Культурные традиции италии. "культура италии"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В Южной Европе расположена Итальянская Республика. Её границы проходят через Францию, Швейцарию, Австрию, Словению, Ватикан и Сан-Марино. Территории Италии занимают Апеннинский и Балканский полуострова, Паданскую равнину, склоны Альп, Сицилийские острова и некоторые острова Сардинии.

Итальянцы относятся к романской народности. Основным населением Итальянской Республики являются сами итальянцы. А итальянские меньшинства расположились на территориях США, Аргентины, Бельгии, Франции, Хорватии, Монако, Сан-Марино, Словении, Бельгии и Германии.

Народы, населяющие Италию

Основное население Италии - итальянцы. Численность других народностей, проживающих на территории Итальянской Республики составляет около 2%. Итальянские меньшинства живут в одних и тех же районах многие века. На севере - ретороманцы, французы, словенцы и хорваты. На юге живут греки. На острове Сицилия расположились албанцы, а на острове Сардиния - каталонцы.

Города миллионеры населены 12% жителей Италии. Такими городами являются: Рим, Милан, Турин и Неаполь.

Основным языком является итальянский. Его можно отнести к романской группе индоевропейских языков. Также в Италии есть люди, разговаривающие на других языках - сардинском, ретороманском, немецком, французском, албанском и словенском. Основными итальянскими диалектами являются: Северный диалект, Центральный диалект и диалект Южной Италии.

Католицизм является верой большинства населения Италии. Огромную роль на религиозную жизнь народа оказывает Ватикан. Но все же в Италии есть и представители атеистического направления, исламской веры.

Культура и быт Италии

Если говорить о домах итальянцев, то стоит отметить, что они имеют некие особенности. Например, в Альпах дома двухэтажные и трехэтажные. Низ этих домов сделан из камня, а верх из дерева. В городах встречаются обычные латинские дома - каменные двухэтажные строения с черепичной крышей. Внешний вид домов зависит от материального состояния его владельца.

Национальный итальянский костюм очень ярок и заметен. Раньше мужчины носили укороченные штаны, белую рубашку и безрукавку. А женщины наряжались в длинную юбку, рубаху с широкими рукавами, яркий укороченный передник и платок. Украшения являются неотъемлемым атрибутом национального костюма Испанцев. Но сегодня национальные костюмы встречаются крайне редко, итальянцы предпочитают современную одежду.

Предпочтения в блюдах и кухне неизменны - макароны, рис, сыр и морепродукты. Национальными блюдами является пицца, паста, буридда, бузекка, мадзафегати, ризи э бези, ньокки алла романа и другие. Причем эти национальные блюда пользуются популярностью не во всей Италии, а в отдельных районах.

Что касается семьи в Италии, то нужно сказать, что она очень ценится людьми. Любовь к детям чиста и безгранична. Они всегда находятся рядом с родителями, их балуют, превозносят, восхищаются и гордятся.

Несмотря на экспрессивность итальянской народности, они очень интеллигенты и знают правила хорошего тона, этикета. Они одевают одежду под стать событию, умеют держаться в обществе старших, уважительно относятся к женскому полу.

Громкий и эмоциональный разговор, сопровождающийся резкой жестикуляцией - норма для итальянцев. Также и страстные публичные поцелуи являются обыденностью в жизни этих людей.

Традиции и обычаи в Италии

Основными традициями и обычаями Италии являются празднования Рождества, Нового Года и Пасхи. Это основные общенародные праздники.

Итальянцы никогда не нарушают традиций в праздниках. Например, Рождество - семейный праздник, поэтому он проводится исключительно в узком семейном круге.

А вот Пасха - масштабное гуляние. Поэтому итальянцы позволяют себе выходить на улицу, встречаться с друзьями и веселиться от души. В каждом районе есть свое традиционное Пасхальное блюдо - ягнята с потрохами, зеленая лазанья, неаполитанские лепешки. Но перед тем как отправиться на широкий городской праздник, в Пасхальный понедельник, итальянцы собираются семейным кругом на пикник. При этом погода не имеет никакого значения.

В Новогоднюю ночь итальянцы выбрасывают все ненужное через окно и бьют посуду на счастье. После проведения этого ритуала, они выходят на улицу и все вместе встречают Новый Год. Новогодний стол всегда должен включать в себя блюда из чечевицы.

Итальянцы очень суеверный народ. Поэтому они никогда не хвастаются посторонним своими детьми и семьями. Также считается, что не стоит жениться в мае, а тем более в мае и в пятницу. Самыми удачными днями для брака в Италии считаются понедельник и вторник.

Итак, первое, что бросается в глаза при взгляде на итальянцев – это их открытость и общительность. Да, это в основном очень позитивные, расслабленные люди, любящие наслаждаться хорошим общением, солнечной погодой, вкусной едой, терпким кофе по утрам, изысканным вином по вечерам и приятной эмоциональной атмосферой.

Итальянцы достаточно быстро сближают дистанцию в общении с другими людьми. Как только вы познакомились с итальянцем, через некоторое время вы уже можете заметить, что непринужденно болтаете с ним как с давно знакомым человеком.

Такая открытость, доброжелательность, приветливость и непринужденность в общении делает итальянцев очень приятными и веселыми собеседниками. При первой же встрече принято всегда пожимать руку, а при прощании даже при первом знакомстве принято поцеловаться два раза в щеки. Вообще у итальянцев принято каждый раз целоваться в щеки при встрече и прощании.

Менталитет итальянцев отражает в первую очередь их социальность. Круг общения всегда очень широкий, общаются они как можно больше и чаще любят знакомиться с новыми людьми. Совершенно нормальным считается поболтать о жизни с продавцом, официантом или барменом.

Социальность итальянцев порождает различные семейные и дружественные традиции. Так, в Италии повсеместно принято собираться после учебы или работы и куда-нибудь идти всей семьей или с друзьями – в ресторан, в бар или кафе, либо просто погулять по набережной, сходить в театр или на концерт. В общем, итальянцы – это в значительной степени экстравертированные люди.

