Культурный туризм и его значение в современном. Основные положения историко-культурного туризма Историко культурный туризм

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Для класификации рекреационной деятельности (в данной работе понятия «рекреационная деятельность» и «туристическая деятельность» автор понимает как синонимы) существуют разные подходы. По цели или главным мотивациям путешествия предлагаются следующие виды туризма. По мнению американского учёного В.Смита (V.Smith), существуют шесть категорий туризма: этнический туризм ; культурный туризм ; исторический туризм ; экологический туризм ; рекреационный туризм ; деловой туризм. Украинский учёный Н.П.Крачило предложил шесть видов туризма: курортно-лечебный; культурно-развлекательный (туристические путешествия, проводимые с целью ознакомления с историко-культурными, археологическими и архитектурными достопримечательностями, посещения музеев, картинных галерей, театров, фестивалей, спортивных соревнований и других объектов культуры); спортивный; познавательно-деловой; религиозный; промысловый. Русский учёный Н.С.Мироненко считает, что по главному мотиву рекреационная деятельность делится на следующие виды: лечебная ; оздоровительная и спортивная; познавательная (натуралистическая, культурно-историческая). Русский учёный В.А.Квартальнов считает, что мотивы в определённой степени предопределяют поведение человека в качестве покупателя турпродукта, влияя на выбор практически всех его составных элементов, и по цели путешествия предлагает следующие виды: отдых, досуг, развлечение; познание; спорт и его сопровождение; паломничество; деловые цели; гостевые цели. Он считает, что главная задача историко-культурного туризма состоит в том, чтобы познакомиться с достижениями культуры, науки и техники (музеи, галереи, культовые сооружения, архитектурные ансамбли и т.п.), посетить исторические места и сооружения.

Мы считаем, что класификация рекреационной деятельности должна быть многоуровневой. Туристические потребности основного уровня представлены ландшафтным туризмом, включая гуманитарные и природные ландшафты, который удовлетворяет потребности туристов в познании природы и культуры. Туристические потребности второго уровня – повышенного уровня, направлены на удовлетворение туристами подребностей в развлечениях. Специальный уровень туристической потребности включает любование памятниками культуры, курортно-лечебную деятельность, отдых, участие в конференциях, паломничество, научные экспедиции и т.д. Историко-культурный фактор является единственной постоянной аттрактивности во всех трёх уровнях туристических потребностей.

Мы считаем, что историко-культурный туризм представляет собой туристическую аттрактивность, которая определяется совокупностью факторов культуры и истории. По общем значению историко-культурный туризм является самой активной частью среди всех факторов туристической аттрактивности. В современной интерпретации, культурный ландшафт имеет свойство универсальности, аутентичности и целостности как объект культурного и природного наследия. Историко-культурный туризм существует вместе с другими факторами, которые играет очень важную роль в развитии индустрии туризма. Например, в Италии, в 1991 г. 36% всех туристических посещений в Средиземноморский бассейн приходилось на него. Основные туристические ресурсы Италии – горы, озера и культурные и исторические ценности, в первую очередь, привлекают иностранцев, а не местных туристов. Среди главных мотивов прибытия в страну 45% иностранных гостей отмечают её культурно-исторические ценности, 43% – климат, 27% – природу и около 30% – комбинацию всех предыдущих .

Для формирования туристической аттрактивности историко-культурный туризм должен содержить следующие аспекты (табл.1):

Таблица №1.
Содержение историко-культурного туризма

Вид Содержение Уровни * Тип мотивов **
1. Туризм искусств и литературы известные деятели литературы, театра, кино; произведения скульптуры; художественные промыслы; театры, студий и т.д. специальный МЭ
МД
2.Исторический туризм памятники человеческой цивилизации и социально-экономической культуры; древние города, развалины древних городов; памятники военной культуры (крепости, обородные стены и валы, места битв и сражений и т.п.) специальный МД
3.Туризм архитектурной культуры архитектурные ансамбли, дворцовые комплексы, культовые сооружения и храмы; малые архитектурные формы (здания, башни, арки, залы, пантеоны, мавзолеи, мемориальные пещеры, камни и обелиски); гидротехнические сооружения (плотины, каналы, гидроэлектростации); портово-промышленная архитектура; рекреационная архитектура специальный МД
4.Туризм тематических парков культуры искусственные ландшафты (селитебные, рекреационные, спортивно-оздоровительные, промышленные, транспортные) повышенный
специальный
МД
МЭ
МТ
5. Туризм городской среды и культуры городская среда и городская культура; панорамы городов; ландшафтно-планировочная организация и застройка городов основный
повышенный
МН
МД
6. Музейный туризм музеи, выставки, историко-культурные мероприятия и презентации специальный МД

*) уровни рекреационной деятельности.
**) По теории уровней требования человека (Abraham Maslow), мы предлагаем следующие типы мотивов рекреантов: мотив настроения(МН) – тоска по родным местам, знакомство с людьми, вера; мотив тела(МТ) – лечебная потребность, оздоровительная потребность, спортивная потребность; мотив души(МД) – познавательная потребность, потребность знаний, потребность удовольствий и любования; и мотив экономики(МЭ) – покупательная цель, торговая цель, деловая цель.

(1) Туризм по знакомству с искусством и литературой

Известные деятели литературы и искусства и их произведения могут быть ведущим фактором привлечения иностранных туристов. Например, роман Н.Островского «Как закалялась сталь» не только был включен в «Список рекомендованных книг для школьников» министерства образования Китая, но и был важной причиной привлечения многих китайских туристов в Украину. Прекрасные стихитворения великого русского поэта А. Пушкина привлекают иностранных любителей литературы посетить Россию. Известно, что китайский древний философ Лаоцзей написал пятитысячесловную книгу, которая называется «Канон нравственности». В этой связи возникла известная достопримечательность – «Тэйчжугун», находяющая в пригороде Саньмэнщя провинции Хэнань Китая, которая является местом написания этой книги Лаоцзеем. Древнекитайского философа Конфуция назвали «учителем человечества», его книга «Лунь юй» является частью основ «Этики». До сих пор родина Кунфуция – город Чюйфу провинции Шаньдун Китая является одной из самых популярных достопримечательностей Китая, и архитектурные ансамбли (включая Кунфу – место жительства Кунфуция, Кунмяо – храм Кун и Кунлинь – мавзолей Кун) были включены как культурные ландшафты в Список всемирного наследия ЮНЕСКО (UNESCO).

(2) Исторический туризм

Исторические памятники не только являются целевыми местами работы специалистов, но и интерестными местами для массовых туристов.

(3) Туризм архитектурной культуры

Каждая страна или каждый народ имеет свои историко-культурные источники. Архитектурная культура как «застывшие исторические стихи», стили архитектуры весьма разнообразны. Как правило, разница стилей архитектуры разных стран и национальностей является главной причиной формирования потока иностранных туристов. Например, туристам из восточных стран нравятся стили архитектуры Венеции Италии, Москвы и Санкт-Петербурга, Киева. И наоборот, туристов из западных стран интересуют восточные стили архитетуры. Например, китайские города Щиань, древний город Пинъяо (провинции Шаньси), и древний город Даянь (провинции Юньнань) являются первоочередными целевыми местами иностранных туристов в Китае.

(4) Туризм тематических парков культуры

Тематические парки (Theme Parks) являются искусственными рекреационными ресурсами, которые рождены творческой мыслью и создают особую атмосферу с одной темой или несколькими темами, чтобы привлекать туристов. В 1955 г. американец Валт Дисней (Walt Disney) создал Диснейланд (Disneyland), открывая историю тематического парка в мире. Вслед за ним, в западных странах, особенно в Северной Америке и Европе, были созданы великолепные тематические парки, самым популярным среди которых стал парк «Экскурсия космической студии» (The Universal Studio Tour) Голливуда, и который привлекает около 10 млн. туристов ежегодно.

Развитие тематических парков в Китае прошло две стадии. В конце 80-х годов прошлого века тематические парки были созданы по темам имитации древней культуры Китая, культуры других народов и разных стран мира. Главным тематическим парком стал «Прекрасный Китай», созданный в современном городе Шэньчжень. «Прекрасный Китай» занимает площадь 300 тыс. кв. метров, в его обустройство вложено 12,2 млн. долл. США. Он является самым крупным тематичеким парком по величине и оборудованию в мире с полным набором тематических экспозиций об истории, культуре, искусстве и древней архитектуре Китая. Он был открыт в сентябре 1989г., и в конце 1991г. уже полностью окупил все затраты. С 1990 по 1993г. «Прекрасный Китай» принимал по 447 тыс. иностранных туристов ежегодно. Большую популярность получили тематические парки «Окно мира» в городе Пекин и «На реке в День поминовения усопших» в городе Кайфин провинции Хэнань. В настоящее время тематические парки культуры как вид индустрии рекреации уже стали ведущей частью историко-культурного туризма Китая.

