Количество перерастает в качество. Основные законы диалектики

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Другой закон материалистической диалектики — это закон перехода количества в качество и обратно. Для понимания процесса развития этот закон имеет важнейшее значение, ибо в этом законе диалектики находит свое выражение революционный скачкообразный переход от одного качества к другому.


Под качеством следует понимать определенность явлений , благодаря которой они отграничиваются друг от друга, и которая делает их тем, что они есть. Научное исследование достигает успеха в том случае, если оно, изучая определенный объект, берет его в его качественном своеобразии по сравнению с другими предметами. Определенность, характеризующая предмет, и есть качество. Качественное многообразие предметов объективной действительности объясняется наличием в окружающем мире различных форм движения материи . Все существующее находится в виде определенной формы движения материи. Правда, отдельным вещам присуща не одна форма движения, а ряд их. Например, человеческий организм заключает в себе формы движения материи, начиная от механической и кончая мышлением. Но для каждой специфической, определенной вещи характерна какая-либо одна из форм движения, играющая решающую, определяющую для нее роль. Следовательно, когда мы говорим о качестве, то имеем в виду не независимое от объективного мира существование качеств, но самые предметы, явления, обладающие тем или иным качеством. Качество носит объективный характер; качественная определенность вещей в природе существует независимо от сознания. Мышление человека лишь отображает эту качественную определенность объективных процессов.

Благодаря своему качеству вещи отличаются, отграничиваются друг от друга. Граница эта, правда, не носит абсолютного характера, ибо абсолютно индивидуальных, абсолютно единичных предметов в природе не существует. Каждый предмет заключает в себе нечто общее со всеми другими предметами, с которыми он и находится всегда в неразрывной связи. Качественная определенность вещей не есть нечто постоянное, неизменное, как думали представители средневековой схоластики. Качественная определенность явлений действительности постоянно развивается, изменяется, усложняется.

Для того чтобы правильно понять категорию качества, необходимо рассмотреть вопрос о качестве и свойстве . Этот вопрос разбирает в своей «Науке логики» Гегель. Он пишет: «Качество есть свойство прежде всего и преимущественно в том смысле, поскольку оно обнаруживает себя во внешнем отношении как имманентное определение » . Мысль Гегеля состоит здесь в том, что, в то время как качество выражает имманентную, т. е. внутренне присущую данному явлению, процессу или предмету определенность, свойство выражает эту определенность в отношении к другим предметам. Так, например, роза как цветок имеет определенные качества как один из видов растений, и это качество есть ее определенность, отличающая ее от всяких других растений. Эта ее определенность выражается в целом ряде свойств — в запахе розы, в цвете и т. д.

Качество неразрывно связано с самим бытием вещи. Без того или иного свойства вещь еще не теряет своей определенности, теряя же качество, вещь перестает быть тем, что она есть, она становится другою. Качественная определенность вещи получает свое выражение в специфической закономерности, определяющей характер ее развития. Научное определение вещи приобретает содержательный характер только тогда, когда оно улавливает качественную определенность ее.

Познание вещи, однако, не останавливается на одной качественной характеристике, оно схватывает также присущую исследуемому объекту количественную определенность. Что же такое количество? Обратимся сначала к тому, как определяет количество Гегель.

Он пишет: «Качество есть вообще тождественная с бытием, непосредственная определенность, в отличие от рассматриваемого после него количества, которое есть также определенность бытия, но уже не непосредственно тождественная с последним, а безразличная к бытию, внешняя ему определенность» .

Таким образом Гегель определяет количество как безразличную к бытию, внешнюю определенность. В этом определении зерно истины состоит в том, что изменения количества до поры до времени действительно внешни по отношению к качеству. Несмотря на изменения количества, качество остается тем же. Однако это все только до определенного момента, когда дальнейшее изменение количества ведет к изменению качества. В таком случае данная определенность не просто увеличивается или уменьшается, а, наоборот, в корне изменяется. Количественная определенность явлений так же, как и качественная, носит объективный характер. Понятие количества есть отображение в сознании тех количественных отношений, которые свойственны самим явлениям. Поэтому научное познание и должно схватывать, отображать реальную действительность не только в ее качественном, но и в ее количественном многообразии. Количественная определенность предмета не существует вне его качественной определенности, она всегда тесно связана с последней. Точно так же для определенного качества характерна и определенная специфическая мера количественных измерений.

