Какие тайны скрывает мавзолей ленина. Самое раннее изображение Иисуса

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

5-й граф Карнарвон Джордж Герберт в 1907 году нанял египтолога и археолога Говарда Картера для наблюдений и раскопок в Долине царей, а спустя 15 лет наступил долгожданный момент - вскрытие гробницы Тутанхамона. О том, как все это происходило, нам расскажут фото тех лет.

Поиски в долине, продолжавшиеся многие годы, давали весьма скромные результаты, что со временем навлекло на Картера гнев работодателя. В 1922 году лорд Карнарвон сказал ему, что со следующего года прекратит финансирование работ.

1923 год. Лорд Карнарвон, профинансировавший раскопки, читает на веранде дома Картера возле Долины царей.

Картер, отчаянно нуждавшийся в прорыве, решил возвратиться к ранее заброшенному месту раскопок. 4 ноября 1922 года его команда обнаружила ступеньку, вырубленную в скале. К концу следующего дня была расчищена целая лестница. Картер немедленно послал сообщение Карнарвону, умоляя его приехать как можно быстрее.

26 ноября Картер вместе с Карнарвоном открыл небольшой пролом в углу двери в конце лестницы. Держа свечу, он заглянул внутрь.

"Сначала я ничего не видел, горячий воздух вырывался из помещения, в результате чего пламя свечи мерцало, но вскоре, как только мои глаза привыкли к свету, из тумана медленно появились детали комнаты, странные животные, статуи и золото - всюду блеск золота."
Говард Картер

Команда археологов обнаружила гробницу Тутанхамона, юноши-царя, правившего Египтом с 1332 до примерно 1323 г. до н.э.

Ноябрь 1925 года. Посмертная маска Тутанхамона.

Несмотря на следы того, что в гробницу дважды наведывалась древние грабители, содержимое комнаты оставалось практически нетронутым. Гробница была напичкана тысячами бесценных артефактов, в том числе здесь находился саркофаг с мумифицированными останками Тутанхамона.

4 января 1924 года. Говард Картер, Артур Каллендер и египетский рабочий открывают двери, чтобы впервые взглянуть на саркофаг Тутанхамона.

Каждый объект в гробнице был тщательно описан и каталогизирован перед изъятием. Этот процесс занял почти восемь лет.

Декабрь 1922 года. Церемониальное ложе в форме Небесной коровы, в окружении припасов и других объектов в передней комнате гробницы.

Декабрь 1922 года. Позолоченное ложе-лев и другие объекты в прихожей. Стена погребального покоя охраняется черными статуями Ка.

1923 год. Набор челнов в сокровищнице гробницы.

Декабрь 1922 года. Позолоченное ложе-лев и инкрустированная нагрудная одежда среди других объектов в передней комнате.

Декабрь 1922 год. Под ложе-львом в передней комнате несколько коробок и сундуков, а также кресло из черного дерева и слоновой кости, которое Тутанхамон использовал в детстве.

1923 год. Позолоченный бюст Небесной коровы Мехурт и сундуки находились в сокровищнице гробницы.

1923 год. Сундуки внутри сокровищницы.

Декабрь 1922 года. Декоративные алебастровые вазы в передней комнате.

Январь 1924 года. В «лаборатории», созданной в гробнице Сети II, реставраторы Артур Мейс и Альфред Лукас чистят одну из статуй Ка из передней комнаты.

29 ноября 1923 года. Говард Картер, Артур Каллендер и египетский рабочий оборачивают одну из статуй Ка для транспортировки.

Декабрь 1923 года. Артур Мейс и Альфред Лукас работают на золотой колеснице из гробницы Тутанхамона за пределами «лаборатории» в гробнице Сети II.

1923 год. Статуя Анубиса на погребальных носилках.

2 декабря 1923 год. Картер, Каллендер и двое рабочих удаляют перегородку между передней комнатой и погребальным покоем.

Декабрь 1923 года. Внутри внешнего ковчега в погребальном покое огромный льняной покров с золотыми розетками, напоминающими ночное небо, охватывает меньший ковчег.

