Материал на тему: Роль русских народных сказок в воспитании. Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Статья учителя начальных классов

МБОУ СОШ № 17 имени И.Л. Козыря пос. Шаумянского

Георгиевского района Ставропольского края

Цыганковой Тамары Алексадровны

«Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей»

«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными - читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее - читайте им больше сказок»


А.Эйнштейн

Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее подрастающем поколении. Ухудшение духовно-нравственной обстановки в стране связано с отсутствием у молодежи четких положительных жизненных ориентиров. Зачастую материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности, патриотизме. Молодежь можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, что подтверждают частые примеры детской жестокости по отношению друг другу, к близким людям, животным. Мы всё чаще замечаем, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А ведь именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека. Поэтому вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым учителем, родителями, обществом и государством в целом. Таким образом, нашей основной целью является как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера, такие как доброта, порядочность, совестливость, способность к состраданию, трудолюбие и др.

К средствам приобщения детей дошкольного и младшего школьного возраста к русской народной культуре относятся народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества. В нравственном воспитании детей очень помогает использование одного из мощных средств - сказки. Приобщение детей к русской народной культуре через изучение русских народных сказок способствует развитию у учащихся патриотических чувств и духовности. Ведь сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного и младшего школьного периода и может оставаться с ним на всю жизнь. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом.

Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Передовые русские педагоги, такие как В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Они ценили в сказках народность и национальный характер, отмечали прямую взаимосвязь между простотой, непосредственностью народного творчества и такими же свойствами детской психологии. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Народная сказка - это элемент устного национального творчества. Придумывая поучительные истории, наши предки не просто развлекали своих детей, они вкладывали в эти лаконичные, остроумные сюжеты мудрость, опыт, знания - все то, что хотелось им сохранить и передать. К сожалению, в погоне за модными тенденциями многие забывают о том, чему учат русские народные сказки. Проблема состоит в том, что в наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. А ведь влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному. Со сказки начинается знакомство детей с миром литературы, человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать жанровые особенности сказки как жанра. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства. Второй важной характеристикой сказки является увлекательность сюжета - образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. Образность облегчает восприятие сказки детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог - народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были занимательными.

Язык и стиль русских народных сказок характеризуют невероятная музыкальность, поэтичность, образность, мелодичность, остроумие, искрометность, фразеологизмы и фразы, ставшие крылатыми.

Работа со сказкой также имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. Проживая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам состояниям.

Условно русские народные сказки делят на три группы: бытовые, сказки о животных и волшебные. И у каждой свои особенности.

Бытовая сказка представляет собой просто кладезь знаний, ведь в первую очередь она содержит описание народного быта, откуда и пошло ее название. Поскольку эти произведения создаются для детей, то бытовые народные сказки содержат в себе много юмора и захватывающих приключений. Герой бытовой сказки - это не богатырь, а обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец. Он не совершает ратных подвигов и не имеет волшебных дарований, однако преодолевает все трудности с помощью своей смекалки и ловкости. Бытовые сказки - это самые настоящие сатирические народные произведения. Сатира заключается в явно выраженной насмешке над жадностью, скупостью, глупостью людей, большей частью богатеев. Бытовые сказки учат нас тому, что счастье не измеряется в деньгах. А настоящее счастье – это семья, труд, любовь. («Репка», «Барин и мужик», «Каша из топора», «Курочка ряба» и др.)

Сказки о животных – это один из древнейших фольклорных жанров. В нём переплелись отголоски мифов о тотемных животных, рассказов о происхождении зверей и птиц, преданий об отношениях между миром людей и миром животных и т. д. Здесь запечатлен многовековой опыт человека по освоению мира природы. Сказки о животных существенно отличаются от других видов сказочного жанра. Специфика их проявляется прежде всего в особенностях фантастического вымысла. Каждое животное наделено особыми чертами. Медведь всегда добродушен и силен, волк – сильный, но глупый и грубый, лиса – воплощение женской хитрости и изворотливости, заяц – "свой парень", но трусоват и беззащитен. Сказки о животных – это настоящая летопись человеческих отношений. («Теремок», «Лиса и журавль», «Зимовье зверей», «Кот, петух и лиса», «Зайкина избушка» и др.)

Волшебные сказки – это огромнейший пласт поэтического воплощения самого главного закона жизни: добро всегда побеждает зло. Волшебными они называются потому, что все происходящее в этой разновидности сказок фантастично и значительно по задаче: её герой, попадая то в одну, то в другую опасную ситуацию, спасает друзей, уничтожает врагов - борется не на жизнь, а на смерть. Опасность представляется особенно сильной, страшной потому, что главные противники его - не обычные люди, а представители сверхъестественных темных сил : Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный и пр. Одерживая победы над этой нечистью, герой как бы подтверждает свое высокое человеческое начало, близость к светлым силам природы . В борьбе он становится ещё сильнее и мудрее, приобретает новых друзей и получает полное право на счастье. («Василиса Прекрасная», «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью», «Царевна-лягушка», «Волшебное кольцо» и др.).

Все сказки, независимо от типа, учат детей любить свою семью, строить семейные отношения («Волк и семеро козлят», «Морозко»), («Кот, Дрозд и Петух», «Крылатый, мохнатый и масленый»); не обижать маленьких, уважительно относиться к старости, («Заюшкина избушка», «Гуси-Лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»); бороться с ленью, жадностью, скупостью, глупостью («Лиса и журавль», «Зимовье зверей»); решать сложные ситуации с помощью смекалки, хитрости, остроумия, упорства и труда («Бобовое зернышко», «Вершки и корешки», «Умный батрак», «Лиса и рак»); побеждать зло добром («Царевна Лягушка», «Финист-ясный сокол»). Помимо этого, сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.

