Как создать фонд для сбора средств нуждающимся. Как создать благотворительный фонд: инструкция и советы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Многие предприниматели и обычные люди занимаются благотворительностью, которая заключается в оказании материальной помощи тем или иным людям. Для того чтобы средства распределялись не хаотично, а людям было проще делать добрые дела, существуют благотворительные фонды. Создание подобной организации предполагает объединение людей, которые будут привлекать финансовые средства и регулировать их поступление нуждающимся.

При этом важно понимать, что подобное учреждение не может извлекать большой уровень прибыли при осуществлении своей деятельности – это противозаконно и уголовно наказуемо.

Существует большое количество организаций, занимающихся сбором и распределением финансовых средств для помощи различным группам людей (детям, инвалидам, и др.).

В первую очередь все они делятся на 2 категории:

  • Коммерческие фонды – по своей сути они должны называться благотворительными организациями, а не фондами, поскольку у них есть членство, а также они ведут стороннюю коммерческую деятельность.
  • Некоммерческие – наиболее распространенный вид. Основная идея состоит в объединении имущества граждан или юридических лиц с условием контроля за распоряжением денежным средствами со стороны попечительского совета.

Среди некоммерческих принято выделять 2 подгруппы:

  • Публичные – те организации, которые имеют поддержку со стороны государства и общества (их доля в финансировании составляет больше трети от общей суммы). Чаще всего количество учредителей очень высокое. Среди публичных фондов наиболее распространенными являются медицинские, религиозные и образовательные объединения.
  • Частные – те, в которых доля государства и общества в финансирования очень мала (менее одной трети от суммы финансирования). При этом чаще всего это понятие применяется в качестве налогового термина.

Наконец, частные фонды делятся на:

  • Оперативные – те организации, которые ведут определенный род деятельности, который приводит к запланированному результату. Это может быть организация программ по реабилитации пострадавших при катастрофах или осуществление мероприятий по снижению уровня безработицы.
  • Неоперативные – те, которые самостоятельно не осуществляют никаких программ поддержки, а только проводят сбор средств (в том числе на нужды оперативных фондов). Неоперативные организации могут финансировать не только отдельные мероприятия, но и благотворительные учреждения в целом.

Подробная информация о том, как создать подобное учреждение в интернете, представлена на следующем видео:

Условия осуществления благотворительной деятельности в России

Условия осуществления подобной деятельности регулируются федеральным законом, который был принят в 1995 году. Так, существуют определенные положения, касающиеся деятельности благотворительного фонда или организации:

  • Подобные организации могут выполнять те действия, которые направлены на достижение целей их создания либо целей, предусмотренных соответствующим федеральным законом.
  • Они могут осуществлять предпринимательскую деятельность только в рамках достижения поставленных целей.
  • Благотворительная организация может привлекать ресурсы и проводить внереализационные операции.
  • Кроме того, они могут учреждать хозяйственные общества: при этом в составе участников не могут быть другие лица, не относящиеся к фонду.
  • Наконец, подобная организация не может использовать свои средства на сторонние цели, среди которых выделяется поддержка кампаний, а также политических партий или движений.

Фонд может открывать филиалы — как на территории РФ, так и на территории иностранных государств (по тем законам, которые действуют на их территории).

Филиал не может быть юридическим лицом, а его имущество должно учитываться как на отдельном балансе, так и на балансе самого фонда.

На оплату труда административного персонала организации не может уходить сумма, превышающая 20% от тех средств, которые расходуются ею за календарный год. Однако, приведенное ограничение не связано с выплатами заработной платы тех людей, которые осуществляют благотворительные программы.

На балансе у любой благотворительной организации (вне зависимости от ее вида) могут быть в собственности:

  • Результаты интеллектуальной деятельности.
  • Информационные ресурсы.
  • Здания.
  • Различное оборудование.
  • Денежные средства.
  • Ценные бумаги.
  • Другое имущество.

Наконец, для выполнения своей деятельности фонды могут осуществлять объединение в союзы или ассоциации на договорной основе при сохранении юридической самостоятельности.

Порядок оформления необходимых документов и разрешений

Для того чтобы создать подобную организацию, необходимо подготовить целый ряд документов:

  • Заявление на регистрацию фонда, которое заполняется по специальной форме. Количество экземпляров – 2 (при этом один из них должен быть заверен у нотариуса).
  • Квитанция, подтверждающая уплату пошлины в размере 4-х тысяч рублей.
  • Учредительные документы – устав и данные об учредителях (как и в случае с заявлением необходимо 2 экземпляра).
  • Решение о создании фонда, которое должно быть запротоколировано — потребуется 3 экземпляра.
  • Данные о юридическом адресе организации (также потребуется фактический адрес, если они не совпадают).
  • Документ, призванный подтвердить право собственности на то помещение, в котором фонд будет осуществлять свою работу.

