Колонна Траяна – рельефы, скрывающие тайну. Знаменитые рельефы колонны траяна

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В период с 101-го по 106 год император Траян руководил действиями десятков тысяч римских воинов, пересек Дунай по самым длинным мостам, которые в те времена мог построить человек, одержал две победы над могущественной империей варваров на их гористой земле, а затем безжалостно стер эту империю с карты Европы. Поход Траяна на Дакию, расположенную на территории современной Румынии, был главным событием 19-летнего правления императора. Летописец похвалялся завидными трофеями: 165 тысяч килограммов золота и 331 тысяча килограммов серебра, не считая присоединения к Римской империи новой плодородной провинции.

Колонна Траяна – один из главных монументов, переживших падение Рима. И она по сей день остается предметом научных споров.
Пополнение казны отразилось на облике Рима. В честь победы император велел выстроить форум: просторная площадь, окруженная колоннадами, две библиотеки и большое гражданское строение, известное как базилика Ульпия. Согласно восторженному описанию римского историка, форум Траяна был творением, «подобного которому смертные никогда более не создадут». В небо над форумом вознеслась 38-метровая каменная колонна, увенчанная бронзовой статуей завоевателя. Снизу доверху ее оплела рельефная хроника дакских походов на манер современного комикса: в 155 сценах тысячи искусно высеченных римлян и даков маршируют, строят укрепления, плывут на кораблях, подкрадываются к врагу, сражаются, ведут переговоры, молят о пощаде и встречают смерть. Воздвигнутая в 113 году фантастическая колонна высится над городом почти два тысячелетия. Рельефы сильно пострадали от времени, и, кроме нескольких нижних витков спирали, мало что можно разглядеть. Вокруг руины – пустые пьедесталы, расколотые плиты, обезглавленные колонны и разбитые скульптуры напоминают о былом великолепии форума. Колонна Траяна – один из главных монументов, переживших падение Рима. Из века в век историки изучали рельефы как наглядное пособие по истории войн, где Траян представлен героем, а правитель даков Децебал – его достойным противником. Археологи разглядывали мельчайшие детали сцен, чтобы почерпнуть сведения о вооружении, обмундировании и военных тактиках римской армии. Чтут памятник и современные румыны: Траян разрушил Дакию дотла, и потому колонна, наряду с уцелевшими статуями поверженных воинов, – драгоценное свидетельство того, как могли выглядеть и одеваться их дакские предки. Шло время, великие памятники прошлого превращались в груды обломков, а колонна по-прежнему поражала воображение. Художники Ренессанса в корзинах, обвязанных веревками, свешивались с вершины колонны, дабы рассмотреть ее во всех деталях. В 1588 году папа Сикст V велел увенчать монумент статуей святого Петра. Тогда же, в XVI веке были сделаны первые гипсовые слепки колонны. Они запечатлели многие детали, ныне утраченные, – загрязнение атмосферы и кислотные дожди сделали свое дело. Колонна по сей день остается предметом научных споров. Порой кажется, что гипотез не меньше, чем фигур на рельефах, – а их ни много ни мало 2662. С книжной полки в гостиной своей римской квартиры археолог и искусствовед Филиппо Коарелли достает свой труд – иллюстрированную историю колонны. «Это удивительное сооружение, – говорит он, перелистывая страницы с черно-белыми снимками рельефов. – Что здесь происходит? Дакские женщины истязают римских солдат? Рыдающие даки принимают яд, чтобы не попасться в плен? Похоже на телесериал». Или на мемуары Траяна, добавляет Коарелли. Колонна была возведена между двумя библиотеками, где могла храниться хроника боевых действий в изложении самого императора-воина. По мнению Коарелли, рельефный фриз напоминает свиток – не исключено, что военный дневник Траяна был именно свитком. «Должно быть, художник исполнял волю императора», – подытоживает ученый. Так или иначе, перед командой скульпторов стояла задача высечь иллюстрированную версию «свитка Траяна» на 17 блоках отборного каррарского мрамора. Император – главный герой истории. Он появляется в 58 сценах – дальновидный полководец, опытный политик и благочестивый властелин: вот он произносит речь, поднимая боевой дух солдат, вот задумчиво внимает советникам, а вот приносит жертвы богам. «Траян хочет предстать не только воином, – объясняет Коарелли, – но и просвещенным человеком». Конечно, это лишь гипотеза. В какой бы форме ни записал Траян свои воспоминания, они давно канули в Лету. Сопоставляя рельефы колонны с археологическими находками из дакской столицы Сармизегетузы, ученые склоняются к мысли, что изображения свидетельствуют скорее об умонастроениях римлян, чем о реальных событиях. У Джона Коулстона, специалиста по римской иконографии, оружию и снаряжению из Сент-Эндрюсского университета в Шотландии, – особое мнение. Несколько месяцев подряд он изучал рельефы с близкого расстояния, примостившись на реставраторских лесах. Собранного материала хватило на диссертацию. «Велик соблазн представить изображения с колонны в виде этакой новостной ленты или кинофильма тех времен, – говорит Коулстон. – Но все эти интерпретации – типичные натяжки, за которыми нет ни слова правды». Ученый утверждает, что ансамбль рельефов не был подчинен общему замыслу одного мастера. Небольшие стилевые различия и явные оплошности – к примеру, меняющаяся высота фриза или окна, разрывающие сцены, – убедили шотландского ученого в том, что скульпторы высекали рельефы, что называется, на ходу, основываясь на весьма поверхностных представлениях о войне. «Хотя историкам искусства сложно отказаться от заманчивого образа талантливой творческой личности, – говорит Коулстон, – на примере колонны Траяна мы видим, что композиция рождается спонтанно, сразу на кусках мрамора под руками простых каменотесов, а отнюдь не на чертежной доске в мастерской». По его мнению, создатели фриза скорее вдохновлялись военными событиями, чем основывались на них. Взять хотя бы главные мотивы рельефов. В изображении двух войн на удивление мало боевых действий: сцены осад и битв занимают меньше четверти фриза, при этом сам Траян ни разу не появляется на поле боя. Легионеры – основа военной машины Рима – преимущественно занимаются строительством фортов и мостов, расчисткой дорог и даже сбором урожая. Ко всему прочему, можно подумать, что они еще и неуязвимы – на всей колонне не отыскать ни одного павшего римского воина! Некоторые сцены остаются неразгаданными. Зачем осажденные даки тянутся к чаше? Чтобы принять яд и тем самым избежать унижений побежденных? Или