Мопассан интересные факты. Мопассан, Ги де – краткая биография

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Анри-Рене-Альбер-Ги де Мопассан, знаменитый французский писатель, родился в Нормандии в 1850 году. Отец его был из разорившихся дворян, а мать из культурной буржуазной семьи. Возможно, любовь к искусству Мопассан унаследовал от отца. Тот славился своей любовью к музыке, к живописи, к литературе. После рождения Эрве, второго ребенка в семье, супруги разошлись. Мать великого писателя переехала в приморский город Этрет. Ги де Мопассан был очень активным ребенком, он досконально изучил край, в котором провел свое детство. Прекрасно знал жизнь простых крестьян, фермеров и рыбаков, сам любил выходить с ними на море, рыбачить, ставить паруса. Все это нашло свое отражение в его творчестве.

Юность

В 13 лет мальчика отдали в духовную семинарию. Будучи активным и озорным ребенком, он не смог смириться с суровой жизнью семинарии. Ги не раз сбегал оттуда домой и как-то даже написал забавное послание в стихах: «Давно от мира отрешенный», где сказано, что заживо хоронить себя он не собирается, а хочет насладиться всеми прелестями жизни.

В 16 лет парень был отдан в лицей, а в 20 Ги де Мопассан поступил на юридический факультет, но тут разыгралась война. Вместо учебы парня направили на франко-прусскую войну.

Послевоенная жизнь писателя

Жизнь после войны оказалась тяжелой. Ги не мог окончить высшее образование, ему пришлось идти на службу в морское министерство. На жизнь не хватало, молодой писатель еле сводил концы с концами. Службу свою он возненавидел, называл тюрьмой. Начальство его тоже не жаловало, подозрительно относилось ко всем его "литературным пристрастиям". Служба в министерстве вдохновила де Мопассана к новеллам «Наследство», «В лоне семьи» и некоторым другим, высмеивая пошлый мирок мелких чиновников, интриганов и подхалимов.

Творчество

Слава писателя пришла к Ги де Мопассану в 1880 году, после успеха «Пышки» . Благодаря этому он выхлопотал себе 6-месячный отпуск и в полной мере занялся творчеством.

Своими литературными наставниками писатель считал Г.Флобера , Л.Толстого , И. Тургенева . Флобер издавна был другом Мопассана.

Практически все свои произведения де Мопассан написал в период 1880-90 года. Самые знаменитые из них «Жизнь» и «Милый друг» , которые признаны одними из лучших моментов в французской литературе. Это подлинный триумф писателя, прославившегося также большим множеством новелл.

«Милый друг» и «Пышка» - подлинные шедевры де Мопассана, сумевшего создать качественную, «высокую» эротику в литературе.

Роман «Жизнь» это реалистичная, печальная человеческая драма. Это роман, без которого французская литература имела бы сейчас совсем другое лицо.

Ги де Мопассан - реалист. В его произведениях подробное описание жизни и быта людей. Причем людей разных: дворян и простолюдинов, богатых и нищих, образованных и «простых». Ги де Мопассан не боится затрагивать острые, болезненные вопросы нашего общества. Кроме того он хороший психолог. Писатель очень тонко показывает, практически «выворачивает» души своих героев, давая читателю шанс заглянуть туда.

Его герои - настоящие, реальные биологические существа, подверженные основным законам природы.

Смерть

Чрезмерное умственное напряжение сказалось на психике писателя. Ги де Мопассан скончался в 1893 году от паралича мозга.

Мировых шедевров, популярность которых неподвластна времени, - Ги де Мопассан. Биография этого персонажа, как и судьбы его героев, полна жестокости и правдивости. Этот мужчина не боялся изображать человеческие пороки, которыми обладал сам.

Счастливое детство на побережье

Родиной писателя стала Верхняя Нормандия, которая находится в северо-западной части Франции. Появился на свет прозаик 5 августа 1850 года, в замке Миромениль, что стоит в окрестностях живописного городка Дьеппа.

Отец мастера происходил из обедневшей дворянской семьи. В жены он взял девушку по имени Лаура ле Пуатвеном, семья которой принадлежала к классу средней буржуазии. Супруги безумно любили друг друга, и первые годы были очень счастливыми.

Веселое и беззаботное детство прожил Ги де Мопассан. Биография мальчика была тесно связана с морем. Часто он играл с крестьянскими детьми на песчаном берегу, быстро научился плавать, умело ловил рыбу и даже выходил в плавание под парусами. Именно благодаря этим воспоминаниям позже были написаны такие работы, как «Рука», «Веревочка», «В крестьянском суде», «Утопленник».

Столкновение с реальностью

В 1856 году в семье появился еще один мальчик. Эрве, брат Ги, с рождения страдал психическим расстройством. Подобные проблемы были и у матери писателя. Лаура болела неврозами и депрессиями.

В течение последующих лет атмосфера в их маленьком доме изменилась. Постоянная разгульная жизнь отца привела к разводу. Женщина с детьми переехала. Именно в это время возникла особенно тесная связь между матерью и сыном. Лаура стала тем человеком, которого беспрекословно слушался Ги де Мопассан.

Краткая биография рассказывает о годах его обучения. По желанию мамы мальчик отправился в духовную семинарию. Она считала, что такая профессия могла бы обеспечить ее ребенку безбедную дальнейшую жизнь. Но там парень проявляет себя как хулиган и лентяй, постоянно критикует не только систему образования, но и саму религию. За плохое поведение его исключают.

Литература как цель жизни

Именно в этом возрасте он сделал первые шаги к словесному искусству и написал простые стихи. Мать поддержала его увлечение. Лаура была поклонницей литературы, много читала и общалась с гениями пера того времени. Именно она способствовала знакомству сына с Флобером. Он стал наставником и спровоцировал стиль, в котором писал Ги де Мопассан. Биография и творчество писателя были тесно связаны с этой персоной.

Получив диплом в 1869 году, по настоянию матери едет в Париж изучать право. Но быть юристом ему не суждено. В 1870 г. записывается в добровольцы и отбывает на Франко-прусскую войну.

Почва для срыва

Непобедимая Франция пала под давлением Германии. Уже через год юноша вернулся на оккупированные родные земли. Местный рабочий класс долгое время бунтовал против установленных порядков, и новая власть жестоко расправлялась с ними. Все эти кровавые события видел Ги де Мопассан. Краткая биография мало внимания уделяет его душевному здоровью, но если копнуть глубже, становится понятно, что мужчине больших усилий стоило не

Склонность к депрессиям и психозам передалась ему от матери. Настоящим чудом было то, что Ги не потерял контроль над собой и смог прожить нормальную жизнь, в отличие от его брата Эрве, который провел много времени в психбольнице. Мужчина боролся с недугом упражнениями, которые он выполнял для поддержания физического здоровья.

Политические изменения не позволили получить диплом юриста. Пошатнулось и материальное положение семьи. Романтический юноша исчез, а вместо него появился жестокий циник Ги де Мопассан. Биография его свидетельствует: для того чтобы поддержать семью, мужчина устроился работать чиновником. Позже в каждом из его произведений присутствовала эта часть жизни.

"Приемный отец"

На этом месте он трудился долгих десять лет. В 1872 году в разговоре с матерью Ги признается, что будни чиновника его тяготят, он скучает по литературе. Лаура отозвалась сочувствием. Женщина решает, что сыну поможет Гюстав Флобер. Прозаик-реалист был хорошим другом ее покойного брата. Он радушно взялся ввести молодой талант в нелегкий мир литературы.

Сам Флобер имел массу негативных привычек. Впоследствии их перенял и Ги де Мопассан. Биография (фото двух гениев Франции можно увидеть в материале) писателя с тех пор была тесно связана с его известным учителем.

Мопассан и Флобер

Стоит заметить, что в народе ходило много историй об отношениях этого писателя с вышеупомянутым семейством. Большинство из них имели негативный характер. Люди говорили, что Флобер и Лаура были тайными любовниками, от встреч которых на свет появился Ги. Также сплетничали о любви старого писателя к юному гению. Но ни один из слухов не подтвердился.

