Кого встретил зайчонок во время путешествия. Конспект урока для начальных классов "И

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Разделы: Начальная школа

Цель урока: Развитие читательского учения, такого как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации, ключевым словам.

  • Достижение понимания текста на уровне содержания.
  • Достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста - "чтение между строк").
  • Ход урока

    1. Организационный момент. Введение в урок.

    На доске запись:

    Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать. И так далее по тексту.

    Прочитайте этот отрывок наизусть так, чтобы всем сидящим в классе ребятам показалось, что автор обратился к каждому из них.

    Кому из известных вам писателей оно принадлежит?

    Этими словами заканчивает автобиографический рассказ-воспоминание о своём детстве Михаил Пришвин "Моя Родина".

    А почему этот рассказ включён в тему "Люби всё живое?"

    А какую же тайну раскрыл, какое маленькое открытие сделал другой автор, с произведением которого мы сегодня познакомимся.

    2. Работа с текстом до чтения:

    Откройте учебник на странице 60.

    Послушайте стихотворение, которое поможет ещё точнее определить сюжет произведения:

    У нас в семье большая радость
    Пусть листья падают, летят,
    В канавке, тёплой под осинкой
    Три листопадничка лежат.

    Прочитайте с доски про себя, а затем вслух слова: осыпался, родились, называют, смотрели, разгуливают, учатся летать.

    Уточните свои предположения, которые вы сделали, когда не читали эти слова.

    3. Работа с текстом во время чтения:

    Прочитайте про себя текст и проверьте, а так ли вы думали, а оно как вышло?

    Подтвердились ли ваши гипотезы?

    Чтение вслух по абзацам с комментариями 1 часть произведения:

    Когда родились зайчата?

    Как называют их охотники?

    Чем занимались зайчата каждое утро?

    Как понять долговязые журавлята? /высокие, нескладные, худощавые/

    О чём мечтал самый маленький зайчонок?

    Как же можно озаглавить эту часть? /Мечта Листопадничка/

    Чтение 2 фрагмента текста по абзацам и работа на понимание:

    Почему журавли стали собираться к отлёту в тёплые страны?

    Что слышалось зайчатам в крике журавлей?

    Чем же в это время занимались другие звери?

    Как стало в лесу?

    Почему забеспокоились зайчата?

    Что сделала зайчиха мама?

    Как приняли объяснение мамы зайчата?

    А самого маленького зайчонка мама убедила своим ответом?

    Что он сделал?

    Как же можно озаглавить эту часть?/ Подготовка животных к зиме/

    Чтение 3 фрагмента текста по абзацам и работа на понимание:

    Кого встретил зайчонок во время путешествия?

    Чем занимались бобры?

    Что такое плотина? /Сооружение, перегораживающее реку, течение для подъёма воды/

    Какой вопрос при встрече с бобрами задал Листопадничек?

    Какой получил ответ?

    Что такое хатка?

    Найдите ответ на вопрос в словаре в конце книги и прочитайте. Страница 216 учебник.

    Почему зайчонок попросился в хатку к бобрам?

    Что ответили бобры?

    Что пообещал Листопадничек бобрам?

    А как вы думаете, сможет ли зайчонок научиться плавать?

    Краткое сообщение об устройстве лап, хвоста у бобров.

    Что увидел зайчонок в хатке бобров?

    Ходко - как? /Быстро, скоро/

    Что же произошло с зайчонком?

    Как можно озаглавить эту часть? /Зайчонок в хатке бобров/

    Работа с 4 фрагментом произведения:

    Почему затосковал зайчонок в хатке бобров?

    Какое решение он принял?

    О чём спросили его бобры?

    Что он им ответил?

    Как поступили бобры?

    Почему зайчонку пришлось остаться в хатке бобров на зиму?

    Как восприняли окончательное решение зайчонка бобры?

    Как можно озаглавить эту часть? /Пришлось остаться на зиму!/

    Работа с 5 фрагментом произведения:

    Чем же занимался зайчонок в хатке бобров?

    Что такое охапка? /Количество веток, умещающихся в обхвате рук/

    По силам ли была работа?

    Какой ужин был предложен зайчонку?

    Понравился ли ему этот ужин?

    Из какого предложения видно, что Листопадничек совсем заскучал?

    Прочитайте!

    Кого встретил он у норы?

    Обрадовался ли зайчонок встрече?

    Как вы понимаете слова: не робей? /не трусь/ и тумак? /удар/

    Какие ещё звери наведывались к норе?

    Как относился к гостям Листопадничек?

    Почему зайчонок часто вспоминал своё тёплое гнёздышко, маму?

    Как можно озаглавить 5 часть произведения?

    Работа над 6 фрагментом произведения:

    Что случилось весной на реке?

    Как поступили бобрята?

    А зайчонок?

    Почему же не поплыл наш зайчонок?

    Что предложил ему бобр?

    Вылетел как пуля - это как?

    Что значит волей - неволей?

    Как оказался зайчонок на родном болоте?

    Как приняла зайчонка мать?

    О чём рассказал зайчонок утром своим собратьям?

    А как вы думаете, какой же был зайчонок?

    Характеристика героя произведения:

    Страница 67 учебника задание №7:

    Выберите слова, которые подходят нашему герою.

    /Любознательный, любопытный, смелый, легкомысленный, боязливый, решительный, беспокойный./.

    Дополните свой ответ!

    Как же можно озаглавить эту часть? /Наконец - то дома!/

    4. Работа с текстом после чтения:

    Что он хотел сказать своим читателям? /Гипотезы ребят/

    Работа в группах:

    Что бы совсем точно дать ответ на мой вопрос, поработаем в группах с пословицами.

