Какой был толстой по характеру. Поздняя художественная литература

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Лев Николаевич Толстой вошел в литературу спокойно, без особых волнений, какие обычно сопутствуют первым шагам начинающих писателей: послал рукопись «Детства» в самый престижный тогда журнал — «Современник», и деньги на обратную пересылку, если редакция не сочтет возможным напечатать сочинение. Он писал: «...я с нетерпением ожидаю вашего приговора. Он или поощрит меня к продолжению любимых занятий, или заставит сжечь все начатое»». Ему было тогда 24 года, и он был офицером русской армии.

Ответ последовал самый положительный. Некрасов, Чернышевский, Тургенев хвалили. Рукопись пошла тотчас же в печать, а за ней последовали «Отрочество» и «Юность». Ему прочили место преемника Гоголя, т. е. главы русской литературы. Так стал он с первых же публикаций живым классиком.

Мы со школьной скамьи помним ставшие хрестоматийными строки из первой книги Толстого: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней?».

Благоуханная пора жизни! Человек, только-только вошедший в этот мир, с восхищенным любопытством вглядывается во все, что его окружает. Когда-то отец Монтеня под влиянием модных в XVI в. идей Ренессанса о том, что человек рождается для счастья, будил своего сына по утрам тихой мелодичной музыкой. Родители Толстого этого не делали, но жизнь их маленького сына была окружена счастьем.

Толстой подробно описывает, как расцветает жизнь в маленьком существе, как откликается его сердце на все события его каждодневного бытия, как развивается его ум пытливым анализом всех звуков внешнего мира. В этом вся непреходящая прелесть книги.

Однако можно ли назвать трилогию писателя мемуарами, подлинной записью действительных событий его детства и юности? Скорее, это все-таки роман о детстве Николеньки Иртеньева из богатой и знатной семьи, окруженного атмосферой благополучия, любви, мальчика нежного, доброго, с отзывчивым сердцем и размышляющим умом. Все события, описанные Толстым, конечно, происходили с ним, и размышления и чувства мальчика суть Толстого чувства и мысли. Коленьку Иртеньева мы найдем потом на страницах романа «Война и мир» под именем Пети Ростова.

Толстой был богат. Его имение Ясная Поляна, в котором он провел большую часть своей жизни, предоставляло ему спокойное место для творческой работы, не обремененной заботами о хлебе насущном. Он принадлежал к верхнему слою дворянства, к древнейшим родам графов Толстых по линии отца и князей Болконских — по материнской.

В руки пятнадцатилетнего Толстого попали сочинения женевского философа Жан-Жака Руссо. Идеи его захватили мальчика. Он заказал себе медальон с его портретом и восторженно носил на груди. Прочитал буквально все сочинения этого человека и до конца жизни был верным его последователем. Уважение к природе, стремление сообразовывать свою жизнь, свои поступки с законами природы, скептическое отношение к дарам цивилизации, воспринятое от Руссо, наложили свою печать на личность Толстого и все его произведения, на его размышления и на самое его жизнь.

Чтение Евангелий, образ Иисуса Христа, призвавшего людей отказаться от насилия, увлекли писателя к идеям и чувствам человеколюбия. Эти идеи писателя подхватил позднее Махатма Ганди. Теория непротивления злу насилием обрела конкретные очертания.

Зрелый Толстой как личность представляется физически здоровым и крепким человеком, с сильными мышцами, с развитой мускулатурой. Он уверенно шагает по земле, пожалуй, даже походкой хозяина. Самонадеян, смел и абсолютно самостоятелен в своих суждениях, не считаясь с господствующими в обществе мнениями, чем крайне поражал знавших его людей. Все восхищались тогда Шекспиром. Авторитет английского автора был непререкаем, а Толстой начисто отвергал его, никак не соглашаясь признать его гениальным. Сотрудники «Современника», когда он бывал в редакции, перешептывались: «Посмотрите на этого человека — он не признает Шекспира!»