Под чутким руководством наставника Мопассан страстно работал. Он уделял произведениям несколько часов в день и каждую неделю встречался с учителем для того, чтобы отчитаться. Флобер безжалостно критиковал, добросовестно корректировал и умело переправлял все написанное учеником. Старый наставник не позволял публиковаться до тех пор, пока работа не станет идеальной.

Позже все чаще в газетах появляются произведения с подписью "Ги де Мопассан". Биография его творческого пути началась в 1880 году, с публикации новеллы «Пышка».

Взлет в литературе

Первая работа принесла настоящий успех молодому таланту. История рассказывает о пышнотелой проститутке-француженке. Она исключительно добра и простодушна. В дороге экипаж ломается. Женщина и ее соседи по карете останавливаются на постоялом дворе. Там на пышку заглядывается прусский офицер. Дама отказывает ему.

Друзья по экипажу приветствуют патриотизм женщины и всячески поддерживают ее дух. Но пока она сопротивляется, откладывается отъезд. Оказывается, офицер запретил отпускать легкомысленную девушку, а вместе с ней и ее новых знакомых. Под натиском земляков пышка проводит ночь с военным. На следующий день она страдает от осуждающих взглядов своих вчерашних товарищей.

Тему человеческой низости показал в этом произведении автор. Каждый написанный герой - это он сам. Его персонажи до сих пор привлекают публику присущими им амбициями и жаждой жизни. Искренним и откровенным был с читателем Ги де Мопассан.

Биография по датам описана в конце статьи, а пока перейдем к заключительному этапу жизни писателя.

Пустота и смерть

В 1880 году умирает и наставник Мопассана - Флобер. Далее прозаик работает самостоятельно.

Известный своей страстью, Мопассан имел множество любовниц и трое детей, которых так и не признал. Мужчина много путешествует на корабле под названием одноименной книги - «Милый друг». Из этих путешествий он привозит новые, захватывающие произведения. Все чаще мастер уединяется. Его мучает безумие и сифилис, которым он заразился еще молодым. Совершив попытку самоубийства, он окончательно теряет здравый смысл. Умер писатель 6 июля 1893 года.

Рождение

На свет появился брат Ерве

После развода родителей семья переехала в городок Этрету

Учится в духовной семинарии

Уезжает в Париж изучать право

Записывается в ряды армии

Работает под началом Флобера

Заражается сифилисом

Приступил к написанию произведения «Жизнь». Работал над ним 6 лет

Пишет рассказ о лицемере, который добивается успеха грязным способом, - «Милый друг»

Создает «Монт-Ориоль» - сложную историю о любви и верности

Публикует роман в стиле традиционной французской литературы «Пьер и Жан»

Продолжает раскрывать тайны тогдашнего общества в труде «Сильна как смерть»

Показывает всю глубину человеческой психологии в «Нашем сердце»

Совершает попытку самоубийства

Умирает в больнице для душевнобольных

Этой таблицей мы подвели итоги жизни такого писателя, как Ги де Мопассан. Хронологическая таблица (биография в ней представлена не полностью) поможет проследить основные этапы его жизни.

Ги де Мопасса́н (фр. Guy de Maupassant [ɡi də mopaˈsɑ̃], полное имя — Анри́-Рене́-Альбе́р-Ги де Мопасса́н (фр. Henry-René-Albert-Guy de Maupassant); 1850—1893) — французский писатель, автор многих знаменитых рассказов, романов и повестей.

Ги де Мопассан родился 5 августа 1850 года в замке Миромениль около г. Дьеппа (департамент Сена Приморская). Его отец — Гюстав де Мопассан, — принадлежавший к аристократическому лотарингскому роду, осевшему в Нормандии, взял в жены Лауру ле Пуатвен. Мопассан с детства отличался прекрасным здоровьем, хотя его мать, приятельница Флобера, всю жизнь мучилась неврозами, а младший брат, по профессии врач, умер в лечебнице для душевнобольных.

Проучившись недолго в семинарии, Мопассан, после изгнания из неё, перешёл в руанский лицей, где и окончил курс обучения. Во время учёбы в лицее он зарекомендовал себя способным учеником, увлеченным поэзией и театральным искусством. В этот период времени Мопассан близко сходится с Луи Буйе — поэтом и смотрителем руанской библиотеки и, особенно, с Флобером, который стал наставником юноши. Окончив лицей в 1869 году, и посоветовавшись с матерью и Флобером, отправился в Париж, чтобы приступить к изучению права. Разразившаяся война нарушила все планы.

Пройдя франко-прусскую кампанию простым рядовым, Мопассан пополнил своё образование чтением и особенно пристрастился к естествознанию и астрономии. Чтобы устранить тяготевшую над ним опасность наследственного недуга, он усиленно работал над своим физическим развитием.

Разорение, постигшее его семью, заставило Мопассана поступить чиновником в морское министерство, где он пробыл около десяти лет. Мопассан тяготел к литературе. Больше шести лет Мопассан, тесно сблизившийся с Флобером, сочинял, переписывал и рвал написанное; но в печати он решился выступить, только когда Гюстав Флобер признал его произведения достаточно зрелыми и стилистически целостными.

Первый рассказ Мопассана вышел в свет в 1880 году вместе с повестями Золя, Алексиса, Сеара, Энника и Гюисманса, в сборнике «Les soirées de Médan». Начинающий писатель поразил своей «Boule de suif» литературные кружки, проявив тонкую иронию и большое искусство сжатой и вместе с тем насыщенной, яркой характеристики.

В том же году Мопассан выпустил сборник поэзии «Стихотворения»(«Des vers») (1880), в котором особенно замечательны стихотворения «Le mur», «Au bord de l’eau», «Désirs» и «Vénus rustique». Помещенный там же драматургический опыт в стихах («Histoire du vieux temps») позволил Мопассану стать хроникером в газете «Голуа»(«Gaulois»); чиновную службу писатель в это время оставил. Хотя Мопассан в начале своей литературной деятельности и прослыл последователем Золя, он далеко не был сторонником «натуралистической» школы, признавая её узкой и односторонней. В предисловии к роману «Pierre et Jean» Мопассан осуждает доктринёрский реализм и основным положением своей эстетики ставит искусство, ясно и убедительно воспроизводит перед читателем свои субъективные взгляды на явления действительности. Достоинство творчества заключается, по мнению Мопассана, не столько в завлекательности фабулы, сколько в искусном сопоставлении явлений обыденной жизни, иллюстрирующих основную тенденцию произведения.

Мопассан за одиннадцать лет создал целый ряд сборников небольших повестей, обозначенных в заголовке по имени первого рассказа (до 16 томов); в то же время им написаны крупные романы: «Жизнь» (Une vie)(1883), «Милый друг» (Bel Ami)(1885), «Монт-Ориоль» (1887), «Пьер и Жан» (Pierre et Jean) (1888), «Сильна как смерть» (Fort comme la mort)(1889) и «Наше сердце»(Nôtre coeur) (1890), а равно как и описания пережитого и передуманного за время экскурсий: «Под солнцем» (Au Soleil)(1884);«На воде» (Sur l’eau) (1888) и «Бродячая жизнь»(La vie errante) (1890). Эти произведения позволили Мопассану занять одно из первых мест в новейшей французской новеллистике. Лучшие французские критики единогласны в восторженных отзывах о Мопассане. По словам Эмиля Золя, он удовлетворяет все умы, затрагивая всевозможные оттенки чувств, и стал любимцем публики потому, что обладал добродушием, глубокой, но незлобивой сатирой и бесхитростной веселостью. Жорж Леметр называет Мопассана писателем классическим. В России Мопассан в литературной среде издавна пользуется добрым расположением, благодаря почину Тургенева; он узнал о Мопассане от Флобера и ставил его как повествователя непосредственно вслед за графом Л. Н. Толстым. Не менее сочувственно к творчеству Мопассана относится и сам Толстой, посвятивший характеристике его произведений целую статью в XIII томе собрания своих сочинений. По мнению Льва Толстого, «едва ли был другой такой писатель, столь искренно считавший, что все благо, весь смысл жизни — в женщине, в любви… и едва ли был когда-нибудь писатель, который до такой ясности и точности показал все ужасные стороны того самого явления, которое казалось ему самым высоким и дающим наибольшее благо жизни».

