Код Войнича: почему нейросети не смогли прочесть самую загадочную книгу. Загадочный манускрипт войнича

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Одной из наиболее таинственных книг, над расшифровкой которой вот уже много лет бьются криптологи и лингвисты разных из стран мира, является так называемый манускрипт Войнича. Давайте попробуем приоткрыть завесу тайны и выяснить, что же представляет собой эта книга и что в ней такого загадочного.

В 1912 году коллекционер, книготорговец и антиквариат Вилфрид Михаил Войнич в иезуитском колледже, расположенном неподалеку от Рима, обнаружил весьма необычную средневековую рукопись. Установили, что создана она была примерно в 1450–1500 годах. Загадка состояла в том, что рукопись была написана на неизвестном языке, буквы и символы которого не принадлежали ни к одному известному виду письменности.

Скачать манускрипт в формате pdf можно по ссылке .

Текст документа написан необычными буквами, похожими на завитушки и закорючки. Одни из них напоминают латинские буквы, другие – арабские цифры. Кроме текста, в книге содержатся иллюстрации, изображающие всевозможные виды растений, люди, природные явления и космические объекты.

Сама книга вмещает в себя около 240 страниц рукописного текста. Обложка не содержит никаких надписей или иллюстраций. Книга сделана из тонкого дешевого пергамента, имеет небольшие размеры, а толщина ее не превышает 3 см. Тексты и рисунки выполнены птичьим пером. Рисунки цветные. Часть страниц отсутствует.

По сей день ученые из разных стран мира пытаются расшифровать загадочный фолиант, но пока безрезультатно. Свое название документ получил от имени своего владельца и стал называться манускриптом Войнича. В настоящее время он находится в Библиотеке редких книг Йельского университета.

Происхождение рукописи

Сам Вилфрид Войнич утверждал, что он купил фолиант в одном из владений иезуитов, расположенном южнее Рима. К рукописи было приложено письмо, написанное в 1666 году. Его автором был ректор Пражского университета Иоганн Марци. Письмо он адресовал своему товарищу Атанасиусу Кирхеру, который был известным в то время ученым и исследователем. В письме Марци обратился к Кирхеру с просьбой расшифровать рукопись, которая якобы была написана известным средневековым монахом и алхимиком Роджером Бэконом.

Попытки расшифровать рукопись

После того как книга попала в руки Вилфрида Войнича, он попытался расшифровать ее. Для этого Войнич отдал фолиант американским криптографам. Один из них, Уильям Ньюболд, утверждал, что ему удалось расшифровать документ, который, по его словам, оказался лабораторными записями Роджера Бэкона – предполагаемого автора книги.

Судя по расшифровкам Ньюболда выходило, что Бэкон использовал для своих экспериментов телескопы и микроскопы. Но в то время их еще не изобрели. Таким образом, вместо того чтобы раскрыть тайну рукописи, ученый породил новую загадку. Воспользовавшись этим, оппоненты Ньюболда доказали, что его расшифровки оказались выдуманными.

После смерти Ньюболда многие другие криптографы брались за расшифровку загадочной рукописи. Некоторые из них заявляли, что разгадали ее. Но на практике оказывалось, что способы дешифровки, предлагаемые ими, не подходят сразу ко всем разделам книги. Отсюда зародилась гипотеза о том, что тексты написаны на разных языках.

В 60–70-е годы прошлого столетия рукопись была передана сотрудникам АНБ (Агентства национальной безопасности США). Они проводили компьютерный анализ текста и статистические исследования в надежде обнаружить в тексте элементы каких-нибудь известных языков. Но их попытки так и не увенчались успехом.

В конце 70-х годов ученый-филолог Роберт Брумбау выдвинул предположение, что фолиант был написан специально для императора Рудольфа II с целью удивить его тайными знаниями и получить за рукопись хорошее вознаграждение. Изначально часть книги была подлинной, но позднее шарлатаны, жаждущие наживы, дополнили ее полной бессмыслицей и именно поэтому манускрипт невозможно расшифровать. В определенных кругах эта гипотеза по сей день считается верной, но далеко не все исследователи согласны с ней.

Что содержится в манускрипте Войнича?

Книга содержит несколько разделов, посвященных, по всей видимости, разным сферам жизни. Ученые дали этим разделам условные названия.

Ботанический раздел

Здесь изображены разные растения и текст. Судя по всему – это описание изображенных растений или способов их применения. Некоторые детали иллюстраций увеличены и прорисованы более четко. Раздел написан в стиле средневековых европейских травников.

Астрономический раздел

Здесь расположены диаграммы в виде круга с изображением таких небесных тел, как Луна, Солнце, звезды. Кроме этого, присутствуют изображения зодиакального круга с графическими символами созвездий. Интересно, что вокруг знаков зодиака изображено тридцать полуобнаженных или обнаженных женщин, а в руках у каждой находится звезда.

Биологический раздел

Здесь нарисованы женщины без одежды и с коронами на головах, которые купаются в водоемах или бассейнах. Водоемы соединены между собой водопроводными трубами. Некоторые из этих труб изображены в виде человеческих органов. Помимо картинок, на страницах раздела имеется текст.

Космологический раздел

Здесь, как и в «астрономическом» разделе, содержатся диаграммы, но только суть их неясна. Тут есть и вложенные страницы с другими рисунками. На одном из вложений изображена карта с шестью островами, которые соединяются между собой какими-то сооружениями, похожими на дамбы. Здесь же нарисованы замки и вулкан.

Фармацевтический раздел

Помимо текста, раздел содержит рисунки растений, их отдельных частей, а также аптечных колб и пузырьков. Предположительно, раздел описывает лекарственные свойства трав и рецепты их использования.

