Коренные народы Сибири: Манси. Манси — загадочные и аутентичные жители севера

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Манси — немногочисленная народность, проживающая в России в Ханты-Мансийском Автономном Округе. Является «братьями» мадьяров и хантов. У манси даже есть свой, мансийский, язык, но большая часть народа в настоящее время разговаривает на русском.
Население манси составляет около 11 тысяч. При этом выявлено, что несколько сотен человек поселилось в Свердловской области. В Пермском крае тоже можно встретить единичных представителей.
Слово «манси» на мансийском языке означает «человек». Так же это слово происходит от названия местности «сагвинские манси». Поскольку именно там жили первые мансийцы.

Немного о мансийском языке

Данный язык принадлежит обско-угорской группе. Мансийская письменность возникла в 1931 году, с опорой на латынь. Слияние же с русским языком произошло немного позже — в 1937 году. Мансийский литературный язык берет за свою основу сосьвинский диалект.

Историческая справка

На развитие этноса сильно повлияло взаимодействие с другими этническими группами. А именно с угорскими племенами, коренными племенами Прикамья, Приуралья и Южного Зауралья. Во втором тысячелетии до н. э. все эти народности переселились из Северного Казахстана и Западной Сибири.
Особенностью этноса является то, что культура народа манси включает в себя культуру рыболовов и охотников вместе с культурой кочевников и скотоводов. Эти культуры соседствуют между собой и в настоящее время.
Сначала манси заселяли Урал, но постепенно были вытеснены в Зауралье. С 11 века манси начали поддерживать общение с русскими, в основном с жителями Новгорода. После слияние русских с Сибирью народность все больше стала вытесняться на Север. В 18 веке мансийцы официально признали христианство своей верой.

Мансийская культура

Православие мансийцы приняли формально, на самом же деле шаманизм никуда не ушел из их жизни. Культура народа манси продолжает включать в себя культ духов-покровителей, а также медвежьи праздники.
Традиции народов манси разделены на две группы — Пор и Мось. Интересен и тот факт, что манси разрешалось вступать в брак только с людьми, принадлежавшими к другой группе. Например, мужчина Мось мог выбрать себе в жены только женщину Пор. Пор произошли от выходцев с Урала. Сказки народа манси гласят, что предком народа Пор был медведь. О народе Мось же говорится, что их породила женщина, способная превращаться в бабочку, гуся и зайчиху. Мось являются потомками угорских племен. Все указывает на то, что мансийцы были неплохими войнами и регулярно участвовали в боевых действиях. Как и на Руси, у них имелись богатыри, дружинники и воеводы.
В искусстве ведущим элементом был орнамент. В него, как правило, были вписаны ромбы, рога оленя, зигзаги. А также часто встречались рисунки с изображениями животных. В основном медведя или орла.

Традиции и быт мансийцев

Традиции народа манси включали в себя ловлю рыбы, разведение оленей, выращивание скота, охоту за дикими животными, земледелие.
Женская одежда манси состояла из шуб, платьев и халатов. Мансийские женщины любили надевать на себя помногу украшений одновременно. Мужчины предпочитали носить широкие рубахи со штанами, а также часто выбирали вещи с капюшонами.
Питались мансийцы преимущественно рыбой и мясными продуктами. Грибы же они категорически отвергали и не употребляли в пищу.

Сказания и мифы

Сказки народа манси говорят о том, что земля изначально находилась в воде и вытащила её оттуда птица Лули. Некоторые мифы не соглашаются с этим и утверждают, что это сделал злой дух Куль-Отыр. Для справки: Куль-Отыр считался хозяином всего подземелья. Главными богами мансийцы называли Полум-Торума (покровителя всех животных и рыбы), Мир-суснэ-хума (связующего между людьми и божественным миром), Товлынг-лува (его коня), Мых-ими (богиню, дающую здоровье), Калтащ-экву (покровительницу земли), Хотал-экву (покровительницу солнца), Най-экву (покровительницу огня).
Мужчины имеют не менее 5 душ, а женщины поменьше, не менее четырех. Самые главные из них две. Одна пропадала в подземном мире, а другая вселялась в ребенка. Именно об этом твердили все сказки народа манси.

1. Ареал расселения 3
1.1 Численность 3
2. Историческая справка 3
2.1 Антропологическая характеристика народа манси 4
3. Этнокультурная характеристика 4
3.1 Поселения 4
3.2 Хозяйство и быт 5
3.3 Жилища и другие постройки 5
3.4 Одежда и обувь 6
3.5 Средства передвижения 6
3.6 Пища 6
3.7 Воспитание детей 7
3.8 Духовная культура 7
3.9 Фольклор 7
4. Перспективы сохранения манси как этноса 9
5. Источники 10
    Ареал расселения
Первоначально манси были расселены на южном Урале и его западных склонах, в Прикамье, Припечорье, на притоках Камы и Печоры (Вишера, Колва и др.), на Тавде и Туре, но под влиянием колонизации этой территории коми и русскими переселились в Зауралье. В процессе переселения на Север и Восток часть манси была ассимилирована. В настоящее время манси проживают в Ханты-Мансийском автономном округе (6562 чел.), а также Ямало-Ненецком. Они расселены здесь главным образом по левым притокам Оби - Северной Сосьве, Ляпи-ну. Обособленные группы манси живут на реке Конда, а также в Свердловской области на реке Ивдель.
      Численность
Общая численность манси достигла 12 000. В Ханты-Мансийском автономном округе живет 77 % манси.
В Свердловской области из 155 манси 86 человек проживает в лесных поселениях - юртах, в которых насчитывается от одной до 8 семей. Наиболее известные из них Юрта Анямова (деревня Тресколье), Юрта Бахтнярова, Юрта Паки-на (деревня Пома), Юрта Саминдалова (деревня Суеват), Юрта Курикова (деревня Пауль) и др.

Остальные ивдельские манси живут дисперсно в поселках Вижий, Бурмантово, Хорпия, на территории города Ивдель.