После этого необходимо дождаться вынесения решения о возможности регистрации. В случае положительного исхода организация в течение 14-15 рабочих дней получает документ, подтверждающий наличие государственной регистрации у фонда. Кроме того, вместе с этим документом она получает и заверенный устав.

Открыть фонд может как юридическое, так и физическое лицо . В любом случае, после получения государственной регистрации необходимо заняться вопросами постановки на учет в налоговой службе, фонде обязательного страхования, федеральной службе статистики и т. д. Для осуществления подобных действий лучше всего обратиться к специализированной юридической компании.

Помещение и персонал

Фонд может как иметь свое собственное помещение, так и арендовать его. Однако, в зависимости от того, является ли он оперативным или нет, будут требоваться дополнительные помещения. Например, в случае организации программ адаптации детей-инвалидов будут необходимы дополнительные площади для проведения занятий.

В подобных случаях вопрос может решиться посредством обращения в городскую администрацию, а также посредством поиска помещения через волонтеров, членов фонда и благотворителей. Зачастую некоторые муниципальные учреждения (например, школы) готовы предоставлять свободные помещения в определенное время.

Среди персонала можно выделить несколько типов специалистов:

  • Те, которые занимаются поиском источников финансирования.
  • Те, которые осуществляют закупки ресурсов жизнеобеспечения и т. п.
  • Работники, занимающиеся обработкой заявок о помощи.
  • Работники, контролирующие юридические вопросы.
  • Волонтеры, которые, по сути, не состоят в штате и занимаются различного рода деятельностью безвозмездно.

В зависимости от вида фонда и той деятельности, которую он осуществляет, могут понадобиться и другие специалисты.

Поиск источников финансирования и грамотное распределение денежных средств

Среди источников финансирования и формирования имущества можно выделить:

  • Взносы учредителей фонда.
  • Членские взносы.
  • Различные пожертвования со стороны физических и юридических лиц в натуральной и денежной форме.
  • Благотворительные гранты (они носят целевой характер).
  • Доходы от ценных бумаг и других внереализационных операций.
  • Доходы от деятельности различных хозяйственных обществ, которые могут быть учреждены фондом.
  • Труд добровольцев.
  • Доход от разрешенной предпринимательской деятельности.
  • Поступления, связанные с мерами по привлечению разных благотворителей (это могут быть аукционы, лотереи, развлекательные, культурные или спортивные мероприятия, реализация имущества от благотворителей) и т. д.

К сожалению, в нашей стране лишь немногие компании готовы направлять часть своего дохода на благотворительность. Поэтому основным источником финансирования для подобных организаций остаются частные пожертвования. Например, фонды могут организовывать сбор средств в университете или посредством проведения благотворительных ярмарок и концертов.

Кроме того, можно использовать такое явление, как краудфандинг — это сбор средств по принципу «с мира по нитке». Так, для конкретного проекта создается описание, видео и определяются возможные суммы пожертвования и возможные вознаграждения за них – это может быть письменная благодарность организации, ее символика или другие небольшие материальные и нематериальные ценности.

Затраты на организацию подобного вида бизнеса

Основной статьей расходов при открытии фонда является аренда или приобретение помещения. Аренда обойдется в 500-2000 рублей за квадратный метр в месяц. Кроме того, некоторые затраты и достаточно большое количество времени уйдет на то, чтобы найти источники финансирования и начать полноценную работу.

Определенной статьей затрат станет подготовка документации – вместе с оплатой государственной пошлины она потребует от 15 000 до 20 000 рублей.

Заработная плата персоналу будет осуществляться из тех денег, которые получает фонд: сумма не должна превышать одной пятой от общей суммы финансирования.

Таким образом, несмотря на то, что благотворительный фонд – это некоммерческая организация, он не подразумевает работы на безвозмездной основе. Для его организации не нужны большие затраты: основная трудность связана с привлечением капитала. Для этого необходимо правильно выбрать область, в которой он будет осуществлять проекты.

Добрый день!

Порядок деятельности и государственной регистрации благотворительной организации регламентирован ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", которым предусмотрено, что благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций.
Государственную регистрацию осуществляет Министерство юстиции РФ в соответствии с ФЗ "О некоммерческих организациях".

В Москве это отдел по регистрации некоммерческих организаций Минюста РФ по г. Москве, находящийся по адресу ул. Делегатская д. 14 (вход со двора).

