Менеджер: основные обязанности. Менеджер по работе с клиентами

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Должностная инструкция менеджера по работе с клиентами призвана обозначить требования к кандидату на эту должность, круг выполняемых сотрудником должностных обязанностей и другие существенные нюансы работы в указанной должности. О том, как грамотно подготовить должностную инструкцию для менеджера по работе с клиентами, расскажем в статье далее.

Чем занимается менеджер по работе с клиентами

Так как в общем употреблении словосочетание «менеджер по работе с клиентами» появилось относительно недавно, может показаться, что это разновидность современных профессий. Однако если разобраться, чем занимается такой менеджер, станет понятно, что подобные профессии существуют давно.

Основная трудовая функция менеджера по работе с клиентами заключается в удовлетворении запросов потребителей в определенной сфере услуг. Таким образом, можно выделить 2 ключевых момента:

  1. Менеджер по работе с клиентами — это работник сферы услуг.
  2. Основное трудовое время данного сотрудника посвящено общению с людьми.

Поскольку сфера услуг достаточно обширна, должностные обязанности менеджера по работе с клиентами неоднородны и зависят от области обслуживания населения, в которой он трудится. Такие специалисты требуются, к примеру, в торговле, рекламной деятельности, гостиничном бизнесе и т. д. Соответственно, и при разработке должностной инструкции менеджера по работе с клиентами необходимо отталкиваться от специфики работы предприятия, чтобы определить круг должностных обязанностей как можно более конкретно.

Структура должностной инструкции менеджера по работе с клиентами

По своей структуре должностная инструкция для менеджера по работе с клиентами должна соответствовать принятой для подобного рода документов форме. Следовательно, готовя ее, целесообразно придерживаться такой последовательности:

  1. Колонку справа вверху на первой странице нужно посвятить информации об утверждении и согласовании документа. В связи с этим после слова «Утверждено» необходимо вписать дату этого события и должность руководителя, утвердившего инструкцию, а также проставить подпись этого начальника с расшифровкой. Ниже, после слова «Согласовано» нужно перечислить должности руководителей структурных подразделений организации, участвовавших в подготовке данной должностной инструкции, и собрать их подписи с расшифровками.
  2. Продолжается должностная инструкция разделом с общими положениями, который включает в себя:
    • список требований к кандидату на должность менеджера по работе с клиентами (возраст, образование, опыт работы и т. д.);
    • перечень законодательной и внутренней документации предприятия, с которой должен быть знаком сотрудник;
    • правила приема и увольнения работника, а также замещения его на время отсутствия;
    • место должности менеджера по работе с клиентами в общей штатной структуре организации и указание на непосредственного начальника работника.
  3. Затем идет раздел о трудовой деятельности сотрудника, который является ключевым в должностной инструкции и содержит перечень должностных обязанностей и прав работника. Чем полнее и конкретнее будет этот перечень, тем проще и эффективнее будет работать сотрудник. Именно поэтому при работе над этим блоком важно четко определить круг должностных функций менеджера по работе с клиентами, объективно исключив лишнее и не пропустив нужное. Если перечень должностных обязанностей работника объемен, то возможно деление раздела на два, первый из которых описывает его обязанности, а второй — права.
  4. Также в должностной инструкции нужно определить рамки ответственности работника за ненадлежащее выполнение обязанностей. Важно при этом иметь в виду, что трудовое законодательств запрещает усугублять меру ответственности сотрудника по сравнению нормами, предусмотренными в Трудовом кодексе.

Завершается должностная инструкция отметками об ознакомлении с ней работника (правда, в некоторых организациях для этих целей заводят специальный журнал).

Типовые требования к кандидату на должность менеджера по работе с клиентами

Основные требования, предъявляемые к кандидату на должность, — это те качества, которые помогут новому сотруднику быстро адаптироваться и начать эффективно работать. В первую очередь это соответствующее образование и опыт работы. Поскольку трудовые функции менеджера по работе с клиентами не требуют каких-либо узкоспециальных знаний, работодатель, как правило, желает видеть на этой должности человека со средним либо высшим (неоконченным высшим) образованием. Приветствуется наличие сертификата о прохождении специальных курсов. Опыт работы заявляется по желанию нанимателя: в одних случаях требуется 3-5 лет работы по определенному направлению, в других — могут быть приняты даже студенты.

