Литературная игра-викторина «Угадай сказку. Литературная игра-викторина "угадай сказку" Игра угадай из какой сказки

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тип мероприятия: игра-викторина.

Цели:

  • обобщить знания учащихся о сказках;
  • корригировать речемыслительную деятельность учащихся;
  • воспитывать любовь к чтению.

Оборудование: чудесный мешочек (яблоко, яйцо, мыло, мука, игла, деревянная ложка, азбука), телеграммы, разрезные картинки, кроссворды.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Все вы очень хорошо знаете сказки, среди них есть самые любимые, которые рассказывают о добрых и злых волшебниках, о могучих богатырях и прекрасных царевнах. Сегодня мы с вами совершим путешествие в сказку, проведем игру-викторину “Что за прелесть эти сказки!”

– Сегодня у нас встречаются две команды. Они приготовили название и приветствие друг другу.(команды выступают)

1. Разминка

Ну, что, ребята, поиграем.
Я начну, а вы – кончайте,
Только в рифму отвечайте!

1. Перед волком он дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё ж попался… (колобок) .

2. В реках Африки давно
Злое плавает бревно.
Кто б навстречу ни проплыл
Всех проглотит … (крокодил) .

3. Враг людей и враг зверей –
Злой разбойник … (Бармалей) .

4. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
А однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Добротою знаменит,
Это доктор … (Айболит) .

5. Он со всеми неизменно
Вежлив, кто б ни приходил.
Догадались, это Гена,
Это Гена … (крокодил) .

6. Его хозяин – мальчик Робин,
Его приятель – Пятачок.
Он раз был облаку подобен,
Он прост, но он не дурачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мёд особый нюх.
Это плюшевый проказник
Медвежонок … (Винни-Пух) .

7. Он знаком всем малым детям,
Обожают все его.
Но таких на целом свете
Не найдёшь ни одного.
Он не лев, не слон, не птица,
Не тигрёнок, не синица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Он снимается в кино,
И известна всем давно
Эта милая мордашка,
А зовется … (Чебурашка) .

2. Дополни имя

Загадывается каждой команде по очереди.

  • Кощей-Бессмертный
  • Василиса-Прекрасная
  • Баба-Яга
  • Змей-Горыныч
  • Сестрица-Алёнушка
  • Мальчик-с-пальчик
  • Иван-царевич
  • Братец-Иванушка
  • Крошечка-Хаврошечка
  • Курочка-Ряба
  • Конёк-Горбунок
  • Царевна-Лягушка
  • Жар-птица
  • Ковёр-самолёт
  • Гуси-Лебеди
  • Иванушка-дурачок

3. Узнай сказку по отрывку

– Ребята, неужели вы знаете все-все сказки? Замечательно! И всё-таки я чуть-чуть сомневаюсь в ваших знаниях. Предлагаю вам игру “ Узнай сказку по отрывку “. Слушайте внимательно.

1. Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки. (“Три медведя”)

2. Красна девица грустна –
Приближается весна.
Ей на солнце тяжко –
Слёзы льёт бедняжка. (“Снегурочка”)

3. А дорога – далека,
А корзина – нелегка.
Сесть бы Мише на пенёк,
Съесть бы вкусный пирожок. (“Маша и медведь”)

4. Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке из копытца. (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”)

5. Жил старик со своею старухой у самого Синего моря. Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года. (“Сказка о рыбаке и рыбке”)

6. Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице, по дороге прямо к царю. (“По щучьему велению”)

7. Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд. (“Тараканище”)

8. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то,
Кто распростился с зелёною кожей.
Сделался мигом красивой, пригожей. (“Царевна-лягушка”)

9. У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
Он имел предлинный нос.
Что за сказка – вот вопрос? (“Золотой ключик или приключения Буратино”)

10. Был похож на мяч немножко
И катался по дорожкам.
Укатился ото всех, кроме рыжей,
Вот так смех! (“Колобок”)

11. Охраняют град не зря
Тридцать три богатыря.
В граде том богатства есть,
Злата, серебра не счесть. (“Сказка о царе Салтане…”)

12. Рыбка не простая, чешуёй сверкает,
Плавает, ныряет, желанья исполняет. (“Сказка о рыбаке и рыбке”)

4. Телеграммы

– Ребята, сегодня утром нам в школу доставили пакет. Посмотрим, кому он адресован? (На конверте надпись: “г. Зеленогорск, школа Мастеров. Детям, которые хорошо знают сказки.”)
– Ребята, а вы хорошо знаете сказки?
– Ну, что ж, посмотрим, что находится внутри. (Достаю телеграммы.)
– Ребята, оказывается, эти телеграммы пришли от персонажей сказок. Давайте отгадаем, от кого они.

