Кто такой геннадий горин. Григорий горин биография

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Замечательному писателю сегодня исполнилось бы 70 лет.


Драматург, прозаик, писатель-сатирик и сценарист, автор пьес "Поминальная молитва", "Чума на оба ваши дома!", "Шут Балакирев", "Дом, который построил Свифт" и сценариев к фильмам "Тот самый Мюнхгаузен", "О бедном гусаре замолвите слово", "Формула любви", "Убить дракона" - Григорий Горин ушел из жизни в июне 2000-го. 12 марта ему исполнилось бы 70 лет. О том, каким был Горин в текстах и в жизни, с его близким другом, драматургом Виктором Славкиным, побеседовала обозреватель "Известий".

известия: С чего началась ваша дружба?

Виктор Славкин: Мы группировались вокруг журнала "Юность", и там все познакомились: Арканов, Горин, я. Гриша был самым оптимистичным и веселым. Он нас корил за то, что мы жалуемся - мол, у нас "не пишется". Говорил: "Садись с утра, начинай писать - и все поедет!" И он рано перешел от юмористики к рассказам, в которых есть психологический момент.

и: А у Горина всегда "писалось"? Не жаловался, что "не идет"?

Славкин: Жаловался, конечно. Поскольку он в основном имел дело с театрами, то всякое было. В театрах ведь трудно - там главный режиссер, главный артист... Мы это называли "проблема второго акта". Первый акт он всегда писал быстро и хорошо. А во втором почему-то начинал сам себя анализировать. Поскольку, как известно, второй акт должен быть сильнее, чем первый... Помню, он быстро находил со всеми общий язык. Был такой случай - несколько человек, в том числе Арканов, Горин и Ширвиндт, купили на Валдае избу для рыбалки. И там был крестьянин, у которого была лодка. Он очень подружился с Гришей, но понимал, что Гриша - человек другого образовательного ценза. И мне потом Арканов рассказал, что этот лодочник к нему подошел и спрашивает: "Скажите, пожалуйста, а правда, что отчество Григория - Израилевич?" Тот отвечает: "Правда". - "И он не обидится, если я буду его так называть?" - "Не обидится", - ответил Арканов. И тогда тот стал его называть Григорий Израилевич.

Горин всегда был настолько расположен к человеку, что ему мало что мешало. Например, он немного шепелявил. И сделал из этого эстрадный номер, который читал с большим успехом. Тем самым он не давал возможности над собой зло шутить, поскольку сам первым шутил над собой. Номер так и назывался - "Шепелявочка". Это ценное качество юмориста - не уходить в самоанализ, а выплескивать все. И они, конечно, с Захаровым были друг другу серьезной опорой. Хотя это, конечно, сложностей не исключало.

и: Какого рода были сложности?

Славкин: Обычные - человек пишет и думает: "А что я пишу? Это неинтересно". И нуждается в другом человеке, который сказал бы ему: "Старик, все нормально". Вот у них такой тандем был. Я знаю, что "Дракон" не получался. Захаров его начинал сам делать. Потом подключился Гриша, и тогда получилось. Я не говорю, что Гриша все вытянул, но у них было завидное уважение друг к другу. И они взаимно оберегали друг друга от хождений не в ту сторону.

и: А как бы вы могли охарактеризовать Горина-драматурга?

Славкин: У Гриши был момент, когда он очень хотел написать современную пьесу: на современном языке, о современной проблеме. Он мучился, мучился - и написал, пьеса называлась "Феномены". Но в какой-то момент он эти мучения прекратил и сказал: "Знаешь, я понял, что мое - это когда я развиваю фантазию на тему какого-то классического произведения и получаю в результате новое произведение". И когда он это понял, стал писать еще лучше. Недавно вышла толстая книга, которая называется "Театр Горина". Он создал вот такой театр.

и: За Гориным в широких кругах закрепилась репутация писателя-сатирика. Насколько это соответствовало его самоощущению?

Славкин: Он иногда переживал, что все думают: вот вышел Горин - значит, надо смеяться. А ведь благодаря своей драматургии он заставил людей не только смеяться, но и грустить, и плакать. Это нормальная черта творческого человека, который считает, что надо пробовать делать то, что еще не делал. У него есть рассказы, написанные пером прозаика. Но я не могу сказать, что он ненавидел себя как комика. Он был очень остроумный собеседник, человек с оптимистическим зарядом. Правда, незадолго до смерти он как-то сказал: "Что-то сердце прихватило, я решил сегодня дома посидеть". Были у него и такие моменты.

и: Есть еще одно распространенное мнение, что люди, которые привыкли смешить публику, в жизни довольно печальные. Это применимо к Горину?

Славкин: Он был довольно печальным тоже. Нельзя сказать, что он всегда сыпал шутками и остроумием. Иногда погружался в меланхолию, был недоволен собой. Но когда вокруг него появлялись друзья, он снова превращался в милого Гришу Горина, который шутит. У него часто были печальные глаза. Недаром появилась фраза про "печальные глаза Горина". Во многия мудрости многия печали. Иногда бывало так, что он шутит, а в этой шутке глубокий печальный смысл, а потом снова весело. Поэтому его тексты и живут до сих пор.

и: Можете описать какую-нибудь ситуацию, которая лучше всего характеризовала бы Горина-человека?

Славкин: Он был заядлый профессиональный рыбак. А я просто любитель. Однажды мы с ним собрались на рыбалку в деревню Скнятино - довольно далеко от Москвы. Взяли удочки, выпивку, продукты и поехали. Ночью нам нужно было сойти с поезда. Нам сказали, что это наша остановка, и мы сошли. Когда поезд стал удаляться, мы поняли, что сошли не там. Остались вдвоем посреди России. Зашли в избушку, где касса, но там никого не было. Ну что делают рыбаки? Открыли бутылку водки, выпили. Гриша стал мне показывать свою новую удочку, развеселились. И вдруг у него глаза стали по-горински печальными, и он сказал: "Знаешь старик, какое счастье, что мы сошли не там, где надо. Эту ночь мы запомним на всю жизнь". Так и случилось.