Для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются следующие документы: 1) заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее - заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов по форме №РН0001;

1 экземпляр с нотариально заверенной с подписью заявителя;

1 экземпляр с подписью заявителя;

Приложения (дополнительные листы формы), подшитые к заявлениям, в двух экземплярах с подписями заявителя: сведения об учредителях; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации; сведения о видах экономической деятельности; расписки в получении документов.

Расписки не подшиваются к заявлениям и заполняются до подачи документов заявителем.
2) учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах;

Учредительным документом фонда является его устав. Устав фонда помимо общих обязательных сведений должен содержать: наименование фонда, включающее слово "фонд", сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации (п. 4 ст. 118 ГК РФ).
3) решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов (протокол) в двух экземплярах;
4) сведения об учредителях в двух экземплярах (они указываются в заявлении);
5) документ об уплате государственной пошлины;
6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;

В случае, если адресом является нежилое помещение:

Гарантийное письмо от адресодателя и документы, подтверждающие законное право на данное помещение (копия св-ва о праве собственности).

Если помещение находиться по договору аренды (субаренды) - все документы, подтверждающие, подтверждающие законное право на данное помещение каждого адресодателя вплоть до собственника.

В случае, если адресом является жилое помещение:

Заявление от адресодателя с согласием на использование в качестве адреса(места нахождения) некоммерческой организации жилого помещения, находящегося на праве собственности. Там же, или отдельно согласие совершеннолетних членов, проживающих по данному адресу (подписи заверяет ЖЭК, РЭУ или Нотариус).

Выписка из домовой книги.

Копия финансового лицевого счета.

Копия документа, подтверждающего законное право на данное помещение (копия св-ва о праве собственности).
7) при использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование;
8) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя - иностранного лица.

Уполномоченный орган или его территориальный орган не вправе требовать представления других документов.

----------------------

Проверять документы будут месяц. Сотрудники Минюста проверят все документы (они это делают очень тщательно), если будут замечания, то Вам позвонят и вызовут к себе. Все недостатки объяснят и попросят исправить.

После этого, в случае принятия решения о регистрации, они направят документы в ИФНС для постановки на налоговый учет.

Как открыть благотворительный фонд: 4 требований для старта + инструкция из 6 шагов по открытию + разбор финансовых вложений и проблемных моментов.

Как открыть благотворительный фонд ? Такой вопрос появляется у людей, возможно, не так уж редко.

Однако для большинства он остается мечтой, а не планом организации «предприятия».

Желание помочь нуждающимся – это, без сомнений, отличная идея.

Но для воплощения в жизнь идеи благотворительного фонда недостаточно одного побуждения к добрым поступкам.

Из статьи вы узнаете, какими качествами и возможностями должен обладать основатель благотворительного фонда + получите практические рекомендации по воплощению своей мечты в жизнь.

Благотворительный фонд – что это?

Благотворительный фонд – это некоммерческая организация, цель которой заключается в сборе благотворительных средств на реализацию конкретного проекта.

Четкая направленность деятельности фонда – обязательна.

Желание помочь всем – это благородно, но не приветствуется, так как это стремление, к сожалению, неосуществимо.

Целевая аудитория людей, на которых направлена работа учреждения, должна состоять из одной социальной группы, например: помощь детям, проживающим в приютах, или развитие баскетбола среди молодежи вашего города.

В процессе расширения, возможно увеличение сфер влияния.

Но изначально стоит выбрать единственную цель и качественно организовать помощь.

Закон твердит: благотворительный фонд имеет право на предпринимательскую деятельность, которая должна быть зарегистрирована должным образом в федеральной налоговой службе.

Учет средств, полученных от благодетелей, должен производиться отдельно.

Если же фонд занимается только сбором средств, деньги на зарплату сотрудникам, аренду помещения и маркетинг могут извлекаться из пожертвований.

Часть от материального обеспечения, используемая для нужд организации, не может превышать отметку в 20% от общей «кассы».

Как открыть свой благотворительный фонд: начальные требования


Для организации собственного благотворительного фонда, помимо желания и настроя, нужно соблюдение конкретных условий:

  1. Опыт предпринимательской деятельности или работы в подобных организациях.
  2. Осведомленность в последних изменениях законодательства.
  3. Коммуникабельность, умение заинтересовать окружающих в своей идее.
  4. Понимание основных процессов маркетинга.

Отдельно стоит обсудить такое требование, как наличие меценатов.

Если кто-то думает, что поиск спонсоров – это последнее дело, он допустит грубую ошибку.

Найти начальную поддержку очень важно, потому что стартовое капиталовложение предусматривает довольно крупную сумму.

