Краткая биография томаса гейнсборо. Томас гейнсборо картины

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough) (1727-1788), английский живописец, рисовальщик и гравер. Родился в 1727 году в Садбери (Суффолк). В 1740-е годы был подмастерьем Юбера Гравло, французского рисовальщика и гравера, работавшего в Лондоне.

Ранние пейзажи художника близки произведениям голландских мастеров 17 века. Например, в картине "Корнардский лес" (1748, Лондон, Национальная галерея) композиция и большинство деталей, мягкий серебристый свет и ощущение влажности воздуха восходят к голландским прототипам.В 1748 году, когда умер его отец, Гейнсборо пришлось вернуться в Садбери, а в 1752 или 1753 году он переехал в Ипсуич, где нашел заказчиков среди местного мелкопоместного дворянства и духовенства. Первые портреты Гейнсборо, относящиеся к этому периоду, написаны довольно жестко и выглядят статичными. Однако художник обладал исключительным даром передачи сходства и настроения моделей, сочетая это качество со свежестью и живостью живописной манеры. Он продолжал писать пейзажи, к которым всегда испытывал особое пристрастие. Многие из них, очевидно, задумывались как декоративные панно для деревянного резного украшения над камином (две такие картины были заказаны герцогом Бедфордом в 1755 году). В это же время начал складываться новый стиль его портретной живописи, близкий к рококо.В 1759 году Гейнсборо переехал в Бат, который был тогда модным курортом. Там его ожидало множество новых заказов, в основном от представителей английской знати. В этот период в его живописи заметно влияние утонченно-элегантного искусства Антониса Ван Дейка. Вопреки распространенной тогда практике Гейнсборо никогда не прибегал к помощи художника, писавшего драпировки; он умел великолепно передать фактуру шелков, атласа и кружев, золотого шитья и бархата. В конце 1760-х - начале 1770-х годов он написал серию больших пейзажных композиций, навеянных живописью Рубенса. Одна из самых известных - "Телега с урожаем" (Бирмингем, галерея Института изящных искусств Барбера). Гейнсборо участвовал в ежегодных выставках Общества художников, а в 1768 году стал членом-учредителем Королевской Академии искусств.В 1774 году Гейнсборо переехал в Лондон; тогда же он был избран в Совет Академии, но часто пренебрегал своими обязанностями. В 1784 году он окончательно рассорился с Академией и с этого времени стал устраивать выставки своих работ в собственной мастерской в Шомберг-хаусе на Пэлл-Мэлл. Описания этих выставок опубликовал его друг Хенри Бейт. Поздние портреты живописца наполнены возвышенно-романтическим духом, их отличает утонченная и свободная манера исполнения; фон, с лесными зарослями на заднем плане, прописан широкими, непринужденными движениями кисти. Пожалуй, самый удачный из них - портрет молодой супружеской пары, получивший название "Утренняя прогулка" (1785, Лондон, Национальная галерея). Со временем мастер стал все больше обращаться к искусственным, "сочиненным" композициям, сооружая на столе небольшой макет, с которого потом писалась картина. В серии горных пейзажей отразился присущий его эпохе вкус к "возвышенному", а в картинах с деревенскими домиками и крестьянами - его сентиментальное отношение к сельской жизни. Гейнсборо, всегда проявлявший большой интерес к эффектам освещения, придумал "волшебный фонарь", в котором за прозрачными пластинами с живописными изображениями помещал горящие свечи. В рисунках Гейнсборо постоянно экспериментировал с новыми техниками; он достиг удивительной свободы и беглости стиля, передавая форму несколькими штрихами и работая пастелью со стремительностью и неистовством, достойными Ван Гога.Портретная живопись Гейнсборо оказала удивительно слабое влияние на искусство других художников, главным образом из-за того, что созданный им стиль был очень индивидуален и субъективен. Однако пейзажи и рисунки художника многократно копировались. Известно, что крупнейший пейзажист следующего поколения Джон Констебл восхищался его произведениями.Умер Томас Гейнсборо 2 августа 1788 года.

