Монумент героическим защитникам Ленинграда: адрес, история, описание комплекса. Монумент героическим защитникам Ленинграда: адрес, история, описание комплекса Героям обороны ленинграда посвящен памятник

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Идея создания памятника защитникам Ленинграда впервые возникла ещё во время Великой Отечественной войны. Однако её реализация была начата далеко не сразу. Только в 1960-х годах было окончательно выбрано место строительства - площадь у Средней Рогатки, которая в 1962 году была названа площадью Победы . Будущему памятнику отводилась особая роль в ансамбле Зеленого пояса Славы - комплекса мемориальных объектов на рубежах обороны.

Строительство монумента было решено вести в том числе на средства добровольных пожертвований. Для этого в ленинградской конторе Госбанка открыли лицевой счёт №114292. На него перечислили свои деньги многие ленинградцы. Например поэт Михаил Дудин перевёл на этот счёт весь свой гонорар за книгу "Песнь Вороньей горе". Несмотря на активное участие горожан строительство откладывалось. На многочисленных творческих конкурсах на лучший проект памятника не был выявлен победитель.

В начале 1970-х годов стало ясно, что в Москве памятник к 30-летию победы в Великой Отечественное войне построен не будет. В Ленинграде же эту задачу решили выполнить в срок. Для создания проекта была создана специальная творческая группа. В итоге монумент героическим защитникам Ленинграда был создан по проекту народных архитекторов СССР В. А. Каменского и С. Б. Сперанского и народного скульптора СССР М. К. Аникушина - участников обороны Ленинграда. До этого они работали самостоятельно.

Строительные работы на площади Победы начались весной 1974 года. К августу здесь уже был вырыт котлован и забиты все сваи. Но осенью многие подрядные организации стали отзывать своих рабочих в связи с необходимостью выполнения плана на других своих строительных площадках. Для возведения монумента героическим защитникам Ленинграда пришлось вызывать добровольцев. На призыв откликнулись тысячи ленинградцев. Кроме того, в работах участвовали рабочие из других городов и даже других стран.

Благодаря всем этим усилиям монумент удалось построить в срок. Торжественное открытие его наземной части состоялось 9 мая 1975 года к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Стоит отметить, что собранных на специальном счету двух миллионов рублей не хватило для постройки всего мемориального комплекса. Стоимость только его первой очереди (наземной части) обошлась государственной казне в 10 227 000 рублей. Вторая очередь (Памятный зал) потребовал ещё более полутора миллионов рублей.

Монумент героическим защитникам Ленинграда парадно оформляет южный въезд в Санкт-Петербург. Это запечатленное в бронзе и граните повествование о нелегкой судьбе города, мирная панорама которого простирается за площадью Победы. Южный фасад мемориала - «Площадь Победителей». На гранитных пилонах установлены 26 бронзовых скульптур - это образы защитников Ленинграда. Скульптурные группы обращены в сторону бывшей линии фронта - к Пулковским высотам.

Главная вертикаль - 48-метровый гранитный обелиск - символ торжества Победы в одной из тяжелейших войн в истории человечества. У основания обелиска - скульптурная группа «Победители»: фигуры рабочего и солдата свидетельствуют о единстве города и фронта. Обелиск - связующее звено между «Площадью Победителей» и полукруглым Памятным залом «Блокада». К нему ведут широкие лестницы по обеим сторонам постамента обелиска. Ломаные линии стен, грани разрыва символического кольца блокады ассоциируются с хаотическими нагромождениями всеразрушающей войны. По замыслу авторов, поверхность стен сохраняет фактуру деревянной опалубки - такими были оборонительные сооружения военных лет. Памятный зал «Блокада» резко контрастирует с открытым пространством «Площади Победителей». Нависающее гранитное кольцо протяженностью 124 метра изолирует зал от внешней среды. Все элементы убранства и звуковое оформление создают атмосферу храма. Доминанта зала - скульптурная композиция «Блокада». Ее постамент невысок и компактен, а высота бронзовых фигур не намного превышает человеческий рост. Создавший её скульптор М. Аникушин, охарактеризовал её так: «Здесь всё: и бомбёжки, и артобстрелы, и жуткий голод, и лютая стужа, страдания и боль Ленинграда, который терзал безжалостный враг…» 23 февраля 1978 года открылся подземный Памятный зал. Здесь размещена документально-художественная экспозиция, посвященная обороне и блокаде Ленинграда.

