Музей ссср на ввц. Выставка «сделано в ссср На выставке будут представлены проекты

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

29 июня в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова открылась выставка неподцензурных текстов, распространявшихся в 1950-80-х гг. в СССР «Самиздат. Сделано в СССР»

Сегодня слово САМИЗДАТ уже требует расшифровки. Это способ неофициального (минуя цензуру, издательства и даже автора) распространения копий текстов, изготовленных машинописным или фотоспособом. А в более широком смысле Самиздат - это уникальное культурное и общественное явление, которое сформировалось в СССР и других соцстранах в послевоенный период.

Произведения многих выдающихся писателей пришли к широкому читателю именно через Самиздат. В Самиздате велись философские и идеологические споры, распространялась информация о протестах против несвободы и репрессиях власти. Изготовление, распространение Самиздата преследовалось властями и могло повлечь за собой даже уголовное наказание.

Сегодня советская цензура ушла в прошлое. То немногое, что нельзя купить в магазине, легко найдется в интернете. Мы свободны в выборе. Но может ли современное качество чтения сравниться с тем, которое было в эпоху Самиздата?

Посетители выставки обнаружат тексты знакомых и любимых авторов в необычном формате. А тот, кто впервые на нашей выставке откроет для себя имена известных авторов Самиздата, возможно, расширит свой список «главных книг».

Выставка организована при участии:

  • Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова
  • Архива Сахарова
  • Государственной Публичной Исторической Библиотеки
  • Международного Мемориала
  • Мытищинского историко-художественного Музея

Дизайн и художественная концепция выставки – Александр Ермолаев, мастерская-таф

Куратор выставки – Людмила Василовская

Выставка осуществлена при финансовой поддержке Посольства Королевства Дания в РФ.
В рамках проекта Историческая библиотека представляет уникальные издания литературного и музыкального андерграунда (переданные нам в составе коллекции «Гуманитарного фонда»), материалы из собрания «Библиотеки Игрунова», политический и религиозный самиздат.

Экспозиция выставки


Директор ГПИБ России М.Д. Афанасьев с журналистом "Пятого канала".

Экспозиция выставки. Сотрудники ГПИБ России

(Е.Н. Струкова и А.М.Коротеева) на открытии выставки.

Идея новой выставки, можно сказать, родилась случайно. Ее предложил коллекционер Алексей Шумилов, человек неравнодушный к истории нашего края.
«Сделано в СССР» - тема широкая, разноплановая. Это и развитие промышленного производства, и становление образования, борьба с неграмотностью, в том числе среди взрослого населения. Это достижения в здравоохранении. Это активные детские и молодежные организации - пионерия и комсомолия. Это люди, прославившие себя и город трудовыми достижениями и активной жизненной позицией. История молодой Шарьи стала отражением важного отрезка истории СССР.
Музей активно использует современные технологии при оформлении стен выставочных залов. Вместо прежних деревянных стендов, обтянутых тканью, - увеличенные с применением особых эффектов фотоснимки на стекле.

Наталья Юрьевна Шабалина, директор Шарьинского краеведческого музея:
- Большинство фотографий, документов на выставке - из музейных фондов. Они - это сердце музея, то, без чего нельзя обойтись. Представленные материалы собирались в течение всех 45-и лет существования музея. Пополняются они и сейчас. Люди приносят ценные с точки зрения истории вещи, документы. Вот, например, Аттестат на звание учителя начальной школы, выписанный Народным комиссариатом просвещения в 1939 году. Центральное место экспозиции занимают снимки наших земляков-железнодорожников, ведь именно железная дорога дала начало Шарье, город разросся вокруг железнодорожной станции. Интенсивное развитие промышленности, строительства - это все благодаря людям, чьи лица смотрят на нас с фотографий прошлых десятилетий. Промышленности посвящена значительная часть выставки. Документы рассказывают о лесокомбинате, ПДО «Шарьядрев», швейной, мебельной, сувенирной фабриках, мясокомбинате, маслосырбазе, ЭМЗ и других предприятиях, людях, которые успешно работали в нашем городе.
Уже предвижу, что посетители будут узнавать на старых фотографиях своих еще совсем юных дедов и прадедов. Это интересно.
Глава городского округа Иван Юрьевич Царицын побывал на открытии выставки, высказал слова благодарности всем сегодняшним работникам музея и тем, кто находится на заслуженном отдыхе, за их кропотливые изыскания, исследовательский труд, за любовь и преданность делу сохранения исторической памяти. Свой букет цветов, а также Благодарственное письмо администрации города он вручил директору музея Наталье Юрьевне со словами: «Любая выставка, которая организуется здесь, - это действительно событие для нашего города, яркое и запоминающееся. Спасибо Вам за прекрасные впечатления».
Каждый из тех, кто 18 мая пришел в краеведческий музей на открытие новой выставки, вслед за Олегом Газмановым мог бы спеть: «Я рожден в Советском Союзе, Сделан я в СССР». Все собравшиеся на церемонию открытия появились на свет до 1991-го, когда неожиданно для всех большая страна распалась на отдельные государства. А это значит, что экспонаты выставки знакомы каждому, могут всколыхнуть личные воспоминания.


