Молодой дюма. Биография Александра Дюма (отца)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ян Амос Коменский — выдающийся чешский педагог-гуманист, годы жизни: 1592-1670

Труден был жизненный путь Коменского, изгнанного германскими завоевателями из родной Чехии и вынужденного скитаться по разным странам (Польша, Венгрия, Голландия). Многообразной была его деятельность - учителя, проповедника, учёного, философа. И красной нитью через неё проходят глубокий демократизм, забота о судьбе обездоленных, вера в человека, стремление поднять культуру родного народа.

Факты из биографии, взгляды, мировоззрение

Не раз приходилось Коменскому покидать родную землю, видеть, как гибнут в огне военных пожаров его рукописи и книги, начинать сызнова то, что было уже сделано. Религиозные войны и иноземные нашествия сотрясали Чехию, родину Коменского. И потому, наверное, столь постоянно, столь неизменно звучит в книгах Коменского мечта о мире, о совершенном устройстве человеческого общества. Вернейший путь к этому Коменский видел в просвещении - не случайно одна из последних работ его, «Ангел мира», формулирует идею создания международной организации, охраняющей повсюду мир и распространяющей просвещение, - идею, на столетия опередившую свою эпоху.

Но и в ту пору, в разобщенной и терзаемой войнами Европе, деятельность Коменского была поистине интернациональной. Невозможно оценить, скольким обязана Коменскому чешская культура. Но память Коменского имеют основание чтить и в Англии - здесь были впервые изданы лучшие его книги; и в Швеции - им был подготовлен проект реформы шведской школы и написаны для нее многие учебники; и в Венгрии - здесь тоже работал Коменский; и в Голландии -здесь он провел последние годы, здесь было издано первое собрание его педагогических работ.

Коменский был членом секты «чешских братьев». В религиозной оболочке эта секта выступала против власти богачей, против феодальных порядков. В книге «Лабиринт мира и рай сердца» Коменский писал, что одни пресыщаются, другие голодают, одни забавляются, другие рыдают.

В XVII веке земли и политическая власть Чехии находились в руках немецких феодалов. В деятельности Коменского борьба против угнетателей народа естественно слилась с борьбой за национальную независимость Чехии, с борьбой против войн, за мир между народами. «Люди, - писал Коменский, - являются гражданами одного и того же мира, и ничто не мешает им установить широкое объединение на основе человеческой солидарности, общих знаний, прав, религии».

Коменский, естественно, не мог в ту эпоху правильно определить пути уничтожения социальных противоречий. Он думал, что их можно преодолеть средствами религии, нравственного совершенствования, воспитания. Но в противовес средневековой церкви он подчёркивал, что человек не «раб божий», а «творец вселенной».

Яе Амос Коменский как педагог

Педагогическая деятельность начинается складываться в ранние годы ученого, во время того, как Коменский был священником, был написан первый труд «Письма к небу», создана антикатолическая книга «Разоблачение антихриста». Будучи ректором национальной школы, расположенной в городе Лешно, Коменский начинает работать над главным трудом всей своей жизни, состоящим из четырех томов, под названием «Великая дидактика». В «Великой дидактике» ученый пытается донести до общественности, что главнейшей наукой человечества является педагогика . Параллельно с работой над четырехтомником Коменский создает несколько трудов, отражающих эту же идею главенства педагогики – «Открытая дверь языков», «Открытая дверь предметов», «Предвестник пансофии». В этот период Ян Амос Коменский приобретает известность, его деятельность становится признанной. В первой части своей «Дидактики» педагог развивает идею реформирования школы, которую подхватывает Швеция и внедряет в деятельность.

Коменский становится хорошим преподавателем, отказывается от политических воззрений и начинает писать новый труд «Мир чувственных вещей в картинках», чуть позже занимается разработкой пособия, в котором предусмотрено обучение детей латинскому языку.

Коменский, разрабатывая новые подходы в педагогике как науке , руководствовался несколькими принципами: желанием охватить знаниями большую массу людей, выстроить жизненные познания в определенной системе, прийти от размеренности к общей гармонии.

Коменский о воспитании детей в семье

Демократизм, глубокую веру в человека Коменский положил также в основу своих педагогических идей . Он был убеждён, что все люди - и мужчины, и женщины — должны получить образование, все они способны к образованию. Деля детей на шесть типов по остроте ума, темпу работы и степени прилежания, Коменский считал, что даже самые трудные дети (тупые, медлительные, ленивые) могут быть обучены. Он требовал, чтобы в каждом селении была организована школа родного языка. Все дети имеют право переходить из начальной школы в среднюю и высшую.

Ян Амос Коменский выдвинул идею систематического воспитания детей в семье . В «материнской школе» - так назвал он воспитание до шести лет - детям должна быть предоставлена возможность играть, бегать, резвиться. Необходимо воспитывать у них трудолюбие, правдивость, почтительность к старшим, вежливость. Детям следует дать широкий круг представлений об окружающей природе и общественной жизни. Они должны иметь представление о том, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, деревья, рыбы, реки, горы, солнце, звёзды в т. д. Знать, кто управляет городом; быть знакомыми с важнейшими событиями; научиться запоминать, что произошло вчера, неделю назад, в прошлом году. Последовательно нужно вооружать детей всё расширяющимся кругом трудовых навыков. Родители должны воспитывать у детей любовь и интерес к школе, уважение к учителю.

