Можно ли считать исповедь мцыри исповедью. Сочинение на тему: исповедь Мцыри (Лермонтов)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Как же давно я ждала качественного переиздания этой чудесной повести! В её основе лежат воспоминания Алексея Николаевича Толстого о собственном детстве, а посвятил её автор своему сыну. Она и начинается с трогательного посвящения: «Моему сыну Никите Алексеевичу Толстому с глубоким уважением посвящаю». Именно глубокое уважение писателя к внутреннему миру маленького человека и его чувствам мы наблюдаем в книге. Ему удалось проникнуть в суть переживаний ребёнка, в самую глубину детской души, найти такие простые, но самые правильные слова, которые сумели передать хрупкий, трогательный и до краев наполненный чувствами и ощущениями, яркими событиями и впечатлениями мир детства.
Это замечательная, добрая и светлая история об одном годе из жизни маленького девятилетнего мальчика Никиты. Она о детских радостях и огорчениях, открытиях и приключениях, о взрослении, сомнениях и преодолении собственных страхов, о первом проявлении чувств. В одной из глав мальчишке как раз исполнилось десять, и отец устроил сыну «морской» праздник, так шутливо и мило его поздравив: «Имею честь, ваше превосходительство, донести вам, что по сведениям грегорианского календаря, равно как по исчислению астрономов всего земного шара, сегодня вам исполнилось десять лет, во исполнение чего имею вручить вам этот перочинный ножик с двенадцатью лезвиями, весьма пригодный для морского дела, а также для того, чтобы его потерять».

Язык повествования чист и лёгок, стиль красив – это великолепная проза, пронизанная лирическим, поэтическим чувством прекрасного. А какие волшебные у Толстого описания природы! Никита очень внимателен к изменениям, происходящим в природе, он ощущает себя её неотъемлемой частью, она его завораживает, делает счастливым. Так описывает Толстой момент, когда Никита пошёл провожать домой деревенских детишек, праздновавших в их доме Рождество: «Никита пошел провожать детей до плотины. Когда он один возвращался домой, в небе высоко, в радужном бледном круге, горела луна. Деревья на плотине и в саду стояли огромные и белые и, казалось, выросли, вытянулись под лунным светом. Направо уходила в неимоверную морозную мглу белая пустыня. Сбоку Никиты передвигала ногами длинная большеголовая тень. Никите казалось, что он идет во сне, в заколдованном царстве. Только в зачарованном царстве бывает так странно и так счастливо на душе».
В книге так интересно и дивно описан усадебный быт, празднование Пасхи, Сочельника и детской рождественской Ёлки в дворянском доме, забавы и игры деревенских ребятишек, с которыми дружит Никита. Читать – одно удовольствие!

Иллюстрации Нины Алексеевны Носкович – хорошее изобразительное переложение истории. Они необычные, неяркие, в них использованы оттенки только трёх цветов – жёлтого, синего и коричневого. Но они так интеллигентны и скромны, деликатны и романтичны. На мой взгляд, рисунки замечательно передают лирическое настроение повести и подчёркивают разницу между современным миром и миром дворянской усадьбы XIX века, восприятием людьми той культуры и нынешними - природы, течения времени, жизни вообще.

Исполнена книга качественно: твёрдая обложка, прошитый переплёт, плотный офсет, некрупный, но легко читаемый шрифт. Устаревшие слова разъясняются в сносках внизу страницы.
Меня несколько огорчили опечатки, ведь от «Речи» всегда ждёшь только безупречного качества. На стр. 43 в слово «полозья» прокралась ненужная буква «р», превратив их в «полрзья», а стр. 13 как-то у корректора совсем не задалась – там сразу две ошибки:
«А стёкла-то в футляре нет…»
«В комнате – два морозные окна; сквозь стёкла видна странная, больше обыкновенной, луна».
Из-за этого вынуждена снизить оценку книги.

Повесть имеет автобио­гра­фический характер и основана на воспоминаниях автора о собственном детстве. Повествование ведётся от третьего лица.

Зимой Никите сделали скамейку для катания с горы, и мальчик с утра хотел убежать к крутым речным берегам, но его поймал учитель Аркадий Иванович, «удивительно расторопный и хитрый» человек. Никите пришлось умыться, позавтракать и заниматься сперва арифметикой, потом - чистописанием.

Во время чистописания Никите повезло - привезли почту. Аркадий Иванович, который ждал письма, отвлёкся, и мальчик улизнул. Подойдя к реке Чагре, Никита увидел своих приятелей - мальчишек с «нашего конца» деревни Сосновки. Чуть дальше виднелись их враги, «кончанские» - ребята с дальнего конца деревни.

Накататься вдосталь Никите не удалось - его быстро настиг Аркадий Иванович и сообщил, что пришло письмо от отца из Самары. Он обещал прислать Никите подарок настолько большой, что для него потребуется отдельная подвода, а на Рождество к ним приедет подруга матушки Анна Аполлосовна Бабкина с детьми. Аркадий Иванович тоже получил письмо от своей невесты - самарской учительницы.