Семейные традиции в Италии

Семейственность очень много значит для любого итальянца. Причем под семьей понимаются не только ближайшие родственники, но и отдаленные братья, сестры, племянники, тети и дяди.

Бабушки и дедушки традиционно являются главными членами в итальянской семье, которые берут на себя роль морального авторитета. Вообще фактически в семьях развит матриархат, хотя внешне может показаться, что мужчина считается главным.

В итальянской семье принято баловать детей. Им позволяется делать практически всё, что вздумается, самовыражаться открыто. Благодаря этому они вырастают общительными, незакомплексованными и свободными.

Очень часто в итальянских семьях можно встретить ситуацию, когда сыновья даже старше 30 лет живут с матерями. Дело в том, что здесь принято заботливое и балующее отношение матерей к сыновьям на протяжении всей жизни, также как сыновья очень трепетно относятся к своим родителям. Таким образом, итальянцы не спешат жениться и уехать из родного дома поскорее. Ситуация, когда итальянские дети надолго остаются в родном доме, считается абсолютно нормальной.

К слову сказать, развод в Италии представляет собой очень сложный процесс, который может длиться чуть ли не семь лет. Кроме того, нужно потратить большое количество денег на адвоката и другие расходы, связанные с разводом, плюс еще платить алименты в размере 50% дохода. Поэтом итальянские мужчины очень тщательно выбирают себе спутницу жизни и отнюдь не стремятся быстро жениться.

Стиль жизни итальянцев – получать максимум удовольствия

Итальянцам свойственно особое отношение к удовольствиям в жизни. Они стремятся получать максимум наслаждения от самого процесса жизни – солнечной погоды, прогулок и походов по ресторанам и барам со всей семьей или многочисленными друзьями, изысканной еды и вина, послеобеденной сиесты, и, конечно, приятного общения и получения максимума эмоций.

У итальянских мужчин принято особое трепетное отношение к женщинам и восхищение их красотой. Здесь принято восторгаться женщинами независимо ни от чего.

Прием пищи у итальянцев превращается в настоящий культ. В Италии серьезно относятся к выбору ресторана и времени для обеда и, конечно, приготовленным блюдам. Обычно обед в Италии считается важнее ужина и должен быть обильным, с бокалом вина. Разнообразие итальянской еды, ее качество и отменные вкусовые качества – это обширная тема для отдельной статьи!

В целом, стиль жизни итальянцев максимально расслабленный. Поменьше тревог и забот, побольше наслаждений и приятного общения – пожалуй, это может быть девизом итальянского образа жизни. Goditi la vita!

Одна из особенностей исторической эволюции средневековой Италии состоит в том, что основными соперниками во внутренней политической борьбе здесь очень рано оказались рано развившиеся города-государства. Впоследствии, когда во многих европейских странах социально-экономический уклад носил еще средневековый характер, эти города Италии явились очагами формирования новых общественных отношений. Как указывает Маркс, «первые зачатки капиталистического производства спорадически встречаются в отдельных городах по Средиземному морю уже в 14 и 15 столетиях» . Своеобразием исторического развития Италии определяются существенные особенности ее художественной культуры. Культура Италии средних веков неоднозначна и сложна: сочетая органическую связь с общеевропей ской средневековой культурой, в ней возникают совершенно новые черты, предвещающие развитие Ренессанса. Эти тенденции с неравномерной силой проявляются в творчестве поэтов, писателей или художников.

Итальянское искусство не отличалось той мерой идейно-стилевого единства, которое характерно для средневекового искусства многих других стран Европы. Не существовало и центра, который выполнял роль художественной столицы. Рим, игравший такую роль во времена античности и в будущем, в период Высокого Возрождения, не имел в средние века даже своей значительной художественной школы. Памятники архитектуры и изобразительного искусства в различных областях страны отличались ярко выраженными местными особенностями и имели своей первоосновой весьма различные художественные традиции. Однако, охотно усваивая те или иные стилевые формы, восходящие то к искусству Византии и Арабского Востока, то к искусству западноевропейских стран, итальянцы были далеки от слепой подражательности, переосмысливая язык и образный строй искусства, сложившегося в этих странах, для решения характерных именно для Италии задач.

Другая особенность художественной культуры средневековой Италии состоит в том, что в ней сильнее, нежели в культуре других европейских народов средневековья, выражены светские тенденции. В тех районах Италии, которые играли ведущую роль в экономическом и культурном развитии страны, основной ячейкой общественной жизни очень рано стали не монастырь, не двор короля и не поместье сеньора, а городская коммуна. Этим объясняется сравнительно большая свобода итальянских мастеров от догматики, нормативности, схоластического налета, всегда торжествовавших там, где церковь крепко держала искусство в своих руках.

Чрезвычайно важным обстоятельством для развития итальянской художественной культуры была ее связь с античной традицией. Речь идет не только о внешнем следовании античности, о своего рода цитировании античных художественных форм, примеры которого встречаются в отдельных произведениях итальянского средневековья. Более важно то внутреннее родство с образами античного искусства, которое -- при всей специфичности средневековых форм художественного языка -- можно уловить во многих памятниках итальянского искусства

Наконец, одну из важнейших особенностей культуры итальянского средневековья составляет раннее зарождение в ней элементов гуманистического мировоззрения и радикальное эстетическое выражение тех прогрессивных факторов, которые принес с собой расцвет городской жизни в эпоху позднего средневековья. Именно в Италии средневековое мировоззрение ранее всего изжило себя, и недаром Италии было суждено открыть эпоху Ренессанса .

данте личность поэт проторенессанс

Влияние политического положения на развитие культуры

Исторические судьбы средневековой Италии во многом отличны от судеб других стран средневековой Европы. В то время как во многих европейских странах, на различных этапах эволюции феодального строя, складывались крупные государственные образования, Италия, на протяжении почти всего средневековья служившая ареной борьбы иноземных завоевателей, не сумела выйти из состояния феодальной раздробленности. В стране не существовало той общественной силы, которая могла бы выступить от имени итальянской народности в целом.

