Монотипия. Мастер-класс с пошаговыми фото

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Монотиипия (от греческого «monos» - один, единый и «tupos» - отпечаток) - одна из простейших графических техник, истоки которой восходят к 17 столетию. Суть монотипии заключается в нанесении от руки красок на ровную и гладкую поверхность, с последующим оттиском на другую поверхность (на станке) или на бумагу, сложенную пополам. Полученный отпечаток всегда уникален, и создать две одинаковых работы невозможно. Далее полученные цветные или монохромные кляксы либо оставляют в первоначальном виде, либо продумывают подходящий образ и прорисовывают недостающие детали.

Сегодня монотипия является не только инструментом творчества, но так же педагогики и психологии, поскольку занятия подобным творчеством развивают детскую фантазию и пространственное мышление. Эта техника будет полезна для всей семьи - детям очень понравится работать с переливами цветов и угадывать, что получилось, - ну а взрослых она не может не очаровать своим многообразием, и заодно поможет лучше узнать себя.

Техника создания

Монотипия в плане техники очень проста, и её могут освоить даже дети дошкольного возраста - главное тут разбудить воображение ребёнка и обрать рисование в занимательную игру. При этом можно чередовать два задания: угадать, на что похожа клякса, и дорисовать недостающие детали (уши и хобот слона, молнии и дождь из тучи, кроны деревьев и многое другое), или сделать так, чтобы получилось что-то предсказуемое (к примеру, сложенный пополам лист из двух вертикальных пятен зеркально преобразует целую бабочку). И простор для деятельности ничем не ограничен - потому как на самом деле трудно предугадать, что получится в результате: жёлтый лес или банановая гроздь, радуга или перепутанный клубок разноцветных ниток. Другими словами, всё как в песне: «сделать хотел грозу, а получил козу»…

Для работы стоит вооружиться красками (какими именно - поговорим далее) и гладкими поверхностями - это может быть водостойкая глянцевая бумага, или стекло (зеркальце) плюс обычная альбомная бумага. Рисунок наносится на стекло или одну половину глянцевой бумаги. Затем стекло прижимается к «мольберту», либо лист бумаги складывается пополам и плотно придавливается к поверхности. Скоро на бумаге расцветут причудливые узоры, которым сначала нужно дать немного подсохнуть (иначе, понятное дело, размажутся). Вы тем временем можете обсудить с нетерпеливым чадом, в кого будете превращать кляксу - в букет цветов или какого-нибудь зелёного гуся (если форма похожа, на цвет можно и закрыть глаза).

Контролировать процесс создания монотипий можно, но довольно условно. Всё, что подвластно здесь художнику - это выбор цвета, густоты разведения (и типа) краски, а так же время создания оттиска - можно прижимать рисунок надолго, а можно сразу убирать. Если родители надумают заняться этим сами - на более серьёзном уровне, им стоит знать, что прфессиональная монотипия предполагает эффект лессировки. Слово происходит от немецкого «глазурь», и обозначает технику нанесения полупрозрачных красок поверх основного цвета - это позволяет получить глубокие переливчатые цвета, как на картинах Леонардо да Винчи.

Какие использовать краски?

Акварель - хорошо подходит для детсткого творчества (легко смывается!) Если класть краску густо, без белых пробелов на акварельную бумагу, получается очень любопытно.

Гуашь - тоже неплохой вариант. Она даёт очень красивые разводы и практически непрозрачна. Но у неё есть особенность: высыхая, она становится блёклой и непрезентабельной. Это происходит из-за того, что в основе гуаши лежит мел. Однако ситуацию можно исправить, разбавив нужное количество краски в отдельной ёмкости обычным молоком. В результате рисунки становятся «бархатными», без полутонов. А ещё жир, содержащийся в молоке, делает готовые рисунки практически водостойкими - нечаянные брызги воды не испортят «шедевр».

Тушь - только для умелых рук, которые знают, что делают. Серо-чёрные пятна с блёклыми разводами могут быть интересны художнику, но детям - вряд ли.

Масляные краски - оптимальный вариант для профессионалов. Но такое занятие явно не для детей - ведь стекло нужно будет предварительно мазать машинным маслом. Зато художникам эти краски позволяют делать несколько оттисков за один раз (все они тоже совершенно разные), и печатать даже на холсте.

Акрил - тоже материал «для взрослых». Он очень быстро сохнет, и при экспериментах с ним нужна «рабочая» одежда.

Монотипия в изобразительном искусстве

Изобретение техники монотипии приписывается Джованни Кастильоне (1607-1665), итальянскому художнику и гравёру. Правда, его монотипии смутно напоминали работы следующего поколения художников, но именно он догадлся соединить кустарный труд со станком. Наиболее известными старыми мастерами этого направления считаются Уильям Блейк (1757—1828) и Эдгар Дега (1834—1917), ну а сегодня не пробовали себя в монотопии только ленивые.

Кстати, на рубеже тысячелетий была установлена фрактальнаядендритные образования (проще говоря, рисунок в виде дерева, которое бесконечно и пропорционально разветвляется). Это происходит из-за самоорганизации в пленке жидкости между поверхностью и бумагой. Фрактальные монотипии относят к классу стохастических фракталов, которые получены естественным способом - их так же окрестили «стохатипиями». природа многих монотопий, и в связи с этим в 2000 году ввели термин « фрактальная монотипия ». Что это значит? На самом деле всё просто: примерно через минуту после создания оттиска в кляксе часто появляются

Монотипия в психологии

Яркий пример монотипий - пятна Роршаха, известный психодиагностический тест для исследования личности. Он был создан швейцарским психиатром и психологом Германом Роршахом в 1921 году, и состоит из десяти цветных и чёрно-белых монотипий. Человеку предлагают взглянуть на чернильные кляксы и по-своему их интерпретировать. В этом тесте не существует неправильных ответов - но на основе ответов психолог может довольно точно представить себе особенности душевной организации испытуемого. Изображённые на карточках фигуры на самом деле не отображают ничего конкретного - они лишь служат стимулами для свободных ассоциаций, то есть первых слов, идей или образов, которые приходят в голову.

