Культура России начала XX века. В художественной культуре начала XX века буйное разнообразие стилей, направлений, идей, методов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В начале века культура переживала подъем. В искусстве и особенно в литературе это стало называться «серебряным веком».Изменения в экономич. и полит. жизни создали новые условия для развития образования и науки. Модернизация стимулировала научно-техническую революцию, требовалось все больше специалистов. Мучительный переход к индустриальному обществу, смена темпа жизни, жизненных ориентиров, растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы породил новые течения в искусстве - символизм, импрессионизм, акмеизм, футуризм, …

Образование:

Гос расходы на образование выросли(!)

Начальное образование разделялось на светское и церковное, а среднее образование на классическое (гимназии) и реальное (реальные училища). Обучение в средних уч. заведениях было платным. (+)- это: рост количества уч. заведений; демократизация состава учащихся; развитие женского образования, разрешение студенческих организаций, восстановление выборности деканов и ректоров. (-)- это: ограничения для получения образования выходцам из низших слоев и представителям некоторых национальностей; отсутствие обязательного начального образования.

В быт входили трамваи, электричество, автомобили, телеграф, кинематограф.

Наука:

Общественные науки

Платонов, Ключевский, Милюков, Покровский – историки; Бердяев, Булгаков, Франк – философы;

Плеханов, Струве, Туган-Барановский, Чаянов – социальные и экономические исследования

«Вехи»- сборник философских статей

Литература

Живопись

Объединения художников – «Мир искусства» (Бенуа и Дягилев основатели); «Голубая роза»; «Бубновый валет»

Музыка- Римский-Корсаков -опера «Садко», «Царская невеста», «Золотой петушок»; Глазунов - балет «Раймонда», «Времена года»; Скрябин ; Рахманино в -пианист, дирижер, композитор; Стравинский - «Петрушка», «Весна священная»

Театр режиссер ы- Станиславский и Немирович-Данченко (Моск.худ. театр МХАТ, осн в 1898 году, меценат Морозов) Мейерхольд, Вахтангов Актеры- Ермолова, Качалов, певцы - Шаляпин, Собинов балерины -–Кшесинская, Павлова, Нежинский;

Дягилев организовал в Париже «Русские сезоны»

Кино- первая русская игровая картина «Стенька Разин и его княжна»(1908). «Оборона Севастополя» (1911);

режиссеры-Протазанов, …

актеры- Вера Холодная…

Февральская революция (1917 год)

Причины : (те же что и у 1-ой революции, т.к. она закончилась поражением + усталость от 1-ой мировой войны+ распутинщина)

1. Аграрный вопрос оставался самым острым. Крестьянство страдало от малоземелья, боролось против помещиков.

2. Отсутствие справедливого раборчего законодательства ухудшало отношения между рабочими и предпринимателями.

3. Русификационная политика правительства порождала у национальных меньшинств стремление к независимости.

4. Самодержавие, как пережиток, находилось в кризисном состоянии. (о кризисе свидетельствовала министерская чехарда, распутинщина)

5. Народ ждал прекращение кровопролитной войны.

6. Экономическая разруха, вызванная войной, привела большинство населения страны к обнищанию и голоду.

Характер революции: буржуазно- демократический. (осн.задачи – свержение самодержавия, установление дем. республики…)

Повод: Закрытие Путиловского завода, массовые выступления совпавшие с Международным Женским днем.

Движ. силы : буржуазия, рабочий класс, крестьянство

Гегемон: среди историков нет единого мнения – большевики? Буржуазия? Массы действовали стихийно?

23 февраля – экономическая забастовка, демонстрации, лозунги «Верните наших мужей!», «Хлеба!»

«Долой самодержавие!»

Итог: Революция победила

Россия самая свободная страна

«Мелкобуржуазная волна захлестнула все»

В стране сложилось двоевластие

Словарь:

1. Приказ № 1 Петроградского Совета (о демократизации в армии)

2. Таврический дворец (заседания Думы)

3. Псков (по дороге из ставки из Могилева в Псков Н-2 подписал акт об отречении)

4. Великий князь Михаил (брат царя, в пользу которого отрекся Н-2 после того как уже отрекся в пользу сына Алексея, но Михаил тоже отрекся –потом он жил в Гатчине до марта 1918 сослан в Пермь и убит большевиками, а Н-2 расстреляли большевики в Екатеринбурге в 1918 году 17 июля.)

Россия между революциями

Основные события

· апрель - приезд ВИЛ из Швейцарии (Цюрих)

· апрель - выступление ВИЛ с «Апрельскими тезисами»

· Август - Корниловский мятеж

· Август - большевизация Советов

Личности

1. Чхеидзе – меньшевик, глава Петроградского Совета

2. Троцкий – большевик, глава Петроградского Совета (с августа)

3. Князь Львов – глава Временного прав-ва, (март-июль)

4. Керенский – эсер, министр юстиции, затем глава Временного прав-ва (июль-октябрь)

5. Милюков – министр иностр. дел Врем. прав-ва (до 1 кризиса)

6. Гучков – министр военный и морской (до 1-го кризиса)

7. Корнилов – Верховный главнокомандующий

Словарь

· Зимний дворец – там Временное правительство.

· Нота – заявление

· Большевизация Советов - большевики побеждают на выборах в Советы

· Учредительное собрание – собрание которое должно решить судьбу страны.

Двоевластие -

период с марта по июль 1917 года. Суть- одновременное существование двух властей

1. Временного правительства – орган буржуазии (власть без силы)

2. Совета рабочих депутатов – орган рабочих (сила без власти)

«Апрельские тезисы»

(«О задачах пролетариата в данной революции»)

Начало XX века вошло в историю русской культуры как “серебряный век” (автором этого выражения считается редактор журнала “Аполлон” С.К. Маковский). Это время бурного расцвета европейской цивилизации. Западная Европа, а вдогонку за ней и Россия вступали в фазу “индустриального общества”. Благодаря массовому производству все более доступными для широких слоев становились материальные блага. Изобретение и развитие таких средств коммуникации как железнодорожный, автомобильный, воздушный транспорт, радио, кинематограф, пресса значительно расширили мир каждого отдельного человека. Дух новаторства, обеспечивший торжество материальной цивилизации, захватывает и искусство. Но, наряду с этим, у европейского человека появляется смутное, тревожное ощущение конца эпохи (чему способствовал календарь - конец столетия). Столкновение чувства торжества цивилизации и предощущения катастрофы составляют фон “серебряного века” русской культуры. Эта эпоха характеризуется бурным расцветом всех видов искусства, появлением множества новых и новаторских направлений. На первый план, потеснив характерную для русской культуры второй половины XIX в. социальную тематику, выходит “чистое искусство” или “искусство ради искусства”. Это проявляется в интересе не столько к содержанию художественных произведений, сколько к их форме. С этим связаны поиски новых выразительных средств в живописи, музыке и литературе, театре.