они просто хотят утолить жажду? Как объяснить шокирующее изображение женщин, истязающих факелами полураздетых связанных пленников? В интерпретации итальянцев, это жены варваров подвергают мучениям плененных римлян. Но у Эрнеста Оберландер-Тарновяну, директора Национального исторического музея Румынии, другое мнение: «Перед нами однозначно пленные даки, которых мучают разгневанные вдовы убитых римских солдат». Судя по всему, то, что мы видим, разглядывая колонну, зависит от наших симпатий – к римлянам или к дакам. У римских политиков слово «дак» было синонимом лицемера. Именно о даках историк Тацит писал: «Они никогда не были по-настоящему верны Риму». Заключив в 89 году договор о дружбе с императором Домицианом, царь Дакии Децебал, хотя и получал от римлян деньги на защиту границ империи от набегов, сам посылал воинов грабить пограничные города союзников. В 101 году Траян выступил в поход против ненадежных даков. После почти двухлетней войны было заключено перемирие, но вскоре Децебал его нарушил. Терпение римлян иссякло. Во время второго вторжения, в 105 году, Траян не церемонился – достаточно взглянуть на сцены, живописующие разграбление Сармизегетузы. «Походы были жестоки и разрушительны, – рассказывает Роберто Менегини, итальянский археолог, руководитель раскопок на форуме Траяна. – Посмотрите, как сражаются римляне, держа зубами за волосы отрубленные головы. Война есть война. У римских легионеров была репутация свирепых и безжалостных воинов». Но как только даки были повержены, за них взялись римские скульпторы. Форум Траяна украшали десятки статуй статных, бородатых дакских воинов – гордая мраморная армия в самом сердце Рима. Конечно, скульпторы были далеки от того, чтобы подсластить горечь поражения побежденным, большинство которых были проданы в рабство. «Ни один дак не смог бы прийти посмотреть на колонну, – говорит Менегини. – Монумент был предназначен для римских граждан и воплощал мощь имперской машины, способной покорить столь доблестный и воинственный народ». Колонну Траяна можно считать образцом пропаганды – но, как утверждают археологи, в ее каменной летописи есть доля правды. Новейшие раскопки на территории древней Дакии, в том числе и на развалинах Сармизегетузы, приносят все больше открытий. Все детальнее прорисовывается портрет цивилизации, перешагнувшей «варварскую» ступень развития, вопреки презрительным эпитетам римлян. У даков не было письменности, и все наши знания об их культуре прошли через фильтр римских источников. Многочисленные находки свидетельствуют о том, что Дакия царила над окрестными землями не одну сотню лет, собирая дань с соседей. Зная толк в кузнечном деле, дакские старатели добывали руду и выплавляли железо, а золотоискатели намывали золото. Венцом творения искусных мастеров были тонко отделанные украшения и оружие. Сармизегетуза была политической и духовной столицей Дакии. Ее руины покоятся высоко в горах в самом сердце Румынии. От Рима город отделяли 1600 километров – армия Траяна шла сюда больше месяца. Сегодняшним посетителям приходится пробираться по изрытой колдобинами грунтовой дороге через ту самую неприступную долину, которая преграждала путь Траяну. Развалины Сармизегетузы потонули в зарослях высоких буков. Даже в жаркий день по земле ползут прохладные тени. Широкая мощеная дорога ведет от толстых, наполовину вросших в землю крепостных стен к просторной поляне. Этот зеленый оазис – терраса, высеченная в скале, – был религиозным центром Дакии. До наших дней дошли остатки зданий – смесь из древних камней и бетонных реконструкций, напоминающих о неосуществленной попытке воссоздать древний комплекс. Тройное кольцо каменных колонн очерчивает контуры некогда величественного храма, отдаленно напоминающего круглые дакские строения на рельефах колонны Траяна. Рядом низкий алтарь – каменный круг с высеченным орнаментом в виде солнечных дисков – святая святых дакской вселенной. Последние шесть лет румынский археолог Гелу Флореа из Клужского университета имени Бабеша-Больяй проводит летние месяцы на раскопках в Сармизегетузе. Расчищенные руины, а также предметы, конфискованные у кладоискателей, свидетельствуют, что сюда проникали военные технологии из Рима, чувствуется и влияние Греции – архитектурное и художественное. «Поразительно, какими они были космополитами так высоко в горах, – говорит Флореа. – Это самое крупное поселение во всей Дакии, с удивительно сложной организацией». С помощью аэрофотосъемки археологи выявили более 260 искусственных террас, растянувшихся почти на пять километров вдоль долины. Общая площадь поселения превышала 280 гектаров. Ученые не обнаружили следов возделанных полей – зато раскопали остатки ремесленных мастерских и домов, а также плавильные печи, тонны железных заготовок и десятки наковален. По-видимому, город был центром производства металла, снабжавшим другие дакские поселения вооружением и инструментами в обмен на золото и зерно. Сегодня все здесь объято зеленью – и тишиной. Неподалеку от бывшего алтаря бьет маленький источник, где можно было брать воду для религиозных ритуалов. Земля под ногами, приправленная крупинками слюды, искрится в солнечных лучах. Вполголоса переговариваются немногочисленные туристы. Трудно представить себе, что за церемонии проходили в этом городе – и что за страшная участь постигла его обитателей. В воображении всплывают клубы дыма и пронзительные крики, грабежи и резня, самоубийства и паника, изображенные на рельефах колонны Траяна. «Римляне смели все на своем пути, – рассказывает Флореа. – От крепости камня на камне не осталось. Они хотели продемонстрировать свою мощь: смотрите, у нас есть силы, средства, мы здесь хозяева». За падением Сармизегетузы последовало разрушение главных храмов и святилищ Дакии. Затем римляне принялись за другие города Дакийского царства. Один из рельефов у самой вершины колонны представляет кровавую развязку – деревня предана огню, жители обращаются в бегство, по опустошенной провинции бродят лишь козы да коровы. Две войны унесли, как считают ученые, десятки тысяч жизней. По свидетельству современника, Траян взял 500 тысяч пленных, угнав из них около 10 тысяч в Рим для участия в гладиаторских сражениях, которые устраивались в честь победы 123 дня подряд. Гордый правитель даков избавил себя от позорной участи пленника. Конец Децебала увековечен на колонне его заклятого врага: опустившись на колени под сенью дуба, дак подносит длинный изогнутый меч к собственному горлу. «Его голова была доставлена в Рим, – писал римский историк Кассий Дион столетие спустя. – Так Дакия стала подвластной римлянам».