Особенное значение при отборе кандидатуры на должность менеджера по работе с клиентами имеют лишь личные качества соискателей. Так, менеджер по работе с клиентами должен быть:

  • общительным, с навыками ведения переговоров;
  • способным принимать решения вообще и в нестандартных ситуациях в частности;
  • эрудированным;
  • опрятным.

Кроме того, работодатель может потребовать от соискателя умения обращаться с офисной и вычислительной техникой, знать определенные компьютерные программы, владеть иностранным языком на разговорном уровне.

Стандартный круг должностных обязанностей менеджера по работе с клиентами

Круг должностных обязанностей менеджера по работе с клиентами очень сильно зависим от направления деятельности организации, в которой придется трудиться специалисту. К общим, наиболее часто встречающимся, обязанностям менеджера по работе с клиентами можно отнести:

  1. Выявление потенциальных клиентов, их поиск.
  2. Анализ потребностей, благонадежности и платежеспособности клиентов.
  3. Ведение переговоров с клиентами, знакомство их с продукцией или услугами, предоставляемыми организацией.
  4. Контроль за наличием ассортимента продукции и демонстрационных образцов.
  5. Разработка методик поиска клиентов и схем общения с ними.
  6. Поддержание постоянных бизнес-контактов с клиентами.
  7. Консультирование клиентов, оформление необходимой документации.

Должностные права работника тесно связаны с его обязанностями и должны быть направлены на облегчение выполнения трудовых задач. К примеру, к должностным правам менеджера по работе с клиентами можно отнести:

  1. Право самостоятельно определять формы работы с клиентами.
  2. Право распоряжаться денежными средствами на представительские расходы.
  3. Право получать информацию от руководства, имеющую отношение к выполняемой сотрудником работе.
  4. Право предлагать варианты оптимизации рабочего процесса по указанному направлению.

Процедура разработки и утверждения должностной инструкции

Обычаями делового оборота принята определенная процедура разработки и утверждения должностной инструкции. Конечно, каждый руководитель вправе самостоятельно установить правила подготовки внутренних документов организации (в том числе и должностных инструкций), однако практика показывает целесообразность и оптимальность следующего подхода:

  1. Разрабатывается проект должностной инструкции, который, проходя этап согласования, правится и корректируется сотрудниками различных служб организации: юридической службы, отдела кадров, планово-экономического отдела, службы, где предстоит работать сотруднику, для должности которого разрабатывается инструкция, и т. д. Этот момент очень важен, так как позволяет выявить необходимые запросы и потребности структур предприятия в отношении должностных правомочий определенных штатных единиц, в том числе и менеджера по работе с клиентами.
  2. После согласования проект должностной инструкции предлагается руководителю организации для утверждения. Руководитель при необходимости вносит свои исправления в документ, после чего подписывает инструкцию в окончательном виде.

Таким образом, разработка и принятие должностной инструкции для менеджера по работе с клиентами требует комплексного подхода и учета специфики работы организации, в которой предполагается использовать навыки указанного специалиста. Ведь от правильной его работы зависит число клиентов компании — а значит, и ее прибыль.

Для того чтобы работать с людьми нужно обладать определённым набором личных и профессиональных качеств. Такая работа должна быть направлена на вполне определённую цель – привлечь клиентов в компанию. Для достижения максимальной прибыли для компании, менеджер по работе с клиентами должен уметь уловить настрой клиента и предложить ему то, в чём он больше всего нуждается.

Чтобы улучшить профессиональные навыки своих менеджеров, уважающие себя компании, отправляют своих сотрудников на различные тренинги. И конечно же, в обязательном порядке, определяют круг обязанностей и ключевых навыков менеджеров, а именно подробно описывают должностные обязанности менеджера по работе с клиентами.

Кто такой менеджер

Само название «менеджер по работе с клиентами» уже содержит вполне понятное определение круга обязанностей такого сотрудника. Это специалист, основной обязанностью которого является контакт с заказчиками, разъяснение ему сути продукции и услуг, предлагаемых компанией с целью последующей реализации последних.