Вообще трактование теста довольно объёмное, но есть несколько простых де-факто. Например, если человек видит в бесформенной чернильной кляксе «правильную», симметричную фигуру - он умеет держать себя в руках, реально смотрит на вещи, правильно оценивает ситуации, и потому знаком с самокритикой. Хорошим знаком так же является видиние в статичных кляксах неких динамичных событий, (например, бабочка летит, птицы разговаривают, женщины стирают бельё и так далее). Это означает, что человек обладает развитым воображением и непосредственностью. Ассоциации, вызванные этими пятнами красок, могут раскрыть глубоко скрытые желания человека - или глубинные фобии, которые являются причиной длительных неразрешимых личностных конфликтов. Если никогда не проходили этот тест - полюбопытствуйте!

Мы с дочкой продолжаем осваивать новые для нас техники рисования.

Недавно опробовали , теперь пришел черед монотипии. Честно сказать, опробовать эту технику я давно хотела. Но как то не сложилось. И наконец, момент настал.

Что такое монотипия?

Если сказать просто – то монотипия это нанесение краски на гладкую поверхность, а затем отпечатывание ее на бумаге. Эту технику используют и художники. Для деток монотипия идеальна для .

Наш первый опыт монотипии не совсем удачен для меня (мне бы хотелось получить более интересные рисунки). Но дочку он привел в восторг.

Поэтому сразу скажу – если вы решите рисовать с ребенком в технике монотипии – обязательно запаситесь огромным количеством чистых листов и выделите место для просушки рисунков. Их будет много!

Как рисовать в технике монотипия

Потребуется:

  • стекло или кафельная плитка;
  • много бумаги;
  • акварель или гуашь;
  • большая мягкая кисть для нанесения краски;
  • вода.

Совсем немного смачиваем плитку/стекло водой и наносим на нее краску. Наносить краску можно кисточкой – тычками, размазыванием, а можно и фактурным валиком.

Важно чтобы краска была не прозрачной, но и не очень густой. Тогда отпечатки будут яркими.

Затем прикладываем к плитке/стеклу лист бумаги, и переворачиваем конструкцию – так чтобы плитка была сверху на бумаге. Делаем аккуратно, чтобы краска не потекла. Потом поднимаем плитку за один край и снимаем ее с бумаги.

Для детей можно использовать упрощенный вариант (мы так делали с дочкой) – прикладывали лист, и ничего не переворачивая снимали его с плитки/стекла.

От того, в каком направлении вы снимаете лист бумаги, будет зависеть рисунок и подтеки. Если вы получить на картине эффект волны и интересных подтеков, нужно снимать лист бумаги не за раз, а постепенно. Подняли краешек, вновь наложили, снова подняли уже чуть больше, еще раз наложили и т.д.

У нас не очень получились волны, но мы не отчаиваемся, и будем пробовать еще и еще.

Интересные разводы будут — если смачивать плитку не просто водой, а мыльной пеной. Обязательно попробуйте – у вас получится фактурный рисунок.

Кстати, технику монотипия можно использовать для рисования с детками уже с годика. Малыш будет наносить краску на плитку, а мама будет волшебницей, создавая красивые отпечатки на листе бумаги.

Как использовать рисунки, выполненные в технике монотипии?

Монотипия прекрасна не только тем, что надолго увлекает юных художников. Она дает огромный простор для воображения.

В полученных абстрактных рисунках можно находить сюжеты и детали. Аня с удовольствием рассматривала каждый свой рисунок: «Мама, если посмотреть так, то тут дерево получилось! А тут мрачное небо и гроза».

Когда рисунки высохнут вместе с ребенком можно подрисовать недостающие детали.

Кроме того рисунки можно использовать как фоны для открыток или поделок с детьми и даже для оформления детского фотоальбома.

Попробуйте и вы монотипию! Не пожалеете!

Монотипия - это один из самых волшебных жанров рисования. В переводе с греческого этот термин переводится так: "моно" - один, "типос" - отпечаток. Это нечто среднее между живописью и графикой, между сказкой и фокусом. Техника монотипии дает ребенку уникальную возможность свободы самовыражения - это проекция его внутреннего мира, скрытого от взрослых. Можно использовать эту технику с маленькими детьми, а также с людьми в любом возрасте, особенно с теми, которые на уровне панической атаки боятся рисовать. Благодаря этой технике рисования, получается совершенно неожиданный результат. Причем результат такой, что ребенок прижимает к груди свой рисунок и уносит домой.