Монумент героическим защитникам Ленинграда - памятник истории и образец классической советской архитектуры. Его посещают более 1 млн. человек в год.

Памятный зал «Блокада» был открыт 23 февраля 1978 года. Он является музеем, но своей тишиной и строгостью производит впечатление храма. Вдоль его стен установлены 900 светильников в виде свечей - именно столько продолжалась Блокада. Под светильниками - названия населённых пунктов, мест боёв под Ленинградом. В Памятном зале расположены 12 художественно-исторических экспозиций, где можно увидеть документы и предметы времён Великой Отечественной войны. Здесь же находятся мозаичные панно «1941 - Блокада» и «Победа», электронная карта «Героическая битва за Ленинград», мраморная доска героев с именами почти 700 защитников города. В 1995 году в экспозицию были включены тома Книги Памяти, куда занесены имена солдат и мирных граждан, отдавших жизнь за Ленинград.

70 лет назад, 19 января 1943 года, в результате операции «Искра» — была прорвана блокада Ленинграда.
В современной России, как и в самом Ленинграде (Санкт-Петербурге) мало кто вспоминает и задумывается о том, что пережили жители города за бесконечные 900 дней блокады.
Также, вероятно, сейчас уже мало кто знает о существовании великолепного музея , находящегося под Площадью Победы и посвящённого героическим защитникам Ленинграда.
Обходят этот подвиг советского народа, а значит и музей, нынешние буржуазные СМИ — уж больно режет глаз нынешнему строю массовый героизм и самоотверженность людей тех лет, слишком ярка и слишком резко вскрывает правду экспозиция музея.
И уж конечно же, далеко не каждый в современной России, имеет возможность посетить этот музей — капиталистический строй по настоящему освободил трудящихся от «лишних» материальных и духовных благ, лишив возможностей перемещаться по стране.

Мы постараемся хотя бы частично восполнить пробелы в нашей общей исторической памяти, проведя виртуальную экскурсию по музею.

Памятный зал (музей) находится в Ленинграде (Санкт-Петербурге) под Площадью Победы .

Попасть на неё можно, перейдя по подземному переходу. Почти обычный подземный переход современной России — грязь и мусор на полу, торговые палатки, продающие множество ярких, но бессмысленных вещей. Необычность этого перехода заключена в том, что вдоль его стен, у потолка, встроены фотографии Ленинграда военного времени. С одной стороны — жизнь мирных жителей, с другой — жизнь фронта.
Выходим из перехода на поверхность — сильный холодный ветер. В этом месте, кажется, всегда дует сильный ветер.
Спускаемся в разорванное «кольцо» монумента — символ разорванной блокады Ленинграда. Звучит негромкая, печальная и зовущая музыка. В центре «кольца» — скульптурная группа «Блокада»:

Вход и выход в памятный зал музея находятся у южного выхода из разорванного «кольца».

Спустившись в подземный памятный зал, мы попадаем в совершенно иную атмосферу. Атмосферу тишины, прерываемой радиопозывными и отсчётами метронома, атмосферу памяти, славы и Великого Подвига Ленинграда.
В экспозиции музея немного экспонатов, но каждый из них пропитан атмосферой тяжёлого времени 1941-1944 годов и благодаря атмосфере музея воспринимается очень глубоко и полно.

Вид из центра зала в направлении входа:

Вид из центра зала в направлении выхода:

«Вдоль стен бронзовый фриз с непрерывным рядом светильников, выполненных из гильз 76-миллиметровых снарядов. По периметру всех подземных помещений установлено 900 светильников - по числу блокадных дней. На стенах надписи: в вестибюлях- названия предприятий города и области, работавших для фронта, в зале- названия населенных пунктов Ленинградской области, где проходили ожесточенные бои. В зале слышны радиопозывные Москвы, сменяющиеся стуком метронома- это звуковые документы эпохи.»