    Выберите самую точную пословицу к теме нашего произведения.

    Обоснуйте свой ответ.

    Пословицы:

    1. Чья горница, тем и кормится.
    2. Всякий кулик своё болото хвалит.
    3. И крот в своём углу зоркий.
    4. В гостях хорошо, а дома лучше!
    5. На своей улочке и курочка храбра.
    6. В своём болоте и лягушка поёт.
    7. Чьё поле, того и воля.
    8. Рад бы душой, да хлеб - то чужой.

    Дети выбирают самую точную пословицу: В гостях хорошо, а дома лучше!

    Понял ли это зайчонок?

    Родился Иван Сергеевич в 1892 году под городом Калугою. В лесной конторе купцов Коншиных. Его отец работал у этих купцов приказчиком по лесному делу. Мать крестьянка Калужской губернии. Ранние годы автора прошли в лесу, в одиночестве и оставили печать на всю жизнь. Он научился видеть, наблюдать, фантазировать. Жажда странствий не давала ему покоя всю жизнь. Кем он только не был: матросом, лётчиком, школьным учителем, но писать не бросал никогда! Даже с детьми в деревне он издавал газету, которая называлась "Заячья газета". Здесь они учились писать друг у друга. В последние годы жизни у Ивана Сергеевича пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Вот такая жизнь - полная любви и внимания к людям, к природе, к родной стране. Умер писатель в возрасте 83 года. В 1975 году.

    Давайте ещё раз вернёмся к названию произведения.

    Можно ли его озаглавить иначе? Объясните!

    Почему это произведение вошло в раздел "Люби живое"?

    Посмотрите на 1 иллюстрацию к тексту и найдите в тексте отрывок, который к ней подходит.

    Зачитайте его!

    Найдите отрывок из текста ко 2 иллюстрации.

    Зачитайте его!

    Какие профессии освоили бобры?

    А произведение, которое мы читали рассказ или сказка?

    А понравилась вам сказка?

    А вы хотели бы её продолжить?

    Творческое д/задание.

    Давайте представим, что погостил зайчонок у бобров, не совсем понравилось ему у них. Погостил он дома. И снова решил попутешествовать. Ведь он был очень любознательный! С кем он встретится, у кого погостит, мы узнаем завтра. Это и будет ваше д/задание.

    Продолжите сказку!

    Ребята, сегодняшний наш урок я хочу закончить стихотворением Михаила Дудина "Берегите землю!"

    Берегите землю! Берегите!
    Жаворонка в голубом зените.
    Бабочку на листьях повилики.
    На травинках солнечные блики.
    На камнях играющего краба.
    Над пустыней тень от баобаба.
    Ястреба, парящего над полем.
    Ясный месяц над речным покоем.
    Ласточку, мелькающую в жите.
    Берегите землю! Берегите!

    Причиной такого названия является то, что зайчиха родила в осеннюю пору года, когда уже осыпалась листва.

    Вот и получили все три зайченка такие имена.

    Главным героем стал один из них. Именно о нем и говорится в названии произведения.

    Другие названия: «Приключения Листопадничка», «Зайчишка и его друзья», «Находчивый зайка», "Зимние испытания", "В погоне за теплотой", "Маленький, да удаленький", "Отважный зайчик".

    2. Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?

    Молоденький зайчишка мечтал отправиться в тепленькие страны.

    Ведь он не раз видел, как большие птицы учат своих детей летать, чтоб те смогли туда попасть.

    Также он был свидетелем того, как и все остальные зверьки готовятся к приходу холодной поры.

    Зайчишка боялся, что вместе со своей семьей может просто замерзнуть лютой зимой.

    Также зайчишка наблюдал, как у всех животных идет подготовка к суровой поре, они прячутся в свои домики, собираются спать.

    Он опасался, что зима принесет для него скуку и одиночество.

    3. Кого встретил зайчонок во время своего путешествия? Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там остался?

    По пути в теплые места зайчишка встретил семью бобров.

    Они были очень трудолюбивы и быстро строили себе жилье, чтоб перезимовать.

    Их хатка не очень понравилась маленькому Листопадничку.

    Там было не так светло, как в лесу, где привык жить зайчик.

    А еще сыро и не достаточно тепло.

    Но Листопадничку пришлось остаться, так как бобры уже достроили хатку, и чтоб выйти, пришлось бы нырнуть в ледяную воду.

    Зайчишка же еще не научился плавать.

    Поэтому и не решился на такой поступок, а просто остался жить у своих новых друзей.

    4. Каких страхов натерпелся Листопадничек за долгую зиму? О чем он часто вспоминал? Найди и прочитай эти строки.

    В обитель бобров пытались пробраться разные злые животные.

    Среди них и коварная рысь, и хитрая лисица, и росомаха, а выдре даже удалось повредить жилище.

    Это очень пугало маленького зайчишку.

    Но, к счастью, бобер умел прогнать непрошеных гостей.

    Листопадничек частенько грустил по своей любимой маме и по теплому гнездышку, которого ему так не хватало.

    5. Расскажи, как зайчонок попал на болото. Хорошо ли ему было в родном гнезде? Что с тех пор стали говорить о Листопадничке?

    Пришла весна, а за ней и сильное наводнение.

    Оно разрушило обитель бобров, что уже была повреждена выдрой.

    Бобер хотел помочь Листопадничку спастись, но из-за скользкого хвоста ему это не удавалось.

    Зайчишка смог сам выбраться из воды, и быстро побежал к болоту.

    Там он наконец-то увиделся с мамой и согрелся в родном гнездышке.