Всё это явилось первой продуманной системой воспитания детей в семье.

Педагогика Яна Коменского

Такую же глубоко продуманную систему Коменский внёс и в школьное обучение. В его педагогических взглядах ярко выразилось стремление развить духовные силы учащихся и обеспечить радостное обучение.

Коменский подверг резкой критике средневековую школу за то, что в ней учили «смотреть чужими глазами», «думать чужим умом», что превращало школу в «пугало для мальчиков и место пыток для дарований». Он требовал, чтобы школа была местом «радости и счастья».

Здание должно быть светлым с площадкой для игр, классы - чистыми, красивыми. Следует дружески относиться к детям; «голос учителя должен сам проникать в души учащихся, наподобие самого нежного масла».

Коменский сформулировал «золотое правило наглядности» , согласно которому всё должно восприниматься соответствующим органом чувства (видимое - зрением, слышимое- слухом и т. д.) либо несколькими органами, если это возможно:

«…всё должно быть представлено внешним чувствам, насколько это возможно, именно: видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, вкушаемое – вкусу, осязаемое – осязанию, если же что-нибудь может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то и представлять этот предмет одновременно нескольким чувствам».

Вместо зубрёжки непонятного материала он предложил исходить из того, что «нет ничего в памяти, чего не было раньше в понимании». Обобщив опыт передовых школ, в том числе братских школ Юго-Западной Руси, Коменский разработал классно-урочную систему организации учебной работы. Он предложил проводить обучение в классах с постоянным составом учащихся, начинать занятия в определенное время года (1 сентября), делить материал на уроки, строить каждый урок методически продуманно и целесообразно.

Это был огромный шаг вперёд по сравнению со средневековой школой.

По-новому Коменский подошёл и к вопросу школьной дисциплины, указав, что основным средством её воспитания является не палка, а правильная постановка занятий и пример учителя. Он называл школу «мастерской гуманности» и указывал, что учитель добьётся успеха лишь тогда, когда будет «сгорать нетерпением рассеять мрак умственный» и обращаться с детьми как отец.

Неизмеримый вклад в педагогику

Ян Амос Коменский внес огромный вклад в развитие педагогики как науки . В свое время никто не одобрил методику, разработанную Коменским, в которой были освящены совершенно новые педагогические идеи. Методика не была принята современниками, так как считалась чрезмерно «еретичной». Многие направления имели глубокий христианский уклон, учиться в его школе было очень просто и интересно. Для того времени это считалось невозможным. Однако по истечении небольшого количества времени методика Коменского была принята в обществе и признана одной из эффективных.

Учебные пособия, созданные Коменским для начального обучения, ещё при его жизни были переведены на много языков. Его педагогические идеи оказали глубокое влияние на развитие школы и педагогики во многих странах. Они были восприняты и русской передовой педагогикой.

Наглядность, активность, доступность обучения - эти принципы сегодня входят в методику любого предмета. Они были впервые изложены Коменским в «Великой дидактике». И еще один принцип, который, может быть, и не был им сформулирован, но который пронизывал всю его деятельность, - дерзновенность поиска, ненависть к готовым истинам, смелость в отвержении всего косного, догматического, античеловеческого. Принцип каждого настоящего ученого. Таким и был Ян Амос Коменский.

И сегодня любой педагог, где бы он ни жил, в какой бы сфере образования ни работал, непременно обращается к трудам Коменского - основоположника современной науки об образовании и воспитании. И разве не современно звучат такие слова: «Руководящей основой нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся же больше бы учились».

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Среди педагогов начала Нового времени особое место принадлежит Яну Амосу Коменскому (1592–1670). Философ-гуманист, общественный деятель, ученый занял видное место в борьбе против отживших и отживавших норм Средневековья в науке и культуре, в воспитании и образовании. Я. А. Коменского но праву можно назвать отцом современной педагогики. Он одним из первых попытался отыскать и привести в систему объективные закономерности воспитания и обучения, решить вопросы, на которые не смогла дать ответа прежняя педагогика.

Жизненный путь Я. А. Коменского тесно связан с трагической и мужественной борьбой чешского народа за свою национальную независимость. Он был среди тех, кто возглавлял протестантскую общину "чешских братьев" – наследников национально-освободительного гуситского движения. Выходец из семьи члена общины, Я. А. Коменский получил начальное образование в братской школе. Блестяще закончив латинскую (городскую) школу, в дальнейшем приобрел наилучшее для своего времени образование. В Пражском Карловом, Герборнском и Гейдельбергском университетах Я. А. Коменский изучает творчество античных мыслителей, знакомится с идеями выдающихся гуманистов и философов своего времени. После путешествия по Европе в 1614 г. Я. А. Коменский возвращается в Чехию, где принимает пост руководителя латинской школы, в которой учился прежде. Через четыре года он переезжает в Фульпек, там возглавляет школу.