  • Бабушка и дедушка, спасите! От волка убежал, но за мной гонится лиса! (Колобок)
  • Приходил волк и съел шестерых козлят. Спасите моих братьев! (Козленок)
  • Приезжайте, снесла золотое яичко! (Курочка Ряба)
  • Дядя Фёдор! Срочно приезжай! Кот Матроскин с Шариком поругались! (Почтальон Печкин)
  • Срочно приезжайте! Пора тянуть репку. (Репка)
  • Спасите! Меня дед выловил в Синем море! (Золотая рыбка)

5. Заморочки из мешочка

– Ребята, а вы обратили внимание, что у нас есть чудесный мешочек. Кто знает, что в нём? А вот и записочка рядом, что же в ней написано? (открываю записку) “Ребята, помогите эти вещи вернуть в сказки. Они нам очень нужны!” Герои сказок.

Вызывается по одному ребёнку из команды по очереди. Они достают предметы, отгадывают из какой они сказки.

В мешочке: мыло (“Мойдодыр”) , мука (“Колобок”) , яйцо (“Курочка Ряба”) , азбука (“Приключения Буратино”) , яблоко, зеркало (“Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”) ,

6. Собери мозаику

– Ребята, а сейчас я предлагаю вам следующее задание: вам нужно составить картинку из разрезанных кусочков бумаги и отгадать из какой она сказки.

Дается по два конверта – дети собирают мозаику.

1-я сказка – “Серая Шейка.”

2-я сказка – “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.”

Кроссворды

– Ну а сейчас, я думаю, вам будет предложено самое трудное задание: вы должны разгадать кроссворд. Итак, кто же из вас будет первый? (См. Приложение )

7. Весёлый наборщик

– Переставьте буквы так, чтобы получилось название сказки.

1. Н С Р К А Я А А П К Ш О Ч А

(Красная шапочка.)

2. М О В О Ч К А Д Ю Й

(Дюймовочка.)

3. И Т Р Д Е Д М Я В Е

(Три медведя.)

– Ребята, почти все сказки начинаются и заканчиваются очень мудрыми словами. Я вам предлагаю из слогов собрать концовку сказки. (См. Приложение )

1. Стали себе жить-поживать, да добра наживать.
2. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!

– Вы сегодня действительно доказали, что очень хорошо знаете сказки. Я с удовольствием каждому из вас подарю книгу сказок.

По дорогам сказок

Цель: выявить степень знания сказок.

Развивать смекалку, находчивость, терпение и выдержку.

Воспитывать чувство коллективизма и взаимовыручки.

Прививать любовь к сказкам

Ребята вы, наверное, все любите сказки, читать, слушать. Сегодня мы посетим загадочную, таинственную и неповторимую страну сказок.

С давних времён сказки бережно хранились в людской памяти. Сказки переходили от дедов и бабушек к внукам, а от них к их внукам, так из поколения к поколению. И даже когда вы вырастите и станете совсем взрослыми, и у вас тоже будут дети, вы тоже будете им рассказывать сказки свои любимые, знакомые с детства.

Сказка-это самое большое чудо - это наша драгоценность. И так перенесёмся в мир сказок и приключений.

1. Конкурс «Реплика»

-Угадай, из какой сказки реплика?

2. Конкурс «Угадай сказочного героя».

-Угадать по описанию героя сказки.

3. Конкурс «Телеграмма»

-Угадать адресата, кто отправил телеграмму .

4. Конкурс «Волшебные предметы »

-Кому принадлежат эти предметы?

5.Конкурс «Название сказки»

-Угадай название сказки по опорным словам .

6.Конкурс «Найди пару»

-Соедини слова, чтобы получилось название сказки

7.Блиц – турнир.

-Кто быстрее ответит на 5 вопросов

8.Что стало былью?

1 . Узнай из какой сказки реплика .

1) Я от бабушки ушёл. Я от дедушки ушёл (колобок)

2) Свет мой, зеркальце, скажи. Да всю правду расскажи (сказка о мёртвой Царевне)

3) Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чистое поле, натянули стрелы и

выстрелили (Царевна-лягушка)

4) Жила-была женщина, очень ей хотелось иметь ребёнка да где же его взять

(Дюймовочка)

5) Шёл солдат по дороге: раз-два, раз-два. Ранец за спиной, сабля на боку (Огниво)

6) Тянут потянут, вытянуть не могут (Репка)

7) По щучьему веленью, по моему хотенью

Ступайте сани домой сами. (по щучьему велению)

8) Кто сидел на моём стуле? (три медведя)

9) Дурачина ты, простофиля. (сказка о рыбаке и рыбке)

10) Спи, глазок, спи другой (Хаврошечка)

11) Пошла лиса домой несолоно хлебавши.

