Конспект логопедического занятия «Звук и буква Щ. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква, Щ

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

по обучению грамоте в подготовительной группе

на тему: звук [Щ], буква Щ

ЗАДАЧИ

Образовательные:

1. Закрепить навыки различения и произношения звука [Щ] в слогах, словах, фразах. Уточнить артикуляцию, дать характеристику.

2. Упражнять детей в умении выделять звук [Щ] на фоне слова и из слова, отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком.

3. Закреплять умение определять позицию звука в слове.

4. Продолжать формировать звукослоговой анализ и синтез слов.

5. Упражнять в составлении предложений по опорным словам.

6. Познакомить детей с графическим образом буквы Щ. Продолжать учить преобразованию слов; читать слова и предложения.

Коррекционные:

1. Развивать фонематический слух.

2. Развивать умение концентрировать внимание.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.

2. Воспитывать умение работать в течение всего занятия.

ОБОРУДОВАНИЕ

«Письмо» от Деда Буквоведа, мяч, индивидуальные зеркала, плоскостные изображения сказочных героев (Щенок, Щука), ромашка с предметными картинками на лепестках (со звуком «Щ»), музыкальный молоточек, палочка-отвечалочка, игрушка Чудище, квадраты трёх цветов для звукового анализа, кассы букв и слогов, сундучок с буквой Щ.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Прежде чем начать занятие, мы проверим наш почтовый ящик (находим письмо от Деда Буквоведа). Прочитайте, от кого это письмо.

Письмо от Деда Буквоведа

Ребята, Дед Буквовед сообщает нам плохую весть. Чудище похитило новую букву, с которой мы должны были сегодня познакомиться. Нам надо её найти. Для этого мы должны угадать, что это за буква. А поможет нам стихотворение.

Два щенка щека к щеке

Щиплют щетку в уголке.

Да у щетки половой

Палка есть над головой.

Палка щелк щенков с плеча,

Два щенка ушли ворча.

Вы догадались, какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? Правильно, это звук [Щ], который на письме обозначается буквой Щ. Значит, мы должны найти сегодня букву…Щ. А чтобы найти эту букву мы сначала познакомимся поближе со звуком [Щ]. Садитесь за столы, возьмите зеркала и произнесите отчетливо звук [Щ].

3. Артикуляция звука [Щ] (Губы выдвинуты вперёд, между резцами небольшая щель, кончик языка приподнят к альвеолам, образует с ними щель. Передняя часть языка более выдвинута вперёд по сравнению с Ш. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Средняя часть спинки языка приподнята к твёрдому нёбу, задняя часть спинки, по сравнению с Ш, более продвинута вперёд. По средней линии языка образуется продольный канал, по которому проходит струя выдыхаемого воздуха.)

4. Характеристика звука [Щ] (согласный, всегда мягкий, глухой).

5. Дифференциация звука [Щ] от других звуков, в слогах, словах.

Я буду произносить звуки и слоги, а вы, если услышите звук [Щ]хлопните в ладоши.

А теперь речевая зарядка «Не зевай, лови мяч и повторяй» (проговаривание слоговых рядов). Ащ-ощ-ущ-ищ, ща-що-щу-щи, аща-ощо-ущу-ищи; щка-щко-щку-щки; щма-щмо-щму-щми и т.д.

А у меня есть палочка-отвечалочка. Кому палочка в руки попадёт, тот слово со звуком «Щ» назовёт (дети придумывают слова с данным звуком).

6. Определение места звука в слове, звуковой анализ слов.

Ребята, мы так увлеклись, что забыли о том, что нам нужно найти букву Щ. Дед Буквовед отправил нам помощников. И к нам спешит на помощь первый помощник, кто это – правильно это сказочный Щенок (иллюстрация).

Щенок нам подскажет дорогу, если мы выполним его задание. На доске ромашка, на лепестках которой – картинки со звуком [Щ]. Дети выбирают себе по лепестку и определяют место звука «Щ» в названиях картинок. А теперь, выложите звуковой анализ своего слова. Молодцы справились с заданием. И Щенок отправляет нас к следующему герою.

Этот герой – волшебная Щука (иллюстрация).

7. Деление слов на слоги.