Начавшаяся в 1618 г. тридцатилетняя война в Европе навсегда прерывает сравнительно спокойную педагогическую деятельность Я. А. Коменского. В результате религиозных репрессий "чешские братья" покинули родину. В 1628 г. Я. А. Коменский начал путь скитальца. Вместе с общиной он перебирается в Лешно (Польша), где находился с перерывами около 28 лет и откуда бежал из-за преследований католических фанатиков. За эти годы Я. А. Коменский посетил Англию, Швецию, Венгрию, Нидерланды. В Польше он попытался осуществить ранее задуманную реформу латинской школы. В Лешно им написаны школьные учебники, в которых ставилась задача дать детям целостную картину мира, закончено наиболее крупное педагогическое сочинение – "Великая дидактика ".

В трактате рассмотрены вопросы не только обучения, но и воспитания (умственного, физического, эстетического), школоведения, педагогической психологии, семейного воспитания. "Великая дидактика" – своеобразный сплав педагогических идей времени. Но трактат – отнюдь не компиляция, он вносит в педагогику новые идеи, кардинально пересматривая старые. В "Великой дидактике" сформулированы сенсуалистские педагогические принципы, Коменский призывает обогащать сознание ребенка, знакомя с предметами и явлениями чувственно воспринимаемого мира. Согласно его теории эволюции в природе, а следовательно, и в воспитании не может быть скачков. "Все происходит благодаря саморазвитию, насилие чуждо природе вещей", – гласит надпись на фронтисписе "Великой дидактики". В трактате проводится мысль о том, чтобы поставить знание закономерностей педагогического процесса на службу педагогической практике, призванной обеспечить быстрое и основательное обучение, в результате которого личность оказывается носителем знаний и умений, способной к духовному и нравственному совершенствованию. Для Коменского образованность, следовательно, не является самоцелью. Он подчеркивал, что она приобретается и для того, чтобы "сообщать другим" образование и ученость.

В 1641 – 1642 гг. Я. А. Коменский активно сотрудничает с последователями Ф. Бэкона в Англии. Он разрабатывает обширные планы улучшения общества посредством реформ школы. В Швецию Коменский отправился в надежде получить помощь для своей общины. В обмен на такую поддержку он предложил свои услуги при подготовке учебников для шведских городских школ.

Нс оставил своих педагогических замыслов Я. А. Коменский и во время пребывания в венгерском городе Шарош-Патаке в 1650–1654 гг. Здесь он, однако, столкнулся с ситуацией, которая заставила его оставить на время обширные планы улучшения образования. В условиях почти поголовной неграмотности в Венгрии следовало решать более скромные задачи, и Коменский направляет свои усилия прежде всего на организацию первоначального обучения. Он предлагает новые формы учения и преподавания. В Венгрии он завершает труд "Мир чувственных вещей в картинках", пишет несколько школьных пьес, создает школу. В Венгрии чешский педагог сумел лишь отчасти осуществить свои планы совершенствования школьного дела.

Тридцатилетняя война разрушила надежды "чешских братьев" на освобождение родины. Много горя принесла война и самому Коменскому. За годы изгнания Коменский потерял детей, жену, немало близких людей. В Лешно сгорели его рукописи. Последние годы жизни педагог проводит в Амстердаме. В Нидерландах ему удалось издать многие свои сочинения. Так, в 1657 г. впервые увидела свет "Великая дидактика" на латинском языке.

За четыре года до смерти Я. А. Коменский публикует часть "Всеобщего совета об исправлении дел человеческих" – главного труда своей жизни. В этом своеобразном завещании потомкам он призывает человечество к миру и сотрудничеству. "Всеобщий совет" – итог размышлений Коменского о целях и сущности воспитания. Он пишет, что мудрым и полезным человек становится лишь тогда, когда основную цель жизни видит в "благополучии человеческого рода". Пафос "Всеобщего совета" состоит прежде всего в идее универсального воспитания, которое приведет человечество к миру, социальной справедливости и процветанию. В "Пампедии" (одна из частей "Всеобщего совета") Я. А. Коменский с глубочайшим оптимизмом, верой в беспредельный прогресс человечества, торжество добра над злом обозревает бытие за пределами школы. Ученый мечтает изменить жизненный уклад современников в духе общественного блага. Воспитание в "Пампедии" осмыслено как путь преобразования человечества. С удивительной силой и страстью провозглашены основополагающие педагогические идеи: всеобщее образование народа; демократическая, с преемственными звеньями школьная система; приобщение подрастающего поколения к труду; приближение образования к потребностям общества; нравственное воспитание на началах гуманизма.

Педагогика Я. А. Коменского выражает общее философское видение мира. Его мировоззрение складывалось под влиянием идейных потоков, которые в значительной мере различались: Античности, Реформации, Возрождения. Взгляды Я. А. Коменского представляли собой своеобразное сочетание новых и уходящих идей, но чаша весов неизменно склоняется в сторону прогресса и гуманизма.