    Листопадничек поведал другим зайцам о своих необычных путешествиях.

    С того времени его называют отчаянным храбрецом.

    6. Как ты думаешь, почему писатель именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел сказать своим читателям? Обсудите это с другом.

    Мне кажется, писатель хотел показать, что родной дом самое уютное место.

    А также хотел донести до читателя, что если уж взялся за что-то, то надо уметь проявлять храбрость и находчивость.

    Это поможет справиться с трудными ситуациями и достичь своей цели.

    7. Опиши Листопадничка. Каким он был: любопытным, любознательным, смелым, легкомысленным, боязливым, решительным, беспокойным?

    8. Представь себя в роли зайчика - Листопадничка и расскажи о своем путешествии. Составь план пересказа. Попробуй при пересказе передать чувства и переживания Листопадничка. Как ты перескажешь его историю: подробно или сжато? Почему?

    Рассказ о своем путешествии от лица Листопадничка для 3 класса.

    Я родился осенней порой, на болоте.

    Вместе со своей семьей каждое утро наблюдал за взрослыми журавлями, которые учили своих детей летать.

    В те моменты мне тоже очень хотелось этому научиться.

    Ведь приближалась зима, а я боялся, что замерзну на холодном болоте.

    Когда улетели журавли в теплые страны, то страх еще больше овладел мною.

    Поэтому я решил отправиться вслед за ними.

    Когда я перебегал лес, то встретил бобров.

    Они делали себе хатку на зиму.

    Я зашел осмотреть ее.

    Там было темно и прохладно.

    Поэтому мне не очень хотелось здесь оставаться.

    Но, к сожалению, я уже не смог вернуться обратно.

    Бобры достроили жилище, и надо было прыгать в воду, чтоб попасть наружу.

    А плавать я не умел.

    Вот и пришлось мне остаться зимовать с бобрами.

    Всю зиму я помогал кормить и воспитывать малышей.

    Мне было не комфортно, не хватало маминой ласки и теплого гнездышка.

    К тому же, постоянно приходили непрошеные гости.

    Они очень пугали меня, но смелый бобер умел с ними справиться.

    Но злая выдра таки смогла испортить хатку.

    Из-за этого весеннее наводнение снесло плотину.

    Чтоб спастись, надо было переплыть воду.

    Бобер пытался помочь мне, но я никак не мог ухватиться за его скользкий хвост.

    Было очень страшно. Но я победил свой страх и сам поплыл к берегу.

    Затем я быстро побежал к родному болоту.

    Как же было радостно вновь увидеть родную маму, согреться в родном гнездышке.

    Наконец-то я смог как следует выспаться.

    На следующий день я рассказал всем зайцам на болоте о своих нелегких происшествиях.

    Они с восторгом слушали мою историю.

    С того времени все уважают мою смелость и находчивость.

    План пересказа путешествия:

    1. Наблюдения за журавлями

    2. Путешествие в неведомые теплые места

    3. В гостях у бобров

    4. Нелегкая зима

    5. Наводнение

    6. Родное болото

    7. История о необыкновенных приключениях

    Я перескажу подробно те моменты, что больше всего показывают эмоции и переживания Листопадничка. Ведь они отображают характер зайчишки, его детские страхи, а также смелость и находчивость.

    9. Подумай, что писатель мог бы наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке.

    Я думаю, Соколов-Микотов имел возможность видеть рождение зайцев, подготовку зверей к зимней поре, перелет птиц в теплые страны.

    А общение зверей, жизнь зайчишки в домике бобров и все его переживания - скорее фантазия писателя.

    Тем более, переживания, мысли и мечты зайчишки никак нельзя узнать в реальном мире.

    Человек только издалека может наблюдать за поведением зверей.

    А что творится у них в голове, никому не известно.

    К тому же, животные, как правило, бояться людей, поэтому все особенности их существования тяжело проследить.

    10. Произведение Соколова-Микитова сказка или рассказ? Обоснуй свое мнение.

    Это произведение является сказкой.

    Ведь в нем описываются события, которых не может быть в реальной жизни.

    Умение животных разговаривать главное отличие этого произведения от рассказа.

    11. Представь, что путешествие Листопадничка продолжилось. Какие ещё приключения могли бы с ним произойти? Придумай свой рассказ. Запиши план в «Рабочую тетрадь».

    1) Листопадничку наскучило сидеть дома, и он решается опять отправиться на поиски приключений.

    2) Зайченок встречает по пути медвежью семью. Они учат его своим законам.

    3) Спустя неделю путешественник отправляется дальше.

    4) Листопадничек встретил необычного волка, который стал ему другом.

    5) Зайчик и волк путешествуют вместе.

    6) Животные добрались до города, где увидели непонятных существ - людей.

    7) Поблудив темными улицами, животные вернулись в лес.

    8) Листопадничек и волк поняли, что скучают по дому, поэтому каждый вернулся к своей семье.

    9) Волк часто приходит на болото к заячьей семье. Они вместе играют и делятся секретами.

    Технологическая карта урока (3 класс)

    Урок: литературное чтение

    Тема: : О братьях наших меньших. И.С. Соколов - Микитов «Листопадничек».

    Цели ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, произведением “Листопадничек”.

    Задачи:

    образовательная: познакомить детей с биографией И.С. Соколова -Микитова;

    воспитательная: воспитывать бережное отношение к животным,любовь к природе;

    развивающая: способствовать развитию умения выразительного чтения.

