Комиссия по трудовым спорам: понятие, порядок организации и деятельности. Порядок образования комиссий по трудовым спорам

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

19.03.2018, 10:31

Как происходит создание комиссии по трудовым спорам? Не секрет, что время от времени между сторонами трудовых отношений могут возникать споры по вопросам применения законов и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовую сферу. Замечательно, если конфликт удалось урегулировать путем переговоров. Однако бывает, что по-хорошему договориться не удалось. В таком случае конфликт пытается разрешить КТС – комиссия по трудовым спорам. Про приказ о создании комиссии по трудовым спорам поговорим в статье.

Коллективные и индивидуальные

Начнем с того, что в целом понятие, причины и виды трудовых споров регламентированы Трудовым кодексом. В соответствии с законодательством трудовые конфликты подразделяются:

  • на индивидуальные;
  • коллективные.

Сразу скажем, что отличие индивидуального трудового спора от коллективного в том, что в ходе индивидуального спора оказываются затронуты интересы одного сотрудника. Если же разногласия возникают между работодателем и группой работников – это коллективный трудовой спор. Виды и порядок урегулирования конфликтов зависят от того, к какой категории относится спор.

Если трудовой конфликт относится к индивидуальным, то он может рассматриваться КТС. Создание комиссии по трудовым спорам (порядок организации КТС) может быть инициировано любой из сторон трудовых отношений:

  • работодателем;
  • работниками.

Понятно, что работник, минуя КТС, может обратиться напрямую в суд. Однако на практике, если в организации (у индивидуального предпринимателя) создана комиссия по трудовым спорам, велика вероятность, что работник будет пытаться решить конфликтую ситуацию с ее помощью. Ведь, если есть такая возможность, то сор из избы лучше не выносить.

Нужен локальный акт

Чтобы иметь возможность рассматривать индивидуальные трудовые споры внутри организации, инициируется создание комиссии по трудовым спорам (образец Положения см. в статье «). Данным внутренним правовым документом устанавливается порядок и регламент работы КТС.

Трудовые отношения – это соглашение между работником и работодателем (организацией или индивидуальным предпринимателем) о выполнении работы, определенной договором, за плату. Во время работы сотрудник находится под управлением и контролем работодателя, подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка и трудится в интересах работодателя (ст. 15 ТК РФ).

Инициатор создания комиссии (администрация или работники) направляет второй стороне соответствующее предложение в письменной форме. В десятидневный срок сторона, получившая предложение, должна направить в комиссию своих представителей.

Лица, представляющие интересы работодателя назначаются в состав комиссии приказом руководителя, который можно составить в произвольной форме. Представители трудового коллектива избираются общим собранием работников или делегируются представительным органом с последующим утверждением на общем собрании.

Отметим, что история создания комиссии по трудовым спорам в нашей стране началась в 20 веке с создания примирительных учреждений:

  • примирительных камер;
  • третейских судов;
  • расценочно-конфликтные комиссии.

Согласно законодательству того времени данные примирительные учреждения рассматривали индивидуальные трудовые споры, если они не преследовались в уголовном порядке.

