Какое открытие предсказал писатель жюль верн. Что предсказал жюль верн

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В детстве многие из нас зачитывались книгами Жюля Верна , непревзойденного мастера и рассказчика фантастических историй, географа, исследователя и путешественника. Кто из нас не мечтал изучить подводный мир вместе с бесстрашным капитаном Немо, слетать на Луну или хотя бы совершить кругосветное путешествие на воздушном шаре

А ведь в то время, когда он писал свои истории, мало кто помышлял о том, что все это возможно. И мало кто знает сегодня, что из 108 фантастических идей этого человека, в ХХI в. нереализованными останутся лишь десять. Без ответа до сих пор остается и самый главный вопрос - "Откуда он все это знал?".

К признанию и славе на воздушном шаре

"Придет время, когда наука опередит фантазию", - уверял Жюль Верн современников. Известность пришла к нему только в 35 лет, когда свет увидел роман "Пять недель на воздушном шаре", после было написано еще 60 романов и почти в каждом - новое предсказание. Но это вовсе не означает, что француз обладал даром ясновидения и мог предсказывать будущее - он всего лишь очень интересовался наукой, внимательно следил за передовыми достижениями того времени и постоянно общался с учеными. И именно эта его прозорливость вкупе с хорошим воображением сделали его гениальным фантастом.

Жюль Верн мечтал о том, что когда-нибудь человек полетит на Луну

Однако "полетами на воздушном шаре" Жюль Верн ограничиваться вовсе не собирался, мысль его летела намного дальше. В романах "Властелин мира" и "Робур-Завоеватель" он описал, как должны выглядеть, самолет и вертолет, поднимающие человека в небо, а в "Необыкновенных приключениях экспедиции Барсака" поведал читателям, что такое самолет с переменным вектором тяги.

Самым смелым "пророчеством" писателя считается предположение о полете человека в космос, на Луну. Герои его романа "С Земли на Луну" отправились исследовать спутник Земли на "лунной пушке". Кстати, француз не только предсказал путешествие и высадку человека на Луну, но и рассчитал приблизительную стоимость этого предприятия. Кроме того, Верн точно описал размеры ракеты, место отправления (Флорида) и даже экипаж, состоящий из трех человек. Межгалактические путешествия описываются также в его романе "Гектор Сервадак".

Загадочный мир капитана Немо

Современники Жюля Верна утверждали, что он не любил, когда его называли предсказателем. "Это простые совпадения, и объясняются они очень просто. Когда я говорю о каком-нибудь научном феномене, то предварительно исследую все доступные мне источники и делаю выводы, опираясь на множество фактов. Что же касается точности описаний, то в этом отношении я обязан всевозможным выпискам из книг, газет, журналов, различных рефератов и отчетов, которые у меня заготовлены впрок и исподволь пополняются".

Первую в мире атомную подлодку символично окрестили "Наутилусом"

Именно так случилось с известной всем подводной лодкой "Наутилус" - уже в то время ученые и судостроители проводили эксперименты и пытались строить подводные суда, которые смогли бы находиться в плавании долгое время. Более того, в то время, как Верн приступил к написанию романа "20 тысяч лье под водой", во Франции была спущена на воду первая механическая подводная лодка, окрещенная "Ныряльщиком". Писатель вовсе не скрывал, что собирал о ней все необходимые сведения. Например, то, что судно может погрузиться на глубину не более 10 м, внутри него с трудом помещается команда из 12 человек, а подводная скорость достигает лишь 4 узла в час.

Дело оставалось за малым - полетом фантазии. "Наутилус" капитана Немо претерпел значительные изменения. Во-первых, он был просторным, словно океанский лайнер. Во-вторых, глубина его погружения исчислялась километрами, а скорость достигала 50 узлов - даже атомные субмарины ХХI в. не способны соперничать с великим "Наутилусом". Да, Жюль Верн немного увлекся и зашел слишком далеко в своих фантазиях, но нельзя не отметить, что общие тенденции развития подводных кораблей он предугадал точно. Кстати, первую в мире атомную подлодку ее создатели символично окрестили "Наутилусом".

Что связывает электрический стул и Эйфелеву башню?

Французский фантаст ушел из жизни в начале ХХ столетия, в 1905 г., и ужасы мировых войн были ему неведомы. Однако, как всякий разумный человек, он уже в то время задумывался о том, какой разрушительной силой обладает оружие и к каким страшным конфликтам может привести его усовершенствование и распространение. В романе "Пятьсот миллионов бегумы" он коснулся этой темы, рассказав историю немецкого профессора по имени Шульце - одержимого националиста, жаждущего мирового господства, который изобрел гигантскую пушку, способную поражать цель на огромных расстояниях с помощью снарядов с ядовитым газом. Очень похоже на современное химическое оружие, не правда ли? Ну а сам Шульце напоминает не кого иного, как Гитлера, приход к власти которого Жюль Верн, получается, попросту предвосхитил.

