Музей ретро трамваев. Музеи трамваев и троллейбусов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В 2008 году в Санкт-Петербурге презентовали современный музей транспорта Спб. Как правило, музей известного городского электротранспорта в Санкт-Петербурге делится на три части. Экспозиции музея состоит из освещающих этапов становления и развития троллейбусного и трамвайного сообщения. В этом месте представлены старые модели троллейбусов и трамваев. Гости могут увидеть различные музейные материалы.

История

Открытие первого музея произошло 29 сентября 1967 года. Музей электрического транспорта на Васильевском острове в Санкт-Петербурге расположен на трамвайном складе, построенном в 1906-1908 годах. Музей был основан в 1967 году. Его основное внимание уделяется истории трамвайных и троллейбусных маршрутов в Санкт-Петербурге. На сегодняшний день коллекция насчитывает 45 восстановленных трамваев и 18 троллейбусов, а также моделей (в том числе моделей конных машин предшествовавших электрическим трамваям).

В галерее также представлены фотографии, обмундирование, кассовые аппараты и другие произведения, касающиеся работы трамвая. Посетители могут посетить музей в течение часа. На территории проводятся экскурсии как на русском, так и на английском языке. Экскурсию с англоговорящим гидом следует забронировать раньше через интернет. Во время своих визитов посетители могут зайти в каждую машину, если они того пожелают.

Описание музея

Сегодня здание позволяет следить за развитием общественного транспорта Санкт-Петербурга с начала XX века. Основным преимуществом выставки является ее полная интерактивность, почти все экспонаты представляют собой аутентичные образцы оборудования из разных эпох. Посетители могут рассматривать их, заходить внутрь даже ездить на трамвае или автобусе. Обновление исторических памятников общественного транспорта - основная задача сотрудников музея. Здесь также проводятся важные мероприятия с целью улучшения и развития культуры использования городского электротранспорта (трамваев и троллейбусов) в России.

В последние годы быстро набирает популярность и среди людей, которые интересуются историей транспортного сообщения. Также роль данного музея значительно растет в культурной жизни: с 2011 года он принял участие в международном мероприятии «Ночь музеев» и в фестивале музейных программ «Детские дни в Петербурге».

Важно! В музее активно участвуют волонтеры, которые помогают и поддерживают поиск и доставку исторических технологий на Васильевский остров. Все реставрационные и ремонтные работы проводятся на территории музея с 2011 года.

Немного истории про вагоны

В 1982 году появился репликар английского вагона Brush (именно они впервые вышли на городские маршруты в 1907 году). Трамвай, ставший одним из первых экспонатов музея, был построен на базе служебного вагона МС-1 1929 года. Впоследствии он использовался как экскурсионный и даже участвовал в киносъемках. Так, его можно увидеть в фильмах «Как стать звездой» (1986 г.), «Собачье сердце» (1988 г.) и других картинах.

Вторая половина восьмидесятых годов была выделена для создания коллекции трамвайных вагонов. Это произошло по инициативе Андрея Юрьевича Ананьева - главный инженер в трампарке № 7. В сентябре 1997 года был выполнен маршрут Brush (Бреш). Коллекция состояла из трамваев категории ЛВС-86А (первый в России с двигателями переменного тока) и трехсекционный восьмиосный ЛВС-93, которые передали в музей спустя несколько лет.

Функциональность комплекса

Экспозиция

Музей горэлектротранспорта в городе Спб функционально разделен на три части. В первой размещены непосредственно экспозиции по истории развития электротранспортного сообщения в городе, организации работы парков и подвижного состава с 1860 года по наши дни. Все это находится на стендах в большом помещении второго этажа здания депо № 2 общей площадью 203 кв. м.

Важно! Трамвайный парк должны были ликвидировать. Специалисты решили сохранить лишь некоторые фрагменты.

Вторая часть представляет собой открытую площадку из пяти железнодорожных путей площадью 1015 кв. м, на которых размещены 16 отреставрированных трамвайных вагонов выпуска с 1900 по 1989 годы. Все экспонаты в рабочем состоянии и сдаются руководством музея в аренду для церемониальных и экскурсионных поездок. В депо, кроме того, имеется экспозиция из четырех отреставрированных троллейбусов.