Все дело в самой технике. Ее можно назвать терапевтической. Делается она следующим образом: берем стекло (с безопасными краями), а также, это может быть любая гладкая пластина, поверхность которой водонепроницаемая, кисть, вода, гуашь, акварель, бумага. На стекле рисуем или наносим цветные пятна красок. Если у нас нет определенной идеи, то просто используем понравившиеся цвета. Пусть эти пятна "познакомятся друг с другом", т.е. встретятся и смешаются. Если же, к примеру, мы задумали летний пейзаж, то используем соответствующие цвета: голубой, зеленый, немного желтого или красного. Разводы красочных пятен делаем быстро, чтобы они не успели высохнуть. Чем больше воды и краски, тем лучше все получается. Практически бесполезно рисовать сложные картины, но ради эксперимента можно попробовать. Затем берем лист бумаги (цвет и фактура может быть разной, размер листа должен соответствовать размеру стекла, или пластины), кладем его сверху и слегка прижимаем руками. Поднимаем лист несколькими приемами: взяв его за левый и правый край двумя руками, или за верхний правый уголок, делая несколько колебательных движений вверх и вниз. Когда убираем бумагу, то получаем оттиск, единственный в своем роде. Подобное повторить не получается никогда. Это первый отпечаток, который вызывает восторг у ребенка, желание создавать новые, потому что ему интересен сам процесс создания. От этого возникает огромное удовольствие к экспериментированию. Ребенок снова наносит красками цветные пятна на стекло, с каждым разом увереннее в себе. Отпечатков получится ровно столько, сколько захочет ребенок. И каждый не похож на предыдущий!

Другой момент - как мы работаем с этими отпечатками?!

После их высыхания с ними играем: - рассматриваем (все - "удачные" и "неудачные"), представляем, воображаем, говорим, фантазируем, что-то дорисовываем (кисточкой, карандашами цветными, восковыми, пастелью, гелевой ручкой и пр.). Таким образом, "удачные"таинственные пятна преображаются и рождается сюжет. "Неудачные" отпечатки - могут служить для аппликации.

Каким образом я подготавливаю ребенка к фантазированию? Очень помогает в этом случае такой нетрадиционный способ рисования, как кляксография. Такие рисунки напоминают каракули. Но именно они заставляют работать воображение и развивать фантазию ребенка.

Впервые использование техники каракуль предложил Дональд Вудс Винникотт. Он детский врач, психоаналитик, работал с детьми. Основная идея его книги "Игра и реальность", заключается в том, что есть некое пространство реальности и пространство игры. И человек в своем развитии плавно переселяется из одного пространства в другое. То есть ребенок целиком и полностью находится на той территории, где есть условная граница - игра. И чем старше он становится, тем ближе эта граница. Подросток - это пограничник, одна нога в игре, другая уже здесь, в реальности. Человек взрослеет и уходит из игры в эту реальность. И это плохо. Д.Винникотт предположил (метафора), что между игрой и реальностью не четкая граница - "в школу пошёл, игра закончилась!". Это великая неправда. Играют и взрослые, только они это иначе называют.

Есть большая пограничная область, где смешиваются игра и реальность. Эта область называется творчество . Это то, где игра и реальность перемешались. Это метафора помогающая жить. Поэтому игра - это ресурс, а творчество - это всегда ресурс. Это - право не уметь, не знать, не понимать, не хотеть и т.д. Или наоборот - хотеть нелепого, что не положено и т.д. То есть это свобода , которая целебна сама по себе.

Работа с каракулями это один из вариантов - как ребенка "подтащить" на эту территорию, которая общая, и взрослого, который забыл эту игру напрочь. Чтобы "затащить" на эту территорию, нужно, как бы, сознательно "вздурить" ему голову, хотя бы ненадолго.

Идея родилась с того, что очень многие люди, когда они о чем-то очень глубинно задумались, или, они находятся где-то физически, а психологически в этом месте не находятся, то в этот момент все что-нибудь "чирикают" (какое-то внутреннее беспокойство). В основном это каракули.

А если попросить нарисовать каракули?! Что, если человеку серьезно предложить заняться бессмысленным видом деятельности, абсолютно бессмысленным. Как правило, появляется сильнейшая растерянность, такое очень двойственное ощущение. Одна какая-то часть "вопит", в буквальным смысле слова - "Ты на что тратишь время? Как тебе не стыдно?" И т.п.. А вторая, какая-то часть, у нее более слабый голос, и она не вопит, а выступает - "Ну, мне же так хорошо, так приятно".

Если посмотреть на готовые, очень интересные и красивые рисунки детей, являющиеся результатом проведенной работы, то мы увидим, что это очень интересный метод работы, через погружение ребенка в творческий процесс. Сам этот метод очень мягкий, очень интересный и отлично подходит тем, кто очень эмоционален, имеет богатую палитру чувств, пытается разбираться и осознавать эти чувства. Точно так же этот метод будет очень полезен тем, кто наоборот, в какой-то момент, как говорят, стал «замороженным», немножко "деревянным", когда рациональность излишне взяла верх в жизни и не хватает как раз мягкости, умения восстанавливать близость с самим собой и с другими людьми. Техника монотипии дает выравнивание каких-то поведенческих характеристик, и не только у ребенка.

Для детей язык творчества очень близкий, свободный и они хорошо себя чувствуют на занятиях. Для них это упражнение является игрой, наполненной определенным смыслом. Если вы посмотрите на рисунки, то вы увидите - мы не учимся рисовать. Эта техника предназначена для работы с самим собой. Поэтому, не стоит вопрос о том, что ребенок должен что-то знать о художественном ремесле, он может абсолютно не дружить ни с кисточкой, ни с красками, ни с карандашами. Но тем не менее эффект будет!

Все дело в нашем мозге, а точнее в его левом и правом полушарии. Левая - символьно-аналитическая , отрабатывающая информацию часть мозга. Правая же - образно чувствует .