В литературе “серебряного века” выделяются два основных течения: реалистическое и модернистское . Они отражают две тенденции в русской культуре: религиозные и интеллектуальные поиски гуманитарной интеллигенции и творческие поиски художественной. К реалистическому направлению можно отнести творчество Максима Горького(“Жизнь Клима Самгина”), Ивана Алексеевича Бунина (“Деревня”), Александра Ивановича Куприна (“Гранатовый браслет”), Леонида Николаевича Андреева (“Красный смех”). К модернистскому течению принадлежат несколько направлений. Символизм , развивавшийся под влиянием русской религиозной философии (наиболее видные представители символизма - поэты Валерий Брюсов , Константин Бальмонт, Андрей Белый, Александр Блок). Символизму, как декадентскому (от decadance - упадок) направлению, пронизанному пессимистическим умонастроением, мистикой и эсхатологическими ожиданиями (ожиданиями “конца времен” - общемировой катастрофы), противостоял акмеизм (от akme - вершина) - поэзия скорее жизнеутверждающая (Николай Гумилев, ранние Анна Ахматова и Осип Мандельштам). Наиболее новаторским направлением в русском модернизме был футуризм (от futurum - будущее) - “искусство будущего”, приверженцы которого считали, что нужно сломать “старое, омертвевшее” искусство и построить новое. Для этого направления характерны эксперименты со словом, фразой и формой стиха. В России футуризм был представлен “кубофутуризмом” (Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Василий Каменский) и “эгофутуризмом” (Игорь Северянин).

Театр в начале ХХ века переживает период обновления. На рубеже веков сформировалась новая актерская школа. Ее создателем стал Константин Сергеевич Станиславский - основатель Московского художественного театра, в котором и отрабатывались новаторские приемы актерской игры, основанные на принципе “вживания” актера в роль. Репертуар театра включал в себя преимущественно произведения А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, М. Горького, А.Н. Островского. Наряду с этим реалистическим направлением в театральном искусстве, существовало и модернистское , где приоритет отдавался также поиску новых форм. Русской художественной интеллигенцией “серебряного века” театр рассматривался как синтез разных искусств: литературы, музыки, изобразительных искусств (декорации, костюмы, свет), актерского и режиссерского искусств. Таким образом, театр превращался в полигон совместных новаторских поисков композиторов, художников, режиссеров, танцоров, актеров, певцов, музыкантов, дизайнеров (оформителей). Особое значение в этом движении имели так называемые “русские сезоны” за рубежом, организованные выдающимся антрепренером Сергеем Дягилевым. Специально к “русским сезонам” были написаны в модернистском ключе балеты И. Стравинского “Жар-птица”, “Петрушка”, “Весна священная”; оформляли спектакли художники объединения Мир искусства - А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст.

Кинематограф в России появился сразу после изобретения его братьями Люмьер. К 1908 г. в России уже существовала своя кинофабрика в Москве и несколько кинотеатров. В это же время русским режиссером Я. А. Протазановым были сняты первые русские картины “Пиковая дама” (по А.С. Пушкину), “Отец Сергий” (по Л.Н. Толстому).

В музыке , наряду с продолжением народно-реалистических традиций русской композиторской школы второй половины XIX в. (Александр Глазунов, Сергей Рахманинов), развивается новое модернистское направление - музыкальный символизм, ярким представителем которого считается Александр Скрябин, экспериментировавший с сочетанием музыки и цвета в симфонической поэме “Прометей”. К началу ХХ века относится и первый период творчества Игоря Стравинского (балеты “Петрушка” и “Весна священная”), наиболее чувствительного ко всем инновациям в музыкальной культуре того времени. В это же время становится широко известным выдающийся русский певец-бас - Федор Иванович Шаляпин, отличавшийся не только уникальным тембром голоса, но и незаурядными актерскими способностями.

Живопись также отражает искания русской творческой интеллигенции: на смену работам передвижников, проповедовавшим социальные идеалы пореформенной России, приходит “искусство для искусства” с чисто художественными задачами. В Петербурге возникает модернистское объединение “Мир искусства”, куда входили Александр Бенуа, Константин Сомов, Валентин Серов, Михаил Врубель и др.Для творчества “мирискусстников” характерен утонченный эстетизм и декоративность (не случайно многие из них занимались оформлением зданий, интерьеров, созданием театральных декораций и костюмов). Формальные поиски в живописи более всего свойственны авангардизму . В рамках русского авангарда возникли такие направления как супрематизм (от supremus - высший, крайний, предельный), создателем которого был Казимир Малевич, стремившийся разложить реальность на простейшие геометрические формы и цвета (“Черный квадрат”), абстракционизм , представленный творчеством Василия Кандинского (многочисленные “Композиции”), исследовавшего символику форм и цвета, конструктивизм , разрабатывавшийся В. Татлиным.

РОССИЯ в 1900-1920 гг.

Тема №30: Россия в начале века: самодержавие и общество; сословный строй; экономическое и политическое раз­витие, его противоречия; проблемы модернизации. Реформы С. Ю. Витте.

Культура в начале XX в.

Определите не менее двух целей экономической политики С. Ю. Вит­те. Приведите не менее трех примеров реализации этой экономической политики.

№184. (С4) Ответ:

1. Могут быть названы следующие основные цели экономической политики С. Ю. Витте:

1) ускорение индустриализации страны;

2) создание рыночной экономики;

3) интеграция экономики России в мировую систему.

2. Могут быть приведены следующие примеры реализации экономической по­литики С. Ю. Витте:

1) ускоренное железнодорожное строительство;

2) активное вмешательство государства в финансово-экономическую жизнь страны - покровительство промышленности, выдача денежных кредитов;

3) финансовая реформа, целью которой было укрепление рубля;

4) привлечение иностранных капиталов.

Назовите не менее двух объединений художников, композиторов, деятельность которых относится к XIX - началу XX в. Приведите не менее трех характерных черт одного из названных объединений.

№ 185. (С4) Ответ:

1. Могут быть названы следующие творческие объединения:

1) «Товарищество передвижных художественных выставок» (передвижники)

2) «Могучая кучка» (Балакиревский кружок); I

3) «Мир искусства».

2. Могут быть приведены характерные черты одного из названных объединении:

А) «Товарищество передвижных художественных выставок»:

1) стремление следовать принципам реализма;

2) отказ от эстетических канонов академизма;

3) стремление отображать жизнь простого народа, его бедствия и страда­ния;

4) устройство передвижных выставок;

5) критика существующих порядков.

Б) «Могучая кучка»:

1) создание национальной оперы;

2) отказ от шаблонов итальянского музыкального искусства;

3) использование в музыкальных произведениях народных мотивов;

4) народ - участник сценического музыкального действа (оперы «Борис Годунов», «Хованщина», «Псковитянка»).

В) «Мир искусства»:

1) популяризация западноевропейского искусства;

2) возрождение наследия прошлых эпох (XVIII - начало XIX в.);

3) противопоставление творчества «мирискуссников» реалистическому направлению;

4) отказ от эстетических принципов академизма.

Ниже приведены две точки зрения об экономическом развитии России в начале XX в.:

1. В начале XX в. Россия была среднеразвитой страной с развиваю­щейся экономикой, а отечественный капитал занимал лидирую­щее положение в народном хозяйстве страны.



2. Россия в начале XX в. была глубоко отсталой страной и находи­лась в полуколониальной зависимости от стран Запада.

№186. (С5) Ответ:

1) в начале XX в. по объемам добычи железной руды, выплавке чугу­на и стали, производству тканей и сахара Россия занимала 4-5 места в мире, а по нефтедобыче - 1 место (благодаря созданию Бакинского нефтепромышленного района);

2) существовала развитая банковская система (например, Русско-Азиат­ский банк);

3) шел процесс создания национальных монополий («Продамет», «Прод-вагон», «Продуголь» и т.д.);

4) возникли финансово-промышленные группы во главе с Путиловым, Рябушинским и др.;

5) около 70 % промышленных предприятий в начале XX в! было акциони­ровано.

1) Россия отставала от стран Запада по объему промышленной продукции на душу населения;

2) в промышленности была низкая производительность труда;

3) Россия занимала скромное место в мировой торговле;

4) многоукладность экономики и крепостнические пережитки в деревне тормозили экономическое развитие страны.