    Историческая справка
Манси (дословно «человек») - коренной народ в Западной Сибири. До начала 20 века русские называли манси вогулами, а некоторые группы - остяками. В научной литературе манси вместе с ханты объединяются общим названием обские угры. Выделяются этнографические группы: северная, южная, восточная и западная. Говорят на мансийском языке, который входит в угорскую подгруппу финно-угорских языков уральской семьи. По фонетике, морфологии и лексике близок к хантыйскому.
Имеется семь диалектов, расхождение между которыми бывает огромным. Письменность с 1936 г. - на основе русской графики.
      Антропологическая характеристика народа манси
    Низкий рост (менее 160 см в среднем для мужчин)
    Общая грацильность (миниатюрность строения)
    Прямые мягкие черные или русые волосы
    Темные или смешанные глаза
    Различное по форме лицо средней высоты, с заметной уплощенностью и скуластостью
    Нос слабо или средневыступающий, в основном средний по ширине, преимущественно с прямой или вогнутой спинкой носа, с приподнятым кончиком и основанием
    Ослабленный рост бороды
    Относительно широкий рот
    Небольшая толщина губ
    средневыступающий или убегающий подбородок
    Этнокультурная характеристика
Манси как этнос сложились в результате слияния племен уральской неолитической культуры с угорскими и индо-иранскими племенами, двигавшимися во II-I тысячелетиях до н. э. с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Сочетание культур таежных охотников, рыболовов и степных кочевников-скотоводов в культуре манси сохраняется до сих пор. Все группы манси в значительной степени смешаны. В их культуре можно выделить элементы, свидетельствующие об их культурном взаимодействии с ненцами, коми, татарами, башкирами и другими народами региона. Особенно тесными были контакты с северными группами хантов.
      Поселения
Поселения делились на постоянные (зимние) и сезонные (весенние, летние, осенние) и разбивались на местах промысла. Поселок обычно населяли несколько больших или малых, в основном родственных семей. Традиционное жилище зимой - прямоугольные срубные дома, нередко с земляной крышей, у южных групп - избы русского типа, летом - конические берестяные чумы или четырёхугольные каркасные постройки из жердей, крытых берестой, у оленеводов - крытые оленьими шкурами чумы. Жилище отапливалось и освещалось чувалом - открытым очагом из жердей, обмазанных глиной. Хлеб пекли в отдельных печах.
      Хозяйство и быт
Традиционный хозяйственный комплекс манси включал:
    Охоту
    Рыболовство
    Оленеводство
На Оби и в низовьях Северной Сосьвы рыболовство преобладало. В верховьях рек основным источником существования была охота. Оленеводство, заимствованное манси у ненцев, получило широкое распространение сравнительно поздно. Одним из основных элементов собственного жизнеобеспечения была охота на оленя и лося. Наиболее характерным способом охоты на копытных был загонный промысел, использовались также самострелы и ловчие ямы. Существенное значение имела охота на боровую и водоплавающую птицу. Водоплавающую птицу добывали во время перелета перевесами - специальными сетями, натягиваемыми между высокими деревьями на пути движения птиц. Охота на пушного зверя также имеет у манси давнюю традицию. Рыбу манси добывали круглый год. Наиболее распространенный способ добычи - запорный промысел, в том числе зимой. Оленеводство было основным занятием у очень небольшой части манси, главным образом в верховьях рек Лозьва, Северная Сосьва и Ляпин, где имелись благоприятные условия для содержания крупных стад. В целом же количество оленей у манси было невелико, их использовали в основном в транспортных целях.
      Жилища и другие постройки
Традиционным жилищем в дорусский период у манси была полуземлянка с различными вариантами крепления кровли.
Позднее основным постоянным зимним, а иногда и летним жилищем большинства манси стал срубный дом из нетолстых бревен или толстых плах с двускатной крышей. Строился такой дом без потолка, с очень пологой двухскатной крышей, покрытой по деревянным планкам полосами выделенной бересты, сшитой в большие полотнища. Поверх бересты клали ряд тонких жердей - накатник; высота сруба равнялась 2 - 3 метра, длина 5 - 9 метра и ширина 4 - 5 метров. Крыша по фасаду немного выдавалась вперед, образовывая сени. Дверь ориентировали на юг. В одной или обеих боковых стенках дома делали окна. Прежде зимой в окна вставляли льдины (вместо стекла), летом оконные отверстия затягивали рыбьим пузырем. Вход в жилище устраивался обычно во фронтонной стене и был обращен к
Манси-оленеводы жили в чуме самодийского типа. В таких же чумах, крытых берестой, жили летом в низовьях Оби манси-рыболовы.
На охоте, на скорую руку, устраивали временные жилища - заслоны или шалаши из жердей. Делали их из ветвей и коры, стремясь лишь получить убежище от снега и дождя.
Для проведения праздников манси строили общественные здания, которые отличались от жилых лишь размерами.
Для хранения продуктов и вещей строили амбарчики - "избушки на курьих ножках". В качестве опоры использовали стволы деревьев. Крона и часть ствола обрубались, оставался пень высотой в рост человека. Хотя амбарчик мог быть устроен и на одной опоре, старались найти несколько (три-четыре) растущих рядом деревьев, чтобы сооружение было прочнее. Настил делали их колотых плах, из них же делали и амбарчик. На земле рядом лежала лестница-бревно с зарубками. Амбар делали для вещей и продуктов для хранения в непогоду и от зверя. От людей ничего не прятали - воровство было редчайшим явлением.
      Одежда и обувь
Традиционная женская одежда манси - платье на кокетке, хлопчатобумажный или суконный халат, зимой - двойная меховая шуба сахи. Одежда богато орнаментировалась бисером, нашивками из цветной материи и разноцветным мехом. Головным убором служил большой платок с широкой каймой и бахромой, сложенный неравным треугольником по диагонали.
Мужчины носили рубахи, по покрою похожие на женские платья, штаны, пояса, к которым подвешивалось охотничье снаряжение. Верхняя мужская одежда - гусь, глухого покроя, туникообразный из сукна или оленьих шкур с капюшоном.
      Средства передвижения
Главным средством передвижения зимой были лыжи еса, подбитые камусом или шкурой жеребенка. Для транспортировки груза пользовались ручными прямокопыльными нартами. В случае необходимости их помогали тянуть собаки. У оленеводов были оленьи упряжки с грузовыми и легковыми нартами. В летний период основным транспортным средством служила лодка калданка.
      Пища
Традиционная пища - рыба и мясо. Рыбу употребляли в различных видах. Северными манси особо ценилась сосьвинская сельдь. Существенным дополнением к рыбным и мясным блюдам были ягоды: черника, клюква, брусника, черемуха, смородина.
      Воспитание детей
После рождения ребенок получал две постоянные колыбели - ночную и дневную. Первая - это берестяная коробка с закругленными углами, завязками над тельцем и дугой над головой - для накидывания покрывала. Дневные колыбели - двух типов: деревянная со спинкой и берестяная со спинкой, украшенная узорами. На спинку под головку ребенка прикрепляли мягкую шкурку. Внутри колыбели на берестяную подстилку насыпали размельченные древесные гнилушки. Они хорошо впитывали влагу и придавали ребенку приятный запах. При намокании их убирали, но складывали только в определенных местах. Нельзя, например, считалось, класть их под растущее дерево, иначе ребенок будет качаться от ветра. К колыбелям было особое отношение: счастливую берегли и передавали из поколения в поколение, а ту, в которой дети умирали, уносили подальше в лес. На берестяную колыбель наряду с другими узорами наносили изображение глухаря - хранителя сна. Если ребенка оставляли дома одного, то в колыбель для охраны от злых духов клали символ огня - нож либо спички.
Игрушками служили в основном миниатюрные копии вещевого набора взрослых: у девочек - игольничек, коробочка со швейными принадлежностями, люлечка, у мальчиков - лодочка, лучок со стрелами, фигурки оленей. Детские куклы имели одну особенность - у них не было глаз, носа, рта. Фигурки с чертами лица - это уже изображение духа, который требовал заботы и почестей, а если не получал, то мог принести владельцу вред. Поэтому старики неодобрительно относились к покупным куклам. Игры детей нередко были уроками труда.
      Духовная культура
Традиционное мировоззрение манси основано на трехчленном делении внешнего мира: верхний (небо), средний (земля) и нижний (подземный). Все миры, по представлению манси, населены духами, каждый из которых выполняет определенную функцию. Равновесие между миром людей и миром богов и духов поддерживалось с помощью жертвоприношений. Главное их назначение - обеспечить удачу в промыслах, оградить себя от воздействия злых сил.
Для традиционного мировоззрения манси характерно также шаманство, преимущественно семейное, и комплекс тотемических представлений. Наибольшим почитанием пользовался медведь. В честь этого животного периодически проводились медвежьи праздники - сложный комплекс обрядов, связанных с охотой на медведя и поеданием его мяса.
      Фольклор
Фольклор манси представлен мифами, сказаниями, песнями, сказками и другими жанрами.
и т.д.................

