Литературный род гроза. Малые жанры эпоса

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Эпос – род литературы, в жанрах которого объективно изображается человеческая личность, повествуется о событиях, происходящих в определенное время в определенном пространстве. Лирика – род литературы, в котором изображается внутренний мир человека, его чувства, мысли, переживания, внешняя жизнь подается субъективно, через восприятие лирического героя. Драма – род литературы, в котором изображаются герои в действиях, столкновениях, конфликтах, структура речи определяется монологами, диалогами, авторскими ремарками, произведение предназначено для исполнения на сцене.


Жанры эпических произведений При́тча короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне. Евангельские притчи Соломоновы притчи Л.Н. Толстой «Три старца», «Три притчи» Наиболее известны:




Очерк - одна из разновидностей рассказа, затрагивающая проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» (проблемы «нравоописательные»). В основе – документальность, «писание с натуры». Н.А. Некрасов «Физиология Петербурга». Повесть – произведение, среднее между рассказом и романом по количеству действующих лиц. События представлены в хронологической последовательности.






Лирические жанры Ода – жанр классицизма. Стихотворение, воспевающее государственные или исторические события и героев, отличается торжественностью стиля и высокой лексикой. Элегия – стихотворение грустного, печального характера, выражающие философские размышления о жизни и человеке. Преобладают мотивы личных переживаний,: одиночества, отвергнутой любви, разочарования. Сонет – лирическое стихотворение из 14 строк в виде сложной строфы: два катрена (четверостишия) и две терцины (трехстишия).


Песня – стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева. Письмо – стихотворное письмо, обращенное к одному лицу или к группе лиц. Выделяют письма лирические, дружеские, сатирические. Эпиграмма – сатирическое стихотворение, краткое и остроумное, высмеивающее определенное лицо или явление. Лирическое стихотворение – небольшое произведение, написанное ритмизированной речью, стихами.


Комедия – вид драмы, в котором персонажи, события и сюжет вызывают смех и проникнуты комическим. Задачи комедии – осмеять отрицательные явления действительности, а также развлечь зрителя. Выделяют несколько видов комедии (комедия положений, комедия характеров, комедия-буффонада). Трагедия – вид драмы; в основу сюжета положен неразрушимый конфликт, вызывающий страдания и гибель героев в финале. Драма – жанр, соединяющий трагическое и комическое. В драме изображен острый, но разрешимый конфликт, судьба главного героя и развязка сюжета могут иметь разные формы. Драма не осмеивает людей, а изображает из на фоне общества. Драматические жанры



Лиро-эпические жанры Баллада – сюжетное стихотворение на легендарную, историческую тему, с напряженным действием, необычной интригой, отсутствием детализации. Поэма – стихотворное произведение, в котором развернутый сюжет сочетается с развитием образа лирического героя. Для поэмы характерны многоплановость, наличие действующих лиц, детальное изображение событий и персонажей, продолжительное время действия, лирические отступления. Роман в стихах – роман стихотворной форме, имеющий жанровые особенности романа и систему лирических отступлений, создающий образ лирического героя.


Задание А.П. Чехов «Человек в футляре», И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», А.И. Куприн «Олеся», А.П. Чехов «Палата 6», А.И. Куприн «Поединок», И.С. Тургенев «Ася», И.А. Гончаров «Обломов», А.П. Чехов «Ионыч», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «О любви», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», Л.Н. Толстой «Война и мир», М. Горький «Старуха Изергиль», М.А. Шолохов «Тихий Дон», И.С. Тургенев «Отцы и дети». рассказ повесть роман роман-эпопея Распределите произведения в соответствующие графы таблицы.


Задание Н.В.Гоголь «Мертвые души», Г.Р. Державин «Фелица», В.А. Жуковский «Сельское кладбище», А.С. Пушкин «К Пущину», М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны», М.Ю. Лермонтов «Послание», В.А. Жуковский «Людмила», Г.Р. Державин «Бог», А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге», А.С. Пушкин «Медный всадник», Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», А.С. Пушкин «Евгений Онегин», В.А. Жуковский «Светлана», М.Ю. Лермонтов «Элегия». Распределите произведения в соответствующие графы таблицы. ода элегия послание баллада поэма роман в стихах


Задание А.С. Пушкин «Борис Годунов», А.Н. Островский «Бесприданница», А.П. Чехов «Чайка», Д.И. Фонвизин»Недоросль», А.Н. Островский «Гроза», Н.В. Гоголь «Ревизор», А.П. Чехов«Три сестры». комедия трагедия драма Распределите произведения в соответствующие графы таблицы.


Эпические произведения рассказА.П. Чехов «Ионыч», «Человек в футляре», «О любви», И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», М. Горький «Старуха Изергиль» повестьА.П. Чехов «Палата 6», А.И. Куприн «Олеся», «Поединок», И.С. Тургенев «Ася» романИ.С. Тургенев «Отцы и дети», И.А. Гончаров «Обломов», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» роман- эпопея Л.Н. Толстой «Война и мир», М.А. Шолохов «Тихий Дон» Проверь себя!


