Музыка лечит душу и тело. Воздействие музыки на организм человека

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Библиографическое описание: Глаголова А. В., Прохорова Е. Н. Влияние музыки на здоровье человека // Юный ученый. — 2016. — №6. — С. 94-95..03.2019).





Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет - в супермаркете, кинотеатре, в общественном транспорте, на улице и т. д. Многие люди, слушая музыку разных жанров и стилей, даже не задумываются о её влиянии на их психику и поведение. Неважно, в какой степени это влияние проявляется, какой оно носит характер, к чему может привести, но с огромной уверенностью можно утверждать, что это влияние, так или иначе, является фактом.

Актуальность исследования в поиске ответа на вопрос: как музыка разных жанров влияет на состояние здоровья человека.

Цель исследования: узнать, каквлияет музыка разных жанров на поведение, настроение и здоровье человека.

Впервые лечебный эффект музыки объяснил Пифагор. Для Пифагора музыка была производной от божественной науки математики, и ее гармонии жестко контролировались математическими пропорциями. Осознавая, однако, глубочайшее воздействие музыки на чувства и эмоции, Пифагор не колебался относительно влияния музыки на ум и тело, называя это терапевтической музыкой.

В своем исследовании терапевтического значения гармонии Пифагор открыл, что семь ладов, или ключей, греческой системы музыки имеют силу возбуждения различных эмоций.

Он же, кстати, и предложил понятие «музыкальной медицины». В те далекие времена сторонники Пифагора уже пользовались специально подобранными мелодиями против ярости и гнева . Известно, что занятия математикой они часто проводили под музыку, заметив, что, последняя благотворно влияет на интеллект. Подходящая мелодия способствует облегчению многих болезней, улучшает память, помогает концентрировать внимание. Человечество знакомо с врачующим действием музыки издревле.

Начало серьезным научным разработкам в этой области независимо друг от друга положили И. Догель и И. Тарханов. Фармаколог и физиолог Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека.

За многолетние исследования ученые пришли к выводу, что после 30 минутного прослушивания музыки качество усвоения школьного материала и работоспособность школьников повышается на 30 %, что является своеобразным сеансом психотерапии.

Классическая музыка оказывает универсальное оздоровительное воздействие и на психику, и на тело. Успокоиться помогут композиции Шуберта, вальсы Штрауса, прелюдии Шопена. «Лунная соната» Бетховена поможет снять раздражительность. При бессоннице лучше слушать пьесы Чайковского. Прослушивание музыки Моцарта улучшает математические и логические способности.

Каждый орган человека вибрирует по-своему, и его вибрации могут совпадать с ритмами и энергией определенных звуков и музыкальных инструментов.

Фортепиано обладает успокаивающим эффектом и нормализует работу желудка.

Баян активизирует работу брюшной полости. Звучание скрипки тонизирует сердечно -сосудистую систему. Гитара и барабан восстанавливают ритм сердца. Баян и аккордеон активизируют работу брюшной полости.

Музыка лечит не только тело, но и душу. Духовная музыка несет в себе высокую нравственность, патриотизм, любовь к окружающему миру, любовь и сострадание к человеку, чувство красоты, гармонии и внутреннего покоя.

Кстати, музыка благотворно влияет не только на человека, но и на животных и даже на растения. Во Франции пришли к выводу, что если играть коровам музыку Моцарта, они дают больше молока.

Но также следует знать, что музыка может влиять на человека отрицательно.

Человеческий мозг не очень любит высокочастотные звуки. Этим можно объяснить такую популярность поп-музыки. Звуки ее низкочастотны - порядка 40–60 герц. Но даже 10-ти минутное прослушивание рок-музыки на громкости в 100 децибел снижает чувствительность уха настолько, что наступает частичная потеря слуха.

Следует подчеркнуть, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. В зарубежных вузах сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Отделение музыкотерапии и реабилитации успешно работает и в Российской академии медицинских наук.

Анкетирование

Чтобы определить, какую музыку слушают больше, классическую или рок, я провела анкетирование в своём классе. 70 % ответили, что предпочитают классическую музыку, 10 % - рок, а 20 % ответили, что им всё равно, какую музыку слушать. Ещё я задала одноклассникам вопрос «как музыка такого жанра, который вы слушаете, влияет на ваше здоровье и самочувствие: положительно или отрицательно?» Ответы были разные, но большинство испытывает приятные ощущения от этой музыки, которую выбирают для себя.

Всё это в полной мере не даёт нам ответа на вопрос, который я поставила в своей работе. Поэтому я решила ещё провести эксперимент.

Свой эксперимент мы решили провести в кругу своей семьи. Нас пять человек, разных возрастов, соответственно и разных музыкальных предпочтений. Для эксперимента мы выбрали два произведения: Чайковский «Старинная французская песенка» (фортепиано); Рамштайн (зарубежная рок - музыка).

Результаты:

При прослушивании рок-композиции у нашей бабушки поднялось давление, и заболела голова. Она долго не могла прийти в себя. Помогли только сердечные капли.

Зато мой папа не ощутил никаких более-менее серьёзных последствий прослушивания рока. У него только увеличилось сердцебиение, что тоже не очень хорошо.

У дедушки с мамой разболелась голова, что тоже говорит о негативном влиянии такой музыки на организм человека.

Однако при прослушивании произведения Чайковского все мои подопытные как-то успокоились и расслабились. Сложилось впечатление, что они просто сидят и мечтают, каждый о чём-то своём и приятном.

Заключение:

В своей исследовательской работе мы отмечаем, что музыка может увеличивать или уменьшать частоту сердечных сокращений, что приводит к смене эмоционального фона человека, его настроения.

Значит наша гипотеза о том, что классическая музыка может влиять на эмоциональный мир слушателя положительно, а роковая - отрицательно, подтвердилась.

Только ее влияние, во многом, зависит от индивидуальных особенностей каждого человека и той музыки, которую каждый человек выбирает для себя сам.

Литература:

  1. Петренко С. А. Психология здоровья. - М.: МОДЭК, 2009, - С. 23.
  2. Р.Блаво «Исцеление музыкой» Издательство: Питер,2003,-192стр.
  3. Уинберг Н. Музыка и мозг. - СПб.: Питер, 2011, - С. 145.
  4. Светленко С. П. Музыка и здоровье человека. - М.: ДРОФА, 2010, - С. 87.

Музыка и здоровье человека

Музыка – феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояние, настроение. Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль. Музыка властвует над нашими эмоциями. А эмоции, оказывается, даже побеждают физическую боль.

"Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с творением мира", – так утверждали древние мудрецы. Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе подобные утверждения и опыт воздействия музыки на животных, растения и человека. С незапамятных времен люди знали, что звук обладает особой чудотворной силой.

Попыток описать влияние музыки на здоровье человека было великое множество, начиная с древних времен легендарного Орфея. Если под здоровьем подразумевать психическое или душевное состояние, то эта связь очевидна и не требует доказательств.

Еще в древности музыка была отделена от остальных искусств. По мнению античных исследователей, она подчинялась каким-то объективным законам и существовала вне зависимости от человека. У истоков современной музыки, как это ни удивительно, стоял известный всем древнегреческий ученый Пифагор. Точнее, музыка существовала задолго до Пифагора, но он был первым, кто в математических терминах описал, что такое ноты, а также приятные и неприятные слуху созвучия. После всех его опытов музыка была объявлена точной наукой, главными законами которой являются гармонические пропорции. Пифагор лечил многие болезни духа, души и тела, играя составленные им специальные музыкальные композиции. В своем университете в Кротоне Пифагор начинал и кончал день пением: утром, для того чтобы очистить ум от сна и возбудить активность, подходящую дню, вечером пение должно было успокоить и настроить на отдых. Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева.

Особого расцвета музыкальная стимуляция трудовых процессов и различных физических упражнений достигает в античной Греции. В понимании древних греков музыка была составной частью философии, поэтому интерес к ней проявляли почти все греческие философы. Ей как одухотворяющему, связующему началу отводилась весьма важная роль. Музыка воспитывала, помогала и облегчала жизнь греку во многих житейских ситуациях, она была одним из основных предметов его занятий в палестре, активизировала его деятельность в спортивных тренировках и состязаниях, услаждала его душу на отдыхе и в пиршествах с друзьями. В отличие от нас для древних греков музыка являлась, прежде всего, активным стимулятором выполняемой под нее деятельности и только потом средством приятного отдыха и праздного развлечения.

У античных авторов мы находим множество свидетельств, касающихся воздействия музыки на психическое состояние человека. Сведения о прикладном использовании музыки в самых разных видах деятельности человека сообщаются также в произведениях Платона, Аристотеля, Аристофана, Эсхила, Гесиода, Вергилия, Плутарха и других всемирно известных античных авторов. Эти представления, весьма разумно интегрировавшие гуманитарные достижения своего времени, стали на несколько последующих столетий основополагающими ориентирами для всего античного общества.

Платон, великий Учитель древности и последователь учения Пифагора, считал музыку главным средством воспитания гармонической личности. Он видел в музыке отличное средство для выработки характера. Когда Платон предлагал своим пациентам лекарства, надо было обязательно слушать магические песни - считалось, что иначе лекарство действовать не будет.