Произведения Мопассана имели большой успех; его заработок достигал 60 тыс. франков в год. Мопассан считал своим долгом финансово поддерживать мать и семью брата. Чрезмерное умственное напряжение быстро подорвало здоровье писателя. Кроме того, Мопассан заболел тяжелейшей болезнью — сифилисом . С 1884 года он подвергается нервным припадкам; по мере возрастания разочарованности и ипохондрии он впадает в беспокойный идеализм, терзается потребностью найти ответ на то, что ускользает от чувств. Это настроение находит себе выражение в ряде повестей, в том числе и в «Орля» (Horla).

Восстановить нарушенное душевное спокойствие Мопассана не помогают ни светские успехи, ни сотрудничество в «Revue des Deux Mondes», ни успех на сцене Gymnase комедии «Musotte», ни получение академической премии за комедию «La Paix du ménage». В декабре 1891 года нервные припадки довели его до покушения на самоубийство; в лечебнице душевнобольных близ Пасси Мопассан сначала возвращался к сознанию, но затем припадки стали повторяться чаще. Смерть наступила от прогрессивного паралича мозга.

В русском переводе сочинения Мопассана появлялись неоднократно в журналах, а в 1894 году изданы и особым собранием (2-е изд. 1896). К XII т. приложена характеристика Мопассана, принадлежащая С. А. Андреевскому, и статьи о Мопассане Леметра, Думика и Золя. Мопассан всегда с большой брезгливостью оберегал свою интимную жизнь от посторонних; подробности его жизни мало известны и не дают материала для сколько-нибудь точной и подробной биографии.

Обзор творчества

Эстетические принципы

Мопассан четко изложил свои взгляды на художественное слово в предисловии к роману Пьер и Жан в 1887/1888 годах.

Отвергая романтический роман и его деформированный, сверхчеловеческий, поэтический взгляд, Мопассан склоняется к объективному роману в поисках реализма, понимая все ограничения такого типа творчества. Для него реализм является личным мировоззрением, которое он (писатель) пытается донести до читателя, отражая в книге. Мы всегда изображаем самих себя, — говорит он, в то же время утверждая, что роман является художественным произведением, — кучку небольших фактов, которые и составляют общий смысл произведения. Мопассан также отвергает натурализм с его тяжелой документальностью и стремлением «тотального реализма», присущего Эмилю Золя, но склоняется к безоценочному реализму, что отражается даже в таких трудных для восприятия сценах, как смерть Форестье в романе Милый друг.

Мопассан стремится отразить чистые факты и поступки взамен психологического исследования, поскольку психология должна быть скрыта в книге так же, как она спрятана в реальности за настоящими поступками. Эта чистота и строгость изображения так же касается описаний, четко отличая Мопассана от Бальзака. Склонность к краткости ярко прослеживается в творчестве писателя: он создает более 300 новелл и только шесть романов.

Окружающий мир, прекрасное и отвратительное в нём, писатель воспринимал очень остро, он был наделен особой эмоциональной уязвимостью, той глубиной восприятия, которая, к сожалению, ускорила его трагическую смерть, и о которой он писал, что благодаря ей слабейшее чувство превращается в эмоцию и, в зависимости от температуры ветра, от запаха земли и от яркости дневного освещения вы чувствуете страдания, печаль или радость … Но если нервная система невосприимчива к боли, к экстазу, то она передает нам только будничные волнения и вульгарное довольство.

Главные темы творчества

Темы творчества Мопассана связаны с повседневной жизнью в его эпоху и личной жизнью автора, смешиваясь и создавая неповторимую палитру:

Нормандия — родной регион писателя, занимает значительное место в его творчестве: пейзажи — море или города, как Руан в «Жизни» (Une vie) или Гавр в «Пьер и Жан» или жители региона — селяне («В полях», 1884), мелкие помещики и служащие («Жизнь») или буржуа («Пьер и Жан»). Но Нормандия — не единственный регион, изображенный Мопассаном. События одного из его величайших произведений — Милый друг — разворачиваются в Париже. В этом романе писатель изображает различные слои парижского общества, в частности высший свет и крупных дельцов, картины которых можно найти также в романе «Сильна, как смерть» или Монт-Ориоль. Изображение мелких буржуа и широких слоев автор предоставляет читателю в новеллах «Наследие», «Ожерелье», «Выезд за город» и «Два друга».
Франко-прусская война и немецкая оккупация. Мопассан часто возвращается к событиям, свидетелем которых стал десятью годами раньше, например в таких произведениях, как: «Пышка», «Мадемуазель Фифи», «Два друга», «Старый Милон», «Безумная».
Тема женщины, особенно — жертвы насилия: Жанна в «Жизни», «Маленькая Рок», «Мисс Гариет», значительное место в этой теме отводится проституции: «Пышка», «Мадемуазель Фифи», «Дом Телье» …
Тема семьи и детей также близка Мопассану, часто сочетаясь с темой отцовства: «Пьер и Жан», «Буатель», «В полях», «Ребенок», «По-родственному»…
Собственный пессимизм писателя: в своем философском отчаянии Мопассан идет дальше, чем Флобер. Ученик Артура Шопенгауэра, он прибегает ко всему, что может заполнить его жизнь смыслом. Он презирает Провидение, считает, что Бог не ведает, что он делает, а религия является просто мошенничеством, он говорит, что человек всего лишь животное едва выше других, а прогресс — просто призрак. Даже дружба кажется ему, наконец, отвратительным обманом, поскольку люди не воспринимают проблемы других и обречены на одиночество.
Среди других тем творчества Мопассана можно отметить темы безумия, депрессии и паранойи: «Орля», «Шевелюра», «Госпожа Эрме», что начинаются показательными словами Меня привлекают сумасшедшие; а также темы смерти и разрухи («Жизнь», «Милый друг», «Малый Рок», «Сильна как смерть»). Пессимизм этих тем, где нет места счастливой любви, иногда находит противовес в теме воды, например, моря, как в романах «Жизнь» или «Пьер и Жан», рек («На воде», «Мушка», «Выезд на природу») или болот («Любовь»)

Произведения

Романы

  • Жизнь (1883)
  • Милый друг / Bel Ami (1885)
  • Монт-Ориоль (1887)
  • Пьер и Жан / Pierre et Jean (1888)
  • Сильна как смерть / Fort comme la mort (1889)
  • Наше сердце / Notre coeur (1890)
  • Огонь желания (незаконченный)
  • Чуждая душа (незаконченный)
  • Ангелюс (незаконченный)

Новеллы

  • Пышка
  • Заведение Телье / La Maison Tellier
  • Буатель
  • История служанки с фермы
  • В семье/En famille
  • Мадемуазель Фифи
  • Госпожа Батист
  • Марокка
  • Кровать
  • Сумасшедший?
  • Слова любви
  • Парижское приключение / Une aventure parisienne
  • Опыт любви
  • Две знаменитости
  • Перед праздником
  • Плакальщицы
  • Прогулка верхом
  • Хитрость
  • Два друга
  • Нормандская шутка
  • Менуэт
  • Пьеро
  • Иветта
  • Ожерелье
  • Мать уродов
  • Отец Симона
  • Лунный свет
  • Жюли Ромен
  • Бесполезная красота
  • Оранжерея
  • Оливковая роща
  • Утопленник
  • Испытание
  • Маска
  • Портрет
  • Советы бабушки
  • Дуэль
  • Новогодний подарок
  • Усталость
  • Двадцать пять франков старшей сестры
  • Дело о разводе
  • Петух пропел
  • Сёстры Рондоли
  • Господин Паран
  • Подруга Поля

Сборники рассказов

  • Сказки дня и ночи
  • Избранник г-жи Гюссон
  • Лунный свет / Clair de lune, 1883 и доп. 1888

