Менталитет арабской женщины. Общая характеристика

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

От большой френд-ленты в фейсбуке все-таки много пользы. Вот, внезапно нашел крайне интересное описание особенностей арабских армий, "завязанных" на менталитет арабов, в блоге френдессы Марии Шенбрунн-Амор, историка и писателя из Израиля. Мало того, что познавательно - так еще и чрезвычайно, на мой вкус, похоже на еще кое-какую, хорошо известную мне, в том числе и по личному опыту, армию! Некоторые наблюдения просто поражают своей точностью и остроумием.

"...в арабских армиях очень сильно стремление оставаться единственным обладателем ценной информации. Западные инструкторы очень быстро убедились, что информация, предоставленная кому-либо для общего пользования, останется скрытой от всех прочих военных. Техник, выучившийся выполнять сложные процедуры, не заинтересован обучать других: он незаменим, пока никто другой этого делать не умеет. Быть единственным, кто умеет чем-то пользоваться или что-то объяснить дарит престиж и авторитет. Из этих же соображений часто намеренно не распространяются всяческие технические описания, мануалы и техническая литература.

Обучение сухо, не заставляет творчески мыслить и не призывает самостоятельно решать задачи. Оригинальное мышление не поощряется. В основном требуется запоминать, и арабские офицеры часто изумляют западных инструкторов своей памятью. Более того, если сам инструктор лезет в книжку, он вызывает сомнение в своей компетентности. Но у опоры на память есть цена - это отказ от анализа и здравого смысла. Стремятся избежать и соревнования между индивидуумами, потому что кто-то в нем проиграет, а проигрыш в этой культуре несет с собой унижение. В военных арабских школах принимают меры, обеспечивающие высшим офицерам успешную сдачу экзаменов или тестов. Спрашивая что-либо офицера при посторонних, ты должен быть сначала уверен, что он знает ответ и не «потеряет лицо», иначе станет ясно, что ты нарочно хотел подставить человека.

Младший офицерский состав хорошо обучен техническим аспектам, но совершенно не обучен принимать на себя инициативу и лидерство. Это, наверное, самая большая проблема арабских армий, коренящаяся в классовой системе и в культурных особенностях этого общества. Сильно губит дух арабских армий и наплевательское отношение командования к простым солдатам.
Дисциплина внушается страхом, а там, где страха нет - нет и дисциплины. Обучающие офицеры оберегают свой высокий статус и предпочитают не унижаться до обучения, в котором им пришлось бы выполнять физическую нагрузку. Во всем, что касается безопасности и предосторожности рулит абсолютный пофигизм. Нередко режим равнодушен к людским потерям. Как следствие - в ситуации боя солдаты не могут положиться на своих офицеров.

Приказы спускаются сверху, без объяснений. Очень редко офицер готов самостоятельно принять рискованное решение. Конформизм правит обществом, и потому предпочтение отдается лояльности и точному исполнению приказа. Очень инициативные офицеры часто представляются опасными для режима. Политические соображения зачастую перевешивают военную необходимость. К этому добавляется жуткая бюрократия и скрытое соперничество среди членов командования.

Арабские армии часто готовы покупать очень дорогое западное оружие, но их ахиллесова пята - уход за ним, логистика и обучение. Использование западного оружия основывается на определенном уровне образования и готовности нести ответственность. К тому же, соображения престижа и чести не позволяют арабским инструкторам и командованию признаваться в своих трудностях. В результате высокотехнологичное оружие часто остается неиспользованным или быстро выходит из строя.

Разумеется, отдельный арабский солдат может быть ничем не хуже израильского, но уже не уровне батальона сложности координации между пехотой, артиллерией, военно-воздушными силами, доставкой припасов и проч. полностью меняют картину. В ситуации, где отсутствует доверие к кому-либо, кто не из твоей семьи/клана, где отсутствует доверие солдат к офицерам и уважение офицеров к солдатам, и где офицеры не проявляют инициативы, невозможно вести успешные военные действия. Если солдат не уверен, что атака будет поддержана огнем, а офицер не готов возглавить атаку - атака не удастся.

Офицеры выдвигаются не проявленными личными качествами, а благодаря своей принадлежности к приближенной к режиму группе. Усложняет кооперацию и то, что все, касающееся армии, засекречено, в том числе и внутри армии. Режим не полностью доверяет своему главнокомандующему: любая арабская армия это обоюдоострый меч, где одно лезвие повернуто к врагу, а другое - к собственной столице. И разумеется, арабские армии разных стран не доверяют друг другу.

Эти проблемы не в силах устранить никакая технология, никакие деньги, и даже никакая идеология" (Мария Шенбрунн-Амор, ФБ, пост от 18 октября)

Так и хочется приложить все сказанное к Сирии, к Ливии etc. - но не будем, не будем...

UPD. В комментах подсказали, что текст является всего лишь пересказом известной статьи одного американца - http://fedin.org/istoriya/pochemu-araby-proigryvayut-vojny.html Проверил - да, так и есть! Только примеры, иллюстрирующие тезисы, опущены. Ох уж эти евреи... Но оставлю, просто имеем в виду, что блестящие наблюдения и точные замечания на самом деле принадлежат некоему Норвел Б. Де Аткин. Отличный автор!

