Конспект урока по русской литературе "пословицы и поговорки". Конспект урока на тему "пословицы и поговорки" Урок по фгос пословицы и поговорки

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Разработка урока по русской литературе

Класс, дата, предмет : 6 класс, 8.09, русская литература

Тема урока : «Пословицы и поговорки»

Тип урока :

Вид урока : Комбинированный

Цели урока:

Образовательные:

Формировать умение различать малые жанры фольклора, такие как пословица и поговорка;

Обучить умению анализировать смысл пословиц и поговорок;

- расширять представления о культуре и истории родного края.

Развивающие:

Развивать навыки устной речи учащихся;

Воспитательные :

Воспитывать посредством анализа пословиц любовь к родной литературе, к Родине и своей семье.

Оборудование: доска, учебник Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.Я. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2010., рабочий лист (Приложение № 1)

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

Учитель приветствует учащихся. Проверяет присутствующих и отсутствующих.

Приветствуют учителя. Говорят кто присутствует и отсутствует

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Слово учителя: На прошлом уроке мы с вами говорили об обрядовом фольклоре. И сейчас мы проверим насколько успешно прошел наш урок и напишем небольшую проверочную работу (Прил № 1)

Учитель раздает рабочие листы.

На доске написано предложение:

Поговорка - цветочек, пословица - ягодка.

Слово учителя:

«Давайте с вами посмотрим на доску и прочитаем предложение написанное там»

Вопрос к учащимся:

Что это предложение вам напоминает?

Учащиеся слушают

Учащиеся в течении 5 - 10 минут заполняют рабочие листы.

Предполагаемый ответ:

Это предложение напоминает присказку, поговорку о чем то.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Слово учителя:

«Правильно, дети это пословица. О ней, а еще о поговорке, и о том чем же они различаются мы с вами и поговорим на сегодняшнем уроке. Итак открываем тетради и записываем тему урока: «Пословицы и поговорки»»

Слово учителя:

« Пословицы и поговорки живут в речи народа уже много веков. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Собирать и записывать пословицы и поговорки стали очень давно. Самым знаменитым собирателем пословиц стал Владимир Иванович Даль (1801-1872). Свою жизнь он посвятил собиранию пословиц по всей России. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников и солдат и систематизировал их по различным тематикам. Владимир Иванович Даль создал капитальный труд - четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок. Пословица играла и продолжает играть важную роль в жизни людей. Пословица и поговорка - это отражение народного сознания. Через использование пословицы люди осваивают окружающий мир. Метко и к месту сказанная пословица может заменить одно целое или несколько предложений, использование в речи пословиц важно и обязательно »

Учащиеся слушают

Учащиеся открывают тетради и записывают тему урока: «Пословицы и поговорки»

Учащиеся слушают

4. Первичное закрепление

Слово учителя:

«Давайте с вами дадим определение пословице и поговорке»

Учитель дает определение поговорки на доске под запись в тетрадь

Учитель дает определение пословицы на доске под запись в тетрадь

Учитель предлагает учащимся попрактиковаться в нахождении пословиц и поговорок

Вопрос к учащимся: о пределите, какие из них относятся к пословицам, какие - поговоркам? (написаны на доске)

Что посеешь, то и пожнешь.

Семь пятниц на неделе.

Цени по заслугам, а не по услугам.

Семеро по лавкам.

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

Седьмая вода на киселе.

Учитель вместе с учащимися делают вывод и записывают его к себе в тетрадь

Учащиеся открывают тетради, пишут число, классная работа и записывают тему урока

ПОГОВОРКА - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла. («Семь пятниц на неделе»).

Учащиеся слушают учителя и записывают определение к себе в тетрадь:

ПОСЛО́ВИЦА краткое образное выражение с назидательным смыслом. Пословица часто имеет одновременно и буквальный и переносный (образный) план. Пословица может выполнять самые разные функции: подтверждать какой-либо жизненный факт (именно так бывает), давать оценку (это хорошо, а то плохо), рекомендовать, как поступать в том или ином случае (действуй так, а не иначе) и т. д.

Учащиеся вместе с учителем практикуются в нахождении пословиц и поговорок

Предполагаемый ответ:

Пословицы:

Семеро по лавкам, седьмая вода на киселе.

Поговорки:

Что посеешь, то и пожнешь, семь пятниц на неделе, цени по заслугам, а не по услугам, слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

Учащиеся вместе с учителем делают вывод и записывают его к себе в тетрадь.

Вывод: Таким образом, можно сделать вывод, что пословицей называют законченное предложение - краткое и всегда нравоучительное . Иными словами и пословицы , и поговорки — это краткие меткие изречения. Пословица содержит законченную мысль, а поговорка — это часть суждения без вывода.

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Учитель вместе с учащиеся заполняет на доске таблицу по сходству и различию пословицы и поговорки

Схема таблицы:

Посло

вица

Пого

ворка

Сход

ство

Раз

личие

Слово учителя: «Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие пословицы или поговорки, вы должны достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить её к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать своё суждение.»

Учитель предлагает учащимся принять участие в небольшой игре, которая называется «Красна речь пословицей». Эта игра состоит из нескольких туров.

1 ТУР «Перевертыши». Вопрос к учащимся: узнайте пословицы в искаженном виде:

Враги не знают друг друга в счастье

Глупые ноги ругают к старости.

На своей Родине и зима прекрасна.

- Великое безделье хуже крошечного бизнеса.

Безделье неумеху не страшится.

Чижа романами угощают.

Умный умного не слышит близко.

- Черт всем скажет, боров слопает.

2 ТУР «Одним словом».

Вопрос к учащимся: замените поговорки одним словом:

На попятный двор.

Заткнуть за пояс.

При царе Горохе.

Хоть шаром покати.

Легок на помине.

У черта на куличиках.