Никита попытался разузнать о подарке у своего приятеля из людской. Мишка Коряшонок ничего не знал, зато сообщил о предстоящей битве между «нашими» и «кончанскими». Никита обещал участвовать.

Ночью Никите приснилось, что кот хочет остановить маятник больших часов, висевших в зале на летней половине дома. Мальчик знал: если маятник остановится, «всё треснет, расколется, зазвенит и, как пыль, исчезнет», но пошевелиться не мог. Вдруг Никита совершил отчаянное усилие воли и взлетел. Он увидел, что на футляре часов стоит бронзовая вазочка, и хотел взять то, что там лежит, но злая старушка с портрета схватила его худыми руками, а злой старичок с соседней картины ударил длинной курительной трубкой по спине.

Никита упал и проснулся - его разбудил Аркадий Иванович и сообщил, что с сегодняшнего дня начинаются рождественские каникулы.

В тот же день состоялся бой между «нашими» и «кончанскими». Под напором «кончанских» «наши» дрогнули и побежали. Никите стало обидно, и он изо всех сил ударил главаря «кончанских» Стёпку Карнаушкина, у которого, как утверждал Мишка, был заговорённый кулак.

Это переломило ход боя - «наши» кинулись на «кончанских» и гнали их пять дворов. Стёпка так зауважал Никиту, что предложил ему «дружиться», и бывшие неприятели обменялись ценными подарками.

Вечером было скучно. На чердаке выл ветер. Никита представлял, как Ветер, «мохнатый, весь в пыли и паутине, сидит смирно» и воет от скуки. Тоску прервал приезд Анны Аполлосовны с сыном Виктором, учеником второго класса гимназии, и необычайно хорошенькой девятилетней дочкой Лилей.

Никита был очарован красотой Лили. Когда утром на гуляющих во дворе мальчиков напал бык Буян, Виктор упал от страха на землю, а Никита остановил свирепое животное. За этим подвигом в окно наблюдала Лиля, что очень обрадовало мальчика.

Через день в усадьбу пришёл обоз, в котором был обещанный Никите подарок - двухвёсельная лодка. Несколько вечеров перед Рождеством дети клеили из цветной бумаги украшения для ёлки. Потом в гостиной поставили огромное, до потолка, дерево и украсили его звёздами, пряниками, яблоками и свечами.

Вечером Никиту, Виктора, Лилю и детей из Сосновки впустили в гостиную к ёлке.

Дети разобрали подарки, и праздник начался. Никитина мама Александра Леонтьевна играла на рояле, а Аркадий Иванович водил с детьми хороводы вокруг ёлки. Во время этой суеты Никита ухитрился остаться с Лилей наедине и поцеловать её. После чая Никита пошёл провожать довольных и уставших гостей. На душе у него было легко и счастливо.

Никита предпочитал сидеть дома с Лилей, Виктор же сдружился с Мишкой Коряшонком. Они построили на канаве за прудом снежную крепость и вызвали «кончанских» на бой. Стены из снега не помогли: «кончанские» пошли на приступ, и вскоре «защитники крепости побежали через камыши по льду пруда».

Никита не понимал, почему ему скучно играть с мальчишками. Глядя на Лилю, он чувствовал счастье, «будто где-то внутри у него вертится, играет нежно и весело музыкальный ящичек».

Мальчик рассказал Лиле свой сон, и девочка захотела узнать, есть ли на самом деле на часах бронзовая вазочка, и что в ней лежит. На часах красного дерева в дедушкином кабинете действительно стояла вазочка, в которой Никита нашёл «тоненькое колечко с синеньким камешком». Мальчик немедленно надел это колечко на пальчик Лили.

Гости собрались уезжать. Лиля обещала писать, а Никите казалось, «что всему на свете конец», и он больше никогда не увидит тень от огромного Лилиного банта на стене комнаты.

После отъезда Бабкиных каникулы у Никиты кончились. Аркадий Иванович ввёл новый предмет - алгебру, которая оказалась скучнее и суше арифметики. Отец мальчика, Василий Никитьевич, ожидавший в Самаре получения наследства, написал, что дело задерживается, ему придётся «поехать в Москву хлопотать» и дома он будет только к великому посту.

Письмо расстроило Александру Леонтьевну. Василий Никитьевич давно не был дома, и она боялась, что Никита окончательно забудет отца. Никита же знал, что всегда будет помнить этого весёлого, краснощёкого человека, немного беспечного и легкомыс­ленного. Увлекаясь, Василий Никитьевич мог потратить последние деньги на совершенно ненужную вещь, чем иногда доводил жену до слёз.

Ударили сильные морозы. Никиту редко выпускали во двор. Мальчик ходил скучный и вспоминал о Лиле. Заметив это, Александра Леонтьевна решила, что сын болен. Никите отменили занятия по алгебре, стали давать касторку и пораньше отправлять спать. Повеселел Никита через три недели, когда с юга подул сильный сырой ветер.