Колонна Траяна - один из самых известных и хорошо сохранившихся древнеримских памятников, дошедших до нас. Когда я стою перед ней, то перед глазами у меня нет-нет, да и промелькнёт картина не нынешнего, а античного Рима с громадой и великолепием его императорских форумов. Это, конечно, секундное наваждение, и вновь - я вижу лишь развалины, в которых трудно угадать былое величие. И только Колонна Траяна стоит, как ни в чём ни бывало, стоит уже больше 1900 лет, практически не изменившись с тех пор. Несомненно, этот монумент заслуживает того, чтобы познакомиться с ним поближе.

Достиг пика своего могущества: правление Траяна положило начало «золотому веку» империи. После завоевания Дакии (нынешней Румынии) в 106 г территория государства достигла своих максимальных за всю историю размеров, а военная добыча была баснословной - даки владели золотыми копями. жил на широкую ногу, империя процветала.

Траян стал императором достаточно неожиданно, до него выходцам из провинции это никогда не удавалось. Но так уж сложились обстоятельства, и наверное, к лучшему: в истории Траян остался строгим, но справедливым правителем, любимым армией и народом.


Быть «счастливее Августа и лучше Траяна» желал сенат последующим императорам. Что говорить, если даже нетерпимые к язычникам христиане, впоследствии поминали императора добрым словом. По распространённой легенде Папа Григорий Великий, будучи не в силах вынести мысли, что такой справедливый правитель горит в аду, страстно молился за Траяна, и в итоге тому было даровано спасение. Рождение такой легенды в то время стоило многого: даже спустя 500 лет, когда Римской империи уже не существовало, Траян пользовался уважением и любовью людей.

Однако мы знаем, что римскому императору для того, чтобы остаться в веках, мало было победить врагов, проявлять щедрость и милосердие - нужно было ещё оставить после себя что-то монументальное, достойное великолепия и масштабов римской архитектуры. Что же оставил Риму после себя император Траян?

Форум Траяна

Как известно, ещё Юлий Цезарь заметил, что старый римский Форум становится тесноват для бурно развивающегося города. Он же и начал строить практически впритык к старому Форуму новый, названный впоследствии Форумом Цезаря. Так началась история «императорских форумов» Рима: с тех пор многие императоры вносили свою лепту в это строительство. В результате, по соседству со старым Форумом образовалось огромное, плотно застроенное пространство, включавшее Форум Цезаря, Форум Августа и др. В контексте моего рассказа нас, конечно, интересует Форум Траяна - последний из императорских форумов.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Дело в том, что если старый Римский Форум сравнительно неплохо сохранился, и туристов впускают теперь туда, как в музей, то от императорских форумов, в общем, мало что осталось. Огромная их часть скрыта под современной улицей Форо Империали, проложенной во времена Муссолини.


