На садовом кольце появится памятник михаилу калашникову. Почему памятник калашникову стал поводом для дискуссии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Почему памятник Калашникову - наглая оплеуха всем москвичам September 20th, 2017

Пока многие москвичи негодовали, а потом всё равно "проглотили" нелепого Владимира рядом с Боровицкими воротами Кремля, новый придворный художник Москвы Салават Щербаков, незаметно заменивший на этом посту Зураба Церетели, потихоньку наполнял город новыми творениями. И вот прославленный оружейник Михаил Калашников с автоматом наперевес нарисовался, а точнее, изваялся на Садовом кольце.


Первое впечатление, когда видишь истукана вживую - он ещё более ужасен, чем на фотографиях. Даже Макаревич в своём гневном послании не передал тех ощущений, которые испытываешь, подойдя поближе. Кажется, что Калашников прицелился и готов открыть очередь по торопящимся на работу горожанам. По своим. Почти как во вчерашней нашумевшей истории с вертолётом в Ленинградской области.

Посмотрите - это реальный трэш. Брутальности добавляет громоздящяяся за истуканом жуткая высотка МФЦ "Оружейный". При этом, с художественной точки зрения памятник какой-то уж совсем нелепый и неестественный. Прав был Макар (выпускник МАРХИ, к слову), отметив, что даже при "совке" это изваяние не прошло бы ни один худсовет. И да, я тоже имею права высказываться по поводу художественной ценности этого памятника, так как в своё время был связан с живописью и скульптурой.

Вид сзади. В общем, учитывая окружающую архитектуру, в крышку гроба старой Москвы забивают последние гвозди. Сложно представить аналогичную картину в Риме, Мадриде или даже Петербурге.

Горожане, мягко говоря, не в восторге от шедевра Салавата Щербакова. Вот что пишет юрист Дмитрий Шабельников, проживающий неподалёку: "Мне 45 лет, я родился и всю жизнь прожил в Москве. И мне кажется, что появление этого памятника в этом месте, в это время и в таком виде, мягко говоря, неуместно. Возможно, я предвзят, потому что живу от него в ста метрах и мне предстоит лицезреть его ежедневно. Не будучи искусствоведом, воздержусь от рассуждений о художественных достоинствах проекта (хотя очень хочется). Не будучи историком вооружений, воздержусь и от рассуждений о том, заслуживает ли Михаил Калашников памятника, - наверняка заслуживает, хотя бы потому, что слово Kalashnikov известно во всем мире не менее, а скорее более, чем слова sputnik и pogrom. Про него даже имеются зажигательные песни. Но мне очень не хотелось бы видеть этот памятник здесь, сейчас и в таком виде.

Я против него здесь - потому что Калашников никак не был связан ни с этими местами, ни с Москвой вообще. Она, конечно, столица России, но есть места, исторически связанные со славой русского оружия, где этот (а лучше бы другой) памятник был бы гораздо более уместен - от Красной площади до Поклонной горы. Ставить памятник конструктору оружия в Оружейном переулке, который так называется с XVII века, - все равно что ставить памятник Анастасу Микояну на Мясницкой.

Я против него сейчас и в таком виде - потому что монумент Щербакова совершенно однозначно читается как символ имперских комплексов и агрессии, советских и постсоветских, особенно вместе с «силуэтом земного шара» и святым Георгием, поражающим «некие силы зла». Особенно мило это выглядит на фоне программы «Моя улица», направленной вроде бы на гуманизацию Москвы - «уличный театр» и вот это все. Жалко, что на презентации проекта не изобразили умиротворенных мам с детьми и поваливших в Москву иностранных туристов в тени огромного автомата Калашникова.

В общем, это как если бы администрация Трампа поставила где-нибудь в Мемфисе новый памятник генералу Ли с барельефом в виде рабов в кандалах на постаменте. Все эти соображения я бы с удовольствием высказал не здесь, а в ходе публичного обсуждения с жителями района. Но таких обсуждений не предусмотрено законодательством города Москвы."
(VIA)

Вот, кстати, и он - тот самый святой Георгий, поражающий "силы зла". Господи, ну почему столице так "везёт" с "личными" художниками и скульпторами? То гротескные толстожопые церетелевские кони на Манежке, то теперь вот такие на Садовом...

Что это вообще за безвкусица?