30 декабря 1923 года. Картер, Мейс и египетский рабочий тщательно сворачивают льняной покров.

Декабрь 1923 года. Картер, Каллендер и двое египетских рабочих тщательно разбирают один из золотых ковчегов в погребальном покое.

Октябрь 1925 года. Картер изучает саркофаг Тутанхамона.

Октябрь 1925 года. Картер и рабочий изучают саркофаг из чистого золота.

Недвижимость — сплошные памятники архитектуры, тихие улочки — в гранитной плитке, соседи — миллионеры, звезды кино и спорта, художники, скульпторы и президенты. Но место это не для размеренной и спокойной жизни, а как раз наоборот — речь идет о «городе мертвых» в столице Аргентины Буэнос-Айресе. Реколета — одно из самых красивых и известных кладбищ мира и памятник архитектуры, охраняемый государством и ЮНЕСКО. Это и действующий некрополь, и популярный туристический маршрут одновременно.

Максим Лемос, профессиональный оператор и режиссер, объездил, наверное, все страны Латинской Америки и сейчас работает гидом и организатором путешествий. На своем сайте он разместил подробное описание кладбища Реколеты и интересные истории, связанные с этим местом.

Реколета не выглядит, как кладбище, в обычном для нас понимании. Скорее, это небольшой городок, с узкими и широкими аллеями, величественными домами-склепами (их здесь более 6400), невероятной красоты часовнями и скульптурами. Это одно из самых аристократических и старинных кладбищ, которое можно поставить в один ряд со знаменитыми «Монументаль де Стальено» в Генуе и «Пер-Лашез» в Париже.

— Похоронные традиции Южной Америки дикие и жуткие, — начинает «экскурсию» Максим. — Покойного хоронят в хорошем гробу в нормальный красивый склеп. Но если это люди небогатые, то хоронят его туда не навсегда, так как за аренду красивого склепа нужно платить. Поэтому года через 3−4 покойника обычно перезахоранивают. Почему 3−4? Чтобы труп успел разложиться достаточно для того, чтобы его можно было разместить более компактно, уже теперь на действительно вечном пристанище. Выглядит все это так. Через 3 года после первых похорон на кладбище, у склепа, собираются родственники покойного. Сотрудники кладбища вытаскивают из склепа гроб. Потом открывают его и под рыдания родственников «мама-мама…» или «бабушка-бабушка», перекладывают по кусочкам полуразложившийся труп из красивого гроба в черный полиэтиленовый мешок. Мешок торжественно относится в другую часть кладбища, и запихивается в одно из небольших отверстий в большой стене. Дальше дырка замуровывается, и приклеивается табличка. Когда я об этом всем узнал, волосы на голове зашевелились.

Стоят склепы довольно плотно друг к другу, поэтому по площади кладбище совсем небольшое.

Вот Реколета с вертолета. Видно, что оно находится посреди большого жилого района. Более того, площадь перед кладбищем — центр жизни этого района, здесь множество ресторанов, баров.

Кладбище действующее, поэтому прямо у входа наготове стоят тележки для перевозки гробов. Наверху, над главными воротами, колокол. В него звонят, когда хоронят человека.

В 1910—1930 годы Аргентина была одной из самых богатых стран мира. И в эти времена между аргентинской знатью шло негласное соревнование, кто построит роскошнее склеп для своей семьи. Денег аргентинские капиталисты не жалели, нанимались лучшие европейские архитекторы, из Европы везлись самые дорогие материалы. Именно в те годы кладбище приобрело такой вид.

Старался кто как мог. Например, вот склеп в виде римской колонны.


А этот — в виде морского грота.

Конечно, сам собою напрашивается вопрос, а как же запах? Ведь если присмотреться, в каждом склепе стоят гробы, двери склепов — кованые решетки со стеклом или без него… Должен быть запах! На самом деле, конечно, никакого трупного запаха на кладбище нет. Секрет в устройстве гроба — он сделан из металла и герметично запаян. А деревом он просто обшит снаружи.

