Краткие белорусские легенды. Белорусские мифы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Замок в Лиде (Гродненская обл.). Фото Сергея Плыткевича, www.planetabelarus.by

Наши белорусские приведения живут во дворцах и руинах древних замков, подземными коридорами ходят друг к другу в гости, тоскуют, развлекаются и подшучивают над любопытными туристами. Где живет призрак Боны Сфорца и кого не любит Черная Дама Коссовского дворца, о чем беспокоится привидение Яна Кишки и куда исчезают духи убийц Кейстута - обо всем этом знает автор Радио «Свабода» Яна Шидловская.


Несвижский дворец.

1. Геранёнский замок и дворец в Несвиже: Черная Панна

В надежде на встречу с привидениями путешественники чаще всего отправляются в Несвиж, где во дворце появляется Черная Панна. История этого трагического романа началась в Геранёнском замке, после того как умер его владелец Станислав Гаштольд и оставил молодую вдову. Вскоре в замок, чтобы урегулировать вопросы наследства, приехал Жигимонт (Сигизмунд) II Август. Планировавшийся кратким визит растянулся на несколько недель. Сложно не влюбиться в молодую вдову, если она - Барбара Радзивилл - одна из самых красивых женщин края.

Жигимонт Август стал частым гостем Геранёнского замка, однако спустя некоторое время Барбара переехала в Вильну. Влюбленные тайно обвенчались, а еще через некоторое время Барбара стала одной из самых красивых королев Европы. Но вскоре после коронации она начала угасать, почти все время проводила в постели. В ее преждевременной смерти подозревают королеву Бону Сфорца. Кстати, явных доказательств ее причастности к смерти Барбары впоследствии так и не нашли.

Призрак Барбары Радзивилл появился после спиритического сеанса, который безутешный король устроил, чтобы еще раз увидеть любимую. Вопреки наставлениям, Жигимонт Август не удержался и бросился к призраку Барбары. И с тех пор ее душа в облике Черной Панны бродит по Несвижскому дворцу. Королевой Польши Барбара Радзивилл была недолго, зато после смерти навсегда осталась королевой любви.

Черную Панну иногда замечают и на руинах Геранёнского замка, где Барбара провела немало счастливых дней с возлюбленным.


2. Кревский замок: духи убийц Кейстута и княжна с собачкой

Четыре валуна-оберега вокруг Крева не сумели предотвратить появления в окрестностях привидений и нечистой силы. Прежде всего, посетителям Кревского замка советую тщательно прислушаться. Наградой станет множество таинственных звуков: лязг цепей, стук молота по наковальне, топот, чихания, тихий кашель, отзвуки пения прачки. Есть вероятность, что дождавшись темноты, вы увидите Кревских призраков. Это либо мужские тени - духи тех, кто убил Кейстута по заданию Ягайло, либо фигура женщины, которая неторопливо движется по стенам замка и коварно сбрасывает вниз камни. За ней следует преданная собачка.

Местные жители зовут женщину княжной - говорят, была она чересчур гордой и, согласно легенде, стала причиной поединка двух молодых князей. На предложение победителя стать его женой девушка дала отрицательный ответ, чем навлекла на себя княжеский гнев. В стену ее замуровали вместе с собачкой, призрак которой по сей день сопровождает хозяйку во время ночных прогулок.

Нет сомнения, что призракам Кревского замка известен и тайный ход, который будто бы вел в Вильну и который скрывает еще больше мрачных тайн.


3. Коссовский дворец: Черная Дама, призрак съеденной львом служанки и дикая охота короля Стаха

Своя Черная Дама бродит по овеянному легендами Коссовскому дворцу. Говорят, что это очень деликатное и безобидное привидение, которое изредка может припугнуть тех, чье поведение в стенах дворца покажется ему наглым или грубым.

Вероятно, за призраком Черной Дамы стоит графиня Ядвига Пусловская. Она была женой Вандолина Пусловского, вложившего в Коссовский дворец свое состояние, знания и вкус, так что о дворце говорили как об одном из выдающихся в крае. Супруга соответствовала неординарной личности своего мужа, время от времени давая толчки его неутомимой энергии. К примеру, летом, когда ей вздумалось покататься в санях, граф Пусловский в подражание Каролю Радзивиллу устроил захватывающие катания по соли. Бесспорно, пара Пусловских жила в атмосфере роскоши. Однако перемена в дворцовой жизни наступила с приходом нового хозяина.

Следующий из рода Пусловских был человеком склонным к азартным играм, много кому задолжал и, наконец, был вынужден продать дворец. Видимо, такого поступка графиня Пусловская простить не могла. Черная Дама зарекомендовала себя как самый пристойный белорусский призрак, всегда остоющийся на страже высокой морали. Поэтому на экскурсию или отдых в Коссовский дворец стоит отправляться исключительно со светлыми намерениями и мыслями. Говорят, что Черная Дама иногда пользуется подземным ходом, будто бы ведущим к Ружанскому дворцу.

Наряду с Черной Дамой в Коссовском дворце известен еще один призрак - молодой девушки, которая прислуживала хозяевам. Ее красота приглянулась одному из гостивших в Косово магнатов. Однако на объятия состоятельного гостя скромная служанка не отвечала взаимностью. Оскорбленный магнат разработал план мести: поздно вечером очередной раз позвал ее к себе в комнату и, снова услышав отказ, выгнал в коридор. А там уже бродил знаменитый коссовский лев, которого хозяева держали взаперти, однако на ночь выпускали в качестве сторожа, чтобы никто из гостей не позарился на господское богатство. С тех пор девушку больше не видели, и все усилия найти ее были напрасными. Призрак служанки являлся, когда во дворец снова приезжал состоятельный гость. Со временем привидение служанки стало подшучивать и над остальными гостями и даже их пугать.

Самые мрачные приведения в окрестностях Коссовского дворца появляются в туманной дымке тихой лунной ночи. Издалека доносятся приближающиеся стук копыт и ржание коней. Это мчит охота короля Стаха, который до сей поры мстит потомкам здешнего магната Романа. Последний нарушил законы чести, убил молодого Стаха и его сподвижников во время охоты на болотную рысь, а коней с привязанными на них телами убитых погнал в трясину. Говорят, что события легенды, описанной Владимиром Короткевичем в его знаменитом романе, произошли в окрестностях Коссовского дворца, и мрачные всадники дикой охоты поныне пугают здесь приезжих.