Григорий Израилевич Горин смело может быть назван настоящим мастером слова современности. Талант писателя нашел отражение в десятках юмористических и сатирических рассказов и повестей. Горин с успехом работал над театральными пьесами. Фильмы, снятые по сценарию писателя, по сей день остаются любимыми киношедеврами зрителя.

Детство и юность

Григорий Горин шутил, что как юморист он родился 12 марта 1940 года. В этот день в московском роддоме мать Гриши и подарила миру талантливого в будущем мальчика. Настоящая фамилия Горина – Офштейн. Его отец посвятил себя армии, служил в звании полковника и ушел на фронт во время Великой Отечественной войны. Мать – врач скорой помощи. Она, а вернее ее девичья фамилия – Горинская послужила прообразом выбранного автором псевдонима, который пришлось взять писателю, чтобы проще получать одобрения редакторов.

Как отмечал сам сатирик, псевдоним – это аббревиатура от «Гриша Офштейн Решил Изменить Национальность».

Страсть к литературному творчеству проявилась у маленького Гриши рано. Уже в семь лет он начал писать стихи. Горин вспоминал, что в век тотальной пропаганды детский разум схватил на лету популярную тему для творчества. Те наивные детские стихи посвящались борьбе с капитализмом и воспевали величие пролетариата. Юное дарование даже показали . А тот, послушав воодушевленного Гришу, с улыбкой заметил, что из мальчика вырастет блестящий сатирик.


Школьником Горин продолжал писать рассказы и короткие шуточные сценки о друзьях, товарищах и учебных буднях. А когда пришло время выбирать будущую профессию, литератор поступил в Первый Московский медицинский институт имени Сеченова, который благополучно окончил в 1963 году.

Пойдя по стопам матери, четыре года Горин работал врачом в службе скорой помощи, где, как он сам говорил, прошел настоящую школу жизни. Позже мастер слова писал, что советский врач – это уникальный специалист, который лечит без лекарств, оперирует без инструментов и протезирует без материалов.


Однако любовь к творчеству никуда не исчезла, и Григорий Израилевич все время продолжал писать. Его рассказы и фельетоны печатались в популярных журналах и газетах. А под псевдонимом Галки Галкиной писатель некоторое время руководил отделом юмора в журнале «Юность».

В 1960 году рассказ юмориста публикуется в авторитетной «Литературной газете», наряду с произведениями уже признанных советских писателей. Конечно, со временем литература вытеснила из жизни Горина медицину. Хотя удачно заметил, что писатель всю жизнь оставался медиком - как только по телевизору появлялся Горин, читающий произведения, головная боль проходила без следа.

Литература и творчество

Первая книга писателя «Четверо под одной обложкой», написанная вместе с другими прозаиками, появилась в печати в 1966 году. Этот год отмечен выходом комедии «На всю Европу», созданной в соавторстве с . С этого времени начинается дружба и тесный творческий союз двух блестящих юмористов.


Помимо рассказов, фельетонов и повестей, Горин создавал искрометные пьесы, постановки по которым с успехом шли на сценах. Позже настал черед кинематографа и киносценариев. В кино сатирик работал в тандеме с режиссером .

Режиссер рассказывал, что Горин наделен исключительным даром – взять за основу старинный, известный всем сюжет и наполнить его современным смыслом. Это и проделал драматург при написании пьесы «Чума на оба ваших дома», в которой он с блеском дописал историю семей Монтекки и Капулетти после смерти и .


Особое место в творчестве писателя занимает работа над киносценарием фильма «Тот самый Мюнхгаузен». Изначально Гориным написана пьеса «Самый правдивый» по отдаленным мотивам произведения Р. Э. Распе о . Марк Захаров, увидев и оценив постановку, предложил перенести действие на киноэкран. Пьесу значительно переработали, и результатом стал двухсерийный фильм, разобранный впоследствии на цитаты восторженным зрителем.

Не менее значим стал сценарий к фильму «Формула любви». Кинофильм сохранил только главных героев повести о графе Калиостро. Изначально мрачная и печальная новелла с легкой руки талантливого сценариста превратилась в задорный, но заставляющий задуматься роман. Произведения писателя такими и были: с первого взгляда - забавными и смешными, но всегда скрывающими острую тему для размышлений.

Появлялся писатель и на телеэкранах в качестве ведущего. В 1978-1990 годах часто участвовал в юмористической передаче «Вокруг смеха». В 90-х годах автор приглашен постоянным членом жюри Высшей лиги Клуба веселых и находчивых. Совместно с Горин был основателем и неизменным автором клуба «Белый попугай». После смерти Юрия Владимировича некоторое время вел передачи клуба.

Личная жизнь

Семейная жизнь Григория Горина прошла вместе с любящей супругой Любовью Павловной Гориной (в девичестве Кереселидзе), чистокровной грузинкой, редактором киностудии «Мосфильм». Семейные фото безоговорочно свидетельствуют о теплых отношениях между супругами. Их всегда считали красивой парой, а дом полнился друзьями и коллегами Горина.


В одном из интервью женщина делилась историей знакомства с будущим знаменитым супругом. После окончания вуза юная девушка работала в Библиотеке имени . Такое место работы предполагает обилие книг и чтения. Там Любовь Павловна прочитала один из первых рассказов Горина. А потом заочное знакомство случайно переросло в личное. Подруга девушки попросила составить компанию по пути к тому самому Горину - время было позднее, а ей необходимо было вернуть писателю долг.


Потом сыграли свадьбу, с которой молодожены практически убежали в Прибалтику. Им хотелось, чтоб этот праздник был только для них. Друзьям и родным организовали банкет, на котором новоявленная семейная пара отсутствовала.

Так они и прожили вместе всю жизнь, поддерживая друг друга и оставаясь друзьями и близкими людьми.

Смерть

Ушел из жизни писатель стремительно и неожиданно. На шестьдесят первом году жизни, через три месяца после юбилея, ночью 15 июня 2000 года Григорий Горин скончался в своей квартире. Причина смерти великого сатирика - сердечный приступ и обширный инфаркт.