Вслед за ветром к старым гнёздам прилетели грачи, и началась весна. Никита ходил сонный, одурелый от ветра и крика грачей, его мучили зловещие предчувствия. Однажды, забравшись в плугарскую будку, Никита начал просить Бога, чтобы всё было хорошо, а ему снова стало легко. Молитва помогла: матушка взглянула на него не строго, как в последние дни, а нежно и ласково, как раньше.

Ночью прошёл сильный ливень, а на следующее утро начался весенний паводок. Днём Никиту напугало известие, что Василий Никитьевич тонет в заполненном талыми водами овраге.

Вечером счастливо спасённый Василий Никитьевичь пил дома чай и рассказывал, как добирался до дома на только что купленном породистом жеребце, не смог перебраться через заполненный водой овраг и действительно чуть не утонул, да мужики вовремя подоспели - вытащили и его, и коня. Александра Леонтьевна была так счастлива, что даже не стала сердиться на мужа за совершенно ненужную покупку.

Три дня у Василия Никитьевича был жар, но долго болеть было некогда - надо было готовиться к севу. Александра Леонтьевна затеяла в доме большую весеннюю уборку. Затем в усадьбе красили яйца и пекли куличи. За неделю родители Никиты так устали, что не поехали стоять великую заутреню, да и Аркадий Иванович, не получивший письма от невесты, пребывал в мрачном настроении.

Никиту отпустили к заутрене в Колокольцево одного, велев остановиться у старинного отцовского приятеля Петра Петровича Девятова. Никита быстро раззнакомился с шестью сыновьями и дочерью Петра Петровича. Братья наперебой жаловались Никите на сестру Анну - страшную ябеду.

После заутрени и пасхального угощения Анна ходила за Никитой по пятам. Мальчику было неудобно и стыдно, да и братья Девятовы начали над ним посмеиваться. Наконец, Никита понял: Анна чувствовала к нему то же самое, что и он к Лиле, но всё равно отверг дружбу девочки.

Пришла весна, между деревьями забегали чёрные дрозды, а в лесу закуковала кукушка. Однажды Василий Никитьевич спросил сына, какая лошадь из табуна ему более по душе. Никита указал на кроткого, тёмно-рыжего мерина Клопика и подумал, что этот разговор был неспроста.

В день рождения Никиты, одиннадцатого мая, на воду пруда была спущена новая лодка. Потом Василий Никитьевич провозгласил Никиту «лягушиным адмиралом» и поднял на флагштоке адмиральский штандарт с изображением стоящей на задних лапах лягушки.

Однажды Никита нашёл желторотого скворчонка, выпавшего из гнезда, и забрал его в дом. Мальчик назвал птенца Желтухиным, смастерил ему домик, кормил его червяками и защищал от домашнего кота. Сначала Желтухин боялся Никиту и думал, что тот его непременно съест, потом привык, научился летать и стал членом семьи наравне с котом Василием Васильичем и ежом Ахилкой.

Желтухин прожил у Никиты до осени и научился говорить по-русски. Весь день скворец летал по саду, а вечером возвращался в свой домик на подоконнике. Осенью Желтухина сманили в стаю перелётные скворцы.

Настали свободные дни между весенними полевыми работами и покосом. Мишку Коряшонка поставили пасти лошадей, и Никита уходил к нему на целый день - учился ездить верхом. Александра Леонтьевна боялась, что сын переломает себе руки и ноги, но Василий Никитьевич не хотел, чтобы из сына вырос «какой-нибудь несчастный Слюнтяй Макароныч» и подарил ему Клопика. Никита научился ухаживать за лошадью и с этого дня ездил только верхом.

Когда настало время созревать хлебам, в поместье пришла засуха. Родители Никиты ходили с озабоченными лицами.

Аркадий Иванович тоже грустил - его невеста не смогла приехать в Сосновку из-за болезни матери и теперь увидится с женихом только осенью, в Самаре.

После обеда, когда родители Никиты прилегли отдохнуть, в комнату влетел Желтухин. Никита налил ему в блюдце воды, скворец напился, выкупался, а потом сел на барометр и сказал «нежным голосом»: «Бурря». И тут Никита увидел, как стрелка барометра с отметки «очень сухо» переместилась к надписи «буря». Вечером началась страшная гроза с проливным дождём. Урожай был спасён.

У Никиты появилась новая обязанность - ездить на Клопике в соседнее село за почтой. Злой пьяница-почмейстер никогда не отдавал газеты и журналы, пока сам их не прочтёт. Шесть раз в год он запивал, и тогда в почтовое отделение лучше было вовсе не входить.

В этот раз Никите снова достались только письма. Одно из них было от Лили. Девочка писала, что помнит Никиту и ещё не потеряла его колечко. На мальчика пахнуло воспоми­наниями о Рождестве и сердце его радостно забилось.

Уже три дня родители Никиты ссорились. Василий Никитьевич хотел поехать на ярмарку, чтобы продать норовистую кобылу, а Александра Леонтьевна не пускала мужа - боялась, что он потратит слишком много денег. Наконец, супруги пришли к соглашению: Василий Никитьевич пообещал жене «не тратить сумасшедших денег на ярмарке», для чего придумал продать там воз яблок.