(5) Туризм городской среды и культуры

Города как места сосредочения культуры, экономики и политики стран и регионов имеют своё преимущество и фомируют туристический рынок первого класса для инострнных туристов.Их роль в историко-культурном туризме постоянно возрастает.

(6) Музейный туризм

Музеи как места экспозиции историко-культурной квинтэссенции страны пользуются достаточно высокой аттрактивностью, особенно для иностранных туристов. Например, музей Гугун (Пекин, Китай), музей Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия), Лувр (Париж, Франция), Прадо (Мадрид, Испания) и т.д. являются всемирными достопримечательностями.

Представленные шесть видов историко-культурного туризма формируют ядро культуры туристических центров.

2. Историко-культурный туризм и развитие туристических городов

Историко-культурный туризм играет важную роль в формировании и развитии туристических городов. В территориальных рекреационных системах – ТРС (В.С. Преображенский, 1971) , подсистемы природных и культурных комплексов являются ядрами их туристической аттрактивности. В отличие от природных факторов, историко-культурный фактор сочетает характерные черты движимости и недвижимости и имеет свою историческую динамику. С повышением уровня культуры населения, историко-культурный туризм играет более важную роль в развитии туристических центров. Места сохранения памятников истории и культуры формируют туристические районы, узловыми, фокусными точками которых являются туристические города. Поэтому именно туристические города служат конечными целевыми местами туристов.

Современные города выполняют множественные функции: политические; экономические; научно-образовательные; транспортные; информационные; культурные; туристические. Для большинства городов мира характерна тенденция последовательного усиления туристических функций.

Мы считаем, что развитие городов как туристических центров должно включать семь функциональных систем.

(1) Система туристической аттрактивности. Включает настоящие достопримечательности, памятники и достопримечательности культуры, нравов, истории и т.п. города. Она должна в полной мере представлять характерные черты и культурное содержение города.

(2) Система обслуживания. Функция системы направлена преимущественно на качественное обслуживание рекреантов.

(3) Система транспорта. Функция данной системы проявляется в двух аспектах: она должна представлять туристам хорошие условия для посещения города и перемещений по городу; в тоже время транспортная система является важной планировочной особенностью города.

(4) Система знаков указателей. Система знаков является важной частью интернационализации города, включая проектирование знаков, систему их объяснения и систему объясняющих языков. Ситема объясняющих языков очень важна. В принципе, английский язык является основным для иностранных туристов. Кроме того, применительно к конкретной языковой атмосфере разных стран туристам нужен второй язык. Например, в странах СНГ можно использовать английский и русский языки как основные языки системы объяснения чтобы удовлетворить запросы иностранных туристов.

(5) Система контроля качества обслуживания.

(6) Система поддержки инфраструктуры города.

(7) Система страхования и личной безопасности туристов.

Город как туристическое целевое место, в первую очередь, должны обладать своим стилем. По требованиям туристического маркетинга, для выбора иностранных достопримечательностей туристов интересуют прежде всего именно города. Чтобы соблюдать постоянно сильную жизненную силу туристических городов, им надо поддерживать содержение культуры.

Города, которые обладают характерными чертами истории и культуры, могут подразделяться на следующие модели развития:

(1) Комплексный центр

Города являются совокупностью центров культуры, политики, экономики, науки, образования стран или регионов. Такими, в частности, являются столичные города: Пекин, Москва, Киев, Париж, Рим и т.д. Для рационального развития этих городов, очень важной задачей является претворение в действительность принципов устойчивого развития, сохранять историко-культурные памятники и вместе с тем не ограничивать развитие экономики годода. Например, город Кайфин провинции Хэнань является известным туристическим городом Китая, имея славное звание «Древний город семи династий». В истории Китая здесь семь раз была столица Китая, особенно в период северной Сун (960-1027). Кайфин (тогда его называли Тунцзин – восточная столица) был одним из самых оживлённых, развитых и больших городов в мире. Чтобы сохранить памятники древнего города, городское правительство решило размещать новые предприятии промышленности преимущественно с новыми технологиями только в западной части города. Кайфин является удачным примером согласованности противоречивых интересов между экономическим развитием и охраной культурно-исторических памятников в туристичеких городах.

(2) Историко-культурный центр

Города являются как местами сосредоточения историко-культурных памятников, так и мировыми известными центрами курортного туризма. Например, Одесса – крупный центр рекреации – курортного лечения и оздоровления, туризма, массового неорганизационного отдыха, которые по главным направлениям могут и должны выходить на международный уровень. Тем более, что глубокая атмосфера культуры Одессы формирует сильную аттрактивность города для иностранных туристов. Соединение культурных и природных (приморское положение, тёплый климат) ресурсов позволяет Одессе становиться известным туристическим городом мира.

(3) Экономический центр

Важнейшей характерной черты данного вида туристических городов являются развитая экономика, совершенная инфраструктура, современный стиль жизни городов. Для них очень важной задачей является ускоренное развитие экономики и улучшения условий жизни населения. Города Шанхай и Шэньчжень в Китае стали лучшими примерами туристических центров такого типа. Иностранные туристы вспоминают их как сочетание «развитых городов» и «прекрасных мест туризма». В 1995г. министерство туризма Китая вместе с другими заинтересованными ведомствами организовало «Определение отличных городов туризма Китая», в результате чего в 1998г. утверждены первые 54 городов в звании «Отличных городов туризма Китая», а в 1999 г. – ешё 127 городов. Большинство «отличных городов туризма» являются развитыми экономическими центрами.

(4) Монофункциональные города культуры и истории

Такие города представляют собой высокую историко-культурную ценность. Другие функции – политические, экономические, научные и образовательные, транспортные, и т.д. в них развиты слабо или же отсутствуют. Обычно они являются музеями «под открытым небом», имеют большую ценность для познания эволюции человеческой культуры, и поэтому обладают большим преимуществом для привлечения иностранных туристов. Например, древний город Пинъяо провинции Шаньси был самым важным финансовым центром Китая 160 лет назад. Здесь в полной мере сохраняются древние стены и оригинальные здания древнего города. Величественные стены и здания города строили строго по системе ритуала. В 1997г. древний город Пинъяо был включен в «Список мирового наследия» ЮНЕСКО. В настоящее время он уже стал популярной достопримечательностью мира.

3. Строительство центральной зоны рекреации и коммерции в туристических городах

(1) Центральная зона рекреации и коммерции

Строительство центральной зоны рекреации и коммерции – ЦЗРК (Center of recreational and commercial district - CRCD) значит, что каждый город должен располагать своим привлекательным кварталом, который полно выражает свой исключительный стиль культуры и жизни жителей данного города. ЦЗРК как важная часть функциональной структуры города должна стать ярким знаком туристического города и важным районом туризма. Другими словами, ЦЗРК должна быть многоаспектной, комплексной, многофункциональной. Она выделяется как красивая и интересная часть города, которая интересна приезжающим туристам и которая популярна как рекреацонная зона для местных жителей. Для туристических городов ЦЗРК является «душой города».

ЦЗРК туристических городов должна включать следующие необходимые элементы: а) пешеходная улица, а то и пешеходный квартал города, как улица Дерибасовская в Одессе (Украина); б) места развлечения как традиционной культуры, так и современной массовой для молодёжи; в) локальную торговную сеть; г) маленькие своеобразные бары; д) центры и площадки для выступлений, конкурсов, традиционных праздников, и т.д.

(2) Рекреационная зона вокруг городов

Формирование рекреационной зоны вокруг городов зависит от величины городов и определяется их влиянием на пригородную зону. Для развития туристических городов это объективный и необходимый процесс. Рекреационная зона вокруг городов формируется на стыке города и пригорода. С помощью строительства рекреационной зоны вокруг города можно значительно нарастить его туристический потенциал и обеспечить долгосрочное развитие города.

Литература

1. Smith V. Hosts and Guests / University of Pennsyvania Press. – Philadelphia, 1977.
2. Крачило Н.Г. География туризма. – К.: Виша школа, 1987. – 208с.
3. Мироненко Н.С. Рекреационная география, – М.: изд. Московского университета, – 1981. – 207с.
4. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 320с.:ил .
5. Веденин Ю.А. Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия. // Известия РАН. - Серия географическая, 2001. - №1.
6. Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Маркетинг в туризме. – М.: Финасы и статистика, 2000. – 160с. : ил.
7 Ван Циншен. Исследование (с примерами) системы координированности взаймосвязей между туристическими планированиями регионов и их реализацией. // Экономическая география (научный журнал), 1995. - №2. Чанша провинции Хунань, Китай.
8. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г., Этика: Учебник. – М.: Гардарика, 1998. – С.44-53.
9. Бао Дзиган. Первоначальное исследование размещения огромных тематических парков. // Географическое ислледование, 1994. - №3. – С.83-89. Пекин, Китай.
10. Преображенский В.С., Веденин Ю.А. География и отдых. – М.: Знание, 1971. – 48с.
11 Уй Сяоань. Туристические города и городской туризм. // Туристический журнал, 2001. - №6. – С.8-12. Пекин, Китай.
12. Одесса: Город – агломерация – портово-промышленный комплекс (под общей ред. Топчиева А.Г.). – Одесса: ДО БАХВА, 1994. – С.130-150.