Как можно заказать экскурсионный тур в музей

Экскурсии

Экскурсии проходят в только по выходным. Гостям предлагают интересные экскурсии, где рассказывают детали о развитии транспортного сообщения в Северной столице. Режим работы: 10:00, 11:30, 14:00 и 16:00. Персональный экскурсовод расскажет об особенностях развития представленной техники.

Жители Северной столицы могут заказать проведение экскурсии для организованных групп на определенную дату и время. Для этого нужно заранее позвонить по телефону +7 812 321-54-05.

Расписание работы музея

Со среды по воскресенье возможно свободное посещение (кассы закрываются в 16:30), экскурсии проводятся только по выходным. Приобрести билет в петербургский музей в Спб автобусов можно заранее на официальном портале .

Музей трамваев Спб находится на территории бывшего Василеостровского трамвайного парка (трамвайного парка № 2) и является подразделением СПб ГУП «Горэлектротранс». Здесь можно увидеть ретро трамвайчик и электрический троллейбус (в том числе «первый трамвай», запущенный в Петербурге в 1907 г.). В музее 45 вагонов трамваев и 18 троллейбусов. Некоторые из них находятся на ходу и используются для городских парадов, киносъемок, экскурсий (за дополнительную оплату).

Обратите внимание! В данный момент часть территории парка занимает единственный в Санкт-Петербурге Музей городского электрического транспорта.

«Васильевский трамвайный парк» был открыт в сентябре 1907 года. Специалисты разработали специальный проект, чтобы запустить электрический трамвай в Санкт-Петербурге. В 1922 году название «Василеостровский» было изменено на № 2 и имя А.П. Леонова.

По состоянию на февраль 2018 год музей работает со вторника по воскресенье. Вход в музей на экскурсию городского электротранспорта осуществляется четыре раза в день: в 10:00, 11:30, 14:00 и в 16:00. Чтобы посмотреть стоимость в музей трамвая в Спб, нужно посетить официальный сайт . Обычно цена на 2018 год - 250 рублей для взрослых, 70 руб - для льготных категорий граждан (школьники, студенты дневной формы обучения, пенсионеры, работники ГЭТ), дети до 5 лет - бесплатно. В музее разрешена фотосъемка.

Контакты для посещения музея в Спб

Основная информация

Для того чтобы добраться до месторасположения, нужно ознакомиться с информацией.

Адрес: Средний проспект В.О., 77А, Санкт-Петербург, Васильевский Остров, Россия, 199106

Время работы: Открывается/Закрывается в 18:00

Контактный телефон: +7 812 321-54-05

Билеты можно приобрести онлайн на официальном портале .

Музей электротранспорта в Санкт-Петербурге официальный сайт: www.getmuseum.ru

Многие туристы обычно задаются вопросом, как можно добраться до музея. Самый простой способ: на метро до Василеостровской, дальше на маршрутке К-44, она стоит напротив метро прямо у входа в ресторан McDonalds, или К-30.

Обратите внимание! Время в пути 5-7 минут, пешком же идти больше минут 20-25.

Кроме наземного транспорта с площади курсирует маршрутка каждые 30 минут. Стоимость билета составляет около 70 рублей.*

Полезные сведения для посетителей музея в Санкт-Петербурге

Полезные услуги для туристов

Музей электротранспорта в Спб находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона. В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.

В завершение следует отметить, что здания Василеостровского трампарка возведены с использованием образцов металлической и железобетонной конструкции. Уникальные три здания имеют свои назначения, то есть их распределили по категориям. Сооружение депо делится пополам на два так называемых «полусарая» поперечной капитальной стеной с 8 проездами. Административные здания, которые располагаются в данном музее, формируют фронт застройки по Среднему проспекту. Они были построены в 1908-1915 годах.

*Цены актуальны на сентябрь 2018 г.

«Вход» в депо №1 Нижнего Новгорода (В музей)

История трамвая и троллейбуса

На, так называемую, «ночь музеев» в 2014 году в Нижнем Новгороде мы попали в музей трамваев , а точнее электротранспорта . Эта малоизвестная достопримечательность расположена недалеко от центра (на территории депо №1), но, не смотря на это, добраться туда не очень просто. Мы приехали на машине, с трудом нашли место для парковки на маленьком пятачке перед воротами и прямо по рельсам вошли. Осмотр занял минут сорок, успели немного пообщаться с «экскурсоводом», которая провела обзорную экскурсию для стихийно образовавшейся группы. К сожалению, с нами был всего один «лакмусовый» ребенок:), но бегал и дергал рычаги он за троих.