Все с благоговением произносили имя Бетховена. Толстой же и его решался отвергать. К Пушкину, несмотря на несколько хвалебных фраз в адрес поэта, относился довольно прохладно и чуть ли не более ценил Фета. В этом он напоминал Микеланджело, отталкивавшего всех великанов своего времени и окружавшего себя талантами средней величины. Личность Толстого неоднозначна - иным он казался человеком с холодным аналитическим умом. Он глядел на собеседника и своими колючими глазами проникал в самые потаенные его глубины, как бы вывертывая человека наизнанку. Умные люди это чувствовали и смущались. Чайковский страшно волновался накануне встречи с Толстым, он боялся его проницательного взгляда. (Опасения были напрасны. Толстой плакал, слушая его музыку.)

Когда-то французский автор XVII в. Ларошфуко, беспощадный обличитель человеческих слабостей, писал: «...часто наши самые благородные поступки исходят из нашего тщеславия». Толстой любил этого автора, ценил его афоризмы (он перевел из них 98). Они «более всего содействовали образованию вкуса во французском народе и развитию в нем ясности ума и точности его выражений», — писал он о нем. Но не только это привлекало его к французскому автору.

Холодный, скептический ум Ларошфуко, прямо надо сказать, был родствен Толстому. Даже самые дорогие сердцу писателя персонажи его романа не избегли психологического его скальпеля. Николай Ростов, милый, честный, добрый человек, оказавшись на поле боя, жаждет подвига, рвется проявить себя, и ради чего же? Ради славы, честолюбия, иначе говоря, — движимый тщеславием. Он признается себе в том, что ради этого он может отказаться от матери, отца, всех дорогих и близких людей.

Толстой не терпел никакой фальши, лицемерия, сентиментальности. Признаки излишней чувствительности он наблюдал в Тургеневе и относился к нему сдержанно, а иногда и насмешливо. Даже когда Тургенев из своего далека обратился к нему со знаменитым письмом («Великий писатель земли русской!..»), он не удержался от насмешки над этим патетическим воззванием.

Все это сделало из него писателя строгого, беспощадного к правде. Если говорить о реализме, то он был чистейшим реалистом. Правда и только правда! — вот его творческий принцип. Не выносил никакого украшательства писательской речи. Литературным пуристам стиль его казался неуклюжим, перегруженным словами «что», «как» и пр.

И при всем этом личность Толстого была поистине масштабной. Что-то могучее шло от него. Читая его, не видишь ни книги, ни эпитетов, ни сравнений, ни образных выражений, не видишь напечатанного слова. Все то, что называется литературой, куда-то уходит, и перед нами сама жизнь.

Писательский стиль? Мы его просто не замечаем, как не замечаем прозрачное стекло, сквозь которое смотрим из окна на лежащий за ним мир. Толстой правдив, как сама жизнь. Все герои его произведений, будь то подлинные исторические персонажи или изобретенные его фантазией, настолько реальны, живы, многомерны, что, кажется, они с нами рядом, мы слышим их голоса, их дыхание, видим их неповторимую индивидуальность. Невольно говорим себе: «Что за чародейство!» И это относится не только к людям, но и к природе, к кусту сирени, дубу, весеннему лесу, конной упряжке.

Все особенности писательского мастерства Толстого проявились уже в первой его книге «Детство». Но куда же делся тот изнеженный чувствительный мальчик и юноша, которого мы знали под именем Коленька Иртеньев? Он растворился в суровой прозе жизни — от него остались на всю жизнь творческой личности уже зрелого Николая Иртеньева (Льва Толстого): любовь к красоте, больше нравственной, чем физической, ненависть к уродству, жестокости, несправедливости.