Яблоку негде упасть.

Как снег на голову.

Ни к селу ни к городу.

3 ТУР «Откуда пословица?».

Вопрос к учащимся: и з какого источника появилась пословица? - Битый не битого везет.

Кому вершки, а кому корешки.

А Васька слушает да ест.

А воз и ныне там.

А ларчик просто открывался.

Учащиеся перерисовывают таблицу к себе в тетрадь и заполняют её

Предполагаемая таблица:

Посло

вица

Пого

ворка

Сход

ство

отражение народной мудрости;

краткость;

рифмованность

Раз

личие

Это целое предложение, как правило, состоит из 2-х частей.
В первой части сообщается какая-то мысль, во второй части делается вывод.

Нет законченного суждения: она лишь его часть.
В поговорке скорее выражено отношение человека к чему-либо, его чувства.

Учащиеся слушают учителя

Учащиеся соглашаются

Предполагаемый ответ:

- Друзья познаются в беде ;

- Умную голову почитают смолоду;

- На чужой стороне и весна не красна;

Маленькое дело лучше большого безделья ;

Своя рубашка ближе к телу;

- Дело мастера боится;

- Соловья баснями не кормят;

Дурак дурака боится;

Бог не выдаст, свинья не съест.

Отказаться;

Победить;

Давно;

Ничего нет;

Появился быстро;

Далеко;

Тесно;

Внезапно;

Невпопад.

Предполагаемые ответы:

Из сказки «Лиса и волк»;

Из сказки «Мужик и медведь»;

Из басни И. Крылова «Кот и повар»;

Из басни И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»;

Из басни И. Крылова «Ларчик»).

6. Домашнее задание

Учитель дает домашнее задание: выучить определение пословицы и поговорки, а также таблицу по сходству и различию, записанную в тетради, в тетради распределить на 2 колонки, в одну колонку перечисленные на карточке пословицы, а в другую - поговорки. Устно объяснить свой выбор

Учитель раздает учащимся карточки (Приложение № 2)

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники и получают от учителя карточки с пословицами и поговорками

7 Рефлексия - подведение итогов занятия (Метод незаконченного предложения)

Учитель вместе с учащимися выбирают нужное слово для заполнения пропусков:

Итак, пословица - это 1 …, содержащее 2 … и имеющее 3…

Поговорка - это 1…, содержащее 2…, но не имеющее 3….

Народ в пословицах осуждает и высмеивает 1…, хвалит и одобряет 2…

Учитель предлагает учащимся закончить предложение: «Сегодня на уроке я….»

Учащиеся вместе с учителем выбирают нужное слово для заполнения пропусков

Предполагаемые ответы:

1. краткое изречение

2. народную мудрость

3. поучительный смысл.

1. образное выражение

2. отношение к чему-либо

3. вывода, заключения

1. глупость, лень, жадность, злость

2. ум, щедрость, трудолюбие, терпение, доброжелательность.

Учащиеся заканчивают предложение

Список использованной литературы:

Литература. Поурочные планы для 6 класса / авт.сост. С.Б.Шадрина. - Волгоград: Учитель, 2008.

Фелицына В.П., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Лингвострановедческий словарь/ Ин-т рус.яз. Им. А.С.Пушкина; Под ред. Е.М.Верещагина, В.Г.Костомарова. - М.:Рус.яз.,1979.

Язык русских пословиц: Элективный курс для учащихся/Г.И.Канакина, Е.В.Викторова; под общ. ред. Г.И.Канакиной. - М.:Вербум - М, 2006

Приложение № 1

Рабочий лист по теме «Устное народное творчество»

1.Дайте определение:

Словесное творчество народа - _________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОБРЯД - _____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пословицы и поговорки

Цели урока : раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора . Задачи урока : обучение умению анализировать смысл пословиц и поговорок развитие навыков устной речи учащихся; воспитание любви к Родине, к природе, своей семье; Методические приемы : рассказ учителя, работа с учебником, словарная работа, творческие задания.

Оборудование урока: различные издания сборников пословиц и поговорок, словарь Даля, на доске слева пословицы, справа - поговорки, например:

Учение свет, а неученье - тьма. Своя рука-владыка.

Слово-не воробей, Охота пуще неволи.

вылетит – не поймаешь. За словом в карман не лезет.

Красна изба углами,

а стол – пирогами.

Материал для учителя: Пословицы русского народа. М.:1999.

Эпиграф к уроку:

« …в них все есть: издевка, насмешка, попрек, словом - все

Шевелящее и задирающее за живое»

Н.В.Гоголь

Ход урока

I.Вступительное слово учителя

Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Поговорка ярко называет, рисует какое-то явление, например: « Гол как сокол», « Как сыр в масле катается», « Надулся, как мышь на крупу», « Мягко стелет, да жёстко спать», « Нашла коса на камень». Пословица же высказывает в связи с жизненной ситуацией некое суждение, мораль: « Любишь кататься – люби и саночки возить», « За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь», « Нет дыма без огня», « Худой мир лучше доброй ссоры». Некоторые из них дошли до нас в произведениях древнерусской литературы XI-XII .: «Слово о полку Игореве», «Повести временных лет». Собирание пословиц началось в XVI веке, а может и раньше, но записи того времени до нас не дошли. Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к XVII-XVIII вв. Большинство составителей этих сборников неизвестны.

Но самым знаменитым является Владимир Иванович Даль (1801-1872). Труд его считается непревзойденным. Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы, поговорки, услышанные им от крестьян, ремесленников, солдат.

Кроме сборника «Пословицы русского народа», В.И.Даль подготовил и издал капитальный труд- четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка»(1863-1866 ), где привел множество пословиц и поговорок. Далю адресованы слова А.С.Пушкина: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»

II. Сравнение пословиц и поговорок.

: Запись в тетради:

ПОСЛОВИЦА - жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме («Что посеешь, то и пожнешь»).