6 шагов к реализации, как создать благотворительный фонд

Придерживаясь цели статьи, перейдем к практической стороне вопроса, как создать благотворительный фонд.

1 ШАГ: Стартовый маркетинг

«Ваш конечный успех будет определяться тем, насколько вы способны пронести свою мечту через все испытания.»
Орисон Марден

«А как же пакеты документов на оформление организации, набор сотрудников и остальные стандартные шаги по организации предприятия?»

Если у вас возникает мысль, что данный пункт не заслуживает первого этапа, тогда прочитайте еще несколько строк, и убедитесь в обратном.

Основа деятельности благотворительного фонда – это финансовые вложения.

Маркетинг играет определяющую роль в этом деле.

Необходимо организовать собственный онлайн-ресурс, заняться распространением информации среди заинтересованных лиц, добиться заметок в местной прессе и медиа-пространстве.

Если ваша идея достойна внимания общественности и привлечет внимание людей (особо важно – меценатов), вы обязательно окажетесь «на коне».

2 ШАГ: Необходимая документация

Целесообразно будет разделить благотворительный фонд на две возможные формы :

  • Благотворительный фонд, основанный только на финансовых вливаниях партнеров.
  • Благотворительный фонд, напрямую связанный с предпринимательской деятельностью.

Каждый вариант предполагает свой пакет документы, а также особенности оформления.

Пакет документации, для оформления благотворительного фонда, основанного только на фандрайзинге (сборе пожертвований):

Как открыть медицинский центр?


Пожалуй, этот список завершен полностью.

Имея на руках указанные документы, вы сможете обратиться в Министерство Юстиции для регистрации.

Стартовый пакет документации для оформления благотворительного фонда, деятельность которого рассматривается, как предпринимательство, отличается объемом.

Для оформления предпринимательской деятельности необходимо прописать в Уставе распределение средств между всеми секторами. То есть указать, сколько денег выделяется на благотворительную деятельность, ведение бизнеса, выплаты ежеквартальных расходов.

Фонд, который занимается предпринимательством, обязан зарегистрироваться как юридическое лицо в Федеральной налоговой службе. Структура организации усложняется.

3 ШАГ: Планирование деятельности

После регистрации, нужно распланировать его деятельность на ближайшее время (от 6 месяцев).

Для чего нужен этот этап?

Использование некоммерческих организаций для «отмывания» денег – распространенная практика в России.

Исходя из этого, будьте готовы ощутить повышенный интерес со стороны ФНС и других проверяющих структур.

Плюсы планирования деятельности для благотворительности:

  • Показать общественности и проверяющим органам, что деятельность направлена на благотворительность.
  • Выгодный маркетинговый ход, позволяющий заинтересовать филантропов в помощи.

    Очевиден тот факт, что ни один человек не вложит свои деньги в проект, если не узнает путь, по которому они отправятся к нуждающимся в помощи.

    Бизнес-планирование позволяет ориентироваться в финансовых операциях на каждом этапе становления.

    Развитие учреждения должно идти по одной линии, которая заранее предусматривает все пути, возможные в будущем события.

  • Более быстрая и правильно структурированная помощь нуждающимся.

Только после тщательного разработки плана деятельности, рекомендуется приступать к работе.

4 ШАГ: Аренда помещения


На этом этапе появляется необходимость в реализации плана деятельности.

Начать следует с выбора помещения.

Стандарты офиса для фонда:

Параметр офиса Необходимое значение
Площадь 25 – 30 кв.м.
Местоположение Недалеко от центра города, так как благотворительный фонд – это публичная организация. Расположение должно привлекать внимание потенциальных меценатов.
Жилищные условия Вода, отопление, электричество – все это просто необходимо для нормальной работы сотрудников.
Дизайн Интерьер лучше оформить в пастельных тонах. Не нужно нестандартных линий или отпугивающих деталей. Вы работаете с людьми, в первую очередь, потому нужно ориентироваться на комфорт клиентов.

Стоимость аренды офиса составит около 30 000 – 35 000 рублей, что является довольно большой суммой для основателя.

Постараться решить вопрос с арендой можно с помощью местных властей, указав им на важность вашей деятельности.

5 ШАГ: Подбор персонала


Залогом успешной работы благотворительного фонда являются его сотрудники.

Подбор кадров – это очень ответственный процесс, требующий должного анализа.

    Первый фактор, который следует учитывать при подборе персонала – это компетентность претендентов .

    Желательно обращаться к людям, имеющим опыт работы в вашей сфере деятельности.

    Второй фактор – степень отдачи своему делу .

    Все прекрасно понимают, что сотрудники благотворительных фондов не гонятся за большим заработком.