Пережив множество войн и, побывав в составе нескольких империй, эта страна смогла сохранить свою уникальность. Самобытная культура Италии осталась такой же, как на заре цивилизаций: люди по-прежнему обожают вкусно поесть, знают толк в красоте и хорошем отдыхе. Несмотря на то, что страна является оплотом католицизма, а 96% населения считают себя католиками, рьяных блюстителей веры здесь почти нет.

Древнейшая культура Италии

Пришедшие на смену античности темные века не смогли вытравить традиций Древнего Рима. , словно семя, поджидала благоприятных условий, чтобы распуститься прекрасным цветком Ренессанса. После мрачной строгости готики роскошные палаццо и храмы казались Европе глотком свежего воздуха. Именно здесь, под жарким средиземноморским солнцем, творили Да Винчи и Микеланджело, плели интриги Борджиа и Медичи, писали свои шедевры Бокаччо и Петрарка. Культура , некогда зажженная этрусками, уже не могла погаснуть.

Религия Италии

Важнейшую роль в развитии искусства сыграла религия Италии . Именно здесь начинается история христианства в Европе. Благодаря религии Рим сохранял свое влияние на соседние государства во все времена: ни один союз не заключался без одобрения Папы. Именно церковь привечала многочисленных художников, скульпторов и архитекторов – до самого Возрождения все искусство подчинялось ее потребностям. В наши дни католицизм является одним из наиболее лояльных и адаптированных к современным реалиям ответвлений христианства.

Экономика Италии

Переживая бесчисленные взлеты и падения, экономика Италии выстояла, в основном, благодаря неиссякаемому потоку туристов. Сейчас в стране нет собственной валюты – с 2002 года итальянцы стали использовать вместо нее евро. До этого момента на полуострове в обращении были итальянские лиры. Учрежденные еще Карлом Великим, лиры вышли в оборот только в 1862 г. и были национальной валютой вплоть до перехода на евро.

Наука Италии

Здесь расположены (и действуют до сих пор) первые европейские университеты, расположенные в городках Сорбонна и Болонья. Но это не единственные учебные заведения: сейчас почти каждый город может похвалиться университетом или колледжем. Италия всегда славилась не только своими учеными, но и уровнем образования. Наука Италии никогда не испытывала недостатка в светлых головах – под сенью удивительных архитектурных сооружений совершали открытия Галилей, Бруно, Да Винчи, рассуждал об устройстве государства Макиавелли.

Искусство Италии

Аппенинский полуостров славен не только своими учеными мужами. Искусство Италии можно начать познавать, едва выйдя за пределы аэропорта. Зодчих-итальянцев приглашали строить дворцы и города во все уголки материка. Поэтому, на первый взгляд архитектура может показаться знакомой. Кажется сама география Италии , сама природа этого края направляет мысли итальянских архитекторов и они творят необычное, красивое и вечное. Но только на первый – на родине творцы разошлись во всю и каждый городок по-своему уникален. Устав вертеть головой по сторонам, можно отправиться по музеям или же заглянуть в один из многочисленных соборов: даже самая захудалая церквушка представляет собой единение мастерства зодчих, художников и скульпторов.

Кухня Италии

Кажется, что кухня Италии знакома (и любима) с детства. Но, во-первых – отведав пиццы и пасты (так на самом деле называются макароны), можно понять, что это совсем другие блюда. Во-вторых, кроме этих популярных мучных изделий, итальянцы употребляют бесчисленное множество традиционных блюд. Основные продукты в прибрежных регионах – рыба и морепродукты, в удаленных от моря более популярны блюда из мяса и дичи. Повсеместно популярны ризотто (блюдо из риса с различными добавками), разнообразные сыры, равиоли, маринованные о. Не гнушаются итальянцы и сладостей: мороженого, забайоне и тирамису.

Обычаи и традиции Италии

Многие обычаи и традиции Италии могут показаться странными. Чтобы не попасть впросак, лучше изучить этот вопрос заранее. Итальянцы любят отмечать праздники с размахом. Самые популярные – Новый Год, Крещение, день освобождения от фашистских захватчиков (25 апреля), пасхальная неделя, 1 мая, в первое воскресенье июля празднуют День Республики, затем – день святых Петра и Павла, Успение. 1 ноября, как и в большинстве европейских стран, отмечается День Всех Святых (с предшествующим ему костюмированным вечером 31 октября).

Спорт Италии

Национальный спорт Италии – футбол. На время трансляции матча «родной» команды улицы пустеют, а весь следующий день итальянцы обсуждают игру, забывая о работе. В каждом городе есть свой футбольный клуб. Впрочем, для них это больше чем национальный спорт или игра – это важнейшая часть жизни страны.