Татьяна Ивановна Князева:
- Признаюсь, когда зашла сюда, дрогнуло сердце. Думаю, не одна я испытала подобное, глядя на те вещи, которые напоминают о детстве, юности. Нам было интересно жить. Росли мы и вместе с нами - наш город. Строились новые микрорайоны, школы, детские сады. Вспоминаются первомайские демонстрации - тоже явление советского времени, к которому мы опять возвращаемся. Помню, как каждый год долго решали, какое же предприятие возглавит колонну демонстрантов: железнодорожники или деревообработчики, а может, сплавная контора. Вспоминаются наши шефские дела, помощь колхозам. Это объединяло, укрепляло дух коллективизма в наших сердцах. Наше поколение вправе гордиться своим временем.
Пионерский горн и барабан, старинный телевизор, радиоприемник и проигрыватель виниловых пластинок, набор для письма, состоящий из чернильницы и перьевой ручки, старые учебники, тетради, дневники и прописи, коллекция денежных знаков и незатейливая бижутерия сувенирной фабрики, когда-то пользовавшаяся спросом не только в городе, но и за его пределами, пленочные фотоаппараты, примус и радиола, стеклянные молочные бутылки, граненые стаканы и сумки-авоськи, чемоданы и кресла местного производства, наряды шарьинок образца 20-30 годов прошлого столетия. Ну, а главное - это огромное количество фотографий советских времен, документальных материалов, картины шарьинских художников, запечатлевших мгновения прошлой жизни Шарьи.


Тамара Александровна Сатина:
- Хожу по выставке и вспоминается вся жизнь, начиная с пионерского детства, моя трудовая молодость, все предприятия, на которых работала, которыми руководила, ушедшие в иной мир люди, с которыми общалась. Я с уверенностью могу сказать за наше поколение, что мы умели работать, делали это на совесть. Думаю, нужно бросить клич и предложить шарьинцам пополнить фонды музея интересными, уникальными экспонатами, связанными с советским временем.
Выставка открылась в Международный день музеев, поэтому слов благодарности музейным работникам прозвучало немало. Гости вручали цветы и подарки. Большая часть из них пополнит экспозицию. Вот, например, большая скатерть, вышитая руками бывшего руководителя города, уважаемого человека, Веры Валентиновны Долгих. Когда-то эта скатерть была подарена Людмиле Петровне Николаевой, нынешнему председателю женсовета. И вот теперь она отдала дорогую ей вещь на хранение в музей.