Lady Georgiana Cavendish

Conversation in a Park
Landscap e

Wooded Landscape with Cattle by a Pool and a Cottage
The Cottage Door

The market cart

Cottage Girl with dog and Pitcher
The Harvest Wagon
woodcutter courting a milkmaid

Evening Landscape-Peasants and Mounted Figures
River landscape

The Watering Place
Landscape with Cattle
Charity relieving Distress
Fen Bridge Lane
The Woodcutters Return
Художник почти не использовал натурные наблюдения в своих пейзажах: приступая к работе, он строил на столе небольшую модель из камешков, веток, песка, кусочков мха, а затем воспроизводил её на холсте. В то же время краски живой природы отразились в цветовом решении его полотен. Мастер стремился к тонким и нежным полутонам, мягкой светотени. Мир Гейнсборо наполнен покоем и гармонией. Гейнсборо ценил в природе естественную, скромную красоту, созвучную переживаниям человека. Он любил лесные и речные виды с извилистыми тропинками, свободно растущими деревьями, порой принимающими причудливые формы. Его творчество подготовило расцвет английского романтического пейзажа в первой половине XIX в.

Open Landscape with Mounted Peasants
The Mall
John Plampin
Portrait Of Colonel John Bullock
Elizabeth Wrottesley
King George III
John and Henry Trueman Villebois
Artists daughters with a cat

The Blue Boy (Jonathan Buttall).
Герой портрета, друг художника Джонатан Баттл, юноша далеко не знатного происхождения, блестяще «вошёл в образ» утончённого молодого аристократа.

Shepherd Boys with Dogs Fighting
Master John Heathcote
John, Fourth Duke of Argyll
Mrs Sheridan.
В 80х гг. Гейнсборо создал портреты музыканта и писательницы Элизабет Линли Шеридан (1783 г.) и выдающейся трагической актрисы Сары Сиддонс (1785 г.). Облик Элизабет Шеридан излучает нежность и обаяние. Фигура героини связана с пейзажем: темно-коричневые краски вечернего леса великолепно оттеняют тёплое золотистое сияние её платья, можно заметить, что линия причёски повторяется в очертаниях кроны дерева. Пейзаж воспринимается как отражение душевного со стояния женщины.

Mrs Siddons .
Портрет Сары Сиддонс совсем иной. Многое в нём рассчитано на внешнее впечатление — элегантный костюм, бархатная драпировка занавес, написанные с большим мастерством. В облике актрисы чувствуется огромная сила характера, но её внутренний мир недоступен. Сиддонс актриса скрывает от зрителя Сиддонс женщину.

pomeranian bitch and puppy

Mrs Graham

George, Lord Vernon
The Linley Sisters
Mrs Graham

Ann Ford (Mrs Philip Thicknesse)
Queen Charlotte
Mary, Countess Howe
The Morning Walk
The Honourable Charles Wolfran Cornwall
William Wollaston
The Marsham children

Portrait of a lady in blue

James Christie

Portrait of Louisa, Lady Clarges (1760 - 1809).

Gainsborough`s Daughter Mary (1777)

«Если бы наша нация произвела до статочно талантов, чтобы мы удостоились чести именоваться английской школой живописи, имя Гейнсборо перешло бы к потомству среди первейших носителей её зачинающейся славы». Эти слова сказаны Джошуа Рейнолдсом в его знаменитой речи памяти Томаса Гейнсборо, произнесённой в Королевской академии искусств. Из всех мастеров английской живописи XVIII в. Гейнсборо уже при жизни был признан самым выдающимся.

February 10th, 2016

Thomas Gainsborough; (1727 - 1788) -

английский живописец, график,портретист и пейзажист.

Томас Гейнсборо. Автопортрет, 1758−1759.

«Даю вам право сварить из меня лак для картин и распилить мои кости на карандаши», -
писал Гейнсборо своему заказчику, когда больше года никак не мог закончить его портрет.

Причин тому было несколько:
во-первых, Гейнсборо был крайне придирчив к себе,
а во-вторых, вечно отвлекался на что-нибудь постороннее.

Великий английский актёр XVIII века Дэвид Гаррик говорил о своём друге:
«Голова Гейнсборо так набита всякими талантами, что всегда существует опасность,
что она взорвётся,как перегретый паровой котёл».

Томас Гейнсборо Семейство Бейли 1784

Томас Гейнсборо c юности и до самой смерти был невысокого мнения о своих способностях.
Это сейчас мы знаем, что в XVIII веке лучше и тоньше художника в Британии не было.
Но сам Гейнсборо до такой степени не верил в свои силы, что решил: в Лондоне ему
точно никогда не добиться успеха. А раз так - надо ехать в провинцию. Гейнсборо
рассуждал так: люди там простые, неприхотливые. Заказчики не будут привередничать,
как избалованная столичная публика.
А значит, Гейнсборо сумеет прокормить жену и двух дочек.