ОдаМ.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны», Г.Р. Державин «Фелица», «Бог» элегияВ.А. Жуковский «Сельское кладбище», М.Ю. Лермонтов «Элегия» посланиеА.С. Пушкин «К Пущину», М.Ю. Лермонтов «Послание» лирические стихотворения А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, Н.А. Некрасов, поэты ХХ века Лирические произведения Лиро-эпические произведения балладаВ.А. Жуковский «Людмила», «Светлана», А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». поэмаН.В. Гоголь «Мертвые души», А.С. Пушкин «Медный всадник», Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». роман в стихах А.С. Пушкин «Евгений Онегин.




Решаем задания ЕГЭ 1. Укажите жанр, к которому относится пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор». 2. Укажите жанр, к которому относится «Судьба человека» М. А. Шолохова. 3. Укажите жанр, к которому относится произведение М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». 4. Укажите авторское определение жанра «Евгения Онегина». 5. К какому роду литературы относится произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети»? 6. К какому из трех родов литературы относится пьеса «Гроза»? 7. Укажите авторское определение жанра «Мёртвых душ».


Интернет-ресурсы и справочные материалы, используемые в презентации Возвращение блудного сына gif Восточная притча "Бабочка в руках» jpg Кольцо Соломона Антон Чехов «О любви» Антон Чехов «Человек в футляре» jpg И.А. Бунин «Чистый понедельник» А.И. Куприн «Олеся» mif._Rasskazy.jpg


И. Гончаров «Обломов» И. Тургенев «Отцы и дети» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» jpg Л. Н. Толстой «Война и мир» М. Шолохов «Тихий Дон» А.П. Чехов «Вишневый сад» А.С. Грибоедов «Горе от ума» jpg М. Горький «На дне» tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSR5yZA1phVghyMMtvH9_DpI_NB5LzB3SOrNkL VT1DUPZGsB4i5 Е.А. Титаренко, Е.Ф. Хадыко «Литература в схемах и таблицах», Эксмо-Пресс, 2012 г.

Александр Николаевич Островский (1823-1886)

Островский всё своё время отдавал драматургии и Малому театру. Из 63 лет жизни 40 лет посвятил театру. За эти годы написал 47 оригинальных пьес, которые сейчас считаются мировой классикой. 7 пьес он написал в соавторстве с другими драматургами, 22 пьесы перевёл с иностранных языков. Он создал 728 действующих лиц, которые имеют имя.

О. (Островский) обладал глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные её стороны.

О.изобразил все слои русского общества, дал реалистическую картину русской жизни 40-80 годов 19 века, а в исторических пьесах показал далёкое прошлое

Поведение действующих лиц определяется их общественным и семейным положением, каждые обладает своими индивидуальными чертами

Социально-острая и психологическая драма О. явилась большим завоеванием в истории театра

Особое внимание к любовной коллизии, т.к., с точки зрения О., через изображение любви можно оценить состояние современного общества

Создал галерею женских образов, героинь с богатым внутренним миром.

Добролюбов назвал пьесы О. «пьесами жизни».

Литературную известность 23-летнему О. приносит комедия «Банкрут»(первоначальное название – «Несостоятельный должник»), над которой он работал в 1846-1849 годах и опубликовал в 1850 г. в Жур. «Москвитянин» под названием «Свои люди – сочтёмся!». Николай I запретил ставить на сцене пьесу, свет рампы пьеса увидела только в 1859 г.

Живя в купеческом районе старой Москвы, в Замоскворечье, О. впервые в русской лите-ратуре «открыл» «замоскворецких жителей», за что его и прозвали «Колумбом Замоскво-речья».

Многие названия пьес О. стали пословицами: «Свои люди – сочтёмся!»

«Не так живи, как хочется»

«Не в свои сани не садись»

«Старый друг лучше новых двух»

«Правда хорошо, а счастье лучше»

«»Без вины виноватые»

«На всякого мудреца довольно простоты» и др.

Пьеса «Гроза».

Пьеса «Гроза» была написана О. в течение лета и осени 1859 г., в этом же году поставлена на сцене, напечатана в 1860 г. Это период общественного подъёма, когда трещали устои крепостничества. В драме отразился подъём общественного движения, те настроения, ко-торыми жили передовые люди эпохи 50-60-х годов.

Гроза – это не просто величественное явление природы, это напряжённое состояние обще-ства, это ощущение в душах людей.