Те гробы, что видны в склепах, — это только верхушка айсберга. Основное находится в подвале. В него ведет обычно небольшая лесенка. Давайте заглянем в один из подвалов под вот этим склепом. Здесь виден только один подвальный этаж, под ним есть еще один, а иногда бывает и три этажа вниз. Таким образом в этих склепах лежат целые поколения. И места там еще очень много.

Каждый склеп принадлежит определенной семье. И обычно на склепе не принято писать имена тех, кто там захоронен. Пишут только имя главы семьи, например: Хулиан Гарсия и семья. Никаких дат тоже обычно не пишут, фотографий упокоившихся вывешивать не принято.

Вот так вот можно прийти и одним махом навестить не только бабушек и дедушек, но и пра- и даже прапрадедушек… Но аргентинцы ОЧЕНЬ редко посещают кладбища. Вся миссия установки цветочков, ухода, уборки и поддержания склепов отдана служителям кладбища. Хозяева просто платят им за это деньги.

Бывают склепы вообще без какой либо информации. Ида, и всё! Что за Ида, какая Ида? Пару лет я ходил под Идой и не знал о ее существовании, пока один турист не заметил ее, случайно подняв голову.

Череп и скрещенные кости на склепах встречаются довольно часто. Это не означает, что здесь покоится пират, и это не чья-то неуместная шутка. Это католицизм. Религия диктует им так украшать склепы.

Кстати, вот еще одна тайна этого кладбища: паутины и, соответственно, пауков тут огромное количество (посмотрите хотя бы на фотографии). Но мух нет! Чем пауки питаются?

По этому кладбищу проводят специальные экскурсии на испанском языке. И истории гиды рассказывают под стать этому кладбищу: отнюдь не скучные и научные, а захватывающие и увлекательные — как латиноамериканские сериалы. К примеру: «…вот этот богатый сеньор поссорился с женой и не разговаривали они 30 лет. Поэтому надгробный памятник им поставили с юмором. На шикарнейшей скульптурной композиции они сидят друг к другу спиной…»

У Максима Лемоса тоже есть правдивые истории про некоторых постояльцев этого кладбища.

Например, одну 19-летнюю девушку похоронили в семейный склеп. Но через некоторое время посетителям показалось, что из недр склепа доносятся невнятные звуки. Непонятно было, из склепа идут звуки или откуда-то еще. На всякий пожарный оповестили родных, и было принято решение гроб с девушкой вскрыть.

Вскрыли и обнаружили ее мертвой, но в неестественной позе, и крышка гроба при этом была расцарапана, а под ее ногтями было дерево. Получилось, что девушку похоронили заживо. И тогда родители девушки повелели установить девушке памятник в виде нее, выходящей из склепа. А на кладбище с тех пор стали использовать модный в те времена в Европе способ для подобных случаев. К руке трупа привязывали веревочку, которая вела наружу и закреплялась к колокольчику. Чтобы мог оповестить всех, что он живой.

А вот этот склеп тоже примечательный. Похоронена здесь молодая аргентинка, дочь очень богатых родителей итальянского происхождения. Погибла она во время своего медового месяца. Отель в Австрии, где она остановилось со своим мужем, накрыло лавиной. Было ей 26 лет, и произошло это в 1970 году. И родители Лилианы (так звали девушку) заказали этот роскошный склеп в готическом стиле. В те времена и покупать землю, и строить новые склепы еще было возможно. У подножья на итальянском языке выбит стих отца, посвященный смерти дочери. В нем все время повторяется «почему?». Через несколько лет, когда монумент уже был готов, умерла любимая собака девушки. И ее тоже похоронили в этом склепе, а скульптор добавил к девушке собаку.

Гиды, которым надо чем-то занять свою публику, стали рассказывать, что если потереть нос у собачки, вас обязательна настигнет удача. Люди верят и трут…

Тело мужа так и не было найдено в том австрийском отеле. И с тех пор на кладбище появляется один и тот же мужчина, который регулярно, уже много лет приносит цветы на могилу Лилианы…

А это самый высокий склеп на кладбище. И его хозяевам удалось уделать всех не только по высоте, но и по чувству юмора, совместив на этом склепе два несовместимых религиозных символа: еврейский семисвечник и христианский крест.