Жена великого писателя и драматурга тяжело перенесла уход мужа. Любовь Павловна признается, что для нее это стало непереносимым ударом, после которого она даже пыталась покончить с собой. Вдова пережила обожаемого супруга на 15 лет, скончалась Горина в 2015 году.


Память о Григории Израилевиче живет до сих пор в сердцах поклонников, в фильмах и произведениях, появившихся благодаря таланту автора. После смерти Горина сняты документальные фильмы и телепередачи, посвященные его жизни и творчеству, а также масса интервью соратников и соавторов, с теплотой вспоминающих товарища.

Библиография

  • 1970 - «Хочу харчо!»
  • 1973 - «Маленькие комедии большого дома»
  • 1973 - «Тореадор»
  • 1974 - «Забыть Герострата»
  • 1975 - «Соло для дуэта»
  • 1978 - «Кто есть кто?»
  • 1986 - «Комическая фантазия»
  • 1990 - «Тот самый Мюнхгаузен»
  • 1994 - «Формула любви»

Абсурд в хату, пацаны. Мы тут решили, что в твоей жизни мало безумия и вспомнили свои любимые шоу. На этих передачах вырастут наши дети. Исключительно ради эксперимента и просто чтобы поржать. То, что мы подготовили, - это античная драма, безумие, гиперактивный вандализм и абсурд. Хотя для кого-то абсурд - это «Optimus Gang», а для кого-то - «Между двумя папоротниками».

Для кого-то - «Реутов ТВ».

Для кого-то - «телеги» Паука.

Для кого-то - Давидович.

Скажем так, это тоже абсурд и очаровательный в своем кошмаре постмодернизм. Всё нужно смотреть.

Шоу Эрика Андре

Эрик Андре - это гаитяно-итальянский Пахом с американским паспортом, внешностью типичного любителя вертушек из молодежных комедий начала нулевых и более адекватным поведением в свободное от шоу время. Андре делает шоу, которое провоцирует, ломает стереотипы и крушит сразу несколько картонных стульев и столов за съемки одного шоу. Здесь всё прекрасно, особенно Beyonce и Jay Z, которые по факту являются филиппинским карликом и страшной красоты женщиной. Андре отлично эпатирует, доводя публику до рвоты и восторга. Еще лучше - он доводит знаменитостей, приглашенных в шоу, заставляя их чувствовать себя максимально неловко. Во всяком случае, слащавые подкачанные актеришки фильмов-однодневок чуть не плакали. Это крайней степени абсурд и буффонада. Причем не актерская, как у Кустурицы или Феллини, а просто голый абсурд.
Андре ходит по грани, показывая, что безумное вечернее шоу - это не «Вечерний Ургант», в котором Пирс Броснан кидает маслину в роскошное декольте, или Владимир Маркони ходит по квартирам и требует смотреть шоу. Безумное вечернее шоу - это Эрик Андре, разбивающий в начале декорации и сосущийся с копом в бургерной у всех на виду.

Эстонский бокс

Ребята из Краснодара, вкусив дурманов пряных и посмотрев на Филти Фрэнка, созрели для того, чтобы сделать свое шоу на YouTube, с абсурдом и невиданной дерзостью. Сами они называют себя представителями гонзорейва и альтернативной комедии, а выглядит это как бритье волос на ладошке песьей улыбкой. Всё их творчество - ожившие галлюцинации Рауля Дюка, ломка и приходы самого Хантера-Томпсона и собачий кайф без летального исхода.
Самое прекрасное в «Эстонском боксе» - это не пердящие дельфины, и даже не то, как они ставят в неловкое положение взрослых мужчин криками: «Именем закона, перестань быть таким сексуальным», а то, что сами ребята живут этой дуркой.

Filthy Frank

Филти Фрэнк (на родную мову переводится как «Грязный Фрэнк») - это уже легенда. Этот скрюченный раскосый оскал и гнусаво-хрипящий голос гарантируют смесь абсурдного и очень смешного дерьма. Он насилует еду, достает прохожих в розовом комбинезоне, тусит с пришельцами и записывает рэп-альбом. На самом деле Фрэнка зовут Джордж Миллер, ему 24, у него японско-австралийское происхождение и полный порядок с мозгами. Просто людям интересно смотреть на пиццу с начинкой из мертвых мышей, только и всего-то.
Его музыкальная карьера не менее интересна, чем отечественная трэп-сцена, а для тех, кто думает, что видео, где он бегает в розовом костюме - это бред, поясняем: большинство видео на его канале сюжетно связаны. Так что вымышленная вселенная Фрэнсиса более целостна, чем «Горгород», «The Wall» и другие прелести культуры.

Клевое шоу Тима и Эрика

Само по себе «Клевое шоу Тима и Эрика» - это сюрреалистически-сатирическая пародия на современное американское телевидение, в частности, на его региональные телеканалы. Да-да, какое-нибудь алабамское утреннее шоу такое же отвратительное, как какое-нибудь упоротая передача наподобие «Утреннего кофе» с Модестом Кушниром и Жужей Милославской на канале «Пенза-Косвидубль». То есть уровень дилетантства и идиотизма одинаков. Как, собственно, и объемы рекламируемого дерьма в ближайшем магазине за углом. Но в чем главная особенность американских абсурдных комедийных шоу - так это в том, что в них с большой радостью участвуют комики первой величины. Например, подзабытый и подзаброшенный в последние два года .
Шоу выходило с 2007-го по 2010-й год, но по-прежнему актуально и свежо.

Познавая мир

Когда мертвые сыны Израиля восстанут из своих могил, ваш поганый гойский мирок хрустнет как кусок сухого жабьего говна.