ЮНЕСКО рассматривает культурный туризм как отличный от других вид туризма, «учитывающий культуры других народов». В Хартии по культурному туризму Международного совета по памятникам и объектам культурный туризм определяется как форма туризма, основной целью которого помимо прочих целей является «открытие памятников и объектов». Хартия характеризует культурный туризм как «небольшой сегмент рынка, тщательно организованный, познавательный или образовательный и зачастую элитарного характера..., посвященный представлению и разъяснению культурной идеи».


В словаре-справочнике «Туризм, гостеприимство, сервис» культурный туризм определяется как вид международного туристского путешествия, связанный со знакомством туристов с национальными культурами, с обычаями, традициями в стране пребывания.


Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что исходная цель культурного туризма - знакомство с историей и культурой страны во всех ее проявлениях (архитектурой, живописью, музыкой, театром, фольклором, традициями, обычаями, образом и стилем жизни людей страны посещения). Важно отметить, что культурный туризм в современном обществе является фактором сближения народов, предотвращения конфликтности и нетерпимости, воспитания уважения и толерантности. Поэтому культурный туризм развивается сегодня в трех взаимосвязанных и взаимодополняющих направлениях:


1) познание культуры и культурного наследия;

2) охрана и возрождение культуры;

3) диалог культур.


По мнению теоретиков, в современном обществе культурный туризм выполняет следующие функции:


Культурно-познавательную,

Образовательную,

Культуроохранную,

Консервационную,

Коммуникационную,

Миротворческую.


Специалисты различают следующие подвиды культурного туризма:


Культурно-исторический (интерес к истории страны, посещение исторических памятников и памятных мест, тематических лекций по истории и других мероприятий);


Культурно-событийный (интерес к старинным традиционным или современным культурным постановочным мероприятиям или «событиям» (праздникам, фестивалям) и участие в них);

Культурно-религиозный (интерес к религии или религиям страны, посещение культовых сооружений, мест паломничества, тематических лекций о религии, знакомство с религиозными обычаями, традициями, ритуалами и обрядами);


Культурно-археологический (интерес к археологии страны, посещение памятников древности, мест раскопок, участие в археологических экспедициях);


Культурно-этнографический (интерес к культуре этноса, объектам, предметам и явлениям этнической культуры, быту, костюму, языку, фольклору, традициям и обычаям, этническому творчеству);


Культурно-этнический (посещение родины предков, знакомство с культурным наследием своего исконного народа, посещение этнических заповедных территорий, этнических тематических парков);


Культурно-антропологический (интерес к представителю этноса в развитии с точки зрения эволюции; посещение страны с целью знакомства с современной «живой культурой»);


Культурно-экологический (интерес к взаимодействию природы и культуры, к природно-культурным памятникам, посещение природно-культурных ансамблей, участие в культурно-экологических программах).


Данные тенденции диверсификации культурного туризма демонстрируют расширение спектра мотиваций в рамках культурного туризма и специализацию интересов международных путешественников по различным аспектам культур и культурного наследия посещаемых ими стран и территорий.


Ресурсы культурного туризма - материальные формы и духовные компоненты прошлой и настоящей культуры разных народов, удовлетворяющие духовные потребности туристов, вызывающие интерес и мотивацию к путешествию. Спектр ресурсов культурного туризма огромен: природные ресурсы, этнокультурное разнообразие, религия, художественное искусство и скульптура, народные промыслы, музыка и танцевальное искусство, объекты историко-культурного наследия, места археологических раскопок, фестивали и т.д. Продуктом культурного туризма является потребительский комплекс, включающий совокупность вещественных и невещественных потребительских стоимостей, потребляемых туристом, с обязательным включением ресурсов культурного туризма. Услуга культурного туризма - это полезная деятельность туристской организации по удовлетворению культурных потребностей туриста.


Развитие культурного туризма базируется на использовании потенциала этнокультур и культурного наследия стран и регионов. При этом все больший приоритет на мировом рынке культурного туризма отдается регионам с самобытной и уникальной культурой, пока еще не освоенным широким кругом потенциальных потребителей туристских услуг. Привлекательность туристского направления для развития культурного туризма зависит от таких факторов, как культурные характеристики страны и ее регионов; природная красота и климат; инфраструктура и доступность территории; уровень цен и др. Инфраструктура культурного туризма - совокупность материально-вещественных элементов культуры и туризма, обеспечивающих возможность для туристов познавать культуру в ее подлинности. В современном обществе можно говорить об индустрии культурного туризма.


Маршруты культурного туризма необычайно разнообразны. Миллионы путешественников ежегодно посещают столицу Франции - Париж, который имеет заслуженную славу города-музея. Туристов неизменно привлекают Эйфелева башня и Лувр, Триумфальная арка и Собор Парижской Богоматери, многочисленные дворцы, замки, храмы, музеи и театры. Любители музыки со всего мира приезжают в австрийскую столицу - Вену, которую нередко именуют городом великих композиторов. Здесь жили и творили Моцарт, Бетховен, Шуберт, Брамс, Штраус... Многочисленные туристские маршруты пролегают по городам Германии. Берлин, Дрезден, Мюнхен, Кельн и другие города будто соревнуются между собой по обилию достопримечательностей и памятников многовековой культуры: замков и дворцов, соборов и монастырей, музеев и выставок. Чрезвычайно притягательны греческие Афины - самая старая столица в Европе, колыбель западной цивилизации, центр культуры и искусства античного мира. Чехия известна туристам как «Центр Европы», страна старинных замков и дворцов, а Прага- как один из красивейших городов Европы. Любителей мистики ожидают на родине зловещего графа Дракулы в румынском городе Брашов.


Россия, представляя собой полиэтническое и поликультурное пространство, традиционно является признанным во всем мире центром культурного туризма. Уникальное сочетание культурно-исторических и природных ресурсов российских регионов делает страну притягательной как для внутренних, так и для иностранных туристов.


Всемирно известный центр культурного туризма - Владимиро-Суздальский музей-заповедник. На территории Владимиро-Суздальского музея-заповедника, в состав которого входят три города - Владимир, Суздаль (в котором свыше 100 памятников русского зодчества ХIII-ХIХ вв.) и Гусь-Хрустальный; поселок Боголюбово и село Кидекша, развиваются практически все разновидности культурного туризма.


Культурно-исторический туризм связан с историей Северо-Восточной Руси (заповедник находится на территории бывшего Владимиро-Суздальского княжества; туристы знакомятся с историческими памятниками периода древнерусских князей (Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского); Суздаль - стольный город Ростово-Суздальского княжества на рубеже ХI-ХII веков, Владимир - столица Владимиро-Суздальского княжества и всей Северо-Восточной Руси с середины XII века).

Широкие возможности существуют и для культурно-религиозного туризма. На территории заповедника множество памятников религиозной культуры: Успенский и Дмитриевский соборы Владимира; Рождественский собор, Архиерейские палаты, ансамбли Спасо-Евфимиева, Ризположенского, Покровского, Александровского монастырей Суздаля; Храм Покрова на Нерли в Боголюбово; церковь Бориса и Глеба в Кидекше; Георгиевский собор Гусь-Хрустального. Суздаль считается старейшим христианским приходом в Северо-Восточной Руси.


Одним из перспективных центров культурного туризма в России является, например, Байкальский регион. А базой такого развития -Республика Бурятия, которая в течение многих столетий служит своеобразным «мостом» между Востоком и Западом, имеет тесные культурные связи с народами Центральной, Восточной и Южной Азии. Наличие уникального озера Байкал, полиэтнический и многоконфессиональный состав населения, сочетание различньгх религий и типов культурных влияний определяют неповторимый (экзотический) облик современного историко-культурного пространства Бурятии.


Тверская область уже давно является признанным центром развития культурного туризма. Великое Тверское княжество, просуществовавшее как самостоятельное государственное образование с XIII до конца XV века, было одним из главных очагов формирования русского национального государства. До сих пор Тверская земля хранит многочисленные памятники истории, архитектуры, археологии, культуры (свыше 5 тысяч памятников археологии и более 9 тысяч памятников истории и культуры). На территории Тверского края находятся 14 городов, имеющих статус «историческое населенное место»: Тверь, Торопец, Старица, Торжок, Кашин, Вышний Волочек, Бежецк, Осташков, Весьегонск, Белый, Зубцов, Калязин, Красный Холм, Ржев. На территории региона действует «Пушкинское кольцо Верхневолжья» (Тверь, Торжок, Старица, Берново...). В области работает самое крупное в России музейное объединение - Тверской государственный объединенный музей, в состав которого входят более 30 филиалов: краеведческие, литературные, мемориальные, этнографические и военные музеи.

Культурный туризм в России не входит в число и не имеет нормативно-правовой базы, культурные туры существуют.