Если идти по этой улице от Колизея, то по левую руку можно наблюдать не особо впечатляющие развалины Форума Цезаря. От Форума Августа и Форума Нервы и вовсе практически ничего не дошло до нас. Правда, археологические работы ведутся в этих местах и поныне, и возможно, когда-нибудь в Риме попытаются воссоздать что-то из былых строений, пока же всё, что нам остаётся - напрягать воображение.
Из сооружений Форума Траяна до наших дней невредимой дошла только Колонна. Зато контуры его расположения и сейчас выделяются довольно ясно. Предлагаю вам вооружиться реконструированной схемой Траянского форума и взглянуть на его нынешние обломки другим взглядом.


Как видно, Форум Траяна представлял собой большую площадь, со всех сторон окружённую портиками - стандартный стиль для римской архитектуры. Строился Форум на золото, добытое во время войны с даками, и во славу победы над ними, что нашло отражение в украшении и оформлении отдельных элементов комплекса. Весь замысел форума (включая Колонну) и его реализация принадлежит знаменитому античному мастеру - Аполлодору из Дамаска.

Центральным входом на Форум служила триумфальная арка Траяна (1), которую венчала статуя императора, правившего упряжкой золотых коней. Выглядело всё это примерно вот так.


К сожалению, арка не сохранилась, но место, где она находилась, мы можем отыскать. Если мы идём в сторону Колонны Траяна со стороны Колизея, то в какой-то момент увидим, как от широкой via dei Fori Imperiali отходит вправо улица чуть поменьше - via Alessanrina. Чуть дальше этой развилки, примерно там, где сейчас виднеется статуя одного из императоров, и располагалась арка Траяна.


Подойдём к этому месту поближе. Сейчас справа виднеются постройки хорошо сохранившегося рынка Траяна (2), который в наши дни работает, как музей - рекомендую вам его посетить.


В прежние же времена здания рынка было не видно за массивной колоннадой (3). Вид развалин, открывающихся перед нами, едва ли может дать представление о впечатлении, которое производила эта площадь Форума на жителей и гостей античного Рима. Зато нам известно, что спустя 250 лет после строительства форума, когда уже не был столицей империи и клонился к упадку, город посетил император Констанций II, и из всего увиденного, его больше всего восхитил именно Форум Траяна.


Так площадь выглядела тогда, а вот что мы видим на этом месте в наши дни.


В центре площади располагалась конная статуя императора (4). Она тоже не дошла до нас, однако археологи откопали постамент этого памятника и сделали вывод: статуя Траяна была, по крайней мере, в три раза больше конного монумента Марка Аврелия, оригинал которого сейчас находится в Капитолийском музее. Посмотрите на этот памятник, чтобы представить себе размер не дошедшей до нас композиции.


Портик на противоположном от арки конце площади назывался Базиликой Ульпия (5). Как вы, наверное, знаете, в то время базиликами называли отнюдь не религиозные учреждения. Кстати, Форум Траяна отличался от прочих тем, что на нём не было храмов - только большое свободное пространство, ограниченное со всех сторон колоннадой. Увы, и от Базилики Ульпия не осталось ничего. Есть, однако, предположение, что отдельные элементы, украшавшие её, мы и сейчас можем увидеть в Риме. Речь идёт о некоторых фризах и скульптурах на Арке Константина рядом с Колизеем. На этой арке вообще собраны фрагменты памятников разных времён, и некоторые из них наверняка когда-то украшали Форум Траяна.

Через Базилику Ульпия посетители попадали в довольно тесный двор, в центре которого и размещалась Колонна Траяна (6). По бокам от Колонны симметрично располагались два одинаковых здания библиотеки (7), в одном из которых хранились рукописи на латинском, а в другом - на греческом языках (традиционное устройство книгохранилищ в Римской империи).


Сейчас мы видим Колонну Траяна издалека, в отдалении от зданий, на большой площади, и кажется, что так было всегда. А вот древние римляне видели её заключённой со всех сторон в узкое пространство небольшой площадки. То есть, получается, смотреть на Колонну народ приходил, почти как в музей. Давайте же узнаем, что в ней особенного?

Колонна Траяна

Колонна Траяна состоит из двадцати установленных друг на друга огромных цилиндров, вытесанных из каррарского мрамора, весом около 40 тонн. Думаю, вы легко сможете себе представить, какие трудности пришлось преодолеть строителям. Блоки были скреплены между собой металлическими фиксаторами, однако в Cредние века металл растащили. Между прочим, та же история случилась и с Колизеем, и остаётся только восхищаться античными строителями: даже без этих крепежей их творения выдержали испытание временем.

Внутри колонны находится винтовая лестница из 185 ступеней, позволяющая подняться на самый верх, к сожалению, публику туда не пускают. Наверху мы видим статую св. - её установили по указанию Папы Сикста V уже в XVI веке. Изначально там, конечно же, находилась статуя самого Траяна, но в Cредневековье она была утрачена.


Разумеется, главное в Колонне Траяна - это рельефные изображения, оформленные в виде непрерывной ленты, огибающей колонну снизу доверху. Тематика изображений связана с различными эпизодами войны с даками (война эта, кстати, была очень непростой, полностью покорить врагов римлянам удалось только со второй попытки). Лента делает 23 оборота вокруг колонны - говорят, что если её «развернуть» на земле длина составит 200 метров. Рельеф Колонны Траяна часто метко называют «гигантским античным комиксом», и может быть, для людей той эпохи подобные изображения и вправду представляли то, что для нас сейчас кино и комиксы вместе взятые. Тем более - обращу на это ваше внимание - изображения на Колонне Траяна в те времена были ярко раскрашены, как и многие другие античные памятники, которые мы привыкли видеть лаконично одноцветными. На картинке ниже показано, как примерно выглядела Колонна Траяна в годы расцвета Рима.