Сегодня роман "Париж в 20 веке" некоторые литераторы называют первой антиутопией

Это сегодня мы называем его гениальным фантастом, а ведь был момент, когда писателя окрестили бездарным и едва не лишили возможности заниматься любимым делом. Случилось это с его вторым романом "Париж в ХХ веке", написанным в 1863 году. В нем тогда еще малоизвестный автор нарисовал картину, как будет выглядеть мир и, в частности, Париж, спустя столетие.

Герои романа раскатывают по Парижу 1960-х на автомобилях и метро. "Электрические канделябры" на Елисейских полях освещают огромные рекламные надписи, а над городом парит ажурная башня, которую построят лишь в 1889-м. Ничего не напоминает? Неужели сам Эйфель рассказывал Верну о своей задумке построить "красавицу"?

Кроме того, там есть "Машина снимает копии писем, и 500 служащих непрерывно отправляют их по адресам", а также "фотографический аппарат, который позволяет отправлять факсимиле любого текста или рисунка, подписывать векселя или контракты с партнером, находящимся на расстоянии в 5 тысяч лье". "Чтобы связаться с Америкой из Европы, требуются считанные секунды" - это телефонная сеть опутала планету.

В "Париже будущего" высятся небоскребы и ни одно учреждение не обходится без "инструмента, чем-то напоминающего большое пианино, которое может осуществлять любые расчеты", а преступников казнят с помощью... электрического разряда. И кто знает, что бы гениальный писатель еще придумал и каких бы историй написал бы, проживи он немного дольше.

Эйфелеву башню Жюль Верн тоже предсказал

Сбывшиеся предсказания Жюля Верна

Электрический стул ("Париж в ХХ веке") Подводная лодка ("20 тысяч лье под водой") Самолет ("Властелин мира") и самолет переменным вектором тяги ("Необыкновенные приключения экспедиции Барсака") Вертолет ("Робур-Завоеватель") Космические корабли и пилотируемые полеты в космос, в том числе - на Луну и межпланетные ("С Земли на Луну", "Гектор Сердавак") "Кружевная" башня в центре Европы ("Париж в ХХ веке") Видеосвязь и телевидение ("Париж в ХХ веке") Строительство Турксиба ("Клодиус Бомбарнак. Записная книжка репортера об открытии большой Трансазиатской магистрали (Из России в Пекин)") Ядерное оружие ("Пятьсот миллионов бегумы") Компьютер, ксерокс и факс ("Париж в ХХ веке").

«Огонёк», 11/1902

Оглянувшись на истекшее столетие, нетрудно, конечно, предсказать, что наступающий век будет чреват великими усовершенствованиями. В самом деле, еще пятьдесят лет назад люди восторгались применением пара как гениальной новинкой, и верили в его бессмертие. Теперь мы жалуемся на неудовлетворительность пара и нашли ему несравненно лучших заместителей. Пароходу и локомотиву едва исполнилось сто лет от роду; спичкам нет еще и семидесяти. Но есть такие пророки, слова которых заслуживают серьезного внимания и доверия. Таков, прежде всего, Жюль Верн, родоначальник натуралистического романа. Этому талантливому писателю исполнилось ныне семьдесят три года; он потерял в последнее время зрение; но с не слабеющей энергией отдается он литературным занятиям, диктует жене новый роман, чуть ли не сотый. В своих пророчествах Жюль Верн, как известно, предсказал за десятки лет то, к чему искусство и наука пришли только теперь. «Паровой дом» является прообразом автомобиля; «Наутилус» капитана Немо («20 000 верст под водой») - подводной лодки; «80 дней вокруг света» предопределило быстрое развитие способов сообщения; «Миллионы Бегумы» - рост металлургии, тресты и некоторые филантропические идеи; а «Пять недель на аэростате» может быть поставлено в связь с проектируемым полетом на воздушном шаре через Сахару. Ближайшим образом вот что думает Жюль Верн о прогрессе ХХ века.

«Наступающее столетие, – сказал маститый писатель интервьюеру, – превзойдет самые смелые предположения в области, так называемого «научного волшебства». Таким термином я обозначаю приложение механических сил; но не в этом еще одном задача грядущего: остается еще множество целей. Не могу я спокойно слышать только о тех успехах, которыми якобы ознаменовались последние пятьдесят или шестьдесят лет. Понятно, мы имеем железные дороги, телеграф, телефон, богатое фабричное производство, антисептику в хирургии, дешевый комфорт и пр. Но характерная черта нашего поколения – это боязливость в применении того, что дает нам наука.