  • 6.Законодательство о трудовых спорах. Подзаконные нормативные акты о рассмотрении трудовых споров.
  • 7.Значение актов социального партнерства в урегулировании отношений по рассмотрению и разрешению трудовых споров
  • 8.Характеристика постановлений Пленума Верховного Суда рф по трудовых спорам
  • 9. Органы по разрешению индивидуальных трудовых споров
  • 10. Понятие и значение подведомственности трудовых споров. Определение подведомственности трудового спора
  • 11.Индивидуальный трудовой спор: понятие, субъекты, момент возникновения
  • 12. Порядок образования и компетенция комиссии по трудовым спорам.
  • 13. Порядок обращения работников в комиссию по трудовым спорам (ктс)
  • 14. Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в ктс. Порядок принятия и содержание решения ктс
  • 15. Обжалование и исполнение решений ктс
  • 16. Подсудность индивидуальных трудовых споров. Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
  • 17. Порядок рассмотрения судом индивидуального трудового спора
  • 18. Особенности рассмотрения споров об отказе в приеме на работу
  • 19. Особенности рассмотрения споров по заявлениям лиц, считающих, что они подверглись дискриминации
  • Часть 3 ст. 391 тк относит к непосредственной компетенции суда рассмотрение трудовых споров лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.
  • 20. Особенности рассмотрения споров о признании отношений трудовыми
  • 21. Особенности рассмотрения споров о переводе работника на другую работу
  • 22.Проверка судом правомерности увольнения работника по его инициативе
  • 23. Особенности рассмотрения споров об увольнении работника по инициативе работодателя
  • 24. Особенности рассмотрения споров об увольнении руководителя организации
  • 25. Особенности исполнения решения суда о восстановлении на работе
  • 26. Особенности рассмотрения споров о рабочем времени и времени отдыха
  • 27. Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров о заработной плате
  • 28. Особенности рассмотрения споров о предоставлении работникам гарантийных и компенсационных выплат
  • 29. Особенности рассмотрения споров о привлечении работника к дисциплинарной ответственности
  • 30. Особенности рассмотрения споров о соблюдении законодательства об охране труда
  • 31. Особенности рассмотрения споров о материальной ответственности работодателя перед работником
  • 32. Особенности рассмотрения споров о материальной ответственности работника перед работодателем
  • 33. Коллективные трудовые споры: понятие, стороны, день начала
  • 34. Общая характеристика порядка рассмотрения коллективных трудовых споров
  • 35. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией
  • 36. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника
  • 37. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже
  • 38. Гарантии представителям работников, участвующим в разрешении коллективного трудового спора
  • 39. Ответственность работодателей и их должностных лиц за нарушение законодательства о коллективных трудовых спорах
  • 40. Понятие забастовки. Право на забастовку
  • 41. Объявление забастовки
  • 42. Обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки
  • 43. Гарантии, предоставляемые работникам в связи с проведением забастовки
  • 45. Ответственность работников за незаконные забастовки
  • 46. Альтернативное разрешение трудовых споров
  • 12. Порядок образования и компетенция комиссии по трудовым спорам.

    Комиссия по трудовым спорам - это факультативный орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, создаваемый совместно работодателем и трудовым коллективом: согласно части первой статьи 384Трудового кодекса РФ комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Статья 384. Образование комиссий по трудовым спорам

    Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей.

    Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются руководителем организации, работодателем - индивидуальным предпринимателем. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.

    По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

    Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем.

    (В соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса членам комиссии по трудовым спорам предоставляется свободное от работы время для участия в работе указанной комиссии с сохранением среднего заработка).

    Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.

    Статья 385. Компетенция комиссии по трудовым спорам

    Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым настоящим Кодексом и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения.

    Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

    13. Порядок обращения работников в комиссию по трудовым спорам (ктс)

    Статья 386. Срок обращения в комиссию по трудовым спорам

    Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

    В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.

    Работник имеет право обратиться в КТС в трехмесяч­ный срок с того дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

    Обращение работника в КТС обязательно должно быть составлено письменно в форме заявления. В заявлении долж­ны быть указаны:

    Наименование КТС (Например «В Комиссию по трудовым спорам ЗАО «Ростовгазоаппарат»);

    Фамилия, имя, отчество заявителя, должность (профессия) по месту основной работы, точный почтовый адрес местожи­тельства заявителя;

    Существо спорного вопроса и требования заявителя;

    Обстоятельства и доказательства, на которые заявитель ссы­лается;

    Перечень прилагаемых к заявлению документов;

    Личная подпись заявителя и дата составления заявления.

    Заявление должно быть составлено грамотно, без по­марок, в таком виде, чтобы можно было читать и понимать написанное.

    Заявление составляется в произвольной форме и двух экземплярах. Первый экземпляр передается и КТС, второй остается у заявителя с отметкой о регистрации его заявления в КТС.

    Любое заявление, даже если срок его подачи просро­чен заявителем, должно быть принято КТС. В случае пропус­ка подачи заявления в КТС по уважительным причинам (бо­лезнь, служебная командировка и т.п.), установленного срока КТС может его восстановить и разрешить спор по существу. При этом КТС рассматривает вопрос о том, являются ли ува­жительными причины, по которым пропущен срок, в присут­ствии самого заявителя.

    В случае признания причин уважительными срок давнос­ти восстанавливается. В противном случае заявителю отказы­вается в рассмотрении заявления.

    Все заявления работников, поступающие в КТС, подле­жат обязательной регистрации в Книге регистрации заявле­ний, в которую в обязательном порядке заносятся:

    Фамилии, имя, отчество заявителя;

    Предмет (сущность) спора;

    Дата поступления заявления;

    Подпись заявителя о приеме у него заявления.