ПОГОВОРКА - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла («Семь пятниц на неделе», «Положить зубы на полку»).

«Надо трудиться» и «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

«Пришел тот, о ком только что говорили» и «Легок на помине»

Чем отличаются эти пары высказываний?

Чем отличаются пословицы от поговорок, или это одно и тоже? Посмотрите на доску. В каком столбце пословицы, а в каком - поговорки?

В.И.Даль называл пословицы коротенькими притчами. В отличие от пословицы, поговорка не имеет нравоучительского смысла. Даль писал: « Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица-ягодка; и это верно» И далее: «Это одна первая половина пословицы».

Как вы думаете, какую ценность для нас имеют поговорки и пословицы, почему мы считаем их важной частью народного творчества ? 3. Работа со статьей учебника

  1. Чтение статьи учебника
  2. Задание: привести свои примеры пословиц и поговорок и записать их вместе с определениями в тетрадь.

4. Работа со словарем

Даль изучал и записывал в свой словарь не только слова, но и пословицы и поговорки в качестве примеров, в которых образный язык народа проявлялся особенно ярко. Найдите в словаре статьи: «труд», «работа», «любовь», «честь», «доблесть»- и прочтите пословицы, которые автор приводит в качестве примера бытования слова.

«Делу время – потехе час». Физминутка.

Встаньте, пожалуйста. Повторяйте за мной: Я пословиц много знаю,

Вам и вам их расскажу (повороты влево и вправо).

Приходите в гости к нам (ходьба на месте, поклон)

И садитесь по местам.

5.Работа с текстами пословиц

Прочитайте пословицы, приведенные в учебнике, и объясните их смысл.

Какие из этих пословиц можно назвать устаревшими?

1. Составьте диалоги с использованием пословиц на тему дружбы, труда,знание, мудрости.

2. Придумайте вопросы к поговоркам и задайте их своему соседу с тем, чтобы он ответил на него поговоркой. Совпали ли задуманная вами и произнесенная им пословицы? Например:

В какой поговорке говорится, что дом ценится не мебелью, которая в нем, а душевной атмосферой, которая в нем царит!

(Красная изба не углами, а красна пирогами).

Как говорят про человека, который хорошо и быстро делает свое дело?

(Дело мастера боится.)

Как отлынивают от работы лентяи?

(Работа не волк, в лес не убежит.)

Каково происхождение крылатых слов, пословиц поговорок, имеющих библейский источник? В каких ситуациях мы их употребляем? Сравните библейские афоризмы и пословицы и поговорки:

«Кесарю кесарево, а Божие Богу»- Каждому своё.

«..худые сообщества развращают добрые нравы».- С кем поведешься, от того и наберешься

« ..Кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» - Что посеешь-то и пожнёшь.

6. Рефлексия. Давайте вспомним и обобщим все, о чем мы говорили сегодня на уроке. Что же такое пословица? В чем ее мудрость? Чем отличаются пословицы и поговорки?

- Составление синквейна ? Это стихотворение из пяти строк, в котором происходит обобщение всего, о чем говорилось на уроке. Давайте составим синквейн на тему: «Пословица». Вспомните все, о чем мы говорили: какой бывает пословица, что она делает, чем является для человека.

У себя в папке вы найдете схему синквейна, внимательно с ней ознакомьтесь. - Чтение синквейнов. Пословица. Умная, точная. Учит, воспитывает, помогает. Передается из уст в уста. Народная мудрость 7. Заключение. Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие пословицы или поговорки, вы должны достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить её к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать своё суждение. 8.Домашнее задание . Составить тематические подборки пословиц (поговорок).


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» г. ВУКТЫЛ

Конспект урока литературы по теме: «Пословицы и поговорки» (2 часа)

Класс: 5

Подготовила учитель русского языка и литературы

Коптева Марина Леонидовна

г. Вуктыл

2015 год

Цели урока : организовать деятельность учащихся по осмыслению, поиску, первичному запоминанию и систематизации новых знаний и способов деятельности.

Цели деятельности учителя :

Помочь учащимся вспомнить известные жанры фольклора;

Формировать понятия о пословице и поговорке;

Обогатить речь учащихся пословицами и поговорками;

Показать сходство и различие между пословицами и поговорками;

Раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок ;

Воспитывать бережное отношение к языку;

Ориентировать учащихся на развитие исследовательской культуры;

Помочь учащимся осознать практическую значимость учебного материала;

- развивать умение учащихся обосновывать свою точку зрения ;

Воспитывать уважительное отношение учащихся к мнениям одноклассников;

- способствовать развитию творческих способностей воспитанников;

Воспитывать уважительное отношение учащихся к культуре Коми края;

Мотивировать познавательный интерес к предмету.

Задачи:

1) обучающие - дать представление о пословице и поговорке как малых жанрах устного народного творчества; путем сравнения, сопоставления и исследования выявить основные признаки, свойственные этим жанрам;

2) развивающие – развитие навыка выразительного чтения; развитие коммуникативной компетенции учащихся; развитие умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;

3) воспитательные - воспитание ценностного отношения к русскому и коми фольклору.

Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний, способов деятельности.

Технологии урока :

- дифференцированного подхода в обучении;

Поэтапного формирования умственных действий;

Индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;

Развития исследовательских и творческих навыков;

- здоровьесберегающие ( обеспечивающие гигиенические ус ловия и оптимальную организацию учебного процесса и физическую активность школьников, включая применение динамических методов обучения ).

Методические приёмы : слово учителя, медитация, аналитическая беседа, выразительное чтение учащимися пословиц и поговорок, словесное рисование, игра, анализ средств художественной выразительности, криптограмма, компьютерная презентация; д ля практического применения полученных знаний используется творческая работа.