Сын своего времени, глубоко религиозный человек, Я. А. Коменский с необыкновенной силой выразил идеи Возрождения. Его взгляд на человека противостоял догматам Средневековья. Великий гуманист видел совершенное творение природы в каждой личности, отстаивал право человека на развитие всех его возможностей, придавал огромное значение воспитанию и образованию, которые должны формировать людей, способных служить обществу. Взгляд Коменского на ребенка был исполнен надежды, что при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса он сможет взойти па самую высокую ступень лестницы образования. Полагая, что познание должно приносить пользу в практической жизни, педагог провозглашал обязательность реального, общественно полезного обучения. Он уделял особое внимание развитию системы органов чувств ребенка.

Я. А. Коменский был первым из педагогов, последовательно обосновавшим принцип природосообразности в воспитании. Он шел от гуманистических традиций предшественников. У Коменского человек предстает как "микрокосм". Подобный взгляд вел к признанию особых закономерностей формирования личности, тесно связанных с глобальными изменениями природы. Человеческая природа, считал Коменский, обладает самодеятельной и самодвижущейся силой. Исходя из этого, ученый формулирует как педагогическую необходимость принцип самостоятельности воспитанника в осмыслении и деятельном освоении мира. Эта идея получила наиболее полное воплощение в работе "Выход из школьных лабиринтов ". Развернутая аргументация природосообразного воспитания стала заметным шагом вперед в педагогике.

Главным методом воспитания в то время было безусловное подчинение воспитанника, т.е. решающими в развитии личности оказывались внешние обстоятельства, формирующие личность по своим законам, не зависимым от потенциала, активности самого ребенка. Коменский провозгласил понимание, волю и деятельность воспитанника как основные составляющие педагогического процесса.

Природосообразность в воспитании означала для ученого признание природного равенства людей. Люди наделены природой одинаково, они в равной степени нуждаются в возможно более полном умственном и нравственном развитии, которое, несомненно, принесет пользу человечеству. Таким образом, их права на образование равны. Провозглашая равенство людей от природы, Коменский отнюдь не отрицал индивидуальности задатков каждой личности. Считая, что детям присуща склонность к деятельности, чешский педагог усматривал цель воспитания в поощрении этого влечения с учетом их задатков. Такая задача может быть решена при соблюдении определенной последовательности обучения: вначале посредством развития чувств дети должны ознакомиться с окружающими предметами и явлениями, затем усвоить образы окружающего мира и, наконец, научиться активно действовать с помощью рук и речи, опираясь на приобретенные знания, умения, навыки.

Принцип природосообразности получил последовательное выражение в дидактике Я. А. Коменского, прежде всего в идее подражания природе (так называемый естественный метод образования). Эта идея предполагает приведение в соответствие педагогических законов с законами природы. Используя этот принцип, в работе "Выход из школьных лабиринтов" ученый рассматривает четыре стадии обучения, основанные на единстве законов природы и воспитания: первая – самостоятельное наблюдение (автопсия); вторая – практическое осуществление (автопраксия ); третья – применение полученных знаний, умений, навыков в новых обстоятельствах (автохресия ); четвертая – самостоятельное изложение результатов своей деятельности (автолексия ). Формулируя правила учебного процесса, Коменский ставит целью обеспечить легкое, основательное и прочное обучение, предлагает идти в преподавании от реального.

Призывая к формированию человека в соответствии с идеалами добра и общественной пользы, Я. А. Коменский особое внимание уделяет вопросам нравственного воспитания. Его труды проникнуты глубокой верой в человеческую личность, расцвет которой всегда оставался заветной мечтой выдающегося чешского педагога. "Человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творение", – читаем мы в первых строках "Великой дидактики".

Фундаментальной идеей педагогики Я. А. Коменского является пансофизм, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности. Великий мыслитель видел корень зла в невежестве или искажении знаний и мечтал о приобщении человечества к подлинному знанию (пансофии) – всеобщей мудрости.

В своей утопии "Лабиринт света и рай сердца" (1625) он изобразил человека путником, проходящим по лабиринту жизни. Чтобы достойно и успешно пройти такой лабиринт, человек должен приобрести приносящее общественную пользу образование. Продолжая размышлять о необходимости такого образования, Я. А. Коменский писал спустя четверть века в трактате "О развитии природных дарований": "Кто мудр, тот повсюду сумеет быть полезным и будет подготовлен ко всем случайностям".

Педагогика Коменского противостояла схоластическому воспитанию. Бичуя бессистемность обучения, пустословие и грубость, господствовавшие в школе, Я. А. Коменский стремился к формированию благочестия, самостоятельного, деятельного мышления, способности к разнообразному труду. Я. А. Коменский отстаивал гуманистическую программу образования. Он отдал всего себя превращению учебного заведения из места бессмысленной зубрежки, телесных наказаний в храм разумного, приносящего радость воспитания и обучения. Чешский педагог видел школу исполненной красоты, любви и внимания к детям. Идеальная школа должна была стать лабораторией подготовки гуманных людей, обученных эффективно действовать на поприще труда. Школа виделась Коменскому как заведение непрестанных умственных усилий учащихся, соревнования умов и дарований, преодоления нравственных пороков. Разумно организованное обучение, считал ученый, требовало от наставника и воспитанника усилий на пределе их возможностей.