И Щука приготовила нам задание, которое называется: «Простучи слово» (дети делят слова на слоги, простукивая их с помощью музыкального молоточка).

Молодцы и с этим заданием справились!

8. Составление предложений.

Щука хочет еще немного поиграть с вами, и она предлагает вам еще одно задание: придумать весёлые предложения про наших помощников (дети придумывают предложения).

Щуке очень понравились ваши предложения, поэтому она расскажет нам где Чудище спрятало букву.

Буква в сундучке и нам надо его найти. (Дети находят сундучок и спрятавшееся Чудище).

Логопед: Нашёлся сундучок и Чудище здесь.

Ты зачем букву похитило?

Чудище: Я хотело, чтобы у меня была своя буква Щ, ведь в моём имени она есть, а я даже писать её не умею.

Логопед: Но ребята тоже должны знать эту букву, иначе они не смогут читать и писать слова с буквой Щ. Ребята, скажите, как без буквы Щ вы напишите имя Чудище (дети: «Чудие»).

Чудище: Ой, как некрасиво получилось.

Логопед: Тебе не нравится?! Тогда попроси у ребят прощение и верни букву.

Чудище: Извините, ребята. Сейчас я отдам вам букву, она у меня в сундучке. (Чудище достаёт букву и отдаёт её детям)

Логопед: Вот и молодец! Ребята, а пусть Чудище у нас на занятии посидит и поучит вместе с нами букву Щ (Чудище остаётся).

9. Знакомство с буквой Щ. Дети садятся за столы.

Ребята, кто расскажет Чудищу, чем отличается звук от буквы (ответы детей)

Посмотрите, вот буква Щ. На что она похожа?

На расческу Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же!

Хватать, глотать умеют щуки –

Другой не нужно им науки!

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

Из каких элементов она состоит (Из трех больших вертикальных палочек и одной большой горизонтальной, одной маленькой горизонтальной и одной маленькой вертикальной палочек). Встаньте и напишите эту букву в воздухе, а теперь правой рукой на левой ладошке и наоборот, и ещё на спинках друг у друга. А сейчас сделайте окошко из ладошек и прорисуем букву Щ в воздухе от потолка до пола, смотрим глазками в окошечко. Печатание буквы в тетради.

10. Работа в кассах, преобразование слов.

А сейчас откроем кассы и найдём, где живёт буква Щ (этаж, окошко). На верхнюю полоску выложите слово Щи, а как сделать так, чтобы из слова Щи получилось слово Щит, а из слова Щит – Щип. Молодцы, убираем кассы.

11. Чтение предложений

И последнее задание от Щенка и Щуки находится в конвертах. В этих конвертах - слова. Ваша задача составить из этих слов предложения и прочитать их.

12. Итог занятия.

Вот мы и познакомились со звуком и буквой Щ. Что вы можете сказать про этот звук?

Назовите слова со звуком [Щ].

Чудище, тебе понравилось с нами заниматься? Тогда приходи к нам ещё, а мы с ребятами хотим подарить тебе букву Щ, чтобы у тебя была своя буква.

Чудище: Вот спасибо!

Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!

Любовь Пронькина
Занятие по знакомству со звуком и буквой Щ

Тема занятия : Звук и буква «Щ» .

Программное содержание :

1 Образовательные задачи.

Знакомство со звуком и буквой «Щ» .

Характеристика звука «Щ» по артикуляционным и акустическим признакам .

Произношение звука «Щ» в слогах, словах.

Звуковой анализ слова «плащ» .

2 Коррекционные задачи.

Развитие фонематических представлений

Развитие мелкой моторики

Совершенствование моторики артикуляционного аппарата.

3 Воспитательные задачи.

Воспитание продолжительного выдоха

Воспитание организованности, формирование интереса к процессу обучения.

Оборудование :

Предметные картинки. Индивидуальные зеркала. Артикуляционный профиль звука «Щ» . Рабочие тетради, карандаши.

Ход занятия.

1 Организационный момент.

Давайте превратимся в стареньких старичков. А теперь в детей которые ходят в группу «Синички» . Покажите, как мы щёткой чистим зубы, башмаки, брюки?

2. Сообщение темы

Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой . А с каким вы должны догадаться.