Ложь весьма распространена среди арабов, и правда у них стоит немного... Араб не испытывает угрызений совести, если благодаря лжи достигает своей цели... Он более прислушивается к чувству, чем к фактам, скорее заинтересован произвести впечатление, чем рассказать что-либо правдиво. Более того, арабский язык дает его носителю возможность преувеличения.
социолог Сании Хамади. "Характер и темперамент арабов"

Араб вынужден преувеличивать почти во всех видах общения, чтобы быть правильно понятым. Если араб говорит только то, что он думает, без ожидаемого от него преувеличения, слушатели усомнятся в его правоте и даже будут подозревать его в совершенно обратных намерениях.
египетский ученый Али Шуби

Арабская культура совершенно иная, чем наша. В нашей культуре произнесенное слово обязывает, а в арабской - украшает. Слово в данном случае предназначается не для коммуникации, а для орнамента. Войдите в мечеть, и вы увидите сплетенные из букв украшения - такова буквенная и словесная функция в мусульманском понимании.
Шимон Перес

Никакой араб еще не признавался в том,что ошибся, что виноват в провале битвы, не рассчитал свои силы. У арабов, с которыми я общался и воевал в их рядах в течение 7-ми лет, всегда в их бедах виноват кто-то другой.
Лоуренс Аравийский

Для того, чтобы принять ислам, нужна атрофия психики, готовность жить на правах муравья или пчелы, не имеющих своей воли и своего личного облика.
Лоуренс Аравийский. "Оттиски памяти"

Израильтяне не понимают, почему арабы всё время требуют тех или иных жестов и уступок в их пользу, и их требования постоянно растут. Потому что в их культурном багаже понятие «я должен тебе» просто не существует. Коль скоро ты что-то мне уступил - это лишь доказательство того, что ты слабак, у тебя нет выбора, что сила, а значит и право, на моей стороне, и потому мне полагается ещё и ещё.
Они не станут ненавидеть тебя больше, если ты покажешь им свою силу, - напротив, начнут уважать.
Моше Фейглин. ТАМ, ГДЕ НЕТ ЛЮДЕЙ

Для психологии арабов отсутствие возмездия - синоним отсутствия мужества и решимости. Они сами могут отказаться от мести только из-за страха, и никакого другого объяснения не принимают.
психолог Вадим Ротенберг. "ВСЕГО ОДИН ВОПРОС"

У христианского креста четыре конца: верхний символизирует добро, нижний - зло, правый - силу, левый - слабость.
В мусульманском полумесяце - только два конца: сила и слабость.
Добро находится там, где сила, а зло ассоциируется со слабостью.

Из-за того, что в основе ислама лежит материальность, он развил анти-производительную культуру. Зачем сажать дерево, плодами которого я не наслажусь?
Когда нет добра и зла, единственный критерий развития - это прямая выгода.

Араб не ворует и не грабит - он просто так зарабатывает на жизнь. В арабских государствах никогда не будет развитой экономики, в любое место, куда бы они не пришли - придет пустыня.

Арабы грабят не только материю, но и духовность.
Мечеть на Храмовой горе не имеет для ислама никакой ценности, сама Храмовая гора столетиями была заброшена, что хорошо видно по старым снимкам. Она стала священной для мусульман только тогда, когда они украли ее у евреев.
Могила Йосефа интересовала арабов как прошлогодний снег, когда она была под их властью, но как только ее отняли у евреев, там моментально построили мечеть и объявили это место священным.
У них нет своей святости, поэтому даже ее им приходится воровать.
Моше Фейглин. "Мировая Война"
* * *
Для арабов характерны трудолюбие, в котором отсутствует дисциплина и скрупулезность, недостаток инициативы и предприимчивости, беззаботность и беспечность по отношению к будущему, повышенная реактивность, импульсивность, несдержанность в проявлении своих чувств и эмоций;
- склонность к преувеличениям в оценках окружающей действительности, не столько логическое осмысление получаемой информации, сколько особое внимание к форме изложения и красноречию говорящего;
- распространение суеверий и предрассудков;
- высокомерие и грубость в отношениях высшего к низшему,
- показное подобострастие в речи и манерах поведения низших в отношении к высшим.
Владимир Крысько. "Секреты психологической войны"

