Морозовой в Пречистенском переулке - A little wrong can set things right. Особняк М.К

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

История этого строения датируется началом XIX в., когда в 1819 г. на территории обширного владения было начато строительство главного дома усадьбы генеральши А.П. Глазовой. Первоначально был построен северный одноэтажный жилой флигель вдоль красной линии Земляного вала. Здание было поставлено на каменный цокольный этаж, а верхний деревянный этаж обложен в один кирпич. Одновременно был заложен каменный цокольный этаж основного объёма.
Ансамбль главного дома был в основном отстроен уже к 1821 г. Двухэтажный с мезонином дом и южный флигель были деревянными, обложенными кирпичом и оштукатуренными. Полуциркульные крылья, соединявшие главный корпус с уличными флигелями, были выстроены в камне. По центральной оси находилась полукруглая ротонда с колоннами и лестничными сходами в палисадник. Основной вход в здание осуществлялся через каменное крыльцо со стороны южного торцевого фасада.
В таком виде здание просуществовало до 1869 г., когда по требованию его новой владелицы княгини Е.В. Гагариной дом был частично перестроен. Судя по сохранившимся планам и фасадам, основные габариты и композиционная схема дома сохранились, лишь незначительно была увеличена южная пристройка для входа в здание. Предположительно в это время ампирная отделка фасадов была изменена на новую.

В 1879 г. для К.С. Попова, владельца пассажа на Кузнецком мосту (ул. Кузнецкий мост, д. 12), чаеторговца и владельца чайных плантаций на Кавказе, на фундаменте прежней постройки был выстроен новый особняк. Проект принадлежал Александру Ивановичу Резанову, академику архитектуры, профессору Императорской Академии художеств и её ректору по архитектуре. Внешний вид дома отражал эпоху эклектики, стиль «неогрек».

В 1894 г. особняк вновь перестраивается уже архитектором Виктором Александровичем Мазыриным для нового владельца – фабриканта Михаила Абрамовича Морозова. При перестройке внешний вид фасада сохранил свой первоначальный стиль. Были пристроены два флигеля, соединённые с особняком переходами. Когда Морозов внезапно скончался в возрасте 33 лет, дом достался его жене Маргарите Кирилловне Морозовой (в девичестве Мамонтовой).

В официальной записке значилось, что Мазырину предписывается вести ремонт дверей, печей и окон. Однако, очевидно, что именно при его участии на первом этаже главного дома появляются шесть парадных залов, оформленных в различных стилях: «мавританский», «помпейский», «охотничий», «ренессансный», «греческий», «английский», «малый английский», а также «египетская» лестница.
Художественное оформление этих интерьеров близко по стилистике к интерьерам дома А.А. Морозова на Воздвиженке (ул. Воздвиженка, 14), дома А.В. Морозова в Подсосенском переулке (Подсосенский пер., д. 21) и другим образцам интерьеров того времени.

Михаил Абрамович Морозов, как и его знаменитый брат, Иван Абрамович, любил живопись, коллекционировал её и дружил со многими художниками. В 1892–1910 гг. в особняке М.К. и М.А. Морозовых бывали: художники К.А. Коровин, С.А. Виноградов, В.В. Переплетчиков, А.М. Васнецов, И.С. Остроухов, чьи картины составили основу картинной галереи М.А. Морозова; М.А. Врубель, В.И. Суриков, А.Е. Архипов; скульптор П.П. Трубецкой; писатель Л.Н. Толстой, поэт Андрей Белый (Борис Бугаев); актер М.П. Садовский; музыканты: директор и профессор Московской консерватории В.И. Сафонов; композиторы А.Н. Скрябин, Н.К. Метнер; философы: Л.М. Лопатин, С.Н. и Е.Н. Трубецкие и др. В этом московском особняке часто бывал художник В.А. Серов. Здесь он написал известный портрет хозяина дома, портрет Маргариты Кирилловны, и знаменитый портрет сына хозяев – Мики Морозова.

Маргарита Кирилловна прожила, в отличие от мужа, долгую жизнь. Дом она продала ещё до революции.
При последнем владельце усадьбы Михаиле Константиновиче Ушкове с 1910 по 1917 г. никаких строительных работ не велось.
В 1917 г. владение было национализировано. В главном доме в 1918 г. был открыт клуб им. Октябрьской революции (позже – клуб «Освобождённый труд» фабрики Гознак), на открытии которого выступал В.И. Ленин.
В 1923–24 гг. в северной части сада была устроена летняя эстрада.
В 1952 г. на фасаде дома была установлена мемориальная доска из мрамора с бронзовым барельефным портретом В.И. Ленина и с текстом: «Владимир Ильич Ленин выступал в этом здании на открытии клуба им. Октябрьской революции Хамовнического района 10 ноября 1918 г.».

В дальнейшем здание неоднократно передавалось различным учреждениям и организациям, в том числе здесь располагался дом пионеров, райком партии, в результате чего планировочная структура здания периодически трансформировалась. В ходе эксплуатации уникальное убранство интерьеров было доведено до крайне неудовлетворительного состояния, многие элементы интерьеров были утрачены, а декоративные росписи значительно повреждены.

В 1980-х гг. здание перешло в собственность Верховного Совета СССР, в связи с чем на объекте были проведены комплексные ремонтно-реставрационные работы.
В 1993 году дом был передан банку «Российский кредит».
В настоящий момент здание находится в собственности Российской Федерации и не используется.

Объект культурного наследия федерального значения.

Особняк Маргариты Морозовой March 14th, 2016

Этот роскошный особняк на Смоленском бульваре хорошо известен москвичам по нескольким причинам. Во-первых, он является архитектурной достопримечательностью Москвы, во-вторых - с ним связаны имена его знаменитых хозяев: фабриканта Михаила Абрамовича Морозова и его супруги Маргариты Кирилловны (в девичестве Мамонтовой), в-третьих - потому что в этом доме часто бывали лучшие представители московской интеллигенции начала XX века: художник В. А. Серов, композитор Александр Скрябин, певец Леонид Собинов, поэт Андрей Белый и другие.

