Мифы раннего развития. Космогония Древней Индии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

История создания мира волновала людей с древних времен. Представители разных стран и народов неоднократно задумывались над тем, как появился мир, в котором они живут. Представления об этом формировались веками, перерастая из мыслей и догадок в мифы о создании мира.

Именно поэтому мифология любого народа начинается с попыток объяснить истоки происхождения окружающей действительности. Люди понимали тогда и понимают сейчас, что любое явление имеет начало и конец; и закономерный вопрос появления всего вокруг логично возникал у представителей Homo Sapiens. группы людей на ранних этапах развития ярко отражало степень понимания того или иного явления, в том числе и такого, как создание мира и человека высшими силами.

Люди передавали теории создания мира из уст в уста, приукрашая их, добавляя все новые и новые подробности. В основном, мифы о создании мира показывают нам, насколько разнообразно было мышление наших предков, ведь в качестве первоисточника и созидателя в их рассказах выступали то боги, то птицы, то животные. Схожесть была, пожалуй, в одном - мир возник из Ничего, из Первобытного Хаоса. А вот дальнейшее его развитие происходило тем путем, который выбирали для него представители того или иного народа.

Восстановление картины мира древних народов в современности

Стремительное развитие мира в последние десятилетия дало шанс на более качественное восстановление картины мира древних народов. Ученые разных специальностей и направлений занимались исследованием найденных рукописей, археологических артефактов для того, чтобы воссоздать то мировосприятие, которое было характерно для жителей той или иной страны много тысяч лет назад.

К большому сожалению, мифы о создании мира не сохранились в наше время в полном объеме. Из дошедших отрывков не всегда удается восстановить и первоначальный сюжет произведения, что побуждает историков и археологов вести настойчивые поиски других источников, способных восполнить недостающие пробелы.

Тем не менее, из того материала, который есть в распоряжении современных поколений, можно извлечь много полезной информации, в частности: как жили, во что верили, кому поклонялись древние люди, в чем проявляется отличие мировоззрений у разных народов и какова цель создания мира по их версиям.

Огромную помощь в поисках и восстановлении информации оказывают современные технологии: транзисторы, компьютеры, лазеры, различные узкоспециальные приборы.

Теории создании мира, бытовавшие у древних жителей нашей планеты, позволяют сделать вывод: в основе любой легенды лежало понимание того факта, что все сущее возникло из Хаоса благодаря чему-то Всемогущему, Всеобъемлющему, женского или мужского рода (в зависимости от устоев общества).

Мы попытаемся вкратце изложить наиболее популярные версии легенд древних людей, чтобы составить общее представление об их мировосприятии.

Мифы о создании мира: Египет и космогония древних египтян

Жители египетской цивилизации были приверженцами Божественного начала всего сущего. Однако история создания мира глазами разных поколений египтян несколько отличается.

Фиванская версия появления мира

Самая распространенная (фиванская) версия повествует о том, что из вод бескрайнего и бездонного океана появился самый первый Бог — Амон. Он создал себя сам, после чего сотворил других Богов и людей.

В более поздней мифологии Амон известен уже под именем Амон-Ра или просто Ра (Бог Солнца).

Первыми, кого сотворил Амон, стали Шу — первый воздух, Тефнут — первая влага. Из них создал которая была Оком Ра и должна была следить за действиями Божества. Первые слезы из Ока Ра стали причиной появления людей. Так как Хатхор — Око Ра — была сердита на Божество за то, что существует отдельно от его тела, Амон-Ра посадил Хатхор к себе на лоб в качестве третьего глаза. Из своих уст Ра сотворил других Богов, в том числе и свою жену, Богиню Мут, и сына Хонсу — лунное Божество. Все вместе они представляли фиванскую Триаду Богов.

Подобная легенда о создании мира дает понимание того, что египтяне в основу взглядов о его возникновении закладывали Божественное начало. Но это было верховенство над миром и людьми не одного Бога, а целой их плеяды, которую чтили и выражали свое уважение многочисленными жертвоприношениями.

Мировоззрение древних греков

Богатейшую мифологию в наследство новым поколениям оставили древние греки, уделявшие своей культуре огромное внимание и придававшие ей первостепенное значение. Если рассматривать мифы о создании мира, Греция, пожалуй, превосходит любую другую страну по их количеству и разнообразию. Делились они на матриархальные и патриархальные: в зависимости от того, кто был его героем — женщина или мужчина.

Матриархальная и патриархальная версии появления мира

Например, по версии одного из матриархальных мифов, прародительницей мира была Гея — Мать-Земля, возникшая из Хаоса и родившая Бога Неба — Урана. Сын, в благодарность матери за свое появление, излил на нее дождь, оплодотворивший землю и пробудивший спавшие в ней семена к жизни.

Патриархальная версия более расширена и глубока: вначале существовал только Хаос — темный и безграничный. Он произвел на свет Богиню Земли — Гею, от которой пошло все живое, и Бога Любви Эроса, вдыхавшего жизнь во все вокруг.

В противовес живому и стремящемуся к солнцу, под землей родился угрюмый и мрачный Тартар — темная бездна. Возникли также Вечный Мрак и Темная Ночь. Они родили Вечный Свет и Светлый День. С тех пор День и Ночь сменяют друг друга.

Затем появились и другие существа и явления: Божества, титаны, циклопы, великаны, ветра и звезды. В результате длительной борьбы между Богами во главе Небесного Олимпа встал Зевс — сын Кроноса, выращенный матерью в пещере и свергнувший отца с трона. Начиная с Зевса, свою историю берут и другие известные считавшиеся прародителями людей и их покровителями: Гера, Гестия, Посейдон, Афродита, Афина, Гефест, Гермес и прочие.

Люди почитали Богов, всячески умилостивливали их, возводя роскошные храмы и принося в них бесчисленные богатые дары. Но помимо Божественных созданий, живущих на Олимпе, были еще и такие уважаемые существа, как: Нереиды — морские жительницы, Наяды — хранительницы водоемов, Сатиры и Дриады — лесные талисманы.

По верованиям древних греков, судьба всех людей была в руках трех богинь, название которым Мойры. Они пряли нить жизни каждого человека: со дня рождения до дня смерти, решая, когда этой жизни оборваться.

Мифы о создании мира пестрят многочисленными невероятными описаниями, ведь, веря в силы, стоящие выше человека, люди приукрашали их самих и их деяния, наделяя сверхспособностями и присущими только богам возможностями править судьбой мира и человека в частности.

С развитием греческой цивилизации все большую популярность приобретали мифы о каждом из божеств. Их было создано великое множество. Мировоззрение древних греков значительным образом повлияло на развитие истории появившегося в более позднее время государства, став основанием его культуры и традиций.

Появление мира глазами древних индийцев

В контексте темы "Мифы о создании мира" Индия известна несколькими версиями появления всего сущего на Земле.

Наиболее известная из них похожа на греческие предания, потому что также повествует о том, что вначале на Земле господствовала непроглядная тьма Хаоса. Она была недвижима, но полна скрытого потенциала и великой силы. Позже из Хаоса появились Воды, которые породили Огонь. Благодаря великой силе тепла в Водах появилось Золотое Яйцо. На тот момент в мире не существовало небесных светил и измерения времени. Тем не менее, в сопоставлении с современным счетом времени, Золотое Яйцо плавало в безбрежных водах океана около года, после чего возник прародитель всего по имени Брахма. Он и разбил яйцо, вследствие чего верхняя его часть превратилась в Небо, а нижняя — в Землю. Между ними Брахмой было помещено воздушное пространство.

