Какое село мордовии является родиной художника сычкова. Русская деревня на самобытных картинах, пронизанных позитивом и молодецким задором

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В наше время немногие знакомы с творчеством самобытнейшего художника Федота Васильевича Сычкова. А в 1910-е годы его работы имели успех не только на выставках в России, но и в парижском Салоне, где они охотно раскупались любителями живописи, проявлявшими интерес к жизни и искусству нашей страны. Крестьянские девушки и барышни Ф.В. Сычкова по популярности приближались к боярышням Константина Маковского, хотя жизни и пути в искусство художников были полярно различными.


Детство родившегося в одном из сел Пензенской губернии Федота Сычкова, большие художественные способности которого были очевидными с малых лет, прошло в семье, находящейся в беспросветной нужде. Для юноши существовала одна цель — Петербург с его Академией художеств. Чтобы заработать необходимые средства на поездку, подросток работает в иконописной мастерской, пишет фрески в церквях, выполняет живописные портреты по фотографиям.

В 1895 году Ф. Сычков, окончив Рисовальную школу в Санкт-Петербурге, стал вольнослушателем Академии художеств. В 1900 году ему было присвоено звание художника за картину "Письмо с войны".


Тема жизни крестьян, сельских праздников — основная для художника, хотя писал он много портретов, пейзажей, натюрмортов. Он написал около 600 картин, этюдов и эскизов. Это была летопись его родного края - Мордовии. И, заметьте, его полотна - это взгляд на мир жизнелюбивого человека. Ну. а красота его героинь просто поражает. У него уверенный, свободный рисунок и хорошее цветовая гамма.

Умер Ф.В. Сычков в Саранске, будучи заслуженным деятелем искусств Мордовской АССР.



Сычков Федот Васильевич (1870-1958) — известный российский художник . Является заслуженным деятелем Мордовской АССР, заслуженным деятелем искусств РСФСР, народным художником Мордовской АССР.

Ф.В.Сычков родился 13 марта 1870 года в с. Кочелаево, Мордовия, в бедной крестьянской семье. Рисованием и живописью стал увлекаться ещё в раннем детстве. Во время пребывания в родном селе работал в иконописной мастерской и создавал портреты односельчан по фотографиям. После того, как Федот Васильевич написал картину «Закладка станции Арапово», увидевший её директор рисовальной школы Е. А. Сабанеев посоветовал отправить молодое дарование в Петербург для профессионального обучения живописью.

Федот Васильевич Сычков отправился в Петербург в 1892 году. Здесь он обучался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, а также в Высшем художественном училище при Академии художеств. Также брал уроки у . Этого обучения и собственного таланта неординарного художника оказалось достаточно для того, чтобы прославить его имя на всю страну. Удивительные по насыщенности и эмоциональности картины и сегодня производят неизгладимое впечатление на зрителя. Он рисовал обычных людей, крестьян, детей, повседневные сцены из жизни людей, сельские праздники и так далее. Эти сюжеты были настолько знакомы и понятны обычному зрителю, что искусство Федота Сычкова стало по-настоящему популярным. Его работы неоднократно участвовали в российских и международных выставках и заслужили немало наград и премий. Великий русский художник умер в Саранске в 1958 году. За свою жизнь он написал более 700 картин и свыше тысячи этюдов.

Сычков Федот Васильевич

Блондинка-кокетка

Возвращение из школы

Возвращение с сенокоса

Девочка, собирающая полевые цветы

Девушка в синем платке

Тройка

Христославы

С гор

Возвращение из школы

В праздничный день

Свободное время

Катание мна Масленицу

Девушка в синем платке

Две девушки и два платка

Сельская красавица

Русские девушки

Картины зимние, а на душе тепло. И весело!!! Умели наши предки любить свою землю, радоваться и жить весело, умели и нам... Завещали!

Русский и советский живописец, заслуженный деятель искусств Мордовской АСССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный художник Мордовской АСССР.

Автопортрет

Художник Федот Васильевич Сычков родился в марте 1870 года в селе Кочелаево, Наровчатского уезда, Пензенской губернии, в бедной крестьянской семье.

Окончил три класса земской школы села Кочелаева и занимался рисованием с учителем школы П.Е. Дюмаевым. После окончания школы трудился в иконописной мастерской, писал фрески в местных церквях, писал портреты по фотографиям.

С 1885 по 1887 годы работал в городе Сердобске (Пензенская губерния) учеником у подрядчика иконописца Д.А. Решетникова, потом вернулся в родное село, писал иконы и портреты односельчан.

В 1892 году генерал И.А. Арапов (генеральское имение находилось вблизи села Кочелаева) заказал у молодого художника картину «Закладка станции Арапово», а потом показал эту картину директору Рисовальной школу для вольноприходящих Е.А. Сабанееву. Картины настолько впечатлила руководителя школы, что он посоветовал генералу отвезти Федота Сычкова в Петербург.

И.А. Арапов помог молодому художнику добраться до столицы и поступить в Рисовальную школу Общества поощрения художеств. А через три года Сычков стал вольнослушателем в Высшем художественном училище при Академии художеств. В 1900 году Сычкову было присвоено звание художника.