Пейзаж с дояркой. 1754-1756. Центр британского искусства. Йель.

Скоро помещик из пригорода прослышал, что в Ипсуиче поселился художник, и прислал за
ним своего слугу. Окрылённый перспективой хорошего заработка Гейнсборо поспешил к нему.
Всю дорогу он радостно гадал, что именно закажет ему богатый эсквайр. Вид своего
поместья? Сцену охоты с чистокровными лошадьми и породистыми собаками? Семейный портрет?

В поместье Гейнсборо ожидали жбаны с краской и щётки. Оказалось, хозяин желал,чтобы ему
покрасили двери и окна. Как ни низко Гейнсборо оценивал свой талант, это оказалось
чересчур. Он резко развернулся на каблуках и удалился без объяснений.

Томас Гейнсборо Прогулка в Сент-Джеймском парке 1783.

В работе Гейнсборо использовал необычные вещи, а обычные превращал в необычные. Чтобы
добиться тонкого и плавного («текучего») мазка, он пользовался жидкими красками и
очень длинными кистями. Длина их составляла до 6-ти футов - около 180 см. Работать
такими кистями можно было только стоя. Так Гейнсборо и стоял за мольбертом с
полутораметровой кистью по 5−6 часов в день. Ближе к старости это стало чудовищно
тяжело: просто удержать такую кисть требовало усилий.

Много нужного для работы художник находил на кухне. К возмущению кухарки, утаскивал
оттуда кастрюли, чтобы разводить в них краски и химичить с лаками. Тени на полотне он
намечал кусочком губки, притороченным к палочке, блики - маленьким кусочком белил,
зажатым щипчиками для сахара. Шутили, что после того, как на них положил глаз
Гейнсборо, щипчики в городе сразу подорожали.

Возвращение с жатвы. 1774. Художественная галерея Онтарио. Торонто, Канада.

Если Гейнсборо задумывал писать пейзаж, он сооружал модель ландшафта прямо у себя в
мастерской. В ход пускалось всё, что попадалось в кладовой или просто во дворе под
окнами. Гейнсборо приказывал слуге тащить из кухни простой дубовый стол и начинал
колдовать над композицией. В дело шли любые подручные материалы: веточки, камешки,песок.
Тёмный передний план он сооружал из пробки, средний - из глины; скалы выкладывал из
кусков угля, кусты - из мха и лишайников, дальние леса на горизонте - из цветной
капусты. Рисовать просто по памяти Гейнсборо не любил.

Томас Гейнсборо Джон Плампин 1750-е.

Популярность Гейнсборо не радовала. Дело в том, что он искренне считал своим призванием
пейзажи. Но их никто не хотел покупать: в Англии это еще не вошло в моду. Вместо этого
окружающие осаждали его, чтобы Гейнсборо написал их портрет. У художника была
феноменальная способность передавать сходство. А еще он удачно оказался «в нужное время
в нужном месте», когда переехал в курортный городок Бат,кишащий праздными и богатыми
бездельниками. Любимым развлечением в Бате были купания - в воду погружались одетыми,
прямо в камзолах и треуголках.

Томас Гейнсборо Виконт Лигонье 1771.

Вторым модным развлечением стало позирование обаятельному чудаку Гейнсборо. Но череда
сменявших друг друга самодовольных физиономий угнетала портретиста. «К чертям всех
джентльменов! - жаловался он в письме молодому коллеге, - для художника нет злейших
врагов, чем они, если не уметь их держать на приличном расстоянии. Они думают, а может
быть иногда и вы тоже, что вознаграждают ваши заслуги своим обществом и вниманием».

Томас Гейнсборо Виконтесса Лигонье 1771.

Однако, несмотря на брюзжание Гейнсборо, ажиотаж только рос. Заказчики записывались
заранее, закупали огромные роскошные рамы для своих гостиных, а потом долго ждали,
когда у художника дойдут до них руки. Ожидание могло длиться и год, и два. «Природа
портретной живописи такова, что происходит постоянная гонка, - философствовал Гейнбсоро,
- один дурак возникает вслед за другим, точно их блоха укусила, и этого достаточно,
чтобы свести меня с ума».

Томас Гейнсборо Ричард Хёрд, епископ Вустерский 1781.