Поздний Лев Толстой был более проповедником, нежели писателем. Увлеченный странными, неосуществимыми идеями непротивления злу насилием, он создает своеобразный кодекс поведения, собирает вокруг себя едва ли не секту, к удивлению всех знавших его трезвомыслящих людей. Парадокс — эти идеи шли от Евангелия, а духовенство отлучило писателя от церкви.

Лев Толстой — классик мирового масштаба. Его изучают в университетах Франции. Германии, США, но, сказать по правде, их привлекают те произведения русского писателя, в которых он раскрывает глубинные, теневые стороны души человека («Крейцерова соната». «Смерть Ивана Ильича») и делает это, надо сказать, с удивительным, неподражаемым мастерством.

Массовый русский читатель с его здоровой психикой отдает предпочтение жизнеутверждающим произведениям Толстого, жизнеутверждающим при всей трагедийности событий и судеб людских, показанных в них: его эпопее «Война и мир», роману «Анна Каренина», повестям «Хаджи-Мурат», «Казаки» и др.

Толстой жил долго, писал много, и к концу жизни написанного им накопилось столько, что едва вошло в 90 томов его сочинений.

Каждый писатель, творец - это прежде всего человек. Конечно, у него свои пристрастия, свои взгляды на жизнь, принципы. Потому и созданные им герои для него, словно живые люди, тоже делятся, как и для нас, читателей, на любимых - то есть на тех, что разделяют его мысли, и на чужих. И дело не только в том, что есть герои главные, таким отводится много места, уделяется много внимания на страницах произведения, и второстепенные. Так и в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Я считаю, что и капитан Тушин, и Тимохин, хоть и участвуют только в определенных эпизодах, но тоже «из лагеря Толстого». Автор к ним относится с уважением и сочувствием, ибо они, по его мнению, составляют лучшую часть русского народа.

Свое понимание сущности человека Л. Н. Толстой воплощает в судьбах героев произведения. Вспомним благородного, умного и красивого в поступках и стремлениях Андрея Болконского. После многих подъемов и катастрофических разочарований он жаждет не славы, а общественно полезного дела: «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не только для меня одного шла моя жизнь, чтобы не жили они независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе». Мы видим его высокомерие в столичных салонах и красоту и конкретную помощь в дыму и порохе Шенграбена, когда эвакуируют батарею капитана Тушина, ощущаем его личный высокий порыв, «его Тулон» во время Аустерлицкого сражения и гордость оттого, что он «служит здесь, в полку», а не сидит в штабе. На Бородинском поле его объединяет с солдатами и офицерами грустное, трагическое чувство утраты и в то же время гнев на врага, который вторгся на его Родину. С какой горечью говорит он о смерти отца, разорении имения - говорит по-русски, теми же словами, что простой русский солдат: «Я смоленский». Всегда придававший большое значение военной стратегии и тактике, перед Бородинским сражением он ставит на первое место чувство оскорбленной гордости патриота, отбрасывая общие фразы и говоря о конкретном для каждого человека значении слова «Родина»: «…у меня остались отец, сестра и сын в Лысых Горах». Именно это понимание своего единства с народом в лихую годину наполняет жизнь князя Андрея новым содержанием.

Вспомним Пьера Безухова с его размышлениями: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила правит всем?» Такой нескладный, во многом наивный, он становится сильным, когда нужно защитить друга, когда осознает себя «русским Безуховым» - победителем Наполеона, когда берется за решение важных проблем - как улучшить жизнь во всей стране. Наташа Ростова, с ее живым, эмоциональным лицом, что от любви к людям и миру сияет счастливой улыбкой. Это лицо искажается от ярости и гнева, когда она видит, как многие обитатели столицы, увозя вещи, бросают в Москве родных. Благодаря ее настойчивости, почти все подводы Ростовых были отданы раненым солдатам и офицерам. Милосердие русской женщины воплощено в этом поступке, в ее отчаянном крике-порыве: «Разве мы немцы какие?» На последних страницах романа Толстой изображает Наташу счастливой женой и матерью. С точки зрения автора, счастливая семейная жизнь - это идеал существования мужчины и женщины. Но мы видим счастье Наташи и Пьера не только в достатке и комфорте дома, в тепле семейного очага, а прежде всего - в понимании друг друга, в том, что Наташа жила «каждой минутой жизни мужа».