Выделение звука «Щ» из скороговорки : «Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке» . Какой звук повторяется чаще других? (Щ)

3. Характеристика звука по артикуляционным признакам .

Рассмотрим артикуляционный профиль

Что делают губы, когда мы произносим звук «Щ» .

Где находится язык? (за верхними зубами) .

Какой он, узкий или широкий? (широкий, чашечкой) . Показ воспитателя,

сделайте, как я.

Язык, зубы, губы мешают воздуху свободно выходить изо рта. Значит звук «Щ» согласный или гласный звук ? (согласный) А какой еще звук «Ш» ? (Звонкий или глухой) . Глухой. Давайте проверим. Положим руку на горлышко и произнесем звук «Щ» . Что мы почувствовали? (горлышко дрожит) .

Звук «Щ» - согласный, глухой, всегда мягкий звук .

4. Развитие темпа и ритма речи. Произношение звука «Щ» в слогах.

Ща- ща- ща - произнести тихо

Ща- ща- ща - произнести погромче

5. Развитие фонематического слуха.

Игра «Хлопни если услышишь Щ в словах» .(щенок, стол, овощи, ящик, машина, щегол, книга, щипцы)

6. Определить позицию звука в словах .

Назвать, где слышим звук «Щ» , в начале, середине или конце слова. (ЩЁТКА, РОЩА. ЯЩЕРИЦА, ЛЕЩ, ПЛАЩ, ТОВАРИЩ)

7. Динамическая пауза.

Щука в речке жила

Щёткой воду мела,

Щи варила для гостей,

Угощала пескарей.

8. Собери слово из первых звуков слов .

Подушка, Лодка, Апельсин, Щука. (плащ) .

9. Звуковой анализ слова «плащ» .

Какой первый звук в слове - «п»

Какой последний звук - «щ»

Какой звук после звука «п» - «л»

Назови все гласные звуки . «а»

Назови все согласные звуки «п,л,щ» .

Сколько всего звуков ? (4 звука ) .

Назови все звуки . (п,л,а,щ) .

10. Знакомство с буквой «Щ» .

Сегодня мы узнаем, какой буквой обозначается звук «Щ» (выставляется буква ) . Что вам напоминает эта буква ? (ответы детей) .

На расчёску Щ похожа.

Три зубца всего? Ну, что же?

11. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Этой щеткой чищу зубы

Этой щёткой башмаки,

Этой щёткой чищу брюки,

Все три щётки мне нужны.

Штриховка буквы Щ в тетрадях .

12. Итог занятия .

С каким звуком мы познакомились ? Спасибо за занятие !

Этап: Автоматизация звука Щ в слоге, слове, простой фразе.

Образовательная цель : закрепить умение правильно произносить звук Щ в слоге, слове, простой фразе; умение определять позицию звука Щ в слове; активизировать словарь по теме «Обувь»; формировать навыки звукового синтеза простого слога. Продолжать учить составлять предложение с указанным словом, проводить анализ простого предложения без предлога, составлять схему предложения, выделять слова со звуком Щ в предложении.

Коррекционно-развивающие цель : развивать слуховую память, фонематическое восприятие, координацию движений глаз, мелкую моторику.

Воспитательные задачи : формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля, формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение взаимодействовать в коллективе.

Материал : предметные картинки на звук Щ, предметные картинки с изображением обуви, схема слова и зелёные фишки (по количеству детей), экран, проектор, диск с электронной физкультминуткой «Танцы» и офтальмотренажёром Л.Г. Маско, костюм звука Щ, схема предложения (по числу детей), фонограмма инструментальной музыки.

Ход занятия :

1.Организационный момент. У каждого ребёнка на столе лежит предметная картинка (щука, щит, щётка, лещ). Дети называют картинки.

Какой звук есть во всех этих слова? (Звук Щ)

Правильно, сегодня к нам в гости пришёл звук Щ. (Входит звук Щ).

2. Изолированное произнесение звука Щ. Уточнение артикуляции звука Щ. Характеристика звука Щ. Д.У. «Чистим обувь».

Звук Щ просит помочь почистить обувь.

Каждый ребёнок выбирает предметную картинку с изображением обуви, называет предмет обуви. Имитируя движения щётки «Чистит» выбранную обувь.