Я. А. Коменский удивительно современен. И это видит всякий, кто обращается к его педагогическому наследию. Ему принадлежит заслуга привнесения в педагогическую мысль кардинально новых идей, оплодотворивших ее развитие на века вперед. Коменский наметил стройную систему всеобщего образования. Он поставил вопросы об общенациональной школе, плановости школьного дела, соответствии ступеней образования возрасту человека, обучении на родном языке, сочетании гуманитарного и научно-технического общего образования, классно-урочной системе. Жизнестойкость, современность педагогических идей Я. А. Коменского объясняется их высочайшим демократизмом и гуманизмом. Они составили стройную систему, утверждающую великую преобразующую миссию воспитания. В идеях Коменского заложена громадная сила созидания. Его наследие помогает преодолеть косность, догматизм в воспитании, развивать духовные силы ребенка.

Ян Амос Коменский (Komensky, Comenius) - чешский мыслитель, педагог, общественный деятель.

Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-10 гг. учился в латинской школе, затем в Херборнской академии и Гейдельбергском университете (1611-14), куда был направлен общиной для подготовки к проповеднической деятельности.

В 1614-20 гг. преподавал и был проповедником в Пршерове, затем в Фульнеке (Моравия).

Деятельность Коменского была посвящена проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для «достижения лучшей жизни во всём мире».

Философские взгляды Коменского сложились под влиянием идей Аристотеля, Платона, Ф. Бэкона, Вивеса. Философия Коменского (пансофия - обучение всех всему), его программа всеобщего воспитания, вера в непрерывность процесса усовершенствования всех и всего посредством творческого труда, стремление к созданию комплексного метода формирования личности и общества представлялись в то время утопическими и заслуженную оценку получили лишь в 20 веке.

В творчестве Коменского получает развитие предшествующая традиция чешской реформации и гуманизма, связанная с гуситским движением, а затем с общиной Чешских братьев.

Ещё в период учёбы Коменский собрал огромный языковой материал к книге «Клад чешского языка» (рукопись сгорела в 1656 году), пытался создать своего рода универсальную энциклопедию «Театр всевозможного» («Theatrum universitatis rerum»), пробовал себя в духовной поэзии, занимался теорией чешского стихосложения.

Коменский - ведущий представитель чешской реформаторской церкви, в ходе 30-летней войны он вынужден был скрываться в Чехии и Моравии. В этот период Коменский написал ряд исторических работ и литературно-философский трактат «Лабиринт света и рай сердца» («Labirint sveta a raj srdce», 1623), в котором отразилась общественно-критическая позиция Коменского. Острая обществ, сатира в «Лабиринте...» дополняется оптимистичной картиной гармоничного общества («Рай сердца»).

Под влиянием неоплатонизма Коменский пришёл к убеждению, что устранить недостатки общества можно лишь исходя из общих проблем мироустройства. Один из путей исправления мира Коменский видел в совершенствовании системы воспитания и образования людей. Теорию всеобщего универсального образования он изложил в «Дидактике» на чешском языке (1628-30, опубликована в 1849 г.), в которой частные вопросы образования рассматривал в связи с общими проблемами воспитания и ставил цели и методы воспитания в зависимость от положения человека в обществе, его предназначения. Образование , по Коменскому, должно помогать человеку правильно ориентироваться в мире в поисках смысла жизни .

Широкая трактовка проблемы и требование образования для всех детей и молодёжи обусловили отрицательное отношение к «Дидактике».

В 1631-32 годах Коменский переработал «Дидактику», назвав её «Рай церкви или рай чешский», и сделал составной частью первого проекта реформы образования и воспитания в Чехии. Он предполагал также в дополнение к «Дидактике» создать учебники и методическую литературу. Закончил Коменский лишь «Информаторий материнской школы», ставший первой теорией дошкольного воспитания детей до 6 лет. В сочинении раскрывались специфика воспитания на каждом этапе жизни ребёнка, соотношение физического и нравственного воспитания, взаимосвязь активной деятельности детей с нравственным и религиозным воспитанием, умственного развития и формирования речи ребёнка. Отмечая многообразное значение детских игр, Коменский подчёркивал и необходимость систематического, соразмерного с возрастом ребёнка, ненасильственного ознакомления детей с самыми простыми знаниями о мире.

В городе Лешно (Польша), занимаясь только педагогической деятельностью, Коменский в 1633-38 гг. переработал, расширил и перевёл на латинский язык «Дидактику». Так возникла «Великая дидактика» («Didactica magna»), ставшая основной теоретической базой средней (латинской) ступени образования.

Коменский создал единую систему образования и наметил его структуру - от дошкольного воспитания до высшего образования . От рождения до 6 лет дети воспитываются в семье (материнская школа), с 6 до 12 лет обучаются в элементарной школе (родной язык, арифметика, элементы геометрии, географии, природоведения, Священное Писание).

Коменский считал, что в «школе родного языка» необходимо знакомить детей с ремёслами.

На следующей ступени обучения - в латинской школе или гимназии (с 12 до 18 лет) Коменский вводит, наряду с традиционными семью свободными искусствами, естествознание, историю, географию.

Высшее образование (с 18 до 24 лет) осуществляется в академии.