4. Смолянский замок, или Белый Ковель: призрак Боны Сфорцы

Королева Бона Сфорца была известна как женщина образованная, дальновидная и властная. Она содействовала развитию культуры и просвещения на белорусских землях, стремилась усилить политическую власть за счет расширения земельных владений. Немало земель Бона Сфорца получила в подарок от мужа Жигимонта (Сигизмунда) I Старого. В 1539 году королева становится владелицей Смолян. Четыре года местечко принадлежало королеве Боне, после чего перешло к состоятельному роду Сангушек, которые возведут в Смолянах замок, также известный как Белый Ковель.

Ни краткий срок пребывания Боны Сфорцы в качестве владелицы Смолян, ни тот факт, что Смолянский замок построен позже, чем здесь могла бывать королева, не могли помешать возникновению связанных с ее именем легенд. Умерла Бона в Италии, однако местные жители убеждены, что призрак королевы бродит в Смолянах. Является он преимущественно осенней порою, когда от реки Дерновка поднимается густой туман. Уцелевшая башня замка освещается мягким светом, откуда-то из-под земли доносится музыка, и тогда в оконных проемах возникает одетое в белое приведение Боны Сфорцы. А когда осеннюю тишину нарушает конное ржание, это, вероятно, означает, что королева по одному из подземных ходов направилась на своей тройке к Спасо-Преображенской церкви, по сей день действующей в Смолянах.


5. Гольшанский замок: Черный монах и Белая Панна

Репутация самого зловещего и угрюмого закрепилась за Гольшанским замком. Населяющие его приведения не отличаются вежливостью и добрыми намерениями. Крики, вопли и стоны нарушают тишину вокруг замка, а в его окрестностях происходят вещи, не поддающиеся объяснению.

По ночам на руинах Гольшанского замка возникает призрак Черного монаха. За его темным обличьем скрывается душа молодого парня, который был дерзок настолько, что рассчитывая на взаимность княжны Анны Гольшанской, назначил ей свидание. Разъяренный отец отдает приказ, и юноша погибает, будучи замурованным в одну из стен замка. С тех пор его призрак бродит по окрестностям, и местные жители называют его Черным монахом.

Другой призрак, известный на всю страну, обитает в Гольшанском монастыре францисканцев, построенном по приказу Сапегов. Белой Панной, которая наводит лютый страх, прежде всего на мужчин, стала молодая жена одного из строителей, которые возводили монастырский комплекс. Искренне влюбленная в своего мужа, она ежедневно одной из первых приносила на стройку горячий обед. Так произошло и в злосчастный день, когда работники решили задобрить черные силы, чтобы наконец-то достроить ту монастырскую стену, что, как заколдованная, постоянно обрушивалась. Принеся в жертву красавицу, они сняли проклятие, стену возвели и строители закончили работу вовремя.

А Белая Панна ежедневно обходит свои владения. Однажды в одной из келий монастыря францисканцев искал вдохновения художник Алесь Пушкин. По его словам, во время пребывания его посетил призрак Белой Панны.

Говорят, иногда призрак покидает монастырский комплекс и направляется в сторону замка.


6. Лидский замок: призраки воинов

Призраки воинов, конечно же, местом своего обитания выбрали сооруженный великим князем Гедимином для обороны от крестоносцев Лидский замок.

События легенды, давшей жизнь Лидскому призраку, происходили в декабре 1392 года. Морозы помогли крестоносцам - по скованному льдом бороту врагам удалось максимально приблизиться к неприступным стенам. В Лидском замке в то время находился князь Дмитрий Корибут. Имея подготовленную дружину, достаточное количество оружия и припасов, князь, тем не менее, принимает решение покинуть замок. Наступила ночь. Воспользовавшись подземным ходом, князь с большей частью дружины направляется в сторону Новогрудка. В замке Дмитрий Корибут оставляет нескольких воинов. Они мужественно исполнили волю хозяина и встретили неминуемую смерть, защищая замок. И вот уже семь столетий воины не уходят со своего поста, продолжая держать оборону, ненароком они пугая современных посетителей Лидского замка.

Призраки лидских воинов неоднократно становились темой споров ученых и историков, а один из призраков даже попал на снимок местного фотографа. Любители мистических историй вносят Лидский замок в wish-лист своих путешествий.


7. Мирский замок: Белая Пани и призрак Радзивилла

Отдав приказав выкопать пруд под стенами Мирского замка, один из его владельцев Николай Святополк-Мирский вряд ли догадывался, какие последствия, прежде всего для его семьи, будет иметь этот поступок. Искусственное озеро возникло на месте цветущего яблоневого сада. Но вскоре в пруду начинают гибнуть люди - исполнялось проклятие, мол, чисто утопленников должно соответствовать количеству спиленных деревьев. Говорят, к этому причастны берегини, которые и поныне живут на дне озера.

В числе жертв оказалась и молодая дочь хозяина Соня. Местечковцы убеждены, что именно ее призрак в белом одеянии время от времени бродит в окрестностях замка. Призрак Белой Пани видели и в парке, и в галереях, и в покоях Мирского замка. Иногда привидение спускается в подземелье и древними ходами направляется в сторону Несвижа, на встречу с еще одной неприкаянной душой.

А в Мирском замке обитает еще и призрак Радзивилла. Его темный силуэт видели не раз, и некоторым людям такая встреча стоила жизни. Говорят, это один из представителей могущественного рода опекает свои сокровища, якобы упрятанные в подземельях замка. Их найдет тот, кто осмелится заговорить с мрачным призраком. Не исключено, что за ним стоит фигура Доминика, который последним из Радзивиллов владел Мирским замком.


8. Любчанский замок: призрак магната Яна Кишки и возвращение змея

Своим появлением призрак магната Яна Кишки частично обязан волонтерам-реставраторам, которые работали над восстановлением Любчанского замка. Призрак будто бы внимательно и придирчиво следит за работами и может зло пошутить над тем, кто пренебрежительно или неосторожно упомянет Яна Кишку в разговоре.

Ян Кишка включил Любчу в состав своих земельных владений в 1547 году. Распространяя идеи арианства, он открывает в местечке молельный дом, школу и типографию. Позже начинает возведение каменного замка. При Яне Кишке Любча получила Магдебургское право и собственный герб. Неудивительно, что Кишка до сих пор опекает свои бывшие владения. Говорят, что со временем в Любчу вернется и призрак могучего змея-дракона, который в давние времена защищал замок и погиб во время осады.


9. Быховский замок: призраки юноши и девушки

Строить Быховский замок в качестве своей резиденции начал Ян Кароль Ходкевич. Говорят, не обошлось на строительстве без черной магии, будто бы тогда и появились таинственные призраки, которые поныне живут в руинах некогда величественного замка.