Проблема современного человека - потеря вкуса интереса к жизни. И вроде бы человеку хорошо, тем не менее, он говорит: -"Мне скучно, не интересно, я ничего не хочу". Наша жизнь станет ярче, вкуснее и интереснее, если мы будем заниматься деятельностью, которая увеличивает активность правого полушария мозга. Эти навыки остаются с нами надолго. Если когда-то в детстве мы правым полушарием освоили родной язык, держать ложку, плавание, катание на велосипеде, то эти навыки остаются с нами навсегда. Вспомните, как вы учили иностранные языки пять лет в школе, потом в институте, но кто говорит на этом языке? Поэтому, те навыки, которые получены через правое полушарие, это то, что с нами навсегда осталось. Организм человека правым полушарием готов к очень большим нагрузкам и он очень быстро восстанавливается. Если ребенок устал, если у него стресс или он расстроен, достаточно позаниматься правым полушарием, т.е. отвлечься, и он забывает об усталости и неприятностях.

Возьмите белую бумагу, кисть, краски, затем посмотрите и создайте некоторую, совершенно неопределенную палитру. Затем подумайте, какую деталь добавить, чтобы конкретизировать, позволить прочитать этот образ. Достаточно несколько мазков, для того, чтобы завершить. Это не картина - это впечатление от какой-то натуры. И это будет, как раз, работа правого полушария. Вот это и есть ключ к открытию творческого начала.

Монотипия техника рисования – один из видов нетрадиционного творчества . Ее используют как дошкольники, так и художники-профессионалы. При чем, дети особенно любят этот вид искусства. Ведь это легко и весело, каждая работа уникальна, а создать ее очень просто. Техника не требуют специальных навыков и подготовки, зато дает возможность каждому выразить себя. Монотипия бабочка — легкий и красивый рисунок, который понравится и детям и взрослым.

Монотипия (Monotype)- это графическая техника рисования, название которой в переводе означает - «один отпечаток» . При работе рисунок наносится на ровную поверхность, а затем отпечатывается на чистом листе. Особенность техники в уникальности получаемых изображений. Сколько бы ни наносилась отпечатков, каждый новый будет неповторимым и уникальным.

После того как отпечаток перенесен на бумагу, его дополняют деталями и украшениями. Полученное пятно может стать чем угодно, и рыбой, и цветком, и облаком, крылом бабочки или пачкой балерины. Все зависит от того какими деталями его дополнить. Художник ограничен только своей фантазией.

Данная техника очень нравится маленьким детям, она не требует подготовки, прекрасно развивает фантазию и пространственное мышление. Также широк выбор красок: акварель, гуашь, акриловые, масляные или пальчиковые краски. Кстати, последние — совершенно безвредны, их можно использовать даже детям до двух лет.

Важно! В детском творчестве единственное ограничение – безопасность. Ни в коем случае нельзя использовать малышам токсичные краски и вредные растворители!

Польза монотипии для детей

Монотипия техника рисования очень простая, дети легко осваивают ее. В то же время она очень хорошо развивает цветовосприятие и воображение.

Всем известно, что маленькие дети любят пачкаться. Часто они с удовольствием измазывают себя и все вокруг. Вход идет все: пластилин, краски, варенье и т.д. Этот процесс доставляют им неимоверную радость, развивает воображение, успокаивает. Ребенок расслабляется, получает ощущение безопасности. А это, в свою очередь, помогает раскрытию талантов и лучших качеств.

Почему бы не использовать эту склонность малыша в созидательном русле? Монотипия – это именно тот вид творчества, который поможет в этом.

Что получает ребенок на занятиях:

  • Развитие воображения и творческих способностей.
  • Снятие эмоционального напряжения и стресса.
  • Радость и удовольствие.
  • Аннулирование страхов и тревог.
  • Развитие мелкой моторики.

Монотипия активно используется в арт-терапии при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Как проходит занятие монотипия бабочка, что потребуется?

Перед тем как приступить к работе обязательно следует показать малышу принципы данной техники. В качестве примера педагог делает показательный рисунок и на примере объясняет ребенку. как проходит работа. После чего следует позволить малышу погрузиться в творческий процесс, делать все на свое усмотрение.

Внимание! Рисование в технике монотипия не имеет жестких рамок и ограничений. Не стоит вмешиваться в процесс тогда, когда это не нужно.

Что понадобится для работы:

  1. Альбомная бумага или ватман
  2. В качестве дополнительных материалов можно использовать любые гладкие поверхности: картон, доска для рисования, стекло, пластик, сухие листья деревьев

Какие используют краски:

  • Гуашевые
  • Масляные
  • Акриловые
  • Пальчиковые

В качестве кистей подойдут:

  • Ватные палочки
  • Щетки
  • Губки
  • Кисти для рисования жесткие
  • Собственные пальчики.

Рисунок также можно украсить элементами декора. Для декорирования используют:

  • Пайетки
  • Глиттер (разноцветные блестки)
  • Мелкие стразы и бусинки
  • Яркие наклейки
  • Глиттерные ручки (разноцветные гелевые ручки с добавлением блесток)

Также понадобиться клей ПВА и стакан с водой.

Справка. Для монотипии лучше всего подойдет акриловая краска. Она наиболее яркая и не теряет цветовых свойств при создании отпечатков. Также подойдут гуашевые краски, это менее затратный вариант.

Урок рисования монотипия бабочка поэтапно

Этап № 1 Начало работы

  1. Дети с помощью педагога раскладывают принадлежности, преподаватель рассказывает малышам о предстоящей работе.
  2. Ведущий показывает на примере, как аккуратно согнуть лист бумаги и нарисовать крыло бабочки. Крыло рисуется с одной стороны листа, таким образом, чтобы тельце бабочки было на сгибе. Вторая половина листа остается чистой.
  3. Педагог предлагает ребенку повторить показанные действия.

