На какой картине плавятся часы. «Постоянство памяти»: Любопытные факты о самой копируемой картине Сальвадора Дали

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В 1931-ом году написал картину «Постоянство времени» , которую часто сокращенно называют просто «Часы». Картина имеет необычный, странный, диковинный, как и все творчество этого художника, сюжет и во истину является шедевром творчества Сальвадора Дали. Какой смысл вложил художник в «Постоянство времени» и что могут обозначать все эти тающие часы, изображенные на картине?

Смысл картины «Постоянство времени» художника-сюрреалиста Сальвадора Дали понять нелегко. На картине изображены четверо часов, расположенные на видном месте, на фоне пустынного пейзажа. Хоть это немного и странно, но часы не имеют обычных форм, какими мы привыкли их видеть. Тут они не плоские, а изгибаются под формы предметов, на которых они лежат. Возникает ассоциация, будто они тают. Становится понятно, что перед нами картина, выполненная в стиле классического сюрреализма, которая вызывает у зрителя некоторые вопросы, такие как, например: «почему часы тают», «почему часы в пустыне» и «где все люди»?

Картины сюрреалистического жанра, представая перед зрителем в лучшем своем художественном представлении, имеют своей целью донести до него мечтания художника. Бросив взгляд на любую картину этого жанра, может показаться, что ее автор шизофреник, который соединил в ней несоединимое, где места, люди, предметы, пейзажи переплетаются между собой в неподдающихся логике комбинациях и сочетаниях. Рассуждая над смыслом картины «Постоянство времени», в первую очередь на ум приходит мысль, что Дали запечатлел на ней свой сон.

Если «Постоянство времени» изображает сон, то плавящиеся, часы, потерявшие свои формы, обозначают неуловимость времени, проводимого во сне. Ведь мы, проснувшись, не удивляемся, что легли спать вечером, а уже утро и не удивляемся, что сейчас уже не вечер. Когда мы бодрствуем, то мы чувствуем ход времени, а когда спим, то это время относим уже к другой действительности. Существует много интерпретаций картины «Постоянство памяти». Если мы посмотрим на искусство через призму сна, то искаженные часы не имеют никакой власти в мире грез, поэтому и тают.

В картине «Постоянство времени» автор хочет сказать как бесполезно, бессмысленно и произвольно наше восприятие времени в состоянии сна. Во время бодрствования мы постоянно переживаем, нервничаем, спешим и суетимся, пытаясь сделать как можно больше дел. Многие искусствоведы спорят по поводу того какие это часы: настенные или карманные, которые были очень модным аксессуаром в 20 — 30-ые годы, эпоху сюрреализма, пик их творчества. Сюрреалисты высмеивали многие вещи, предметы, принадлежащие среднему классу, представители которого придавали им слишком большое значение, относились к ним слишком серьезно. В нашем случае это часы – вещь, которая всего-навсего показывает который час.

Многие искусствоведы считают, что Дали написал эту картину на тему теории вероятности Альберта Эйнштейна, которая горячо и с возбуждением обсуждалась в тридцатые годы. Эйнштейн выдвинул теорию, которая поколебала уверенность в том, что время – величина неизменяемая. Этими тающими часами Дали показывает нам, что часы, как настенные, так и карманные, стали примитивным, устаревшим и не имеющим большого значения теперь атрибутом.

В любом случае картина «Постоянство времени» — одно из известнейших произведений искусства Сальвадора Дали, которая, по истине, стала иконой сюрреализма ХХ-ого столетия. Мы гадаем, интерпретируем, анализируем, предполагаем какой же смысл мог вложить в эту картину сам автор? У каждого простого зрителя или профессионала-искусствоведа свое восприятие этой картины. Сколько их – столько и предположений. Истинного смысла картины «Постоянство времени» нам уже не узнать. Дали говорил, что его картины несут в себе различные смысловые темы: социальные, художественные, исторические и автобиографические. Можно предположить, что «Постоянство времени» — это комбинация из них.

Даже если вы не знаете, кто написал картину «Постоянство памяти», вы точно ее видели. Мягкие часы, сухое дерево, песочная коричневая цветовая гамма - узнаваемые атрибуты полотна сюрреалиста Сальвадора Дали. Дата создания - 1931 год, написана маслом на холсте ручной работы. Размер небольшой - 24х33 см. Место хранения - Музей современного искусства, Нью-Йорк.