Таким образом, знакомство детей дошкольного и младшего школьного возраста со сказками позволит им приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины.

Русская народная сказка - это и неоценимая помощница в формировании языковых и речевых навыков ребёнка. Слова и выражения из сказок с их древним и глубоким смыслом закладываются в нашем сознании и живут в нас, независимо от того где находимся мы сами. Сказки учат нас понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Приобщение детей к русской народной культуре через изучение русских народных сказок способствует развитию у каждого из них патриотических чувств и духовности.

Большое количество образов волшебной сказки сложилось в глубокой древности, в ту самую эпоху, когда возникали первые представления и понятия человека о мире. Разумеется, это не означает, что всякий волшебный вымысел берет свое начало из глубины веков. Многие образы волшебной сказки сложились в относительно недалеком прошлом. В каждую новую эпоху волшебная сказка располагала определенным фантастическим материалом, который поколения передавали от старых людей, храня и развивая прежние устно-поэтические традиции.

Русским народом создано около ста пятидесяти оригинальных волшебных сказок, но еще нет их строгой классификации.

Волшебные сказки -- конкретные художественные произведения народного искусства. В каждой из них есть своя идея, которая ясно выражена во всех вариантах одного и того же сказочного сюжета.

Сказки как отдельные явления искусства можно сравнивать лишь по существенным историко-фольклорным, идейно-образным признакам.

Народ понимал, что не чудесами добиваются справедливости, что необходимо реальное действие, но вот вопрос -- какое? Сказки не дают ответа на этот вопрос. Сказочники волшебным повествованием хотели поддержать само стремление народа к справедливости. Благополучный исход сказок несомненно носит утопический характер. Он свидетельствовал о том времени, когда народ мучительно искал выхода из трагических социальных условий.

В волшебной сказке утвердились и свои поэтические формы, определенная композиция, стиль. Эстетика прекрасного и пафос социальной правды обусловили стилистический характер волшебной сказки.

В волшебной сказке нет развивающихся характеров. В ней воспроизводятся прежде всего действия героев и только через них -- характеры. Поражает статичность изображаемых характеров: трус всегда трус, храбрец всюду храбр, коварная жена постоянна в коварных замыслах. Герой появляется в сказке с определенными добродетелями. Таким он остается до конца повествования.

Русская красота и нарядность отличают язык волшебной сказки. Это не полутона, это глубокие, густые цвета, подчеркнуто определенные и резкие. В сказке идет речь о темной ночи, о белом свете, о красном солнышке, о синем море, о белых лебедях, о черном вороне, о зеленых лугах. Вещи в сказках пахнут, имеют вкус, яркий цвет, отчетливые формы, известен ма-териал, из которого они сделаны. Доспехи на герое словно жар горят, вынул, говорится в сказке, он свой острый меч, натянул тугой лук.

Волшебная сказка -- образец национального русского искусства. Она уходит своими глубочайшими корнями в психику, в восприятие, культуру и язык народа.

Фантастика сказок создана коллективными творческими усилиями народа. Как в зеркале, в ней отразились жизнь народа, его характер. Через сказку перед нами раскрывается его тысячелетняя история.

Сказочная фантастика имела реальное основание. Всякое изменение в жизни народа неизбежно приводило к изменению содержания фантастических образов и их форм. Однажды возникнув, сказочный вымысел развивался в связи со всей совокупностью существующих народных представлений и понятий, подвергаясь новой переработке. Генезис и изменения на протяжении веков объясняют особенности и свойства вымысла в народной сказке.

Складывавшаяся веками в тесной связи с бытом и всей жизнью народа, сказочная фантастика самобытна, и неповторима. Эта самобытность и неповторимость объясняются качествами народа, которому принадлежит вымысел, обстоятельствами происхождения и той ролью, какую играет сказка в народной жизни.

1.Определение сказки, ее роль в воспитании ребенка


Прежде чем начать наш разговор о возможностях сказки как развивающего и психотерапевтического средства, давайте вспомним одну старую восточную притчу.

Странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с огромным трудом перевернул тяжелый камень и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?"

О чем эта притча? Может быть, как раз о сказках? Ведь все мы стремимся узнать нечто новое, познакомится с последними разработками в области педагогики и психологии, использовать неизвестные ранее технологии. Но часто забываем о том, что нам известно с самого раннего детства - о сказках.

Все люди по-разному воспринимают слово «сказка» и вкладывают в него разный смысл. Давайте попробуем обратиться к науке и выяснить, как же трактуется сказка разными исследователями. Вот несколько определений сказки, взятых из разных источников:

Вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание. В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.

Повествовательное, обычно народнопоэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. С. И. Ожегов. Словарь русского языка.

Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных фантастических сил. Словарь русского языка.

Один из основных жанров устного народнопоэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Литературно энциклопедический словарь.

Краткая поучительная, чаще оптимистическая история, включающая правду и вымысел. С.К. Нартова-Бочавер.

Произведение, в котором главной чертой становится установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла. В.И. Аникин.