Оформление музея исполнено художниками, участвовавшими в обороне Ленинграда. Отдельного упоминания заслуживают огромные мозаичные панно «Блокада» и «Салют Победы», работы выдающегося советского художника — Мыльникова Андрея Андреевича. Мыльников закончил Академию Художеств имени Репина в 1946 году, с дипломной работой «Клятва Балтийцев» . Мозачиные панно мемориала были выполнены под его руководством художниками С.Н.Репиным, И.Г.Ураловым, Н.П.Фоминым.

Первая мозаика, слева от входа в музей — «Блокада».
Разбитая на три части — три года блокады, она повествует нам о событиях, произошедших в эти нелегкие дни. На первой (левой) части бойцы-зенитчики. Во время блокады для перемещения по ночному городу требовался пропуск — его выдавали только зенитчикам и работникам социальных служб спасения. Небо над Исаакиевским собором прорезано лучами прожекторов — зенитные орудия охраняют жилые дома и памятники архитектуры от фашистских самолётов. Летом рядом с собором жители города разбивали грядки с капустой, борясь с голодом в осаждённом Ленинграде.
Вторая (средняя) часть мозаики показывает проводы уходящих на фронт солдат — многие не вернутся домой.
Третья (правая) часть посвящена жизни гражданского населения — люди с кульками вещей, стоящие на пороге разрушенного дома и Шостакович, создающий свою знаменитую Симфонию №7 — музыкальный символ блокады Ленинграда.

Мозаика хорошо передаёт общую обстановку, сложившуюся в Ленинграде после установления блокады:

В зале показывают небольшой документальный фильм, позволяющий проникнуться атмосферой блокадного времени:

Под стёклами витрин мы видим различные вещи и документы — немые свидетели эпохи:

Одно из заявлений группы добровольцев:

Тщательно умалчиваемая ныне правда в цифрах, о роли коммунистов в защите Ленинграда:

Документы коммунистов, павших в боях за Ленинград:

Сквозное, вероятно, пулевое отверстие:

Изорванный осколками и прожжённый билет комсомольца Александра Петровича, 1921 г.р.:

Билет члена ВКП(б):

Те, кто могли держать оружие и сражаться, — ушли на фронт. Женщины, старики, дети — оставались в городе. Зимой 1941-го года в городе начался голод.









Описание

Монумент героическим защитникам Ленинграда, возведенный на площади Победы в районе бывшей Средней Рогатки сегодня является одним из самых выразительных и запоминающихся памятников, посвященных Великой Отечественной войне. Он был создан по проекту народных архитекторов СССР В. А. Каменского и С. Б. Сперанского и народного скульптора СССР М. К. Аникушина - участников обороны Ленинграда. Сооружение памятного комплекса имело всенародное значение. Широко обсуждались предлагаемые проекты и местоположение мемориала. На специальный банковский счет перечислялись добровольные денежные пожертвования. Памятнику отводилась особая роль в ансамбле Зеленого пояса Славы - комплекса мемориальных объектов на бывших рубежах обороны Ленинграда.

Весной 1974 года началось строительство Монумента героическим защитникам Ленинграда. Наземная часть памятника, возведенная в рекордно короткие сроки, была открыта 9 мая 1975 года в день 30-летия Победы в Великой Отечественной войне. Подземный Памятный зал с документально-художественной экспозицией, посвященной обороне и блокаде Ленинграда, был открыт 23 февраля 1978 года.

Ансамбль наземной части мемориала объединяет 48-метровый гранитный обелиск, «Площадь Победителей» и открытый Памятный зал «Блокада».