Творчество Дали пропитано вызовом привычной логике, естественному природному порядку вещей. Художник страдал нарушением психики пограничного характера, приступами параноидального бреда, что отражалось на всех его работах. «Постоянство памяти» - не исключение. Картина стала символом переменчивости, зыбкости времени, содержит себе скрытый смысл, трактовать который помогают письма, записки, автобиография сюрреалиста .

Дали относился к полотну с особым трепетом, вкладывал личное значение. Такое отношение к миниатюрной работе, завершенной буквально за два часа - важный фактор, способствовавший ее по пулярности. Немногословный Дали после создания своих «Мягких часов» достаточно часто говорил о них, вспоминал историю создания в автобиографии, пояснял значение элементов в переписках, записях. Искусствоведы, собиравшие упоминания, благодаря этому полотну смогли проводить более глубокий анализ остальных работ известного сюрреалиста.

Описание картины

Образ плавящихся циферблатов знаком каждому, но детальное описание картины Сальвадора Дали «Постоянство памяти» вспомнят не все, а к некоторым важным элементам даже не станут присматриваться. В этой композиции имеют значение каждый элемент, цветовая гамма, общая атмосфера.

Написана картина коричневыми красками с добавлением голубых. Переносит на жаркое побережье - твердый скалистый мыс расположен на заднем плане, у моря. Около мыса можно рассмотреть яйцо. Ближе к среднему плану находится зеркало, перевернутое гладкой поверхностью вверх.


На среднем плане иссушенное дерево оливы, с обломанной ветки которого свисает гибкий циферблат часов. Рядом запечатлен образ автора - расплывшееся, словно моллюск, создание с закрытым глазом и ресницами. Поверх элемента расположились еще одни гибкие часы.

Третий мягкий циферблат свисает с угла поверхности, на которой произрастает сухое дерево. Перед ним - единственные твердые часы всей композиции. Они перевернуты циферблатом вниз, на поверхности задней части - многочисленные муравьи, образующие форму хронометра. Картина оставляет много пустых пространств, не требующих заполнения дополнительными художественными деталями.

То же изображение было взято за основу картины «Распад постоянства памяти», написанной в 1952-54 годах. Сюрреалист дополнил его другими элементами - еще одним гибким циферблатом, рыбой, ветками, большим количеством воды. Эта картина и продолжает, и дополняет, и противопоставляется первой.

История создания

История создания картины Сальвадора Дали «Постоянство памяти» такая же нетривиальная, как вся биография сюрреалиста. Летом 1931 года Дали находился в Париже, готовился открыть персональную выставку работ. Дожидаясь возвращения из кино Галы, своей гражданской жены, оказавшей огромное влияние на его творчество, художник за столом раздумывал о тающем сыре. Тем вечером частью их ужина стал сыр-камамбер, плавившийся под влиянием жары. Сюрреалист, мучаясь головной болью, посетил перед сном мастерскую, где работал над пляжным пейзажем, залитым закатным светом. На переднем плане полотна уже был изображен остов сухого оливкового дерева.

Атмосфера картины в сознании Дали оказалась созвучна другим важным образам. Тем вечером он представил, что с обломанной ветки дерева свисают мягкие часы. Работа над картиной была продолжена сразу же, несмотря на вечернюю мигрень. Заняла два часа. Когда Гала вернулась, самая знаменитая работа испанского художника была полностью завершена.

Супруга художника утверждала, что стоит один раз увидеть полотно, как забыть изображение не получится. Его созданию поспособствовали изменчивая форма сыра и теория создания параноидальных символов, ассоциирующаяся у Дали с видом на мыс Креус. Этот мыс кочевал от одного произведения сюрреалиста к другому, символизируя незыблемость личной теории.

Позднее художник переработал идею в новое полотно, получившее название «Дезинтеграция постоянства памяти». На ветке здесь висит вода, а элементы распадаются. Даже постоянные в своей гибкости циферблаты медленно плавятся, а окружающий мир делится на математически четкие точные блоки.