Ниже приведены две точки зрения о влиянии государства на разви­тие экономики России в начале XX в.:

1. Государственное вмешательство имело решающее значение в индустриализации царской России, позволив патриархальной империи в короткий срок войти в число развитых индустриаль­ных держав.



2. Государственное вмешательство не имело решающего значения. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется

более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтвер­ждающими избранную вами точку зрения.

№187. (С5) Ответ:

При выборе первой точки зрения:

1) государство играло весьма активную роль в экономической жизни доре­волюционной России, владея сетью железных дорог, промышленными предприятиями, особенно в оборонной отрасли;

2) правительство способствовало созданию тяжелой индустрии, росту бан­ков;

3) государство содействовало развитию железнодорожного строительства;

4) царское правительство проводило протекционистскую политику.

При выборе второй точки зрения:

1) многоукладный характер экономики препятствовал государственному регулированию всех экономических процессов;

2) экономика зависела больше от внешних рынков зерна и иностранных инвестиций, чем от государственного вмешательства;

3) создание в промышленности крупных объединений, предприятий - монополий, образование финансового капитала происходило под влия­нием рыночного механизма без серьезного вмешательства со стороны правительства.

Ниже приведены две точки зрения о развитии культуры в России в начале XX в.:

1. В начале XX в. русская культура переживала упадок.

2. В России в начале XX в. был самый настоящий культурный ре­нессанс.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтвер­ждающими избранную вами точку зрения.

№ 188. (С5) Ответ:

При выборе первой точки зрения:

1) в России грамотность населения была намного ниже, чем в странах За­падной Европы;

2) русская литература «серебряного века» не продолжала традицию созда­ния «больших романов»;

3) в начале XX в. часть интеллигенции была охвачена настроениями обще­ственного и нравственного упадка, в художественной культуре получило распространение декадентство.

При выборе второй точки зрения:

1) в культурной жизни начала XX в. шли поиски путей обновления форм художественного творчества, переоценка ценностей, возрастал интерес к духовному миру личности («серебряный век» русской культуры);

2) в поэзии яркими явлениями стали новые направления в литературе: символизм (А. Блок, К. Бальмонт, А. Белый и др.), акмеизм (Н. Гуми­лёв, А. Ахматова, О. Мандельштам и др.), футуризм (В. Хлебников, В. Маяковский и др.);

3) в это время продолжали работать Л. Толстой, А. Чехов, произошел рас­цвет творчества М. Горького;

4) великолепными достижениями отмечено музыкальное искусство (твор­чество С. Рахманинова, И. Стравинского, А. Скрябина, С. Прокофьева);

5) Московский Художественный театр, созданный К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко, стал центром формирования новых прин­ципов театрального искусства.

Сравните положение крестьян, крестьянских хозяйств в 1870-е гг. и в 1907-1914 гг. Укажите, что было общим (не менее двух общих ха­рактеристик), а что - различным (не менее трех различий). Запишите ответ в форме таблицы.

№ 189. (С7) Ответ:

1) низкий уровень товарности крестьянских хозяйств;

2) сохранение неравноправного положения крестьян;

3) низкий уровень производительности крестьянских хозяйств;

4) сохранение общины;

5) участие крестьян в работе земств;

6) недостаток земли (малоземелье);

7) развитие наемного труда в сельском хозяйстве.

С7.2 Различия:

Период 1870-х гг. Период 1907-1914 гг.
Временнообязанное положение крестьян Крестьяне не имели никаких обязанностей перед бывшими помещиками
Крестьяне платили подушную подать
Выкупные платежи Выкупные платежи отменены
Крестьяне ограничены в своем праве покидать общину Крестьяне имели право на свободный выход из общины с наделом
Крестьяне могли получить ссуды че­рез Крестьянский банк
Развитие хуторского хозяйства, отрубов (результат столыпинской ре формы)
Усиление социального расслоения крестьян
Крестьяне не имели никаких политических прав Крестьяне могли избирать и избираться в Государственную думу

Сравните положение промышленных рабочих (их общественный статус, условия труда и т.д.) в 1870-е гг. и в 1906-1914 гг. Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что - различным (не менее трех различий).

№ 190. (С7) Ответ:

С7.1В качестве общего могут быть названы:

1) тяжелые условия труда;

2) низкая заработная плата;

3) тяжелые бытовые условия;

4) использование женского и детского труда;

5) крестьянское происхождение большинства рабочих;

6) преобладание неквалифицированного труда;

7) отсутствие или недостаточный уровень социальной защиты.

С7.2 Различия:

Сравните положение дворянства и буржуазии в Российской Импе­рии в начале XX в. (до 1905 г.). Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что - различным (не менее трех различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы.

№ 191. (С7) Ответ:

С7.1В качестве общего могут быть названы:

1) весомое положение в структуре общества;

2) владение средствами производства.

С7.2 Различия:

Сравните экономический и политический строй России в кон­це XIX в. и перед Первой мировой войной. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что - различным (не менее трех различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы.

№ 192. (С7) Ответ:

С7.1 В качестве общего могут быть названы:

1) существование монархии;

2) существование сословий;

3) быстрое развитие капитализма в промышленности.

С7.2 Различия:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РУССКАЯ КУЛЬТУРА В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Конец XIX - начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя.

Но этот же кризис породил великую эпоху - эпоху русского культурного ренессанса начала века - одну «из самых утонченных эпох в истории русской культуры. Это была эпоха творческого подъема поэзии и философии после периода упадка. Это была вместе с тем эпоха появления новых душ, новой чувствительности. Души раскрывались для всякого рода мистических веяний, и положительных и отрицательных. Никогда еще не были так сильны у нас всякого рода прельщения и смешания. Вместе с тем русскими душами овладели предчувствия надвигающихся катастроф. Поэты видели не только грядущие зори, но что-то страшное, надвигающееся на Россию и мир... Религиозные философы проникались апокалиптическими настроениями. Пророчества о близящемся конце мира, может быть, реально означали не приближение конца мира, а приближение конца старой, императорской России. Наш культурный ренессанс произошел в предреволюционную эпоху, в атмосфере надвигающейся огромной войны и огромной революции. Ничего устойчивого более не было. Исторические тела расплавились. Не только Россия, но и весь мир переходил в жидкое состояние.

В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни».

В эпоху культурного ренессанса произошел как бы «взрыв» во всех областях культуры: не только в поэзии, но и в музыке; не только в изобразительном искусстве, но и в театре... Россия того времени дала миру огромное количество новых имен, идей, шедевров. Выходили журналы, создавались различные кружки и Общества, устраивались диспуты и обсуждения, возникали новые направления во всех областях культуры.

Рассмотрению двух из них и посвящена данная работа.

«СИМВОЛИЗМ» - направление в европейском и русском искусстве, возникшее на рубеже XX столетия, сосредоточенное преимущественно на художественном выражении посредством СИМВОЛА «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Стремясь прорваться сквозь видимую реальность к «скрытым реальностям», сверхвременной идеальной сущности мира, его «нетленной» Красоте, символисты выразили тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов, доверие к вековым культурным ценностям как единящему началу.

Культура русского символизма, как и сам стиль мышления поэтов и писателей, формировавших это направление, возникали и складывались на пересечении и взаимном дополнении, внешне противостоящих, а на деле прочно связанных и поясняющих одна другую линий философско-эстетического отношения к действительности. Это было ощущение небывалой новизны всего того, что принес с собой рубеж веков, сопровождавшееся чувством неблагополучия и неустойчивости.