Оборудование: карточки с пословицами, карточки и кружки для лото, раздаточный материал, учебник, литературоведческий словарь, лингвострановедческий словарь «Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения», презентация, компьютер, проектор, экран.

Планируемые результаты:

Предметные:

1) знать содержание, композицию и лексику пословиц и поговорок;

2) уметь анализировать художественное своеобразие пословиц и поговорок, использовать меткие народные суждения в разных жизненных ситуациях.

Метапредметные:

1) личностные : привитие интереса к предмету и владению им; формирование понятия о незыблемости вечных нравственных ценностей; развитие эстетического вкуса; формирование потребности в саморазвитии и самообразовании, направленном на чтение дополнительной литературы ; умение давать адекватную самооценку учебной деятельности ;

2) п ознавательные : умение формулировать познавательную цель, структурировать знания по предмету, читать, слушать, извлекая нужную информацию, устанавливать аналогии; синтезировать, интерпретировать информацию для составления аргументированного ответа на вопрос, делать обобщения и выводы, строить высказывание в устной и письменной форме, отбирать материал для самостоятельного выполнения;

3) регулятивные : умение удерживать сформулированную учебную задачу , планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, регулировать свою деятельность, формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, определять меру усвоения изученного материала, работать самостоятельно, осуществлять взаимопроверку, адекватно воспринимают оценку учителя, осуществлять рефлексию;

4) к оммуникативные : умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, строить монологическое высказывание, владеть письменной речью, выполнять анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Пословица недаром молвится

Ход урока

1.Организационный момент. Слайд 1.

Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим разговор об устном народном творчестве. Слайд 2.

Проведение медитации с пожеланием успеха на уроке.

Прикройте глаза и мысленно повторяйте: «Я внимателен, сообразителен, уверен в себе».

2. Актуализация знаний.

Игра «Литературное лото». Групповая работа. Слайд 3.

Учащиеся делятся на команды. Каждая команда получает карточку с литературоведческими терминами и кружки с цифрами от 1 до 8:

Считалка

Колыбельная

Поговорка

Загадка

Гадание

Примета

Пословица

Потешка

Словарная работа. Учащиеся вспоминают определения жанров, пользуясь записями в тетрадях, литературоведческими словарями, учебниками.

Учитель читает тексты. Ребята определяют жанр.

        1. Пёс Полкан, полезай в стакан, хватай лимон, убирайся вон!

  1. Баю-баюшки-баю, не ложися на краю. Придёт серенький волчок, он ухватит за бочок. Он ухватит за бочок и потащит во лесок, под ракитовый кусток. К нам, волчок, не ходи, нашу Аню не буди!

    Деревья в инее – небо будет синее.

    Кому кольцо вынется, тому сбудется, не минуется.

    Рыбу в воде не утопишь.

    Две смерти не дадут, а от одной не откажешься.

    Спереди пятачок, сзади крючок, посередине спинка, на спине щетинка.

    Пёс Полкан попал в капкан!

Г) Проверка выполнения задания.

Все отгаданные жанры относятся к фольклору. Почему их называют малыми жарами?

3. Беседа по теме урока

Сегодня наш разговор пойдёт о пословицах и поговорках. Вспомните некоторые из них. О чем говорят они? (В основном это советы, правила.)

В.И. Даль в своём словаре выделил 179 рубрик для пословиц: счастье, скупость, богатство, судьба и прочее. Слайд 4. Эти темы так же обширны, как и жизнь народа. Н.В. Гоголь назвал пословицы «стоглазым Аргусом» - мифологическим бессонным стражем, каждое око которого глядит на мир, всё знает, всё понимает, обо всём догадывается. Слайды 5, 6.

4. Работа с текстами коми пословиц в группах сменного состава.

А теперь предлагаю вам познакомиться с коми пословицами и поговорками.

Материал для карточек

    И холодное лето теплее теплой зимы.

    Осенью и сорока, и ворона сыты.

    Два лета подряд не бывает.

    Гуси улетают – тепло уносят.

    Пойдешь по правильной дороге – найдешь счастье.

    Старая собака на лишайник не залает.

    Умному и медведь спляшет.

    Собака лай, олень свое дело знай.

    На родине тебе и дерево улыбнется.

    Своя земля и в горсти мила.

    Родимая сторона мать, а чужая – мачеха.

    Где кто родится, там и пригодится.

    Глухарка с филином на одну доску не сядет.

    Умение охотника видно по его котомке.

    Суди о человеке по его труду.

    Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

    Птицу узнают в полете, а человека в работе.

    Слова предков не сотрешь.

    Весной проспишь, осенью загорюешь.

    Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

    Кто спит весной, плачет зимой.

    Работай до поту – поешь в охоту.

    Летом не вспотеешь, так и зимой не согреешься.

    Как ни длинна ночь, а утро придет.

    Очень красив ты, куст, да пуст.

    Не смотри на лицо, а смотри на дело.

    Велика шапка, да под ней пусто.

    Велик вырос, а ума не вынес.

    Птица красна опереньем, а человек – уменьем.

    Бойкой лошади – овес, ленивой – погоняло.

    Руку не протянешь, так и с полки ложку не достанешь.

    Где труд, там и радость.

    Нужно наклониться, чтобы из ручья напиться.

    Что посеешь, то и пожнешь.

    Какова пряха, такова на ней и рубаха.

    Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

    Лентяй усталости не знает.

    Без дела жить – только небо коптить.

    Дерево славится плодами, а человек – трудами.

Какова тематика коми пословиц?

Вывод. Читая произведения коми устного творчества, мы получаем возможность понять своеобразный быт, материальную и духовную жизнь коми народа, его характер, промыслы, особенности природы. П. Засодимский писал: «О характере этого маленького народа можно сказать много хорошего… Зыряне трудолюбивы, отважны, смышлены, находчивы, предприимчивы, сметливы». Слайд 7.