Тайный смысл

Для понимания тайного смысла полотна «Постоянство памяти», потребуется присмотреться к каждому атрибуту изображения по отдельности.

Символизируют нелинейное время, заполняющее пространство противоречивым течением. Для Дали была очевидной связь времени с пространством, он не считал эту идею революционной. Мягкие циферблаты связаны также с идеями философа античности Гераклита об измерении времени течением мысли. О греческом мыслителе и его идеях Дали думал, создавая картину, в чем признавался в письме физику Илье Пригожину.

Текучих циферблатов изображено три штуки. Это символ прошлого, настоящего и будущего, смешанных в единое пространство, говорящих об очевидной взаимосвязи.

Твердые часы

Символ постоянства течения времени, противопоставляемый мягким часам. Покрыты муравьями, ассоциирующимися у художника с тленом, смертью, разложением. Муравьи создают форму хронометра, повинуются структуре, не переставая символизировать тлен. Художника муравьи преследовали с детских воспоминаний и бредовых фантазий, навязчиво присутствовали повсюду. Дали утверждал, что линейное время пожирает себя самостоятельно, без муравьев в этой концепции обойтись он не мог.

Расплывшееся лицо с ресницами

Сюрреалистический автопортрет автора, погруженного в вязкий мир сновидений и человеческого бессознательного. Расплывающийся глаз с ресницами закрыт - художник спит. Он беззащитен, в бессознательном его ничто не сковывает. Формой напоминает моллюска, лишенного твердого скелета. Сальвадор говорил, что беззащитен, словно устрица без раковины, сам. Его защитной раковиной была Гала, умершая раньше. Сон назывался художником смертью реальности, поэтому мир картины становится от этого более пессимистичным.

Дерево оливы

Сухое дерево с обломанной веткой - оливковое. Символ античности, также снова напоминающий об идеях Гераклита. Сухость дерева, отсутствие листвы и оливок, говорит о том, что век античной мудрости прошел и забылся, канул в Лету.

Другие элементы

На картине также присутствует Мировое яйцо, символизирующее жизнь. Образ заимствован у древнегреческих мистиков, орфической мифологии. Море - бессмертие, вечность, лучшее пространство для любых путешествий в реальном и воображаемом мирах. Мыс Креус на каталонском побережье, неподалеку от родного дома автора - воплощение теории Дали о перетекании бредовых образов в другие бредовые образы. Муха на ближайшем циферблате - средиземноморская фея, вдохновлявшая античных философов. Горизонтальное зеркало позади - непостоянство субъективного и объективного миров.

Цветовая гамма

Превалируют коричневые песочные тона, создающие жаркую атмосферу. Им противопоставлены холодные голубые оттенки, смягчающие пессимистическое настроение композиции. Цветовая гамма настраивает на меланхоличный лад, становится основой ощущения печали, остающегося после просмотра картины.

Общая композиция

Анализ картины «Постоянство памяти» стоит закончить, рассмотрев общую композицию. Дали точен в деталях, оставляет достаточное количество пустого пространства, не заполненного объектами. Это позволяет концентрироваться на настроении полотна, находить собственный смысл, трактовать персонально, не «препарируя» каждый мельчайший элемент.

Размер холста небольшой, что говорит о личном значении композиции для художника. Вся композиция позволяет погрузиться во внутренний мир автора, лучше понять его переживания. «Постоянство памяти», также известное как «Мягкие часы» не требует логического разбора. Анализируя этот шедевр мирового искусства в жанре сюрреализма, требуется включать ассоциативное мышление, поток сознания.

Категория

Сальвадор Дали прославился на весь мир благодаря своей неподражаемой сюрреалистичной манере написания картин. К самым известным работам автора относятся его личный автопортрет, где он изобразил себя с шеей в стиле кисти Рафаэля, «Плоть на камнях», «Просвещенные удовольствия», «Незримый человек». Однако «Постоянство памяти» Сальвадор Дали написал, приобщив эту работу к одной из своих самых глубинных теорий. Это произошло на стыке его стилистического переосмысления, когда художник примкнул к течению сюрреализма.

«Постоянство памяти». Сальвадор Дали и его фрейдистская теория

Знаменитый холст создан в 1931 году, когда художник пребывает состоянии повышенного возбуждения от теорий своего кумира - австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда. В общих чертах задумка картины предполагала передать отношение художника к мягкости и жесткости.

