собеседование по компетенциям (поведенческое);
  • стрессовое (шоковое) интервью;
  • brainteaser-интервью.

В некоторых компаниях также сознательно практикуют не самый уважаемый среди соискателей формат группового интервью. В нём принимает участие сразу несколько соискателей, вынужденных между собой соревноваться. Работодатель же при этом может выбрать из нескольких кандидатов наиболее интересного.

Личная практика автора данного материала показывает, что очень часто в одном интервью бывают собраны фрагменты разных типов. Например, базовое знакомство с кандидатом рекрутёр проводит в формате структурированного интервью, задавая ожидаемые вопросы об образовании и опыте работы. Участвующий в первом собеседовании вместе с рекрутёром потенциальный руководитель может задать несколько кейсов или устроить небольшое стрессовое интервью.

Структурированное собеседование

Самым распространённым является структурированное собеседование. Этот формат является наиболее логичным и простым с точки зрения организации мероприятия. Собеседование проходит в формате тет-а-тет. Представитель работодателя задаёт соискателю типовые вопросы и получает прямые ответы об образовании кандидата, его квалификации, опыте работы, профессиональных и жизненных ожиданиях. Такая беседа позволяет понять уровень соответствия кандидата формальным требованиям к должности, а также то, насколько легко он будет способен вписаться в рабочий коллектив.

Чаще всего собеседование проводится по заданной схеме

Ситуационное собеседование

Кейс-интервью подразумевает, что помимо стандартных вопросов кандидату будет предложено решить несколько практических задач из практики данной компании или индустрии в целом. Так можно определить ход мысли кандидата и предположить, как он будет действовать в рабочей ситуации.

Проективное собеседование

Проективное интервью предполагает смещение акцентов с кандидата на воображаемое третье лицо, которое решает какие-то задачи. Задача соискателя в этом случае состоит в том, чтобы максимально быстро дать комментарий действиям людей, участвующих в заданной интервьюером ситуации. В основу этого метода положен принцип, согласно которому каждый из нас имеет склонность анализировать чужие действия с позиций собственного опыта. Так, чтобы выявить жизненные ценности кандидата, задают вопрос о том, за что можно было бы уволить сотрудника, в каком случае работник может воровать у работодателя или лгать ему. Вопрос о том, почему люди опаздывают на назначенные встречи, поможет выявить отношение к пунктуальности.

Поведенческое собеседование

Самым длительным по времени обычно является собеседование для оценки компетенций. Здесь пристально изучается именно профессиональный опыт кандидата, а результаты его ответов тщательно оцениваются по различным типам шкал (компетенциям).

Шоковое интервью

Стрессовое интервью применяется для оценки уровня конфликтности и стрессоустойчивости кандидата. Этот метод относится к нестандартным и практикуется чаще всего в отношении представителей определённых профессий. В частности, способность сохранять хладнокровие перед лицом назревающего конфликта очень полезна топ-менеджерам, специалистам по продажам, страховым агентам. Понять, что вы стали участником стрессового интервью, очень легко. Интервьюер может намеренно провоцировать конфликт, отпускать неуместные комментарии и задавать некорректные вопросы с целью вывести кандидата из состояния равновесия.

Brainteaser-интервью

Brainteaser-интервью используется для оценки креативности кандидатов. Чтобы успешно пройти такое собеседование, кандидат должен проявить достаточный для решения нестандартных логических задач уровень находчивости и сильные навыки самостоятельной работы.

Долгое ожидание перед встречей может оказаться не забывчивостью собеседника, а проверкой на стрессоустойчивость

Иные виды собеседований

При организации собеседований сегодня широко используются различные специальные инструменты для коммуникации. В целом надо отметить, что формат собеседования очень сильно зависит от уровня позиции, на которую претендует кандидат, а также от самой индустрии, в рамках которой человек хочет работать. Так, для отбора исполнителей творческих профессий (киноактёров, моделей и так далее) собеседование называется кастингом или пробами и проходит в формате, который существенно отличается от вступительного интервью для офисных сотрудников.