Еще одно ретро-шоу, по которому бывалые любителя трэша льют слезы. Вроде бы некоторое время назад Виктор Пузо что-то говорил про съемки новой программы, но пока что его никто не видел. «Познавая мир» - лучшая научно-просветительская программа, которая когда-либо была в этих наших интернетах. Сидят три умудренных жизнью человека: Полина Юрьевна, дядя Витя и гость. Господин Пузо языком крайне интеллигентным задает вопросы, касающиеся поля деятельности гостя (приходили и художники, и музыканты, и прочие), обсуждает события и пытается вставить хоть слово между воплями и гениальными перлами его самого частого гостя - Сергея Игоревича Пахомова. Выпуски с Пахомом - это праздник. Антуража добавляют выпиваемая во время эфира «Столичная» водка и, конечно же, шикарные вставки дяди Вити под лозунгом: «Пейте с нами, пейте как мы, пейте больше нас». Благодаря им мы узнали, что нужно делать с кошками, как пить водку и кто живет в Ленинграде. Главное достоинство шоу - это, конечно же, Пахом в гостях и критически-саркастическое отношение главных героев к современной власти, миру гламура и народной мудрости. Кстати, Пузо не только профессиональный алкоголик, но и скандально-известный художник, ведущий и талантливый музыкант. А еще он арт-директор культовой «Рюмочной в Зюзино» - храма московской богемы и порядочного андеграунда.

Школа Пахома

Коль уж вспомнили , то, пожалуйста, - «Школа Пахома». Тот самый качественный контент, о котором мы все так давно мечтаем. Как это описать… это смотреть надо. Тут смешались образ юродивого из «Битвы экстрасенсов» и тех странных людей, которые рассказывают в программе «Доброе утро» про самооборону и поделки из мышей. Советы, само собой, абсолютно лютые и нелепые. Подкупает экспрессия ведущего и блогера всея Руси.

Его Величество Футбол

Крайне талантливые ребята, которых смотрит безобразно мало человек. Поддержите, посмотрите, это же лучшее футбольное шоу на «Рутьюбе», которое высмеивает всю спортивную журналистику. И делает это очень талантливо. Собственно, футбол здесь используется для антуража, акцент делается на стеб и абсурд. Так что это скорее околофутбольное шоу с кучей культурных отсылок и шикарной песней про Леонида.

Геннадий Горин

Это Геннадий Горин. Геннадий просто очень мило рассказывает про свою жизнь и показывает всякий бред. Он очень красиво показывает малину и чернику на тарелке, очаровательно поет и что-то рассказывает. Геннадий как-то внезапно занял нишу покойного, по слухам, «православного патриота, твоего друга и товарища» Сергия Астахова, про которого продюсер «Зеленого слоника» снял документалку. Но свято место пусто не бывает, и на него пришел Геннадий. Что у него за диагноз - никто в точности не знает. Одни говорят про шизофрению, другие - про последствия инсульта. И вроде как над больным человеком смеяться нельзя, но коль уж это выкладывается в общий доступ, то мы имеем право обсуждать даже такое творчество.

Смотри в оба!

Простой казанский вор со стажем «подрезает» сумки у простых прохожих и на основании их содержимого составляет психологический портрет хозяина. Удивляет сам факт существования такого канала на YouTube. Неизвестно, будет ли он в дальнейшем развиваться, и является ли его создатель настоящим карманником, или это всё блеф. Очень много сомнений - вряд ли вор будет так открыто показывать добычу. Но если это правда, то это в разы безумнее «Филти Фрэнка».

Глад Валакас

Жемчужина отечественного стриминга - это не ворчливый Мэддисон, а безумный Глад Валакас. Человек, который вернул к жизни слова «тупа» и «выкусю», легенда, которая показала, что даже самые идиотские телефонные пранки могут быть душевными, а песни Юлии Савичевой - интересными. Автор канала прекрасно вживается в образ видавшего жизнь пенсионера, а вот как он добивается такого голоса - большой вопрос. Одни говорят про программу, другие про тренировки, сам же он говорил про детородный орган во рту. Во всем творчестве Валакаса больше души, чем в мировой культуре. Добрейшей души человек, послушай его звонок проституткам.

Григорий Израилевич Горин (при рождении носил фамилию Офште́йн; 12 марта 1940, Москва, СССР— 15 июня 2000, Москва, Россия) — русский писатель-сатирик, драматург, сценарист, телеведущий, автор ряда литературно-публицистических статей.

Григорий Горин родился в семье военнослужащего, участника Великой Отечественной войны, начальника оперативного отдела и исполняющего обязанности начальника штаба 150-й дивизии 3-й ударной армии, подполковника Израиля Абелевича Офштейна (1904—2000). Мать, уроженка Проскурова, была врачом скорой помощи. У неё была девичья фамилия Горинская, от этой фамилии произошли его псевдонимы — сначала Горинштейн, потом Горин (1963; впоследствии он официально поменял фамилию).
"Ваш псевдоним от горя или от горы?" - спрашивали его в интервью.

Он отшучивался: "Знаете, как расшифровал мой псевдоним Володя Войнович? Гриша Офштейн Решил Изменить Национальность".

А когда спрашивали - нет ли и у него мысли уехать, он отвечал: "Я родился в Москве, люблю этот ее уголок и добровольно не уеду. А если за мной придут - арестовывать или высылать - буду отстреливаться!"


Окончив в 1963 году 1-й Московский медицинский институт имени И. М. Сеченова, несколько лет работал врачом скорой помощи. «Советский врач, — писал Горин, — был и остается самым уникальным специалистом в мире, ибо только он умел лечить, не имея лекарств, оперировать без инструментов, протезировать без материалов…»

Это было особое высшее учебное заведение, где учили не только наукам, но премудростям жизни. Причем делали это, по возможности, весело.

Вспоминаю, например, нашего заведующего кафедрой акушерства, профессора Жмакина, который ставил на экзаменах студентам примерно такие задачи:

"Представьте, коллега, вы дежурите в приемном отделении. Привезли женщину. Восемь месяцев беременности. Начались схватки... Воды отошли... Свет погас... Акушерка побежала за монтером... Давление падает... Сестра-хозяйка потеряла ключи от процедурной... Заведующего вызвали в райком на совещание... Вы - главный! Что будете делать, коллега? Включаем секундомер... Думайте! Все! Женщина умерла! Вы - в тюрьме! Освободитесь - приходите на переэкзаменовку!.."

Тогда нам это казалось иезуитством. Потом на практике убедились, что наша жизнь может ставить задачки и потрудней, и если медик не сохранит в любой ситуации чувство юмора, то погубит и пациента, и себя...