    У них совершенно другая мотивация – помощь нуждающимся.

    Третий фактор – направленность организации .

    При выборе сотрудников необходимо отталкиваться от деятельности.

    Например, для защиты животных и социально необеспеченных граждан требуются совершенно различные специалисты.

Стандартный набор сотрудников, а также их обязанности представлены в таблице:

Должность Обязанности
Маркетолог Разработка плана продвижения: рекламные акции, распространение информации среди заинтересованных лиц.
Секретарь Обработка информации.
Работник социальной сферы Работа с другими фондами, структурированная организация помощи.
Бухгалтер Работа с финансами, начисление зарплаты сотрудникам, распределение средств между проектами + контроль трат.
Консультант Лицо, предоставляющее услуги по анализу сферы деятельности. Находит проблемные зоны, и обучает персонал особенностям работы.

Вас удивило отсутствие расчета заработной платы?

Дело в том, что финансовое обеспечение сотрудников может колебаться от 0 рублей до бесконечности, так как оплата труда является необязательной в подобных организациях.

Сотрудники могут работать и на основе волонтерской деятельности, которая предполагает предоставление бесплатных услуг.

Самая сложная задача при выборе персонала – подобрать действительно мотивированных людей, знающих свое дело и готовых работать за символические суммы.

6 ШАГ: Организация помощи нуждающимся


Наиболее сложный из всех выше перечисленных этапов.

Организовать благотворительный фонд и найти спонсоров легче, чем правильно распределить финансы на сам процесс помощи нуждающимся.

Для правильного вложения необходимо определить путь поддержки «пользователей».

Чтобы упростить восприятие процессов, описанных далее, рассмотрим практический пример.

Благотворительный фонд «Надежда» занимается поддержкой приютов для собак в конкретной местности (пусть это будут пределы одного города). Структура правильно организована, вложения меценатов составили 1 000 000 рублей. 20% от этой суммы руководство потратило на обеспечение сотрудников, аренду офиса и услуги маркетинга. План на месяц – вложить 400 000 рублей в строительство нового приюта для выброшенных домашних животных.

Итак, есть сумма в количестве 400 000 рублей. Но как ее использовать, и к кому обратиться за помощью?

На этом этапе управляющий может обратиться к местной власти, обсудить данную проблему. Также, можно опубликовать тендер на лучшие идеи в местной прессе или медиа-пространстве. После окончательного выбора лучшего из предложенных проектов, остается найти подрядчика для формирования плана строительства и составления проектной документации.

Вот таким образом «Надежда» вложила свои сбережения в реальное дело, соблюдая все правила маркетинга:

  • согласование с властями;
  • публичность действий;
  • реализация проекта по своей направленности.

Цель примера – объяснить, как можно использовать вклады меценатов для реализации благотворительной деятельности.

3 возможные проблемы по открытию благотворительного фонда


Открыть некоммерческую организацию в России довольно просто.

Намного сложнее оставаться на плаву и выполнять свои обязанности.

К постоянным рискам можно отнести:

    Финансовые проблемы.

    Благотворительный фонд основан на добровольных вкладах, что приводит к нестабильному финансовому положению.

    Проблемы с местной властью.

    Инвестирования из фонда должны совершаться под присмотром властей, так как они приводят к инфраструктурным изменениям.

    Но не всегда мнение ответственных органов совпадает с решением руководства фонда.

    Отсутствие персонала.

    Очень сложно мотивировать сотрудника работать за символический оклад, что приводит к постоянным разногласиям в коллективе.

Несмотря на все трудности, открыть благотворительный фонд возможно.

Стоит только приложить соответствующие усилия.

Для такой некоммерческой организации, как благотворительный фонд, просмотрите также следующее видео:

Цена вопроса: сколько денег нужно, чтобы открыть свой благотворительный фонд?


Расчет стоимости регистрации и начального этапа деятельности благотворительного фонда достаточно проблематичен, ведь не имеет стандартизированных показателей.

Но все же, примерная сумма была определена – 160 000 рублей.

Детальное описание расчетного листа:

Помощь людям – благое занятие.

Но нужно помнить, что поддержку необходимо преподносить в правильной форме, иначе она просто не будет иметь никакой ценности.

Создать свой благотворительный фонд – значит посвятить себя помощи другим, забыть о цели обогащения.

Вы готовы возложить на свои плечи такой груз?

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Порой в современном мире происходят такие события, когда человек теряет веру во все хорошее. Когда не знаешь, откуда ждать помощи и стоит ли вообще ее ждать. Иногда безысходность и отчаяние заставляют усомниться в человечности и доброте. К сожалению, многие в нашем мире испытывали такое на себе. Почему-то в такие моменты кажется, что никто не способен помочь, и всем безразлично твое горе или проблема, с которой пришлось столкнуться.