От того, насколько грамотны и подкованы ваши менеджеры, контактирующие с покупателями напрямую, зависит имидж вашей фирмы и её прибыль. Совершенно очевидно, что это та ключевая фигура в структуре компании, от которой зависит, будет ли удовлетворён клиент и станет ли он обращаться к вам в следующий раз, и будет ли рекомендовать вас своим знакомым.

Нужно чётко определить, что делает менеджер по работе с клиентами.

Обязанности и права

Сфера обязанностей менеджера может быть самой разнообразной и в большей степени зависит от направления деятельности фирмы, её структуры. Поэтому внизу будут приведены общие права и обязанности, которые присущи менеджерам в целом, а при необходимости можно добавить те функции, которые необходимы вам.

  1. Сотрудник, замещающий должность, обязан искать клиентов любыми доступными коммуникационными каналами. Для этого он должен проводить анализ рынка, выявлять целевую аудиторию и мониторить конкурентов.
  2. Привлечение заказчиков путём формирования интереса к компании и реализуемой её продукции.
  3. Обработка входящего трафика звонков, электронной почты, визитов. Анализирует потребности потенциальных клиентов и пытается понять, почему клиенты позвонили именно в вашу фирму.
  4. Собственно проведение самой сделки. Продажа товара или услуги и дальнейший контроль поставки товара или оказания услуги. Оформление всего перечня сопроводительной документации.
  5. Клиентоориентированность, то есть желание сформировать у покупателей желание обратиться в компанию вновь.
  6. Менеджер должен качественно ориентироваться в предлагаемых компанией продуктах и услугах. Кроме того, он должен представлять услуги и продукты лучше, чем менеджеры в конкурирующих фирмах.

Читайте также: Должностные обязанности главного бухгалтера


Должностная инструкция

Вся широта требований к функционалу менеджера по клиентам описана в таком документе, как должностная инструкция менеджера по работе с клиентами.

Этот документ представляет собой подробно расписанные обязанности и полномочия сотрудника. Кроме того, в этом документе обязательно указывается возможная ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Общие положения

  1. Менеджер является руководящим звеном компании.
  2. Менеджер должен обладать знаниями в области экономики, основ маркетинга, полный спектр предлагаемых компанией товаров и услуг.
  3. Уметь составлять бизнес-план, коммерческие предложения и договоры.
  4. Уметь устанавливать деловые контакты.
  5. Знать этикет, установленный для общения с клиентами.
  6. Ориентироваться в основах психологии и теории общения.
  7. Назначение и снятие с должности происходит путём издания приказа руководителем компании.
  8. Во время отсутствия данного сотрудника все его функции и обязанности исполняет лицо, назначенное руководителем.

Должностные обязанности

  1. Осуществление анализа целевой аудитории и выявление потребностей.
  2. Разработка методов поиска потенциальных клиентов и составление схем общения с ними.
  3. Осуществление поиска клиентов различными методами.
  4. Прогноз деловой надёжности выявленных клиентов и их обеспеченность.
  5. Организация и проведение подготовительных переговоров, уточнение их потребностей и подготовка оферты.
  6. Работа с возражениями клиентов.
  7. Заключение договоров от имени фирмы.
  8. Поддержание контактов со всеми наличествующими клиентами.
  9. Разработка индивидуальных предложений для перспективных заказчиков.
  10. Налаживание обратной связи с покупателями (учёт жалоб и предложений).
  11. Формирование клиентской базы.
  12. Анализ и учёт работы конкурентов.

Менеджер по работе с клиентами – это штатная единица, которая одинаково часто встречается, как в крупном бизнесе, так и в малом его сегменте.


Для каждого рынка существует определенный уровень требований к набору компетенций менеджеров по работе с клиентами. Сегодня специалисты этого профиля должны иметь преимущественно высшее образование в областях экономики, юриспруденции или менеджмента. Узкоспециализированные предприятия широко приветствуют наличие профильного образования – компании, торгующей металлопрокатом, выгоднее принять в штат менеджера с инженерным образованием.


Анализ вакансий крупных компаний демонстрирует возрастающий интерес к специалистам, окончившим курсы повышения квалификации в области эффективного бизнес-управления.


Малый и средний бизнес по-прежнему с радушием принимает менеджеров, имеющих средне-специальное образование и минимальный набор компетенций. Основным критерием отбора являются скорее коммуникативные навыки. Проще говоря, если специалист умеет вести диалог, обладает даром убеждения и мотивирован на заработок, то вероятнее всего, работодатель примет такого специалиста на работу.