Рассказы

  • Преступление, раскрытое дядюшкой Бонифасом
  • Признание
  • Счастье
  • Старик
  • Пьяница
  • Вендетта / Une vendetta 1883
  • Нищий
  • Отцеубийца
  • Малыш
  • Скала чистиков
  • Тимбукту
  • Правдивая история
  • Прощай!
  • Воспоминание
  • Исповедь
  • На море
  • Хозяйка
  • Бочонок
  • Проклятый хлеб
  • Зонтик
  • Самоубийцы
  • Награждён!
  • Возвращение
  • Брошенный
  • Взгляды полковника
  • Мохаммед-бестия
  • Сторож
  • Зверь дяди Бельома
  • Продаётся
  • Крестины
  • Шпилька
  • Вальдшнепы
  • Сюрприз
  • Одиночество
  • У постели
  • Солдатик
  • Одиссея проститутки

Библиография

  • Ги де Мопассан. Монт-Ориоль. — Рига.: «Латышское государственное издательство», 1950 г.
  • Ги де Мопассан. Избранные произведения в двух томах.. — М: «Государственное издательство Художественной литературы», 1954 г.
  • Ги де Мопассан. Полное собрание сочинений в двенадцати томах.. — М: «Правда», 1958 г.
  • Ги де Мопассан. Избранные романы. В двух томах.. — М: «Художественная литература», 1974 г.
  • Ги де Мопассан. Собрание сочинений в семи томах.. — М: "Правда", 1977.
  • Ги де Мопассан. Полное собрание сочинений.. — М: «Терра», 1996. — ISBN 5-300-00488-x.
  • Ги де Мопассан. Приключения Вальтера Шнафса.. — «Зебра, Янтарный сказ», 1996. — ISBN 5-85146-014-8.
  • Ги де Мопассан. Полное собрание сочинений... — М: «НГК групп», 2006. — ISBN 5-91120-005-8.

Экранизации произведений

  • Пышка, режиссер Михаил Ромм. СССР. 1934
  • Руанская дева по прозвищу Пышка, режиссеры Евгений Гинзбург, Рауф Мамедов. СССР. 1989
  • Милый друг, режиссер Пьер Кардиналь. Франция. 1983
  • Новеллы Мопассана, режиссёры Клод Шаброль, Жак Руффио, Лоран Эйнеман, Дени Мальваль, Жерар Журдюи, Оливье Шацки, Жак Сантамария, и другие. Франция (France 2), 2007—2011 гг., телесериал, экранизация новелл, повестей и рассказов.
  • Жизнь (фильм, 2005), режиссёр Элизабет Рапно. Франция. 2005.
  • Милый друг, режиссеры Деклан Доннеллан, Ник Ормрод. Великобритания, Франция, Италия. 2012
  • Guy de Maupassant, режиссер Michel Drach, Франция, 14.04.1982, imdb.

МОПАССАН ГИ ДЕ

(род. в 1850 г. - ум. в 1893 г.)

«Тот, у кого в сердце сохранилось пламя галантности последних столетий, тот окружает женщин глубокой нежностью, мягкой, взволнованной, вместе с тем живой. Он любит все, что касается их, что идет от них, любит их самих и все, что они делают. Он любит их туалеты и безделушки, их драгоценности, их хитрость, их наивность, их вероломство, их ложь и их шалости. Он умеет сказать им то, что им нравится, заставить их понять свои мысли и, никогда не шокируя, не задевая их хрупкого и чуткого целомудрия, дать им почувствовать затаенное и сильное желание, которое всегда горит в его взгляде, всегда трепещет на его устах, всегда пламенеет в его жилах. Он готов по первому их зову помогать им, защищать их. Он не просит у них ничего, только немного ласкового расположения, немного доверия или интереса к себе, немного благосклонности или хотя бы вероломного лукавства». Гимн французской галантности заканчивается словами: «Для него женщины - украшение мира». Автор этого гимна - классик литературы Ги де Мопассан, считающийся одним из величайших любовников Франции.

Анри Рене Альберт Ги де Мопассан родился 5 августа 1850 года в Трувиль-сюр-Арке (департамент Нижняя Сена). Его мать, мещанка из разорившейся семьи, Лора Ле Пуатвен, получила свое знатное имя благодаря союзу с Гюставом де Мопассаном, который был тогда просто Мопассаном. Встретив гуляку Гюстава, Лора заявила: если он хочет ей понравиться, то должен получить титул. Гюстав добился от гражданского трибунала города Руана права добавить к своей фамилии частицу «де».

Лора была женщиной умной, властной, хотя и взбалмошной. Ги всегда испытывал на себе ее влияние. Отец будущего писателя волочился за красотками и пропадал в игорных домах. Ссоры между родителями вспыхнули сразу же после свадьбы. В конце концов, в 1862 году родители развелись, что для Ги стало страшным ударом.

До того как Гюстав и Лора расстались, они часто приезжали отдыхать в Этрета, деревушку на берегу Саргассового моря. Вода вдохновляла Ги, всю жизнь он отождествлял воду с женщиной. Летом 1868 года отели Этрета были переполнены. Ги внимательно рассматривал купальщиц, чтобы позже написать: «Лишь немногие женщины способны выдержать испытание пляжа. Именно здесь можно полностью их оценить от щиколотки до груди!»

В один из вечеров юноша повстречал некую Фанни де Кл., парижанку. Она была хороша, смешлива, благоухала духами. Ги преподнес Фанни свои стихи, а вечером с тайной надеждой отправился к красотке. Очутившись в саду, он услышал взрыв хохота и похолодел от ужаса: Фанни со смехом декламировала стихи юного воздыхателя. Этого издевательства он ей не простил, но объектом мести стали другие женщины.

В 1869 году Ги де Мопассан окончил руанский лицей и поступил на факультет права в Париже. 18 июля 1870 года Франция объявила войну Пруссии, и Ги ушел в армию. Он получил назначение во 2-й Интендантский отдел Гавра, но поначалу его отправили в Руан (Нормандия) военным писарем.

20 марта 1872 года Мопассан в Париже поступил на службу по снабжению флота. Он продолжал писать рассказы, однако его литературный талант остался незамеченным коллегами. Вот забавная характеристика Мопассана, сделанная одним из министерских чиновников: «Прилежен, но плохо пишет». И это о человеке, наставником которого был Гюстав Флобер, автор «Мадам Бовари»!

В свободное время Ги гулял по набережной Сены, катался на лодке, знакомился с девушками. Это было счастьем. Уже будучи известным писателем, Ги говорил: «Много я видел забавных вещей и забавных девиц в те далекие дни, когда занимался греблей. Я служил, у меня не было ни гроша; теперь я человек с положением и могу выбросить на любой свой минутный каприз крупную сумму. Как просто, как хорошо и трудно было жить - между конторой в Париже и рекой в Аржантейе или Буживале…» Здесь он встречал персонажей своих новелл.

Вот, например, рассказ «Мушка», в котором выдумка и реальность неразделимы. В одном из своих речных походов Мопассан действительно соблазнил девушку, которую все звали Мушкой. Она стала рулевой лодки и подружкой пятерых членов экипажа. Все шло прекрасно до тех пор, пока не выяснилось, что «рулевая» собралась подарить ребенка пяти папашам. Ребенок - плод воображения писателя, остальное - истинная правда.

Речные развлечения Мопассана не прошли для него даром. В марте 1877 года Мопассан отправил своему другу Роберу письмо, в котором сообщал, что болен и лечится ртутью и йодистым калием. «У меня сифилис, наконец-то настоящий, а не жалкий насморк. нет, нет, самый настоящий сифилис, от которого умер Франциск I. Велика беда! Я горд, я больше всего презираю всяческих мещан. Аллилуйя, у меня сифилис, следовательно, я уже не боюсь подцепить его». Мопассан хорохорился, хотя знал, что медицина того времени была беспомощна перед лицом болезни. Врачи попросту старались закрывать глаза на недуг, поразивший Доде, Малларме, Тулуз-Лотрека, Гогена, Нерваля, Бодлера, Жюля де Гонкура, Ван Гога, Ницше, Мане и многих других - всех тех, кого Мопассан в шутку называл «наидражайшие сифилитики». В общем, Мопассану ничего не оставалось, кроме как изображать бодрость духа перед лицом неминуемого распада тела.

