228.94kb.
Цель: формирование личности учащихся, ее духовности и нравственности на примере изучения родного края, его природы, лучших традиций и нравов русского народа.
Задачи: воспитать в учащихся чувство любви к родному краю, чувство гордости за своих земляков, за их ратные подвиги; привить учащимся любовь к природе родного края, бережное отношение к родной земле, ее растительному и животному миру; развить у учащихся индивидуальные задатки и способности к творческой деятельности, приобщить их к ценностям русской культуры.
Ход классного часа
I. Слово о Родине. Выступления учащихся.
Сегодня на классном часе мы продолжим знакомство со своим родным краем. Мы послушаем сочинения ребят, стихи, легенды и песни о родном крае.
Звучит песня «Родина» на слова Савинова (муз. народная):
Вижу чудное приволье, Вижу нивы и поля. Это русское раздолье, Это русская земля...
Вижу горы и долины, Вижу степи и луга - Это русские картины, Это Родина моя.
Слышу пенье жаворонка, Слышу трели соловья... Это русская сторонка, Это - Родина моя!
Родина! Слово-то какое звонкое и чистое! Как родниковая вода! Крепкое, как алмаз! Дорогое, как Мама!
Что значит: Родина моя? -
Ты спросишь. Я отвечу:
Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края.
Все это - Родина твоя,
Земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобою
Она заманчивых путей
Доверчиво раскроет. ( Н. Полякова)
Из сочинения учащейся:
У каждого человека должен быть свой родной уголок на этой Земле - местечко, которое нужно любить и защищать. Для меня - это широкая, богатая, сильная, великолепная страна Россия.
Я родилась в России и постараюсь прожить здесь всю свою жизнь, несмотря на все трудности и неприятности, которые переживает сейчас моя страна. Я постараюсь сделать все возможное, чтобы все россияне полюбили ее так же горячо, как я.
«Я из России»- это звучит гордо в любом уголке Земли! Россия широка и необъятна, но есть в ней одно местечко, кусочек природы, который мне очень дорог - это деревня Кузнечная. Природа здесь зимой - «серебро», осенью - «золото», весной и летом - «изумруд». Около деревни протекает небольшая, неглубокая речка Хоршевашка. Речка перегорожена плотиной, и когда подходишь к ней, создается ощущение, что ты стоишь у подножия водопада. Эта картина очень красивая: шум воды, и брызги, которые отражаются в солнечных лучах, становятся похожими на сверкающие бриллианты.
Когда живешь в деревне, где родился и надолго никуда далеко не ездил, трудно рассуждать о том, что значит для тебя Родина.
Родина - это все, что дорого каждому человеку: его родная деревня, отчий дом, его друзья и родные, родной язык.
Все это с детства окружает нас, мы к этому привыкли и - по рассказам других людей, которые потеряли кого-то или поменяли место жительства, уехали за границу - понимаешь, как это трудно. Там все чужое: обычаи, язык, люди, быт, - и как трудно к этому привыкнуть!
Говорят, что за границей жить лучше, но ведь не все люди приживаются к этой «хорошей жизни». Что-то притягивает их обратно, какая-то невидимая сила. Я думаю, что это Родина - в ее большом смысле.
Родина - это все, что дорого и любимо каждым человеком, и куда бы ни забросила его судьба, он всегда будет помнить свою Родину и любить ее.
Классный руководитель: О нашем удивительном городе, о великой Волге и ее притоках сложено много легенд и сказаний, но это отдельная большая тема. А сейчас мне хочется рассказать о боярышнике, растущем в нашем крае.
Когда и где это конкретно было, трудно сказать, но вот что донесла до нас легенда. Смотрите!..
ЛЕГЕНДА О БОЯРЫШНИКЕ
Жила-была молодая красивая девушка, и все ею любовались. А потом встретила она голубоглазого русича, полюбили они друг друга и обручились.
Но однажды увидел девушку хан, удивился ее красоте и приказал забрать девушку в свой дворец. Бился с ханом русич и погиб, защищая любимую.
Взяли девушку в полон и стали готовить к встрече с ханом. Несчастная попросила помочь одну девушку, наряжавшую ее, - та отказалась. Попросила другую, третью... - все отказались помочь, страшась хана. И когда ее все же привели к нему, девушка убила себя ножом.