    Планируемые результаты:

    Предметные: умения прогнозировать содержание произведения,читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение;

    Метапредметные:

    Регулятивные - формирование учебной задачи уроков, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

    Познавательные – анализ художественного и научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге; самостоятельный и целенаправленный выбор книги,

    Коммуникативные - ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);

    Личностные: привитие нравственных ценностей(любовь к природе, к животным,малой родине,родителям,уважение старшим).

    Тип урока: урок формирования новых знаний.

    . Техническое оборудование: ПК, Интерактивная доска.

    Ход урока

    Деятельность ученика

    Формируемые УУД

    1.Организационный момент

    2 мин

    Дорогие ребята, приветствую вас! Начинаем урок литературного чтения.

    А чтобы урок пошёл каждому впрок -

    Активно включайся в работу дружок!

    На уроке будь старательным,

    Будь спокойным и внимательным.

    Говорите четко, внятно

    Чтобы все было понятно.

    Если хочешь отвечать,

    Надо руку поднимать.

    Если друг стал отвечать,

    Не спеши перебивать.

    А помочь захочешь другу,

    Подними спокойно руку.(Слайд1)

    Эмоционально настраиваются на сотрудничество.

    К.: планирование учебного сотрудничества.

    2.Актуализация знаний. Мотивация к деятельности

    3.Работа по теме урока

    6 мин

    15 мин

    Янтарная осень начальная,

    Срывается лист золотой.

    Картина немного печальная

    И грусть навевает порой.

    Темнеют далекие ели,

    Холодною стала река…

    Я помню, как птицы галдели –

    Сейчас уж летят в облаках.

    Какие признаки наступления осени вы знаете? (слайд 2)

    Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают осыпаться листья?

    А какие изменения происходят в жизни человека осенью, а у животных осенью?

    Ребята, давайте соберем пазл и посмотрим что же у нас получится? (слайд 3)

    Отгадайте загадку

    У косого нет берлоги,

    Не нужна ему нора.

    От врагов спасают ноги,

    А от голода - кора. (заяц)

    Как называют зайцев, родившихся осенью?

    У нас в семье большая радость

    Пусть листья падают, летят,

    В канавке, тёплой под осинкой

    Три листопадничка лежат.

    Сегодня мы познакомимся с произведением русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова "Листопадничек". (слайд 4)

    Автобиография(слайд 5-6)

    Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

    Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету

    Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины

    Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе.

    С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.

    Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!

    Открывают тетради записывают число.

    Листья желтеют, становится холодно, температура воздуха понижается

    Листопад

    Осень является периодом подготовки к зимним холодам. От того, как они проживут осень, что успеют сделать за это время, зависит их жизнь зимой. Мохнатые, пернатые, хищники - все должны с ответственно отнестись к этой подготовке, ведь на кону стоит их собственная жизнь и жизнь потомства.

    Самыми первыми приход холодов чувствуют насекомые. Они начинают строить себе норки, искать убежища, которыми чаще всего приходятся опавшая листва или древесная кора. Здесь они и проведут всю зиму.

    Люди часто болеют, слабый иммунитет.

    Собирают пазл. получилась осень

    Заяц

    Листопаднички

    Да

    Р.: выполнение учебного действия; Регулятивные умения;выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме

    Р.: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

    Л.: проявлять интерес к изучению темы; желание решать проблему, используя приобретённые знания; осознание собственных достижений при освоении учебной темы

    П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

    4.Физкультминутка

    1 мин

    Зайке холодно сидеть,

    Надо лапочки погреть.

    (Приседание на корточки, потирание рук)

    Зайке холодно стоять,

    Надо зайке поскакать.

    (Выполнение прыжков, стоя на месте)

    Девочки и мальчики,

    Представьте, что вы зайчики.

    (Полуприседания с поворотами вправо-влево)

    Кто-то зайку испугал,

    Зайка прыг - и ускакал.

    (Поворот спиной, приседание на корточки, обхватить себя руками, голову опустить вниз)(слайд 7)

    Выполняют упражнения с учителем.

    5.Продолжение работы по теме урока

    13 мин

    Чтение учителем

    Чтение по учебнику учителем «Листопадничек»

    * Проверка первичного восприятия .

    Понравилось ли вам произведение? Чем?

    Так к какому литературному жанру мы отнесём это произведение?

    Докажите

    * Анализ художественного произведения.(слайд 8)

    Организация эвристической беседы с целью раскрытия содержания.

    Назовите основных героев произведения.

    Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?

    Кого встретил зайчонок во время путешествия? Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там остался?

    Каких страхов натерпелся листопадничек?

    Как зайчонок попал на болото? Что стали с тех пор говорить в лесу о Листопадничке?

    Сказка о животных

    животные разговаривают, события нереальные

    Мать-зайчиха, Листопадничек, бобры, журавли

    К.: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

    П.: уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.

    П.: извлечение необходимой информации из текста.

    К.:уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

    П.:уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов;уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую

    6.Рефлексия

    2 мин

    Продолжите предложения.

    (Слайд 10)

    Сегодня на уроке я узнал …

    На этом уроке я похвалил бы себя за …

    После урока мне захотелось…

    Учащиеся продолжают предложения.

    Р: осуществляют итоговый контроль.

    7.Подведение итогов урока

    5 мин

    Что вы о нем узнали?

    С каким рассказом вы познакомились на уроке?

    О ком этот рассказ? Чем он вам понравился?

    С И.С. Соколовым -Микитовым

    Ответы учащихся.

    О зайцах листопадничках

    К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    Л.:устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

    8.Домашнее задание

    1 мин

    - Дочитайте рассказ до конца и подготовьте пересказ.(слайд11)

    Записывают домашнее задание в дневник

    «Листопадничек»

    Осенью, когда осыпался с деревьев золотой лист, родились у старой зайчихи на болоте три аленьких зайчонка.