При всём этом, стоит отметить, что римляне создавали сооружения, подобные Колонне Траяна, не столько для того, чтобы народу было на что поглазеть, сколько из религиозно-нравственных соображений. Этим они выказывали уважение к богам, чтили традиции и, попросту говоря, выполняли свой долг перед государством (как они его понимали).

Считается, что изображения создавались, когда все 20 блоков колонны уже были собраны. Так, можно заметить, что ширина ленты с фризом неодинакова на разных уровнях колонны. Причём, лента сначала сужается снизу вверх, а наверху наоборот присутствуют несколько расширенных витков. Эту странность можно объяснить, предположив, что мастера сначала просто экономили место, а увидев, что всё прекрасно помещается, - расслабились.


Сюжетов на фризе очень много. Представлено, по сути, доскональное описание кампаний: подготовка и снабжение армии, мелкие и крупные сражения, осада крепостей, строительство мостов через Дунай и т. д., вплоть до триумфа. Сам Траян тоже часто появляется на картинках. Я с удивлением узнала, что для историков фриз Колонны Траяна - ценнейший источник информации о предметах той эпохи, тактике римской армии, быте людей и т.д.


Рассмотреть сюжеты Колонны Траяна во всех подробностях невозможно. Фактически, стоя внизу, мы можем разглядеть лишь малую их часть. Не знаю, как с этим обстояли дела в древности, возможно, с верхних уровней Ульпиевой Базилики или библиотек (если эти уровни существовали) всё было прекрасно видно. Но скорее всего, римлян подобные вопросы вообще не интересовали: как я уже говорила, отношение к таким сооружениям у них было скорее ритуально-почтительным, чем любознательным.

Однако, если вы всё же захотите рассмотреть «комикс» Траяна детально, рекомендую вам посетить Музей Римской Цивилизации в Риме. Там выставлены полные слепки всех изображений с Колонны Траяна. Также их копии можно увидеть в Музее Виктории и Альберта в Лондоне и в Национальном музее в Бухаресте. Румыны, потомки даков, кстати, очень гордятся своей былой связью с Римской империей - даже нынешнее название их страны прозрачно намекает на это. И ведь владели римляне Дакией всего 100 лет, но маленький народ до сих пор гордится столь славной страницей своей истории.


Стоя у Колонны, обратите внимание на надпись на её постаменте. Она, помимо прочего, сообщает нам о том, что при строительстве Форума Траяна были проведены работы огромного масштаба - срыт целый холм, высотой как раз с колонну. О каком холме идёт речь, историки спорят до сих пор. Предполагается, что перешеек высотой 30 метров соединял два холма - Капитолий и Квиринал - его и срыли при сооружении Форума; однако существуют и другие версии.

Надпись на постаменте интересна ещё и тем, что стиль написания букв на ней в 90-х годах XX века вдохновил одного дизайнера на создание распространённого и сейчас шрифта под названием Trajan. Даже таким своеобразным способом шедевры Древнего Рима до сих пор влияют на нашу жизнь.


Как добраться до Колонны Траяна

Удобнее всего добраться до Колонны Траяна (1) следующим образом: доехать на метро до остановки Colosseo (2) и пройти вверх по via dei Fori Imperiali (3) примерно 10 минут.


Колонну видно издалека, в любом случае вы её не пропустите. Курсирует здесь и множество автобусов, например, такие маршруты, как 51, 85, 87, останавливаются буквально в нескольких десятках метров от Колонны. Рассмотрите её внимательно и не торопясь, окиньте взором развалины императорских форумов. Между прочим, в Риме можно найти и другую колонну, сооружённую позже, но в таком же стиле - Колонну Марка Аврелия. А если вы бывали в Париже, то наверно видели Вандомскую колонну - она также сделана «по мотивам» Колонны Траяна.

Мы сейчас стоим в самом центре Рима, и у вас есть множество вариантов, куда пойти. Я уже рекомендовала вам посетить Рынок Траяна (4), или можно подняться на Алтарь Отечества (5) - «пишущую машинку», «свадебный торт» - как его только не называют за помпезный внешний вид. Там работает несколько музеев, но главное - с обзорной площадки открывается отличный вид на Рим.


В двух шагах от Колонны Траяна расположены и главные римские музеи - Капитолийский (6), Римский Форум (7), Колизей (8). Так что день у вас получится насыщенным и полным новых впечатлений, чего я вам от души и желаю!

Тем, кто собирается поехать в Рим, определенно будет нескучно. Здесь есть что увидеть, ведь главной особенностью итальянской столицы туристы называют невероятное количество достопримечательностей. Перечислить наиболее интересные места в Риме- задача далеко не из легких.

Общая информация

Здесь буквально на каждом углу можно ощутить дыхание истории, с которой органично сплетаются уклад жизни современных жителей и чудесные ароматы местной кухни. Рим - это не только столица нынешней Италии, но и главный город древней и весьма могущественной империи. Многовековые этапы истории оставили на этой земле неизгладимый след в виде огромного количества памятников. Именно они и привлекают сюда миллионные армии туристов. Одной из самых красивых и величественных достопримечательностей города является колонна Траяна в Риме. Она расположена на одноименной площади. Не только украшением итальянской столицы, но и летописью всех важнейших военных событий, происходящих в служит колонна Траяна в Риме. Фото, описание этого замечательного памятника истории, интересные факты, связанные с ним, - все это представлено в данной статье.