Поначалу символическая поэзия формировалась как поэзия романтическая и индивидуалистическая, отделившая себя от многоголосия «улицы», замкнувшаяся в мире личных переживаний и впечатлений.

Те истины и критерии, которые были открыты и сформулированы в XIX столетии, ныне уже не удовлетворяли. Требовалась новая концепция, которая соответствовала бы новому времени. Надо отдать должное символистам - они не примкнули ни к одному из стереотипов, созданных в XIX веке. Некрасов был дорог им, как и Пушкин, Фет - как и Некрасов. И дело тут не в неразборчивости и всеядности символистов. Дело в широте взглядов, а главное, в понимании того, что всякая крупная личность в искусстве имеет право на свой взгляд на мир и на искусство. Каких бы взглядов ни придерживался их создатель, значение самих произведений искусства ничего не теряет от того. Главное, чего не могли принять художники символического направления - это благодушия и умиротворенности, отсутствие трепета и горения.

Подобное отношение к художнику и его творениям также было связано с пониманием того, что вот сейчас, в данный момент, на исходе 90-х годов XIX века, происходит вхождение в новый - тревожный и неблагоустроенный мир. Художник должен проникнуться и этой новизной, и этой неблагоустроенностью, напитать ими свое творчество, в конечном итоге - принести себя в жертву времени, в жертву событиям, которых еще не видно, но которые являются такой же неизбежностью, как и движение времени.

«Собственно символизм никогда не был школой искусства, - писал А.Белый, - а был он тенденцией к новому мироощущению, преломляющему по-своему и искусство... А новые формы искусства рассматривали мы не как смену одних только форм, а как отчетливый знак изменения внутреннего восприятия мира».

В 1900 году К.Бальмонт выступает в Париже с лекцией, которой дает демонстративное заглавие: «Элементарные слова о символической поэзии». Бальмонт считает, что пустующее место уже заполнилось - возникло новое направление: символическая поэзия , которая и является знамением времени. Ни о каком «духе запустения» говорить отныне не приходится. В докладе Бальмонт попытался с возможной широтой обрисовать состояние современной поэзии. Он говорит о реализме и о символизме как вполне равноправных манерах миросозерцания. Равноправных, но разных по своему существу. Это, говорит он, два «различных строя художественного восприятия». «Реалисты схвачены, как прибоем, конкретной жизнью, за которой они не видят ничего, - символисты, отрешенные от реальной действительности, видят в ней только свою мечту, они смотрят на жизнь - из окна». Так намечается путь художника-символиста: «от непосредственных образов, прекрасных в своем самостоятельном существовании, к скрытой в них духовной идеальности, придающей им двойную силу».

Такой взгляд на искусство требовал решительной перестройки всего художественного мышления. В основу его теперь были положены не реальные соответствия явлений, а соответствия ассоциативные, причем объективная значимость ассоциаций отнюдь не считалась обязательной. А.Белый писал: «Характерной чертой символизма в искусстве является стремление воспользоваться образом действительности как средством передачи переживаемого содержания сознания. Зависимость образов видимости от условий воспринимающего сознания переносит центр тяжести в искусстве от образа к способу его восприятия... Образ, как модель переживаемого содержания сознания, есть символ. Метод символизации переживаний образами и есть символизм».

Тем самым на первый план выдвигается поэтическое иносказание как главный прием творчества, когда слово, не теряя своего обычного значения, приобретает дополнительно потенциальные, многосмысленные, раскрывающие его подлинную «сущность» значения.

Превращение художественного образа в «модель переживаемого содержания сознания», то есть в символ, требовало переноса читательского внимания с того, что выражалось, на то, что подразумевалось. Художественный образ оказывался в то же время и образом иносказания.

Сама апелляция к подразумеваемым смыслам и воображаемому миру, дававшая точку опоры в поисках идеальных средств выражения, обладала известной притягательной силой. Она-то и послужила в дальнейшем основой сближения поэтов символизма с Вл.Соловьевым, представлявшимся некоторым из них искателем новых путей духовного преобразования жизни. Предчувствуя наступление событий исторического значения, ощущая биение подспудных сил истории и не умея дать им истолкование, поэты символизма оказывались во власти мистико-эсхатологических теорий. Тут-то и произошла их встреча с Вл.Соловьевым.

Безусловно, символизм опирался на опыт декадентского искусства 80-х годов, но он был качественно иным явлением. И он далеко не во всем совпадал с декадентством.

Возникший в 90-е годы под знаком поисков новых средств поэтической изобразительности, символизм в начале нового века и обрел почву в смутных ожиданиях близящихся исторических перемен. Обретение этой почвы послужило основой его дальнейшего существования и развития, но уже в ином направлении. Поэзия символизма оставалась по своему содержанию принципиально и подчеркнуто индивидуалистической, но она получила проблематику, которая базировалась теперь на восприятии конкретной эпохи. На почве тревожного ожидания происходит теперь обострение восприятия действительности, входившей в сознание и творчество поэтов в виде тех или иных таинственных и тревожных «знаков времени». Таким «знаком» могло стать любое явление, любой исторический или сугубо бытовой факт («знаки» природы - зори и закаты; различного рода встречи, которым придавался мистический смысл; «знаки» душевного состояния - двойники; «знаки» истории - скифы, гунны, монголы, всеобщее разрушение; «знаки» Библии, игравшие особенно важную роль, - Христос, новое возрождение, белый цвет как символ очищающего характера будущих перемен и т.д.). Осваивалось и культурное наследие прошлого. Из него отбирались факты, которые могли иметь «пророческий» характер. Этими фактами широко оснащались и письменные и устные выступления.

По характеру своих внутренних связей поэзия символизма развивалась в то время в направлении все более глубокой трансформации непосредственных жизненных впечатлений, их таинственного осмысления, целью которого было не установление реальных связей и зависимостей, а постижение «потаенного» смысла вещей. Эта черта и лежала в основе творческого метода поэтов символизма, их поэтики, если брать эти категории в условных и общих для всего течения чертах.

Девятисотые годы - время расцвета, обновления и углубления символистской лирики. Никакое другое направление в поэзии не могло в эти годы соперничать с символизмом ни по количеству выпускавшихся сборников, ни по влиянию на читающую публику.

Символизм был явлением неоднородным, объединявшим в своих рядах поэтов, придерживающихся самых разноречивых взглядов. Некоторые из них очень скоро осознали бесперспективность поэтического субъективизма, другим на это потребовалось время. Одни из них питали пристрастие к тайному «эзотерическому» языку, другие избегали его. Школа русских символистов была в сущности достаточно пестрым объединением, тем более, что входили в нее как правило, люди высокоодаренные, наделенные яркой индивидуальностью.

Коротко о тех людях, которые стояли у истоков символизма, и о тех поэтах, в чьем творчестве наиболее ярко выражено данное направление.

Одни из символистов, такие как, Николай Минский, Дмитрий Мережковский, начинали свой творческий путь как представители гражданской поэзии, а затем стали ориентироваться на идеи «богостроительства» и «религиозной общественности». Н.Минский после 1884 года разочаровался в народнической идеологии и стал теоретиком и практиком декадентской поэзии, проповедником идей Ницше и индивидуализма.

В период революции 1905 года в стихах Минского снова появились гражданские мотивы. В 1905 году Н.Минский издавал газету «Новая жизнь», ставшую легальным органом большевиков. Работа Д.Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1893) являлась эстетической декларацией русского декадентства. В своих романах и пьесах, написанных на историческом материале и развивающих концепцию неохристианства, Мережковский пытался осмыслить мировую историю как вечную борьбу «религии духа» и «религии плоти». Мережковский - автор исследования «Л.Толстой и Достоевский» (1901-02), которое вызвало огромный интерес у современников.

