Мажоритарная система и пропорциональная избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Пропорциональная система подразумевает голосование по партийным спискам и распределение мандатов (от лат mandatum – поручение – документ, удостоверяющий права или полномочия какого-либо лица, например депутата) между партиями строго пропорционально числу поданных голосов. При этом определяется так называемый «избирательный метр» - наименьшее количество голосов, необходимое для избрания единого депутата.

Пропорциональная система – наиболее распространенная избирательная система в мире. Она имеет две разновидности:

Пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне, когда избиратели голосуют за политические партии в масштабе всей страны, и избирательные округа не выделяются.

Пропорциональная избирательная система, основывающаяся на многомандатных округах, когда депутатские мандаты распределяются на основе влияния партий в избирательных округах.

Что касается мажоритарной системы, то она характеризуется тем, что победившим считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. Большинство бывает разным. Существуют избирательные системы, требующие абсолютного большинства (50% плюс один голос и более). Мажоритарная система относительного большинства означает, что побеждает на выборах тот, кто первый «придет к финишу». Вообще при мажоритарной системе возможно голосование в один или два тура.

Пропорциональная и мажоритарная системы имеют свои достоинства и недостатки. К числу достоинств мажоритарной системы следует отнести то, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного правительства. Она позволяет крупным, хорошо организованным партиям легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства.

В качестве основных недостатков мажоритарной системы следует рассмотреть следующее:

Значительная часть избирателей страны остается не представленной в органах власти;

Партия, получившая на выборах меньшее количество голосов, чем ее соперники, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест;

Две партии, набравшие равное или близкое к равному число голосов, проводят в органы власти неравное число кандидатов.

К достоинствам пропорциональной системы следует отнести то, что в сформировавшихся при ее посредстве органах власти представлена реальная картина политической жизни общества, расстановка политических сил. Эта система способствует развитию многопартийности и политического плюрализма.

Основными недостатками пропорциональной избирательной системы можно считать следующее:

Возникают сложности в формировании правительства по причинам отсутствия доминирующей партии, создания многопартийных коалиций, включающих разные цели и задачи. Следствием этого недостатка является нестабильность сформированного правительства;

Непосредственная связь между депутатами и избирателями весьма слабая, так как голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии;

Независимость депутатов от своих партий.

Трудно сказать, какая избирательная система более демократична, то есть, точнее отражает мнение избирателей, то самый vox populi. На первый взгляд, кажется, что пропорциональная система улавливает весь спектр мнений, зато мажоритарная система заставляет избирателей более основательно подумать перед выбором.

Избирательные системы в своем развитии прошли достаточно большой путь. В ходе этого процесса началось формирование смешанной избирательной системы, т.е. системы, которая должна была включить в себя все положительные черты как пропорциональной, так и мажоритарной систем. В рамках смешанной системы определенная часть мандатов распределяется по мажоритарному принципу. Другая часть распределяется пропорционально. Опыт свидетельствует о том, что данный вариант наиболее демократичен и эффективен для достижения политической стабильности.

Сама избирательная система может влиять на электоральное пространство, или избирателей. По характеру воздействия ее эффекты условно делятся на краткосрочные и долгосрочные.

В краткосрочном плане результаты отдельных голосований позволяют судить о том, насколько электоральные правила обеспечивают принцип пропорционального представительства в выборном органе. Сочетание различных компонентов, таких как величина округа (количество мест, распределяемых в каждом из них), электоральная формула, порог представительства и тип бюллетеня, влияют на степень пропорциональности при распределении мест между политическими акторами на основе полученных ими на выборах голосах. В данной связи избирательная система может рассматриваться как один из процедурных факторов (избирательные технологии, роль публичных дебатов и т.д.), воздействующих на исход каких-нибудь выборов.

В долгосрочной перспективе избирательная система во многом определяет уровень фрагментации партийной системы, структурируя, таким образом, электоральное пространство. Выбор стратегий электорального соревнования акторов, а также стратегий голосования избирателей оказывается зависимой переменной от типа избирательных правил.

Теоретическая модель, релевантная для анализа краткосрочных и долгосрочных эффектов избирательной системы – это схема М. Дюверже. Он разделил эффекты электоральной системы на «механический» и «психологический». Действие первого из них можно оценить, анализируя результаты единичных выборов. Любая избирательная система усиливает представительство сильных политических участников за счет слабых. Степень, в которой сильные участники получают преимущество, зависит от факторов, которые я приводил выше. Установлено, что системы пропорционального представительства с высокой величиной округа в большей степени способствуют пропорциональному распределению мест на основе полученных голосов, и, следовательно, являются предпочтительными для слабых акторов. В то же время системы большинства, не важно, относительного или абсолютного, с низкой величиной округа производят большую диспропорциональность, тем самым меньшее число акторов добивается представительства в парламенте.

Для того, чтобы начал действовать психологический эффект избирательной системы, необходимо проведение как минимум вторых выборов. Он возникает в качестве реакции политических акторов и избирателей на действие механического эффекта. Таким образом, политические акторы прибегают к построениям коалиций, а избиратели предпочитают отдавать голоса крупным партиям или важным кандидатам. Так происходит структурирование электорального пространства в направлении снижения фрагментации.

1.5.3. Избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

Избирательная система – есть порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закреплённый в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций.

Бывают выборы парламентские, президентские, региональные (в субъектах федерации), муниципальные, вы­боры судей, некоторых должностных лиц (коронеров в США). В современных демократиче­ских государствах выборы, как правило, являются всеобщими, равными, прямыми с тайным голосованием. Лишь в США выборы являются косвенными (многостепенными), поскольку избиратели голосуют за выборщиков - представителей политической партии, а последние непосредственно выбирают президента. Специфической формой электоральной активности является референдум - особый тип всенародного голосования, объектом которого выступает важный государственный вопрос или законопроект (конституция). В редких случаях объек­том референдума становится конкретный человек - кандидат на пост президента (Арабская республика Египет).

Существует два основных типа избирательных систем: мажоритарная (альтернатив­ная) и пропорциональная (представительная).

При мажоритарной системе для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны. Партии, собравшие меньшинство голосов никаких мандатов не получают. Мажоритарная система абсолютного большинства чаще используется на президентских выборах, где победитель должен получить больше по­ловины голосов (минимум 50 % плюс один голос). Если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены лишь два кан­дидата, получивших наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кан­дидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума). При системе относительного большинства (США, Великобритания, Канада, Франция, Япония и др.) для победы достаточно хотя бы на немного опередить других претендентов.