В начале XIX века на углу Смоленского бульвара и Глазовского переулка находилась усадьба генеральши Глазовой, имя которой сохранилось в названии переулка.
В 1879 году на фундаменте прежней постройки был выстроен новый особняк по проекту Александра Ивановича Резанова, академика архитектуры, ректора по архитектуре Академии художеств. Внешний вид дома отражал эпоху эклектики, стиль неогрек. Особняк был возведён для владельца большого пассажа на Кузнецком мосту, чаеторговца и владельца чайных плантаций на Кавказе, К.С. Попова.
В 1894 году особняк вновь перестраивался архитектором Виктором Александровичем Мазыриным для нового владельца - фабриканта Михаила Абрамовича Морозова. При перестройке внешний вид фасада сохранил свой стиль. Были пристроены два флигеля, соединённые с особняком. Когда Морозов внезапно скончался в возрасте 33 лет, дом достался его жене Маргарите Кирилловне.
В начале XX века особняк перешёл к фабрикантам Ушковым, а после национализации в доме открылся клуб Октябрьской революции. Несколько позже, в 1920-х годах, в усадьбе размещался райком партии, а затем филиал Дома пионеров Киевского района. Сегодня здесь располагается банк.

1. Главный дом расположен в глубине двора и полукруглыми крыльями соединён с небольшими двухэтажными флигелями.

2. В оформлении веранды и балкона использованы мотивы греческой классики.

3. Фронтон тоже украшен барельефом в греческом стиле.

4. Превосходная коллекция картин размещалась в зимнем саду и во многих комнатах этого великолепного особняка. Коллекцию Маргарита Кирилловна в 1910 году передала в дар Третьяковке. Западноевропейская часть коллекции позднее попала в Эрмитаж и Пушкинский.

5. Вид на задний фасад особняка со стороны Глазовского переулка.

В этом московском особняке часто бывал художник В.А. Серов. Здесь он написал известный портрет хозяина дома, портрет Маргариты Кирилловны был написан позже.


В.А. Серов. Портрет Маргариты Морозовой, 1910. Портрет М. А. Морозова, 1902

Маргарита Кирилловна уезжать из России после революции не захотела и вторую половину своей жизни прожила в бедности. От прошлых богатств у неё остался портрет младшего сына Мики, которого она пережила на пять лет.


В.А. Серов. Портрет Мики Морозова, сына М. К. Морозовой. 1901

Много интересной информации, связанной с хозяевами особняка, нашла в журналах моих друзей по ЖЖ - il-ducess и eho-2013

Московский модерн в лицах и судьбах Соколова Людмила Анатольевна

Особняк Листа – Кусевицкой в Глазовском переулке, № 8 (1898–1899)

Этот особняк Лев Кекушев строил для себя. Тут уж он дал разгуляться фантазии, но в то же время специалисты видят в нем стилизацию брюссельского отеля «Тассель», построенного Виктором Ортом, основоположником бельгийского ар-нуво.

Особняк стал как бы манифестом кекушевского модерна, и его характерные приемы получили дальнейшее развитие в лучших постройках архитектора: использование в декоре фасада ярких мозаичных панно с многоцветным растительным орнаментом, витые, словно воздушные чугунные решетки, разновеликие окна в оригинальном обрамлении темных рам…

Описание архитектурных приемов, использованных Кекушевым в этом строении, оставляю профессионалам, – они в Сети представлены в изобилии.

Согласитесь, этот особняк с большой открытой лоджией более уместно смотрелся бы на фоне средиземноморского ландшафта, нежели в нашем суровом климате.

Да еще это веселенькое мозаичное панно, что над входной дверью: яркие цветы (напоминающие георгины) в окружении подводных жителей… Не станем додумывать, с какой целью изобразил все это автор, – важно другое: в правом нижнем углу хорошо заметны две буквы WW.

Особняк Листа – Кусевицкой в Глазовском переулке, № 8 (1898–1899)

Считается, что это панно – подарок от другого архитектора, Вильяма Валькота, за то, что Лев Николаевич не затаил на него обиду. А ведь мог! Потому как именно кекушевский проект строительства гостиницы «Метрополь» комиссия признала лучшим, но возглавлявший тогда «Северное домостроительное общество» Савва Мамонтов начинает строить по проекту Валькота. Но об этом позже.

Великолепны были и интерьеры особняка, тщательно, до мельчайших деталей продуманные архитектором, как и выполненная по его эскизам мебель, в том числе встроенные шкафы, составляющие единое целое со стеновыми деревянными панелями. Зодчий предусмотрел спрятанный под панелями сейф в кабинете и большой тайник под полом лоджии.

Мозаичное панно над входной дверью

Еще во время строительства особняка посмотреть на него собирались толпы москвичей. А когда он заблистал окончательной отделкой, то молва признала его самым прекрасным из новых зданий Первопрестольной. Многие состоятельные люди делали архитектору соблазнительные предложения о продаже, – Лев Николаевич отказывал. Но Отто Лист, решивший во что бы то ни стало заполучить уникальное здание, предложил ему такую цену, что архитектор не устоял.

Отто Адольфович Лист – личность настолько интересная, что о нем надо сказать особо. Он был ученым и предпринимателем да к тому же авантюристом по натуре. Вся его жизнь состояла из взлетов и падений. Со своим компаньоном Константином Фарцбергом он занимался разработкой и производством анилиновых красителей. И в ходе опытов случайно открыл сахарин. Компаньоны разругались вдрызг, доказывая свои приоритет на новый продукт, который – они это прекрасно понимали – сулил невероятные барыши. Но затем достигли соглашения: Фарцберг запатентовал сахарин на свое имя, а Лист женился на его дочери, тем самым тоже получив права на сахарин. По воспоминаниям родственников, его супруге приходилось с ним не сладко (несмотря на сахарин – ха!), и она обреченно шла закладывать свои бриллианты, когда семья вновь оказывалась на мели. Изобретатель «пытался приучить Россию потреблять его сахарин вместо сахара, вложил в затею много денег и в очередной раз разорился. Он сетовал, что не дал взятки кому надо» (Иванова Е. Мемуары принцессы-золушки).