Другие - например, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт (их еще иногда называли «старшими символистами») - рассматривали символизм как новый этап в поступательном развитии искусства, пришедший на смену реализму, и во многом исходили из концепции «искусства для искусства». Поэзии В.Брюсова присуща историко-культурная проблематика, рационализм, завершенность образов, декламационный строй. В стихах К.Бальмонта - культ Я, игра мимолетностей, противопоставление «железному веку» первозданно целостного «солнечного» начала; музыкальность.

И, наконец, третьи - так называемые «младшие» символисты (Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов) - были приверженцы философско-религиозного понимания мира в духе учения философа Вл.Соловьева. Если в первом поэтическом сборнике А.Блока «Стихи о Прекрасной Даме» (1903) встречаются часто экстатические песни, которые поэт обращал к своей Прекрасной Даме, то уже в сборнике «Нечаянная радость» (1907) Блок явно идет к реализму, заявляя в предисловии к сборнику: «Нечаянная радость» - это мой образ грядущего мира». Для ранней поэзии А.Белого характерны мистические мотивы, гротескное восприятие действительности («симфонии»), формальное экспериментаторство. Поэзия Вяч.Иванова ориентирована на культурно-философскую проблематику античности и средневековья; концепция творчества - религиозно-эстетическая.

Символисты постоянно спорили друг с другом, пытаясь доказать правоту именно своих суждений об этом литературном направлении. Так, В.Брюсов рассматривал его как средство создания принципиально нового искусства; К.Бальмонт видел в нем путь постижения сокровенных, неразгаданных глубин человеческой души; Вяч.Иванов считал, что символизм поможет преодолеть разрыв между художником и народом, а А.Белый был убежден, что это та основа, на которой будет создано новое искусство, способное преобразить человеческую личность.

Рассмотрим более подробно творчество А.Белого, как одного из ведущих теоретиков символизма.

Андрей Белый - поэт самобытный и оригинальный. В его поэзии контрастно сосуществовали пафос и ирония, бытовые зарисовки и интимные переживания, картины природы и философские размышления. В 1904 году выпустил книгу стихов «Золото в лазури», в которой заявил о себе как талантливый поэт-символист.

Андрей Белый, как теоретик символизма, так раскрывает смысл своей платформы: «символизм, приемля лозунги исторических школ, их вскрывает в...их «плюсах» и «минусах»; он - самосознание творчества, как критицизм; до него оно слепо: он противопоставляет себя «школам» там, где эти школы нарушают основной лозунг единства формы и содержания; романтики его нарушают в сторону содержания, переживаемого субъективно; сентенционизм - в сторону содержания, понимаемого абстрактно; современный классицизм (пассеизм) его нарушает в сторону формы.

Единство формы и содержания нельзя брать... ни зависимостью содержания от формы (грех формалистов), ни исключительной зависимостью приема конструкции от абстрактно понятого содержания (конструктивизм). «Реализм, романтизм... проявление единого принципа творчества» - в символизме».

Значительное место в творчестве А.Белого занимала проза. Его перу принадлежат романы «Серебряный голубь» (1909), «Петербург» (1913-1914), «Котик Летаев» (1922), трилогия «Москва» (1926-1932), для которых характерны временные смещения, разорванность и клочковатость сюжета, свободная композиция, нарочитое использование разных ритмов повествования.

Символизм Белого - особый символизм, имеющий мало общего со словесной догматикой Брюсова, или многословием «Стихов о Прекрасной Даме» Блока, или импрессионизмом Анненского. Он весь нацелен в будущее, он гораздо больше имеет общего со стиховой разорванностью Цветаевой, с речью «точной и нагой» Маяковского. Его стихи лишены шифра, шифр здесь заменила ассоциация, которая стала главным поэтическим средством не только Белого-поэта, но и Белого-прозаика, и даже Белого-критика и публициста. Математически точно рассчитанное употребление слова и словесного образа постоянно взаимодействует у Белого со стихией его лирического «я», в которой господствует уже не только зрительное, но и музыкальное начало.

Всю жизнь, с ранней юности, А.Белым владело одно грандиозное чувство - чувство мирового неблагополучия, едва ли не надвигающегося «конца света». Это чувство Белый пронес через всю свою жизнь, им питал свои произведения, им же напитал и главную, искомую идею всей своей жизни и своего творчества - идею братства всех людей на свете, идею духовного родства, которое перекрыло бы все барьеры, прошло бы поверх социальных различий и социального антагонизма, давши в итоге возможность людям - каждому человеку в отдельности и всему человечеству в целом - сохранить себя, индивидуальные особенности своей натуры в эти грозные и чреватые годы.

Своей вечной неудовлетворенностью и напряженностью исканий, глубоким гуманизмом, нравственной чистотой и непосредственностью, этическим максимализмом, художественными и поэтическими открытиями, глубиной идей и пророчеств, стремлением отыскать выход из того кризисного состояния, в котором оказалось человечество, наконец самим характером своей личности - нервной, ищущей, срывающейся в бездны отчаяния, но и воспаряющей на высоты великих прозрений, - всем этим Белый прочно вписал свое имя в историю ХХ века.

Одно из ведущих мест в русской литературе по праву занимает Александр Блок. Блок - лирик мирового масштаба. Вклад его в русскую поэзию необычайно богат. Лирический образ России, страстная исповедь о светлой и трагической любви, величавые ритмы итальянских стихов, пронзительно очерченный лик Петербурга, «заплаканная краса» деревень - все это с широтой и проникновением гения вместил в своем творчестве Блок.

Первая книга Блока «Стихи о Прекрасной Даме» вышла в 1904 году. Блоковская лирика той поры окрашена в молитвенно-мистические тона: реальному миру в ней противопоставлен постигаемый лишь в тайных знаках и откровениях призрачный, «потусторонний» мир. Поэт находился под сильным влиянием учения Вл.Соловьева о «конце света» и «мировой душе». В русской поэзии Блок занял свое место как яркий представитель символизма, хотя дальнейшее его творчество перехлестнуло все символические рамки и каноны.

Во втором сборнике стихов «Нечаянная радость» (1906) поэт открыл себе новые пути, которые лишь намечались в первой его книге.

Андрей Белый стремился проникнуть в причину резкого перелома в музе поэта, казалось только что «в неуловимых и нежных строчках» воспевавшего «приближение вечно-женственного начала жизни». Он увидел ее в близости Блока к природе, к земле: «Нечаянная радость» глубже выражает сущность А.Блока... Второй сборник стихов Блока интереснее, пышнее первого. Как удивительно соединен тончайший демонизм здесь с простой грустью бедной природы русской, всегда той же, всегда рыдающей ливнями, всегда сквозь слезы пугающей нас оскалом оврагов... Страшна, несказуема природа русская. И Блок понимает ее как никто...»

Третий сборник «Земля в снегу» (1908) был принят критикой в штыки. Критики не захотели или не сумели понять логику новой книги Блока.

Четвертый сборник «Ночные часы» вышел в 1911 году, очень скромным тиражом. Ко времени его выхода Блоком все более овладевало чувство отчужденности от литературы и до 1916 года он не выпустил ни одной книги стихов.

Трудные и запутанные отношения, длившиеся почти два десятилетия, сложились между А.Блоком и А.Белым.