Герои Толстого живут, развиваются, откликаются на события, стремятся к самосовершенствованию, добру для людей. Они живут жизнью своей Отчизны в важные для нее минуты. Они действительно любимые герои Толстого, считающего: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, бороться, ошибаться, начинать и бросать, и снова начинать, и снова бросать, и вечно бороться, и метаться. А спокойствие - душевная подлость».

Сравните с ними красивую, распущенную Элен с ее маской на лице - выражением, которое она копирует с лица уважаемых особ, нудную Жюли Карагину, сменяющую, как моду в определенный период, настроение и язык и расставляющую сети «пензенских лесов и нижегородских имений» на красивых женихов. А чего стоит Берг, строящий свою жизнь по чьему-то образу и подобию, вплоть до салфеточки на столике и вазочки с печеньем, и покупающий во время всеобщего отступления из Москвы «шифоньерку и туалет!» А Борис Друбецкой, лезущий вверх по ступеням выгодных знакомств и протекций, не брезгуя даже женитьбой на симпатичной ему Жюли («я всегда смогу устроиться, чтобы реже видеть ее»). Даже объявление о нападении французов он воспринимает не как ошеломляющую новость, оскорбительную и горькую для настоящего гражданина, а как возможность показать другим, что он первый о чем-то узнал.

Их образ жизни - напрасная трата времени, а потому нет смысла упоминать о них в эпилоге, ибо что могло всерьез измениться в жизни этих статичных манекенов высшего света! Только Анатолия Курагина, даже не помнившего, где он служит, значится, живущего только сегодняшним днем, изменит судьба, очищая участием в Бородинском сражении и тяжелым ранением. Что же стало причиной их статичности, шаблонности их жизни, не вызывающей интерес у читателя? Обратимся еще к одному герою, куда более симпатичному и эмоциональному, пройдем через этапы его жизни. Николай Ростов - талантливый и живой, по-своему очень порядочный, потому что не может нарушить слово, данное Соне, считает своей обязанностью выплату отцовских долгов. По зову романтики он бросает университет и идет на войну обычным юнкером, презрительно отбрасывает рекомендационные письма. Он задирает «штабного» Болконского, хотя сознает, что очень хотел бы иметь его своим другом.

Но он испугается под Шенграбеном, побежит как заяц, попросится с легкой раной сесть на лафет орудия. Он не понимает подвига Раевского, который пошел впереди войска с сыновьями-подростками, чтобы поднять дух войска. Отправившись защищать безвинно пострадавшего товарища, он не доведет дело до конца, потому что попадет в атмосферу фанатичного обожествления государя-императора и потеряет время в толпе при торжественной встрече. К слову сказать, Лев Толстой не нашел для Николая Ростова места на Бородинском поле - именно в это время он в тылу занимается лошадьми и фуршетом. В трудное время он поможет княжне Марье, потом, влюбившись в нее, станет ее мужем, будет много работать в имении, поднимая его после разрухи, но свою жену до конца понять не сможет и детей, как Пьер, любить не будет. И такого семейного счастья, как у Наташи с Пьером, автор ему не даст.

Многие дворяне, офицеры с 1812 года начали относиться к своим крепостным по-новому, потому что вместе с ними, рядовыми, партизанами и ополченцами, они победили врага. А Николай, раздраженный хозяйственными хлопотами, бьет своего крепостного так, что разбивает камень на перстне. Вполне может быть, что он бьет того, кто шел вместе с ним защищать Россию. Многие из бывших офицеров задумывались о смене государственного строя, потому что «в судах воровство, в армии одна палка: шагистика, поселения, - мучают народ, образование душат. Что молодо, честно - то губят!» Рядом с ними будущие герои Сенатской площади - Пьер, Николинька Болконский. Им сочувствует и, наверное, присоединится Василий Денисов.