А вот это — второй по величине и первый по стоимости склеп. Сделан он из самых дорогих материалов. Достаточно сказать, что крыша купола изнутри облицована настоящим золотом. Склеп огромный, и еще больше его подземные помещения.

А захоронен здесь Федерико Лелуар, аргентинский Нобелевский лауреат по биохимии. Умер он в 1987 году. Но такой роскошный склеп был построен не на Нобелевскую премию (ее ученый истратил на исследования), и построен он был много раньше. Да и вообще он жил чрезвычайно скромно. Склеп этот фамильный, у Федерико были богатые родственники, занимавшиеся страховым бизнесом.

Здесь похоронено несколько аргентинских президентов. Вот президент Кинтана, изображен в лежачем виде.

А это еще один президент, Хулио Аргентино Рока. Всего-то за 50 лет до Гитлера он без лишних сантиментов объявил, что нужно освободить южные земли и присоединить их к Аргентине. «Освободить» означало уничтожить всех местных индейцев. Это и было исполнено. Индейцев уничтожили, часть их перевезли в центральную Аргентину в качестве рабов, а их земли, Патагонию, присоединили к Аргентине. С тех пор Рока стал национальным героем и считается им до наших времен. Есть улицы его имени, портреты его печатают на самой популярной, 100-песовой купюре. Времена были такие, и то, что сейчас называется геноцидом, расизмом и нацизмом, еще 100 лет назад было нормой жизни.

Некоторые склепы в очень заброшенном состоянии. Например, если все родственники умерли. Но забрать склеп все равно нельзя: частная собственность. Разрушать или трогать — тоже нельзя. Но когда становится понятно, что хозяева склепа уже не объявятся (к примеру если он стоит бесхозным лет 15), администрация кладбища облюбовывает такие склепы в качестве складов для стройматериалов и прочего инвентаря.

В одном из мест кладбища смотрители устроили небольшое приусадебное хозяйство.

Среди склепов скромно затесался туалет.

Кладбище знаменито своими кошками.

В нашей культуре принято на похоронах приносить пластиковые венки с надписями «от друзей», «от коллег». Потом через несколько дней эти венки свозят на свалку. Это же непрактично! Поэтому в Аргентине венки делают железными и приваривают к склепу навсегда. Все желающие могут отметиться на могиле друга. И если человек был важный, то и железных венков и памятных табличек на его склепе много.

Все склепы на кладбище частные. И распоряжаться хозяева могут как им заблагорассудится. Могут хоронить туда и друзей. Могут сдать или даже продать. Цены на склепы на этом кладбище начинаются от 50 тысяч долларов за самый скромный и могут достигать 300−500 тысяч за более респектабельный. То есть цены сопоставимы с ценами на квартиры в Буэнос-Айресе: тут 2−3-комнатная стоит от 50−200 тысяч долларов и до 500 тысяч в самом престижном районе. Например, вот — склеп продается.

До 2003 года на Реколете еще можно было приобрести землю и построить новый склеп. С 2003 года кладбище стало памятником архитектуры не только аргентинского, но и мирового значения. Здесь не только запрещены любые постройки, запрещено также видоизменять или перестраивать уже готовые склепы. Можно только реставрировать старые, да и то после массы разрешений и исключительно с целью придать изначальный облик.

Некоторые склепы и надгробные монументы реставрируют. Например, вот этот. Правда, делается это с аргентинским рабочим ритмом, навесик есть, реставраторов уже 2 месяца не видно.

Сам район Реколета очень престижен. И жители вот этих домов (через дорогу от кладбища) совсем не напрягаются, что их окна выходят на кладбище. Наоборот, люди считают себя избранниками судьбы — ну как же, жить в Реколете!