Людмила Петровна Николаева:
- С Верой Валентиновной мы жили по соседству и хорошо дружили. У меня есть несколько вещей, искусно вышитых ею. Использовать скатерть по прямому назначению я так и не решилась. Такие памятные предметы должны быть в музее.
Если говорить о выставке, она, безусловно, нужная, своевременная. Молодежи, мне кажется, будет интересно посмотреть, узнать, как мы жили, как работали, отдыхали.
Бывшие старшие пионерские вожатые пришли на открытие выставки в красных галстуках, чтобы напомнить: на следующий день - опять праздник, отмечается рождение пионерской организации. Яркий атрибут много лет повязывали на шею советские школьники до вступления в комсомол и гордились своей принадлежностью к пионерии. Много добрых дел и начинаний было сделано красногалстучными мальчишками и девчонками, вдохновленными идеями своего времени.
Тамара Витальевна Замураева:
- Приятно, что музей так бережно сохраняет все то, что связано с нашим прошлым, с людьми, которые в свое время прославили Шарью. Спасибо, что история пионерской организации нашла отражение на этой выставке. Смотрели фотографии с удовольствием, делились с коллегами воспоминаниями о своих вожатских буднях. Мы и сейчас стараемся быть в гуще событий, общаемся с молодежью, проводим частые встречи с ребятами из детских и молодежных общественных объединений нашего города. Замечательные активные дети. Они в чем-то похожи на нас. Такая же кипучая энергия переполняет их, всевозможные идеи, планы. Они обязательно побывают на этой выставке, посмотрят, какими были мы.
Подготовлены интересные экскурсии по выставке «Сделано в СССР». Первые заявки от педагогов 21-й школы на проведение здесь тематических уроков истории уже поступили. Научные сотрудники всегда рады гостям. Музей активно взаимодействует с образовательными, общественными организациями, ветеранами, людьми творческих профессий. Общими усилиями и создаются такие замечательные выставки, рождаются идеи новых. Только за прошлый год их было оформлено более 30. Выставочные залы посетили 20 с лишним тысяч человек.
***
Сотрудники городского музея и газета «Ветлужский край» проводят совместную акцию. Жителей города просят пополнить выставку «Сделано в СССР» новыми экспонатами советской эпохи. А газета «Ветлужский край» ждет рассказы, интересные истории, связанные с предметами, документами, фотографиями, которые переданы в музей.

26 декабря 2017 года Санкт-Петербургскому Союзу дизайнеров исполняется 30 лет. Предлагаемая вашему вниманию выставка «Сделано в СССР» представляет лучшие работы членов-учредителей Санкт-Петербургского Союза дизайнеров, стоявших у истоков создания этой творческой организации в 1987 году.

В экспозиции представлены самые разнообразные проекты – от телевизоров КВН и первого советского коротковолнового радиоприемника до микроавтобуса РАФ – наглядно демонстрирующие активность развития отечественного дизайна во второй половине ХХ века. Это были годы сложения Ленинградской школы дизайна, годы возрождения и расцвета крупнейшего профильного вуза страны – Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной (ныне СПб государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица). Тогда же происходило системное осознание дизайнерами значимости своей роли в отечественной культуре и экономике, в улучшении качества жизни и формировании достойной среды обитания граждан, результатом чего стала организация дизайнерами Ленинграда своего творческого союза, позволившего объединить усилия профессионалов для становления дизайна как важного инструмента в социальном и экономическом развитии не только города на Неве, но и всей страны.

Начало этому процессу положил состоявшийся в Москве в апреле 1987 года Учредительный съезд Союза дизайнеров СССР, в работе которого приняли участие 615 делегатов, прибывших со всех концов страны. Наиболее представительной была делегация из Ленинграда - 60 дизайнеров, в большинстве своем выпускники ЛВХПУ им. В.И. Мухиной разных лет.

Значимость события подчеркивали и место проведения мероприятия (Колонный зал Дома Союзов), и участие в нем членов правительства, руководителей творческих организаций, видных ученых. Несколько представителей Ленинграда вошло в руководящие органы Союза. Было принято решение считать делегатов съезда как наиболее авторитетных деятелей отечественного дизайна членами-учредителями и поручить им организацию на местах городских, республиканских и региональных отделений Союза. В результате проделанной ими подготовительной работы 26 декабря 1987 года на Учредительной конференции в Ленинграде была создана Ленинградская организация Союза дизайнеров СССР (ЛО СД), преемником которой с 1991 года является Санкт-Петербургский Союз дизайнеров.

Большая часть представленных на выставке работ относится к 1960-м – 1980-м годам – пику творческой активности членов-учредителей ЛО СД (Ленинградское Отделение Союза дизайнеров), когда профессия дизайнера как специалиста по проектированию эстетических свойств промышленных изделий была чрезвычайно востребована. Точкой отсчета стремительного развития дизайна в стране можно считать Постановление Совета Министров СССР № 394 28 апреля 1962 года «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования».