Итак, в природе нет просто качества и количества, есть вещи, обладающие и качественной и количественной определенностью. Количественная и качественная определенность предмета составляет неразрывное единство . Но это единство есть единство различных определенностей, единство противоположностей. Поэтому переход количества в качество и обратно представляет собою, по словам Ленина, пример взаимоперехода противоположностей. Определенное, присущее тем или иным вещам окружающего мира единство количества и качества составляют меру . Мера выражает собою специфическую качественную определенность предмета, которой присуща также специфическая количественная характеристика. Однако количественные изменения предметов происходят на основе определенного, им соответствующего качества. Качество к тому же ограничивает до поры до времени пределы количественных изменений предмета. Так, например, феодальный способ производства крайне ограничивал возможности роста производительных сил, материального богатства и весь уровень развития общества. Эти феодальные отношения были устранены в результате буржуазной революции, установившей капиталистический способ производства. В свою очередь и капитализм, сыграв прогрессивную роль в истории, превратился на империалистической стадии своего развития в крайнее препятствие для дальнейшего движения общества вперед. Зато какие невиданные темпы развития всех сторон общественной жизни мы имеем в условиях диктатуры пролетариата и именно потому, что СССР представляет собою по типу производственных отношений новое качество !

Словом, свою основу и свое ограничение количественное изменение находит в качественной определенности предмета. В свою очередь количественное изменение предмета воздействует на качественную сторону его. Определенный предмет остается тем, чем он есть лишь до известного момента. Количественный процесс изменения, достигнув предельной для определенного качества и при данных определенных условиях грани, требует изменения качества, вызывает переход одного качества в другое . Одновременно этот переход есть и переход качества в количество , так как через уничтожение старого качества достигается теперь возможность нового количественного движения вперед. При любых возможных условиях количественного роста в капиталистическом обществе невозможно осуществление социалистического типа производственных отношений. Зато в условиях диктатуры пролетариата создается новая социалистическая форма производственных отношений и даже простое сложение средств производства в коллективизированном сельском хозяйстве дает несравненно больший количественный рост производства.

Закон перехода количества в качество, как и другие законы диалектики, был сформулирован Гегелем в его «Науке логики». Но у Гегеля этот закон получил идеалистическое выражение, как закон самодвижения категорий, а не закон объективного мира . Само собою понятно, что гегелевское идеалистическое понимание закона перехода количества в качество для нас абсолютно неприемлемо. Основоположники марксизма, доказав несостоятельность гегелевского понимания закона перехода количества в качество, вскрыли в нем рациональное зерно, дали ему глубоко материалистическое истолкование, как формулирует Энгельс. «Закон этот мы можем для своих целей выразить таким образом, что в природе могут происходить качественные изменения — точно определенным для каждого отдельного случая способом — лишь путем количественного прибавления, либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии).

Все качественные различия в природе основываются либо на различном химическом составе, либо на различных количествах или формах движения (энергии), либо — что имеет место почти всегда — на том и другом. Таким образом невозможно изменить качество какого-нибудь тела без прибавления или отнимания материи, либо движения, т. е. без количественного изменения этого тела» .

В подтверждение этой мысли Энгельс и в «Анти-Дюринге» и в «Диалектике природы» приводит целый ряд примеров, показывающих, как чисто количественное уменьшение или увеличение одних и тех же химических элементов превращается в качественное различие.

Энгельс, имея в виду закон перехода количества в качество и обратно, указывает, что «открытый Гегелем закон природы празднует свои величайшие триумфы в области химии. Химию можно назвать наукой о качественных изменениях тел, происходящих под влиянием изменения количественного состава» . Затем Энгельс приводит следующие примеры: кислород и озон. В молекулу кислорода соединяются два атома, а в молекулу озона — три, — получается новое тело, отличающееся своими свойствами от кислорода. «А что сказать, — пишет дальше Энгельс, — о различных пропорциях, в которых кислород соединяется с азотом или серой и из которых каждая дает тело, качественно отличное от всех других тел! Как отличен веселящий газ (закись азота N 2 O ) от азотного ангидрида (двупятиокиси азота N 2 O 5)! Первый — это газ, второй при обыкновенной температуре — твердое кристаллическое тело! А между тем все отличие между ними по составу заключается в том, что во втором теле в пять раз больше кислорода, чем в первом, и между обоими заключаются еще другие окиси азота (NO, N 2 O 3 , N 2 O 7), которые все отличаются качественно от них обоих и друг от друга» .