В итоге яблоки так и остались непроданными, пришлось отдать их в придачу к кобыле. Василий Никитьевич, пряча глаза, сообщил Никите, что совершенно случайно и «страшно недорого» купил партию верблюдов, а завтра пойдёт смотреть тройку серых, в яблоках, лошадей - всё равно дома достанется на орехи.

Наступил август. Василий Никитьевич с сыном целые дни проводил на молотилке и сам подавал снопы в её «пыльные недра». Никите нравилось возвращаться домой на возу, полном свежей, золотистой соломы.

Пришла осень. Василий Никитьевич снова уехал в Самару и через неделю сообщил, что «дело с наследством... не продвинулось ни на шаг». Он не хотел жить вторую зиму врозь, просил Александру Леонтьевну переехать в город и грозился купить «две изумительные китайские вазы».

Александра Леонтьевна не любила город, но известие о покупке никому не нужных ваз побудило её собраться за три дня. Аркадий Иванович, напротив, был рад и предвкушал встречу с невестой.

В белом одноэтажном доме Александру Леонтьевну ожидали две китайские вазы и Анна Аполлосовна, а Никиту - разгневанная Лиля. Она потребовала назад своё письмо, и Никита с ужасом вспомнил, что так и не ответил на него. Мальчик начал оправдываться, и Лиля на первый раз простила его.

Для Никиты кончилось деревенское раздолье и началась городская жизнь в семи необжитых и тесноватых комнатах. Мальчик чувствовал себя пленником - таким же, как Желтухинн в первые дни. Через неделю Никита сдал экзамены и поступил во второй класс гимназии.

Год издания книги: 1922

Книга Алексея Толстого «Детство Никиты» впервые увидела свет в 1922 году и была посвящена сыну писателя. Произведение было достойно оценено как критиками, так и читателями. Это позволило произведению попасть в современную школьную программу, а также способствовало экранизации книги «Детство Никиты». Одноименный фильм был снят в 1992 году.

Повести «Детство Никиты» краткое содержание

Никита проснулся и вспомнил, что вчера один знакомый мужик по имени Пахом смастерил для него Специальную скамейку, на которой он может скатиться с горки. Мальчик очень обрадовался и уже было хотел побежать на улицу, как тут его перехватил учитель Аркадий Иванович. Поэтому Никите пришлось отправиться на завтрак, а после заняться уроками. Долго он сидел за математикой и чистописанием, как тут объявили, что Аркадию Ивановичу пришла почта. Мужчина вышел из комнаты, а Никита тут же прошмыгнул за ним и побежал к своим друзьям.

Главный герой произведения Толстого «Детство Никиты» мгновенно оказался во дворе, где его уже встретили товарищи с его конца деревни, а недалеко играли их враги – «кончанские» ребята, которые жили на краю села. Никита тут же принялся взбираться на горку, чтобы съехать с нее, как тут увидел, что за ним уже бежит учитель. Аркадий Иванович сказал ученику, что одно из писем, которые пришли утром, было от его отца. В нем говорилось о том, что тот готовит для Никиты огромный подарок. А также то, что на праздники к ним в гости приедет подруга мамы со своими детьми. Второе же письмо, полученное учителем, было от его невесты.

Когда Никита лег спать, ему приснился очень странный сон. Ему казалось, что кто-то хочет остановить настенные часы. Желая препятствовать этому, мальчик оттолкнулся и взлетел. На одной из верхних полок он увидел красивую вазу, заглянув в которую, хотел взять себе ее содержимое. Однако старая женщина с картины не дала ему это сделать. Тут сон мальчика оборвался. Открыв глаза, Никита увидел, что подле него стоит Аркадий Иванович.

Далее в повести Толстого «Детство Никиты» читать можем, что на следующий день после этого сна мальчика выпустили погулять, поскольку начались рождественские каникулы. На улице между товарищами Никиты и «кончанскими» ребятами начался бой. Вторые начали выигрывать, как тут главный герой накинулся на главаря противников по имени Степа. Тогда и другие мальчишки подключились. Они гнали «кончанских» еще несколько дворов. Степу поразила смелость Никиты, и ребята подружились.

Вечером приехали гости – Анна Аполлосовна со своими детьми – учащимся второго класса гимназии Виктором и девочкой девяти лет отроду по имени Лиля. Как в Никите очень понравилась девочка. Даже когда они гуляли во дворе, он замечал, что девочка наблюдает за ним из окна, и это придавало ему смелости. Так повесть «Детство Никиты» рассказывает, как однажды на глазах у Лили он даже сумел остановить свирепого быка. Чуть позже мальчик получил подарок от своего отца – большую лодку с двумя веслами. На протяжении нескольких дней вся семья усиленно готовилась к Рождеству – наряжали елку, готовили разные блюда. Праздник прошел очень душевно – дети водили хоровод под аккомпанемент мамы Никиты, Александры Леонтьевны. Все получили свои подарки и сели за большой стол. После ужина Никите удалось даже поцеловать Лилю.