На Белого произвели огромное впечатление первые стихи Блока: «Чтобы понять впечатления от этих стихотворений, надо ясно представить то время: для нас, внявших знакам зари, нам светящей, весь воздух звучал, точно строки А.А.; и казалось, что Блок написал только то, что сознанию выговаривал воздух; розово-золотую и напряженную атмосферу эпохи действительно осадил он словами». Белый помог выпустить первую книгу Блока (в обход московской цензуры). В свою очередь и Блок поддерживал Белого. Так он сыграл решающую роль в появлении на свет главного романа Белого «Петербург», публично дал высокую оценку и «Петербургу» и «Серебряному голубю».

Наряду с этим их отношения и переписка доходили до враждебности; постоянные упреки и обвинения, неприязнь, язвительные уколы, навязывание дискуссий отравляли жизнь обоих.

Однако, несмотря на всю сложность и запутанность отношений творческих и личных, оба поэта продолжали уважать, любить и ценить творчество и личность друг друга, что еще раз подтвердило выступление Белого на смерть Блока.

После революционных событий 1905 года в рядах символистов еще более усилились противоречия, которые в конце концов привели это направление к кризису.

Нельзя, однако, не отметить, что русские символисты внесли существенный вклад в развитие отечественной культуры. Наиболее талантливые из них по-своему отразили трагизм положения человека, не сумевшего найти свое место в мире, сотрясаемом грандиозными социальными конфликтами, пытались отыскать новые способы для художественного осмысления мира. Им принадлежат серьезные открытия в области поэтики, ритмической реорганизации стиха, усиления в нем музыкального начала.

«Послесимволистическая поэзия отбросила «сверхчувственные» значения символизма, но осталась повышенная способность слова вызывать неназванные представления, ассоциациями замещать пропущенное. В символистическом наследстве жизнеспособнее всего оказалась напряженная ассоциативность». культурный ренессанс символизм акмеизм футуризм

В начале второго десятилетия XX века появились два новых поэтических течения - акмеизм и футуризм.

Акмеисты (от греческого слова «акме» - цветущая пора, высшая степень чего-либо) призывали очистить поэзию от философии и всякого рода «методологических» увлечений, от использования туманных намеков и символов, провозгласив возврат к материальному миру и принятие его таким, каков он есть: с его радостями, пороками, злом и несправедливостью, демонстративно отказываясь от решения социальных проблем и утверждая принцип «искусство для искусства». Однако творчество таких талантливых поэтов-акмеистов, как Н.Гумилев, С.Городецкий, А.Ахматова, М.Кузьмин, О.Мандельштам, выходило за рамки провозглашенных ими теоретических принципов. Каждый из них вносил в поэзию свои, только ему свойственные мотивы и настроения, свои поэтические образы.

С иными взглядами на искусство вообще и на поэзию в частности выступили футуристы. Они объявили себя противниками современного буржуазного общества, уродующего личность, и защитниками «естественного» человека, его права на свободное, индивидуальное развитие. Но эти заявления нередко сводились к абстрактному декларированию индивидуализма, свободы от нравственных и культурных традиций.

В отличие от акмеистов, которые хотя и выступали против символизма, но тем не менее считали себя в известной степени его продолжателями, футуристы с самого начала провозгласили полный отказ от любых литературных традиций и в первую очередь от классического наследия, утверждая, что оно безнадежно устарело. В своих крикливых и дерзко написанных манифестах они прославляли новую жизнь, развивающуюся под влиянием науки и технического прогресса, отвергая все, что было «до», заявляли о своем желании переделать мир, чему, с их точки зрения, в немалой степени должна содействовать поэзия. Футуристы стремились овеществить слово, связать его звучание непосредственно с тем предметом, которое оно обозначает. Это, по их мнению, должно было привести к реконструкции естественного и созданию нового, широко доступного языка, способного разрушить словесные преграды, разобщающие людей.

Футуризм объединил разные группировки, среди которых наиболее известными были: кубофутуристы (В.Маяковский, В.Каменский, Д.Бурлюк, В.Хлебников), эгофутуристы (И.Северянин), группа «Центрифуга» (Н.Асеев, Б.Пастернак и др.).

В условиях революционного подъема и кризиса самодержавия акмеизм и футуризм оказались нежизнеспособными и к концу 1910-х годов прекратили свое существование.

Среди новых течений, возникших в русской поэзии в этот период, заметное место стала занимать группа так называемых «крестьянских» поэтов - Н.Клюев, А.Ширяевец, С.Клычков, П.Орешин. Некоторое время к ним был близок С.Есенин, впоследствии вышедший на самостоятельную и широкую творческую дорогу. Современники видели в них самородков, отражавших заботы и беды русского крестьянства. Объединяли их также общность некоторых поэтических приемов, широкое использование религиозной символики и фольклорных мотивов.

Среди поэтов конца XIX - начала XX века были и такие, чье творчество не вписывалось в существовавшие тогда течения и группы. Таковы, например, И.Бунин, стремившийся продолжать традиции русской классической поэзии; И.Анненский, в чем-то близкий к символистам и в то же время далекий от них, искавший свой путь в огромном поэтическом море; Саша Черный, называвший себя «хроническим» сатириком, блестяще владевший «антиэстетическими» средствами обличения мещанства и обывательщины; М.Цветаева с ее «поэтической отзывчивостью на новое звучание воздуха».

Для русских литературных течений начала XX века характерен поворот ренессанса к религии и христианству. Русские поэты не могли удержаться на эстетизме, разными путями они пытались преодолеть индивидуализм. Первым в этом направлении был Мережковский, затем ведущие представители русского символизма начали противополагать соборность индивидуализму, мистику эстетизму. Вяч.Иванов и А.Белый были теоретиками мистически окрашенного символизма. Произошло сближение с течением, вышедшим из марксизма и идеализма.

Вячеслав Иванов был один из самых замечательных людей той эпохи: лучший русский эллинист, поэт, ученый филолог, специалист по греческой религии, мыслитель, теолог и философ, публицист. Его «среды» на «башне» (так называли квартиру Иванова) посещали наиболее одаренные и примечательные люди той эпохи: поэты, философы, ученые, художники, актеры и даже политики. Происходили самые утонченные беседы на темы литературные, философские, мистические, оккультные, религиозные, а также и общественные в перспективе борьбы миросозерцаний. На «башне» велись утонченные разговоры самой одаренной культурной элиты, а внизу бушевала революция. Это было два разобщенных мира.

Наряду с течениями в литературе возникли новые течения в философии. Начался поиск традиций для русской философской мысли у славянофилов, у Вл.Соловьева, у Достоевского. В салоне Мережковского в Петербурге были организованы Религиозно-философские собрания, в которых участвовали как представители литературы, заболевшей религиозным беспокойством, так и представители традиционно-православной церковной иерархии. Вот как описывал эти собрания Н.Бердяев: «Преобладала проблематика В.Розанова. Большое значение имел также В. Тернавцев, хилиаст, писавший книгу об Апокалипсисе. Говорили об отношении христианства к культуре. В центре была тема о плоти, о поле... В атмосфере салона Мережковских было что-то сверхличное, разлитое в воздухе, какая-то нездоровая магия, которая, вероятно, бывает в сектантской кружковщине, в сектах не рационалистического и не евангельского типа... Мережковские всегда претендовали говорить от некоего "мы" и хотели вовлечь в это "мы" людей, которые с ними близко соприкасались. К этому "мы" принадлежал Д.Философов, одно время почти вошел в него А.Белый. Это "мы" они называли тайной трех. Так должна была сложиться новая церковь Святого Духа, в которой раскроется тайна плоти".