Дополнительным плюсом для претендента на должность менеджера по работе с клиентами будут оконченные курсы , маркетингу, PR, риторике и пр.

Должностные обязанности

Чаще всего обязанности менеджера по работе с клиентами связаны с заключением новых сделок и увеличением продаж. Именно по этому критерию работодатель оценивает эффективность работы специалиста.


Большим преимуществом является наличие у претендента опыта работы в сфере продаж по профилю работы компании, а также действующей клиентской базы. Под базой надо понимать не столько перечень потенциальных адресатов услуг с их координатами, сколько налаженные взаимоотношения с людьми, отвечающими за заключение сделок.


Нередко, чтобы получить место в конкретной компании, претенденты вначале устраиваются на работу в организацию, работающую в той же сфере, но находящуюся ниже желаемого работодателя. Там формируется опыт и налаживаются отношения с клиентами.


Однако не всегда работодатель возлагает на менеджера по работе с клиентами обязанности по продаже продукции. Под этой должностью могут скрываться функции координатора по взаимодействию с клиентами. Чаще всего такие специалисты привлекаются компаниями по IT-продукции, софту, бухгалтерским и юридическим услугам. Представители компании не работают на рынке продаж, а только лишь предоставляют услуги и обеспечивают бесперебойную работу продукта.

Зарплатные ожидания

В зависимости от величины предприятия и региона зарплата менеджера по работе с клиентами очень разнится. В целом, специалист этой должности имеет средний заработок рядового офисного служащего.


Чаще всего зарплата работника этого профиля формируется из минимальной ставки, которую специалист получает гарантировано, и процента от заключенных сделок. Именно эта плавающая часть дохода является для специалистов основной. Отсутствие верхней планки в зарплате чаще всего привлекает в сферу работы с клиентами студентов заочной формы обучения, молодых специалистов, а также людей, заинтересованных в непродолжительном, но быстром заработке.


Работодатели с пониманием относятся к тому, что менеджеры по работе с клиентами – это специалисты, которые часто меняют места работы, поэтому по-настоящему ценных работников, готовы мотивировать доплатами.

Перепрофилирование

Успешные менеджеры по работе с клиентами далеко не всегда являются выходцами из сферы розничных прямых продаж. Крупный бизнес часто «создает» таких специалистов из работников компании, четко знающих сильные стороны предприятия, способных выгодно представить его третьим лицам.


В качестве менеджера по работе с клиентами могут выступать бывшие аналитики, привлеченные советники и консультанты, работники PR-служб, помощники руководителя и пр.


По набору компетенций к менеджеру по работе с клиентами ближе всего находится должность заместителя руководителя по взаимодействию с общественностью. Специалисты этого уровня нередко берут на себя публичное освещение деятельности предприятия, поэтому лучше кого-либо знают сильные стороны компании.


В малом и среднем бизнесе функции менеджера по работе с клиентами нередко возлагаются в качестве дополнительной нагрузки, на ведущих специалистов компании, руководителей профильных отделов, пресс-секретарей и пр.


Занять место менеджера по работе с клиентами могут и те специалисты, чья основная профессия никак не связана с продажами. Так, нередко в этом качестве могут выступать работники сферы услуг – административный персонал, работники сферы торговли.

За почти десятилетний опыт работы в сферах, связанных с продажами, мне удалось составить собственное представление о том, какими качествами должен обладать успешный менеджер по работе с клиентами. Существуют определенные секреты мастерства, владение которыми обеспечивает продуктивное сотрудничество с покупателями и заказчиками, увеличивает продажи и в целом благоприятно сказывается на состоянии дел представляемой менеджером компании.

Свой первый опыт работы с клиентами я приобрёл в автобизнесе. Это были четыре года успешной, интересной, увлекательной работы сначала в должности менеджера по продажам, затем в качестве руководителя отдела продаж.

За это время мне довелось поработать с брендами различных сегментов: Lada, Nissan, Dodge, Jeep, Chrysler, Faw, Mitsubishi, BMW, Seat, Mercedes Benz, Lexus, Toyota.