После очередного краха особняк Листа был выставлен на продажу. И купила его богатая дама – Наталья Кусевицкая. Она принадлежала к богатой купеческой фамилии Ушковых, у которых в Самарской губернии были обширные имения и предприятия химической промышленности. Ушковы были поклонниками искусств и меценатами. Несмотря на то что Наталья профессионально играла на фортепиано, была талантливым скульптором и неплохой художницей, девушка обладала деловой хваткой и наравне с братьями была компаньоном отца. В частности, ей было выделено чайное дело, пришедшее в семейный бизнес с приданым ее матери, которая была из богатых чаеторговцев Губкиных.

Теперь самое время рассказать о человеке, чью фамилию она носила.

Сергей Александрович Кусевицкий (1874–1951) родился в Вышнем Волочке в семье ремесленника, где все – и родители и четверо детей – играли на музыкальных инструментах и даже выступали семейным ансамблем.

Он был очень талантливым человеком – играл на скрипке, виолончели, фортепиано. В 12 лет сочинял музыку для драматических спектаклей местного театра и дирижировал театральным оркестром.

Словом, вполне заслуженно молодое дарование получило известность в родном городе.

Но в 17 лет Сергей решает, что пора покорять Первопрестольную, и, накопив немного денег, сбегает в Москву.

Сергей Александрович Кусевицкий

Там он приходит к директору Московской консерватории с просьбой о зачислении.

Но прием был уже закончен.

Все же директор не отмахнулся от талантливого паренька и дал ему письмо к ректору музыкально-драматического училища при Московском филармоническом обществе П.А. Шостаковскому. Но и там классы скрипки и фортепиано были укомплектованы. И ректор предложил ему освоить контрабас, куда еще была возможность взять студента на государственный счет. В то время этот музыкальный инструмент не был в почете, считался вспомогательным. Но Сергей Кусевицкий доказал, что талант делает инструмент главным: он стал виртуозным исполнителем, перекладывал многие известные произведения в партии для контрабаса.

В 1894 году Сергей Кусевицкий блестяще окончил училище и был зачислен в оркестр Большого театра. Говорят, ему пришлось принять католичество, потому что путь в Императорский Большой евреям был заказан. Широкую известность контрабасисту Кусевицкому принесли сольные выступления – беспрецедентный случай в мире!

И однажды во время концерта он встретился взглядом с восторженными глазами девушки, сидевшей в третьем ряду. И влюбился без памяти! Он целых два года искал прекрасную незнакомку. И нашел. Ею и оказалась Наталья Ушкова. Кусевицкий развелся с женой – балериной Большого театра Надеждой Галат – и 8 сентября 1905 года женился на Наталье Константиновне. Хотя общество и семья Натальи восприняли этот брак как мезальянс: девушка из богатой купеческой семьи и еврейский парень из глубинки?.. Но в итоге родня приняла музыканта.

Супруга оказалась не только любящей и заботливой женщиной, но всю себя и свое состояние посвятила мужу и его музыкальной карьере. Они прожили вместе 38 счастливых лет.

Именно для семейного гнезда Наталья Константиновна купила особняк у Листа, который в истории русской архитектуры стал называться ее именем. Она не просто обжила роскошное убранство дома, она вдохнула в него жизнь! И в этом доме поселилось счастье.

Вскоре особняк в Глазовском стал одним из культурных центров Москвы. В нем частыми гостями были выдающиеся русские композиторы: С. Рахманинов, С. Прокофьев, Н. Метнер… Подолгу гостил друг хозяина композитор А. Скрябин, творчество которого Кусевицкий всячески пропагандировал. В 1913 году в этом особняке останавливался Клод Дебюсси. Приходили сюда известные музыканты, певцы, бывал молодой поэт Борис Пастернак. Здесь же проходили и собрания основанного Кусевицким Российского музыкального издательства.

Сергей Александрович наконец смог осуществить мечту: ушел из Большого театра, стал заниматься сольными гастролями по Европе и изучать дирижирование. 23 января 1908 года Кусевицкий в качестве дирижера дебютировал с оркестром Берлинской филармонии. В концерте прозвучали произведения Чайковского, Танеева, Глиэра. А в Концерте для фортепиано с оркестром до минор за роялем сидел сам автор – Сергей Рахманинов.

Международный музыкальный мир сразу признал молодого дирижера, отмечая его талант и артистизм.

Октябрьский переворот, как лезвием падающей гильотины, разрубил жизнь России на «до» и «после». «До» для Кусевицких – было годами счастья, занятие любимым делом, дружба с талантливыми людьми. «После» – жизнь в полуподвальной тесной квартирке в доме № 7, что напротив их бывшего особняка, который раньше тоже принадлежал Наталье Константиновне, и муки наблюдать, как из реквизированного «Особняка Кусевицкой» вывозят их богатейшие коллекции живописи и фарфора, растаскивают вещи…

Сергей Александрович очень хотел найти себя в новой России… Он был членом художественного совета при музыкальном отделе Наркомпроса, в 1919 году в холодной и голодной Москве дирижировал в Большом театре «Пиковую даму».

Только расположением наркома просвещения Луначарского (а также большого количества общих друзей в мире искусства) можно объяснить произошедшее чудо: в мае 1920 года Кусевицким разрешили поездку за границу. Они знали, что уезжают навсегда, оставляя в прошлом Дом-Своей-Мечты.

Сначала это был Берлин, потом Париж. Вскоре о дирижере Серже Кусевицком и его оркестре заговорил весь мир. В 1924 году правительство Франции наградило его орденом Почетного легиона, а спустя всего несколько дней на пароходе «Аквитания» чета Кусевицких отплыла в Америку, где Сергей Александрович возглавил Бостонский симфонический оркестр. Это был новый взлет в карьере дирижера.