Новые формы проведения собеседований открылись и благодаря доступности современных технологий. Так, всё большее распространение в некоторых кругах приобретают видеоинтервью. Такие собеседования могут быть организованы с помощью различных компьютерных сервисов, наиболее известным из которых является Skype. Удобство такого формата заключается в том, что как соискатель, так и рекрутёр, а также прочие участники собеседования могут находиться в различных точках света. Главное условие для проведения собеседования по Skype - хороший интернет-канал. Многие it-компании именно так проводят по крайней мере одно из первых собеседований с кандидатом.

Существуют также специальные сервисы, которые позволяют проводить видеоинтервью по другому принципу. Суть его в том, что сперва рекрутёр записывает на видео свои вопросы к кандидату, затем кандидат перед видеокамерой отвечает на эти вопросы и отсылает свой ответ рекрутёру. Тот может просмотреть ответ кандидата в любое удобное время. Такой формат помогает специалисту по работе с персоналом обработать большее количество заявок.

Видео: виды интервью при приёме на работу

Как проходит собеседование

Распространённой практикой является сегодня проведение целой цепочки собеседований при приёме на работу. Современному кандидату до получения заветного оффера предстоит пройти от двух до пяти собеседований. Единых требований к числу этапов интервью не существует, и каждая компания самостоятельно определяет порядок общения с кандидатами для каждой из вакансий.

Коммуникация чаще всего начинается посредством телефонных переговоров либо переписки по электронной почте. Если поиском кандидатов занимается кадровое агентство, первый контакт также может быть установлен менеджером этого агентства.

Первое собеседование в компании традиционно проходит с hr-менеджером. Для экономии времени некоторые работодатели предпочитают первый разговор проводить по телефону или по скайпу. Приверженцы более консервативных методов сразу же приглашают кандидата в офис. На этом этапе специалист по работе с персоналом оценивает общую адекватность кандидата, а также соответствие формальным критериям к вакансии. Некоторые позиции предполагают обязательное предварительное тестирование кандидата. После того как уровень профессиональных компетенций подтверждён, к собеседованиям подключаются линейные руководители и в некоторых случаях топ-менеджмент компании-работодателя.

Безусловно, далеко не всегда речь идёт о такой длинной цепочке собеседований. В большинстве случаев люди стараются беречь своё время и предложение о работе делают уже после двух-трёх собеседований.

Схема, по которой проходит каждое из собеседований в цепочке, до некоторой степени является стандартной и определяется принимающей стороной. Как правило, темп и общее настроение беседы задаёт рекрутёр. Профессионализм этого человека также во многом определяет результаты собеседования и выводы, которые сделает для себя каждая из сторон. Чаще всего схема беседы выглядит следующим образом:

  1. Рекрутёр предлагает кандидату возможность рассказать о себе то, что последний сочтёт существенным в контексте конкретной вакансии.
  2. Присутствующие задают ему различные уточняющие вопросы.
  3. Если во встрече участвует потенциальный руководитель, он может попросить соискателя решить или прокомментировать какую-либо задачу из практики предприятия.
  4. После того как участники со стороны работодателя выяснят о кандидате всё, что их интересует, наступит его очередь задавать вопросы о компании.

Какие вопросы часто задают кандидатам и как правильно на них ответить

Кандидатам на собеседовании могут задать совершенно любой вопрос. Конечно, большая часть вопросов будет стандартной и нацеленной на выяснение различных формальных подробностей биографии соискателя. Отвечать на вопросы о том, где вы учились и работали, стоит спокойно, уверенно и правдиво. Никаких особых хитростей здесь нет.

Хорошо подготовленного кандидата вопросы на собеседовании не должны ставить в тупик

Гораздо интереснее и сложнее окажутся вопросы с большей степенью абстракции - такие, на которые может не быть единственного правильного и однозначного ответа. Важно помнить, что когда вам задают такой «странный» или «глупый» вопрос, рекрутёру будет интересно даже не столько содержание ответа, сколько ваша первая реакция. Вопрос может быть направлен на нечто неприятное для вас, на момент в биографии или резюме, который может вызвать негативные эмоции.

На собеседовании часто просят рассказать о самом большом провале и самой большой удаче. Отвечая, надо быть честным, так как взлёты и падения бывают у каждого, а человек, ни разу не испытавший ни побед, ни поражений, производит скорее отрицательное впечатление.