А на небесах встретились верные души девушки и русича, и в момент их встречи на месте, где они впервые увидели друг друга, вырос прекрасный боярышник.
Из сочинения учащейся:
Говорят, человек - это маленькая Вселенная. Значит, как и у любой Вселенной, у него должен быть свой центр. Тот самый, единственный уголок в мире, который является самым дорогим и важным местом для «малой Вселенной».
Моя Родина - Россия, огромная страна со своими радостями и проблемами. Изначально стоящая на стыке двух великих культур - авангардной западной и традиционной восточной, оказавших на нее свое влияние. Поэтому и история нашей Великой Руси покрыта «выбоинами» и «ухабами»...
Помимо понятия «большая Родина», у меня есть еще и своя «малая Родина». Малой Родиной для меня стало место моего рождения, старинный город Ядрин. Ядрин-небольшой город, расположенный на берегу реки Сура. Город очень красивый, особенно летом. В нем много старинных зданий, исторических мест, много зелени, цветов. В окружении города очень много красивых озер, перелесков. И в любое время года, гуляя по этим местам, получаешь неописуемое наслаждение.
И если судьба одарит меня славой и известностью, то я никогда не буду скрывать, откуда я родом, и стыдиться того, что родилась не в столице. А если волею судьбы занесет меня далеко от родного дома, я точно знаю, что буду ужасно скучать по родине и тосковать по родному городу, по своим милым полям, перелескам, по широкой величавой Волге и ее притоку Суре, по друзьям и родным, по своему жаркому солнцу, которое здесь особенное, потому что оно греет мою душу и заставляет ее цвести.
Все это бесценно, и, даже имея огромные богатства, я не буду счастлива вдалеке от моего родного края. Я не могу представить себя вне его, за его пределами - на чужбине. Ядрин для меня - моя история, моя судьба, моя жизнь.
Каждый человек на Земле должен помнить и любить - несмотря ни на что - свой родной край, свою родину, будь она большая или маленькая, уважать ее и, если понадобится, защищать. Непременно знать и помнить свои корни, своих предков, культуру родного края, его историю. И, конечно же, безгранично любить - до замирания сердца, до последнего вздоха!
II. Просмотр презентации «Путешествие по Ядрину» с комментариями учащегося Рябинина Сергея, создавшего эту презентацию.
III. Конкурс знатоков стихотворений о Родине
О Родине воспевали, ей посвящали стихи лучшие поэты России. Кому принадлежат следующие строки:
Россия, нищая Россия, Если крикнет рать святая:
Мне избы серые твои, «Кинь ты Русь, живи в раю!» -
Твои мне песни ветровые - Я скажу: «Не надо рая,
Как слезы первые любви! (А. Блок) Дайте родину мою». (С. Есенин)
Умом Россию не понять, Спасибо, Родина, за счастье
Аршином общим не измерить: С тобою быть в пути твоем.
У ней особенная стать - (А. Т. Твардовский)
В Россию можно только верить. (Ф. Тютчев)
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи! (А.К. Толстой)
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит её рассудок мой.
Ни слова, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья. (М.Ю. Лермонтов)
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена! (А.С. Пушкин)
О, Россия!
С нелегкой судьбою страна…
У меня ты, Россия,
Как сердце, одна. (Ю. Друнина)
IV. Конкурс знатоков песен о Родине:
Назовите песни, в которых поется о Родине. Например:
«Широка страна моя родная»,
«С чего начинается Родина?»,
«Отчий дом»,
«Под крышей дома твоего» и т.д.
V. Заключение.
Классный руководитель:
Я видел Русь в иконах у Рублева:
Глаза, как окна, свет их нестерпим,
Я узнавал черты лица родного,
Как матери родной, был предан им.
Ни на каких дорогах и дорожках
Я, сын Руси, забыть её не мог!
Она в меня легла, как гриб в лукошко,
Как дерево в пазы и мягкий мох. (В. Боков)
Этими словами мне хочется закончить нашу встречу с родным краем
Пройдут и нынешние лихие времена, и люди поймут, что вся наша планета Земля - великая Родина всех народов, а ее природное богатство - основа нашего благополучия, неиссякаемый источник радости.