После окончания училища Федот Васильевич вернулся на родину.

В 1905 году за картину «Мяльщицы льна» художник получил премию Куинджи на Весенней выставке Академии художеств, а в 1908 году отправился в путешествие по Европе, писал пейзажи и морские виды, достаточно регулярно участвовал во всероссийских и международных выставках, в том числе и на выставках Товарищества передвижных художественных выставок.

После Октябрьской революции художник покинул Петербург (его мастерская была разграблена и большинство картин художника было уничтожено) и вернулся на родину, участвовал в оформлении революционных праздников, писал жанровые картины о жизни односельчан, портреты и натюрморты.

Его совсем не радовали произошедшие на селе изменения, а после того, как новые Кочелаевские власти решили его раскулачить, как кустаря-единоличника, решил покинуть Россию. Дело в том, что художник активно участвовал в выставочной жизни Москвы и Ленинграда, а власти Мордовии даже и не предполагали, что в селе Кочелаево живет художник с мировым именем.

Федот Сычков был уже готов покинуть СССР, но тут (это было в 1937 году) в Мордовии был создан Союз Художников и на торжественное мероприятие прибыл директор АХ И.И. Бродский, который и пригласил Сычкова, со всеми его работами, на открывающуюся в Саранске республиканскую выставку. Как и следовало ожидать картины Сычкова стали центральным событием выставки. И он тут же был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств Мордовской АССР. Вот так и решился вопрос с иммиграцией - художник решил, что его место на родине.

И он продолжил писать свои замечательные картины, в которых центральное место занимала женщина — румяные улыбчивые крестьянки, задорные, искренние.

В конце сороковых годов Федот Васильевич начал терять зрение и это стало для него настоящей трагедией. Вот что по этому поводу он написал в одном из своих писем:

Не хочется быть старым. Как говорят, художники не могут стареть, их работы должны быть всегда молоды и интересны.

Скончался художник в городе Саранске в августе 1958 года.

Трудный переход

Русский и советский живописец, заслуженный деятель искусств Мордовской АССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный художник Мордовской АССР.

Автопортрет

Художник Федот Васильевич Сычков родился в марте 1870 года в селе Кочелаево, Наровчатского уезда, Пензенской губернии, в бедной крестьянской семье.

Окончил три класса земской школы села Кочелаева и занимался рисованием с учителем школы П.Е. Дюмаевым. После окончания школы трудился в иконописной мастерской, писал фрески в местных церквях, писал портреты по фотографиям.

С 1885 по 1887 годы работал в городе Сердобске (Пензенская губерния) учеником у подрядчика иконописца Д.А. Решетникова, потом вернулся в родное село, писал иконы и портреты односельчан.

В 1892 году генерал И.А. Арапов (генеральское имение находилось вблизи села Кочелаева) заказал у молодого художника картину «Закладка станции Арапово», а потом показал эту картину директору Рисовальной школу для вольноприходящих Е.А. Сабанееву. Картины настолько впечатлила руководителя школы, что он посоветовал генералу отвезти Федота Сычкова в Петербург.

И.А. Арапов помог молодому художнику добраться до столицы и поступить в Рисовальную школу Общества поощрения художеств. А через три года Сычков стал вольнослушателем в Высшем художественном училище при Академии художеств. В 1900 году Сычкову было присвоено звание художника.

После окончания училища Федот Васильевич вернулся на родину.

В 1905 году за картину «Мяльщицы льна» художник получил премию Куинджи на Весенней выставке Академии художеств, а в 1908 году отправился в путешествие по Европе, писал пейзажи и морские виды, достаточно регулярно участвовал во всероссийских и международных выставках, в том числе и на выставках Товарищества передвижных художественных выставок.

После Октябрьской революции художник покинул Петербург (его мастерская была разграблена и большинство картин художника было уничтожено) и вернулся на родину, участвовал в оформлении революционных праздников, писал жанровые картины о жизни односельчан, портреты и натюрморты.

Его совсем не радовали произошедшие на селе изменения, а после того, как новые Кочелаевские власти решили его раскулачить, как кустаря-единоличника, решил покинуть Россию. Дело в том, что художник активно участвовал в выставочной жизни Москвы и Ленинграда, а власти Мордовии даже и не предполагали, что в селе Кочелаево живет художник с мировым именем.

Федот Сычков был уже готов покинуть СССР, но тут (это было в 1937 году) в Мордовии был создан Союз Художников и на торжественное мероприятие прибыл директор АХ И.И. Бродский, который и пригласил Сычкова, со всеми его работами, на открывающуюся в Саранске республиканскую выставку. Как и следовало ожидать картины Сычкова стали центральным событием выставки. И он тут же был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств Мордовской АССР. Вот так и решился вопрос с иммиграцией – художник понял, что его место на родине.

И он продолжил писать свои замечательные картины, в которых центральное место занимала женщина - румяные улыбчивые крестьянки, задорные, искренние.

В конце сороковых годов Федот Васильевич начал терять зрение и это стало для него настоящей трагедией. Вот что по этому поводу он написал в одном из своих писем:

Не хочется быть старым. Как говорят, художники не могут стареть, их работы должны быть всегда молоды и интересны.