5. Физминутка. Коми старинная игра «Воробей». Слайд 8.

По жребию выбирают водящего – воробья. Ему завязывают глаза. Он, стоя в круге, поворачивается то в одну, то в другую сторону. Остальные становятся в круг и поют:

Прилетел к нам воробей и запел, как соловей.

Эй ты, птичка, не зевай, кто мяукнет, угадай.

Все замолкают. Кто-нибудь, изменив голос, произносит: «Мяу-мяу». Водящий должен узнать, кто подал голос. Угадает правильно – становится в круг, а глаза завязывают тому, кто мяукнул. Не угадал – продолжает водить.

6. Работа над содержанием пословиц. Коллективная работа.

Перед нами ещё одна коми пословица: «Грамотный человек зрячий, неграмотный – слепой». Слайд 9.

Что вы себе представили, прочитав её? (Словесное рисование.)

Это прямой смысл пословицы. Достаточно ли того, что мы увидели (то есть прямого смысла пословицы), чтобы понять содержание сказанного?

Вывод. Пословица создаётся вовсе не для понимания её прямого смысла.

Тогда для чего же? Какой в этой пословице другой смысл?

Этот другой смысл – переносный; о нём в пословице не говорится, но он подразумевается.

Есть ли какое-то сходство между прямым и переносным смыслом пословицы? (Установить это сходство с помощью связки «подобно тому как».)

Это сходство называется аналогией, ассоциацией.

Вывод. Каждое слово в пословице живёт по закону смысловых ассоциаций (сходства в чем-либо, аналогии прямого и переносного смысла). Содержание пословицы имеет отношение к любому человеку.

Зачем люди придумывали пословицы и поговорки?

Вывод. Пословицы всегда поучительны, назидательны, это золотые зерна народной мудрости. Поэтому В.И. Даль так сформулировал определение пословицы: это коротенькая притча, суждение, приговор, поучение. Слайд 10.

Словарная работа. Учащиеся знакомятся с особенностями жанра притчи по краткому словарю литературоведческих терминов в учебнике.

Какие однокоренные слова встречаются в определениях «пословица» и «притча»? (Поучительный, поучение.)

Сделайте вывод о том, что общего у пословицы и притчи.

7. Наблюдение над композицией и лексикой пословиц. Коллективная работа.

А теперь посмотрим, как строятся пословицы. Слайд 11.

Что вы себе представили? (Словесное рисование.)

Найдите в тексте пословицы антонимы - слова с противоположным значением (осенью – весной, купцы – нищие).

Из скольких частей состоит пословица? (Из двух.)

Схожи ли по строению эти части?

Вывод. Пословицы состоят из нескольких частей (не меньше двух); части построены по аналогии (приём синтаксического параллелизма); противопоставление подчёркивается интонационно и с помощью антонимов (антитезы) и сравнений с союзом «как».

8. Работа над различением пословиц и поговорок в группах сменного состава.

А теперь разговор пойдёт о поговорках. В начале урока мы вспоминали определения малых жанров фольклора. Перечитаем ещё раз статьи, посвященные пословице и поговорке, и сопоставим эти два жанра.

Составление таблицы. Слайд 12.

Сравните два выражения. Слайд 13.

    Дерево славится плодами.

    Дерево славится плодами, а человек – делами.

Вывод. Пословица – законченное суждение, а поговорка – только часть суждения. В народе и на этот счёт есть суждение: « Поговорка – цветок, пословица – ягодка».

5. Этап актуализации жизненных впечатлений

9. Игра «Озорные буквы в пословицах и поговорках». Коллективная работа. Слайд 14.

Найдите буквы, которые «встали» не на свои места, исказив тем самым привычный смысл пословиц и поговорок. Буква может быть другой, лишней, пропущенной. Изменив слово, вы вернёте пословицам и поговоркам их прежнее звучание.

    Чтение – лучшее мучение.

    На шпаргалке далеко не уедешь.

    Трудно в учении – легко на каникулах.

    У каждого своя голова на шее.

    Ни кола, ни двойки.

    Мало хотеть, надо клянчить.

    Землю красит солнце, а человека – парикмахер.

    Скучен день до вечера, коли делать уроки.

    Не стыдно не знать, стыдно не подсказывать.

    Друзья познаются на контрольной.

    На каждого Егорку своя шпаргалка.

10. Индивидуальная работа «Решаем криптограмму». (Здесь зашифрована пословица «На то и голова, чтобы соображать».) Слайд 15.

Ключевые слова:

    14, 2, 10, 2 – разновидность лягушки;

    7, 16, 8 - хищник отряда кошачьих;

    3, 5, 6, 13 – хищник отряда кошачьих;

    1, 4, 9, 15 – время суток;

    12, 11, 13 – молочный продукт.

Проверка выполнения задания.

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

11. Работа с эпиграфом к уроку. Слайд 16.

В народе есть много метких выражений и о самих пословицах и поговорках. Одна из них послужила эпиграфом к сегодняшнему занятию.

Согласны ли вы с утверждением: « Пословица недаром молвится»? Обоснуйте своё мнение.

О мудрости пословиц и поговорок говорили многие русские классики. Слайды 17-19.

12. Рефлексия. Слайд 20.

Продолжите предложения:

    Сегодня я узнал…

    Было интересно…

    Было трудно…

    Я понял, что…

    У меня получилось …

    Меня удивило…

    Занятие дало мне для жизни…

    Мне хочется поблагодарить …

13. Итоги урока. Коллективное оценивание работы пятиклассников на уроке.

14. Домашнее задание (по выбору). Слайд 21.

    Выписать из текстов коми пословиц слова с противоположным значением (антонимичные пары).

    Подобрать пословицы на одну тему.