Аристотель разработал в своих трудах учение о мимесисе, в котором раскрывались представления о внутреннем мире человека и способах воздействия на него при помощи искусства. По мнению Аристотеля, с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человека, музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души. Аристотель подробно описал музыкальные лады, ведущие к изменению психики. Музыка, звучащая в одних ладах, делает человека жалостливым и размягчённым, звучание других способствует раздражению или возбуждению. Так, Аристотель утверждал, что уравновешенное воздействие на психику человека оказывает дорийский лад - мужественный и серьёзный. Фригийский лад воспринимался как неуравновешенный и возбуждающий, лидийский - как жалобный и размягчающий. Аналогичные предписания делались и для музыкальных инструментов. Не рекомендовалась музыка, исполняемая на так называемых эвлетических инструментах, к которым относились авлос (род старинного гобоя), флейты, бубны, тимпаны, а рекомендовалась кифаристика, т.е. музыка, исполняемая на струнных - кифарах, мирах, наблах.

Демокрит, известный греческий философ, рекомендовал слушать музыку при инфекционных заболеваниях.

Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию "нелекарственным" способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом. По мнению Авиценны, звуки, построенные в гармонически связанную композицию, могут возносить душу от слабости к силе. Он считал, что лучшим упражнением для сохранения здоровья является пение.

В III веке до н.э. в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний. В античности была разработана четкая классификация свойств музыкальных ладов, мелодий, инструментов с выделением тех из них, которые больше всего подходят для лечения человека. Народные врачеватели хорошо знали, звуки каких инструментов наиболее благоприятны при тех или иных болезнях. Так, скрипка благотворно действует на меланхоликов, альт эффективен при нарушениях нервной системы и упадке сил, оказывает хорошее действие на флегматиков. Арфа помогает при истерии, а флейта – при заболеваниях бронхолегочной системы и несчастной любви. Кларнет помогает при подавленном состоянии.

Начиная с XIX в. наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека и живые организмы, полученных в результате экспериментальных исследований. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы. Еще в XIX веке ученый И. Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека.

Известный русский хирург академик Б. Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям, под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично.

Русские ученые И.М.Сеченов, С.П.Боткин и И.П.Павлов открыли зависимость – с помощью музыки можно регулировать диссинхронные ритмы, появляющиеся в мозгу при стрессе. Известные русские ученые В.М.Бехтерев, И.М.Сеченов и др. отмечали огромное влияние музыки на нервную систему, на дыхание, кровообращение. Те или иные мелодии могут поднимать артериальное давление или понижать его, убыстрять пульс или замедлять.

В начале XX века было экспериментально доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Особо интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия. Не случайно в современной медицине всё большее распространение получает наряду с фитотерапией и арттерапией музыкотерапия. Речь идёт о восстановлении здоровья человека при помощи занятий музыкой.

Эксперименты ведутся в нескольких направлениях:

1) влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы;

2) влияние музыки великих гениев человечества; индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов;

3) воздействие на организм человека традиционных народных направлений в музыке, а также современных направлений.

Целенаправленное лечебное применение музыки (музыкальная терапия, лечение музыкой) выделилось в самостоятельное направление, занявшее свою нишу на стыке науки и искусства. С 1969г. в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа.

С1998 г. в США существует Американская ассоциация музыкальной терапии. Ее цель - поддерживать терапевтическое использование музыки в госпиталях, образовательных центрах и коммуникативных заведениях; обучение и сертификация музыкальных терапевтов, проведение конференций. Через собственный журнал "Музыкальная терапия" и др. издания происходит обмен информацией между членами ассоциации о новых научных исследованиях, клинических испытаниях методик и аппаратуры для музыкальной терапии. 2700 музыкантов сертифицированы как музыкальные терапевты. Музыкальная терапия проводится по индивидуальным репертуарным планам.

В московском центре "Эйдос" музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета. Было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя свое психическое состояние, человек может изменить уровень сахара в крови. В этом большую помощь оказывают звуки природных шумов: прибоя, пения птиц, рокота океанских волн, раскатов грома, шума дождя.

Музыка может повысить или понизить содержание гормонов в крови. Она позволяет преодолевать стресс, может использоваться в лечении больных. Именно прослушивание спокойной тихой музыки снижает уровень кортизола и адреналина в крови.

Недавно ученые из геттингемского университета в Германии провели интересный эксперимент: испытали на группе добровольцев эффективность различных средств для сна и записи колыбельных песен. На удивление специалистов, мелодии оказались намного эффективнее медикаментов: сон после них был у испытуемых крепким и глубоким.

В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Факт остаётся фактом: музыкотерапия в мире становится признанной наукой. Более того, в целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Россия так же взяла на вооружение этот опыт. При Музыкальной академии имени Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. Отделение музыкотерапии и реабилитации успешно работает и в Российской академии медицинских наук. Педагогам – музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями в науке. Музыкальная терапия вместе с арттерапией, то есть терапией средствами изобразительного искусства, может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще.

Музыка преследует человека на протяжении всей жизни. Имеются данные о том, что еще во время внутриутробного развития плод воспринимает все звуковые колебания, которые передаются к нему через амниотическую жидкость. Данное исследование проводилось с помощью ультразвуковой аппаратуры, которая достоверно доказала, что характер окружающей беременную женщину музыки полностью отражается на частоте сердцебиения плода и его физической активности.

После знакомства с музыкой плодом во время внутриутробного развития, музыка его преследует в течение всей жизни. Каждый младенец может быть потенциальным творителем музыки, новых ее направлений. Первые музыкальные ноты издаются им в момент рождения и не прекращаются в течение всей жизни. Давно известно, что ребенок чувствует музыку и реагирует на нее. Это происходит благодаря слуховым черепно-мозговым нервам человека и способности мозга воспринимать и запоминать звуки. Возникает вопрос, в каком возрасте возникает эта способность? Научные исследования доказали, что в последние три месяца до рождения ребенка эта биологическая система уже существует. Сегодня нам известно, что дети обладают способностью чувствовать музыку, ритм, силу звука, высокие и низкие ноты. На какой неделе беременности плод начинает различать звуки? Слышит ли он звуки извне? Как реагирует на музыку и другие звуки? Какое влияние оказывает прослушивание музыки во время беременности матерью будущего новорожденного на его дальнейшее развитие?

Конкретные исследования этих проблем позволили сделать вывод, что слуховые системы начинают действовать в мозгу плода с двадцать шестой недели беременности. Он воспринимает, прежде всего, звучание организма матери, внешние звуки в утробе не слышны, ребенок защищен от них материнским телом. Несмотря на это, Пятая симфония Бетховена, например, проникает через эту преграду - ребенок реагирует на нее движениями тела, ускорением сердцебиения. Многие звуки, наоборот, замедляют сердцебиение - это мелодичная, плавная музыка. Громкие ритмичные звуки заставляют сердце биться сильнее и чаще. Таким образом, звуки, с одной стороны, способствуют двигательной активности плода, а с другой, позволяют ему до рождения получать какую-то информацию об окружающем мире.

Чтобы понять, как услышанная до рождения музыка влияет на жизнь ребенка после его рождения, надо выяснить, насколько развита способность запоминания. Многими исследованиями доказано, что музыка, услышанная до рождения, ускоряет развитие ребенка, помогает справиться с некоторыми проблемами развития. Дети матерей, которые на двадцать восьмой - тридцать шестой неделях беременности слушали музыку, быстрее других начинают реагировать на звуки, узнавать мелодии. У них лучше развита память.

Известно, что ребенок еще в утробе матери реагирует на различную музыку по-разному. Ученым удалось выявить, что в мозгу эмбриона живут особые клетки, способные значительно увеличить мыслительный потенциал мозга ребёнка. Однако эти клетки требуют определенной стимуляции и оказывается, что отличным стимулятором для них является - гармоничная музыка. Михаил Лазарев, врач педиатр, директор детского центра восстановительного лечения, описывает, какое влияние оказывает музыка на беременных женщин: классическая музыка прекрасно воздействует на формирование костной структуры плода, щитовидную железу, массируют внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение. Исследования центра под руководством Лазарева показали, что музыкальные вибрации оказывают влияние на весь организм.

Подобную же закономерность проследили и взяли на вооружение два знаменитых японца: Масару Ибука - Президент всемирно известной фирмы Sony и замечательный музыкальный педагог-скрипач Шиничи Сузуки. Они организовали в Токио "Центр раннего творческого развития детей". Там Ибука работал с будущими мамами, давая им прослушивать на последних месяцах беременности гармоничную музыку. Далее педагоги работали с уже родившимися детьми по специальной программе до 2 лет, а с 2 лет они приходили к Сузуки, где приобщались к музицированию в ансамбле на скрипке. Удивительный тандем единомышленников бизнесмена и музыканта дал отличные результаты в развитии детей. Их задача была воспитать гармоничную личность, легко адаптирующуюся к любым жизненным ситуациям, умеющим радоваться жизни и быть успешными в той деятельности, которую они по жизни выбирают.