В зависимости от преимущественного использования для туризма в качестве базового того или иного культурного ресурса выделяют разнообразные виды культурного туризма, наиболее распространённые из которых представлены на рис. 2.2 и кратко охарактеризованы в табл. 2.3.

Рис. 2.2.

Туризм наследия (культурно-исторический) обусловлен выраженным интересом туристов к истории и общечеловеческим культурным ценностям. Такой интерес достаточно сильно связан с образовательным уровнем и культурным капиталом туриста, позволяет ему развивать свои идентификационные признаки представителя «культурного» класса.

Он реализует традиционное отношение к культуре как средству просвещения и ориентирован на формальное обучение. Поскольку система современного образования поддерживает эту традиционную парадигму культуры, данный вид туризма сохраняет свои позиции во время путешествий в другие места и страны. Но в последние десятилетия туризм наследия потерял свое лидирующее (а прежде и вовсе исключительное) место в системе культурного туризма.

Туризм наследия, особенно, в своих типичных формах, включая обзорно-ознакомительный туризм, с ярко выраженной базой на ресурсах исторического наследия и экскурсионной формализованной формой познавательной деятельности туриста, имеет определенные проблемы в развитии, которые следует учитывать дестинациям, в которых он является доминирующим.

  • Потребление продуктов культурно-исторического наследия в туризме происходит относительно быстро, в отличие, скажем, от курортных услуг. Если средняя продолжительность пребывания на курорте составляет 10 дней, то даже в наиболее богатых культурным наследием городах, таких как, например, Венеция и Санкт-Петербург, редко превышает 2 дня (в Праге, например, 3-4 дня ), а в небольших культурноисторических дестинациях вообще обычно составляет несколько дневных часов.
  • Достопримечательности культурного наследия, как правило, не генерируют повторных посещений. Замечено, что туризм, базирующийся на историческом наследии, похож на коллекционирование: туристы заранее отмечают места и достопримечательности, которые они «должны» увидеть воочию. Попадание в «коллекцию» туристских впечатлений делает излишним повторный визит, дух коллекционирования влечет к другим местам. Пародокс состоит в том, что чем уникальнее ресурсы наследия, тем меньше шансов стимулировать повторные посещения. Это обусловлено трудно разрешимым противоречием между поддержанием уникальности и связанной с ней известности дестинации и возможностью обновления и расширения предложения продуктов культурного наследия на туристском рынке. Таким образом, дестинации и отдельные достопримечательности культурного наследия могут стать заложниками уникальности, распространяющей «иммунитет» на изменения ожиданий туристов.

Таблица 2.3

Особенности различных видов культурного туризма

туризма

Временной / Культурный фокус

Особенности

Типичные

Туризм наследия, или культурно- историче ский

Прошлое/ Высокая культура. Традиционные бытовая и творческая практика

Реализует интерес к прошлому, к признанным культурным ценностям, находящих выражение в аутентичных «памятниках» (исторических, архитектурных, литературных, художественных) и традициях

Музеи и центры наследия. Исторические сооружения (замки, крепости и др. здания).

Культурные ландшафты (ландшафты поселений, садов, парков, мест, ассоциирующихся с историческими личностями или событиями).

Места археологических раскопок.

Религиозные центры и сооружения.

Обзорный (культурно- ознакомительный, или экскурсионный)

Прошлое, настоящее/ Высокая культура. Традиционные бытовая и творческая практика

Реализует интерес к знакомству с «чужой» культурой для формирования разнообразной картины мира

Досто при меч ател ьн ост и

культурно-исторического

наследия.

Местные традиции. Традиционные события

Арт-туризм

Настоящее/ Высокая и популярная культура

Реализует интересы к современным процессам в сфере художественного творчества

Художественные галереи и выставки.

Театры и драматические, музыкальные представления.

Культурно-креативные

кварталы.

Фестивали искусств. Музеи и события в сфере современного дизайна и моды.

Литературные места. Места съемок фильмов

туризма

Временной / Культурный фокус

Особенности

Типичные

достопримечательности/ деятельность туриста

Событийный культурный туризм

Настоящее и прошлое/ Высокая, популярная, живая культура

Реализует интерес к уникальным культурным ресурсам, использование которых ограничено жёсткими времен - ными и пространственными рамками

Фестивали искусств. Региональные и местные празднования (карнавалы, религиозные праздники, празднование памятных дат и тл.)-

Эстрадные и иные шоу. Премьерные показы. Художественные выставки

Креативный культурный туризм

Прошлое, настоящее, будущее/ Высокая, популярная, живая культура

Реализует интерес к собственному творческому и духовному развитию

Собственная созидательная деятельность туриста в творческой сфере (рисование, музицирование, литературное творчество, прикладное искусство, фото- и кинотворчество и т.д.) и сфере духовного самосовершенствован ия (обучения различным духовным практикам) в областях культуры, развитие которых составляют отличительную особенность дестинации

Экокульту рный туризм

Прошлое, настоящее/ Живая культура

Реализует интерес в формировании нового культурного опыта в форме деятельного участия в осуществлении традиционного уклада жизни места (сохранившегося, реконструированного или современного)

Пребывание в местной семье.

Участие в традиционной досуговой деятельности местного населения. Ведение традиционного уклада жизни на «исторической» ферме

Временной / Культурный фокус

Особенности

Типичные

достопримечательности/ деятельность туриста

впечатлений

Реализует интерес к осмыслению особенностей культуры места и времени через собственный эмпирический опыт , полученный на основе погружения в предложенные обстоятельства

Культурно-креативные

кварталы.

Интерактивные музейные программы.

Местные праздники и фестивали.

Исторические реконструкции

Тематический

Прошлое, настоящее/ Высокая, популярная, живая культура

Реализует интерес к знакомству с одним из аспектов исто - рии и культуры дестинации. Находит выражение в развитии культурных маршрутов на региональном, межрегиональном и местном уровне

Может объединять однотипные и разные по виду культурные ресурсы внутри и вне дестинации, сгруппированные вокруг одной темы

В связи с продолжением тенденции сокращения доли туристов, имеющих специализированный интерес к изучению наследия, на туристском рынке будет расширяться предложение популяризированных форм туризма наследия и продуктов:

  • - обзорно-ознакомительного туризма, который, несмотря на некоторые сдвиги в пользу погружения в атмосферу живой культуры дестинации, по-прежнему базируется на ресурсах культурно-исторического наследия и «прямолинейном» вербально-визуальном способе передачи информации);
  • - культурных продуктов на базе достопримечательностей, построенных на культурно-историческом материале в развитие явления «постму- зейности».

Последнее, в частности, особенно ярко ведет к размыванию границ между культурным наследием и современной культурой и проявляется в широком спектре интерпретаций и тематической «упаковке» прошлого для «посильного» и доставляющего, прежде всего, удовольствие современному массовому туристу опыта приобщения к культуре. Отсюда, наблюдается распространение новых типов достопримечательностей на рынке культурного наследия, в большей или меньшей степени обладающих типологическими признаками культурно-исторического туризма - аутентичностью объектов посещения и «классической» формой потребления - изучением.

Центры наследия получили популярность и широкое распространение в 80-90-е гг. прошлого столетия, представляют собой форму музея, но в отличие от него, они строятся не вокруг коллекций, а вокруг историко-культурных тем (например, Центр наследия шотландского виски). При этом, используются аутентичные объекты, но не как самоценности, а как средства конструирования аутентичности представленного аспекта исторического развития и культуры.

Другое отличие таких центров от музеев состоит в более активном использовании инновационных технологий формирования впечатлений на основе развития интерактивности через стимулирование эмоций, чувств, памяти, провоцирующих понимание и осмысление данной культурноисторической темы обычными людьми. Третье отличие, которое интересно отметить, состоит в том, что центры наследия часто представляют «обычное» прошлое, связанное с местной ушедшей повседневной культурой. Здесь важным ресурсом формирования впечатлений становится узнавание относительно недавнего прошлого, вызывающее сильную эмоциональную реакцию.

Эти черты хорошо иллюстрирует, в частности, пример социо- индустриального парка Бимиш в Англии, который воссоздает образ жизни типичного шахтерского городка перед Первой мировой войной. Время здесь застыло на 1913 г. Жилые дома и здания общественного пользования (магазины, школа, почта, церковь и т.д.), транспорт, а также используемые для осуществления разнообразной бытовой и трудовой деятельности предметы - подлинные артефакты того периода. Более того, в городке поддерживается «жизнь» того времени: работают магазины, пекарни, кафе, транспорт, в церкви идет «служба» в присутствии «прихожан» в костюмах начала века, демонстрируются технологии обслуживания (в магазинах, банках), можно купить реальные продукты, произведенные по прежним технологиям (кондитерские изделия), услышать популярную музыку того времени, заглянуть в шахтерский дом и познакомиться с бытом рабочих семей и т. д.

Центры наследия занимают промежуточное положение между музеями и тематическими парками, базирующимися на ресурсах наследия, и в отличие от последних могут быть включены в список мест, характерных для туризма наследия (рис. 2.3).