    Если в организации назревает конфликт, то некоторые работники могут почувствовать, что они не в силах что-либо сделать для решения вопроса. Это не вызывает удивления, т.к. у руководителей предприятия гораздо больше полномочий, чем у их подчиненных.

    Чтобы при решении проблемы у каждого сотрудника были одинаковые возможности защищать свои интересы перед руководителями, комиссия по трудовым спорам (иногда путают и называют комитет) это может обеспечить. Данная комиссия дает гарантию любому из трудящихся, что каждый вопрос, с которым они обратятся, будет самым внимательным образом рассмотрен.

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

    Что такое комиссия по трудовым спорам?

    Такие комиссии собирают в организациях, в которых трудится не менее пятнадцати человек . Вопросы по комплектованию комиссии, а также, из какого количества сотрудников она будет состоять, решается на общем собрании организации, путем голосования.

    Чтобы данный вопрос вынесли на повестку дня, свое желание должны выразить работники трудового коллектива, либо руководители предприятия. Если никто не высказал подобного желания, то нет необходимости в создании комиссии.

    Комиссия по трудовым спорам (КТС) – это ресурс в разрешении спорных моментов , которые могут быть, если предприятие активно развивается. КТС нужна для того, чтобы было кому отстаивать интересы и права трудящихся на предприятии. Для этого комиссия будет использовать все удобные и законные варианты решения проблем.

    У комиссии есть свои сильные полномочия, поэтому все проблемные моменты должны решаться таким образом, как она посчитает нужным.

    Также решения комиссии необходимо выполнять незамедлительно и мнение ее членов нельзя обсуждать, либо подвергать сомнениям.

    У КТС в первую очередь должно быть непредвзятое и адекватное мнение. По этой причине в ее состав набирают поровну как руководителей организации, так и подчиненных. Состав комиссии должен решать все споры, которые могут возникать между начальством и подчиненными, если проблема носит индивидуальный характер.

    КТС образуются по инициативе сотрудников, либо руководителей организации, из равного количества тех и других. Руководитель и представительный орган трудящихся (им направлено письменное предложение о создании комиссии) должны в течение десяти дней отправить несколько своих представителей, которые станут членами КТС.

    Директор предприятия назначает представителей для комиссии по рабочим вопросам. Представителей же трудящихся выбирают на общем собрании.

    Если сотрудники пожелают, то такие комиссии могут распределить по структурным отделениям. На собрании обычно рассматривают проблемные вопросы, но только в рамках конкретных подразделений.

    У комиссии обычно есть собственная печать . Руководителю полагается обеспечивать деятельность комиссии. Комиссия выбирает среди своего состава председателя, его зама, а также секретаря.

    Полномочия и компетенция

    Полномочия у комиссии довольно широкие. Деятельность комиссии не может корректироваться какими-либо иными организациями. Комиссия может и должна заниматься любыми проблемами, с которыми к ней обращаются сотрудники предприятия. Но, полномочия комиссии охватывают только территорию конкретного предприятия, они не могут выходить за рамки .


    Помимо того, что комиссия трудится во благо эффективных отношений в коллективе организации, она также может разрешать споры с уволившимися сотрудниками. Данное действие основано на возникшей проблеме между руководителем организации и бывшим работником. Чаще всего на счету сотрудника имеются определенные нарушения дисциплины.

    Помимо этого, призвать на помощь комиссию по трудовым спорам могут те граждане, которых не приняли на работу в организацию, но не смогли внятно объяснить причины.

    К компетенции комиссии относятся различные проблемы, которые связаны с такими обстоятельствами, как:

    • вопросы ;
    • регламентами трудового ;
    • различными взысканиями;
    • оплатой дополнительных рабочих часов.

    В компетенцию комиссии не входят те вопросы, с которыми необходимо обращаться в суд:

    • восстановление на рабочем месте после ;
    • денежное возмещение за вынужденный прогул, либо назначенный заработок в ходе перевода на другую должность.

    Несмотря на это, трудящийся имеет полное право обратиться в комиссию для проведения досудебного разбирательства.

    Комиссия вынесет свой вердикт, от которого будет зависеть последующее действие бывшего работника организации.

    Комиссия считается органом по рабочим спорам, кроме тех ситуаций, по которым должен быть иной порядок рассмотрения, установленный законом.