Но не зря существует поговорка «мир не без добрых людей». Это высказывание появилось давно и основано оно на жизненных реалиях. Люди готовы помогать друг другу совершенно безвозмездно, и делали они это всегда. На сегодняшний день современные блага человечества и научные технологии позволяют каждому человеку внести свой вклад в развитие и организацию таких фондов, которые могут помочь отчаявшимся людям и подарить надежду на жизнь.

Благотворительные фонды – это организации, которые занимаются сбором средств для оказания материальной помощи нуждающимся в этом людям. Это не государственные организации, а фонды, созданные неравнодушными людьми. Существуют они за счет пожертвований и добровольных взносов населения.

Что нужно для регистрации благотворительного фонда

Для того чтобы зарегистрировать благотворительную организацию, нужно обращаться к госрегистраторам, которые находятся обычно в местной администрации. Зарегистрировать фонд можно только по адресу нахождения его, поэтому по поводу юридического адреса стоит задуматься заранее.

Государственному регистратору подается пакет документов для оформления БФ. Документацию можно подать лично либо прислать по почте с подробной описью содержимого.

Вне зависимости, каким образом будут поданы документы, срок их рассмотрения составляет три дня.

Какие документы нужны для регистрации БФ

Все же вопрос «Как открыть благотворительный фонд?» является достаточно серьезным и хлопотливым. Главным документом для регистрации БФ является устав. Его составление – самая ответственная работа, ведь ошибки в уставе влекут за собой отказ в регистрации фонда.

По правилам действующего законодательства, в уставе обязательно содержатся следующие составляющие:

  1. Название фонда. Оно должно быть уникальным. Не может существовать две благотворительные организации с одинаковым названием.
  2. Цель создания.
  3. Личный состав управления фондом. Их обязанности, полномочия и т. д.
  4. Правила избрания и назначения глав органа управления.
  5. Источник дохода.
  6. Ведение отчетности и контролирование деятельности БФ.

Если в уставе указаны все нюансы, то БФ можно будет открывать. Для грамотного составления данного документа можно обратиться за помощью к специалистам.

Кроме устава фонда для его оформления потребуются еще дополнительно следующие документы:

  • протокол совещания директоров об организации фонда;
  • регистрационная карта определенного образца, заполненная по требованиям;
  • оплаченная квитанция за регистрацию;
  • ксерокопии паспортов организаторов БФ.

Если организаторами фонда являются иностранцы, то нужно приложить соответствующий документ об оформлении зарубежной фирмы в государстве его пребывания. Этот документ необходимо перевести на государственный язык и заверить у нотариуса.

Деятельность самого фонда также требует вложений и ежемесячного финансирования. Например, канцтовары, коммунальные платежи, зарплата сотрудников – все оплачивается с собранных средств. Законность данных действий подтверждена, и правила распределения средств гласят о том, что 20% от сбора может быть использовано на нужны функционирования фонда.

БФ может использовать средства только на проекты, из-за которых и создавался фонд, а также на собственные расходы. Вся ответственность за использование и перечисление средств ложится на учредителя организации, то есть директора. Каждые четыре месяца для налоговой службы делаются отчеты о денежных средствах, их перечислениях и распределениях, которые подписываются руководителем фонда.

Для нормального функционирования благотворительной организации требуется хорошая реклама и большая раскрутка. К сожалению, многие люди не хотят делиться своим капиталом, и неудивительно, почему. Мало кто доверяет сегодня посторонним людям, даже если те гарантируют честность со своей стороны. Мошенников достаточно, которые прикрываясь благотворительностью, могут наживаться на бескорыстном желании помочь. Поэтому организовывая благотворительный фонд, необходимо позаботиться о громкой рекламе. Привлечение людей с известным именем для сотрудничества может увеличить уровень доверия со стороны людей. Огромная работа в Интернете, в СМИ, на телевидении должна проводиться регулярно, а также следует освещать подробнейшим образом отчеты о материальных перечислениях. Положительные отзывы людей, которым оказывалась помощь БФ, станут залогом успеха и помогут обрести хорошую репутацию.

Не стоит забывать, что благотворительность основана на доверии и человечности, поэтому открывая благотворительный фонд, стоит руководствоваться, прежде всего, порядочностью и открытостью.

Что такое благотворительность? Она особенно ценна в развивающемся обществе, где бюджетные средства распределяются по признаку приоритетности.

Нередко мы из прессы или масс-медиа узнаем, что отдельные необходимые социальные, медицинские, культурные, спортивные процессы, важные для общественной жизни, остались без должного финансирования.

