Лирические отступления в “Евгении Онегине”. Роман «Евгения Онегин» - «энциклопедия русской жизни»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

    "Евгений Онегин" - вершина творчества А.С. Пушкина. В своей восьмой статье "Евгений Онегин" В.Г. Белинский писал: "Онегин" есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать...

    Письма Татьяны и Онегина резко выделяются из общего текста пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин». Даже сам автор исподволь выделяет их: внимательный читатель сразу заметит, что здесь уже нет строго организованной «онегинской строфы», а заметна...

    Пушкин работал над романом "Евгений Онегин" много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский в своей статье "Евгений Онегин" назвал произведение "энциклопедией русской жизни". Роман был для поэта, по его...

    Прежде всего Ленскому недостает собственного, выстраданного им личного опыта. У него почти все от его заемной учености до стихов буквально всё почерпнуто из книг, из романтической германской поэзии и философии первых двух десятилетий XIX века. Он не...

  1. Новое!

    Роман «Евгений Онегин» - главное творение А. С. Пушкина. Именно здесь читатели увидели все стороны русской жизни, узнали живую и жгучую современность, узнали самих себя и своих знакомых, всю окружающую среду, столицу, деревню, соседей-помещиков и крепостных....

  2. В художественном произведении внутренний мир героя в большей степени раскрывается не через внешнюю речь, а через внутреннюю, которая, как правило, выливается в монолог героя. Я бы хотела рассмотреть произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин» -...

Лирическими отступлениями принято называть внесюжетные вставки в литературном произведении, моменты, когда автор отходит от основного повествования, позволяя себе размышлять, вспоминать какие-либо события, не относящиеся к повествованию. Тем не менее, лирические отступления представляют собой отдельные композиционные элементы, как пейзажи, характеристики, диалоги.

Роман в стихах «Евгений Онегин» изобилует лирическими отступлениями. Сложно найти другое литературное творение, в котором они были бы столь значимы. Основная задача этих вставок — время. Пушкин уходит в лирические отступления, когда нужно было подчеркнуть промежутки прошедшего в ходе повествования времени. Но в то же время они гармонично вплетены в сюжет повествования. Таким образом поэт выражает свой авторский взгляд на те, или иные события, отношение к своим героям. Пушкин незримо присутствует в общей канве повествования.

После некоторых рассуждений о нравах и характерах людей, поэт, наконец, «приводит Музу» на светский прием, где состоялась встреча Онегина и Татьяны Лариной.

Но те, которым в дружной встрече
Я строфы первые читал…
Иных уж нет, а те далече,
Как Сади некогда сказал.
Без них Онегин дорисован.
А та, с которой образован
Татьяны милый идеал…
О много, много рок отъял!

«Я пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница», - так сообщал А.С.Пушкин о начале работы над «Евгением Онегиным», подчеркивая его нетрадиционность. В восьмой главе автор называет свой роман «свободным». Это свобода – это прежде всего, непринужденная беседа с читателем с помощью лирических отступлений , выражение мыслей авторского «Я».

Лирическое отступление – это всякое авторское отступление от сюжета, от рассказа о героях. Определение это есть общий литературный термин и относится к отступлениям самого разного характера.

В «Евгении Онегине» мы встречаем большие и маленькие отступления

1. Автобиографического характера.

Например, большое отступление в начале главы восьмой о творческом пути автора или совсем краткое замечание в первой главе: «там некогда гулял и я, Но вреден север для меня». Оживают воспоминания поэта о днях, «когда в садах Лицея» ему стала «являться муза», о вынужденном изгнании («придет ли час моей свободы?»).

2 . Отступления литературно-полемические.

В них рассказчик ведет споры о литературном языке, об использовании в нем иноязычных слов, без которых невозможно порой описать некоторые вещи:

Описывать мое же дело:

Но панталоны, фрак, жилет,

Всех этих слов на русском нет…

К подобным отступлениям относится, например, ироническая характеристика сентиментального элегии в главе шестой; отступление по поводу употребления иностранных слов в главе первой; пародирующий классицизм шутливое «вступление в конце главы.