Далее прародитель сотворил страны света и положил начало отсчету времени. Таким образом, по преданию индийцев, возникла Вселенная. Однако Брахма почувствовал себя очень одиноко и пришел к выводу, что нужно создать живые существа. Брахмы была настолько велика, что он смог с ее помощью сотворить шестерых сыновей — великих владык, и других богинь и богов. Утомившись от столь глобальных дел, Брахма передал власть над всем существующим во Вселенной своим сыновьям, а сам удалился на покой.

Что касается появления людей в мире, то, согласно индийской версии, они родились от богини Саранью и бога Вивасвата (который из Бога превратился в человека по воле старших богов). Первые дети этих богов были смертными, а остальные — богами. Первым из смертных детей богов умер Яма, в загробном мире ставший повелителем царства мертвых. Другой смертный ребенок Брахмы - Ману - пережил Великий Потоп. От этого бога и произошли люди.

Пируши - Первый Человек на Земле

Другая легенда о создании мира повествует о появлении Первого Человека, названного Пируши (в других источниках - Пуруши). характерен для периода брахманизма. Родился Пуруши благодаря воле Всемогущих Богов. Однако позже Пируши принес себя в жертву создавшим его Богам: тело первозданного человека было рассечено на части, из которых возникли небесные светила (Солнце, Луна и звезды), само небо, Земля, страны света и сословия человеческого общества.

Наивысшим сословием — кастой — считались Брахманы, возникшие из уст Пуруши. Они являлись жрецами богов на земле; знали священные тексты. Следующим по значимости сословием стали кшатрии — правители и воины. Их Первозданный Человек создал из своих плеч. Из бедер Пуруши появились торговцы и земледельцы — вайшьи. Низшим сословием, возникшим из ступней Пируши, стали шудры — подневольные люди, выполнявшие роль слуг. Самое незавидное положение занимали так называемые неприкасаемые — к ним нельзя было даже прикасаться, иначе человек из другой касты немедленно становился одним из неприкасаемых. Брахманы, кшатрии и вайшьи по достижении определенного возраста посвящались и становились «дважды рожденными». Их жизнь делилась на определенные этапы:

  • Ученический (человек учится жизни у более мудрых взрослых и набирается жизненного опыта).
  • Семейный (человек создает семью и обязан стать порядочным семьянином и домохозяином).
  • Отшельнический (человек покидает дом и живет жизнью монаха-отшельника, умирая в одиночестве).

Брахманизм предполагал существование таких понятий, как Брахман - основа мира, его причина и сущность, безличный Абсолют, и Атман - духовное начало каждого человека, присущее только ему и стремящееся к слиянию с Брахманом.

С развитием брахманизма возникает и идея Сансары - круговращения бытия; Инкарнации - перерождения после смерти; Кармы - судьбы, закона, который определит, в каком теле человек родится в следующей жизни; Мокши - идеала, к которому нужно стремиться человеческой душе.

Говоря о разделении людей на касты, стоит отметить, что они не должны были контактировать между собой. Проще говоря, каждое сословие общества было изолировано от другого. Слишком жесткое кастовое деление объясняет тот факт, что мистическими и религиозными проблемами могли заниматься исключительно брахманы - представители высшей касты.

Однако позже возникают и более демократические религиозные учения - буддизм и джайнизм, занимавшие противостоящую официальному учению точку зрения. Джайнизм стал очень влиятельной религией внутри страны, но так и остался в ее границах, в то время как буддизм превратился в мировую религию с миллионами последователей.

Несмотря на то что теории создания мира глазами одного и того же народа отличаются, в целом общее начало в них есть - это присутствие в любой легенде некого Первочеловека - Брахмы, который в итоге стал основным божеством, в которого верили в Древней Индии.

Космогония Древней Индии

Самая поздняя версия космогонии Древней Индии видит в основании мира триаду Богов (так называемую Тримурти), в состав которой входили Брахма-Создатель, Вишну-Хранитель, Шива-Разрушитель. Их обязанности были четко распределены и разграничены. Так, Брахма циклически рождает Вселенную, которую хранит Вишну, и уничтожает Шиву. Пока есть Вселенная — длится день Брахмы. Как только Вселенная перестает существовать, наступает ночь Брахмы. 12 тысяч Божественных лет — такова циклическая продолжительность и дня, и ночи. Эти года состоят из суток, которые равны человеческому понятию года. После столетней жизни Брахмы его сменяет новый Брахма.

В целом, культовое значение Брахмы второстепенно. Свидетельством этому служит существование всего двух храмов в его честь. Шива и Вишну, наоборот, получили широчайшую популярность, преобразовавшуюся в два мощных религиозных течения - шиваизм и вишнуизм.

Создание мира по Библии

История создания мира по Библии также весьма интересна с точки зрения теорий о сотворении всего сущего. Священная книга христиан и иудеев по-своему объясняет происхождение мира.

Создание мира Богом освещается в первой книге Библии - «Бытие». Так же, как и другие мифы, легенда повествует о том, что в самом начале не было ничего, не было даже Земли. Существовал лишь сплошной мрак, пустота и холод. На все это созерцал Всемогущий Бог, решивший оживить мир. Начал он свое дело с сотворения земли и неба, не имевших сколько-нибудь определенных форм и очертаний. После этого Всемогущий создал свет и тьму, отделив их друг от друга и назвав, соответственно, день и ночь. Это произошло в первый день мироздания.

На второй день Богом была создана твердь, которая разделила воду на две части: одна часть осталась над твердью, а вторая - под ней. Имя тверди стало Небо.

Третий день ознаменовался созданием суши, которую Бог именовал Землей. Для этого он собрал всю воду, которая была под небом, в одном месте, и назвал ее морем. Чтобы оживить то, что уже было создано, Бог сотворил деревья и траву.

Четвертый день стал днем создания светил. Их Бог создал для отделения дня от ночи, а также для того, чтобы они всегда освещали землю. Благодаря светилам стало возможным вести счет дням, месяцам и годам. Днем сияло большое светил Солнце, а ночью - светило поменьше - Луна (ему помогали звезды).

Пятый день был посвящен созданию живых существ. Самыми первыми появились рыбы, водные животные и птицы. Созданное понравилось Богу, и он решил увеличить их количество.

На шестой день были созданы существа, обитающие на суше: дикие звери, скот, змеи. Так как дел у Бога оставалось еще много, он сотворил себе помощника, назвав его Человеком и сделав похожим на себя. Человек должен был стать владыкой земли и всего обитающего и растущего на ней, в то время как за собой Бог оставил привилегию управлять всем миром.

Из земного праха появился мужчина. Если сказать точнее, то был он вылеплен из глины и назван Адамом («человек»). Его Бог поселил в Эдеме - райской стране, по которой текла могучая река, поросшая деревьями с большими и вкусными плодами.

Посредине рая выделялись два особых дерева - древо познания добра и зла и древо жизни. Адаму было поручено охранять и ухаживать за ним. Он мог вкушать плоды с любого дерева, кроме древа познания добра и зла. Бог пригрозил ему, что, съев плод именно с этого дерева, Адам тут же погибнет.

Адаму было скучно одному в саду, и тогда Бог велел всем живым существам прийти к человеку. Адам дал всем птицам, рыбам, пресмыкающимся и животным имена, но не нашел того, кто смог бы стать ему достойным помощником. Тогда Бог, сжалившись над Адамом, усыпил его, вынул у него из тела ребро и создал из него женщину. Проснувшись, обрадовался Адам такому подарку, решив, что женщина станет ему верной спутницей, помощницей и женой.

Бог дал им напутствие - наполнять землю, обладать ею, властвовать над рыбами морскими, птицами небесными и прочими животными, которые ходят и ползают по земле. А сам, утомившись от трудов и довольный всем созданным, решил отдохнуть. С тех пор каждый седьмой день считается праздничным.

Таким представляли создание мира по дням христиане и иудеи. Это явление - основной догмат религии названных народов.