Но до конца своих дней горячая любовь к родине жила в сердце Сержа Кусевицкого: «Я американский гражданин, но я все еще люблю Россию». И когда немецкие войска вторглись в СССР, он возглавил Массачусетский комитет помощи России, заявив, что «помочь России – это помочь себе, Британии и всей демократии».

В 1942 году скончалась Наталья Константиновна, любимая супруга, верная соратница и муза дирижера. В память о ней муж основал музыкальное издательство, носящее ее имя, Фонд Кусевицкого, поддерживавший талантливых молодых композиторов, и учредил международную музыкальную премию.

Сергей Александрович несколько раз просил разрешение у советских властей на гастроли в России, но всегда получал отказ: неблагодарная родина, которую он всю жизнь прославлял своим творчеством, стерла его имя из памяти…

Кусевицкий скончался 4 июня 1951 года в Бостоне. Похоронен он рядом с супругой в Тэнглвуде, что в живописных Беркширских горах (штат Массачусетс), где много лет проводился организованный маэстро летний музыкальный фестиваль и была создана им музыкальная академия.

Многие годы в особняке Листа – Кусевицкой было расположено посольство Аргентины, сейчас там находится представительство правительства Калужской области.

Из книги Повседневная жизнь русского кабака от Ивана Грозного до Бориса Ельцина автора Курукин Игорь Владимирович

Гравюра с титульного листа брошюры Матгеуса Фридриха против греха

Из книги «Бежали храбрые грузины» [Неприукрашенная история Грузии] автора Вершинин Лев Рэмович

С чистого листа Все счастливые семьи, как известно, счастливы одинаково, каждая несчастная семья несчастлива по-своему. То есть сперва, сразу после развода, элитам бывших провинций единой Сакартвело, а теперь суверенных (и почти суверенных) монархий, жизнь показалась

Из книги Два Петербурга. Мистический путеводитель автора Попов Александр

Экс в Фонарном переулке Не секрет, что деньги на революционную деятельность добывались в том числе и с помощью ограблений, так называемых «эксов». 14 октября 1906 года в Петербурге случился один из самых знаменитых таких эпизодов – нападение на карету портовой

Из книги Том 7. Конец века (1870-1900). Часть первая автора Лависс Эрнест

автора

Особняк Коробковой на Пятницкой улице, № 33 (1894–1899) Свое название эта улица в Замоскворечье получила от церкви Параскевы Пятницы – святой, почитаемой на Руси. По генплану 1935 года церковь снесли. На ее месте с 1943 года находится вестибюль станции метро «Новокузнецкая». В XIX

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Химическая лаборатория Императорского технического училища на 2-й Бауманской улице, № 10 (1898–1899) Об этом здании всего несколько слов: просто уж больно старая фотография (что слева) замечательная. Вернее, то, что на ней изображено.Представьте себе, вот это нарядное здание –

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк З.Г. Морозовой на Спиридоновке, № 17 (1893–1898) По всеобщему признанию этот особняк является одним из самых ярких творений Шехтеля. Хотя построен он не в стиле модерн, а готики, – ну как пройти мимо него?Франц Шехтель был знаком со многими богатейшими людьми Москвы –

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк Ф.О. Шехтеля в Ермолаевском переулке, № 28 (1896) Францу Шехтелю в 1896 году было 36 лет. Он полон творческих сил и дерзких замыслов. За ним уже прочно утвердилась репутация модного – а главное! – талантливого архитектора. Он много строил для самых богатых и уважаемых

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк А.И. Дерожинской в Кропоткинском переулке, № 13 (1901) Это здание по праву считается одним из лучших творений Шехтеля и входит в десятку самых ярких образчиков московского модерна.Его заказала Францу Осиповичу, уже ставшему к тому времени самым модным архитектором

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк А.А. Морозова на Воздвиженке, № 16 (1897–1899) Когда выходишь из вестибюля станции метро «Арбатская», первое, что бросается в глаза, – удивительный особняк-замок. Словно декорация к фильму о завоевании… маврами Москвы.Подобные эмоции испытывали и современники, когда

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк Тарасовых в Скатертном переулке, № 4/1 (1905) По поводу этого симпатичного особнячка, что выходит закругленным углом на пересечение Скатертного и Медвежьего переулков, существует разночтение: одни исследователи считают, что его построил в 1905 году архитектор В.П.

Из книги История Малороссии - 4 автора Маркевич Николай Андреевич

XXXV. Перевод с листа Крымского Хана к Мазепе В Исусовом законе учтивому, в Мессиевом народе честному, старому приятелю Нашему, его честности Гетману, многолетно здравие твое да сохранено будет на долгие веки. А буди меня, друга своего, изволите воспомянуть, и я милостию

Из книги Об Илье Эренбурге (Книги. Люди. Страны) [Избранные статьи и публикации] автора Фрезинский Борис Яковлевич

Из книги Полковник Петро Болбочан: трагедія українського державника автора Сідак Володимир Степанович

автора Ленин Владимир Ильич

1898–1899 гг. ПИСЬМА Л. МАРТОВУО переписке В. И. Ленина с Л. Мартовым говорится в письме Ленина к родным (см. Сочинения, 4 изд., том 37, стр. 180), а также упоминается в воспоминаниях Л. Мартова.«В. И. писал лишь, что в ряде номеров петербургского органа «Рабочая Мысль» заметна

Из книги Полное собрание сочинений. Том 4. 1898 - апрель 1901 автора Ленин Владимир Ильич

1898, 1899–1900 гг. Перевод с английского I тома и значительной части текста II тома книги С. и Б. Вебб «Теория и практика английского тред-юнионизма». Лениным был написан ряд подстрочных примечаний к русскому переводу книги (см. С. и Б. Вебб. Теория и практика английского

Если кто не знал, то ежегодно в Москве проводятся так называемые Дни исторического и культурного наследия, в рамках которых простым смертным предоставляется возможность посетить архитектурные достопримечательности города, двери которых в остальные дни для широкой публики закрыты. Конечно же, нельзя просто так прийти и попасть, скажем, в Дом Пашкова. Существует предварительная запись, которая, впрочем, также гарантией не является. Особый ажиотаж вызывает посещение посольств иностранных государств, располагающихся в знаменитых московских особняках. В общем, это отдельная история.