История учит нас тому, что человечество неохотно покидает проторенную дорожку и боится всего того, что раньше не существовало. Есть у нас, например, телефон и подъемная машина. Но до сих пор один квартирный телефон приходится чуть ли не на 10 000 городских жителей. Трудно понять также, почему телефон составляет предмет роскоши. Но надо надеяться, что нарастающие поколения будут чужды наших предрассудков. Двадцатый век проявит себя смелым, и создаст эру в теории и ее осуществлении. Еще немного времени, и наши телефоны и телеграфы покажутся смешными, а железные дороги – слишком шумными и отчаянно медленными. Конечно, автомобилю не заменить рельсовых путей; их сферы совершенно различны. Но по рельсам будут ездить с несравненно большей быстротой до 300 – 500 верст в час. Железные дороги послужат в качестве главных артерий, а автомобильные линии капиллярным сосудом, посредством которого культура проникнет в самые глухие деревенские углы. Мы и теперь переживаем чрезвычайное развитие железнодорожного сообщения. Никто не хотел верить в осуществление моей идеи проведения сибирской дороги. Сегодня этот путь уже готов, а через пятнадцать лет, быть может, будут готовы и другие великие стратегические пути. Линию Капштадт – Каир надо считать осуществленной. Александрия соединяется, с одной стороны, с Иерусалимом, Бейрутом, Смирной, а с другой – с Константинополем. От Марокко до Гибралтара дорога пройдет по туннелю; а туннель Каллэ-Дуэ в 32 мили длиной, через два десятка лет уступит другим сооружениям, при помощи которых Англия войдет в подводное сообщение с Бельгией и Ирландией. Ведь и теперь уже прожектеры мечтают о туннеле под Атлантическим океаном, между Брестом и Нью-Йорком. И это не безумие. Стоит только собрать нужные миллионы, и, спустя тридцать лет, все будет готово. Но когда что-нибудь действительно необходимо, за деньгами остановки не бывает. В Азии интересы двух великих держав требуют проведения путей: от Бомбея до Константинополя, через Белуджистан и Персию, и от Пешавера (Индия) до Бухары через Кабул. В Америке, конечно, будет построена великая северная и южная линия по Мексике и Истму, с разветвлениями Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро, Перу – Эквадор и Венесуэла»


Иллюстрация к книге «С Земли на Луну прямым путём за 97 часов 20 минут» / Public Domain

Жюль Верн красиво рисует грядущей формации путешественника; не выходя из спального вагона, можно будет объездить весь свет. «Как ни тесна наша земная келья, мы не в силах хоть раз нащупать ее стены. Жалкое, ограниченное существование!» Романист представляет себе дорогу ХХ века в таком виде: ни закруглений, ни капризных подъемов не будет. Два американца ведь проектируют уже линию Чикаго – Сент-Луис, прямую, как стрела: эту задачу облегчат туннели и мосты. Только на очень больших протяжениях сохранятся, пожалуй, анахронизмы. Большое значение придает Жюль Верн применению водяной энергии: за последние пять лет оно достигло широких размеров в Америке, Франции и Германии; отчасти эксплуатируется уже сила Ниагарского водопада; Франция пользуется энергией в 1½ миллиона лошадиных сил, Германия – в миллион. Река Рона дала Женеве возможность обзавестись дешевым электричеством. Но водопады, существующие на нашей планете, могут дать вшестеро больше того количества двигательной энергии, которое люди имеют сейчас в своем распоряжении. А издержки по применению этой энергии составили бы одну двенадцатую расходов, вызываемых употреблением угля.


Локомотив образца 1901 года / Public Domain

Жюль Верн предсказывал, что все станут двигаться на шинах, туристы беспрепятственно проникнут в глубь недоступных ныне стран, и у каждого будет своя летательная машина, подобно нынешнему велосипеду.

Еще раз заговорил Жюль Верн со своим собеседником об автомобилях. Уличное движение должно все больше утрачивать свой шумный, базарный характер. Все и всё станут двигаться на шинах. Подобно героям «Парового дома», туристы беспрепятственно проникнут в глубь недоступных ныне стран. Одновременно разрешаются задачи воздухоплавания. Опыты Сантос-Дюмона, как ни далеки они от совершенства, являются, однако, благоприятным показанием в этом вопросе. Но центр задачи в моторе, который бы не обусловливал увеличения самого шара. Нужен мотор, питаемый динамитом или иным взрывчатым веществом. Но никогда воздушный шар не вытеснит надежного сухопутного сообщения, так как для больших переездов воздушное путешествие и дорого, и рискованно. Напротив, для домашнего, так сказать, обихода летательная машина весьма ценные услуги, и настанет время, когда каждый заведет свою машину, подобно нынешнему велосипеду.


Пионер авиации Сантос-Дюмон тестирует свой летательный аппарат / Public Domain

Наконец, осуществление «Наутилуса» – устройство подводных лодок – обещает человеку новое царство, быть может еще более богатое, нежели земное. Откроют новую флору и фауну, новые материки; народится новый спорт; откроют доселе неведомые перспективы и создадутся новые науки. Дно океана станет предметом широкого изучения и целью путешествий; оно будет иметь своих мучеников, свои собственные трагедии. Богатая француженка сумела уже устроиться в подводном царстве при помощи специально построенной для нее яхты. Трое русских моряков, работавших в водолазных костюмах над поднятием затонувшего судна, подверглись нападению стаи акул. «Разве охота на тигров может сравняться с охотой на акул? – восклицает Жюль Верн. – Вместо того, чтобы гоняться за дичью в Африке и Индии, грядущее поколение займется животным населением морских зарослей. Настанет день, когда люди сумеют эксплуатировать недра океана так же, как теперь золотые россыпи. Законодатель создаст земельное право на дно океана, и под прикрытием надежных мин раскинутся подводные колонии.