Таковы примеры из химии, которые приводит Энгельс в качестве иллюстраций к закону перехода количества в качество. Энгельс считает, что этот закон имеет огромное значение для самих химических элементов. Открытая и разработанная Менделеевым периодическая система элементов показывает, что качество элементов и место их в системе обусловлено количеством их атомного веса.

Итак, количественные изменения явлений носят до известного предела характер непрерывного роста одного и того же по своему качеству предмета. Предмет, изменяясь количественно в пределах одной и той же меры , не перестает быть тем, что он есть. Только на определенной ступени своего развития, при определенных исторических условиях предмет теряет свое качество, перестает существовать. Превращение одного качества в другое, в противоположность непрерывному количественному процессу изменения, происходит не постепенно, а скачком. Предмет, ставший новым качеством, проявляет лишь свои многоразличные свойства, стороны, остается по своему качеству тем же предметом до тех пор, пока борьба противоположных сторон не приведет его к изменению качества. Скачок, перерыв непрерывного процесса и есть момент перехода одного качества в другое.

Одно лишь количественное непрерывное изменение явлений никогда не приводит к возникновению новых качеств. Признание только непрерывного изменения влечет за собою отрицание возможности возникновения качественно новых вещей. А это и означало бы стоять на точке зрения неизменности вещей, которые, раз появившись, совершают движение по вечно неизменному кругу. Точно так же несостоятельным было бы и признание одного лишь качественного развития явлений. Одни лишь качественные переходы без соответствующего количественного изменения означали бы отсутствие исторической связи между различными фазами изменения явлений.

Диалектическая концепция развития в отличие от вульгарной теории эволюции признает скачкообразный, прерывистый характер изменения явлений окружающего нас мира. Скачок, переход одного качества в другое, подготовляется не сразу, а в процессе постепенного изменения вещи. И в этом постепенном изменении заключена с самого начала возможность перерыва, скачка, который наступит тотчас же, как только в достаточной степени созреют необходимые для каждого случая количественные изменения.

Закон перехода количества в качество и обратно вызывает особую ненависть со стороны врагов марксизма, всякого рода реформистов и оппортунистов, ибо этот закон в применении к явлениям общественной жизни означает признание необходимости революционного изменения общества, признание необходимости скачка при переходе от одной общественной формации к другой. Реформисты и социал-фашисты, выхолащивая революционное содержание марксизма, проводят ту точку зрения, что переход к социализму вовсе не обязателен через революцию, через диктатуру пролетариата, что простое количественное развитие демократии само собой приведет общество к социализму. Гитлеровский фашизм воочию показал, куда ведет развитие буржуазной демократии, и всю ценность социал-фашистских «теоретических» измышлений по вопросу о «постепенной реформе» капиталистического общества.

В советских условиях учение материалистической диалектики о качестве и количестве подвергается ревизии со стороны механистов и со стороны меньшевиствующих идеалистов .

Сторонники механистического мировоззрения объясняют «всякие изменения из изменений места, все качественные различия из количественных и не замечают, что отношение между качеством и количеством взаимно, что качество также переходит в количество, как количество в качество, что здесь имеется взаимодействие» .

Давая блестящее опровержение механистического мировоззрения, Энгельс показывает, что если мы будем «сводить все различия и изменения качества к количественным различиям и изменениям, к механическим перемещениям, то мы с необходимостью приходим к тому положению, что вся материя состоит из тождественны х мельчайших частиц и что все качественные различия химических элементов материи вызываются количественными различиями в числе и пространственной группировке этих мельчайших частиц при их объединении в атомы» . Но в таком случае возникает вопрос, где причина того многообразия, той многокачественности, которую мы наблюдаем в природе? На этот вопрос, не попадая в болото безотрадной метафизики, механисты не могут ответить. Так, например, современные механисты отрицают качественное своеобразие всех форм движения, сводя их к механическому движению и объясняя последним положительно все явления окружающей нас действительности.

Отрицание механистами того, что качества носят объективный характер, влечет за собою как свое неизбежное следствие отрицание скачкообразного развития явлений. В самом деле, если предметы окружающего мира определимы только с количественной стороны, то их развитие может состоять исключительно в количественном увеличении или уменьшении , но не в превращении одного качества в другое, как учит диалектическая концепция развития. Поэтому механисты и являются реставраторами давно изжившей себя, а, следовательно, и реакционной теперь вульгарной эволюционной теории, сводящей развитие к увеличению или уменьшению и отрицающей скачки.