О том, где находится трамвайный музей и как туда добраться, смотрите , а пока…

9 трамваев и 2 троллейбуса, которые когда-то катались по улицам города, позволяют оценить историю электротранспорта в Нижнем Новгороде от самых начал до наших дней. А началось все в 1896 году с трамвая «Эрликон», который в коллекции представлен восстановленным для съемок фильма в 1987 году экземпляром. Кстати, не считая киевского, который сейчас российским не считается, нижегородский трамвай – первый в России .

«Эрликон» на выходе из Нижегородского Кремля (Из книги Ю.М.Коссого «Ваш друг трамвай»

Любой экспонат можно трогать руками. Посидеть в кабине водителя, на пассажирских «лавочках», от деревянных до кожзамовских, подергать ручки. Это ли не счастье для ребенка. Да и взрослые с радостью представляют, с каким «комфортом» передвигались в городском транспорте наши предки. Узкие и широкие двери, удобные и не очень лесенки, «эргономичные» пассажирские места и строгие водительские. Детям раздолье.

Обратите внимание на современную доработку:). Измеритель скорости, типа, «воздушный шарик». В данном случае, измеряется скорость ветра, но если сосредоточиться (а кому-то расслабиться)… кажется, что едет трамвай.

В сравнении с здесь чище, присутствуют таблички, да и вообще, музей трамваев расположен практически в саду. Техника поддерживается в приятном глазу состоянии. Говорят, что можно попасть на экскурсию, хотя и сложно, а в здании депо имеется комната с макетами и фотографиями. Мы пока этого не оценили, но надеемся попасть, прокатившись на трамвае-кафе , курсирующему по Нижнему Новгороду. Одна из остановок, как раз, в музее электротранспорта.

Традиционно пройти виртуально вместе с нами по музею электротранспорта можно с помощью галереи.

Интересный кусочек информации мы услышали от одной женщины, то ли экскурсовода, который тут тусовалась, то ли нет. Она кое-что рассказала и про трамваи и про троллейбусы.

История такая. Первый троллейбусный маршрут запустили аж в середине XX века. Оцените, разница между появлением трамвая и троллейбуса в Нижнем Новгороде более 50 лет . Несколько опытных водителей автобусов отправили учиться в Москву, дело было незнакомое и ответственное. Один из этих водителей стал, в последствии, директором депо. И перевозили эти надежные люди пассажиров всего лишь с пл. Горького на пл. Минина. Как я понимаю, пл. Горького тогда называлась «1 Мая», что можно увидеть на экспонате-троллейбусе. Рассказ был завлекательным, и нам захотелось попасть в музей истории трамвая и троллейбуса, уже по билетам, с экскурсией.

Не нарочно, мы залезли в стоящий на нормальных путях современный трамвай. Панель приборов впечатляет количеством тумблеров и стрелочных приборов. Вернулись к «истории» — вот тут все ясно, вот рычаг — можно дергать.

Покидать статью во время чтения запрещается! :)

В музее присутствует уникальная техника.

Трамваи
  • Эрликон. Бельгия. 1896г
  • Серия Х. Усть-Катавский и Мытищинский заводы. 1926-1941 гг
  • Серия КМ. Завод «Красное Сормово»(Нижний Новгород). 1926-1939 гг
  • Серия ЛМ (ЛМ-49 и ЛМ-57) Завод «Ленинградский Моторный». 1949 и 1957 года, соответственно.
  • Серия РВЗ (РВЗ-6 и РВЗ-7). Рижский вагоностроительный завод. 1960-1987. РВЗ-7 – единственный в мире сохранившийся вагон.
  • Серия МТВ (МТВ-82) Тушиский, Рижский заводы. 1947-1961 гг
Троллейбусы
  • МТБ-82 Тушинский завод. 1946-1961 гг
  • ЗиУ-5. Завод им. Урицкого в Энгельсе.1961-1972 гг

Упрощенная схема трамвая

Для того, чтобы уверено объяснять детям, что есть что в экспонате, простой рисунок.