Рис. 2.3. Характеристика новых типов достопримечательностей на базе ю/льтуоно-истооических dccvdcob

Тематические парки. В период с 1990 по 2000 г. численность посетителей таких парков в мире возросла на 80% , и сегодня они наиболее часто посещаемые и доходные туристские достопримечательности .

Парки типа «Мир Диснея» включают «мезееподобные» репрезентации наиболее известных мест со всего мира. Другим примером такого тематического парка может служить «Деревня Назарет» в современном городе Назарет в Израиле, создающая атмосферы места и времени, описанных в библии. Она возникла в результате реконструкции близлежащей деревни первого века и симуляции жизни времен Иисуса Христа на основе воспроизведения архитектуры, ландшафта и повседневного стиля жизни жителей, в том числе путем приглашения актеров для исполнения ролей местных жителей, приготовления типичных кушаний и т.п.

С центрами наследия такие парки связывает тематическое представление культуры и прошлого, а также еще более широкое использование технологий презентации и интерепретации, способных захватывать воображение. Для тематических парков характерным является использование технологии «машины времени», когда с помощью средств воздействия на зрение, слух, ощущения и обоняние посетителей, создается эффект путешествия «назад в прошлое».

Однако, в отличие от центров наследия они используют неаутентичные , симулятивные ресурсы, и основной их функцией является развлечение , стимулирование удовольствия. Это делает их атрибутом современной популярной культуры.

Реконструкции исторических событий - инсценировки известных событий, которые обычно «ставятся» в аутентичных и неаутентичных декорациях исторического места, будь то крепость, улицы исторического городского квартала, место военного сражения или центра наследия или тематического парка). Например, в Нарвской крепости в рамках исторического фестиваля «Нарвская баталия» воссоздается известное событие Русско-шведской войны.

Реконструкции исторических событий могут использоваться как вспомогательный инструмент в рамках музейной практики, «оживляющий» картины прошлого, а могут выступать в качестве самостоятельных культурных достопримечательностей. Для них характерны:

  • - неаутентичность используемых средств;
  • - создание атмосферы события с помощью визуальных, шумовых,

обонятельных эффектов;

  • - игровой характер получения информации о событии;
  • - в значительной степени, развлекательный характер.

Интересно выделить категорию самодеятельных реконструкций исторических событий силами членов исторических клубов разных стран, например Бородинской битвы. Для туристов-участников значительный познавательный потенциал реконструкций реализуется в предварительной подготовке «дома» (рис. 2.4).

Как видно из изложенного выше, одной из заметных тенденций развития туризма наследия становится использование тематической формы его организации, которая приводит к выделению соответствующего вида ту ризма - тематического туризма.


Рис. 2.4.

Тематический туризм. Особенностью тематического туризма является фокусирование восприятия туриста на отличительных характеристиках дестинации в рамках знакомства с одним из аспектов ее истории и культуры. Тематический туризм находит выражение в развитии культурных маршрутов . Культурный маршрут представляет собой совокупность материальных и нематериальных элементов исторических и культурных ресурсов, связанных друг с другом темой и концепцией ее раскрытия в ходе специального маршрута движения.

Такая форма туризма создает следующие условия для его развития:

  • Рост возможности интерпретации достопримечательности в соответствии с интересами посетителей, их культурным багажом. Так, для специализированных культурных туристов тематическая компоновка и интерпретация достопримечательностей позволяет более концентрированно попадать в специальные интересы этой группы туристов (например, «Дворцы и парки Санкт-Петербурга»). В то же время для туристов с общими культурными интересами, совершающими, в частности, обзорно-ознакомительные поездки, тематическое представление культурной специфики дестинации может стать связующим культурным звеном между культурой туриста и незнакомой ему культурой дестинации, облегчить ему интерпретацию культурных особенностей посещаемых мест. Например, тематический маршрут в Греции «Подвиги Геракла» использует тему, знакомую большинству туристов, и это создает у последних значимую связь с посещаемыми местами, которые в противном случае, оставили бы их равнодушными.
  • Расширение предложения продуктов для культурного туризма за пределы традиционной «музейно-соборной» формулы, за счет придания привлекательности других видов наследия, таких как индустриальное, литературное, садово-парковое наследие, гастрономические традиции, мифология и мистика мест и т.д., а также за счет комбинирования разнообразных культурных ресурсов (наследия и современной культуры, музеев и событий и т.д.) под «зонтиком» одной темы. За счет разнообразия турпродуктов можно стимулировать повторные поездки в дести- нацию.
  • Расширение ареала туристских посещений за счет объединения в тематический культурный маршрут достопримечательностей, которые сами по себе не создают достаточной аттрактивности для туристов, культурных достопримечательностей «второго» и «третьего» плана.

Культурные маршруты как тематические туристские продукты могут иметь разный масштаб: от местного до международного (например, культурный маршрут «Романское искусство в Европе»).

Отметим, что тематический туризм может строиться не только на культурно-историческом материале. Более того, многие популярные сегодня направления тематического туризма, такие как индустриальный и гастрономический туризм, органично смешивают наследие и современность, демонстрируя живое продолжение традиций. Кроме того, тематический туризм может строиться как на стационарной, так и событийной составляющей ресурсной базы дестинации. Так, во многих случаях «тематиза- ция» туристского продукта дестинации базируется на праздновании юбилейных дат, связанных с отдельными местами, людьми или событиями. Например, в Нидерландах Национальная туристская организация разработала серию «тематических» лет, связанных с именами известных художников, таких как Ван Гог, Рембрандт. В 2006 году, объявленном годом Рембрандта, Нидерланды посетило около 1 млн иностранных туристов.

Арт-туризм. На рубеже XX - XXI вв. был впервые отмечен сдвиг туристского интереса от достопримечательностей культурноисторического наследия в сторону арт-туризма - туризма, связанного с доминирующим интересом к текущим процессам в сфере художественного творчества, результатам и процессам современного искусства. Диапазон достопримечательностей, представляющих интерес для туристов с соответствующей мотивацией посещения, весьма широк и включает в себя посещение художественных галерей и выставок, драматических, оперных и балетных спектаклей, поп-концертов, фольклорных фестивалей и уличных представлений, студий художников и мастерских ремесленников, культурно-креативных кварталов и мест, ассоциирующихся с известными литературными произведениями или кинофильмами и т.п.

Многие из перечисленных достопримечательностей посещаются и туристами общекультурных интересов в рамках обзорно-экскурсионного туризма, однако для арт-туристов характерно стремление участия в культурных акциях, знаменующих «событие» в искусстве, будь то определенная выставка современного искусства или премьера оперного спектакля, или концерт в рамках фестиваля, или арт-ярмарка и аукцион. Для таких туристов событийный характер посещения предоставляет возможность острее почувствовать дух творчества, продемонстрировать уровень своей «культурной квалификации» в качестве знатока и ценителя, разбирающегося в нюансах тех или иных видов искусства, и разделить этот опыт с кругом единомышленников. Таким образом, арт-туризм в значительной мере пересекается и «накладывается» на событийный туризм.

Например, выставка-ярмарка «Арт-Манеж» в декабре всегда становится главным художественным событием Москвы. На ней представляется широкий диапазон современного искусства, отражающий самые разнообразные художественные взгляды. Имеющая в своей основе задачу организации коммерческого функционирования искусства, она славится отбором высоко качественных художественных продуктов, противопоставленных безбрежному разнообразию предлагаемого сегодня покупателю товара под маркой изобразительного искусства.

Другой отличительной характеристикой целенаправленных арт- туристов является участие в тематических турах, посвященных отдельным аспектам художественно-творческой жизни дестинации, включая места и достопримечательности, связанные с развитием художественных стилей (скажем, стиль арт-нуво (в привычном нам варианте называемом модерном), в архитектуре, прикладном искусстве, костюме и т. д), литературным и кинотворчеством (реально и ассоциативно), являющихся характерной чертой данной дестинации, элементом ее уникальности . Такая форма позволяет туристам более четко реализовать культурные интересы в художественной сфере и оказаться в кругу таких же заинтересованных потребителей.

Кроме того, арт-туризм имеет значительные «пересечения» с эко- культурным, креативным видами культурного туризма и туризмом впечатлений.

Событийный культурный туризм. Многие аналитики оценивают современный этап туризма как «эру специальных событий». Международная ассоцицая фестивалей и событий (The International Festivals and Events Association) оценивает среднюю посещаемость событийной достопримечательности в выходные дни в 222 тыс. человек. Ежегодное число событий продолжительностью от половины до одного дня составляет от 50 тыс. до 60 тыс., а фестивалей продолжительностью 2 дня и более - около 5 тыс.

Растущее значение событий в туризме связано с двумя основными аспектами его развития: технологическим и имиджевым (рис. 2.5).