Мифы о создании мира разных народов

Во многом история человеческого общества - это, в первую очередь, поиск ответов на основополагающие вопросы: что было в начале; какова цель создания мира; кто является его творцом. Исходя из мировоззрений народов, живших в разные эпохи и в разных условиях, ответы на эти вопросы приобретали индивидуальную для каждого общества интерпретацию, которая в общих чертах могла соприкасаться с трактованиями возникновения мира у соседних народов.

Тем не менее, каждый народ верил в свою версию, почитал своего бога или богов, пытался распространять среди представителей других обществ и стран свое учение, религию, касающуюся такого вопроса, как создание мира. Прохождение нескольких этапов в этом процессе стало неотъемлемой частью легенд древних людей. Они свято верили, что все в мире возникало постепенно, по очереди. Среди мифов разных народов не встречается ни одного рассказа, где бы все существующее на земле появилось в один миг.

Древние люди отождествляли рождение и развитие мира с рождением человека и его взрослением: сначала человек рождается на свет, с каждым днем приобретая все новые и новые знания и опыт; затем происходит период становления и взросления, когда приобретенные знания становятся применимы в повседневной жизни; а далее наступает этап старения, угасания, который предполагает постепенную утрату человеком жизненной силы, что в итоге приводит к смерти. Та же этапность относилась во взглядах наших предков и к миру: появление всего живого благодаря той или иной высшей силе, развитие и расцвет, угасание.

Мифы и легенды, дошедшие до наших дней, составляют немаловажную часть истории развития народа, позволяя ассоциировать свое происхождение с определенными событиями и получить понимание того, с чего все начиналось.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Основная часть

2. Возникновение мифа

Заключение

Используемая литература

Введение

С древнейших времен человек устремлялся к «первым началам» и к «конечным причинам», страстно желал познать тайны начала (рождения, возникновения) и конца (умирания, исчезновения). Причем, очевидно, здесь имеет место не только (и не столько) теоретический интерес. Это вопросы глубоко экзистенциальные. Едва только человек начинает осознавать себя, он сталкивается с фактом смерти, собственной конечности. Этот факт не может оставить человека разумного в покое. Подобно Сфинксу он стоит перед каждым человеком и любой культурой и требует ответа на его загадку.

Что такое мифы? В обыденном понимании - это, прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Аполлоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших "золотое руно", Троянской войне и злоключениях Одиссея. миф познание общество

Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение и означает именно "предание", "сказание". Европейским народам вплоть до XVI-XVIIвв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания. Что удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов.

1. Основная часть

Так встал вопрос о происхождении мифа. Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека.

Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Назовем их:

* космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной,

* антропогонические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества,

* мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ,

* эсхатологические мифы - мифы о "конце света", конце времен.

Прекрасную характеристику первобытного мифа в его универсальной, а не только мыслительной значимости находим у профессора И.М. Тронского в его статье «Проблемы гомеровского эпоса»: «Сущность мифа - и в этом конститутивный момент всякого мифообразования с первобытных времен - в магической связи, которая устанавливается между объектом мифа - прошлым - и социально- значимой актуальностью, в соотношении настоящего с его предполагаемым прообразом в минувшем…Мифообразование и магия одинаково коренятся в идеологии первобытного общества, которое, не умея ни анализировать мир, ни реально на него воздействовать, стремиться лишь закрепить за собой наличные благоприятные факторы; наиболее верным средством представляется подражательное воссоздание предполагаемой обстановки возникновения этих факторов: новый акт сотворения должен закрепить их действенную силу творчество идеологов первобытного мира вырабатывает главным образом представление о происхождении вещей. Разумеется, представления эти создаются по образцу производства вещей в человеческом обществе. Так получается мифологическая картина мира, где и самая структура и содержание определены особенностями первобытного мышления, которое весьма несовершенно отделяет элементы вещей от самих вещей и рассматривает предметы главным образом в их целостности»

Актуальность выбранной темы данной курсовой работы состоит в том, что оживление мифологических структур в XX веке произошло во всех сферах миропонимания. Мифологическое как составная часть духовной жизни возрождается в современных культурах, вновь входит в конструкцию социокультурных феноменов жизни постиндустриального общества. И нельзя говорить о том, что роль мифа закончена только на стадии формирования общества. Миф находится во взаимодействии с обществом и сегодня.

Мифологичность и архаические традиции в процессе ремифологизации духовной жизни общества и человека становятся одной из структурных единиц мировоззрения и современного российского общества. Этому способствует состояние системного кризиса, в котором уже несколько десятилетий пребывает наша страна. Для разработки теоретических оснований духовных ценностей, в том числе и мифологического характера, необходимо обращение к историко-культурному наследию. Эта проблема была представлена в трудах многих европейских авторов (Г. Риккерт, М. Вебер и др.), она характерна для творчества русских философов XIX - XX вв. Русские религиозные мыслители эпохи культуры «серебряного века» от В.С. Соловьева до Н.О. Лосского и А.Ф. Лосева пытались, прежде всего, раскрыть в общечеловеческих ценностях их духовное содержание. Философия всеединства как философско-антропологическая доктрина, в частности, тем самым выявляла ценностные начала в человеке и его бытии. Многие другие отечественные мыслители (Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский и др.) полагали, что ценность человека заключается в положительном освоении им социальной жизни и социокультурных ценностей.

Особое место в мифологической концепции Элиаде отводится понятию времени (и, соответственно, истории). Есть сакральное мифологическое время, в котором творилась вселенная, в котором действуют боги и осуществляются мифы. И существует профанное время, соотнесенное с этим сакральным, но более «слабое», чем последнее. Рассказ мифа - это прорыв «священного», равнозначный иерофании (богоявлению). Профанное время исторично. Оно линейно, необратимо и доступно индивидуальной памяти, тогда как мифологическое время сохраняется лишь в коллективной памяти или, точнее, в коллективном бессознательном.

2. Возникновение мифа

Если рассматривать значение слова «миф» в моем понимании, то его можно определить как своеобразный способ или некоторый канал, по которому одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности и культурные блага. При чем, так как передача знаний была от человека к человеку (так как на раннем этапе зарождения мифологии письменность отсутствовала), то это был не объективный способ передачи, что-то терялось, что-то приукрашивалось и т.д.

«Миф» по-гречески значит ни что иное как «слово». Миф, следовательно, есть всегда то или иное обобщение, - пишет Лосев, - и те существа, о которых повествует мифология, всегда являются тем или иным обобщением, поскольку им как чему - то общему всегда подчиняется определенная область действительности как совокупность то или иного множества или бесконечного числа частных явлений».(5)

Главный «гонитель» мифа Платон видел в нем не только «живое, наивное, тождественное себе», но и «…иное себе…иносказание или символ».

Есть, совершено неожиданный смысл, на который указывает А. Тахо-Годи: «Платон вместе с тем именует мифом чисто философские теории, например движение, как первоначало является для него мифом, не поэтической, не философской выдумкой».(9)

Наконец, миф как сфера мечтаемого устремлен в будущее: созвучные ему индоевропейские корни, означают «заботиться», «иметь в виду», «страстно желать».

Миф сообщает жизни смысл и зовет к деятельности. «Миф делает это не через логику или образец, - поясняет эту позицию исследователь его школы О.Флайерти, - а через активизацию наших эмоций».