Преимуществом мажоритарной системы является сравнительная легкость формиро­вания правительства и его стабильность, поскольку парламентские мандаты распределяются в основном среди крупных партий-победителей. Мелкие партии отсеиваются. Как правило, между избирателями и депутатами, рассчитывающими на свое переизбрание, формируются устойчивые связи в конкретных округах. В то же время мажоритарная избирательная систе­ма существенно искажает картину предпочтений и волю избирателей. Партия, пользующаяся меньшей поддержкой избирателей, иногда одерживает верх над партией, получившей в це­лом по стране большинство голосов за счет победы в округах с меньшей численностью из­бирателей. Многое зависит от нарезания избирательных округов. Ограничивая доступ в де­путатский корпус небольших партий, мажоритарная система может ослаблять легитимность власти.

Пропорциональная избирательная система состоит в распределении мандатов пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными коалициями, что по­зволяет представлять интересы всех групп общества. Разнородные партии часто вынуждены вступать во временные коалиции, которые распадаются при обострении противоречий и создают правительственные кризисы. Политика правительства, сформированного на базе меж­партийной коалиции, отличается неуверенностью и непоследовательностью. Для большей стабильности партийных коалиций в ряде избирательных систем используют загради­тельные барьеры, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов ми­нимум голосов. Обычно он составляет три - пять процентов всех поданых голосов. В России с 2007 года - 7 процентов. Не преодолевшие заградительный барьер партии теряют право быть представленными в парламенте. Избиратель голосует за партийный список. Существу­ют три основных вида списков для голосования: жесткие списки, когда голосуют за партию в целом и кандидаты получают мандаты в той последовательности, в которой они представле­ны в партийных списках; полужесткие - в этом случае обязательно мандат получает канди­дат, возглавляющий партийный список, распределение же остальных полученных партией мандатов осуществляется в зависимости от полученных кандидатом голосов (преференций); свободные - распределение всех депутатских мест происходит в соответствии с преферен­циями избирателей.

Существуют различные модификации как мажоритарной, так и особенно пропорцио­нальной систем. Многие страны, стремясь максимально использовать достоинства каждой из них и смягчить их недостатки, применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая половина - по пропорциональной системе. Подобная избирательная система исполь­зовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993, 1995, 1999, 2003 гг. В по­следние десятилетия некоторые организации (ООН, партии «зеленых» и др.) используют консенсусную систему выборов. Она имеет позитивную направленность, т.е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемого для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений. Так, например, если на пост президента претендуют 5 кандида­тов, то голосующий определяет место каждого из них. За 1-е место дается 5бaллoв, за 2-е - 4, за 3-е - 3, за 4-е - 2, за 5-е - 1 балл. После голосования полученные баллы суммируются и по их количеству определяется победитель.

Ориентируя субъектов политики на определенный порядок борьбы за власть, различ­ные избирательные системы непосредственно определяют тип партийных систем и избира­тельных кампаний. Законы также могут влиять на характер партийных систем, накладывая, например, ограничения на деятельность немногочисленных партий, препятствуя допуску к выборам оппозиционных партий определенной направленности, разрешая насильственные действия по отношению к нелегальным партийным объединениям. Там, где действуют из­бирательные системы мажоритарного типа (определяя одного победителя по большин­ству полученных голосов), как правило, формируются двухпартийные системы или системы с одной доминирующей партией. Пропорциональные избирательные системы, напротив, давая шансы на представительство в органах власти большему числу поли­тических сил, инициируют создание многопартийных систем и партийных коалиций, облегчают возникновение новых партий.

Лидера и т.п. недопустима, она лишь оттолкнёт от политика большую часть людей. 2. PR и избирательные компании Избирательная кампания - система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. Избирательная кампания - сложное и многогранное понятие, которое можно...

И социал-демократическая рабочая партия, которые возникли на основе подпольных кружков в условиях отсутствия парламентаризма. Какие же функции выполняют партии в политической жизни современного общества? В работах известных специалистов по политическим партиям таких функций выделяется разное количество. Однако три из них в современной демократической политической системе осуществляет любая...

И территориальных общественных и некоммерческих организаций воздействие негативных аспектов этого феномена будет ослабевать, а позитивных – усиливаться. 2. Роль российских политических партий в современных условиях 2.1 Роль политических партий в российских региональных электоральных процессах В демократической политической системе партии выступают одним из главных акторов...

Обеспечения и траты денежных средств политическими партиями, но и стремится сделать этот процесс как можно более прозрачным.4.Особенности политических партий сегодняшней России. А. Становление многопартийности в России. Политическая жизнь России отличается нестабильностью и своеобразием. Страна переживает переходный период своей истории, главное содержание которого состоит в окончательном...

Понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведение выборов и определения результатов голосования. Термин “избирательная система” имеет и усеченный смысл: когда он употребляется применительно к порядку определения результатов голосования. В этом узком смысле различаются пропорциональная и мажоритарная избирательные системы. В рамках этих основных систем в каждой стране существуют весьма существенные особенности, часто устанавливающие по существу совершенно отдельную и неповторимую избирательную систему.

Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, в основе которой лежит принцип большинства (франц. majorite - большинство): избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того, какое это большинство (относительное, абсолютное или квалифицированное), система имеет разновидности. Ниже, я подробнее рассмотрю эти разновидности.

Уже на заре становления конституционного строя стали выдвигаться идеи пропорционального представительства политических объединений, при котором число мандатов, получаемых таким объединением, соответствует числу поданных за его кандидатов голосов. Практически пропорциональная система впервые была применена в Бельгии в 1889 году. К началу ХХ века насчитывались 152 ее разновидности. Ныне она существует в более чем 60 странах.

С начала прошлого столетия выдвигались компромиссные идеи, направленные на обеспечение хотя бы частичного представительства меньшинства - ограниченного вотума, системы единственного непередаваемого голоса, кумулятивного вотума, характеризуемые как полупропорциональные системы. Некоторые из них применяются сегодня, так как позволяют тем или иным образом уменьшить дефекты мажоритарной системы, не переходя к более или менее чистой пропорциональности.

В интересах соединения достоинств мажоритарной и пропорциональной систем и исключения, присущих каждой из них недостатков наряду с сочетанием обеих систем в одних странах в некоторых других стали применять систему единственного передаваемого голоса.

Установление той или иной избирательной системы есть результат субъективного выбора, который нередко определяется соотношением политических сил в законодательном органе. Те или иные способы определения итогов выборов часто оказываются более выгодными отдельным партиям, и естественно, что они добиваются включения в избирательное законодательство именно этих выгодных им способов. Например, в 1993 году Италия перешла от пропорциональной системы к смешанной, преимущественно мажоритарной системе, а Новая Зеландия, - наоборот, от мажоритарной к пропорциональной. Примечательно, что в обеих странах вопрос этот решался путем общенационального референдума.