Коменским были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания .

Вначале Коменский отдавал предпочтение предметному принципу и был автором ряда предметных учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории. Затем он пришёл к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире. Примером такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, обществ, устройстве и духовной области является учебник «Открытая дверь языков» («Janua linguarum reserata», 1631). Учебник представлял собой пособие нового типа, он отвергал традиционный догматический путь изучения грамматики и синтаксиса, предлагал метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира. Содержал 8 тыс. лат. слов, из которых были составлены сравнительно простые предложения, сгруппированные в небольшие, постепенно усложняющиеся рассказы-статьи о важнейших явлениях окружающей действительности.

В 1640-х гг. Коменский по предложению шведского правительства занялся в Эльблонге подготовкой реформы школ для Швеции и разработкой методики преподавания латинского языка. После Вестфальского мира (1648) Коменский возвратился в Лешно, где по заказу Швеции подготовил учебники: «Преддверие латинского языка» («Vestibuluai latinae linguae»), «Зал латинизма» («Atrium linguae latinae», 1643-49, опубликован в 1649 г.), а также «Новейший метод языков» («Linguarum methodus novissima», 1649).

В 1650 году Коменский был приглашён для организации школ в Венгрию, где в Шарошпатаке пытался частично реализовать свою идею устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651). Коменский предложил также решение проблемы взаимоотноше­ния факторов, участвующих в образовательном процессе (например, лиц, участвующих в обучении, места, времени, методов обучения). Уделял большое внимание роли воспитателя, учителя (а также родителей), особенно его моральному облику.

Конфликт между планами создания пансофической школы и реальным положением необразованного большинства народа в Венгрии побуждал Коменского к дальнейшей разработке проблемы лёгкого, быстрого, радостного и глубокого учения. Написанный им иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» («Orbis sensualium pictus», 1658), упрощённый вариант книги «Открытая дверь языков», был первой успешной попыткой создания учебной книги на основе психологических принципов. Этот учебник в несколько переработанном виде использовался в некоторых странах Европы до 2-й половины 19 века. Стремясь сделать учение для школьников более интересным, Коменский составил учебную книгу «Школа - игра» («Schola - ludus», 1656), которая представляла собой драматизацию содержания «Открытой двери языков» и предназначалась для постановки на сцене школьного театра.

В 1654 году Коменский вновь вернулся в Лешно.

С 1657 года жил в Амстердаме. Здесь он подготовил четырёхтомное собрание своих латинских педагогических сочинений «Opera didactica omnia», среди которых впервые увидела свет и «Великая дидактика». В Амстердаме Коменский работал также над начатым в 1644 трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» («De rerum humanarum emendatione consultatio catholica»), который явился итогом его философско-педагогических и общественных планов по исправлению общества. «Всеобщий совет...» включает несколько частей. «Всеобщее пробуждение» («Панегерсия») призывает к всесторонней активной деятельности, направленной на исправление людей; «Всеобщее просвещение» («Панавгия») анализирует основные методы по исправлению; «Всеобщая мудрость» («Пансофия»), называется также «Всеобщее устройство» («Пантаксия»), содержит философское ядро «Всеобщего совета» - собрание общих и конкретных сведений о мире в целом. Опираясь на свою философию природы и развития человека и человечества, Коменский в рамках неоплатонизма дал концепцию структуры и развития космического процесса. Главное место в ней занимает человек - творец, от активности которого зависит, в какой мере это развитие будет означать как совершенствование мира, так и материальное и духовное воспроизведение человечества. Для этого всех людей следует обучать и воспитывать. «Всеобщее воспитание» («Панпедия») содержит теорию универсального образования и воспитания всех людей, везде, в течение всей жизни на основе равноправия. К первоначальным ступеням обучения и воспитания Коменский присоединяет и другие «школы жизни», которые, в свою очередь, делит на этапы развития- «классы». Таким образом, система всеобщего воспитания Коменского включает «школу рождения», подготовку к супружеству, пренатальный этап (рождение детей), «школу раннего детства» (дошкольное воспитание), «школу детства» (элементарное школьное обучение на родном языке), «подростковую школу» (средняя ступень), «школу молодости» (высшее образование). На следующем этапе - в «школе старости» - должны преобладать мудрость, жизненный опыт и пр. Уважение к жизни, забота о её сохранении и совершенствовании - апофеоз труда Коменского.

Для повышения эффективности всеобщего воспитания, обеспечения мира и сотрудничества между народами Коменский предлагал создать универсальный язык, на котором будет развиваться национальная культура, - «Всеобщий язык» («Панглотия»), «Всеобщее исправление» («Панортосия») завершает проект всеобщего и полного преобразования, в первую очередь главных сфер деятельности человека (философии, политики, религии). При этом Коменский подчёркивал связь между самоисправлением каждого отдельного человека и исправлением главных социальных институтов (семьи, школы, церкви, государства), требовал соблюдения правильного соотношения между свободой и порядком. Осуществлению всеобщего исправления должны помочь всемирные институты, обеспечивающие сотрудничество и мир между народами: междунарная организация учёных для сотрудничества в области науки и воспитания, международная консистория (некий всемирный совет церквей) и международный суд для мирного решения спорных политических вопросов. Заключительная часть «Всеобщего Совета» - «Всеобщее поощрение» («Паннутесия») призывает к работе, направленной на универсальное социальное исправление. Коменскому удалось издать лишь вступительную часть своего труда-утопии, ряд глав рукописи не были завершены (в полном объёме издана в 1966 г. в Праге).