Местом приложения сил и таланта ленинградских дизайнеров стали не только предприятия легкой промышленности и Ленинградский дом моделей одежды (ЛДМО), но и гиганты тяжелой индустрии, машиностроительные и приборостроительные заводы – Станкостроительное производственное объединение им. Я.М. Свердлова, Ленинградское оптико-механическое объединение (ЛОМО), НПО «Ленинец», НПО «Авангард», научно-исследовательские институты, такие как Центральный научно-исследовательский институт ЛОТ – головная организации по стандартизации в судостроении, Государственный оптический институт (ГОИ) им. С.И. Вавилова, Центральный научно-исследовательский институт «Морфизприбор», Всесоюзный научно исследовательский институт телевидения и др.

Кадр из слайд-фильма «Дизайн Ленинграда». 1990 © Антон Балаж, Александр Линецкий, Александр Трофимов
Методическим центром и главной проектной и исследовательской организацией в области промышленного дизайна и экспертизы в СССР тогда являлся созданный в 1962 году Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), филиал которого начал работать в Ленинграде. Работа этого учреждения, среди лучших кадров которого были и члены-учредители ЛО СД, обеспечивала мощный рост СССР как одного из лидеров мирового промышленного дизайна.

Кадр из слайд-фильма «Дизайн Ленинграда». 1990 © Антон Балаж, Александр Линецкий, Александр Трофимов
Наряду с этим в начале 1960-х годов получило развитие и другое направление в дизайне – создание товарных знаков. Первоначально его целью было обеспечение юридической безупречности торгового экспорта, но вскоре наличие собственного знака (эмблемы) стало нормой жизни едва ли не каждого предприятия в стране, а сам товарный знак стал лишь главным элементом в обширных комплексах фирменных (корпоративных) стилей – систем графической самоидентификации предприятий и учреждений. Параллельно совершенствовалось и качество упаковки товаров народного потребления, к созданию которой также привлекались дизайнеры-графики. Эта отрасль дизайна, в которой не менее успешно трудились члены-учредители ЛО СД, особенно активно развивалась с началом перестройки и она также широко представлена в экспозиции.

Кадр из слайд-фильма «Дизайн Ленинграда». 1990 © Антон Балаж, Александр Линецкий, Александр Трофимов
Оригинальность идей и разнообразие художественных почерков, широкий диапазон авторских индивидуальностей характеризуют представленные работы, при этом нельзя не отметить, что подавляющее большинство проектов не осталось на бумаге и было реализовано, а некоторые из них отмечены наградами на отечественных и международных конкурсах. Отрадно, что многие из участников выставки и по сей день продолжают заниматься любимым делом, без которого себя не мыслят.

Пожелаем им творческого долголетия!

На выставке будут представлены проекты:

Акопова Н.Л.
Бакастов Г.Г.
Белолипецкая Н.А.
Белков Н.С.
Бертельс В.Д.
Бондаренко Е.К.
Бургов А.В.
Валькова Н.П.
Васильев В.В.
Веснин А.И.
Гожев Г.М.
Гринько Н.К.
Дорохов В.Н.
Дукк И.Ф.
Зайчик Е.Н.
Капранова М.В.
Карлов Л.В.
Косниковский С.Н.
Мазюк Е.С.
Мирзоян С.В.
Монгайт Е.И.
Нечаев А.П.
Никифоров В.Е.
Ницман О.Р.
Печкин А.А.
Пашковский С.В.
Пашковская С.П.
Покшишевская Г.С.
Салмолайнен Л.К.
Самойлова Т.С.
Санжарова А.С.
Серебренников И.Е.
Степанов В.И.
Тимофеев А.В.
Тимошенко В.Н.
Трофимов В.С.
Тюхтяева Л.И.
Фатов В.А.
Ходьков Ю.Л.
Черменин В.Д.
Мария Новикова-Охонская, корреспондент:

Олимпийские пиктограммы, экскаватор-каналокопатель, электробритва, прогулочно-экскурсионный теплоход. Вопрос: что общего между этими и десятками других изобретений? Правильный ответ: ленинградские дизайнеры. Узнать истории тех, кто стоял у истоков отечественного дизайна - промышленного, графического и бытового - можно на выставке «Сделано в СССР».

Александр Тимофеев, председатель Санкт-Петербургского Союза дизайнеров:

В декабре Петербургскому Союзу дизайнеров исполняется 30 лет, и мы традиционно в юбилейные дни устраиваем выставку отцов основателей. Очень важно и самим отцам основателям и молодёжи - членам Союза дизайнеров и вообще петербургским дизайнерам - не забывать корни своей истории. Корни очень крепкие, очень ветвистые, очень жизнеспособные, вот этому и посвящена выставка.