В философии Василия Розанова "плоть" и "пол" означали возврат к дохристианству, к юдаизму и язычеству. Его религиозное умонастроение сочеталось с критикой христианского аскетизма, апофеозом семьи и пола, в стихии которого Розанов видел основу жизни. Жизнь у него торжествует не через воскресение к вечной жизни, а через деторождение, то есть распадение личности на множество новых рожденных личностей, в которых продолжается жизнь рода. Розанов проповедовал религию вечного рождения. Христианство для него религия смерти.

В учении Владимира Соловьева об универсуме как "всеединстве" христианский платонизм переплетается с идеями новоевропейского идеализма, особенно Ф.В.Шеллинга, естественнонаучном эволюционизмом и неортодоксальной мистикой (учение о "мировой душе" и др.). Крах утопического идеала всемирной теократии привел к усилению эсхатологических (о конечности мира и человека) настроений. Вл.Соловьев оказал большое влияние на русскую религиозную философию и символизм.

Павел Флоренский разрабатывал учение о Софии (Премудрости божией) как основе осмысленности и целостности мироздания. Он был инициатором нового типа православного богословствования, богословствования не схоластического, а опытного. Флоренский был платоником и по-своему интерпретировал Платона, в последствии стал священником.

Сергей Булгаков - один из главных деятелей Религиозно-философского общества «памяти Владимира Соловьева». От легального марксизма, который он пытался соединить с неокантианством, перешел к религиозной философии, затем к православному богословию, стал священником.

И, конечно же, величиной мирового значения является Николай Бердяев. Человек, стремившийся к критике и преодолению любых форм догматизма, где бы они ни появлялись, христианский гуманист, называвший себя «верующим вольнодумцем». Человек трагической судьбы, изгнанный с Родины, и всю жизнь болевший за нее душой. Человек, чье наследие, до последнего времени, изучалось во всем мире, но только не в России. Великий философ, которого ждет возвращение на Родину.

Остановимся более подробно на двух течениях, связанных с мистическими и религиозными исканиями.

«Одно течение представляла православная религиозная философия, мало, впрочем приемлемая для официальной церковности. Это прежде всего С.Булгаков, П.Флоренский и группирующиеся вокруг них. Другое течение представляла религиозная мистика и оккультизм. Это А.Белый, Вяч.Иванов... и даже А.Блок, несмотря на то, что он не склонен был ни к каким идеологиям, молодежь, группировавшаяся вокруг издательства «Мусагет», антропософы. Одно течение вводило софийность в систему православной догматики. Другое течение было пленено софийностью алогической. Космическое прельщение, характерное для всей эпохи, было и там и здесь. За исключением С.Булгакова, для этих течений совсем не стоял в центре Христос и Евангелие. П.Флоренский, несмотря на все его желание быть ультраправославным, был весь в космическом прельщении.

Религиозное возрождение было христианообразным, обсуждались христианские темы и употреблялась христианская терминология. Но был сильный элемент языческого возрождения, дух эллинский был сильнее библейского мессианского духа. В известный момент произошло смешение разных духовных течений. Эпоха была синкретической, она напоминала искание мистерий и неоплатонизм эпохи эллинистической и немецкий романтизм начала XIX века. Настоящего религиозного возрождения не было, но была духовная напряженность, религиозная взволнованность и искание. Была новая проблематика религиозного сознания, связанная еще с течениями XIX века (Хомяков, Достоевский, Вл.Соловьев). Но официальная церковность оставалась вне этой проблематики. Религиозной реформы в церкви не произошло».

Многое из творческого подъема того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. Но тогда было опьянение творчеством, новизна, напряженность, борьба, вызов.

В заключении словами Н.Бердяева хочется описать весь ужас, весь трагизм положения, в котором оказались творцы духовной культуры, цвет нации, лучшие умы не только России, но и мира.

«Несчастье культурного ренессанса начала XX века было в том, что в нем культурная элита была изолирована в небольшом круге и оторвана от широких социальных течений того времени. Это имело роковые последствия в характере, который приняла русская революция...Русские люди того времени жили в разных этажах и даже в разных веках. Культурный ренессанс не имел сколько-нибудь широкого социального излучения.... Многие сторонники и выразители культурного ренессанса оставались левыми, сочувствовали революции, но было охлаждение к социальным вопросам, была поглощенность новыми проблемами философского, эстетического, религиозного, мистического характера, которые оставались чуждыми людям, активно участвовавшим в социальном движении... Интеллигенция совершила акт самоубийства. В России до революции образовались как бы две расы. И вина была на обеих сторонах, то есть и на деятелях ренессанса, на их социальном и нравственном равнодушии...

Раскол, характерный для русской истории, раскол, нараставший весь XIX век, бездна, развернувшаяся между верхним утонченным культурным слоем и широкими кругами, народными и интеллигентскими, привели к тому, что русский культурный ренессанс провалился в эту раскрывшуюся бездну. Революция начала уничтожать этот культурный ренессанс и преследовать творцов культуры... Деятели русской духовной культуры в значительной своей части принуждены были переселиться за рубеж. Отчасти это была расплата за социальное равнодушие творцов духовной культуры».

Литература

Бердяев Н. «Самопознание», М., 1990.

Белый А. «Начало века», М., 1990

Белый А. «Между двух революций», М., 1990

Долгополов Л.К. «Андрей Белый и его роман «Петербург», Л., 1988

Блок А. «Десять поэтических книг», М., 1980

Русская поэзия XIX - начала XX в., М., 1987

Три века русской поэзии, М., 1968

Гиппиус З.Н. «Живые лица», Тбилиси, 1991

Большой энциклопедический словарь, М., 1994

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Русская культура в начале ХХ века. Cepeбpяный вeк pyccкoй культуры. Основные направления культуры серебряного века. Декаденство. Символизм. Усиление реакционно-мистических идей. Модернистские течения. Акмеизм - культ реального земного бытия. Футуризм.

    реферат , добавлен 26.09.2008

    Интенсивность серебряного века в творческом содержании, поиск новых форм выражения. Основные художественные течения "серебряного века". Появление символизма, акмеизма, футуризма в литературе, кубизма и абстракционизма в живописи, символизма в музыке.

    реферат , добавлен 18.03.2010

    Особенности "Золотого века" XIX классического русского искусства, как необычайного взлета отечественной культуры в первой половине ХІХ века. Культурология как наука: методы и основные направления, история возникновения и развития культурологии как науки.

    контрольная работа , добавлен 27.11.2008

    Особенности византийско-русского культурного диалога Киевской эпохи, протекающего своеобразно в соответствии с историко-национальными условиями. Изучение сфер культурного взаимодействия двух стран: экономика, религия, архитектура, музыка, письменность.

    контрольная работа , добавлен 10.05.2010

    Явление русского авангарда как феномен искусства XX века. Направления в русском авангарде: футуризм, кубофутуризм, супрематизм, конструктивизм. Выдающиеся деятели русского авангарда. Творчество Кандинского и Малевича. Конструктивизм в области архитектуры.

    курсовая работа , добавлен 27.02.2010

    Характеристика эпохи, искусства и культуры Высокого Ренессанса. Основное идейное содержание культуры Возрождения. Творчество великих художников. Ренессансная интеллигенция. Идеал представителей культуры эпохи Возрождения. Абсолютизация власти.

    реферат , добавлен 13.09.2008

    Понятие и общая характеристика русского барокко как специфического направления в искусстве, его отличительные особенности. Периоды развития данного культурного течения: московское, петровское и елизаветинское. Яркие представители и их достижения.