    Комиссия обязана рассмотреть трудовой спор в том случае, если трудящийся сам, либо с помощью иного лица не смог прийти к единому мнению с руководителем в ходе переговоров.

    Сроки обращения работников

    В КТС сотрудник имеет право обратиться на протяжении трех месяцев . Отсчет этого начинается с момента возникновения спора. Считается, что в течение трех месяцев конфликт будет разрешен естественным образом. Если этого не произойдет, то сотруднику необходимо обратиться за помощью в КТС.

    Но, здесь есть пара нюансов. Если сотрудник решил обратиться к комиссии по причине его увольнения не по закону, и эта проблема может быть рассмотрена в качестве досудебной, то нужно немедленно обращаться в КТС.

    Данное действие необходимо выполнить незамедлительно, чтобы потом у суда не было вопросов по поводу оттягивания даты опротестования.

    Согласно статье 386 ТК РФ , сотрудник имеет право прийти в комиссию спустя три месяца с момента нарушения его прав. Если сотрудник не обратился в течение трех месяцев по уважительной причине , то ему могут восстановить срок и рассмотреть вопрос.

    Период ознакомления комиссии с заявлением – десять дней . В течение этого периода должны рассмотреть. Если комиссия в этом откажет, то сотруднику будут предоставлены все аргументы.

    Если же заявление комиссия примет, то спор должен быть разрешен в течение одного месяца . Если же комиссия примет решение, которое не устроит работника, то он может пойти в суд с этим же заявлением.

    Образец искового заявления в суд можете скачать .

    Как обратиться в комиссию по трудовым спорам?

    Сотрудник имеет право обратиться в КТС после того, как он не смог разрешить инцидент собственными усилиями. Обращение в комиссию происходит путем подачи заявления . Если комиссия есть в структурном подразделении, то сотрудник отдает заявление уполномоченному лицу. Уполномоченный, в свою очередь, данное заявление отправляет дальше по инстанции.

    Заявление будет рассмотрено, либо получен отказ с объяснением не от структурной, а от общей комиссии организации. Данный документ подписывает председатель и заверяет секретарь.

    Заявление сотрудник должен оформить на имя председателя комиссии. В документе необходимо обозначить личные данные. Документ оформляется в свободной форме, либо можно выбрать для него бланк. Принципы оформления заявления могут быть отличны на различных предприятиях. Общий порядок оформления заявлений таков:

    1. Упоминание происшествия, из-за которого возникла проблема.
    2. По каким причинам конфликт усугубился.
    3. Доказательства невиновности.
    4. Что было предпринято.
    5. Просьба о решении конфликта.

    Порядок работы комиссии и вынесение решения

    Рабочая деятельность осуществляется на заседаниях, которые образуются по мере надобности. Дата заседания выносится заблаговременно , чтобы успеть оповестить обе стороны, а также тех, кто имеет отношение к проблеме.

    Директору, либо его заместителю необходимо присутствовать лично на собрании. Также на заседание нужно явиться трудящемуся. Собранием руководит председатель. Обе стороны по очереди высказывают свою точку зрения.

    Позже, вслед за выступлением обеих сторон, свое мнение должны высказать прочие присутствующие. Затем члены комиссии открыто голосуют и приходят к определенному результату собрания. После оглашения решения его надлежит исполнить за несколько дней.

    Ход работы комиссии состоит из следующих пунктов:

    • Принятие и ознакомление с документом.
    • Работа в процессе ознакомления с конфликтом.
    • Исполнение принятого решения.

    Решение, которое озвучивает комиссия:

    • Не может обсуждаться или критиковаться.
    • Его подлежит привести в действие без промедления.
    • Оспорить решение можно только через суд.

    Протокол и печать КТС

    Каждой КТС необходимо иметь печать , выдаваемую руководителем компании. Печать должна быть изготовлена по стандартному образцу. Печать изготавливается на денежные средства руководителя.

    Каждая комиссия должна оставлять свою печать на любом документе, на котором ставят свою подпись главные лица. Помимо этого, печать должна присутствовать на каждом разрешенном конфликте.

    Протоколом считается определенный документ, в нем должно быть зафиксировано решение комиссии, а также процесс собрания.