Абстрагированная форма местного предания, представленного в более сжатой и кристализированной форме… Изначальной формой фольклорных сказок являются местные предания, парапсихологические истории и рассказы о чудесах, которые возникают в виде обычных галлюцинаций вследствие вторжения архетипических содержаний из коллективного бессознательного. М.-Л. Фон Франц


Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке


Как видите, даже далеко не полный перечень определений сказки позволяет увидеть и разнообразие подходов, и почти полностью совпадающие взгляды. Обращает на себя внимание, что авторы толковых словаре обычно говорят о фольклорном происхождении сказки, но не фиксирует в определении такой вид сказки, как авторская. Эта позиция представляется не вполне правомерной, тем более что в статьях о сказке, как правило, обязательно упоминаются сказочные произведения Пушкина, Гофмана, Андерсена, ставшие неотъемлемой частью литературного наследия всего человечества.

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Так, безымянный автор статьи «Воспитательное значение сказки» (1894) признает, что «если детям повторить хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них все же останется мертвой буквою; но если рассказать им сказку, проникнутую той же мыслью, - ребенок будет взволнован и потрясен ее».

Сказки представляю, на наш взгляд, богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира. В.Г. Белинский видел в сказке глубочайшее воспитательное средство: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный ее деятель и первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром действительности»

Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.

Сказка делает свое дело: помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире, обогащает его душевную жизнь, заставляет его почувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро, за свободу, и, когда надобность в ней минует, ребенок сам разрушает ее. Но до семи - восьмилетнего возраста сказка для каждого нормального ребенка есть самая здоровая пища - не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб, и никто не имеет право отнимать у него эту ничем не заменимую пищу. Сказка нужна ребенку для того, чтобы возможно полнее, пышнее, богаче пережить этот полезнейший для его психического развития период. Необходимо использовать тяготение ребенка к сказке, чтобы развить, укрепить, обогатить и направить их способность к творческой мечте и фантастике. Тем, кто фантазирует принадлежит будущее. Теперь уже считается общепринятой истинной, что сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, т. к. слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу. В этом-то деятельном сочувствии малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и заключается основное воспитательное значение сказки. Наша задача заключается в том, чтобы пробудить, воспитать, укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать, сострадать, и сорадоваться, без которой человек - не человек.

Только эта способность, привитая с самого раннего детства и доведенная в процессе развития до высочайшего уровня, создавала и будет впредь создавать Бестужевых, Пироговых, Некрасовых, Чеховых, Горьких …

Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра. Остановимся на наиболее характерных.

Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.

Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываются в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам.

Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог - народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были занимательными. В них, как правило, есть не столько яркие живые образы, но и юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых - позабавить слушателей.

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. «Добрым молодцам урок» дается не общими рассуждениями и получениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в сознании слушателя.

работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов и неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.


Виды и тип сказок


Существует самая разнообразная классификация сказок. По тематике и стилистике сказки можно разделить на несколько групп, но обычно выделяют три большие группы:

1.сказки о животных

2.волшебные сказки

.бытовые (сатирические) сказки

Сказки о животных

Маленьких детей, как правило, привлекает мир животных, поэтому им очень нравится сказки, в которых действуют звери и птицы. В сказке животные приобретают человеческие черты - думают, говорят, совершают поступки. По существу, такие образы несут ребенку знания о мире людей, а не животных.

Сказки о животных восприняли формы вымысла из анимистических и антропоморфических представлений и понятий людей, приписывавших животным способность думать, говорить и разумно действовать.

В этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете. Так, традиционная черта лисицы - хитрость, поэтому речь идет о том, как она дурачит других зверей. Волк жаден и глуп; во взаимоотношениях с лисицей он непременно попадает впросак. У медведя не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым, но при этом всегда остается недотепой. Если в такой сказке появляется человек, то он неизменно оказывается умнее и лисы, и волка, и медведя. Разум помогает ему одерживать победу над любым противником.

Животные в сказке соблюдают принцип иерархии: наиболее сильного все признают и главным. Это лев или медведь. Они всегда оказываются на верху социальной лестницы. Это сближает сказки о животных с баснями, что особенно хорошо видно по присутствию в тех и других сходных моральных выводов - социальных и общечеловеческих. Дети легко усваивают: то, что волк силен, вовсе не делает его справедливым (например, в сказочном сюжете о семерых козлятах). Сочувствие слушателей всегда на стороне справедливых, а не сильных.

Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт верно уловил особенности детского восприятия. Сказки «Репка», «Курочка-ряба», «Колобок», «Теремок» и некоторые другие удерживают внимание ребенка особой композицией: эпизод цепляется за эпизод, нередко они повторяются с добавлением какой-либо новой подробности. Эти повторения содействуют запоминанию и пониманию.

Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии - того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно. Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом.

В сказках о животных много юмора. Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью! Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции.

В сказках о животных много песенок. Песенно-ритмическое начало сообщает повествованию сильную эмоциональную экспрессию, разнообразит его, придает сказке черты необычного, свойства игры. Песенки и прибауточные присловья так выразительны, что живут самостоятельно, концентрируя в себе поэтический смысл сказок в сжатой ритмико-игровой форме. Запав в память, сказки становится неотделимой частью детского сознания.

Волшебные сказки

Волшебную сказку отличает от сказок о животных, равно как и от других разновидностей сказочного жанра, свой вымысел и связанные с ним особые формы устного повествования. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства в жизнь человека чуда. Чудесный вымысел лежит в основе волшебно-сказочного сюжета.

Это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в волшебной сказке фантастично и значительно по задаче: ее герой, попадая то в одну, то в другую опасную ситуацию, спасает друзей, уничтожает врагов - борется не на жизнь, а на смерть. Опасность представляется особенно сильной, страшной потому, что главные противники его - не обычные люди, а представители сверхъестественных темных сил: Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный и пр. одерживая победы над этой нечистью, герой как бы подтверждает свое высокое человеческое начало, близость к светлым силам природы. В борьбе он становится еще сильнее и мудрее, приобретает новых друзей и получает полное право на счастье - к вящему удовлетворению маленьких слушателей.