Общая информация

Манси (самоназвание, «человек») — коренной народ в Западной Сибири. До начала XX века русские называли манси вогулами, а некоторые группы - остяками. В научной литературе манси вместе с ханты объединяются общим названием обские угры. Выделяются этнографические группы: северная, южная, восточная и западная. Говорят на мансийском языке, который входит в угорскую подгруппу финно-угорских языков уральской семьи. По фонетике, морфологии и лексике близок к хантыйскому.

В мансийском языке имеется семь диалектов, расхождение между которыми бывает огромным. Письменность с 1936 г. - на основе русской графики.

Манси как этнос сложились в результате слияния племен уральской неолитической культуры с угорскими и индо-иранскими племенами, двигавшимися во 2-1 тысячелетиях до н. э. с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Сочетание культур таежных охотников, рыболовов и степных кочевников-скотоводов в культуре манси сохраняется до сих пор. Все группы манси в значительной степени смешаны. В их культуре можно выделить элементы, свидетельствующие об их культурном взаимодействии с ненцами, коми, татарами, башкирами и другими народами региона. Особенно тесными были контакты с северными группами хантов.

Территория расселения и численность

Первоначально манси были расселены на южном Урале и его западных склонах, в Прикамье, Припечорье, на притоках Камы и Печоры (Вишера, Колва и др.), на Тавде и Туре, но под влиянием колонизации этой территории коми и русскими переселились в Зауралье. В процессе переселения на Север и Восток часть манси была ассимилирована. В настоящее время манси проживают в -Ханты-Мансийском автономном округе (6562 чел.). Они расселены здесь главным образом по левым притокам Оби - Северной Сосьве, Ляпи-ну. Обособленные группы манси живут на реке Конда, а также в Свердловской области на реке Ивдель.

Общая численность манси достигала в СССР по переписи 1989 г. 8474 человека. По переписи 2002 г. численность манси составляет 11432 человека. В Ханты-Мансийском автономном округе живет 77 % манси. В основном они расселены в трех районах округа - Березовском, Кондинском и Октябрьском. В остальных их численность не превышает нескольких десятков человек.

Живут манси в одних селах с хантами и другими народами округа. Некоторые, наиболее крупные поселения, где манси преобладают или составляют значительную долю населения, представлены в таблице.

В Свердловской области из 155 манси 86 человек проживает в лесных поселениях - юртах, в которых насчитывается от одной до 8 семей. Наиболее известные из них Юрта Анямова (деревня Тресколье), Юрта Бахтнярова, Юрта Паки-на (деревня Пома), Юрта Саминдалова (деревня Суеват), Юрта Курикова (деревня Пауль) и др.

Остальные ивдельские манси живут дисперсно в поселках Вижий, Бурмантово, Хорпия, на территории города Ивдель. Точная численность манси в этих населенных пунктах неизвестна.

Образ жизни и система обеспечения

Традиционные хозяйственные занятия манси -охота, рыболовство и оленеводство, которые сочетались в различных пропорциях. На Оби и в низовьях Северной Сосьвы рыболовство преобладало. В верховьях рек основным источником существования служила охота на оленя и лося. Важное значение имела добыча боровой и водоплавающей птицы. Рыболовство, наряду с охотой, составляло основу жизнеобеспечения манси. Рыбу манси добывали круглый год. В последние десятилетия индивидуальный промысел рыбы для собственных нужд сочетался с товарным рыболовством промысловых хозяйств. В настоящее время на базе бывших рыбзаводов и комбинатов созданы акционерные общества. Многие манси создали семейно-родовые общины, специализирующиеся на рыбном промысле. В Березовском районе, например, работают родовые общины «Мишнэ», «Пугоры», «Устрем» и ряд других. Мансийские общин работают в Кондинском районе, добывая ежегодно 250-300 т. рыбы.

Оленеводство, заимствованное у ненцев в 15-16 веках, получило широкое распространение сравнительно поздно. Занималась им небольшая часть манси, главным образом в верховьях рек Лозьва, Северная Сосьва и Ляпин, где имелись благоприятные условия для содержания крупных стад. В целом же количество оленей было невелико, их использовали в основном в транспортных целях. В советский период продуктивное оленеводство манси развивалось в рамках колхозно-совхозного производства. Наиболее крупное стадо (около 20 тыс. голов) имел совхоз «Саран-паульский», пастбища которого располагались на восточных и западных склонах Урала. Совхоз существует и сегодня, но стадо оленей заметно сократилось, в то время как частный оленеводческий сектор увеличивается.

Для ведения традиционной хозяйственной деятельности за хозяйствующими субъектами в районах расселения манси закреплены родовые угодья. В Березовском районе их 25 (2,4 млн. га), в Кондинском - 34 (175 тыс.), в Октябрьском - 45 (290 тыс.). Из других традиционных отраслей хозяйственной деятельности манси необходимо отметить собирательство. И в прошлом и теперь манси собирают различные ягоды, кедровые орехи, запасы которых имеются в каждой семье. В последние годы сбор дикоросов стал важной частью дохода. У кондинских манси сбор брусники, кедрового ореха превратился в одну из ведущих отраслей, удельный вес которой в бюджете семьи сопоставим с охотой.

Следует заметить, что в традиционном хозяйстве работает небольшая часть манси, в основном в Березовском районе, не затронутом пока крупным промышленным строительством. На его долю приходится менее 1 % производимой в округе промышленной продукции. В других районах манси, особенно молодежь, работает на промышленных предприятиях, в различных организациях и учреждениях.