    Составляется протокол в утвержденной форме:

    • В «шапке» фиксируется наименование предприятия, а также число и место.
    • Прописываются имена всех членов комиссии.
    • Прописывается причина подачи заявления и сведения.
    • Указываются все граждане, которые участвовали в собрании.
    • Принятое решение в краткой форме.
    • Далее председатель подписывает документ, ставит число.

    Удостоверение КТС

    В том случае, если комиссия вынесла решение, но оно не исполняется директором в определенный период, тогда трудящемуся высылают удостоверение. Эту важную бумагу выдает комиссия.

    В удостоверении должно быть указано:

    • Наименование комиссии;
    • Число, в которое вынесли решение;
    • Число составления документа;
    • Решение конфликта;
    • Печать.

    Данный документ не полагается сотруднику, если он подавал жалобу в суд из-за нежелательного для него вердикта комиссии.

    В случае, если такой документ окажется в суде до завершения трех месяцев , то решение комиссии придется выполнять в обязательном порядке. Обрести вновь возможность обратиться в суд с заявлением можно только, если будет наличие серьезных аргументов.

    Как работает комиссия по трудовым спорам узнайте из ролика:


    ПОЛОЖЕНИЕ
    о комиссии по трудовым спорам на предприятии

    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1.1. Настоящее Положение вводится в соответствии с Трудовым кодексом.
    1.2. Комиссия по трудовым спорам (далее - "КТС") является органом рассмотрения индивидуальных трудовых споров, возникающих на предприятии.
    1.3. Согласно Трудовому кодексу РФ, индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в КТС.
    1.4. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
    1.5. Индивидуальный трудовой спор рассматривается в КТС, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.
    1.6. Работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
    1.7. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия может его восстановить и разрешить спор по существу.
    1.8. Решение об отказе в рассмотрении заявления работника в случае пропуска установленного срока обращения в КТС принимается комиссией после рассмотрения причин попуска этого срока.

    2. ОБРАЗОВАНИЕ КОМИССИИ ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ

    2.1. КТС образуется из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в КТС избираются общим собранием (конференцией) работников.
    2.2. Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем предприятия.
    2.3. КТС из своего состава избирает председателя комиссии, заместителя председателя и секретаря комиссии.
    2.4. КТС имеет свою печать.
    2.5. Организационно-техническое обеспечение деятельности КТС осуществляется работодателем. Для организационно-технического обеспечения деятельности КТС (делопроизводство, хранение дел, выдача копий решений и выписок из протокола заседания КТС) решением руководителя предприятия назначается постоянный работник.
    2.6. Члены комиссии могут быть исключены из нее в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей. Решение об исключении члена КТС из ее состава принимается большинством голосов по результатам открытого голосования.
    2.7. В случае исключения из состава КТС одного или нескольких членов состав комиссии пополняется в порядке, установленном для образования комиссии.

    3. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТРУДОВОГО СПОРА В КТС

    3.1. Все заявления работников, поступившие в КТС, регистрируются в Журнале регистрации заявлений в комиссию по трудовым спорам, где указываются дата поступления заявления по трудовому спору, Ф.И.О., место работы и должность работника, о чем спор и срок принятия решения КТС по данному спору.
    3.2. Комиссия по трудовым спорам рассматривает индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления.
    3.3. Спор рассматривается в присутствии работника или уполномоченного им представителя. Права представителя работника подтверждаются письменным заявлением работника, уполномочившего его.
    3.4. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по его письменному заявлению.
    3.5. В случае неявки работника или его представителя на заседание КТС рассмотрение трудового спора откладывается. В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительной причины комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного настоящим Положением.
    3.6. КТС имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии, руководство предприятия, фигурирующего в рассматриваемом вопросе, обязано в установленный срок представлять необходимые документы.
    3.7. Заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.
    3.8. На заседании КТС ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.

    4. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ КТС И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ

    4.1. Комиссия по трудовым спорам принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.
    4.2. В решении КТС указываются:
    - наименование предприятия либо фамилия, имя, отчество работодателя - индивидуального предпринимателя, а в случае, когда индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам структурного подразделения предприятия, - наименование структурного подразделения, фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;
    - дата обращения в КТС и дата рассмотрения спора, существо спора;
    - фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствующих на заседании;
    - существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);
    - результаты голосования.
    4.3. Копии решения комиссии по трудовым спорам, подписанные председателем комиссии или его заместителем и заверенные печатью комиссии, вручаются работнику и работодателю или их представителям в течение трех дней со дня принятия решения.