Существует множество определений понятия дизайн. Для советских специалистов по технической эстетике была близка лаконичная формула: функция плюс красота. А удобство будущего потребителя ими ставилось выше собственных творческих амбиций. Проектирование любого предмета - от оправы очков до транспортного средства - шло с заботой о том, чтобы использовать его было комфортно и приятно.

Светлана Мирзоян, соавтор проекта первого советского микроавтобуса:

Что значит микроавтобус? Маленький автобус на десять мест. Кто пользуется? Какая разница кто? Мужчина, женщина, молодой человек, девушка. Чтобы было удобно, чтобы было комфортно, чтобы было светло в вечернее время, чтобы легко было зайти, легко было выйти, чтобы удобно было сидеть. Я вот даже вам раскрою секрет, вот это я клеила, клеила бумажку, и потом это всё задувалось, всё вручную. Любовь и желание о том, чтобы не было видно, что всё это сделано кустарным способом, всё-таки двадцатый век.

Полёт творческой мысли не раз прерывался из-за невозможности реализовать конкретную задумку по бюрократическим или экономическим причинам. И всё же ежегодно разработки ленинградских дизайнеров внедрялись во все сферы жизни советских граждан. Техника и электроника, спорт и досуг, производство и домашний быт.

Сергей Дужников, куратор выставки, промышленный дизайнер:

Я живой свидетель этому был, когда Валерий Николаевич Тимошенко, с которым я тогда работал, он взял шведский удлинитель, и вместо двух деталей сделал три, и получился рулеточный удлинитель, который был в семье у каждого. А основное в этом изобретении было не эта общая система, а запатентованная как изобретение сбоку входящая шайбочка, через которую входил шнур. Такое яркое выражение технического решения, но связанного с эстетическим восприятием.

Алексей Печкин, председатель клуба ветеранов Санкт-Петербургского Союза дизайнеров:

Опыт советского дизайна, он очень велик, он до сих пор не до конца понят может быть, а сегодня надо сделать ударение на подготовку специалистов.

Приобщиться к истории отечественного дизайна, поностальгировать по атрибутам советского прошлого, увидеть ретроспективу «Первые в России. Первые в СССР. Первые в мире» и вдохновиться на творческие поиски и подвиги ради славы современного петербургского дизайна можно абсолютно бесплатно. Выставка в креативном пространстве «Мойка, 8» продлиться до конца 2017 года.

28 ноября в Креативном пространстве «Мойка-8» открывается выставка «Сделано в СССР», посвященная 30-летию Санкт-Петербургского Союза дизайнеров. Экспозиция представляет лучшие работы членов-учредителей Санкт-Петербургского Союза дизайнеров, стоявших у истоков создания этой творческой организации в 1987 году.

На выставке представлены самые разнообразные проекты — от телевизоров КВН и первого советского коротковолнового радиоприемника до микроавтобуса РАФ — наглядно демонстрирующие активность развития отечественного дизайна во второй половине ХХ века. Это были годы сложения Ленинградской школы дизайна, годы возрождения и расцвета крупнейшего профильного вуза страны — Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В.И. Мухиной, ныне СПб государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица.

Тогда же происходило системное осознание дизайнерами значимости своей роли в отечественной культуре и экономике, в улучшении качества жизни и формировании достойной среды обитания граждан, результатом чего стала организация дизайнерами Ленинграда своего творческого союза, позволившего объединить усилия профессионалов для становления дизайна как важного инструмента в социальном и экономическом развитии не только города на Неве, но и всей страны.

Большая часть представленных на выставке работ относится к 1960-м — 1980-м годам — пику творческой активности членов-учредителей, когда профессия дизайнера как специалиста по проектированию эстетических свойств промышленных изделий была чрезвычайно востребована.


Оригинальность идей и разнообразие художественных почерков, широкий диапазон авторских индивидуальностей характеризуют представленные работы, при этом нельзя не отметить, что подавляющее большинство проектов не осталось на бумаге и было реализовано, а некоторые из них отмечены наградами на отечественных и международных конкурсах.

Режим работы:

  • понедельник — четверг с 12:00 до 18:00;
  • пятница — с 12:00 до 17:00;
  • суббота, воскресенье — выходные.


Рассказать друзьям