Упрощенная схема электротранспорта

  1. Вагонные тележки . Между колесами расположен тормоз .
  2. Токоприемник . Он же бугель . Он же пантограф . Он же, просто, дуга .
  3. Кабина , внутри которой расположен контроллер водителя – рычаг, вместо руля. В современных трамваях, вместо рычага применяется педаль.
  4. Салон вагона.
  5. «Колбаса» – сцепка для соединения вагонов между собой. Когда то на них каталась ребятня.

Примерный процесс управления: водитель поднимает пантограф («дугу») и включает вагон, постепенно поворачивая ручку контроллера или нажимая на педаль подает на тяговые двигатели всё больший и больший ток, и вагон ускоряется. По достижении требуемой скорости водитель устанавливает ручку контроллера в нулевое положение, ток выключается, и вагон движется по инерции. Для торможения контроллер устанавливается на тормозную позицию.

Личная оценка

Плюсы

Наличие экскурсии и табличек. Не высокая стоимость. Интересные экземпляры техники.

Минусы

Неудобное расположение, с точки зрения ближайших остановок. Некоторые сложности с тем, чтобы попасть в музей индивидуально.

На Среднем проспекте ВО пока ещё есть музей электрического транспорта на территории бывшего трамвайного парка №2. Пока ещё - потому что на землю этого парка положили глаз и планируется построить там очередной общественно-деловой центр. Музей при этом может прекратить существование или как минимум лишиться подъезных путей. А ведь многие из экспонатов на ходу и периодически их можно видеть на улицах города и даже прокатиться. Помимо самой коллекции здания парка сами по себе представляют историческую ценность - это старейший трамвайный парк города. Погоня за наживой грозит интересному и уникальному месту Петербурга.


ЯТБ-1 (Ярославский автомобильный завод) 1936 года выпуска. В Ленинграде эксплуатировались с 1936 по 1953 годы.

На данный момент единственный в мире сохранившейся экземпляр. Его нашли на дачном участке в 1996 году, где троллейбус служил в качестве вагончика.

Реставрация шла 4 года и именно с него по сути началась коллекция этого музея.

МТБ-82Д 1947 года выпуска. В Ленинграде эксплуатировались с 1947 по 1974 годы.

Не очень понятно зачем такая не аэродинамичная ниша, создаваемая лобовым стеклом.

Данный троллейбус ездил по улицам Ленинграда с 1947 по 1967 годы, намотав более полутора миллионов километров.

Его как и ЯТБ-1 нашли на дачном участке в плачевном состоянии.

Фирменные цвета троллейбусов этой модели сине-желтые.

ЗиУ-5Г 1967 года выпуска.

Серийно выпускались с 1959 по 1972 годы. За это время было произведено более 16000 экземпляров.

ЗиУ-682Б 1973 года выпуска. Данный троллейбус эксплуатировался с 1973 по 1986 годы.

ЗиУ - расшифровывается как завод имени Урицкого, нынешняя Тролза. В некоторых моделях Тролзы салон не сильно изменился.

На смену плавным обводам и формам 50-х - 60-х годов в автомобилестроении пришли рубленные и граненые, вплоть до такого.

КТГ-1 1980 года выпуска. Грузовой троллейбус производства киевского завода электротранспорта способен работать как от контактной сети, так и от ДВС.

Здесь же был припаркован Москвич в очень приличном состоянии. Не спрашивал, но скорее всего это чья-то машина из сотрудников парка.

КТГ-2 1987 года выпуска.

Ещё один КТГ ждёт реставрации. Вот только дождётся ли?

ЗиУ-682УА ждёт реставрации в уголке.

Троллейбус из экспортной партии в 5 штук, предназначенной для Аргентины. На заводе Урицкого был отдельный цех для экспортного производства, а для каждой страны прибавлялись свои буквы к индексу 682. 682УА - для Аргентины. Были забракованы в Ленинградском порту и остались работать в троллейбусных парках в качестве служебных или учебных.

Трамвайная часть экспозиции:

ЛМ-49 1950 г.в.

Ленинградский вагоноремонтный завод.

Много дерева в салоне смотрится непривычно.

ЛМ-57 1967 г.в.