Главная вертикаль памятника - гранитный обелиск - символ торжества Победы в одной из тяжелейших войн в истории человечества. У основания обелиска - скульптурная группа «Победители»: фигуры рабочего и солдата свидетельствуют о единстве города и фронта. Обелиск - связующее звено между «Площадью Победителей» и полукруглым Памятным залом «Блокада». К нему ведут широкие лестницы по обеим сторонам постамента обелиска. Ломаные линии стен, грани разрыва символического кольца блокады ассоциируются с хаотическими нагромождениями всеразрушающей войны. По замыслу авторов, поверхность стен сохраняет фактуру деревянной опалубки - такими были оборонительные сооружения военных лет. На «Площади Победителей» на гранитных пилонах установлены 26 бронзовых скульптур - это образы защитников Ленинграда. Скульптурные группы обращены в сторону бывшей линии фронта - к Пулковским высотам.

Зал «Блокада» опоясывает 124 метровое разорванное гранитное кольцо с лаконичными надписями «900 дней» и «900 ночей», символизирующее прорыв блокады Ленинграда. В центре зала - скульптурная композиция «Блокада». Здесь всегда горит вечный огонь и играет тихая музыка, что создает особую атмосферу «храма скорби и памяти».

В подземном Памятном зале располагается музейная экспозиция. Мозаичный триптих «Блокада 1941», выполненный С. Н. Репиным, И. Г. Ураловым и Н. П. Фоминым запечатлели первые дни обороны и блокады Ленингарада: уходящих на фронт добровольцев, жительниц города, работающих на блокадном заводе; портрет композитора Д.Д.Шостаковича – автора Седьмой симфонии, посвященной Ленинграду. Панно «Победа», расположенное в противоположном конце зала изображает встречу победителей и июльский Парад Победы в 1945 году в Ленинграде. В экспозиции демонстрируются документы, награды, личные вещи воинов, отдавших жизнь за Ленинград, оружие военного времени, предметы, рассказывающие о жизни блокадного города. Одна из главных реликвий Памятного зала - ломтик хлеба весом в 125 грамм – дневной паек жителя осажденного Ленинграда с 20 ноября по 25 декабря 1941 года.

В Памятном зале хранится «Летопись героических дней блокады Ленинграда» и «Книга Памяти». Бронзовые страницы «Летописи» рассказывают о каждом из 900 блокадных дней. Каждый день на специальных постаментах в Памятном зале выставляются страницы, рассказывающие о событиях произошедших в осажденном Ленинграде и на полях сражений под Ленинградом в этот день в 1941, 1942, 1943 и 1944 годах. Ежедневная смена дат и страниц дает возможность проследить реальный ход исторических событий.
«Книга Памяти», страницы которой также выполнены из бронзы, содержит полный перечень воинских формирований, защищавших Ленинград.

В музейной экспозиции можно увидеть документальные фильмы «Воспоминание о блокаде» и «Ленинград в борьбе». Кадры военной кинохроники демонстрируются в музыкальном сопровождении Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича.

Ежегодно на Монументе проходят торжественные церемонии, посвященные праздничным и памятным датам в истории города и страны:
18 января в День прорыва блокады Ленинграда;
27 января в День полного снятия блокады Ленинграда;
23 февраля в День защитника Отечества;
9 мая в День Победы;
22 июня в День памяти начала Великой Отечественной войны;
8 сентября в День памяти начала блокады Ленинграда.

Сегодня отмечается День снятия блокады Ленинграда. Именно в этот день - 27 января 1944 года город на Неве был окончательно отбит у фашистских захватчиков. Блокада, длившаяся 900 дней и ночей унесла сотни тысяч жизней. Но не смотря на все ужасы блокады - бомбардировки, артобстрелы, жуткий голод, холод - город жил. Люди каким-то не постижимым образом находили в себе трудиться и защищать свой город. И город выстоял. Сегодняшний мой пост - это рассказ о Монументе героическим защитникам Ленинграда, воздвигнутом в память о беспримерном подвиге горожан, не сломленных и не сдавших город врагу.

Идея сооружения памятника героическим защитникам Ленинграда возникла ещё в годы Великой Отечественной войны. Приступить к созданию мемориала удалось спустя 30 лет после полного освобождения города от вражеской блокады. Лишь в 1960-х годах было окончательно выбрано место возведения будущего мемориального комплекса - площадь у Средней Рогатки, которая в 1962 году была названа площадью Победы.