На этом у них и дружба кончилась. (Лиса и журавль)

12) Меня уверяли, что вы умеете превращаться в разных зверей (

Кот в сапогах)

2 Угадай сказочного героя

1 . Вышел дедка в огород

Видит, чудо там растёт

Кругло, а не мячик

Желто, а не солнце

С хвостиком, а не мышка (Репка)

2. Не в санях, не на коне,

Мчится баба на метле,

Хитрая и злая. Кто она такая?

Кто её перехитрил, братца кто освободил? (сестрица баба Яга)

3 .В этой книжке - именины, много было там гостей.

А на этих именинах появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил.

Но коварному злодею кто – то голову срубил (муха, комарик, паук)

4.Подарит новое корыто, и новый дом, и слуг придачу.

Но если уж она сердита, с ней вместе уплывёт удача (золотая рыбка)

5. Сидит в корзине девочка у мишки за спиной.

Он сам того не ведая несёт её домой. (Маша,медведь)

6.Он всегда живёт всех выше, у него есть дом на крыше

Если ляжешь быстро спать, ты с ним можешь поболтать (Карлсон)

7.Укатился он из дома по дороге незнакомой.

Это самый непослушный, говорливый, простодушный.

Ты его узнал, дружок? Он румяный ………(колобок)

8. Всех грязнуль очистит быстро, всех нерях умоет чисто.

Умывальников - начальник и мочалок – командир (Мойдодыр)

9.Лечит всех зверей подряд, лечит взрослых и ребят.

К вам спешит, когда болит, добрый доктор (Айболит)

10. С Пятачком он ходит в гости, любит мёд, варенье просит.

Это кто, скажите вслух! Медвежонок …(Вини-Пух)

11. Такое лишь в сказке волшебной случается

Карета из тыквы большой получается!

В чудесном наряде, легка, словно пёрышко,

Со сказочным принцем знакомится ….(Золушка)

3 Телеграмма

Я от бабушки ушёл. Я от дедушки ушёл.

Скоро подкачу к вам.

Телеграмма

Емеля, приходи за водой. Засиделась в проруби.

Телеграмма

Простое яичко уже снесла.

Телеграмма

Спасите! Нас съел серый волк

4 Кому принадлежат эти предметы ?

1) Золотой ключик (Буратино)

2) Туфелька (Золушке)

3) Игла (смерть Кащея)

4) Горошина (королеве)

5) Бумажный кораблик (стойкому оловянному солдатику)

6) Скорлупа грецкого ореха (Дюймовочке)

7) Термометр (доктору Айболиту)

8) зеркальце (королеве)

9) яйцо (курочке Рябе)

10) мыло (Мойдодыру)

11) Воздушный шарик (Вини – пуху)

5 Назови сказку по опорным словам

Солдат старуха топор.

Брат сестра баба Яга.

Петух курочка кузнец.

Баба мышка дед

Старик корыто

Зеркало яблоко царица

Туфелька фея бал

Король кот сапоги

7 БЛИЦ - ТУРНИР

Что несла Красная шапочка бабушке? (пирожок и горшочек масла)

Зачем пошла падчерица в зимний лес в сказке 12 месяцев? (за подснежниками)

Как называл себя Карлсон? (мужчина в полном рассвете сил)

Что любит Вини - пух? (мёд)

Что нёс Вини – пух в подарок Ослику? (шарик)

Кто первый поселился в теремке? (мышка)

Сказочная хитрюга. (лиса)

За кого держалась внучка? (за бабку)

Из чего фея сделала карету для Золушки? (из тыквы)

Кто любит сочинять шумелки, ворчалки, сопелки? (Вини – пух)

Сказочная замарашка. (Золушка)

Подружка 7 гномов. (Белоснежка)

Кто такой Елисей? (королевич)

Как звали поросёнка, который любил трудиться? (Наф наф)

где находится смерть Кащея? (на конце иглы)

Сказочные существа, живущие в лесу. (эльфы)

Сколько лет черепахе Тортиле? (300)

Этот персонаж занимался торговлей пиявок. (Дуремар)

Растаявшая внучка. (Снегурочка)

Мальчик – луковичка. (Чипполино)

Друг Чебурашки. (крокодил Гена)

В кого превратился братец Иванушка? (в козлёночка)

Жилище бабы Яги. (избушка) Сколько шоколада просил слон? (6-7 пудов)

Какая избушка была у зайчика? (лубяная)

Чем пожертвовала Русалочка, чтобы увидеть принца (голосом)

Что всегда побеждает в сказках? (добро)

8 Что стало былью?