В сюжете волшебной сказки главный эпизод - это начало путешествия героя ради того или иного важного задания. На своем долгом пути он встречается с коварными противниками и волшебными помощниками. В его распоряжении оказываются весьма действенные средства: ковер-самолет, чудесный клубочек или зеркальце, а то и говорящий зверь или птица, стремительный конь или волк. Все они, с какими-то условиями или вовсе без них, в мгновение ока выполняют просьбы и приказы героя. У них не возникает ни малейшего сомнения в его нравственном праве приказывать, поскольку очень уж важна поставленная перед ним задача и поскольку сам герой безупречен.

Детям старшего дошкольного возраста нравится волшебная сказка. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел.

Сказочный мир будит и развивает воображение ребенка. Малыш с горячим сочувствием следит за всем, о чем говорится в сказке.

В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.

Волшебная сказка с ее стойкой композицией приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета. Чем ближе конец, тем острее и напряженнее становится взаимоотношения персонажей. Очень часто, подведя героя к моменту почти полного достижения цели, сказка допускает резкий поворот события к исходному положению - и вновь он начинает борьбу за торжество справедливости. Такой прием помогает ребенку понять, что для достижения цели необходимо упорство, верность долгу и стремление победить, во что бы то ни стало.

Волшебным сказкам свойственна такая композиционная особенность: троекратное повторение какого-либо эпизода с последующим усилением эффекта.

Построение фраз, отбор слов определяются характером содержания. Спокойное повествование сменяется стремительным, когда речь заходит о внезапных и быстрых действиях, - это достигается с помощью глаголов движения. Подбор глаголов ярко передает динамику событий, остроту ситуации. При этом маленький слушатель становится как бы участником происходящего, активно сопереживая героям сказки.

Бытовые (сатирические) сказки

Такая сказка наиболее близка к повседневной жизни. Одобрение или осуждение всегда подается в ней открыто, четко выражается оценка: что безнравственно, что достойно осмеяния и т.п.

Сказка любит занимательный сюжет, изобилующий комическими ситуациями. Сказка рассчитана на непрерывность и единство восприятия. Она исключает вставные и параллельные эпизоды. Как правило, речь идет об одном конфликте с весьма ограниченным числом действующих лиц.

Постоянными героями сатирических сказок выступают «простые» бедные люди. Однако они неизменно одерживают верх над «непростым» - богатым или знатным человеком. В отличие от героев волшебной сказки здесь бедняки достигают торжества справедливости без помощи чудесных помощников - лишь благодаря уму, ловкости, находчивости да еще удачным обстоятельствам.

В бытовых сказках появляются порой и персонажи-животные, а возможно и появление таких абстрактных действующих лиц, как, Правда и Кривда, Горе-Злосчастье. Главное здесь не подбор персонажей, а сатирическое осуждение людских пороков и недостатков.

3. Национальные сказки, их значения для всеобщего развития ребенка


Этнопедагогика народа, создаваемая веками, включает в себя множество элементов, составляющих единую систему воспитания подрастающего поколения. Задача ставилась одна: вырастить человека, способного выжить в этом (часто враждебном) мире. И всё это - через участие в сложной системе религиозных (реже светских) обрядов, игр, знания преданий и традиций, способных сформировать менталитет (национальную идентификацию), привить нормы морали, дать необходимые знания об окружающем мире (и понимание своего места в этом мире), развить сообразительность, трудолюбие, выносливость, бережное отношение к При-Роде (природа - то, что окружает мир человеческого рода, находится вокруг).

Особая роль в воспитании детей отводилась сказке. Она, и только она имела в себе такие воспитывающие возможности, с какими и сейчас не в состоянии сравниться самые мощные и современные воспитательные технологии. Нет ни одного народа, ни одного затерянного на просторах нашей планеты племени, где не рассказывали бы сказки. Только сказка у любого бесписьменного народа в состоянии объяснить - откуда ты пришёл, для чего, как должен прожить эту жизнь и куда потом уйдёшь... Язык сказки универсален - её с удовольствием можно слушать в любом возрасте. Недаром поморы обязательно брали с собой в море на промысел сказочника, и все издержки за его проживание артель брала на себя

Сказочники особо ценились и среди охотников Сибири, когда несколько месяцев требовалось провести в зимовье, вдалеке от людей. Сказочники-профессионалы, кормившиеся своим мастерством, жили и у нас.

Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.

Для детей не важно, кто герой сказки: человек, животное или дерево. Важно другое: как он себя ведет, каков он - красив и добр или уродлив и зол. Сказка старается научить ребенка оценивать главные качества героя и никогда не прибегает к психологическому усложнению.

Сказка полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества, воспроизводит мир во всей его целостности и красоте. Она дает богатейшую пищу детской фантазии, развивает воображение - эту важнейшую черту творца в любой сфере жизни. А точный, выразительный язык сказки столь близок уму и сердцу ребенка, что запоминается на всю жизнь. Недаром интерес к этому виду народного творчества не иссякает. Из века в век, из года в год издаются и переиздаются классические записи сказок и литературные обработки их. Сказки звучат по радио, передаются по телевидению, ставятся в театрах, экранизируются


Сказки, включенные в образовательную программу


Детский сад, в котором работаю я, воспитывает детей по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. По данной программе наш сад работает уже несколько десятилетий, она всесторонне апробировалась воспитателями.

В соответствии с современной научной « Концепцией дошкольного воспитания» о признании самоценности дошкольного периода детства в программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд).