– Моя жизнь, – закончил Жюль Верн свою беседу, – была полным-полна действительными и воображаемыми событиями. Я видел много замечательных вещей, но еще более удивительные создавались моей фантазией. И все же я чувствую, что слишком рано пришлось мне совершать свой земной путь; и сердце мое полно грусти, что нужно проститься с жизнью на пороге эпохи, которая обещает столько чудес!

Читателей романа, сочинённого в 1863 году, Ж. Верн силой воображения переносит в Париж 1960 года и подробно описывает такие вещи, об изобретении которых в первой половине XIX века никто и не догадывался: по улицам города движутся автомобили (правда, у Ж. Верна они работают не на бензине, а на водороде для сохранения чистоты окружающей среды), преступников казнят при помощи электрического стула, а кипы документов передаются по средством прибора, очень напоминающего современный факс.

Вероятно, эти предсказания показались издателю Этцелю чересчур фантастическими, а может, он счел роман слишком мрачным – так или иначе, но рукопись была возвращена автору и в итоге затерялась среди его бумаг на полтора столетия.

В 1863 году знаменитый французский писатель Жюль Верн опубликовал в «Журнале для образования и отдыха» первый роман из цикла «Необыкновенные путешествия» - «Пять недель на воздушном шаре». Успех романа вдохновил писателя; он решил и впредь работать в этом «ключе», сопровождая романтические приключения своих героев все более искусными описаниями невероятных, но тем не менее тщательно продуманных научных чудес, рожденных его воображением. Цикл продолжили романы:

  • «Путешествия к центру Земли» (1864)
  • «С Земли на Луну» (1865)
  • «20 000 лье под водой» (1869)
  • «Таинственный остров» (1874) и т.д.

Всего Жюль Верн написал около 70 романов. В них он предсказал многие научные открытия и изобретения в самых разных областях, в том числе подводные лодки, акваланги, телевиденье и космические полеты. Жюль Верн предвидел практическое применение:

  • Электродвигателей
  • Электронагревательных приборов
  • Электрических ламп
  • Громкоговорителей
  • Передачи изображений на расстояние
  • Электрической защиты зданий

Невероятное сходство вымышленного и реального

Замечательные сочинения французского писателя имели для многих поколений людей важный познавательный и воспитательный эффект. Так, в одной из фраз, высказанной фантастом в романе «Вокруг Луны» относительно падения снаряда на лунную поверхность, была заключена идея реактивного движения в пустоте, идея, впоследствии развитая в теориях К. Э. Циолковского. Неудивительно, что основоположник космонавтики не раз повторял:

«Стремление к космическим путешествиям заложено во мне Жюлем Верном. Он пробудил работу мозга в этом направлении».

Космический полет в подробностях, весьма близких к реальным, впервые был описан Ж. Верном в сочинениях «С Земли на Луну» (1865) и «Вокруг Луны» (1870). Эта знаменитая дилогия – выдающейся пример «виденья сквозь время». Она была создана за 100 лет до того, как пилотируемый полет вокруг Луны был реализован на практике.



Но что поражает более всего, так это удивительное сходство между полетом вымышленным (у Ж. Верна – рейс снаряда «Колумбиады») и реальным (имеется в виду лунная одиссея корабля «Аполлон-8», который в 1968 году совершил первый пилотируемый полет вокруг Луны).

Оба космических аппарата – и литературный, и реальный – имели экипаж, состоящий из трех человек. Оба стартовали в декабре с острова Флорида, оба вышли на окололунную орбиту («Аполлон» правда, совершил вокруг Луны восемь полных витков, в то время как его фантастических «предшественник» – всего один).

«Аполлон», облетев Луну, при помощи ракетных двигателей вернулся на обратный курс. Экипаж «Колумбиады» решил эту проблему похожим способом, использовав ракетную силу… сигнальных ракет. Таким образом, оба корабля с помощью ракетных двигателей перешли на траекторию возвращения, чтобы опять-таки в декабре приводнится в одном и том же районе Тихого океана, причем расстояние между точками приводнения составляет всего 4 километра! Размеры и масса двух космических аппаратов так же практически одинаковы: высота снаряда «Колумбиады» - 3,65 м, вес – 5 547 кг; высота капсулы «Аполлона» - 3,60 м, вес – 5 621 кг.

Великий фантаст предугадал все! Даже имена героев французского писателя - Барбикен, Николь и Ардан – созвучны именам американских астронавтов – Борман, Ловелл и Андерс…

Как не фантастично все это звучит, но таков был Жюль Верн, точнее его предсказания.

Что бы я ни сочинял, что бы я ни выдумывал, всё это всегда будет ниже действительных возможностей человека. Придёт время, когда наука опередит фантазию.

Жюль Верн

Жюль Верн считается не только одним из основателей научной фантастики, но и писателем, который, как никто другой, умел предугадывать будущее. Немного найдётся авторов, которые сделали бы столько для популяризации науки и прогресса, сколько великий француз. Сегодня, в XXI веке, мы можем судить, насколько часто он оказывался прав - или не прав.