    Подобрать к коми пословицам синонимичные пословицы других народов.

    Подготовить сообщение « Пословица недаром молвится».

    Подготовить рассказ с использованием пословиц и поговорок.

    Сделать рисунок к одной из пословиц.

    Подготовить рассказ о «стоглазом Аргусе».

Использованная литература

    Беляева Н. Дифференциация обучения на уроках литературы. – Литература в школе.- 2008, №17, №19.

    День работой весел: Пословицы и поговорки народов СССР о труде. – М.: Дет. лит. 1986.

    Золотарева И. В., Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2007.

    Иванова С. В. На посиделках. – Литература в школе.- 2002,№3.

    Колтышева Л. Жить по народной мудрости. - Литература.- 2005,№3.

    Коми – край далекий и близкий: Серия «Моя Россия». – М.: ЗАО «МАСС ИНФОРМ МЕДИА»; Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2001.

    Коми старинные детские игры / (Сост. Ю. Г. Рочев). – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1988.

    Креативные уроки \авт.-сост. В. Н. Пунчик, А. Р. Борисевич. – Минск: Красико-Принт, 2009.

    Курдюмова Т. Ф. Литература. 5 кл.: Методические рекомендации. – М.: Дрофа, 2002.

    Литература, искусство, история и природа Коми края: Программа для учащихся общеобразовательных школ и профтехучилищ Республики Коми. – Сыктывкар: Коми книжное издательство,1997.

    Литература Республики Коми: Хрестоматия для 5 класса общеобразовательных учреждений Республики Коми/ Автор-составитель Н. П. Коблова. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2004.

    Серия «Эрудит». Язык и фольклор. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007.

План-конспект внеурочного занятия по ФГОС на тему:

«Пословицы и поговорки».

Подготовила и провела: Чащина Ю.В.

Название объединения: «Страна книг» ,

Цели:

Образовательные: познакомить с пословицами и поговорками русского и башкирского народа.

Развивать умение объяснять значение поговорок и пословиц (текстовые, по иллюстрации, по коротким поучительным рассказам)

Развивающие : развивать творческое воображение, мышление; развивать умение ясно и четко излагать свои мысли, умение донести свою мысль до учителя и до своих одноклассников; развивать навыки красивой, грамотной, выразительной устной и письменной речи.

Воспитательные : воспитывать чувство гордости за богатое культурное наследие своего народа, своей страны, воспитывать уважение к своим одноклассникам, чувство уважения к мыслям и высказываниям своих товарищей; воспитывать чувство коллективизма, товарищества.

Здоровьесберегающая – снять усталость, театральная физкультминутка.

Время: 45 мин.

Ход занятия:

    Организационный момент. Приветствие.

Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые гости. Я рада всех вас видеть на занятии объединения «Страна книг».

Настроение, каково? Во!

Все такого мнения? Все без исключения !

Может вы уже устали? Мы с собой таких не брали!

- Может ляжем, отдохнем? Лучше песенку споём!

А) Споем нашу внеурочную песню . 3 мин

Все за парты дружно сели

Друг на друга посмотрели

Улыбнулись поскорей.

Поприветствуем гостей. Здравствуйте.

-Я надеюсь, что:

Мы работать будем дружно,

С делом справимся в пути!

Чтобы, гости дорогие,

Захотели вновь прийти!

Учитель: Чтобы занятие начать, хочу загадки загадать. А вы по первым буквам отгадок угадаете тему нашего занятие и попробуете поставить цели этого занятия. Запишите, эти слова в столбик и вам легче будет прочитать слово. 5 мин

    Чок, чок, пятачок

Сзади розовый крючок.

Посреди бочонок,

Кто же это? Угадай!

Это (поросенок ) слайд 1

    Стройный, быстрый, рога.

Ветвисты.

Пасется весь день.

Кто же это? ( олень ) слайд 2

    Ходит длинный, пасть с клыками,

Ноги кажутся столбами.

Как гора огромен он.

Ты узнал кто это? (слон ) слайд 3

    Хитрая плутовка, рыжая головка,

Пушистый хвост – краса. Кто это? (лиса ) слайд 4

    Летом в огороде, свежие, зеленые.

А зимою в бочке: желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы, А зовут их? (огурцы) слайд 5

    Не ботинки. Не сапожки.

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегать можем только зимой,

Утром в школу, а потом – домой. (валенки) слайд 6

    В узкий глазок вдета тонкая нитка

И поплыла она за капитаном прытко,

Шьет, зашивает и колется колко.

А зовут капитана (иголка) слайд 7

    Проживают в трудной книжке хитроумные братишки

Десять их, но братья эти сосчитают все на свете (цифры) слайд 8

    Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей,

И однажды из болота вытащил он бегемота.

Он известен, знаменит, это Доктор (Айболит) слайд 9

Учитель: какое слово у вас получилось?

Пословица . Слайд 10.

Посмотрим значение слова пословица в электронном словаре Ушакова .

А зачем надо изучать пословицы?

Посмотрите видоеролик о пословицах. 3 мин

А какие пословицы знаете вы? А откуда они появились? Тогда как объяснить, что у меня целая выставка книг с пословицами? Откуда взялись книги? Ведь пословицы никто не писал, они сочинялись народом и у них нет автора?

Нашлись такие люди на Руси, которые поняли всю ценность устного народного творчества. Это и загадки, и песни, и пословицы, и поговорки, и многое другое. Они стали записывать все это. Собиранием русских пословиц и поговорок являлся и Владимир Даль. (слайд 11 - 12)

Это была трудная многолетняя работа. И мы пользуемся этими книгами до сих пор.

В народе говорят, что маленькая капелька знаний –это к мудрости маленькая ступенька. Давайте, поднимемся в своих знаниях на одну ступеньку выше. И после этого занятия вы станете чуть лучше, чуть мудрее.