Именно тогда ко мне пришло осознание того, что такое успех, я познакомился с массой интересных людей, у которых смог многому научиться. Не будет преувеличением сказать, что в тот период мое отношение к жизни претерпело кардинальные изменения. Это было интересное время, наполненное драйвом и энергией.

Потом грянул экономический кризис со всем известными последствиями. Мне пришлось искать новое применение своим знаниям и талантам. Так я попал в сферу «Digital», в которой тружусь вот уже пять лет. Моя история в области цифровых коммуникаций началась с должности аккаунт-менеджера в компании «Ingate» – одной из крупнейших на рынке. Впоследствии я повидал много компаний, с различными подходами к сотрудникам, клиентам, да и просто к жизни. В моем списке «Ашманов и партнеры», «Digital Mind», «Тандем», «Тим Маркет», «ADV/web-engineering со.», «ART 3D». Приходилось привлекать клиентов, сопровождать их, руководить отделом, разрабатывать стратегии, придумывать и интегрировать разные инструменты, вдохновлять, заряжать энтузиазмом, где-то выживать, где-то радоваться жизни.

Все это дало мне понимание того, как следует работать с клиентами. По моим наблюдениям, каждый успешный, продуктивный менеджер соблюдает ряд правил, чем и обеспечивает компании выгодные сделки и устойчивое положение на рынке, будь то рынок цифровых технологий или любой другой.

Я убежден, что, следуя этим простым советам, каждый менеджер, ведущий проекты или привлекающий клиентов, сможет выстраивать коммуникации с покупателем таким образом, чтобы от этого выигрывали обе стороны.