В сентябре-октябре 1879 года Ги предпринял первое путешествие пешком по Бретани. Бретань оставила у Мопассана подлинное или полувымышленное воспоминание о некоей женщине «не более восемнадцати лет; ее светло-голубые глаза были пронизаны двумя черными точками зрачков.». «Большая пышная грудь стиснута суконным жилетом в виде кирасы»; она ни слова не знает по-французски, со страстью отдается путешественнику и рыдает, когда он уезжает.

Примерно в это же время Лора Мопассан отдала сыну земельный участок в предместье Этрета. Летом 1883 года он построил там одноэтажное шале с двумя флигелями, соединяющимися деревянным балконом-террасой. Будучи любезным соседом, он дарил груши дочери Жака Оффенбаха.

Он хотел назвать свой дом «Заведение Телье», но это вызвало у его посетительниц единодушное возмущение - уж очень однозначные возникали ассоциации. Одна из его знакомых, Эрмина Леконт дю Нуи, предложила название Ла Гийетт. Это была его соседка, «элегантная хрупкая смеющаяся блондинка - миленький синий чулок», с которой он незадолго до того познакомился и которой любовался пока без каких-либо результатов. Это, видимо, задевало писателя за живое, ведь когда он не работал, не лечился и не занимался греблей, то охотился за женщинами - преимущественно молоденькими графинями, посетительницами светских салонов.

Мопассан завлекал их, как завлекают птиц, - подражая их пению. Они шли на приманку, хотя и презирали его. Он мстил им, описывая их в своих рассказах. Дамы смеялись, слушая его забавные истории. В рассказе «Булавки» две любовницы одного и того же мужчины бывают у него поочередно и узнают друг о друге благодаря булавкам, которые вкалывают в драпировки. Дело кончается тем, что они встречаются. Потом вдруг выяснилось, что эту шутку Ги сыграл с графиней Эстель и ее кузиной Марией. Восторг графинь сменился негодованием.

В 1884 году Мопассан писал из Канн одной красивой даме: «.я вспоминаю о других особах, с которыми люблю беседовать. С одной из них вы, кажется, знакомы? Она не преклоняется перед властелинами мира, она свободна в своих мыслях (по крайней мере, я так полагаю), в своих мнениях и в своей неприязни. Вот почему я так часто думаю о ней». И дальше: «Ее ум производит на меня впечатление порывистой, непринужденной и обольстительной непосредственности. Это шкатулка с сюрпризом. Она полна неожиданностей и проникнута каким-то необычным очарованием». Короче, Ги хотел «через несколько дней поцеловать пальцы этой дамы» - традиционная фраза, имеющая для него особый смысл, и он посвятил ей «все, что в нем есть хорошего и приятного.».

Его избранница - настоящая графиня, урожденная принцесса Пиньятелли ди Чергариа, дочь герцога ди Режина и благочестивой римлянки, жена графа Феликса Николаса Потоцкого, атташе при австро-венгерском посольстве. Эта чета космополитов - истые парижане. Потоцкие богаты, любят роскошь. Их пышный особняк называли «Польским кредитом» из-за постоянно вьющихся там попрошаек, нашедших пристанище во Франции. Хозяйка салона, Эммануэла Потоцкая - Сирена, - была решительной, независимой, взбалмошной, опасной и холодной наркоманкой. С Феликсом Потоцким ее давно ничего не связывало, и супруги даже не считали нужным скрывать свой разрыв, хотя и соблюдали «приличия».

Ги познакомился с сумасбродной графиней через своего друга Жоржа Леграна в 1883 году, до того, как был напечатан роман «Жизнь». Мопассан писал Эммануэле: «Я в восторге. «Жизнь» великолепно расходится. Ничто не могло принести мне большего удовлетворения, чем этот успех. А знаете ли вы, что я в огромной мере обязан вам этим успехом? И на коленях я хотел бы отблагодарить вас». Флирт развивался, подкрепляемый настоящей дружбой. Разумеется, Ги вел несколько любовных интриг одновременно. Как выражались на Бульварах, «он седлал четверку».

Графиню Эммануэлу Потоцкую Мопассан вывел в романе «Наше сердце» под именем баронессы де Фремин: «.Изящный рот с тонкими губами был, казалось, намечен миниатюристом, а затем обведен легкой рукой чеканщика. Голос ее кристально вибрировал, а ее неожиданные острые мысли, полные тлетворной прелести, были своеобразны, злы и причудливы. Развращающее, холодное очарование и невозмутимая загадочность этой истерической девчонки смущали окружающих, порождая волнение и бурные страсти. Она была известна всему Парижу как самая экстравагантная светская женщина из подлинного света». Эта прелестная союзница во многом помогла Мопассану. С другой стороны, Ги, несомненно, являлся украшением ее салона, отличавшимся свободными нравами.

В марте 1884 года Ги жил в Каннах и однажды утром получил послание от неизвестной дамы. «Сударь, я читаю вас и чувствую себя почти счастливой. Вы любите правду природы и находите в ней поистине великую поэзию. Конечно, мне хотелось бы сказать вам много приятных и удивительных вещей, но это трудно сделать. Я тем более сожалею об этом, так как вы достаточно известны, и вряд ли я могу даже мечтать о том, чтобы стать поверенной вашей души, если только душа ваша и в самом деле прекрасна.» Корреспондентка предпочла не называть своего имени.

Мопассан был заинтригован и ответил незнакомке. Между ними завязалась переписка. Он не знал, что она больна чахоткой. Послания Ги были тяжеловаты, он даже пускал в ход шуточки из арсенала гребцов. Она отвечала письмами, полными живости и безрассудства. Корреспондентка вела дневник. Синий чулок - но умирающий синий чулок («у меня нет друзей, я никого не люблю, и меня никто не любит»), отдающий себе отчет в своих возможностях, «талант, который только заявил о себе, и смертельная болезнь».

Марии Башкирцевой (Мусе) оставалось жить всего шесть месяцев. Это была русская девушка, капризная и изысканная, несносная и трогательная. Она хотела оставить свой дневник какому-нибудь писателю и думала о Мопассане как о своем душеприказчике, надеясь с помощью дневника пережить саму себя. Неожиданно Муся прервала переписку: «.Смешно, конечно, клясться вам, что мы созданы понимать друг друга. Вы меня не стоите. Я очень сожалею об этом. Ничего не могло быть приятней для меня, чем признавать за вами все превосходства, за вами или за кем-нибудь иным.»

Несколько лет спустя Ги с одной из своих приятельниц пришел на кладбище в Пасси и остановился у памятника в византийском стиле. Это была могила Марии. Мопассан долго глядел сквозь решетку на часовню. Наконец произнес: «Ее надо было засыпать розами.»

Мопассан нередко отождествлял себя со своим героем. «Милый друг - это я», - говорил Ги, смеясь, когда роман его только-только появился в продаже. Эта фраза звучала почти как знаменитое флоберовское «Мадам Бовари - это я». В своем предисловии к роману Мопассан философствовал: «Я удивляюсь тому, как может для мужчины любовь быть чем-то большим, нежели простое развлечение, которое легко разнообразить, как мы разнообразим хороший стол, или тем, что принято называть спортом. Верность, постоянство - что за бредни! Меня никто не разубедит в том, что две женщины лучше одной, три лучше двух, а десять лучше трех… Человек, решивший постоянно ограничиваться только одной женщиной, поступил бы так же странно и нелепо, как любитель устриц, который вздумал бы за завтраком, за обедом, за ужином круглый год есть одни устрицы.»

В романе госпожа Форестье вызывала у главного героя «желание броситься к ее ногам, целовать тонкое кружево ее корсажа, упиваясь благоуханным теплом, исходившим от ее груди». Мопассан тоже встретил в жизни свою «мадам Форестье» - Эрмину Леконт дю Нуи, соседку из Этрета, которая предложила переименовать его поместье в Ла Гийетт.