Эти полемические отступления четко определяют литературную позицию автора: отношение к классицизму, сентиментализму и романтизму как к изжившим себя направлениям последовательная защита реализма.

В романе мы встречаем лирические отступления.

3 .на философские и морально-этические темы

Такова, например, XXXVIII строфа главы второй, где выражена глубокая мысль о закономерной смене поколений в ходе жизни.

К такого рода отступлениям относятся рассуждения о дружбе, о родственниках и родственных отношениях в главе четвертой.

4.Немало лирический отступлений, присутствующих, содержит описание природы . На протяжении всего романа мы встречаемся с картинами русской природы. Здесь есть все времена года: и зима, «когда мальчишек радостный народ» коньками режет лед; и весна – «пора любви», и, конечно, не остается без внимания любимая автором осень.

Описания природы неразрывно связаны с героями романа, они помогают лучше понять их внутренний мир. Неоднократно мы замечаем в романе размышления повествователя о духовной близости Татьяны с природой, которыми он характеризует нравственные качества героини. Часто пейзаж предстает таким, каким видит его Татьяна: «…она любила на балконе предупреждать зари восход» или «… в окно увидела Татьяна поутру побелевший двор».

5. В «Евгении Онегине» есть лирические отступления и на историческую тему . Знаменитые строки о Москве:

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

И об Отечественной войне 1812 года, отпечаток которой лег на пушкинскую эпоху, расширяют исторические рамки романа.

6. Нельзя не отметить авторские описания быта и нравов общества того времени. Читатель узнает, как воспитывалась и проводила время светская молодежь, перед нами даже открываются альбомы уездных барышень. Мнение автора о балах, моде привлекают внимание остротой наблюдения.

Какие блистательные строки посвящены театру! Драматурги, актеры… Мы словно сами попадаем в «этот волшебный край», где «блистал Фонвизин, друг свободы и переимчивый Княжнин», видим летящую, как «пух от уст Эола», Истомину.

Перед нами лиро-эпическое произведение – роман-дневник. И в самом характере повествования, и в лирических отступлениях «личность поэта отразилась … с такой полнотою, светло и ясно, как ни в одном другом произведении Пушкина» (Белинский).

I . Лирические отступления в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

1. Лирические отступления как один из способов показать читателю позицию и взгляды
автора.

  1. Что такое лирическое отступление?
  2. Тематика и примеры лирических отступлений в романе.

Пушкин работал над романом "Евгений Онегин" много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский назвал его ""энциклопедией русской жизни". Действительно, в этом романе дана картина всех слоев русского общества. Роман был для поэта, по его словам, плодом "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет".

Наряду с Онегиным, Татьяной, Ольгой, Ленским, в романе перед читателем возникает образ автора. Автор иногда прямо включает себя в число действующих лиц романа, а иногда в самом характере и тоне повествования автор проявляет себя, свое одобрение или осуждение, свою печаль или восхищение тем, о чем пишет. Таким образом, автор проявляется в так называемых лирических отступлениях.

В «Евгении Онегине» мы встречаем большие и маленькие отступления, которые в свою очередь могут быть разделены на:

  • автобиографические,
  • литературно-полемические,
  • философские,
  • морально-этические темы.

Примером автобиографического отступления можно считать рассказ автора о творческом пути (начало 8 главы):

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал...

Являться муза стала мне.

Моя студенческая келья

Вдруг озарилась...

И свет ее с улыбкой встретил;

Успех нас первый окрылил;

Старик Державин пас заметил

И, в гроб сходя, благословил.

или совсем краткие замечания в первой главе: «там некогда бывал и я, но вреден север для меня».

Литературно-полемические отступления мы читаем в строфе IX третьей главы, где поэт дает ироническую характеристику сентиментального романа:

Теперь с каким она вниманьем

Читает сладостный роман...

Счастливой силою мечтанья

Одушевленные созданья...

И бесподобный Грандисон,

Который нам наводит сон...