Творчество Коменского оказало огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики . Его труды содержат ряд продуктивных идей: единство общего и особенного, целого и частного, развития и воспитания, общественной системы образования и естественного, постепенного свободного развития целостной личности, индивидуального и социального развития и т. д.

Цель воспитания , по Коменскому, - подготовка человека к вечной жизни . Путь к вечному блаженству он видел в познании внешнего мира, в умении владеть вещами и самим собой, в возведении себя к источнику всех вещей - Богу. Таким образом, Коменский выделял три составные части воспитания - научное образование, нравственное воспитание и религиозное воспитание . Понимание Коменским задач воспитания являлось выражением его гуманистического стремления к всестороннему развитию личности. Согласно Коменскому, человек - дитя природы, и поэтому все педагогические средства должны быть природосообразными. Принцип природосообразности воспитания предполагает при этом изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий. Идея универсального параллелизма, т. е. признания общности главных принципов, управляющих природой, человеком и его деятельностью, легла в основу сравнит, метода, который использовал Коменский в своей педагогической системе.

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Он призывал к широкому (универсальному) образованию на основе родного, а затем и латинского языка -языка науки и культуры того времени. Основные требования к обучению: раннее начало обучения, соответствие учебного материала возрасту ребёнка. Коменский считал, что разум человека способен охватить всё при последовательном и постепенном продвижении вперёд, следуя от близкого к далёкому, от известного к неизвестному, от целого к частному. При этом сначала у ребёнка надо пробудить интерес к учению, используя для этого различные методы. Признавая 3 источника познания - чувства, разум и веру, главное значение Коменский придавал чувственному восприятию, которое должно подкрепляться затем разъяснением .

Цель воспитания Коменский видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств , из которых наиболее важными считал справедливость, мужество, умеренность.

Стремление Коменского выработать интегрированную систему познания, позже развитую Лейбницем и др. мыслителями, наметить основную линию эволюции человека и общества определило важное направление в развитии европейской культуры.

Сочинения в русском переводе :

Избранные педагогические сочинения, т. 1- 2, М., 1982.

Литература :

Красновский А.А., Я. А. Коменский, М., 1953; Материалы науч. сессии АПН РСФСР, посв. 300-летию опубликова­ния Собр. дидактич. трудов Я. А. Коменского, М., 1959; Джибладзе Г. Н., Филосо­фия Коменского, М., 1982; Кратохвил М. В., Жизнь Яна Амоса Коменского, пер. с чеш., М., 1991; Р о р е 1 о v a J., Коmenskeho cesta k vsenaprave, Praha, 1958; Blekastad M., Comenius, Praha - Oslo, 1969; Capkova D., Nektere zakladni principy pedagogickeho mysleni" J. A. Komenskeho, Praha, 1977; Otazky soucasne komeni-logie, Praha, 1981; Sympozium Comenianum 1982, Uhersky Brod, Comenius Institute od Education Praha, Comenius Muzeum in Uher­sky Brod, 1984; Acta comeniana, Praha, 1940.

Д. Чапкова. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Издательство «БРЭ», 1993, с. 454-455

Ян Амос Коменский – выдающийся чешский педагог, мыслитель-гуманист, основоположник научной педагогики, дидактики, писатель, общественный деятель. Появился на свет в протестантской семье, входившей в Общину чешских братьев (с ней будет связана вся его дальнейшая биография). Произошло это в чешском городке Нивница 28 марта 1592 г. Эпидемия чумы рано сделала мальчика круглым сиротой.

Первоначальное образование Ян получал в принадлежавшей братству школе, затем, с 1608 по 1610 г., - в латинской. Чрезвычайно скучный процесс обучения пробудил в старшекласснике первые мысли о необходимости реформ в этой сфере. Следующими учебными заведения для молодого Коменского стали Герборнская академия, с 1613 г. – Гейдельбергский университет, где он изучал богословие. В 1612 г. он берется за фундаментальную работу по составлению полного словаря чешского языка, чтобы посвятить «Сокровищнице чешского языка» 44 года жизни. После окончания университета он ненадолго отправляется в путешествие по Нидерландам, а по возвращении в Чехию, в г. Пшеров, устраивается в братскую школу учителем, преподавая латынь по собственной методике.

В 1616 г. Коменский становится священником семейной Общины чешских братьев, затем управляющим Советом братской Общины, учителем-проповедником, и через несколько лет становится одним из видных руководителей братства. В биографии этого великого человека немаловажную роль играло вмешательство внешних враждебных обстоятельств, не раз ему приходилось терять самое ценное, что у него было, скитаться за пределами Чехии из-за войн, религиозно-политического преследования. Так, его первая супруга и двое маленьких сыновей стали жертвою чумы. Из-за гонений протестантов Коменский был вынужден в 1628 г. эмигрировать в польский город Лешно.