Впрочем, сам Максим Лемокс считает, что Реколета — это «памятник диким, непривычным для нас похоронным традициям и соревнование неуместных понтов: «кто круче и богаче» и «у кого ушло мрамора больше, надгробье выше, а памятник эксклюзивнее и больше».

Старое кладбище ‒ невероятно мистическое место, с заброшенными часовнями, разрушенными надгробными камнями. А уж склепы представляются каким-то переходом в потусторонний мир. Издавна часовни и церкви прячут секреты под своими полами, иногда там оказываются настоящие города из мёртвых.


Несмотря на наводящий ужас на всех, склепы предлагают экономическое решение проблемы перенаселения. Во многих местах тела первоначально на короткий срок хоронили, а затем переносили в оссуарий, где их складировали с множеством других останков. Первые упоминания о склепах относятся к культуре зороастрийцев в Персии 3000 лет назад, от них эту традицию переняли католическая, православная и иудейская религиозные традиции.




Capela dos Ossos, чьё название переводится как «часовня костей» - один из самых известных исторических памятников, вызывающих как восхищение, так и ужас. Построили её монахи францисканцы на рубеже 15-16 веков рядом с церковью Святого Франциска как символ бренности жизни. Правда, была и более практичная цель строительства. На тот момент в Эворе было уже 42 кладбища, поэтому пришлось все кости собрать в одном месте. А вот чтобы продемонстрировать неизбежность смерти, монахи решили останки не прятать, а широко использовать в декоре.




Интерьер церкви святого Франциска поражает золотым алтарём и голубой плиткой. Над входом в оссуарий выбита надпись: «Мы, кости которые здесь, ждём ваши». Внутри человеческие кости и черепа покрывают практически все стены и колоны. По подсчётам в склепе около 5000 скелетов. Интересен тот факт, что останки монахов, построивших часовню, не выставлены на всеобщее обозрение. Они хранятся в небольшом белом гробу.




Построенная в 1776-1804 гг. Часовня черепов в польском городе Чермна ‒ это детище приходского священника Вацлава Томашека, использовавшего при строительстве небольшой церкви в стиле барокко кости 3000 человек. За обычной деревянной дверью прячется удивительный и пугающий интерьер. Черепа и берцовые кости покрывают стены и потолок. Под полом находится огромная могила, в которой покоятся останки ещё 21 тысячи человек, умерших во время Тридцатилетней войны(1618–1648), или от голода и холеры.

Священник лично собирал, очищал и аккуратно укладывал все останки. На алтарь пошли кости местных знаменитостей или необычные черепа: с пулевыми отверстиями, деформированные сифилисом. Когда и сам автор мистического проекта умер, его череп тоже оказался на алтаре.

Церковь Сан Бернардино алле Осса (или Святого Бернардино на Костях), Милан, Италия




Склеп в церкви Святого Бернардино, датируемый 1210 годом, был построен больше из практичных соображений. Прилегающее больничное кладбище разрослось, и пришлось срочно строить склеп, чтобы перенести туда останки. И только в 1269 году пристроили здание церкви, разрушенное спустя многие столетия во время пожара. В 1776 её отстроили благодаря небывалому интересу населения к склепу.




Приглушенный свет и лазурное небо с ангелами кисти Себастьяна Риччи в первый момент отвлекают от деталей, из которых состоит молитвенная комната. Но уже через несколько секунд взгляд концентрируется на останках бывших миланцев. Кости и черепа сложены в кресты, над которыми выложен инициал Марии Магдалины, а также напоминание о смерти: "Momento Mori".




Крипта капуцинов – склеп, находящийся под полом церкви Санта - Мария - делла – Кончеционе. Разделённая на пять частей крипта содержит останки более 4000 монахов капуцинов, похороненных в 1500 – 1870 гг. Прежде чем использовать останки для декора, их выдерживали похороненными не менее 30 лет. Кроме костей и черепов, на стенах висит несколько целых скелетов, одетых в одежду францисканцев. Церковь настаивает на том, что Крипта капуцинов – это молчаливое свидетельство бренности земной жизни, а не мрачная туристическая достопримечательность. Как бы то ни было, но надпись над входом на трёх языках заставляет задуматься: «Ты сейчас тот, кем мы были когда-то; тем, кто мы сейчас, ты ещё будешь».