Рецептный раздел

В этом разделе нет никаких иллюстраций, а только текст в виде абзацев, которые отделяются друг от друга пометками-звездочками.

Гипотезы о предназначении книги

Очевидно, что в первой части книги описываются различные растения. Некоторые из них вполне узнаваемы. Это чертополох, папоротник, цветок анютины глазки, лилия. Но в рукописи есть изображения и других растений, непохожих на существующие в настоящее время. Некоторые из них выглядят весьма странно.

Водоемы или бассейны, изображенные на страницах манускрипта, предположительно связаны с алхимическими учениями. Вполне возможно, что здесь приведены рецепты неких снадобий. Однако «алхимический» раздел книги совершенно не похож на подобные справочники того времени, в которых применялся специальный графический язык и использовались особые символы.

Есть предположение, что рукопись Войнича содержит информацию из области астрологической ботаники. Возможно, в ней содержатся описания благоприятных астрологических периодов для сбора лекарственных трав, кровопускания и других медицинских процедур, применяемых в те времена.

Варианты расшифровок текста

Рукопись исследовалась учеными в течение длительного времени. В результате было выдвинуто несколько теорий о языке, на котором она написана.

Теория первая – Буквенный шифр

Сторонники этой теории считают, что книга была написана на каком-то известном языке, а потом зашифрована при помощи особого шифра, где каждая буква представлена символом.

В течение ХХ века многие криптологи, пытающиеся расшифровать фолиант, брали за основу именно эту теорию. Например, в 50-х годах Уильям Фридман руководил группой ученых из Управления национальной безопасности США, которая принимала активные попытки найти способ дешифровки.

Судя по всему, в манускрипте применялся какой-то сложный шифр, включающий в себя специальные символы, перестановку букв, ложные пробелы и пр. Кое-кто из криптологов предполагал, что из текста были удалены гласные буквы, чтобы сделать шифр более сложным.

Теория вторая – Кодовый шифр

Специалисты по дешифровке выдвинули гипотезу о том, что каждое слово в тексте зашифровано по особому коду. В таком случае должен существовать специальный кодовый словарь или книга, содержащая расшифровку. Проводилась аналогия с римскими цифрами, которые в Средние века часто использовали для шифровки секретных сообщений. Однако такие коды удобны для написания коротких текстов и не предназначены для шифрования книг и рукописей.

Теория третья – Визуальный шифр

Один из исследователей – Джеймс Финн – выдвинул гипотезу, что рукопись Войнича была написана на иврите и визуально зашифрована. Попытки применить эту гипотезу для перевода текста привели к тому, что были выявлены некоторые слова ни иврите, написанные с искажениями, вводящими читателя в заблуждение. Скорее всего, в книге были применены и другие способы визуального кодирования.

Теория четвертая – Микрография

В 1912 году ученый-криптоаналитик, профессор философии и коллекционер старинных рукописей Уильям Ньюболд выдвинул свою теорию. Согласно ей, символы в целом не несут в себе никакой смысловой нагрузки, однако они состоят из маленьких черточек, которые могут служить секретным кодом. Чтобы рассмотреть эти черточки, необходимо увеличить текст. Ньюболд сравнивал такой способ со скорописью, используемой еще в Древней Греции. Ученый утверждал, что с помощью этого метода ему удалось расшифровать часть текста.

Однако много позже криптолог Джон Мэнли обнаружил, что теория Ньюболда имеет существенные недостатки: микроскопические черточки, из которых состоят символы, можно интерпретировать по-разному. Кроме того, согласно теории Ньюболда, необходимо переставлять буквы до тех пор, пока не получится читабельный текст на латыни. Но если действовать таким способом, то можно получить множество вариантов всевозможных текстов. Опровергая теорию Ньюболда, Джон Мэнли доказывал, что черточки не были написаны изначально, а появились в результате высыхания и растрескивания чернил.

Теория пятая – Стеганография

Согласно этой гипотезе, в целом текст рукописи Войнича не несет в себе никакого смысла, но в нем содержится секретная информация, закодированная в отдельных элементах текста (например, третья буква каждого слова, количество символов в строке и пр.). Система шифрования, называемая стеганографией, уже существовала в то время. Сторонники этой теории полагают, что тест манускрипта написан при помощи техники стеганографии.

Теория шестая – Экзотический язык

Ученый-лингвист Жак Ги считал, что рукопись Войнича была написана на каком-то экзотическом языке естественного происхождения с использованием изобретенного алфавита. Структура слов действительно имеет сходство со многими восточноазиатскими языками. Кроме того, некоторые графические элементы характерны для китайских рукописей. А деление года на 360 дней, сгруппированных в периоды по 15 дней, наводит на мысль о сходстве с китайским календарем для сельского хозяйства.

Теория седьмая – Многоязычный текст

Еще одна гипотеза гласит, что манускрипт Войнича на самом деле является литургическим справочником катарских религиозных общин, существовавших в XII–XIV веках. Автором этой теории стал Лео Левитов. Он утверждал, что растения, изображенные на страницах древней книги, являются секретными религиозными символами культа Исиды. А обнаженные женщины, купающиеся в водоемах, изображали процедуру ритуального самоубийства, распространенного у представителей этой религии. Однако эта теория вызвала много сомнений и не получила дальнейшего распространения.

Теория восьмая – Мистификация

Профессор Гордон Рагг, всесторонне изучив манускрипт, пришел к выводу, что рукопись Войнича является не чем иным, как обычной мистификацией. Согласно его теории, текст является набором бессмысленных символов, а фантастические рисунки призваны добавить таинственности документу. Некоторые исследователи думают, что книга была написана душевнобольным или человеком с необычным складом ума, не имевшим намерения кого-либо обмануть, а создавшим ее с какой-то только одному ему известной целью.