Николай Ростов не сомневается в их порядочности, он тоже мог бы пойти с ними, но он становится на противоположную сторону. По мнению Николая Ростова, нельзя ничего изменять, если существуют государственные установки, не надо даже думать об этом. Это у него с юности: рубиться и не думать, вот и все! Потому он может, бездумно выполняя приказ Аракчеева, «идти с эскадроном и рубить» против родных и близких…

По мнению Льва Толстого, именно напряженная работа мысли и сердца является главным признаком личности, сущностью человека. Итак, мысль, поиски смысла бытия, своего места в жизни, большая работа над совершенствованием собственной личности - вот из чего складывается стержень настоящего человека, вот что ценит и уважает в людях Лев Толстой. Вот что завещают нам автор и его любимые герои - таинственный путь к настоящему счастью человека.

Сочинение

Каким вы представляете себе Льва Толстого? Что кажется вам самым главным в его отношении к себе и к окружающим людям?

Лев Толстой прожил большую и слож­ную жизнь, в которой было много пово­ротных событий, изменивших мировоз­зрение писателя, его эстетические по­зиции. Главное, что было в характере Толстого, - это постоянный поиск исти­ны, смысла человеческого бытия. Это есть и в ранних повестях «Детство», «Отро­чество», «Юность», и в самых поздних произведениях философского, характера, в которых он утверждает идею самосовер­шенствования и непротивления злу наси­лием. Борьба добра и зла постоянно вол­новала Толстого как человека и писателя.

Существует огромная коллекция портретов Льва Толстого: его рисовали, лепили, ваяли, фото­графировали. Какой из знакомых вам портретов, по вашему мнению, наиболее точно воспроизводит не только его внешность, но и духовные качества этого необычного человека?

Запоминается потрет Л. Н. Толстого ра­боты И. Н. Крамского 1873 года. Писателю 45 лет. Он уже прославленный автор «Севастопольских рассказов», автобио­графической трилогии, романа «Война и мир», постоянный житель Ясной Поля­ны. Художник прекрасно передает напря­женность мысли Толстого, острый взгляд, внутреннюю энергию. Лев Николаевич изображен в свободной рубахе, получив­шей название «толстовка».

В последние годы жизни писателя его много раз рисовал Илья Репин. Он создавал портреты и сюжетные картины, которые показывали старого Толстого в действии, в движении. Среди них осо­бенно популярна картина «Толстой на пашне». Чем, на ваш взгляд, вызвана такая популярность?

В то время, когда был написан портрет, Толстой проповедовал идею опрощения, приближения к крестьянскому труду, сельскому быту. Толстой стремился учиться у народа его мудрости, постигать его философию. Кроме того, мастерство Репина позволило передать не только одежду писателя и его занятие несвойст­венным дворянину трудом, но и движение его мысли, состояние духовности в мо­мент приобщения к крестьянскому труду.

Как вы оцениваете Льва Толстого как читате­ля, поскольку вам знакомы списки прочитанных и высоко оцененных им произведений? Как вам ка­жется, стал бы Толстой вносить в эти списки те про­изведения, которые ему совсем не нравились, или он их не называл просто потому, что книги, которые не понравились, не остались в памяти?

Возвращаясь к словам Яна Амоса Коменского, Толстой проявил здесь такое важное умение читателя, как умение вы­бирать книгу. Именно по нравственному влиянию на формирование юного челове­ка были включены в этот список книги. Здесь Нагорная проповедь (Евангелие), произведения русской и мировой класси­ки, особенно А. С. Пушкина, Н. В. Гого­ля, И. С. Тургенева. Он не ставил перед собой задачи вносить в этот список все прочитанные книги, которые ему нрави­лись или не нравились, он вносил в него произведения, которые его потрясли ду­ховно и оказали влияние на его нравст­венные убеждения.