Иногда Гейнсборо не выдерживал и бросал начатую работу. Так было, когда некий аристократ
всё время переспрашивал, сумел ли Гейнсборо запечатлеть его породистую ямку на подбородке.
Или когда другой стал требовать, чтобы Гейнсборо перед каждым сеансом портретирования
являлся на утреннюю молитву. В конце концов, не выдержав перенапряжения, Гейнсборо слёг.
Положение было настолько серьёзно, что местная газета поспешила раструбить о смерти
всеми любимого живописца - это казалось неминуемым.

Однако Гейнсборо выжил.

Томас Гейнсборо Портрет четы Эндрюс 1749

Гейнсборо обожал музыку и сам был превосходным музыкантом. Дружил с музыкантами больше,
чем с художниками. Играл практически на всех музыкальных инструментах, какие только
существовали в Англии XVIII века - от цитры до виолы да гамба (прообраза современной
виолончели). Переезжая в новый город, Гейнсборо тут же вступал в местное музыкальное
сообщество. В таких кружках профессионалы и любители, вроде него, музицировали и
весело проводили время.

Томас Гейнсборо Иоаганн Кристиан Бах, сын Иоаганна Себастьяна Баха 1776

В музыке тогда чрезвычайно ценилась импровизация, а в импровизации Гейнсборо, обладавший
хорошим слухом, был очень силён. Мог исполнить на слух любую мелодию на гитаре или
скрипке, клавесине или флейте. А также на гобое, фаготе, арфе и лютне. Правда, как
говорил его приятель, Гейнсборо «никогда не хватало прилежания выучить ноты».

Томас Гейнсборо Портрет композитора Карла Фридриха Абеля с его виолой да гамба 1765.

Часто заседание музыкального кружка заканчивалось тем, что друзья-музыканты стаскивали
с головы Гейнсборо парик и начинали перебрасывать его другу другу под аккомпанемент
всеобщего хохота.

«Меня тошнит от портретов»,
- жаловался Гейнсборо. Но тут же утешался:
«Зато у меня есть пять виол да гамба!»

Томас Гейнсборо Преподобный Джон Чафи, играющий на виолончели на фоне пейзажа 1752.

Томас Гейнсборо Портрет композитора Иоаганна Кристиана Фишера 1780

Томас Гейнсборо Карл Фридрих Абель 1777

Томас Гейнсборо Анна Форд (будущая миссис Филипп Тикнесс) 1760.

Друзья у Гейнсборо были под стать ему самому - беспокойные, но весёлые и изобретательные.
Например, он дружил с человеком по имени Генри Бейт. Генри имел сан священника, но
решил посвятить себя публицистике. Журналист из него получился отменный - талантливый
и зубастый. Со многими из тех, кого задевали его статьи, Генри Бейт дрался на дуэли.
А когда решил переключиться на дела поспокойнее - музыку и сельское хозяйство, -
за ним всё равно следовало прозвище«драчливый пастор».

Томас Гейнсборо Питер Дарнелл Уилмен, Чарльз Крокатт и Уильям Кибл на фоне пейзажа 1750.

Когда Генри Бейт получил неожиданное наследство (с непременным условием, что прибавит
к своей фамилии «Дадли»), он стал издавать газету Morning Post,чуть позже основал
Morning Gerald. О Гейнсборо в его газетах писали только хорошее.

Томас Гейнсборо Уильям Уоллестоун 1750.

Еще одним другом Гейнсборо был моряк и торговый агент по имени Джеймс Кристи. Этот тоже
решил взяться за совсем новое дело - начал торговать картинами с аукциона. Происходило
всё в пыльных помещениях печатного склада на Пэлл Мэлл. Гейнсборо жил неподалёку и
иногда забегал к другу развеяться. Обычно Кристи стоял за кафедрой с молоточком и,
блистая красноречием, нахваливал очередной товар, который хотел сбыть публике.

Джеймс Кристи. 1778. Музей Пола Гетти. Лос-Анджелес

Остроумный Гейнсборо подшучивал над ним и над всей этой новой для всех ситуацией.
Кристи не обижался. Очень скоро он стал просить Гейнсборо заглядывать к нему почаще:
в дни его посещений продажи возрастали на треть. Секрет был прост: в лёгкой и веселой
атмосфере люди легче расстаются с деньгами. Так что успех аукционного дома
Christie`s начался с шуточек Гейнсборо.

Генри Бейт-Дадли. 1780. Частное собрание.