    Называют охотники осенних зайчат листопадничками. Каждое утро смотрели зайчата, как разгуливаю журавли по зеленому болоту, как учатся летать долговязые журавлята.

    Вот бы и мне так полетать, - сказал матери самый маленький зайчонок.

    Не говори глупости! – строго ответила старая зайчиха. – Разве зайцам полагается летать?

    Пришла поздняя осень, стало в лесу скучно и холодно. Стали собираться птицы к отлету в теплые страны. Кружат над болотом журавли, прощаются на всю зиму с милой зеленой родиной. Слышится зайчатам, будто это с ними прощаются журавли:

    Прощайте, прощайте, бедные листопаднички!

    Улетели в далекие страны крикливые журавли. Залегли в теплых берлогах лежебоки-медведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы змеи. Стало еще скучнее в лесу. Заплакали листопаднички-зайчата:

    Что-то будет с нами? Замерзнем зимой на болоте.

    Не говорите глупости! – еще строже сказала зайчиха. – Разве замерзают зайцы зимой? Скоро вырастет на вас густая, теплая шерстка. Выпадет снег, будет нам в снегу тепло и уютно.

    Успокоились зайчата. Только один, самый маленький листопадничек-зайчонок никому покоя не дает.

    Оставайтесь здесь, - сказал он своим братьям. – А я один побегу за журавлями в теплые страны.

    Бежал, бежал Листопадничек по лесу, прибежал к глухой лесной речке. Видит, бобры строят на речке плотину. Подгрызут острыми зубами толстое дерево, ветер подует, упадет дерево в воду. Запрудили речку, можно ходить по плотине.

    Скажите, дяденьки, зачем вы валите такие большие деревья? – спрашивает Листопадничек бобров.

    Мы для того валим деревья, говорит старый Бобр, - чтобы заготовить на зиму корм и новую хатку поставить для наших маленьких бобряток.

    А тепло в вашей хатке зимой?

    Очень тепло, - отвечает седой Бобр.

    Пожалуйста, возьмите меня в вашу хатку, - просит маленький зайчонок.

    Переглянулись Бобр с Бобрихой и говорят:

    Взять тебя можно. Наши бобрятки будут рады. Только умеешь ли ты плавать и нырять?

    Нет, зайцы плавать не умеют. Но я скоро у вас научусь, буду хорошо плавать и нырять.

    Ладно, - говорит Бобр, - вот наша новая хатка. Она почти готова, осталось только крышу доделать. Прыгай прямо в хатку.

    Прыгнул Листопадничек в хатку. А в бобровой хатке два этажа. Внизу, у воды, приготовлен корм бобряток – мягкие ивовые ветки. Наверху настлано свежее сено. В уголке на сене сладко-сладко спят пушистые бобрятки.

    Не успел хорошенько осмотреться зайчонок, как бобры над хаткой крышу поставили. Один бобр обглоданные палки таскает, другой замазывает крышу илом. Толстым хвостом громко прилепывает, как штукатур лопаткой. Ходко работают бобры.

    Поставили бобры крышу, стало в хатке темно. Вспомнил Листопадничек свое светлое гнездо, старую мать-зайчиху и маленьких братьев.

    "Убегу-ка в лес, - думает Листопадничек. – Здесь темно, сыро, можно замерзнуть".

    Скоро вернулись бобры в свою хатку. Отряхнулись внизу, обсушились.

    Ну как, - говорят, - как ты себя чувствуешь, зайчонок?

    У вас все очень хорошо, - говорит Листопадничек. – Но мне нельзя долго здесь оставаться. Мне пора в лес.

    Что делать, - говорит Бобр, - если нужно, ступай. Выход из нашей хатки теперь один – под водою. Если научился хорошо плавать и нырять – пожалуйста.

    Сунул Листопадничек лапку в холодную воду:

    Бррр! Ах, какая холодная вода! Уж лучше, пожалуй, у вас на всю зиму останусь, я не хочу в воду.

    Ладно, оставайся, - говорит Бобр. – Мы очень рады. Будешь у наших бобряток нянькой, будешь им корм приносить из кладовой. А мы пойдем на реку работать, деревья валить. Мы звери трудолюбивые.

    Остался Листопадничек в бобровой хатке. Проснулись бобрятки, пищат, проголодались. Целую охапку ивовых мягких веток притащил для них из кладовой Листопадничек. Очень обрадовались бобрятки, стали глодать ивовые ветки – быстро-быстро. Зубы у бобров острые, только щепки летят. Обглодали, опять пищат, есть просят.

    Намучился Листопадничек, таская из кладовой тяжелые ветки. Поздно вернулись бобры, стали прибирать свою хатку. Любят бобры чистоту и порядок.

    А теперь, - сказали они зайчонку, - пожалуйста, садись с нами кушать.

    Где у вас репка лежит? – спрашивает Листопадничек.

    Нет у нас репки, - отвечают бобры. – Бобры ивовую и осиновую кору кушают.

    осказках.ру - oskazkax.ru

    Отведал зайчонок бобрового кушанья. Горькой показалась ему твердая ивовая кора.

    "Эх, видно, не видать мне больше сладкой репки!" - подумал листопадничек-зайчонок.

    На другой день, когда ушли бобры на работу, запищали бобрята – есть просят.

    Побежал Листопадничек в кладовую, а там у норы незнакомый зверь сидит, весь мокрый, в зубах большущая рыбина. Испугался Листопадничек страшного зверя, стал из всех сил колотить лапками в стену, звать старых бобров.