Расположенный в маленькой часовне при церкви Всех Святых оссуарий стал одним из самых знаменитых во всём мире, и, нужно признать, самым зловещим. Это не просто костехранилище, здесь бренные останки превращены в декоративные предметы, например, светильники, гербы, гирлянды. Когда аббат Гентри вернулся со Святой Земли в 1278 году с горстью земли с Голгофы, которую он рассыпал по территории кладбища, Седлец превратился в популярное место для захоронений.




Вскоре кладбище оказалось переполненным, и часовню в церкви превратили в оссуарий. Но только в 1870 году мастер по дереву Франтишек Ринт приступил к созданию шедевров из давно похороненных костей.




Монастырь святого Франциска может похвастаться не только всемирно известной библиотекой и местом в списке мирового наследия ЮНЕСКО, но ещё и оссуарием в катакомбах под церковью. Предполагают, что останки 70 тысяч человек покоятся в катакомбах, о которых вспомнили только в 1943 году. Черепа выложены кругами, отделяющимися друг от друга костями.
В современном же мире проблему нехватки земли для кладбищ решают совсем по-другому. В Индии предложили

10 уникальных кладбищ со всего света.

Подводное кладбище Майами.
Мемориальный риф "Нептун" - самый настоящий подводный мавзолей кремированных останков. Кладбище на глубине 12,2 м считается самым большим рукотворным рифом в мире. Открылось это кладбище в 2007 году. На данный момент там покоятся 850 человек, само же кладбище рассчитано на 125 000 мест.

Кладбище Сукре, Боливия.
Кладбище Сукре представляет собой семейный склеп. Чтобы упокоить здесь умершего члена семьи необходимо заплатить 10000$. После этого, тело покойного 7 лет находится в склепе, затем его закапывают еще на 20 лет и затем полностью уничтожают. Многие здесь похоронены рядом со своими товарищами и коллегами по работе. Так же в склепе можно найти множество вещей, которые любили покойники. Чаще всего среди них встречаются банки с Колой, сигареты и алкоголь.

Веселое кладбище, Румыния.
Это кладбише широко известно своими яркими разноцветными надгробиями с оригинальными рисунками, изображающими людей, погребённых на кладбище, а так же эпизоды их жизни. Это кладбище появилось как наследие дакийской культуры. Древние даки верили в бессмертие души и в то, что смерть - лишь переход в новый, лучший мир, куда все стремились попасть.

Город мертвых, Северная Осетия.
Этот древний некрополь, ставший магнитом для многих российских туристов, состоит из 99 надземных двух- и четырехэтажных каменных склепов. Здесь захоронены останки жертв чумы, люди приходили в склепы чтобы умереть, поскольку никто не смог бы их похоронить по всем обычаям.

Ньюгрейндж, Ирландия.
Это древнейший комплекс планеты, его сооружение датируется 3600 годом до н. э. Построили его таким образом, что на рассвете, в самый короткий день года - зимнее солнцестояние, лучи солнца в течение очень короткого времени освещают палату в конце длинного коридора. В древности Ньюгранж служил центром для проведения обрядов и церемоний.

"Кладбище у маленькой реки", Китай.
Посреди пустыни, лежащей на севере Тибета, китайские археологи обнаружили уникальное кладбище. Возраст человеческих останков здесь превышает 4000 лет, однако их мумии великолепно сохранились, к тому же, все люди имели европеоидные черты лица. Кладбище расположено посреди одной из самых больших пустынь мира, и при этом тела захоронены в перевёрнутых лодках.

Вади Ус-Салаам (Долина мира), Ирак.
Вади Ус-Салаам, пожалуй, самое большое кладбище мира. По разным данным на нём захоронено от 5 до 6 миллионов человек, среди которых множество пророков ислама.