Итак, представим себе главную улицу небольшого арабского города в жаркий летний день. На просторной лоджии одного из самых красивых в городе домов прилег отдохнуть после сытного обеда богатый торговец, сладко зевающий в предвкушении привычного послеполуденного «кейфа». Но вдруг до ушей богача доносятся резкие выкрики мальчишек, затеявших прямо под его окнами игру в мяч. Разъяренный торговец поднимается с дивана и пытается криками и угрозами отогнать нарушителей спокойствия подальше от своего дома. Но мальчишки и не собираются убегать, откровенно издеваясь над хозяином и его угрозами. И тогда торговец пускается на хитрость. Овладев собой и усмехнувшись в усы, он небрежным тоном сообщает крикливым мальчишкам свежую «новость»:
«Между прочим, пока вы здесь без толку гоняете мяч, на рыночной площади раздают бесплатные финики…» Как и следовало ожидать, мальчишек как ветром сдувает с улицы, где живет богач, и тот, ужасно довольный собой и своим обманом, пытается вздремнуть. Но уже через минуту хитроумный араб вскакивает, как ошпаренный, со своего ложа и, хватаясь за голову, кричит: «Ну, какой же я осел! Пока я здесь лежу, проклятые мальчишки расхватают все бесплатные финики!»
В этой притче, как в капле воды, отражается одна из главных особенностей арабской национальной психологии - умение создавать из ничего яркие мифы и потом истово в них верить, ненавидя каждого, кто посмеет усомниться в их реальности. И наоборот, любая «подлинная» фраза, произнесенная арабом в разговоре, или клятвенное обязательство, подтвержденное его собственноручной подписью и печатью в каком-либо письменном документе, абсолютно ничего не значат.

Исламский террор возник не в как реакция на арабо-израильский конфликт или политику Запада, он стал следствием отторжения значительной частью арабов законов современного мира в целом. Арабские народы чувствуют унижение от своей неспособности ответить на вызовы времени, арабская ментальность не может приспособиться к темпу и ритму жизни современного мира - и возвращение к нормам средневекового ислама является для них единственной возможностью сопротивляться неизбежному проигрышу в соревновании цивилизаций.

профессор Принстонского университета Майкл Доран

«Самым простым способом, вполне в духе времени и в соответствии с бытовавшими приемами доказательства от традиции («наклян»), можно было обосновать допустимость обмана, обратившись к Священному Писанию - Корану, - пишет А. Игнатенко. - Книга дает для этого богатейший материал. Так, есть целая серия «аятов» (коранических стихов), в которых Аллах совершает «макр» (коварство, хитрость, обман). «И хитрили они, и хитрил Аллах, а Аллах - лучший из хитрецов» (3:47) …Аллах прибегает и к «кайд» (козни, коварство): «…ведь Моя хитрость - прочна» (7:182); «…ведь кознь моя крепка» (68:45). «Они замышляли хитрость, и Я замышляю хитрость» (86:15-16). Бог,
приведенных цитат вполне достаточно, если учесть, что даже одно слово, записанное в Коране от имени Аллаха, являлось и является для мусульманина обязательным руководством к действию. Заметим также, что обилие арабских понятий, обозначающих обман и коварство (макр, кайд, худа, а также «кизб», «ибрам амран» и много других) нельзя считать простой случайностью. Так, например, в языке эскимосов Гренландии есть около семидесяти слов, обозначающих снег и лед в различном состоянии, а в наречии памирских таджиков фраза «ходить пешком» звучит совершенно по-разному, если речь идет о движении вверх или вниз, о перемещении по равнине, по леднику, по горному склону и т.д. Короче говоря, у кого что болит, тот о том и говорит… Причем говорит очень ярко и с удовольствием.

Арабы сохранили патриархальные нравы своих предков; они - само противоречие; они одновременно жестоки и угодливы, суеверны и восторженны, пылки, падки на веру и на вымысел; они сохранили молодость души и, будучи одержимы какой-либо идеей, способны на великие дела".

Свободный, гордый, великодушный араб может быть дерзким и вспыльчивым; он заключает в себе все пороки и добродетели своей нации: необходимость постоянно заботиться о своих нуждах делает его активным, множество страданий, которые он вынужден терпеть, делает его спокойным. Араб любит независимость - это единственная его радость, он ненавидит всякую власть и готов сражаться против нее с исключительной жестокостью. Арабом часто движет чувство мести. Честь для араба - превыше всего. Меч, красноречие и гостеприимство - вот что составляет славу нации. Меч для араба - единственное средство отстоять свои права; неразвитость письменности придает особый вес красноречию, благодаря которому споры порой удается решить мирно, без применения оружия; гостеприимство для араба - часть общечеловеческого кодекса. Приведу слова Дезвержера:

"Возможно, наиболее яркая черта характера араба - это тесное сплетение склонности к грабежу с гостеприимством, тяги к воровству и щедрости, жестокости и рыцарского великодушия, т.е. сочетание полярно противоположных качеств. Рассказ об одном и том же арабе вызывает у слушателя многократную смену чувств презрения и восхищения. Трудно понять характер араба, если не рассматривать его с точки зрения условий существования нации в целом, изолированной от остального мира и вынужденной жить на столь неблагодарной земле. Бедность арабских земель оправдывает склонность арабов к грабежам: лишенные богатых пастбищ и плодородных угодий арабы исправляют несправедливость судьбы силой, грабя караваны с товарами. Они не делают различий между открытой войной и нападением из засады; вооруженный разбой, ограбление путешественника для них так же похвальны, как и взятие осажденного города, как захват чужой территории.