И вот мне в мае, можно сказать, случайно удалось попасть в Посольство Дании, которое занимает особняк Маргариты Кирилловны Морозовой в Пречистенском (Мёртвом) переулке. Не предел мечтаний, в том смысле, что роскошных интерьеров там нет, но дом по-своему примечательный.



Построен он был в примерно в 1820 г. для гвардии капитана Н.И. Воейкова, потом принадлежал Гурьевым, пока в 1910 г. его не приобрела Маргарита Кирилловна Морозова, вдова крупного московского купца.

Морозова, в девичестве Мамонтова (Савва Мамонтов – её двоюродный дядя) - московская красавица, меценатка, хозяйка одного из самых известных литературно-музыкальных салонов того времени, учредительница московского Религиозно-философского общества. Она дружила со Скрябиным, в неё были влюблены Андрей Белый и философ Евгений Трубецкой.

Вам наверняка знаком этот портрет кисти Серова. Так вот это и есть Маргарита Кирилловна Морозова.


Супруг Морозовой Михаил Абрамович, представитель знаменитой купеческой династии, был страстным коллекционером, и оставил после себя одно из самых крупных в России собраний живописи импрессионистов. После его смерти она подарила бОльшую часть коллекции мужа Третьяковской галерее, Пушкинскому музею и Эрмитажу. А кроме того продала роскошный дворец на Смоленском бульваре, его свадебный подарок, и решила купить жилье поскромнее, остановив свой выбор на особняке в Мёртвом переулке.

Для обустройства нового жилища по своему вкусу Морозова пригласила молодого архитектора Жолтовского. Спустя годы он станет знаменитым советским архитектором, а пока дом Маргариты Кирилловны был одним из его первых заказов. Так в 1913 г. у ампирного особняка появилась большая пристройка для холла и большого зала приемов с выходом в сад через террасу.

1.

2.

3.

4.


Парадный вход в дом Жолтовский сделал в виде окруженной восемью колоннами ротонды с круглым сводом. Холл украшают бюсты принцессы Дагмар (она же российская императрица Мария Фёдоровна), и её отца короля Кристиана IX. Тут нас встретил посол Дании в России господин Томас Винклер.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.


Это большой зал приемов, в котором собирались известные художники, философы, музыканты и ученые. Жолтовский развернул пространство не по длине, а по ширине между окнами со стороны улицы и огромными стеклянными проемами выходящего в сад балкона, с тем чтобы в любое время дня в комнату проникал солнечный свет. Пилястры, карниз с растительным орнаментом и круглые медальоны – вот вся отделка, просто и изящно.

12.

13. Бюст Г.-Х. Андерсена работы Бурганова.

14.

15.

16. Портрет принцессы Луизы Датской.

17.

18.

19.

20.

21. Во дворик выйти не дали, там велись какие-то работы.

22.

23.

24. Парадная столовая.

25.

26.

27.

28. Через зал приёмов и проходную комнату направляемся в библиотеку.

29.

Тема Морозовых началась для меня с Горок, где я услышала об истории Зинаиды и Саввы Морозова, после чего посмотрела несколько фильмов, поизучала Википедию, а продолжилась выставкой Серова с портретами членов фамилии...
Конечно, малая часть морозовской Москвы была представлена на экскурсии, но основная ее часть. И, увы, нигде в дома мы не заходили, а так хочется увидеть воочию роскошные шехтелевские интерьеры!

Итак. История фамилии начинается с крепостного крестьянина Саввы Васильевича, уроженца Гуслевской волости, старообрядческой области между Богородском (Ногинском) и Загорском (1770г.), деревня Зуево. Отец его занимался крестьянским трудом, Савва же промышляем много чем. Принадлежали они дворянам Всеволожским, позднее деревню выкупает Рюмин, богатейший винный откупщик.
Зимой все жители деревни ткали и красили ткани. В 20 лет Савва женится на дочери самого искусного красильщика (у каждого был свой фирменный секрет) Ульяне Афанасьевне, тем же годом открывает собственную ткацкую мастерскую на несколько станков.
Чтобы не ходить в солдаты - откупается, заняв 5 рублей, но быстро возвращает долг.
Каждую неделю пешком ходит он в Москву сдавать товар. Купцам нравится качество морозовских тканей, они начинают выходить ему навстречу, встречать и перекупать товар.
В 1821г. все семья Морозовых с родителями и четырьмя детьми выкупается из крепости за 17 000 рублей. Пятый сын рождается уже вольным. На другом берегу реки Зуек, в селе Никольское, ставится первая морозовская мануфактура, перейдя с шелка на более простой хлопок - это 1823г.
Взносы за купеческое сословие платятся за 2 гильдию, а это около 3 тысяч рублей.
Уже в 1826г. семья Морозовых переезжает в Москву, приобретя участок в Никольском (Шелапутинском) переулке.
Это место - как раз дорога в Богородск.
В доме - ампирные залы, чугунная лестница...

Дом и производственные помещения наследуют дети Абрама Саввича. Олимпиада Абрамовна в семейном доме устраивает богадельню. После революции в нем располагается НИИ, потом дом реставрируют и передают Литературному музею, который туда не пускает.

Постепенно Морозов выкупает соседские участки, расширяя свои владения и возводя фабричные корпуса. На планах тех лет хорошо видно развитие - от шести строений 1828г. до только каменных числом 11 в 1860г.
Подходим к первым фабричным корпусам, спускавшимся к Яузе. На московской фабрике было 50 станов и около 150 рабочих, живущих в казармах, потому что работы велись традиционно сезонно - только в зимний период.