Висячие гробы, Филиппины.
Уникальный погребальный обычай уже 2000 лет существует на Филиппинах. Усопших хоронят в выдолбленных ими самими бревнах, а затем относят в пещеры высоко в горах. В некоторых пещерах насчитывается до нескольких сотен своеобразных гробов.

Ла-Реколета, Аргентина.
Это самое знаменитое кладбище на южноамериканском континенте. Сюда стекаются огромные толпы туристов ради одной-единственной могилы, где похоронена легендарная Эвита Перрон. Для того, чтобы добраться до ее могилы, надо пройти мимо гигантских ангелов, охраняющих надгробия, и статуй мраморных младенцев, покинувших своих матерей.

Кладбище женщин-одиночек, Англия.
Именно это место стало местом упокоения проституток, которых в Англии прозвали Винчестерскими гусынями. Женщины легально работали в публичных домах Лондона и для них выделили собственное кладбище.

Стройка пока в самом разгаре. Даже удивительно, как это среди плотно обустроенных могил, между которыми и протиснуться-то невозможно, нашелся такой большой кусок земли для семейной усыпальницы.

Еще издали видны два купола, один уже позолоченный с крестом наверху. Одна из усыпальниц огорожена ажурной чугунной решеткой, выкрашена серебряной краской. Строение по углам венчают стройные колонны с позолоченными верхушками. Если подойти ближе и заглянуть сквозь решетку, то можно увидеть большую домовину из черного гранита. Тут захоронен брат Петра Алексеевича. Внутри установлены бюст брата из белого мрамора и белый мраморный крест. Изнутри купол усыпальницы покрыт росписями – изображения святых и лики ангелов с крылышками.

Вход в усыпальницу огорожен коваными воротами, над которыми установлена небольшая гранитная женская статуя с крестом в руках и крыльями за плечами. Попасть внутрь, видимо, могут только самые близкие люди. Сквозь кованый ажур ворот виднеется полукруглая площадка, черные гранитные стены подпирают собой высокий холм кладбища. На граните выбиты какие-то библейские сцены, а посередине из белого мрамора большое изображение ангела.

По соседству строится вторая большая усыпальница, где похоронена мама известного политика. Пока тут идут строительные работы, поэтому, что именно будет внутри, как распишут стены, мы не знаем. Но видно уже, что такая усыпальница могла обойтись в очень не маленькую сумму. Внешние стены и пол вокруг выложены черным гранитом, словно в мавзолее. Изнутри стены покрывает светлый с прожилками мрамор. Вход в склеп украшают отчеканенные из металла фигуры святых на голубом фоне. Перед входом тоже полукруглая площадка, которая, вероятно, так же, как и соседняя, будет отделана барельефами из дорогого камня.

Невдалеке расположился вагончик-времянка, в котором и живут рабочие. Строители разговорчивостью не отличались, но и прогонять непрошеную гостью не стали. На вопрос, когда окончится стройка, только неопределенно пожимали плечами. Работы, мол, тут еще непочатый край.

По словам здешних работников, проведать, как идут дела на строительстве, приезжает очень пожилой родственник Петра Алексеевича. С простыми кладбищенскими работниками он не общается, приедет, посмотрит и снова уедет.

Рядом с семейной усыпальницей политика участок со старыми захоронениями монашек Введенского монастыря. Простые белые кресты и маленькие земляные холмики, почти сровнявшиеся с землей. Могилы расположены очень близко, и нужно внимательно смотреть под ноги, чтобы ненароком не наступить на холмик. Откуда им знать, с кем приходится соседствовать. Хотя в течение своей земной жизни они успели прийти к истине, что на том свете все равны.

Существует ли мода в строительстве склепов?