Будучи весьма эгоцентричной личностью, склонной к вспышкам неконтролируемого вдохновения и при этом тщательного его осмысления с точки зрения психоанализа, Сальвадор Дали, как и все творческие личности, создал свой шедевр под воздействием жаркого летнего дня. Как вспоминает сам художник, он был озадачен созерцанием того, как от жары плавится Его и раньше привлекала тема трансформации объектов в разные состояния, что он пытался передать на холсте. Картина «Постоянство памяти» Сальвадора Дали - симбиоз расплавленного сыра с оливой, одиноко стоящей на фоне гор. Кстати, именно этот образ стал прототипом мягких часов.

Описание картины

Почти все работы того периода наполнены абстрактными изображениями человеческих лиц, скрываемых за формами посторонних объектов. Они словно скрываются от взора, но при этом являются главными действующими персонажами. Так сюрреалист старался изобразить подсознание в своих произведениях. Центральной фигурой полотна «Постоянство памяти» Сальвадор Дали сделал лицо которое схоже с его автопортретом.

Картина словно вобрала в себя все значимые этапы в жизни художника, а также отобразила неизбежное будущее. Можно заметить, что в нижнем левом углу полотна виднеются закрытые часы сплошь усеянные муравьями. Дали часто прибегал к изображению этих насекомых, которые для него ассоциировались со смертью. Форма и цвет часов были основаны на воспоминаниях художника об оных в его доме детства, которые были сломаны. Кстати, виднеющиеся на горы - не что иное, как кусочек из пейзажа родины испанца.

«Постоянство памяти» Сальвадор Дали изобразил несколько опустошенно. Хорошо видно, что все объекты разделены между собой пустыней и не являются самодостаточными. Искусствоведы полагают, что этим автор пытался передать свою душевную пустоту, которая тяготила его в тот период. На самом деле идея заключалась в том, чтобы передать человеческие терзания по поводу течения времени и изменений в памяти. Время, по мнению Дали, является бесконечным, относительным и пребывает в постоянном движении. Память же, напротив, недолговечна, но при этом нельзя недооценивать ее стабильность.

Тайные образы в картине

«Постоянство памяти» Сальвадор Дали написал за пару часов и не удосужился никому дать пояснений по поводу того,что он хотел сказать этим холстом. Многие искусствоведы до сих пор выстраивают гипотезы вокруг этой знаковой работы мастера, заметив в ней лишь отдельные символы, к которым художник прибегал на протяжении всей своей

При детальном рассмотрении можно увидеть, что свисающие с ветки слева часы по форме похожи на язык. Дерево на холсте изображено засохшим, что указывает на разрушительный аспект времени. Эта работа невелика по своим габаритам, но считается самой мощной из всех, что написал Сальвадор Дали. «Постоянство памяти» - безусловно, самая психологически глубокая картина, которая максимально раскрывает внутренний мир автора. Возможно, поэтому он не пожелал ее комментировать, оставив своих почитателей в догадках.

В начале августа 1929 года молодой Дали познакомился со своей будущей женой и музой Галой. Их союз стал залогом невероятного успеха художника, оказав влияние на все его последующее творчество, включая картину «Постоянство памяти».

(1) Мягкие часы - символ нелинейного, субъективного времени, произвольно текущего и неравномерно заполняющего пространство. Трое часов на картине - это прошлое, настоящее и будущее. «Вы спросили меня, - писал Дали физику Илье Пригожину, - думал ли я об Эйнштейне, когда рисовал мягкие часы (имеется в виду теория относительности. - Прим. ред.). Я отвечаю вам отрицательно, дело в том, что связь пространства и времени давно была для меня абсолютно очевидной, поэтому ничего особенного в этой картине для меня не было, она была такой же, как любая другая… К этому я могу добавить, что я много думал о Гераклите (древнегреческий философ, который полагал, что время измеряется течением мысли. - Прим. ред.). Именно поэтому моя картина носит название «Постоянство памяти». Памяти о взаимосвязи пространства и времени».