Из пушки на Луну


Верн отправил на Луну трёх путешественников - столько же входило в команду каждого из «Аполлонов». Снаряд «Колумбиады» был алюминиевым - и именно сплавы алюминия использовались при создании посадочного модуля «Аполлонов».

Молодой Жюль Верн

Одно из самых смелых пророчеств Верна - космические путешествия. Конечно, француз не был первым автором, отправившим своих героев к небесным сферам. Но до него литературные астронавты летали только чудесным образом. Например, в середине XVII века английский священник Фрэнсис Годвин написал утопию «Человек на Луне», герой которой отправился к спутнику с помощью фантастических птиц. Разве что Сирано де Бержерак летал к Луне не только верхом на чёрте, но и с помощью примитивного аналога ракеты. Однако о научном обосновании космического полёта писатели не задумывались вплоть до XIX века.

Первым, кто всерьёз взялся отправить человека в космос без помощи «чертовщины», стал как раз Жюль Верн - он полагался, естественно, на силу человеческого разума. Однако в шестидесятых годах позапрошлого века об освоении космоса люди могли только мечтать, и наука всерьёз этим вопросом ещё не занималась. Французскому литератору приходилось фантазировать исключительно на свой страх и риск. Верн решил, что лучшим способом отправить человека в космос станет гигантская пушка, снаряд которой послужит пассажирским модулем.

Именно со снарядом связана одна из главных проблем проекта «лунной пушки». Сам Верн прекрасно понимал, что астронавтов в момент выстрела ожидают серьёзные перегрузки. Это видно по тому, что герои романа «С Земли на Луну» пытались обезопасить себя с помощью мягкой обшивки стен и матрацев. Излишне говорить, что всё это в реальности не спасло бы человека, решившегося повторить подвиг членов «Пушечного клуба».

Впрочем, даже если бы путешественникам удалось обеспечить безопасность, остались бы ещё две практически неразрешимые проблемы. Во-первых, пушка, способная запустить снаряд такой массы в космос, должна быть просто фантастической длины. Во-вторых, даже в наши дни невозможно обеспечить пушечному снаряду стартовую скорость, позволяющую преодолеть притяжение Земли. Наконец, писатель не учитывал сопротивление воздуха - хотя на фоне прочих проблем с идеей космической пушки это уже кажется мелочью.

В то же время невозможно переоценить влияние, оказанное романами Верна на зарождение и развитие космонавтики. Французский писатель предсказал не только путешествие к Луне, но и некоторые его детали - например, размеры «пассажирского модуля», количество членов экипажа и примерную стоимость проекта. Верн стал одним из главных вдохновителей космической эры. Константин Циолковский говорил о нём:

Стремление к космическим путешествиям заложено во мне известным фантазёром Ж. Верном. Он пробудил работу мозга в этом направлении.

По иронии судьбы именно Циолковский в начале XX века окончательно обосновал несовместимость задумки Верна с пилотируемой космонавтикой.

Экипаж МКС доставил на орбиту рукописи Жюля Верна

Фантастику в жизнь: Космическая пушка

Почти через сто лет после выхода «Человека на Луне» проект космической пушки обрёл новую жизнь. В 1961 году министерства обороны США и Канады запустили совместный проект HARP. Его целью было создать пушки, позволяющие выводить на низкую орбиту научные и военные спутники. Предполагалось, что «суперпушка» позволит существенно сократить затраты на запуск спутников - всего до нескольких сотен долларов за килограмм полезного веса.

К 1967 году команда во главе со специалистом по баллистическому оружию Джеральдом Буллом создала десяток опытных образцов космической пушки и научилась запускать снаряды на высоту в 180 километров - это притом, что в США космическим считается полёт за пределы 100 километров. Однако политические разногласия между США и Канадой привели к закрытию проекта. Ныне пушка HARP заброшена и порастает ржавчиной.


Эта неудача не поставила крест на идее космической пушки. До конца XX века было предпринято ещё несколько попыток создать её. Но до сих пор никому не удалось вывести пушечный снаряд на орбиту Земли.

Подводная лодка

На самом деле Жюль Верн чаще всего предвосхищал не появление новых технологий, а направление развития уже существующих. Наиболее наглядно это можно показать на примере знаменитого «Наутилуса».

Первые проекты и даже рабочие прототипы подводных судов появились задолго до рождения самого Верна. Более того, к моменту, когда он приступил к работе над «20 000 лье под водой», во Франции уже спускали на воду первую механическую подводную лодку, которую окрестили «Ныряльщиком», - и Верн собирал о ней сведения, прежде чем занялся романом.

Но что представлял собой «Ныряльщик»? На борту судна с трудом помещалась команда из 12 человек, оно могло погружаться не более чем на 10 метров и развивать под водой скорость лишь в 4 узла.

На этом фоне характеристики и возможности «Наутилуса» выглядели совершенно невероятными. Комфортабельная, как океанский лайнер, и прекрасно приспособленная для длительных экспедиций подлодка с глубиной погружения, которая исчислялась километрами, и предельной скоростью в 50 узлов.