Как мы уже знаем, в России существуют два основных вида избирательных систем: пропорциональная и мажоритарная.

Первая означает, что депутатские мандаты при выборах в парламент распределяются пропорционально поданным голосам, а вторая - распределение мандатов по избирательным округам на основе большинства поданных голосов (система абсолютного большинства, когда победителям является кандидат, получивший 50 % голосов плюс один от проголосовавших избирателей или система относительного большинства, когда победители становится тот, кто получил голосов просто больше, чем любой другой кандидат).

Мажоритарная система имеет одночленные избирательные округа, где побеждает простое большинство голосов. Так происходит в США, Великобритании, Канаде, Австралии и Новой Зеландии, Индии и Японии.

В одночленных округах есть преимущество, заключающееся в возможности объединения десятков мелких партий вокруг одной из двух - консервативной, или лейбористской, республиканской или демократической - традиционных партий.

В странах с пропорциональной избирательной системой используются многочленные округа, и места в парламенте распределяются пропорционально проценту полученных голосов в данном округе. В англо-американских одночленных округах победитель получает все места. В многочленных округах победитель получает только причитающийся ему процент голосов.

Пропорциональная избирательная система не дает партиям никакого вознаграждения за то, что эти партии будут держаться вместе. Более того, пропорциональное представительство поощряет даже раскол в партиях и движениях. На выборах 12 декабря 1993 года в Федеральное Собрание в России движение ”Демократическая Россия” выступило четырьмя малыми партиями.

Пропорционально-мажоритарные выборы в один тур при двухпартийной системе дают возможность партиям-лидерам поочередно подниматься на вершину государственной власти. Мажоритарные выборы в два тура позволяют самостоятельно выступать на первом этапе каждой, даже небольшой, партии, что создает условия для формирования многопартийности. Пропорциональная система голосования провоцирует честолюбивые устремления политических лидеров к созданию новых партий. Однако на выборах их намерения ограничиваются получением 5 и выше процентов голосов избирателей. Не набрав их, партия не имеет права быть представлена в парламенте. Многопартийная система России во всех этих отношениях находится еще в стадии формирования.

В российской литературе по правовым вопросам избирательной системы предлагалась следующая альтернатива. Дело в том, что, по мнению Вадима Белоцерковского: малочисленность состава партий и одновременно их многочисленность делает неизбежной их зависимость от номенклатурно-мафиозных кругов, от госвласти и связанных с нею коммерческих структур, к которым должны идти на поклон карликовые партии. Своими силами и деньгами им почти не возможно пробиться в парламент. В этих условиях большинство депутатов оказывается под жестким контролем указанных кругов и структур, и о демократии уже не может быть и речи. Народ в парламенте оказывается некому представлять. В этой ситуации выход из тупика могла бы дать система выборов по производственному принципу. То есть, когда депутаты выдвигаются и избираются на предприятиях, в учреждениях и объединениях работников - “единоличников” - фермеров, писателей, кустарей, адвокатов, частных предпринимателей. Иначе говоря, речь идет о возвращении к системе выборов первозданных Советов, но не классовой, а на общественной основе, чтобы все слои общества были представлены в законодательных органах власти. Частные предприниматели - пропорционально доле частного сектора в валовом продукте.

При выборах по производственному принципу у кандидатов и партий исчезает необходимость искать поддержки у властей и финансовых структур. Для избирательной кампании по месту работы кандидатам не потребуется ни копейки! Не менее важно также, что избиратели всегда будут хорошо знать, за кого они голосуют - ведь это будут их коллеги! - легко смогут контролировать избранных ими депутатов и отзывать, если депутаты станут защищать чужие интересы. При территориальных выборах избиратели округов, работая в различных местах, сорганизоваться для контроля над депутатами практически не способны. При выборах на производственной основе уже не будет иметь значения, сколько в стране партий, отпадает и проблема кворума избирателей. Невозможной сделается и фальсификация результатов.

Таким образом, выборы на обсуждаемой основе способны подорвать господство номенклатуры и мафии над законодательной властью, а вслед за нею - над исполнительной и судебной. Система выборов по производственному принципу уже хорошо отлажены в мире. Они применяются при формировании центральных правлений крупных концернов, имеющих много филиалов, правлений кооперативных объединений и федераций предприятий, принадлежащих работникам. В мире сейчас распространяется мнение, что везде партийно-территориальная система выборов втягивает в кризис, не отвечает современным понятиям о демократии и должна быть реформирована в направлении более прямого представительства различных социальных слоев.

Мажоритарная избирательная система

Мажоритарная избирательная система - один из видов избирательных систем, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются; применяется во многих странах, в том числе и в России.

Мажоритарная избирательная система имеет свои разновидности и состоит в следующем. Территория государства или предстательного органа разбивается на территориальные единицы - от каждой избирается чаще один, но порой два и более депутата. Каждый кандидат выдвигается и избирается в личном качестве, хотя при этом может быть обозначено, какую партию, движение он представляет. Если для победы кандидату надо набрать не только большинство голосов, но и не менее половины от числа избирателей, принявших участие в голосовании, то в этом случае принято говорить о мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства. Если считается победителем кандидат, набравший больше голосов, чем его соперники, и при этом неважно, сколько это составит от количества проголосовавших избирателей, такую систему принято называть мажоритарной избирательной системе относительного большинства. Если для победы необходимо определенное число голосов (например, 25, 30, 40% 2/3 от числа участвующих в выборах избирателей) - это мажоритарная избирательная система квалифицированного большинства.

Голосование по мажоритарной избирательной системе относительного большинства проводится в один, по другим разновидностям - в два тура. Во второй тур выходят два кандидата, получившие наибольшее число голосов, а победителем может считаться тот, кто набрал определенное число голосов либо больше голосов, чем соперник.

Плюсы мажоритарной избирательной системы в том, что она результативна - дает победителям; кроме того, голосование предметно - избиратель отдает предпочтение конкретному человеку; депутаты должны поддерживать постоянные связи с избирателями, надеясь на их поддержку при следующих выборах. Недостаток мажоритарной избирательной системы в том, что голоса избирателей, поданные за не победивших кандидатов, пропадают, а победитель в этом случае имеет поддержку иного явного меньшинства избирателей, т.е. можно говорить о низкой репрезентативности такого депутата.