ИТАЛИЯ. КУЛЬТУРА
Италия славится богатейшими в мире культурными традициями. Достижения итальянцев в искусстве, архитектуре, литературе, музыке и науке оказали большое влияние на развитие культуры во многих других странах. Задолго до возникновения цивилизации Древнего Рима сложились культуры этрусков в Тоскане и греков на юге Италии. После падения Римской империи на территории Италии культура пришла в упадок, и только в 11 в. появились первые признаки ее возрождения. Своего нового расцвета она достигла в 14 в. В эпоху Возрождения итальянцы играли ведущую роль в европейской науке и искусстве. Тогда творили такие выдающиеся художники и скульпторы, как Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело, писатели Данте, Петрарка и Боккаччо.
Литература. Итальянская литература появилась на европейской арене поздно. Латинский язык использовался в качестве литературного вплоть до 13 в. и сохранял свое значение до 16 в. Разговорный итальянский язык медленно укреплял свои позиции в литературе. Истоки итальянской литературы восходят к традициям придворной любовной лирики, заложенным Сицилийской школой в подражание провансальским образцам. Эта поэзия процветала при дворе Фридриха II в Палермо в начале 13 в. Примерно в то же время в Умбрии под влиянием сочинений св. Франциска Ассизского создавались стихотворения на религиозные темы. Однако только в Тоскане были заложены основы литературного итальянского языка. Наиболее выдающимся тосканским поэтом был уроженец Флоренции Данте Алигьери, автор Божественной комедии - одного из величайших шедевров мировой литературы. Он сыграл выдающуюся роль в развитии литературы позднего Средневековья, что во многом способствовало превращению тосканского диалекта в общеитальянский литературный язык. Вслед за Данте появились другие литераторы раннего Возрождения - Франческо Петрарка, автор лирических стихотворений и сонетов, и Джованни Боккаччо, заслуживший мировую известность сборником новелл Декамерон. Данте, Петрарка и Боккаччо предопределили дальнейшее развитие литературы на итальянском языке, а в 15 в. вновь временно возродился интерес к латинскому языку. В 16 в. творили два выдающихся итальянских поэта - Лудовико Ариосто, автор героической рыцарской поэмы Неистовый Роланд, являющейся примером Высокого Возрождения, и Торквато Тассо, автор поэмы Освобожденный Иерусалим, пронизанной духом воинствующего католицизма. В 18 в. возрождаются классическая комедия (Карло Гольдони), трагедия (Витторио Альфьери) и поэзия (Джузеппе Парини). В 19 в. движение за реформы и независимость стимулировало развитие литературы. Алессандро Мандзони - поэт, драматург, критик и романист - прославился своим выдающимся историческим романом Обрученные. Поэзия Джакомо Леопарди была пронизана глубоким чувством любви к родине. После объединения страны главной фигурой в итальянской литературе стал Джозуэ Кардуччи. В 1906 он стал первым из итальянцев, получившим Нобелевскую премию за свои стихотворения, поэмы и исследования по истории итальянской литературы. Постепенно итальянская художественная литература стала осваивать новые литературные жанры. Сицилийский писатель Джованни Верга, автор повестей о жизни крестьян и рыбаков Южной Италии, основал школу веризма (реализма). Его повесть Сельская честь вдохновила композитора Пьетро Масканьи на сочинение одноименной оперы. Грация Деледда, получившая в 1926 Нобелевскую премию по литературе, написала более 30 романов и несколько сборников рассказов о жизни народа на ее родной Сардинии. В начале 20 в. выделялся писатель Габриеле Д"Аннунцио, в романах которого прославлялся культ сильной личности и критиковалось итальянское общество. Сразу после Первой мировой войны значительную известность приобрел Альфредо Пандзини, острый и глубокий писатель-юморист. В его лучшем произведении Сказки о добродетели обнажаются человеческие страсти и экономические проблемы современного общества. Итало Свево прославился романом Самопознание Дзено. В это же время творили писатели старшего поколения Риккардо Баккелли, автор исторической трилогии Мельница на По; Альдо Палаццески, создавший гениальную сатиру в романах Сестры Метерасси и Кодекс Перл; Джованни Папини, известный своими книгами История Христа, Конченый человек, а также интеллектуальной сатирой Гог; и Коррадо Альваро, описывавший жизнь крестьян Калабрии. Выдающимся деятелем итальянской литературы первой половины 20 в. был Бенедетто Кроче, философ, гуманист и критик. Помимо научной деятельности, Кроче был политиком, активно противостоявшим фашизму. В годы фашистской диктатуры многие итальянские писатели были вынуждены эмигрировать; среди них и писатель левого толка Иньяцио Силоне. Он написал романы о жизни людей, населяющих холмистые местности недалеко от Рима (Фонтамара, Хлеб и вино) и сатирический памфлет Школа для диктаторов. Карло Леви, врач, художник и писатель, был сослан в Южную Италию, где описал нищету деревенской жизни в романе Христос остановился в Эболи. Фашизм, война и движение Сопротивления получили отражение в итальянской художественной литературе. Роман Альберто Моравиа Равнодушные изображает конформизм итальянского общества во время господства фашизма. Эта тема обсуждается и в его послевоенных сочинениях, например в Конформисте. Наиболее известные произведения Моравиа - Две женщины, Римлянка, Супружеская любовь, Римские рассказы и Новые римские рассказы. Как и в киноискусстве, в литературе господствующим направлением в период после Второй мировой войны был неореализм, сыгравший решающую роль в возрождении романа в Италии. Романы Джузеппе Маротта (Золото Неаполя и Святой Януарий никогда не говорит: нет!) и Васко Пратолини (Герой нашего времени и Повесть о бедных влюбленных), представляют собой замечательные образцы неореализма, созданные соответственно в Неаполе и во Флоренции. В 1960-е годы такие писатели, как Джорджо Бассани (Сад Финци-Контини) и Наталия Гинзбург (Семейный лексикон), рассматривают преимущественно проблемы личности. В этих произведениях неореализм уступил место неоавангардизму. Новые направления складывались под сильным влиянием идей писателя Карло Эмилио Гадда. Международную известность получил сицилийский писатель Леонардо Шаша (Соль на рану, Мафия Вендетта, Смерть инквизитора, Египетский совет, Благословение). Международного признания как мастер современной сказки и теоретик литературы