– Мода на склепы? – переспрашивает Иван Дивный, старший научный сотрудник Института украинской археографии и источниковедения НАН Украины. – Все сохранившиеся склепы на Байковом, например, как правило, относятся к концу ХІХ и началу ХХ веков, и это кусочек веяний того времени, того стиля. Тут можно встретить и луковки на верхушках, и «раздутые» формы и псевдоклассицизм. Это то же самое, что веяния в строительстве домов тех времен. Посмотрите в старой части города: каждый дом соответствует той эпохе, в которой строился. Тогда тоже существовали фирмы, достаточно известные и крупные, которые ставили буквально на промышленный поток изготовление склепов. Они предлагали уже готовые проекты, из которых заказчик мог выбрать то, что ему нравится. Поэтому мы можем встретить и похожие строения на кладбищах.

Красота и вечное спокойствие

Современные ритуальные фирмы тоже предлагают изготовить склеп из мрамора или гранита. В интернете удалось отыскать пару современных проектов. Это могут быть стелы «в обрамлении скалы», склепы в виде арок, колонн, «мавзолея из красного гранита или белого мрамора». Самое главное, все это «олицетворяет красоту, архитектурную целостность и вечное спокойствие». (Видимо, составители хотели написать «покой».) Обойтись такая «вечная красота в камне» может и в $50 тыс., и в $100 тыс.

В одной донецкой фирме по изготовлению склепов нам рассказали, что нынче спрос на склепы растет. Даже провели экономические расчеты: если в яму размером 5 на 3 м можно «уложить» (простите за грубость) четыре гроба, то в склеп таких же размеров и глубиной в 2,5 м – аж 12. Экономия-то какая городской земли! Состоятельные люди должны знать, где их похоронят, считают сотрудники фирмы. Сейчас в Донецке, например, можно даже заранее купить участочек на кладбище, построить себе склеп. И ждать спокойненько своей смерти.

Что же до вкусов, то их определяет только толщина кошелька. Кто-то тянет размер склепа 4 на 5 м, а кто-то – 7 на 8 м, да еще с подиумом – чтобы издалека было видно. Кто-то строит из кирпича, а кто-то из мрамора и гранита.

Старые склепы

Сколько всего сохранилось в Киеве старых склепов, точно сказать трудно. Даже специалисты не знают цифры. Точно известно, что старые польские и немецкие усыпальницы еще остались на Байковом, Лукьяновском кладбищах.

На Байковом напротив церкви есть несколько старых захоронений. Летом, когда распускается листва, их практически не видно. Есть старый склеп в готическом стиле, такая себе мини-копия католического собора. Несколько старых строений врыты в гору. Определить, к какому времени они принадлежат, сложно – почти все даты стерты. Остались лишь некоторые фамилии – семейство Диателовичей, Александр и Мария Тышевичи, Вацлав и Наталья Горские, почетные граждане Киева Михаил и Агриппина Матвеевы. Одно из самых последних захоронений в склепе датируется 1922 годом. На самом деле самих гробов внутри строений уже нет, что с ними, никто не знает. Сами склепы похожи на маленькие домики, их размеры примерно 2 на 4 кв. м, высота 2–2,5 м. Определить их стиль достаточно сложно. Есть и готика, классические колонны, склеп, похожий на синагогу. Есть напоминающие псевдорусский стиль – с маленькими «луковками» наверху и как бы раздутыми пропорциями.

На Байковом несколько лет назад даже построили новые склепы. Ничего особенного, просто квадратные бетонные сооружения. Видимо, предполагалось, что тот, кто ими заинтересуется, сам и займется их отделкой. Но, к сожалению, пока не нашлись желающие взять себе семейную усыпальницу.

По мнению директора Байкового кладбища Андрея Никифоровича Юхимчука, раньше семейные традиции киевлян были иными. Безутешная вдова редко когда вновь выходила замуж, и после смерти ее тоже хоронили в семейной усыпальнице. Поэтому и склепы были более востребованы. А вообще, по словам директора кладбища, если у старых захоронений найдутся наследники, которые подтвердят свои права документами, то они могут использовать эти склепы.

Батюшка церкви на Байковом кладбище считает, что никаких церковных указаний по поводу строительства склепов не существует, каждый делает, как хочет. А такие сооружения, как правило, строили люди богатые. Хотя напротив церкви находится простая могила с крестом, в которой захоронены почетные граждане нашего города.



Рассказать друзьям