Строители, работавшие на закладке фундаментов, жаловались-удивлялись, что работа не идет: инструмент не слушается, камни падают из рук, земля осыпается, все, построенное за день, ночью исчезает. Решили строители черные силы задобрить и на общем совете постановили: первого встреченного по дороге из Быхова принести в жертву. Повстречался им парень, за которым шла девушка. Схватили обоих, и в подготовленную на замчище яму бросили. Пошла работа у строителей, замок благодаря жертве стал неприступным, а призраки безвременно погибших юноши с девушкой до сих пор появляются в Быхове.


10. Усадьба в Лошицком парке: Пани Ядвига

Жена последнего владельца Лошицкой усадьбы была особой романтичной, мечтательной и весьма привлекательной. Моложе пана Любанского на 17 лет, Ядвига не раз оказывалась в эпицентре любовной интриги. Одна из них имела трагический финал, когда не молодой уже муж убедился в неверности жены-красотки, увидев ее в объятиях другого мужчины. Вечером пара начала ссориться, после чего Ядвига побежала в парк искать утешения. С ночной прогулки она уже не вернулась - мертвое тело Ядвиги нашли на рассвете.

Даже в качестве привидения пани Ядвига не изменила романтическим привычкам: ее призрак является в Лошицком парке весной, когда цветут деревья и на лоно природы выбираются влюбленные пары.

Почему белорусские оборотни были добрыми, что такое мана и почему нельзя передавать вещи через порог? Про это и многое другое корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал кандидат социологических наук, сотрудник НАН Беларуси, мифолог Геннадий Коршунов.

По словам ученого, мифы зародились вместе с появлением первых людей и стали для них способом образного восприятия и объяснения бытия. Из-за того что себя человек знал лучше, чем всё вокруг, он сопоставлял окружающий мир с самим собой - своим телом, мыслями, страстями - и таким образом познавал его.

- Человек знал, что он живет, ест, спит и в конце концов умирает. И один из вопросов, на который мы до сих пор не знаем ответа, это вопрос: «А что будет потом, после смерти?» Вот в этот зазор между сущим и возможным и помещались мифологические существа.

- Если говорить обобщенно, мифологические персонажи были двух типов, - продолжает Г. Коршунов. - Фантасмагорические - с их помощью человек передавал ощущение страха и фиксировал опасность, что было необходимо для выживания. Не случайно огромный пласт мифологии посвящен всевозможным ужасам и монстрам, в том числе детским пугалам и страшилкам. Они служили для человека (и прежде всего для ребенка) отличным ориентиром, чего делать нельзя и куда ходить не стоит. Второй тип персонажей - посмертные существа. Древние верили, что после смерти тела на земле остается что-то еще. В европейской традиции мы называем это душой, в полинезийской - маной, у древних египтян вообще было 6 видов души. Когда человек рождается, он получает запас жизненной силы, рассчитанный на некий длительный период. Если по каким-то причинам человек умирает раньше, не выполнив то, что ему предначертано, часть жизненной силы остается в этом мире и превращается… например, в лешего, болотника, упыря, призрака и т.д.

Белорус всегда жил в наполовину мифологическом мире

Белорусский фольклор, считает мифолог, сохранился в первозданном, аутентичном виде только благодаря потрясающей для Средневековья веротерпимости белорусов. Здесь язычество очень странным образом переплеталось с христианством. Последнее в Европе действующее языческое капище было уничтожено именно в Беларуси! Прошла тысяча лет со времен Крещения Руси, а в центре Минска, напротив нынешнего Лицея БГУ, еще в начале ХХ века лежал камень Дед, напротив горел огонь, там был жрец, туда приходили люди и приносили жертвы - хлеб, яблоки, ткань. Последний языческий священнослужитель был репрессирован только в 1937 году.

Архаичность белорусской мифологии общеизвестна в научных кругах, и поэтому, когда речь идет о наиболее древних поверьях, отечественные и зарубежные исследователи отправляются в экспедиции к нам, в первую очередь на Полесье.

- С одной стороны, наша мифология немного проигрывает в яркости образов. Нет у нас таких пугающих чудовищ, как древнегреческий Минотавр, египетская Амат, скандинавский Ёрмунганд, - отмечает ученый. - Зато есть огромное количество представителей низшей мифологии: домовой, лазник, полевые духи, водяные, лешие, болотники. Поэтому и встречаются с ними не жрецы, а обычные люди, когда, заходя в хлев, здороваются и со скотиной, и с тем, кто присматривает за лошадьми, - с хлевником. В этом смысле мифология у нас очень живая, повседневная и по большому счету создана для того, чтобы научить людей жить правильно. Нечистики к хорошему человеку никогда не прицепятся. Если он порядочный семьянин, не пьет, не дерется, то никакая нечисть ему не страшна.

Наши сказочные существа - особенные

О том, есть ли в Беларуси свой уникальный мифический персонаж, которого не найдешь ни в одной другой стране мира, Г. Коршунов отвечает: выделить какой-нибудь образ как чисто белорусский достаточно сложно. Почти всегда найдутся параллели в других мифологиях, и это характерно для любого фольклора. Зато можно говорить о специфике общеизвестных образов.

- Возьмем того же оборотня, или по-нашему волколака. Особенность белорусских экземпляров - в абсолютном своем большинстве они принципиально не были злыми. На Западе человек становился оборотнем в полнолуние, после того как его покусали и, так сказать, заразили бешенством. У нас же злые колдуны «переворачивали» людей в волколаков, и те не могли вести себя как настоящие волки. Очень страдали, голодали, плакали. Если такой оборотень попадался на пути охотнику, тот мог особым образом схватить его за шкирку и сдернуть шкуру. Поэтому у нас их не боялись, а жалели. Но встречались, конечно, и злобные представители волколачьего племени. В них превращались как раз-таки колдуны. Находили особый пень, втыкали несколько ножей острием вверх и через них кувыркались. Если ножей было шесть, один отвечал за голову, четыре - за конечности, еще один - за хвост.

- Говоря о белорусском фольклоре, нельзя обойти стороной такой особенный персонаж, как домовой, - добавляет мифолог. - Он - душа дома, хранитель семьи. Но чтобы вдохнуть в здание жизнь, нужно было принести жертву. Раньше ходили такие былички (рассказ очевидца о встрече с нечистой силой. - Прим. авт. ): когда закладывались стены города или крепости и одна стена постоянно рушилась, какой-нибудь седой дед советовал кого-то в ней замуровать. Строители думали-думали и решали: чья жена завтра первая придет, ту здесь и похороним. Обычно приходила жена самого молодого, потому что соскучилась, - ее и замуровывали.