Фантастика! Причём до сих пор. Как это не раз случалось с Верном, он переоценил возможности не только современных ему, но и будущих технологий. Даже атомные субмарины XXI века не способны соперничать в скорости с «Наутилусом» и повторять те манёвры, которые он проделывал играючи.

Не могут они и обходиться без дозаправки и пополнения запасов столько времени, сколько мог «Наутилус». И, разумеется, с нынешними подлодками ни за что не управится один человек - а Немо продолжал плавать на «Наутилусе» и после того, как потерял всю команду. С другой стороны, на судне отсутствовала система регенерации воздуха, для пополнения его запаса капитану Немо требовалось раз в пять дней подниматься на поверхность.

Несмотря на всё это, нельзя не признать, что общие тенденции развития подводных кораблей Верн предугадал с поразительной точностью. Способность субмарин совершать длительные автономные путешествия, масштабные сражения между ними, исследования с их помощью морских глубин и даже поход подо льдами к полюсу (Северному, конечно, а не Южному - здесь Верн ошибся) - всё это стало реальностью. Правда, лишь во второй половине XX века с появлением технологий, о которых Верн даже не мечтал, - в частности, атомной энергетики. Первую в мире атомную подводную лодку символично окрестили «Наутилусом».

В 2006 году компания Exomos создала действующую подводную лодку, максимально приближённую к литературному «Наутилусу», - по крайней мере в том, что касается внешнего вида. Судно используется для развлечения туристов, посещающих Дубай.

Фантастику в жизнь: Плавучий город


В романе «Плавучий остров» французский романист сделал предсказание, которое пока что не сбылось, но уже очень скоро может воплотиться в жизнь. Действие этой книги разворачивалось на искусственном острове, на котором самые богатые люди Земли попытались создать для себя рукотворный рай.

Эту идею в наши дни готова воплотить организация Seasteading Institute. Она намерена к 2014 году создать даже не одно, а несколько плавучих городов-государств. Они будут обладать суверенитетом и жить по собственным либеральным законам, что должно сделать их крайне привлекательными для бизнеса. Одним из спонсоров проекта выступает основатель платёжной системы PayPal Питер Тиль, известный либертарианскими взглядами.

Летательные аппараты

Чтобы рассказать о покорении воздушной стихии, Верн придумал Робура-завоевателя. Этот непризнанный гений чем-то напоминает Немо, но лишён романтики и благородства. Сначала Робур создал воздушное судно «Альбатрос», которое поднималось в воздух с помощью пропеллеров. Хотя внешне «Альбатрос» походил скорее на обычный корабль, его с полным основанием можно считать «дедушкой» вертолётов.

А в романе «Властелин мира» Робур разработал и вовсе невероятное транспортное средство. Его «Грозный» был машиной-универсалом: с одинаковой лёгкостью перемещался по воздуху, земле, воде и даже под водой - и при этом мог двигаться со скоростью порядка 200 миль в час (в наши дни это звучит забавно, но Верн считал, что такой болид станет невидимым для человеческого глаза). Эта универсальная машина так и осталась выдумкой писателя. Наука отстаёт от Верна? Дело не только в этом. Такая машина-универсал просто непрактична и невыгодна.

Попытки создать гибрид летательного аппарата и подводной лодки предпринимались. Причём, как ни странно, удачные. В 1930-х советские конструкторы пытались «научить» гидросамолёт подводному плаванию, но проект не был доведён до конца. А вот в США в 1968 году на нью-йоркской промышленной выставке продемонстрировали прототип летающей субмарины Aeroship. Применения на практике эта техническая диковинка так и не нашла.

Гитлер и оружие массового уничтожения

Жюль Верн ушёл из жизни в 1905 году и не увидел ужаса мировых войн. Но он, как и многие его современники, ощущал приближение эпохи масштабных конфликтов и появление новых разрушительных видов оружия. И, конечно, французский фантаст пытался предугадать, какими они окажутся.

Серьёзное внимание теме войны и оружия Верн уделил в романе «Пятьсот миллионов бегумы». Главным злодеем книги он сделал немецкого профессора Шульце - одержимого националиста с жаждой мирового господства. Шульце изобрёл гигантскую пушку, способную поражать цель на расстоянии многих километров, и разработал для неё снаряды с ядовитым газом. Таким образом, Верн предвосхитил появление химического оружия. А в романе «Флаг родины» француз и вовсе изобразил суперснаряд «фульгуратор Рок», способный уничтожить любое строение в радиусе тысяч квадратных метров, - аналогия с ядерной бомбой буквально напрашивается.

При этом Верн предпочитал смотреть в будущее с оптимизмом. Опасные изобретения в его книгах губили, как правило, собственных создателей - как погиб от замораживающей бомбы коварный Шульце. В реальности, увы, от оружия массового поражения страдал кто угодно, только не его создатели.


Созданный профессором Шульце газ мог моментально замораживать всё живое. Но предшественника Гитлера подвела ненадёжность его изобретений.