VI. Подведение итогов.
Тема: «16 декабря – день Независимости Республики Казахстан».Родина моя. Н. Полякова
Что значит «Родина моя»? –
Ты спросишь. Я отвечу:
Сначала тропочкой земля бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд домов многоэтажных.
Всё это – Родина твоя, земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобою
Она заманчивых путей доверчиво раскроет.
Как вы понимаете пословицу: «Тот герой, кто за Родину горой»?
Казахстан – наше Отечество, наша Родина. Что значит Отечество? А почему мы его называем Родиной?
В каждом государстве есть такие праздники, которые называются государственными. Какие государственные праздники отмечают граждане Казахстана?
а) – Что значит независимое государство?
16 декабря 1991 года является Днём Независимости РК. Давайте проследим, какие события происходили со дня приобретения статуса независимости.
^ В конце 1991 года впервые в истории прошли всенародные выборы первого президента республики. При абсолютном большинстве голосов им стал Н.А. Назарбаев.
^ 2 октября 1991 года впервые в космос устремился сын казахского народа Т. Аубакиров. Своим полётом он возвестил на всю планету, обретённую Казахстаном свободу и независимость.
^ В конце сентября и начале октября 1992 года казахи всего мира собрались в Алматы на свой Курултай, где были обсуждены жизненно важные вопросы объединения всемирной казахской диаспоры.
^ В конце июня1992 года в Вене прошла Всемирная конференция ООН по правам человека, в которой приняли участие официальные делегации из 180 стран мира, в том числе и Казахстан.
В 1993 году была выпущена национальная валюта тенге.
б) Государственные символы РК.
Как и все государства, Республика Казахстан имеет свои государственные символы. День рождения государственной символики – 4 июня 1992 года.
Символом независимости стал голубой флаг с золотистым национальным орнаментом слева, золотистым солнцем и парящим силуэтом орла в центре. Ныне он воспринимается всеми, как символ свободы, независимости и суверенитета нашей республики. Автором его является Шакен Ниязбеков. Автор доказал, что одноцветие флага является символом единства Казахстана.
^ Голубой флаг с золотистым национальным орнаментом слева, золотистым солнцем и парящим силуэтом орла в центре - символ свободы, независимости и суверенитета Республики Казахстан . Одноцветие фона - символ единства Казахстана.
^ Голубой цвет является традиционным для тюркских народов. На флаге он означает бесконечность неба над всей землёй и людьми, а также является символом общего благополучия, спокойствия, мира и единства.
Солнце - источник жизни и энергии. Поэтому силуэт солнца является символом жизни. Время определяется для кочевника движением солнца. По закону геральдики, силуэт солнца является символом богатства и изобилия. Поэтому не случайно все 32 луча солнца в флаге имеют форму зерна - основы изобилия и благополучия.
^ Орёл или беркут в миропонимании кочевников занимает особое место. Его изображение в гербах и флагах народов и этнических групп, населявших Казахстан, имеет давнюю традицию. На языке символики силуэт орла означает государственную власть, широту и прозорливость. Для степняков это символ свободы, независимости, стремления к цели, к высоте, полёт в будущее. Вместе с тем, орёл, имея мощную силу, способен дать достойный отпор любому, кто пытается помешать в достижении будущего. Силуэт орла возник и от идеи стремления молодого суверенного Казахстана в высоты мировой цивилизации.
^ С левой стороны, вдоль древка, идёт типичный национальный орнамент , олицетворяющий культуру и традиции Казахстана.
- Авторами государственного герба являются архитекторы Жандарбек Малибеков и Шота Уалиханов. Государство, не имеющее хотя бы одного из этих символов, не может считаться независимой страной. Наш герб – это символ целостности мира и первоосновы государства – семьи, это олицетворение крылатой мечты и полета творческой фантазии, это – путеводная звезда государства.
Я – казах, в степи рожден –
Знойным солнцем опален.
Встречая новую зарю,
Как беркут гордый я парю.
Под щедрым солнцем золотым,
Под ясным небом голубым…
Мой герб и флаг в себя вобрали
Весь мир степной, родные дали,
Свободы дух и взор прямой.