В 1842г. Англия снимает запрет на поставку оборудования. Морозов сразу же оснащает свою фабрику, она становится полного цикла, а ранее нити привозили готовыми. Но вскоре фабрику тут закрывают - становится невыгодно держать производство в черте Москвы.
Владение в Шелапутинском переулке отошло Давыду Абрамовичу.

И он также открывает тут богадельню с несколькими корпусами, церковью и садом, спускающимся к Яузе.
После революции тут был роддом им.Клары Цеткин, сейчас здание давно уже пустует и явно разрушается, являясь объектом культурного наследия.

Итак, Морозовы владели несколькими мануфактурами: Богородская (наследуют Захаровичи), Тверская (Абрамовичи), Никольская (Тимофеевичи). Иван не наследует производства, т.к. занимается торговлей.

На фото представители четырёх ветвей морозовского рода. Слева направо: Абрам Абрамович Морозов (слева), Тимофей Саввич Морозов (сидит в центре), Иван Захарович Морозов и Викула Елисеевич Морозов. Начало 1860-х.

Дом постепенно пустеет, сыновья разъезжаются. Старший, Елисей, отделился еще раньше, в Никольском, по соседству с отцовской устроя свою фабрику, и отец и сын всегда конкурировали друг с другом.

Абрам Саввич женился в конце 30-х годов, для него был куплен особняк на Николоямской улице, семье Морозовых он и принадлежал до революции. На ограде сохраняется монограмма.

У Абрама Саввича было два сына - Давид и Абрам.

Абрам Абрамович женился на Варваре Хлудовой. Эта история уже известна: как Варвара не хотела замуж за Морозова, разгневала отца, год просидела под домашним арестом без балов, театров и катков, в конце концов согласилась на брак, чтобы выручить непутевого брата Мишеньку, которого отец намеревался лишить наследства.

Молодые переезжают в дом на Большой Алексеевской (ул.Солженицына) №27.

Абрам Абрамович обожает жену, но уже через 7 лет дают о себе знать признаки его болезни. На тот момент у них трое сыновей. Варвара Алексеевна не отдает мужа в психушку, а обустраивает для него необходимые условия в доме.
Она же и становится наследницей мужа в 1882г.
Дом передает городу в 1897, а сама переезжает на Воздвиженку.

Напротив дом №32, тут жила вдова Ивана Саввича, Феодосия Ермиловна.

Дома № 12 и 10 по ул.Солженицына - также бывшие корпуса морозовской мануфактуры, позже были переданы рогожскому попечительству о бедных.

Дом №4 принадлежал Василию Захаровичу.

У Захара Саввича было пять сыновей, но только сын Иван дал потомков, которые желали продолжать семейное дело и заниматься фабрикой.
Богородская мануфактура фактически являлась акционерным обществом, Морозовым принадлежал 41% акций, 28% владел Кнопп, поставщик оборудования на все морозовские фабрики.
Арсением Ивановичем была построена школа в Богородске по проекту Кекушева - украшает город и по сей день.

Там, в Борогодске, Арсений Иванович и предпочитал жить, приобретя рядом с городом дачу, бывшее дворянское гнездо.

Мы же едем дальше, в гости к представителям старшей ветви - Елисеевичам, чаще именуемым Викуловичами.
Им принадлежало старинное владение в районе Воронцова поля.
Елисей был строгим старообрядцем, занимался вопросами веры более, чем фабричными, писал богословские книги.
Делами фабрики больше занималась жена, Евдокия Демидовна. У них было две дочери и сын Викул.

При жизни матери работа велась по старинке: использовались преимущественно темные краски, всю кассу мать носила при себе в специальном мешке. Когда же дело переходит к Викулу, он за короткое время реконструирует фабрику, и прибыль достигает 33% при норме 12% в текстильном деле.
Также успешен Викул и в семье - у него 10 детей. Жена его - Евдокия Никифоровна Кочегарова, осталась по натуре крестьянкой.
Мы подъезжаем к известному дому с атлантами в Подсосенском переулке.

Этот дом построен позднее, а приобретался участок с домом, что сейчас в глубине и имеет неприглядный вид.
(у меня мерзли руки, поэтому позволю себе добавить фото с прежних прогулок)

Как он выглядел прежде мы можем увидеть на чертежах. (не нашла)

Викул сначала был занят фабрикой, а потом уже, через 10 лет, арх.Чичагин возводит новый дом, богато украшенный лепниной.

Он также приобретает под дачу дворянскую усадьбу Одинцово-Архангельское, заказывает Шехтелю переделку.
Там был выстроен почти сказочный усадебный дворец в стиле раннего Французского Возрождения.


Внутри отлично сохранилась богатая отделка — дубовые панели, деревянные кессонированные потолки, росписи, лепнина, камины. Усадьба находится на территории санатория Управления делами Президента РФ «Бор».

Летом Викул с семьей живет в Крыму или ездит во Францию на воды, так как страдает печенью. Там он приобретает предметы искусства, а коллекции икон положил начало еще Елисей, по слухам ему принадлежала очень древняя старообрядческая икона дониконианского времени.
Дом с атлантами перестраивается Алексеем и Сергеем уже после смерти отца опять же Шехтелем.
Алексей пристрастился к коллекционированию, к дому пристраивается крыло под коллекцию фарфора и икон.

После революции Алексей Викулович остается в доме хранителем учрежденного Музея фарфора, который сейчас - основа коллекции Музея фарфора в Кусково. Он не был женат.
Женились только два сына Викула - Сергей и Федор.
Женитьба Сергея на Зинаиде Зиминой, сосватанной за него совсем молоденькой девушкой, дочери соседа-фабриканта, окончилась разводом и скандалом, навсегда рассорившим старшую и младшую ветви Морозовых.
В общем, исторически сложилось так, что наследников мужского пола у ветви Елисевичей-Викуловичей не осталось.