Итак, человек сталкивается с бытием окружающего мира и целостно переживает это взаимодействие: эмоции и творческое воображение вовлечены в него в той же мере, что и интеллектуальные способности. Каждое событие обретает индивидуальность, требует своего описания и тем самым объяснения. Подобное единство, возможно лишь в форме своеобразного рассказа, должного образа воспроизвести и переживаемое событие и раскрыть его причинную обусловленность. Именно такой «рассказ» и имеют в виду, когда употребляют когда употребляют слово «миф». Другими словами, рассказывая мифы, древние люди использовали принципиально отличающиеся от привычных нам методы описания и интерпретации. Роль абстрактного анализа играла метафорическое отождествление. Например, современный человек говорит, что атмосферные изменения прекратили засуху и вызвали дождь. Но первые земледельцы Ближнего Востока, наблюдая подобное событие, внутренне переживали его совершенно иначе. Им на помощь прилетела долгожданная птица Имдугуд, покрыла небо черными грозовыми тучами и пожрала Небесного быка, чье горячее дыхание спалило посевы.

Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие.

В мифологическом образе собрано много позитивных человеческих качеств, которые в ком-то одном, конечно, очень редко сочетаются, потому это и выражено в мифологической форме.

Миф живет в своем, особенном времени - времени «первоначало», «первотворения», к которому неприложимы человеческие представления о течении времени.

Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.

Мысль в мифологическом сознании была объектом внутреннего восприятия, она не думалась, но обнаруживалась в своей явленности, так сказать, виделась и слышалась. Мысль была, по существу, откровением, не чем-то искомым, а навязанным, убедительным именно в своей непосредственно данности. Этот тип мифологического мышления Юнг назвал предсуществующим, не способным обнаружить себя в качестве такового и защищенным от саморефлексии структурой господствующих в нем символов.

Образность в мифе неотделима от мысли, так как она и представляет собой ту форму, в которой закономерно осознается впечатление и, соответственно, событие. Миф становится способом миропонимания в первобытной культуре, способом, которым она формирует свое понимание истинной сущности бытия, т.е. миф выступает в роли своеобразной философии или метафизики древнего человека.

человек не обладал жаждой познания нового, у него не было и не могло быть правильного понимания причинно-следственных связей, не хватало слов для аналитической мысли, не было умения логично мыслить. Миф - это ошибочное объяснение явлений при недостаточных средствах и возможностях для познания.

Миф - не объяснение явлений, т.е. не теория, а выражение веры, переживаемой как действительность. В первобытной культуре миф выполняет важнейшую функцию: он выражает и обобщает верования, обосновывает сложившиеся моральные нормы, доказывает целесообразность обрядов и культов, содержит практические правила человеческого поведения. Поэтому миф - не праздный продукт полудетского воображения, а активная социальная сила. Ни в коем случае нельзя считать миф поэтическими упражнениями слабого интеллекта. Миф является прагматическим законом, определяющим религиозную веру и моральную мудрость, подобно священным книгам - Библии, Корану и т.д.

Современные представления о мифе при всей их разноплановости позволяют сделать некоторые, самые общие заключения:

1) мифы - это попытка людей осмыслить свое бытие и как бы вжиться в них, сознательно слиться с ними с помощью эмоциональных и логических ассоциаций;

2) особенности мифологического мышления связаны с нехваткой общих абстрактных понятий - отсюда потребность выражать общее, универсальное через конкретное. Например, в шумерском языке не было слова «убить», использовался оборот «голову палкой ударить». Кроме того, мифологическое мышление отождествляло причинно-следственную зависимость с близостью, сходством, чередованием;

3) миф отражает интуитивно распознаваемую сознанием первобытного человека закономерность и упорядоченнсоть явлений природы в форме ритмичности, цикличности движения своих образов;

4) структура мифов отражает, выражает определенные особенности психики человека;

5) миф связан с коллективным опытом, который для индивида был объектом веры (как мудрость предков). Индивидуальный опыт не мог изменить ее, миф как вера предков, как дело веры самого субъекта не подлежал проверке, не нуждался в логическом обосновании, отсюда коллективно-бессознательная природа мифа;

6) миф отражал закономерности природы, ввиду слабости абстрактного мышления персонифицировал их, связывал их с сознательно действующей волей, отсюда основное действующее лицо мифологии - божество;

7) мифология - средство самовыражения человека. Это древнейшая и вечная форма проявления творческих способностей человека. Именно поэтому система мифов, мифологии разного типа обнаруживают себя в основе всех форм и типов человеческой культуры.

2.1 Миф как первая донаучная форма познания

Наука - это одна из важнейших компонент духовной культуры. В течении всего своего существования человечество познавало мир, эти познания можно разделить на нескольких основных видов:

1. Донаучное - это мифология и религия.

2. Вненаучное - астрология, алхимия и т.д.

3. Научное.

Можно выделить основные критерии научности:

1. Абстрактность или обобщение. Чаще этот критерий называют фундаментальностью или теоретичностью.

2. Объективность.

3. Рациональность.

4. Проверяемость практикой.

Мифология, например, часто была привязана к конкретным объектам и образам, она не обобщала знания, а принимала их конкретные формы.

По мнению Леви - Строса: «Миф - это наука конкретного, она оперирует не понятиями, а представлениями и служит магическому действию». Научное же знание обладает общностью, оно обладает способностью абстрагироваться и обобщать накопленные опыт и теории. Успехи познания тесно связаны с развитием науки как одной из форм общественного сознания. Без науки невозможно представить современную жизнь и человеческую культуру, она - высшая форма знания, которая охватывает все явления живой и неживой природы, материальную и духовную деятельность людей. С помощью науки оцениваются не только результаты истории, анализируются текущие события, но и в известной мере прогнозируется будущее.

Наука - результат общественного развития, с момента своего зарождения она непрерывно связана с человеческой деятельностью, с одной стороны, находясь под ее постоянным влиянием, а с другой - оказывая на нее активное воздействие. Она всемерно способствует становлению и развитию мировоззрения, одна из главных ее задач - удовлетворение общественных потребностей.

Возникновение науки уходит своими корнями в далекое прошлое. И хотя зачатки отдельных наук обнаруживаются задолго да нашей эпохи, в своих современных формах она заявляет о себе в ХVІ - XVll вв. Именно отрезок времени - от даты публикации труда Н. Коперника «Об обращении небесных сфер» (1543) до выхода сочинения

И. Ньютона «Математические начала натуральной философии» (1687) - принято называть эпохой «научной революции». В этот период возникает мощное интеллектуальное движение, в первую очередь связанное с творчеством таких мыслителей, как Галилей, Бэкон, Декарт.

В результате усилий ученых, прежде всего, естествоиспытателей, меняется образ мира, возникает его научная картина. Утверждается представление о бесконечности Вселенной, в которой Земля - небесное тело, существующее наряду с другими планетами. С эволюцией образа мира меняется и образ человека, явленный новым типом мировоззрения.

Возрастает интерес к научным представлениям о человеке, о природе науки и особенностях научного поиска, об отношениях науки и общества, науки и философии, научного знания и веры.

В настоящее время наука является сложной и многообразной формой общественной деятельности, органически включающей в себя рациональные и материальные факторы. И все же, не смотря на это, в качестве ориентира - путеводителя науки следует рассматривать как систему знаний о мире. При этом объектом научного знания выступают все явления и процессы, происходящие в природе и обществе. Объективному научному знанию предшествует донаучное, которое, в основном, базируется на чувственном субъективном восприятии действительности. Донаучное знание частично зависит от наблюдательности человека, характера, сложности и степени доступности его объектов человеческим чувствам. По этим причинам оно содержит в себе немало ошибок.

На ранней стадии истории мифологический образ мышления начал наполнятся рациональным содержанием и соответствующими формами мышления: возрастала сила обобщающего и аналитического мышления, зарождались наука и философия, возникали понятия и категории собственно философского разума, происходил процесс перехода от мифа к логосу (Логос - корневая основа логики), Однако логос не вытесняет мифологию, она бессмертна, ею преисполнена поэзия, она завораживает детское воображение, восхищает ум и чувства людей всех возрастов способствует развитию воображения, что благотворно влияет на развитие творческих возможностей человека во всех сферах его деятельности.