В 1886 году Ги приезжал в Этрета несколько раз, где вновь повстречал Эрмину. Она была респектабельной дамой, матерью чудесного мальчугана Пьера, с которым у писателя сложились прекрасные отношения. Она жила в одиночестве, вдали от своего мужа, королевского архитектора, заваленного заказами в Бухаресте. Она очень страдала от одиночества, ибо нежно любила своего мужа. В то же время ухаживания знаменитого соседа льстили ее тщеславию. Эрмина писала о новом знакомом: «.Он шепелявит, но манера его разговора столь обаятельна, что скоро забываешь о том, что он страдает дефектом речи. Он неухожен, плохо одет и носит отвратительные старые галстуки».

Эрмина занималась литературной деятельностью. Причем не только ради удовольствия, но и чтобы обеспечить маленького Пьера. Из всех женщин, окружавших Ги, она пользовалась особым его расположением. Он относился к ней с искренней нежностью. Письма к Эрмине сохранились. Сперва это живописные, но довольно сдержанные отчеты о путешествиях, заканчивающиеся традиционным «Целую ваши руки», но довольно скоро в конце добавляется: «Целую также ваши ножки».

Надо думать, что Эрмина все же хотела, чтобы правда стала достоянием истории. Вот, например, коротенькая записка от 14 мая 1890 года: «Дорогой друг! Не одевайтесь - мы будем одни. Целую ваши руки. Мопассан».

Можно согласиться с предположениями Мари Леконт дю Нуи: Мопассан начал ухаживать за своей одинокой соседкой точно так же, как он ухаживал бы за всякой другой красивой женщиной. Позже он вошел во вкус потому, что она упорно хранила верность своему архитектору. Вскоре сердце Эрмины смягчилось, и со свойственной женщинам неосмотрительностью она влюбилась в Ги. А он уже разлюбил. «Удовлетворение желания не оставляет места неизвестности и этим лишает любовь ее главной ценности». Переступив через заветную грань, Мопассан стал для Эрмины просто другом. «Дорогой друг, - обращается он к госпоже Леконт дю Нуи, - спасибо тысячу раз».

Писатель благодарил супругу архитектора за рождественский подарок - булавку для галстука - и послал ей браслет, присовокупив к нему святочную историю его прежней владелицы, некогда красивой и богатой, а теперь «старой, разоренной и жестоко преследуемой судьбой». Эта новогодняя полуновелла заканчивалась вежливым «Целую ваши руки». Романист остался верен своим правилам. «Любовь, опьянение любовью должны ограничиваться у мужчины периодом ожидания. Каждая победа над женщиной еще раз доказывает нам, что в объятиях у нас все они почти одинаковые.»

Роман «Наше сердце» был последним романом Ги де Мопассана. Эрмина Леконт дю Нуи сразу узнала себя в главной героине романа - г-же де Бюрн. Однако некоторые исследователи полагают, что писатель внес в этот образ и черты других своих подруг. Но лишь черты. Главной все-таки остается русалка с морского побережья.

27 февраля 1883 года в Париже родился мальчик Люсьен, которому была дана фамилия его матери Жозефины Литцельман. Через двадцать лет, спустя десять лет после смерти Мопассана, одна из ежедневных парижских газет, «Эклер», оповестила читателей, что Мопассан оставил после себя потомство - мальчика и двух девочек. В 1884 году родилась девочка Люсьенна, а 29 июля 1887 года в Венсенне появилась на свет вторая девочка, Марта-Маргарита. Их мать Жозефина Литцельман умерла в 1920 году.

Вероятность тройного отцовства весьма велика, хотя мадам Лора де Мопассан и друг семьи доктор Балестр, лечивший ее, отрицали существование этих детей. В своем завещании Ги назначил единственной и законной наследницей всего своего состояния племянницу Симону. Родителям доставалась лишь четверть, гарантированная им законом о наследстве. А ведь Мопассана очень волновала участь незаконнорожденных детей, хотя в высшем обществе было принято бросать их на произвол судьбы. Женитьба на простой женщине была бы катастрофой для Мопассана, который в 1883 году делал все от него зависящее, чтобы войти в свет.

Кроме того, Мопассан, как и Флобер, был ярым противником брака. Впрочем, Ги несколько раз подвергался этому искушению. Приблизительно в 1887 году он повстречал у графини де X. женщину, которой адресовано его письмо из Туниса: «Со вчерашнего вечера я, как потерянный, мечтаю о вас. Безумное желание увидеть вас снова, увидеть вас сейчас же, здесь, передо мной, внезапно переполнило мое сердце… Не чувствуете ли вы, как оно исходит от меня и реет около вас, это желание?.. А больше всего я хотел бы увидеть ваши глаза, ваши кроткие глаза. Через несколько недель я покину Африку. Я снова увижу вас. Вы приедете ко мне, не правда ли, моя обожаемая?»

Возможно, этот брак спас бы его. Но, как заметил доктор Бланш: «Мопассан был слишком большим художником, чтобы жениться.» Говоря словами героя романа «Монт Ориоль», он был «. из породы любовников, но совсем не из породы отцов.»

Другой претенденткой на руку Мопассана была Мари Канн. «Происходя якобы от восточной знати, - говорил Андре Виаль, - Мари в действительности была украинской еврейкой». Гонкур же так описывал красавицу: «На диване небрежно расположилась м-м Канн, - большие глаза, обведенные темными кругами, глаза, переполненные негой, свойственной брюнеткам, лицо цвета чайной розы, черная мушка на щеке, насмешливо изогнутые губы, глубокое декольте, открывающее белоснежную шею с голубыми прожилками, и ленивые, расслабленные движения, в которых подчас угадывается лихорадочная страстность. Эта женщина обладает совершенно особым, томным и ироническим обаянием, к которому примешивается необъяснимая обольстительность русских женщин: интеллектуальная извращенность в глазах и наивное журчание голоса.» Мари Канн не замедлила доказать Ги свое любовное расположение, как только оставила Поля Бурже. Она стала официальной любовницей Мопассана и хвасталась, что получила от своего любовника 2500 писем! Правда, многие подвергают эту цифру сомнению.

Женевьева Стро была не менее привлекательна. Вдова Жоржа Бизе, она вышла замуж вторично за адвоката Эмиля Стро. Ги обольстил ее, он писал молодой вдове начиная с мая 1884 года. «Я знаю, что совершенно не принято, чтобы дама пришла на обед к холостяку. Но я не совсем понимаю, что в этом неприличного, если дама сможет встретить там женщин, с которыми она близко знакома». Позднее Гонкур утверждал, что мадам Стро бросила бы все ради этого «торговца прозой». Она была, во всяком случае, преданной союзницей Ги.

Часто посещала Мопассана Жанна Маргерит де Саган, законодательница мод, дочь крупного финансиста барона Сейера. Они вместе с Мопассаном совершали долгие морские прогулки.

В 1888 году Потоцкая продолжала занимать особое место в жизни Мопассана. Ги пишет ей: «Ведь это должно быть волшебным сном - путешествие с Вами! Я говорю не об очаровании Вашей личности, которое я могу испытывать и здесь, но я не знаю женщины, которая лучше бы воплощала мое представление об идеальной путешественнице.»

Однажды Ги и графиня оказались на берегу островка. Потоцкая воскликнула: «Смотрите, какой красивый грот! Он совсем голубой. Совсем как на Капри! Ги, подождите меня здесь минутку!» Через некоторое время графиня окликнула его. Он пошел туда, где раздавался ее смех. Ее нагое тело белело в мерцающей синеве грота. На следующий день он написал Потоцкой: «Я люблю тебя, я ищу тебя, я все еще держу твою горячую тень в своих объятиях». Потоцкая умерла, покинутая всеми, в Пасен во время фашистской оккупации.