Описание артикуляции звука Щ: Кончик языка поднимаем к передней части нёба (к альвеолам). В момент выдыхания распластанный язык всей массой и кончиком давим на нёбо. Мышцы языка напрягаем.
Губы слегка выдвигаем вперёд и округляем.
Выдыхаемый воздух проходит посредине языка в образующуюся узкую щель; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая длительная струя воздуха.

Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой.

3. Звуковой синтез. Игра с мячом.

Звук Щ предлагает поиграть в мяч.

Логопед бросает мяч ребёнку и называет 2 звука, из которых нужно собрать слог:

Ы, Щ – ЫЩ; У, Щ – УЩ; И, Щ – ИЩ; Щ, А – ЩА; Щ, О – ЩО.

4. Автоматизация звука Щ в словах. Развитие слухового внимания и памяти.

Воспроизведение ряда из 3-4 слов со звуком Щ.

  • Щавель, щека, щель
  • Щепка, щенок, щит,
  • Щипать, щиток, щука, щупать
  • Пища, ямщик, плащ, овощ.

5. Определение позиции звука Щ в слове. Работа со схемой слова.

Д.И. «Собери грибы в корзинку».

Логопед предлагает детям собрать грибы в корзинку, с обратной стороны каждого гриба спрятано задание – предметная картинка, в названии которой есть звук Щ. Необходимо проанализировать, где находится звук Щ в предложенном слове и отметить положение звук Щ на схеме зелёной фишкой.

6. Гимнастика для глаз. Электронный офтальмотренажёр Л.Г. Маско.

Звук Щ покажет нам гимнастику для глаз.

7. Автоматизация звука Щ в предложениях. Анализ предложения. Составление схемы предложения.

Предложения:

  • Щегол звонко пел.
  • Катя любит овощи.
  • Утки щиплют зелень.
  • Хищная щука.
  • Маленький щенок.

8. Электронная физкультминутка «Танцы».

9. Развитие мелкой моторики.

Выкладывание буквы Щ из крупы (пшено, гречка, манка) на выбор ребёнка под музыку.

10. Подведение итога. Рефлексия.

Аннотация:

Конспекта занятия предназначен для работы с учащимися с нв ОНР. Он поможет закрепить в речи навык правильного произнесения звука [щ]. Представленные в конспекте задания во многом способствуют развитию зрительного восприятия, внимания детей. Материал конспекта представлен в соответствии с современными требованиями ФГОС.

Тема: Звук [Щ], буква Щ.

Цель: Научить детей правильно произносить звук [щ] в речи и соотносить
его с соответствующей буквой Щ.

Задачи, направленные на формирование личностных результатов:

  1. Познакомить учащихся и закрепить правильное произношение звука [щ] в речи.
  2. Осуществлять контроль за собственной речью и речью одноклассников.
  3. Работать над совершенствованием навыков словообразования, используя игры: «Назови профессию», «Сделай слово огромным».

Задачи, направленные на формирование метапредметных результатов:

  1. Развивать логическое мышление в ходе работы над стихотворным текстом и его заголовком.
  2. Развивать зрительное восприятие и внимание на примере работы с буквенным материалом: чтением слов среди букв, чтением слов с наращиванием букв.
  3. Развивать звуко-буквенный и звуко-слоговой анализ и синтез через выполнение упражнений по составлению слов из букв и слогов, выделению звуков из слов.

Задачи, направленные на формирование предметных результатов:

  1. Познакомить учащихся с написанием буквы Щ, не путать ее со сходными: Ц, Ш.
  2. Запомнить правило написания ща в словах.

Оборудование: Предметные картинки: щетка, туфли, сапоги, ботинки,
зеркало, картинки профессий людей.

Этапы занятия

  1. Организационный момент
  2. Артикуляционная гимнастика
  3. Знакомство со звуком [щ]
  4. Работа по уточнению произношения звука, его отработка, закрепление в речи.
  5. Физкультминутка
  6. Знакомство с буквой Щ.
  7. Выполнение заданий, направленных на чтение и запись слов с буквой Щ.
  8. Итог занятия.