Там он работал в гимназии, был ректором национальной школы, параллельно работая над сочинениями, которые впоследствии принесли ему известность и огромный авторитет. Одно из них – «Дидактика» на чешском языке, которую он позднее перепишет на латыни под названием «Великая дидактика». В этот же период им был написан ряд учебников, а также «Материнская школа» (1632) - руководство по семейному воспитанию, ставшее первым в истории.

С 1650 по 1654 г. Ян Амос Коменский по приглашению князя Сигизмунда Ракоци живет в Венгрии, где занимается реформированием школьного образования, преподает в г. Шарош-Патак по новой системе, после чего снова возвращается в Лешно. В апреле 1656 г. польский город разрушают, предавая огню, шведы. Все, что было нажито Коменским за почти три десятка лет, включая дом и большую часть рукописей, сгорело, а сам он вынужден был после начавшегося истребления протестантов в очередной раз бежать.

В качестве нового места жительства Ян Амос Коменский выбрал среди многочисленных предложений Амстердам, куда его пригласил сенат, где и жил с 1657 г. до смерти. Там его материально поддерживал сын давнишнего покровителя, благодаря чему педагог-мыслитель мог спокойно работать над написанием и изданием трудов. В 1657-1658 гг. публикуются давно написанные 4 тома «Великой дидактики», которые произвели настоящий фурор. В 1658 г. увидел свет «Мир чувственных вещей в картинках», который стал первым в истории учебником, снабженным иллюстрациями.

Я.А. Коменский не прекращал научной деятельности почти до смерти, последние сочинения писались уже под его диктовку. Педагогическое наследие ученого в значительной степени повлияло на мировую педагогику и практику работы школ; в современной теории обучения можно найти немало его дидактических постулатов. 15 ноября 1670 г. Ян Амос Коменский скончался.

Ян Амос Коменский (чеш. Jan Amos Komenský, лат. Comenius; 28 марта 1592, Нивнице, Южная Моравия — 15 ноября 1670, Амстердам) — чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.

Первоначальное образование Ян получил в братской школе. В 1602-04 гг. от чумы умерли его отец, мать и две сестры. В 1608-10 Ян учился в латинской школе города Пршерова. В 1611 году Ян Коменский, в соответствии с догматами своей церкви, прошёл обряд крещения и получил второе имя — Амос.

Затем он учился в Херборнской академии, в Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии — «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-56). В 1614 Коменский — учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения — Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др. В Фульнекский период Коменский написал книгу «Моравские древности» (1618-1621) и составил подробную карту родной Моравии (1618-1627).

В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католических фанатиков, Коменский эмигрировал в Польшу, в город Лешно (где в 1626 году моравские братья основали свою гимназию). Здесь он преподавал в братской гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna) (1633-38), подготовил несколько учебников.

Вскоре Коменский вернулся в Лешно. В 1655 году Лешно взяли шведы — союзники запорожского гетмана Богдана Хмельницкого, воевавшего с Речью Посполитой. Как местные лютеране, так и Ян Амос Коменский и моравские братья, прежде много претерпевшие от католического фанатизма, радушно встретили протестантскую (лютеранскую) армию.

В 1656 году Коменский выехал в Амстердам через Гамбург.

Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.

Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668).

Книги (5)

Избранные педагогические сочинения. В двух томах. Том 1

В первый том вошла «Автобиография» Я.А.Коменского, публикующаяся на русском языке впервые, а также «Великая дидактика», «Материнская школа» и некоторые другие произведения.

Для ученых-педагогов, работников народного образования, а также для широкого круга лиц, интересующихся историей педагогики.

Избранные педагогические сочинения. В двух томах. Том 2

Во втором томе представлены работы, относящиеся ко второму периоду жизни и творчества Я.А.Коменского, и фрагменты из его последнего большого философского труда «Всеобщей совет об исправлении дел человеческих», в которых рассматриваются проблемы воспитания и образования.

Некоторые произведения публикуется на русском языке впервые. Для ученых-педагогов, работников народного образования, а также для широкого круга лиц, интересующихся историей педагогики.

Педагогическое наследие

В настоящем издании представлены произведения великих педагогов, мыслителей и философов, в которых рассматриваются вопросы образования, обучения и воспитания подрастающего поколения.

В сборник включены наиболее значительные статьи, фрагменты из сочинений о нравственном, трудовом, умственном, физическом и эстетическом воспитании.

Учитель учителей. Избранное

Яна Амоса Коменского называли «отцом педагогики», настолько принципиально новыми для своего времени были его взгляды на образование и воспитание детей.

Феномен Коменского состоит в том, что он совершил гуманитарный прорыв в XVII веке, оставил нам «Великую дидактику», которая сохраняет свою актуальность и поныне. Удивительная судьба! Коменский сумел остаться Учителем учителей на протяжении нескольких веков до сегодняшнего дня.

Почитайте, не торопясь, его труды. Возможно, многое вам покажется знакомым. Но вспомните, что эти знания — и, главное, умение эти знания получать — дали вам ваши учителя. А их научил Коменский.



Рассказать друзьям