20 октября 1888 года Мопассан отправляется в третье путешествие по Африке. Вероятно, зимой того же года Ги встретился с Аллумой. Он описал эту арабскую женщину в одноименном рассказе, появившемся сразу вслед за приключением. «Глаза ее, загоревшиеся желанием обольстить, той жаждой покорить мужчину, которая придает кошачье очарование коварному взгляду женщины, завлекали меня, порабощали. То была короткая борьба одних взглядов, безмолвная, яростная, вечная борьба двух зверей в человеческом образе, самца и самки, в которой самец всегда оказывается побежденным».

Весной 1889 года Мопассан возвратился в Париж.

У писателя была не только тяга к перемене мест. Ни тоска, ни мигрени, ни больные глаза, ни даже сумасшествие брата, после которого Мопассан уверовал в то, что ему тоже суждена та же печальная участь, ни работа, ни тайные дети, ни попытки вести иной образ жизни - ничто не могло уменьшить его ненасытное, непреодолимое стремление к женщине.

Сколько же их было? Триста, как он признался в одном из своих рассказов? Или больше? Вероятно, он сам потерял им счет. «Я их коллекционирую. Есть такие, с которыми я встречаюсь не чаще одного раза в год. С другими я вижусь раз в десять месяцев, с третьими - раз в квартал. С некоторыми судьба сталкивает меня только у их смертного одра, с некоторыми - когда они хотят пойти пообедать со мной в кабаре.» Брат Эрмины, которому покровительствовал Ги, заметил: «Я думаю, что Мопассан заводил их с легкостью, поскольку они сами шли навстречу его желаниям».

Писатель гордился своей неутомимостью в любви ничуть не меньше, чем своими литературными произведениями. Мопассан часто повторял, что главная причина его успеха у женщин - ум. «Большинство людей считает, что представители низших слоев общества несравненно лучшие любовники, чем те, кто ведет малоподвижный образ жизни. Я так не считаю, нужно, чтобы у человека были мозги, и только тогда он сможет дать другому человеку высшее наслаждение».

Мопассан всю жизнь искал идеальную женщину. «Я люблю только одну-единственную женщину - Незнакомку, Долгожданную, Желанную, - ту, что владеет моим сердцем, еще невидимая глазу, ту, что я наделяю в мечтах всеми мыслимыми совершенствами.» Но такой женщины не существует, и он отлично это знал. И он с беспощадностью признал: «Я никогда не любил». И все же, была ли среди всех его женщин одна - самая ему необходимая? Эрмина? Потоцкая? Мари Канн? Литцельман?

Или «Дама в сером»? Она появилась в жизни Ги одновременно с Мари Канн. В конце июня 1890 года она приходила к Мопассану несколько раз. В марте 1891 года Мопассан встречался с ней в Каннах на вилле. Она появилась и в августе, и в сентябре. Мопассан описал эту женщину: «Все мне нравится в ней. Аромат ее духов опьяняет меня; запах ее тела доводит меня до исступления. Красота ее форм, невыразимая обольстительность ее отказов и согласий возбуждает меня до безумия. Никогда не вкушал я таких радостей, никогда никому не давал подобного наслаждения»

«Дама в сером» разделяла с ним не только страсть к наркотикам. Ги бахвалился своими пороками, которые она поощряла. Он устраивал праздники, на которых предавался безудержному разгулу. Сколько их было, этих ужинов с дамами легкого поведения, принадлежавшими всем? И кто эта роковая женщина, которая, по мнению помощника Мопассана, ускорила гибель хозяина «своими ухищрениями чрезмерно страстной женщины, никогда не знавшей удовлетворения»?

Ее имя - Жизель д’Эсток. Правда, при рождении она получила имя Мари-Поль Дебар. В юности она стала любовницей своей подруги, с которой их объединяло преклонение перед Жанной д’Арк. Разразившийся скандал вынудил Мари-Поль переехать в Париж, где она с головой окунулась в водоворот столичной жизни. Она писала, лепила, рисовала, выступала с лекциями, неизменно привлекавшими журналистов. Ее идеи, истоки которых стоит искать у Жорж Санд, расцвели в среде суфражисток 1900 года.

Первый визит к Мопассану на улицу Дюлон Жизель нанесла в апреле 1884 года. Он захотел увидеть ее снова. К письму Ги приложил фотографию, а она в ответ выслала свою, на которой была изображена обнаженной. Ги послал ей фривольные стихи «Желание фавна» (Той, которая открыла мне любовь):

«О, плоть дрожит, вздымается, пьянея,

Душа трепещет, как струна - и вот

Мой разум, вожделеньем пламенея,

Все к новым наслаждениям зовет».

Жизель приняла их, невзирая на условности. Она вообще шла против устоев - например, не скрывала своей склонности к извращениям. Ги поощрял Жизель, хотя и считал, что ее эксперименты слишком смелы. Вскоре Ги начал удлинять промежутки между свиданиями. Но они продолжали поддерживать отношения вплоть до 1888 года - в это время здоровье писателя значительно ухудшилось.

Литературная деятельность принесла Ги де Мопассану славу и богатство. К концу жизни у него было четыре виллы и две яхты. Но болезнь подточила его здоровье. К сорока трем годам у него появились галлюцинации, писатель начал заговариваться и бредить. Однажды, в приступе помешательства, он полоснул себя ножом по горлу, но остался жив. Когда у Мопассана развилась мания преследования, его поместили в одну из парижских психиатрических лечебниц. Именно там в 11 часов 45 минут 6 июля 1893 года перестало биться сердце Ги де Мопассана. Последними его словами были: «Тьма! О, тьма!»

Из книги 50 знаменитых любовников автора Васильева Елена Константиновна

Мопассан Ги де Полное имя Анри-Ренэ-Альбер-Ги де Мопассан (род в 1850 г. - ум. в 1893 г.)Французский писатель. Один из самых удивительных любовников своего времени.Несмотря на то что жизнь Ги де Мопассана была у всех на виду, современники писателя знали о ней немного,

Из книги Венеция - это рыба автора Скарпа Тициано

Венеция Ги де Мопассан Венеция! Есть ли город более изумительный, более прославленный, более воспетый поэтами, более желанный для влюбленных, более посещаемый и более знаменитый? Венеция! Есть ли на человеческих языках имя, которое породило бы больше грез, чем это имя?

Из книги Наша счастливая треклятая жизнь автора Коротаева Александра

Мопассан Я зашла к Маринке, потому что увидела у нее в палисаднике халабуду. Халабуда - это такой домик, сделанный из тряпок, которые вешались на веревки и крепились прищепками. Как только приходило тепло, у детей начиналось строительство халабуд. Туда затаскивались

Из книги 50 знаменитых больных автора Кочемировская Елена

МОПАССАН ГИ ДЕ (род. в 1850 г. - ум. в 1893 г.) «Тот, у кого в сердце сохранилось пламя галантности последних столетий, тот окружает женщин глубокой нежностью, мягкой, взволнованной, вместе с тем живой. Он любит все, что касается их, что идет от них, любит их самих и все, что они

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 2 автора Амиллс Росер

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Из книги Великие любовники автора Дюфрен Клод

Ги де Мопассан Прикасаться к купальщицамГи де Мопасса?н (1850–1893) – французский писатель, романист и автор новелл, считающихся шедеврами мировой литературы.В одном из рассказов, включенных A. Ломброзо в его книгу «Воспоминания о Мопассане», написанную в 1905 году,

Из книги автора

Ги де Мопассан Немного особенный Твоя жизнь может измениться за мгновение, стоит лишь начать. Ты будешь таким, каким решил быть. Жан-Поль Сартр Ги де Мопасса?н (1850–1893) – французский писатель, романист и автор новелл, считающихся шедеврами мировой литературы.Как можно

Из книги автора

V Ги де Мопассан, милый любовник Странная это личность – Ги де Мопассан… Странный характер, сотканный из парадоксов. Эти парадоксы он растил сам, проявляя при этом эстетический вкус, получая удовольствие примешивать к поэтическим сиренам мотивы разнузданной

При рождении в 1850 году француза нарекли Анри-Рене-Альбер-Ги. Дворянская семья Мопассан проживала в роскошной усадьбе Миромениль в пригороде города Дьепа. Несмотря на внешний лоск, семейство было бедно, так как дед писателя давно разорился и обрек отца Гюстава де Мопассана на трудовые будни. Отец служил на бирже в должности маклера, но при этом в жизни оставался верен своему эстетическому вкусу, продолжая почитать искусство и даже собственноручно рисуя акварелью. Отец Мопассана был франтом, и о нем шла слава как о прожигателе жизни.