Этно-социальная обстановка

В настоящее время почти половина манси (40,7 %) живет в городской местности. Это самая урбанизированная часть среди аборигенного населения округа. Как и у других народов, этно-социальные проблемы манси связаны с безработицей, состоянием здоровья населения, снижением естественного прироста. Особенно высока безработица у манси Кондинского района. В отдельных национальных поселках постоянной работы не имеет значительная часть трудоспособного населения. В городах уровень безработицы связан зачастую с низкой образовательной и профессиональной подготовкой коренного населения.

При всей остроте проблемы безработицы средние размеры денежных доходов коренного населения в округе обеспечивают стоимость питания, предусмотренного прожиточным минимумом. Общая заболеваемость в Ханты-Мансийском округе (1095 на 1 тыс. человек) не намного выше средней заболеваемости по России (983 на 1 тыс. чел.). Здесь более благоприятны социально-бытовые условия. При некотором снижении рождаемости, обусловленном главным образом процессами урбанизации, у манси сохраняется стабильный естественный прирост. Чрезвычайно сложная социально-экономическая и культурная обстановка у свердловских манси. Все население, проживающее в лесных поселениях, не имеет ни постоянной, ни временной работы. Весьма ограничены здесь и возможности самообеспечения за счет использования таежных ресурсов. Практически 80 % взрослого населения страдает тяжелыми формами легочных, желудочно-кишечных и других заболеваний. За последние 3 года ни разу не проводился медосмотр коренного населения. На манси не распространяется действующая в области программа «Доступные лекарства». В целом можно констатировать серьезное ухудшение положения ивдельских манси по всем аспектам их существования.

Этно-культурная ситуация

«Заимствования поневоле», характерные для трансформации культуры манси в советский период, существенно изменили этнический облик народа, но их традиционная культура не погибла. Безусловно, известная часть мансийской молодежи стремится сегодня к интеграции в индустриальное общество, однако, большинство сохраняет ориентацию на промысловую деятельность. В условиях демократизации общественной жизни растет этническое самосознание, созданы и действуют различные общественные организации, ставящие своей задачей возрождение языка и культуры народа. Наиболее известные из них - «Научный фольклорный фонд народа манси», «Союз мастеров традиционных народных промыслов «Сор-ни еш». 17 мастерам Союза присвоено звание «Народный мастер России». В национальных поселках и г. Ханты-Мансийске открыты музеи. Проводятся различные конференции, фестивали, выставки, традиционные праздники. Изучением культуры манси, проблемами возрождения языка, традиционных обрядов занимается Института возрождения обско-угорских народов. Творческая интеллигенция манси в своем стремлении к -возрождению традиционной культуры опирается в основном на культурное наследие северных манси, как наиболее сохранивших свои традиции. Язык и традиционная культура в настоящее время сохраняются в большей степени у северных (сосьвинско-ляпинских) и восточных (кондинс-ких) манси. Родным мансийский язык считают 3.1 тыс. человек, или 49,5 % манси. На мансийском языке существуют пресса (издается журнал «Югра», один раз в 2 недели выпускается газета «Луима сэрипос»), радиовещание, раз в неделю выходит специальная телепрограмма. В 1980 г. мансийская письменность была реформирована - в алфавит ввели особые знаки для долгих гласных. По оценке специалистов, частичная реформа мансийской графики оказалась одной из самых удачных. Она сохранила для носителей мансийского языка возможность пользоваться ранее вышедшими изданиями, не требует переобучения кадров, переиздания литературы. Мансийский язык в настоящее время преподается в начальной школе, в Югорском университете, в РГПУ им. Герцена в Санкт - Петербурге.

Широкой известностью в Российской Федерации пользуются мансийские писатели Ю. Ше-сталов, М. Вахрушева, А. Тарханов, Н. Еврин-Чейматов. Однако, оригинальная литература на мансийском языке, получившая бурное развитие в 50-60-е годы, нуждается в новом качественном развитии.

Органы управления и самоуправления

В структуре исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа создан Департа-ментт по делам малочисленных народов Севера, который занимается проблемами всех малочисленных народов округа, в том числе и манси. Представители манси возглавляют ряд сельских администраций. Манси вместе с ханты и другими аборигенными народами округа входят в ассоциацию «Спасение Югры». Ассоциация добилась известных успехов по сплочению коренного населения. По ее инициативе в Ханты-Мансийском автономном округе разработано и принято положение о статусе родовых угодий, закрепляющее право ханты и манси на свои земли, недра, воды, леса, пастбища. Целый ряд важных положений, направленных на защиту интересов коренного населения, включено в Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа (Югра). В частности, предусмотрено образование в составе окружной Думы Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера. В ее состав входят 6 депутатов, которые избираются по единому национально-территориальному округу (вся территория автономного округа). Правом выдвижения кандидатов по этому округу обладают общественные объединения малочисленных народов Севера, уставы которых зарегистрированы в автономном округе. Без согласия Ассамблеи Дума округа не может принять ни одного законопроекта, затрагивающего интересы коренных малочисленных народов.

У манси в Свердловской области существует общественная организация «Общество по выживанию и социально-экономическому развитию народа манси», которое все больше заявляет о себе. Избрано правление, создано хозрасчетное национальное предприятие «Фактория». Заинтересованность в решении проблем манси и посильную помощь оказывает администрации муниципального образования г. Ивдель.

Правовые документы и законы

Правовой статус манси закрепляет общая правовая база Ханты-Мансийского автономного округа (см. раздел «Ханты»), которая распространяется на все коренные малочисленные народы округа. В целом это оправдано, поскольку все они живут в б-лизком соседстве и ведут сходный образ жизни.

Современные проблемы окружающей среды

По сравнению с другими районами Ханты-Мансийского автономного округа, где экологическая обстановка расценивается как критическая, состояние природной среды на территории расселения манси более благоприятно. Здесь нет крупных промышленных предприятий. В Березовском районе с 1976 г. действует Государственный природный заповедник «Малая Сосьва». Несколько лет назад его территория была расширена до 225562 га. С целью охраны и воспроизводства промысловых видов зверей и птиц созданы два заказника - «Березовский» и «Вогулка». В Октябрьском районе с 1984 г. функционирует Государственный комплексный заказник «Унтор-ский». Площадь его в 1995 г. расширена более чем в два раза и составляет 81525 га.. К числу охраняемых территорий в Березовском районе отнесены также водно-болотные угодья «Нижнее Дву-обье», имеющие международное значение в качестве местообитания водоплавающих птиц.

Для ведения традиционного хозяйства манси выделены территории приоритетного природопользования, на которых ограничена или полностью запрещена деятельность промышленности. В Березовском районе площадь таких территорий составляет 13 %, в Кондинском - 9,6 %, в Октябрьском - 1,7 %.