Арабы редко позволяют словам выдавать и тайные чувства; они тверды в своих намерениях и ужасны в мести. Это беспощадные враги, это ложные друзья чужестранцев
Эти люди не подчиняются минутным влечениям, они следуют заранее намеченной системе. Имея довольно ограниченное мышление, но сильную волю и настойчивость, они способны к такой высокой социальной организации, которая обеспечивает им триумф над врагами и тираническую власть над другими

Арабы очень чувствительны к оскорблениям, намекам, насмешкам.
Иногда они воспринимают как обиду совершенно невинные действия и слова.
Российский журналист Дмитрий Згерский:
- Там, где европеец воспринимает критику в собственный адрес или в
адрес своей страны вдумчиво и согласится с ней, араб возмутится,
оскорбится, предпримет ответный выпад. В компании арабов, как правило,
будут охотно смеяться над русским Иванушкой-дурачком, но всякую насмешку
в том же духе над арабским дурачком воспримут как личное оскорбление

Достоевский говорит, что по обитателям тюрьмы можно узнать, что представляет из себя народ. Если судить об арабском народе по арестантам, применяя метод Достоевского, то картина получается неприглядная: все они поголовно доносчики, ханжи, все живое - объект их сексуальных страстей. Не меньше женщины их возбуждает мужчина, подросток, мальчик и даже животное.

Арабу нельзя доверять. Кажется, что он твой друг, но внезапно в нем просыпается зверь, и он вполне может всадить тебе нож в спину. Любая попытка к бегству обречена на провал, среди готовящихся к побегу обязательно найдется доносчик.

В русской литературе много написано о чувстве раскаяния. Араб не слишком печалится о прошлом. Что было, то было. Раскаяние делу не поможет. Зачем же раскаиваться?
Во время послеполуденной прогулки один арестант огрел другого камнем по голове. Я видел эту картину. В глубине двора сидят два арестанта и мирно беседуют. Внезапно один из них хватает камень - единственный на весь тюремный двор - и начинает лупить им по голове своего собеседника. До того самого момента, когда он схватил камень, невозможно было представить себе, сколь трагически завершится их беседа. Не было никакого перехода от идиллической беседы к ударам камнем по голове. Отсутствие какого-либо перехода от идиллии к покушению на убийство весьма характерно для атмосферы Востока.

Прежде всего любопытна реакция арестантов-арабов и арестантов-евреев, оказавшихся в это время по дворе. Арабы отпихивали один другого, чтобы дать свидетельские показания офицеру, который немедленно там возник. Еврейские арестанты, увидев драку, начали удаляться с поля боя, делая вид, что ничего не видели и не слышали.

Повели на суд араба знатного происхождения, который в поле, неподалеку от Герцлии, изнасиловал красавицу-арабку и там же ее бросил. Помогали ему трое его слуг. Обвиняемый получит 15 лет тюрьмы. Что же произошло в поле около Герцлии?

В одном из знатных арабских семейств выросла дочь-красавица, гордость семьи. Отец затребовал за нее громадный калым, и поставил условием, чтобы жених происходил из знатного рода. Среди молодых людей в округе началось соревнование: кому из них достанется красавица? У кого больше денег? У кого более знатное происхождение? Но отец красавицы не торопится. Годы идут, и страсти среди женихов накаляются все больше. Красавица тем временем "перезрела": ей уже целых 22 года! А отец все еще не решил, за кого ее выдать. И пока он колеблется и обдумывает, некий молодой человек предпринимает решительный шаг.

Несколько лет назад он был в нее влюблен и хотел на ней жениться. Но сейчас любовь сменилась ненавистью. Ненавистью к отцу этой красавицы и ко всему ее семейству. Поэтому он ее умыкает, насилует и бросает в поле, где воют шакалы. А означает все это вот что: "да, ты действительно красавица и твой отец горд тобою, но я даю тебе пинок под зад точно так же, как я даю пинок под зад какому-нибудь четвероногому." Таков образ мышления восточного человека "благородных" кровей. Молодой аристократ идет в тюрьму с гордо поднятой головой. Годы отсидки будет ему скрашивать мысль, что теперь отцу этой девицы придется выдать ее замуж без калыма, ибо ни один из знатных молодых людей жениться на ней не захочет.

Арабы-арестанты стесняются один другого, если они не одеты. Очевидно, обнаженное мужское тело возбуждает в них половой инстинкт не меньше, чем обнаженное женское тело в нас. Многие арабы могут мочиться, только если их никто не видит. Иначе у них ничего не получается. Они не в состоянии мочиться, если знают, что кто-то смотрит на них или даже прислушивается. Подобной же чувствительностью отличаются и многие арабы "на воле". Но здесь, в тюрьме, из-за вечной жажды нормальной половой жизни эта ненормальная чувствительность развивается у них сверх всякой меры. Араб-арестант не будет перед сном мочиться, пока прочие обитатели камеры не заснут. Он будет ждать хоть полночи, чтобы убедиться, что сокамерники спят.

Араб "панэротичен". Не только женщина, любое живое существо возбуждает в нем половой инстинкт: мужчина, ребенок, животное. Мужчина возбуждает араба не меньше, чем женщина. А еще больше - юноша. Не оставляют его равнодушным и домашние животные

Меня всегда удивляло, как легко и непринужденно лгут арабы.

Не то что меня удивляет то, что люди врут, занимательно то, что это является частью национального характера народа.