Вульгарная теория эволюции, отрицающая скачкообразный характер развития и превращение одного качества в другое, является теоретической основой ревизионизма. Отец ревизионизма Бернштейн, в свое время исходя из этой теории, проповедовал притупление классовых противоречий между буржуазией и пролетариатом, отрицал неизбежность крушения капитализма и необходимость пролетарской революции. Современные социал-фашисты аргументируют свою тактику вульгарной теорией эволюции, выдвигая ее против учения о пролетарской революции. В условиях диктатуры пролетариата вульгарная концепция эволюции является методологической предпосылкой правооппортунистической теории затухания классовой борьбы и врастания кулака в социализм. Реакционные взгляды современных механистов дают философское обоснование правооппортунистическим выводам.

В противоположность механистам, меньшевиствующие идеалисты признают на словах единство качества и количества и объективный характер качества. Однако эти категории, как и все другие, они превращают в абстрактные формулы и чисто логические категории, оторванные от действительного мира. В оторванности общих категорий качества и количества от их конкретного, материального содержания состоит идеалистическое понимание закона перехода количества в качество и обратно. Придавая понятиям качества и количества самодовлеющее значение, меньшевиствующие идеалисты выводят чисто логическим путем, переходы количества в качество и обратно, считая возможным рассматривать любые конкретные случаи перехода, независимо от условий, времени и места .


22.05.2018 16:25

Качество ― философская категория, выражающая совокупность существенных признаков, особенностей и свойств, которые отличают один предмет или явление от других и придают ему определенность. Качество предмета или явления, как правило, не сводится к отдельным его свойствам. Оно связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. Поэтому понятие качества связывается с бытием предмета. Предмет не может, оставаясь самим собой, потерять свое качество. А если теряет свое качество, то как предмет перестает существовать. Часы, если у них прогнил механизм, перестают существовать, ибо не могут показывать время. Они превращаются в лом. Качество отвечает на вопрос какое? , а количество на вопрос сколько?

Количество ― философская категория, отображающая общее в качественно однородных вещах и явлениях. Чтобы выявить в них это общее, необходимо, во-первых, установить их однородность, т.е. показать, в каком именно отношении они эквивалентны между собой, во-вторых, выделить то свойство или отношение, по которому рассматриваемые вещи сравниваются, и абстрагироваться от других их свойств.

Возьмем, например, то же понятие часы . Когда мы хотим узнать, сколько часов имеется на свете, то должны в класс часов ввести те предметы, которые являются измерительными приборами, показывающими время, и абстрагироваться от таких несущественных признаков как форма, величина, материал, из которого они сделаны. И тогда количество часов будет состоять из механических, электрических, солнечных, песочных и пр. Все это часы, ибо они являются измерительными приборами, показывающими время. Поскольку количественная сторона мира стала предметом исследования математики, то в дальнейшем философские представления о количестве связывались именно с результатами изучения тех видов или форм количества, которые существовали в математике. Друзья логики, вы наверное уже заметили, как трудно дать определение такой категории, как количество. Приходится ее сопоставлять с категорией качества. Количество является величиной и его можно измерить. Но качество можно только описать.

Предметом закона перехода количественных изменении в качественные является переход от незначительных и скрытых, постепенных количественных изменений к изменениям коренным, открытым ― качественным, где качественные изменения наступают не случайно, а закономерно, вследствие накопления незаметных и постепенных количественных изменений. Однако не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому, через ломку линейного закона изменения и перехода к нелинейным законам и формам изменения. Закон перехода количественных изменений в новое качество - момент закона развития.

Основой закона является взаимосвязь двух свойств - качества и количества.

И здесь нам придется ввести еще одну категорию - меры . Когда что-то появилось, оно начинает развиваться, увеличиваться в своем качестве, а потом придет время, когда количество перерастет свою меру и перейдет в другое качество. Кстати, и закон деградации тоже подчиняется закону перехода количественных изменений в качественные. Те же часы, если за ними не следить, рано или поздно начнут изнашиваться и перейдут, казалось бы, внезапно в другое качество. Это уже будет утиль. Ведь и болезнь не возникает внезапно. Просто мы не замечаем незначительных и скрытых, постепенных количественных изменений. И нам кажется, что мы внезапно заболели. Да и эротическая любовь внезапно не возникает. Просто мы не замечаем незначительных и скрытых, постепенных количественных изменений.