добился также Итало Кальвино (Тропинка к паучьим гнездам, Наши предки, Итальянские народные сказки, Космикомикс, Начало отсчета времени, Если зимней ночью путешественник). Роман Умберто Эко Имя Розы стал мировым бестселлером в начале 1980-х годов. Среди более ранних итальянских бестселлеров выделяются повести Джованни Гуарески о Доне Камилло, приходском священнике, боровшимся с местным мэром-коммунистом. В 1958 книга Джузеппе Томази ди Лампедуза Леопард стала первым итальянским романом, который был распродан в количестве 100 тыс. экземпляров за один год. Карло Кассола и Джорджо Бассани были наиболее читаемыми итальянскими писателями в 1960-е годы, а в 1974 роман Эльзы Моранте История побил все предыдущие рекорды популярности. Дино Будзати, Марио Солдати, Оттиеро Оттиери, Беппе Фенольо и Пьер Паоло Пазолини приобрели известность как авторы романов, многие итальянские авторы легко преодолевали барьеры между литературными жанрами и между литературой и журналистикой. Величайшим итальянским драматургом конца 19 - начала 20 вв. был Луиджи Пиранделло, получивший Нобелевскую премию в 1934. Среди его лучших пьес - Шесть персонажей в поисках автора, Генрих IV, Вы правы; все они связаны с конфликтом между иллюзией и реальностью и с проблемами нашего времени, которые по самой своей природе неразрешимы. Перу Сема Бенелли принадлежат Маска Брута и Ужин насмешек - исторические трагедии в белых стихах. Тристан и Изольда Этторе Москино, Фантастический Замок грез Энрико Бутти, Орион и Глауко Э.Л.Морселли тоже написаны весьма выразительным белым стихом. Известность Роберто Бракко как драматурга связана с его Маленьким святым - одним из шедевров современной итальянской драматургии. Многим его пьесам присущи явно феминистские мотивы, это психологические и духовные трагедии. Суд над Иисусом Диего Фаббри был поставлен на сценах всей Европы. Со второй половины 1950-х годов драматурги Дарио Фо и Франка Раме тоже добились международного признания своими блестящими сатирическими произведениями. Итальянская поэзия, подобно итальянскому искусству, в начале 20 в. испытала на себе влияние футуризма - движения, стремившегося отразить новые реалии современной жизни. У его истоков (1909) стоял поэт Филиппо Томмазо Маринетти. Футуризм привлек немногих видных итальянских поэтов, но оказал глубокое влияние на духовную жизнь страны. Впрочем, выдающийся поэт Италии 20 в. Сальваторе Квазимодо не имел ничего общего с футуризмом. Его "герметическая" поэзия воплощала глубоко индивидуальное начало и отличалась высоким мастерством, изящным стилем, отражающим лиричность поэтического вдохновения. Другие признанные представители герметизма в поэзии - Джузеппе Унгаретти и Эудженио Монтале. Квазимодо был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1959, а Монтале - в 1975. Более молодые поэты, завоевавшие признание после Второй мировой войны, - Пьер Паоло Пазолини, Франко Фортини, Маргерита Гуидаччи, Рокко Скотелларо, Андреа Дзанотто, Антонио Ринальди и Микеле Пьерри.
Искусство. Истоки художественного величия Италии восходят к 14 в., к произведениям живописи флорентийской школы, величайшим представителем которой был Джотто ди Бондоне. Джотто порвал с манерой византийской живописи, доминировавшей в итальянском средневековом искусстве, и придал естественное тепло и эмоциональность фигурам, изображенным на его больших фресках во Флоренции, Ассизи и Равенне. Натуралистические принципы Джотто и его последователей были продолжены Мазаччо, создавшим величественные реалистические фрески с мастерской передачей светотеней. Другие видные представители флорентийской школы эпохи раннего Возрождения - живописец Фра Анжелико и скульптор и ювелир Лоренцо Гиберти. В начале 15 в. Флоренция превратилась в крупный центр итальянского искусства. Паоло Уччелло достиг высокого уровня мастерства в передаче линейной перспективы. Донателло, ученик Гиберти, создал впервые со времен Древнего Рима свободно стоящую обнаженную скульптуру и конную статую. Филиппо Брунеллески перенес стиль Возрождения в архитектуру, Фра Филиппо Липпи и его сын Филиппино писали изящные картины на религиозные темы. Графическое мастерство флорентийской школы живописи развивалось такими художниками 15 в., как Доменико Гирландайо и Сандро Боттичелли. В конце 15 - начале 16 в. в итальянском искусстве выделялись три выдающихся мастера. Микеланджело Буонаротти, величайший из деятелей эпохи Возрождения, прославился как скульптор (Пьета, Давид, Моисей), живописец, расписавший потолок Сикстинской капеллы, и архитектор, проектировавший купол собора св. Петра в Риме. Картины Леонардо да Винчи Тайная вечеря и Мона Лиза принадлежат к числу шедевров мировой живописи. Рафаэль Санти в своих полотнах (Сикстинская Мадонна, Св. Георгий и дракон и др.) воплотил жизнеутверждающие идеалы эпохи Возрождения. Расцвет искусства в Венеции наступил позже, чем во Флоренции, и продолжался гораздо дольше. Венецианские художники по сравнению с флорентийскими были менее связаны с определенным направлением, но на их полотнах ощущается кипение жизни, эмоциональная насыщенность и буйство красок, обеспечившие им неувядающую славу. Тициан, величайший из венецианских художников, существенно обогатил живопись, применив свободное письмо открытым мазком и тончайший красочный хроматизм. В 16 в. вместе с Тицианом в венецианской живописи доминировали Джорджоне, Пальма Веккио, Тинторетто и Паоло Веронезе. Ведущим итальянским мастером 17 в. был скульптор и архитектор Джованни Лоренцо Бернини, создавший проект колоннады на площади перед собором св. Петра, а также многие монументальные скульптуры в Риме. Караваджо и Карраччи создали новые важные направления в живописи. Венецианская живопись пережила краткий период подъема в 18 в., когда творили художник-пейзажист Каналетто и создатель декоративных росписей и фресок Джованни Баттиста Тьеполо. Среди итальянских художников 18-19 вв. выделяются гравер Джованни Баттиста Пиранези, который приобрел известность картинами руин древнего Рима; скульптор Антонио Канова, работавший в неоклассическом стиле; группа флорентийских живописцев, представителей демократического направления в итальянской живописи 1860-1880-х годов - Маккьяйоли. Италия дала миру много талантливых живописцев, и в 20 в. Амедео Модильяни прославился своими меланхоличными обнаженными фигурами с характерными вытянутыми