- Почти то же самое происходило, когда закладывали обыкновенный жилой дом. Естественно, человека не убивали, но первого умершего хоронили под порогом. А из-за того что детская смертность была очень высокой, обычно хоронили ребенка. Его душа и становилась домовым. На самом деле обычай на новоселье запускать кота - это отголоски тех традиций. Поэтому пожилые люди не любят переезжать в новый дом и квартиру: подсознательно они готовы к тому, что дом заберет жизнь. По той же самой причине существует поверье, что нельзя ничего передавать через порог. Проемы в стенах - окна, двери - это потенциально опасное место, через него всевозможная нечисть может проникнуть в дом и наделать в нем бед. Когда мы передаем что-то через порог, мы символически нарушаем эту границу. И домовой, естественно, будет злиться: он заботится, охраняет, а ты сам перечеркиваешь все его старания.

Ленивые белорусские драконы

Огромный интерес, по мнению Г. Коршунова, представляют собой белорусские драконы - «цмокi». В западной части Евразии дракон - воплощение первобытного хаоса, монстр самого высокого уровня, победа над которым обеспечивает человеку статус короля. На Востоке, наоборот, он выступает дающим блага и плодородие. Белорусский «цмок» не похож ни на одного из них. Он человекоподобный и не является эдаким недалеким животным, каким его описывают те же европейцы.

- «Цмокаў» в Беларуси огромное множество. Был такой огненный дракон - обогатитель, которого можно было выносить в специальном яйце под мышкой. За это он приносил хозяину деньги, зерно и прочие дары. Главное - кормить его яичницей, обязательно несоленой. Иначе отомстит пожарами и другими бедами. Потому что соль - символ вечности (засоленные продукты не портятся), а «цмок i » - существа из другого мира и таких вещей боятся.

Драконов часто вырезали на оконных наличниках. Они служили оберегами, отпугивающими разное зло. Традиция помещать на зданиях нечто, отпугивающее нечисть, вообще была достаточно распространенной. Причем образы не обязательно были положительными. Логика такая: если злой придет и увидит кого-то еще более злого, то он, скорее всего, убежит прочь.

О «цмоках» всегда ходило множество легенд…

- По преданию, белорусская деревушка Яя получила свое название, когда два дракона спорили, кто же будет главным. Один говорит: «Я!» Второй: «Я!» Стали бороться. Тут вышел один мужик и говорит: «Властвуйте над деревней оба! И ты, и ты». Цмок i удивились: «И я? И я?» Человек подтвердил: «И я, и я». Так и появилось у деревни название.

- А нынешняя станция метро «Фрунзенская», - рассказывает ученый, - расположена на возвышенности, которую раньше называли Цмокова гора. Однажды живший там дракон захотел украсть девушку местного кузнеца. Но парень не растерялся: поборол «цмока» и бросил его в Свислочь. Поговаривали, что в засуху на берегу можно увидеть кости того самого дракона.

Беларусь мифологическая

Как оказалось, в Беларуси полно мест, где можно встретить мифических существ. Например, в Лошицком парке в период цветения маньчжурского абрикоса появляется призрак панны Ядвиги, а возле разрушенной мельницы можно встретить водяного. А сколько в Беларуси статуй «цмокаў»? Только в Минске их несколько. Около Красного костела архангел Михаил убивает дракона. В Уручье в местном парке стоит статуя Змея Горыныча. Еще один «цмок» обитает возле ОАО «Керамин». В Минске даже статуя черта имеется. Где еще такое найдешь?

- К сожалению, сегодня ни на что не обращаем внимания, - вздыхает мифолог. - Проходим мимо, уставившись в свои телефоны. Оттого мы так до конца и не осознаем самих себя. А как быть белорусом, не зная, из чего формируется наше особое мировоззрение?

- Поэтому, - считает Г. Коршунов, - нужно активнее знакомить наших людей с мифологией. Текстовой информации предостаточно, но энциклопедии в современном мире читают только фанатики. Так что нужна активная визуальная подача: картинки, компьютерные игры, фильмы, мультфильмы. А потом можно и мифологический туризм организовать. Главное - использовать огромный потенциал, который у нас есть.

Подготовила Анастасия Данилович

Фото Анны Кулакевич

Существует несколько легенд о происхождении Минска и образования названия города. Одной из таких историй является рассказ о дочке Водяного по имени Свислочь.

Происхождение Минска: основные легенды

История хранит две основные легенды происхождения Минска. Каждая из них отличается красивым повествованием и претендует на роль основной.

История появления герба Минска

Тысячелетняя история Минска полна примечательных событий. Одним из них является легенда о появлении герба города.

Легенда о Несвиже

Легенда о происхождении Несвижа. Красивые исторические предположения, а также географические и фактологические данные.

Легенда о Витебске

Несколько историй о происхождении Витебска. Легенды и исторические предположения, переходящие из уст в уста, а также имеющие документальные подтверждения. Легенда о могучем роде. Краткий рассказ о том, откуда берет свое начало знаменитое княжеское семейство, являвшееся богатейшим в Великом Княжестве Литовском.

Сокровищница Радзивиллов

Легендарные 12 апостолов и еще 60 пудов драгоценностей. История об огромных богатствах в Несвижском замке.

Озеро-сердце

Легенда об одном заповедном озере, ныне носящим название Глыбля. Сказ о том, как возникла водная гладь, по форме напоминающая сердце.

Озеро Мертвое

Самое легендарное из группы "Голубых озер". Именно о нем сложено несколько легенд, суть которых изложена в заметке.

Озеро Свитязь

Существует легенда о забытом городе Свитязе: город исчез лишь потому, что в нём жили совсем негостеприимные люди. Рассказ о том, причем тут озеро.

Предание о Горбатом саркофаге

Легенда о появлении Горбатого саркофага в склепе Фарного костела в Несвиже. История о молодой княжне, семья которой пыталась выдать ее против воли замуж за австрийского принца.

Княгиня Гражина

Эта притча посвящена отважной княгине Гражине, которая ценой собственной жизни пожелала спасти Новогрудок от позорного союза с врагами.

Происхождение Комаровки

В этой легенде описывается происхождение Комаровки – места, которое неразрывно cвязано с деньгами, меной товаров.

Легенда о Поповой горке

Ходит сказание о том, что недалеко от истока реки Ушь, расположенного недалеко от Несвижа, есть невысокий холм, называющийся Поповой горкой.

Происхождение Заславля

Заславль - небольшой городок под Минском, происхождение которого связано с интересной легендой.

Лошица

Название Лошица произошло благодаря природному явлению, связанному с питьевым источником. Красивая легенда о Лошице.