На протяжении всего времени, пока Анна Аполлосовна гостила здесь со своими детьми, Никита проводил время с Лилей. Ему даже неинтересно было, чем там занимаются другие мальчишки. Виктору же наоборот, больше понравилось гулять с ребятами во дворе. Они строили баррикады и проводили разные бои. Но Никите почему-то было с ними неинтересно. Все свое внимание он сосредоточил на девочке. И вот однажды главный герой повести Толстого «Детство Никиты» рассказал Лиле о своем странном сне. Она поинтересовалась, есть ли у них дома такая ваза, которая приснилась мальчику. Подумав, Никита вспомнил, что что-то подобное находится в кабинете дедушки. Войдя в комнату, дети увидели, что в вазочке лежит кольцо с небольшим камушком. Никита тут же надел его Лиле на палец.

Когда гости уехали, Никита очень скучал по Лиле. Грусти ему добавляло еще и то, что каникулы закончились, а потому снова нужно садиться за уроки. Как в особенно не нравилась мальчику алгебра, но делать нечего – приходилось сидеть за учебниками. Отец Никиты Василий Никитьевич написал, что задержится и приедет домой только к Великому посту. Дело в том, что уже несколько месяцев он пытается получить наследство в Самаре, но дело продвигается ужасно медленно, и мужчине необходимо срочно отбыть в Москву. Александра Леонтьевна переживала по этому поводу. Ей казалось, что из-за того, что ее мужа так долго нет дома, Никита забудет отца. Но это не так – мальчик прекрасно помнил своего веселого и улыбчивого папу и ждал его.

Никита часто вспоминал Лилю. Он ходил грустный настолько, что Александра Леонтьевна подумала, что ее сын болен. Она отменила занятия и стала отпаивать его лекарствами. Как только на улице потеплело и прилетели грачи, Никите стало гораздо лучше.

Позже в повести «Детство Никиты» краткое содержание рассказывает, как однажды он услышал новость о том, что его отец тонет подо льдом. Мальчик очень испугался, однако все закончилось хорошо – уже к вечеру Василий Никитьевич был дома. Но происшествие не прошло бесследно – на протяжении нескольких дней мужчину мучал жар. Но болеть долго не было времени – дома кипела работа, все готовились к Пасхе. Родители главного героя так устали во время уборки и приготовления праздничных блюд, что не смогли поехать на службу. Аркадий Иванович также не горел желанием отправляться на заутреню, поскольку был расстроен отсутствием письма от невесты.

Поэтому на службу в соседнее село Никита отправился один. Там ему разрешили остановиться у товарища его отца Петра Девятова. Добравшись до места назначения, мальчик быстро подружился с шестью сыновьями Петра Петровича. Чуть позже он встретил его дочь Анну. Братья девочки жаловались на нее Никите и называли сестру ябедой. После службы Анна ни на шаг не отходила от Никиты. Он понял, что она испытывает к нему то же, что он чувствовал к Лиле. Но ответить взаимностью мальчик не мог.

И вот в произведении «Детство Никиты» наступил май. Месяц, когда Никита отмечал свой день рождения. По этому поводу Василий Никитьевич спустил на воду подаренную на Рождество лодку. Вместе они повесили на нее флаг, после чего отец объявил Никиту адмиралом. Настала теплая погода, и мальчику часто разрешали гулять целый день. В одну из таких прогулок он подобрал маленького скворца, которого позже назвал Желтухиным. Он забрал его к себе в дом и стал дрессировать. Занятия принесли свои плоды – спустя какое-то время птенчик узнавал Никиту, постоянно ночевал в своем домике и даже научился немного говорить. Так до осени Желтухин прожил в доме у мальчика. Но с наступлением холодов улетел в теплые края вместе с другими скворцами.

Пока осень еще не настала, Никита наслаждался свободным временем. Тем более, что родители приняли решение научить его кататься верхом. Сначала, Александра Леонтьевна, конечно, переживала за сына. Но Василий Никитьевич уговорил жену. Чуть позже отец подарил Никите собственную лошадь, которую назвали Клопик. Лето выдалось знойным настолько, что урожай хлеба был под угрозой. Это очень беспокоило родителей мальчика. Да еще и учитель ходил грустным из-за того, что его невеста не сможет приехать, и увидеться они смогут аж в Самаре. Как-то раз в дом залетел Желтухин и закричал: «Буря!». И правда, через несколько часов деревню накрыло густыми тучами и пошел дождь.

Но в произведении «Детство Никиты» автор рассказывает, что с появлением Клопика на Никиту легла и новая работа – он должен был ездить в соседнюю деревню, чтобы забрать свежую почту. Однажды он увидел, что ему пришло письмо от Лили. В нем девочка писала, что до сих пор помнит Никиту и хранит его подарок – колечко с синим камнем. Мальчику стало так тепло на душе. Он вспомнил рождественские каникулы и не смог сдержать улыбку.

Приехав домой, Никита увидел, что родители ссорятся. Дело в том, что Василий Никитьевич хотел поехать на ярмарку и продать там одну из кобыл. Но его жена была против такой задумки – она боялась, что мужчина потратит там слишком много денег и купит что-нибудь ненужное. Отец Никиты часто вел себя именно так. Они пришли к компромиссу, и Василий Никитьевич отправился в путь. После ярмарки он сообщил сыну, что все-таки совершил необдуманную покупку – приобрел несколько верблюдов.