Композиция:

Экспозиция – картины волжского простора и духоты Калиновских нравов Д I, явл. 1-4)

Завязка – на придирки свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво отвечает: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я всё одна, ничего из себя не доказываю». (ДI, явл.5)

Далее идёт развитие конфликта между героями, в природе дважды собирается гроза (Д I явл.9)Катерина признаётся Варваре, что полюбила Бориса – и пророчество старой барыни, отдалённый удар грома. Грозовая туча ползёт, как живая; полубезумная старуха грозит Катерине смертью в омуте и аде, и Катерина признаётся в грехе (первая кульминация ), падает без чувств. Но гроза так и не обрушилась на город, только предгрозовое напряжение.

Вторая кульминация – Катерина произносит последний монолог, когда прощается не с жизнью, которая уже нестерпима, а с любовью: «Друг мой! Радость моя! Прощай! (ДV явл.4)

Развязка – самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, Тихона, который, будучи живым, завидует умершей жене: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить да мучиться!..» (Д V явл. 7)

Жанр . О.назвал пьесу драмой, подчёркивая этим широкую распространённость конфликта пьесы, повседневность изображённых в ней событий.

Конфликт – между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности.

Это столкновение определяет основную тему «Грозы», которая влечёт за собой ряд частных тем:

Рассказами Кулигина, словами Кудряша и Бориса, поступками Дикого и Кабанихи О. даёт подробную характеристику материально-правового положения всех слоёв общества той эпохи;

Излагая взгляды и мечты Кулигина, автор знакомит нас с уровнем культрных запросов и состоянием общественных нравов;

Автор с разных сторон воспроизводит общественный и семейно-бытовой уклады купечества и мещанства. Т.о., освещается проблема социальных и семейно-бытовых отношений. Ярко обрисовано положение женщины в мещанско-купеческой среде;

Отображён жизненный фон и проблемы того времени. Герои говорят о важных для своего времени общественных явлениях: о возникновении первых железных дорог, о холерных эпидемиях, о развитии торгово-промышленной деятельности;

Итак, в «Грозе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов» (Гончаров) Предреформенная Россия представлена и социально-экономическим, и культурно-нравственным, и семейно-бытовым обликом.

Герои:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.Укажите род литературы, к которому принадлежит «Гроза» Островского.

2.К какому литературному направлению принадлежит «Гроза» Островского.

3.Назовите жанр пьесы Островского «Гроза».

4.В каком городе происходят изображённые в пьесе события?

5. Назовите реку, на берегу которой любят гулять герои пьесы.

6.Как начинается пьеса «Гроза»?

7.Кто произносит финальную реплику в «Грозе»?

8.Какую социальную среду изображает О. в пьесе «Гроза»?

9.Назовите художественный тип, который стал открытием Островского в пьесе «Гроза» и к которому принадлежат Дикой и Кабаниха.

10.По утверждению критиков, действие пьесы О. «Гроза» достигает наивысшего напряжения в сцене покаяния Катерины в 4 действии. Как называется подобный момент в развитии драматического сюжета?

11.Назовите тип устного развёрнутого высказывания, характерный для драматургии, к которому принадлежит рассказ Кулигина о «жестоких нравах» города Калинова.

12.Первое действие драмы О. «гроза» открывает авторское пояснение: «Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид; на сцене две скамейки и несколько кустов». Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе?

13.Как в литературоведении называют обмен репликами героев драматургического произведения?

14.В своих репликах Дикой употребляет слова: «дурак», «рыло», «елестричество» и др., свидетельствующие о его невежестве и грубости. Как называется обиходно-бытовая речь, допускающая искажение литературного языка, элементы которой присутствуют в речи Дикого?

15.Дикой в разговоре с Кулигиным упоминает городничего, который не принимает непосредственного участия в пьесе. Как называется такой персонаж?

16.Характеры и взгляды на жизнь Дикого и Кулигина противоположны. Как в драматургическом произведении называется непримиримое противоречие между героями?

17.Как в драматургии называется отдельно взятая фраза собеседника в сценическом диалоге?

18.В пьесе в речи отдельных персонажей (например, Бориса) встречаются восклицания, имеющие цель привлечь внимание слушателей. Как называются такие восклицания?

19.Какое словосочетание является поэтическим лейтмотивом образа Катерины?

20.Кто из героев пьесы «Гроза»…

А)…мечтал изобрести вечный двигатель, получить за него миллион и обеспечить работой бедных людей?

Б)…утверждал, что есть люди с пёсьими головами, что «огненного змия стали запрягать.. для ради скорости»?

В)… при упоминании о том, что должен кому-то долг отдать, свирепел и ругался?

Г)…утверждал, что Литва на нас с неба упала?

Д)…будучи человеком образованным, беспрекословно подчинялся самодуру?

Е)…обещает отправить Кулигина к городничему за стихи Державина «Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю»?

Ё)…довела сына до абсолютного безволия, дочь – до бегства из дома, невестку – до самоубийства?

Ж)…говорил, что возьмёт да и пропьёт свой последний ум, и пусть тогда маменька с ним, с дураком, и мучится?