(2) Расплывшийся объект с ресницами. Это автопортрет спящего Дали. Мир на картине - это его сон, смерть объективного мира, торжество бессознательного. «Взаимосвязь между сном, любовью и смертью очевидна, - писал художник в автобиографии. - Сон это и есть смерть или по меньшей мере это исключение из реальности, или, что еще лучше, это смерть самой реальности, которая точно так же умирает во время любовного акта». По мнению Дали, сон освобождает подсознательное, поэтому голова художника расплывается, как моллюск, - это свидетельство его беззащитности. Только Гала, скажет он после смерти супруги, «зная мою беззащитность, упрятала мою отшельничью устричную мякоть в крепость-раковину, и тем уберегла».

(3) Твердые часы -лежат слева циферблатом вниз - символ объективного времени.

(4) Муравьи - символ гниения и разложения. По словам Нины Геташвили, профессора Российской академии живописи, ваяния и зодчества, «детское впечатление от летучей мыши подранка, кишащей муравьями, а также придуманное самим художником воспоминание о купаемом младенце с муравьями в заднем проходе на всю жизнь наделили художника навязчивым присутствием этого насекомого в его живописи. («Я любил ностальгически вспоминать это действо, которого на самом деле не было», - напишет художник в «Тайной жизни Сальвадора Дали, рассказанной им самим». - Прим. ред.). На часах слева, единственных сохранивших твердость, муравьи также создают четкую циклическую структуру, повинуясь делениям хронометра. Однако это не заслоняет того смысла, что присутствие муравьев все же - признак разложения». По словам Дали, линейное время само себя пожирает.

(5) Муха. По словам Нины Геташвили, «художник именовал их феями Средиземноморья. В «Дневнике одного гения» Дали писал: «Они несли вдохновение греческим философам, которые проводили жизнь под солнцем, облепленные мухами».

(6) Олива. Для художника это символ античной мудрости, которая, к сожалению, уже канула в Лету (поэтому дерево изображено сухим).

(7) Мыс Креус. Этот мыс на каталонском побережье Средиземного моря, недалеко от города Фигераса, где родился Дали. Художник часто изображал его на картинах. «Здесь, - писал он, - в скальном граните воплощен наиважнейший принцип моей теории параноидальных метаморфоз (перетекания одного бредового образа в другой. - Прим. ред.)... Это застывшие, вздыбленные взрывом облака во всех своих бесчисленных ипостасях, все новых и новых - стоит лишь чуть изменить угол зрения».

(8) Море для Дали символизировало бессмертие и вечность. Художник считал его идеальным пространством для путешествий, где время течет не с объективной скоростью, а в соответствии с внутренними ритмами сознания путешественника.

(9) Яйцо. Как считает Нина Геташвили, Мировое Яйцо в творчестве Дали символизирует жизнь. Его образ художник позаимствовал у орфиков - древнегреческих мистиков. Согласно орфической мифологии из Мирового Яйца родилось первое двуполое божество Фанес, создавшее людей, а из двух половинок его скорлупы образовались небо и земля.

(10) Зеркало , лежащее горизонтально слева. Это символ переменчивости и непостоянства, послушно отражающий как субъективный, так и объективный мир.

История создания


Сальвадор Дали и Гала в Кадакесе. 1930 год. Фото: ПРЕДОСТАВЛЕНО ГМИИ ИМ. А.С. ПУШКИНА

Говорят, что Дали был слегка не в себе. Да, он страдал паранойяльным синдромом. Но без этого не было бы и Дали как художника. У него случался легкий бред, выражавшийся в появлении в сознании сновидных образовозарений, которые художник мог переносить на холст. Мысли, посещавшие Дали во время создания картин, всегда были причудливы (недаром он увлекался психоанализом), и яркий тому пример - история появления одной из самых знаменитых его работ «Постоянство памяти» (Нью-Йорк, Музей современного искусства).

Дело было летом 1931 года в Париже, когда Дали готовился к персональной выставке. Проводив гражданскую жену Галу с друзьями в кино, «я, - пишет Дали в воспоминаниях, - вернулся к столу (ужин мы завершили отменным камамбером) и погрузился в раздумья о растекающейся мякоти. Перед моим мысленным взором возник сыр. Я встал и, как обычно, направился в мастерскую - взглянуть перед сном на картину, которую писал. То был пейзаж Порт-Льигата в прозрачно-печальном закатном свете. На первом плане - голый остов оливы с обломанной веткой.