Форум Траяна

После смерти этого римского правителя сложилась интересная традиция. Римские сенаторы в приветствии каждому последующему императору желали тому «быть лучше Траяна». Этот правитель родился в Испании. Его считают величайшим застройщиком Рима. Именно он построил культурный центр города в надежде укрепить собственную популярность и стать истинным жителем столицы империи.
К тому моменту Рим насчитывал уже пять аналогичных площадей, но ни одна не смогла соперничать с «детищем» Траяна. По своим размерам он превышал всех их, вместе взятых. Архитектором Форума стал выходец из провинции грек Аполлодор. Богатая добыча, которую получил Рим в результате похода в Дакию, позволила ему ни на чем не экономить. Аполлодор создавал Форум как «рекламу» своему императору. Площадь имела в длину около двухсот метров. Она была украшена статуями и изящными галереями. Там же находились рынок, суды и библиотеки. Но самой главной частью Форума была величественная колонна Траяна.

Фото, описание

Удивительное строение доминировало над всем комплексом площади. Колонна Траяна была украшена удивительными по своей выразительности барельефами, которые повествовали о военных победах римского императора, в частности о кампаниях его армии при форсировании Дуная, о захвате территории нынешней Румынии и т. д. Сегодня она так же гордо возвышается над руинами Форума, а у ее основания можно увидеть гробницу самого Ульпия Траяна и его жены.

Для сооружения этого удивительного памятника в Рим было привезено двадцать огромных блоков знаменитого каррарского мрамора.

Колонна Траяна имеет весьма внушительные размеры: тридцать восемь метров в высоту при весе в сорок тонн. Изнутри она полая. В ней устроена только винтовая лестница, которая ведет к площадке, сооруженной на капители.

Удивительный памятник древней цивилизации

Нужно сказать, что монумент на колонне несколько раз менялся. Вначале на капители возвышался орел, затем скульптура самого Траяна, и только в шестнадцатом столетии здесь появился стоящий во весь рост апостол Петр. Именно его изображение украшает колонну на сегодняшний день. На рельефной ленте, которая проходит по всему стволу сооружения, можно видеть фрагменты из двух сражений императора и даков. Всего на ней изображены две с половиной тысячи человеческих фигур, среди которых многократно повторяется сам Траян. Помимо них, на рельефе можно заметить Нику - богиню победы, а также Дуная - величественного старца - и других аллегорических персонажей.

История создания

Колонна Траяна была построена в честь римского императора, который сделал головокружительную карьеру. Он начинал простым легионером и дошел до правителя одного из самых могущественных государств. Благодаря этому талантливому полководцу и реформатору территорию Римской империи удалось существенно увеличить. А само государство значительно укрепило свое влияние.

Кроме проведения активной внешней политики и возведения крепостей, этот римский император возводил мосты, акведуки и прочие гражданские сооружения. В его честь и построили последний древнеримский форум. В отличие от пяти предыдущих он представлял собой обширную экспозицию побед и оружия императора.

Особенности сооружения

Визуально триумфальная колонна Траяна поделена на три части. Во-первых, на основание - пьедестал, затем на непосредственно центральную часть и на выступающую за ее пределы верхнюю - капитель. Диаметр колонны составляет около четырех метров.

Памятник выполнен из ценнейшего сорта Для его строительства использовано двадцать блоков, которые установлены таким образом, чтобы во внутреннем пространстве образовалась полость. В ней находится винтовая лестница из ста восьмидесяти пяти ступеней, ведущих к площадке, устроенной на капители. Солнечный свет внутрь колонны проникает через небольшие окошечки, больше напоминающие бойницы.

Наружная часть строения покрыта рельефной лентой, которая поднимается по спирали до его вершины. Изображения, сделанные на ней, рассказывают об эпизодах военной кампании императора Траяна. Барельеф двадцать три раза огибает стволовую часть колонны. Его общая протяженность составляет сто девяносто метров.

В основании находится зал. Здесь покоятся урны с прахом и его жены Помпеи Плотины. А на пьедестале до наших дней сохранилась надпись, которую ученые считают образцом римского шрифта.

Изображения

Колонна Траяна в Риме, фото которой увозит с собой каждый турист, представляет собой особую историческую ценность. Ее барельефы настолько образно и емко передают эпизоды войны римлян против даков, что просто поражают мастерством исполнения.

На колонне представлены события двух походов Траяна. На ленте они визуально отделены друг от друга крылатой богиней Победы, которая пишет на щите имя триумфатора. Вокруг вытеснены многочисленные военные трофеи императора-победителя.

На рельефной ленте около двух с половиной тысяч человеческих фигур. Это солдаты римского войска, совершающие определенные действия: строящие укрепления, переправы через реку, сражающиеся и т. д. Сам император Траян на ленте запечатлен пятьдесят девять раз: во главе отряда, на неком возвышении.

Работа древних мастеров

Фигурки солдат, детали их вооружения и обмундирования, а также укрепления на колонне прорисованы достаточно реалистично и четко. На рельефном изображении отсутствует перспектива: и ближние, и дальние предметы здесь отображены с одинаковыми размерами. Кроме того, второй план рельефа сделан в верхней части ленты. Благодаря такому подходу лента является очень информативной.