Конёк – Горбунок Ракета

Золотой петушок Радиолокатор

Чудо зеркало Телевизор

Перо жар птицы Прожектор

Сани, которые едут сами Аэросани

Клубок ниток Компас

Петракова Н.А.
Угадай сказку
(игра для учащихся 5­6 классов)
Цели:
 В увлекательной игровой форме развивать у учащихся устойчивый
интерес и любовь к чтению.
 Развитие навыков устной связной речи, обогащение словарного запаса.
 Развитие творческой активности.
Эта игра проводится в форме телепередачи «Угадай мелодию» в
несколько этапов. Участник, набравший меньшее количество очков или звезд,
выбывает из игры.
I тур ­ Отборочный: «Русские народные сказки»
(Всем желающим задаются вопросы. За каждый правильный ответ
вручается звезда. В основную игру выйдут те, у кого будет три и более звезды.
Их должно быть не более 5 человек.) Читаются отрывки из сказок, название
которых и служат ответом.
1. Старик затужил, заплакал; однако посадил дочку на сани, хотел
прикрыть попонкой – и то побоялся; повёз бездомную во чисто поле,
свалил на сугроб, перекрестил, а сам поскорее домой, чтоб глаза не
видали дочерниной смерти. (Морозко)
2. Пришла девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда­сюда –
нету! Кликала, заливалась слезами, причитала, что худо будет от отца и
матери, ­ братец не откликнулся! Выбежала в чистое поле; метнулись
вдалеке гуси­лебеди, и пропали за темным лесом. (Гуси­лебеди)
3. Стрелец не оробел, схватил ружье, стрелил и попал ей в левое крыло;
вместо собаки кинулся другой Семён, схватил лебедь на море и принес
1

на корабль. Лебедь обернулась опять царевной, только левая рука у неё
была подстрелена. Лекарь у них свой, тотчас руку у царевны вылечил.
(7 Симеонов)
4. Царю жалко было козленочка, да делать нечего – она так пристает, так
упрашивает, что царь наконец согласился и позволил его зарезать.
Видит козленочек: уж начали точить на него ножи булатные, заплакал
он, побежал к царю и просится:
­Царь! Пусти меня на море сходить, водицы испить, кишочки
всполоскать. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
5. Иван­царевич пошел выбирать себе коня, на которого руку положит,
тот и падает; так и не смог выбрать себе коня, идет по городу, повесил
голову. Ниоткуда взялась старуха, спрашивает: «Что, Иван­царевич,
повесил голову?» ­ «Уйди, старуха! На руку положу, другой
пришлепну – мокренько будет.» (Кощей Бессмертный)
6. Прошел еще один год; говорит Иван­царевич своей младшей сестрице:
«Пойдем во зеленом саду погуляем!» Погуляли немножко, и опять
встает туча с вихрем, с молнией. «Вернемся, сестрица, домой!»
Вернулись домой, не успели сесть, как ударил гром, раздвоился
потолок, и влетел ворон; ударился об пол и сделался добрым
молодцем. «Ну, Иван­царевич, прежде я гостем ходил, а теперь пришел
сватом: отдай за меня Анну­царевну!» (Марья­Моревна)
7. Пришли братья к царю и подали полотенца. Хорошее полотенце у
старшего сына, у среднего – еще лучше, а Иван­царевич подал
полотенце – и нельзя описать: красивей всех и лучше всех. Задает царь
еще задание, чтобы на другой день принесли все по скатерти. Старший
брат пошел своей жене заказывать, средний – своей, а Иван­царевич
опять заливается слезами, идет к речке. (Царевна­лягушка)
8. Царевич ударился об пол – и сделался перышком; она положила
перышко в коробочку и отворила дверь. Сестры и туда смотрят, и сюда
2