Литературную деятельность начал с сочинения сценок для студенческого «Клуба весёлых и находчивых». С 1960-х годов активно выступал в печати с фельетонами, юмористическими рассказами и скетчами. Некоторое время заведовал отделом юмора журнала «Юность», вёл популярную рубрику от имени Галки Галкиной. Неоднократно публиковал юмористические рассказы в отделе юмора «Клуб 12 стульев» «Литературной газеты».

Первая публикация Горина появилась в 1960 году на шестнадцатой странице «Литературной газеты», которая по традиции отводилась сатире и юмору. Первый рассказ Григорий Горин опубликовал в журнале «Юность», еще будучи студентом медицинского института. Успех пришел быстро и надолго. Его произведения звучали в популярных юмористических передачах по радио, где он работал младшим редактором редакции сатиры и юмора, артисты, выступающие с эстрады, обязательно читали что-нибудь «из Горина». В 1966 году Горин решил попробовать себя в драматургии и вместе с Аркадием Аркановым написал комедию «Свадьба на всю Европу», затем «Кот домашний средней пушистости», «Маленькие комедии большого дома», «Банкет». В 1970 году в Театре Советской Армии состоялась премьера его пьесы «Забыть Герострата», которая долгое время шла на этой сцене с неослабевающим успехом. Почти 25 лет Григорий Горин сотрудничал с Театром «Ленком», совместно с Марком Захаровым были написаны многие сценарии. Вместе с ним драматург работал над созданием полюбившихся зрителям спектаклей и фильмов.

К началу 1970-х годов у Горина вышло несколько сборников пьес и рассказов, и он решил всецело отдаться литературному труду. В дальнейшем им создано более десятка пьес, наиболее известные из которых "Тиль", "Самый правдивый", "Феномены", "Прощай, конферансье!", "Дом, который построил Свифт", "Поминальная молитва","Королевские игры", "КИН IV", "Чума на оба ваши дома", "Шут Балакирев". Он автор сценариев к фильмам "Тот самый Мюнхгаузен", "Дом, который построил Свифт", "Формула любви", "Убить дракона", "О бедном гусаре замолвите слово".

В самом начале перестройки Горин обращаются к шварцевскому "Дракону". В названии их фильма — «Убить Дракона» — неопределенная форма глагола прочитывалась, в соответствии со временем лозунгов, как повелительное наклонение. В приближении первоисточника к сиюминутным политическим реалиям — Г. Г. непривычно для себя "опустился на землю", и все же, не удержавшись, дописал финал, который по-горински стал поперек общепринятому пафосу. Дракон, или Призрак Дракона, или Тот, Кто Вчера Был Драконом, или Тот, Кто Завтра Станет Драконом, — запускает с детишками бумажного дракончика. Этого пока еще Господина Никто рыцарю Ланцелоту не вызвать на поединок — зло растворяется в будущем, оно пока еще неопределимо и недоказуемо. Фильм завершается многоточием — знаком препинания и многознания, преумножающего печаль.

В 1965 году в соавторстве с Аркадием Аркановым и композитором Константином Певзнером была написана «Оранжевая песня» для 8-летней грузинской исполнительницы Ирмы Сохадзе. Впоследствии эта популярная песня была в репертуаре многих исполнителей, среди которых Марина Влади с сёстрами, Анастасия Стоцкая и другие.

В 1978—1990 годах Григорий Горин регулярно принимал участие в передачах «Вокруг смеха». В начале 1990-х приглашался в жюри Высшей лиги КВН.

В последние годы был регулярным участником и автором передачи «Белый попугай», а после смерти Юрия Никулина некоторое время был её ведущим.

Григорий Горин скоропостижно скончался в ночь на 15 июня 2000 года от обширного инфаркта. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

В день его похорон, 19 июня, из печати вышел сигнальный экземпляр шестого тома «Антологии сатиры и юмора России ХХ века», в которую вошло все лучшее, что было написано драматургом за всю жизнь, в том числе и последняя пьеса «Шут Балакирев». Свои пьесы сам Горин называл комическими фантазиями. Люди в них и смешны, и трагичны.

«У меня была бурная молодость, и женился я только в 30 лет»

«Я стольким друзьям устроил юбилеи, что на себя уже сил нет»
- Почему вы свой юбилей решили встретить в воздухе, оставив на земле желающих поздравить и выпить за ваше здоровье?

Сформулирую это так: стольким друзьям устроил юбилеи, что на себя у меня уже сил нет. Я с каких-то лет стал понимать, что в день рождения нельзя себя обкрадывать. Не зря ж ты в этот день родился, он подводит тебя к определенным итогам. А если это круглая дата -- то вдвойне. Поэтому первое дело -- не опошлить. Все свои семейные даты я справлял неординарно. Это началось со свадьбы. Когда я женился, то сказал: «Люба, не обижайся, но я не буду сидеть на нашей свадьбе. Не могу выслушивать банальные тосты -- с ума сойду». А грузинке на это трудно согласиться, у них традиции. Ну, у них так, а у меня этак.

Нельзя лишать гостей свадебного стола, иначе подумают, что ты жмот. «Поэтому мы накрываем стол, выпиваем первый бокал, делаем «горько». После этого скажем: дорогие гости, извините, у нас через час поезд». Мы так и сделали. Свадьба совершенно офонарела от нашей наглости. Потом выяснилось, что они прекрасно веселились без нас. А мы сели в поезд и уехали в Таллинн. И дальше очень много раз в семейные и юбилейные даты я старался сорвать привычный порядок вещей. Они должны быть необычными.

Согласна. Но общественность в лице телевидения все равно ж должна эту дату отметить…

У меня сейчас безумное количество звонков, все просят прийти: и радио и телевидение. Но я этот поток жестко ограничил. Будет несколько нормальных программ -- в концертной студии «Останкино», в Цирке на Цветном бульваре. Я предложил: ребята, давайте сделаем возвращение Мюнхгаузена, но не в обычный мир, а в цирк. Только все по правде. Барон должен улететь на Луну. И бесплатно Олег Иванович Янковский, последний народный артист Советского Союза, взмыл под купол. Потом Марк Захаров пригласил на арену автора с безумной идеей. И я появился с громадным удавом на плечах. Перед выходом спрашиваю у дрессировщицы: «Он меня случайно не придушит?» «Не волнуйтесь, -- говорит, -- мы его перед этим покормили».