    Услыхали бобры шум, мигом явились. Выгнал старый Бобр из норы незваного гостя.

    Это разбойница выдра, - сказал Бобр, - она нам делает много зла, портит и разоряет наши плотины. Только ты не робей, зайчонок: выдра теперь не скоро покажется в нашей хатке. Я ей хороших тумаков надавал.

    Выгнал Бобр выдру, а сам – в воду. И опять остался Листопадничек с бобрятами в сырой темной хатке.

    Много раз слышал он, как подходила к хатке, принюхиваясь, хитрая лисица, как бродила возле хатки злая рысь. Жадная росомаха пробовала ломать хатку.

    За долгую зиму большого страху натерпелся листопадничек-зайчонок. Часто вспоминал он свое теплое гнездо, старую мать-зайчиху.

    Раз случилось на лесной речке большая беда. Ранней весною прорвала вода построенную бобрами большую плотину. Стало заливать хатку.

    Вставайте! Вставайте! – закричал старый Бобр. – Это выдра испортила нашу плотину.

    Бросились вниз бобрята – бултых в воду! А вода все выше и выше. Подмочила зайчонку хвостик.

    Плыви, зайчонок! – говорит старый Бобр. – Плыви, спасайся, а то пропадешь!

    У Листопадничка со страху хвостик дрожит. Очень боялся холодной воды робкий зайчонок.

    Ну что с тобой делать? – сказал старый Бобр. – Садись на мой хвост да держись крепче. Я научу тебя плавать и нырять.

    Уселся зайчонок на широкий бобровый хвост, крепко лапками держится. Нырнул Бобр в воду, хвостом вильнул, - не удержался, как пуля вылетел Листопадничек из воды. Волей-неволей пришлось к берегу плыть самому. Вышел на берег, фыркнул, встряхнулся и – со всех ног на родное болото.

    А старая зайчиха с зайчатами спала в своем гнезде.

    Обрадовался Листопадничек, прижался к матери.

    Не узнала зайчиха своего зайчонка:

    Ай, ай, кто это?

    Это я, - сказал Листопадничек. – Я из воды. Мне холодно, я очень озяб.

    Обнюхала, облизала Листопадничка зайчиха, положила спать в теплое гнездо. Крепко-крепко заснул возле матери в родном гнезде Листопадничек. Утром собрались слушать Листопадничка зайцы со всего болота.

    Рассказал он братьям и сестрам, как бегал за журавлями в теплые страны, как жил у бобров, как научил его старый Бобр плавать и нырять. С тех пор по всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным зайцем.

    Конспект урока литературного чтения
    в 3 классе

    Тема: Иван Сергеевич Соколов- Микитов «Листопадничек»

    Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. С. Соколова-Микитова, произведением «Листопадничек»; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать связную речь, мышление, творческую активность; совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать любовь к природе и интерес к чтению.

    Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о животных.

    Оборудование: выставка книг и портрет И. Соколова-Микитова; презентация; раздаточный материал.

    ХОД УРОКА
    I. Организационный момент
    Эмоциональный настрой на урок
    - Дорогие ребята, приветствую вас! Начинаем урок литературного чтения.
    Прозвенел звонок для нас!Все зашли спокойно в класс,Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Мы легонечко вздохнём.
    Урок чтения начнем.
    II. Мотивация к учебной деятельности.
    1. Беседа.
    - О чём мы сегодня будем говорить и читать?
    Пришла без красок и без кисти
    И перекрасила все листья. (Осень)
    - Давайте вспомним, что происходит в лесу осенью? Назовите признаки наступления осени. (Листья желтеют и опадают; становится холодно; температура воздуха понижается; птицы улетают на юг; звери готовятся к зиме).
    - Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают опадать листья? (Листопад)
    - Как вы думаете от какого слова образовалось слово листопад? (Лист.) Образуйте новые слова от слова «лист». (Листик, листочек, лиственный, листва)
    - Как вы думаете, почему листья опадают с деревьев? (Высказывания детей)
    - Какие изменения происходят в жизни животных осенью? Как они готовятся к зиме? (Линяют, запасают корм, рождают детёнышей)
    - Догадайтесь, почему я расположила этих животных группами?
    Игра «Кто как готовится к зиме?»
    1. Белка, бобр, мыши;
    2. Медведь, ёж, барсук;
    3. Лиса, волк, заяц.
    (I группа: животные, которые запасают себе на зиму корм;
    II группа: животные ложатся в спячку;
    III группа: животные не запасают корм, не ложатся в спячку).
    - У какого из названных животных детёныши появляются осенью? (Учащиеся высказывают мнения).
    Проблемный вопрос:
    - Как называют зайцев, родившихся осенью? (Дети высказывают предположения.)
    У нас в семье большая радостьПусть листья падают, летят,В канавке, тёплой под осинкой Три листопадничка лежат.
    (Зайцев называют листопадничками.)
    - Почему их так называют? (Потому что они родились осенью, когда с деревьев падают листья.)
    - Ребята, зайчиха может приносить приплод три раза в год. Как же называют зайчат каждого выводка? Зайчата первого выводка – «настовики», так как они появляются, когда на снегу есть наст (наст на снегу - заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели), летние зайчата – «колосовики» или «травники», а осенние – «листопадники».
    - А что вы можете рассказать о зайцах?
    - Какие фразеологизмы и пословицы о зайцах вам известны?
    (Подстреленный заяц недалеко бежит. За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь. Убить двух зайцев одним выстрелом. Пуганый заяц и пенька боится. Заяц от лисицы, лягушка от зайца бежит. Заяц самого себя боится. Вор что заяц: и тени своей боится. Родной куст и зайцу дорог.)