заглядывают – нет никого! Только они ушли, красная девица открыла
окно, достала перышко и говорит: «Полетай, мое перышко, во чистом
поле, погуляй до поры до времени!» (Перышко Финиста – Ясна сокола)
9. Шел он целый день и устал несказанно, и только хотел присесть
отдохнуть, вдруг нагнал его серый волк и говорит ему: «Жаль мне тебя,
Иван­царевич, что ты изнурился, жаль мне и того, что я заел твоего
коня… Садись на меня и скажи, куда тебя везти и зачем?» (Иван­
царевич и серый волк)
10.Он залез в левое ухо – напился, наелся, в правое – нарядился. И стал
такой молодец – ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать! Поехал;
обгоняет весь народ, катит – вся земля дрожит! Догнал братьев –
хлестнул плетью. (Сивка – бурка)
11.Барин пошел посмотреть, а в ухе лошади действительно мальчик, в
золотой шапочке. Барину понравилась золотая шапочка, он и говорит:
«Мальчик, дай мне золотую шапочку – жениться», – «Тебе дай, ты не
отдашь». – «Нет, отдам, дня через два привезу!» Отдал мальчик
шапочку, барин взял, сел и уехал. (Мальчик спальчик)
II тур ­ Былинный
1. Из того ли то из города из Мурома,
Из того села из Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
Ай к обедне поспеть хотел он в стольный Киев­град.
(Илья Муромец и Соловей разбойник)
2. Взговорит Алеша Попович млад;
­ Ай ты, братец Яким Иванович,
В грамоте поученый человек,
Посмотрим на камени подписи,
Что на канени подписано.
3

(Алеша Попович и Тугарин Змеевич)
3. А во том­то городе во Коргуне
Ни царя­то не было, ни царевича,
А ни короля – то не было и ни королевича
Как ни князя не было и ни княжевича:
Тут жила – была Маринка дочь Кайдалова
(Глеб Володьевич)
4. Подъезжает он ко речке ко Смородинке
Да ко той он ко грязи он ко Черной,
Да ко тою ко березе ко поклялыя,
К тому славному кресту ко Леонидову,
Засвистал­то Соловей, да по соловьеву,
Закричал злодей­разбойник по звериному.
(Илья Муромец и Соловей ­ разбойник)
5. Щукой – рыбою ходить ему в глубоких морях,
Птицей – соколом летать ему подоблака,
Серым волком рыскать да по чистым полям.
(Вольга и Микула Селянинович)
6. Закинул тоньку в Ильмень – озеро,
Добыли рыбу – золоты перья;
Закинули другую тоньку в Ильмень­ озеро,
Добыли другую рыбу – золоты перья;
(Садко)
7. –Ай ты ей, Владимир стольно­киевский!
А нынче что у тебя теперь на разуме;
Выдаешь девчину сам за женщину,
За меня, Василисту за Микуличну?
(Ставр Годинович)
4

8. – Видно, царь морской требует
Живой головы во сине море,
Делайте, братцы, жеребья вольжаны,
Я сам сделаю на красноем на золоте,
…Спускайте жеребья на сине­море:
Чей жеребий ко дну пойдет,
Таковому идти в сине море.
(Садко)
Окончился II тур. К сожалению, нашу игру покидают те, кто набрал
меньшее количество звезд (называются выбывшие так, чтобы осталось 2
человека). Но победителя нет, если нет проигравшего.
III тур ­ Финал: Сказки А.С.Пушкина
(Участники торгуются начиная с 7 строк после подсказки.)
1. Сказка о чудесах на суше и славных делах на воде.
(Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)
Все теперь идут в палаты:
У ворот блистают латы,
И стоят в глазах царя
33 богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор.
2. Сказка о том, что жадность к добру не приводит.
(Сказка о рыбаке и рыбке)
«Разбранила меня старуха,
Не дает старику мне покою;
Надобно ей новое корыто;
Наше­то совсем раскололось».
5

Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто».
3. Сказка о коммерсанте.
(Сказка о попе и о работнике его Балде)
Время идет, и срок уж близенько.
Поп ни ест, ни пьет, ночи не спит:
Лоб у него заранее трещит.
Вот он попадье признается:
«Так и так: что делать остается?»
Ум у бабы догадлив,
На всякие хитрости повадлив.
4. Сказка о говорящем флюгере.
(Сказка о золотом петушке)
Год, другой проходит мирно,
Петушок сидит все смирно.
Вот однажды царь Дадон
Страшным шумом пробуждён:
«Царь ты наш! Отец народа!­
Возглашает воевода –
Государь! Проснись! Беда!»
5. Сказка о чудесном воскрешении.
(Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях)
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее.»
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
6