Младшая ветвь - Тимофеевичи - жили неподалеку, через Покровский бульвар. И в Крыму их дачи были по соседству.
И плотно общались, и все праздники вместе... Когда Сергей Викулович женился, Савва Тимофеевич был в Англии на учебе. Он увидел жену своего племянника уже потом. И все случилось как случилось.

А мы проезжаем по бульвару. Сюда выходит фасад дома Юлии Тимофеевны Морозовой-Крестовниковой.

Из-за болезни ног вместо лестниц в доме оборудованы пандусы, что до сих пор удивляет бухгалтеров, приносящих отчеты в комитет статистики.

А в Трехсвятительский переулок выходит дом Тимофея Саввича, контора его - напротив. Старое конторское здание прочитывается во дворе.

Дом был куплен в 1865г. у Кокорева, известного славянофила, ему дом был обязан своей "русскостью", от которой сейчас в большей степени сохранились только ворота.




В то время у дома была высокая медная сверкающая крыша, благодаря чему детей Тимофея называли "женихи и невесты под золотой крышей".
Садовые фасады:

Супруга Тимофея Саввича была из богатой семьи Симоновых, Мария Федоровна была прекрасно образована, знала несколько языков и имела хорошую деловую хватку.

Тимофей Саввич обожал фабрику ценил рабочих, верил в людей и в перевоспитание. Он создавал условия, его рабочие имели бесплатное питание, жилье, больницу. Но брали на работу всех подряд, все перекати-поле, а за пьянство наказывали системой штрафов в качестве перевоспитания. Этим отличался подход Тимофея от Елисея-Викулы, куда на работу брали только старообрядцев. Штрафы, конечно, вызывали недовольство, на фабрике случались беспорядки, что очень расстраивало Тимофея Саввича.
Известны три стадии его раздражения: "душечка", "дурак" и "чурка".

После смерти Тимофея Саввича, дела переходят к Марии Федоровне, и она сама ведет дело, не предавая его сыновьям. Они работают за зарплату.
Из 11 детей Марии Федоровны выжили 4 дочери и 2 сына. Дом был открыт для гостей, дети прекрасно образованы, историю им преподавал Ключевский.
Его другу Карпову и сделала предложение Анна Тимофеевна, фактически сама передав на вечере перчатку и сказав: "А за ответом придете к маменьке". Карпов был бедный дворянин, этот брак был полезен для него, его работы издавались на деньги Морозовых, без них он бы не приобрел известность.

В их семье родилось 15 детей, из них 12 выжили, а за каждого ребенка в университете полагалась надбавка к жалованию, что чрезвычайно огорчало ректора.))

Вторая дочь Тимофея Саввича, Алевтина, повесилась в свадебном путешествии. Третья дочь тоже повесилась, более того - там и муж тоже повесился. История наделала много шума, дорогого стоила Марии Федоровне.

У Юлии Тимофеевны все сложилось благополучно, три ее дочери вышли замуж и все жили по соседству. В центре владений была конюшня, позднее переделанная под гараж. Так что все дома в округе принадлежали Морозовым.
Деньги вообще из семьи не уходили, в семью мужа не поступали, а сохранялись на счетах.

Младший из Тимофеевичей, Сергей, учился живописи с Левитаном и Коровиным, много общался в среде художников.

Он предоставил нуждающемуся Левитану флигель под мастерскую тут же, во дворах, и фактически содержал художника.

Тут и Серов писал известный портрет Марии Федоровны.

Сергей Тимофеевич является основателем музея народного искусства.
Вообще, купеческие дети традиционно учились в немецкой школе "Петришуле" с углубленным немецким, а потом волонтерили пару лет в Европе в различных торговых домах, приобретая опыт.
Савва и Сергей Морозовы первыми заканчивали обычную гимназию, Савва далее изучал химию в Московском и Кембриджском университетах, а Сергей получил диплом юриста, но занимался более искусством и своей коллекцией.
Савва говорил, что в гимназии он научился курить и не верить в бога.

А мы переходим от жилых к торговым домам. Собственно, торговый дом Тимофеевичей мы уже видели.
Теперь смотрим на Старой площади комплекс "Боярский двор", построенный по инициативе Сергея Ивановича Морозова.



Автор - семейный уже архитектор Шехтель. Это было здание с офисами и представительствами на нижних этажах и жилым, гостиничным, верхним. Шехтель применяет свободную планировку общественных помещений, чугунные колонны являются одновременно и несущими конструкциями, и элементом декора. Внешняя отделка сосредоточена на верхнем этаже, потому что прежде нижние этажи закрывались китайгородской стеной.
В советское время в здании располагался ЦК КПСС, конечно, многе было утрачено и переделано. Сейчас здание занимает Аппарат президента.

Едем на Варварку, где соседствовали еще два морозовских Торговых дома, из которых сохранился только один.
На углу высится ТД Тверской мануфактуры.

А вот Торговый дом Викуловичей напротив, увы, был снесен при сносе Зарядья. Увидеть его можно только на старых снимках.

Не заезжаем мы в Леонтьевский переулок. Особняк Ивана Викуловича начали реставрировать, возможно, туда будет доступ после окончания работ. Очень хотелось бы.

Особняк авторства Каменского был приобретен в 1894г., интерьеры создавались Шехтелем уже для Морозова.

Иван Викулович смог жениться только после смерти отца, т.к. его избранницей была Варвара Воронова, актриса Большого театра. Старшие братья также возражали против этого брака, но они хотели, чтобы Иван занимался делами фабрики, поэтому Иван поставил условие: он будет вести дела, если женится на ком хочет. Варвара была красавицей, любила блистать в свете, обожала наряды и драгоценности. Дети вспоминали, что их воспитанием занимался отец, а мама приходила поцеловать на ночь, но тщательно следила за подбором гувернанток и за образованием детей.