3. Взаимодействие мифа и общества

Миф - многослойное и полифункциональное образование. Складываясь в условиях первобытнообщинной формации, нерасчлененный стихийный коллективизм, который порождает перенос на всю действительность, непосредственно данных человеку,естественных отношений родовой общины, он предстает перед нами как описание некоторой совокупности фантастических существ, образующих общину, связанную кровным родством. Природно-космические, соц., и производственные функции распред5лены между этими существами. При этом мифическое повествование принимается мифическим субъектом совершенно не критически, выступая как правда, сколько бы ни неправдоподобно оно выглядело. Миф, следовательно, выступает для этого субъекта как вполне реальный, мир, может быть даже более реальный, чем мир обыденный. Но в то же время это мир отрешенный отчужденный от повседневного мира. Он одновременно и наглядный, чувственно данный и волшебный, сказочный и индивидуально - чувственный - и абстрактно-обобщенный и очевидно достоверный, практически действенный - и сверхъестественный. Главная его функция - регуляция общественной жизни в эмпирическом многообразии, и он выступает здесь как сама жизнь, где слились воедино социальные, идеологические и даже физиологические аспекты. Иначе говоря мифология - это форма духовного освоения мира. Именно поэтому она, преодолевает, подчиняет и преобразовывает силы природы в воображении и при помощи воображения, она исчезает, следовательно, вместе с наступлением действительного господства над этими силами природы.

“Природу мифологического сознания нужно осмысливать в рамках той исторической эпохи, в какой оно жило полнокровной жизнью, было основным способом понимания мира. Миф выполнял многообразные функции”. С его помощью прошлое связывалось с настоящим и будущие формировались коллективные представления того или иного народа, обеспечивалась духовная связь поколений. Мифология закрепляла принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживала, поощряла определенные формы поведения. Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни.

С угасанием первобытных форм общественной жизни миф как особая ступень развития общественного сознания изжил себя, со шел с исторической сцены. Но не прекратился начатый мифологи ческим сознанием поиск ответов на особого рода вопросы о про исхождении мира, человека, культурных навыков, социального уст ройства, тайны рождения и смерти коренные вопросы всякого мировоззрения. Их унаследовали от мифа сосуществующие в веках две важнейшие формы мировоззрения -- религия и философия.

Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и изменения душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую (ассоциативную связь от причинно-следственной). Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ - демонов и богов.

Миф - наиболее древняя система ценностей. Считается, что в целом культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и условности к знанию, к закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение. Развитие науки и цивилизации часто обесценивает миф, показывает неадекватность регулятивных функций и ценностей мифа, сущности современной социокультурной действительности. Однако, это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в современной культуре создает средства и способы символического мышления, он способен ценности современной культуры интерпретировать через идею "героического", что, скажем недоступно науке. В ценностях мифа чувственное и рациональное даны синкретно, слитно, что малодоступно другим средствам культуры XX века. Фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично.

В этих условиях выбор и ориентация личности раскрепощается и, следовательно, используя условность, она может достигать высокой гибкости, что, например, почти недоступно религии. Миф, очеловечивая и персонифицируя явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям. На этой почве становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а это один из самых простых способов упорядочивания его деятельности. В ранних и примитивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например, в язычестве. Но в развитых культурах подобные явления имеют скорее характер рецидива или являются механизмом реализации того или иного архетипа, особенно в массовой культуре или массовом поведении. Мифология часто используется в XX веке как усилитель ценностей, обычно за счет их гипертрофирования и фетишизации. Миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности, гиперболизировать ее, а, следовательно, подчеркивать и даже выпячивать.

Заключение

Итак, целая эпоха духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций была царством мифа, созданного воображением и разумом человека. Воображение - великий дар природы, драгоценное качество людей, их творческая энергия. Оно создало «Илиаду» и «Рамаяну», «Эпос о Гильгамеше» и «Энеиду». Оно создало Парфенон и величественные египетские пирамиды, ибо, до того как строители своими руками возвели их и сделали фактом реальности, они уже жили в мечте, в сознании архитектора.

Сознание древнего человека создало царство мифа. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.

Еще один важный фактор, обусловливающий существование мифов в современной России- высокая мифологичность сознания населения, которая порождает многочисленные иллюзорные концепции и представления (утопии, веру в чудеса). Социокультурная природа человека, в том числе и современного россиянина, требует мифа как компенсации утраченной социальной гармонии. Мифологизированное сознание удовлетворяет потребность людей в такой компенсации. Резюмируя вышесказанное, отметим: в условиях кризисного состояния общества миф необходим человеку, поскольку он в значительной мере решает проблему его адаптации. Миф трактуется как важное социокультурное явление, сопричастное основным сферам общественной жизни- морали, религии, философии, искусству-с соответствующими духовными ценностями. В контексте мифа человек постоянно ощущал свое единство с природой, с социумом, Космосом как с некой целостностью, находящейся в единстве и взаимосвязи.

Используемая литература

1.Асмус В. Ф. Античная философия. М.: Высшая школа.1976.

2.Бернал Дж. Наука в истории общества. М.: Из-во иностранной литературы. 1956.

3.Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций.Л.,1940.с.87,128

4.Корш М. Краткий словарь мифологии и древностей. Калуга: Золотая аллея,1993

5.Косарев А. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость- М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000.с.96-106,175-200,271-273.

6.Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Учпедгиз, 1957.с.8,9,12-14,593.

7.Лосев А.Ф.Из ранних произведений. М.:Правда,1990.

8.Лосев А.Ф. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Издательство политической литературы, 1991.

9. Введение в философию. Под ред. И.Т. Фролова. В 2-х частях -М.: Политиздат, 1989.

10.Тахо-Годи А.А. Три письма А.Ф.Лосева. //Вопросы философии.-N7, 1989.

11.Философский энциклопедический словарь. Под ред. Л.Ф. Ильичева. М.: "Советская энциклопедия".-1983.

12.Степин В. С. Философская антропология и философия науки. М., 1992

13.Тронский И. М. Проблемы гомеровского эпоса. М.-Л., 1935.с.23

14.Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996 г., Стр. 80 - 81.

15.Элиаде М. Миф о вечном возвращении.СПб.:Алетейя,1998.

16.Яцук Д.М. Мифологическое в духовной культуре. /Автореферат на соискание уч. степ.канд.филос.наук/ кафедра философии и социологии ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2003.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Общее понятие мифа и мифологии, их герои, значение и функции. Главные предпосылки мифологической "логики". Первые попытки толкования мифов и "Философия искусства" Ф.В. Шеллинга. Категория мифического времени. Мифология как идеология первобытного общества.

    реферат , добавлен 29.05.2009

    презентация , добавлен 27.10.2012

    Миф как некое сказание, героями которого являются всевозможные боги, духи, первопредки человечества и тому подобные сущности. Место и значение мифа в истории мира и культуре человечества. Источники для составления мифов, отражение в них верований народа.

    доклад , добавлен 26.01.2010

    Наиболее распространенные истолкования понятия "миф". Первые попытки подлинно научного понимания мифа. Поэтические метафоры первобытного образа мышления. Сходство мифологии и религии. Мифологическое осмысление человеком духовного и практического опыта.

    курсовая работа , добавлен 05.07.2011

    Мировоззрение как ядро самосознания личности, внутренний мир человека, законы и принципы его взаимодействия с окружающей средой. Мотивации его выбора. Мифологическое мировоззрение - древнейшая форма познания мира. Научная теория эволюции Ч. Дарвина.

    реферат , добавлен 25.06.2009

    Классификация мифов Древнего Египта и их особенности: космогонические, земледельческие и заупокойного культа. Связь мифа и религии. Характеристика и сферы покровительствования древнейших божеств Египта: Амон, Анубис, Геб, Гор, Осирис, Птах, Ра, Сет.