И прищелкивать перстами.
Вот и определился наш победитель. Им стал (называют Ф.И. победителя).
А теперь, если вы согласны, суперигра.
IV тур­ Суперигра: Сказы Бажова
За 3 минуты вам предстоит отгадать 7 сказов.
1. –Это дело в наших руках. Завтра пробьем дудку сперва на месте костра, а
потом под сосной испробуем. Тогда и увидим, пустяшный твой разговор
или всамделе что на пользу есть. С этим и спать легли. Федюнька тоже
калачиком свернулся, а сам думает: «Над чем это филин хохотал?»
(Огневушка – поскакушка)
2. Как темнеть стало, запобаивалась. Только глядит – Муренка лежит
спокойнехонько. Даренка и повеселела. Села к окошечку, смотрит в
сторону покосных ложков и видит – по лесу какой­то комочек катится.
Как ближе подкатился, разглядела – это козел бежит. Ножки тоненькие,
голова легонькая, а на рожках по пять веточек. (Серебряное копытце)
3. Поворотился Илюха в ту сторону. Видит ­ девчонка подходит. Простая
девчонка, в обыкновенный человеческий рост. Годов так восемнадцати.
Платьишко на ней синее, платок на голове синий, и на ногах бареточки
синие. А пригожа эта девчонка – и сказать нельзя. (Синюшкин колодец)
4. – Твоя взяла, Катерина! Бери своего мастера. За удалость да твердость
твою вот тебе подарок. Пусть у Данилы все мое в памяти останется.
Только вот это пусть накрепко забудет! – и полянка с диковинными
цветами потухла. – Теперь ступайте в ту сторону, ­ указала Хозяйка.
(Горный мастер)
5. Работа ходко идет. Низ камня отделал. Как есть, слышко, куст дурмана.
Листья широкие кучкой, зубчики, прожилки – все пришлось лучше нельзя.
Прокопьич и то говорит – живой цветок­то, хоть рукой пощупать. На, а
как до верху дошел – тут захолодило. Стебелек выточил, боковые листики
тонехоньки – как только держаться? (Каменный цветок)
7

6. И вот пошли. Она впереди, Степан за ней. Куда она идет – все ей открыто.
Как комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все
зеленые, то желтые с крапинками. На которых опять цветы медные. Синие
тоже есть, лазоревые. Однем словом, изукрашены, что и сказать нельзя. И
платье на ней – на Хозяйке­то меняется. (Медной горы Хозяйка)
7. Как Настасья уехала, Танюшка побегала много – мало по хозяйству и
забралась в избу поиграть отцовскими камешками. Надела наголовник,
серьги навесила. В это время и пых в избу этот хитник. Танюшка
оглянулась – на пороге мужик незнакомый, с топором. Испугалась
Танюшка, сидит, как замерла, а мужик ойкнул, топор выронил, глаза
захватил, как обожгло их. (Малахитова шкатулка)
Награждение победителя.
Литература
1. Бажов П.П. Данило­мастер: Избранные сказы// Сокровища русской сказки. –
М.: ГИФ «Рос. Книж. СОБР.», 1993
2. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести. – М.: «Детская
литература», 1979
3. Сказки русских писателей. ­ М.: «Детская литература», 1980
4. Фольклор народов России. В 2 т. – М.: Дрофа, Вече, 2002
8

Викторина по сказкам. «Наши любимые сказки»

Цель:
- Закрепить и расширить знания детей о сказках;
- развивать индивидуальные литературные предпочтения;
- пробудить в детях интерес к театрализованной игре, развивать интонационную выразительность речи, формировать умение строить диалог между сказочными героями, обогащать словарный запас детей;
- воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие;
- способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы, их родителями и педагогами;
- вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера

Интеграция :
Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, музыка, физическая культура.
Предварительная работа :чтение, рассказывание сказок, беседы по сказкам, тематическая выставка «В мире сказок», театрализованная деятельность игры с настольным театром.
Организационный момент : дети делятся на 2 команды, придумывают название команд.
Материал: аудио записи, слайды сказочных героев, сказочных предметов и иллюстраций к сказкам.
Ход викторины:
Дети под музыку «В гостях у сказки» входят в группу.
Здравствуйте ребята! Скажите ребята, а вы любите сказки? Сказка – это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. А вы любите сказки? Тогда я предлагаю вам провести литературную викторину «Наши любимые сказки». Давайте поприветствуем, друг друга, команду – «Сказочники» и команду – «Волшебники».Ребята давайте поприветствуем наше жюри. Жюри будет оценивать каждый ваш правильный ответ одним балом, а в конце нашей викторины подведут итог.
И так начнем нашу викторину с разминки. Я буду по очереди задавать вопросы каждой команде, а вы должны быстро отвечать. Готовы? Начинаем!
1 конкурс «Разминка»
1. С кем встречался Колобок во время путешествия? (с зайцем, волком, медведем, лисой)
2. Кто тянул Репку? (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка,мышка)
3. Какое яйцо снесла курочка Рябя? (золотое)
4. К кому шла Красная Шапочка? (к бабушке)
5. Крокодил, друг Чебурашки. (Гена)
6. Как звали трёх поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)
7. Кто потерял хрустальную туфельку? (золушка)
8. Что купила на базаре Муха – Цокотуха? (самовар)
9. Кто разбил золотое яичко? (мышка)
10. Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Лиса и Волк»? (хвостом)
11. Кто сделал Буратино? (Папа Карло)
12. Кто помогал девочке с братом скрыться от гусей? (молочная река - кисельные берега, яблоня, печка)
13. Кто поймал стрелу Ивана царевича? (царевна лягушка)
14. Какая избушка была у лисы? (ледяная)
2 конкурс «Узнай сказку по описанию»
Молодцы вижу что хорошо подготовились. Следующий конкурс «Узнай сказку по описанию» сначала внимательно послушайте, а потом отвечайте.
1. В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Яблонька, укрой меня!
Реченька, спаси меня!
«Гуси-лебеди»