На первый взгляд, такая теория выглядит правдоподобной, однако компьютерный анализ текста опровергает ее. Лингвисты проверили текст на соответствие закону Ципфа (универсальная формула, отображающая частоту встречаемости слов, которую можно применить к любому языку). Анализ показал, что текст не является бессмысленным набором символов, а действительно содержит какую-то информацию.

Теория девятая – Искусственный язык

Исследователи Уильям Фридман и Джон Тилтмен независимо друг от друга пришли к выводу, что для написания текста манускрипта использовался искусственно созданный язык. Подобные языки устроены таким образом, что значение отдельно взятого слова можно расшифровать, изучив последовательность букв.

Несмотря на множество теорий, выдвигаемых разными учеными и исследователями, текст рукописи до сих пор не удалось расшифровать.

Кто автор Манускрипта Войнича?

До сих пор неизвестно, кто же написал эту загадочную книгу. Авторство приписывают разным личностям.

  • Роджер Бэкон – известный францисканский монах, алхимик, живший в 1214-1294 годах и обладавший тайными знаниями. Сам Войнич был уверен, что именно этот человек и является автором книги и пытался найти этому доказательства. Большинство исследователей также склоняются к этой теории.
  • Джон Ди – астролог, математик, который служил при дворе королевы Елизаветы I. Некоторые исследователи предполагают, что он мог написать манускрипт и выдавать его за труд Роджера Бэкона с целью финансовой выгоды.
  • Эдвард Келли – алхимик, компаньон Джона Ди. Он утверждал, что способен из меди создать золото с помощью специального магического порошка. Кроме того, он говорил, что может беседовать с Высшими существами и получать от них информацию. Существует предположение, что именно он мог придумать и написать манускрипт Войнича.
  • Вилфред Войнич. Многие исследователи были уверены, что автором загадочной рукописи является сам Войнич. Поскольку он был антикваром и книготорговцем, то вполне мог придумать и создать необычный манускрипт, чтобы потом выдать его за потерянный труд Роджера Бэкона и получить неплохую прибыль.
  • Якоб Горжчицкий – травник, придворный лекарь императора Рудольфа II. Существует предположение что он вполне мог являться автором загадочного документа.
  • Рафаэль Собегордый-Мнишовский – криптограф, который разработал особый шифр, не поддающийся дешифровке. Благодаря этому некоторые ученые приписывают авторство книги именно ему, утверждая, что он написал ее, чтобы продемонстрировать изобретенный шифр.
  • Группа авторов. Согласно этой теории, манускрипт был написан не одним человеком, а несколькими. Американский криптоаналитик Прескотт Кариер пришел к выводу, что тексты «ботанического» раздела книги написаны разными почерками, следовательно, авторов было как минимум два. Однако исследования, проводимые позже, показали, что рукопись все-таки писалась одним человеком.

В настоящее время попытки раскрыть тайну необычной рукописи продолжаются. Расшифровкой манускрипта занимаются как профессиональные криптографы и лингвисты, так и простые любители, интересующиеся древними тайнами. Книга была официально признана самым загадочным манускриптом в мире.

Десять лет назад был организован клуб электронной почты, посвященный манускрипту Войнича, который существует по сей день. Члены этого клуба делятся друг с другом различными теориями и гипотезами, касающимися содержания книги, а также проводят различные виды статистического анализа. Неугасающий интерес к древней рукописи дает надежду на то, что рано или поздно она все-таки будет расшифрована.

Среди других сокровищ, хранящихся в бездонном кладезе знаний - Бейнекской библиотеке рукописей и редких книг Йельского университета, находится и уникальный средневековый манускрипт Войнича, роскошно иллюстрированный изображениями причудливых растений и астрономических символов, не говоря уж о целой галерее обнаженных женщин.

Единственная проблема состоит в том, что все 200 страниц испещренного изысканной вязью текста написаны на совершенно неизвестном языке. Из-за этого все предпринятые в новейшее время попытки расшифровать манускрипт оказались обреченными на неудачу.

Загадочная рукопись

Эта загадочная рукопись известна как «манускрипт Войнича» по имени нью-йоркского книготорговца Вилфреда М, Войнича, который в 1912 году купил ее в иезуитском колледже во Фраскати, Италия. К манускрипту прилагалось письмо 1666 года, адресованное прославленному иезуитскому ученому Афанасию Кирхеру его бывшим учителем Маркусом из Кронланда.

В нём сообщается, что один из бывших владельцев манускрипта, император Священной Римской империи Рудольф II, умерший в 1612 году. Он был уверен, что творение написано Роджером Бэконом, выдающимся английским ученым и алхимиком XIII века.

Приобретя манускрипт, Войнич снял с него копии и попросил изучить их самых прославленных дешифровщиков, как специалистов по военному перехвату, так и занимающихся древними языками лингвистов, - но все без толку. Более того, не только язык манускрипта абсолютно непонятен, но и большей части изображенных на иллюстрациях растений не существует в природе!

Когда в 1960 году умерла вдова Войнича, манускрипт был куплен книжным маклером Хансом Краузом; дальнейшие безуспешные попытки пе репродать приобретение настолько раздосадовали Крауза, что в 1969 году он подарил надоевшую рукопись Йельскому университету. Среди многочисленных объяснений загадки манускрипта встречаются версии о попытке создания искусственного языка. Об экстравагантном розыгрыше, об образчике спиритического автоматического письма, о чрезвычайно странном каталоге растений.

Профессор Роберт С. Брамбо

Единственным человеком, в малой степени, но все-таки приблизившимся к разгадке манускрипта, оказался йельский профессор Роберт С. Брамбо, который считает его алхимическим трудом. Такого рода рукописи всегда были зашифрованы и непременно оперировали символами.