Легенда о костеле Святого Роха

В свое время хворобы и эпидемии периодически поражали различные белорусские города. Не обошла эта участь стороной и Минск, когда холера постучалась практически в каждый дом местного жителя.

Достаточно длительное время анализируя «хотения и метания» белорусской власти и белорусского общества, приходишь к некоторым интересным выводам. То есть начинаешь постепенно понимать, что некоторые вещи делаются не со зла и не по злому умыслу, а из категорически неправильного понимания текущих реалий окружающего мира. У людей есть какая-то своя картинка окружающей их реальности, исходя из которой они и пытаются «прийти к успеху». Не получается, в обществе растёт негатив и озлобление. Предпринимаются новые усилия, опять не получается. Негативные эмоции нарастают.


Сегодня Россия и Белоруссия различаются, прежде всего, по внутреннему, эмоциональному настрою общества. То есть это не к тому, что в России «всё получилось», отнюдь. Но вот тех самых «взрывообразных, сносящих крышу настроений», на которые так рассчитывали наши «западные партнёры», в России нет. А в Белоруссии они как бы есть. Более того, именно они и определяют общий политический фон. Для западников что Россия, что Украина, что Белоруссия - практически одно и то же. Для многих украинцев и белорусов разница в общественно-экономической ситуации между РФ и их странами тоже не существенна. Однако. Однако она есть.

То есть россияне не бегут на майдан не потому, что боятся, а потому, что он им не нужен. Не актуален. Вот этого не могут понять ни в Минске, ни в Киеве, ни в Брюсселе, ни в Вашингтоне. То есть нет в России горючего/взрывоопасного материала для Майдана. Для украинцев/белорусов это категорически обидно. То есть получается, что у них проблемы, а у русских - нет? Ну, типа того. То есть на самом деле проблемы у русских есть, но это совсем другие проблемы. Русские ушли уже на пару уровней выше. Там и монстры понаглее, и «пасхалки» поинтересней…

Основная ошибка белорусов, они по какой-то странной причине считают, что в России всё то же самое, просто плюсом идёт куча «халявных» нефтедолларов. Отсюда и разница в уровне жизни. Кстати, да, мало кто знает, но США - это старый и мощный нефтедобытчик… Standard Oil именно оттуда, а не из КСА. И уран американцы добывают, и уголёк, и много что ещё. Но все помнят почему-то про айфоны, которые как раз делают не в Америке. Странно, да?

Более высокий жизненный уровень в России по сравнению со многими странами «пост-совка» объясняется именно этим. Проведёнными реформами экономики и финансов плюс сохранением суверенитета. Так что да: «нас не догонят». Кстати, именно эти самые «реформы» Россия настойчиво навязывала Белоруссии. Насчёт «олигархов и соц. справедливости»: когда одного американского бандита судья спросил, почему он не займётся чем-то другим, тот ответил: «Возможно и есть другие способы заработать на жизнь, Ваша Честь, но я их не знаю».

Как говорится: «Чем богаты, тем и рады…» То есть при проведении реформ по «улучшенной россиянской модели» в сытые 0-е годы, РБ имела бы сегодня более высокий уровень жизни, чем РФ». Обоснование: в 2000 году РБ - небольшая, однородная страна, сохранившая экономику от дикой приватизации с относительно популярным руководством и отсутствием внутреннего противостояния кого-то там с кем-то. Экономика однотипна с российской (то есть российский опыт можно и нужно использовать), экономика интересна россиянам и, по сути, является частью российской.

У РБ нет ни космоса, ни Кавказа, ни флота. Россия готова помогать и помогала! Кто ещё имел такие условия для реформ? Россия провела реформы «глупо и брутально», но провела. Лукашенко ужаснулся ходом реформ, но не заметил, что по итогам Россия оказалась уже «на том» берегу. То есть умный вариант - изучить и использовать опыт России, избегая её ошибок (они нам самим сегодня самим очевидны). Лукашенко (и всё руководство РБ) решил иначе: никаких реформ! Никакой «бандитской приватизации». Решение, конечно, весьма мудрое… вот только с определённого момента стали резко нарастать негативные последствия такого решения.

Экономика РБ всё более и более убыточна. Попытка «остановить стрелки часов» до добра не довела. Кстати, РБ - в какой-то мере модель того, что бы было с СССР, если бы его не реформировать, а просто пытаться сохранять «в хрустальном ларце». Плохой вариант.

Отсюда следующее заблуждение: белорусы почему-то уверены, что сейчас у них целый веер возможностей и надо что-то решать… Это неправда. Самое страшное, что сделал Лукашенко (и его окружение) - он потратил впустую лет десять. Время для реформ упущено, причём абсолютно безвозвратно. Экономика РБ за последние годы только деградировала, и набирались долги. Если «отрыть чёрный ящик», то внезапно обнаружится, что всё не просто плохо, а очень плохо.

«По-быстрому» разобраться с этими долгами не получится - маленькой и бедной белорусской экономике их придётся отрабатывать десятилетиями. Нет, «списать» их не получится - вы независимое государство, вы обязаны платить по своим долгам. Вот почему-то все думают, что независимое государство - это, типа, у нас своя фирма. И это хорошо, когда «фирма» приносит прибыль, но в данном случае - фирма перегружена долгами. Фирма - банкрот. Эдакая «полесская Греция».

Нет, «смена вектора» тут ничем не поможет: Украина вектор поменяла кардинально, но от долгов её это не избавило никак. Это, кстати, самая распространённая «белорусская иллюзия»: что путём «переобувания в воздухе» можно легко расстаться со старыми долгами и проблемами. Те долги, которые РБ успела набрать к данному моменту, белорусы будут вынуждены выплачивать в любом случае. В любом. Все, кто утверждает что-то противоположное, - нагло лгут. «Долги Лукашенко» белорусам придётся платить бесконечно. При любом раскладе.

Нет, Россию это вообще никак не касается. Выйти из «союзного государства», повесив на него долги, не получится. Союзное государство - это не СССР ни разу, и долги брала именно Белоруссия, а не Россия. Вообще, попытки как-то сделать Россию «виноватой» во внутренних проблемах РБ - это общий пункт в белорусском политическом дискурсе. Однако РБ - это независимое государство. России она с 1991 года не подчинялась никак, и никакой ответственности за сегодняшнее тяжёлое положение Белоруссии Россия нести не может.

Вот это «парадоксальное» мышление белорусов абсолютно непонятно в России: люди одновременно гордятся суверенитетом и даже в мелочах не хотят прислушиваться к мнению России, однако с возникновением проблем они с надеждой смотрят на восток… Система «ниппель» не является нормальной формой межгосударственных отношений и не может существовать длительное время. Так, «как раньше», не будет уже никогда, прежде всего потому, что России это категорически неинтересно.