    5. ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ КТС. ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЯ КТС

    5.1. Решение КТС подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.
    5.2. В случае неисполнения решения КТС в установленный срок работнику выдается комиссией по трудовым спорам удостоверение, являющееся исполнительным документом. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.
    5.3. На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение КТС в исполнение в принудительном порядке.
    5.4. В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.
    5.5. В случае, если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок, работник имеет право перенести его рассмотрение в суд.
    5.6. Решение КТС может быть обжаловано работником или работодателем в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии.

    Если на предприятии назревает конфликтная ситуация, и сотрудники не в силах ее разрешить, можно прибегнуть к помощи специального уполномоченного органа. Комиссия по трудовым спорам поможет работникам защитить свои интересы перед руководством и отстоять права должным образом.

    Определение

    Рассматриваемый орган может быть собран в той организации, где работает не менее 15 человек. Все вопросы по созданию комиссии решаются на общем собрании.

    Комиссия по трудовым спорам - это главный помощник при разрешении спорных ситуаций на предприятии. В первую очередь члены комиссии должны иметь непредвзятое мнение. Именно поэтому в ее состав должны входить как руководители отделов, так и простые работники.

    Члены комиссии обязаны решать все спорные вопросы, возникающие в коллективе.

    Порядок создания

    Для того чтобы комиссия была создана, нужно совершить определенные действия, подталкивающие к образованию уполномоченного органа.

    Создание комиссии по трудовым спорам не обусловлено временными рамками, поэтому она может быть создана как для рассмотрения одной ситуации, так и для решения вопросов по многим спорным вопросам, связанных со взаимоотношениями работника и работодателя.

    Функционирует комиссия согласно Конституции РФ, ТК РФ и положения, на основании которого создается данный орган.

    Просить о создании комиссии могут как работники, так и сам работодатель. Ведь довольно часто руководители становятся жертвами недобросовестных сотрудников.

    Образование

    Комиссия по трудовым спорам образуется в несколько этапов. Сначала появляется условие или веское основание для образования данного органа. Сюда можно отнести, к примеру, правонарушение какого-либо сотрудника или руководителя.

    Далее идет формирование самой комиссии. Преимущественно членами комиссии становятся те граждане, которые занимаются общественной деятельностью. Они получают предложения, на которые должен поступить ответ (независимо от того положительный он или отрицательный).

    После того как состав определен, составляется приказ. Комиссия по трудовым спорам является официальным органом, соответственно и приказ о ее создании носит официальный характер.

    На основании приказа комиссия получает полномочия на свою деятельность. В приказе должна содержаться следующая информация:

    • дата образования комиссии;
    • место ее образования;
    • населенный пункт;
    • причина создания уполномоченного органа;
    • утверждение о создании комиссии;
    • указание состава комиссии;
    • условие о времени заседаний и факт о том, что участие в комиссии не влияет на зарплату;
    • подпись руководителя.

    Все участники комиссии, а также сотрудники должны быть ознакомлены с данным документом.

    Как образуется комиссия по трудовым спорам? Образец приказа об образовании данного органа приведен ниже.

    Состав

    Из общего числа членов комиссии избираются председатель, его зам и секретарь. Эти лица регулируют деятельность всего органа. Иногда дело может рассматриваться и с участием посредника.

    Как правило, количество участников комиссии не превышает 15 человек. Избираются члены комиссии путем голосования всего рабочего коллектива. Руководящие места в комиссии также избираются путем голосования, но уже членами самой комиссии.

    Рассмотрим подробнее полномочия основных членов комиссии:

    1. Председатель . Является самым важным членом комиссии. Его должность избирается большинством голосов. Он не только контролирует работу всей комиссии, но и имеет право последнего голоса. Следовательно, решение по любому вопросу не может быть вынесено без одобрения председателя. На данную должность избирается лицо, не заинтересованное в исходе дела. Под вынесенным решением председатель должен поставить свою подпись.
    2. Заместитель председателя. Данное лицо не менее важно при принятии решений комиссии. При отсутствии председателя его зам контролирует работу комиссии и также имеет право последнего слова. Во время совместной работы зам. председателя по большей части является его советником и консультантом.
    3. Секретарь . Несмотря на всю простоту должности, секретарь ведет всю документацию и фиксирует весь ход процесса во время заседаний. Поэтому на такую должность всегда избирается ответственный и проверенный человек.