Я ощущал, что в этой картине мне удалось создать атмосферу, созвучную какому-то важному образу - но какому? Не имею ни малейшего понятия. Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил. Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально увидел решение: две пары мягких часов, они жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу. Через два часа, к возвращению Галы, самая знаменитая из моих картин была закончена».

Фото: M.FLYNN/ALAMY/DIOMEDIA, CARL VAN VECHTEN/LIBRARY OF CONGRESS

Живопись - это искусство выражения невидимого через видимое.

Эжен Фромантен.

Живопись, а в частности её «подкаст» сюрреализм – не всеми понимаемый жанр. Те, кто не понимают, бросаются громкими словами критики, а те, кто понимают – готовы отдавать миллионы за картины этого жанра. Вот и картина , первого и самого известного из сюрреалистов, «Утекающее время» имеет «два лагеря» мнений. Одни кричат, что картина недостойна всей славы, что имеет, другие же готовы часами смотреть на картину и получать эстетическое наслаждение…

Картина сюрреалиста несёт в себе очень глубокий смысл. И смысл этот перерастает в проблему – бесцельно утекающее время.

В 20 веке, в котором жил Дали, эта проблема уже существовала, уже поедала людей. Многие не занимались абсолютно ничем полезным для них и для общества. Прожигали жизни. А в 21 веке обретает ещё большую силу и трагедию. Подростки не читают, сидят за компьютерами и различными гаджетами бесцельно и без пользы для себя. Напротив: во вред себе. И даже если Дали не предполагал о значимости его картины в 21 веке, она произвела фурор и это факт.

Ныне «утекающее время» стало объектом споров и конфликтов. Многие отрицают всю значимость, отрицают сам смысл и отрицают сюрреализм как само искусство. Спорят, догадывался ли Дали о проблемах 21 века, когда писал картину в 20?

Но тем не менее, «утекающее время» считается одной из самых дорогих и известных картин художника Сальвадора Дали.

Мне кажется, что в и в 20 веке были проблемы, которые гнётом легли на плечи живописца. И открывая новый жанр живописи, он с криком, отображённым на холсте, пытался донести до людей: «не упускайте драгоценное время!». И зов его был принят не как поучительную «историю», а как шедевр жанра сюрреализма. Смысл затерялся в деньгах, которые кружатся вокруг утекающего времени. И этот круг замкнут. Картина, которая по предположению автора должна была научить людей не тратить время попусту, стала парадоксом: сама стала тратить время и деньги людей попусту. Зачем человеку картина в его доме, бесцельно висящая? Зачем тратить на неё кучу денег? Не думаю, что Сальвадор рисовал шедевр ради денег, ибо когда целью ставят деньги ничего не выходит.

«Утекающее время» учит уже несколько поколений не упускать, не тратить просто так драгоценные секунды жизни. Многие ценят именно картину, именно престиж: интересоваться сюрреализмом Сальвадора дали, но не замечают крика и смысла, вложенного в холст.

И сейчас, когда так важно показать людям, что время – ценней бриллиантов, картина как никогда актуальна и поучительна. Но вокруг неё крутятся лишь деньги. Это прискорбно.

На мой взгляд, в школах должны быть уроки живописи. Не просто рисования, а именно живописи и смысла живописи. Показывать детям известные картины известных художников и раскрывать им смысл их творений. Ибо не должен труд художников, которые рисуют также, как пишут свои произведения поэт и писатель, стать целью престижа и денег. Думаю, не для этого рисуются ТАКИЕ картины. Минимализм – да, дурость, за которую платят большие деньги. И сюрреализм в некоторых экспонатах. Но такие картины, как «утекающее время», «квадрат Малевича» и др. не должны пылиться н чьи-то стенах, а быть в музеях центром всеобщего внимания и размышлений. Вот о Чёрном Квадрате Казимира Малевича можно спорить сутками, что же он имел в виду, и в картине Сальвадора Дали из года в год находит всё новые осмысливания. Вот для чего нужна живопись и искусство в целом. Имхо, как сказали бы японцы.



Рассказать друзьям