К числу нестандартных относится, например, и вопрос о профессиональных планах на ближайшие пять (десять, пятнадцать и так далее) лет. По ответу рекрутёр составит представление о том, в каком направлении вам интересно развиваться и интересно ли вообще, какую карьеру вы собираетесь строить. Так, если вы хотите через несколько лет уехать в другую страну, вас могут не взять работать в государственную организацию, но для международной корпорации с офисами в разных странах вы окажетесь очень глубоко замотивированным работником. Социально желаемый ответ состоит в том, чтобы показать, что вы в меру амбициозны и серьёзно задумываетесь о своём будущем. Правда, нужно быть готовым к тому, что вслед за этим ответом последует коварная просьба рассказать, что именно вы уже делаете, чтобы достичь своих целей. Если у вас не будет готового ответа на этот вопрос, озвученный ранее план будет выглядеть пустыми мечтаниями и характеризовать вас не с лучшей стороны.

Часто на собеседованиях можно слышать и вопрос о том, как занимается кандидат своим профессиональным развитием. Из вашего ответа рекрутёр поймёт, всерьёз ли вы идентифицируете себя с выбранной специальностью, склонны ли вы к самостоятельному повышению квалификации или будете работать лишь от звонка до звонка. Будьте готовы к вопросам о последней прочитанной профессиональной книге или пройденном тренинге. В интересах замотивированного соискателя быть в курсе актуальных новинок своей отрасли, уметь рассказать понятным языком содержание самых топовых книг, объяснить применяемые в профессии методы.

Не стоит пытаться показать себя умнее, чем на самом деле. Употребление понятий и терминов, значение которых вам не знакомо, может выйти боком.

Видео: частые вопросы на собеседованиях и ответы на них

Как пройти собеседование при приёме на работу

В интернете легко можно найти множество статей, в которых подробно рассказывается, что и как нужно делать, чтобы пройти собеседование и получить предложение о работе. Вместе с тем, если бы всё было так просто, давно отпала бы сама необходимость в подобных статьях. Важно понимать, что волшебной таблетки не существует, и ни одна даже самая подробная инструкция не может гарантировать положительный исход собеседования. Статьи экспертов приводят общие рекомендации, следуя которым кандидат будет чувствовать себя увереннее в процессе собеседования и сможет лучше понимать ожидания противоположной стороны.

Как подготовиться

Прежде всего, необходимо изучить всю доступную информацию о потенциальном работодателе: сайт в интернете, социальные сети, офлайн точки продаж, публикации в СМИ, блогах и так далее. Пренебрегать этим предварительным исследованием, рассчитывая на то, что вы сумеете сориентироваться на месте, не стоит. Обязательно стоит проверить и присутствие работодателя в различных антирейтингах, поискать отзывы работников, из которых можно узнать, есть ли проблемы с выплатой заработной платы, адекватным ли является руководство и так далее. Часть кандидатов, изучив работодателя подробнее, вообще предпочтут отказаться от похода на собеседование, поскольку придут к пониманию, что эта компания по каким-то причинам им не подходит. Тем же соискателям, что доберутся до офиса нанимателя для встречи в назначенный день и час, результаты этих изысканий также сослужат добрую службу. Редкому кандидату на собеседовании удаётся избежать вопроса о том, что он знает о компании, в которой так хочет работать. Очевидно, что человек, уделивший хотя бы какое-то время тематическому интернет-сёрфингу, будет гораздо выигрышнее смотреться на фоне граждан, не пожелавших уделить внимание этому вопросу.

Внешний вид на собеседовании очень важен - одежда кандидата должна соответствовать общему стилю компании

Для специалистов, претендующих на определённые позиции, например, в сфере маркетинга, пиара и взаимоотношений с общественностью, предварительное изучение компании в открытых источниках является критически важным. При поиске и анализе информации они должны не просто сформировать для себя какой-то образ компании, но и отметить сильные и слабые места в продвижении, продумать варианты оптимизации стратегии работы с внешней средой. В 99 случаях из 100 работодатель попросит маркетолога в качестве тестового задания проанализировать сайт, а у пиарщика спросит, как тот станет продвигать продукт компании или решать конфликты в социальных сетях.

Готовясь к собеседованию, задайте себе вопрос, зачем работодателю нужен человек на эту вакансию, чего может ожидать компания от кандидата. Оцените своё резюме чужим взглядом и подумайте, какие скользкие моменты в нём есть, как вы будете комментировать их, если попросят. Например, перерывы между работой, частые переходы с места на место, небольшая продолжительность работы в конкретных компаниях.