    реферат , добавлен 15.04.2015

    Направления советской власти в области культуры. Последствия контроля государственными органами за деятельностью культурных деятелей. Судьбы российских мигрантов. Развитие русского литературного, музыкального и изобразительного искусства за рубежом.

    реферат , добавлен 07.05.2017

    Характеристика эпохи, идеи и художественные открытия века. Характерные особенности искусства, влияние технического прогресса на общество, духовная жизнь человека. Направления мировой культуры, авангардизм, модернизм, постмодернизм, русская икона XX века.

    реферат , добавлен 25.05.2010

    История художественной культуры в начале ХХ века. Основные течения, художественные концепции и представители русского авангарда. Формирование культуры советской эпохи. Достижения и трудности развития искусства в тоталитарных условиях; явление андеграунда.

47. Русская культура конца XIX -начала XX века:

Культура России конца XIX - начала XX в. впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золотого века» предшествующего времени. На рубеже веков в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущением человека XX столетия. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. В России сложился период, который современники назвали «серебряным веком» русской культуры.

Существовало две точки зрения на развитие культуры на рубеже веков. Точка зрения современных ученых связана с концепцией, сформулированной русским философом Бердяевым, писавшим о возрождении российской культуры в начале ХХ в. Раньше была распространена другая точка зрения, сформулированная российскими социалистами того времени и принятая в советской науке: русское искусство начала ХХ в. переживало не ренессанс, а упадок. Это мнение основывалось на выводе о кризисе буржуазного общества и буржуазной культуры в эпоху империализма.

Развитие образования В начале XX в. особенно усилилось стремление народа к грамотности, приобщению к научным знаниям, литературе и искусству. В реализации этой потребности большую роль сыграла передовая российская интеллигенция, создававшая различные просветительские организации, а также новые внешкольные формы образования. Большое распространение получили бесплатные воскресные школы для взрослых, в которых давались основы грамотности и элементарные профессионально-технические знания. В конце 90-х годов начали возникать рабочие курсы, были открыты народные дома. Они предоставляли возможность пользоваться книгами и журналами, устраивали публичные лекции.

Экономические процессы рубежа веков сопровождались быстрым ростом городов, распространением городской культуры и образования. В конце XIX-начале XX в. возрос уровень грамотности (в абсолютных цифрах в 2 раза). Увеличилась численность гимназий и реальных училищ, выпускники которых снова могли поступать в технические вузы без экзамена. Развивалась система профессиональных - горных, речных, железнодорожных, фабричных и коммерческих училищ. Совершенствовалась высшая школа, в которой после 1905 г. была восстановлена автономия, выборность ректоров и деканов и т.д. Демократизации высшего образования способствовали вечерние народные университеты, в которые принимались все желающие вне зависимости от социального статуса, материального положения и вероисповедания.

Развитие науки В связи с возросшими нуждами промышленности и армии быстро развивались естественные и технические науки. Углубился процесс дифференциации наук, их разделения на фундаментальные и прикладные. Гуманитарные науки традиционно играли большую роль и определяли характер среднего и высшего образования. Так, в философии того периода отчетливо проявились две тенденции. Под воздействием революционных идей в работах социал-демократов Плеханова, Ульянова (Ленина) развивался философский материализм. Одновременно наблюдался расцвет религиозно-философского направления в творчестве Бердяева, Соловьева и др.

Историческая наука развивалась в трудах Ключевского, Платонова, Покровского и др. Получили значительные развитие также экономическая наука и социология.

Литература и искусство В конце XIX- начале XX в. в российской прозе продолжался расцвет основного литературного направления второй половины прошлого века -критического реализма . Новые значительные произведения создал Толстой. Социальные и социально-психологические проблемы нашли глубокое отражение в творчестве Чехова.

Однако художественные приемы критического реализма перестали удовлетворять многих литераторов на рубеже XIX-XX вв. Более глубокий интерес к личности, ее внутреннему миру, поиск новых изобразительных средств и форм - все это вызвало появление модернизма в литературе и искусстве. В нем существовали многие течения. Стремление искусства к преобразованию действительности художественными средствами дало начало русскомусимволизму . Его теоретиком в середине 1890-х гг. выступил Брюсов. Другое направление -акмеизм явился реакцией на символизм. Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Цветаева, создавшие новую лирическую поэзию обратились к миру человеческих чувств. Отрицание традиционной культуры выразились в деятельности сторонников "искусства будущего" -футуристов (Северянин, Маяковский).

Вместе с тем в начале XX в. Россию захлестнула волна бульварной литературы, ориентированной на мещанские вкусы (низкопробная мелодрама, детективы, эротика).

Кино. На рубеже XIX-XX вв. в России появилось киноискусство, сразу получившее особую популярность. Первоначально создавались документальные ленты. В 1908 г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911г.- первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Особую известность приобрели фильмы режиссера Протазанова. Хотя в основе многих фильмов лежали произведения Пушкина («Пиковая дама»), Достоевского («Бесы»), идейно-художественный уровень большинства картин оставался крайне низким. Ставились, как правило, салонные мелодрамы и примитивные комедии.

Живопись Усиление националистических настроений привели к повышению влияния на культуру национальных традиций и народной культуры. В российскойживописи , с одной стороны, сохранялись традиции академической школы, с другой стороны, возникли новые тенденции на основе обращения художников к историческим сюжетам. Модернистские поиски привели к складыванию группы художников, объединившихся вокруг журнала «Мир искусства» (Бенуа, Сомов, Рерих). «Мирискусники» провозгласили новые художественно-эстетические принципы. Они пропагандировали индивидуализм, свободу искусства от социальных и политических проблем. Главное для них - красота и традиции русской национальной культуры. Особое внимание они уделяли популяризации западно-европейского искусства.

В начале XX в. возник «русский авангард». Его представители Малевич, Шагал и другие проповедовали искусство «чистых» форм и внешней беспредметности. Они были предшественниками абстракционизма и оказали огромное влияние на развитие мирового искусства.

Архитектура : Градостроительство было связано с бурным экономическим развитием пореформенной России. Облик городов определяли теперь не дворцы знати, а здания общегражданского назначения - банки, магазины, вокзалы. Расширился ассортимент строительных материалов - бетон, цемент, металлические конструкции, стекло. В начале XX в. в отечественной архитектуре оформились три направления. В стилемодерн были возведены Ярославский вокзал, гостиница «Метрополь» и др. Особенностью этого стиля стала подчеркнутая функциональность построек, отрицалась симметрия.

В неорусском стиле использовались мотивы древнерусского зодчества в современной интерпретации (арх. Щусев - Казанский вокзал). Постройки в стиленеоклассицизма : Киевский вокзал, здание почтамта - возрождали основные принципы архитектурной классики: монументальность, парадность, строгая симметрия.

В целом достижения русской культуры получили мировое признание. Многие отечественные ученые были почетными членами европейских академий и научных учреждений. Имена русских путешественников остались на географической карте мира. В начале XX в. в отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры

Музыка . Во второй половине XIX в. окончательно оформилась национальная музыкальная русская школа. Основными центрами музыкальной культуры стали консерватории в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и других городах, а также императорские Мариинский и Большой театры. Русская вокальная школа была представлена замечательными оперными певцами (Шаляпиным, Неждановой). Особое значение для популяризации театрально-музыкального искусства России имела деятельность Дягилева, организовавшего в Европе «Русские сезоны».

В целом достижения русской культуры получили мировое признание. В начале XX в. в отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры.



Рассказать друзьям