Этап № 2 Побор цветовой гаммы, закрашивание

  1. Преподаватель может подсказать ребенку, какие цвета хорошо сочетаются между собой, а каких сочетаний лучше избегать.
  2. На собственном примере ведущий показывает, как можно закрасить крылышко.
  3. Следует обратить внимание на то, что краски нужно брать много и она должна быть довольно жидкой, чтобы хорошо получился отпечаток.

Этап № 3 Создание отпечатка

  1. Когда все крыло заполнено краской, лист быстро сворачивают и аккуратно похлопывают по нему ладошкой.
  2. При необходимости педагог помогает ребенку, сделать работу более аккуратно.
  3. Теперь можно развернуть лист и оценить работу. У бабочки — два крыла!

Этап № 4 Дорисовка деталей

  1. На данном этапе педагог и ребенок дорисовывают тельце бабочки и дополняют рисунок другими деталями (прожилки, пятнышки, узоры).
  2. Что бы работа получилась более яркой, дополнительные детали лучше нарисовать темным цветом. Должен создаваться контраст между отпечатком и дополнительными элементами. Преподавателю желательно объяснить ребенку этот нюанс.

В остальном лучший советчик — фантазия малыша.

Этап № 5 Декорирование

Дети особенно любят эту часть работы и предаются ей с особым энтузиазмом.

Как украсить бабочку:

  1. Аккуратно обмакните мокрую кисточку в клей ПВА и нарисуйте необходимую деталь, затем быстро посыпьте блестками (глиттером). Остатки аккуратно смахните, их можно использовать повторно.
  2. Пайетки приклеиваются по одной с помощью клея ПВА.
  3. Глиттерная ручка особенно удобна при декорировании, можно быстро прорисовать нужный элемент. При этом он будет ярким и блестящим. Обычно используют несколько ручек разных цветов.
  4. Для декорирования также подойдут небольшие наклейки, самоклеящиеся стразы и бусины.
  5. Лучше всего сочетать в работе несколько разных украшений.

По окончании занятия преподаватель обязательно должен поблагодарить детей за участие и похвалить за проделанную работу.

Монотипия техника рисования бабочки, видео

В видеоролике наглядно показано как нарисовать бабочку в технике монотипия

Галерея рисунков в технике монотипия

Ниже представленны рисунки сделанные в технике монотипия:

Заключение

Прелесть монотипии в ее необычности и простоте. Монотипия техника рисования всегда непредсказуема и несет в себе элемент чуда. Ни один рисунок не похож на другой, и никогда не известен результат. Именно за это монотипию так любят дети. Ведь здесь не надо ни учиться, ни стараться, требования минимальны, результаты – неповторимы, а удовольствие — гарантировано.

Статью прочитали: 7 006

История создания печатной техники монотипия

Монотипия — уникальная печатная техника, сочетающая в себе качества эстампа и живописи.

Монотипия (от моно… и греч. — отпечаток) — вид печатной графики, изобретение которого приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне (1607—1665) .

Техника монотипии заключается в нанесении красок при помощи кисти на идеально гладкую поверхность печатной формы (стекло, оргстекло, пластик, пластина металлическая) с последующим печатанием на станке или в ручную под давлением рук, валика; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным и неповторимым. Хотя бывают зачастую ситуации при работе над созданием оттиска с пластины, добиться еще больше эффекта красоты в рисунке, чем от первого оттиска.

В психологии и педагогике используют технику монотипии для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Монотипия — Техника свободы и Божественного вмешательства!


Монотипия : Два слова: «моно» и «типия». Монотипия (от «моно» - один и греч. — отпечаток, оттиск, касание, образ...) — вид печатной графики. Если просто сказать: одно касание, прикосновение, надавливание...... наверное, можно найти много еще словесных аналогов. Но, главное, это художественное произведение, выполненное за один прием!

Первыми монотипистами, наверное, были еще древние люди, оставившие следы отпечатков своих рук на стенах своих пещер... Лик Христа на плащанице — тоже своего рода монотипия! Можно найти много всевозможных вариантов монотипии в природе...

Для произведений, выполненных в технике Монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает монотипию с акварелью. Техника монотипии известна с 17 в., однако распространение получила только с конца 19 в.

При создании отпечатка (оттиска) монотипии на поверхность напосят краску. Сверху помещают лист бумаги и прижимают его к поверхности. На бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые не могут быть повторены художником. Образ на оттиске носит случайный спонтанный характер. Художник после печати, осуществляет отбор тех оттисков, которые ему понравились или удовлетворяют его по эстетической привлекательности и сюжету. Из многих оттисков выбираются лишь совсем немногие. Поэтому художники редко используют технику монотипии: она довольно трудоемка и требует большого количества материалов и терпения.

Материалы и инструменты.

Материалы: Стекло или пластик, резиновый валик или скалка, газеты, бумага, маслянная краска, шпатель, эскиз рисунка, скипидар (разбавитель№4), чистая тряпка.


Краски . По отношению к краскам эта техника всеядна! Акварель, гуашь, темпера, акрил, маслянные краски, офортные, типографские, для полного отрыва можно использовать и строительные виды красок. Краски используются как с разбавителями так и в чистом виде — в зависимости от задач. Также широк и многообразен выбор поверхностей, с которых можно делать оттиски: бумага, различные виды картонов, пластик разной толщины, пластины из разных металлов-цинк-медь-сталь-латунь. Стекло, оргалит и фанера! Холст и дерево, камень!!! Главное, чтобы фактура поверхности соответствовала Вашим задачам и целям. А вот вопрос внутреннего ощущения того, какая должна быть поверхность, приходит с Вашим личным опытом.