Подготовьте вопросы, которые вы будете задавать рекрутёру о компании и о вакансии. Помимо стандартного вопроса о содержании работы, вы вправе поинтересоваться причиной возникновения вакансии, в частности, новая ли это должность, появившаяся, например, из-за расширения отдела, замены ушедшего сотрудника или результат того, что собственник в гневе разогнал весь прежний отдел. Косвенный признак, по которому можно оценить компанию, - это срок публикации объявления о найме. То есть продолжительность времени, в течение которого работодатель не может найти подходящего кандидата. Сведения о текучести персонала тоже могут много сказать об условиях работы.

Видео: подготовка к собеседованию

Как правильно себя вести

Если вы пришли на собеседование раньше назначенного времени, и вас попросили подождать на диванчике в холле, постарайтесь и это время потратить с пользой. Вместо мониторинга социальных сетей в своём смартфоне посмотрите вокруг. Вас может заинтересовать качество оформления помещений, удобство планировки, внешний вид сотрудников, которые попадаются вам на глаза. Прислушайтесь к тому, как секретарь ресепшн отвечает на входящие звонки, как между собой общаются коллеги. Если вы курите, сходите перед собеседованием в местную курилку. Иногда из разговоров в неформальной обстановке можно узнать всю подноготную.

Автор данного материала на своём опыте убедился, что стоит обращать внимание и на такую неоднозначную вещь, как туалеты. Конечно, качество организации уборной комнаты не может быть единственным аргументом в пользу принятия предложения или отказа от него, но наблюдательный человек сумеет сделать для себя правильные выводы. Автору однажды довелось побывать на собеседовании в строительной компании, ориентированной на частное загородное строительство. С целью увеличить доступность для потенциальных клиентов компания переехала в офис возле одной из центральных станций метро, однако роста продаж не случилось. Руководство компании решение проблемы видело в усилении отдела маркетинга. Автора же сильно смутила приклеенная на дверь туалетной кабинки записка, в которой неизвестный автор обращался к коллегам с призывом не воровать туалетную бумагу и освежитель воздуха. Едва ли это способно создать у потенциальных клиентов ощущение надёжности и безопасности от взаимодействия с подрядчиком. Сложно ожидать грамотных бизнес-решений и хоть какой-то заботы о персонале от людей, для которых подобные надписи не являются чем-то, выходящим из ряда вон.

Если по итогам собеседования вам не перезвонили, обязательно попробуйте дозвониться до рекрутера, чтобы выяснить истинную причину отказа. Постарайтесь не доводить человека до попытки избавиться от вас любой ценой. Объясните, для чего вам нужна правдивая информация. Не пытайтесь оспорить результаты собеседования.

Типичные ошибки при прохождении собеседования

Каждый день кандидаты совершают на собеседованиях множество ошибок. Самой распространённой является несоблюдение простых и общеизвестных форм этики, вежливости и делового этикета: слишком рано или поздно прийти, одеться неподобающим образом, первым перейти на «ты» или, наоборот, держаться слишком скованно или официально, когда интервьюеры предлагают мягкую и дружественную манеру общения. Как отсутствие контактности, так и чрезмерная развязность сыграют не в вашу пользу. Необходимо уметь ориентироваться в ситуации, чувствовать собеседника и проявлять гибкость, но обязательно сохранять чувство собственного достоинства в любой атмосфере. Так, полезно продемонстрировать заинтересованность в работе, но показывать, что вы готовы на что угодно, чтобы эту работу получить, уже неправильно. Всегда рекомендуется придерживаться баланса, золотой середины.

Ошибки на собеседовании во многом связаны с неумением оставить о себе хорошее впечатление

Не стоит пытаться расположить лично к себе интервьюера или потенциального начальника (строить глазки, шутить, когда неуместно, быть излишне многословным). Нужно уметь слышать, о чём спрашивают, чётко выявлять основной посыл вопроса, отвечать сжато и конкретно и, если попросят, разворачивать ответ детальней. Не стоит сразу отвечать подробно и начинать разговор издалека.

Пример правильного ответа.

Соискатель: «6 человек».

Пример неправильного ответа.

Интервьюер: «Сколько человек было под вашим руководством в данном проекте?»