В Российской Федерации для выборов в Государственную Думу с 1993 года применяется принцип сочетания пропорциональной и мажоритарной избирательной системы. При этом мажоритарная избирательная система выглядит так: установлено, что 225 (т.е. половина) депутатов Госдумы избираются на основе мажоритарной избирательной системы по одномандатным (один округ - один мандат) избирательным округам, образуемым в субъектах РФ на основе единой нормы представительства, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах РФ, число избирателей в которых меньше среднего числа избирателей, установленного Центральной Избирательной Комиссией для одномандатного округа. Для победы по округу надо набрать количество голосов больше, чем у других кандидатов, т.е. это мажоритарная избирательная система относительного большинства. Выборы считаются состоявшимися, если проголосовало не менее 25% зарегистрированных избирателей.

По мажоритарной избирательной системе проводились выборы половины депутатов Госдумы в 1993 и 1995 гг. Можно напомнить, что в 1993 г. в Совет Федерации также избирались депутаты - по два от каждого субъекта РФ. Использовалась мажоритарная избирательная система относительного большинства, с той разницей, что округ был двухмандатный; избирательным округом являлась территория каждого субъекта РФ. Что касается выборов представительных органов власти субъектов РФ, в 1993 г. им была дана возможность вводить и мажоритарную, и смешанную мажоритарно-пропорциональную систему. Однако во всех субъектах РФ выборы органов представительной власти проводятся по избирательным округам. Некоторые субъекты образовали одновременно два вида таких округов: обычные (по численности избирателей) и административно-территориальные (т.е. округом стал соответственно район или город, от него избран депутат в парламент субъекта РФ). На выборах в представительные органы местного самоуправления (т.е. собрания, думы городов и районов) депутаты избираются по мажоритарной избирательной системе. В то же время нередко вся территория является единым многомандатным округом. Однако каждого депутата избирают в личном качестве, что как раз и характерно для мажоритарной избирательной системы.

Мажоритарная система квалифицированного большинства

При этой системе избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший квалифицированное большинство голосов. Квалифицированное большинство устанавливается законом и, во всяком случае, превышает большинство абсолютное. Такая система чрезвычайно редка, поскольку еще менее результативна, чем система абсолютного большинства.

Например, в Чили Палата депутатов (нижняя палата парламента) избирается по двухмандатным избирательным округам. Партия, собравшая в округе 2/3 от общего числа действительных голосов. Получает оба мандата от округа. Если же такое большинство не получено ни одной из партий, мандаты передаются двум партиям, собравшим наибольшее число голосов.

До недавнего времени 65% голосов требовалось для избрания итальянских сенаторов, баллотировавшихся по одномандатным избирательным округам. На практике такого большинства, как правило, никто из кандидатов не получал, избирательные округа объединялись в масштабе области, а распределение мандатов производилось по правилам системы пропорционального представительства, рассматриваемой ниже. После апрельского референдума 1993 года в одномандатных округах по выборам в Сенат (такие округа предусматриваются и для выборов в Палату депутатов) установлена мажоритарная система относительного большинства.

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система - один из видов избирательных систем, применяемый во многих странах, в том числе и в России.

Пропорциональная избирательная система имеет много разновидностей, но суть ее состоит в следующем. Территория государства или представительного органа объявляется единым избирательным округом. Политические партии и движения, их союзы выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из таких списков. Победа в этом случае пропорциональна числу голосов, поданных за соответствующий список избирательного объединения, причем подсчет зачастую ведется лишь по спискам, набравшим более 5% (например, ФРГ, РФ; может быть и другой процент - в частности, 4% в Швеции, 3 - в Аргентине, 2 - в Дании, 1% в Израиле). Общее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании, делится на общее количество депутатских мандатов, замещаемых по пропорциональной избирательной системе. Получается избирательное частное. Так устанавливается, сколько партии, движения получили мест в представительном органе. Внутри списка мандаты получают кандидаты согласно их очередности, начиная от первого. Если список разбит на центральную часть и региональные группы, первыми проходят в парламент кандидаты из центральной части. Кандидаты из региональных групп получают мандаты пропорционально голосам избирателей, подданным за данный список в соответствующем регионе.

Плюсом пропорциональной избирательной системы является то, что голоса избирателей не пропадают (за исключением тех, которые отданы за список, не преодолевший 5%-ю планку). Минусом пропорциональной избирательной системы считают то, что здесь избиратель выбирает как бы абстрактных лиц - он знает чаще всего лидера партии, движения, нескольких активистов, но остальные ему неизвестны. Кроме того, избранные депутаты не имеют прямой связи с избирателями конкретного округа, как при мажоритарной системе. Для того чтобы учесть интересы избирателей, многие страны разбивают список на территориальные части. Некоторые страны отказались от связанных списков (когда избиратель голосует за список в целом) и перешли к системе свободных списков - избиратель вправе отдать предпочтение кандидатурам из списка партии, движения и даже дополнять список. Минусом пропорциональной избирательной системы многие депутаты, политики и исследователи считают и высокий процентный барьер.

Пропорциональная избирательная система применяется при выборах всего парламента (Дания, Португалия, Люксембург, Латвия), либо только нижней палаты (Австралия, Австрия, Бельгия, Польша, Бразилия), либо? состава нижней палаты (ФРГ, РФ).

В Российской Федерации пропорциональная избирательная система применяется на выборах половины -225 депутатов - Государственной Думы. Каждое избирательное объединение, блок может включить в федеральный избирательный список кандидатов в депутаты до 270 человек Возможно выделение в списки центральной части и распределение остальных кандидатов по регионам, состоящим из групп или отдельных субъектов РФ. В распределении депутатских мандатов участвуют только избирательные объединения, блоки получившие более 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. На выборах 1995 г. это были КПРФ, ЛДПР, движение «Наш дом Россия» и «Яблоко».

Избирательное частное - количество голосов избирателей, приходящееся на один депутатский мандат. В России используется при подсчете голосов и определении количества мест, предоставляемых получившим депутатские мандаты партиям и движениям, выдвинувшим свои избирательные списки при выборах в Государственную Думу по федеральному избирательному округу.