Однажды Гейнсборо не на шутку увлёкся эйдофузиконом. Так называлась штука,которую в
начале 80-х годов XVIII века сконструировал театральный художник Лоутербург.
Это было что-то вроде современного проектора слайдов - с поправкой на то, что
электричество заменяли свечи.

Проектор Томаса Гейнсборо. 1780-е. Музей

Лондонцы приняли изобретение «на ура»: уж очень им нравилось смотреть, как на стене
тёмной комнаты возникают в потоке света картины природы - леса и горы, грозы и закаты,
наводнения и пожары. Как только Гейнсборо увидел всё это - потерял покой и сон.
Мог думать только об эйдофузиконе. Немного успокоился только когда собственноручно
сконструировал копию и изготовил несколько«слайдов» - вот где пригодилось его
искусство пейзажиста. Особенно удачным вышел лунный пейзаж.

Слайд для эйдофузикона, изготовленный Томасом Гейнсборо. 1780-е. Музей Виктории и Альберта.

Хороша была и гроза. Когда во время показа за окном разразилась гроза взаправдашняя,
Гейнсборо полез на крышу, чтобы сравнить зрелище в природе с тем,которое нарисовал
сам. И с чердака, счастливый, кричал: «Лоутербург, наш гром лучше!»

Томас Гейнсборо Автопортрет с женой Маргарет и старшей дочерью Мэри 1751.

К собакам Гейнсборо относился с нежностью. Даже его первая сохранившаяся подписанная
работа - это портрет бультерьера Бампера. На обороте рукой Гейнсборо написано
«замечательно умный пёс». Собаки позировали Гейнсборо наравне с хозяевами и нередко
выходили на холсте более симпатичными, чем их владельцы. Однако не все разделяли
добрые чувства художника к «друзьям человека».

Томас Гейнсборо Тристан и Фокс 1780-е.

В 1770-м году Гейнсборо написал портрет герцога Баклёя. На нём молодой аристократ
обнимает любимую собачку. Королевское общество Эдинбурга, которому портрет был
подарен, его с возмущением отвергло: это же так неприлично!

Герцог Генри Баклёй. 1770.

Под конец жизни Гейнсборо часто ссорился со своей женой Маргарет Барр. С возрастом
она становилась всё более скупой и ворчливой. Гейнсборо быстро вспыхивал, ругался.
Но мириться шёл всегда первым: писал жене трогательную записку от имени своего пса
Фокса. А адресовалось письмецо любимому спаниелю жены Тристраму.

Томас Гейнсборо Портрет Маргарет Гейнсборо, жены художника
1778 Лондон, Галерея института искусства Курто

На Маргарет запрещённый приём действовал безотказно. Она тут же садилась сочинять
ответ собаке Гейнборо: «Мой дорогой Фокс! Ты такой добрый и любящий, а я, маленькая
несносная жёнка, всегда тебя огорчаю, так давай поцелуемся и не будем больше об
этом вспоминать. Всегда твоя любящая Трис».

Из книги Е. А. Некрасовой «Томас Гейнсборо»

Томас Гейнсборо - известный английский портретист 18 века. Родился художник в 1727 году в английской многодетной семье.
Талант к живописи у мальчика начал проявляться еще в раннем детстве. Не было такого дерева, скалы, оврага, придорожного столба, которые он не запомнил бы и не зарисовал их с точностью наизусть.

Когда Томасу исполнилось 13 лет, он уезжает учиться в Лондон. Здесь мальчик обучается у известного портретиста Френсиса Хаймена. Заметно повлиял на его творчество и французский гравер и пейзажист Гюбер Гравело, который преподал Гейнсборо французский стиль рококо. Но наибольшее влияние на стиль творчества Томаса оказал . Первыми картинами юного художника были небольшие пейзажи, которые он зачастую отдавал торговцам за копейки. Затем Гейнсборо занялся рисованием портретов.

Самое раннее произведение с авторской подписью художника было нарисовано в 1745 году. На фоне пейзажа был изображен портрет бультерьера, а с другой стороны картины Томас подписал «Замечательно умный пес». В то же время был нарисован и портрет хозяина собаки - Генри Хилла.

Со временем Гейнсборо начал добиваться успеха, и в 1745 году он уже имеет собственную мастерскую. В июле 1746 года 19-летний художник создает семью.