Далее у нас по пути Воздвиженка, владения Варвары Алексеевны Хлудовой-Морозовой, куда она переехала будучи вдовой, приобретя участок у Долгоруких.
Дом ей строит арх.Клейн. В доме было 23 комнаты и еще 19 в подвале, на приемах собиралось по 200-300 человек. При доме было разбито три сада.






Варвара Алексеевна замуж больше не вышла, хотя известна ее связь с Соболевским, и двое его детей носят фамилию Морозовых.

Варвара Алексеевна ссылалась на завещание мужа, якобы, выходя замуж вторично, она теряла права на наследство. Но сейчас, когда было найдено завещание в Тверском архиве, стало известно, что это не так. скорее всего, жениться не мог как раз Соболевский.
Кстати, на сайте Тургеневской библиотеки можно почитать дневник юной Варвары Хлудовой.

По соседству владение принадлежало цирку Гинне. Выкупив его после пожара, Варвара Алексеевна дарит участок сыну Арсению на совершеннолетие.

Есть и проект дома, также авторства Клейна. Но молодой человек не хочет традиционный дом. У него есть деньги - наследство отца, также полученное на совершеннолетие. И он с другом, арх.Мазуриным, отправляется в путешествие по Европе, чтобы посмотреть свет и выбрать себе дом. По возвращении и строится это "испанское подворье", сейчас - признанное украшение Москвы, а тогда негативно принятое в свете.
Л.Толстой отозвался как о "ненужном доме ненужного человека". Известно, что и мать, и братья не одобрили затею. Матушка сказала: "Раньше я одна знала, что ты дурак, а теперь вся Москва знает". Но Арсений справедливо отвечал братьям: "С вашими коллекциями неизвестно что дальше будет, а дом мой будет стоять".


Следует отметить, что все сыновья Варвары Алексеевны унаследовали бурный хлудовский нрав.
Семейная жизнь Арсения не задалась, первая жена сбежала от него с любовником, брак не был расторгнут, поэтому он был вынужден еще и платить алименты на чужого ребенка. Во время поездки в Петербург, в поезде знакомится с Ниной Коншиной, позже, по завещанию, ей и достается дом на Воздвиженке.
Умер он в 1908 году, в возрасте 35 лет. На очередной попойке, поспорив с друзьями, что сможет выдержать любую боль, ушел в кабинет и тайком прострелил себе ногу. Пари он выиграл, никто ничего не заметил. Но началось заражение крови, и через несколько часов Морозова не стало.
Сейчас дом принадлежит аппарату президента (любит президент морозовские дома, кстати)

Известнейший дом Морозовых на Спиридоновке был построен Саввой Тимофеевичем. После женитьбы на Зинаиде Григорьевне в 1888г., пара около 10 лет живет на Большой Никитской д.43, за это время рождаются трое детей.

Отец Зинаиды не принял ее развода и повторного брака, сказав "лучше бы ты умерла".
Мать Саввы также категорически против женитьбы сына, с невесткой не разговаривает вплоть до 1905г., общаясь с внуками лишь на обедах, когда их привозят к ней в гости.

Шехтель строит для Морозовых дачу в Киржаче. К огромному сожалению, это теперь тоже можно видеть лишь на фотографиях.

Тогда же заходит разговор о строительстве дома для Зинаиды Григорьевны, Шехтель набрасывает три варианта.
Выбирают один, всего было для него сделано 109 эскизных листов. Строительство этого дома - переломный момент в карьере Шехтеля. До этого он не имеет права под своим именем вести работы в Москве, он лишь талантливый подмастерье-недоучка в мастерской Каминского, у него нет диплома. И вот в 35 лет он идет доучиваться и сдает экзамен на архитектора.

С 1893 по 1898 продолжается строительство роскошного особняка по проекту Шехтеля. Буквой "Г" в плане, мужская и женская половины, красивейший внутренний двор с лестницей в сад, огромный холл, столовая, Белый зал...






(фото из книги "Архитектурное наследие Шехтеля)

Вся Москва стремилась попасть на прием к Морозовым в новый дом... вот только семейная жизнь вскоре дала трещину. И рождение 4-го ребенка уже не в силах было вернуть любовь Саввы, увлекшегося театром МХАТ и актрисой Андреевой, что, безусловно, и привело Савву Тимофевича к известному финалу.

Но это потом, а пока он на директорский оклад в миллион двести годовых строит особняк с панно Врубеля, авторской мебелью, чугунным литьем... помогала ли матушка? Думается, что да. Все же это был любимый сын.

Едем далее по Садовому. За зданием МИДа - еще один из красивейших домов Москвы на углу Смоленского бульвара и Глазовского переулка, купленный еще одним сыном Варвары Алексеевны, Михаилом Абрамовичем, после женитьбы на Маргарите Кирилловне Мамонтовой - самой красивой бесприданнице Москвы.


Это их сын изображен на известнейшем портрете Серова

Михаил Абрамович коллекционировал европейскую живопись, импрессионистов. Благодаря ему в числе трех коллекционеров, в России есть работы Матисса, Гогена и т.п. К сожалению, он унаследовал хлудовскую склонность к алкоголизму, и тоже долго не прожил.

Третий сын Варвары Алексеевны, Иван Абрамович, единственный, кто помогал ей с делами Тверской мануфактуры.

Но при этом он прекрасно разбирался в искусстве, сам брал уроки живописи, коллекционирует картины русских и европейских художников.
В начале 1900-х годов покупает у своего дяди Давида старинную усадьбу на Пречистенке, перестраивает ее под руководством арх.Кекушева, убирая излишний купеческий шик.

Знание принадлежит сейчас Академии художеств.

Недавно в здании Генштаба были выставлены из запасников триптихи французских художников Боннара и Дени, выполненные для этого дома.



Женился Иван Абрамович поздно, в 1907г. официально регистрирует брак с давней любовницей, хористкой "Яра" Евдокией, удочеряет собственную дочь.

На этом наша прогулка по морозовской Москве заканчивается. Остается только сожалеть, что доступа в прекрасные особняки в большей части нет.



Рассказать друзьям