С наступлением осени Василий Никитьевич снова отправился в Самару. Оттуда он написал своей жене, что дело с наследством так и не решилось. Поэтому ему снова придется провести зиму в городе. Но сейчас он уже не хотел жить отдельно от своей семьи. Мужчина предложил Александре Леонтьевне переехать в город и пообещал купить ей две вазы. Женщина нехотя согласилась. Аркадий Иванович тоже обрадовался такой новости – ведь в Самаре ему предстояла встреча с невестой.

В городе семью встретила подруга Александры Леонтьевны со своими детьми. Никита заметил, что Лиля по непонятным причинам сердится на него. Девочка сказала, что обиделась, поскольку не получила ответ на свое письмо. Никите было ужасно стыдно за то, что он забыл написать. Он попросил прощения, и Лиля простила его. С тех пор, как рассказывается в повести «Детство Никиты», герои начали новую жизнь. Мальчик не привык к жизни в городе и поначалу ему казалось, что он находиться в клетке. Но уже через неделю он смог хорошо сдать экзамены, и его приняли в гимназию.

Повесть «Детство Никиты» на сайте Топ книг

Повесть Толстого «Детство Никиты» читать популярно во многом благодаря наличию произведения в школьной программе. Это позволило книге занять высокое место среди . И хотя интерес к повести носит сезонный характер мы наверняка еще не раз увидим ее среди на страницах нашего сайта .

Детство Никиты


Пару лет назад наша старшая, Аня, благополучно перешла на берег классики и сейчас с удовольствием, по собственному выбору, а не ради школьных занятий, читает повести Пушкина и многое другое из «золотого фонда». Следом за ней, почти наступая на пятки, бежит своей читательской дорожкой восьмилетний Макар. Он читает много и самое разное, но я пока не знаю, как сложатся его отношения с классиками. Будет ли наш деятельный, подвижный мальчик, любящий путешествия и военные игры, читать описания природы у Пришвина, у Паустовского, у Толстого? Или перевернет страницы в поисках захватывающего действия? Но ведь настоящая литература - не только погони и приключения, это всегда взгляд внутрь себя и внимательный взгляд на внешний мир. Впрочем, время от времени и мой мальчик останавливается в своем беге и надолго задумывается, как будто прислушивается к тем мыслям и чувствам, которые живут в нем. Значит, действительно, пора. Только вот какую бы книгу ему предложить, чтобы она стала надежным мостиком между его сегодняшним миром обычных мальчишеских радостей и миром русской классики, с ее «вечными вопросами», многослойностью текста, тонкими психологическими наблюдениями?

Мне показалось, что классические повести о детстве - удачный вариант для первого знакомства с серьезной литературой. С Аней мы так и делали: в ее восемь-девять лет читали множество классических повестей из девчачьей жизни, написанных в XIX-м - начале XX века в России и в Англии. И это очень помогло дочке перейти от сказок и волшебства к реальной жизни, помогло осознать, проговорить, описать собственные девчачьи переживания.

О детстве мальчишек русскими классиками тоже написано предостаточно. Лев Толстой, Аксаков, Гарин-Михайловский, Горький - далеко не полный список, хорошо известный из школьной программы. Но их герои как-то уж слишком далеко отстоят от моего мальчика - и по времени, и по социальному статусу. А мне хотелось найти книгу, с которой сын сроднился бы сразу, с первого чтения. Это должно быть что-то совершенно особенное, невероятно привлекательное. Может быть, «Детство Никиты» Алексея Толстого? Какая это лучезарная, счастливая книга, я помнила по собственным детским переживаниям. Это была одна из книг, буквально рассыпавшаяся по листочкам от бесконечного перечитывания. Конечно, довольно рискованно предполагать, что и мой мальчик точно так же ею очаруется. Но почему бы не попробовать? Тем более что Макар и Никита почти ровесники. И мы попробовали.

«Никита вздохнул, просыпаясь, и открыл глаза. Сквозь морозные узоры на окнах, сквозь чудесно расписанные серебром звезды и лапчатые листья, светило солнце...» Мне всегда нравилось это место, оно как-то сразу наполняло солнцем все следующие страницы. Алексей Толстой описывает мир девятилетнего мальчика так свежо и ярко, что невольно начинаешь подражать ему - вглядываться, вслушиваться. Первоначальное название - «Повесть о многих превосходных вещах», с которым эта автобиографическая книга увидела свет в Берлине в 1922 году, где Толстой жил, эмигрировав из революционной России, предельно полно отражает суть авторского метода письма - неустанно обращать внимание на красоту и подробности повседневности. Мы в своих ежедневных заботах ее почти не замечаем, и наши дети, вынужденные жить в нашем ритме, тоже заражаются таким поверхностным видением. А «Детство Никиты», по счастью, дает уникальную возможность научиться наблюдать жизнь не спеша, стать если не таким же зрячим, как талантливый писатель, то хотя бы чуточку более внимательным.