  1. Задавайте правильные вопросы. Большая часть менеджеров, работающих в сфере продаж, интересуется покупателем исключительно в целях удовлетворения своих нужд (выполнение плана, бонусы и т.д.), иногда эти нужды даже совпадают с потребностями компании – получить прибыль. Коммуникация с клиентом, таким образом, строится исключительно на желании получить от него выгоду, однако подобное потребительское отношение, как правило, раздражает и отталкивает. Соответственно, не будет никакого вреда, если вы привнесете в общение с покупателем нотку неформальности, начнете интересоваться его потребностями, целями, даже увлечениями. Но интересоваться искренне, любая наигранность сработает против вас. Относиться к клиенту не как к источнику дохода, а как к равноправному партнеру, интересоваться его нуждами и планами – это и означает задавать правильные вопросы.
  2. Делайте комплименты. Всем нам приятно получать одобрение от окружающих, будь то комплимент внешнему виду или высокая оценка наших знаний. Умело сделанный комплимент вернее расположит к вам покупателя, нежели самое выгодное предложение. Однако не стоит высказывать свое одобрение словами «прикольно», «классно», «круто» и т.д., это будет фамильярно и невежливо. Оцените разницу между “Прикольно выглядишь!” и “Выглядишь прекрасно! Как тебе это удается?”. В последнем случае есть и уважение, и искренний интерес, которым прежде всего и должно быть продиктовано лестное замечание.
  3. Сначала делайте то, что необходимо сделать в первую очередь. У каждого человека свои приоритеты в жизни, в работе и т.д., но ощущает упоительное чувство успеха тот, кто умеет правильно их расставить. А их порядок зависит от правильно поставленных целей и их четкости. Все начинается с мысли, мысль формирует образ, образ – ощущение, ощущение – желание испытать это в реальности – претворить, так сказать, в жизнь. У всего есть своя правильная последовательность. Представьте, что вы за рулем автомобиля с механической коробкой передач – чтобы тронуться с места, нужно повернуть ключ зажигания и завести машину, затем выжать сцепление и включить либо заднюю, либо первую передачу, все зависит от цели или от маршрута. Можно сразу включить и третью передачу, но поездка будет затруднительной и вряд ли комфортной. Определите цели и строго соблюдайте последовательность действий при их достижении.
  4. Не падайте в яму предположений. Мне часто приходилось наблюдать ситуацию, когда менеджер прекращал общаться с клиентом, поскольку считал его бесперспективным. При этом менеджер даже не пытался выяснить потребности покупателя, определить его возможности приобрести услугу или товар. Просто у него почему-то сложилось впечатление, что с этим клиентом ловить нечего. Строить свои выводы на предположениях недопустимо. Представьте, что наука строилась бы исключительно на догадках и субъективных ощущениях, что бы мы имели? Поэтому всегда проверяйте свои предположения и не падайте в яму необоснованных выводов.
  5. Каждое действие доводите до логического завершения. Любой этап коммуникации должен иметь свой итог. К примеру, вы HR-специалист, провели собеседование с кандидатом, он подходит по всем критериям, но вам понравился следующий за ним претендент. Логическим завершением в данном случае будет являться уведомление первого кандидата об отказе. В качестве другого примера можно привести переговоры с клиентом, которые не завершились сделкой. Логическое завершение в этой ситуации – это либо назначение новой встречи, либо отказ продолжать переговоры, либо договоренность продолжить их через некоторое время. Любой следующий этап также должен иметь свое логическое завершение, позволяющее четко определить итог взаимодействия.
  6. Будьте тактичны и вежливы. Давайте разберемся, что такое тактичность. Словари определяют это качество как умение вести себя в соответствии с принятым этикетом и этическими нормами. Людей с чувством такта называют тактичными. Тактичность подразумевает не только простое следование правилам поведения, но и умение понимать собеседника и не допускать неприятных для него ситуаций. Что касается вежливости, то это такая черта, которая характеризует личность хорошими манерами, добрыми делами и образованностью. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета. Как думаете, это работает? Попробуйте и проверьте.
  7. Изучите своих конкурентов. В нынешних условиях избытка информации легко запутаться с выбором, к тому же источники не всегда являются достоверными. Большинство людей, принимая решение о покупке того или иного товара или услуги, опираются на первые попавшиеся и зачастую ложные данные. Так что же означает знать конкурентов и зачем это нужно? Мало изучить сайты и рекламные буклеты, нужно стать реальным или потенциальным клиентом конкурирующей компании. Для этого стоит посетить ее офис, позвонить ее менеджерам, попытаться распознать, как она работает, как строит свои отношения с покупателями, и т.д. Чем больше вы знаете о конкурентах, тем целостней ваше представление о собственной компании и ее реальном, а не рейтинговом, месте на рынке.
  8. Не бойтесь признавать свои ошибки. Признавать их – значит расти. Порой бывает сложно признать оплошность из страха подорвать свой авторитет или по какой-либо иной причине, но только так можно избежать новых ошибок, которые неизбежно последуют при отказе признавать текущую. Непризнание – уже очередная ошибка, которая повлечет за собой череду новых неудач.
  9. Ищите альтернативы, будьте полезными. Объясню на примере: в бытность сотрудником автосалона мне довелось пообщаться с мужчиной, который приехал в наш город в командировку, у него сломался автомобиль, автомобиль был не той марки, которой мы торговали, дилеров нужной марки в городе не было, поэтому человек просил помощи у нас. Я вполне был вправе сказать, что ничем не могу помочь, т.к. у нас автомобили другого бренда, и на этом разговор бы закончился, а человек остался бы со своей проблемой, но я поступил иначе – попросил наших мастеров уделить время и выручить бедолагу. Оказалось, что у него всего лишь кончился бензин, а датчик, сигнализирующий об этом, сгорел. В итоге человек благополучно вернулся домой, а через год приобрел у нас автомобиль.
  10. Уделяйте внимание мелким деталям. Мимика, голос, походка – все это способно многое рассказать о клиенте, не менее полезными могут стать сведения о предпочтениях в одежде, еде, развлечениях и т.д. Будьте наблюдательны. Это обеспечит вас темами для разговора и позволит влиять на решения клиента. Проявив внимание, обсудив тот или иной вопрос, невзначай оказав помощь в каком-нибудь личном деле, вы вызовите расположение клиента, и он охотнее пойдет на ваши условия.

Работа с клиентами предполагает круг действий, направленных на формирование у клиента положительных впечатлений от компании и её услуг или товаров. Работа с клиентами ведёт к конечной цели – привлечению прибыли в компанию. Именно поэтому важно своевременное регламентирование обязанностей и ответственности менеджера по работе с клиентами.

Название специальности «менеджер по работе с клиентами» говорит само за себя. Специалист, в должностные обязанности которого входит контакт с клиентом, а соответственно и его поиск, привлечение в компанию, полное сопровождение в ходе контакта – это и есть менеджер по работе с клиентами .