Облик XX века

На заре своей карьеры, в 1863 году, тогда ещё малоизвестный Жюль Верн написал роман «Париж в ХХ веке», в котором пытался предугадать, как будет выглядеть мир спустя столетие. К сожалению, едва ли не самая пророческая работа Верна не только не получила признания при жизни писателя, но и увидела свет лишь на исходе того самого XX века.

Первый читатель «Парижа в XX веке» - будущий издатель «Необыкновенных путешествий» - Пьер-Жюль Этцель забраковал рукопись. Отчасти по причине чисто литературных недостатков - писатель был ещё неопытен, - а отчасти потому, что Этцель посчитал прогнозы Верна слишком невероятными и пессимистичными. Редактор был уверен, что читатели сочтут книгу совершенно неправдоподобной. Роман впервые увидел свет лишь в 1994 году, когда читатели уже могли по достоинству оценить прозорливость фантаста.

В Париже «завтрашнего дня» высились небоскрёбы, люди путешествовали на сверхскоростных электропоездах, а преступников казнили при помощи электрического разряда. Банки пользовались вычислительными машинами, которые мгновенно выполняли сложнейшие арифметические операции. Конечно, описывая XX век, писатель основывался на достижениях своих современников. Например, всю планету опутывает глобальная информационная сеть, но в основе её лежит обычный телеграф.

Но даже без войн мир XX века выглядит довольно мрачным. Мы привыкли считать, что Верн вдохновлялся научно-техническим прогрессом и воспевал его. А «Париж в XX веке» демонстрирует нам общество, где высокие технологии сочетаются с жалкой жизнью. Людей заботят лишь прогресс и нажива. Отправлена на свалку истории культура, позабыты музыка, литература и живопись. Здесь, к счастью, Верн сильно сгущал краски.

Кроме всего прочего, «Париж в XX веке» предвосхитил «теорию сдерживания», разработанную американским дипломатом Джорджем Кеннаном лишь в 1940-х. Верн предполагал, что с появлением у нескольких стран оружия, способного уничтожить всю планету, войны сойдут на нет. Как мы знаем, тут фантаст поторопился: локальных вооружённых конфликтов хватает и сегодня.

* * *

На счету Жюля Верна ещё много предсказаний. Как сбывшихся (вроде электрических пуль из «20 000 лье под водой» и видеосвязи в «Дне американского журналиста в 2889 году»), так и не воплощённых в жизнь (описанная в «Робуре-завоевателе» зарядка от атмосферного электричества). Писатель никогда не полагался исключительно на свою фантазию - он внимательно следил за передовыми достижениями науки и регулярно советовался с учёными. Такой подход вкупе с собственной прозорливостью и талантом позволил ему сделать столько невероятных и зачастую метких прогнозов.

Конечно, многие из его предсказаний теперь кажутся наивными. Но мало какому пророку в истории удавалось так точно предугадать, как будет развиваться техническая мысль и прогресс.

Современники Верна

Альбер Робида: Художник-провидец

Если бы француза конца XIX - начала XX века спросили, кто убедительнее всего описывает будущее, то в одном ряду с именем «Жюль Верн» прозвучало бы имя «Альбер Робида». Этот писатель и художник тоже делал потрясающие догадки о технологиях будущего, ему приписывали почти сверхъестественный дар предвидения.

Робида предрекал, что ни один дом будущего не обойдётся без «телефоноскопа», который будет 24 часа в сутки транслировать самые свежие новости. Он описывал устройства, в которых угадываются прообразы современных коммуникаторов. Наряду с Верном Робида одним из первых заговорил о химическом оружии и сверхмощных бомбах, которые, несмотря на малые размеры, будут обладать невероятной разрушительной мощью. На своих рисунках и в книгах Робида часто изображал летающие машины, которые придут на смену наземному транспорту. Это предсказание не сбылось - пока что. Будем надеяться, со временем и оно воплотится в жизнь.



Томас Эдисон: Слово учёного

Не только писатели-фантасты пытались предугадать, в каком направлении будет развиваться научная мысль. В 1911 году выдающегося изобретателя Томаса Эдисона, современника Верна, попросили рассказать, каким он видит мир спустя сто лет.

Конечно, самый точный прогноз он дал в том, что касалось его области. Пар, по его словам, доживал последние дни, и в будущем вся техника, в частности скоростные поезда, будет работать исключительно на электричестве. А основным средством передвижения станут «гигантские летательные машины, способные перемещаться со скоростью двести миль в час».

Эдисон полагал, что в XXI веке все дома и их внутреннее убранство будут создаваться из стали, которой затем будет придаваться сходство с теми или иными материалами. Книги, по словам изобретателя, будут изготавливаться из сверхлёгкого никеля. Так что в одном томике толщиной в пару-тройку сантиметров и весом в несколько сотен граммов уместится более сорока тысяч страниц - к примеру, вся Encyclopedia Britannica.

Наконец, Эдисон пророчил изобретение… философского камня. Он считал, что человечество научится с лёгкостью превращать железо в золото, которое станет настолько дёшево, что мы сможем делать из него даже такси и океанские лайнеры.