З)приехал в Калинов из Москвы?

21. Кто о ком сказал:

А) «Какой хороший человек! Мечтает себе и счастлив».

Б) «Уж такого-то ругателя, как у нас Савёл Прокофьич, поискать ещё! Ни за что человека оборвёт».

В) «Пронзительный мужик»

Г) «А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого он обругать не посмеет: тут уж домашние держись!»

Д) «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем»

Е) «Сокрушила она меня… от неё мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны»

Ё) «Да, как же, связанный! Он как выедет, так запьёт. Он теперь слушает, а сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей»

Ж) «Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!»

З) «Дрожит вся, точно её лихорадка бьёт; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной! Давеча утром плакать принялась, так и рыдает»

22. Кто сказал

А) «Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и всё наглядеться не могу»

Б) «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите…»

В) «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить»

Г) «Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются»

Д) «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»

Е) «Как не ругать! Он без этого дышать не может. Да не спускаю и я: он слово, а я десять; плюнет, да и пойдёт. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану»

ё) «Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них!.. Ничего-то не знают, никакого порядка… Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять? Уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего»

Ж) «…А уж коли очень мне здесь опостынет, то не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»

24.Почему пьесы А.Н.Островского назвали «пьесами жизни»?

25.Как вы понимаете название пьесы «Гроза»?

26.Почему действие пьесы «Гроза» происходит в провинциальном городе?

27.Что отличает Катерину от обывателей города Калинова?

28.Почему главная героиня пьесы «Гроза» - женщина?



Литературные роды и литературные жанры - мощнейшее средство, позволяющее обеспечить единство и преемственность литературного процесса. Они касаются характерных черт ведения повествования, сюжета, авторской позиции и отношений рассказчика с читателем.

Основоположником русского литературоведения считается В. Г. Белинский, однако ещё в античности Аристотель внёс серьёзный вклад в понятие литературного рода, которое позже научно обосновал Белинский.

Итак, родами литературы называют многочисленные совокупности художественных произведений (текстов), которые отличаются по типу отношения носителя речи к художественному целому. Выделяют 3 рода:

  • Эпос;
  • Лирика;
  • Драма.

Эпос как род литературы имеет целью как можно подробнее рассказать о предмете, явлении или событии, о связанных с ними обстоятельствах, условиях существования. Автор как бы отстранён от происходящего и выступает в роли рассказчика-повествователя. Главное в тексте - само повествование.

Лирика имеет цель рассказать не столько о событиях, сколько о впечатлениях и чувствах, которые испытал и испытывает автор. Главным будет изображение внутреннего мира и души человека. Впечатление и переживания являются основными событиями лирики. В этом роде литературы доминирует поэзия .

Драма пытается изобразить предмет в действии и показать его на театральной сцене, представить описываемое в окружении других явлений. Авторский текст здесь виден лишь в ремарках - кратких пояснениях к действиям и репликам героев. Иногда авторскую позицию отражает специальный герой-резонёр .

Эпос (с греческого - «повествование») Лирика (производное от «лиры», музыкальный инструмент, звучание которого сопровождало чтение стихов) Драма (с греческого - «действие»)
Рассказ о событиях, явлениях, судьбе героев, приключениях, поступках. Изображается внешняя сторона происходящего. Чувства также показаны со стороны внешнего их проявления. Автор может быть как отстранённым рассказчиком, так и прямо выражать свою позицию (в лирических отступлениях). Переживание явлений и событий, отражение внутренних эмоций и чувств, детальное изображение внутреннего мира. Главное событие - чувство и то, как оно повлияло на героя. Показывает событие и взаимоотношения героев на сцене. Подразумевает особый вид записи текста. Авторская точка зрения содержится в ремарках либо репликах героя-резонёра.

Каждый род литературы включает в себя несколько жанров.

Литературные жанры

Жанр - это группа произведений, объединённая исторически характерными общими признаками формы и содержания. К жанрам относятся роман, поэма, новелла, эпиграмма и многие другие.

Однако между понятием «жанр» и «род» есть промежуточное - вид . Это менее широкое понятие, чем род, но более широкое, чем жанр. Хотя иногда термин «вид» отожествляют с термином «жанр». Если разграничивать эти понятия, то роман будет считаться видом художественной литературы, а его разновидности (роман-антиутопия, приключенческий роман, фантастический роман) - жанрами.

Пример: род - эпический, вид - рассказ, жанр - святочный рассказ.

Роды литературы и их жанры, таблица .

Эпос Лирика Драма
Народный Авторский Народный Авторский Народный Авторский
Эпическая поэма:
  • Героическая;
  • Воинская;
  • Сказочно-легендарная;
  • Историческая.