Несколько записанных на полях расчетов позволили Брамбо распознать код, с помощью которого он сумел расшифровать названия не многих встречающихся на иллюстрациях реально существующих растений и нескольких звезд. Но, за исключением этого, остальное содержание текста продолжает оставаться неразрешимой загадкой .

Интересно, думает ли Йельский университет о том, чтобы растиражировать манускрипт Войнича и начать торговать им в университетских лавках. Чтобы каждый желающий легко мог бы получить собственный экземпляр; далее университет мог бы в приступе публичности объявить, что всякий, кто расшифрует текст и изложит свой метод для по следующей компетентной оценки, вправе рассчитывать на неплохой приз.

Помня о том, что Роджер Бэкон прославился своей способностью предсказывать основные научные изобретения и принципы за века до их открытия, некоторые ученые высказываются в том смысле, что его выдающийся манускрипт наверняка содержит такие секреты, которым и в наши дни лучше продолжать оставаться нераскрытыми .

Манускрипт Войнича - странная книга, которая уже сотню лет ставит экспертов в тупик, никто не смог расшифровать ее текст... до сих пор.

В феврале 2014 года Бедфордширский университет объявил, что профессор прикладной лингвистики Стивен Бакс (Stephen Вах) «последовал по стопам Индианы Джонса, взломав код манускрипта 600-летней давности, слывущего самым таинственным документом в мире».

Объект интереса профессора Бакса - манускрипт Войнича - это рукописная книга небольшого формата. 240 пергаментных страниц заполнены непонятными письменами, зарисовками растений, звездных потоков и загадочных групп пляшущих и купающихся обнаженных нимф. С тех пор как Вильфред Войнич, польско-американский революционер и библиофил (и муж Этель Лилиан Войнич, автора романа «Овод»), приобрел манускрипт в Италии в 1912 году, эта книга не давала покоя ученым. Одни утверждали, что она написана естественным языком, другие - что шифром, позднее научное сообщество склонилось к мысли, что имеет дело с талантливой мистификацией. Новый перевод Бакса вновь привлек внимание к спорам о природе этой необыкновенной книги.

Бакс узнал о рукописи пару лет назад из радиопередачи, посвященной британскому математику и оккультисту Джону Ди (1527-1608), чье имя давно связывают с рукописью. Войнич считал, что его находка принадлежит перу монаха Роджера Бэкона (XIII век), много писавшего на научные темы. По версии Войнича, книга попала в руки Джона Ди, который продал ее императору Священной Римской империи Рудольфу II за 600 дукатов (около 2 кг золота). Это утверждение основано на письме, найденном вместе с рукописью и датированном 1665 годом.

Бакс присоединился кдлинному ряду пытавшихся разгадать тайну рукописи. Сам Войнич ничего не добился, но через девять лет после находки рукописи ему представили якобы перевод части текста, сделанный профессором Уильямом Ньюболдом из Пенсильванского университета.

Некоторое время Ньюболд купался в лучах славы. Он решил, что реальное содержание передают крошечные значки над буквами, которые, как он утверждал, аналогичны рукописному древнегреческому. Но чтобы сделать свой «перевод», Ньюболду пришлось рассматривать пары этих значков как одну букву, а затем составлять из них анаграммы. При таких сложных манипуляциях можно вычитать что угодно. А потом к тому же выяснилось, что значки лишь трещины на поверхности чернил.

Некоторое время считалось, что рукопись содержит транслитерацию существующего языка. Затем появилась идея, будто текст может быть шифром. Впрочем, быстро пришло понимание, что если это и так, то речь должна идти о куда более сложном шифре, чем любой другой, использовавшийся в Средние века. Наконец, появилось предположение, что книга может быть просто бессмыслицей. Но зачем такие усилия ради мистификации?

Подобно многим предшественникам профессор Бакс выделил начальные слова на страницах, содержащих рисунки растений. Эти слова, как правило, не используются в других частях текста, то есть могут соответствовать названиям этих растений. Так, на одной из иллюстраций изображено нечто, похожее на василек (Centaurea), схожий с чертополохом.

Как это делалось при расшифровке египетских иероглифов, Бакс определил буквы, составляющие слово kantairon, примерно соответствующее средневековому написанию названия этого растения, благодаря тому, что нашел на той же странице практически идентичное слово, отличающееся лишь последней буквой.

Еще одной подсказкой оказался своего рода зодиак, изображающий колесо с созвездиями между спицами. Бакс отождествил группу из семи звезд с Плеядами в надежде, что находящееся рядом слово обозначает созвездие Тельца. Это куда более слабый ход, поскольку скопление Плеяды имеет четкую форму, которую эти звезды не повторяют. Более того, хотя Плеяды - это Семь Сестер в греческой мифологии, в этом скоплении есть еще девять больших звезд, включая две, названные именами родителей сестер. Скопление Плеяды находится в созвездии Тельца, но устанавливать такую связь было бы сильной натяжкой.

Руководствуясь своим сопоставлением слов, Бакс составил транслитерации 14 букв, что составляет более половины алфавита рукописи Войнича, и с тех пор идентифицировал еще пару растений - клещевину и алтей. Он рассудил, что в остальном язык может представлять собой бесписьменный запад-ноазиатский диалект. Другие исследователи указали на очевидные несообразности в новой транслитерации, поскольку, согласно ей, названия большого числа растений начинаются с латинских букв С или К. Аналогично в тексте, получившемся в результате применения этой транслитерации к одной странице основного текста, около половины слов заканчивались на R (отчасти потому, что Бакс транслировал как R три буквы алфавита Войнича) и многие на N - необычное распределение для любого известного языка.