или отступления по поводу употребления иностранных слов в главе первой; пародирующее классицизм шутливое «вступление» в конце главы седьмой и т. д. Эти полемические отступления четко определяют литературную позицию автора: отношение к классицизму, сентиментализму и романтизму как к изжившим себя направлениям и последовательная защита реализма.

Для характеристики решительного утверждения автором реализма, обращение его к простой неприкрашенной повседневной действительности как материалу поэтического творчества следует использовать три строфы из опубликованных Пушкиным «Отрывков из путешествия Онегина».

В ту пору мне казались нужны

Пустыни, волн края жемчужны,

И моря шум, и груды скал,

И гордой девы идеал...

Иные нужны мне картины:

Люблю песчаный косогор,

Перед избушкой две рябины,

Калитку, сломанный забор.

В романе мы встречаем лирические отступления на философские и морально-этические темы. Такова, например, XXXVIII строфа второй главы, где выражена глубокая мысль о закономерной смене поколений в ходе жизни, строфа, заканчивающаяся строками:

Придет, придет и наше время,

И наши внуки в добрый час

Из мира вытеснят и нас!

К такого же рода отступлениям можно отнести и рассуждения о дружбе, о родственниках, о «родственных» отношениях в главе четвертой:

Что значит именно родные.

Родные люди вот какие:

Мы их обязаны ласкать,

Любить, душевно уважать...

О рождестве их навещать...

Чтоб остальное время года

Не думали о нас они...

И так, дай бог им долги дни!

В отступлениях о Москве и Петровском замке (глава VII, строфы XXXVI и XXXVII) ставится историческая тема, и они выражают глубокое патриотическое чувство поэта:

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Многочисленные лирические отступления придают особый характер роману, расширяют границы жанра. Перед читателем, благодаря особому построению романа -лирические отступления -уже не просто роман, а роман-дневник. С помощью лирических отступлений автор непринужденно беседует с читателем, выражает мысли от авторского «я». Именно такая форма повествования помогла Пушкину воссоздать картину современного ему общества.

Таким образом, и в самом характере повествования, и в открытых высказываниях автора о героях, и в лирических отступлениях «личность поэта отразилась... с такой полнотою, светло и ясно, как ни в одном другом произведении Пушкина» (Белинский). В результате образ автора в романе предстает очень полно, с его взглядами, симпатиями и антипатиями, его отношением к важнейшим вопросам жизни.

Евгений Онегин лирические отступления

Описывая события в романе и раскрывая разные тематики, дополняет его своими наблюдениями, своими высказываниями, мнением, что делает произведение похожим на достоверное. Лирические отступления, которые не трудно найти в Евгении Онегине, это живое общение писателя с героями произведения. Так, например, когда Онегин едет на бал, Пушкин тут же говорит о том, как и он в свое время был без ума от балов. Обсуждает женские ножки и тут же приносит извинения читателю за подобные воспоминания, обещая стать чуточку взрослей.

Благодаря лирическим отступлениям, которые мы встречаем уже в первой главе романа, где автор высказывает свое мнение об Онегине, Пушкин тем самым делает себя не только повествователем, но и действующим лицом, где писатель является другом героя, называя его добрым приятелем.

Роль лирических отступлений огромна, ведь они оживляют произведение, лучше раскрывают тематику работы автора. Они знакомят нас с биографией Пушкина, где вспоминается южная ссылка, есть воспоминания о молодости и о периоде обучения в лицее. В отступлениях писатель посвящает нас в свои планы, говорит о литературе, театре.

Очень много лирических отступлений посвящено русской природе и временам года. Так Пушкин говорит о зиме, вспоминая мальчишек, что режут коньками лед, пишет, как вьется первый снег. Описывая лето, говорит о весне — поре любви, не проходит автор и мимо осенней поры. Особое место уделяет Пушкин отступлениям по временам суток, где ночь самое привлекательное для писателя время.

Благодаря лирическим отступлениям у писателя появилась возможность легкой беседы с читателями, где он может рассказать о молодежи своего времени и ее воспитании, о том как она проводит время, рисуя картины тогдашней жизни.