Особое место в программе занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.

В соответствии с этим в списки художественной литературы в программе включены классические произведения из золотого литературного фонда. Литературный материал программы подобран таким образом, чтобы обеспечить развитие художественно-творческих способностей детей, эстетического вкуса, культуры восприятия литературных произведений.

Я работаю во второй группе детей раннего возраста (от одного года до двух лет). Наша задача по программе в разделе художественная литература состоит в том, чтобы приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки, а также авторские произведения (проза, стихи).

Вот сказки, включенные в программу для возрастной группы, в которой я работаю:

·«Курочка Ряба» (обр. К. Ушинского)

·«Репка» (обр. К. Ушинского)

·«Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова)


Использование сказок в работе с детьми


Из многообразия средств выразительности в детском учреждении рекомендуется:

·формировать у детей раннего возраста простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных)

·во время чтения сказки не следует делать детям замечания, призывать их сидеть тихо. Это помогает им полноценно переживать события сказки.

Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.

Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения. Например, детям предлагается вытягивать репку (р. н. с. «Репка»). Важно предоставить детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

В раннем возрасте дети уже начинают понимать текст, поэтому им полезно предлагать для прослушивания инсценировки детских сказок.

В своей группе с детьми мы используем театрализованные игры по сказкам. Театрализованные игры включают в себя:

Флонелеграф (ковралин)

Картинки хорошо показывать на экране. Удерживает их сцепление фланели, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Рисунки можно подобрать из книг, а недостающие можно дорисовать. Это доставляет ребятам радость, удовольствие. Разнообразные по форме экраны позволяют создать «живые» картинки, которые удобно демонстрировать всей группе детей.

Теневой театр

Тут необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тень на экран.

Пальчиковый театр

Этот театр надеваются на пальцы. По ходу действия воспитатель двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст. Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей одновременно. Например, в сказке «Репка» друг за другом появляются новые герои.

Настольный театр игрушек

Настольный театр игрушек позволяет свободно моделировать и одновременно фиксировать различные ситуации к тому же в нем удобно имитировать движения животных и других персонажей.

Конспект занятия

Тема: Рассказывание детям сказки «Курочка Ряба»

1.учить детей слушать сказку в инсценированном варианте и в обычном пересказе

2.развивать внимание, память, усидчивость

.в понимании речи: обогащение словаря: курочка, мышка

.воспитывать у детей желание слушать сказки и прививать любовь к русским народным сказкам.

Развивающая среда: настольный театр сказки «Курочка Ряба»

Воспитатель рассказывает сказку, сопровождая рассказ демонстрацией фигурок настольного театра и показом некоторых действий персонажей («бил - бил - не разбил», «хвостиком задела, яичко упало»). Затем воспитатель рассказывает сказку снова (без наглядного сопровождения). В заключении воспитатель приглашает ребят к столу, предлагая хорошо рассмотреть бабу, деда, курочку и яичко. Можно поиграть. Дети передвигают фигурки сопровождая действия речью.


Список использованной литературы


1.В.Г. Аникин, Ю.Г. Круглов. «Русское народное поэтическое творчество» пособие для студентов М.:»Просвещение» 1983г.

2.«Введение в психологию сказки» Игорь Вачков/ http://psy.1september.ru/2001/12/12_13.htm

Детская литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Детская литература: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №03.08 «Дошк. воспитание» / В.П. Аникин, В.В. Агеносов, Э.З. Ганкина и др.; Под ред. Е.Е. Зубаревой. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1989.

.«Сказка средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста» Е.С. Тришина / Воспитание: Брошенная территория 2/04

Белинский В.Г. Полн. собр. сочинений Т. 4. - М.: Просвещение, 1959

Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Изд. Центр «Академия», 1999.

.«Волшебный мир традиционной русской педагогики» А.Б. Намзин / http://starina.library.tver.ru/us-0062.htm

Программа воспитания и обучения в детском саду /под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

.«Играем в кукольный театр» Н. Сорокина / Дошкольное воспитание №10 1997.

М.Д. Маханева «Театрализированные занятия в детском саду» пособие для работников дошкольных учреждений - М.: Просвещение 1999.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Автор: Кусакина Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ имени Карла Маркса"" г.Почепа Брянской области

Цель работы: необходимость использования сказок для формирования личности ребенка.
Задачи: - показать, как благодаря сказке формируются нравственные устои будущей личности;
- проанализировать на примере конкретной народной сказки, какие именно задатки и качества характера можно сформировать;
- предостеречь от опасности игнорирования сказок и сказочных сюжетов в деле воспитания ребенка.

Работа предназначена не только для педагогов, работающих с детьми, и воспитателей детских дошкольных учреждений, но и для родителей, которым небезразлично, какими вырастут их дети.

Актуальность данной работы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов общества. В связи с этим отказ от данного способа воспитания детей представляется если не ошибкой, то заметным упущением со стороны школы и родителей.
В работе анализируется педагогическое воздействие сказки на ребенка: как сказка знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного, кроме того, воспитывается интерес к жизни и культуре русского народа, т.е. создаются условия для формирования основ патриотического сознания ребенка.