Это умение, предрасположенность и способность говорить слова, которые не просто не отражают реальность, а часто являются ее полной противоположностью.
арабы искренне не замечают противоречий между фантазией, которую они продуцируют в своем сознании (часто - не отдавая себе в этом отчет) и «фактами реальности».
Поэтому, в каком-то смысле, не правильно употреблять по отношению к арабу выражение - «он лжет». И точно так же не применимы к нему слова - «он говорит правду». В любой ситуации речь пойдет о его мире фантазий и, следовательно, о том, что ему выгодно сказать в данный момент.
Я писал этот ответ не потому, что нашел у арабов отмеченные здесь особенности характера, но потому лишь, что эти черты постоянно, ежечасно и повсеместно проявляются в их поведении. Во всех странах обитания.

Натура араба обнаруживает вспыльчивость, малокультурность, полная примитивность общественного организма, крайняя алчность к деньгам, недобросовестность в торговых операциях и вероломство.
Действительно, едва беззащитный гость покидает кров своего хозяина, как все любезные отношения заканчиваются, если только они не основаны на родстве и более продолжительном знакомстве. Тот же араб, который предоставлял весь свой шатер в распоряжение гостя, не сочтет за преступление самым предательским образом ограбить его в пустыне, если только багаж гостя показался ему достойным внимания, а готовность защищаться сомнительной.
Эти противоречия в натуре араба— результат эволюционных противоположных процессов: физического, связанного с ухудшением климата, а отсюда с увеличивающейся нуждой, и этнического, выработавшегося в ходе борьбы за жизнь среди крайне неблагоприятных условий.

В менталитете арабских стран существенное место занимает исламская традиция, дополняемая теми или иными страновыми и временными особенностями. В мусульманском мире иностранец не может обращаться с вопросами или просьбами к женщине, это считается неприличным; все контакты, обсуждения ведутся с мужчинами. Исключения пока могут быть лишь в наиболее «европеизированных» арабских странах или регионах - Ливане, Сирии, Палестине и др.

Если европейское приветствие короткое и сухое, то арабское превращается в целую процедуру, оно сопровождаегся расспросами о здоровье, о делах. На протяжении беседы эти вопросы могут повторяться. Даже если вы спешите, то необходимо выслушать арабского собеседника, его многочисленные пожелания благополучия. Поводы для пожеланий и поздравлений могут быть самыми разнообразными: встреча, приезд, отъезд, покупка. При встрече в арабских странах мужчины обнимаются, слегка прикасаясь друг к другу щекой, похлопывая друг друга по спине и плечам, но такие знаки внимания возможны только между своими и не распространяются на чужестранцев. Речь арабского собеседника обязательно сопровождается частыми обращениями к Аллаху, упованием на его помощь в завершении предстоящих дел.

В арабский среде это обычная формула вежливости. «Культурная дистанция» между беседующими арабами обычно короче, чем она принята у европейцев. Беседующие почти касаются друг друга, что свидетельствует о взаимном доверии.

При первом знакомстве, да и в последующих встречах ваш арабский собеседник будет скорее всего выражать вам радушие и любезность. Это не притворство, а дань традиции: среди арабов господствует мнение, что только такое поведение достойно мусульманина. Вместе с тем последующие беседы могут проходить менее гладко. Представители арабских стран как в быту, так и во время деловых контактов стараются создать дружелюбную обстановку, ценят юмор, обращаются к партнерам, используя личные имена. Многие арабы по делу и без дела могут дружелюбно трясти вашу руку.

Арабские собеседники всячески избегают определенности, четких ответов «да» или «нет». Обычно следуют туманные обороты типа «иншалла» («если Аллаху будет угодно»). Арабское понимание этикета запрещает собеседнику прибегать к прямолинейным ответам, был, категоричным, арабы во время беседы избегают также суетливости, поспешности. Они так же, как и другие жители Востока, всегда стремятся «сохранить лицо» и свое, и собеседника. Считается необходимым оставить возмож- ность для последующих контактов. Отказ от сделки сопровождается оговорками, похвалами в пользу обсуждаемого предложения. Арабские политики и предприниматели выражают отказ в максимально смягченном, завуалированном виде.

Исламская мораль, как говорилось, относит торговлю к престижному, почитаемому занятию. Средневековые мыслители рассматривали торговлю как род искусства, успех в торговых начинаниях считался признаком глубокого ума. В силу этого торговая сделка у арабов - всегда некий спектакль. Эго сфера, где западноевропейские и арабские понятия существенно расходятся. Приглашая совершить сделку, арабский купец (торговец, участник сделки и т.д.) становится сверхлюбезным. Первая названная цена или условия всегда многократно завышены. Назвав завышенную цену, завысив условия договора, арабская сторона начинает всячески его расхваливать, пропагандировать, рекламировать и др. Соответственно, покупающая или переговаривающаяся контрсторона должна уметь сбить цену, предложить иные условия договора. Торги и переговоры могут прерываться и продолжаться на иных, вновь и неоднократно выдвигаемых условиях.