Мера ― это то количество, при котором данное качество остается самим собой. Когда нарушится мера, то скачкообразно данное качество перейдет в другое качество. Например, мерой жидкого состояния воды является температура от 0 до 100°С. Если мера нарушена, то при дальнейшем нагревании вода превращается в пар, а если охлаждение будет продолжаться ниже нуля, то вода превратится в лед. Период постепенных количественных накоплений ― это эволюционный путь развития. А переход количественных изменений в качественные происходит скачком, быстро. Например, бутон несколько дней постепенно увеличивается в своих размерах, и вдруг довольно быстро раскрывается и превращается в цветок.

Переход количественных изменений в качественные является революционным этапом в развитии. Еще раз хочу сказать, что это всеобщий закон природы, он действует в живой и неживой природе, социальных явлениях и исключений не знает. Необходимы достаточные количественные изменения, чтобы старое качество превратилось в новое. И оно произойдет само собой. Конечно, кое-что можно предпринять. В примере с цветком растение можно удобрить, прикрыть пленкой, и превращение бутона в цветок может пойти быстрее. Но нельзя механически раскрывать бутон.

Насильственная попытка преждевременного перевода недостаточно накопленного количества в новое качество называется переворотом . Поэтому революции почти бескровны, а перевороты кровавы. Февральскую революцию 1917 года считали с самого начала революцией, а Октябрьскую революцию вначале называли переворотом.

Действие этого закона можно проследить повсеместно. Когда женщина беременеет, у нее вначале плод имеет размеры одной клетки, потом идут количественные накопления, клетка превращается в развитый плод. Наконец, наступает революция - роды, и плод становится новорожденным. А это уже совсем другое качество.

Какую пользу приносит знание и использование этого закона? Огромную. Те, кто ведет себя, как материалисты (спортсмены, музыканты, отличники учебы, писатели и пр.), систематически и много тренируются, репетируют, повторяют, что-то пишут. Понимают, что если не будет этих многократных повторений, то не будет и качественных квалификационных скачков. Дети могут до бесконечности слушать одну и ту же сказку, делать одно и то же дело, играть в одни и те же игры. Ведь для того, чтобы сдать экзамен, нужно повторить материал два-три раза, ну пять раз. А для того, чтобы все это превратить в навык, нужно повторять 10 тысяч раз одно и то же.

Ко мне за помощью часто обращаются невротические личности, которые, хотя и слышали об этом законе и даже объявляют себя приверженцами этого закона, но в реальной жизни ведут себя как субъективные идеалисты. Они очаровываются каким-то делом и начинают им заниматься. На первых порах наблюдаются даже некоторые успехи. Проходит какое-то время, и репетиции, тренировки, повторения продолжаются, но успехов нет. Результаты не растут, и они, не достигнув в этом деле прочных навыков и высоких результатов, разочаровываются в нем, им это все надоедает. Они берутся за что-нибудь другое. Вначале что-то начинает получаться, но достигать вершин трудно. Они разочаровываются, бросают и это дело. Законов философии они не знают, так как если бы знали закон перехода количественных отношений в качественные, то продолжали бы заниматься одним и тем же делом. И рано или поздно, но достигли бы вершин мастерства. Про таких людей Эрик Берн говорил, что они находятся в сценарии Сизифа. Тот тоже до вершины камень не дотягивал.

И когда такой человек, перепробовав и бросив бухгалтерию, юриспруденцию, медицину, торговлю, менеджмент, портняжное дело, заявляет мне, что хотел бы быть дизайнером, писателем, актером и пр., то я ему рекомендую заняться тем, что ему больше всего нравится, и уже это дело не бросать до тех пор, пока не станет в нем профессионалом экстра-класса.