Герб имеет форму круга, центральный элемент – шанырак, символ семейного благополучия, спокойствия, мира.
Следующая составная часть – золотокрылые, с рогами в форме полумесяца, фантастические скакуны – тулпары. Золотые крылья скакунов напоминают также снопы зерна золотых колосьев – символ труда, изобилия, материального благополучия. Красивые и крепкие рога скакунов состоят из семи звеньев. Единство этих семи звеньев, их тесная нерушимая связь, напоминает нам о том, что забвение или незнание семи предков – признак безродства.
В центре герба пятиконечная звезда – наше сердце и объятия открыты представителям всех пяти континентов.
Наш гимн – это торжественная песнь, отразившая всю жизнь казахского народа. В нем поется о трудностях, которые он пережил за всю свою историю, его героической борьбе за независимость. В нем звучит величие народа, провозгласившего мир и дружбу, вера в счастливое будущее.
Гимн призывает к единению, ибо сила, мощь – в народе; сила, мощь народа – в сплочённости. Он подобен музыкальному посланию, вобравшему в себя всю глубину народного богатства: его историю, мечты, чаяния и стремления.
Тема: «Русь, Россия, Родина моя.
Цель: гражданско-патриотическое воспитание.
Задачи:
1.Воспитание патриотических чувств через:
Любовь к родному краю.
Любовь к родине – России.
2.Уважение к государственной символике.
3.Развитие творческого воображения, речи, памяти.
Оборудование: пословицы, государственные символы: герб, флаг, гимн, презентация.
Ход классного часа.
Звучит запись песни «С чего начинается Родина»
Учитель:
Что значит: Родина моя?
Ты спросишь. Я отвечу:
Сначала тропочкой земля
Бежит тебе на встречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края.
Все это – Родина твоя,
Земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобою
Она заманчивых путей
Доверчиво раскроет.
(Н.Полякова. Родина моя)
Учитель: Как вы думаете, о чем это стихотворение?
А что для вас означает слово Родина? (дом, речка, семья)
Вывод: Родина это место где человек родился.
Учитель: как называется наша страна? (Россия)
Какие ассоциации возникают у вас со словом Россия?
Давайте их назовем на каждую букву этого слова.
Р – Родина, родная, русская, решительная.
О – особенная, одна, огромная.
С – смелая, славная.
С – сильная, свободная.
И – историческая, искусная.
Я – ясная, яркая, я.
У меня ассоциация с буквой Я – Я как часть Родины.
Вывод: как вы думаете, ребята, о чем сегодня будем говорить?
И так тема сегодняшнего мероприятия: «Русь, Россия, Родина моя»
Свою любовь к Родине русский народ выражает в стихах и песнях.
Стихи детей.
1 уч-ся.
«Что такое Родина?»
Маму я спросила.
Улыбнулась мама, повела рукой:
«Это наша Родина, милая Россия,
Нет другой на свете
Родины такой!»
2 уч-ся.
Что такое Родина,
Все ребята знают:
Это мир прекрасный,
Добрый и большой
Самая любимая
Ты, страна родная,
Нет другой на свете
Родины такой!
3 уч-ся.
В сердце ты у каждого,
Родина – Россия!
Белые березки,
Колос налитой.
Нет тебя привольней,
Нет тебя красивей,
Нет другой на свете
Родины такой!
Песня «Россия – родина моя!»
Вывод: Россия это наша Родина.
Граждане России любят и гордятся своей родиной. Любовь свою выражают не только стихами, но и пословицами, поговорками, загадками.
Какие пословицы о Родине вы знаете?
Прочитайте начало пословицы и найдите ее продолжение. Объясните ее смысл.
Родина – мать, умей за нее постоять.
Человек без родины, что соловей без песни.
На чужой стороне и весна не красна.
Нет в мире краше Родины нашей.
Родина краше солнца, дороже золота.
Жить – Родине служить.
Вывод: Великая Родина – это наша страна, наша земля, наша Россия, в которой мы родились и живем. Это ее поля и леса, горы и реки, ее города, деревни, поселки. Это люди, населяющие уголки родной земли.