Учитель: - первое задание «Доскажи пословицу» Устно.

Я читаю начало, а вы говорите окончание этой пословицы. За каждый правильный ответ, рисуете в тетради «смайлик». 3-4 мин.

    Был бы обед,… а ложка сыщется.

    Не имей 100 рублей, … а имей 100 друзей.

    Кто любит лгать, … того нельзя в друзья брать .

    Нет ничего на свете краше, … чем Родина наша.

    За много дел не берись, … а в одном отличись.

    Не нужен клад, … если в семье лад.

    Не говори – не умею, … а говори – научусь.

    Дружба крепка не лестью, … а правдой и честью.

    Глупая голова … ногам покою не дает.

    Без дела жить … только небо коптить.

    Готовь сани летом, … а телегу зимой.

    Где родился, … там и пригодился.

Учитель: вот и второе задание.

Чтобы его выполнить, вам нужно поработать в парах.

Вам надо исправить ошибки в поговорках. Чья пара больше найдет ошибок, та заработает больше баллов. (работа на листочках) 5-6 мин

    Два сапога - тара.

    Ус хорошо, а два - лучше.

    Один в золе не воин.

    Трус своей лени боится.

    Толочь в ступе соду.

    Полк в овечьей шкуре.

    Мы сами с ушами.

    От бобра бобра не ищут.

    В здоровом теле здоровый пух.

    Крутиться как булка в колесе.

    На безрыбье и бак - рыба.

    Яйца куницу не учат.

Взаимопроверка по экрану.

Какие из поговорок вам знакомы и что они обозначают?

- Учитель: пришло время третьего задания.

Его вы будете выполнять в группах.

На доске будут появляться иллюстрации к пословицам . Работа по картинкам.

Вам надо догадаться, какая пословица в них зашифрована.

Вы вытягиваете номер иллюстрации и пробуете отгадать, какая пословица там зашифрована.

Учитель: Все старались, все молодцы. А как вы думаете пословицы придумывал только русский народ? Попробуйте прочитать пословицы на башкирском языке.

    Атмаган куян, асмаган казан. (перевод) Зая ц не убит, котел не подвешен .

(русская пословица) Медведь в лесу, а шкура уже продали .

2. Науалагы торнага алданып, кулындагы сэпсекте ыскындырма. (Перевод) Позарившись на журавля в небе, не отпускай трясогузку в руке.

Л учше синица в руке, чем журавль в небе.

3. Биш тинлек куян – ун тинлек зыян

(перевод) Зайца - на пять копеек, убытка - на десять

Русская пословица: Овчинка выделки не стоит .

Учитель : -рассказ о сборнике пословиц и поговорок башкирского народа.

Без труда не появится еда. (без труда не получишь рыбку из пруда)

Играть играй, но работу не забывай. (делу время - потехе час)

Кто не спит, с добычей будет. (Кто рано встает, тому бог подаёт)

Здесь собрано огромное количество пословиц, поговорок, загадок нашего башкирского края. Это только один том (седьмой) из нескольких томов.

Учитель: - следующее задание – ваше домашнее задание.

вам были предложены сценки, надо было их инсценировать. А другие команды должны отгадать, какая пословица тут может скрываться.

1 сценка:

Купила мать сливы. Положила их на тарелку и ушла. Ваня очень хотел их съесть. Когда никого не было, он схватил одну сливу и съел. Мама пришла и увидела, что одной сливы не хватает.

Мама спросила:

Дети, никто не ел сливы?

Все сказали:

Нет!

И Вася сказал:

Нет!

Папа ответил:

Просто мама боится. Кто не умеет кушать косточки, тот может нечаянно проглотить косточки, а они ядовитые.

Ваня быстро ответил:

Я косточки не ел, я их выплюнул.

(шило в мешке не утаишь; правда в огне не горит и в воде не тонет)

2 сценка.

Пошел мужик на озеро и уронил нечаянно топор в озеро. Вынырнул водяной, подает

Ему золотой топор. Спрашивает: « Твой?». М

Нет! Не мой! – отвечает мужик.

Подает ему водяной серебряный топор.

Твой?

Нет! Не мой!

Подает ему тогда водяной простой топор.

Твой?

Да! Да! – обрадовался мужик.

Отдал ему водяной топор, да еще мешок золота в подарок ему за честность подарил.

(за правду – награда, за ложь – наказанье)

3 сценка.

Выбрали звери себе обезьяну в начальники.

Лиса пришла к ней и говорит:

Ты у нас начальник. Я нашла в лесу клад, только тебе покажу.

Пришли в лес. А там капкан стоит. Лиса говорит:

Сама не взяла вкусненькое, тебе оставила.

Сунула обезьяна лапу в капкан и попалась.

Тогда позвала лиса зверей и говорит:

Посмотрите какая обезьяна глупая, а вы ее в начальники выбрали.

(кто любит лгать, того нельзя в друзья брать)

Карточка с пословицами для сценок.

Выберите подходящую к сценке пословицу.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

За правду – награда, за ложь – наказанье.

Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Не рой яму другому – сам в нее упадешь.

Слово – серебро, молчание – золото.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Не говори – не умею, а говори – научусь.

Изготовление книжки.

Учитель: -Вы сегодня большие молодцы. Много вы полнили заданий и с честью с ними справились. Я предлагаю вам составить свою книгу пословиц. Выберите с листочка те пословицы, которые вам больше всего понравились, которые вы запомнили и поняли.

Чтобы было красиво, аккуратно и необычно, я предлагаю вам одну пословицу вырезать из заготовки, а одну списать самим и так чередовать.

- Какие пословицы вы выписали и почему? (выборочное чтение)

Как вы думаете, где в жизни можно использовать пословицы?

Для чего они нужны?