Наиболее уязвимая в экологическом отношении ивдельская группа манси. Частично вырублены кедровники, из-за большого наплыва приезжих жителей в угнетенном состоянии находятся ягодники. Вблизи мест компактного проживания манси резко сократилось количество копытных и птицы. Ни одного природоохранного акта, затрагивающего интересы этой этнической группы ни в области, ни в районе не принято. Планируется разработка угля, золота, медных руд. В с-лучае осуществления этого проекта жизнеобеспечивающая среда манси в этом районе будет уничтожена окончательно.

Перспективы сохранения манси как этноса

Исчезновение манси, живущих в Ханты-Мансийском автономном округе, в обозримой перспективе не грозит. Несмотря на социально-экономические трудности естественный прирост манси положительный. Оснований для пессимистического прогноза нет. Что касается ивдельс-кой группы, то она, при нынешнем положении может растворится в окружающем населении. Хотя это зависит в большей мере от самих манси и их поддержке со стороны организаций коренных народов и государственных органов.

Для стабилизации этнической системы манси в будущем, безусловно, нужна помощь государства. Той части мансийской молодежи, которая стремится к интеграции в индустриальное общество, необходимо создать условия для максимально безболезненного протекания этого процесса (повышение образовательного и профессионального уровня, работа в регионе традиционного обитания и т. п.). Для традиционно ориентированного населения необходимо создать условия, при которых промысловая деятельность даст реальную возможность достойного существования. Особенно важно восстановить исторически сложившуюся систему расселения рыбаков и охотников в небольших, но социально обустроенных поселках, создать в них малокомплектные школы. Все это позволит обеспечить нормальное воспроизводство этнически полноценного населения, выживание традиционной культуры манси в целом.

Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М, 2003. 142 с.

Манси - это загадочная северная народность, начавшая историю еще со времен неолита. Вокруг нее ходит множество мифов и легенд: от слухов о непереносимости алкоголя до страшных шаманских ритуалов, которые проводятся и по сей день.

Где живут

Основная территория обитания современных манси - Ханты-Мансийский автономный округ, часто называемый Югра, по названию угорских народов, его коренных обитателей. Больше всего представителей народности - от 300 до 700 человек - проживает в городах Ханты-Мансийск, Нижневартовск и Тюмень, поселках Кондинское, Игрим, Междуреченский, Саранпауль, Сосьва, Шугур, Березово.
Незначительное количество так называемых «уральских манси» обитает в северной части Свердловской области - около 200 человек. Кроме того, семья манси живет в государственном заповеднике «Вишерский» на территории Пермского края. Несмотря на то, что эти места считаются исторической родиной народа, в современном мире именно северные регионы Западной Сибири ассоциируются с манси.
Сейчас порядка 80% манси полностью ассимилировались и живут в городах или поселках, 60% из них считают русский язык родным, и лишь 13% свободно говорят на мансийском. Коренному населению Севера оказывается материальная поддержка, при необходимости бесплатно предоставляется собственное современное жилье. Представителям народности, поддерживающим традиционный уклад жизни, безвозмездно выделяются земельные участки в пользование, площадь которых составляет несколько сотен тысяч гектаров.

Численность

По данным переписи 2010 года, число представителей народа составляет 12 269 человек. На протяжении последнего столетия его численность имеет тенденцию увеличения: в 1924 году было зарегистрировано всего 5754 манси.

Название

Манси - это самоназвание народности, происходящее от прафинно-угорского слова *mańćɜ, обозначающего одновременно «человек» и «мужчина». Интересно, что похожее слово выбрали в качестве собственного названия и венгры: magyar. Также оно находит параллели в наименованиях родов хантов - «маньть» и «мась», и самих манси - «Мо̄сь». В русском языке слово «манси» не склоняется, из него образовано прилагательное «мансийский». Представителей народности называют «мансиец» и «мансийка».
В средние века и в период последующего освоения Урала и Сибири манси знали под именем «вогулы» - оно было закреплено за ними вплоть до 1920-1930 годов XX столетия. Это название происходит от хантыйских слов u̯oɣaĺ, u̯oɣat́. По одной из версий, называть их так стали по названию местной реки Вогулки. По другой - из-за отчаянного и кровожадного характера, поскольку перевод слова близок к значению слова «дикий».

Язык

Язык манси входит в обширную группу финно-угорских языков и, по исследованиям, больше всего схож с венгерским. До революции письменности у народа не существовало: лишь устное творчество и рисунки. Первый алфавит на основе звучания был создан в 1931 году: в нем использовались буквы латинского алфавита.
Однако в конце 30-х годов его переписали, взяв за основу русский язык. В семидесятых прошла еще одна его модернизация: были добавлены буквы, обозначающие длинные гласные. Сегодня мансийский язык изучают в начальной школе в ареале проживания и в Югорском университете.

История

Считается, что племена, заложившие основу национальной особенности манси, появились в предгорьях Урала еще за 2-3 тысячи лет до нашей эры. Позднее они перебрались за Уральские горы, где на их развитие значительно повлияли обитавшие здесь иранские народности. Основной памятник тех лет находится на территории современного Пермского края: это знаменитый вишерский Писаный камень. Он представляет собой стену с наскальными рисунками и росписями, сделанными прародителями современных манси.


Первые зафиксированные контакты с аборигенами случились еще в XI столетии, когда до уральских земель доходили новгородцы. Отдельные племена манси в то время входили в состав Кондинского, Сосьвинского, Ляпинского и Пелымского княжества. Обилие природных богатств и желание присвоить новые территории не раз приводили русских в эти края. Сначала из-за их набегов манси покинули предгорья Урала и перешли в южную и среднюю части Западной Сибири. Считается, что именно в этот период к неолитическим уграм присоединились угорские племена из Азии, сформировав знакомую нам сегодня мансийскую народность.
В XVI-XVII веках Обь-Иртышские земли были присоединены к Московскому княжеству, после чего началось активное переселение сюда крестьян для освоения новых территорий. В результате одновременно начались притеснения коренных жителей, борьба с ними за территорию и попытка обратить в христианскую веру. Это привело к столкновениям, а затем к уходу аборигенов в холодные северные части региона.

Внешность

Внешность манси отражает в себе черты коренных угорских народов неолитической эпохи в сочетании с прошедшими через степи Азии и Казахстана угорскими племенами. К особенностям внешности современных представителей можно отнести:

  • рост до 160 см у мужчин и женщин;
  • хрупкое телосложение;
  • волосы прямые, черные или темно-русые, плотной структуры;
  • складка века, прикрывающая слезный бугорок, ярко выраженного монгольского типа;
  • в основном темные глаза;
  • широкий разрез рта, прямая форма и небольшая толщина губ;
  • подбородок заостренный или округлый, средневыступающий;
  • борода и волосы на теле растут не густо и медленно;
  • форма головы - неширокая и невысокая.