Увы, фантазия даже таких выдающихся людей, как Эдисон, сильно ограничена рамками современного им мира. Даже прогнозы фантастов, писавших всего пятнадцать-двадцать лет назад, уже сегодня сложно воспринимать без снисходительной улыбки. На этом фоне прозорливость Эдисона выглядит впечатляющей.


Жюль Верн Научные открытия писателя фантаста

Учитель географии « МКОУ Ситцевская СОШ»

Звонарёва И. Ю.

2015 год


Жюль Верн 1828−1905

Всего Ж. Верн написал около

70 романов.

В них он предсказал научные открытия и изобретения в самых разных областях, в том числе подводные лодки, акваланги, телевидение и космические полеты.

Из 108 научных предвидений Ж. Верна воплощены в жизнь более половины.

Однако главной заслугой этого писателя является создание жанра научно-фантастического романа.

Идеи Верна оказали влияние на

К. Э. Циолковского, В. А. Обручева, Д. И. Менделеева, И. А. Ефремова .



Жюль Верн

Робур-завоеватель


Рождение Ж. Верна как писателя-фантаста можно считать осень 1862 года, когда он написал роман «Пять недель на воздушном шаре

Писатель рассказывал в нем о жизни столицы Франции во второй половине XX века. И что удивительно, верно предсказал развитие города. Он обогнал время на сто с лишним лет.


" Что бы я ни сочинял, что бы я ни выдумывал, всё это всегда будет ниже действительных возможностей человека. Придёт время, когда наука опередит фантазию." Жюль Верн


Одно из самых знаменитых предсказаний французского писателя – это книга «Париж в двадцатом веке», которая была найдена и опубликована только в 1994 году. Она моментально стала бестселлером, а современные ученые осознали, что Верн был талантливым провидцем.

В нем описывались небоскребы, электропоезда с огромными скоростями, банки с вычислительными машинами и даже глобальная информационная сеть, правда, на основе телеграфа.



А его книга «Из России в Пекин» довольно точно описывает строительство трансазиатской магистрали .


Жюль Верн был одним из первых смельчаков, которые заговорили о космических полетах. Об этом писатели и даже ученые не задумывались до девятнадцатого века.

Снаряд «Колумбиады» был алюминиевым в романе «С Земли на Луну» И именно сплавы алюминия использовались при создании посадочного модуля «Аполлонов».




«Да, положительно, на воде лежал целый слой нефти, и эта нефть плыла вместе с течением Ангары в Иркутск.»

Признаки нефти на Байкале замечали давно. И писатель заставил ее в большом количестве плыть по Ангаре.

Единственный «русский» роман – «Необыкновенное путишествие от Москвы до Иркутска или Михаил Строгов», в котором нашла отражение Сибирь: природа, люди, быт. Впервые эта книга была издана в Париже в 1875 году

Описание встречаемых героями романа городов, рек, сел даны автором в основном верно. Живописностью, глубиной и достаточным правдоподобием отличается описание Нижегородской ярмарки, это картина, полная красок, юмора.



В этом году произведение Жюля Верна «Двадцать тысяч льѐ под водой». отмечает свой 145-летний юбилей.

В 1898 году Жюль Верн упоминал в интервью журналисту А. Брюссону, что на мысль о романе его навела Жорж Санд. В письме, написанном осенью 1865 года, она советовала ему написать книгу о путешествии в глубинах океана в подводном корабле.

Несомненно, на написание романа повлияло и близкое знакомство Жюля Верна с изобретателем «полупогружного корабля» Жаном-Франсуа Конселем. Его имя автор дал одному из героев романа. А название «Наутилус» носила подводная лодка, которую американский изобретатель Роберт Фултон предлагал в начале XIX века Наполеону в качестве секретного оружия против Англии.



Волею обстоятельств профессор раскрывает тайну, взволновавшую мир, - чудовище оказывается подводным кораблем, чудом инженерной мысли, озарением гениального изобретателя.

Создатель и хозяин подводного корабля под названием «Наутилус», владыка всего подводного мира - капитан Nemo. Именно так отрекомендовался он профессору Аронаксу, не желая, очевидно, открывать свое настоящее имя (лат. nemo означает никто).


20 000 лье под водой - это удивительное кругосветное плавание, которое совершают обитатели подводного корабля, как нельзя лучше приспособленного и для отдыха, и для научных занятий. Капитан забрал с собой в глубины морей коллекцию шедевров живописи, огромную библиотеку и дополнил все это собранием чудес, найденных на дне океанов.

Однако он не до конца порвал связь с теми, кто остался на суше: время от времени «Наутилус» подходит к берегу, с борта корабля передают кому-то таинственные ящики. И профессор Аронакс понимает, что Н. помогает тем, кто борется за свободу, отдавая им сокровища «Наутилуса»





Роман Ж . Верна "Таинственный остров "


Новая подводная лаборатория воплотит в реальность романы Жюля


офис компании Three Rings Design. Похож на "Наутилус" из романа Жюля Верна






В романах Жюдя Верна читатели находили не только восторженное описание техники, путешествий, но яркие, живые образы благородных героев, симпатичных чудаковатых ученых.

Это достойный пример для подражания

современной молодёжи.



Рассказать друзьям