Конфликт между Лукашенко и Путиным является межличностным. Это тоже одно из характерных заблуждений в РБ. Скорее уж межэлитным или межгосударственным: этот конфликт - прямое следствие попыток Минска одновременно максимизировать получаемую помощь из Москвы и степень независимости от Москвы, он неизбежно возник бы при любом другом адекватном правителе России. Личного тут очень мало, скорее сплошной «бизнес» - ни один нормальный глава Российского государства не стал бы бесконечно терпеть «художества» «лучшего союзника».

Проблемы в отношениях России и Белоруссии являются межнациональными (якобы русские не уважают Белоруссию/белорусов). Опять-таки миф, миф чистой воды: проблем целая куча, но они являются межгосударственными . Белорусы теперь не один из народов России, а обитатели собственного государства. То есть отношения строятся не внутри одной страны, а между двумя государствами. Русские ничего не имеют, например, против японцев, однако есть проблемы, которые отягчают отношения между официальной Москвой и официальным Токио. То же самое с Белоруссией, чтобы этого избежать, надо жить в одном государстве (не с японцами, понятно). То есть если бы белорусы «тянули общую лямку» - всех этих вопросов бы не было. Но их интересует только «общий котёл», отсюда скандалы.

Это ещё одна проблема в мироощущении белорусов - они ощущают себя иногда внутри России, иногда снаружи. Самое неприятное, что это «местоположение» определяется критериями выгоды/невыгоды. То есть если цены на углеводороды, то внутри, если «идти на войну», то строго снаружи. При этом сохраняя полную уверенность в том, что эта «детская хитрость» каждый раз должна срабатывать на ура.

Отсюда следующий миф - о якобы коварных планах России по насильственному присоединению Белоруссии (в пример приводится Крым). Те, кто так рассуждает, демонстрируют полную антидемократичность. С их точки зрения, существуют правители (получившие власть свыше) и толпы рабов/ стада баранов, которых можно попросту украсть. Как при таких взглядах белорусская элита рассуждает о некоем «европейском векторе» - абсолютно непонятно, взгляды у неё чисто среднеазиатские. Кстати, принципиальное нежелание Лукашенко работать «на публику» в России (и его жуткий отрицательный рейтинг в стране-союзнике) объясняется именно этим. Есть вожди, есть толпа. И плевать он хотел на российский народ, все его жесты и «яркие высказывания» обращены к Кремлю. И вот эта страна собралась в Европу…

Кстати, это разрушает ещё один миф о «евроБеларуси» и «азиатской России» - у нас уже как-то не принято принимать кардинальные решения, с народом не советуясь. Ну и «евроУкраины» этот миф тоже касается (чтоб два раза не вставать). Спроси минского или киевского «интеллехтуала» о том, «где Европа, а где азиатские степи», и ответ будет однозначным. Однако и там, и там «евроинтеграцию» видят по сценарию: а «ватное быдло» мы ни о чём спрашивать и не должны. То есть в качестве главного «евроаргумента» по умолчанию предполагается «товарищ маузер».

А насчёт «насильственного присоединения» - кому нужны на балансе откровенно проблемные территории? А то, что РБ именно такая территория, - самоочевидно. Такое «автоматическое» присоединение имело смысл ещё в веке 19-м… Сегодня, в эпоху высокоразвитой экономики и массового соцстрахования, включение в состав России Украины, Белоруссии или Эстонии - это бред сивой кобылы… Не выгодно, тупо не выгодно.

Яркий пример - присоединение ГДР к ФРГ в 1990-м году. Немцы до сих пор тихо матерятся. «Компиляция» прошла очень криво и безумно дорого. По итогам, недовольны и те, и другие. Страшно недовольны. Сделать Восточную Германию продолжением Западной не получилось. Берлин превратился в отстойную финансовую дыру…

Отсюда можно смело крушить целых два уже российско-белорусских мифа: объединение с РБ пройдёт быстро, легко и на ура, стоит «уболтать» Лукашенко. Не пройдёт. Легко это было в 1996-м году. За последующие 20 лет многое изменилось. И в РФ, и в РБ. Сегодня полное объединение вряд ли реально (даже без всяких «скачущих литвинов в «бэлых» доспехах»). Два средневековых с/х домена легко слить в один. Объединить сегодня Россию и Белоруссию… Не знаю, не знаю… Не верю, если честно, что это вообще реализуемо технически/экономически. Второй миф: якобы белорусы этого хотят. Нет, деньги под этот миф они получают. Но хотеть, не хотят, ни разу (иначе мы бы уже давно объединились). На самом деле они хотели бы жить в Евросоюзе, да на российские деньги. Правда неприятная, скандальная, поэтому откровенного разговора не получается и не получится. Одни «героические песнопения», что, дескать, мы очень любим Россию, но дорожим своей независимостью…

Касательно «западного вектора». Во-первых, немцы не предлагают РБ войти в ФРГ, ни областями, ни районами… Во-вторых, экзотическая белорусская экономика с евростандартами не совместима никак. Теоретически можно превратить Белоруссию в что-то среднее между Латвией и Болгарией, но зачем? И какое население там сможет прокормиться? И самое главное, ЕС уже «объелся» новыми «еврочленами». Тем более там не нужна страна, основы экономики которой - российские дотации. Абсурдность подобной идеи: евроинтегрировать дотационный российский регион (а с экономической точки зрения это именно так) - недоступна пониманию только белорусских экономистов и политиков.

Это, кстати, очередной белорусский миф: достаточно «принять» европейские ценности, а экономика сама собой приложится. Не приложится. Истинно вам говорю. Я проверял (как и все «младоевропэйцы»), ни у кого не «приложилась». Нужны инвестиции, технологии и рынки сбыта.

Ну и на закуску миф о некоем «особом» моральном духе страны Белоруссия, о её социальной справедливости, миролюбии и неконфликтности. Звучит красиво. Однако некий намёк на «социальную справедливость» был в момент проедания советского наследия/российских дотаций. Закончился внешний советско-российский (имперский!) ресурс - закончилась хвалёная белорусская «социальная справедливость». Сама Белоруссия ни на какую «справедливость» заработать оказалась не в состоянии, а потому в стране всё ярче проступают звериные контуры «третьего мира». Социализм - это, знаете, не только «моральный выбор», но и много-много денег на «социалку».