2.На лесной опушке
Стояли две избушки.
Одна из них растаяла,
Одна стоит по-старому.
«Заюшкина избушка»

3.Вор пшеницу воровал,
А Иван его поймал.
Вор волшебным оказался,
И Иван на нем катался.
«Сивка-бурка»

4.Вымолвил словечко –
Покатилась печка
Прямо из деревни
К царю и царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю?
«По щучьему велению»

5.Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
«Кот, петух и лиса»

6.Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

7.А дорога – далека, а корзинка – нелегка.
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок.
«Маша и медведь»

8. Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка?
«Колобок»

9. Мышка дом себе нашла.
Мышка добрая была.
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов.
«Теремок»

10. Красна девица, грустна
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка.
«Снегурочка»
3 конкурс «Угадай героя сказки».
Ребята, а сейчас все внимание на экран. Вам нужно отгадать героя сказки, и из какой он сказки к нам пришел. (На экране телевизора показываются слайды) Ребята отгадайте про кого загадка

В темном лесу есть избушка, стоит задом наперед.
В той избушке есть старушка – А зовут ее (Яга).
Молодцы, а давайте маленько отдохнем.
Физ минутка «Баба Яга». (включается аудио запись)
4 конкурс «Исправь ошибку»
«Петушок Ряба», «Даша и медведь»
«Волк и семеро ягнят», «Утки – лебеди»
«Лисичка с кастрюлькой», «Заюшкин домик»
«Царевна Индюшка», «Катя и братец Иванушка»
«Иван-царевич и зеленый волк», «Лисичка-сестричка и серая мышь»
«По собачьему веленью», «Пузырь, соломинка и ботинок».
5 конкурс «Угадай сказку»
Все внимание на экран. Вам нужно угадать и назвать название сказки. (На экране показываются иллюстрации к сказкам).
6 конкурс «Назови волшебный предмет»
Ребята посмотрите на экран телевизора назовите сказочный предмет и в чем его сила.
На экране появляются предметы:
Рукавичка, ковер – самолет, сапоги - скороходы, зеркало, метла, волшебная палочка, клубок, хрустальная туфелька, золотой ключик, золотое яичко, рыба кит, карета из тыквы.
Молодцы, все назвали и ответили.
Ребята вот и подошла наша викторина к концу. А сейчас наше уважаемое жюри подведет и объявит результат.
Объявляется результат, и вручаются небольшие подарки детям.
Ребята мы со сказками не прощаемся, а говорим им до свидания и до новых встреч.

Литературная игра-викторина «Угадай сказку»

Цели:
- активизировать детское чтение;
- вспомнить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок;
- организовать досуг учащихся.

Ход викторины:

Ведущий: Дорогие ребята, мы рады приветствовать всех вас на литературной викторине «По страницам любимых сказок»! Скажите, а вы любите сказки? А какие бывают сказки? (Ответы детей). А теперь назовите ваши любимые сказки. Молодцы! Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете свои любимые сказки. Для этого нам надо разделиться на две команды. Каждая команда должна выбрать себе название. Викторина состоит из 5-ти конкурсов. Правила конкурсов очень просты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если у команды нет ответа, отвечать имеет право команда соперников. Задания всех конкурсов связаны с названиями, героями сказок либо с авторами, которые их написали. После каждого конкурса жюри подводит итог. (Представить жюри).