Одежда

Национальный костюм манси из-за естественных особенностей климата отличался обязательным наличием теплой верхней одежды. Ее шили из оленьих шкур женщины, в качестве иголки и нитки использовали рыбьи кости и жилы. Из шкур оленей, убитых в летнее время, шили мужские малицы, вывернутые мехом внутрь или легкие женские шубы. Поскольку дамы основное время проводили дома или занимались собирательством, утепленная одежда им была ни к чему.


К зиме олени обрастали густым мехом с невероятно теплым подшерстком, поэтому из животных, убитых зимой, делали дорожную одежду. Она представляла собой глухую по крою длинную парку с вывернутым наружу мехом: она надевалась после малицы. Для повседневного использования шубы делали длиной по колено. Из кожи, снятой с оленьих конечностей, делали варежки и обувь

Нательная одежда мужчин состояла из чулок, в которые заправлялись меховые штаны, и рубахи из крапивы или выменянной у купцов ткани. Летом наряд добавлялся лузанами - разноцветными накидками из сукна с разрезами по бокам, с капюшоном и без рукавов. Охотники использовали похожие лузаны, но без капюшона.

Летняя обувь делалась из кожи без меха и закреплялась вокруг голени с помощью специальных шнурков. Одежда обязательно подпоясывалась кожаными поясами, украшенными цепочками из металла или костей. Они считались талисманами, приносящими удачу, а носить их могли только мужчины. В случае опасности, например, перед ураганом или во время охоты, пояса выбрасывались в озеро или в лес, чтобы задобрить духов природы.

Мужчины носили кольца, которые были сакральными и часто упоминались в фольклоре как помощники для достижения целей или поиска верного пути. Любопытна и их прическа: волосы не стригли, а заплетали в две косы, располагавшиеся по бокам и скреплявшиеся по низу цепочкой.


Женская одежда состояла из длинного платья прямого кроя, поверх которого надевался распашной халат. На голове обязательно носили платок, ходить с непокрытой головой считалось неприличным. Ворот и манжеты украшались бисером, по подолу нательной и верхней одежды пришивались яркие полоски ткани или меха отличающегося оттенка. Интересны орнаменты, среди которых встречались такие узоры, как:

  1. Вариации на тему оленьих рогов
  2. Ромбовидные узоры, вытянутые в полосу
  3. Шишки
  4. Схематичные изображения дома и солнца
  5. Изображения лебедя, гуся, гагары.

Интересно, что вышивка отличалась преобладанием темных, но насыщенных цветов. Среди них черный, коричневый, глубокий зеленый, синий.

Мужчины манси

Само название «манси» означает одновременно «человек» и «мужчина», что уже говорит о значении и роли последнего в жизни племени. Мужчина отвечал за все, что происходило вне дома: охота, рыбалка, торговля, скотоводство. Обладал он и исключительными правами общения с духами. Только представители сильного пола могли быть шаманами, участвовать в религиозных обрядах, делать жертвоприношения.

Женщины манси

Роль женщины манси заключалась в обустройстве домашнего быта: на ее плечи ложилось все внутри дома. Она должна была разжигать и поддерживать огонь, протапливать дом, готовить еду, шить одежду, присматривать за детьми и домашним скотом. Женщин не допускали на тайные шаманские ритуалы, не разрешали проводить их самим.
Так, в каждом доме на задней внешней стене устанавливался оберег. Женщине нельзя было не только к нему прикасаться, но и обходить дом, а также спать в ближайшей к нему части жилища. Во время медвежьего праздника выступать с сакральными обрядами, песнями и танцами могли только мужчины. Мансийкам же приходилось на это время прикрывать лицо, чтобы не смущать духов.
Однако, несмотря на это, согласно легенде, именно самка-медведица произвела на свет первого манси, а медведь у большинства родов считался священным животным. По этой причине и по сложившемуся порядку женщин в народности не обижали, а в семьях старались жить мирно. Одними из главных их задач было рождение здорового потомства и сохранение верности мужу. Долгое время бесплодие считалось уважительной причиной для многоженства.


Жилище

Во время обитания на склонах Уральских гор манси жили в невысоких одноэтажных срубах, часто с земляной крышей. В деревянных избах продолжают жить и сегодня представители народности, живущие на Урале. С уходом на север стали строить более основательные жилища, которые утеплялись изнутри шкурами, а щели затыкались ягелем.

Летом во время охоты и рыбной ловли, часто происходившей вдали от основного жилища, из бересты строились временные конусообразные чумы. Манси-оленеводы сооружали просторные чумы, покрытые оленьими шкурами. Поскольку эти представители народности вынуждены были кочевать, перегоняя стада, жилища были временными.
Это не влияло на их качество: внутри всегда было тепло и просторно, а на плечи женщины ложились обязанности по обустройству быта. В центре избы или чума устанавливался особый открытый очаг, сложенный из бревен, обмазанных глиной. Дым из жилища уходил через вентиляционное окошко в крыше дома или небольшое отверстие в верхней части чума. Еду готовили на огне прямо в доме, иногда костер разжигали на улице, вблизи чума.


Жизнь манси

Основные занятия манси - охота, рыболовство и собирательство: именно этим занимались коренные неолитические угорские народы, проживавшие здесь исконно и пришедшие с предгорий Урала. Рыбу ловили сетями и силками, но придерживались поверья, что детенышей убивать нельзя, поэтому сети не делали слишком узкими. Основное место добычи - река Верхняя Сосьва, где до сих пор вылавливают сосьвинскую селедку, во все времена считавшуюся деликатесной.
Манси в больших количествах добывали муксун, нельму, стерлядь, осетров, налимов, щук, которых продавали русским купцам. Сегодня некоторые семьи манси занимаются массовым выловом и поставкой рыбы, добывая в год до нескольких сотен килограммов.
Неизменный источник питания народности - собирательство. Ежегодно они собирали огромный урожай шишек сибирского кедра, необыкновенно вкусных и питательных, которые служили семьям подспорьем на протяжении всей зимы. Осенью находили вкусные северные ягоды: клюкву, бруснику, морошку, голубику.
Охотились манси с помощью луков. Это оружие считалось священным, женщинам запрещалось его трогать и переступать через него. Охота была запрещена на сакральных животных, к которым относились в разных родах выдры, бобры, гуси. Поскольку языческие верования манси строились на уважении к природе, нельзя было убивать детенышей зверей и беременных самок.
Оленеводством в основном занимались потомки пришедших с юга угров-кочевников, остальные же семьи использовали оленей в качестве личного транспорта, выращивали для еды и одежды. Традиции оленеводства сохранились и по сей день: самое большое стадо насчитывает порядка 20 тысяч голов.