Ну и что, удачно прошло укрощение?

Да. Инна Чурикова работала со львами и тиграми, но на расстоянии, Абдулов и Фарада ездили на лошадках. А вот Ярмольнику, который играл сына Мюнхгаузена, досталось. Леня выезжал на машинке с дрессированными обезьянами, которые, оказывается, страшно не любят, когда их передразнивают. И вот Ярмольник, наряженный, как и орангутанги, одному из них не додал конфетку. Никто ж не предполагал, что они такие злопамятные. А потом в танце, эта обиженная обезьяна совершенно неожиданно, рывком, прямо крутой Уокер, как даст ему глаз. Ярмольник плачет, а зал смеется -- подумали, что так и надо. В общем, все это безумие могло происходить только в цирке. Но в результате получилось неплохо.

Ясное дело, вы же придумали. Но, наверное, туда, куда вы собираетесь лететь немного ближе, чем Луна?

Мне невероятно повезло -- у меня еще жив отец, которому в декабре исполнилось 95 лет. Я ему сказал: «Папа, не празднуй. Давай в марте отметим два юбилея». И 12 марта я сяду в самолет и полечу в Америку. Впервые буду встречать день рождения в воздухе -- это красиво. А потом мы со стариком пойдем, сядем в каком-нибудь ресторанчике на берегу океана и выпьем по рюмке. А останься дома -- к пяти часам буду полон водки и благодушия, выйдут из президентской администрации: «Разрешите зачитать поздравительный адрес» -- ну что это будет?

«Я не вписываюсь в американское кинопроизводство»

А вы в Америке на этот раз только отдыхать собираетесь? Вы же когда-то там и лекции в университете читали, да и потом я знаю, что у вас сценарных идей на два Голливуда хватит. А у них сейчас как раз кризис по этой части…

Американцы не любят сценарии русских авторов. Мы их делаем не так, как в Америке. У нас пишут: «Утро. Петров проснулся в мрачном настроении. Серое небо наклонилось к земле». Американцы этого даже читать не будут. У них должно быть написано: «Крупно -- небо, левая нога Петрова спустилась с кровати, нашла тапок. Реплика Петрова… » Они не считают сценарии высоким творчеством. Кино должно быть зримо -- это первое. Второе -- его надо сразу просчитать. Если ты хочешь рассвет, то как: натурой или в павильоне?

Прямо как в фельетоне Ильфа и Петрова: «Крупно: голые груди кокотки Клеманс. Панорама: Граф Суховейский в белых штанах наслаждается жизнью на Приморском бульваре. Крупно: Граф опрокинул графиню на сундук и начал от нее добиваться».

Да это режиссерский сценарий. Поэтому я так не вписываюсь в американское кинопроизводство. Тут ко мне приезжали из Америки, хотят снимать фильм о Михоэлсе. Я сказал: «Если вам американский сценарий, сразу отказываюсь». «Нет, вы сделайте нам «скелет», а потом сядет американец и все это распишет по кадрам». У меня ремарки имеют значение, «задумчиво встал, как бы забыв… » Это мне когда-то еще Андрюша Миронов говорил: «Что ты написал? «Все закружилось, и небо смешалось с землей… » Как это сделать?» Я говорю: «Ты режиссер -- ты и решай. Я думал, тебя моя ремарка вдохновит».

Ну и как потом в случае успеха, а у ваших пьес он есть всегда, делить славу с режиссером?

Мы с тобой как-то говорили, что хорошие вещи пишем не мы. Мы их только считываем, просто у каждого своя задача. После меня приходит режиссер и придумывает зримый образ спектакля, дальше придет Ступка и сыграет это совершенно по-своему. Ему мои слова помогают, но он от себя много внес в «Тевье», и я считаю, что это одна из лучших его работ. Я счастлив, что он мою пьесу сыграл, это то признание, которое для меня дороже всего. У меня же разное признание есть. Иду по улице, и навстречу «новый русский» расплывается: «О, «Белый попугай»! А вчера на съемках этой передачи подошел мальчик из «Иванушек-интернешнл» в шапочке какой-то вязаной, дикого вида и сказал: «Вы знаете, я два раза плакал на «Поминальной молитве». И он мне даже симпатичен стал.

Ваши свидания с Музой где происходят: в Москве или, может, в вашей избе на Валдае? Вы, кстати, те пледы, что мы в универмаге «Украина» купили, туда отвезли?

Да-а! Сначала они поехали на ближнюю дачу в Подмосковье, потом на Валдай. Теплые, хорошие пледы, то, что надо. И вообще там замечательно. Деревня меня любит, а я люблю деревню. Ну, уединиться для творчества уже не получается. Сначала моим соседом был Эльдар Рязанов, потом еще Абдулов дом купил, теперь уже и Янковский хочет.

Я смотрю, население Усадья серьезно пополняется за счет московских звезд.

Потому что в Москве все доступно, все рядом, а кайфа нет.

Я вас понимаю. В Москве нажал кнопку, и вода пошла, а там нажал -- и пошел ведром принес. И думаешь легко и задаешься вечными вопросами… Вы чем руководствуетесь, когда приходится на них отвечать?

Я слушаю интуицию. В человеке есть два ума -- просто ум и главный ум. Просто ум для рациональных решений, а главный лучше бы назвать интуицией. Это мудрость, которую веками нарабатывали твои предки и твой народ. И все это внутри тебя глубоко сидит. Каждый человек хоть раз в жизни ловит себя на странном чутье, опровергающем логику и доводы рассудка: что-то мне сейчас не хочется так поступать… Это голос интуиции. И вся беда наша в том, что мы ему не доверяем. А доверие -- большая вещь. Это анекдот такой есть: чукчу спрашивают, почему он за Жириновского голосует. А он говорит: «Однако он хорошо обещает». -- «Но ведь обманет». -- «Обманет потом, обещает сейчас».

«Переживаю, когда сижу в дорогом ресторане и меня угощают»

Ваши отношения с деньгами как строятся: кто командует парадом?