Итак, я объявляю первый конкурс, который называется «Разминка» . В этом конкурсе одновременно принимают участие две команды. Я произношу задание, а вы все вместе дружно отвечаете.
1. На сметане мешён
На окошке стужён.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок)

2. Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)

3. Друг за друга по цепочке
Ухватились все так прочно!
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)

4. Человек немолодой
С преогромной бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину.
Вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас,
Кто же это? (Карабас)

5. Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино)

6. В шляпе синенькой мальчишка
Из известной детской книжки.
Он глупышка и зазнайка,
А зовут его … (Незнайка)

7. И на мачеху стирала
И горох перебирала
По ночам при свечке,
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? … (Золушка)

8. Он весел и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним мальчик Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок … (Вини-Пух)

9. Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

10. В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)

Конкурс «Дальше, дальше…»
Каждой команде будет задано по 20 вопросов. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время команда- соперница молчит, не подсказывает.
Вопросы для первой команды:
1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)
2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)
4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)
6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)
9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)
13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)
17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)
18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)
19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)
20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)

Вопросы для второй команды:
1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
2. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)
3. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)
4. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)
5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)
6. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
7. Лучший друг Карлсона. (Малыш)
8. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
9. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
10. Хозяйка Артемона. (Мальвина)
11. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
12. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)
13. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)
14. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? (В лебедей)
15. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)
16. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)
17. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
18. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)
19. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)
20. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)

Конкурс «Угадай героя сказки».
Ведущий. Ребята, в этом конкурсе вам нужно будет отгадать загадки, герои которых сказочные персонажи.
Загадки для первой команды.
1. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)

2. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)

3. В диких джунглях он живёт,
Волка он отцом зовёт.
А удав, пантера, мишка –
Друзья дикого мальчишки. (Маугли)

4. Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его … (КАРЛСОН)

5. Нежная девочка с хвостом
Пеной морскою станет потом.
Всё потеряет, любви не продав,
Жизнь свою за неё отдав. (Русалочка)

Загадки для второй команды.
1. Живёт в лесной избушке,
Ей скоро триста лет.
И можно к той старушке
Попасться на обед. (Баба Яга)

2. Появилась девочка в чашечке цветка,
А размером крошечка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Кто же эта девочка, что нам во всём мила? (Дюймовочка)

3. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой. (Маша из сказки «Маша и Медведь»)

4. Живёт в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Спит за семерых. (Балда)

5. Он сына мельника в маркиза превратил,
Затем на дочке короля его женил.
При этом я открою вам секрет,
Был, словно мышка, съеден людоед. (Кот в сапогах)

Конкурс «Волшебный сундучок».
Ведущий. В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.
Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»
Туфелька – «Золушка»
Монетка – «Муха-цокотуха»
Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Яйцо – «Курочка Ряба»
Яблоко – «Гуси-лебеди»

Конкурс «Интеллектуальный».
Ведущий. Вопросы этого конкурса немного посложнее, поэтому слушайте внимательно и отвечайте, если знаете.
Вопросы первой команде:
1. Как называется сказка Чуковского, в которой есть такие слова:
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит. (Путаница)
2. Как звали младшего сына дровосека, который был ростом не больше пальца? (Мальчик-с-пальчик)
3. Что выращивали для продажи в столице братья из сказки Ершова «Конёк-Горбунок»? (Пшеницу)
4. Имя предводителя стаи волков в сказочной повести Киплинга «Маугли». (Акела)
5. Как звали девочку, шившую для своих братьев рубашки из крапивы? (Элиза)

Вопросы второй команде:
1. Кто написал сказку «Приключения Чиполлино»? (Джанни Родари)
2. Как звали собаку доктора Айболита? (Авва)
3. Любимый музыкальный инструмент Незнайки. (Труба)
4. Как звали капитана, побывавшего в Лилипутии? (Гулливер)
5. Чьё копытце, полное водицы, попалось сестрице Алёнушке и братцу Иванушке на пути первым? (Коровье)

Ведущий. Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки, а значит много читаете. Наша викторина подходит к концу. И пока жюри будет подводить итоги, я предлагаю провести «Аукцион талантов». Каждый из вас, несомненно, обладает каким-нибудь талантом: кто-то может шевелить ушами, кто-то стоять на голове, кто-то хорошо читает стихи, кто-то хорошо поёт, а кто-то танцует. Сейчас каждый из вас сможет показать свой талант и получить за это приз. Итак, кто самый храбрый?
(Проводится аукцион талантов)

Ведущий. Спасибо, ребята, всем за участие в конкурсах, предоставляем слово жюри.
Подведение итогов. Награждение победителей викторины.

Использованная литература:
1. Книга для умников и умниц. Справочник эрудита. -М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.- 336 с.
2. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд.. – Волгоград: Учитель, 2011. – 135 с.
3. Хоббиты, добывайки, гномы и прочие: Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания, новогодняя пьеса / Сост. И.Г. Сухин. – М.: Новая школа, 1994. – 192 с.
4. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия / сост. Е.В. Задорожная; – Волгоград: Учитель, 2010. – 120 с.



Рассказать друзьям