Занятия музыкой повышают интеллект детей, способствуют развитию у них математического и пространственного мышления. Об этом заявили учёные из университета Торонто после "проверки" музыки с точки зрения её влияния на интеллект. Согласно проведённой серии экспериментов наиболее эффективно в этом смысле занятия на клавишных инструментах и вокал. По мнению канадских ученых, стимулирующее интеллект действие музыки на детей длится не менее 5 лет.

Влияние музыки на развитие ребенка.

Музыкальное образование способствует, с одной стороны, интеллектуальному развитию, умению размышлять, а с другой - развивает память. Это доказано наукой. Тихая ритмичная музыка может успокоить новорожденного, но длительное прослушивание создает в мозгу стойкий очаг возбуждения, который активизируется при следующем прослушивании - происходит запоминание. Дети, занимающиеся под музыку, лучше и быстрее запоминают учебный материал, чем те, которые выполняют задания в тишине. Музыкальное образование, в свою очередь, не только развивает ум, но и воспитывает чувства, укрепляет духовное здоровье ребенка, помогает формированию теплых доверительных отношений в семье, между родителями и детьми.

В последнее время всё реже и реже родители задумываются о музыкальном образовании своих детей. Родители считают, что ребенку надо дать те знания, которые пригодятся в жизни. Сейчас в моде целенаправленное образование. Хочешь быть переводчиком – учи языки, юристом – историю. Жизнь заставляет родителей внушать своим чадам мысль о том, что нужная профессия – кратчайший путь к материальному благополучию и что это сейчас главное. И действительно, зачем тратить время на музыкальные экзерсисы, изнурительные как для родителей, так и для маленького маэстро? Хорошо еще, если выбранный инструмент – фортепьяно. При начальных упражнениях на скрипке или виолончели смычок играет в основном на ваших и соседских нервах и вызывает не меньший гнев, чем заунывная песня, к примеру, мартовских котов... Но, несмотря на все неудобства, которые доставляет начальный этап обучения детей игре на музыкальных инструментах, предыдущие поколения родителей старались обязательно дать детям музыкальное воспитание. Раньше в каждой дворянской семье детей обучали танцам, верховой езде, искусству каллиграфии, иностранным языкам, фехтованию, игре на музыкальных инструментах и пению. Широко известны сочинения, написанные не профессиональными композиторами, а хорошо образованными людьми, как, например, русским дипломатом А. С. Грибоедовым, который помимо дипломатической и писательской деятельности сочинил ряд прекрасных музыкальных произведений. В музыкальные школы был огромный конкурс, и принимали туда особо одаренных детей... Те, которые не поступали в школу, посещали многочисленных частных учителей и через год на семейных праздниках лихо тарабанили многострадальные польку Глинки и полонез Огинского. Так как занятия музыкой требуют не только непрестанного труда и волевых усилий детей, но и несокрушимого родительского терпения, профессионалами из них становились единицы, но учили все-таки всех или почти всех и считали это необходимым.

Музыка делает человека коммуникабельнее, потому что, исполняя произведение, стремясь передать мысли и чувства композитора, исполнитель учится находить контакт со слушателями, в разговоре он чувствует нюансы интонации и эмоций собеседника, угадывает тон и темп беседы – он же привык чувствовать мысли и настроение композитора, музыкальное произведение которого он исполняет. Музыка приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а, видя и слыша, чувствовать. А счастье человека как раз и зависит от того, какими глазами он видит окружающее и какие эмоции от увиденного испытывает. Если вы хотите, чтобы мир вашего ребенка был богат и эмоционально насыщен, если вы хотите, чтобы он стал успешным, всесторонне развитым, целеустремленным, а следовательно, и счастливым человеком, дайте ему эту возможность.

Влияние музыки на человека.

Феномен музыкального воздействия специалисты объясняют так: «Организм человека – это система вибрирующая. А музыка – это тоже вибрация, только упорядоченная, определенным образом синхронизированная. Она вносит порядок в нашу систему, настраивает ее на определенный лад, влияет на настроение и работу внутренних органов и систем». А любые болезни проявляются как вполне определенные диссонансы, возникающие вследствие разбалансировки больного органа со здоровым организмом. Музыка может провоцировать приводящий к болезни процесс десинхронизации, а может и наоборот - гармонизировать организм, поддерживая в человеке здоровье. Вопрос только в том - какая музыка и что с человеком её слушающим делает?

С точки зрения здоровья музыку можно условно разделить на три группы: успокаивающая, раздражающая, нейтральная.

Музыка успокаивающая вдохновляет и бодрит, настраивает душу на положительные эмоции. Самая сильная в этом отношении – церковная музыка. Она очищает душу от скверны, настраивает ее на чистые помыслы, праведные дела и глубоко нравственные поступки. Церковная музыка возвеличивает душу и придает ей мощный заряд энергии, дарит чувство покоя, помогает не только справляться с болью, но и поднимает нас над уровнем повседневности в высшие сферы, восстанавливает душевное равновесие. Если сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная музыка – анальгетик в мире звуков, то есть она облегчает боль.

Народная музыка тоже успокаивает душу, вдохновляет и направляет в положительное русло. Она бывает веселой, грустной, эпической. Веселая музыка вселяет в душу радость и оптимизм, грустная – проходит по клавишам души, как по струнам В ней нет нагромождений лишних звуков, она воспринимается легко. Народные песни формируют ощущение защищенности и полного спокойствия.

К успокаивающей музыке относится также музыка военных маршей, они бодрят, воодушевляют, придают уверенность в своих силах.

Как же на нас влияют основные составляющие музыки: ритм, мелодия, гармония и тембр?

Ритм оказывает наиболее сильное и прямое воздействие на человека - и на его тело, и на эмоции. Жизнь нашего организма основана на различных ритмах: дыхания, сердца, различных движений, активности и отдыха, не говоря уже о более тонких ритмах на уровне клеток и молекул. Музыкальный ритм во время трудовой деятельности может увеличить производительность труда и сэкономить силы.

Психологическое состояние личности тоже имеет свои непростые ритмы: окрыленности и депрессии, горя и радости, усердия и апатии, силы и слабости и прочее. Все эти состояния очень чувствительны к музыкальным ритмам. Не потому ли они имеют такую магию возбуждать и успокаивать, лечить и разрушать...

Мелодия воздействует на слушателя особенно интенсивно и многообразно. Она пробуждает не только эмоции, но и ощущения, образы и убеждения, сильно влияет практически на все жизненные функции, в особенности на нервную систему, дыхание и кровообращение.

Гармония производится одновременным звучанием нескольких звуков, гармонирующих друг с другом, которые формируют аккорды. Благодаря различным вибрациям, излучающимся этими аккордами, в душе слушателей возникает либо чувство гармонии, либо диссонанса, что в любом случае оказывает определенное физиологическое и психологическое воздействие. Преобладание диссонансов в современной музыке является выражением разлада, конфликтов, кризисов, которые приносят страдания современному человеку.

Тембр. Каждый, кто обладает музыкальным слухом, по-разному чувствует очарование скрипки или флейты, арфы или сопрано. Композитор, искусно сочетая различные инструменты в оркестре, может довести до исступления огромную аудиторию, целые стадионы...

Мелодичная музыка навевает на глубокие переживания, затрагивает тончайшие струны души, переполняет чувства. Ритмичная музыка более примитивная, воспринимается гораздо проще и порождает низменные грубые страсти.

Врачи установили, что эта музыка может быть: опасной для жизни! Их обвинения в адрес музыкальных направлений, которыми увлекается молодёжь по всему миру, не голословные. Они основываются на проведённом исследовании бельгийских ученых из медицинского университета Брюсселя. Согласно их заключению, "музыкальные произведения стилей "тяжелый рок" и "хэви-металл" могут нанести непоправимый вред легким, а именно привести к пневмотораксу - состоянию, при котором легкие перестают наполняться воздухом и дышать". Было проведено наблюдение за тремя случаями возникновения пневмоторакса у молодых людей, находившихся на рок-концертах, а также у мужчины, слушавшего музыку в своём автомобиле. Анализ показал, что "к разрыву альвеол и формированию пневмоторакса приводят высокоэнергетичные низкочастотные акустические волны.

Рок – это тяжелая экспрессивная музыка с нагромождением лишних звуков и очень большой громкостью исполнения. На психику слушателя давит максимальное количество децибелов. При восприятии этой музыки у слушателя парализуется мысль, теряется концентрация внимания, подавляется сознание. В состоянии умственно-нравственного замешательства дается зеленый свет наиболее диким, до того сдерживаемым страстям, таким, как ненависть, гнев, ревность, мнительность.

Западные медики ввели в свой лексикон новый диагноз - "музыкальный наркоман". Швейцарские ученые доказали, что после рок-концерта побывавшие на нем слушатели реагируют на природные раздражители в 3-5 раз хуже, чем обычно. Профессор Б. Раух утверждает, что прослушивание рок-музыки вызывает выделение так называемых стресс - гормонов, которые стирают значительную часть хранившейся информации в мозгу. Американские врачи утверждают, что повторяющийся ритм и низкочастотные колебания бас гитары сильно влияют на состояние спинномозговой жидкости, и, как следствие, на функционирование желез, регулирующих секреты гормонов; существенно изменяется уровень инсулина в крови; основные показатели контроля нравственного торможения опускаются ниже порога терпимости или целиком нейтрализуются. Рок-музыка «перебивает» биение человеческого сердца рассогласовывает работу нервной системы и эндокринных желез.