Неотъемлемой частью деятельности арабского бизнесмена, стремящегося к заключению делового соглашения, является посещение увеселительного заведения. У этих народов исповедуется почти религиозный культ подарков, причем самые весомые из них - авторская картина или оригинальная чеканка. В их одежде считается недопустимым сочетание белого и синего цветов (флага Израиля). Во время беседы арабы имеют обыкновение очень близко склоняться к своему собеседнику, что у представителей других наций считается неэтичным.

Во время торгов и переговоров в арабских странах обычно предлагается кофе. Причем если беседа идет в небольшой группе с одним контрпартнером и вам подали небольшую чашечку кофе (он очень крепкий, без сахара, возможно, с кардамоном), то, выпив, вы должны отдать ее хозяину, и он тут же наливает в нее еще кофе. Так может продолжаться до тех пор, пока вы один не опустошите кофейник. Но если вы больше не хотите кофе, покачайте чашечкой из стороны в сторону или переверните ее вверх дном. Если перед кофе предлагают прохладительные напитки, это означает, что время, отведенное для встречи, подходит к концу.

Для арабских народов весьма характерно ярко выраженное чувство национальной гордости, следование историческим традициям своей страны. Они обычно выступают как сторонники сильного правления, Арабы как народы, приобретшие не так давно независимость (60-е гг. XX в.), весьма чувствительны к вопросам, связанным с суверенитетом и национальной независимостью. Все, что каким-то образом может рассматриваться как вмешательство в их внутренние дела, будет отвергаться, во всяком случае, на словах, достаточно решительно.

Арабские граждане, особенно политики и предприниматели, чаще предпочитают «торг» иным типам взаимодействия с партнером. Они придают большое значение проявлениям дружбы, искренности, гостеприимства и хорошего настроения. Для арабов одним из существенных моментов на переговорах является установление доверия между партнерами. Они также предпочитают предварительную проработку деталей обсуждаемых на переговорах вопросов. Если типичный американец или европеец пытается предугадать развитие событий при решении любой проблемы, то арабы, скорее, привыкли ориентироваться на прошлое, обращаясь к своим корням и традициям, особенно исламским, пытаясь как бы соединить исторический опыт с современными условиями. В Коране говорится, что «поведенное Богом наступит - не просите, чтобы оно ускорилось».

В целом, поскольку арабский мир далеко не однороден, существуют значительные различия в стилях делового и культурного общения у представителей различных арабских государств.

Исламская цивилизация-одна из самых молодых на планете - уже показала и, очевидно, будет демонстрировать и в будущем свой растущий потенциал. Эта цивилизация и культура имеет соответствующую только ее матричным основам своеобразную систему ценностей. Она значительно отличается от многих основополагающих идей, например, западной цивилизации. В силу этого плодотворный диалог между различными цивилизациями и культурами может происходить только при взаимном уважении исконных ценностей родных культур и возможном достижении взаимопонимания в условиях развития стратегий уважительного и равноправного межцивилизационного взаимодействия.

тарикаты суфии, суфизм улем

номократия

Ключевые понятия ислам, исламская цивилизация исламский Ренессанс Коран (суры, аяты)

имамат, имам

традиционализм исламский

сунниты (хараиджиты, мутазилиты)

шииты (зайдиты, исмаилиты)

«иншалла»

вакф, вакуф

«арабский социализм» «столпы веры»

шахада, закят, саум, намаз, хадж махди

паломничество

муджтахид

муджахед (моджахед)

иджтихад, мубайя иджма, кийяс, фикх

фундаментализм исламский ваххабизм

«всемирный халифат»

Партия БААС, баасизм, баасисты

  • К ногам арабы относятся как к нечистой части тела, поэтому в их присутствии нецелесообразно забрасывать ногу на ногу. Правая рука является более чистой, что следует учитывать в этикете.

Особенности организации работы с туристами из арабских стран. Организация экскурсионного обслуживания туристов в Москве для туристов из арабских стран.

Арабским миром принято обобщенно называть арабские страны Ближнего Востока и Северной Африки, а также входящие в Лигу арабских государств и имеющие арабский язык в качестве одного из официальных страны Восточной Африки. Арабский мир состоит из 23 стран с совокупным населением около 345 млн. человек.

Перечень стран, которые принято включать в арабский мир.


Алжир
Бахрейн
Джибути
Египет
Западная Сахара
Йемен
Иордания
Ирак
Катар
Коморы
Кувейт
Ливан
Ливия
Мавритания
Марокко
Объединённые Арабские Эмираты
Оман
Палестина
Саудовская Аравия
Сирия
Сомали
Судан
Тунис

В некоторых странах помимо арабского официальным является французский язык: в Джибути, на Коморских островах, в Мавритании.

Многие из арабских стран были колониями Франции и Португалии. Следовательно, большинство населения там говорят на этих языках. Бывшие французские колонии: Сирия, Ливан, Алжир, Тунис, Марокко. Бывшие колонии Португалии – Бахрейн, Оман.

Гораздо удобнее и дешевле организовывать работу с гражданами арабского мира именно на французском и португальском языках.

При организации работы на арабском языке следует учитывать особенности каждой отдельной страны, ведь арабский язык в них различается, особенно между странами так называемых Магриба и Машрика. Магриб (с арабского «запад») - Западная Сахара, Мавритания, Марокко, Алжир, Тунис, Ливия. Машрик (с арабского «восток») включает в себя Ирак, Сирию, Иорданию, Палестину и Ливан.