Медведев Алексей Григорьевич

Понятие избирательной системы и ее составляющие

Избирательная система - непременный элемент современной цивилизации, элемент любой демократии, которая вообще не может существовать без полномочного представительства, которое обеспечивает реальное участие населения в управлении делами общества и государства. Такое представительство, в свою очередь может быть демократическим лишь при условии его формирования самим обществом, самим народом. Представительская демократия сама по себе не решает все проблемы народовластия. Только в сочетании с непосредственной демократией она обеспечивает цивилизованное развитие общества, создает необходимые условия самореализации народа. И.с. является важнейшей формой прямой демократии, главная функция которой - формирование полномочного народного представительства. Характер избирательной системы непосредственно предопределяет основные характеристики представительской системы. Выборы - не только важная форма непосредственного участия населения в осуществлении государственной власти, не только акт избрания представителей народа к органам государственной власти. Это также средство его воспитания и самоорганизации. Наконец, это практическая реализация избирательного права граждан, эффективное средство перестройки современного общества. Исторический опыт убедительно свидетельствует о том, что серьезные изменения общественной жизни в целом и в отдельных его сферах (а в первую очередь - а политической) непременно касались избирательной системы, а в некоторых случаях ее радикальные изменения выдвигались на первый план. Существующая в настоящее время система отвечает потребностям становления украинской государственности и как такая нуждается в радикальных изменениях и обновлении. И.с. - совокупность юридических, организационных и других средств формирования представительских органов государственной власти и осуществления гражданами своих избирательных прав. Институт И.с. нашел свое законодательное выражение в Конституции Украины, законах о выборах к Советам народных депутатов разных ланок, о порядке отозвания депутатов народных советов. И.с. строится на таких конституционных принципах, как общее, ровное и прямое избирательное право при тайном голосовании, выдвижение кандидатов общественными организациями трудовыми коллективами, собраниями военнослужащих; свободное и всестороннее обсуждение качеств кандидата в депутаты; предвыборная агитация; проведение выборов на средства государства; обеспечение выборов по округам избирательными комиссиями; приказы избирателей; ответственность за нарушение законодательства о выборах и тому подобное. Различают несколько разновидностей И.с.: мажоритарная система (система большинства), пропорциональная система представительства политических партий и смешанная.

Избирательная власть - в некоторых странах официально признанная разновидность публичной власти - наравне с законодательной, исполнительной и судебной. Осуществляется она избирательным корпусом страны, то есть в специальных судебных или квазисудебных органах типа избирательных трибуналов, которые рассматривают споры, связанные с организацией и проведением выборов. В Украине такого института нет: их роль исполняют избирательные комиссии - от участковой к Центральной избирательной комиссии и суды - от районного в Верховный Суд Украины.

Избирательный участок - территориальная единица, созданная для проведения голосования и подсчета голосов на выборах к всех ланок советов народных депутатов. Организация и работа И. у. определяется законодательством о выборах. Так, например, в соответствии с Законом Украины "О выборах народных депутатов Украины" от 17 ноября 1993 года для проведения голосования и подсчета голосов на выборах народных депутатов Украины территория районов, городов, районов в городах, которые входят в избирательные округа, делится на И.у. И.у. образуются с количеством от 20 до 3 000 избирателей, а в необходимых случаях с меньшим или большим количеством избирателей.

Избирательный залог - денежная сумма, которую согласно законодательству ряда стран, в том числе и Украины, должен внести при регистрации кандидат в депутаты и которая возвращается ему лишь в том случае, если кандидат получит на выборах не менее пяти процентов голосов избирателей, которые приняли участие в голосовании. Залог, который не подлежит возвращению, засчитывается в государственный бюджет. В Украине И. з. вносится кандидатом в депутаты в размере пяти минимальных заработных плат.

Избирательная комиссия - орган, образованный для организации и проведения выборов к Советам народных депутатов. В Украине система избирательных комиссий включает Центральную избирательную комиссию по выборам народных депутатов Украины, окружные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии, - для проведения выборов народных депутатов Украины; областные, районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские избирательные комиссии; окружные и участковые избирательные комиссии - для проведения выборов депутатов местных советов. Центральная избирательная комиссия образуется Верховной Радой Украины по предоставлению соответствующих органов не позже как за 4 месяца до выборов в составе председателя, секретаря, и 11 членов комиссии. Срок ее полномочий - 4 года. Областные, районные, сельские В.к. образуются соответствующим Советом сроком на 4 года.

Избирательный округ - пространственная (национально-территориальная) единица образовался для проведения выборов к Советам народных депутатов. Количество И.о. зависит от состава соответствующих Советов. Нормы представительства и количество И.о. определяются законодательством о выборах. Да, Закон о выборах народных депутатов Украины трактует, что для выборов народных депутатов Украины образуется 450 одномандатных округов. Они образуются Центральной избирательной комиссией по предоставлению соответствующих Советов. От каждого В. о. избирается один народный депутат. Но округа образуются приблизительно с ровным количеством избирателей на все территории Украины.

Избирательное право имеет два значения: 1) совокупность юридических норм, которые регламентируют участие граждан Украины в выборах представительских органов власти, организацию и проведение выборов, взаимоотношения, между избирателями, депутатами и представительскими учреждениями; 2) право граждан избирать (активное избирательное право) и право быть избранными (пассив не избирательное право). Другими словами это субъективное право граждан. В.п. - один из важнейших институтов конституционного права Украины. Это совокупность конституционно правовых норм, которые регламентируют порядок организации и проведения выборов, условия участия граждан, в выборах представительских органов власти, взаимоотношения между депутатами и избирателями, порядок отозвания депутата избирателями.

Избирательный процесс в Украине осуществляется на таких принципах:

1) свободное и равноправное выдвижение претендентов и кандидатов;

2) гласность;

3) бесстрастие к кандидатам со стороны государственных органов, учреждений, организаций, органов местного и регионального самоуправления;

4) равенство возможностей для всех кандидатов;

5) свобода агитации;

6) контроль за источниками финансирования и расходами на выборную кампанию.

Избирательный процесс - установлена законодательством процедура, порядок организации и проведения выборов, один из элементов избирательной Системы предусматривает определенные этапы, стадии, несоблюдение которых может привести к нежелательным последствиям, - вплоть до кассации результатов выборов. Составляющими И.п. есть: 1) назначения выборов, которые могут быть дежурными, внеочередными (досрочными), повторными, а также вместо депутатов, которые выбыли. 2) Образования избирательных округов и избирательных участков, системы избирательных комиссий, - Центральной избирательной комиссии, окружных и участковых избирательных комиссий. 3) Составление списков избирателей, которое осуществляется участковыми избирательными комиссиями. 4) Выдвигание и регистрация кандидатов в депутаты, право на которых принадлежит субъекте непосредственно определенным законом. 5) Процессуальные действия, связанные с обеспечением гарантий деятельности кандидатов в депутаты и других участников избирательного процесса. 6) Проведение голосования. 7) Подсчет голосов и определение результатов выборов (голосование), причем во время подсчета голосов избирательная комиссия должна придерживаться определенной законом последовательности действий, должным образом оформлять соответствующие документы. 8) Однако описанная процедура может иметь свое продолжение, когда возникает потребность проведения повторного голосования повторных выборов и выборов депутатов вместо выбывших.