Соискатель: «В этом проекте работали люди как в штате, так и вне штата, были задействованы также несколько фрилансеров, которые часто менялись…»

Часто кандидаты приходят на собеседование, не изучив предварительно компанию и её положение на рынке. Это также является распространённой ошибкой. Откровенную некомпетентность проявляют кандидаты, неспособные продемонстрировать даже знание рынка и отрасли в целом.

Отрицательное впечатление на работодателя производят чрезмерно откровенные кандидаты, а также кандидаты вдохновенно лгущие. Идеальная тактика состоит в том, чтобы быть честным, не лгать, но самую малость недоговаривать в некоторых деталях. Например, не указывать настоящие мотивы ухода из компании, если реальной причиной послужил серьёзный личный конфликт с руководством, вне зависимости от того, правы вы были в этой ситуации или нет. Конфликтность - не лучшая характеристика работника. Не стоит лгать в ответ на прямой вопрос, но и акцентировать внимание на скользких моментах тоже не надо. На собеседовании лучше вообще не врать. Когда вы чего-то не знаете, можно сказать, что вы не помните точно, но можете предположить и немного порассуждать на данную тему, если вам позволят. Такое поведение позволит произвести впечатление честного человека, который не сдаётся и готов искать варианты.

Видео: типичные ошибки соискателей

Как подготовиться к собеседованию на английском или другом языке

Подготовка к собеседованию на иностранном языке по существу имеет мало отличий. Конечно, многое зависит от того, насколько свободно вы владеете языком. Уверенность в своих языковых знаниях во многом облегчит для вас процесс собеседования. Чтобы их освежить, можно посмотреть видеоролики на Youtube с типовыми вопросами и ответами. Не стоит заучивать готовые ответы. Рекрутеры с недоверием относятся к кандидатам, отвечающим уж очень гладко, хорошо поставленным голосом и чрезвычайно логичным и выверенным текстом. В таком ответе присутствуют все индикаторы заученности и чрезмерной подготовленности к собеседованию. Вы должны быть уверенны и позитивны, но производить впечатление естественности. Необходимо быть естественным, а не изображать и казаться.

Видео: как подготовиться к интервью на английском, если ваш английский не идеален

Какие методы оценки кандидатов существуют

Оценка кандидата начинается ещё до первого звонка интервьюера. Это рассмотрение резюме и сопроводительного письма, которые показывают навыки работы с текстом, умение структурировать информацию и подавать её в письменном виде, уровень русского или иностранного языка, адекватность зарплатных запросов, навыки самопрезентации. Следующим этапом происходит оценка кандидата по телефонному разговору. Она выполняется на основе тона и тембра голоса соискателя, а также с учётом содержания ответов на вопросы. Конечно, здесь существенную роль играет и так называемый человеческий фактор, поэтому первое мимолётное впечатление, составленное даже по телефонному звонку, может испортить ситуацию для кандидата. Именно поэтому разговаривать с рекрутёром по телефону имеет смысл только тогда, когда вы действительно к этому готовы, то есть ничем не заняты, вам не мешают посторонние звуки или невольные свидетели, ваш голос спокоен, вы можете давать обдуманные ответы. Если вы не чувствуете себя морально готовым к телефонному разговору, лучше сбросить звонок или попросить перезвонить в другое время.

Объективную оценку человека выполнить очень сложно, поэтому однозначно рекомендуемого универсального теста или метода для выполнения такой оценки не существует. По факту тесты и методы представляют собой лишь инструмент для сбора данных о человеке по определённой системе. Основная же роль в выполнении анализа и заключений принадлежит рекрутёру или другому специалисту.

Для справедливой оценки соискателя необходимо помнить следующие рекомендации:

  • оценивать стоит не столько психологические и прочие качества человека, сколько его поведение и конкретные результаты деятельности;
  • во внимание должны быть приняты не только результаты, но и условия, в которых они были получены;
  • результаты выполнения формальных тестов могут быть корректно оценены только опытным рекрутёром, имеющим богатый профессиональный и жизненный опыт, представляющим собой психологически и социально зрелую личность.