овальными лицами и миндалевидными глазами. Джорджо де Кирико и Филиппо де Писис развили метафизическое и сюрреалистическое направления в живописи, завоевавшие популярность после Первой мировой войны. Многие итальянские художники, включая Умберто Боччони, Карло Карра, Луиджи Руссоло, Джакомо Балла и Джино Серверини, принадлежали к футуристическому течению, модному в 1910-1930-х годах. Представители этого направления частично унаследовали технику кубистов и широко использовали правильные геометрические формы. После Второй мировой войны молодое поколение художников в поисках новых путей обратились к абстрактному искусству. Лучо Фонтана, Альберто Бурри и Эмилио Ведова сыграли ключевую роль в послевоенном возрождении итальянской живописи. Они заложили основу того, что позже было названо "искусство нищеты" (arte povere). В последнее время международное признание завоевали Сандро Киа, Миммо Паладино, Энцо Кукки и Франческо Клементе. Среди видных современных итальянских скульпторов выделяются уроженец Швейцарии Альберто Джакометти, известный искусно выполненными произведениями из бронзы и терракоты, Мирко Базальделла, создающий монументальные абстрактные композиции из металла, Джакомо Манцу и Марино Марини. В архитектуре наиболее прославился Пьер Луиджи Нерви, использующий новые инженерные принципы при строительстве стадионов, ангаров для самолетов и заводов.
Музыка. Начиная с 4 в. н.э., когда св. Амвросий ввел на Западе греческий стиль в церковном пении, Италия стала лидировать в создании и развитии новых вокальных форм. Именно здесь благодаря творчеству Пьетро Казеллы, друга великого поэта Данте Алигьери, возник мадригал. Эта форма достигла наивысшего развития в 16 в. в лирических и эмоциональных мадригалах Луки Маренцио, напоминающих диссонансные произведения композитора Карло Джезуальдо ди Веноза. В области церковной музыки Италия эпохи Возрождения подарила миру одного из величайших композиторов Джованни Пьерлуиджи де Палестрина, чьи мессы и мотеты до сих пор используются как совершенные образцы музыкального мастерства. Итальянское музыкальное искусство достигло высшей точки своего развития прежде всего в опере. Вероятно, первой оперой была Дафна Якопо Пери, написанная в 1594. Вместе с другой оперой Пери Эвридика она послужила стимулом для творчества великого Клаудио Монтеверди, прославившегося тогда своими знаменитыми мадригалами. В Орфее Монтеверди впервые создал истинно современную музыкальную драму. С этого времени опера на протяжении более 100 лет являлась господствующей формой музыкального искусства в Европе, причем тон задавали итальянские композиторы. Итальянская опера достигла расцвета в 19 в. Великими композиторами в начале этого столетия были Джоаккино Россини, прославившийся Севильским цирюльником и Семирамидой, и его современники Гаэтано Доницетти и Винченцо Беллини. В середине 19 в. начался новый подъем оперной музыки. Джузеппе Верди продемонстрировал мастерство в таких драматических шедеврах, как Риголетто, Травиата, Аида и Отелло. В конце 19 - начале 20 в. реализм в опере достигает высшей стадии развития в произведениях Пьетро Масканьи (Сельская честь), Руджеро Леонкавалло (Паяцы), Умберто Джордано (Андре Шенье) и Джакомо Пуччини (Богема, Тоска, Мадам Баттерфляй). Хотя итальянцы до сих пор отдают предпочтение знаменитым операм прошлого, постепенно растет популярность современных произведений. Среди лучших оперных композиторов 20 в. отметим Ильдебрандо Пиццетти (Клитемнестра и Ифигения); Франко Альфано (Доктор Антонио и Сакунтала); Пьетро Каноника (Коринфская невеста и Медея); Луиджи Даллапиккола (Узник) и Гоффредо Петрасси (Кордовано). Всемирную известность приобрели "Театро дель опера в Риме" и "Ла Скала" в Милане, где ставятся оперные спектакли. Наряду со многими оперными театрами Италии они субсидируются государством. Великолепные оперные сезоны проходят в Неаполе, Палермо, Венеции, Флоренции, Болонье и Турине. В летнее время спектакли на открытом воздухе устраивают в Термах Каракаллы в Риме, на древнеримской арене в Вероне, в замке Сфорца в Милане, на о.Сан-Джорджо в Венеции и в "Театро Медитерранео" в Неаполе. Италия дала миру многих выдающихся оперных певцов, включая теноров Энрико Карузо, Беньямино Джильи, Тито Скипа, Марио дель Монако, Карло Бергонци и Лучано Паваротти; баритонов Антонио Скотти, Тито Гобби и Джузеппе Таддеи; басов Эцио Пинца и Чезаре Сьепи; сопрано Аделину Патти, Амелиту Галли-Курчи, Ренату Тибальди, Ренату Скотто и Миреллу Френи; меццо-сопрано Чечилию Бартоли. Итальянцы проявили музыкальные таланты не только в оперном искусстве. Они выступили как новаторы и в других областях музыки. В 11 в. монах Гвидо Д"Ареццо изобрел систему нотного письма (включая знаки ключей), ставшую предшественницей современной музыкальной грамоты. Развитию инструментальной музыки на Западе весьма способствовало творчество композитора эпохи Возрождения Андреа Габриели и его племянника Джованни Габриели. В 17 в. Джироламо Фрескобальди обогатил органную музыку. Арканджело Корелли и Антонио Вивальди были создателями музыкального жанра кончерто гроссо, Алессандро Скарлатти заложил гармонические основы симфонической музыки, а его сын Доменико Скарлатти был одним из основоположников виртуозной игры на клавесине. В современной музыкальной жизни яркую роль сыграли итальянские дирижеры. Артуро Тосканини и Виктор де Сабата вошли в число выдающихся дирижеров первой половины 20 в. В 1992 три из пяти самых престижных дирижерских постов занимали итальянцы: Клаудио Аббадо в Берлине, Риккардо Кайли в Амстердаме и Риккардо Мути в Филадельфии. Вершины этой профессии достиг Карло Мария Джулини (р. 1914).