    контрольная работа , добавлен 01.06.2010

    Изначально процесс осмысления древним человеком мира происходил через мифологию. Мифологическое сознание выступило как сложная форма освоения действительности при доминировании иррационального основания. Концепция "Абсолютной мифологии" А.Ф. Лосева.

    контрольная работа , добавлен 13.09.2010

    Специфика мифологического мышления. Определение, основные черты мифа, его основные виды. Миф и наука. Философия и мифология. Понятие и основные признаки религии. Сходство и различие религии и мифа. Религия и ее роль в развитии человеческого мышления.

    презентация , добавлен 04.10.2015

    Особенности религии древнего Рима. Культ Весты, охранительницы и защитницы домашнего очага. Герои римского мифа. Идеализация бедности и осуждение богатства как важные слагаемые римского мифа. Описание семейных верований Рима как анимистической религии.

    реферат , добавлен 24.11.2009

    Интерес мифа для научного изучения и его философское понятие, связь с магией и обрядом. Место мифологии в культуре. Особенности мифологического мышления, его логическое и психологическое своеобразие. Характеристика учения Эрнеста Кассирера о мифе.

Мотивация к самопознанию возникает по разным причинам. Обычно, когда все ужасно и человек болен физически или душевно, у него рождается страстное стремление к преодолению препятствий, нищеты, неприятностей и боли. Тогда он ищет возможность изменить или исцелить ситуацию, но зачастую не самого себя. Это происходит через тренинги, чтение духовной литературы, паломнические поездки, встречи с интересными людьми, занятия по самопознанию, преодолению бессознательных ограничений и страхов.
На этом этапе школы, тренинги, религии, святые выступают лишь как опоры в желании утвердиться в правильности своей картины мира. И если они «не оправдали высокого доверия», то должны быть преданы анафеме. Человек будет искать общество тех людей, которые его поймут. Это будет продолжаться до тех пор, пока не произойдет , что менять следует не окружающий мир, а самого себя.
Однако, как только интенсивность страдания падает, человек прекращает заниматься. В этом случае практика становится способом бегства от душевного неблагополучия. Движение же к самопознанию - это стремление наполнить каждый день вдохновением и творчеством. Лишь тогда нет рутины повседневности, а есть живое присутствие.

Существует ряд мифов, или стереотипных мнений, по поводу занятий . Один из самых распространенных гласит: духовными практиками занимаются ущербные люди, а «успешные» ведут комфортную, полную удовольствий жизнь. Этот миф разбивается вдребезги, как только на человека нападает депрессия или случаются сбои со здоровьем. Если человек не проявляет своих талантов, данных от природы, и не видит перспективы дальнейшего развития, его будет съедать глубокая тоска по внутреннему раю и неудовлетворенность жизнью. И здесь никакое пиво, друзья и боулинг не помогут.
Дух времени обязательно заставит человека развиваться. Если тот откажется менять привычную картину мира и систему привычек, то дальше еще проще - на переплавку. Воплощение будет признано напрасным. Душа отправится на повторную , но уже в более жестком режиме воспитания.
Следующий миф: мы достаточно неудачно собраны, и нам недостает многих качеств, которые мы можем приобрести лишь в конце жизни, после усиленной работы над собой. Многим монахам за преданность и догматизм обещают спасение в загробной жизни или просветление в конце жизни.
Все это так и не так одновременно. В нас уже заложено многое, что только необходимо обнаружить, раскрыть или развить. Собственно, не требуется копировать других в бесконечной погоне за чужой птицей счастья. Важно проявить то свое и добрать то недостающее, подо что мы заточены на эту жизнь. И это не сетевой маркетинг от духовности, не фитнес, не йога-студии и не организованная религия. Если человек прилагает усилия в раскрытии своих природных качеств в том направлении, в котором он пришел себя реализовывать, то успех придет наверняка.
Миф о том, что путь самопознания должен быть тяжелым и тернистым, - очередная иллюзия. Он не должен быть искусственным - кем-то надуманным или навязанным. Не обязан человек быть распущенным или аскетом в угоду сложившимся представлениям о свободе личности или воззрениям духовных лидеров. Задача самопостижения - вспомнить себя, понять, что надо именно мне, и быть собой! Это не ломка, а естественный рост. Это условия, при которых человек наилучшим образом реализует себя.
Наша жизнь естественна и прекрасна и в этом процессе мы живем и развиваемся.

Расширение сознания и осознанность подразумевают прежде всего удовлетворенность жизнью, понимание того, что я живу так, как этого хочу, и что именно я являюсь хозяином своей судьбы.

Возникает понимание причин происходящего, способность планировать будущее, движение по своей линии жизни. Осознанность - это также способность осознавать и актуализировать свои эмоции и чувства, умение слышать свое «я», знать свое предназначение, а также понимать, что и как делать в конкретной ситуации и целом.

23 мая 2015

В античные времена человечество развивалось цивилизациями. Это были обособленные народности, которые формировались под влиянием определенных факторов и имели свою культуру, технику и отличались определенной индивидуальностью. В силу того что они не были технически развитыми так, как современное человечество, древние люди во многом зависели от капризов природы. Тогда молнии, дождь, землетрясения и прочие природные явления казались проявлением божественных сил. Эти силы, как тогда казалось, могли определять судьбу и личностные качества человека. Так и зародилась самая первая мифология.

Что такое миф?

Согласно современному культурному определению, это повествование, которое воспроизводит верования древних людей об устройстве мира, о высших силах, о человеке, жизнеописания великих героев и богов в вербальной форме. Некоторым образом, они отражали и тогдашний уровень познаний человека. Эти сказания записывались и передавались из поколения в поколение, благодаря чему мы можем сегодня узнать, как же мыслили наши предки. То есть тогда мифология являлась некой формой общественного сознания, а также одним из способов понимания природной и социальной действительности, которая отражала взгляды человека на определенном этапе развития.


Среди множества вопросов, которые волновали человечество в те далекие времена была особо актуальна проблема появления мира и человека в нем. В силу своего любопытства люди пытались объяснить и понять, как же они появились, кто их создал. Именно тогда и появляется отдельный миф о происхождении людей.

В силу того что человечество, как уже было сказано, развивалось большими обособленными группами, то легенды каждой народности были в некотором роде уникальными, так как отображали не только мировоззрение народа на тот момент, но и были отпечатком культурного, социального развития, а также несли информацию о земле, где проживал народ. В этом смысле мифы имеют некоторую историческую ценность, так как позволяют построить некоторые логические суждения о том или ином народе. Помимо этого, они являлись мостом между прошлым и будущим, связью поколений, передавая знания, которые были накоплены в рассказах от старого рода к новому, таким образом обучая его.

Антропогонические мифы

Независимо от цивилизации, у всех древних людей были свои представления о том, как же человек появился на этом свете. Они обладают некими общими чертами, однако также имеют и существенные различия, которые обусловлены особенностями жизни и развития той или иной цивилизации. Все мифы о происхождении человека называются антропогоническими. Это слово происходит от греческого «антропос», что означает — человек. Такое понятие, как миф о происхождении людей, существует абсолютно у всех древних народов. Разница лишь в их восприятии мира.

Для сравнения можно рассмотреть отдельно взятые мифы о происхождении человека и мира двух великих народностей, которые значительным образом повлияли на развитие человечества в свое время. Это цивилизации Древней Греции и Древнего Китая.