Человек всегда жил в мире звуков и шума. Исследования влияния шума на здоровье человека показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека, но и абсолютная тишина пугает и угнетает его. Так, сотрудники одного конструкторского бюро, имевшего прекрасную звукоизоляцию, уже через неделю стали жаловаться на невозможность работы в условиях гнетущей тишины. Они нервничали, теряли работоспособность. И, наоборот, ученые установили, что звуки определенной силы стимулируют процесс мышления, в особенности процесс счета. Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий. Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия - звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости. Очень шумная современная музыка также притупляет слух, вызывает нервные заболевания. Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно. Нарушения в организме человека против шума практически беззащитен. В настоящее время врачи говорят о шумовой болезни, развивающейся в результате воздействия шума с преимущественным поражением слуха и нервной системы.

Лечение музыкой.

Для эффективности музыкальной терапии ее применяют по определенным правилам, которые более основаны на психофизиологических принципах, чем на эстетических и художественных. Вот самые важные из них:

1. Перед началом исполнения изучите информацию об исполняемом произведении. Необходимо знать его суть и структуру. Полезно узнать заранее текст исполняемого произведения, или иметь его перед глазами при исполнении, чтобы не мешали напряженные попытки уловить слова, которые не всегда четко произносятся или заглушаются оркестром.

2. Расслабьтесь - это поможет вам "открыть двери бессознательного" и принять в полной мере действие музыки. При этом не важно, хотите вы испытать успокаивающее действие или же стимулирующее и поднимающее настроение.

3. Важно правильно выбрать дозу. Лечение музыкой должно быть достаточно коротким, чтобы не вызвать усталости и возможных защитных реакций.

4. Силу или громкость музыки нужно осторожно регулировать. Малую громкость следует выбирать не только для успокаивающей, но также и для стимулирующей музыки. Большая громкость утомляет и потрясает нервную систему.

5. После прослушивания лечебной музыки отдохните некоторое время. Это благоприятствует ее полному, не нарушающему душевное равновесие, действию на бессознательное.

6. Известно, что бессознательное наиболее активно во время сна, при этом оно также восприимчиво и к внешним импульсам. Поэтому музыкальную терапию можно применять во время сна. Терапевтическое использование музыки во время сна особенно рекомендуется для детей, в психиатрии и вообще для людей беспокойных и возбужденных.

7. Выбор музыкальных произведений должен быть хорошо продуман. Он гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Иногда необходимо, чтобы принципы, кажущиеся очевидными, были ограничены и даже игнорированы. Казалось бы, очевидно использование успокаивающей, стимулирующей или жизнерадостной музыки. Однако все не так просто.

Жизнерадостная музыка может действовать на нервы человеку, отягощенному горем.

На человека в состоянии возбуждения и смятения вряд ли окажет глубокое впечатление торжественное адажио, от него он станет еще более беспокойным.

С другой стороны, когда пребывающий в унынии человек слышит грустную музыку, это может поднять его настроение. Западные ученые, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. При помощи звука включаются вегетативные механизмы мобилизации высшей нервной деятельности.

Музыка действует на структуру мозга, которая отвечает за интуицию, взаимодействие с окружающим миром. Е.Далинская, композитор, рассказывая о музыкальной терапии, считает, что лечение музыкой подчас эффективнее, чем лекарствами, на которые у многих аллергия. Интересно, что немаловажное значение имеет тембр звучащих инструментов, которые имеют разный терапевтический эффект. Например, фортепиано снимает возбудимость, успокаивает нервную систему; наша печень положительно реагирует на деревянные духовые инструменты, также флейта помогает при заболеваниях бронхо-лёгочной системы; виолончель и скрипка тонизируют работу сердечно-сосудистой системы, улучшают кровообращение; а балалайка благотворно влияет на работу органов пищеварения; арфа - полезна при истерии. А саксофон, металлофон, колокольчик излечивают заболевания легких, толстой кишки и устраняют тоску. Музыкальные предпочтения во многом зависят от темперамента человека. Если вы сангвиник или холерик, то вам подойдут танцевальные стили. А вот флегматикам больше по душе высокие женские голоса. Инструменты с жильными струнами производят живой эффект, потому что они происходят от живых созданий, когда-то обладавших сердцами; инструменты с проволочными струнами имеют волнующий эффект; инструменты перкуссии, такие как барабан, оказывают стимулирующее и оживляющее влияние на человека.

Вокальная музыка считается наивысшим искусством, т.к. она естественна. Как бы ни были совершенны струны, они не могут воспроизвести то же впечатление на слушателя, что и голос, Можно сказать, что голос имеет тот магнетизм, которым не обладает инструмент, потому что голос - идеальный природный инструмент, по образу которого смоделированы все инструменты мира. Чаще надо петь, и тогда мы сможем оказать своему организму неоценимую услугу, т.е. избавить его от многих болезней.

В сущности, пение - это пропевание гласных звуков. Например, если петь гласные, то:

А - насыщает организм кислородом,

Е - удаляет избыток отрицательной энергии,

И - активно воздействует на мозг, глаза, нос и уши,

О - оказывает оздоровительный эффект на сердце и лёгкие,

У - оказывает положительное воздействие на область живота,

Э - укрепляет сердечно-сосудистую систему,

Ю - при болезнях почек, мочевого пузыря, костей,

Я – производит обезболивающий эффект,

В - воздействует на нервную систему, спинной мозг.

Музыка влияет на функции многих жизненно важных физиологических систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, пищеварительной), а также на центральную нервную систему. Выявлена следующая закономерность воздействия различных тональностей на наш организм:

На вены и сосуды влияет музыка в тональности ля мажор (например «Крейцерова соната» Людвига ван Бетховена);

си мажор хорошо действует на артрит и заболевания стоп (пример - прелюдии и фуги, том I, ХТК И. С. Баха);

музыка в ре бемоль мажор лечит болезни глаз и мигрени (например «Ноктюрн» Ф. Шопена);

тонзиллит, заболевания ушей (отит) и шейных позвонков вылечивает ми бемоль мажор (Концерт для фортепиано Ференца Листа);

фа диез мажор приводит в нормализации состояния при заболеваниях органов дыхания (астма, пневмония, бронхит) и сердца (прелюдии том I, ХТК И. С. Баха);

несварение или язву, а также камни в желчном пузыре и панкреатит успешно лечатся музыкой в тональности соль диез мажор (пример - прелюдии и фуги, том I, ХТК И. С. Баха);

хорошо воздействует ля диез мажор на состояние позвоночника и состав крови («Аве Мария» Ф. Шуберта);

гепатит, аппендицит, колиты и другие заболевания кишечника лечит всем хорошо известный «Свадебный марш» Ф. Мендельсона из 5-ой симфонии в тональности до мажор;

почки и мочевой пузырь исцелит мелодия в тональности ре мажор (вальс «Голубой Дунай» И. Штрауса);

терапия кожных заболеваний проводятся при прослушивании композиций в соль мажоре (например «Танго» А. Пиацоллы из к/ф. «Аромат женщины»);

болезни половых органов и носовой полости лечит ми мажор. Пример - Концерт для скрипки с оркестром ми мажор И. С. Баха;

ревматизм облегчается после прослушивания музыки в тональности фа мажор (пример - «Токката» Баха).

Специалистами были выделены конкретные музыкальные композиции, которые рекомендовано «принимать» для лечения и профилактики всевозможных недугов.

В Древнем Египте бессонницу лечили пением хора. Сегодня помогут «Грустный вальс» Сибелиуса, «Мелодия» Глюка, «Грезы» Шумана, пьесы Чайковского, сюита «Пер Гюнт» Грига.

От головной боли помогают «Венгерская рапсодия» Листа, «Фиделио» Бетховена, «Американец в Париже» Гершвина, полонез Огинского.

Успокоить нервы помогут «Колыбельная» Брамса, «Свет луны» Дебюсси, «Аве Мария» Шуберта, мазурки и прелюдии Шопена, вальсы Штрауса. При депрессии и при психозе показаны элегии, ноктюрны и колыбельные. Такая музыка возвращает в безмятежное детство.

Раздражительность, неврозы и озлобленность снимают «Лунная соната» Бетховена, «Кантата №2» и «Итальянский концерт» Баха, симфонии Гайдна».

Стойко снижают кровяное давление музыка из балета «Лебединое озеро» Чайковского, «Свадебный марш» Мендельсона, «Ноктюрн ре-минор» Шопена и «Концерт ре-минор» для скрипки Баха.

Так же романтическая музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Шопена, Листа помогает снять стресс, сконцентрироваться, идеально подходит для уединенных занятий и медитации. Медики давно обратили внимание на то, что музыка Шопена, да и не только его, помогает лечить болезни и души людей. В одних произведениях - бравурность и блеск, которые поднимают настроение, в других - нежность, поэтичность, мелодичность. Такая музыка успокаивает, умиротворяет, приводит в гармонию чувства.