Вскоре Томас возвращается на родину, где умирает его отец. Но после этого печального события пришло и радостное – у художника родилась первая дочь, которую назвали Мари. Вместе с семьей через некоторое время он переселяется в Ипсвич, где на свет появляется его вторая дочь - Маргарет.

Основным заработком Гейнсбро были портреты, в стиле которых он подражал Хогарту. От него он усвоил непосредственность восприятия, больше думая о сходстве, стремясь нарисовать каждодневный человеческий облик.

В начале 1760 года, после переселения в курортный город Бат, Томас становится очень популярным. Он пишет портреты, выполняет множество заказов местных и столичных аристократов. В этот период на его творчество влияет , но со временем художник вырабатывает собственный стиль. Портреты Томаса овеяны легкостью, изящностью и утонченностью.

Работы Гейнсборо начинают регулярно выставляться в Лондоне. Особенно популярными в этот период являются «Элиза и Томас Линл» и «Дама в голубом». В 1770 году художник пишет известный портрет «Голубой мальчик», где с пейзажем сопоставляется мальчик в костюме голубого цвета.

Через три года Томас окончательно переезжает в Лондон. Даже Король Георг третий начинает покровительствовать художнику. Необходимо заметить, что в творческих работах Гейнсборо более весомую роль играет пейзаж, в отличие от других портретистов. В свои последние жизненные годы Томас пишет нежные, порой сентиментальные портреты крестьян и детей, пейзажи и жанровые сценки. Умер знаменитый художник в августе 1788 года.

То́мас Ге́йнсборо (англ. Thomas Gainsborough; 14 мая 1727 - 2 августа 1788) - английский живописец, график, портретист и пейзажист.

Дата крещения Томаса Гейнсборо - 14 мая 1727 года. Был младшим, девятым ребёнком в семье торговца сукном Джона Гейнсборо и его жены Сюзанны.

В детстве Томас увлекался лепкой фигурок животных и рисованием. В 13 лет он уговорил родителей отпустить его в Лондон, и, по утверждению его приятеля Филипа Тикнесса, с тех пор обеспечивал себя самостоятельно.

В Лондоне он поселился у серебряных дел мастера, фамилия которого неизвестна, и позже стал посещать уроки рисования у Юбера-Франсуа Гравло, преподавателя Академии св. Мартина. В первую очередь Гейнсборо интересовали пейзажи. Сохранились его зарисовки различных растений, сделанные в 40-х годах.

Зарабатывал он писанием пейзажей, подправлял старые картины, работал на гравёра Джона Бойделла.

В 1745 году он поселяется в собственной мастерской. Одна из первых подписанных им картин также датируется 1745 годом. На фоне пейзажа на ней изображён бультерьер. На обороте холста сам художник написал: «Замечательно умный пёс».

15 июля 1746 года Гейнсборо обвенчался с Маргарэт Барр, побочной дочерью герцога Бофора. Вероятно, рисунок (около 1746 – 1748) и картина (около 1746-1747, Лувр) являются автопортретами с женой, выполненными в стиле Ватто .

В 1748 году он написал «Лес Гейнсборо». В этой картине видно влияние Рёйсдаля , который был очень популярен в Англии в то время.

Совместно с другими художниками его пригласили украсить детский приют видами восьми лондонских госпиталей. Написанный в 1748 году «Чартерхаус» приносит Гейнсборо уважение в художественной среде, его картину сочли лучшей. Однако новых заказов это не принесло, и Гейнсборо решает вернуться в Садбери.

В 1748 году умер его отец, в том же году родилась старшая дочь Мэри.

Гейнсборо всегда считал себя пейзажистом, но пейзажи не приносили дохода, так как не были популярны. Около 1749 года Гейнсборо создаёт произведение, в котором он впервые соединяет портрет и пейзаж - «портрет четы Эндрюс».

Приблизительно в 1750 году Гейнсборо переезжает в расположенный недалеко Ипсуич.

В Ипсуиче Гейнсборо стал членом Музыкального клуба, он познакомился с другими любителями музыки и самими музыкантами. Позднее он напишет портреты некоторых из них, а также групповой портрет с изображением Музыкального клуба.

В 1752 году у Гейнсборо родилась вторая дочь - Маргарет.

Основной доход художник получал от портретов. «В жанре портрета он старался следовать Хогарту, усвоив его непосредственность восприятия модели, заботясь больше о сходстве, нежели о передаче общественного положения позирующего, стремясь запечатлеть обычный, каждодневный облик человека».