Технологический аспект развития событийного туризма базируется на способности событий:

  • - организовывать свободное время в наиболее привлекательной для современного туриста форме, в высокой степени обладающей развлекательной и интерактивной ценностью, сопровождающейся высокой плотностью живого человеческого общения (high touch) и, как следствие, мощным потенциалом формирования ярких, надолго запоминающихся впечатлений.
  • - «структурировать» досуг, предоставляя «информационный стимул» его организации в пространстве и времени,
  • - «оживлять» стационарные культурные достопримечательности.

В технологическом аспекте событийный туризм может рассматриваться как сектор отдельных видов культурного туризма, а формирование и использование событий - как инструмент для развития соответствующих видов туризма.

Имиджевый аспект событий состоит в их способности расширения известности дести наци и и создания или развития имиджа дестинации.

Широко распространена оценка событий как новых «строителей имиджа», признающая их доминирование над иными характеристиками городов и регионов для наделения его уникальными отличительными чертами, ассоциирующимися с данным событием, и идентификации мест как туристских дестинаций. Так, Канны ассоциируются, прежде всего, со знаменитым кинофестивалем, а Эдинбург, став за последние десятилетия своего рода фестивальной столицей Европы, получил новый имидж центра развития современного искусства, и для значительной части туристов его имидж, основанный на богатом и разнообразном культурноисторическом наследии, ушел на второй план.


Рис. 2.5.

Как технологический, так и имиджевый аспекты событийного туризма эффективно создают возможности:

  • Сокращать сезонные колебания туристских прибытий и продливать туристский сезон.
  • Увеличивать число туристов, в том числе за счет повторных посещений. При этом важно, что туристы, участвующие в культурном событии, тратят больше денег, чем обычный турист, чаще останавливаются в гостиницах и иных средствах размещения и характеризуются более длительным сроком пребывания в дестинации

Культурный событийный туризм охватывает широкий спектр достопримечательностей, в частности:

  • Фестивали искусств и региональные и местные празднования (карнавалы, религиозные праздники, празднование памятных дат, сбора урожая и т.д.).
  • Развлекательно-зрелищные события (эстрадные и иные шоу, церемонии вручения наград).
  • Рекреационные события, направленные на организацию досуговой деятельности, имеющие в своей основе развлекательные цели, и активно использующие игровую форму вовлечения посетителей, (например, конкурсы «знатоков» в той или иной сфере культурного творчества, рисунков на асфальте, своего рода «массовые мастер-классы» по практическому освоению традиционных ремесел, приготовлению традиционных или национальных блюд и т. п.).

Примеры таких событий многочисленны и весьма разнообразны. К их числу можно, в частности, отнести выставку творческого досуга CREATIVA, проводящуюся в Брюсселе, на которой представлены только экспонаты ручной работы, созданные творческими людьми. CREATIVA отличается от других выставок оригинальностью концепции: «магазин, мастерская, выставка». Изделия можно приобрести, а хозяева, умеющие творчески проводить свободное время, расскажут и покажут, как изготавливают свои маленькие шедевры .

События в сфере искусства (премьерные показы, художественные выставки и другие культурные события данной сферы).

Как видно из приведенной типологии событий, туризм, обусловленный проведением событий, хорошо «вписывается» в иные виды культурного туризма.

С точки зрения туризма важно, что большая часть специальных событий в культурной сфере исторически возникла и организуется в настоящее время для резидентов, именно они являются основными участниками события и доминируют в формировании их доходной составляющей.

Но именно этот аспект, с другой стороны, создает привлекательную для туристов возможность, смешавшись с жителями, получить аутентичный опыт соприкосновения с местной культурной жизнью, с традиционными ценностями и бытовой практикой.

Таким образом, участие в культурных событиях предоставляет возможность формирования непосредственных (т.е. базирующихся на собственном эмпирическом опыте участия) впечатлений о культурных особенностях дестинации. Этот факт делает события важным средством туризма впечатлений, сближает последний с событийный туризмом.

Туризм впечатлении возник как реакция на рост числа туристов, которые ощущают потребность в более активном участии в знакомстве с культурными достопримечательностями на основе вовлечения в процесс восприятии и осмысления культурного материала. Им недостаточно «смотреть и слушать», получать готовую информацию «из вторых рук», они ищут возможность самим формировать значение посещаемых достопримечательностей, используя для этого весь арсенал человеческих возможностей эмпирического восприятия окружающей среды, получая удовольствие от самого процесса. Иначе говоря, получение впечатлений представляет собой интерактивный процесс деятельности туриста и воздействия на него, а его результатом является осмысление туристского опыта в определенных контекстах жизни самого туриста, оформленное субъективными реакциями, наполненное удовольствием, символическими значениями и эстетическими оценками. Собственное участие туриста в знакомстве с дестинацией и стимулирование эмоционально-чувственной сферы человека создают возможность конструирования уникального и запоминающегося «события» в жизни туриста

Выделяют три базовые стратегии формирования впечатлений:

  • Продукто-центричная - связанная с постановкой «спектакля», оказывающего воздействие на эмоционально-чувственную сферу туристов. Здесь туристы играют роль зрителей с разной степенью интерактивности. В Европе, особенно в средиземноморских странах, получили распространение так называемые «свето-звуковые представления», которые включают в себя своего рода радиоспектакль, где актеры на нескольких языках разыгрывают историю, связанную с данным сооружением или местом. Как правило, этот рассказ сопровождается световыми эффектами, фиксирующими внимание и драматизирующими впечатление . Другим примером таких продуктов может служить презентация «Советского бункера» в Вильнюсе, представленная в рамках программы «Литва - культурная столица Европы 2009», использующая технологию «машины времени». Расположенный на глубине 5 метров под землей, этот бункер способен отправить назад во времени - в СССР. Погружаться в то время помогает советская музыка, телевизионные передачи минувших лет. Туристам даже представляется возможность приготовить обед из доступных в те годы продуктов, а также испытать «прелести» допроса КГБ и пройти курс молодого бойца. У этой постановки есть режиссер - лауреат Национальной премии Литвы Ионас Вайткус. Отметим, что у туриста есть выбор: участие в «драме выживания» (2 часа) или обычная экскурсия (40 мин) с разницей в цене почти в 4 раза .
  • Эко-центричная - ориентированная на создание фона для бытовой и деловой (для туристов соответствующей направленности) деятельности туристов, которые какое-то время живут в данном месте, осуществляя обычное потребительское поведение: питаются, отдыхают, развлекаются, покупают, передвигаются. Реализация этой стратегии сопряжена с соответствующим дизайном мест бытовой и деловой инфраструктуры дестинации. Отсюда, их знакомство с культурой дестинации будет складываться в результате посещения ресторанов, увеселительных заведений, общественных зданий (вокзалов), гостиниц, торговых центров, и их архитектура, оформление, музыкальное сопровождение, кухня, стиль обслуживания формируют культурные впечатления. Распространение дизайнерских, арт- и бутик-отелей, ресторанов и кафе; использования площадок торговых центров и аэропортов под организацию художественных выставок; «художественной» подсветки улиц и сооружений городов и насыщения их пространства так называемым «публичным» искусством, включая городскую скульптуру; практика организации уличных представлений свободного доступа и т.д. отражает растущую популярность данной стратегии формирования впечатлений от культурной среды дестинации.
  • Креатив-центричная - ориентированная на реализацию потребностей туристов в творческом самовыражении и духовном развитии на основе их собственной практической деятельности в этих областях.

В настоящее время отмечается сдвиг от «постановочных» эффектов в пользу более активных практик формирования впечатлений.

Отличительными чертами туризма впечатлений являются :

Получение более полного и ценного для туриста представления о дестинации за счет различных форм участия, в том числе за счет погружения в культурную и социальную жизнь местного сообщества;

  • исследование таких аспектов культурной жизни дестинации, которые выходят за рамки программ массового туризма и/или участие в новых формах туристской активности;
  • развитие компетентности туриста в области личных культурных интересов или формирование новых интересов и требуемых для их реализации навыков через обучающие программы;
  • развитие внутреннего духовного мира и получение «духовной подпитки».

Туризм впечатлений, как видно из подходов к его определению и стратегиям реализации, жестко не связан с разными типами культурных достопримечательностей, и может базироваться на любых из них в разных сочетаниях. Он ориентирован на форму деятельности, фокусируется на интересах и ожиданиях туриста и соответствующих им «удобных» интерпретациях культуры дестинации. Таким образом, туризм впечатлений отражает технологический аспект реализации иных видов культурного туризма, и близок, можно сказать, «вбирает» в себя иные виды культурного туризма, такие как тематический, экокультурный и креативный туризм, которые, в определенной мере, конкретизируют отдельные подходы формирования впечатлений, как они здесь понимаются.