Но не думайте, что полезна только классическая музыка. Тяжелый рок тоже способен лечить. Хирурги и терапевты, например, часто используют в своей практике композиции группы «Пинк Флойд». Рок-музыка в стиле "Роллинг Стоунз" в небольших количествах способна снять нервное и мышечное напряжение, нейтрализовать воздействие других громких, неприятных звуков.

Но самый большой эффект, по мнению специалистов, на пациентов оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца еще не объясненный, так и назвали – "эффект Моцарта"... Секрет благоприятного воздействия музыки Моцарта заключается в выдержаном тридцатисекундном ритме «громкое-тихое», который отлично соответствует характеру биотоков головного мозга. Например, не так давно старейший в мире британский научный журнал "Nature" опубликовал статью американской исследовательницы из калифорнийского университета, доктора Фрэнсис Раушер, о положительном влиянии музыки Моцарта на человеческий интеллект. После 10-ти минутного прослушивания фортепианной музыки Моцарта тесты показали повышение так называемого "коэффициента интеллектуальности" у студентов - участников эксперимента в среднем на 8-9 единиц. Интересным фактом явилось то, что музыка Моцарта повышала умственные способности у всех участников эксперимента - как у тех, кто любит Моцарта, так и у тех, кому она не нравится.

В нашем сложном земном мире любое явление можно использовать как во благо, так и во вред. Музыка - не исключение. Она создает настроение, будит в нас эмоции, она может привести в волнение, настроить на печальный или радостный лад. В музыке можно найти все: и успокоение, и энергию, и здоровье. Надо лишь уметь слушать.

Болдырева Е.В.

March 30th, 2018

Современный мир наполнен звуками. Человек постоянно пребывает в звуковой среде. На улице люди слышат шум автомобилей, человеческую речь. Дома, шумит бытовая техника, звучит музыка, раздаются голоса. На природе слышен шум ручья, пение птиц, хруст веток под ногами и другие звуки. Все звуки оказывают влияние на организм человека: одни влияют положительно, а другие могут оказать отрицательное воздействие. Попробуем разобраться, как именно воздействует звук на организм человека.

Итак, что же такое звук?

Звук – это колебательные, волновые движения частиц в твёрдой, жидкой или газообразной средах. Эти волновые движения, в диапазоне от 16 Гц до 20 кГц, воспринимаются органами слуха.
С точки зрения физики, между звуком и шумом нет различий. Шумом мы обычно называем некомфортные или нежелательные для нас звуки. Объединяет звук и шум то, что они представляют собой определённую вибрацию, волну, или энергию в пространстве.

Звуковые волны имеют различные параметры.
1. Громкость.
2. Частота звуковых волн.
3. Продолжительность звукового воздействия.
4. Ритм (он, в основном, касается музыки).
Каждый из параметров, в зависимости от его значения, оказывает полезное или вредное воздействие на человека, которое уже давно изучается учёными.
Приведём примеры. Пение птиц, шум дождя, звуки леса и набегающих волн, а также классическая музыка, голос родного или любимого человека –
Вспомните, как эти звуки на вас действуют.
Эти звуки успокаивают наше сознание, делают мозг более чувствительным, способным творить.
Звук перфоратора, рёв мотора, крики, рок-музыка, резкие или грубые слова
Вспомните свои ощущения при этих звуках.
Они создают напряжение в организме и его нервной системе. Работа мозга начинает меняться, он пытается найти возможность обезопасить человека. В такой звуковой среде состояние вдохновения и творчества невозможно, потому что для организма это стрессовое состояние. Очень громкие звуки, низкочастотные и высокочастотные звуки могут вообще заблокировать и даже разрушить мозг.

Доктор биологических наук Татьяна Владимировна Черниговская, все исследования которой связаны с изучением мозга, сказала: «Мозг – это самое сложное, что есть во вселенной».
Мозг можно сравнить с очень тонким и чувствительным механизмом. Он регулирует процессы жизнедеятельности человека, и он очень чутко реагирует на любое внешнее воздействие, которое может либо улучшить, либо ухудшить его работу, а может даже её заблокировать. Одно из таких внешних воздействий на мозг – это звук.
Понимая важность данной темы, постараемся выработать самые необходимые правила поведения в окружающей нас звуковой среде.

Рассмотрим параметры звука подробнее.
Громкость ¬– это тот параметр звука, который мы сразу замечаем и который легче всего контролировать.
Громкость, или уровень интенсивности звука измеряется в децибелах. Человеческое ухо способно воспринимать звук от 0 дБ до 160 дБ.

Для наглядности сравним интенсивность разных звуков: едва слышимый звук (порог слышимости) – 0 дБ, речь средней громкости – 45-50 дБ, пылесос, кофемолка – 75 дБ. Звук метро достигает 80-95 дБ, рёв взлетающего авиалайнера – 120 дБ.

На концертах рок- и поп-музыки в центре зала – 106-108 дБ, у сцены – 120 дБ.
Уровень шума в 20-30 децибел практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 дБ.
Звук в 130 дБ вызывает у человека сильное болевое ощущение, а в 150 дБ становится для него непереносимым. При уровне звука свыше 160 дБ возможен разрыв барабанной перепонки и лёгких, больше 200 дБ – смерть.

Пример из жизни.
Влиянием звука уже давно заинтересовались военные и создали акустическое оружие, использующее опасные сочетания определённой частоты и громкости звука. Такое американское акустическое оружие, например, было применено в Грузии 7 ноября 2007 г. для разгона митинга оппозиции. На специальной машине была установлена акустическая пушка, которая направляла звуковой луч в 150 дБ на сотни метров. Попавшие в поражающую зону люди испытали чувство страха, паники, боль. Многие поступили в больницы с поражениями слуха, сердца, других внутренних органов и нервной системы.
Это очень яркий пример опасного кратковременного воздействия звука. Но длительное воздействие звуком делает опасными даже слабые звуки.

Вредное влияние громкого звука очень ярко проявляется на рок-концертах. Слушатели, находящиеся рядом с колонками, могут просто оглохнуть. Рок-музыка тяжела для восприятия, является сильной нагрузкой на нервную систему и мозг человека. Но вредное воздействие усугубляется дополнительными помехами и шумом, которые возникают при отражении звука от стен. Поэтому посещение рок-концертов в замкнутых помещениях в большинстве случаев представляет опасность для органов слуха.

В современных крупных городах, где шумовое загрязнение превышает все нормы, человек инстинктивно стремится защититься от преследующего его шума, в том числе и с помощью музыки.
Многие используют для этого плееры или телефоны, которые позволяют вместо раздражающих шумов слушать мелодии и ритмы по собственному вкусу и настроению. Но здесь тоже кроется опасность, и потому врачи бьют тревогу.

Оказывается, непрерывное прослушивание музыки в наушниках опасно для слуха человека.
Почему? Дело в том, что, пытаясь оградить себя от шума, человек включает плеер на ещё большую громкость. Оба звука накладываются, создавая дополнительную нагрузку на уши.
Если в это время человек что-то жуёт, это ещё больше ухудшает ситуацию. При жевании происходит открытие и закрытие слуховой трубы, что усиливает вредное воздействие. Если это происходит постоянно, то нервные клетки слухового аппарата погибают. В результате человек начинает плохо слышать.
Уровень шума оказывает прямое влияние на наши навыки чтения, решение задач, запоминание, внимание. Они ухудшаются от воздействия шума.
Исследователи пришли к выводу: чем выше шумовое загрязнение, тем сложнее сконцентрировать внимание.

Следующие параметры: ритм и частота звука.
Они ярко проявляются в музыке. Как и другие параметры звука, ритм и частота могут оказывать на организм человека как положительное, так и отрицательное воздействие. Это воздействие не так очевидно, как громкость, и в этом его коварство.
Дело в том, что многие современные музыкальные стили, такие как рок, джаз, различные направления электронной и популярной музыки, имеют ритм, не совпадающий с естественным ритмом организма человека. Манипулируя частотами, музыканты могут воздействовать на мозг и психику человека, подавляя его волю, вызывая привыкание к такой музыке, желание слушать именно её, вводя его в состояние, схожее с наркотическим. В результате мозг теряет свои уникальные способности к здравому суждению, анализу ситуаций, к творчеству. Такая музыка разрушает организм и, прежде всего, мозг.

Рок-музыка имеет сильное «следовое» влияние на мозг, когда подросткам требуется длительное время для восстановления исходных ритмов мозга после прослушивания такой музыки.
Результаты исследований показали, что в течение 10 минут после окончания прослушивания рок-музыки в мозгу сохраняются «следы» её активности. А это значит, что если вы послушали музыку перед уроком, то на уроке ещё минимум 10 минут ваш мозг не способен будет переключиться на восприятие учебного материала, а будет продолжать «слушать» эту музыку.
Такое воздействие ритма и частот объясняется тем, что тело человека, как и всё в нашей вселенной, пребывает в состоянии вибрации. Каждый орган, ткань и клетка обладают своей «здоровой» частотой. Если под воздействием внешнего звука эта частота изменяется, то сбивается вся настройка частоты организма, он начинает выбиваться из своего естественного состояния, что влечёт за собой возникновение болезней.
Обычно страдает самое чувствительное или слабое звено в организме, это может быть нервная система, желудок, дыхательная система, сердце, мозг. У каждого человека – своё слабое место.