Вероятно, около 1753 года Гейнсборо получил лестный для него заказ на портрет адмирала Вернона.

Он пишет много портретов членов своей семьи. На автопортрете 1754 года он изобразил себя в треуголке. На написанном портрете 1756 года дочери устремились за бабочкой.

Около 1758 года Гейнсборо выполняет два портрета своего приятеля Уильяма Уоллестона. На одном Уоллестон изображён с флейтой, на другом он написан на фоне поместья.

В декабре 1758 года Гейнсборо получил заказ на портреты графа Джерси и его сына лорда Вильерса. Портреты, выполненные художником, находят одобрение, и его слава растёт.

Гейнсборо пишет и пейзажи. Ярким образцом его ранних пейзажей является «Лес Гейнсборо». «В ипсуичский период творчества заметнее всего влияние на Гейнсборо голландца Яна Винантса - оно больше, чем влияние Рёйсдала, и проявляется в более обобщённой трактовке почвы, песчаных берегов, срубленных деревьев, широко написанной листвы. В эти годы фоны его портретов очень близки его пейзажам, делаясь всё шире и свободнее. Грунт становится опять светлее, фактура более текучей. Вообще техника художника в это время виртуозно легка и похожа нежностью тонов на акварель».

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough) (1727-1788), английский живописец, рисовальщик и гравер. Родился в 1727 году в Садбери (Суффолк). В 1740-е годы был подмастерьем Юбера Гравло, французского рисовальщика и гравера, работавшего в Лондоне.

Ранние пейзажи художника близки произведениям голландских мастеров 17 века. Например, в картине "Корнардский лес" (1748, Лондон, Национальная галерея) композиция и большинство деталей, мягкий серебристый свет и ощущение влажности воздуха восходят к голландским прототипам.В 1748 году, когда умер его отец, Гейнсборо пришлось вернуться в Садбери, а в 1752 или 1753 году он переехал в Ипсуич, где нашел заказчиков среди местного мелкопоместного дворянства и духовенства. Первые портреты Гейнсборо, относящиеся к этому периоду, написаны довольно жестко и выглядят статичными. Однако художник обладал исключительным даром передачи сходства и настроения моделей, сочетая это качество со свежестью и живостью живописной манеры. Он продолжал писать пейзажи, к которым всегда испытывал особое пристрастие. Многие из них, очевидно, задумывались как декоративные панно для деревянного резного украшения над камином (две такие картины были заказаны герцогом Бедфордом в 1755 году).

В это же время начал складываться новый стиль его портретной живописи, близкий к рококо.В 1759 году Гейнсборо переехал в Бат, который был тогда модным курортом. Там его ожидало множество новых заказов, в основном от представителей английской знати. В этот период в его живописи заметно влияние утонченно-элегантного искусства Антониса Ван Дейка. Вопреки распространенной тогда практике Гейнсборо никогда не прибегал к помощи художника, писавшего драпировки; он умел великолепно передать фактуру шелков, атласа и кружев, золотого шитья и бархата.

В конце 1760-х - начале 1770-х годов он написал серию больших пейзажных композиций, навеянных живописью Рубенса. Одна из самых известных - "Телега с урожаем" (Бирмингем, галерея Института изящных искусств Барбера). Гейнсборо участвовал в ежегодных выставках Общества художников, а в 1768 году стал членом-учредителем Королевской Академии искусств.В 1774 году Гейнсборо переехал в Лондон; тогда же он был избран в Совет Академии, но часто пренебрегал своими обязанностями. В 1784 году он окончательно рассорился с Академией и с этого времени стал устраивать выставки своих работ в собственной мастерской в Шомберг-хаусе на Пэлл-Мэлл.

Описания этих выставок опубликовал его друг Хенри Бейт. Поздние портреты живописца наполнены возвышенно-романтическим духом, их отличает утонченная и свободная манера исполнения; фон, с лесными зарослями на заднем плане, прописан широкими, непринужденными движениями кисти. Пожалуй, самый удачный из них - портрет молодой супружеской пары, получивший название "Утренняя прогулка" (1785, Лондон, Национальная галерея).

Со временем мастер стал все больше обращаться к искусственным, "сочиненным" композициям, сооружая на столе небольшой макет, с которого потом писалась картина. В серии горных пейзажей отразился присущий его эпохе вкус к "возвышенному", а в картинах с деревенскими домиками и крестьянами - его сентиментальное отношение к сельской жизни.