Выбор места был не случаен. Московский проспект с первых дней войны стал фронтовой дорогой, по нему шли дивизии народного ополчения, техника и войска. В непосредственной близости отсюда проходил передний край обороны. У самой Средней Рогатки был оборудован мощный узел сопротивления с дотами, противотанковым рвом, стальными ежами, железобетонными надолбами и огневыми артиллерийскими позициями. В июле 1945 года, когда жители города встречали гвардейские войска, возвращавшиеся с фронтов Великой Отечественной, именно здесь была возведена временная триумфальная арка.

Сооружение мемориала частично велось на средства многочисленных добровольных пожертвований. Для этих целей в Госбанке был открыт специальный счет. Ленинградцы горячо откликнулись на этот призыв. На счёт перечислили деньги сотни тысяч горожан, многие коллективы предприятий, организаций, учащиеся школ. Начало строительства откладывалось, поскольку в ходе многочисленных конкурсов выявить победителя не удавалось.

В начале 1970-х годов для завершения работ над проектом памятника была создана специальная творческая группа. В итоге монумент героическим защитникам Ленинграда был создан по проекту архитекторов В. А. Каменского и С. Б. Сперанского и скульптора М. К. Аникушина. Все они были участниками обороны Ленинграда. Монумент оформляет южный въезд в Санкт-Петербург со стороны Пулковских высот и аэропорта.


Панорама Монумента с высоты. Фото позаимствовано из сети.

Обращённый к въезжающим в город фасад мемориала - "Площадь Победителей". На высоких гранитных пилонах установлены 26 бронзовых скульптур защитников Ленинграда. Скульптурные группы обращены в сторону бывшей линии фронта - к Пулковским высотам.

Главная вертикаль мемориала - 48-метровый гранитный обелиск - символизирует торжество Победы народа в Великой Отечественной войне. Непосредственно у основания обелиска расположена скульптурная группа "Победители": фигуры рабочего и солдата, олицетворение, по замыслу М. К. Аникушина, единства города и фронта. Обелиск - связующее звено между "Площадью Победителей" и полукруглым Памятным залом "Блокада". К нему ведут широкие лестницы по обеим сторонам постамента обелиска. Ломаные линии стен, грани разрыва символического кольца блокады по замыслу авторов монумента должны ассоциироваться с хаосом и разрушениями, которые несли осаждённому Ленинграду вражеские бомбардировки и артобстрелы. Этой цели подчинена отделка поверхности стен, сохраняющая фактуру деревянной опалубки - такими были оборонительные сооружения военных лет.


С северной стороны комплекса, обращённой в сторону города, расположен памятный зал "Блокада". От внешнего мира он отделён нависающим выполненным из бетона разомкнутым кольцом диаметром 40 метров и протяженностью 124 метра, символизирующим прорыв блокады. В центре зала расположена скульптурная композиция "Блокада". Автор намеренно выполнил фигуры почти в человеческий рост, чтобы современник мог острее ощутить, как глубока скорбь ленинградцев, как тонка была грань между жизнью и смертью. О своей работе художник говорил, что здесь хотел передать всё: и бомбёжки, и артобстрелы, и жуткий голод, и лютую стужу, страдания и боль Ленинграда, который терзал безжалостный враг.



Спустя три года после открытия монумента - 23 февраля 1978 года - открылся подземный Памятный зал. Сегодня зал является филиалом Музея истории города. Здесь разместилась документально-художественная экспозиция, посвященная обороне и блокаде Ленинграда. Вдоль стен зала установлены 900 светильников в виде свечей - столько дней продолжалась Блокада. Под светильниками - названия населённых пунктов, мест боёв под Ленинградом. В Памятном зале расположены 12 художественно-исторических экспозиций, где можно увидеть документы и предметы времён Великой Отечественной войны. Здесь же находятся мозаичные панно "1941 - Блокада" и "Победа" (авторы С. Н. Репин, И. Г. Уралов, Н. П. Фомин), электронная карта "Героическая битва за Ленинград", мраморная доска героев с именами почти 700 защитников города - Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, кавалеров ордена Славы трех степеней, удостоенных этих наград за оборону Ленинграда. В 1995 году в экспозицию были включены тома Книги Памяти, куда занесены имена солдат и мирных граждан, отдавших жизнь за Ленинград.