Национальные особенности арабов.

Арабский мир состоит из многих стран, имеющих свои ярко выраженные национальные особенности. В то же время, можно выделить ряд характерных черт, присущих в большей или меньшей степени жителям арабских стран.



Исламские традиции оказали огромное влияние на формирование характера арабов. Во многих западных странах церковь отделена от государства, а в большинстве арабских государств этого нет. Общественное поведение, политика и бизнес определяются религиозными нормами.

Групповые связи в арабских странах весьма сильны. Только в группе человек приобретает чувство уверенности в себе, надежности и безопасности. Одиночества здесь опасаются. Модели поведения заранее предопределены групповыми связями и не оставляют свободы выбора. Свои поступки постоянно соизмеряются с реакцией на них других. Стремление любым способом сохранить лицо выражается в чувствительности к мнению окружающих. Боязнь потерять лицо не позволяет публично признавать своих ошибок.

Основной национальной единицей у арабов считается семья. Они высоко ценят надежный семейный очаг. В понятие семьи обычно принято включать многочисленных родственников по мужской линии. Во главе ее находится самая пожилая супружеская пара. Уважение к возрасту является традиционным и определяет степень воспитанности человека. В основе семейных отношений лежит кодекс чести - "ассабия". Поэтому в социальном плане более сильным считается человек, принадлежащий к большой семье. Настоящие доверительные отношения могут существовать только среди родственников.



Арабы убеждены в том, что мужчины и женщины обладают различными личностными качествами. Социальное самоутверждение женщины возможно только внутри семьи. Чем больше у женщины сыновей, тем выше степень уважения к ней. Даже в больших городах работающая женщина - большая редкость. Неприличным в мусульманском мире считается прямое обращение иностранца к женщине с вопросами и просьбами. Женщины, посещающие общественные места, должны носить чадру, чтобы спрятать свое лицо. Иностранки могут носить европейскую одежду, желательно скромную, и не закрывать лица. Однако посещение общественных мест с вывеской "только для мужчин" запрещено и для них. Принимая зарубежных гостей, хозяин обычно не представляет им женщин своей семьи, и они не выходят из внутренних комнат.

Арабы менее замкнуты, чем европейцы. Они любят ходить в гости и принимать гостей, вести долгие беседы. Гостеприимство считается одной из основных черт жителей арабских стран. Позором считается скупость. По традиции двери дома всегда открыты, даже для иностранцев. Гостя всегда ждет щедрое угощение. Бедуины готовы даже зарезать последнего верблюда, чтобы накормить гостя.

При общении с арабами следует быть готовыми к их свободным отношением к времени. Общественные мероприятия или деловые встречи обычно не имеют точного времени начала или окончания. Приказы редко выполняются с точностью и в срок. В случае хорошо проделанной работы арабы ждут безусловной похвалы и крайне болезненно воспринимают критику.

Приветствие в арабском мире превращается в церемонию, призванную установить теплые доверительные отношения. Оно очень тепло окрашено, сопровождается расспросами и рассказами о здоровье, родственниках и детях. Даже если вы спешите, то необходимо выслушать арабского собеседника и поблагодарить за многочисленные пожелания благополучия. Искреннее внимание и встречные вопросы будут восприняты очень благосклонно. Вы должны регулярно справляться о здоровье всех представленных вам родственников. Это поможет добиться симпатии араба.

Очень распространенным элементом речевого этикета здесь считается поздравление. Поводами для поздравления могут быть не только праздники, но и другие события: встречи, покупки, отъезд или приезд. Обычной формулой вежливости считаются постоянные обращения к Аллаху. Нормальным явлением в разговоре станут клятвы. Следует помнить, что арабы не любят обсуждать неприятные моменты: болезни, неудачи, несчастные случаи, смерть.

Комплименты воспринимаются весьма положительно. Поэтому в разговоре с арабами не надо скупиться на похвалы их стране, искусству, одежде и пище. Но к женщинам обращаться с комплиментами считается неприличным.

"Культурная дистанция" между беседующими арабами обычно короче, чем она принята у европейцев. Собеседники едва не касаются друг друга, что должно свидетельствовать о доверительных отношениях. Поэтому, если вы будете держаться своей привычной дистанции, араб может подумать, что вы находите его присутствие физически неприятным или что вы слишком холодный человек.

Арабские собеседники всячески избегают определенности, четких ответов "да" или "нет". Арабское понимание этикета не предполагает прямолинейности и категоричности. Стремясь сохранить свое лицо, они стараются не задеть и собеседника.

Ораторское искусство высоко почитаемо в мусульманских странах. Оно считается признаком образованности и утонченности человека. Арабы стараются говорить красиво и легко и ценят это в собеседниках. При этом речь их выразительна и эмоциональна. Сдержанность, краткость, осторожность не подойдут для беседы с арабами. Встречаясь с ними, нужно говорить больше и громче обычного. Это будет восприниматься как выражение искренности с вашей стороны.