Вскоре после того как Бедфордширский университет опубликовал свое сообщение, доктор Гордон Parr (Gordon Rugg) из Килского университета (Великобритания) усомнился в этих предполагаемых достижениях. У Parra удачная подготовка для анализа рукописи Войнича.

Лингвист по образованию, он занялся экспериментальной психологией, а затем теорией вычислительных машин. У Parra две претензии к заявлению Бакса. Первая заключается в том, что после 1940-х годов эту методику уже много раз пытались применить и всегда безрезультатно, а вторая - что сам Рагг считает текст рукописи вообще не языком, а лишь подделкой.

Мог ли Келли изготовить столь сложную рукопись? Чтобы создать такой документ, вам понадобится механизм генерации несуществующих слов. Используя перо и пергамент, Рагг показал, как легко это сделать, используя большую таблицу частей слов и комбинируя их с помощью решетки с вырезанными отверстиями, чтобы избежать последовательных повторений. С помощью этой методики, рисуя от руки, Рагг примерно за два часа воспроизвел страницу с рисунком растения, и это означает, что на книгу могло уйти 10 недель - вполне серьезный срок. Эта методика может также пройти статистический тест, примененный к рукописи в 2013 году Марчело Монтемурро (Marcelo Montemurro) из Манчестерского университета, давшего результаты, противоречащие проведенному в 2007 году в Австрии статистическому анализу, который объявил рукопись бессмыслицей. Манчестерская методика, определяющая «высокоинформативные слова», указывает, что у манускрипта Войнича есть смысл, но она может так же сработать и с подделкой, сделанной по методу Parra.

В прииципе, такая подделка могла бы быть создана в любой момент в истории, хотя применение подобных решеток при создании шифров (что делает их естественной техникой создания поддельного языка) началось только в 1550-х годах. Очевидным ходом кажется использование радиоуглеродного датирования, и в 2010 году группа из Аризонского университета объявила, что пергамент, скорее всего, был создан между 1404 и 1438 годом, гораздо раньше 1586 года. Однако это не исключает нить и всегда безрезультатно, а вторая - что сам Рагг считает текст рукописи вообще не языком, а лишь подделкой.

Используя технологию времен Джона Ди, Рагг показал, что было бы сравнительно нетрудно создать фальшивый манускрипт Войнича. Окружение Ди заслуживает особого внимания, поскольку его помощник, Эдвард Келли, придумал язык, известный как ангельский. Ди использовал несколько «гадателей по магическому кристаллу» или медиумов, включая Келли, чтобы общаться с духами. Именно Келли, по-видимому, дал Ди возможность использовать язык ангелов, и Келли сотрудничал с Ди в то время, когда тот, как считается, ездил к Рудольфу II.

Мог ли Келли изготовить столь сложную рукопись? Чтобы создать такой документ, вам понадобится механизм генерации несуществующих слов. Используя перо и пергамент, Рагг показал, как легко это сделать, используя большую таблицу частей слов и комбинируя их с помощью решетки с вырезанными отверстиями, чтобы избежать последовательных повторений. С помощью этой методики, рисуя от руки, Рагг примерно за два часа воспроизвел страницу с рисунком растения, и это означает, что на книгу могло уйти 10 недель - вполне серьезный срок.

Эта методика может также пройти статистический тест, примененный к рукописи в 2013 году Марчело Монтемурро (Marcelo Montemurro) из Манчестерского университета, давшего результаты, противоречащие проведенному в 2007 году в Австрии статистическому анализу, который объявил рукопись бессмыслицей. Манчестерская методика, определяющая «высокоинформативные слова», указывает, что у манускрипта Войнича есть смысл, но она может так же сработать и с подделкой, сделанной по методу Paггa.

В прииципе, такая подделка могла бы быть создана в любой момент в истории, хотя применение подобных решеток при создании шифров (что делает их естественной техникой создания поддельного языка) началось только в 1550-х годах. Очевидным ходом кажется использование радиоуглеродного датирования, и в 2010 году группа из Аризонского университета объявила, что пергамент, скорее всего, был создан между 1404 и 1438 годом, гораздо раньше 1586 года. Однако это не исключает авторства Келли. Считалось вполне обычной практикой хранить пергамент десятилетиями, прежде чем использовать его для записей, и было бы несложно взять старую, частично исписанную книгу, удалить страницы с текстом и использовать все остальные. Чтобы скрыть это, манускрипт потом могли переплести заново, с тем чтобы все потерянные страницы не оказались в начале книги. И что интересно: манускрипт Войнича действительно выглядит как заново переплетенный с переставленными страницами. Если был использован старый пергамент, это позволяет сделать еще более смелое предположение, что создателем подделки был сам Войнич.

Это и предположил Ричард Санта Колома (Richard Santa CoIoma). Он считает, что Войнич нашел письмо, обеспечивающее книге историю происхождения, и изготовил соответствующую рукопись. Если бы это был не более чем забытый каталог растений, дело бы не стоило усилий, но здесь мы имеем комбинацию интригующего таинственного языка и предполагаемую связь с Роджером Бэконом, о котором много писала пресса в 1912 году в преддверии его 700-летнего юбилея, - связь, которую подчеркивал сам Войнич. Это позволило книготорговцу оценить рукопись в 100 тысяч долларов.

МИСТИФИКАЦИЯ?
Есть и еще аргументы в пользу теории о подделке. В рукописи имеются необычные повторения слов. Одна фраза, например, транслитерированная в знакомые символы, в соответствии с конвенцией, используемой исследователями манускрипта Войнича, читается как «квокеди квокеди дал квокеди квокеди» (qokedy qokedy dal qokedy qokedy). И наоборот, очень мало имеется в тексте часто используемых фраз из двух или трех слов, что встречается в большинстве языков.