Ещё застал такие билетные кассы в наших городских автобусах, только немного другого вида.

ЛМ-68 1974 г.в.

Всего с 1968 по 1975 годы было выпущено 365 штук.

За годы эксплуатации выявились недостатки конструкции, которые исправили в следующей модели ЛМ-68М.

Пульт управления.

71-605, он же КТМ-5. При взгляде на него вспомнились строчки "громыхая как 2000 бронетранспортёров подъехал трамвай, и я в него прыгнул".

Рядом вагон 0944 - тоже КТМ-5, только в более приличном виде.

ЛВС-89. Советский опытный восьмиосный сочленённый трамвайный вагон. ЛВС означает «Ленинградский Вагон Сочленёный». Единственный экземпляр построен на Петербургском трамвайно-механическом заводе в декабре 1989 года (отсюда индекс 89 в названии вагона). В 1990 году был занесён в Книгу рекордов Гиннесса как самый длинный вагон.

Общая длина трамвая составляет 30 метров.

На заднем плане 71-88Г 1990 г.в.

На переднем плане МС-4 1933 года выпуска, построен на Путиловском заводе. МС - обозначает моторный стальной.

"Наконец-то!" - думал я, читая новости о том, что в Москве появился музей общественного транспорта. Вообще он уже был в Москве в 2001-2002 годах и располаглся на территории трамвайного депо имени Баумана, но в связи с начавшимся строительством, был закрыт, а экспонаты хранились в самых различных парках и депо и демонстрировались лишь эпизодически. Теперь же историческая несправедливость исправлена и не нужно ждать парадов или специальных выставок, чтобы увидеть ретротроллейбусы. На мой взгляд, это очень важное событие в жизни городского транспорта


1. Музей находится на улице Рогожский вал. Многим это место знакомо, как музей ретро-автомобилей. Действительно, это один и тот же музей, только теперь его передали Мосгортрансу и дополнили экспозицию общественным транспортом

2. Часть экспонатов пока что лишь ждёт своего времени на площадке на улице, как, например, троллейбусы (слева направо ТБЭС-ВСХВ, СВАРЗ-МТБЭС и МТБ-82Д)

3. Автобусы: достаточно популярный в своё время Икарус 280

4. Труженик ЛиАЗ 677. Самое интересное, что автобусы, выставленные на улице, в парадах не участвовали

5. ЛАЗ-695Н

6. Вообще на территории довольно интересно

7. Будущие экспонаты ожидают реставрации

8. Кстати, вход на территорию свободный, так что можно пользоваться моментом

9. Один из красивейших троллейбусов был создан для для экскурсий по ВДНХ (в прошлом ВСХВ), он использовался на специальном кольцевом маршруте длиной 9,5 км

10. Сам музей расположен в здании бывшего автомобильно-экспедиционного комбината № 4, который был закрыт в 1999 году. Здесь оборудован "красный уголок"

11. Основную массу экспонатов представляют, конечно, автомобили, доставшиеся в наследство

12. Интересное дело, когда это был музей ретро-автомобилей, я всё откладывал его посещение, а тут сразу пришёл

13. Автомобилей преогромное количество, их можно часами осматривать

14. В своё время сюда переехали экспонаты из закрывшегося музея АЗЛК, так что москвичей тут очень много. Вот, например, послевоенная модель, в изготовлении которой использовались деревянные детали, благодаря чему она получила прозвище "Буратино"

15. Автобусы же здесь совсем недавно, и пока что распределены по остаточному принципу. ГЗА-651, служебный автобус малой вместимости

16. Иногда они стоят вплотную друг к другу и осмотреть их полностью невозможно.

17. Детали ЗИС-154

18. И не всегда прослеживается преемственность. ЗИС-155

19. ЗиЛ-158. В связи с возраставшей потребностью больших советских городов во вместительных автобусах и невозможностью дальнейшего наращивания параллельного выпуска автобусов на ЗИЛе из-за увеличения производства грузовиков, выпуск модели ЗИЛ-158 в 1959-1960 гг. был передан на Ликинский автобусный завод

20. ЛиАЗ-158. По сути та же самая модель. Собственно с этого момента Ликинский завод стал автобусным. Что интересно, ЗиЛа по сути уже нет, а ЛиАЗ выпускает новые модели

21. Прицеп к ЗиЛ-158, в итоге получался автопоезд

22. Туристический автобус ЦАРМ (Рица), автобус-кабриолет, использовался на советских курортах: в Сочи, Сухуми и в Крыму

23. РАФ 976 - модификация автобуса РАФ-251. В основном их использовали для служебных перевозок во многих регионах СССР, хотя в Латвии эти автобусы встречались и на городских маршрутах.