Мать его была с детства знакома с отцом. Лора Ле Пуатвен, несмотря на серьезность и основательность, все же приняла в свое время предложение руки и сердца Гюстава и даже родила ему двух сыновей. Однако пара быстро распалась, сразу после рождения второго сына Лора покинула усадьбу и переехала с детьми на собственную виллу в городке Этрета.

Дети проводили время в праздности, много гуляли, бегали и резвились, с удовольствием рыбачили на побережье, общались с местными рыбаками и фермерами.

Но в возрасте 13 лет все резко изменилось, когда Ги отправили на обучение в духовную семинарию. Строгие правила и наставничество учителей оказались не по душе Мопассану, и он предпринимал попытки бегства, много шалил и был неугомонен. В итоге его исключили из семинарии с соответствующей формулировкой.

Мать отправила сына в другую школу - руанский лицей. И мальчик вдруг прижился. Он демонстрировал интерес и к точным наукам, и к искусству. Он влюбился в книги. Его истинным наставником и фактически учителем жизни стал писатель Гюстав Флобер. В дальнейшем он заложит благодатную почву для развития литературного таланта писателя.

Служба

После школы будущий литератор поехал в Париж, поступил в университет на специальностью юриста. Но в этот период началась война с Пруссией. Студент был призван в войска солдатом. Однако страсть к наукам у него осталась и переросла в любовь.

После завершения военных действий обучение Мопассан не продолжил, т.к. плата за высшее учебное заведение оказалась не по карману родителям. Зато был открыт путь в Морское министерство, где Анри-Рене-Альбер-Ги прослужил шесть полных лет за очень маленькую зарплату. В этот период его захватило увлечение литературой, она стала его целью и делала его счастливым.

Не бросая службу в министерстве, будущий великий писатель под покровительством Флобера начал творить. Писал много и с упоением, потом уничтожал написанное и снова приступал к произведению. Наставник Флобер повторял ученику, чтобы стать великим, надо ежедневно посвящать себя «музе» — только это позволит отточить перо! Первые произведения действительно можно было уничтожать, так как «второй отец» Мопассана Флобер просто запретил ему печататься.

Благодаря покровительству известного писателя, Ги перевели из Морского министерства в Министерство образования.

Становление писателя

Первая опубликованная новелла Мопассана назвалась «Рука трупа», она была выпущена в печатной прессе в 1875 г. Следом под тем же псевдонимом была опубликована поэма «На берегу». Кстати, спустя несколько лет эта новелла привела автора на судебную скамью, так как переизданное и сменившее название произведение «Девка» надзорный комитет отнес к порнографическим зарисовкам. Гюстав Флобер вновь заступился за ученика, составив разъяснительное письмо-рецензию на поэму.

Рассказ произвел впечатление на литературное сообщество, настолько он был хорош своей ироничностью и яркими, детально прорисованными характерами. За признание и внезапно вспыхнувшую к Мопассану читательскую любовь в министерстве по месту службы ему дали полугодовалый отпуск.

За «Пышкой» последовало собрание поэтических произведений «Стихотворения».

Затем Ги решил уйти с чиновничьего поста и начать карьеру в газете.

Творчество

В 80-х гг. наступил период активного творчества Мопассана. Он находил сюжеты своим произведениям, впечатляясь увиденным в путешествиях. Он побывал в Алжире и на Корсике, что вылилось в великолепные новеллы и романы. К примеру, традиции и бытовые особенности корсиканцев легли в основу книги Мопассана «Жизнь».

Литературоведы высоко ценят его лучшие романы:

  • «На воде»,
  • «Пьер и Жан»,
  • «Под солнцем»,

новеллы и повести:

  • «Завещание»,
  • «Ожерелье»,
  • «Лунный свет».

Апогеем творчества стал роман «Милый друг», он вознес Мопассана на небосвод звездных писателей-новеллистов Франции.

Читатели боготворили Мопассана, который научился зарабатывать, посвятив себя любимому делу. Ги де Мопассан разбогател. Его годовой доход составил 60 тыс. франков, и это позволило ему ни в чем себе не отказывать. Безусловно, он материально поддерживал и маму с братом. К концу жизни у него было довольно солидное состояние, множество домов, десятки яхт.

В чем секрет популярности писателя? По мнению Эмиля Золя, Ги блестяще играет на чувствах. Он очень доброжелательно ведет диалог с читателем, а юмор и сатира тонки и безобидны. Лев Толстой иначе трактовал феномен Мопассана: француз является истинным ценителем любви.

Писатель был довольно общителен и искренен в отношениях с близкими людьми, он водил дружбу с именитыми соратниками по литературному поприщу: Полем Алексисом, Иваном Тургеневым, Леоном Дьерксом и др.

Некоторые из литературных произведений Мопассана были экранизированы, причем первым оживил его труд советский кинематограф. Знаменитая «Пышка» с легкой руки отечественного режиссера Михаила Ромма вышла на экраны в 1934 году. Затем была экранизация «Милого друга» в 1936 г. Это же произведение вновь экранизировали Пьер Кардиналь в 1983-ом. А в 2012-ом в фильме «Милый друг» режиссера Деклана Доннеллана в главных ролях снялись известные актеры Голливуда Роберт Паттинсон и Ума Турман.

Отношения и связи

Довольно странные слухи ходили об отношениях писателя с Флобером. По одним из них Флобер и мать Мопассана Лаура имели тайную любовную связь, в результате которой появился сам Ги. По другой версии, старый писатель испытывал страсть к подрастающему гению литературного натурализма Мопассану. Но ни одна из сплетен так до сих пор и не подтверждена.

Ги был известным ловеласом и сердцеедом. Он любил всех женщин и не испытывал серьезных чувств ни к одной. Множество случайных связей, десятки романов, сотни похождений - все это становилось основой сюжетных линий его литературных произведений. Список любовниц Мопассана состоял из 300 женщин.

Литератор старался не раскрывать имена возлюбленных прессе, и на деле известны лишь имена некоторых дам, на время завладевших его сердцем: графиня Эммануэла Потоцкая, Мари Канн, Эрмина. Мопассан был настолько скрытным, что однажды предложил устроить дуэль с газетным писакой, напечатавшем сплетню о его новой возлюбленной.

В 1882-ом, за 11 лет до своей смерти, Мопассан вдруг объявил о своей женитьбе, однако этот брак по неизвестным причинам так и не стал реальностью.

Смерть

В конце жизни все его любовные похождения привели к неизлечимой в те времена болезни - сифилису. Он отнесся к этому с оптимизмом, сообщая другу в письме: «У меня самый настоящий сифилис. Настоящий, а не жалкий насморк…Я теперь не боюсь его подцепить!».

Его лечили традиционным для 19 века «лекарствами» - цианистой ртутью и йодистым калием. Все это вылилось в сильные головные боли, общую слабость и вспышки неврозов. Врачи даже предположить не могли, что все это могло быть признаками сифилиса. Неврозы стали лечить постельным режимом и поездками на минеральные источники. Безрезультатно.

В это время его младший брат Эрве, заразившийся сифилисом еще в армии, совсем потерял разум и был помещен Мопассаном в психиатрическую больницу. К сожалению, эта же участь ждала и самого Ги. Но до этого он успел пристраститься к наркотикам - морфию и эфиру, которыми врачи также лечили его головные боли и неврозы. В психиатрической лечебнице меланхолия сменялась вспышками бреда и ярости.

Умер он в муках в возрасте 43 лет со словами «Тьма! О, тьма…».



Рассказать друзьям