Ребята, отгадайте загадку. О каком домике идет речь?
В этом домике есть красные двери,
Рядом с дверями есть белые звери.
А те зверушки любят конфеты и плюшки. (Рот)

А кто живет в этом домике? (Язык, язычок)
Выполните упражнения артикуляционной гимнастики вместе со мной.

Чисто в домике у язычка, но вот неприятность, сам-то он измазался, извозился. Язычок взял щетку и начал чистить себя вот так: шч, шч, шч. Давайте поможем язычку, все вместе: шч, шч, шч. К язычку в гости пришел гусь и зашипел на него: ш ш ш ш ш ш. Пошипите, как гусь, а теперь растяните губы в улыбку, при этом ваш язычок подвигается вперед и вместо звука [ш] вы слышите [щ].

Возьмите зеркала.

Итак, когда мы произносим звук щ, наши губы находятся в легкой улыбке, зубы сближены и видны, язык широкий, он поднят к бугоркам за верхними зубами, посредине языка идет сильная воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту.
Охарактеризуем этот звук. (Согласный, глухой, мягкий)

Гусь пришел не один, посмотрите, что он принес: туфли, сапоги, ботинки (Показ картинок). Что это? (Обувь). Гусь предлагает нам ее почистить. Возьмите щетку(у каждого на столе) и почистите щеткой сначала туфли, при этом произнесите [щ щ щ], затем сапоги:[ щ щ щ], потом ботинки [щ щ щ].

Если щетка нам нужна для обуви, значит она какая? (Обувная)
Если щетка нам нужна для чистки зубов, значит она какая? (Зубная)
Если щетка нам нужна для платья, значит она какая? (Платяная)
- Если услышите звук щ, хлопните в ладоши: шелк, щелкунчик, цапля, шоколад, щепка, щекотка, шапка, уши, щит, щипцы, кошка, помещение.
- Поиграем в игру «Договори и повтори»
Ащ-ащ-ащ- у Тани новый …(плащ)
Ещ-ещ-ещ- в реке плывет…(лещ)
Ощ-ощ-ощ- у нас вкусный …(борщ)
Щик-щик-щик- все вещи сложим в …(ящик)
Щи- щи-щи - кусаются…(клещи).
- Прослушайте скороговору и скажите, сколько раз в ней повторяется звук щ?
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке. (5)
- Кто щиплет щетку? (Щенки)
- Сколько их?(2)
- Как они щиплют щетку? (Щека к щеке)
- Где они ее щиплют? (В уголке)
- Повторите скороговорку целиком.
Щенки очень любят играть с мячом, давайте и мы поиграем.



Игра «Сделай слово огромным»
Кулак…(кулачище)
Сила…
Сапог..
Дом..
Кот…
Усы…
Голос…
Карман…
Топор…
Рука…
Зубы…
Губы..
Нос…

Игра « Кто это - назови профессию» (Показ картинок)

Кто дрессирует животных?...
Работает на экскаваторе…
Чистит обувь…
Точит ножи…
Играет на барабане…
Регулирует уличное движение…
Делает кладку из камня…
Чинит часы…
Занимается фехтованием….

Какой согласный звук общий для всех этих слов?

Я слышу как ветер доносит звуки. Соберите из них слово, будьте внимательны, один звук ветер до вас не донесет, какой?

[О, В, Щ, И]-….(овощи-..о)
[Х, И, Щ, И, К]-…(хищник-…нь)
[Щ, И, Ц, Ы]-…(щипцы-…п)
[В/, Щ, И]-…(вещи-…э)
[Щ, У, А]-…(щука-…к)

Какой согласный звук присутствует во всех этих словах? ([Щ])

Прослушайте стихотворение и подумайте, какое бы название вы дали этому стихотворению.(Логопед читает стихотворение).

На самом деле это стихотворение называется «Помощница» и написала его известная детская поэтесса А. Л. Барто.

Как вы считаете, подходит ли это название стихотворению?

От какого слова образовано слово «помощница»?

В каком смысле употреблено слово «помощница»?

Разделите слово на слоги?

Сколько всего слогов в слове?

В каком слоге находится звук [щ]?

Назовите этот слог?

Мы работали, устали.
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны,
Вперёд, назад.
Повернулись влево, вправо,
Поднимите дружно плечи,
Чтоб работать было легче
А сейчас вперед прогнитесь
И носка рукой коснитесь.
Сели мы за парты смело,
Надо нам продолжить дело.