Так что Белоруссия вне империи - это скорее не Австрия, а ближе к Марокко. Что мы наблюдали до того - это «независимая РБ на имперских харчах». После 2008 года этот балаган свернул свою деятельность. Лицо «истинной Беларуси» мы увидели совсем недавно.

Насчёт «неконфликтности»: А. Лукашенко самым активным образом пытался участвовать в том самом внутрикиргизском конфликте. Зачем? Где РБ и где Киргизия? Амбиции, однако… То же самое касается активных вояжей в Баку и жёстких заявлений по «международнопризнанным» границам Азербайджана. Зачем? Справедливость, говорите? Ну в идеальном мире да, справедливость, в текущем - это провоцирует массовую бойню на линии разграничения в Карабахе. С подачи «миролюбивой, неконфликтной» Белоруссии.

Зачем он это делает? А назло! Назло проклятой Москве! Россия прикладывает чудовищные усилия, чтобы «заткнуть» эту самую «карабахскую дыру в другое измерение». Понятно почему - в случае большой войны там, Россию это тоже заденет, как и весь регион. А вот Александр Григорьевич активно расшатывает ситуацию. Понятно, что в случае войны белорусских солдат на Кавказ никто отправлять в Минске не собирается. И законы соответствующие приняты. Тогда зачем раскачивать лодку? А чтобы Москве отомстить за невыданные «карманные деньги» … Тут и «миролюбие», и «союзничество», и «независимость» в одном флаконе…

Белоруссия вместе с Арменией состоит в ОДКБ, но активно работает в интересах Азербайджана, который в эту организацию не входит… Кстати, тут рушится один из главных белорусских мифов - о том, что шустро переобуваться в воздухе и получать деньги с двух сторон крайне выгодно: в критической ситуации для страны (как сегодня) белорусы оказались чужими и для России, и для Европы. То есть стране срочно нужна помощь, но помогать никто не спешит… Даже с Украиной, как ни странно, отношения тоже весьма непростые (несмотря на активную «помощь» ВСУ в борьбе с «русскими сепаратистами»). То есть белорусы закрыли глаза на подъём фашизма в Восточной Европе (кем-то спонсируемый!) и тем самым испортили отношения с Россией (для России отношение к фашизму - это маркер свой - чужой), но и на Западе они своими почему-то не стали…

Таким образом, белорусские элиты, сыграли, сыграли «по-крупному» - поставив на карту всё (понятно, ставка делалась не на Россию - наши минские друзья тоже мало-мало понимают в геополитике!). И проиграли. Теперь это уже очевидно. «Трампец» и крах киевской хунты - это и их проигрыш (они то ставили на глобалистов!). Заметьте, насколько разная реакция на победу Трампа была в Москве и Минске (Лукашенко очень нервно реагировал), союзники, говорите? Ну-ну. Но при чём тут Москва? Почему Россия должна оплачивать их «невезение»?

Максимально мифический характер, с точки зрения белорусских элит, носят взаимоотношения Москва-Минск: во-первых, Белоруссия для России страна №1 и всё внимание и все ресурсы должны быть сосредоточены только на ней, так как без Минска России не жить (смысл жизни РФ - благополучие «главного союзника», Россия успешна настолько, насколько может спонсировать Лукашенко); во-вторых, белорусское руководство может бесконечно обманывать и подставлять Москву - на то, что «во-первых», это не влияет никак. В последнее время эти товарищи, с ужасом в голосе, заговорили о том, что Кремль готовит россиян к конфликту с Белоруссией… (Вся российская внешняя политика строится строго вокруг Белоруссии). То есть желание решительно выйти к чёртовой матери из этой бесконечной круговерти сплошного вранья и тройных стандартов подаётся как «спровоцированный конфликт» с «самым верным союзником».

Основная беда Белоруссии, на взгляд автора, прежде всего в не слишком высоком уровне элит. На Украине эти элиты имели уровень повыше, но оказались продажными и компрадорскими (мечта служить белому сахибу как цель жизни). А в Белоруссии другая беда: люди, определяющие «заряженность информационного поля», просто не понимают, что творится в Восточной Европе, каковы риски и какую политику имеет смысл проводить (но при этом демонстративно игнорируют российские оценки). Белорусское информационное пространство заполняют бесконечные мифы, легенды и сказания (это характерно и для власти, и для «нейтралов», и для оппозиции). К сожалению, РБ и белорусский народ живут не в сказке.

Легенда о белорусах.

Бог делил между народами земли. Одним - то, другим - то. Пришли белорусы... Очень Богу понравились. Он и начал нас наделять: «Реки вам даю полные, пущи - немереные, озера — несчитанные. Жары у вас никогда не будет, но и сильных морозов - тоже. Голодать вы никогда не будете. Не уродит картошка, так уродит рожь или еще что-нибудь. А еще звери и птицы в пущах стаями, рыба в реках - косяками, пчелы в ульях - миллионами. А травы ароматные - как чай. Не будет голода. Женщины у вас будут красивые, дети - сильные, сады - богатые, грибов и ягод - завались. Люди вы будете талантливые, на музыку, песни, стихи - способные и будете жить да жить.»

Белая панна:

По преданию, одна из стен францискансого монастыря в Гольшанах при возведении постоянно рушилась. Между тем Сапега - владелец Гольшан- пригрозил строителям жестокой карой, если те не успеют к сроку. По совету колдуньи каменщики решили принести человеческую жертву - жену, которая раньше других придет с обедом. Самый молодой строитель страстно молился, чтобы это была не его горячо любимая супруга. Но именно она самой первой и пришла к молодому супругу. Женщину замуровали в стену заживо. Дела тут же пошли на лад, и 6 августа 1618 года были построены два больших объекта: костел, который освятили во имя Иоанна Крестителя, и монастырь францисканцев. С тех пор здание обители ни разу не разрушалось, не перестраивалось. Спустя века история получила продолжение. В 1997 году во время чистки подвалов под стеной монастыря двое рабочих нашли женский скелет. Строители собрали останки в коробку и намеревались их позже похоронить, но потеряли. С тех пор в монастыре стали происходить странные вещи. Рабочие умерли при странных обстоятельствах, а стена дала внушительную трещину. Скрипы, громыхание решеток, стоны не раз слышали работники музея и путешественники, рискнувшие остановиться в монастыре на ночь. Некоторые даже видели призрак - во всех описаниях фигурирует белое истлевшее платье, изящная шея, большие и очень печальные глаза.