Деньги -- трудная тема. Умом я к этому стал подходить очень снисходительно, а страх, тот еще, старый, с прежних времен оставшийся, немножко работает. Жил в коммунальной квартире, стипендия была 20 рублей -- эти бедствования в мозгах нашего поколения отложились довольно глубоко. Поэтому когда я иду на рынок, спрашиваю «Почем картошка?» и мне отвечают «Два рубля», у меня вырывается: «Ты что, с ума сошел?!», хотя я не знаю даже, как эти два рубля выглядят. По-прежнему переживаю, когда сижу в дорогом ресторане и меня угощают. Вот на юге Франции, на побережье, есть очень дорогие рестораны, где меню без цен. Это специально так делается -- цены даются только хозяину, тому, кто пригласил. А гость не должен выбирать угощения и вина по цене. Я прямо намучился из-за этого.

Плохо, когда денег нет, они дают определенную свободу. Мне средства позволяют, например, купить очень дорогую машину. Но в следующую минуту спрашиваю себя: зачем? Что это тебе даст, кроме того, что будут знать -- Горин ездит на «Мерседесе». В России это вообще оборачивается бедой -- тебя останавливают все милиционеры. Еще один анекдот в тему. Парень поступил на работу охранником, ему выдали пистолет. Месяц прошел, он за зарплатой не является. Его спрашивают: «Коля, ты чего за деньгами не приходишь?» А он: «Я не знал. Думал, выдали пистолет, теперь сам крутись, как хочешь».

Вы недавно еще один юбилей отметили -- 30 лет семейной жизни…

У меня была бурная молодость, и женился я только в 30 лет. Люба стала моей поклонницей, не потому, что я красавец был молодой, худой, а потому, что читала мои первые рассказы и пьесы. У нее есть удивительный дар, который встречается не у многих женщин: она умеет слушать, это водолейская черта. У меня не было такого друга сокровенного, к которому я бы бежал с бутылкой и новой пьесой. Я все ей читал. По-моему, она достойно справляется с довольно трудной задачей -- остаться собой, не превратиться в писательскую жену, на которой проверяешь свой характер. Это непростая судьба.

Сейчас мы о ней и поговорим. Я тут вчера открыла одну московскую газету и увидела заголовок «Судьба Березовского в руках Григория Горина». Начало приблизительно такое: после длительного пребывания за границей Березовский вернулся в Россию в подавленном настроении. Соратники предали его, Березовский впал в отчаяние, запил и в припадке депрессии перерезал себе горло… Я страшно обрадовалась этой новости. Ведь это значит, что вы возобновили работу над грандиозным проектом об украинском композиторе Максиме Березовском?

Да, после долгого перерыва снова наметились какие-то подвижки. На запись телепередачи к моему юбилею пришел композитор Алексей Рыбников, сказал, что хочет показать отрывочек. Я думал, он сядет за рояль и споет. А Леша привел 65 человек -- хор и оркестр, и они исполнили заключительную часть оперы, над которой мы вместе работаем. Это было как реквием, я давно такой музыки не слышал, у меня даже мурашки побежали.

В основе либретто история человека по фамилии Березовский, о котором говорят, что он великий композитор. Я могу судить об этом хотя бы по тому, что на соревнованиях с Моцартом он получил высший бал, чем Вольфганг Амадей за свои произведения, когда сдавал экзамен в академию. В Италии Березовский увлекся женщиной, русской княгиней Таракановой, в салоне которой он играл, и посвятил ей гениальную музыку. А граф Орлов по приказу Екатерины должен был увезти Тараканову в Россию. Для этого он разыграл влюбленного в княжну, сказал, что это он вдохновил музыканта. Тараканова чувствовала неладное и не хотела садиться на корабль. Тогда Орлов приказал Березовскому: «Играй!» -- и женщина пошла. Там действительно такая музыка, что нельзя устоять. Потом она попала на каторгу, а царица Екатерина заплатила Березовскому, но сказала: «Музыку эту уничтожь. Я не смогу ее слушать, потому что она посвящена моей сопернице». Березовский запил и покончил с собой. Вот и весь сюжет. А дальше уже в наши времена некий представитель дьявола приходит к современному композитору, который ищет музыкальную тему и говорит: «Ноты, как и рукописи, не горят, и ваша задача вспомнить музыку, которая исчезла». Композитор боится с этим субъектом связываться: непонятный тип в очках, фамилия Березовский…

А имя-отчество случайно не Борис Абрамович?

Ну, только фамилия фигурирует. Для того, чтобы композитор вспомнил ту музыку, ему готовят судьбу предшественника, он тоже влюбляется в женщину, проходит этот путь, и в конце у него возникает утраченная музыка. Эта история еще и о борьбе человека с чертом, которого он побеждает. В нашем проекте заняты первые звезды Большого театра и «Ленкома». Мы хотели его сделать к открытию филиала Большого. Но Рыбников сказал, что боится за Березовского писать, потому что зрители подумают, что это его музыка. Я ответил: «А вот здесь подави свое тщеславие. Если ты считываешь музыку с неба -- автор один, и он наверху. Я пишу это всю жизнь. Пробуй!» И у него получилось.

Хочу услышать эту музыку, от которой невозможно устоять!

Я перепишу и пришлю тебе.

Григорий Израилевич Горин (при рождении носил фамилию Офштейн ; 12 марта 1940, Москва, СССР- 15 июня 2000, там же, Россия) - русский писатель-сатирик и драматург, сценарист, телеведущий. Автор ряда литературно-публицистических статей. Лауреат Государственной премии Российской Федерации (2002, посмертно).