На письме звук [щ] обозначается буквой Щ.

На расческу щ похожа. Три зубца всего?- Ну что же!

А на какие две буквы похожа буква Щ? (Ш, Ц)

Да, эта буква такая же широкая, как буква Ш и такая же хвостатая как буква Ц.

Восстановите печатную букву Щ используя данные буквы:

Посмотрите на написание письменных букв Щ, запищите заглавную и строчную букву щ в тетрадь.

Какие слова можно составить из следующих букв?

а, щ, о, р - роща
щ, д, а, о, п, а - пощада
в, щ, е, а, ь, л¬ - щавель
а, щ, п, а - пища
л, о, щ, а, ь, п, д- площадь

Запишите получившиеся слова в строчку, подчеркните одинаковую часть в этих словах. Что вы подчеркнули? (Ща)

Запомните, ребята, правило: ща - мы пишем с гласной А.

К каким словам из записанных вами подходит схема?

Составьте предложение из этих слов.

Перед вами слова. Прочтите их, начиная с самого короткого слова и заканчивая самым длинным.
Лещ, барабанщик, щепка, овощ, площадь, защитники, хищник, кулачище.

А теперь прочтите наоборот, начиная с самого длинного слова и заканчивая самым коротким.
- Найдите слово среди данных, которое обозначает множество предметов, употреблено во множественном числе. (Защитники)

Отыщите среди букв каждой строчки слова с буквой щ, запишите их в тетрадь. Кто первый?

А В А Щ Е Л Ь А Т И К (щель)
К Д Я Щ Е Р И Ц А М О (ящерица)
Г О Р Д С И Щ И Р В Ы (щи)
М Е А О Б Е Щ А Н И Е (обещание)

Наше занятие подходит к концу. На сколько хорошо вы поняли сегодняшнюю тему я узнаю по вашим ответам. Продолжите мои высказывания:

Сегодня мы учились произносить звук…

Этот звук…

Я могу назвать слова, содержащие этот звук…

Звук [щ] на письме обозначается буквой …

Слог ща мы пишем с гласной …

Сегодня у меня хорошо получилось…

К следующему занятию я постараюсь …

Тема: «Звук [Щ] и буква Щ»

Группа: подготовительная к школе

Образовательная область: «Речевое развитие»

Логопед: Дети, вы пробовали щавель на вкус? Какой он?

Дети: кислый

Логопед: Изобразите мимикой ощущение кислого щавеля. Мама зовет вас домой. Скажите ей: «Ты нас мама не ищи, Щиплем щавель мы на щи»

Сообщение темы занятия

Выделение звука Щ из чистоговорки.

Логопед: Какой звук чаще других повторяется в чистоговорке? (Логопед еще раз проговаривает чистоговорку и выделяет голосом звук Щ)

Дети: Звук Щ

Фонетическая зарядка

Логопед: Давайте представим, что наша одежда испачкалась. Давайте возьмем в руки щетку и почистим ее. Ш-щ-щ.

Артикуляционная и акустическая характеристика звука щ.

Логопед: поверните к себе зеркала. Произнесите звук щ-щ-щ и понаблюдайте, что делают зубы, губы, язык когда мы произносим этот звук?

Дети: Губы округлены, зубы оставляют маленькую щелочку, язык поднят за верхние зубы.

Логопед: Встречает ли воздушная струя препятствие, когда мы произносим этот звук?

Дети: Да. Мешает язык.

Логопед: значит звук Щ – согласный. Давайте проверим, глухой или звонкий звук Щ. Положите руку на горло и произнесите этот звук. Звенит горлышко? Включился голосок?

Дети: нет

Логопед: значит звук Щ – глухой и этот звук всегда мягкий. Будем обозначать его зеленым кружком.(Логопед демонстрирует речевой профиль звука щ)

Дайте характеристику звуку Щ

Дети: звук Щ – согласный, глухой и всегда мягкий.

Выделение звука Щ на слух среди других звуков.

Логопед: Приготовьте ладоши и хлопните, если услышите звук Щ

щ ж с у а с р л о щ ш щ ш а щ п с щ щ у а и щ

Воспроизведение слоговых рядов.