Если выделить тематику лирических отступлений отдельно, то можно увидеть тему творчества в целом и размышления автора о специфике произведения. Раскрывается здесь и светская жизнь, затронута в романе и тема любви. В лирических отступлениях прослеживается тема дружбы, тема свободы, деревенской жизни, присутствуют и биографические мотивы.

В романе «Евгений Онегин» насчитывается множество авторских отступлений. Именно благодаря им действие романа выходит за рамки частной жизни героя и расширяется до масштабов общероссийских. В. Г. Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни», поскольку авторские отступления раскрывают противоречия, тенденции и закономерности эпохи, на первый взгляд, не имеющие прямого отношения к сюжетной канве романа, но ярко демонстрирующие отношение к ним Пушкина. Однако, образ автора не исчерпывается только лирическими отступлениями (авторские комментарии и замечания рассеяны по всему тексту романа). По ходу романа автор, как и его герои, претерпевает эволюцию. Так, исследователи, изучая стиль поэта, отмечают разницу между главами, написанными до и после 1825 г. Автор не ассоциирует себя с Онегиным, подчеркивая различия в их отношении к жизни, природе, театру, вину, женщинам и т. д. Пушкин идет в своем развитии дальше, чем Ленский, становясь поэтом действительности и подчеркивая, что поэтическое и восторженное отношение к жизни - разные вещи. Сам поэт полагал, что он ближе всех Татьяне. В последних главах Пушкин - человек последекабрьской эпохи, он сформировался как поэт и личность. Таким образом, в романе Пушкин выступает как бы в двух ипостасях - автора и рассказчика, причем очевидно, что образ первого значительно шире, чем образ второго.

1) Отступления автобиографического характера:

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал,
В те дни, в таинственных долинах,
Весной, при криках лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней

Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны.
И свет ее с улыбкой встретил;
Успех нас первый окрылил;
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.
(Гл. XVIII, строфы I-II)

2) Отступления философского характера (о течении жизни, о природе, о преемственности поколений, о собственном бессмертии):

Увы! На жизненных браздах

Мгновенной жатвой поколенья,
По тайной воле провиденья,
Восходят, зреют и падут;
Другие им вослед идут...
Так наше ветреное племя
Растет, волнуется, кипит
И к гробу прадедов теснит.
Придет, придет и наше время,
И наши внуки в добрый час
Из мира вытеснят и нас!
(Гл. II, строфа XXXVIII)

Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна, пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!
С каким тяжелым умиленьем
Я наслаждаюсь дуновеньем

В лицо мне веющей весны

На лоне сельской тишины!

Или мне чуждо наслажденье,
И все, что радует, живит,
Все, что ликует и блестит,
Наводит скуку и томленье
На душу мертвую давно

И все ей кажется темно?

Или, не радуясь возврату
Погибших осенью листов,
Мы помним горькую утрату,
Внимая новый шум лесов;
Или с природой оживленной
Сближаем думою смущенно
Мы увяданье наших лет,
Которым возрожденья нет?
Быть может, в мысли нам приходит

Средь поэтического сна
Иная, старая весна
И в трепет сердце нам приводит

Мечтой о дальней стороне,
О чудной ночи, о луне...
(Гл. VII, строфы II-III)

Следует отметить, что далеко не все описания природы являются философскими авторскими отступлениями.

Я знаю: дам хотят заставить
Читать по-русски. Право, страх!
Могу ли их себе представить
С «Благонамеренным» в руках!
Я шлюсь на вас, мои поэты;
He правда ль, милые предметы,
Которым, за свои грехи,
Писали втайне вы стихи,
Которым сердце посвящали,
He все ли, русским языком
Владея слабо и с трудом,
Его так мило искажали,
И в их устах язык чужой

He обратился ли в родной?