Подобная точность всех представленных сцен дает возможность не только лучше представлять, но и изучать оружие, доспехи и и даже даков той эпохи.

Помимо фигур солдат, на рельефе можно видеть и некоторые иносказательные рисунки, характерные для искусства Римской империи тех времен. Например, под фигурой старца нужно подразумевать Дуная, а женщиной с лицом, прикрытым покрывалом, является Ночь.

Во время создания все рельефные фигуры были исполнены в цвете. Однако со временем их краска выцвела, и сегодня эти изображения получили одинаковый светлый тон, что, впрочем, нисколько не умаляет ни их исторической, ни художественной ценности.

Секреты древней цивилизации

Воздвигнутая в далеком 113 году эта фантастическая колонна возвышается над Римом уже почти два тысячелетия. Со временем ее рельефы сильно пострадали, поэтому, кроме нескольких нижних витков на спирали, остальные очень трудно разглядеть. Вокруг колонны настоящие руины: повсюду пустые пьедесталы и расколотые плиты, разбитые скульптуры и обезглавленные колонны - все это только отдаленно напоминает былое великолепие Форума.

Колонна Траяна считается одним из главных монументов из всех тех, которые пережили падение Римской империи. Из столетия в столетие историки изучают ее рельефы в качестве наглядного пособия по истории войн, где сам Траян представлен как герой, а Децебал - правитель даков — его достойный противник. Археологами разглядывались даже мельчайшие детали из изображенных сцен, чтобы получить сведения о военных тактиках вооружении и обмундировании римской армии. Немало усилий на изучение этого уникального памятника потратил и В. А. Чудинов. Колонна Траяна в Риме, по его мнению, посвящена скорее знаменитой Троянской войне XIII века, а не императору-победителю. Об этом свидетельствуют многие факты, в том числе и скорость разрушения барельефа, по которой можно предположить, что сооружению всего около пятисот лет. Однако многие специалисты не соглашаются с мнением русского ученого.

Структура древнего Форума была продумана до мелочей. Вход на вымощенную разноцветным мрамором площадь украшала огромная триумфальная арка. По трем сторонам от нее стояли скульптуры самых известных деятелей Римской империи, а на четвертой архитектор поместил базилику. Это было своеобразное политическое строение, в котором создавались указы императора. Между латинской и греческой библиотеками Аполлодор расположил знаменитую колонну Траяна. Сегодня ее можно увидеть рядом с площадью Венеции и памятником Витторио Эммануилу. Колонна Траяна, фото которой является неопровержимым доказательством величия и монументальности данного сооружения, находится прямо напротив церкви Санта Мария ди Лоретто.

Добраться до нее на личном автомобиле или такси можно, доехав до улицы Via dei Fori Imperiali. Те, кто самостоятельно изучает могут сойти на станции метро "Колизей" и дальше пешком прогуляться к этому монументу. От остановки до нее всего полчаса медленным шагом.

Кроме замены скульптурных изображений, венчающих колонну императора, других более или менее значительных изменений это сооружение за свою многовековую историю не претерпело.

В годы правления Траяна действовал запрет на погребение людей в пределах города. Однако после смерти Траяна для него сделали исключение.

Этот памятник представляет большой интерес и для современных румын. Ведь Траян до тла разрушил Дакию, поэтому колонна сегодня является драгоценным свидетельством того, как могли одеваться и выглядеть их далекие предки.

Колонна Траяна - один из самых известных и хорошо сохранившихся древнеримских памятников, дошедших до наших времен. Когда я стою перед ней, то перед глазами у меня нет-нет, да и промелькнёт картина не нынешнего, а античного Рима с громадой и великолепием его императорских форумов.

Это, конечно, секундное наваждение, и вновь - я вижу лишь развалины, в которых трудно угадать былое величие. И только Колонна Траяна стоит, как ни в чём ни бывало, стоит уже больше 1900 лет, практически не изменившись с тех пор. Несомненно, этот монумент заслуживает того, чтобы познакомиться с ним поближе.

История создания

Колонна возведена во славу великого императора дакийского – Марка Ульпия Траяна. Он известен своими завоеваниями, после которых Римская империя только увеличивалась в размерах и укреплялась в своей могущественности.

После покорения Дакии, Траян был провозглашен Дакийским императором . И после этого события на самом большом Римском форуме, в самом его центре и появилась памятная колонна.

Архитектором, которому мы обязаны этим монументом, который уже почти два тысячелетия остается на своем месте, стал Аполлодор Дамасский.

Архитектура

Колонна выполнена с драгоценного материала – каррарского мрамора . Условно ее можно разделить на три части:

  • капитель – верхняя часть
  • сама колонна
  • пьедестал – основание колонны

Высота памятника составляет 38 метров, а диаметр – около 4 метров.

Двадцать сложенных блоков образуют внутри пространство для лестницы со 185 ступенями , которая ведет наверх – к смотровой площадке на капители.

Лента рельефов 23 раза обвивает колонну и представляет взору эпические сцены прошлой реальности . Это изображение Дакийской войны и императора Траяна. К слову, его можно увидеть целых 93 раза!