    2. Речевая разминка
    - Листопаднички приготовили нам разминку.
    Как известно, бобры добры. Добротою бобры полны.
    Если хочешь себе добра, надо просто позвать бобра.
    Если ты без бобра добр, значит сам ты в душе бобр.
    Прочитайте медленно.
    Прочитайте с вопросительной интонацией (с утвердительной, с сердитой, с веселой, с ускорением, очень быстро).
    Что вы знаете о бобрах? Расскажите. (Сообщения детей.)

    III. Целеполагание.
    - Сегодня мы познакомимся с новым писателем раздела «Люби живое», певцом русской природы И.С. Соколовым – Микитовым и его произведением.
    – Что вы интересного узнали о творчестве этого писателя при подготовке домашнего задания? (Выставка книг)
    И.С. Соколов-Микитов (18921975)
    - Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.
    - Особую роль в становлении будущего писателя сыграл отец - Сергей Никитьевич.
    - От матери - Марии Ивановны, которая знала неисчерпаемое множество сказок и поговорок, и каждое слово которой было к месту, унаследовал он любовь к родному языку, к образной народной речи.
    - В молодые годы работал Иван Сергеевич в газете, плавал простым матросом на кораблях в разные страны.
    - В I мировую войну ушёл добровольцем на фронт, служил санитаром, поднимался в небо на первом русском бомбардировщике эскадрильи «Илья Муромец».
    - Участвовал в полярных экспедициях по освоению Северного морского пути. Много путешествовал: побывал на Кавказе и за Полярным кругом, на земле Франца-Иосифа, у рыбаков и нефтяников Каспия, на Тянь-Шане.
    - Из очередных поездок Соколов-Микитов привозил новые рассказы и очерки, в которых была жизнь, увиденная и рассказанная очевидцем и участником событий.
    - Писатель был хорошим знатоком всех видов русской охоты: и на медведя в берлоге, и на волков с флажками, и на пушного зверя с лайкой, и на зайца с гончими. Главной добычей после каждой охоты были вышедшие из-под пера писателя книги – очень правдивые, дышащие теплом любви к родной земле, природе, сочувствием к нашим меньшим братьям.
    - Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе.
    - С детьми в деревне он издавал газету, которая называлась «Заячья газета». Здесь они учились писать друг у друга.
    - В последние годы жизни у Ивана Сергеевича пропало зрение, но он не сдался- наговаривал свои произведения на диктофон.
    - Умер писатель в возрасте 83 года. В 1975 году.
    Вопросы – предположения
    Прочитайте название рассказа, который мы будем читать. («Листопадничек».)
    Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Предположите, о ком или о чем этот рассказ. (Дети высказывают предположения)
    - Как вы думаете, что могло произойти осенью с этими героями?
    - Назовите тему урока.
    - Определите задачи урока.
    Мы познакомимся
    Мы научимся
    Мы будем учиться

    IV. Изучение нового материала
    1. Словарная работа. Работа с толковым словарем
    - Чтобы наша работа была более успешной и текст более понятным, объясним значения некоторых слов.
    Хоровое чтение и толкование незнакомых слов:
    долговязый – высокий, худощавый, нескладный;
    обглоданные – объеденный;
    робеть -пугаться, стесняться, бояться;
    озяб – замёрз, продрог;
    ходко работают - работают быстро;
    настлано –настелено;
    плотина – сооружение, перегораживающее реку, течение, для подъёма уровня воды;
    запрудили – перегородили реку плотиной;
    хатка – название небольшого дома на Украине;
    кладовая – помещение для хранения товаров, припасов, материалов;
    штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства;
    росома
    ·ха хищное млекопитающее семейства куньих;
    выдра вид хищных млекопитающих семейства куньих, ведущее полуводный образ жизни.

    2. Чтение произведения И.С. Соколова-Мнкитова (Читают учитель и учащиеся.)
    1 часть – чтение по 1 абзацу.
    - Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?
    - Так о чем же эта часть? (О мечте листопадничка.)
    - Что может произойти с зайчонком дальше?

    2 часть – чтение «буксир», выборочное чтение.
    Прочитайте, как улетали журавли. Как вели себя звери?
    - Чего испугался Листопадничек?
    - О чем эта часть произведения? (О подготовке животных к зиме.)
    - О чем может идти речь после данного фрагмента?

    3 часть – чтение по ролям (автор, зайчонок, бобр.)
    Кого встретил зайчонок во время путешествия?
    - Как мы можем озаглавить 3 часть текста? (Встреча с бобрами.)
    Прочитайте по ролям отрывок, в котором говорится о разговоре Листопадничка с бобрами. Какие роли мы должны распределить?
    - Как вы думаете, что будет дальше?
    4 часть – чтение за диктором. (Дети вполголоса читают за учителем, копируя его интонацию). Инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения (“V” - уже знал, «+»- новое, «-»- думал иначе, «?»- не понял, есть вопросы)

    Почему Листопадничек остался зимовать в хатке бобров?
    - Подберите заглавие к этой части. (Зайчонок в хатке бобров.)
    - Как вы думаете, понравится ли зайчику в гостях у бобров? Почему?

    5 часть – хоровое чтение.
    - Как же провёл зайчик зиму? Найдите предложения, которые это подтверждают.
    - Как мы можем озаглавить 5 часть текста? (За долгую зиму страху натерпелся.)
    - Что может произойти с Листопадничком дальше?

    6 часть – самостоятельное жужжащее чтение. Взаимные вопросы.
    - Расскажите, как зайчонок попал на болото.
    - Что стали говорить о нём в лесу?
    - Подберите заглавие к этой части. (Наконец-то дома.)