Не хочу сказать, что это легко. Наоборот, это очень трудно. Сужу по себе. Ибо сам был в таком сценарии. Будучи в институте, я посещал массу кружков, и везде были успехи, делал хорошие доклады на студенческой научной конференции. А вот и список кружков: анатомический, акушерско-гинекологический, хирургический, инфекционный. Откуда-то сам уходил, где, как я думал, обстоятельства не позволили дело довести до конца. Так, например, занятия хирургией прервал мой призыв в армию на кадровую службу, где я стал фактически администратором с небольшим количеством медицинской работы, клинической и санитарно-гигиенической. И там у меня получалось. Стал даже заместителем начальника госпиталя с хорошей перспективой стать начальником. Ну и доводи дело до конца. Так нет, я добился того, что из армии меня через шесть лет уволили. Когда же я проникся философскими идеями, и в мою душу запал первый закон философии - переход количественных изменений в качественные, мне захотелось бросить и третью, незаконченную диссертацию. Как всегда, я довольно быстро набрал необходимый материал, в голове пробегали светлые мысли, но на бумагу ничего не ложилось. И я тогда сказал сам себе, что лучше умереть, чем не завершить начатое. С большими муками я продолжал писать диссертацию. Но со временем писать становилось все легче и легче. Работу я закончил. Теперь нужно было еще и защитить ее. Два ученых совета отвергли мою работу. Лишь в третьем удалось успешно защититься. Кстати, именно в этой диссертации были заложены все идеи, которые я потом разворачивал в своих книгах. Пишу об этом спокойно, ибо для себя нашел нечто положительное в этой ситуации. Конечно же, повысилась моя самооценка. Ведь обычно защищаются с первого раза и в молодом возрасте. А я защитился с третьего раза и сразу стал известным в своем круге. То, что я достиг первого успеха в 51 год, до сих пор мне помогает. Тем более, что я добился и всех остальных регалий еще позже. И до сих пор я продвигаюсь вверх. Я из «поздних». Поскольку на тренингах меня у присутствует молодежь, то утверждение «мне уже поздно» не проходит. А многих моя биография и поздние успехи вдохновляют. С тех пор я стараюсь завершить начатое.

Вот и некоторые из своих книг я вынашивал по несколько лет. Много раз проговаривал их содержание на семинарах, а когда начинал писать, то не мог написать и слова. Так, например, первые две страницы книги «Религия и прикладная философия» я писал 3 месяца. Я было хотел и вовсе отказаться от идеи написать эту книгу, однако, незавершенный замысел не давал мне спокойно заниматься другими делами.

Развитие бесконечно. Однако нельзя все время заниматься одним и тем же делом, ибо когда-нибудь придется бросить и то дело, которым ты сейчас занимаешься. Всё имеет предел. Например, сейчас я пишу книгу. Я делаю это с увлечением и почти что легко. Но я знаю, что когда-нибудь и с ней придется расстаться и начать делать что-то другое. Если этого не сделать, то можно безнадежно отстать от постоянно развивающегося мира.

Я вспоминаю, с каким увлечением я занимался психиатрией, но и она мне вдруг надоела. Однако у меня уже была высшая психиатрическая категория к тому времени. Я помню, как снова расширился мир, когда я начал заниматься педагогической деятельностью. Я стал преподавать психиатрию, да еще и на факультете усовершенствования врачей. И вновь все изменилось для меня в этом мире. Другие люди, другие задачи, другие обстоятельства. Меня опять увлекла психиатрия. Когда и она через какое-то время стала надоедать, я увлекся психотерапией, которая является частью психиатрии. Не думаю, что у меня снизилась квалификация психиатра. Скорее, возросла. Ведь мне нужно на начальных этапах развития заболевания определить, психоз это или невроз, ибо большинство методов психотерапии для больных психозами не подходят, а иногда и противопоказаны. И опять изменилось все мое окружение, а психотерапевтические приемы оказались полезными и для здоровых людей. Потом и психотерапией надоело заниматься. Я стал писать книги и проводить семинары по всей России и за рубежом. Но сейчас мне и от этого придется отказаться и заняться чем-нибудь другим, хотя все идет более чем успешно. Но нельзя же делать все время одно и то же. Сейчас я стараюсь подготовить учеников, которые бы превзошли меня. И у меня это получается. Но те места, откуда я ухожу, пустыми не останутся - их займут мои ученики.

Конечно, этим путем многие идут и неосознанно. Но когда осознаешь путь, идешь быстрее. Итак, я хотел бы подвести итог по изложению первого закона философии. Вы познакомились с категориями количество, качество, мера, эволюционный этап развития, революция, переворот. Если будете подчиняться этому закону, то вы не станете торопиться в пути, будете усердными, знать меру, будете сами меняться не только в количественном отношении, но и в качественном, т.е. будете развиваться бесконечно, переходя от одного предела к другому.