Китайский взгляд на сотворение мира

Китайцы представляли нашу Вселенную в виде огромного яйца, которое было заполнено определенной материей - Хаосом. Из этого Хаоса родился первопредок всего человечества - Паньгу. Он с помощью своего топора разбил яйцо, в котором появился на свет. Когда он разбил яйцо, Хаос вырвался наружу и стал меняться. Образовалось небо (Инь) — что ассоциируется со светлым началом, и Земля (Янь) — темное начало. Так в верованиях китайцев образовался мир. После этого Паньгу уперся руками в небо, а ногами в землю и стал расти. Он непрерывно рос, пока небо не отделилось от земли и не стало таким, каким мы видим его сегодня. Паньгу, когда вырос, распался на множество частей, которые стали основой нашего мира. Его тело стало горами и равнинами, плоть — землей, дыхание — воздухом и ветром, кровь — водой, а кожа — растительностью.

Китайская мифология

Как говорит китайский миф о происхождении человека, сформировался мир, который был населен животными, рыбами и птицами, но людей все еще не существовало. Китайцы верили, что создателем человечества стал великий женский дух — Нюйва. Древние китайцы почитали ее как устроительницу мира, ее изображали как женщину с человеческим телом, ногами птицы и хвостом змеи, которая держит в руке лунный диск (символ Инь) и измерительный угольник.

Нюйва стала лепить из глины человеческие фигурки, которые оживали и превращались в людей. Она работала много времени и поняла, что ее сил не хватит для создания людей, которые смогут заселить всю землю. Тогда Нюйва взяла веревку и пропустила ее через жидкую глину, а затем встряхнула. Там, куда упали комочки мокрой глины, появились люди. Но все же они не были так хороши, как те, что были слеплены вручную. Так в мифах Китая обосновывалось существование знати, которую Нюйва слепила своими руками, и людей низших сословий, созданных при помощи веревки. Богиня дала своим творениям возможность размножаться самостоятельно, а также познакомила с понятием брака, который в Древнем Китае соблюдался очень строго. Поэтому также можно считать Нюйву покровительницей бракосочетания.

Таков китайский миф о происхождении человека. Как можно увидеть, в нем отражаются не только традиционные китайские верования, но и некоторые особенности и правила, которыми руководствовались древние китайцы в своей жизни.

Греческая мифология о появлении человека

Греческий миф о происхождении человека повествует, как титан Прометей сотворил людей из глины. Но первые люди были очень беззащитны и ничего не умели. За этот поступок греческие боги рассердились на Прометея и задумали уничтожить человеческий род. Однако Прометей спас своих детей, украв с Олимпа огонь и принеся его человеку в пустом стебле тростника. За это Зевс заточил Прометея в оковы на Кавказе, где орел должен был клевать его печень.

Вообще в греческой мифологии любой миф о происхождении людей не дает конкретной информации о появлении человечества, более концентрируясь на последующих событиях. Возможно, это связано с тем, что греки считали человека ничтожным на фоне всемогущих богов, таким образом подчеркивая их значение для всего народа. Действительно, практически все греческие сказания напрямую или косвенно связаны именно с богами, которые направляют героев из человеческого рода, таких как Одиссей или Ясон, и помогают им.

Особенности мифологии

Какими же особенностями обладает мифологическое мышление?

Как можно увидеть выше, происхождение человека мифы и легенды трактуют и описывают абсолютно разными способами. Нужно понимать, что необходимость в них возникла на раннем этапе развития человечества. Они возникли из потребности человека объяснить происхождение человека, природы, устройства мира. Конечно, тот способ объяснения, которым пользуется мифология, достаточно примитивен, он значительным образом отличается от той трактовки мироустройства, которую поддерживает наука. В мифах все достаточно конкретно и обособленно, в них нет абстрактных понятий. Человек, общество и природа сливаются воедино. Основной тип мифологического мышления - образный. Каждый человек, герой или бог обладает обязательно следующим за ним понятием или явлением. Этот вид мышления отрицает какие-либо логические доводы, основываясь на вере, а не знаниях. Оно не способно генерировать вопросы, которые не являются творческими.

Кроме того, мифология обладает также специфическими литературными приемами, которые позволяют подчеркнуть значимость тех или иных событий. Это гиперболы, которые преувеличивают, например, силу или другие важные характеристики героев (Паньгу, который смог поднять небо), метафоры, которые приписывают определенные характеристики вещам или существам, которые ими на самом деле не обладают.

Общие черты и влияние на мировую культуру

В целом, можно проследить некоторую закономерность в том, как именно объясняют происхождение человека мифы разных народов. Практически во всех вариантах есть некая божественная сущность, которая вдыхает жизнь в безжизненную материю, создавая и формируя таким образом человека. Это влияние древних языческих верований можно проследить в более поздних религиях, например, в христианстве, где Бог создает человека по своему образу и подобию. Однако если не совсем понятно, как появился Адам, то вот Еву Бог создает из ребра, что только подтверждает это влияние античных легенд. Это влияние мифологии можно отследить практически в любой культуре, которая существовала позже.

Древнетюркская мифология о том, как появился человек

Древнетюркский миф о происхождении человека прародительницей человеческого рода, а также творцом земли, называет богиню Умай. Она в виде белого лебедя летала над водой, которая существовала всегда, и искала землю, но не нашла ее. Она снесла яйцо прямо в воду, но яйцо тотчас же утонуло. Тогда богиня решила сделать гнездо на воде, но перья, из которых она его сделала, оказались непрочными, и волны разбили гнездо. Богиня задержала дыхание и нырнула до самого дна. Она вынесла оттуда в клюве клочок земли. Тогда бог Тенгри увидел ее страдания и послал Умай трех рыб из железа. Она положила землю на спину одной из рыб, и та начала расти, пока не образовалась вся земная суша. После чего богиня снесла яйцо, из которого появился весь человеческий род, птицы, звери, деревья и все остальное.

Что же можно определить, прочитав этот тюркский миф о происхождении человека? Видно общее сходство с уже известными нам легендами Древней Греции и Китая. Некая божественная сила создает людей, а именно из яйца, что очень похоже на китайское сказание о Паньгу. Таким образом, понятно, что изначально люди ассоциировали создание самих себя по аналогии с живыми существами, которых они могли наблюдать. Также прослеживается невероятное почитание материнского начала, женщины как продолжательницы жизни.


Что же может почерпнуть для себя ребенок в этих легендах? Что нового он узнает, читая мифы народов о происхождении человека?

В первую очередь это позволит ему ознакомиться с культурой и жизнью народа, который существовал в доисторические времена. Поскольку для мифа характерен образный тип мышления, ребенок довольно легко его воспримет и сможет усвоить необходимую информацию. Для детей это те же самые сказки, и, подобно сказкам, они наполнены той же моралью и информацией. При чтении их ребенок научится развивать процессы своего мышления, научится извлекать для себя пользу из чтения и делать выводы.

Миф о происхождении людей даст ребенку ответ на волнующий вопрос - откуда же я появился? Конечно, ответ будет являться неправильным, но дети воспринимают все на веру, и поэтому он удовлетворит интерес ребенка. Читая приведенный выше греческий миф о происхождении человека, ребенок также сможет понять, почему для человечества так важен огонь и как он был открыт. Это пригодится в последующем обучении ребенка в начальной школе.

Разнообразие и польза для ребенка

Действительно, если взять примеры мифов о происхождении человека (да и не только их) из греческой мифологии, можно заметить, что красочность персонажей и их количество очень велики и интересны не только для юных читателей, но даже и для взрослых. Однако нужно помочь ребенку со всем этим разобраться, иначе он просто запутается в событиях, их причинах. Необходимо объяснить ребенку, почему бог любит или не любит того или иного героя, почему помогает ему. Таким образом ребенок научится строить логические цепочки и сопоставлять факты, делая из них определенные выводы.

Помните, когда-то люди верили, что земля плоская и располагается на трех китах? С тех пор знания о мире существенно расширились и многие представления в корне изменились. Однако фигура, имеющая три точки опоры, по-прежнему считается самой устойчивой. И до сих пор самые сильные наши убеждения, а иногда и заблуждения основываются "на трех китах". То есть, для того, чтобы классифицировать явление по принципу "хорошо-плохо", вполне достаточно трех признаков.