Краска наносится на поверхность также различными инструментами: валик, рука и пальцы художника, кисти, мастихины, различные шпатели, в том числе фигурные. Также применяются валики с различными фактурами. Ну и напоследок, тем, что придет в Вашу творческую голову. :)

Офортный станок

Литографский печатный станок

Для отпечатка с листов пластика и металлических листов используют офортные станки. Для отпечатка с литографского камня — используется литографский печатный станок.

Для выбирания краски с печатной поверхности используют, начиная от простой ткани, до всевозможных специфических материалов: спички, стальная губка для чистки посуды, ушные палочки...

Ну и наконец, виды поверхностей, на которые отпечатывают оттиск: бумага, различные виды — от простой до оффортной, цветные бумаги, пластик, фанера, камень, стекло, металл, холст художественный и разные ткани. В общем, есть повод для фантазии.

Cтилистические направления в монотипии

(печатная графика)

Первый способ, из самых простых, его еще называют — «фрактальная монотипия»

Берете выбранную Вами твердую поверхность, в творческом трансовом порыве наносите краску нужным Вам инструментом, сверху накладываете бумагу, продавливаете ее сверху руками или резиновым валиком. Плавно снимаете лист. Исследуете полученный оттиск. Как правило, этот способ достаточно трудно управляем. Особенно, если Вы будете использовать водные краски: акварель, гуашь, акрил, темперу. Затем многие художники, всматриваясь в получившийся оттиск, пытаются увидеть какой-то образ, пейзаж, композицию и слегка дорабатывают оттиск, стараясь усилить и выявить увиденное в монотипии.

Существуют еще несколько способов или приемов созданий фрактальной монотипии.

Первый этап

Второй этап

Третий этап

Четвертый этап

Пятый этап

Шестой этап

Седьмой этап

Восьмой этап

Цветная монотипия

Черно-белая монотипия

Первый этап:

Для работы нам понадобится материал: - бумага белая или тонированная можно использовать разные сорта бумаги - краски: гуашь, акварель, темпера, акрил - ванночка для мыльного раствора - мыльный раствор - кисти для акварели (беличья кисть), либо гуашь (щетина) - тряпочка, для вытирания с кистей краски и с поверхности - оргстекло либо стекло обычное - баночка с чистой водой - палитра для смешения цветов

Третий этап:

Работа ведется так же, как вы пишите живопись с натуры или фантазируйте, придумывайте свои цветовые сочетания цветов. Цвет старайтесь брать чистым, ярким, насыщенным. Оттенки цвета благородными, приятными восприятию. Чаще меняйте воду в баночке с водой. Самое главное в работе не забывайте, что когда вы берете цвет, намешанный, то отпускайте его в баночку с мыльным раствором, так как мыльный раствор не дает быстро высыхать краски, которую вы нанесли на поверхность оргстекла.

Важно знать и учитывать при работе с красками их особенность (свойства). Если вы гуашью работайте, то старайтесь выполнять работу быстрее, так как краска быстро высыхает и может получиться, так что вы нарисовали красками, а работа уже высохла. Если вы работайте акварельными красками, то акварель любит много воды, то в нашем случае акварельный раствор должен содержать насыщенные краски и иметь немного воды в своем составе. Чрезмерное количество воды в цвете может плохо сказаться на работе (будет выглядеть большой лужей при печати).

Четвертый этап:

После того как выполнили эскиз в цвете то мы берем лист бумаги. Заостряю ваше внимание, что лист бумаги необходимо брать двумя руками за уголки листа. Для чего мы так делаем, спросите? Для того чтобы лист не помять, не сломать, не запачкать руками и ровно положить на поверхность оргстекла соединив формат листа с эскизом рисунка.

Пятый этап:

Следующий этап заключается в том, что вам необходимо аккуратно придавить лист, ладонями рук, немного поглаживая, придавливая там, где у нас нарисован рисунок. Старайтесь не давить, изо всех сил это нужно делать, легко почувствовав на ладонях, что у вас постепенно переводится на лист бумаги ваш рисунок.

Шестой этап:

Далее вы аккуратно снимаете лист бумаги с оргстекла (поверхности). Обращаю ваше внимание, что рисунок нужно снимать, держа уголок листа и медленно поднимая второй угол листа так, чтобы лист у нас не шевелился при снятии с поверхности.

Седьмой этап:

Затем полученный оттиск необходимо повесить сушить для того, чтобы не испачкается в краске и не испортить работу. Высохший оттиск можно доработать, уточнив детали рисунка.

Второй способ.

Когда краска наносится на пластины из металла или пластика, накладывается сверху бумага и производится оттиск с помощью оффортного или литографского станка. В этом приеме, как правило, чаще используют маслянные и оффортные краски. Этот способ позволяет достаточно точно управлять творческим процессом и достаточно точно угадывать нужный творческий результат. Здесь можно создавать практически живописные реалистичные произведения. Для того, чтобы на бумагу не приставало масло из краски, ее перед печатью смачивают водой!

Первый этап: Необходимо подготовить рабочее место так, чтобы вам ничего не мешало для работы. Наносим при помощи шпателя на поверхность металлической пластины типографскую краску черного цвета (если нет типографской краски то можно воспользоваться обычной масляной краской "сажа газовая").Затем наносим краску так, чтобы раскатать валиком по всей поверхности плоскости.