    3. Беседа по рассказу «Листопадничек»
    - Понравилось ли вам произведение? Чем?
    - К какому литературному жанру мы отнесём это произведение? (Сказка о животных).
    - Докажите. (Сказка – произведение волшебного характера, основанного на вымысле. В сказке «Листопадничек» животные разговаривают, события нереальные.)
    - Какая эта сказка? (Литературная)
    Почему автор дал такое название сказке? Можно ли её озаглавить иначе? Объясните. (Это произведение о зайчике, который родился осенью. А таких зайчат называют листопадничками.)
    На доске написано несколько названий:
    1.Путешествие зайчонка.
    2.Храбрый зайчик.
    3.Дружба зверей.
    – Прочитайте эти названия, выберите из них одно, наиболее подходящее, по вашему мнению, к прочитанной сказке. Объясните, почему именно этот заголовок соответствует его содержанию.
    – Кто из вас сможет убедить нас в том, что заголовок сказки, выбранный его автором, является самым подходящим? Почему вы так думаете?

    V. Физкультминутка
    VI. Продолжение работы по теме урока
    Анализ литературного произведения
    1. Выборочное чтение с комментарием
    Найдите и прочитайте как Листопадничек ушел из дома.
    Найдите и прочитайте как жилось зайчику у бобров.
    Найдите и прочитайте каких страхов натерпелся Листопадничек за долгую зиму. О чём он вспоминал?
    Найдите и прочитайте как произошла встреча Листопадничка с матерью.

    2. Чтение – поиск
    - Прочитайте эпизод, который заставил вас переживать; улыбаться.
    - А знаете ли вы, что у бобров много врагов, которые часто разрушают их хатку? Назови тех, которые встретились вам во время чтения.
    -Найдите в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям.

    3. Характеристика героев
    - Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор.
    - мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края);
    - непослушный (убежал из дома, ослушался маму);
    - любознательный (задаёт вопросы бобрам);
    - терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);
    - добрый (помогал нянчить бобрят);
    - заботливый (кормит бобрят);
    - смелый (научился плавать);
    - любящий (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя в хатке у бобров).
    - Дайте характеристику бобрам:
    - трудолюбивые (строят плотину, хатку в два этажа; таскают палки; хвостом пришлёпывают, как штукатур лопаткой; ходят на работу);
    - запасливые (готовят корм на зиму);
    - гостеприимные (приютили зайца);
    - заботливые (волнуются за бобрят);
    - смелые (выгнал выдру из хатки; помогает зайчику при наводнении);
    - чистоплотные (прибирают свою хатку, любят чистоту и порядок).
    4. Работа в группах:
    1 группа: составляет синквейн о зайчике
    (На слайд выносится план работы с синквейном).
    1 – существительное;
    2 – 2 прилагательных;
    3 – 3 глагола;
    4 – ключевое предложение из текста;
    5 строчка – 1-2 существительных (своё отношение)
    Зайчик
    Любознательный, трусливый
    Заботится, боится, ныряет
    Листопадничек познакомился с бобрами.
    Листопадничек.
    2 группа: работа по карточкам
    - Вставьте подходящее слово из текста:
    Бежал, бежал (Листопадничек) по лесу, прибежал к глухой лесной (речке).
    Остался Листопадничек в бобровой (хатке).
    Любят (бобры) чистоту и порядок.
    За долгую зиму большого (страху) натерпелся зайчонок.
    Обрадовался Листопадничек, прижался к (матери).
    Крепко-крепко заснул возле матери в родном (гнезде) Листопадничек.

    3 группа: составление плана
    План
    Мечта Листопадничка.
    Подготовка животных к зиме.
    Зайчонок в хатке бобров.
    Пришлось остаться на зиму.
    За долгую зиму страху натерпелся.
    Наконец-то дома.

    5. Просмотр фрагмента мультфильма
    - Как вы думаете, почему автор именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел сказать своим читателям? (Только разлука и жизнь в тёмной норе бобра позволили зайчику понять, насколько ему дорого родное болото, заячье гнездо, где ему всегда рады старая мать-зайчиха и братья.)
    - Как вы думаете, мог бы зайчик по-другому провести зиму?
    - Я вам предлагаю другой вариант.
    - Какие ещё приключения могли произойти с зайчонком?

    6. Работа с пословицами
    - Выберите самые точные пословицы, которые больше всего подходит к теме нашего урока. Объясните свой выбор.
    Много спать – дела не знать.
    Дома и стены помогают.
    Всякий кулик своё болото хвалит.
    Чужая сторона – дремучий бор.
    В гостях хорошо, а дома лучше!
    Друзья познаются в беде.
    Сердце матери лучше солнца греет.
    - Только дома нас всегда ждут, любят, заботятся о нас. Дом – это там, где живут самые родные и близкие нам люди. А в народе говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше!»

    VII. Рефлексия
    Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
    За что вы похвалили бы себя?
    Что вам захотелось сделать после этого урока?

    VIII. Итог урока.
    - Ребята, с каким новым произведением мы с вами познакомились на этом уроке?
    - Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке?
    - Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чём вас заставила задуматься сказка. (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни.)
    - Ребята, а вам никакого героя не напомнил Листопадничек? (Лягушку-путешественницу). Почему?
    Домашнее задание, выставление оценок.
    1. Подготовить пересказ сказки от лица Листопадничка или Бобра (по своему желанию).
    2. Придумать продолжение этой истории.
    3. Проиллюстрируйте понравившийся эпизод сказки.



    Рассказать друзьям