Но ситуация была исправлена, когда на помощь пришла благотворительность, нужные средства были аккумулированы и перечислены страждущим со специально открытого счета в банке.

Благотворительность, как известно, основана на адресном перераспределении денежных средств меценатов. Она должна служить обществу, пользуясь налоговыми льготами. Правовой механизм ее обеспечения полностью структурирован и жизнеспособен: и государство, и общество строго следят за тем, чтобы организации, ее осуществляющие, не переродились в коммерческие.

Социальная миссия благотворительности – быть последней соломинкой там, где недостаточно государственных механизмов социальной защиты. Это адресная помощь малообеспеченным гражданам, адресное оказание социальных услуг, спонсорство здравоохранению, культуре, спорту, искусству.

Необходимое и достаточное условие благотворительности

Как открыть благотворительный фонд? Достаточно ли для этого одной лишь деловой хватки энтузиаста-первооткрывателя? Отнюдь. Если говорить языком математики, то необходимым условием его создания является платежеспособный спрос успешных коммерческих структур либо весьма состоятельных граждан на благотворительную деятельность (бонусом для них выступает позитивный имидж их основной деятельности со стороны общества). Достаточным же условием является профессиональность действий лиц, непосредственно основывающих данное учреждение.

Существует также практика учреждения благотворительных фондов и со стороны самих меценатов. Таким образом они систематизируют свою филантропическую деятельность, участвуют в государственных и международных проектах.

Благотворительность в России

Какую нишу в обществе занимают российские благотворительные фонды? Востребована ли их деятельность? Безусловно. Перечислим наиболее известные из них: фонд Владимира Потанина (стипендии и гранты студентам), фонд «Вольное дело» (разнообразная деятельность, известен программой «Храмы России»), фонд «Династия» (развитие науки и образования), фонд «Виктория» (помощь детям-сиротам), фонд «Связь времен» (возвращение российского культурного наследия с западных частных коллекций). С помощью этих учреждений российская благотворительность была профинансирована на сотни миллионов долларов. Общество давно оценило важность такой работы.

Действительно, бюджетное финансирование социальной защиты порой не обладает нужной гибкостью и оперативностью для защиты отдельных категорий граждан, поддержки науки, культуры, спорта. Позитивно, когда при этом отыскиваются неравнодушные люди, которые посредством создания соответствующего фонда поднимают благотворительность на должную высоту. Поэтому вопрос: «Как открыть благотворительный фонд?» достаточно актуален.

Юридическая основа благотворительности

Благотворительные фонды представляют собой подкласс некоммерческих организаций, т.е. структур, существующих не для получения прибыли, а специализирующихся на оказании социальных услуг. Российское законодательство, в частности, п. 1 ст. 118 ГК определяет, что создать благотворительный фонд может гражданин РФ, равно как и лицо без гражданства, а также иностранные гражданин. Инициировать фонд благотворительности может и юридическое лицо. Деятельность этой организации жестко регламентирована уставом. Это закреплено ст. 49 ГК.

Может ли такой фонд заниматься предпринимательством? Федеральный закон «О благотворительной деятельности» отвечает на данный вопрос утвердительно. Но бизнес на благотворительности ограничен. Фонд даже может для этого основать акционерное общество или ООО. Также он имеет возможность непосредственно от своего лица заниматься предпринимательством. Однако такая деятельность ограничена в рамках перераспределения 80% доходов на финансирование благотворительных программ.

Итак, мы знаем, что и для чего организовывать. Но актуальным остается вопрос: «Как создать благотворительный фонд?» Попробуем ответить на него.

Бизнес-планирование

Данная сфера регламентируется уже упомянутым Федеральным Законом РФ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г., а также и Федеральным Законом РФ «О благотворительной деятельности …» от 11.08.1995 г. Согласно их требованиям, регистрация благотворительных фондов производится в Министерстве Юстиции РФ.

Уже на этом этапе нужен бизнес-план благотворительного фонда. Создание не имеет смысла, если нет первоначальной бизнес-идеи, четкой адресности вашей благотворительной работы, когда изначально пуст список меценатов, ведь 20% поступлений в фонд, которые можно использовать на обеспечение хозяйственной деятельности, не покроют аренду, инвестиции в мебель и оргтехнику, заработную плату сотрудникам, оплату коммунальных услуг, Интернета, инвестиции в софт (в т.ч. в юридические онлайн-сервисы).

Аренда

Выгодная аренда – залог минимизации затрат. Хорошим тоном для благотворительных фондов считается относительно небольшая площадь офиса (в основном 10м 2). Если вести речь о мегаполисах, то помещение не имеет смысл искать ни в центре (заоблачная стоимость аренды), ни в спальных районах (ведь основные клиенты фонда – коммерческие юридические компании).