    Полномочия

    Комиссия по трудовым спорам имеет широкие полномочия и ее деятельность не может управляться другими структурными органами. Она может рассматривать все вопросы, с которыми обращаются сотрудники коллектива, но полномочия органа не распространяются за пределы предприятия.

    Комиссия может решать вопросы, возникающие при применении руководителем тех норм и положений, которые установлены законодательством или локальными актами. Кроме того, что комиссия решает спорные вопросы, возникающие в коллективе, в орган могут обратиться и бывшие сотрудники, если дело касается незаконного увольнения или вменения дисциплинарного взыскания с явными нарушениями.

    Также в комиссию могут обратиться те лица, которых не приняли на работу, при этом не объяснив причин отказа.

    В компетенцию членов комиссии входит решение вопросов, связанных с:

    1. Возвратом зарплаты и других выплат.
    2. Исполнением условий трудового договора.
    3. Выплатой денежных средств за сверхурочную работу или командировочных.
    4. Наложением взысканий.
    5. Иными вопросами, которые невозможно решить путем переговоров двух сторон.

    Комиссия не касается тех вопросов, которые решаются исключительно в суде. К ним относятся:

    1. Восстановление на должности.
    2. Восстановление после расторжения договора.
    3. Выплаты компенсаций за вынужденные прогулы.

    Вынесенное решение комиссии по трудовым спорам не подлежит оспариванию и не подвергается сомнению.

    Сроки

    Обращаться в комиссию можно в течение 90 дней со дня возникновения конфликтной ситуации. В течение этого времени предполагается, что спор может быть решен и без помощи уполномоченного органа. В противном случае возможность разрешить ситуацию возлагается на комиссию.

    Если граждане обращаются по тем вопросам, которые не входят в полномочия уполномоченного органа, сделать это нужно в срок. Комиссии по трудовым спорам могут рассмотреть вопрос в досудебном порядке. В таком случае у судьи не будет сомнений, что конфликт пытались разрешить.

    Для того чтобы заявление было принято к исполнению, у комиссии есть десять дней. За этот срок оно рассматривается и по нему выносится решение. В случае отказа ответ также должен быть мотивирован. И обжаловать его можно в течение 10 дней.

    Если решение положительное, то на его рассмотрение отводится 30 дней.

    Порядок работы

    Дата начала заседания должна быть назначена заранее, чтобы все стороны конфликта могли быть оповещены. На самом заседании должны присутствовать председатель, его зам, секретарь и стороны конфликта.

    Председатель предоставляет возможность сторонам высказываться, а также выслушиваются и те лица, чье мнение может отразить нюансы всей ситуации. Далее, когда заслушаны все доводы, комиссия путем голосования выносит решение. После его принятия решение должно быть исполнено в течение трех дней.

    Решение комиссии по трудовым спорам:

    • должно быть принято и исполнено;
    • может быть обжаловано только в суде;
    • подлежит немедленному исполнению.

    Обращение

    Фактом обращения считается заявление в комиссию по трудовым спорам. Бумага составляется на имя председателя в свободной форме или на установленном бланке. Универсальными условиями составления заявления являются:

    • указание факта конфликтной ситуации;
    • условия усугубления спора;
    • обоснование своей позиции;
    • перечисление мер, которые были предприняты до обращения;
    • просьба о разрешении конфликта;
    • дата и подпись.

    Обжалование

    Обжаловать решение комиссии можно в течение десяти дней после получения копии решения.

    Вынесенное решение может быть обжаловано, если оно противоречит законодательным нормам и не относится к полномочиям и компетенции органа.

    Если возник спор на почве увольнения, то обжаловать его можно только в суде в течение 30 дней с момента подписания приказа об увольнении и получении бланка трудовой.

    В случае когда спор возник по вопросу возмещения морального или физического вреда, который был нанесен сотруднику организацией, у гражданина есть для действий год с момента обнаружения факта вреда.

    Помимо комиссии и судов, споры могут рассматривать и мировые судьи единолично.

    Итак, обращение в комиссию является наиболее удобным способом для решения производственных проблем. Но каждый сотрудник должен помнить, что данный уполномоченный орган решает не все проблемы, а только те, которые находятся в его компетенции и не выходят за производственные рамки.



    Рассказать друзьям