Далее, в ней полностью отсутствуют ошибки. А ведь в любой рукописи вы ожидаете увидеть зачеркивания, и даже лучшие средневековые книги содержат исправления. Когда переписчик делал ошибку, он ждал, пока высохнут чернила, затем тщательно отскабливал их с пергамента, прежде чем написать несколько новых букв. Но как бы аккуратен он ни был, это действие оставляет следы на поверхности материала. Несколько лет назад было произведено исследование копий нескольких страниц рукописи, сделанных в чрезвычайно высоком разрешении и дающих куда больше деталей, чем видно невооруженным глазом, и тем не менее не нашлось признаков даже одного исправления.

Невозможно дать определенный ответ насчет манускрипта Войнича, пока не будет полной расшифровки. Перевод Стивена Бакса представляет интерес, но пока он не указал, на каком языке, по его мнению, написана рукопись, и не смог применить свою транслитерацию к тексту в целом.

А вот гипотеза о подделке, предложенная Гордоном Раггом, кажется привлекательной, но она может быть доказана, только если будут найдены подтверждающие свидетельства, относящиеся к периоду, когда была сделана подделка.

А пока перед нами очаровательная загадка, которая, несомненно, окажется столь же притягательной в последующую сотню лет, какой была в предыдущую.

ПОДДЕЛКА ЛИ МАНУСКРИИПТ ВОЙНИЧА?
Стивен Бакс, профессор прикладной лингвистик в Бедфордширском университете (Великобритания):
«Лично меня привлекли необычность письма и надежда расшифровать этот документ. Многие исследователи отвергли возможность того, что мы здесь имеем дело с естественным языком. Я тщательно изучил его, имея в виду всё то, что они говорят, и как лингвист считаю, что это вполне может быть естественный язык».

Гордон Рагг, старший преподаватель теории вычислительных машин в Килском
«Ключевое допущение, которое все делают, состоит в том, что сложные структуры не могут порождаться простым способом. В рукописи Войнича присутствуют сложные структуры, так что все думали, что она не может быть поддельной, раз уж эти структуры такие сложные... Но очень простые причины могут привести к очень сложным последствиям».

Рукопись Во́йнича (англ. Voynich Manuscript ) - иллюстрированный кодекс, написанный неизвестным автором с использованием неизвестного алфавита.

По результатам радиоуглеродного анализа было установлено, что рукопись создана между 1404 и 1438 годами в эпоху раннего Возрождения. В рукописи находится только одно реалистическое изображение города с крепостной стеной с зубцами типа «ласточкин хвост». В начале XV века такие зубцы встречались только в Северной Италии.

Рукопись интенсивно изучалась любителями криптографии и профессионалами криптоанализа, но рукопись или её часть расшифровать не удалось.

В книге около 240 страниц тонкого пергамента. Текст написан гусиным пером, чернилами на основе железистых соединений галловой кислоты, ими же выполнены иллюстрации. Иллюстрации грубовато раскрашены цветными красками, возможно, уже после написания книги.

В книге более 170 000 знаков, обычно отделённых друг от друга узкими пробелами. Большинство знаков написаны одним или двумя простыми движениями пера. Алфавитом из 20-30 букв рукописи написан весь текст. Исключение составляют несколько десятков особенных знаков, каждый из которых появляется в книге 1-2 раза.

Иллюстрации рукописи пролили мало света на точную природу текста, но предполагают, что книга состоит из шести «разделов», разных по стилю и содержанию. За исключением последнего раздела, который содержит только текст, почти на каждой странице есть по меньшей мере одна иллюстрация. Ниже приведены разделы и их условные названия:

«Ботанический»

На каждой странице находится изображение одного растения (иногда двух) и несколько абзацев текста - манера, обычная для книг европейских травников того времени. Некоторые части этих рисунков - увеличенные и более чёткие копии набросков из «фармацевтического» раздела.

Но попытки сравнить их с реальными образцами трав и со стилизованными рисунками трав того времени в целом провалились. Несколько растений: анютины глазки, папоротник адиантум, лилия, чертополох - могут быть определены достаточно точно. Те рисунки из «ботанического» раздела, которые соответствуют наброскам из «фармацевтического» раздела, производят впечатление их точных копий, но с отсутствующими частями, которые дополнены неправдоподобными деталями. Действительно, многие растения кажутся составными: корни одних экземпляров сцеплены с листьями от других и с цветками от третьих.

«Астрономический»

Содержит круглые диаграммы, некоторые из них с луной, солнцем и звёздами, предположительно астрономического или астрологического содержания. Одна серия из 12 диаграмм изображает традиционные символы зодиакальных созвездий (две рыбы для Рыб, бык для Тельца и т. д.). Каждый символ окружён тридцатью миниатюрными женскими фигурами, большинство из которых обнажены, каждая из них держит надписанную звезду. Последние две страницы этого раздела Водолей и Козерог, были утеряны, а Овен и Телец разделены на четыре парные диаграммы с пятнадцатью звёздами в каждой.

«Биологический»

Плотный неразрывный текст, обтекающий изображения тел, главным образом обнажённых женщин, купающихся в прудах или протоках, соединённых скрупулёзно продуманным трубопроводом, некоторые «трубы» чётко принимают форму органов тела. У некоторых женщин на головах короны.

«Космологический»

Другие круговые диаграммы, но непонятного смысла. Этот раздел также имеет вложенные страницы. Одно из таких вложений размером в шесть страниц содержит некое подобие карты или диаграммы с девятью «островами», соединёнными «дамбами», с замками и, возможно, вулканом.