«О роли сказок в воспитании детей»

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…» Эти слова поэта и великого сказочника А.С.Пушкина как нельзя лучше характеризуют особенности этого самого популярного из фольклорных жанров. Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребенка. С ее помощью маленький человек входит не только в мир чудес и волшебства, но и погружается в глубины своей души. Сказки учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления, выражают глубокие моральные идеи. Другой добрый сказочник, Корней Иванович Чуковский, писал: «Цель сказки – воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
С древнейших времен люди рассказывали друг другу сказки у костра или у очага для того, чтобы каждый член племени (особенно юный) мог успешно выжить. Рассказывание сказок было древнейшей практической психологией. Сказка появилась не случайно. Она – результат слияния фантазии и жизненного опыта миллионов людей. Возможно, многие сказки были написаны после того, как человек разрешил свои проблемы, личные или общественные.
Благодаря сказке ребенок (да и взрослый тоже) может найти ответ на интересующий его вопрос, сформировать свои взгляды на жизнь, понять основные ошибки своего поведения и сделать из этого выводы. В процессе выслушивания и понимания сказки человек формирует жизненные принципы, от которых зависит сценарий его жизни. В сознании ребенка остаются важнейшие эпизоды сказки, которые помогают формировать жизненные ценности, способ мышления, различение важнейших нравственных категорий: добра и зла, справедливости и несправедливости, красоты и безобразия. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру . Герои сказок были примером для ребенка: на их опыте он учился тому, как нужно или нельзя поступать. Такой пример более понятен ребенку, чем категоричное родительское «Нельзя!». Для того чтобы воспитание сказкой было эффективным, недостаточно просто рассказать ребенку первую попавшуюся сказку. Сказку нужно подбирать в зависимости от возраста ребенка, особенностей его характера. Например, в 2,5 – 3 года сказки типа «Репка», «Теремок». Они коротенькие и построены на повторах фраз, что важно для маленького ребенка, которому сложно в таком возрасте освоить большой объем информации. К 3 годам прибавятся сказки о животных (« Волк и лиса», «Три поросенка»). В таком возрасте ребенку проще ассоциировать себя с героем-животным, чем с человеком. Мир взрослых кажется ребенку слишком сложным, в нем много правил и ограничений. А сюжеты сказок о животных более просты и доступны его пониманию. С 3 до 5 лет – период самоидентификации, потому сказочный герой должен соответствовать полу ребенка. В 5-6 лет можно предложить сказки литературные. Ребенок уже не просто отождествляет себя с главными героями, а может проводить параллели между их и своим поведением: «А я бы на его месте сделал не так...». В этом возрасте воспитание сказкой помогает ребенку понять, что в мире нет абсолютно плохих и абсолютно хороших людей: положительные герои могут ошибаться, а отрицательные - совершать хорошие поступки (пусть и неосознанно). Но не нужно торопиться: пока ребенок четко не усвоит из более простых сказок, что такое «хорошо» и что такое «плохо», он не сможет различать нюансы. И любую сказку стоит выбирать с осторожностью: во многих случаях ребенок повторяет жизненный сценарий любимой сказки. Очень полезно, чтобы маленькие дети, еще не умеющие читать, слушали сказки в пересказе родителей. Конечно, Корнея Чуковского или неувядаемого «Конька- Горбунка» лучше все-таки читать, чтобы не потерять изящество и своеобразие этих сказок, но остальные сказки стоит пересказывать. И чтобы это была не киносказка, не аудиозапись, а живой голос мамы или бабушки. Когда героиня ходит перед тобой на киноэкране, ребенок теряет возможность применить фантазию, воображение. А ведь именно из счастья воображения рождается творческая сила, которая обогатит потом жизнь ребенка, кем бы он ни стал.
Не стоит думать, что сказка очень проста и доступна. Сложные жизненные и даже философские категории здесь рассматриваются на простых примерах.
Предположим, взрослому человеку говорят, что работа в команде весьма способствует эффективности труда по сравнению с работой отдельного человека. Взрослый это поймет с точки зрения науки, а вот маленькому человечку проще объяснить смысл коллективизма на примере сказки «Репка»: тянут герои репку, потянут, а вытянуть не могут, пока не присоединилась к ним еще и мышка. Так благодаря сказке у ребенка можно развить умение работать в команде и осознание необходимости совместной работы, что ему пригодится потом, во взрослой жизни.
Или всем известная сказка «Царевна-лягушка». Основной смысл ее достаточно сложен: не суди человека по внешнему виду, смотри глубже, оценивай людей по делам, по их внутренним достоинствам. Как умело к этой мысли подводит сказка! Вот Иван-царевич видит свою суженую, а она – лягушка. Внешний облик пугает царевича, он боится, что его «люди засмеют». Но лягушка оказывается необыкновенной, говорит человеческим голосом, замечает печаль Ивана-царевича, пытается его успокоить. За уродливой внешностью кроется внимание, доброта, заботливость, скромность. И мастерица она искусная. А апофеозом мудрости и красоты царевны оказывается ее появление на царском пиру. Но мы понимаем, что истинная красота царевны - в ее душе. И поведение Ивана-царевича тоже многому учит маленького человека. Например, тому, что никогда не стоит торопиться с решением, не оценив всех вероятностей. Оказывается, все события в мире взаимосвязаны и имеют свою причину. Сжег лягушечью кожу, поторопился - и наказан за это. Дальнейший нелегкий путь героя учит тому, что в жизни нужно преодолеть много трудностей, чтобы достичь своей цели. Но самое ценное дается человеку через испытания. То, что дается просто так, без усилий, не ценится и легко теряется. И не только объективные трудности встречаются герою, но и борьба с самим собой. Герой добр, справедлив, потому ему помогают все: и птицы, и звери. Этим сказка учит, что нужно быть внимательным и добрым к окружающим, не соблюдать лишь свои эгоистические интересы: помоги другому, пожалей другого – и настанет день, когда он поможет тебе в трудную минуту. Вокруг нас много помощников, но они придут на помощь, если мы не сможем справиться с сами. Так формируется как самостоятельность, так и доверие к окружающему миру. Вот над такими непростыми жизненными выводами заставляет задуматься такое, казалось бы, простенькое и незамысловатое произведение - сказка.
Сказка исподволь учит нас реалиям мира и человеческого общества.
Например, превращения, трансформация героев (внешняя или внутренняя) дают понятие о многоплановости жизни, множестве ролей, которые придется сыграть. Шекспир сказал: «Вся жизнь – театр, и люди в нем – актеры, и каждый не одну играет роль», а в сказках серый волк превращается то в коня златогривого, то в Елену Прекрасную. Так приходит понимание социальных ролей, которые придется в жизни сыграть: сын, ученик, друг, муж, отец, работник и т.д. Сказки дают ребёнку понимание о многоролевом принципе жизни. Другая метаморфоза – герой становится лучше, добрее – позволяет ребенку понять, что можно измениться к лучшему, что лишь от самого человека это зависит.
То, что ребенок идентифицирует себя со сказочным персонажем, развивает умение понять другого, поставить себя на его место. То, что в сказке добро всегда побеждает зло, дает ребенку чувство психологической защищенности, ощущение безопасности. Ребёнок видит, что испытания закаляют героя, делают его сильнее и мудрее, что каждому воздаётся по заслугам, по справедливости.
Наши предки верили в духов природы, почтительно относились к законам взаимоотношений с природой. Природа что-то дарит человеку, а что-то отнимает, если законы взаимодействия с ней нарушены. Ребёнку нужно осмыслить бережное отношение к окружающей его природе как живому существу, и такое отношение строится на основе любви ко всему живому. Так происходит экологическое воспитание ребёнка.
В сказке герой всегда преодолевает трудности, взрослеет по ходу повествования сказки. Преодоление препятствий – необходимый элемент сказки – формирует у ребёнка активную жизненную позицию, а также даёт психологическую основу для понимания того, что не всегда всё получается легко и сразу по твоему желанию, но это ему под силу, этого можно добиться.