А сейчас попробуйте отгадать, как называется город, о котором я начну вам рассказывать: «Есть в нашей стране город, который каждый человек может назвать своим городом. Все дороги сходятся в этом городе. По земле, по воздуху, по воде. Стремятся в этот город люди, чтобы побывать в его музеях, театрах, Кремле. Это самый главный город России. (Москва)
Каким другим словом можно заменить слова «главный город» (столица)
Вывод: столица – это главный город государства. Москва – столица России.
В народе говорят: «Где родился, там и пригодился».
О чем идет речь?
(О привязанности к своей работе, к людям с обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, к родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили, любовь к малой Родине.)
Что мы называем нашей Малой Родиной? (наше село)
Стихотворение.
Краснофлотское! Не спорю,
Я люблю тебя за то,
Что в тебе такие зори,
Что при них любое горе
Вмиг становится ничто.
Здесь тихи, спокойны ночи,
Дни полны труда, забот.
В Краснофлотском, между прочим,-
Это верно, это точно,-
Славен чуткостью народ.
Вывод:
И так наша малая Родина это, то место где мы родились. Это наша речка, пруд, поля, луга с душистыми травами, это наш родной дом.
В каждой стране есть свои отличительные знаки. Давайте о них поговорим.
Отгадайте о чем речь?
Это полотно из белой, синей, красной полос. Белая полоса – символ веры в чистоту. Синяя – благородство, верность. Красная – героизм, отвага, смелость. (флаг)
У вас на столе лежат полоски флага. Кто аккуратно, дружно и правильно соберет флаг?
Где можно увидеть флаг? (на форме защитника, на российском корабле, на зданиях)
Вывод: флаг это отличительный символ государства.
А какие еще есть символы нашего государства? (герб)
Ученик.
Герб нашего государства очень красивый. На нем изображен двуглавый орел. Рождение гербов связано с рыцарскими традициями. Первые гербы были простыми. На них рисовали кресты и полосы различных цветов – вертикальные, горизонтальные, косые. Постепенно герб становился родовым знаком и передается по наследству. Само слово герб означает наследство. Постепенно родовые гербы стали гербами государств. В России впервые слово «герб» упоминается более 300 лет назад.
Все города и государства имеют свой герб. Герб России мы видим часто. Он изображен на важных документах, на монетах.
Двуглавый орел держит скипетр и державу – знаки власти. Две головы напоминают о необходимости обороны России от Запада до Востока. Грудь Орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца, который побеждает дракона. Георгий Победоносец, покровитель князя Юрия Долгорукого (образовал Москву), поражающий копьём змия-это олицетворяет победу добра над злом.
У вас на столе лежат элементы герба. Соберите его.
Вывод: Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом!
А сейчас послушайте особенное произведение, но слушать его мы будем по – особенному: для этого мы встанем.
Кому это произведение известно? (гимн)
Вывод: это песня граждан России, верных и любящих ее.
(на доске открывается: герб, флаг, гимн)
Назовите одним словом написанное на доске. (Государственные символы)
Вывод: гимн, герб, флаг – отличительные символы государства России.
Закрепление.
Командам раздаются кроссворды.
Правильно ответив на все вопросы, по вертикали вы получите должность главы государства.
КРОССВОРД
По горизонтали:
- Жезл, один из знаков власти.
- Форма государственного устройства.
- Официальная эмблема государства.
- Установленное государством общеобязательное правило.
- Главный город, административно-политический центр страны.
- Один из символов президентской власти.
- Вводная часть официального документа, правового акта.
- Торжественная песня, один из символов государства.
- Основной закон государства.
«Знаешь ли ты государственные праздники?»
Соотнесите названия государственных праздников с их датами.
Итог. Молодцы ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее богатства. Будьте достойны нашей великой страны. Россияне очень дружный народ. Давайте посмотрим, достойные ли вы граждане России, дружные ли вы?
Хором дополните предложения.
Наше село …
Наша большая Родина …
Наша столица …
Жителей России называют …
Стихотворение. (Читает мальчик)
Танец девочек.
Стихотворение. (Читает девочка)
Узнала я, что у меня
Есть огромная семья
И тропинка, и лесок
В поле каждый колосок.
Речка, небо голубое
Это все мое, родное.
Это Родина моя
Всех люблю на свете я.