Развитие всегда представляет собой единство количественных (непрервыных) и качественных (прерывных, скачкообразных) изменений. В познании, на практике необходимо учитывать обе стадии развития.

Здоровый, больной человек – это разные качественные состояния. Каждому качеству соответствует определенное количество: температура тела – 36-37 0 , АД –120/80, частота дыхания – 16, частота пульса – 76. У больного количественные характеристики меняются.

Возьмем действие лекарственных веществ. Есть минимальная и максимальная доза, разовая и суточная, которые обеспечивают лечебное действие. Увеличение дозы может привести к отравлению или смерти.

Холестерин. Повышенное количество холестерина в крови вредно для сердца и сосудов, приводит к атеросклерозу, а слишком низкий уровень холестерина вызывает депрессию, так как уменьшает выбрасывание серотонина – гормона радости, удовольствия, который управляет настроением.

Белена в малых дозах успокаивает, в больших дозах возбуждают («Ты, что, белены объелся?» - говорит народная пословица).

Витамин А – витамин роста, недостаток его приводит к задержке роста, к нарушению зрения, сухости кожи, снижению сопротивляемости организма, избыток – к аллергии.

Никотин, алкоголь, кофеин, наркотики, накапливаясь в организме, становятся частью обменных процессов, возникает зависимость, болезнь.

Процесс развития – постепенное нарастание, накопление количественных изменений, но только до определенного момента, когда происходит переход к новому качеству. Новорожденный ребенок не может говорить, мыслить, выражать свои чувства в членораздельной речи. В течение первого года накапливаются определенные навыки, умения, ребенок начинает произносить отдельные слова. Затем количество новых слов увеличивается, происходит еще один скачок: ребенок начинает произносить отдельные фразы, предложения. Затем появляется способность рассуждать, делать умозаключения, выражать свои мысли, чувства, желания, знания о мире – это новый качественный этап в развитии.

Различают два основных вида скачка: резкий и постепенный .

Постепенный скачок : качество меняется не сразу, целиком, а постепенно. Всякая болезнь, за исключение травм, проходит четыре периода: латентный (скрытый)- это период постепенного развития болезни, когда накапливаются патологические (количественные) изменения. Затем наступает продромальный период, то есть появляются определенные предвестники, симптомы болезни. Например, недомогание. Третий период – явный, разгар болезни, когда патологические изменения проявляются ярко и превращаются в новое качество – болезнь. И, наконец, исход болезни.



Резкий скачок – "взрыв», процесс качественного изменения охватывает весь предмет сразу, целиком. Он имеет резко выраженные границы перехода. Например, травма, сильное отравление, удар, обширный инфаркт миокарда.

Закон перехода количественных изменений в качественные - один из основных законов диалектики , объясняющий, как, каким образом происходит движение и развитие. Впервые сформулирован, правда, в идеалистической форме, Гегелем как закон развития абстрактного мышления, мирового духа. В материалистической диалектике - всеобщий закон развития объективного мира, играющий большую роль в его познании. Он констатирует, что накопление незаметных, постепенных количественных изменений в определённый для каждого отдельного процесса момент с необходимостью приводит к существенным, коренным, качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому (см. Качество и количество , Мера , Скачок).

Этот закон имеет место во всех процессах развития природы, общества и мышления. Он важен для понимания диалектической концепции развития и её отличия от всевозможных метафизических концепций, сводящих движение, развитие к одним количественным изменениям существующего, без уничтожения старого и возникновения нового.

Любое количественное изменение выступает как изменение элементов системы. Степень различия между старым и новым качеством зависит от количественных изменений в рассматриваемом объекте. «… Качественные изменения — точно определённым для каждого отдельного случая способом — могут происходить либо путём количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии)» . Появление нового качества по существу означает появление предмета с новыми закономерностями и мерой , в которой заложена уже иная количественная определённость. При этом глубина качественных изменений может быть различной; она может ограничиваться уровнем данной формы движения, а может выходить за его пределы.