Логопед бросает мяч каждому ребенку и просит повторить цепочку из слогов

Ща-що-ща ощ-ущ-ащ

Щу-щи-щу ущ- ющ- ищ

Ща-щи-ща ащ-ящ- ощ

Ощ-ущ-ащ ущ- ищ — ущ

Развитие фонематического слуха. Игра «Лото»

Логопед через проектор на экран демонстрирует карточку лото и просит детей назвать предметы.

Пока звучит музыка нужно найти картинки со звуком щ и закрыть их кружком зеленого цвета.

После того, как дети выполнили задание на экране остаются предметы в названии который есть звук щ.

Произношение слов со звуком Щ. Определение места звука Щ в слове.

Логопед: почему ты закрыл кружком эту картинку?

Дети: это щука. В этом слову есть звук щ.

Логопед: где находится звук щ в слове щука?

Дети: В начале слова.

Каждый ребенок демонстрирует отобранную картинку и определяет место звука Щ в слове.

Проверка на экране.

Образование существительных с помощью суффикса «ищ».

Логопед: Ребята вы слышите, кто-то стучит. Это мой друг. Угадайте, кто это. У него не глаза, а огромные …(глазища)

Не усы, а огромные …

Не нос, а….

Не лапы, а …

Не когти, а …

Не хвост, а …

На лапах не маленькие сапоги, а огромные…

Кто же это?

Дети: кот. Котище

Логопед: наш кот очень любопытный и хочет позаниматься вместе с нами. Разрешим ему?

Дети: : да

Логопед: Кот, выбери самое короткое слово из четырех: щи, щит, щука, щегол.

Кот: щегол

Логопед: Вы согласны с ним, ребята?

Дети: нет

Логопед: сколько звуков в слове щи (2)

Какой звук появился в слове щит (т)

Сколько всего звуков в слове щит (3)

В слове щука (4)

Значит какое слово самое короткое?

Дети: : щи

Логопед: Давайте мы свами построим пирамиду из слов. В верху будет стоять предмет, в названии которого 2 звука, (самое короткое слово) ступенькой ниже – предмет в названии которого 3 звука, затем предмет с 4 звуками, а на нижней ступеньке с 5 звуками. Кот на первое место ставит щуку, а дети исправляют ошибки.

Проверка на доске через компьютер.

Звуковой анализ слова щука.

Логопед: Дети откройте свои пеналы и выложите слово щука. Давайте вспомним характеристику звука Щ. (Логопед спрашивает двоих ребят).

Синтез слова роща.

Логопед: А сейчас кот предлагает вам выполнить свое задание. Вам нужно будет взять первые звуки из слов и составить новое слово. Слушайте внимательно (логопед произносит слова и картинки появляются на экране) ручка, овощи, щука, автобус.

Какой первый звук в слове ручка?

Дети: (р).

Буква Р появляется под картинкой. По мере того как дети выделили звуки под картинками появляются буквы.

Логопед: Какое получилось слово?

Дети: роща.

Логопед: Выложите слово роща кружками.

Коту понравилось как вы обозначали слово роща кружками. Он хочет обозначить кружками слово щука. Правильно ли он выполнил задание? (Логопед демонстрирует на экране схему их 5 кружков)

Дети: нет. Дети исправляют ошибки.

Физминутка.

Логопед: Наш котик узнал много нового, поиграл с нами, устал. Давайте попрощаемся с ним. Знакомство с буквой Щ.

Щ – это щетка с загнутой ручкой.
Все перечистим щеткой-колючкой. (В. Ковшиков)

Логопед: Посмотрите на доску. Так выглядит буква Щ. На какую букву она еще похожа? (на букву Ш). Выложите букву Щ из палочек. Чем буквы отличаются отзвуков?

Дети: Звуки мы слышим и произносит, а буквы видим, читаем, пишем.

Логопед : Найти букву Щ в кассе букв. Чтение слогов, слов с буквой Щ. Составление из букв разрезной азбуки слов и предложения: У Димы щука. (по возможностям детей).

Итог занятия . Королева С. учитель-логопед, МДОУ Детский сад № 7 г. Твери.



Рассказать друзьям