He дай мне Бог сойтись на бале
Иль при разъезде на крыльце
С семинаристом в желтой шале
Иль с академиком в чепце!
Как уст румяных без улыбки

Без грамматической ошибки

Я русской речи не люблю.
(Гл. III, строфы XXVII-XXVIII)

Волшебный край! там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И предприимчивый Княжнин;
Там Озеров невольны дани

Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил;
Там наш Катенин воскресил

Корнеля гений величавый;
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой,
Там и Дидло венчался славой,
Там, там, под сению кулис
Младые дни мои неслись.
(Гл. I, строфа XVIII)

Свой слог на важный лад настроя,
Бывало, пламенный творец
Являл нам своего героя

Как совершенства образец.
Он одарял предмет любимый,
Всегда неправедно гонимый,
Душой чувствительной, умом
И привлекательным лицом.
Питая жар чистейшей страсти,
Всегда восторженный герой

Готов был жертвовать собой,
И при конце последней части
Всегда наказан был порок,
Добру достойный был венок.

А нынче все умы в тумане,
Мораль на нас наводит сон,
Порок любезен и в романе,
И там уж торжествует он.
Британской музы небылицы

Тревожат сон отроковицы,
И стал теперь ее кумир
Или задумчивый Вампир,
Или Мельмот, бродяга мрачный,
Иль Вечный жид, или Корсар,
Или таинственный Сбогар.
Лорд Байрон прихотью удачной

Обрек в унылый романтизм
И безнадежный эгоизм.

...Унижусь до смиренной прозы;
Тогда роман на старый лад

Займет веселый мой закат.
He муки страшные злодейства
Я грозно в нем изображу,
Ho просто вам перескажу

Преданья русского семейства,
Любви пленительные сны

Да нравы нашей старины.
(Гл. III, строфы XI-XIII)

Ho дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами - себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно,
Нам чувство дико и смешно.

(Гл. II, строфа XIV)

Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей
И тем ее вернее губим

Средь обольстительных сетей.

Разврат, бывало, хладнокровный,

Наукой славился любовной,
Сам о себе везде трубя

И наслаждаясь не любя.
Ho эта важная забава
Достойна старых обезьян

Хваленых дедовских времян:

Ловласов обветшала слава
Co славой красных каблуков
И величавых париков.

Кому не скучно лицемерить,

Различно повторять одно,
Стараться важно в том уверить,
В чем все уверены давно,
Все те же слышать возраженья,

Уничтожать предрассужденья,

Которых не было и нет
У девочки в тринадцать лет!
Кого не утомят угрозы,
Моленья, клятвы, мнимый страх,

Записки на шести листах,
Обманы, сплетни, кольцы, слезы,

Надзоры теток, матерей,
И дружба тяжкая мужей!
(Гл. IV, строфы VII-VIII)

Любви все возрасты покорны;
Ho юным, девственным сердцам
Ее порывы благотворны,
Как бури вешние полям:
В дожде страстей они свежеют,
И обновляются, и зреют -
И жизнь могущая дает
И пышный цвет, и сладкий плод,
Ho в возраст поздний и бесплодный
На повороте наших лет,
Печален страсти мертвой след:
Так бури осени холодной
В болото обращают луг

И обнажают все вокруг.
(Гл. VIII, строфа XXIX)

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава Богу,
У нас немудрено блеснуть.

(Гл. I, строфа V)

Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть умел;
Кто странным снам не предавался,
Кто черни светской не чуждался,
Кто в двадцать лет был франт иль хват,
А в тридцать выгодно женат,
Кто в пятьдесят освободился
От частных и других долгов,
Кто славы, денег и чинов
Спокойно в очередь добился,
О ком твердили целый век:
N.N. прекрасный человек.

Ho грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана,
Что изменяли ей всечасно,
Что обманула нас она;
Что наши лучшие желанья,
Что наши свежие мечтанья
Истлели быстрой чередой,
Как листья осенью гнилой.
Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
Глядеть на жизнь, как на обряд,
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей,
(Гл. VIII, строфа X-XI)

Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!
Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон

Последним счастьем упоенный

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля;
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
He праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.

Я думал уж о форме плана
И как героя назову;
Покамест моего романа
Я кончил первую главу;
Пересмотрел все это строго;
Противоречий очень много,
Ho их исправить не хочу;
Цензуре долг свой заплачу



Рассказать друзьям