Не случайно в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного - зло, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.
С торжеством цивилизации истинная роль сказок была забыта, и сказка стала отодвигаться на дальний план. Среди родителей появилась мода на раннее развитие, а значит, и на раннее взросление детей: «Мой ребенок в 6 месяцев пошел, мой уже в 5 лет перечитал все энциклопедии и сам пишет стихи (поет, танцует, музыку сочиняет» и т.д.) Конечно, родителей можно понять. Одни открыто планируют своим отпрыскам социальное преуспевание в жизни по своему образу и подобию либо из желания, чтобы дети компенсировали неудачи родителей. При раннем включении маленького человечка во взрослую жизнь рядом с ним не может быть сказки. Мы стремимся дать детям возможность не потеряться в будущей многотрудной жизни, в условиях реальной конкуренции дел и должностей, денег и званий, вне которой не существует ни одно общество. Но не существует нормальной личности без гармонии сердца и ума. Не бывает великих художников – дураков или знаменитых ученых- «сухарей». Только сбалансированность ума и сердца помогает достичь очень многого. Не бойтесь, что если вы будете рассказывать своему ребенку сказки, то из него вырастет нелепый мечтатель, не приспособленный к жизни. Не нужно лишать детей детства и обманывать их кажущейся взрослостью.
Сказка дает уверенность в том, что жизнь справедлива, что добро должно обязательно победить зло, как бы могущественно и коварно зло ни было. Маленькие дети усваивают это как факт. Они пока еще ни в чем не сомневаются. А такая уверенность нужна, потому что без нее очень трудно жить. Общение с доброй и гуманистичной сказкой сделает это незаметно.