1. Ставил цель, придерживался ее

Апрель, 1847 год, Казань. Дом на улице Черноозерской, во дворе собака лает на мотив песни «Только» певицы Нюши. В окно квартиры лезет весеннее солнце. За столом сидит парень с короткой стрижкой и большими ушами, его зовут Лев. Перед ним — тетрадь. Смотри, что там записано: «Чем хуже положение, тем более усиливай деятельность». И еще: «Преодолевай тоску трудом, а не развлечением». 19-летний Лев весь март лечился от гонореи, а потом придумал и записал себе правила, которыми собрался руководствоваться в жизни. Так Толстой стал вести дневник. Думаешь, через пару недель он забыл об этой идее и увлекся разведением джунгарских хомяков? Толстой записывал мысли по поводу своей жизни и поступков до самой смерти в 82 года! Ты можешь проследить его целеустремленность и тягу к самосовершенствованию, например, по «Избранным дневникам», которые с 1978-го по 1985 год выпускало издательство «Художественная литература» (21 том!).

2. Был храбрым

Осень 1851 года, Чечня, место неподалеку от Кизляра. Река Терек бурлит и уходит за поворот, где-то за лесом горцы чистят ружейные дула. На нашем берегу, словно расстрелянный, спит казак, а юнкер 4-й батареи 20-й артиллерийской бригады Лев Толстой смотрит, как солнце опускается за горы. Писатель (по определению — мирный человек) на поле боя отличался завидным мужеством. В 1851 году Лев отправился на Кавказскую войну, а потом стал участником Крымской. С 1854-го по 1855 год он оборонял Севастополь, командовал батареей, которая находилась на 4-м бастионе — в одном из самых опасных мест. Вражеские снаряды туда падали так часто, что это казалось каким-то природным, как снег зимой, явлением. Когда в 1856 году Лев вышел в отставку, на груди у него висел орден Святой Анны и медаль «За защиту Севастополя».

3. Вечно боролся с собой

Ясная Поляна, Тульская область, лето 1860 года. Лев уже отрастил бороду, крупные уши скрывают волосы. Он ступает по тропинке. Вокруг зеленый лес, а в глазах Толстого что-то неуловимое. Обдумывает судьбы местных крестьян? Вовсе нет. «Шлялся в саду со смутной, сладострастной надеждой поймать кого-то в кусту. Ничто мне так не мешает работать», — писал позже Толстой о таких днях. Одним из своих основных пороков Лев считал страсть к женщинам — он то побеждал ее, то вновь проигрывал в этой борьбе, затянувшейся на многие годы. В итоге его любовь к слабому полу пошла на пользу мировой литературе и кинематографу. Как ты, наверное, знаешь, главная героиня романа «Анна Каренина» (издан в 1878 году) — женщина. Эту работу Льва Толстого режиссеры из разных стран мира экранизировали уже 30 раз — первая версия фильма вышла в 1910 году, а последняя — в 2012-м (режиссер Джо Райт, в главной роли Кира Найтли).

4. Не боялся экспериментов

В 1859 году Лев Толстой открыл для крестьянских детей странную школу прямо в своем имении. Толстой, представь себе, был уверен, что учеба должна быть исключительно в удовольствие. «Образование не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся» — вот что он писал. В Яснополянской школе, помимо самого Льва, преподавали еще четыре человека. Они обязаны были не вдалбливать знания в детей, а заинтересовать их уроками. Школьники могли сами выбирать, на какие занятия им ходить, ученикам разрешалось являться на уроки в любое время и покидать школу, когда захочется.

Кто тут с бородой

Лев Толстой родился 9 сентября 1828 года в родово-й усадьбе Ясная Поляна в Тульской области. Умер от воспаления легких 20 ноября 1910 года в доме начальника железнодорожной станции Астапово (сейчас - «Лев Толстой», Липецкая область).