Культура

Основное проявление культуры манси - создание музыки и сочинение песен. Изучая историю народа, ученые смогли насчитать более 20 видов музыкальных инструментов. Большинство из них струнные, создавались на основе ассоциаций с животными. Например, семиструнный инструмент похожий на арфу - лебедь. Большой пласт фольклора составляют песни:

  • сакральные
  • походные
  • военные
  • прославляющие героев
  • сатирические
  • посвященные предкам
  • песни-заклинания
  • любовные
  • песни-клятвы

Следующий важный элемент культуры, становления менталитета и самобытности - легенды и сказки. Особое значение имеют шаманские и священные сказки, в которых рассказывается о религии, происхождении и устройстве мира, даются важные установки социальных ролей. Часто между собой делились захватывающими бытовыми и героическими сказаниями. Их основная особенность - интересный, но порой очень запутанный сюжет. Герои этих рассказов умные, хитрые, находчивые и сильные, одерживающие победу над врагами и злыми силами.

Религия

Изначально, как и большинство пранародов, обские угры имели много богов, каждый из которых олицетворял силу природы. Так, верховным богом был Нум-Торум, подземным миром правил дух Куль-Отыр. Полум-Торум был покровителем рыб и птиц - основного источника еды, а Калтащ-эква считалась богиней земли и плодородия.


Есть у манси и своя легенда создания мира. Они верили, что все сущее разделено на три сферы: земную, водную и воздушную. Именно поэтому главную роль играет водоплавающая птица гагара, способная перемещаться во всех трех. Она много раз ныряла на дно единого океана и доставала оттуда кусочки ила, из которых в итоге и получилась суша.
Официально более 80% манси исповедуют христианство, однако на практике оно тесно переплетено с языческими поверьями. Так, Николая Угодника они отождествляют с Нум-Торумом, а Деву Марию - с богиней земли Калтащ-эква. Существуют эклектичные и жутковатые ритуалы: например, мазать губы изображениям на иконах кровью животных, чтобы попросить у святых помощи.

Традиции

Традиционный праздник манси носит название «медвежий». Его проводят каждый раз, когда убивают медведя, которого считают священным, чтобы задобрить его дух и примирить с охотником. Подготовка начинается еще в лесу: животное протирают от крови и грязи, кладут на носилки, чтобы голова находилась между лап.
Заходя в деревню, мужчины поют ритуальные песни и окуривают себя. Женщины начинают готовить кушанья, приглашаются гости из соседних деревень. Если убита медведица - праздник с застольем, песнями и ритуалами длится 4 дня, если медведь - 5 дней. Это связано с верованием манси, что у женщины 4 души, а у мужчины 5, и каждую из них необходимо почтить. В жертву приносят оленя: его череп вывешивают на видное место на все время праздника.

Характер

В средние века манси считали отважными войнами, кровожадными и беспощадными, за что и прозвали их вогулами, что значит «дикие». Однако многовековое притеснение народа, навязывание христианской веры, желание обмануть и завладеть бесценными запасами пушнины и рыбы наложили на характер его представителей серьезный отпечаток.
В конце XIX века в журнале «Природа и люди» их описывали ленивыми и безынициативными, предпочитающими отдыхать и наблюдать за происходящими событиями со стороны. Часто можно было видеть ситуации, когда в доме не было еды, а мужчины манси предпочитали играть в карты и курить трубку. Однако отмечались и положительные их качества: гостеприимство, сострадание и сдержанность.


Манси даже в разгар веселья редко улыбались, сохраняя на лице задумчивое и даже слегка угрюмое выражение со сжатыми губами и мрачным глубоким взглядом исподлобья. Эти особенности народа не раз упоминались и в фольклоре. В мужчине ценилась сосредоточенность, рассудительность и настороженность. В женщинах редко превозносили красоту и веселый нрав: главное, чтобы она была трудолюбивой, сдержанной и хозяйственной.
Этнографы отмечают и такую черту характера манси, как хитрость. По свидетельствам российских и заморских купцов, приезжавших к аборигенам за ценной пушниной, манси не спешили сразу демонстрировать весь свой товар. Сначала они показывали ничем не примечательные образцы, постепенно доставая из запасов все более ценные экземпляры меха. Возможно, что подобное поведение было также признаком осторожности: продавец сначала присматривался к покупателю из присущей ему настороженности.
Еще одно свойство, которое было замечено за аборигенами, - невоздержанность в алкоголе. Долгое время существовал миф, что северные народы генетически предрасположены к пьянству, однако ученые опровергли эту информацию. Возможно, увлечение коренных жителей севера веселящими напитками связано с отсутствием устойчивости к ним. В отличие от южных регионов, изобилующих виноградниками, на севере не было подходящего для производства алкоголя сырья. К манси он попал лишь с приходом русских и иностранных купцов, которые, заметив особенность их организма, выменивали на водку ценнейшую пушнину, шкуры оленей и медведей.

Известные манси

Один из известных представителей народности манси - боксер Руслан Проводников, который сейчас не живет на родине, однако часто делится рассказами о своем происхождении. Удивительно, но знаменитый художник Василий Кандинский также имеет мансийские корни по отцу. Фамилия их рода образовалась от именования известного рода правителей Кондинского княжества.

Малочисленный народ манси продолжает сохранять традиционный уклад жизни, борется за сохранение языка и особенностей культуры. Богатое историческое прошлое, сохранившиеся до сегодняшних дней обычаи и невероятный фольклорный запас оставляют ученым этнографам широкое поле для исследований.

Видео

Манси (манс, меньдси, моансь, устаревшее - вогулы, вогуличи) - малочисленный народ в России, коренное население Югры - Ханты-Мансийского Автономного Округа Тюменской области . Ближайшие родственники хантов .

Самоназвание "манси" (на мансийском - "человек") происходит от той же древней формы, что и самоназвание венгров - мадьяр. Обычно обзему самоназванию названию народа прибавляют название местности, откуда происходит данная группа, например, сакв маньсит - сагвинские манси. В обращении же с другими народами манси называют себя "манси махум" - манси народ.

В научной литературе манси вместе с хантами объединяются общим названием обские угры.

Численность населения

Согласно переписи населения 2010 года численность манси на территории Российской Федерации составляет 12269 человек.

Манси расселены в бассейне реки Оби, главным образом по левым ее притокам, рекам Конда, Северная Сосьва, а также в районе города Березова. Немногочисленная группа манси (около 200 человек) живет среди русского населения в Свердловской области на реке Ивдель под Тагилом.

Язык

Язык манси (мансийский) наряду с хантыйским и венгерским относится к финно-угорской группе урало-юкагирской семьи языков.

Среди манси выделяются несколько этнографических групп: северная с сосьвинским, верхнелозьвинским и с тавдинским диалектами, восточная с кондинским диалектом и западная с пелымским, вагильским, среднелозьвинским и нижнелозьвинским диалектами. Но расхождение между диалектами настолько велико, что это мешает взаимопониманию.

Письменность, как и хантыйская была создана в 1931 году на основе латиницы. С 1937 года письменность основана на кириллице.

Литературный язык основан на сосьвинском диалекте.