От его работы зависит прибыль компании и её имидж.

Ваш работник хочет уволиться и вы не против, тогда статья поможет вам сделать это быстро и легко.

Именно на менеджере по работе с клиентами лежит ответственность за отношение к компании, за желание клиентов вернуться к услугам той или иной компании, за рекомендации и отзывы клиентов своему окружению об опыте работы с организацией.


Должностные обязанности и права менеджера

Функционал менеджера по работе с клиентами довольно широк и зависит от профессиональной направленности компании, в которой он работает, организационной структуры предприятия и иных факторов. Обобщённо обязанности и права клиентского менеджера можно сформулировать следующим образом:

  1. Менеджер по работе с клиентами осуществляет поиск клиентов посредством использования разных каналов . Анализирует рынок предоставляемых компанией услуг, выявляет целевую аудиторию компании и каждого конкретного продукта или услуги. Производит мониторинг конкурентов.
  2. Специалист привлекает потенциальных клиентов в свою компанию, формирует интерес к ней. Это осуществляется с помощью звонков, встреч, рекламных кампаний, презентаций и иных действий, ведущих к конечной цели.
  3. Обрабатывает входящий трафик интереса к организации. Выясняет потребности клиентов со сформированным интересом к компании . Изучает причины обращения именно в его компанию.
  4. Менеджер по работе с клиентами совершает сделку . Продаёт товар или услугу, следит за получением клиентом товара или услуги в полном объёме и оговоренные сроки. Оформляет необходимые документы.
  5. Менеджер по работе с клиентами формирует положительный имидж компании в глазах клиентов . Совершает все необходимые действия, чтобы клиент в следующий раз приобрёл товар или услугу снова у него и его компании.
  6. Менеджер вправе использовать ресурсы предприятия для достижения профессиональных целей . Для качественной работы специалист должен иметь навыки, знать теорию продаж, разбираться в продуктах и услугах, предлагаемых компанией, быть конкурентоспособным в сравнении со специалистами данного уровня других компаний. В свете этого специалист вправе рассчитывать на периодическое обучение за счёт работодателя.

Необходимо устроиться на работу, но не знаете, какие именно документы вам нужны… вы найдете всю информацию.

В зависимости от специализации организации, на которую трудится менеджер по продажам, функции могут быть шире или ограниченнее.

Максимальные требования к спектру выполняемых специалистом работ прописаны в его должностной инструкции.

Должностную инструкцию менеджера по работе с клиентами можно скачать

Что такое должностная инструкция менеджера по работе с клиентами и для чего нужен такой документ?

Должностная инструкция представляет собой свод обязанностей и полномочий сотрудника в подробном их описании . В ней по пунктам расписано каждое действие менеджера, которое он должен совершать, права, которыми он может пользоваться и ответственность за нарушение указанных пунктов.

Обязанность выполнения должностной инструкции прописывается в трудовом договоре.

Должностная инструкция менеджера по работе с клиентами описывает все шаги работника, необходимые для работы с клиентом. В неё включены пункты о поиске клиента, о документальной работе, о всём цикле сопровождения сделки.


Какие бывают клиенты и как с ними установить контакт?

Права сотрудника, характерные для данной должности, сводятся к возможности обучения, способах и возможностях получения информации, коммуникациям с подразделениями компании.

Инструкция по работе необходима для понимания менеджером своего функционала, полномочий и ответственности . В инструкции отражён пошагово весь принцип работы менеджера.

Пункты обязанностей являются для менеджера алгоритмом работы для достижения требуемого результата. В течение времени у сотрудника может увеличиваться список обязательств, и тогда в должностную инструкцию вносятся изменения и дополнения.

Вам нужна материальная помощь, но вы не знаете как написать заявление для ее получения – прочтите статью и вы ее точно получите.

Также инструкция нужна для чёткого определения выполнения или не выполнения менеджером своих функций.

Опираясь на должностную инструкцию, руководитель менеджера видит соответствие работника занимаемой должности.

Кто и когда составляет должностную инструкцию?

Составляется должностная инструкция как на занятые, так и на вакантные штатные единицы. Составляется не на каждого сотрудника, а на должность в целом.