И хотя я знаю текст во многих местах почти наизусть и мне хочется побыстрее показать сыну, какой замечательный этот Никита, специально стараюсь читать как можно медленнее, некоторые места буквально выпеваю, растягиваю. Когда-то давно я подсмотрела этот прием у своей подруги, которая так читала «Одиссею» Гомера с пятиклассниками. Это называлось «медленное чтение». Вместо традиционной тренировки в скорости чтения они учились вникать, понимать, вчувствоваться в текст. И для этого старались читать за одну минуту не как можно больше, а как можно меньше. И у них действительно получался настоящий, торжественный древнегреческий гекзаметр, они обращали внимание на множество интересных деталей в тексте, которые наверняка проскочили бы, если бы читали, как обычно. Мы тоже стали читать с Макаром похожим образом, всего одну главу каждый вечер, как бы нам ни хотелось устремиться следом за разворачивающимся сюжетом. И удивительно - с первых же страниц «скучные» описания природы засияли красками, и нам было что обсудить с сыном.

«Никита вылез из кровати и на цыпочках прошелся по горячим солнечным квадратам на полу...» Раньше Макар никогда не обращал на них внимания, а теперь всякий раз, когда в солнечный день видит их в своей комнате, радуется как хорошим знакомым. Теперь в нашей общей с ним читательской копилке есть и «гниловатый сладкий запах яблок» (точно, как у нас в деревенском подполе!), и «глубокие человечьи и частые собачьи следы» на снегу (как бывает зимой в нашей деревне!), и «черная вода по ступицу» в апрельском овраге, и запах кожи и конского пота (как в нашей конюшне!). Раньше все это было просто воздухом нашей загородной жизни, детских занятий верховой ездой. Как и положено воздуху - незаметным. А теперь сын, научившись обращать внимание на художественные детали, в изобилии рассыпанные в тексте, замечает многое вокруг себя. И сам пытается описывать более внимательно и рассказывать более образно.

Когда мы добрались до главы «Будни», пятилетний Митя, который тоже время от времени подсаживался послушать, спросил: а что это такое «будни»? Новое, неизвестное для него слово. «Обычные дни, не праздники», ‒ сказала я поскорее, чтобы продолжить чтение. Но Макару это объяснение показалось, видимо, недостаточным. «Нет, Мить, будни - это дни, когда тебя будят в школу, рано-рано. А выходные ‒ когда ты выдыхаешь, расслабляешься». А ведь действительно!

«Детство Никиты» дало сыну замечательную возможность прожить вместе с главным героем почти целый год жизни, наблюдая за его мальчишескими проделками и обнаруживая во многом сходство характеров, сродство душ. Оказывается, и Никите тоже было скучно писать бесконечные диктанты и решать задачки, он сбегал без спроса на речку. Совершенно живой мальчик, а не придуманный, книжный, ‒ жаль, что нельзя встретиться с ним. Сын очень быстро включился в свой собственный внутренний диалог с Никитой, оценивал его лихость в стычках с деревенскими мальчишками и скачках на лошади (сейчас Макару и самому это становится очень важно).

Особая тема - отношения Никиты и Лили, приехавшей в гости на рождественские каникулы. Я благодарна Алексею Толстому за то, что он сумел так чисто, светло и глубоко описать переживания влюбленного мальчика. Потому что я не знаю, какими словами говорить с детьми о любви, когда она вдруг настигает их в восемь лет. Отмахнуться нельзя, а как говорить - непонятно. И здесь происходившее с Никитой помогло самым неожиданным образом. Потому что мы вроде бы обсуждали то, что случилось с книжным героем, а сын получал важные ответы о собственных переживаниях.

Конечно, «медленное чтение» помогло нам и в освоении словаря русской усадебной жизни конца XIX века. Вообще-то для многих юных читателей это очень серьезная трудность, которая часто останавливает их в желании читать классику. К счастью, у Макара есть опыт путешествий по подмосковным усадьбам, так что ему легко было вообразить, «овеществить» весь этот предметный усадебный мир. Как хорошо, что мы никуда не торопились, а именно проживали книгу день за днем, читая ее почти месяц. И все равно книжка как-то слишком быстро закончилась. И тогда мы начали ее снова.

Елена Литвяк

Пребывая в эмиграции во Франции и безмерно мечтая вернуться на Родину, создавал граф Алексей Николаевич Толстой свое самое поэтическое произведение "Детство Никиты".

Замысел автобиографического произведения

Жил он в имении своего отчима А. А. Бострома, которого любил как родного отца, под Самарой, в усадьбе Сосновка. Главного героя - мальчика Никиту - писатель наделил собственным богатым воображением и впечатлительностью. Образы его родителей писатель создал по типажу собственных. Причем маму Никиты зовут так же, как и маму Алексея Толстого - Александрой Леонтиевной. Образ учителя Аркадия Ивановича создан, основываясь также на реальной личности - репетиторе Аркадии Словоохотове. Автор, не переименовывая, ввел в канву повествования своих друзей детства - Мишку Коряшонка и Степку Карнаушкина. Богата разнообразными персонажами повесть "Детство Никиты". Краткое содержание произведения предельно кратко можно выразить как погружение читателя в сказочный мир детства.