Каждый из вас поднялся на свою ступеньку к мудрости. А кто на какую вы решите самостоятельно. Я раздам вам карточки с изображением лестницы . Нарисуйте смайлик на той ступеньке на какой считаете нужно. Если все понравилось и все было понятно, рисуете себя повыше, если нет пониже. А смайлик покажет ваше настроение, с каким вы закончили это занятие.

Конспект урока " Пословицы и поговорки".
Литературное чтение 2 класс
Автор: Кленова Екатерина Викторовна
Описание: Данный урок ­ урок открытия новых знаний предназначен для 2
класса, программа "Школа России". Конспект урока разработан по ФГОС.
Данный материал может быть использован во внеурочной деятельности.
Цель: познакомить учащихся с пословицами и поговорками, как яркой
образной форме народного творчества.
Задачи: развивать умение анализировать народные пословицы и поговорки,
обогащать словарный запас, воспитывать умение высказывать своё мнение.
Ресурсы:
­ компьютер, проектор, принтер, доска; презентация к уроку;
­ конверты с заданиями для работы в группах;
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Постановка целей урока
Учитель: расшифруйте слова, написанные на доске.
ц л с и о ы о п в и в и о п к о р о г
Всё верно – пословицы и поговорки.
Учитель: Сегодня мы поговорим только об одном направлении устного
народного творчества – о пословицах и поговорках. Кто знает, что такое
пословицы и поговорки? (Заслушиваются ответы учащихся)
Работа со словарём.
­Давайте, точнее, определим, что такое пословица, а что такое поговорка. У
вас на столах находятся словари. Найдите в них определение поговорки и
пословицы. (Дети отвечают)
На слайде появляются такие же определения. (Поговорка­это краткое
народное изречение, в которой отражается народная мудрость.

Пословица­ это краткое народное изречение с поучительным
содержанием.)
­Послушайте стихотворение:
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему – то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится­
Ведь с ней и горе, и беда.
И наша речь красна пословицей:
Давайте вспомним их, друзья.
(Учащиеся вспоминают известные им пословицы, поговорки)
3.Работа по теме урока
­Как отличить пословицу от поговорки? (Ответы детей)
(Пословицы обычно состоят из двух частей: «Делаешь наспех – сделаешь
насмех», «Землю красит солнце, а человека ­ труд». Часто эти части
рифмуются. Поговорка – это обычно часть пословицы или устойчивое
сочетание слов, которое можно заменить другим словом, более простым,
обиходным. Например, стучать зубами – замерзать, заморить червячка –
перекусить, за двумя зайцами погнался – делаешь два дела сразу.
­Трудно сказать, с каких пор в народе начали употреблять пословицы и
поговорки. Возможно, возникли они в древности и сопровождали жизнь
народа на всем протяжении его истории. Ведь пословицы украшают речь,
делают ее яркой, образной.
Учитель: (Работа по интерактивной доске) Сейчас я прочитаю
стихотворение, а ваша задача – найти в нем пословицы и поговорки.
Подсчитайте, сколько их там встретится.
Ну, кто из вас не согласиться,
Что без труда мечта мертва;

Что дело мастера боится;
Что жизнь дана нам для добра;
Что друг не тот, кто медом мажет,
А тот кто правду прямо скажет;
Что долг день до вечера,
Коли делать нечего;
Что сам себя лишь тот погубит,
Кто других совсем не любит?
Где растяпа да тетеря,
Там не прибыль, а потеря.
И, конечно, без труда
Не вытащить и рыбку из пруда.
Помни! Тот, кто хочет много знать,
Тот не должен долго спать.
Согласитесь: лень и плут
До добра не доведут. (10)
(Объяснение пословиц)
4. Физкультминутка
(Дети имитируют все движения паучка.)
Паучок с лавки упал,
Ненароком лапку сломал.
В городскую лавку сходил
И другую лапку купил.
5. Продолжение работы по теме урока.
­ Каждая группа получает задание и в течение нескольких минут его
выполняет, а затем отчитывается о проделанной работе.
1 задание: вставить рисунки в пословицу
Дареному... в зубы не смотрят. (Коню.)
Когда... на горе свистнет. (Рак.)
... рубят – щепки летят. (Лес.)
Не..., так и не мычи. (Корова.)
Не плюй в... – пригодится воды напиться. (Колодец.)

Большому... – большое плавание. (Кораблю.)
2 задание: Составь пословицы:
сколько волка ни корми
век живи
любишь кататься
лучше поздно
семь бед
6. Работа по учебнику.
один ответ
чем никогда
век учись
он все в лес смотрит
люби и саночки возить
­ Прочитайте пословицы и поговорки на с.26­27 учебника. Почему так
говорят? (Ответы детей)
­Для чего народ употреблял в речи пословицу и поговорки? (Ответы детей)
­ Как приятно осознавать, что культура русского народа жива, что
мудрые изречения наших предков не забыты, они дошли до наших времен,
и, благодаря им, русский язык стал более выразительным и образным.
­Ребята, как вы думаете, есть ли пословицы у других народов? (Ответы
детей)
­Конечно, каждый народ на протяжении своего существования составлял свои
пословицы, поговорки.
Например: зарубежная ­ Восток ли, Запад ли, а дома лучше. А русская ­ В
гостях хорошо, а дома лучше.
Или ­ Бесполезно плакать над пролитым молоком. Русская ­ Слезами горю не
поможешь.
У удмуртского народа тоже есть свои мудрые изречения. Может кто­то из вас
их знает? (ответы учащихся дополняет учитель)
 Когда в семье согласья нет, всяк сам себе хозяин.
 В недружной семье даже за столом спиной друг к другу сидят.
 Мольба матери и со дна моря тебя вытащит.
 Молодой делает, старый ­ советует.
7. Закрепление изученного материала



Рассказать друзьям