Второй этап: Раскатываем типографскую краску валиком так, чтобы у нас была покрыта вся поверхность пластины ровным слоем. Следите за тем, чтобы у вас на пластине не было много краски. Слой краски должен быть тонким и ровным. Если наберете много краски на пластину, то произойдет залипание краски на рисунке и бумаге, а это не желательно в нашем случае.

Третий этап:

После того, когда вы покрыли пластину ровным слоем краски необходимо под пластину положить чистую бумагу (газету). Почему мы это делаем? Для того, когда мы раскатывали краску на пластине, мы запачкали бумагу вокруг работы, следовательно, чтобы нам не запачкать одежду и руки в ходе работы над рисунком мы привели рабочее место опять в чистоту. Помните от того, как у вас будет организованно рабочее место, оттого зависит качество работы и аккуратность исполнения.

Четвертый этап:

Подготавливается бумага для печати. Бумага используется плотная, либо используют обычный ватман, акварельный лист или картон не слишком толстый. Плотную бумагу мы смачивает под водой так, чтобы она у нас была влажная с двух сторон и кладем ее, сушится под пресс. Проложите с двух сторон лист сырой бумаги либо бумагой, которую вы используете или в картонную папку и придавите чем -то тяжелым грузом. Бумага для печати должна быть приготовлена правильно, быть чуть влажной. Тогда такая бумага не будет прилипать к краске и форме.

Пятый этап:

Лист бумаги нужно взять так, чтобы он у вас не сломался, не перегнулся. Берут лист бумаги правильно, аккуратно за уголки или специальными щипчиками. Затем осторожно подносят к форме и кладут так, чтобы попасть под размер пластины. Ни в коем случае не следует поправлять лист бумаги, если вы не правильно положили его на форму. Лучше снимите его и заново положите.

Шестой этап:

Мы берем в руки карандаш и начинаем рисовать задуманный образ. Либо можно заранее подготовить рисунок нарисовать его на бумагу и только затем нанести его на форму. Формой я называю пластина, на которой нанесена краска. Вы можете использовать при нанесение рисунка различные приспособления, такие как циркуль, пальцы рук (нанесение полутеней), иголку, гвоздь, ручка шариковая (гелиевая), ноготь и прочие материалы.

Седьмой этап:

В ходе работы вы можете подсматривать и следить за процессом. Только делать это необходимо аккуратно, отгибая уголок листа так, чтобы у вас не сместился рисунок или не запачкался. Посмотрели, если что-то не хватает в рисунке, то можно с легкостью подправить, уточнить, задать необходимые эффекты, контрасты.

Восьмой этап:

Перед тем, как снять рисунок с формы, посмотрите еще раз уточнения в рисунке, может вы, что-то забыли нарисовать. Если вы готовы посмотреть что у вас, в конце концов получилось, тогда мы аккуратно берем за уголок листа и медленным движением руки снимаем с пластины и любуемся за результатом. Далее оттиск, полученный в ходе печати необходимо повесить на просушку, так как краска типографская или маслянная сохнет в течение суток.

Девятый этап :

Не спешите расставаться с формой на которой вы рисовали. Можно двумя путями пойти первый, когда можно закатать пластину заново краской, а может вы и захочет сменить черный цвет на цветной пожалуйста. Либо второй вариант, сделать негативный вариант с вашим полученным рисунком на пластине, для этого нам понадобиться офортный печатный станок (соглашусь, что дома не у всех найдется - прим. автора). Берем форму с нашим продавленным рисунком, кладем на поверхность станка, накрываем бумагой, а затем войлоком и прокатываем один раз. Перед этим надо проверить давление в станке - закрутить кое-какие гайки потуже.

Десятый этап:

Полученный оттиск с формы следует немедленно повесить сушиться, так как краска не высохла на бумаге вы можете, показывая запачкать рисунок и тогда ваша работа пойдет на с марку. Подвесьте так оттиск, чтобы он не кому не мешал в ходе дальнейшей работы.

Удачи вам в работе!

Третий способ.

Этот способ требует от художника твердого уверенного рисования, так как исправления невозможны.

Берете пластик или стекло. Валиком накатываете нужное место или всю поверхность листа равномерным слоем краски, предварительно удалив лишнее масло из краски, выложив ее на некоторое время на газету. Все это приобретается опытным путем. Если Вы неуверены, в том, что можете сразу нарисовать и скомпоновать Ваше произведение на листе то, до того, как Вы положите его на краску, легкими движениями простого карандаша можете наметить основную композицию и после этого, не придавливая, опускаете лист на накатанную краской поверхность. А далее, Вы начинаете рисовать то, что Вы наметили, работая карандашом, простой ручкой, черенком от кисточки — все зависит от толщины линии, которую Вы хотите получить.

Руками на бумагу желательно не опираться. Выполнив свои экзерсисы на бумаге, аккуратно снимаете лист. Как и любой из видов монотипий, его можно доработать и завершить работу, уже видя, что с ней происходит











Четвертый способ.

Наливаете в фотованночку воду. Берете типографские краски, разводите их в разных баночках до жидкого состояния бензином или специальным растворителем. Потом берете кисти и, в зависимости от Вашего внутреннего живописного состояния, брызгаете краски на воду, регулируя, какого цвета необходимо больше или меньше. А далее начинается самое интересное: перемешиваете краски черенком кисти и увидите тот неповторимый узор, который, как Вам кажется, необходим.