Увлекательный мир Никиты

В произведении дается подробное описание самого дома, его хозяйственных построек, не пустующих хлева и конюшни, сада, пруда, плотины.

Дается детское восторженное описание его таинственных комнат и тесненных переплетов давних книг в библиотеке. Этот дом хранит семейные предания о прадедушке Африкане Африканыче, измученном Он, по рассказам Николиной матушки, вел странный образ жизни. Ночью читал и писал, а днем спал. Хозяйство дедушка забросил, дворовые разбежались от него, на полях росла трава...

Украшено многими красочными и сочными сценами созерцания природы произведение "Детство Никиты". Краткое содержание повести можно свести к этому единению мальчика с природой. Он не просто ощущает себя ее частью, но и воспринимает ее через дофантазированные собой образы. Например, скворец в восприятии Никиты наделен до такой степени, что получил прозвище Желтухин. Кота главный герой называет не иначе, как Василий Васильич, поэтизирует он и коней отчима, и всякую увиденную птицу, будь то яркая иволга или голосистый жаворонок.

Начало повести

С главы "Солнечное утро", начинается "Детство Никиты". Краткое содержание повести - об играх с деревенской ребятней посреди очарования сугробов, покрывающих избы до самых дымоходов; шалый поток весенних вод; темный сад, освещаемый июльскими молниями; сентябрьские плотные, как молоко, туманы. Мальчик видел, как вся жизнь людей посреди этого повторяющегося хоровода времен года проходит органично и естественно, а рождение и смерть подобны восходу и закату солнца.

Специфическую детскую логику повествования в этом произведение не может не отметить написанное нами краткое содержание. Толстого "Детство Никиты", во время работы над ним, самого ввело в особое восторженно-ностальгическое настроение, что он и сам отмечал в воспоминаниях. Очень трепетно автор рассказывает историю о том, как он, небезразлично относящийся к сестре Лиле, вместе с ней обнаружил в пустующей комнате имения кольцо, которое прадедушка когда-то подарил своей любимой. Кольцо лежало внутри вазочки со львиными головами, стоявшей на стенных часах несколько десятков лет. Причем сама Лиля (Никита надел ей колечко на пальчик) удивительно напоминала прабабушку, портрет которой в амазонке с вуалью висел на стене в тайной комнате. Проникновенно написал об этом эпизоде Алексей Толстой.

Произведение автобиографического характера

Что мы заметим, если выделим из авторского повествования о самом романтическом году жизни главного героя сжатое, краткое содержание? Толстого "Детство Никиты", следуя правилам жанра, продолжило традицию Льва Николаевича Толстого («Детство, отрочество, юность»), М. Горького ("Детство", "В людях."), С. Аксакова ("Детские годы Багрова внука").

Все эти книги ценны для прочтения взрослыми людьми, особенно родителями. Они - автобиографичны и помогают осознать, как мыслит ребенок, поясняют мотивы его поступков. Впрочем, если говорить об авторском стиле этих художественных автобиографий, то следует указать, что Алексей Толстой - единственный из всех вышеупомянутых классиков, который повествовал о детстве от третьего лица.

Поэтизация мальчиком времен года

Описание весны и просыпающейся природы также входит в краткое содержание книги "Детство Никиты", поскольку занимает значимое место в книге. Ведь главный герой сам отождествляет себя с природой, искренно считая по велению души, что все природные богатства вокруг - родные ему. Его приводят в восторг десятки тысяч ручейков от тающего в марте снега в степи. Он, наслаждаясь, дышит полной грудью весенним "острым и чистым" воздухом. И чем-то очень значительным казался ледокол на реке, когда она показывала свой буйный нрав, поднимаясь над плотиной, и с шумом ниспадала в омуты.

А далее Алексей Толстой пишет по-детски восторженно о майских медовых трелях иволги. О плавающем в знойном летнем небе степном орле рассказывает нам "Детство Никиты". Очень краткое содержание этого произведения неизменно указывает на связь формирующейся личности главного героя с окружающим его миром. Не это ли является определяющей чертой детства? Возможно, к осознанию этого нюанса подводит нас Алексей Толстой?

Потребность мальчика ощущать это единство чрезвычайно важна для его личности. Поэтому даже учитель Аркадий Иванович не журит его, когда он сбегает с урока, чтобы посмотреть на реку. Неслучайно автором в главе "На возу" использовано столь романтичное сравнение: "На возу, словно в колыбели, Никита плыл под звездами, глядя на далекие миры".

Заключение

Первоначальное название произведения звучало как "Повесть о многих превосходных вещах". Очевидно, что оно писалось автором в едином творческом порыве, на одном вдохновении.

Последняя глава повести имеет короткое название - "Отъезд". Ее концовка начинается сообщением о том, что Никите удалось сдать экзамен к поступлению во второй класс. А завершается книга грустной фразой: "Этим событием кончается его детство".



Рассказать друзьям