В нашем современном, техногенном мире традиции народа и нравственные правила семьи отошли на второй план, и воспитанием детей занимаются детские сады, кружки и студии по интересам, общеобразовательные школы. Еще недавно мамы и бабушки рассказывали своим маленьким детям сказки, и этим самым они воспитывали их. При укладывании ребенка в постель, мама или бабушка начинали рассказывать разные сказочные истории, суть которых заключалась в нехитрой житейской мудрости, т.е. другими словами русские народные сказки выступали своего рода инструментом социализации в современном мире. Слушая подробно сказки, ребенок постигал взаимоотношения людей, искал выход из трудных ситуаций и преодолевал различные трудности, и самое главное, учился отличать добро от зла, верить в силу правды и справедливости, что было очень важно в моральном развитии ребенка.
Языком художественных образов, на ярких примерах, сказка помогает детям разобраться в характерах героев, их поступках, их отношениях с другими персонажами сказки, учит детей жизни, и показывает хорошее и плохое. Все эти моменты делают сказки ценным материалом для воспитания детей дошкольного возраста.
Сказки развивают фантазию, мышление, внимание и память. Почти все дети любят повторять троекратные фразы из сказок, любят при чтении сказок добавлять окончание фраз, им нравятся песенки и небольшие стишки из сказок. Этот процесс повторения способствует развитию духовности ребенка, его нравственности, развивает речь малыша, творческие способности. И потом, на конкретных примерах сказки лучше учиться уму-разуму, чем просто слушать мамино нравоучение.
Всем известно, что сказка играет очень важную роль в развитии эмоциональных качеств ребенка, а те, в свою очередь влияют на формирование нравственных оценок малыша. Психологи говорят о том, что впечатления детства очень долго будут сохраняться в сознании ребенка, и при этом именно они влияют на поведение и настроение взрослого человека. Не забываются детьми те чтения и обсуждения сказок, которые были с мамой или бабушкой в совместные вечерние часы. Несмотря на то, что в наше время существуют сказки в аудиофайлах, в медиафайлах, живого общения взрослого с ребенком никто не заменит. Никто не требует отказываться от современных технических средств использования сказок, но и старомодное чтение сказок в кругу семьи нельзя забывать. Ведь магнитофон или компьютер не могут задать ребенку вопрос, разобрать непонятные слова, сравнить поступки героев. Это может сделать только живой человек, в первую очередь – мама.
Детишки, которые в детстве часто слушали сказки, гораздо быстрее и менее болезненно адаптируются в детских садиках, школах. Эти дети быстрее находят общий язык с незнакомыми детьми, взрослыми, и именно у них по жизни практически не бывает комплексов. Необходимо учитывать состояние ребенка и правильно выбирать время для чтения сказок. Необходимо, чтобы малыш находился в хорошем настроении, и при этом не был возбужден, в таком состоянии он наиболее настроен на слушание сказки, на общение с мамой или другими взрослыми.
Оптимальным временем считается чтение сказки перед сном, так как в это время ребенок расслаблен, у него спокойное настроение ион готов к получению сказочной информации. Взрослые должны помнить о том, что сказка должна читаться с удовольствием, с хорошим настроением - в таком случае ваши эмоции, ваше настроение, ваше удовольствие передадутся и малышу.
Читая сказку, помните о том, что важно и ваше к ней отношение. Если вы чувствуете сказочный мир, если хотите поверить в чудеса, которые описываются в сказке, то, читаемая вами сказка станет еще интересней для вашего ребенка.
Читать сказки нужно с хорошей дикцией: четко выговаривать все звуки, так как ребенок слушает и повторяет услышанное. Если ребенку понравилась сказка, он может слушать ее несколько дней подряд.
Правильно подобранные сказки с учетом возрастных и психоэмоциональных особенностей детей способны не только положительно влиять на эмоциональное состояние малышей, но также корректировать их поведение.
Какие же сказки рассказывать (читать) своему ребенку?
К выбору сказки для ребенка, особенно маленького, следует подходить осознанно. Чтобы правильно выбрать сказку, нужно учитывать и возраст ребенка, и особенности его темперамента. От сказки на душе у малыша должно становиться радостно. А вот от книг, которые принесут ему эмоциональное перенапряжение, сделают шумным и раздражительным, следует отказаться.
Известно, что родители очень хорошо знают своего малыша, они безошибочно смогут предугадать его реакцию на каждую конкретную историю и почувствовать, подойдет ему данная сказка или нет. Разумеется, выбирая любую сказку, если вы с ней незнакомы, сначала следует самому ознакомиться с ее содержанием и проанализировать: насколько персонажи понравятся вашему ребенку, не испугают ли они его и т.д.
Начинать нужно с коротких и простых сказок, чтобы малыш мог уследить за сюжетом. Основными героями первых сказок являются люди и знакомые животные. Например, сказки «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка» обязательно понравятся ребенку 1-3 лет: героев немного, сюжет несложен и в нем есть элементы повторения.
Начиная читать ребенку сказку, надо заинтересовать его. Сказки для самых маленьких надо читать медленно, нараспев. В процессе чтения мама или папа могут подражать голосам героев, интонировать, жестикулировать, гримасничать. Очень важно уметь показывать удивление, любопытство и другие эмоции, радоваться вместе с ребенком. Для маленьких деток необходимо выбирать красиво оформленные книги. Большие и яркие картинки, не перегруженные деталями.
Детям постарше (3-6 лет) можно читать сказки с более сложным содержанием, однако они по-прежнему должны иметь конкретный сюжет, а герои– быть хорошо знакомы вашему ребенку.
Очень любят дети этого возраста читать сказки в стихах – стихи удобны для восприятия, подсознательно нравятся детям, и скоро малыш вслед за вами начнет повторять строчки из «Мойдодыра», «Мухи-Цокотухи», «Доктора Айболита» или стихов Маршака. Ребенка этого возраста можно начинать знакомить с такими сказками, как «Три поросенка», «Золушка», «Буратино», «Незнайка». Отлично подойдут для дошкольников многие сказки народов мира, русские народные сказки, а также сказки Андерсена, братьев Гримм, Бажова, некоторые сказки Пушкина.
Сказка в этом возрасте должна не только нравиться ребенку, но и быть поучительной, приносить ему пользу. Самое важное для малыша – правильное осознание смысла прочитанного.
А потому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок воспринимал жизнь позитивно, чтобы легко принимал неудачи, извлекая при этом из них должный урок, чтобы радовался удачам и шел к своей цели, читайте ему сказки. Читайте сказки как можно чаще и как можно дольше: помните, сказки - это не просто приятное, интересное времяпрепровождения, но это еще и один из самых мощных инструментов, помогающих малышам правильно, гармонично развиваться.

Литература:
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Лебедушка. Русские волшебные сказки / Под ред. Н. Кузнецова. – 3-изд. М.: Детская литература, 1984. – 159 с.
2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. М.: Академия, 2002. – 416 с.
3. Бунятова, А.Р. Роль сказки в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста / Бунятова // Успехи современного естествознания [Электронный ресурс]. -2010. – № 6. – Режим доступа: www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article& article_id=7785424 – Дата доступа: 01.11.2011.
4. Пропп В. Я. Русская сказка. М.: Лабиринт, 2000. – 416 с.
5. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков: Фолио, 1996. – 104 с.
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
7. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. М.: Институт психотерапии, 2000. – 148 с.
8. Запорожец, А. В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником // Дошкольное воспитание. - 1948. - № 9. - С. 99-106.



Рассказать друзьям