В зале торжественная и печальная атмосфера

Мозаичное панно "Блокада"

В зале звучит метроном и демонстрируются фильмы-хроники блокадных дней

100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга Мясников старший Александр Леонидович

Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы

Его видят все, кто въезжает в город с юга, по Московскому или Пулковскому шоссе.

В центре площади Победы на огромном подиуме стоит обелиск. Размеры подиума 130 на 240 метров. Высота обелиска 48 метров. По обеим сторонам от него расположены две многофигурные скульптурные группы, олицетворяющие оборонявшихся ленинградцев. У подножия обелиска поставлена парная скульптурная группа «Непобедимые». Позади обелиска находится открытый мемориальный зал со скульптурной группой «Блокада» в центре.

Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы – один из красивейших памятников Северной столицы. Он посвящён самой трагической странице в истории города – ленинградской блокаде.

Мужество Ленинграда в годы Великой Отечественной войны давно уже стало символом героизма. Город не покорился, выстоял и победил.

Ленинградцы узнали о нападении нацистской Германии из сообщения советского правительства, переданного по радио в 12 часов дня 22 июня. Тревожная весть всколыхнула все население города: люди собирались у репродукторов, где в ожидании новых сообщений обсуждали случившееся, спешили к газетным киоскам. Прервав воскресный отдых, ленинградцы устремились на предприятия и в учреждения, в военные комиссариаты.

В ночь на 23 июня в городе была объявлена первая воздушная тревога. С этого времени сигнал «Воздушная тревога» объявлялся по радио почти ежедневно, часто по нескольку раз. Ленинградцы, не выключавшие радио ни днём, ни ночью, начинали привыкать к чёткому тиканию метронома, звучавшего в их квартирах и на предприятиях почти на протяжении всей войны.

Ночное небо города прорезали лучи прожекторов, вечерами над Ленинградом поднимались десятки аэростатов заграждения. В воздухе раздавался рокот патрульных самолетов, прикрывавших город. По улицам двигались войска, проносились машины с рабочими и служащими, отправлявшимися на строительство оборонительных рубежей.

Монумент героическим защитникам Ленинграда

Ленинград и его пригороды превратились в мощный укреплённый район. Баррикады пересекали многие улицы. На перекрёстках и площадях грозно высились доты. Противотанковые ежи и надолбы перекрывали все въезды в город.

В сентябре Ленинград оказался в кольце блокады и начался голод.

8 января 1943 года войска Ленинградского фронта и наступавшие им навстречу бойцы Волховского фронта соединились под Шлиссельбургом. Вечером того же дня по радио сообщили, что блокада Ленинграда прорвана.

27 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов взломали в 300-километровой полосе оборону 18-й немецкой армии, разгромили её основные силы, с боями продвинулись от 60 до 100 км и перерезали важнейшие коммуникации противника.

Закончилась беспримерная в истории эпопея героического города, выдержавшего 900-дневную осаду.

За это время на город было обрушено более 100 тысяч бомб и около 150 тысяч артиллерийских снарядов. В блокаду продовольственный паёк сокращался 4 раза. Рабочие получали в день 250 граммов, а служащие и дети – 125 граммов хлеба. Но в нечеловеческих условиях город работал и сражался. И победил.

В память о тех героических днях и людях было принято решение возвести на месте Средней Рогатки, бывшей когда-то южной границей города, площадь Победы и «Мемориал героическим защитникам Ленинграда».

Идея создать памятник в честь защитников Ленинграда возникла ещё во время Великой Отечественной войны. Однако её воплощение в жизнь долгие годы откладывалось в силу разных причин. В 1960-х годах было окончательно выбрано место для памятника – площадь у Средней Рогатки. С 1962 года она стала именоваться площадью Победы.