Для арабских народов присуще чувство юмора, которое помогает преодолевать жизненные трудности, разряжать конфликтные ситуации. Поэтому они ценят и хорошие шутки собеседников. Главное, чтобы они не задевали их национальное и личное чувства достоинства.

Большое значение арабы придают контакту взглядов, поэтому при разговоре нужно смотреть в глаза собеседника и обязательно снять солнечные очки.

Арабы, одна из самых многочисленных и постоянно растущих групп населения Земного шара, относятся к европеоидной расе. Народ, формировавшийся на Аравийском полуострове, за исторически короткий срок захватил огромные территории в Западной Азии и Северной Африке, покорил и длительное время удерживал (по крайней мере, частично) Пиренейский полуостров в Европе. Арабы смогли ассимилировать местное население большинства завоеванных ими территорий. На сегодняшний день арабы являются безраздельно доминирующим населением в следующих странах Азии: Ирак, Йемен, Сирия, Саудовская Аравия, Ливан, Иордания, Оман, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Катар, в Палестинских территориях. Тяжелый физический труд, условия которого не менялись веками, низкое развитие производительных сил приучили арабов спокойно переносить трудности и лишения, воспитали в них неприхотливость, умеренность, высокую приспособляемость, терпеливость, вошедшие в народные поговорки: «Терпение - ключ к радости», «Терпением можно разрушить горы», «Терпение сохраняет то, что имеешь».В условиях постоянной борьбы за существование, необходимости преодолевать сопротивление природы у арабов выработалась покорная готовность к тяжелому труду, которая, однако, не стала трудолюбием. Труд у арабов не сочетается с дисциплинированностью, педантизмом и скрупулезностью в работе. Для большинства работников плоды труда - досуг и отдых - важнее собственно результатов труда. Праздность и лень практически не осуждаются в обществе. «Букра» - «завтра» - означает, что дело, которое поручено арабу, не вызывает у него заинтересованности и, скорее всего, так и не будет завершено в обозримом будущем. Работники умственного труда - богословы и учителя уважаемы в арабском обществе. Но в системе профессиональных приоритетов арабской молодежи желание стать учителем значительно уступает желанию быть торговцем, занимать бюрократические должности.

Вывод: По мнению большинства, только торговля или хороший чиновный пост могут обеспечить их владельцам сытое и обеспеченное будущее. Арабы необычайно жизнелюбивы, многие отмечают их доброту, миролюбие, незлопамятность.

4. Арабские культурные традиции

Кто первым заходит в шатёр?

Приехав в офис к арабскому партнеру в условленный час, вы вполне можете не застать его там. Но вы можете быть уверены, что персонал его компании примет вас хорошо. Если вам предложат кофе, то подадут его в маленькой чашечке, причем подливать кофе будут до тех пор, пока вы не поставите чашечку на поднос, предварительно покачав ее большим и указательным пальцами. Если ваш арабский партнер вышел вам навстречу к двери, то, провожая вас в свой кабинет, он, скорее всего, войдёт в него первым, вместо того, чтобы пропустить гостей вперёд, как предписывает западный обычай. Эта традиция идёт с древних времен, когда бедуин, приглашая гостя к себе в шатёр, заходил в него первым, чтобы показать, что там безопасно и нет засады. Если вы идете куда-либо вместе с арабами, то необходимо помнить о том, что преимущество имеет тот, кто находится справа. Поэтому при входе, выходе, посадке в лифт и т.п. первым начинает движение тот, кто идет справа.

"Допросы"

На переговорах арабы стараются установить атмосферу взаимного доверия. Оказывая радушный приём другу, деловому партнёру или просто постороннему человеку, арабы высоко ценят, когда такое же внимание проявляется по отношению к ним самим. Вступительная часть деловой встречи - приветствия, расспросы, обмен дежурными фразами - длится довольного долго. В арабоязычных странах, будь то разговор по телефону, встреча в учреждении или на улице, согласно арабскому этикету принято постоянно расспрашивать своего собеседника о его успехах, здоровье, семье... Подобный "допрос" может раздражать европейца, но для арабов он очень важен. Это основа их этикета и культуры. Причем, эти дежурные вопросы ни в коей мере не предполагают развёрнутых подробных ответов. Ответы должны быть краткими, порой, чисто ритуальными.

Левая рука

Будучи в арабских странах или вообще на Ближнем Востоке, необходимо помнить о том, что левая рука в исламских странах считается "нечистой". То же самое, кстати, относится и к Индии. Дело в том, что левая рука используется для омовения интимных мест (омовение вместо использования туалетной бумаги вполне оправданно с точки зрения гигиены, особенно в жарком климате). Поэтому передавать документы, визитные карточки или сувениры ей запрещается, если только вы заранее не предупредите, что вы левша. Если вас пригласят есть плов руками, используйте для этого только правую руку. Представление о связи левой руки с неудачей, неблагополучием, несчастьем, а правой - со счастьем и удачей, нашло свое отражение и в Коране, и в Библии.

Вывод: Арабский этикет во многом сложился в результате наложения морально-этических норм ислама на бедуинский кодекс чести. В обществе доисламской Аравии в качестве этического идеала выступало понятие "мужества и порядочности".



Рассказать друзьям