«Фармацевтический»

Множество подписанных рисунков частей растений с изображениями аптекарских сосудов на полях страниц. В этом разделе также есть несколько абзацев текста, возможно, с рецептами.

«Рецептный»

Раздел состоит из коротких абзацев, разделённых пометками в форме цветка (или звезды)

Книга носит имя антиквара Вилфрида Войнича, который приобрёл её в 1912 году. В 1959 году букинист Ханс Краус купил рукопись у наследницы Этель Войнич и в 1969 году подарил библиотеке редких книг Бейнеке Йельского университета, где она и хранится в настоящее время.

Сегодня мы обратимся к наиболее известному и неразгаданному тексту всех времён, средневековой книге наук, наполненной прекрасными иллюстрациями и странной мудростью: «Манускрипту Войнича». Никому не удалось пока прочесть единого слова этой книги…
Сразу перейдём к главному. «Рукопись Войнича» пока не разгадана. На сегодня совершенно нет намёка на автора «Манускрипта Войнича», на смысл текста и его назначение. Существует несколько теорий, но ни одного блестящего в своём открытии ответа. Путь научного открытия всегда захватывает и увлекает не только познанное, но и оставшееся загадкой.

Где-то в Европе начала 1400х годов, предположительно на севере Италии, кожу домашних животных превращали в пергамент. Вскорости после этого, предположительно два человека, взяв в руки перо и чернила, написали книгу в 38 тысяч слов, используя алфавит и язык, который не поддаётся идентификации. «Манускрипт Войнича» это не огромная книга, размерами 16 на 23 сантиметра и толщиной около 5 сантиметров. «Рукопись Войнича» имеет примерно 240 страниц, в зависимости как их подсчитывать. Некоторые из страниц разворачиваются в большие чертежи и диаграммы. Алфавит состоит из 23 – 40 символов, в зависимости от классификации. Некоторые из символов могут иметь декоративную версию или сдвоенную комбинацию.

«Манускрипт Войнича» содержит шесть разделов, в соответствии с типом иллюстраций:

  • В наибольшем, первом разделе из 130 страниц, находятся рисунки 113 растений и цветов, не поддающихся идентификации. Первый раздел «Манускрипта Войнича» получил название Ботанический.
  • 26 страниц второго раздела представляют Астрологические рисунки. Много циркулярных и концентрических диаграмм, а также некоторые знаки зодиака.
  • Третий раздел, Биологический, наполнен рисунками обнажённых женщин, резвящихся во множестве бассейнов со сложной системой водоснабжения.
  • Космологический, четвёртый раздел, представляет наиболее впечатляющие развороты страниц с циркулярными диаграммами космических объектов.
  • Пятый раздел, Биологический, имеет более ста набросков растений, корней, порошков, настоек и зелий неопределимого состава и назначения.
  • Завершающий и наиболее загадочный раздел «Манускрипта Войнича», названный Звёзды, содержит 23 страницы текста без иллюстраций. Каждый, непродолжительный параграф раздела маркирован звездой.

Некоторые из иллюстраций книги проявляют восточное влияние. Включая карту города с циркулярной планировкой, предположительно Багдад, центр знаний Востока.

Через несколько столетий, точно определить не удалось, «Манускрипта Войнича» получил обложку, к сожалению, без оформления. Ещё позднее, иллюстрации стали цветными, хотя сделано это было не очень аккуратно.В 16 столетии, «Манускрипта Войнича» принадлежит Английскому астрологу Джону Ди (John Dee), пронумеровавшему верхний угол каждой страницы. Джон Ди продал книгу Германскому императору Рудольфу Второму (Emperor Rudolph II of Germany) в убеждении, что она написана Роджером Бекон (Roger Bacon), жившему в 13 веке и широко признанному как автор научных методов. Далее книга принадлежала одному или двум владельцам, оставившим свои подписи, и в 1666 году была подарена студенту Афанасию Кирхер (Athanasius Kircher) в Риме. К подарку прилагалось письмо от Йоханес Маркус Марси (Johannes Marcus Marci), с надеждой на возможность расшифровки. Письмо Маркуса сохранилось вместе с книгой. До 1912 года похождения книги неизвестны, пока её не обнаружил продавец антиквариата Вильфред Войнич (Wilfrid Voynich). Книга находилась в колледже Иезуитов, Италия, на вилле Мондрагон (Villa Mondragone). Войнич представил книгу международному вниманию. Снова, поменяв несколько владельцев, книга была подарена библиотеке Йельского Университета (Yale University), где она и хранится под официальным именем MS 408.

Открытие «Манускрипта Войнича» породило множество гипотез о содержании книги. Многие верят, что запись представляет собою код. Все попытки расшифровки пока безуспешны. Некоторые утверждают, что книга написана на изобретенном языке, в отличие от языков, появившихся в результате эволюции. Есть мнения, что при написании «Манускрипта Войнича» использована Решётка Грилле (Cardan Grille), специальный трафарет, позволяющий читать только нужные символы. Но, пожалуй, самая популярная теория считает «Манускрипта Войнича» мистификацией любого периода, когда использовался пергамент и с любой целью: научной, финансовой выгодой или просто розыгрышем под выходные дни.

Предположительных авторов книги предостаточно. Роджер Бекон остаётся подозреваемым, но это мнение основано на мнении большинства предыдущих владельцев книги и не имеет подтверждений. Роджер Бекон не писал ничего на языке манускрипта Войнича, как мы знаем пока. Более того, он умер в 1294, за 100 лет до написания книги.Можно не сомневаться в датах, потому что сегодня известен возраст пергамента, чего Войнич и его предшественники не могли знать. Радиоуглеродный анализ пергамента 2011 года, был выполнен в Университете Арзоны, доктором Грег Ходжинс (Dr. Greg Hodgins) и привязал дату его изготовления к началу 1400 годов. Определение возраста чернил даётся намного хуже. Большинство чернил не содержат органики и не поддаются методу Радиоуглеродного анализа. Если же чернила и содержат органические компоненты, нет надёжной технологии отделения углерода чернил от углерода документа. Использованные пигменты сопоставимы с пигментами того времени, но это мог знать и опытный фальсификатор.