Толстой, Каким вы представляете себе Льва Толстого?

Каким вы представляете себе Льва Толстого? Что кажется вам самым главным в его отношении к себе и к окружающим людям?

Лев Толстой прожил большую и слож­ную жизнь, в которой было много пово­ротных событий, изменивших мировоз­зрение писателя, его эстетические по­зиции. Главное, что было в характере Толстого, – это постоянный поиск исти­ны, смысла человеческого бытия. Это есть и в ранних повестях “Детство”, “Отро­чество”, “Юность”, и в самых поздних произведениях философского, характера, в которых он утверждает идею самосовер­шенствования и непротивления злу наси­лием. Борьба добра и зла постоянно вол­новала Толстого как человека и писателя.

Существует огромная коллекция портретов Льва Толстого: его рисовали, лепили, ваяли, фото­графировали. Какой из знакомых вам портретов, по вашему мнению, наиболее точно воспроизводит не только его внешность, но и духовные качества этого необычного человека?

Запоминается потрет Л. Н. Толстого ра­боты И. Н. Крамского 1873 года. Писателю 45 лет. Он уже прославленный

автор “Севастопольских рассказов”, автобио­графической трилогии, романа “Война и мир”, постоянный житель Ясной Поля­ны. Художник прекрасно передает напря­женность мысли Толстого, острый взгляд, внутреннюю энергию. Лев Николаевич изображен в свободной рубахе, получив­шей название “толстовка”.

В последние годы жизни писателя его много раз рисовал Илья Репин. Он создавал портреты и сюжетные картины, которые показывали старого Толстого в действии, в движении. Среди них осо­бенно популярна картина “Толстой на пашне”. Чем, на ваш взгляд, вызвана такая популярность?

В то время, когда был написан портрет, Толстой проповедовал идею опрощения, приближения к крестьянскому труду, сельскому быту. Толстой стремился учиться у народа его мудрости, постигать его философию. Кроме того, мастерство Репина позволило передать не только одежду писателя и его занятие несвойст­венным дворянину трудом, но и движение его мысли, состояние духовности в мо­мент приобщения к крестьянскому труду.

Как вы оцениваете Льва Толстого как читате­ля, поскольку вам знакомы списки прочитанных и высоко оцененных им произведений? Как вам ка­жется, стал бы Толстой вносить в эти списки те про­изведения, которые ему совсем не нравились, или он их не называл просто потому, что книги, которые не понравились, не остались в памяти?

Возвращаясь к словам Яна Амоса Коменского, Толстой проявил здесь такое важное умение читателя, как умение вы­бирать книгу. Именно по нравственному влиянию на формирование юного челове­ка были включены в этот список книги. Здесь Нагорная проповедь (Евангелие), произведения русской и мировой класси­ки, особенно А. С. Пушкина, Н. В. Гого­ля, И. С. Тургенева. Он не ставил перед собой задачи вносить в этот список все прочитанные книги, которые ему нрави­лись или не нравились, он вносил в него произведения, которые его потрясли ду­ховно и оказали влияние на его нравст­венные убеждения.

Глоссарий:

  • Каким вы представляете себе Льва Толстого
  • каким я представляю себе толстого
  • характеристика льва толстого как человека и писателя
  • как я себе представляю льва николаевича толстого эссе
  • каким был толстой подбери самые точные слова

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Заболоцкий, Я воспитан природой суровой… . Каким вы себе представляете героя стихотворения? Каким вы себе представляете героя стихотво­рения? Прокомментируйте первую строку. Герой стихотворения представляется тихим...
  2. Попробуйте рассказать о том, как школьники готовили инсценировку сказки Пушкина. Что вы уз­нали о реквизите, подборе исполнителей, ре­петициях, ходе представления, финале общих тру­дов актеров? В...


Рассказать друзьям