Целительная сила звука.
Звук может быть целительным. Даже больной организм способен восстановить свою нормальную деятельность с помощью звука.

Положительное влияние некоторых видов музыки используют врачи. Это классическая и народная музыка, церковная музыка, звон колоколов, музыка для отдыха и медитации.
В нашей стране есть учёные – специалисты в области музыкальной терапии, например, профессор Сергей Ваганович Шушарджан. О его открытиях и способах исцелять звуком вы можете прочитать в пособии.

Самый распространённый звук, который на нас воздействует
- это человеческая речь.
Сама по себе речь не имеет разрушительных физических параметров. Даже крик менее вреден, чем звук перфоратора. Но сила этого вида звука заключается в его смысловой нагрузке и эмоциональной окраске.

Воздействие доброго слова похоже на благотворное воздействие классической музыки. А воздействие брани – на разрушительное воздействие тяжёлого рока. Хотя и просто громкая речь может служить вредным фактором воздействия на других людей.
Недаром в звукотерапии сейчас применяют словотерапию. Некоторые слова и предложения, произнесённые с определённой интонацией, несут в себе энергетический и целебный заряд. Так была разгадана тайна народных заговоров и заклинаний. Наибольшей лечебной силой обладают молитвы, несущие в себе не только смысловое значение, но и реальную позитивную энергетику слов и звукосочетаний.
Народная мудрость отразила силу доброго слова в пословицах:
Ласковое слово лечит.
Доброе слово, что глоток воды.
Ветры горы разрушают – слово народы подымает.

Оказывается, звук способен творить разные формы.
«Если вы хотите познать секреты вселенной, мыслите единицами измерения энергии, частоты и вибрации», – утверждал величайший изобретатель XIX века Никола Тесла.

Наука киматика наглядно показала, что вибрация звука меняет форму материю. Вибрация – это творческая сила, образующая бесконечное множество живых форм в любой среде по законам гармонии.
Как мы видим, звук – это реальная сила.

Обратимся теперь к проблеме шума.

Особенно шумно в городах. В крупных городах есть большое количество мест, где уровень шума гораздо выше допустимого санитарными нормами. Находясь в таких местах, люди подвергаются опасности ухудшить или даже потерять слух, испытывают негативное воздействие на нервную систему и мозг. Например, люди, живущие рядом с транспортными магистралями и с шумными промышленными зонами, живут в среднем на 7 лет меньше.
Возникает вопрос: что делать в такой ситуации?
Тишина очень необходима человеку, особенно в ночное время. Доказано, что отсутствие тишины во время сна отрицательно сказывается на самочувствии. Организму не удаётся восстановиться полностью, возникает раздражительность, состояние усталости даже после пробуждения.
Российское законодательство пытается защитить людей. На страже покоя граждан стоят санитарные нормы во главе с Федеральным Законом (ФЗ) № 52 от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», действующие по всей стране. А с 1 января 2017 года в этот Закон внесены поправки.

Из законодательных актов.
Добавим: ночью допустимо шуметь в пределах 30 дБ, днём – не более 45 дБ (за исключением ремонтных работ). Просмотр телевизора с громким звуком и громкие беседы в этом случае становятся шумом. Нельзя вести ремонтные работы по выходным дням и в праздники. Днём должна соблюдаться тишина с 13 до 15 часов.

За нарушение покоя в запрещённое для шума время нарушителю грозит штраф. Частных лиц, нарушивших покой жителей многоквартирного дома, ожидает штраф в размере от 500 до 4000 рублей, а организации придётся выплатить от 40 до 300 тысяч рублей (в зависимости от региона).
Всем нам важно знать свои права и обязанности.

Как вы думаете, что каждый из нас может сделать для того, чтобы снизить уровень шума?
Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним три очень важных вещи:
– вокруг нас такие же, как мы, люди: они могут быть источником и жертвой шума одновременно,
– Золотое правило нравственности гласит: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы другие поступали с тобой»,
– в жизни всё определяется нашим выбором.
Исходя из вышесказанного, можно дать следующие ответы на вопрос «что делать?»:
1. Прежде всего, надо самому соблюдать принятые законы.
2. Уменьшить громкость всего, что мы слушаем: телевизора, проигрывателя, плеера. Постараться не создавать без надобности громких звуков, это – громкая речь или музыка, хлопающая дверь и другое. Соблюдать режим тишины в вечернее и ночное время. Помнить, что окружающие нас люди страдают от шума.
3. Применять индивидуальные средства защиты от шума: противошумовые или обычные беруши. Помнить о регулировании громкости музыки в наушниках.
4. Надо осознанно подходить к выбору музыки.
5. По возможности избегать шумных мест: кафе, концертов в неприспособленных залах. Обращать внимание на звуковую среду места, где вы находитесь. Вносить предложения администрации по поводу громкости или нежелательности музыки. При отказе можно просто пойти в другое место. В некоторых кафе, чтобы «сохранить клиента», идут навстречу просьбам уменьшить громкость музыки.
6. Спрос рождает предложение. Если люди будут искать тихие места, покупать бесшумную технику, выбирать гармоничную музыку, высказываться по поводу нежелательности шума в адрес тех, от кого это зависит, то проблема шума постепенно начнёт решаться.

Все в нашей вселенной пребывает в состоянии вибрации, в том числе и тело каждого из нас. Каждый орган, каждая кость, ткань и клетка обладает «здоровой» резонансной частотой. Если эта частота изменяется, орган начинает выбиваться из общего гармоничного аккорда, что и влечет за собой болезнь. Болезнь можно излечить, определив верную, «здоровую» частоту органа и направив на него волну этой частоты. Восстановление природной частоты в органе означает выздоровление.

Установлена жесткая связь между частотой звуковых колебаний, конкретными органами человеческого организма и физиологическими процессами. Проведены тысячи экспериментов на растениях, животных и людях, доказывающих влияние звука на живой организм. Мимоза и петуния от мажорных мелодий растут гораздо быстрее и расцветают на две недели раньше положенного срока. Под воздействием классической музыки коровы дают больше молока. У собак породы Пинчер кровяное давление в зависимости от мелодии может меняться на 70 мм ртутного столба. Тесто поднимается в несколько раз быстрее и становится пышнее и вкуснее от музыки Моцарта. В Японии провели эксперимент, в котором участвовали 120 кормящих матерей. Одна половина из них слушала классическую музыку, вторая – популярную. В первой группе количество молока у женщин увеличилось на 20%, во второй группе – уменьшилось на половину.

Музыка Баха и Генделя, написанная в стиле барокко, обладает расслабляющим эффектом, улучшает память, помогает при изучении иностранных языков. Большинство произведений Моцарта, Вивальди, Баха имеют идеальный ритм – 60 ударов в минуту, что соответствует естественному биению сердца.

Музыка, в которой звуки, ритм и музыкальный рисунок подчинены законам гармонии — консонанс, оказывает благотворное воздействие на здоровье и развитие не только человека, но и всех живых существ. Очень полезна так называемая музыка природы. Звуки моря, шум дождя, голоса дельфинов успокаивают, умиротворяют, звуки леса снижают кровяное давление, нормализуют работу сердца, пение птиц помогает собраться с мыслями, вызывает прилив положительных эмоций.

В основе всех известных видов звукотерапии лежит принцип резонанса. Соответствие частот звуков структурному строению тканей и органов человека, а музыкального ритма — ритмам процессов его жизнедеятельности приводит к тому, что звук и музыка оказывают по принципу акустического резонанса очень глубокое и многостороннее воздействие практически на все функции в теле человека (кровообращение, пищеварение, дыхание, внутреннюю секрецию, деятельность нервной системы и мозга), а также на духовное развитие человека, его эмоции, желания, чувства.

Всё лечебное воздействие на организм человека с помощью звуков можно условно разделить на три направления:

1. Воздействие звуковых волн на определенный орган человеческого организма для восстановления его природной здоровой частоты.
2. Использование музыкального искусства с лечебно — профилактической целью.
3. Использование речи, поэзии для восстановления гармонии души и тела.

Используя результаты исследований доктора Йенни, который изучал формообразующие свойства звуковых волн, доктор Мэннерс изобрел электронный прибор, получивший наименование «киматик». Он восстанавливал больной орган, направляя на него волну, частота которой совпадала с его природной частотой. В органе восстанавливался прежний уровень вибрации, что и влекло за собой выздоровление. Компьютерная память «киматика» содержит тысячи составных гармоник, призванных возвращать пораженное болезнью тело в здоровое состояние. Каждому органу и каждому заболеванию соответствуют особые частоты.