Образование. Система образования в Италии находится под контролем государства. Министерство образования обеспечивает материальное содержание школ на всех уровнях и строго контролирует обучение в частных школах. Оно разрабатывает учебные программы и устраивает конкурсные экзамены для занятия преподавательских должностей во всех государственных школах. Хотя большинство университетов и других высших учебных заведений содержится государством, все они пользуются автономией в организационном отношении и свободой составления учебных программ. Для поддержания высокого уровня образования для большинства профессий введены обязательные государственные экзамены. Для детей в возрасте до шести лет имеются частные ясли и детские сады. Их посещение не является обязательным. Тем не менее Министерство народного образования оказывает им значительную финансовую поддержку. Обучение детей в возрасте от 6 до 14 лет - обязательное и бесплатное. Начальную пятилетнюю школу посещают дети с 6 до 11 лет. До 1963 по окончании такой школы ребенок мог приступить к изучению общеобразовательных гуманитарных, естественных и педагогических дисциплин или поступить в профессиональную школу для овладения каким-либо ремеслом или основами торгового дела. В 1963 оба типа школ слились в объединенную трехлетнюю школу, и получение образования на этом уровне стало обязательным. По окончании такой школы в возрасте 14 лет перед учащимся, желающим продолжить школьное образование, открываются два пути: общеобразовательные (академические) школы и технические училища, т.н. институты - те и другие с пятилетним сроком обучения. Общеобразовательные школы имеют четыре специализации: гуманитарную, естественнонаучную, педагогическую и художественную. По окончании одной из таких школ учащийся может поступить в университет. Технические училища подразделяются на сельскохозяйственные, торговые, землеустроительные, мореходные и промышленные. Выпускники училищ могут поступить на соответствующие факультеты университетов.
Университеты. В начале 1990-х годов в Италии насчитывался 41 государственный университет, из них 20 были основаны до 1600. Крупнейшие университеты находятся в Риме, Неаполе, Милане, Болонье и Падуе. Кроме того функционировали политехнические институты в Милане и Турине, а также ряд частных университетов, включая самый большой - Католический университет в Милане. Во многих итальянских городах имеются консерватории и художественные институты. Болонский университет, основанный в 11 в., был широко известен еще в Средние века. Другие старинные университеты были основаны в Парме (962); Модене (1175); Перудже (1200); Падуе (1222); Неаполе (1224); Сиене (1240); Мачерате (1290); Риме (1303); Флоренции (1321); Камерино (1336); Пизе (1343); Павии (1361) и Ферраре (1391). В начале 1990-х годов (по последней переписи) во всех высших учебных заведениях Италии обучалось ок. 1,2 млн. студентов (из них более 1 млн. - в государственных университетах) против 75 тыс. в конце 1930-х годов. Рост числа студентов во многом связан с вовлечением женщин в систему высшего образования. В конце 1930-х годов на их долю приходилось лишь 20%, а в конце 1970-х - более 40%. Несмотря на эти достижения, Италия продолжает отставать от ведущих европейских стран по размерам расходов на высшее образование и числу дипломированных специалистов. Срок обучения на большинстве факультетов университетов рассчитан на четыре года, однако на химическом, инженерном и архитектурном факультетах он составляет пять лет, а на медицинском - шесть. С 1963 студенты, имеющие оценки выше средних и нуждающиеся в средствах, получают небольшие стипендии. В начале 1990-х годов в итальянских университетах обучались более 25 тыс. иностранных студентов. Некоторые университеты предлагают для иностранцев специальные программы по итальянскому языку, литературе, искусству и культуре.
Учреждения культуры. Академии. В ведении Министерства народного образования находятся свыше 200 академий и учреждений культуры, включая учебные центры и объединения по изучению итальянской истории, а также научные и литературные институты и общества. Задача национальной Академии Линчеи, основанной в 1603, - распространение знаний в области науки, истории и филологии. Национальное общество Данте Алигьери ставит своей целью оказание помощи в изучении итальянского языка и культуры за пределами Италии. Литературная академия Аркадия, созданная в 1690, занимается исследованиями в области литературы и наук. Широкую известность приобрели также Академия наук в Болонье, Академия итальянского языка Круска, Ломбардский институт наук и литературы, Виргилианская академия наук, литературы и искусств в Мантуе, и Академия наук, литературы и изящных искусств в Палермо. Эти академии и институты финансируют часто созываемые конференции ученых, писателей и художников из Италии и других стран. Многие европейские и американские страны организовали в Италии свои академии. Самая старая и наиболее знаменитая - Французская академия в Риме, основанная в 1666. Другие иностранные институты, преимущественно специализирующиеся в области искусств и археологии, находятся во Флоренции, Болонье, Неаполе, Риме, Милане и Турине. Американская академия в Риме предлагает желающим курсы по архитектуре, живописи, скульптуре, изучению античного мира и музыкальной композиции.
Библиотеки. Во всех крупных и во многих средних городах имеются превосходные библиотеки. Помимо специальных и университетских библиотек, имеются также национальные и провинциальные библиотеки, бесплатно обслуживающие учащихся. Наиболее крупные библиотеки Италии: Ватиканская библиотека, Библиотека Сената, Библиотека Палаты депутатов и Центральная национальная библиотека в Риме; Библиотека Амброзиана, национальная библиотека Брайдензе и библиотека Коммерческого университета Луиджи Боккони в Милане; Библиотека Медичи Лауренциана и национальные библиотеки во Флоренции, Неаполе и Венеции. Для организации временного пользования книгами создана национальная система книгообмена.
Музеи. Знаменитый Ватиканский музей представляет собой всемирно известное собрание произведений искусства и античных древностей. Другие крупные музеи - Капитолийский музей, галерея Боргезе, Национальный музей и Вилла-Джулия в Риме; галерея Уффици и палаццо Питти во Флоренции, музей Полди - Пеццоли и Пинакотека Брера в Милане, Городской музей в Болонье и Национальный археологический музей в Неаполе.