Заручальный дуб:

У слияния Свислочи и Лошы на крутом склоне растет могучий многовековой дуб. Согласно легенде, примерно в 1580 г. в честь обручения своей дочери князь Друцкий посадил в своем имении три дуба. Один - для того, чтобы молодые всю жизнь любили друг друга, второй - чтобы они были здоровыми и у них было здоровое потомство, третий - чтобы во всех делах им сопутствовал успех. Из трех дубов сохранился один, который, как утверждают, обладает магической силой: если подойти к дубу босиком и поклонится ему до земли, то он дает людям любовь, здоровье и вдохновляет на творчество.

Заславль:

В 980 году киевский князь Владимир посватался к дочери полоцкого князя Рогволода. Но княжна, отвергла его предложения, предпочтя его брата новгородского князя Ярополка: «Не хачу разуць рабыніча, а Яраполка хачу». Оскорбленный Владимир пошел войной на Полоцк, захватил город, надругался над Рогнедой в присутствии ее родителей и братьев, а потом у нее на глазах убил их. Княжну Владимир увез с собой, дав ей имя Горислава, а Полоцкое княжество присоединил к своим землям. Но гордая Рогнеда не простила супругу убийство отца и братьев, разорение родного города. Однажды, когда князь навестил ее, она попыталась заколоть спящего мужа кинжалом. Но Владимир проснулся и схватил жену. Он решил сам покарать посягнувшую на его жизнь Рогнеду, велел ей одеться в княжеское платье, как она была одета в день свадьбы, сесть на богатой постели и дожидаться его. Но малолетний сын его Изяслав, войдя в опочивальню, загородил мать. «Родитель мой! Ты здесь не один, сын будет свидетелем!», - сказал он. Владимир сменил гнев на милость, отбросил меч и удалился. По совету бояр Владимир выслал Рогнеду и Изяслава из Киева в Полоцкие земли, где построил для опальных жены и сына новый город и назвал ее Изяславль.

Комаровка:

Как-то на паперти Николаевского храма бездельничал юродивый Федька Комар, обычно кормившийся милостынею горожан. Он стал свидетелем того, как какой-то человек внезапно скончался на дороге к храму. В руках у него был тяжелый грязный мешок.

На том месте, где стоял Николаевский собор, в древности находилось кладбище. Говорили, что на нем был похоронен со всеми своими сокровищами лихой разбойник Сенька Сокол - лучший из дружинников князя Глеба Всеславича.

Юродивый, схватив мешок, побежал в ближайший лес, подальше от людских глаз. На дне мешка заманчиво блестело золото. Похоже, кто-то завладел сокровищами Сеньки. Однако, охваченный страхом и жадностью, Федька Комар не заметил, как угодил в болото. А оно поглотило жадного юродивого и его сокровища. С тех пор это место и стали называть Комаровкой.

По другой версии название пошло от огромного количества комаров, в изобилии летающих над этой болотистой местностью. Вначале так называли только деревню, расположенную здесь, а позже и всю местность.

Костел Симеона и Елены:

Красный костел на площади Независимости - не только памятник архитектуры, но и памятник Симеону и Елене - умершим детям Эдварда Войниловича и Олимпии Узловской. Род Войниловичей - один из древнейших шляхецких родов Беларуси. Эдвард Войнилович - крупнейший помещик Случчины, видный общественный и политический деятель, последний потомок знаменитого рода. Судьба нанесла Эдварду и его жене страшный удар, рано умер их сын Симеон, а через несколько лет, не дожив дня до девятнадцатилетия, скончалась дочь Елена. Безутешные родители пожертвовали часть своего состояния на возведение в Минске храма в память о детях.

Легенда гласит, что уже тяжелобольная Елена за несколько дней до смерти увидела во сне ангела, который показал ей храм невиданной красоты. Утром, проснувшись, она нарисовала увиденное во сне и попросила отца в память о ней построить точно такой же костел. Войнилович обратился в городскую думу с предложением возвести на свои средства костел, но с двумя условиями: храм будет возведен по предоставленному им проекту и будет освящен в честь святых Симеона и Елены. Городские власти дали добро. 21 ноября 1910 года костел, возведенный из красного кирпича в новороманском стиле, был торжественно освящен. 2 маленькие башни символизировали память о рано ушедших детях, большая - безутешную родительскую скорбь.

Лошицкое привидение:

Самый известный призрак Минска обитает в Лошицкой усадьбе. Лошицкий усадебно-парковый ансамбль - одно из самых интересных и загадочных мест в Минске. Один из древнейших и наиболее хорошо сохранившихся памятников подобного рода в Беларуси овеян множеством легенд и преданий.

Владелец Лошицы пан Евстафий Любанский женился в 37 лет на двадцатилетней Ядвиге Киневич - дочери главы мозырской шляхты. Евстафий был европейски образованным и высококультурным человеком, который благодаря своей активной общественной деятельности был широко известен среди минской интеллигенции и дворянства. Владелец Лошицы и его молодая жена наполнили свою усадьбу полотнами известных художников, привезенных из поездок по Европе, лошицкая библиотека благодаря их стараниям стала одной из богатейших на Минщине. Чета Любанских неоднократно собирала у себя на пышных балах и приемах весь свет Минской губернии, принимала участие в деятельности благотворительных обществ. Красота, изысканные манеры и начитанность сделали Ядвигу Любанскую героиней минских балов и приемов, которые устраивались минской аристократией. Воспитанная в традициях польской культуры и католицизма замужняя шляхтянка имела несчастье полюбить российского чиновника - минского генерал-губернатора А.Н. Мусина-Пушкина. Ситуация была неординарной и драматичной, о романе говорил весь минский свет, родственники негодовали. Губернатор, который отличался либерализмом, накануне революционных событий 1905 г. был отозван в Петербург. С тех пор в Лошицу по несколько раз в день стали приходить депеши из столицы империи, что не могло не возмущать законного мужа Ядвиги.

Однажды вечером, возможно после ссоры с мужем, Ядвига выбежала из дома и направилась к реке. Что произошло дальше, никто не знает: возможно, она сама бросилась в реку, возможно, это произошло случайно. Спустя некоторое время Пан Любанский, отправившийся вместе со всеми своими слугами на поиски жены, нашел бездыханное тело Ядвиги в реке недалеко от усадьбы. Убитый горем Евстафий приказал навсегда заложить кладкой окно в комнате Ядвиги и посадил рядом с местом гибели жены маньчжурский абрикос. Сам же он забросил все дела и уехал на Кавказ, где вскоре и умер.

Ядвига же навсегда осталась в Лошице. В ясные ночи каждую весну в пору цветения маньчжурского абрикоса на фоне луны в парке появляется необычайно отчетливый силуэт женщины в широких белых одеждах и предсказывает влюбленным парам, как сложится их совместная жизнь.



Рассказать друзьям