На этом же принципе основано обертональное пение. Вызывая в том или ином органе вибрацию, гласный звук активизирует его и наполняет энергией. От тона этого глас¬ного зависит «точка попадания». Медицина не знает более безопасного и быстрого способа локальной стабилизации кровоснабжения, насыщения кислородом и притока энер¬гии. Джилл Пёрс, английская обертональная певица неоднократно заявляла: «Обертональное пение обладает мощным оздоровитель¬ным воздействием… Когда вы поете, вы начинаете заме¬чать в собственном организме такие физиологические и психологические процессы, которые в обычном состоянии уловить невозможно. Поскольку обертональное пение тре¬бует невероятной концентрации, в работу вступают те зоны мозга, которые раньше пребывали в бездействии. И когда это происходит, вы вдруг понимаете, что перед вами рас¬пахнулись двери в иной, высший мир». Композиция Stimmung- не что иное, как один-един¬ственный аккорд, звучащий на протяжении семидесяти пяти минут и за это время не меняющийся ни на полтона. Аккорд составляют одни лишь вокальные гармоники (обертоны) - вторая, третья, четвертая, пятая, седьмая, девятая. Основ¬ного тона среди них нет… Певцам потребовалось полгода, чтобы научиться точно выпевать обертоны - девятый, десятый или одиннадцатый, тринадцатый - вплоть до двадцать четвертого…

Звук «А» заставляет вибрировать грудь и приводит в действие всю звуковую гамму в организме, дает команду всем клеткам настроиться на работу В то же время происходит углубление потребления кислорода.
Звук «И» вибрирует голосовые связки, гортань и уши, возникают колебания в голове, выводятся из тела вредные вибрации, улучшается слух.
«Е» особый вибрационный звук. Он используется практически во всех сочетаниях. Этот звук — чистильщик нашего организма от грязи. Он создает вокруг человека энергетический барьер для защиты от энерго-информационного загрязнения.
Звук «О» вибрирует грудь, но уменьшается глубина дыхания. Звукосочетание (мантра) «ОУМ» резко уменьшает глубину дыхания, а звуки «ОО-ХАМ» оказывают выраженный лечебный эффект
Звук «У» вызывает колебыния в глотке, готани. Укрепляет уверенность в своих силах.
Звук «Э» вызывает колебания в железах, мозгу. Его используют в народе для снятия сглаза и порчи.
Звук «Я» Укрепляет уверенность в своих силах. На звук «Я» работают семь рефлексов. Этот звук — резонатор и генератор психологических процессов, он восстанавливает связь через разум с больными органами.
Звук «Н» » заставляет вибрировать головной мозг, активизирует правую правую половину и лечит болезни мозга, а также активирует интуитивные процессы и творческие способности.
Звук «В» » исправляет неполадки в нервной системе, головном и спинном мозге.
Звук «М» » замечательный звук. Не случайно одним из первых слов в жизни ребенок произносит слово «МАМА»: этот звук определяет энергетическую связь матери и ребенка. Если нарушаются вибрации этого звука, нужно подумать об отношениях матери и ребенка. Этот звук — любовь и покой. Особенно важна эта вибрация в подростковом возрасте, когда перераспределение энергии. Кроме того, звук «М» действует на сосуды головного мозга. Поэтому звуки «М-ПОМ» оказываются полезными при склерозе мозговых сосудов.

Опыт лечебного применения музыки имеет многовековую историю. Аристотель считал музыку средством лечения тела и очищения души. Выдающийся врач Авиценна уже тысячу лет тому назад исцелял музыкой нервно больных.
В Китае уже много веков назад музыка использовалась достаточно широко, древне-китайские подходы к диагностике и лечению включали в себя физические воздействия (иглоукалывания и прижигания), в том числе и музыки на биологически активные точки. Музыка была неотъемлемой составной частью всей жизни китайцев. Принципы пяти звуков (пентатоника) согласовывались с пятью типами интонирования в китайском языке, с загадочными законами природы, с пятью плотными органами человека и его пятью чувствами. Музыка, инструмент и даже нота подбирались согласно энергетическому состоянию меридианов человека, а также согласно времени года и энергии дня. Соблюдение этих правил давало порой фантастические результаты воздействия, об этом свидетельствуют предания о Конфуции который регулярно слушал прекрасную музыку.
Гармоничные мелодии, звуки в буквальном смысле слова перезаряжают наши внутренние аккумуляторы жизненной энергии. Для этого достаточно просто слушать игру на определенных музыкальных инструментах.

Скрипка – лечит душу, помогает самопознанию, вызывает сострадание, очень благотворно действует на меланхоликов,
Орган – приводит ум в порядок, гармонизирует энергопоток позвоночника, это- проводник между космосом и землей
Пианино – воздействует на почки, мочевой пузырь, очищает щитовидную железу
Барабан – восстанавливает ритм сердца, стимулирует кровеносную систему
Флейта – очищает бронхолегочную систему, лечит несчастную любовь, снимает раздраженность и озлобленность
Баян, аккордеон – активизирует работу брюшной полости
Арфа и струнные инструменты гармонизируют работу сердца, лечат истерию, кровяное давление
Саксофон – активизирует сексуальную энергию, половую систему
Кларнет, флейта-пикколо – подавляет уныние, улучшает кровообращение
Контрабас, виолончель, гитара – воздействуют на сердце и тонкую кишку, лечат почки
Цимбала – уравновешивает печень
Балалайка – лечит органы пищеварения
Труба – лечит радикулит

В Европе упоминание о лечении музыкой нервно больных относится к началу XIX века, когда французский психиатр Эскироль стал вводить музыкотерапию в психиатрические учреждения. В XX веке музыкальная терапия стала широко практиковаться в различных странах Европы.
Принципиально все методы, можно свести к трем основным направлениям: клинической, оздоровительной и экспериментальной музыкотерапии. Клиническая МТ занимается вопросами лечения различных психосоматических нарушений, устранением патологических синдромов, восстановлением нарушенных жизненно важных функций после перенесенных заболеваний. Оздоровительная МТ используется для активизации резервных возможностей человека, снятия нервного перенапряжения и утомления, борьбы с монотонностью, для повышения работоспособности, социальной адаптации, развития психических и интеллектуальных способностей, общего оздоровления. Новейшим направлением является экспериментальная МТ, в задачи, которой входит исследование реакций, возникающих в живых системах различного уровня в результате МТ — воздействия. Особенно перспективны исследования реакций клеточных культур, изменение структуры воды на музыкальные воздействия.

Вокалотерапия – это метод психосоматической активации защитно-приспособительных реакций, который базируется на оздоровительных свойствах классического пения и включает в себя упражнения по акустической стимуляции жизненно важных органов и упражнения, повышающие адаптационные и интеллектуально-эстетические способности человека.
В данном методе сочетается использование внутренних (вокалотреннинг) и внешних (рецептивная музыкотерапия) акустических сигналов сложной ангармонической природы частотой от 16 Гц до 20000 Гц.
Особенно эффективна ВТ при лечении хронических заболеваний легких, бронхов, сердечно-сосудистых заболеваний, снижении иммунитета и общей сопротивляемости. Есть данные о пользе пения при синдроме Альцгеймера. Метод разработал Шушарджан Сергей Ваганович — лидер российской школы музыкотерапии. С 1990 г. он стал заниматься лечением при помощи музыки, вокала, защитил докторскую диссертацию и создал отделение музыкальной реабилитации при академии им. Гнесиных.

Звук, зарождающийся во время пения, только на 15-20% уходит во внешнее пространство, остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации. В процессе пения зарегистрированы вибрации всех органов человека, причем максимальная амплитуда колебаний у каждого органа была на «свою» ноту! Метод ВТ приводит к положительной динамике показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, к повышению адаптивно-приспособительных функций организма, к увеличению жизненной емкости легких, к нормализации электрической активности мозга, положительно воздействует на психоэмоциональную сферу человека и значительно улучшает «качество жизни».

* Музыка Чайковского, Таривердиева и Пахмутовой избавляет от неврозов и раздражительности.

* «Вальс цветов» Чайковского хорошо влияет на больных язвой желудка.

* «Утро» Грига, романс «Вечерний звон, мотив песни»Русское поле», «Времена года» Чайковского рекомендуют для профилактики утомляемости.

* Творческий импульс стимулируют «Марш» из кинофильма «Цирк» Дунаевского, «Болеро» Равеля, «Танец с саблями»Хачатуряна

* Нормализует кровяное давление и сердечную деятельность «Свадебный марш» Мендельсона.

* Снимает головную боль «Полонез» Огинского, нормализует сон и работу мозга сюита «Пер Гюнт» Грига.

* Соната №7 Бетховена излечивает от гастрита.

* Музыка Моцарта способствует развитию умственных способностей у детей.


* Успокаивает нервы, снимает стресс Соната соль мин.Баха, Соната №3 соч.4 Шопена, 1 концерт 1 ч.Рахманинова, Ноктюрн ми бемоль маж.соч.9 Шопена, 7 симф.2 ч.Шуберта, Времена года Чайковского, Ноктюрн №3 Листа, 25 симф.2 ч.Моцарта, Вальс №2 Шопена.

* Духовные песнопения, музыка Баха, Вивальди, Моцарта, 2 конц. Рахманинова изменяют структуру обычной воды и она приобретает целебные свойства.