Сказка, былина, дума, предание, легенда, песнь. Малые жанры:

  • пословицы;
  • поговорки;
  • загадки и потешки.
Эпический роман:
  • исторический;
  • фантастический;
  • авантюрный;
  • роман-притча;
  • утопический;
  • социальный и т. д.

Малые жанры:

  • повесть;
  • рассказ;
  • новелла;
  • басня;
  • притча;
  • баллада;
  • литературная сказка.
Песня. Ода, гимн, элегия, сонет, мадригал, послание, романс, эпиграмма. Игра, обряд, вертеп, раек. Трагедия и комедия:
  • положений;
  • характеров;
  • масок;
  • философская;
  • социальная;
  • историческая.

Водевиль Фарс

Современные литературоведы выделяют 4 род литературы - лироэпический (лироэпос). К нему относят поэму. С одной стороны, в поэме рассказывается о чувствах и переживаниях главного героя, а с другой - описывается история, события, обстоятельства, в которых пребывает герой.

Поэма имеет сюжетно-повествовательную организацию, в ней описывается множество переживаний главного героя. Основной чертой является наличие вместе с чётко структурированной сюжетной линией множественных лирических отступлений либо обращение внимания на внутренний мир персонажа.

К лиро-эпическим жанрам относят балладу. Она имеет необычный, динамичный и крайне напряжённый сюжет. Для неё характерно стихотворная форма, это рассказ в стихах. Может иметь исторический, героический или мифический характер. Сюжет часто заимствуется из фольклора .

Текст эпического произведения строго сюжетен, заострён на событиях, героях и обстоятельствах. Он строится на повествовании, а не на переживании. Описываемое автором события отделены от него, как правило, большим промежутком времени, что позволяет ему быть беспристрастным и объективным. Авторская позиция может проявляться в лирических отступлениях. Однако в чисто эпических произведениях они отсутствуют.

События описываются в прошедшем времени. Повествование неспешное, неторопливое, размеренное. Мир представляется завершённым и полностью познанным. Множество развёрнутых деталей, большая обстоятельность .

Крупные эпические жанры

Романом-эпопеей может называться произведение, охватывающее длительный период в истории, описывающее множество героев, с переплетающимися сюжетными линиями. Имеет большой объём. Роман - самый популярный жанр в наши дни. Большинство книг на полках в книжных магазинах относятся к жанру романа.

Повесть относят либо к малому, либо к среднему жанру, концентрируется на одной сюжетной линии, на судьбе конкретного героя.

Малые жанры эпоса

Рассказ олицетворяет собой малые литературные жанры. Это так называемая интенсивная проза, в которой ввиду малого объёма отсутствуют подробные описания, перечисление и обилие деталей. Автор пытается донести до читателя конкретную мысль, и весь текст направлен на раскрытие этой мысли.

Для рассказов характерны следующие особенности:

  • Малый объём.
  • В центре сюжета конкретное событие.
  • Малое число героев - 1, максимум 2-3 центральных персонажа.
  • Имеет определённую тему, которой посвящён весь текст.
  • Имеет цель ответить на конкретный вопрос, остальные - второстепенные и, как правило, не раскрываются.

В настоящие дни практически не определить, где рассказ, а где новелла, хоть эти жанры и имеют совершенно разное происхождение. На заре своего появления новелла представляла собой короткое динамичное произведение с занимательным сюжетом, сопровождающееся анекдотичными ситуациями. В ней отсутствовал психологизм.

Очерк - это жанр документальной литературы, основывается на реальных фактах. Однако очень часто очерк можно назвать рассказом и наоборот. Здесь не будет большой ошибки.

В литературной сказке стилизуется сказочное повествование, в ней часто отражается настроения всего общества, звучат какие-либо политические идеи.

Лирика субъективна. Обращена к внутреннему миру героя либо самого автора. Для этого рода литературы характерна эмоциональная заинтересованность, психологизм. Сюжет отходит на второй план. Важны не сами происходящие события и явления, а отношения героя к ним, то, как они влияют на него. Часто события отражают состояние внутреннего мира персонажа. В лирике совсем иное отношение ко времени, кажется, будто его и нет, а все события происходят исключительно в настоящем.

Лирические жанры

Основные жанры стихотворений, список которых можно продолжать:

  • Ода - торжественное стихотворение, имеющее цель восхвалить и возвысить
  • героя (историческую личность).
  • Элегия - стихотворное произведение с грустью в качестве доминирующего настроения, представляющее собой размышление о смысле жизни на фоне пейзажа.
  • Сатира - язвительное и обличительное произведение, к поэтическим сатирическим жанрам относят эпиграмму.
  • Эпитафия - стихотворное произведение малого объёма, написанное по случаю смерти кого-либо. Зачастую становится надписью на надгробии.
  • Мадригал - небольшое послание другу, как правило, содержащее гимн.
  • Эпиталама представляет собой свадебный гимн.
  • Послание - стих, написанный в форме письма, подразумевающий открытость.
  • Сонет - строгий стихотворный жанр, требующей чёткого соблюдения формы. Состоит из 14 строк: 2 четверостишия, и 2 трёхстишия.