Рекомендуем ориентироваться на расположение компаний-инвесторов (в том числе и потенциальных). Среднюю допустимую цену аренды - 1 тыс.руб за м2 - можно и нужно «сбивать» хотя бы до 0,7 тыс. руб. за счет рекомендательных писем, лучше всего – от руководства уважаемых госучреждений. Добротный бизнес-план благотворительного фонда всегда включает в себя дешевую аренду.

Учредительные документы

Определившись с офисом, фонд благотворительности комплектует учредительный пакет документов:

Форма PH0001 – Заявление для регистрации благотворительного фонда;

Документальное решение о создании фонда и утверждении учредительных документов;

Устав и другие документы, необходимые для решения – в 3-х экземплярах;

Уплата госпошлины (4 тыс. руб.);

Наличие юридического и фактического адресов фонда;

Гарантийное письмо арендодателя, или же свидетельство о праве собственности.

Документооборот

Существует следующая практика: после передачи пакета учредительных документов через две недели министерством выносится решение о государственной регистрации такого фонда, а еще две недели спустя, получаем заверенные документы (свидетельство о госрегистрации, регистрационное юстиционное свидетельство, выписку ЕГРЮЛ, заверенный Минюстом устав благотворительного фонда).

Важно корректно обозначить код, которым характеризуется выбранная для фонда благотворительная деятельность (ОКВЭД).

Налоговая регистрация

Утвержденные учредительные документы благотворительного фонда служат основанием для его постановки на налоговый учет. Налоговый орган после недельного рассмотрения проведет регистрацию устава, будет предоставлен номер налогоплательщика, выписка из госреестра, государственный регномер. После этого следует оформить доверенность ИФНС (для получения документов), выбирается банк для обслуживания, открываются в нем счета, соответствующие уставной деятельности.

Важной особенностью налогообложения благотворительного фонда является суженная база: благотворительные взносы не включаются в нее, что возможно реализовать лишь при корректном бухгалтерском учете. Кстати, перед тем как открыть благотворительный фонд, его основателям рекомендуется найти грамотного бухгалтера, имеющего опыт учетной работы.

Корректный учет – основа эффективности работы фонда. В наше время стремление руководителя фонда экономить на зарплате, нанимая на должность бухгалтера-студента, несет риск отбора неправильно учтенных благотворительных средств налоговым аудитом.

Если уставом фонда предусмотрена предпринимательская деятельность (новосозданные фонды обычно избирают упрощенную систему налогообложения), то в налоговый орган пишется заявление, в котором избирается налоговая ставка, исходя из предмета налогообложения: совокупных доходов (6%) или же разности доходов и издержек (15%).

После регистрации в налоговой, как правило, следует регистрация в статоргане, в пенсионном фонде и фонде соцстрахования.

Отметим, что отчетность благотворительного фонда при отсутствии предпринимательской деятельности (что вполне возможно) существенно упрощается. Например, вполне возможна и нулевая отчетность в пенсионный фонд, и нулевое налогообложение дохода.

Как упростить процесс регистрации

На рынке юридических услуг сегодня работают квалифицированные посредники, которые по заключенному с вами договору берутся своими силами произвести регистрацию благотворительного фонда. Такие юридические компании полностью освобождают клиента от «головной боли». Они не только знают, как открыть фонд благотворительности, но и проделывают это регулярно и в сжатые сроки.

Свои услуги они группируют по пакетам. Причем консультации, как правило, бесплатны. Силами юристов такой компании подготавливается полный пакет для государственной и налоговой и прочей регистрации. Причем оказанные юридические услуги часто сопровождаются помощью в отыскании дешевой аренды.

Вывод

Благотворительность как бизнес зависит от динамичной работы персонала самого фонда. Такую профессиональную деятельность по целенаправленному, системному поиску средств называют фандрейзингом.

При этом устанавливаются устойчивые контакты с коммерческими компаниями: банками, концернами, предприятиями. С другой стороны, выйдя на инвесторов, дело чести менеджмента благотворительных фондов - доказать свою компетентность и конкурентные преимущества при распоряжении аккумулированными средствами.

В то же время взаимодействие благотворительных фондов с коммерческими структурами поддерживает позитивную репутацию последних, показывая обществу вклад бизнесменов в общественное согласие и развитие науки, культуры, искусства. Мало надеяться лишь на свою пунктуальность и бережливость, следует еще научиться быть публичным и убедительным перед тем как открыть благотворительный фонд.



Рассказать друзьям