Виды выборов

Выборы - чрезвычайно многогранное общественное явление. Как отмечал немецкий государствовед Г. Майер, в общенациональном масштабе выборы - это самый массовый процесс, который знает право.

В зависимости от оснований можно различать несколько классификаций видов выборов.

По территориальному признаку выборы бывают:

1) общенациональные (общегосударственные), которые осуществляются на территории всей страны: выборы в Верховную Раду Украины, выборы Президента Украины;

2) местные (иногда их называют локальными, коммунальными, административными): выборы к представительским органам местного самоуправления (сельских, поселковых, городских, районных в городах, районных, областных советов и сельских, поселковых, городских председателей).

За объектом, который предусматривает органы или должности, к которым входят или на которых избираются представители народа, выборы можно классифицировать как:

1) выборы парламента - выборы в Верховную Раду Украины;

2) выборы на должность Президента Украины;

3) выборы представительского органа территориальной автономии - выборы Верховной Рады Автономной Республики Крым;

4) выборы представительских органов самоуправления городских, сельских, поселковых, городских, районных в городах, районных, областных советов;

5) выборы на должности сельских, поселковых, городских председателей.

По времени проведение выборы разделяют на:

1) дежурные. Выборы, которые проводятся в период окончания срока полномочий (легислатуры), предусмотренного Конституцией и законами Украины для функционирования определенного вида выборного органа или должности;

2) внеочередные или досрочные. Выборы, которые проводятся в случае досрочного прекращения срока полномочий, предусмотренного Конституцией Украины и законами Украины для функционирования определенного вида избирательного органа или должности;

3) повторные. Выборы, которые проводятся в случаях, когда выборы в избирательном округе признаны недействительными или такими, которые не состоялись;

4) выборы вместо депутатов, председателей (сельских, поселковых, городских советов), которые выбыли. Выборы, которые проводятся в одномандатных избирательных округах в случае потери депутатского мандата или досрочного прекращения полномочий депутата или сельского, поселкового, городского председателя на основаниях и в порядке, предусмотренных Конституцией Украины и законами Украины;

5) выборы, которые проводятся в случае образования новой административно-территориальной единицы.

По количественному признаку участия избирателей выборы бывают:

1) общими, основными, когда в них за законом имеют право принимать участие все избиратели государства;

2) частичными (дополнительными), когда пополняется состав Верховной Рады Украины, местных советов, в случае досрочного выбытия некоторых депутатов, или признания, выборов, недействительными.

Учитывая правовые последствия выборы разделяют на:

1) действительные - это выборы, проведенные в порядке, определенном Конституцией Украины и соответствующем избирательном законе;

2) недействительные - выборы, в ходе которых имели место нарушения избирательного законодательства, которые повлияли на итоги выборов.

Виды избирательных систем

Избирательная технология - это механизм, система средств и методов организации и проведения выборов, основа избирательной системы любой страны.

За порядком определения результатов выборов различают такие избирательные системы:

1) мажоритарная;

2) пропорциональная;

3) смешанная.

Мажоритарная система

Мажоритарная система является самой старой среди избирательных систем. Название ее происходит от французского majorite, что означает "большинство". Мажоритарной считается система определения результатов выборов, благодаря которой депутатские мандаты (один или несколько) от округа получают только те кандидаты, которые получили установленное законом большинство голосов, а все другие кандидаты считаются неизбранными. У 83 стран мира применяется мажоритарная система, в том числе США, Франции, Великобритании, Канаде. В зависимости от того, как определяются большинство голосов, необходимое для избрания кандидата, различают:

1) мажоритарную систему абсолютного большинства; 2) мажоритарную систему относительного большинства; 3) мажоритарную систему квалифицированного большинства.

При применении мажоритарной системы избирательные округа чаще всего бывают одномандатными. Реже случается вариант многомандатных округов. В одномандатных округах голосуют, как правило, персонифицировано, во многомандатных - как за определенные лица, так и по партийным спискам. Многомандатные округа есть в Японии, США, России, в настоящий момент уже и в Украине.

Мажоритарная система относительного большинства (или простого большинства, или "первый избирается на должность") является самой простой разновидностью мажоритарной системы. При условиях ее внедрения избранным считается кандидат, который получил наибольшее количество голосов избирателей. Эта система достаточно результативна. При условиях одинакового количества набранных голосов двумя или больше кандидатами, что бывает очень редко, законодательством традиционно используется процедура жеребьевки. При этой системе голосование происходит в один тур. Как правило, не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании.

Недостатком мажоритарной системы относительного большинства является то, что она не дает возможность учитывать интересы всех избирателей округа, потому что кандидат может быть избранным абсолютным меньшинством избирателей, хотя и относительным их большинством на момент голосования, при таких условиях голоса избирателей, которые голосовали против избранного кандидата, пропадают. Эта система также фактически аннулирует средние и малые партии. С принятием нового массива избирательного законодательства в настоящее время в Украине внедряется мажоритарная система относительного большинства частично на парламентских, полностью на местных выборах. В соответствии с ч. 2 в. 1 Закона Украины "О выборах народных депутатов Украины", 225 депутатов парламента избираются в одномандатных избирательных округах на основе относительного большинства. В соответствии со ст. 2 Закона Украины "О выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских председателей" выборы депутатов сельского, поселкового, городского, районного в городе совета проводятся по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам, на которые разделяется вся территория соответствующего села, поселка, города, района, в городе. Согласно ст. Из данного Закона, выборы сельского, поселкового, городского председателя проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по единственному одномандатному избирательному округу, пределы которого совпадают с пределами села, поселка, города. Также в соответствии со ст. 4 данного же Закона выборы депутатов районного совета проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по многомандатным избирательным округам, пределы которых отвечают пределам соответствующих сел, поселков, городов районного значения, которые являются административно-территориальными единицами, которые входят в этот район. Выборы депутатов областного совета проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по многомандатным избирательным округам, пределы которых являются в то же время пределами районов и городов областного значения, которые входят в эту область.

Напротив отмеченной мажоритарная система абсолютного большинства для избрания кандидата требует собрать больше половины голосов избирателей, то есть действует формула 50 % + 1 голос. Производная от этого количества голосов избирателей может быть разной: 1) общее число зарегистрированных избирателей; 2) общее число избирателей, которые принимали участие в выборах (получили избирательные бюллетени); 3) общее число избирателей, которые принимали участие в голосовании. При применении этой системы, как правило, обязательный нижний порог участия в голосовании. Также иногда устанавливают минимум количества голосов избирателей, набирание которых является тоже условием избрания кандидата.