Необходимо работать быстро, но аккуратно: накладываете лист бумаги на воду, а потом только, как бы по дуге, второй край. И так же его надо снимать: сначала один, а потом по дуге второй. Перемешиваясь в воде краски создают удивительные живописные сочетания как в калейдоскопе.

Первый этап:

Для работы нам понадобится следующий материал:

Бумага белая (ватман или акварельный лист бумаги) тонированная бумага можно использовать разные сорта бумаги

Типографские или масленые краски,

Ванночка для воды

Растворители красок: скипидар или бензин

Щетинная кисть

Тряпочка, для вытирания с кистей краски

Палитра для смешения цветов

Второй этап:

Перед началом работы убедитесь в том, что вами подготовлен весь материал для работы.

Выдавите краски на палитру, где вы будете смешивать их. Используйте те цвета, которые вам необходимы для создания красочного эффекта на воде. Достаточно взять несколько цветов, к примеру, основные.

На этом этапе у вас должна быть заготовлена бумага для оттисков.

Третий этап:

Далее мы приступаем к работе. Намешиваем нужный цвет на палитре и в качестве воды используем скипидар (растворители для масляных красок) стараемся больше брать растворителя на кисть, чтобы вся краска стекла с кисти на воду и вы увидите потрясающий эффект на воде. Капелька краски растеклась на поверхности воды. Мы намешиваем еще цвет и так же опускаем в воду и видим еще одно расплытие цвета и продолжаем до тех пор пока не наберем нужного эффекта.

Продолжаем удивляться игрой цвета и наблюдаем за изменениями на воде. Так же можно применить и брызги на воде, только делать их нужно аккуратно, чтобы не забрызгать стол и одежду.

Вся работа над созданием красочных шедевров монотипии, должна проходить в специальных помещениях (мастерских). Так как, растворители в домашних условиях это не приемлемо (запах и никакой вентиляции) можно получить отравление.

Четвертый этап:

Обращаю ваше внимание на то, как создается красочный эффект на листе бумаги. Вы видите перед собой красочную игру цветов на воде, берем бумагу и плавно прикладываем на поверхность воды и делаем следующие движения с начало один угол по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки и плавно снимаем с поверхности лист бумаги и наблюдаем, любуемся полученным эффектом.

Создаются удивительные образы, неповторимые, как в калейдоскопе.

На этом снимке представлен процесс прикладывания бумаги к поверхности воды и вы видите, как окрашивается в удивительный рисунок (порой фактуру) бумага.

Примечательно то, что эта техника монотипии позволяет сделать множество оттисков и все они будут уникальны и неповторимы.

Пятый этап:

Полученный оттиск положите на просушку желательно под пресс, чтобы бумага не скрючилась.

Шестой этап:

Когда у вас высохла работа, вы можете оставить полученный эффект, а можете что-то дополнительно нарисовать, сочетая полученную фактуру с вашим рисунком.

Пятый способ

Пишете художественное произведение маслянными красками на холсте или картоне. Затем накладываете бумагу, ткань или такой же холст — аккуратно, а можно и не очень. Все зависит от Вашего темперамента. Продавливаете бумагу, также используя различные приемы продавливания. Как показывает опыт, можно сделать до трех оттисков, и не один из них не будет повторять предыдущий. Получаются очень тонкие живописные вещи. Которые можно доделывать уже поверх монотипии. Но это будет уже смешанная техника.

Первый этап:

Для работы нам понадобится следующий материал:

Бумага белая (ватман или акварельный лист бумаги) тонированная бумага можно использовать разные сорта бумаги

Масленые краски, гуащь или акварель,

Баночка для воды

Щетинная кисть

Тряпочка, для вытирания с кистей краски

Палитра для смешения цветов

В чем заключается следующий прием техники монотипии. Когда мы с вами берем за основание форму, например: картон, пластина, холст, рифленая бумага и прочие поверхности, с которых можно получить потрясающий эффект (фактуры с поверхности). В чем заключается принцип работы? Мы наносим красками на поверхность шершавого картона или холста рисунок в цвете и накладываем лист влажной бумаги поверх красочного рисунка и немного прижимаем к поверхности и получаем нежный акварельный оттиск, который можно будет сверху доработать различными художественными материалами.

Перед вами представлен оттиск, выполненный вначале на картоне, а затем напечатанный на влажный лист акварельного листа. В чем достоинство этой техники монотипии в том, что оттиск полученный таким путем получается нежным, акварельным, волшебным, загадочным и непредсказуемым как будто с рисунком творит сама природа.

На этом снимке представлен сам процесс нанесения красочного рисунка на поверхность картона. В качестве материала использованы краски гуашь. Можно использовать и масляные краски разбавленные льняным маслом.

Важно в работы использовать чистые открытые цвета. Работу ведите быстро и аккуратно. Вокруг себя недолжно ничего мешать работе. По окончанию работы, нужно убрать за собой рабочее место и полученный оттиск просушить.

Желаю Вам творческих эксперементов!






Шестой способ — смешанная техника.



Когда за базу берется созданная монотипия и потом дорабатывается различными другими материалами: пастель маслянная, сухая, акрил, масло, темпера, фактурные пасты и так далее.........

Способы извлечения монотипии из пространства.

Ну и еще раз хотелось бы сказать - что сама прелесть монотипии в том, что существует в ней Божественная непредсказуемость, которая и вносит в монотипию это удивительное ощущение ожидания чуда! Пусть небольшого, но все же чуда, которое и заставляет радостно трепетать сердце художника. Процесс в монотипии — наверное, самое захватывающее из всего действия!

,

Главная ll ll ll ll ll



Рассказать друзьям