24. ПАЗ-672, автобус малой вместимости, ранее в парадах и выставках вроде как замечен не был, если память не врёт

25. ЗиС-8, старейший автобус Москвы 1934-1936 годов. К сожалению, оригинальных автобусов не сохранилось, этот экспонат воссоздан Мосгортрансом, при этом рама использована от ЗиС-12

26. АКЗ-1, выпускался заводом Аремкуз на базе шасси грузовиков в послевоенные годы, когда с автобусами было сложно

32. Волга

Музей однозначно заслуживает внимания и рекомендуется к посещению любителям транспорта и не только. Но остались вопросы после посещения. Во-первых, куда будут перемещать автомобили, место которых займут автобусы и троллейбусы. Во-вторых, трамваев тут не будет, соответственно, где же их разместят, на какой площадке? Мне кажется, идеальным была бы организация выставки на месте депо-парка имени Щепетильникова на Лесной, там и контактная сеть для троллейбусов есть, и рельсы рядом, так что был бы охвачен весь электротранспорт, а все автомобили могли бы остаться на Рогожском валу. Поживём-увидим

К сожалению, нормально музей профункционировал только два года. Осенью 2001 года приказом мэра Москвы Ю. Лужкова музей был выселен из Бауманского депо в связи со строительством электродепо «Ростокино », относящегося к ММТС . Первоначально Лужков пообещал выделить музею место в подэстакадном пространстве третьего транспортного кольца , который так и не был построен, однако музей до 2016 года был вынужден хранить свои экспонаты на необорудованной площадке на территории Трамвайно-ремонтного завода на Волочаевской улице. Экспонаты долгие 15 лет хранились под открытым небом. С 2014 года некоторые экспонаты размещаются в бывшем 4-м троллейбусном парке и в музейном запаснике 4-ого автобусного парка.

Позднее Лужков обещал выделить музею место в районе Строгино , однако и это обещание не было сдержано. Впрочем, вряд ли строгинская площадка позволила бы музею полноценно функционировать: район этот расположен неудобно в транспортном отношении. К тому же, в районе имеется изолированная от основной сети города трамвайная сеть, что почти исключает возможность использования исторических трамваев музея в киносъёмках и организации парадов исторической техники в центре города. К тому же размеры площадки, которую собрались выделить музею (65 на 45 метров), явно недостаточны даже для хранения всей техники, не говоря уже о месте под реставрационные мастерские, администрацию музея и т. п.

В апреле 2016 года музей был переименован в «Московский транспорт» и получил площадку для экспозиции путём поглощения Музея ретроавтомобилей на Рогожском валу. Его экспозиция состоит из легковых и грузовых автомобилей, демонстрировавшихся в музее ретроавтомобилей, а также автобусов и части троллейбусов (позднее вернулись в троллейбусные депо) из фондов старого Музея пассажирского транспорта Москвы. Однако этот музей недоступен для трамваев и троллейбусов, из-за отсутствия трамвайных рельсов и контактной сети. В настоящее время идёт обсуждение для создания на территории бывшего 4-ого троллейбусного парка им. П. М. Щепетильникова музея «Московский транспорт» для электротранспорта.

Коллекция

Трамваи

Трамваи
Модель Бортовой номер Годы работы Примечание
Вагон конки 35 1874 - 1911
Вагон типа Ф (Мытищинский) 164 1908 - 1960
Двухосный прицепной Мытищинского завода 1113 1914 - 1948
Вагон типа БФ 932 (бывш. 934) 1926 - 1970
Вагон типа КМ 2170 1930 - 1974
Вагон типа КП 2556 1935 - 1951
Вагон типа С ? Неизвестны Списан 05.06.1966. Впоследствии кузов вагона стал работать бытовкой на автостоянке в Коломне. В 03.2000 энтузиасты организовали перевозку кузова в Москву, где он продолжил гнить на ТРЗ.
МТВ-82 1278 1956 - 1982
РВЗ-6 222 (до 2000 и 2001-2008 - 220) 1960 - 1966 Бывший учебный в Коломне
Татра-Т2 378 1960 - 1975
Татра-Т3 , двухдверный 1897 (до 2008-1010) 1972 - 1985
Татра-Т3 , двухдверный 481 Неизвестны
ТМРП-1 2813 1999 (?) Экспериментальная модернизация вагона «Татра»-Т3,