Преимущество отмеченной системы - в ее потенциальном демократизме: она учитывает интересы большинства избирателей, хотя голоса избирателей, поданных против, опять же теряются. Недостатком системы является не ее результативность. Голосование по этой системе предусматривает, как правило, повторное голосование или повторные выборы. Поскольку активность избирателей во втором туре заметно снижается, законодательство часто не устанавливает никаких барьеров, которые имеют место при первом туре голосования. Иным способом, которым преодолевается не результативность системы абсолютного большинства уже в первом туре выборов, есть альтернативное голосование (преференциальное, или абсолютное голосование), при каком избирателе голосуют за одного кандидата, но указывают при этом порядок своих преимуществ для других. Если ни один из кандидатов не получает абсолютное большинство при первом подсчете, то тот, который получил наименьшее количество голосов, исключается из списка и подсчитываются соответствующие вторые позиции в системе. Эту операцию повторяют до тех пор, пока один кандидат не наберет абсолютное количество в результате этих превращений голосов. Такая система внедрена в Австралии при выборах Палаты представителей.

В Украине, как известно, еще и недавно, в том числе на парламентских и местных выборах, для подсчета голосов на выборах применялась мажоритарная система абсолютного большинства. Отныне эта система сохранена только на выборах Президента Украины.

Мажоритарная система квалифицированного большинства предусматривает, что избранным считается кандидат (или список кандидатов), который получил определенное, квалифицированное большинство голосов избирателей. Квалифицированное большинство устанавливается законодательством и, как правило, превышает большинство абсолютное. Эта система применяется совсем изредка в практике выборов. Основная причина этого заключается в не ее результативности. До 1993 г. она действовала в Италии при выборах Сената, также применяется в Чили.

Пропорциональная система

Вторым видом избирательных систем является пропорциональная система. Впервые она внедрена в 1889 г. в Бельгии, а теперь 57 стран используют эту систему, в том числе Израиль, ФРГ, Испания, Италия, Португалия.

При пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между партиями пропорционально количеству голосов избирателей, собранных каждой из них в пределах избирательного округа. При применении этой системы округи всегда многомандатные.

Есть два пути создания избирательных округов при применении пропорциональной системы подсчета голосов. Наиболее распространенный способ, когда пределы избирательных округов совпадают с пределами административно-территориальных единиц. Реже применяют способ, когда территория всего государства составляет единственный избирательный округ.

За влиянием избирателей на расположение кандидатов в списке для голосования различают следующие виды пропорциональной системы:

1) с жесткими списками;

2) с преференциями;

3) с полужесткими списками. При применении жестких списков избиратель голосует за список партии, что он избирает, в целом. В избирательном бюллетене указываются только названия, эмблемы партий, иногда определенное количество первых кандидатов в партийных списках. Система жестких списков практикуется в Испании, Португалии, Израиле, России, Украине.

При применении системы преференций (в переводе значит "преимущество") избиратель не просто голосует за списки партии, которая избирает, но и делает пометку напротив номеру того кандидата в кандидатском списке от партии, которому он отдает свой голос. Таким образом, избирается тот, кто получил наибольшее число преференций, в случае равенства количества преференций у нескольких кандидатов от партии преимущество отдают тому, кто занимает высшее место в партийном списке. Система преференций практикуется в Финляндии, Бельгии, Нидерландах.

Система полужестких списков предусматривает возможность для избирателя голосовать:

1) за список в целом;

2) определять преференции, заметив или вписав фамилии одного или нескольких кандидатов. В первом случае голоса избирателей подсчитываются по системе жестких списков, во втором - по системе преференций. Эта система практикуется в Швейцарии, Австрии, Италии.

Пропорциональная система с жесткими списками имеет свои преимущества: при голосовании избирается, прежде всего, политическая платформа и программа будущей деятельности партии; данная система проще всего по форме осуществления и самая дешевая. Недостатком ее является то, что партийный список может "вытянуть" в депутаты, сенаторы, и тому подобное неизвестных, некомпетентных, непопулярных политиков. В отличие от этого, система преференций дает возможность расширить сферу волеизъявление само избирателей, потому что голосуют и списки, и персоналы". 1 в этом ее преимущество, однако недостатком является, так сказать, мажоритарная - избиратель ориентируется больше на отдельные политические личности, а не на интересы и задания партии в целом. Внедрение системы с полужесткими списками вызвано необходимостью преодолеть изъяны системы жестких списков и преференций.

Общей, так сказать, "обременительным" обстоятельством при внедрении пропорциональной системы является достаточно сложная система обсчета голосов избирателей. Это более или менее сложный математический обсчет требует двухэтапной операции. На начальной стадии каждый список получает столько мест, сколько раз он отвечает избирательному коэффициенту. Поскольку количество мест, отведенных для отдельного списка, является общим количеством голосов, полученных по этому списку, всегда остаются несколько голосов. Эти голоса являются остатком (или избытком), который учитывается вплоть до логического завершения распределения голосов избирателей. Избирательный коэффициент (избирательная квота, избирательный метр) - это делитель, который используется для признания количества мест, которые получит каждый список во время распределения. Чаще всего используют простой коэффициент, который получается после голосования путем деления в каждом округе отдельно общего количества поданных голосов на количество мест на замещение (заполнение). Существуют другие виды коэффициентов: коэффициент Хегенбаха-Бишоффа, стандартный коэффициент, коэффициент снижения, двойной коэффициент, избирательный коэффициент.

Распределение избытков (остатки) проводится двумя основными методами:

1) метод наибольших избытков включает распределение мест по списку, который имеет наибольшее количество непредставленных голосов, отложенных от первого распределения, и так далее, пока все места не будут распределены.

2) метод наибольшего среднего - метод, путем которого общее количество голосов, полученных по списку, делится на количество мест, уже полученных по этому списку, плюс одно фиктивное место. Список, который таким образом получает больше всего среднее, получает следующее место и так далее, пока все места не будут распределены.

Существуют другие методы обсчет избытков: метод д"Хонта, метод Сен-лапо, модифицированный метод Сен-лапо.