Выбор места был не случаен. Московский проспект уже в первые дни войны стал фронтовой дорогой, по которой шли дивизии народного ополчения, техника и войска. Недалеко отсюда проходил передний край обороны. У самой Средней Рогатки, у развилки дорог, находился мощный узел сопротивления с дотами, противотанковым рвом, стальными ежами, железобетонными надолбами и огневыми артиллерийскими позициями. А 8 июля 1945 года, когда жители города встречали гвардейские войска, возвращавшиеся с фронтов Великой Отечественной, именно здесь, у Средней Рогатки, была возведена временная триумфальная арка.

До 1971 года у Средней Рогатки стоял путевой Среднерогатский дворец. Он был построен Растрелли в 1754 году для императрицы Елизаветы Петровны. При создании ансамбля площади Победы дворец не вписался в проект. Он стоял обращённым главным фасадом к Московскому проспекту, а к парадной площади оказывался торцом. Было решено разобрать дворец и собрать его заново, изменив расположение. Дворец был обмерен, элементы декора демонтированы и сохранены. Дворец был разобран, но восстановление так и не состоялось. Кстати, с 1934 года на площади находилась трамвайная конечная станция «Средняя Рогатка».

Площадь спроектирована и построена как южные ворота города. Это первый значительный архитектурный ансамбль, который все встречают на въезде в город.

Но к строительству монумента долгое время не могли приступить. Строительство откладывалось, так как многочисленные творческие конкурсы никак не могли выявить лучший проект.

В начале 1970-х стало известно, что в Москве не смогут создать памятник к 30-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне. Власти города на Неве взялись за создание этого мемориального комплекса в кратчайшие сроки. Был утверждён состав творческой группы, в которую вошли архитекторы С.Б. Сперанский, В.А. Каменский и скульптор М.К. Аникушин.

Ансамбль площади определился.

Доминантой площади, безусловно, стал Монумент героическим защитникам Ленинграда. Самое знаменитое сооружение на площади Победы посвящено героической обороне города и прорыву блокады. Архитекторами монумента стали Сергей Борисович Сперанский и Валентин Александрович Каменский.

Памятник был создан на собранные народом средства. В строительстве участвовали десятки тысяч добровольцев. Строительство монумента завершилось в 1975 году.

В состав монумента вошли стела со скульптурой Рабочего и Солдата «Победители» и скульптурными многофигурными композициями по обеим сторонам монумента на гранитных пьедесталах – «Литейщики», «Окопницы», «Ополченцы», «Снайперы», «Летчики». Все эти работы были созданы скульпторами Михаилом Константиновичем Аникушиным и Юрием Сергеевичем Тюкаловым.

Площадка со скульптурной группой «Блокада» перед входом в музей ограничена разорванным кольцом (символ прорыва блокады Ленинграда). На ней горит Вечный огонь в память о подвиге минувших дней.

В 1978 году был открыт подземный Памятный зал монумента с реликвиями войны, мозаичными панно «Блокада» и «Победа». Здесь непрерывно звучит метроном. В подземном зале-музее находится бронзовый календарь – «Летопись героических дней блокады Ленинграда», карта битвы за город, ежедневно демонстрируется 10-минутный документальный фильм «Блокада Ленинграда». Зал освещен 900 светильниками – по числу блокадных дней.

К музею под площадью ведёт подземный пешеходный переход. Автомобильный тоннель расположен ниже перехода.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Как люди открывали свою землю автора Томилин Анатолий Николаевич

Морской щит Ленинграда Много было предложений, как защитить город на Неве от разбушевавшейся стихии.Первые проекты защиты Санкт-Петербурга от наводнений появились очень давно.Одни авторы предлагали обнести весь город земляной насыпью с плотинами и шлюзами через русла

Из книги Ледокол автора Суворов Виктор

Владимир БУКОВСКИЙ. МОНУМЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СЛЕПОТЕ Когда я впервые встретил Виктора Суворова, он уже бредил этой книгой, сыпал цифрами и фактами, буквально ни о чем другом говорить не мог, но изложить все это на бумаге не решался еще много лет: то ли не до конца верил

Из книги «Черная смерть» [Советская морская пехота в бою] автора Абрамов Евгений Петрович

4.2. Оборона Ленинграда Битва за Ленинград развернулась в июле 1941 г., когда танковые и моторизованные соединения противника вышли в район Луги, Кингисеппа, Нарвы и начали развивать наступление.В героической ленинградской эпопее значительную роль сыграла морская пехота.