Процесс коренного изменения данного качества, «надлом» старого и рождение нового есть скачок . Он является переходом от старого качества к новому, от одной меры к другой. «Чем отличается диалектический переход от недиалектического? Скачком. Противоречивостью. Перерывом постепенности» . Переход явления из одного качественного состояния в другое есть единство уничтожения и возникновения, небытия и бытия, отрицания и утверждения (см. Закон единства и борьбы противоположностей). Скачок включает в себя момент снятия прежнего явления возникающим (см. Закон отрицания отрицания); при этом качественные и количественные изменения взаимно обусловливают друг друга: имеет место не только переход количественных изменений в качественные, но и обратный процесс - изменение количественных характеристик в результате изменения качества предметов и явлений.

Количественные и качественные изменения относительны. Одни и те же изменения по отношению к одним свойствам (менее общим) являются качественными, по отношению к другим (более общим) - количественными. Любой процесс развития одновременно и прерывен и непрерывен. При этом прерывность выступает в форме качественного скачка, а непрерывность - в форме количественного изменения (см. Эволюция и революция).

Закон перехода количественных изменений в качественные имеет важное методологическое значение, обязывая изучать объект и с качественной, и с количественной сторон в их единстве, так чтобы количественные характеристики не затмевали качественной определённости фактов и закономерностей. Этот закон предостерегает как от всех форм плоского эволюционизма, реформизма, так и от разновидностей катастрофизма, а в общественном развитии — от субъективистского авантюризма.

Другое методологическое требование, вытекающее из закона перехода количественных изменений в качественные, состоит в том, что научное познание должно учитывать несводимость качества целостного предмета к качеству составляющих его частей, подсистем, элементов. Правда, это не исключает возможности и необходимости применения логических и математических операций сведе́ния и выведения, когда преследуется цель объяснить некоторые свойства новой системы. Но смешение понятий методологического сведе́ния с логическими и математическими приёмами сведе́ния и выведения приводит к различным недоразумениям и ошибкам.

Вторым законом диалектики является закон перехода коли­чественных изменений в качественные.

Качество - тождественная бытию определенность, стабиль­ная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество - исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.).

Мера - единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступа­ет момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше проис­ходило изменение качества под влиянием количественных из­менений) - к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название "узлов", а сам переход в иное состояние понимается в философии как "скачок".

Можно привести некоторые примеры действия закона пере­хода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры - темпе­ратуру, то вода будет изменять свое качество - станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же темпе­ратуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды - она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя "система координат" процесса нагревания - вода и прежняя система свя­зей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) - скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Если телу придавать все большую и большую скорость - 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет уско­рять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с ("узловой" скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменится сама система координат смены качества - мера, произойдет скачок).

В природе не всегда удается определить узловой момент. Пе­реход количества в принципиально новое качество может про­изойти:

Резко, одномоментно;

Незаметно, эволюционно.

Примеры первого случая были рассмотрены выше.

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества - меры), то хорошей иллюстра­цией данного процесса были древнегреческие апории "Куча" и "Лы­сый": "При добавлении какого зерна совокупность зерен превра­тится в кучу?"; "Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса чело­века можно считать лысым?". То есть грань конкретного изме­нения качества может быть и неуловимой.

5. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Примеры:

Смена общественно-экономических формаций (при форма­ционном подходе к историческому процессу);

"эстафета поколений";

Смена вкусов в культуре, музыке;

Эволюция рода (дети - частично родители, но уже на новой ступени);

Ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникно­вение новых.

Отрицание старых форм новыми - причина и механизм по­ступательного развития. Однако вопрос о направленности разви­тия - дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

Развитие - только поступательный процесс, переход от низ­ших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

Развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

Развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее

близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.

Примеры:

Организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисхо­дящее развитие);

Исторический процесс идет по восходящему направлению раз­вития, но со спадами - расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т. д.).

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали по­вторяет прежние, но на новом, более высоком уровне. 6. Основными принципами диалектики являются:

Принцип всеобщей связи;

Принцип системности;

Принцип причинности;

Принцип историзма.

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов - предметов, явлений, процессов.

Связи могут быть:

Внешние и внутренние;

Непосредственные и опосредованные;

Генетические и функциональные;

Пространственные и временные;

Случайные и закономерные.

Наиболее распространенный вид связи - внешние и внут­ренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как

биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

Системность означает, что многочисленные связи в окру­жающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагают­ся в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность - наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутрен­нюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

Вечность, неуничтожимость истории, мира;

Его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

Сущность и явление;

Причина и следствие;

Единичное, особенное, всеобщее;

Возможность и действительность;

Необходимость и случайность.



Рассказать друзьям