на маршрутах не работал, сразу после переоборудования был передан музею

Троллейбусы

Троллейбусы
Модель Бортовой номер Годы работы Примечание
МТБ-82 М 1116 1946 - 1967
МТБ-82 Д 1777 1954 - 1971
ТБЭС 568 (421?) 1957 - 1971 Троллейбус с остеклённой крышей.

Сначала работал на ВДНХ, затем - на городских маршрутах

ЗиУ-5 2323 1960 - 1976
МТБЭС 701 1963 - 1972
Киев-2 113 1964 - 1979 Построен в Киеве в 1964 году , работал в Запорожье с пассажирами до ,

потом был переоборудован в техпомощь и в таком виде проработал до 1979 года .

ЗиУ-5 Д 2933 1969 - 1979
ЗиУ-682В 1152 (бывш. 1313) 1980 - 1990
ЗиУ-683 Б00 1600 1986 - 199* Единственный сохранившийся ЗиУ-683 со светотехникой «лодочки»
СВАРЗ-ЛиАЗ-6220 0700 1993 - 1999 Единственный экземпляр данной модели в мире
СВАРЗ-Икарус 0034 (бывш. 0035) 1990 - 2003
ТГ-3 934 1963 - **** Грузовой троллейбус
ТГ-4 802 (?) Неизвестно Грузовой троллейбус
КГТ-1 505 Неизвестно Грузовой троллейбус
ЛАЗ-52522 1901 (?) 199* - 2004
ЗиУ-682 Г00 2536 1991 - 2008
ЗиУ-6205 6603 1999 - 2010

Автобусы

Автобусы
Модель Бортовой номер Годы работы Примечание
ЗИС-154 1118 МЯ 1946 - ?
ЗИС-155 3175 МЯ 1949 - ?
ГЗА-651 ? 1949 - ? служебный
ЛАЗ-695 123 (?) 1956 - ?
ЗИЛ-158 884 (?) 1957 - ?
ЗИЛ-158В 7064 ММА 1965 - ?
ЛАЗ-695 Е ? 1967 - ? Служебный
Ikarus-55 ? 1953 - ? Служебный
Ikarus-180 1987 ЮБК 1972 - ?
Den Oudsteen Leyland 12397 1980 - ?
ЛиАЗ-677 9365 ММА > 9303 МНА 1977 - 1997
ЛиАЗ-677 М 5621 ?

Некоторые особо интересные экспонаты

Вагон конного трамвая

Вагон конки - самый старый экспонат музея. Он был построен в 1874 и имел так называемый «империал» - открытый второй этаж. Именно благодаря ему этот вагон сохранился после закрытия московской конки в 1911 году - он был переоборудован в вышку для монтажа и ремонта контактной сети трамвая. Позднее реставрация вернула вагону его первоначальный облик.

Моторный вагон № 164 типа Ф и прицепной вагон Н № 1113

Поезд из вагонов № 164 Ф («фонарный», 1907 года) и № 1113 Н («нюрнбергского типа», 1911 года) долгие годы использовался как грузовой. В ходе реставрации были восстановлены фонари, давшие название этому типу вагонов. Салон этого вагона освещался хрустальными фонарями. Стоячие места в нём не были предусмотрены. Это - самый старый электрический трамвай из коллекции музея. Сейчас он на ходу. Также в музее имеется послереволюционный вариант этого вагона - БФ (бесфонарный).

Вагон КМ («коломенский моторный») № 2170

Этот трамвай возил пассажиров с 1930 по 1974 год, но прославился он уже после «ухода на пенсию». Этот вагон использовался при съёмках многих известных фильмов: «Солнце светит всем» 1959 год., «Место встречи изменить нельзя» , «Мастер и Маргарита» , «Покровские ворота» , «Холодное лето 53-го», «Похороны Сталина» и даже в американском фильме «Миссис Ли Харви Освальд».