Для понимания драмы важно понять источник и характер её конфликта. Драма всегда нацелена на прямое изображение, драматические произведения пишутся для постановки на сцене. Единственное средство раскрытия характера героя в драме - его речь. Герой как бы живёт в сказанном слове, в котором отражается весь его внутренний мир .

Действие в драме (пьесе) развивается от настоящего к будущему. Хотя события и происходят в настоящем времени, они не являются завершёнными, устремлены в будущее. Так как драматические произведения нацелены на постановку их на сцене, каждое из них предполагает зрелищность.

Драматические произведения

Трагедия, комедия и фарс — жанры драмы.

В центре классической трагедии непримиримый вечный конфликт, который носит неизбежный характер. Часто трагедия заканчивается смертью героев, не сумевших разрешить этот конфликт, однако смерть не является определяющим жанр фактором, так как она может присутствовать и в комедии, и в драме.

Для комедии характерно юмористическое или сатирическое изображение действительности. Конфликт специфичен и, как правило, разрешим. Существует комедия характеров и комедия положений. Они различаются в источнике комизма: в первом случае забавны ситуации, в которых оказываются герои, а во втором - сами герои. Часто эти 2 типа комедии перекликаются между собой.

Современная драматургия тяготеет к жанровым модификациям. Фарс - это нарочито комичное произведение, в котором внимание акцентируется на комических элементах. Водевиль - лёгкая комедия с простым сюжетом и чётко прослеживающимся авторским стилем.

Не стоит путь драму как род литературы и драму как литературный жанр. Во втором случае для драмы характерен острый конфликт, который менее глобален, непримирим и неразрешим, чем трагический конфликт. В центре произведения - отношения человека и общества. Драма реалистична и приближена к жизни.

Пьеса «Гроза» известного русского писателя XIX века Александра Островского, была написана в 1859 году на волне общественного подъема в преддверии социальных реформ. Она стала одним из лучших произведений автора, открыв глаза всего мира на нравы и моральные ценности тогдашнего купеческого сословия. Впервые была опубликована в журнале «Библиотека для чтения» в 1860 году и благодаря новизне своей тематики (описания борьбы новых прогрессивных идей и стремлений со старыми, консервативными устоями) сразу же после публикации вызывала широкий общественный резонанс. Она стала темой для написания большого количества критических статей того времени («Луч света в темном царстве» Добролюбова, «Мотивы русской драмы» Писарева, критика Апполона Григорьева).

История написания

Вдохновленный красотой Волжского края и его бескрайними просторами во время поездки с семьей в Кострому в 1848 году, Островский начинает написание пьесы в июле 1859 года, уже через три месяца он её заканчивает и отправляет на суд петербургской цензуры.

Проработав на протяжении нескольких лет в канцелярии Московского совестного суда, он хорошо знал, что представляет собой купечество в Замоскворечье (исторический район столицы, на правом берегу Москвы-реки), не раз сталкиваясь по долгу службы с тем, что творилось за высокими заборами купеческих хором, а именно с жестокостью, самодурством, невежеством и различными суевериями, незаконными сделками и аферами, слезами и страданием окружающих. Основой для сюжета пьесы стала трагическая судьба невестки в купеческой зажиточной семье Клыковых, которая произошла в реальности: молодая женщина бросилась в Волгу и утонула, не выдержав притеснений со стороны властной свекрови, устав от бесхарактерности мужа и тайной страсти к почтовому служащему. Многие считали, что именно истории из жизни костромского купечества стали прототипом для сюжета написанной Островским пьесой.

В ноябре 1859 года пьеса была сыграна на подмостках Малого академического театра в Москве, в декабре того же года в Александринском драматическом театре в Петербурге.

Анализ произведения

Сюжетная линия

В центе описываемых в пьесе событий находится зажиточная купеческая семья Кабановых, проживающая в вымышленном волжском городе Калинове, неком своеобразном и замкнутом мирке, символизирующем общий устрой всей патриархальной Российской державы. Семья Кабановых состоит из властной и жестокой женщины-тирана, и по сути главы семьи, богатой купчихи и вдовы Марфы Игнатьевны, её сына, Тихона Ивановича, безвольного и бесхарактерного на фоне тяжелого нрава его матушки, дочери Варвары, научившейся обманом и хитростью противостоять деспотизму матери, а также невестки Катерины. Молодая женщина, выросшая в семье где её любили и жалели, страдает в доме нелюбимого мужа от его безвольности и претензий свекрови, по сути лишившись воли и став жертвой жестокости и самодурства Кабанихи, оставленная на произвол судьбы тряпкой-мужем.