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Монумент «Рабочий и колхозница» Эта монументальная работа должна была стать символом страны. И она им стала. А затем – символом эпохи, Москвы, Мосфильма.И, конечно, закономерно, что эта скульптура стала и олицетворением творчества её создательницы – скульптора Веры

Из книги Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков автора

6. Предсказание победы Дмитрию Донскому и предсказание победы Зевсу Как мы уже неоднократно убеждались, во всех многочисленных отражениях Куликовского сражения перед началом битвы было дано ПРЕДСКАЗАНИЕ победы.Императору Константину явился «Огненный Крест». Князю

Из книги Медичи. Крестные отцы Ренессанса автора Стратерн Пол

Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович

4. ПОЧЕМУ ИСТОРИКОВ ТАК РАЗДРАЖАЕТ ИЗВЕСТНЫЙ МОНУМЕНТ «БУСА»? В ХРОН4, гл. 3:6, мы обсуждали многочисленных каменных «половецких баб», воздвигнутых, согласно нашей реконструкции, в XIV–XV веках казацкой Ордой в эпоху «монгольского» завоевания мира. На рис. 5.27 мы

Из книги 1941. «Сталинские соколы» против Люфтваффе автора Хазанов Дмитрий Борисович

Бои к югу от Ленинграда В конце июля немцы продолжали удерживать инициативу на северозападном направлении. Однако советские войска Северного фронта (СФ) при энергичной поддержке авиации смогли остановить ударные группировки противника, а также вынудили командование

Из книги СС - инструмент террора автора Уильямсон Гордон

ОТСТУПЛЕНИЕ ОТ ЛЕНИНГРАДА В северной России 1944 год начался для немцев плохо. Красная Армия, сняв с Ленинграда блокаду, перешла в наступление и постепенно оттеснила немецкие войска на запад к границам Эстонии и Латвии. Именно на этом участке фронта было сосредоточено

Из книги Дон Кихот или Иван Грозный автора Носовский Глеб Владимирович

7. Конный монумент Дмитрию Донскому установили в 2014 году на идеально правильном, нужном месте, – у подножия Красного (Таганского) холма в Москве В книге «Новая Хронология Руси», впервые вышедшей в 1995 году, мы показали, что Куликовская битва произошла в 1380 году не под Тулой,

Из книги Порт–Артур. Воспоминания участников. автора Автор неизвестен

ПРИЛОЖЕНИЕ II ПАМЯТНИК ЗАЩИТНИКАМ КРЕПОСТИ ПОРТ–АРТУРА И РУССКОЕ КЛАДБИЩЕ Японцы соорудили братскую могилу русским героям, павшим при защите крепости Порт–Артур. Работы, начатые в августе 1907 г., двигались с поразительной быстротой, и уже 10 июня 1908 года состоялось

Из книги Трактат о вдохновенье, рождающем великие изобретения автора Орлов Владимир Иванович

Из книги Севастополь 1941-1942. Хроника героической обороны. Книга 1 (30.10.1941-02.01.1942) автора Ванеев Геннадий Иванович

КО ВСЕМ БОЙЦАМ, КОМАНДИРАМ И ПОЛИТРАБОТНИКАМ ОТВАЖНЫМ ЗАЩИТНИКАМ РОДНОГО СЕВАСТОПОЛЯ: ОБРАЩЕНИЕ ВОЕННОГО СОВЕТА ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА 21 декабря 1941 г.Дорогие товарищи!Озверелый враг снова наступает на Севастополь. Разбитый на главном направлении под Москвой, враг

Из книги Противоборство автора Ибрагимов Даниял Сабирович

У стен Ленинграда К десятым числам сентября линия фронта вплотную приближалась к Ленинграду. Создалась реальная опасность выхода противника на окраины города вслед за отступавшими советскими войсками.Подтянув дальнобойную артиллерию, противник 4 сентября произвел



Рассказать друзьям