До наших дней сохранилось только два вагона типа КМ - в Москве и Нижнем Новгороде .

Недавно найден ещё один сильно переделанный КМ в Коломне, где он используется в качестве техпомощи

Вагон МТВ-82 № 1278

Вагон МТВ-82 обозначил смену эпохи деревянных трамваев трамваями цельнометаллическими. Вагоны этого типа выпускались Тушинским заводом из алюминия , заготовленного для нужд авиации.

Вагон «Татра»-Т2

Этот вагон открыл эпоху «Татр». Хотя ранее в столице эксплуатировалось 180 вагонов Т-2, до наших дней сохранился только один. После списания он в течение долгого времени использовался как сарай в Депо имени Апакова, и только кропотливая реставрация вернула ему первозданный облик. Интересно, что уровень реставрации этого вагона привёл в восторг посетивших музей представителей завода «Татра».

Троллейбус МТБ-82

МТБ-82 - это знаменитый «синий троллейбус», воспетый Булатом Окуджавой в одноимённой песне. Представленный в музее троллейбус № 1777 после списания использовался как бытовка в одном из санаториев. Сейчас он отреставрирован.

Троллейбус ТБЭС

Этот троллейбус отличался остеклённым потолком. Он создавался специально для выставочного маршрута на ВДНХ. Первый троллейбус этого типа был осмотрен и одобрен лично Никитой Хрущёвым . Позднее троллейбусы этого типа использовались на городских маршрутах столицы. В музее представлен единственный сохранившийся троллейбус этого типа. Долгое время он использовался как бытовка в одной из подмосковных воинских частей.

Троллейбус МТБЭС

.

Автобус ЗИС-154

Этот автобус был построен в 1946 году. Он отличался уникальной передачей - электрической. В то время эта схема не получила распространёния, хотя сейчас снова начинают строить автомобили работающие по такому принципу - так называемые гибридные автомобили. Можно сказать, что этот автобус опередил своё время на шестьдесят лет. Московский автобус ЗИС-154 до реставрации использовался как душевая одного из подмосковных садово-огородных товариществ. Сейчас автобус восстановлен до рабочего состояния. Ранее считалось что московский ЗиС-154 - единственный, сохранившийся до наших дней автобус, однако в конце 2014 года в Ленинградской области был найден еще один такой автобус, работавший в Ленинграде - после списания он был отправлен в одно садоводческое товарищество и служил бытовкой, впоследствии автобус был обстроен строительным материалом и превратился в дачный дом, благодаря чему кузов полностью сохранился. В ноябре 2014 года автобус был выкуплен Петербургским музеем городского электрического транспорта и сейчас проходит реставрацию.

Автобус ЗИЛ-158

ЗИЛ-158 был самым распространённым автобусом Москвы в 60-х годах, тогда на улицах столицы работало четыре с половиной тысячи автобусов этого типа. Неспециалисту этот автобус известен, прежде всего, тем, что именно в его салоне начинается действие одной из новелл классической советской комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика ».

Сочленённый автобус «Икарус-180»

Эти автобусы были одними из первых сочленённых автобусов (автобусов «с гармошкой») на улицах Москвы. В народе за большую вместимость их прозвали «пылесосами». Несмотря на это не очень лестное прозвище следует отметить, что эти автобусы очень помогли решению транспортных проблем районов новостроек.

Находящийся в экспозиции «Икарус-180» был собран из двух разных частей - головная часть была обнаружена в окрестностях Орехова-Зуева , а так называемый «прицеп» - в одной из расположенных неподалёку от этого города деревень. Восстановленный автобус принял участие в параде, посвящённом 850-летию Москвы (в 1997 году).

Хотя раньше эти автобусы венгерского производства поставлялись во многие страны соцлагеря, в Восточной Европе таких автобусов не сохранилось, поэтому можно сказать, что московский экземпляр уникален.

Автомобиль техпомощи МАЗ-205

Эти автомобили были распространены в пятидесятых годах, и они приняли участие почти во всех великих стройках социализма. В фильме «Большая руда»



Рассказать друзьям