От безысходности и отчаяния Катерина ищет утешения в любви к Борису Дикому, который тоже её любит, но боится ослушаться своего дяди, богатого купца Савёла Прокофьича Дикого, ведь от него зависит материальное положение его и сестры. Тайком он встречается с Катериной, но в последний момент предает её и сбегает, потом по указанию дяди уезжает в Сибирь.

Катерина, будучи воспитанной в послушании и подчинении мужу, мучаясь собственным грехом, признается во всем мужу в присутствии его матери. Та делает жизнь невестки совершенно невыносимой, и Катерина, страдая от несчастливой любви, укоров совести и жестоких гонений тирана и деспота Кабанихи, решает покончить со своими мучениями, единственным способом, в котором она видит спасение, это самоубийство. Она бросается с обрыва в Волгу и трагически погибает.

Главные действующие лица

Все персонажи пьесы поделены на два противоборствующих лагеря, одни (Кабаниха, её сын и дочь, купец Дикой и его племянник Борис, служанки Феклуша и Глаша) являются представителями старого, патриархального уклада жизни, другие (Катерина, механик-самоучка Кулигин) - нового, прогрессивного.

Молодая женщина, Катерина, жена Тихона Кабанова, является центральной героиней пьесы. Она воспитана в строгих патриархальных правилах, в соответствии с законами древнерусского Домостроя: жена должна во всем покоряться мужу, уважать его, выполнять все его требования. Сначала Катерина пыталась всеми силами полюбить своего мужа, стать для него покорной и хорошей женой, однако ввиду его полной бесхребетности и слабости характера, может испытывать к нему только жалость.

Внешне она выглядит слабой и молчаливой, но в глубине её души хранится достаточно силы воли и упорства, чтобы противостоять тирании свекрови, которая побаивается, что невестка может изменить её сына Тихона и тот перестанет покоряться воле матери. Катерине тесно и душно в темном царстве жизни в Калинове, она буквально там задыхается и в мечтах она улетает, как птица прочь из этого ужасного для неё места.

Борис

Полюбив приезжего молодого человека Бориса, племянника богатого купца и дельца, она создает у себя в голове образ идеального возлюбленного и настоящего мужчины, который совсем не соответствует действительности, разбивает ей сердце и приводит к трагическому финалу.

В пьесе персонаж Катерины противостоит не конкретному человеку, своей свекрови, а всему в то время существующему патриархальному укладу.

Кабаниха

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), как и купец-самодур Дикой, который мучает и оскорбляет своих родных, не платит зарплату и обманывает своих рабочих, являются яркими представителями старого, мещанского уклада жизни. Они отличаются глупостью и невежественностью, неоправданной жестокостью, хамством и грубостью, полным неприятием каких-либо прогрессивных изменений в закостеневшем патриархальном укладе жизни.

Тихон

(Тихон, на иллюстрации возле Кабанихи - Марфы Игнатьевны )

Тихон Кабанов на протяжении всей пьесы характеризуется как тихий и безвольный человек, находящийся под полным влиянием деспотичной матери. Отличаясь мягкостью характера, он не предпринимает никаких попыток, чтобы защитить свою жену от нападок матери.

В конце пьесы он в конце концов не выдерживает и автор показывает его бунт против тирании и деспотизма, именно его фраза в конце пьесы приводит читателей к определенному выводу о глубине и трагизме сложившейся ситуации.

Особенности композиционного построения

(Фрагмент из драматической постановки )

Произведение начинается описанием города на Волге Калинова, образ которого является собирательным образом всех русских городов того времени. Изображенный в пьесе пейзаж волжских просторов контрастно оттеняет затхлую, унылую и мрачную атмосферу жизни в этом городе, которая подчеркивается мертвой замкнутостью жизни её жителей, их неразвитостью, серостью и дикой необразованностью. Общее состояние городской жизни автор охарактеризовал как бы перед грозой, когда пошатнется старый, ветхий уклад, а новые и прогрессивные веяния как порыв бешеного грозового ветра унесут долой мешающие людям нормально жить устаревшие правила и предрассудки. Описанный в пьесе период жизни жителей города Калинова как раз находится в состоянии, когда внешне все выглядит спокойным, но это только затишье перед грядущей бурей.

Жанр пьесы можно трактовать как социально-бытовую драму, а также как трагедию. Для первой характерно использование тщательного описания бытовых условий, максимальная передача его «плотности», а также выравнивание характеров. Внимание читателей должно распределяться между всеми участниками постановки. Трактовка пьесы как трагедии предполагает её более глубокий смысл и основательность. Если видеть в смерти Катерины последствие её конфликта со свекровью, то она выглядит как жертва семейного конфликта, и все само разворачивающееся действие в пьесе для настоящей трагедии кажется мелким и незначительным. Но если рассматривать гибель главной героини как конфликт нового, прогрессивного времени с угасающей, старой эпохой, то её поступок как нельзя лучше трактуется в героическом ключе, характерном для трагического повествования.