У нас есть возможность сделать несколько научных предположений. Пергамент, зачастую, отмывался и использовался неоднократно, это отличная возможность для современных мошенников создать документ древнейшего происхождения и визуально и по методу радиоуглеродного анализа. Но химический след на пергаменте остаётся в любом случае. Нам известно, что Манускрипт Войнича это первый и единственный текст на данных листах пергамента. Кроме того, пергамент всегда был хорошо востребован, и крайне маловероятно найти через века девственные листы, не использовавшиеся ранее, для идеальной подделки. Учитывая дарственное письмо Марси 1666 года, можно считать, что возраст книги соответствует возрасту её пергамента.

Посмотрим же на другие свойства Манускрипта Войнича.

Одно из них имеет огромное значение: Рукописная книга совершенно не имеет поправок. Нет также мест с более мелким текстом, который пытались втиснуть в страницу и завершить мысль. Всё это крайне маловероятно, будь книга рукописью в первой редакции. Ошибки и исправления в таком случае неизбежны. Как объяснить всё это? Есть несколько версий, две из которых наиболее правдоподобны.

Первая предполагает, что Манускрипт Войнича это копия другой книги. Возможно, написанной Роджером Бекон. Копировщик мог на основании оригинала тщательно планировать размещение текста на страницах и если работал аккуратно, обойтись без ошибок. Теория копирования не противоречит и тому, что книга от начала до конца написана одним или двумя людьми. Сам факт копии даёт мало, но приводит к желанию расшифровать документ, оставляя нас в недоумении: Зачем кто-то аккуратно копировал книгу, которая говорит ни о чём?

Вторая версия аккуратного вида Манускрипта Войнича подскажет больше: Текст не имеет смысла и состоит из знаков, которыми заполняли листы пергамента. Исправления не требуются. Сжатие текста для завершения мысли отпадает при отсутствии смысловой нагрузки.

Теория «полной бессмыслицы» Манускрипта Войнича имеет всего одно возражение: Если документ не имеет смысла, то это очень качественная бессмыслица, превышающая любительский уровень. Манускрипт Войнича неоднократно проанализирован разными компьютерными методами, разными исследователями и разными программами. Всё безуспешно. Текст метрически сравнивался с разными языками. Частота букв, длина слов очень близка к реальным языкам, но не соответствует ни одному. Всё это рассуждения, но автор представляет себе монаха или профессионального писаря, который работал день за днём, прекрасно понимая свою задачу придавать тексту подобие реального. Задача непроста для любителя, человека с улицы или профессионала в другой области. Если это тарабарщина, то Манускрипт Войнича содержит тарабарщину высшего качества.

Намёки на смысловую составляющую не исчерпаны. Сочетание слов и их применение в разных разделах выглядит так, как выглядел бы реальный текст на различные темы. Страницы одного раздела больше похожи между собой, чем страницы соседних разделов Манускрипта Войнича.

Интрига вокруг Рукописи Войнича нарастает.

Довольно известен анализ книги шифровальщиком ВМС США Прескотт Карриер (Prescott Currier), который обнаружил в 1970 два определённых «языка» книги. Говоря «языки», Карриер уточняет, что это могут быть два диалекта, два способа шифрования и называет их Войнич-А, Войнич-Б. Интересно, но Войнич-А и Войнич-Б написаны разным почерком, хотя представляют один алфавит или шифр. Каждая страница книги написана или на Войнич-А, или на Войнич-Б от начала до конца. Разделы Биология и Звёзды написаны на Войнич-Б, остальные разделы на Войнич-А. Исключение составляет первый и наибольший раздел: Ботанический, который содержит оба «языка». «Языки» не смешаны, книга состоит из так называемых «бифолио», в которые сгруппированы листы перед сшиванием всей книги. Так вот каждое «бифолио» несёт только один из двух «языков».

Среди гипотез о происхождении «Манускрипта Войнича» автор выбирает следующую:

Где то в начале 15 века, профессиональный алхимик, астроном или физик задумал создать нечто, подтверждающее его редкие и бесценные на рынке услуг знания с Востока. Этот человек привлёк монаха или писаря к изготовлению книги наполненной удивительными рисунками из разных областей знаний и текстами, которые никто не сможет прочитать. Всё это давало возможность толковать «Мудрость Востока» по усмотрению владельца книги, в зависимости от обстоятельств.

Монах имел в ассистентах писаря, они разработали алфавит и, придерживаясь схожести текста с существующими языками, написали убедительную бессмыслицу. Качество творения позволяло владельцу книги производить впечатление даже на своих коллег по ремеслу. Таким образом, «специалист» получил весомое в рыночных отношениях подтверждение, которое концептуально идентично мантии натуропата, диаграммам энергии йогов высшего уровня и купленным онлайн титулам «доктор» специалистами нетрадиционной медицины разных течений.

Это остаётся основной гипотезой происхождения «Манускрипта Войнича». Не фальсификация, а тщательно продуманная и отлично сработанная книга, наполненная ничем кроме полной бессмыслицы. Возможно, однажды «Манускрипт Войнича» откроет иное предназначение, но на сегодня эта гипотеза так же хороша, как и другие.

Перевод Владимир Максименко 2013



Рассказать друзьям