Григорий Горин родился в семье военнослужащего, участника Великой Отечественной войны, начальника оперативного отдела и исполняющего обязанности начальника штаба 150-й дивизии 3-й ударной армии, подполковника Израиля Абелевича Офштейна (1904-2000). Мать, уроженка Проскурова, была врачом скорой помощи. У неё была девичья фамилия Горинская, от этой фамилии произошли его псевдонимы - сначала Горинштейн, потом Горин. На вопросы о причине выбора такого псевдонима Горин отвечал, что это всего лишь аббревиатура: «Г риша О фштейн р ешил и зменить н ациональность». Окончив в 1963 году 1-й Московский медицинский институт имени И. М. Сеченова, несколько лет работал врачом скорой помощи. «Советский врач, - писал Горин, - был и остается самым уникальным специалистом в мире, ибо только он умел лечить, не имея лекарств, оперировать без инструментов, протезировать без материалов…»

Литературную деятельность начал с сочинения сценок для студенческого «Клуба весёлых и находчивых». С 1960-х годов активно выступал в печати с фельетонами, юмористическими рассказами и скетчами. Некоторое время заведовал отделом юмора журнала «Юность», вёл популярную рубрику от имени Галки Галкиной . Неоднократно публиковал юмористические рассказы в отделе юмора «Клуб 12 стульев» «Литературной газеты».

В 1965 году в соавторстве с Аркадием Аркановым и композитором Константином Певзнером была написана «Оранжевая песня» для 8-летней грузинской исполнительницы Ирмы Сохадзе. Впоследствии эта популярная песня была в репертуаре многих исполнителей, среди которых Марина Влади с сёстрами, Анастасия Стоцкая и другие.

В 1966 году вышел сборник юмористических рассказов «Четверо под одной обложкой», куда вошли произведения А. Арканова, Г. Горина, Ф. Камова и Э. Успенского.

В 1978-1990 годах Григорий Горин регулярно принимал участие в передачах «Вокруг смеха». В начале 1990-х приглашался в жюри Высшей лиги КВН.

В последние годы был регулярным участником и автором передачи «Белый попугай», а после смерти Юрия Никулина некоторое время был её ведущим.

Григорий Горин скоропостижно скончался в ночь на 15 июня 2000 года от обширного инфаркта. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Семья

  • Жена - Любовь Павловна Горина (урождённая Кереселидзе), редактор киностудии «Мосфильм», Объединения музыкальных и комедийных фильмов. Скончалась 26 августа 2015 года на 74-м году жизни.

Творчество

Драматургия

  • 1966 - «Свадьба на всю Европу», в соавторстве с А. Аркановым
  • «Банкет», в соавторстве с А. Аркановым; поставлена в 1968
  • «Маленькие комедии большого дома», в соавторстве с А. Аркановым; в 1973 поставлена в Московском театре Сатиры
  • «Тореадор», в соавторстве с А. Аркановым; поставлена в 1973
  • «Соло для дуэта», в соавторстве с А. Аркановым; поставлена в 1975
  • 1970 - «Тиль», по мотивам фламандского фольклора и романа Шарля де Костера; в 1974 поставлен в театре «Ленком» Марком Захаровым, в 2015 году - спектакль режиссера Александра Михайлова в Театре для детей и молодежи "Свободное пространство" (г. Орел).
  • 1972 - «Забыть Герострата!»; в 1972 поставлена в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской
  • 1974 - «Самый правдивый», о бароне Мюнхгаузене; в 1979 Марком Захаровым снят фильм «Тот самый Мюнхгаузен»
  • 1977 - «Кто есть кто?»; телеспектакль поставлен Марком Розовским
  • 1980 - «Дом, который построил Свифт»; в 1982 Марком Захаровым снят одноимённый фильм
  • 1984 - «Феномены»
  • 1985 - «Прощай, конферансье!»
  • 1989 - «Кот домашний средней пушистости», совместно с Владимиром Войновичем; в 1990 Константином Воиновым снят фильм «Шапка»
  • 1989 - «Поминальная молитва», по мотивам произведений Шолом-Алейхема; в 1993 поставлена в театре «Ленком», телеверсия в 1993
  • 1991 - «Кин IV»
  • 1994 - «Чума на оба ваши дома!», по мотивам трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»
  • 1995 - «Королевские игры»; в 1995 поставлена Марком Захаровым в театре «Ленком»
  • 1997 - «Счастливцев-Несчастливцев»
  • 1999 - «Шут Балакирев»; в 2001 поставлена Марком Захаровым в театре «Ленком», телеверсия в 2002

Киносценарии

  • 1974 - «Остановите Потапова!» (по одноимённому рассказу, опубликованному в «Литературной газете» в 1972 году)
  • 1976 - «Ты - мне, я - тебе!» (совместно с Александром Серым)
  • 1976 - «Сто грамм для храбрости» (новелла «Какая наглость!»)
  • 1978 - «Ёжик» (короткий метр)
  • 1978 - «Бархатный сезон» (совместно с Владимиром Павловичем)
  • 1979 - «Тот самый Мюнхгаузен»
  • 1980 - «О бедном гусаре замолвите слово» (совместно с Эльдаром Рязановым)
  • 1980 - «Обнаженный Куренцов» (короткий метр)
  • 1980 - «Случай на фабрике № 6» (короткий метр)
  • 1984 - «Формула любви», по мотивам повести Алексея Толстого «Граф Калиостро»
  • 1985 - «Дорогая Памела»
  • 1986 - «Мой нежно любимый детектив» (совместно с Аркадием Хайтом)
  • 1988 - «Убить дракона», по мотивам пьесы Евгения Шварца (совместно с Марком Захаровым)
  • 1991 - «Андрей», фильм-монография об Андрее Миронове (совместно с Алексеем Габриловичем)

Экранизации

  • 1985 - Золотая рыбка (телеспектакль)
  • 2005 - «Случай на фабрике № 6», (по одноименному рассказу, короткий метр, реж. Андрей Цветков)
  • 2011 - «Ёжик», (по одноименному рассказу, короткий метр, реж. Александра Царёва)

Библиография

  • Хочу харчо! М., 1970
  • Маленькие комедии большого дома. М., 1973 (в соавторстве с А. Аркановым)
  • Тореадор. М., 1973 (в соавторстве с А. Аркановым)
  • Забыть Герострата. М., 1974
  • Соло для дуэта. М., 1975 (в соавторстве с А. Аркановым)
  • Кто есть кто? М., 1978
  • Комическая фантазия. М., 1986
  • Тот самый Мюнхгаузен. М., 1990
  • Формула любви. Екатеринбург, 1994


Рассказать друзьям