  • Нир"//vww.votpusk ги/рпШ/пе^ а5р°п^= 126705
  • 3* Специалисты предсказывают, что в будущем значительно возрастет число людей,которые будут посвящать посещению таких достопримечательностей весь срок своейпоездки.
  • В США насчитывается порядка 600 тематических парков и им подобных достопримечательностей, в 2005 г. число их посещений составило 335 млн (более половинымирового числа), а доходы - 11,2 млрд долл. США (IAAP - International Association ofAmusement Parks and Attractions: U.S. Amuscment/ThcmeParks & Attractions Industry - Attendances & Revenues, http.Y/www. iaapa.org/modules/MediaNews/index. cfm?fu$eaction=Details&mtid=3&iid=1051 2006). В Великобритании и Германии эти показатели составляли в 2005 г. соответственно 65 млн и 35 млн посещений. ((Promoting Cultural Tourism Through ICT - Part1: Historic Towns and Cultural Tourism in the Experience Economy - Concepts and Requirements //Salzburg Research, eCulture Group, 2007.-http://www.salzburgresearch.at/research/gfx/histurban-study_part-l_cultural-tourism_experiences_srfg_gg_20070531 .pdf)
  • В список культурных маршрутов, поддерживаемых Советом Европы, входят разнообразные тематические продукты, охватывающие как исторические и легендарныеличности в Европе (маршруты, посвященные Моцарту, Дон-Кихоту, например), так инаследие предков европейцев (маршруты, посвященные викингам, кельтам), отдельных национальных, конфессиональных и этнических групп (маршруты, посвященныенаследию европейских евреев, цыганам), архитектурным стилям (например, архитектура военных крепостей в Европе), а также индустриальному наследию, современному искусству, событиям и т.д. (см. сайт Европейского института культурных маршрутов: Ьир:/Лууу.си1и1гс-го1Не5.1и/рНр/Го _т
  • 4> Например, германский крупный туроператор Studiosus издает каталог для специализированных туристов, который выходит 6 раз в год и размещает предложение тематических культурных программ посещений. URL: http://www.kultimer.com
  • Так, согласно исследованиям культурного туризма в рамках проекта ATLAS поданным за 2001 г. доля в туристской активности посещения музеев прекратила рост с1997 г., а разного рода памятников сократилась. С другой стороны, посещение художественных галерей, представлений исполнительского искусства и творческих фестивалей возросла (ATLAS Cultural Tourism Project 2002. - http://wyw.tram-research.com/atlas/previous.htm).
  • В последние 10-15 лет отмечается рост интереса к посещению мест, связанных с популярными сериалами и кинофильмами. Так, посещаемость замка Алнвик в Англииболее чем удвоилось за год с 2001 по 2002 г. после выхода первого фильма о Гарри Потере. Для любителей русской литературы и конкретно Ф.М. Достоевского особой притягательностью пользуются маршруты, связанные с местами действия его романов вПетербурге («Преступление и наказание») и Старой Руссе («Братья Карамазовы»).
  • Опыт личного участия (например, путем вовлечения самого туриста в тематичсски-заданную событием форму деятельности, будь то дегустация традиционных блюд,участие в играх и конкурсах по соответствующей тематике, присоединение к карнавальному шествию), непосредственный и неформальный контакт с местным населением значительно повышает удовлетворенность туриста полученными впечатлениямот поездки.
  • Развитие «высоких технологий» (high tech), приводящих к обезличенности контактов в сфере труда и потребления, опосредованных автоматами и механизмами, и дегуманизации среды жизнедеятельности, повышает ценность живого человеческогообщения (high touch) в условиях объединяющей общим интересом деятельности.
  • Современные технологии раздвигают пространственные и временные рамки распространения соответствующей информации в мировом масштабе, а рост доходов, содной стороны, и развитие низкобюджетного высокоскоростного транспорта, с другой стороны, дают реальную возможность воспользоваться ею. http://www.crea venue, сот/
  • Даже Эдинбургский международный фестиваль (более известный как театральный, хотя последний составляет лишь часть фестивальной программы) - одно из крупнейших и известнейших культурных событий в Европе - характеризуется следующимраспределением аудитории: 39% - жители Эдинбурга, 23% - приезжают из другихчастей Шотландии, 24% - приезжают из остальных частей Великобритании и только14% посетителей - это зарубежные туристы. Причем, по результатам опроса туристовв 2004 г. 62% респондентов отметили, что посещение фестивальных мероприятий было единственной целью поездки, а еще 26% отметили, что это было важной причиной(Promoting Cultural Tourism Through ICT - Part 1: Historic Towns and Cultural Tourismin the Experience Economy - Concepts and Requirements //Salzburg Research, eCulturcGroup, 2007. - http;//www,sal7burgresearch.at/research/gfx/histurban-study part- 1 cultural-tourism experiences, .srfg. gg 2007053.1,pdf). Исследование 21 крупных фестивалей в Канале показало, что только от 5 до15% участников события приехали из-за пределов данной территории (Getz, D. Festivals, Special Events, and Tourism. New York: Van Nostrand Reinhold, 1991).
  • В Римском Форуме ночью представляются картины из истории Рима. Посетителимогут слышать голоса императоров, треск пламени во время знаменитого пожара вРиме и т.д.
  • www.sovietbunker.com - сайт события
  • См. Promoting Cultural Tourism Through ICT - Part 1: Historic Towns and CulturalTourism in the Experience Economy - Concepts and Requirements //Salzburg Research,eCulture Group, 2007. - P. 65. - http://www.salzburgresearch.at/research/gfx/histurban-study_part-1 cultural-tourism_experiences_srfg_gg 20070531 .pdf)

Под культурным туризмом подразумевают путешествия с целью знакомства с материальными и духовными объектами культуры, участия в событиях культурной жизни. Вместе они воздействуют на духовную сферу человека, его систему ценностей, знания, влияют на общественное поведение, так или иначе, сказываются и на поведении как экономического субъекта.

В России термин «туризм» определяется федеральным законом РФ от 24 ноября 1996 г. как «временные выезды граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой в стране временного пребывания деятельностью».

Давно выделился и стал самостоятельным такой вид туризма, как культурный, или познавательный. Культурный туризм - это духовное присвоение личностью через путешествия и экскурсии богатств культуры в их подлинности. Его можно рассматривать как систему, предоставляющую все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны.

Основой культурного туризма является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия, среди которых можно выделить:

  • · памятники археологии;
  • · культовую и гражданскую архитектуру;
  • · памятники ландшафтной архитектуры;
  • · малые и большие исторические города;
  • · сельские поселения;
  • · музеи, театры, выставочные залы и др.;
  • · социокультурную инфраструктуру;
  • · объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства;
  • · технические комплексы и сооружения.

Культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образует один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов.

Культурный туризм - наилучший способ знакомства с другой культурой. Гуманитарное значение культурного туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа - одна из задач, которую в полной мере способен решать культурный туризм. Знакомство с культурой и обычаями другой страны обогащает духовный мир человека.

Культура является фундаментальной основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа. Идентичность путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию. В большинстве стран мира происходит процесс демократизации культуры и туризма, которые составляют неотъемлемую часть жизни общества. Самосознание и познание окружающего мира, развитие личности и достижение поставленных целей немыслимы без приобретения знаний в области культуры.

Особенности культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора. Культура является одним из основных элементов туристского интереса.

Познавательный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества.

Развитие культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Во многих странах туризм может быть включен в так называемую политику культурных отношений.

Уровень культурного развития может быть использован также для создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального культурного наследия.

Объекты национального культурного наследия должны быть представлены разумно и творчески. Научно-технический прогресс сделал свое дело: продукция одной страны практически не отличается от аналогичной продукции другой страны. В культуре единообразие недопустимо. Регион, желающий стать популярным туристским направлением, должен обладать уникальными культурными комплексами и предлагать их на туристский рынок.

Важной характеристикой культурного комплекса является стабильность его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения. Этот фактор связан с долговременностью интереса туристов к конкретному культурному объекту. Поэтому одной из основных задач организаторов туризма является не только создание культурного комплекса для туризма, но и сохранение его на достаточно длительный исторический период.

Несмотря на то, что практически любую информацию можно получить из печатных периодических изданий, художественной литературы и других источников, не стареет старая истина: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Потому регион, заинтересованный в привлечении туристов, должен разумно планировать и развивать специальные программы и мероприятия, способствующие повышению интереса к его культуре, распространять информацию о своем культурном потенциале в расчете на привлечение потенциальных туристов.

Важными переменными, влияющими на привлекательность туристского направления для различных групп и категорий туристов, являются его культурные характеристики. Наибольший интерес у туристов вызывают такие элементы культуры народа, как искусство, наука, религия, история и др.

Изобразительное искусство - один из важных элементов культуры, способный сформировать убедительный мотив к туристской поездке. Его повсеместное усиление связано с тенденцией выставлять на известных курортах (в помещениях гостиниц) произведения национального изобразительного искусства в целях ознакомления туристов с культурой региона.

Также популярны фестивали, широко представляющие разнообразные виды и элементы национального изобразительного искусства.

Музыка и танцы. Музыкальный потенциал региона является одним из привлекательных элементов культуры. В некоторых странах музыка выступает как основной фактор привлечения туристов. Известные музыкальные фестивали ежегодно собирают тысячи участников. Многие курортные гостиницы знакомят своих гостей с национальной музыкой во время вечерних развлекательных программ, на фольклорных вечерах и концертах. Аудиопленки с записями национальной музыки, продажа которых распространена в большинстве туристских центров, служат прекрасным средством знакомства туристов с культурой народа.