* «Ave Maria» Шуберта, «Лунная соната Бетховена, «Лебедь» Сен-Санса, «Метель» Свиридова вместе с гипнозом и иглоукалыванием излечивают от алкоголизма и курения

Словотерапия — одно из самых новых направлений в звукотерапии. Некоторые слова и предложения, произнесенные с определенной интонацией, несут в себе энергетический и целебный заряд. Так была разгадана тайна народных заговоров и заклинаний. Наибольшей лечебной силой обладают молитвы, несущие в себе не только смысловое значение, но и реальную позитивную энергетику слов и звукосочетаний.
Одно из направлений словотерапии – рифмотерапия, то есть лечение стихами. Некоторые стихи созвучны человеку, его эмоциональности и внутреннему миру. Ритмическая речь оказывает мощное воздействие на психику.

Музыка – великая сила человечества. В ней не только талант и культурное наследие, но и источник эмоций человека. Каждый жанр музыки оказывает свое воздействие на здоровье и психику человека.

Музыка окружает человека с древних времен. Звукам, которые первобытные люди слышали вокруг, придавали сакральное значение, а со временем научились извлекать мелодии из первых музыкальных инструментов.

Первые ударные музыкальные инструменты появились в эпоху палеолита — использовали их в ритуальных целях, а первый духовой музыкальный инструмент, флейта, появилась около 40000 лет назад.

Так, еще с древних времен музыка стала неотъемлемой частью жизни человека. Главнейшим применением музыки в древности было сопровождение ритуала.

Сакральный смысл музыки отслеживается в направлении фолк, к которой применяется термин «доисторическая». Доисторической является музыка аборигенов африканских, американских и других коренных народов.

Каждый праздник и ритуал сопровождали определенные комбинации звуков и мелодии. Звуки музыкальных инструментов сигнализировали о начале битвы.

Целью исполнения музыкальных композиций было поднятие боевого духа, воззвание к богам, оповещение о начале действа или об опасности.

Доисторический период музыки завершается с появлением письменной музыкальной традиции. Первые музыкальные произведение записаны клинописью в Месопотамии. С разнообразием музыкальных инструментов, произведения усложнялись.

Учеными доказано, что музыка абсолютно точно отображает состояние развития культуры и мировоззрения на каждом этапе эволюции социума. Уже древние греки описали технику полифонии.

Средневековая музыка была разнообразна. Выделялись церковные и светские произведения. Первый тип отображал духовность народа, а второй – эстетические идеалы того времени.

Жанровое разнообразие современной музыки позволяет выбрать композицию себе по духу. Но почему нам нравятся те или иные произведения? Человек воспринимает музыку через призму нескольких факторов: национальная принадлежность, эмоциональное состояние, индивидуальные особенности.

Каждый жанр по-разному воздействует на психическое и физическое состояние человека. Древнейшие исследования утверждали, что музыка влияет на интеллект, тело человека и его духовную сущность.

Современные исследования осуществили изучение этого влияния:

  • воздействие звуков определенных музыкальных инструментов;
  • влияние традиционных мелодий;
  • современные направления и психологическое состояние человека;
  • воздействие произведений определенных композиторов;
  • музыкальный жанр и его влияние.

Воздействие на психику и настроение

Настроение – постоянное, непрерывное эмоциональное состояние человека. От него зависят наши действия и поступки. Конкретная вещь или действие глобально на настроение повлиять не может – формирующим фактором настроения является жизненная ситуация в целом.

Современная психология выделяет такие факторы перемены настроения:

  1. События . Они могут зависеть от человека или формироваться независимо от него.
  2. Слова , сказанные человеку и сказанные им самим.
  3. Сфера внутреннего мира человека: то, что человек думает, переживает, как он относится к определенным действиям других людей и событиям в мире.
  4. Действия . То, на что человек готов тратить свои усилия.
  5. Плохое настроение приводит к тому, что события в жизни человек воспринимает в мрачных тонах, через негативизм. В состоянии пониженного эмоционального тонуса многие обращаются к любимой музыке.

Стоит отметить, что влияние каждого жанра – индивидуально и во многом зависит от личного восприятия. Психологическое воздействие оказывают:

  • ритм музыки;
  • разнообразие тональностей;
  • громкость;
  • частоты;
  • дополнительные эффекты.

Классика

Классическая музыка влияет на человека, придавая жизненных сил, стойкости. Понижает тревожность, вероятность депрессии, раздражительность. Способствует усвоению знаний.

Исследования показали, что произведения некоторых композиторов вызывают определенные реакции у большинства испытуемых:

  1. Бах и его «Итальянский концерт» понижает негативные чувства злобы и обиды.
  2. Чайковский и Бетховен написали шедевры, которые способствуют здоровому сну, понижают раздражительность.
  3. Моцарт и его произведения помогают бороться с раздражительностью и головной болью.

Рок, металл

Тяжелая музыка усиливает эмоции – и негативные, и позитивные. Рок заряжает энергией, но нарушает внутреннюю уравновешенность, искажает ритмы.

Исследования влияния рока на психическую сферу человека показало, что ритм и монотонность большинства произведений имеют негативный последствия. Особенно это проявляется в возрастной группе 11-15 лет.

Поп

Учеными доказано, что поп музыка негативно влияет на внимательность и память из-за монотонности ритма.

Рэп, хип-хоп

Рэп, согласно исследованиям, вызывает чувство агрессии. Монотонность рэпа может стать причиной раздраженности, злобы, понижения настроения и общего эмоционального тонуса.

Джаз, блюз, рэгги

Блюз благотворно влияет на эмоции, успокаивает, понижает раздражительность. Джаз – нарушает внутреннюю гармонию. Джаз считается музыкой, которая оказывает скорее негативное влияние. Рэгги считается музыкой хорошего настроения, повышает эмоциональный тонус, не вызывает агрессии и озлобленности.

Клубная, электронная

Современная клубная и электронная музыка понижает способность к обучению, негативно влияет на интеллект. В некоторых случаях, повышает раздражительность, напряженность.

Музыка в жанре «соул» напоминает о чувствах, часто нагоняет тоску. Народная музыка, фолк – повышает общий эмоциональный тонус, поднимает настроение.

Музыка и здоровье

Целительная сила музыки была известна еще Пифагору – древнегреческий философ и математик сделал первую попытку изучить ее воздействие на человека. Определенные комбинации звуков способны менять общее состояние человека – первые научные доказательства этого были предоставлены учеными в XIX веке.

Применять музыку в качестве лекарства впервые предложил психиатр Эскироль. С тех пор «музыкотерапия» активно используется для лечения и реабилитации пациентов.

В ХХ веке врачи исследовали способность музыки обезболивать, исцелять язву и туберкулез. Наиболее популярным стало использование мелодий в качестве анестезии.

Вторая половина ХХ века подарила науке исследования воздействия музыки на сердечнососудистую систему, кровообращение, дыхание, гормональную регуляцию. Центрами современной музыкотерапии является США, Германия, Швейцария.

Мелодии, продуцируемые разными музыкальными инструментами, отличаются воздействием на состояние человека:

  1. Фортепиано : воздействие на щитовидную железу, почки, мочевой пузырь, психику. Звуки этого клавишного инструмента оказывают целебное, очищающее воздействие.
  2. Ударные (барабаны, бубен, тарелки, кастаньеты, литавры, колокольчики): нормализация работы сердца, печени, системы кровообращения.
  3. Духовые (труба, кларнет, флейта, фагот, гобой): благотворное влияние на систему кровообращения, дыхательную систему.
  4. Струнные (арфа, скрипка, гитара): положительное влияние на работу сердечнососудистой системы. Оказывают воздействие на эмоциональную сферу.

Благотворное влияние классической музыки на мозг человека подтверждено многими исследователями. Классика улучшает память, восприятие информации, помогает при ревматизме.

Согласно наблюдениям врачей-хирургов, благодаря классической музыке организм работает гармоничнее.

Установлена связь классической музыки и лечения сахарного диабета. Классические произведение способствуют формированию костного скелета ребенка.

Разная музыка способна оказывать различное воздействие в зависимости от настроения, эмоционального тонуса, состояния здоровья человека.

  • В Великобритании появился первый курс музыкотерапии. В 60-е годы ХХ века его испытали. Был открыт Центр музыкотерапии.
  • Музыка способствует расслаблению мышц, лечению ожирения.
  • Исследования показали, что прослушивание музыки во время спортивных тренировок повышает результативность на 20 %.
  • Ритм музыки может быть опасным: вызывать брюшную и головную боль.
  • Силу музыки давно используют в торговой сфере. Определенные мелодии способны расслаблять покупателя или повышать его энергичность. Эту технологию можно наблюдать в супермаркетах: в «час пик» играет энергичная мелодия, в другое время – музыка спокойнее.
  • Резонанс от колокольного звона убивает палочки тифа, возбудителей инфекционных заболеваний.

Музыка способна оказывать влияние на психическое и физиологическое состояние человека. Сила мелодии – в тональности, ритме, громкости. Любое музыкальное произведение, которое вы выбираете для прослушивания, повлияет на настроение, эмоциональный тонус, здоровье.

Видео: Влияние музыки на IQ

Видео: Музыкальные пристрастия расскажут о характере. Рок



Рассказать друзьям