Если говорить о раннем развитии, то все аргументы его противников сводятся в конечном итоге к тому, что раннее развитие — это сложно, вредно и модно. Именно на этих трех китах основывается любая критика развивающих занятий с крохой. Все остальные доводы являются лишь вариациями на тему. Однако мы люди образованные и знаем, что три кита — миф, а Земля круглая, поэтому на вопрос раннего развития мы посмотрим под другим углом и попытаемся понять, как же все на самом деле.

Итак, первый кит утверждает, что раннее развитие — очень трудоемкое и сложное занятие. Для того чтобы заниматься, нужно много сил и свободного времени, все методики требуют выполнения строжайших предписаний и регламентируются жесткими правилами. Одна только подготовка материала занимает всю ночь, а наутро — все признаки усталости и недосыпа налицо.

На самом деле, если отстраниться от мифологии и вернуться в реальность, то становится ясно, что в жизни мы часто пугаемся чего-то, еще даже не приступив к действиям. Мы рисуем себе воображаемые сложности, с наслаждением придумываем причины, по которым желаемое невозможно, и, махнув рукой, в итоге отступаем. Дело тут не в кажущейся сложности именно раннего развития, а в том, что человеку вообще свойственно искать поводы для того, чтобы чего-нибудь не делать. По этой причине, например, многие из нас, дав себе обещание хотя бы раз в неделю посещать спортзал, так туда и не попадают. А ведь стоит только один раз позаниматься, ощутить приятную усталость в мышцах, почувствовать энергию движения, как все возражения пропадают. Остается только удовольствие от процесса.

То же самое и с занятиями с малышом. Все кажется сложным, непонятным. Но стоит только начать и увидеть первый восторг и удивление крохи, искренний интерес в глазах и ожидание следующего занятия, как все придуманные сложности меркнут. Может быть, на первых порах от вас действительно потребуется чуть больше дисциплинированности, чем обычно, но это только поначалу. Если вспомнить пример со спортзалом, то тут как с первыми тренировками: пару недель вы еще уговариваете себя, зато потом организм сам начинает просить упражнений и нагрузки.

Если все-таки не хватает каких-то знаний и поддержки, то в эпоху Интернета это решается очень просто. Практически на любом форуме можно узнать ответы на все волнующие вопросы, найти единомышленниц и подруг, получить ценнейшие советы. Кроме того, мамы активно обмениваются различными материалами и полезными ссылками, охотно делятся своими ноу-хау и открытиями, радуются успехам друг друга. Главное — желание радоваться и делиться.

Что касается выбора методики (то есть, системы упражнений), то тут ваше творчество ничем не ограниченно. Вы можете остановить свой выбор на любой из уже созданных, можете объединить элементы нескольких методик в одну, а можете и придумать свою собственную систему развития малыша. Самое главное при этом — ориентироваться прежде всего на своего кроху и прислушиваться к его желаниям и потребностям. Он лучше любого тренера и инструктора подскажет вам, чем, как и сколько раз он хочет заниматься.

И здесь мы сталкиваемся со вторым китом: все эти эксперименты не только вредны, но и опасны. Ни к чему изобретать велосипед и рисковать будущим малыша. Точно так же наверняка кричали и древние люди, уверенные в том, что Земля плоская, когда пытливые умы соплеменников пытались установить истину опытным путем.

В чем же заключается эта истина? Действительно ли раннее развитие несет вред? Неужели изучать вместе с малышом мир, знакомиться с окружающими предметами опасно? Сторонники этой точки зрения чаще всего говорят о "форсировании естественного развития", "преждевременной интеллектуализации", погоне за знаниями по методу "Быстрее! Выше! Сильнее!". В основе такой критики лежит убежденность, что основная цель раннего развития заключается в том, чтобы любой ценой вырастить из ребенка гения.

Если бы я не знала, в чем заключается основная задача всех развивающих методик, я бы с ними согласилась. А на самом деле главный смысл занятий с малышом — это удовольствие от совместного общения, от изучения друг друга, от знакомства с окружающим миром и тесного эмоционального контакта. Лучше всего об этом сказала моя знакомая, мать очаровательных двойняшек: "Я не хочу воспитать двух гениев, я хочу, чтобы мои дети познавали мир с удовольствием и жили в нем с удовольствием!". И так считает любая мама, понимающая, что такое настоящее раннее развитие.

Цель занятий — легко и гармонично знакомить кроху с окружающим миром. Большой упор в раннем развитии делается на игровые формы подачи материала, эмоциональное общение, на творческое взаимодействие, совместную деятельность, приносящую радость и новые открытия и родителям, и малышу. Благодаря занятиям с раннего возраста любое обучение будет ассоциироваться у ребенка с веселым, приятным занятием. Согласитесь, не у каждого из нас была возможность учиться с удовольствием. Чаще наоборот, мысли об учебе вызывали скуку, а самообучение давалось не так легко, как хотелось. Раннее развитие как раз дает нашим деткам такую возможность. Представляете, какими яркими, удивительными, многообразными красками наполняется мир при таком подходе? А сколько в совместных занятиях для мамы возможностей самореализоваться, по-новому посмотреть на привычные вещи и раскрыть свой творческий потенциал!

Опасность есть там, где присутствует фанатизм, а раннее развитие вовсе не предполагает его. Напротив, основная установка раннего развития — ориентация на потребности малыша. Чтобы заниматься , нужно быть очень чутким и мудрым родителем и уметь слышать своего ребенка. Важно понимать, что именно малыш является ведущим в ваших занятиях. И кроха прекрасно знает, что ему нужно, а что нет. Он просто не будет делать то, что ему неинтересно, ненужно или вредно. Реакция ребенка — лучший способ понять, правильно ли вы двигаетесь. Согласитесь, если следовать этому простому правилу, невозможно навредить малышу. Наоборот, вы научитесь лучше понимать друг друга, станете ближе.

Как видите, раннее развитие, это не сложно и не опасно. Но у тех, кто активно выступает против развивающих занятий с малышом, есть еще один аргумент в запасе. Третий "кит" основывается на заблуждении, что раннее развитие — новомодное, временное явление, вызванное желанием пустить пыль в глаза внешними результатами. Следовательно, и время на это не стоит тратить.

Что же на самом деле? А на самом деле возраст раннего развития измеряется тысячелетиями. Практически в каждой культуре существовала своя традиция обучения и воспитания ребенка с самого рождения, а у некоторых народов уделялось повышенное внимание развитию малыша еще на внутриутробном этапе.

Вспомните русские народные потешки, пестушки, игры, загадки, сказки. Это же синтез идей раннего развития наших предков! Те или иные элементы раннего развития мы можем найти в традициях любого народа. Это не новомодное увлечение, а возвращение к своим корням, к опыту наших мудрых предшественников, который чуть было не потерялся в гонке за достижениями цивилизации. Это знания, проверенные веками.

Что касается мнения, что родители занимаются с ребенком, чтобы его достижениями тешить свое тщеславие, то позволю себе повториться: цель раннего развития не в том, чтобы вырастить вундеркинда, а в том, чтобы удовлетворить природную пытливость и любознательность детского ума, помочь малышу познать этот мир, наполнить общение с ним радостью и взаимопониманием. А результаты в виде чтения в год и знания иностранных языков в два — это не цель, а приятные следствия ваших занятий!

Древние люди верили, что мир стоит на трех китах. Наши познания идут гораздо дальше. Мы можем шире смотреть на вещи, не ограничивая себя узкими рамками предубеждений. И мы можем подарить любовь и интерес к этому яркому, красочному миру нашим детям.

Юлия Терёхина, педагог



Рассказать друзьям