Гейнсборо, всегда проявлявший большой интерес к эффектам освещения, придумал "волшебный фонарь", в котором за прозрачными пластинами с живописными изображениями помещал горящие свечи. В рисунках Гейнсборо постоянно экспериментировал с новыми техниками; он достиг удивительной свободы и беглости стиля, передавая форму несколькими штрихами и работая пастелью со стремительностью и неистовством, достойными Ван Гога.

Портретная живопись Гейнсборо оказала удивительно слабое влияние на искусство других художников, главным образом из-за того, что созданный им стиль был очень индивидуален и субъективен. Однако пейзажи и рисунки художника многократно копировались. Известно, что крупнейший пейзажист следующего поколения Джон Констебл восхищался его произведениями.Умер Томас Гейнсборо 2 августа 1788 года.


Lady Georgiana Cavendish

Conversation in a Park
Landscap e

Wooded Landscape with Cattle by a Pool and a Cottage
The Cottage Door

The market cart

Cottage Girl with dog and Pitcher
The Harvest Wagon
woodcutter courting a milkmaid

Evening Landscape-Peasants and Mounted Figures
River landscape

The Watering Place
Landscape with Cattle
Charity relieving Distress
Fen Bridge Lane
The Woodcutters Return
Художник почти не использовал натурные наблюдения в своих пейзажах: приступая к работе, он строил на столе небольшую модель из камешков, веток, песка, кусочков мха, а затем воспроизводил её на холсте. В то же время краски живой природы отразились в цветовом решении его полотен. Мастер стремился к тонким и нежным полутонам, мягкой светотени. Мир Гейнсборо наполнен покоем и гармонией. Гейнсборо ценил в природе естественную, скромную красоту, созвучную переживаниям человека. Он любил лесные и речные виды с извилистыми тропинками, свободно растущими деревьями, порой принимающими причудливые формы. Его творчество подготовило расцвет английского романтического пейзажа в первой половине XIX в.

Open Landscape with Mounted Peasants
The Mall
John Plampin
Portrait Of Colonel John Bullock
Elizabeth Wrottesley
King George III
John and Henry Trueman Villebois
Artists daughters with a cat

The Blue Boy (Jonathan Buttall).
Герой портрета, друг художника Джонатан Баттл, юноша далеко не знатного происхождения, блестяще «вошёл в образ» утончённого молодого аристократа.

Shepherd Boys with Dogs Fighting
Master John Heathcote
John, Fourth Duke of Argyll
Mrs Sheridan.
В 80х гг. Гейнсборо создал портреты музыканта и писательницы Элизабет Линли Шеридан (1783 г.) и выдающейся трагической актрисы Сары Сиддонс (1785 г.). Облик Элизабет Шеридан излучает нежность и обаяние. Фигура героини связана с пейзажем: темно-коричневые краски вечернего леса великолепно оттеняют тёплое золотистое сияние её платья, можно заметить, что линия причёски повторяется в очертаниях кроны дерева. Пейзаж воспринимается как отражение душевного со стояния женщины.

Mrs Siddons .
Портрет Сары Сиддонс совсем иной. Многое в нём рассчитано на внешнее впечатление — элегантный костюм, бархатная драпировка занавес, написанные с большим мастерством. В облике актрисы чувствуется огромная сила характера, но её внутренний мир недоступен. Сиддонс актриса скрывает от зрителя Сиддонс женщину.

pomeranian bitch and puppy

Mrs Graham

George, Lord Vernon
The Linley Sisters
Mrs Graham

Ann Ford (Mrs Philip Thicknesse)
Queen Charlotte
Mary, Countess Howe
The Morning Walk
The Honourable Charles Wolfran Cornwall
William Wollaston
The Marsham children

Portrait of a lady in blue

James Christie

Portrait of Louisa, Lady Clarges (1760 - 1809).

Gainsborough`s Daughter Mary (1777)

«Если бы наша нация произвела до статочно талантов, чтобы мы удостоились чести именоваться английской школой живописи, имя Гейнсборо перешло бы к потомству среди первейших носителей её зачинающейся славы». Эти слова сказаны Джошуа Рейнолдсом в его знаменитой речи памяти Томаса Гейнсборо, произнесённой в Королевской академии искусств. Из всех мастеров английской живописи XVIII в. Гейнсборо уже при жизни был признан самым выдающимся.



Рассказать друзьям