Средства массовой информации. Печать. В Италии в 1990-х годах выходило 73 ежедневных газеты общим тиражом ок. 9 млн. экземпляров, т.е. на каждые шесть человек приходилась одна газета. 38 ежедневных газет издаются в северной части страны, 23 - в центральной и 12 - в южной. Такое распределение отражает не столько различные уровни политического сознания, сколько различия в численности неграмотных и покупательной способности населения. Ежедневный тираж газет колеблется от 10-20 тыс. экземпляров для небольших провинциальных изданий до 500 тыс. экземпляров и более - для крупных национальных газет. Основные независимые ежедневные газеты - "Корриере делла сера", "Нотте", "Джорнале Нуово" и "Джорно", в Милане; "Стампа" в Турине; "Мессаджеро", "Темпо", и "Репубблика" в Риме; "Ресто дель Карлино" в Болонье; "Национе" во Флоренции и "Гадзеттино" в Венеции. Официальными органами основных политических партий являются "Пополо" (Христианско-демократическая партия), "Унита" (Демократическая левая партия), "Аванти" (Социалистическая партия) и "Уманита" (Социал-демократическая партия). Ведущие финансовые газеты Италии: "Соле - 24 оре" в Милане и "Фьорино" в Риме. В Ватикане регулярно выходит газета "Оссерваторе романо". Для итальянских газет характерно наличие раздела о культуре, т.н. "третьей страницы". Этот раздел открывается литературным обзором (elzeviero). В создании данного раздела принимают участие видные писатели, историки, художники, юристы, социологи и ученые.
Большим успехом в Италии пользуются еженедельные иллюстрированные журналы "Эуропео", "Эпока", "Темпо", "Оджи", "Дженте", "Эспрессо" и др. Их общий тираж превышает 900 тыс. экземпляров.
Радио и телевидение. В Италии взимается абонентская плата за пользование радиоприемниками и телевизорами. Государственная компания "Радиотелевизионе Италия" имела монополию на радио- и телевещание со времени ее основания в 1924 до 1976. Эта компания ведет передачи по трем телевизионным каналам, один из них для христианских демократов, другой - для социалистов, и третий - в основном для бывших коммунистов. Функционируют несколько частных телекомпаний.
Кино. Итальянские кинокартины получили всемирное признание в период после окончания Второй мировой войны, что благоприятствовало стабильному развитию киноиндустрии. В то время утвердилось целое направление в итальянской кинематографии - неореализм. К числу первых образцов неореалистических фильмов относятся работы режиссеров: Роберто Росселини Рим - открытый город (1945), Чудо (1948); Витторио де Сика Шуша (1946), Похитители велосипедов (1949); Дино де Лауренти Горький рис (1950). Среди других фильмов этого жанра выделяются: Умберто (1952); Крыша (1956) и Две женщины (1961) Витторио де Сика, а также фильм Федерико Феллини Дорога (1954). Впоследствии итальянские режиссеры испытали на себе влияние французского кино новой волны. Здесь можно вспомнить фильмы Росселини Генерал делла Ровере (1959), Феллини Сладкая жизнь (1960) и Микеланжело Антониони Приключение (1961). Показателем тематического разнообразия итальянских кинофильмов 1960-х годов являются сатирическая комедия Пьетро Джерми Развод по-итальянски (1962) и реалистический фильм Пьера Паоло Пазолини Евангелие от Матфея (1966). Феллини все более уходит в мир фантазии в таких фильмах, как Восемь с половиной (1963), Джульетта и духи (1965) и Сатирикон Феллини (1970). В 1970-е годы итальянские мастера кино начинают проявлять больший интерес к историческим сюжетам. События фашистского периода показаны в фильмах Конформист (1970) Бернардо Бертолуччи, Сад Финци-Контини (1971) Витторио де Сика, в весьма противоречивом фильме Сало, или 120 дней Содома (1976) и Семь красоток (1976) Лины Вертмюллер. Из выдающихся фильмов 1980-х - начала 1990-х годов следует выделить работы Микеланджело Антониони Идентификация женщины (1982), Франко Дзеффирелли Травиата (1983) и Отелло (1984), Федерико Феллини И корабль идет (1983) и Джинджер и Фред (1986), Лины Вертмюллер Ирония судьбы (1984), Джузеппе Торнаторе Кинорай (1989), Джанни Амелио Распахнутые двери (1990), Пупи Авати Повесть о мальчиках и девочках (1991) и Торнаторе Прекрасный для всех (1991). В Венеции ежегодно проводится кинофестиваль "Международная выставка киноискусства".
Наука. В Италии существуют издавна сложившиеся научные традиции. Среди великих ученых прошлого выделяются основоположники современной физики Галилео Галилей и Эванджелиста Торричелли; исследователи электричества Алессандро Вольта и Луиджи Гальвани; создатель современной молекулярной теории газов Амедео Авогадро и изобретатель беспроволочного телеграфа Гульельмо Маркони. Развитие науки в Италии затормозилось в период фашистской диктатуры, когда страну покинули некоторые видные ученые, включая лауреата Нобелевской премии по физике Энрико Ферми. До недавнего времени наука не получала широкой финансовой поддержки от правительства, частных фондов и промышленных компаний, как это обычно бывает во многих других странах. Теперь правительство через Национальный совет исследований приняло программу предоставления финансовой помощи научным институтам страны для осуществления исследовательских проектов.
Ядерные исследования. Сразу после Второй мировой войны многие итальянские ученые вошли в состав Национального института ядерной физики. В 1952 был создан Национальный комитет по ядерным исследованиям, а в 1960 он был преобразован в Национальный комитет по ядерной энергии, учрежденный с целью создания независимой итальянской атомной энергетики. В 1959 в Казачче близ Рима был основан итальянский центр по ядерным исследованиям, где был построен один из самых крупных в мире экспериментальных синхрофазотронов. Впоследствии были созданы и другие исследовательские центры - в Варесе, Палермо, Салудже (близ Верчелли) и в Милане (Центр по ядерным исследованиям имени Энрико Ферми). Италия - член Евроатома (Европейского агентства по мирному использованию атомной энергии). Она является одним из основателей Европейского центра ядерных исследований.
Спорт. Самый популярный вид спорта в Италии - футбол. В выходные дни трибуны заполняются болельщиками, фанатически преданными своим командам. "Адзурри" (небесно-голубые) - название профессиональной сборной команды страны. Итальянские команды выигрывали кубок мира по футболу и становились чемпионами Олимпийских игр. Не менее популярны велосипедные гонки, по которым в Италии самое большое число чемпионов мира. Ежегодно в стране проводятся велосипедные гонки "Джиру Италия". Трасса охватывает почти всю страну, и соревнования продолжаются около трех недель. Итальянские гоночные машины и автомобилисты на протяжении многих лет активно участвовали в международных соревнованиях. Знаменитый гоночный трек в Монце считается одним из лучших в мире, и там ежегодно проводятся международные состязания. Другие виды спорта, в которых прославились итальянцы, - теннис, фехтование, верховая езда, бобслей и парусный спорт.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .



Рассказать друзьям