В современной России многие манси говорят только на русском языке, причем свыше 60% манси считают его родным.

Этногенез манси

Манси - представители уральской контактной расы, но в отличии от хантов, к которым они очень близки по многим параметрам культуры, включая общий этноним - обские угры, они являются более европеоидными и наряду с финскими народами Поволжья включаются в приуральскую группу.

Среди ученых нет единого мнения о точном времени образования мансийского народа на Урале. Считается, что манси и родственные им ханты, возникли при слиянии около 2-3 тысяч лет назад коренных неолитических племен таежного Приуралья и древнеугорских племен, входивших в состав андроновских культур лесостепья Зауралья и Западной Сибири (около 2 тысяч лет до н.э.).

На рубеже II и I тысячелетий до н.э. произошел распад угорской общности и выделение из нее предков хантов, манси и венгров. Венгерские племена со временем переместились далеко на запад, достигнув, в конце концов, Дуная. Манси были распространены на южном Урале и его западных склонах, в Прикамье, Припечорье, на притоках Камы и Печоры (Вишера, Колва и др.), на Тавде и Туре. Ханты проживали к северо-востоку от них.

Начиная с конца I тысячелетия под влиянием тюркских, в том числе, татарских племен, затем коми и русских, манси стали переселяться на север, ассимилируя и вытесняя аборигенов-уральцев, а также хантов, которые продвигались дальше на северо-восток. В результате к XIV-XV векам ханты достигли низовьев Оби, манси граничили с ними с юго-запада.

Появление в Приобье нового (угорского) этнического элемента привело к столкновению идеологий. Уровень социально-экономического развития уральцев был значительно ниже угорского и не позволил аборигенам в полной мере воспринять привнесенные культурно-религиозные представления во многом почерпнутые от ирано-язычных племен. Это стало обоснованием дуально-фратриальной организации, при которой сложившееся сообщество состояло из двух фратрий. Потомки древних угров составили основу фратрии Мось, мифическим предком которой являлся Мир-сусне-хум - младший сын Нуми -Торума, верховного божества хантов и манси. Предком второй фратрии - Пор, больше связанной с аборигенами-уральцами, был другой сын верховного божества - Ялпус-ойка, которого представляли в образе медведя, почитавшегося уральцами с доугорских времен. Примечательно, что жены могли принадлежать только к противоположной по отношению к фратрии мужа половине общества.

Наряду с дуально-фратриальной существовала и военно-потестарная организация в лице так называемых "княжеств", некоторые из которых оказали вооруженное сопротивление русским. После присоединения Сибири к России царская администрация некоторое время мирилась с существованием угорских княжеств, но в конечном итоге все они были преобразованы в волости, главы которых стали именоваться князцами. По мере усиления колонизации численное соотношение манси и русских менялось, и к концу XVII века последние преобладали на всей территории. Манси постепенно переселялись на Север и Восток, часть была ассимилирована.

Быт и хозяйство

Традиционный хозяйственный комплекс манси включал охоту, рыболовство и оленеводство. На Оби и в низовьях Северной Сосьвы преобладало рыболовство. В верховьях рек основным источником существования была охота на оленя и лося. Существенное значение имела охота на боровую и водоплавающую птицу. Охота на пушного зверя также имеет у манси давнюю традицию. Рыбу манси добывали круглый год.

Оленеводство, заимствованное манси у ненцев, получило широкое распространение сравнительно поздно и стало основным занятием у очень небольшой части манси, главным образом в верховьях рек Лозьва, Северная Сосьва и Ляпин, где имелись благоприятные условия для содержания крупных стад. В целом же количество оленей у манси было невелико, их использовали в основном в транспортных целях.

Традиционным жилищем в дорусский период у манси была полуземлянка с различными вариантами крепления кровли. Позднее основным постоянным зимним, а иногда и летним жилищем манси стал срубный дом из бревен или толстых плах с двускатной крышей. Такой дом строился без потолка, с очень пологой двухскатной крышей, покрытой по деревянным планкам полосами выделенной бересты, сшитой в большие полотнища. Поверх бересты клали ряд тонких жердей - накатник. Крыша по фасаду немного выдавалась вперед, образовывая сени. В одной или обеих боковых стенках дома делали окна. Прежде зимой в окна вставляли льдины (вместо стекла), летом оконные отверстия затягивали рыбьим пузырем. Вход в жилище устраивался обычно во фронтонной стене и был обращен к югу.

Манси-оленеводы жили в чуме самодийского типа. В таких же чумах, крытых берестой, в низовьях Оби жили летом и манси-рыболовы. На охоте, на скорую руку, устраивали временные жилища - заслоны или шалаши из жердей. Делали их из ветвей и коры, стремясь лишь получить убежище от снега и дождя.

Традиционная женская одежда манси - платье на кокетке, хлопчатобумажный или суконный халат, зимой - двойная меховая шуба сахи. Одежда богато орнаментировалась бисером, нашивками из цветной материи и разноцветным мехом. Головным убором служил большой платок с широкой каймой и бахромой, сложенный неравным треугольником по диагонали. Мужчины носили рубахи, по покрою похожие на женские платья, штаны, пояса, к которым подвешивалось охотничье снаряжение. Верхняя мужская одежда - гусь, глухого покроя, туникообразный из сукна или оленьих шкур с капюшоном.

Главным средством передвижения зимой были лыжи, подбитые камусом или шкурой жеребенка. Для транспортировки груза пользовались ручными нартами. В случае необходимости их помогали тянуть собаки. У оленеводов были оленьи упряжки с грузовыми и легковыми нартами. В летний период основным транспортным средством служила лодка калданка.

Традиционная пища манси - рыба и мясо. Существенным дополнением к рыбным и мясным блюдам были ягоды: черника, клюква, брусника, черемуха, смородина.

Религия и верования

Традиционное мировоззрение манси основано на трехчленном делении внешнего мира: верхний (небо), средний (земля) и нижний (подземный). Все миры, по представлению манси, населены духами, каждый из которых выполняет определенную функцию. Равновесие между миром людей и миром богов и духов поддерживалось с помощью жертвоприношений. Главное их назначение - обеспечить удачу в промыслах, оградить себя от воздействия злых сил.

Для традиционного мировоззрения манси характерно также шаманство, преимущественно семейное, и комплекс тотемических представлений. Наибольшим почитанием пользовался медведь. В честь этого животного периодически проводились медвежьи праздники - сложный комплекс обрядов, связанных с охотой на медведя и поеданием его мяса.

С XVIII манси формально обращены в христианство. Однако, как и у хантов, отмечается наличие религиозного синкретизма, выражающегося в адаптации ряда христианских догм, при преобладании культурной функции традиционной мировоззренческой системы. До наших дней традиционные ритуалы и праздники дошли в измененном виде, их адаптировали под современные взгляды и приурочили к определенным событиям.



Рассказать друзьям