Талантливый драматург Александр Островский из социально-бытовой драмы о жизни купеческого сословия постепенно создает настоящую трагедию, в которой с помощью любовно-бытового конфликта он показал наступление эпохального перелома, происходящего в сознании народа. Простые люди осознают просыпающее чувство собственного достоинства, начинают по новому относиться к окружающему миру, хотят сами вершить свои судьбы и безбоязненно изъявлять свою волю. Это зарождающееся желание вступает в непримиримое противоречие с реальным патриархальным укладом. Судьба Катерины приобретает общественный исторический смысл, выражающий состояние народного сознания на переломном стыке двух эпох.

Александр Островский, вовремя заметивший обреченность загнивающих патриархальных устоев, написал пьесу «Гроза» и открыл глаза на происходящее всей российской общественности. Он изобразил разрушение привычного, устаревшего образа жизни, с помощью многозначного и образного понятия грозы, которая постепенно нарастая, сметет все со своего пути и откроет дорогу новой, лучшей жизни.

Тест по творчеству А.Н. Островского.

1. Уроженцем какого города был А.Н. Островский?

А) Москва

Б) Петербург

В) Кострома

Г) Орел

2. Как называли А.Н.Островского современники?

А) « русский Мольер»

Б) « Колумб Замоскворечья»

В) « русский Бодлер»

Г) « русский Мопассан»

3.Укажите, к какому роду литературы относится большинство

Произведений А.Н.Островского.

А) лирика

Б) драма

В) эпос

Г) лиро-эпика

4.Как называлось первое произведение, принесшее

А.Н. Островскому известность?

А) « Картина семейного счастья»

Б) « Банкрот или Свои люди- сочтемся»

В) « Гроза»

Г) « Не в свои сани не садись»

5 . Какое социальное сословие изображает в большинстве своих

Пьес А.Н.Островский?

А) дворянство

Б) крестьянство

В) купечество

Г) мещанство

6. В каком году была создана пьеса « Гроза»?

А) в 1859 г.

Б) в 1860 г.

В) в 1861 г.

Г) в 1865 г.

7. Назовите тип литературного героя, который стал открытием А.Н.

Островского.

А) тип « лишнего человека»

Б) тип « маленького человека»

В) тип самодура

Г) тип босяка

8. К какому литературному жанру можно отнести пьесу « Гроза» (по

А) трагедия

Б) лирическая комедия

В) драма

Г) комедия масок

9. Пьеса «Гроза» начинается с пространной, несколько запутанной

Экспозиции для того, чтобы:

А) заинтриговать читателя

Б) представить героев, непосредственно не участвующих

В интриге

В) создать образ мира, в котором живут герои

Г) замедлить сценическое время

10. Город, в котором происходило действие « Гроза», назывался

А) Калинин

Б) Калинов

В) Кострома

Г) Самара

11. Какие герои являются (с точки зрения конфликта) центральными

В пьесе?

А) Борис и Катерина

Б) Катерина и Тихон

В) Кабаниха и Катерина

Г) Борис и Тихон

12.Какая сцена в пьесе «Гроза» дает ключ к пониманию всего

Произведения?

А) сцена свидания Катерины и Бориса в саду

Б) сцена с ключом (Катерина и Варвара)

В) сцена прощания Катерины с Тихоном перед его отъездом

Г) сцена признания Катерины в совершенном грехе

13. Какое значение образа Феклуши в пьесе « Гроза»?

А) пародия на «странничество»

Б) углубление характеристики « темного царства»

В) Феклуша- антипод М.И.Кабановой

Г) Феклуша-протестующая против « темного царства»

Личность

14. Н.А. Добролюбов назвал одного из героев пьесы «Гроза» «лучом

Света в темном царстве».Это:

А) Кулигин

Б) Катерина

В) Борис

Г) Марфа Игнатьевна

15. Какая черта характера раскрывается в последнем монологе

Катерины?

« Опять жить? Нет, нет, не надо…нехорошо! И люди мне

Противны, и дом мне противен, и стены противны! Не

Пойду туда!... Умереть бы теперь!... а жить нельзя! Грех!

Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…

А) набожность

Б) поэтичность

В) решительность

Г) смирение

16. Н.А. Добролюбов в статье « Луч света в темном царстве» и

Д.И.Писарев в статье « Мотивы русской драмы» весьма

Противоречиво оценили поступок Катерины. Это было вызвано

А) различием во взглядах: Д.И.Писарев был либералом,

Н.А.Добролюбов-демократом

Б) изменением обстановки в России: статья

Д.И.Писарева была написана в 1864г., после спада

Революционной ситуации

В) непониманием Д.И.Писарева идеи произведения

Ключи:

1. а

2. б

3. б

4. б

5. в

6. а

7. в

8. в

9. в

10. б

11. в

12. в

13. б

14. б

15. в



Рассказать друзьям