Этнические танцы - характерный элемент национальной культуры. Практически каждый регион имеет свой национальный танец. Знакомство туристов с танцами может происходить на специальных шоу, фольклорных вечерах, во время развлекательных программ.

Народные промыслы. Регион, принимающий туристов, должен предлагать им широкий ассортимент сувениров, выполненных (фабричным или кустарным способом) местными мастерами и ремесленниками. Сувениры - хорошая память о стране. Все виды сувенирной продукции, а также другие необходимые туристу товары (туристское снаряжение, пляжные аксессуары) должны быть доступны, и продаваться в удобно расположенных магазинах и других торговых точках. Мотивы покупки и свободной траты денег достаточно сильны во время путешествия, и потому туристские товары должны изготавливаться в ассортименте, пользующемся особым спросом у туристов. В некоторых туристских центрах создаются специальные магазинчики в национальном стиле, где местные мастера изготавливают изделия непосредственно в присутствии покупателей. Эта форма торговли сувенирной продукцией является своеобразной достопримечательностью региона и вызывает немалый интерес у туристов.

История. Культурный потенциал региона выражен в его историческом наследии. Большинство туристских направлений бережно относится к своей истории как фактору привлечения туристских потоков. Наличие уникальных исторических объектов может предопределить успешное развитие туризма в регионе. Знакомство с историей и историческими объектами сильнейший побудительный туристский мотив.

Историческое наследие региона нуждается в продвижении на туристский рынок. Поэтому национальные туристские организации должны заниматься распространением информации об историческом потенциале местности.

Целесообразно проводить культурные мероприятия (фольклорные, фестивальные и др.), традиционные для мест туристского назначения и способные заинтересовать туристов из разных уголков мира.

Культурный туризм не только приносит доходы региону, но и дает местному населению основание гордиться своим уникальным наследием и предоставляет возможности делиться им с туристами. Если общество будет это учитывать, то сможет создать систему рационального использования уникальных ресурсов для туризма.

Успешное развитие туризма, а следовательно, массовое привлечение потенциальных туристов зависит от действий, направленных на сохранение культурных, исторических и природных ресурсов местности. Реализация программы по использованию историко-культурного и природного потенциала региона в целях туризма решит одну из важнейших его проблем проблему сезонного колебания спроса - путем предложения разнообразных форм межсезонного туризма, которые предполагают использование элементов культуры.

Сегодня для развития культурного туризма необходим поиск и внутренних резервов с целью модернизации и ремонта, в первую очередь, инфраструктуры исторических поселений, их памятников, зданий путем выпуска акций, займов, привлечения инвесторов и пр. Необходима разработка законодательных норм по туризму, формирования системы управления, в том числе путем создания специального Фонда культурного туризма в рамках исторического региона с целью развития городской среды.

Развитие культурного туризма, как на региональном, так и на международном уровне должно соотноситься в будущем с разными типами исторических городов и сел с различными социокультурными и экономико-управленческими аспектами. Такой подход к поселениям, как и к природным территориям, позволяет выявить наиболее значимые и разнообразные варианты туристических маршрутов. Социокультурная типология населенных мест, исходя из их функциональных особенностей, различного образа жизни, может иметь следующие варианты:

  • · сельскохозяйственные;
  • · торговые;
  • · курортные;
  • · военные;
  • · поселения при монастырях и монастыри;
  • · поселения с компактным проживанием этнических групп.

Такие города и села в сочетании с природной средой, наличием памятников истории и культуры, дают основания к многоплановому развитию регионального и международного культурного туризма. При таком подходе возможно решение не целевых установок и интересов социальных групп туристов, что приведет к обогащению их профессионального и повседневного опыта, к развитию туризма в исторических городах и селах, а, следовательно, и решит часть экономических проблем поселений.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что культурный туризм действительно может явиться ресурсом регионального развития, так как имеет ряд очень важных характеристик, влияющих на мотивацию людей к путешествию в ту или иную точку мира. А также культурный туризм имеет большие перспективы для развития на всех уровнях, как на международном, так и на региональном.

Интернет-туризм - одна из разновидностей туризма, в котором. Интернет служит главным или единственным средством передвижения туриста

последнее время в развитие туристического бизнеса большое влияние оказывают. Интернет-технологии и все чаще во всемирной паутине можно найти разнообразные сайты (страницы), посвященные развитию туристической индустрии, туристическим фирмам, анимации, а также туристическим зонам, пансионатам, базам отдыха, отели, сельским усадьбам. Конечно, наиболее эффективно используют преимущества. Интернета туристические фирмы и агентства для рекламы и предоставления туристических услуг, а потому неудивительно, что именно продажа туристических услуг (продажа туров, бронирование авиабилетов, гостиниц) в первой пятерке по объемам продаж в. Интернете. Такие показатели обеспечиваются тем, что. Интернет имеет много преимуществ и возможностей для развития туристического бизнеса, в частностиа:

1. Возможность оперативного как размещение, так и поиска в. Интернете информации о"горящие"туры, места в гостиницах, билеты

2. Возможность бронирования через. Интернет туров, мест в гостиницах, билетов, а также скидки при бронировании и заказе через. Интернет

3. Экономия средств при использования электронной почты при сотрудничестве с иностранными партнерами, туроператорами, отелями, транспортными компаниями

4. Возможность быть в центре информации например, новые туры, скидки, политическая и экономическая стабильность в выбранных странах, новости законодательства по туризму в различных странах

Кроме того, виртуальные туристы через социальные сети и различные форумы могут обмениваться субъективными впечатлениями и фотоизображениями своих путешествий, а соответственно другие пользователи выбираю ют или отвергают направление возможной перспективной путешествия в тот или иной напря.

Исторический туризм (историко-культурный туризм)

Исторический туризм (историко-культурный туризм) - это разновидность туризма, целью которого является посещение местности, связанной с историей и историческим наследием

Ряд регионов богат такими уникальными историческими территориями, как древние города, усадебные и дворцово-парковые ансамбли, комплексы культовой архитектуры, исторические здания, историко-культурные памятью тки. При организации уникальных территорий следует сочетать традиционные формы деятельности, исторически сформировали эти территории, с инновационными видами, к числу которых относится и туризм. Причем, новые виды д ияльности должны дополнять, а не подавлять сложившиеся хозяйственные, социокультурные и природные процессы. При развитии туристской инфраструктуры важно не нарушать исторический облик территории. К женю вновь создаваемый туристский центр или объект должен соответствовать национальным особенностям, традициям и одновременно иметь свой неповторимый облик. Создание природно-исторических парков должно содействовать спасения ценнейших памятников культуры и истории как целостных архитектурно-ландшафтных и культурных комплексов. Собственно, культурную, историческую и природное наследие в историческом туризме принято делить на следующие категориигорії:

* достояние используемый в основном туристами (фестивали, памятники);

* достояние смешанного пользования (менее значительные исторические памятники и музеи, театры, заповедники);

* достояние используемый в основном местным населением (гражданские сооружения, культовые объекты, кинотеатры, библиотеки)

Примером нового подхода к развитию традиционных форм туризма являются рекомендации по повышению уровня историко-культурного содержания тура путем включения в его программу знакомства с местными п памятниками, даже если речь идет об организации краткосрочной экскурсии или специализированный тур. Каждый регион имеет уникальную историческое наследие. Выделяют четыре принципа исторического туризма: 1) акты вне содействие в сохранении наследия местности-культурного, исторического и природногоо;

2) подчеркивания и выделения уникальности наследия местности относительно других регионов;

3) создание у местного населения чувства гордости и ответственности за уникальное наследие;

4) разработка программы развития туризма на основе использования уникального наследия местности

Исторический туризм не только приносит доходы региона, но и дает местному населению основание гордиться своей уникальным наследием и возможности делиться ею с туристами. Если общество будет это учитывать. Уват, то сможет создать систему рационального использования уникальных ресурсов для туризма. Успешное развитие туризма, а следовательно, массовое привлечение потенциальных туристов зависит от действий, направленных на сб ереження культурных, исторических и природных ресурсов местности. Реализация программы по использованию историко-культурного и природного потенциала региона с целью туризма решит одну из важнейших и ого проблем - проблему сезонного колебания спроса, путем предложения разнообразных форм межсезонного туризма, предусматривающих использование элементов культурури.

Журнал National Geographie Traveller определил лучшие и популярные у туристов мировые памятники истории. ТОП-10 исторических памятников мира:

1. Долина. Вахау,. Австрия

2 канала в. Онтарио,. Канада

3. Гент,. Бельгия 4Никко,. Япония

5. Грац,. Австрия

6. Гамла. Стан,. Швеция

7. ЗКС-ан-Прованс,. Франция

8. Потсдам,. Германия

9. Дижон,. Франция

10. Мендоса,. Аргентина



Рассказать друзьям