К числу используемых для оценки методов относятся:

  • метод экспертной оценки, когда эксперт из отрасли в присутствии hr-менеджера общается с кандидатом по узким профессиональным или поведенческим направлениям;
  • профессиональное тестирование для определения уровня квалификации кандидата или для выявления, например, творческих способностей;
  • решение кейсов и ситуативных задач;
  • заполнение личностных опросников;
  • проверка представленных кандидатом рекомендаций.

На практике рекрутёры чаще всего используют комбинацию из этих методов, поскольку каждый из них имеет как достоинства, так и недостатки. Например, заполненный личностный опросник может дать исчерпывающую информацию по кандидату, но информация может оказаться неправдоподобной, поскольку сообразительный соискатель вычислит социально приемлемые ответы. Другой вариант состоит в том, что личностный опросник покажет искреннее стремление кандидата к определённой деятельности, но его профессиональный опыт и навыки могут не соответствовать его желаниям на текущий момент.

Оценка потенциального сотрудника может проводиться по разным направлениям

Существуют и нестандартные методы оценки по ролевым моделям поведения, например, кинотест. Суть его состоит в том, что человека спрашивают о любимых фильмах или предлагают оценить ситуации из общеизвестных фильмов. В зависимости от того, какие намерения и возможности поведения человек будет приписывать тем или иным героям, опытный исследователь сделает выводы и о самом человеке.

Что такое оценочный лист кандидата

Для каждой должности есть набор существенных требований к личным и профессиональным навыкам кандидата. Они выносятся в отдельный лист, в котором оценивающий специалист расставляет баллы или комментарии по соответствию соискателя требуемому уровню. Когда такой лист имеется у каждого из присутствующих на собеседовании, при итоговом анализе учитываются все эти анкеты. Такой подход позволяет оценить одно и то же качество с разных сторон.

Рекомендация соискателям: ни в коем случае не пытайтесь заглянуть через плечо рекрутёра, чтобы узнать, что он пишет в оценочном листе. Вместо этого возьмите за правило тоже делать записи в ходе собеседования. Так вы произведёте положительное впечатление на работодателя, сформируете образ человека собранного, рационального и заинтересованного в анализе результатов встречи.

Случай из практики одного знакомого автору IT-рекрутёра. Один из кандидатов технической специальности во время собеседований никогда не стеснялся переспрашивать малознакомые термины или новые для него технологии и обязательно записывал всё в блокнот. В свободное время этот человек дополнительно изучал информацию по выявленным обновлениям. Так он узнавал, что актуально на рынке, что нужно работодателям, а каждое следующее собеседование даже если и не заканчивалось предложением о работе, в любом случае делало его более подготовленным. Можно, конечно, надеяться на свою память и ничего не записывать, но в данном случае одному из работодателей очень понравился такой подход человека к самообразованию и его нацеленность на саморазвитие. Жизненные ценности соискателя совпали с корпоративными ценностями конкретной компании, и наш специалист получил рабочий оффер.

Оценочный лист может выступать и как обязательная форма отчётности при проведении собеседования нанятым кадровым агентством.

Как оформить результаты собеседования

Результаты собеседования чаще всего оформляются в виде оценочного листа. Чем больше участников со стороны работодателя принимает участие во встрече, тем объёмнее выходит «портрет» кандидата. Наиболее важными являются оценки, полученные от потенциального руководителя претендента, а также от ведущего эксперта по данной специальности.

Фотогалерея: пример заполнения оценочного листа

Сначала излагается базовая информация о кандидате Личные качества кандидата могут оцениваться по различным шкалам Оценка уровня знаний и навыков кандидата будет варьироваться в разных сферах деятельности Оценка опыта кандидата проводится в зависимсти от конкретных требований Итоговая запись в оценочном листе - рекомендации по кандидату

Протокол собеседования при приёме на работу

Протокол собеседования является стандартным документом и должен включать краткое резюме оценки кандидата, заключения о сильных сторонах и рисках, которые в нём обнаружил интервьюер. Каждая компания вправе разработать свою форму протокола.

Каждая компания вправе создать свой собственный типовой шаблон протокола

Безусловно, прохождение рабочего интервью вызывает стресс у соискателя. Однако можно постараться минимизировать эмоциональное напряжение во время встречи, уделив достаточное внимание подготовительному процессу. Внутреннее спокойствие и уверенность в своих силах помогут кандидату сохранить правильный настрой на собеседовании и произвести на потенциального работодателя хорошее впечатление.



Рассказать друзьям