Волны реки Истры, а ныне Дунай, военный быт и праздничные моменты побед! А лирические мотивы заключены в фигурах женщин и детей. Всего фигур на колонне можно насчитать более двух с половиной тысяч.

На пьедестале колонны высечен текст, который демонстрирует от кого и кому возведен этот мраморный монумент.

А вот и сам текст:

«Сенат и народ римский воздвигли эту колонну Императору Цезарю Нерве Траяну Августу, сыну божественного Нервы, Германском, Дакийскому, Великому Понтифику, наделенному властью народного трибуна в 17-й раз, Императору в 6-й раз, Консулу в 6-й раз, Отцу Отечества, для того, чтобы было видно, какой высоты холм был срыт, чтобы освободить место для возведения этих столь значительных сооружений»

Внутри прямоугольного основания колонны хранится урна с прахом великого императора и его жены.

Колонна Траяна является одним из напоминаний о могуществе Римской империи и о величестве ее императоров. Сцены, изображенные на рельефе колонны, захватывают дыхание и переносят в дни, когда новые победы будоражили умы юных воинов!

  • Чтобы воплотить проект, архитектору потребовалось срыть часть склонов Квиринальского и Капитолийского холмов. Ни один из форумов, строившихся до этого, не требовал изменений природных ландшафтов таких масштабов
  • Первоначально колонну венчало скульптурное изображение орла (символ военного успеха), после смерти Траяна его сменила статуя императора, которая в свою очередь была заменена на статую Апостола Петра, украшающую верхнюю часть сооружения по сей день.
  • Кроме замены венчающих колонну скульптурных изображений других значительных изменений за свою многовековую историю сооружение не претерпело.
  • Во времена правления Траяна существовал запрет на захоронения в пределах территории города. Но после смерти императора для него было сделано исключение, прах его покоится в основании колонны, так что она является своего рода надгробием.
  • Рассматривать барельеф, стоя у основания колонны, было неудобно, поэтому римляне в свое время оборудовали для просмотра крыши двух находящихся поблизости библиотек.

Колонна Траяна была воздвигнута в период наивысшего подъема и расцвета Римской Империи. Сохранившись до наших времен практически в первозданном виде, это сооружение является не только историческим, но и архитектурным памятником , произведением искусства скульпторов.

и начните отслеживать дешевые билеты в Рим заранее - то есть прямо сейчас! Или подпишитесь и получайте предложения по выбранным маршрутам на почту.

Рим. Колонна Траяна - достопримечательность античного Рима, воплощение славы и победы римлян под предводительством императора Траяна над храбрыми даками.

Находится Колонна Траяна рядом с площадью Венеции и памятнику Витторио Эммануилу, напротив Церкви Санта Мария ди Лорето.

Построена любимым архитектором Траяна Аполлодором Дамасским в 113 году.

Уникальность Колонны Траяна заключается в том, что барельефная лента, изображающая сцены двух дакийских компаний Траяна, является на данный момент единственным полным (графическим) описанием произошедших тогда событий. Письменных источников о войне даков с римлянами, содержащих столь полную историческую информацию нет.

При жизни императора колонну увенчивала скульптурное изображение орла. В 117 году на вершине 38-ми метровой колонны установили памятник Траяну, который в 16 веке был заменен статуей Апостола Петра. В цоколе колонны замурованы урны с прахом самого императора Траяна и его жены.

За что римляне поставили Траяну триумфальную колонну?

Ко времени начала правления Траяна (98 год) Дакийское царство - сильное и богатое государство на территории современных Румынии и Молдавии, - представляло серьезную опасность северо-восточным провинциям империи Мезии (земли нижнего Дуная) и Паннонии (территория к северу от Далмации, часть современных Венгрии, Сербии, Словении и верхней Австрии).

Постоянные набеги, разграбление приграничных городов этих римских провинций уже послужило причиной для проведения военной компании против даков в 85-87 гг. Но тогда римляне потерпели сокрушительное поражение. Границы империи на северо-востоке «держались» к моменту прихода Траяна по сути дела на унизительном договоре с даками, по которому римская империя выплачивала денежную контрибуцию победившей Дакии. Траян понимал, что это перемирие временное и проблема может быть решена только одним способом: превратить Дакию - сильного и опасного «соседа» в еще одну собственную провинцию.

Траян, как блестящий военачальник, начал серьезную подготовку к военной компании против Дакии. Это касалось в первую очередь создания соответствующей инфраструктуры для продвижения римских легионов по плохо изученной и труднопроходимой территории Дакии. Для этого в первую дакийскую компанию (101-102) Траян строит два понтонных моста через Дунай; впоследствии приказывает архитектору Аполлодору Дамасскому заменить один понтонный пост и построить выше по течению от ущелья Железные Ворота (район современного румынского городка Оршова) невиданный для того времени мост с каменными опорами через Дунай длинной более километра (этот мост был готов только ко второй дакийской экспедиции Траяна (105-106)); расширяет морской порт Анконы для переброски второй колонны войск; для улучшения мобильности войсковых частей и их снабжения Траян строит 12-ти мильную дорогу в труднопроходимых для кавалерии скалах Верхней Мезии.

В 106 году Траян после взятия столицы Дакии – Сармизегетузы, одерживает окончательную победу над Дакийским царством, получает все богатства Дакии (в том числе и золотые прииски в Карпатах), контролирует часть северного побережья Черного моря. Это была не просто победа. Это был триумф!



Рассказать друзьям