Скончался художник в городе Саранске в августе 1958 года.

Картины художника Федота Васильевича Сычкова


У хаты
С гор
Тройка
Подружки
Христославы
Возвращение из школы
Колхозный базар
Лепка снеговика
Катания на Масленицу
Возвращение с сенокоса
Праздничный день
Натюрморт с яблоками
Свободное время
Дети с подсолнухами
Две молодых ткачихи
Подготовка к свадьбе Новое ожерелье Девочка в саду Русские девочки Мордовская девушка Молодая крестьянка с курицей Девушка в синем платке Крестьянская девушка в красном платке на фоне пейзажа Улыбающаяся девушка Сельская красавица Подруги Дети в море цветов Портрет девушки Девушка среди подсолнухов Девушка на цветочном лугу Молодая женщина в белом платье с корзиной Женский портрет

Сычков Федот Васильевич (1870-1958)

Крестьянская девочка.

В наше время немногие знакомы с творчеством самобытнейшего художника Федота Васильевича Сычкова. А в 1910-е годы его работы имели успех не только на выставках в России, но и в парижском Салоне, где они охотно раскупались любителями живописи, проявлявшими интерес к жизни и искусству нашей страны. Крестьянские девушки и барышни Ф.В. Сычкова по популярности приближались к боярышням Константина Маковского, хотя жизни и пути в искусство художников были полярно различными.

Автопортрет.

Е.А. Ноздрин Портрет Ф.В. Сычкова 1957 г.

Федот Сычков родился в селе Кочелаево Наровчатского уезда Пензенской губернии, ныне Ковылкинского района Республики Мордовия.

Детство его прошло в семье, находящейся в беспросветной нужде.
Общее образование получил в трехклассной земской школе, где учитель П.Е. Дюмаев первым обратил внимание на художественно одаренного крестьянского мальчика. Но прошло еще несколько лет, прежде чем Сычков взял в руки кисть и вступил на тернистый путь художника. Опираясь на те небольшие знания в области рисунка и живописи, которые он получил у П.Е. Дюмаева, а затем в иконописной артели Д.А. Решетникова, Ф.В. Сычков начал работать самостоятельно, писал иконы, портреты односельчан. Среди ранних произведений - картина «Закладка станции Арапово» (1892), которая была выполнена по заказу петербургского генерала И.А.Арапова, имение которого находилось неподалеку от Кочелаева. Создание картины стало своеобразным экзаменом, проверкой способностей, которые Сычков достойно выдержал. Картину генерал показал директору Рисовальной школы для вольноприходящих Е.А.Сабанееву. Отметив талант Сычкова, тот посоветовал привезти юношу в Петербург. В 1892 году Сычков переступил порог Рисовальной школы, где учился у К.В.Лебедева, И. В. Творожникова, Я.Ф.Ционглинского.

В 1895 году в качестве вольнослушателя он поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств. Учился по классу батальной живописи у Н.Д. Кузнецова и П.О. Ковалевского

В 1900 году ему было присвоено звание художника за картину "Письмо с войны".

После окончания учебы в Петербурге Сычков возвратился на родину, ставшую для него живительным источником творческого вдохновения. Влюбленный в красочную стихию полнокровного народного бытия, он умел самые обыденные стороны крестьянской жизни отобразить поэтично, не тяготея к чрезмерной литературности в сюжетах. Народные гуляния, катания с гор, свадьбы, посиделки - вот далеко не полный круг тем и мотивов, привлекавших мастера.
Постоянный участник выставок Петербургской АИ и Петербургского Т-ва художников с 1905.
В 1910-е годы его работы имели успех не только на выставках в России, но и в парижском Салоне, где они охотно раскупались любителями живописи, проявлявшими интерес к жизни и искусству нашей страны. Крестьянские девушки и барышни Ф.В. Сычкова по популярности приближались к боярышням Константина Маковского, хотя жизни и пути в искусство художников были полярно различными.
Интересны его натюрморты: «Натюрморт. Фрукты», созданный в 1908 году во время поездки по Италии, натюрморты с пейзажным подходом -
Заслуженный деятель искусств Мордовской АССР и РСФСР, народный художник Мордовии, награждён орденом „Знак Почёта”.
С 1960 года в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи размещена постоянная экспозиция его произведений (в фондах этого музея находится самая большая коллекции живописных и графических работ Сычкова - около 600 произведений, включая этюды и эскизы).

Умер Ф.В. Сычков в Саранске, будучи заслуженным деятелем искусств Мордовской АССР
Музей



Картины художника


Шалуньи


У хаты.



Христославы.

У изгороди.


Трудный переход.


Тройка.


С гор.


Праздник.


Обеденный перерыв.


Няня. Сестра художника.

Молодуха.

Жница.

Девушка.

Деревенская красавица.

Девушка в синем платке.

Девичья улыбка.



Натюрморт.

СПАСИБО ВСЕМ.

Вам также будет интересно:

Дорогие мои старики (Картины +стихи)

Русская деревянная изба "Добрым людям на загляденье"

Сказка о Мастерах



Рассказать друзьям