Разработкой должностной инструкции менеджера по работе с клиентами, в зависимости от структуры организации, могут заниматься отдел кадров предприятия, юридический отдел, руководитель отдела клиентского сервиса . Тонкости профессии, требуемые деловые качества, обязанности и необходимые права знает и понимает в большей степени руководитель данного отдела.

В силу этого составленная иными отделами инструкция в обязательном порядке должна с ним согласовываться.

Утвердить должностную инструкцию должен руководитель предприятия или директор организации, основываясь на целях, которые стоят перед его сотрудниками, принципах и возможностях компании.

Нужно получить трудовую книжку, но у вас нет возможности ее забрать лично – прочтите статью и напишите доверенность на получение книжки.

Основные разделы и требования к оформлению инструкции

Выглядит должностная инструкция стандартно и включает в себя пять общих разделов:

  1. Общие положения. В первом пункте указываются все общие вопросы, имеющие отношение к должности: назначение данного документа, порядок назначения на должность, подчинённость штатной единицы, квалификационные требования, обязательные к изучению и исполнению документы и другие.
  2. Должностные обязанности. Здесь пошагово описывается, что должен делать менеджер: предполагает ли его должность поиск клиентов, звонки клиентам, встречи, поездки в командировку. Составление документации, презентация товара, обзор тестирований продукта и иные, предусмотренные спецификой организации, действия.
  3. Права. Отражается список действий, которые может предпринимать сотрудник для успешного выполнения поставленных целей. Клиент-менеджер вправе рассчитывать на профессиональное обучение, может принимать решения в рамках своей компетенции, вносить предложения по повышению качества клиентского сервиса и другие.
  4. Служебные связи. В разделе описываются взаимоотношения менеджера с подразделениями и отделами компании, которые нацелены на получение лучшего результата. Описывается способ коммуникаций, сроки ответов на запросы, время подачи заявок и иные необходимые аспекты взаимодействия.
  5. Ответственность . Прописываются виды ответственности за неисполнение должностной инструкции со ссылками на законодательство.

Именно эти разделы являются необходимым остовом инструкции. Опираясь на них, менеджер понимает, чего ждёт от него работодатель, а руководитель оценивает его работу.


Однако инструкция может быть дополнена и другими пунктами, позволяющими более конкретно выполнять работу и производить оценку. Например, отдельным пунктом вводят «порядок и критерии аттестации сотрудника», «режим работы», «необходимые сотруднику компетенции».

Оформляется должностная инструкция на фирменном бланке компании с реквизитами. Указываются название организации, присвоенный номер, дата и город подписания. Обязательно отражается название документа – «Должностная инструкция».

Нужно сократить численность сотрудников? Всю информацию о том, как это сделать, вы найдете

Документ утверждается подписью руководителя организации и, после ознакомления, подписывается сотрудником. В случае внесения изменений, необходимо повторное ознакомление и подпись работника.

Нюансы составления должностной инструкции в сфере услуг и продаж

Менеджер по работе с клиентами – это тот сотрудник, который передаёт образ компании. Поэтому в должностной инструкции важно уточнить, каким образом менеджер должен представляться при звонке, как ему стоит одеваться, какие инструменты работник может использовать для решения конфликтных ситуаций.

Для менеджера по работе с клиентами в сфере продаж необходимо знание продаваемого продукта, умение продемонстрировать его сильные стороны, знание теории продаж. Всё это должно быть отражено в его должностной инструкции.

Менеджер по работе с клиентами в сфере услуг будет успешным и эффективным, в случае обращения клиента к нему и его компании повторно. То есть, задача менеджера состоит не столько в поиске клиента, сколько в формировании у клиента потребности в услугах конкретной компании.

Помимо коммуникативных навыков, менеджер должен знать азы рекламы и уметь правильно разработать программу лояльности клиентов. Данные нюансы также находят отражение в части обязанностей и прав в должностной инструкции менеджера по работе с клиентами.

Вы столкнулись с формой Р14001, а как ее заполнить не знаете? Статья поможет вам с этим разобраться.

Качественная и подробная должностная инструкция – залог успешных профессиональных отношений работодателя и сотрудника.

Хотите узнать более подробно о профессии менеджера по работе с клиентами, тогда посмотрите это видео:



Рассказать друзьям