С целью предотвращения быстрого роста количества мелких, непредставительских партий при пропорциональных системах выборов внедряют избирательный порог, который заключается в том, что для участия в распределении мест после голосования допускаются только те партийные списки, которые набрали определенный, установленный в законодательстве процент голосов. Эти пороги бывают разные, например в Нидерландах - 0,67, Израиле - 1, Швеции, России, Германии, - 5, Лихтенштейне - 8, Турции - 10 %. В Украине по новому парламентскому избирательному законодательству - 4 %.

Смешанная система

Существует достаточно широкий спектр смешанных систем, которые являются сочетанием мажоритарной и пропорциональной систем. По крайней мере 20 стран мира применяют их. Смешанные выборы системы применяются, как правило, в тех странах, где идет поиск и становление избирательных систем или необходимо достичь компромисс между принципом представительства в парламенте разных политических сил и стабильностью сформированного ими правительства.

Иногда смешанные системы внедряются в модифицированном виде с преимуществом той или другой избирательной системы.

Избирательными системами, которые предоставляют преимущество мажоритарному методу голосования при применении и пропорционального голосования выступают следующие смешанные системы:

1) система с единственным голосом, который не допускает передачи. Содержание ее заключается в том, что во многомандатном избирательном округе избиратель голосует за одного кандидата, а не за список кандидатов от партии. Это практикуется в Японии, Китае;

3) кумулятивное голосование предусматривает, что избиратель имеет столько голосов, сколько мандатов в округе, и может ее распределить между всеми кандидатами, а может и отдать все свои голоса за только одного из кандидатов.

Существует и смешанная система, которая использует преимущественно модифицированную пропорциональную систему представительства.

Система с единственным голосом, который передается, предусматривает, что избиратели голосуют за одного кандидата независимо от числа мандатов в избирательном округе, но при этом выражают преимущество и относительно других кандидатов.

Самым простым вариантом смешанной избирательной системы является параллельное комбинирование: определенная часть представительского органа избирается за мажоритарным, другая - по пропорциональному принципу. Примером является парламент Германии, где нижняя палата - Бундестаг - наполовину избирается по мажоритарной системе, а наполовину - за пропорциональной. Такие же факторы положенные в основу избрания парламентов Литвы, Грузии, Словении, Болгарии.

В Украине также парламент избирается на основе общего, ровного и прямого избирательного права путем тайного голосования за смешанной мажоритарно пропорциональной системой. Всего избирается 450 депутатов. Из них 225 - в одномандатных избирательных округах на основе относительного большинства, а 225 - за списками кандидатов в депутаты от политических партий, избирательных блоков партий во многомандатном общегосударственном избирательном округе на основе пропорционального представительства.

Главным регулятором выборов является избирательная система, т.е. совокупность правовых норм, которые определяют организацию и проведение выборов, способы подведения итогов голосования и распределения депутатских мандатов. Наиболее распространенными типами избирательных систем являются мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представительная). При мажоритарной системе избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей округа или всей страны. В зависимости от того, какое большинство требуется, мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум 50%

плюс один голос), и системы относительного большинства (США, Великобритания, Канада, Франция, Япония и др.), где для победы достаточно просто опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов. В нем участвуют лишь два кандидата, получившие наибольшее количество голосов.

Мажоритарная система имеет свои достоинства и недостатки. К числу первых относятся:

Формирование победившей на выборах партией, имеющей большинство в парламенте, стабильного правительства;

Наличие прочных связей между избирателями и депутатами, которые складываются во время избирательной кампании. Поскольку депутаты непосредственно избираются гражданами определенного округа и обычно рассчитывают на свое переизбрание, то они больше ориентируются на свой электорат, его проблемы и интересы.

Существенными недостатками мажоритарной избирательной системы являются:

Она не дает в парламенте адекватного представления о расстановке политических сил в стране, так как не все политические партии в нем оказываются представленными. Тем самым не обеспечивается реализация принципа всеобщности избирательного права;

Она искажает реальную картину предпочтений и воли избирателей, так как возможна ситуация, когда партия, получившая на выборах меньшее количество голосов, чем ее соперники, имеет в парламенте большинство депутатских мест;

Ограничивая доступ в депутатский корпус представителей меньшинств, в том числе небольших партий, мажоритарная система может ослаблять легитимность власти, вызывать у власти недоверие к политическому строю.

Наиболее распространенной является пропорциональная избирательная система. Например, она применяется в 10 из 12 стран ЕС (за исключением Англии и Франции), используется в большинстве стран Латинской Америки. Ее суть состоит в распределении мандатов пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными коалициями на выборах. Проводимые по этой системе выборы являются строго партийными. Избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за партийный список, а значит, за программу конкретной партии. Распределение мандатов предполагает определение избирательной квоты, т.е. числа голосов, необходимых для избрания одного депутата. Она устанавливается следующим образом: общее число поданных по данному округу (стране) голосов делится на число депутатских мест в парламенте. Места между партиями распределяются делением полученных ими голосов на квоту.


К достоинствам пропорциональной избирательной системы относятся:

Обеспечение более адекватного реальности представительства политических сил на парламентском уровне. В результате создается возможность принятия законодательных и административных решений, в большей степени учитывающих интересы отдельных социальных и политических групп;

Стимулирование развития политического плюрализма, многопартийности.

Применение пропорциональной избирательной системы имеет и недостатки:

Ослабевает связь между избирателями и парламентариями, поскольку голосование идет не за конкретных лиц, а за политические партии;

Списки кандидатов в депутаты составляются чаще всего партийным аппаратом, что позволяет оказывать давление на кандидатов;

Пропорциональная система приводит к представительству в парламенте различных политических сил, что создает сложности при формировании правительства. Отсутствие доминирующей партии делает неизбежным многопартийные коалиции, основанные на компромиссе между партиями с различными целевыми установками. Поскольку он непрочен, коалиции часто распадаются при изменении ситуации. В результате возникает перманентная правительственная нестабильность.

Для преодоления недостатков пропорциональной системы существуют различные способы. Один из них - "заградительные барьеры" или процентные оговорки, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от двух (Дания) до пяти (Германия) процентов всех поданных голосов. Партии, не набравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата. Для ослабления влияния партийного аппарата на составление партийных списков существует практика персональных преференций (от лат. - предпочтений), когда избиратель, отдавая голос за партийный список, отмечает конкретное лицо, которое предпочитает. Это учитывается при окончательном распределении мандатов. Используется и панаширование, когда избирателю разрешено голосовать за кандидатов из различных партийных списков.

Для максимального учета достоинств и смягчения недостатков обеих избирательных систем применяются смешанные системы. Они сочетают элементы мажоритарной и пропорциональной систем. Так, в Германии одна половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая половина - по пропорциональной системе.



Рассказать друзьям