Екатерина Рождественская: "Ну всё, теперь мне не спать, я узнала, мимо чего я каждый день проезжаю на Садово-Каретной... Только вчера написала про огромный постамент и расколотый земной шар недалеко от Кукольного театра, решила поинтересоваться. Узнала... Там нам поставят памятник Калашникову с автоматом наперевес! 7 метров изящества и красоты. Я все понимаю, Калашников - национальная гордость, уважаемый человек и видимо, никто не станет рассматривать это произведение посреди Москвы как пропаганду насилия. Я о другом. Когда, наконец, будут проводить референдумы, опросы, что там еще, чтобы и сами москвичи принимали хоть какое-то реальное участие в том, как должен выглядеть их родной город? Оставили бы нам на откуп хотя бы внешний вид города! Как было бы мило, если бы им занимался реальный, а не фиктивный архнадзор и московские архитекторы, ценящие историю! И только не говорите мне про всякие сайты мэрии, где на что-то можно повлиять! Повлиять нельзя! Пробовала! Фикция! Я уверена, что москвичи не голосовали за искусственные цветы по всему городу, переползшие с кладбищ на улицы! Уверена, что не были за многолетнюю катастрофическую всегородскую разруху! Что до сих пор удивляются резкому необъяснимому сужению улиц и необъятным тротуарам с отдыхающими гастарбайтерами. А миллионные несчастные немецкие липы вместо наших расейских? А инсталляции на Красной площади с муляжами еды, пальмами, пингвинами, белыми мишками и прочей фигней, не имеющей никакого отношения к столице? И теперь вот недалеко от театра кукол семиметровый Калашников с калашом скульптора Салавата Щербакова. И дальше самое интересное, про скрипку Страдивари, извините. Театр абсурда. "К семиметровому памятнику, сказал скульптор, (пять метров - сама статуя и 2 метра - ее постамент) добавят собственно автомат, ранее не предполагавшийся: «Мы сделали так, что автор смотрит на свой автомат как на произведение искусства, например, как на скрипку Страдивари». При этом памятник будет дополнен изображением архангела Михаила, поражающего копьем дракона, так как, по объяснению Щербакова, Калашникова звали Михаилом." А если б его звали Геннадием?"

Как известно, министр культуры Мединский уже прославился новым мемом, назвав памятник Калашникову культурным брендом России. Акцент на слове "культурный". И правда, наряду с балалайкой, медведем и водкой, автомат - часть российской культуры. Можно было бы сделать проще - просто поставить памятник автомату. Без человеческой фигуры. А что?

А вообще, если уж возводить памятники (тратя при этом приличные средства, Калашников, например, стоил порядка 35 млн рублей), неужели нельзя вспомнить никого из учёных, писателей, поэтов, художников, музыкантов? Так к слову, в двух шагах отсюда, в доме 2/3 по 2-й Тверской-Ямской улице на пересечении с Оружейным переулком родился и вырос Борис Пастернак. Но кому до этого дело, когда наверху ставятся и решаются совсем другие задачи...

Кстати, вдобавок ко всему, Салават Щербаков, оказывается, ещё и претендует на звание плагиатора. Не верите? .

PS: Сергей Семёнович, Вы уж определитесь - мэрия выступает за гуманизацию Москвы (парки, велодорожки, общественные пространства) или за её милитаризацию в виде таких монстров?

Уже совсем уходя с Цветного бульвара, остановимся на одной интересной теме - скульптуры и памятники на Цветном бульваре.
Начнем мы с цветочного обелиска, установленного в 1913 году в ознаменование 300-летия династии Романовых.

«Цветочный Романовский Обелиск восхитил горожан», - писали московские газеты. Было выпущено несколько открыток с разными его сторонами. Вот видна выложенная из бегоний шапка Мономаха, а вот из бархатцев большая императорская корона. В боковых овалах помещены виды Московского Кремля. На основных сторонах - костромской Ипатьевский монастырь, Кремль, Святой Георгий и романовский грифон. Все из живых цветов и трав, высаженных на пирамидальную земляную горку, увенчанную обелиско-подобной туей. Стоял, или вернее, цвел и зеленел, он почти напротив современных Малого Сухаревского и Малого Сергиевского переулков. На фото также виден храм Святого Сергия в Пушкарях (не сохранившийся до наших дней).
Фотография с сайта http://oldmos.ru 1913 года.

В 1913 году в России начались торжества по случаю 300-летия Дома Романовых.
В ходе этих торжеств с 15 по 25 мая Николай II с семьей проделал путь своего предка царя Михаила Федоровича из Костромы в Москву. К приезду царя городские власти стремились поставить обелиск, но в нужные сроки ничего не получилось: частые ливни и холод не позволили цветам распуститься.

Открыли и освятили обелиск 10 июля, в день памяти Венчания на царство Михаила Федоровича. Местом для обелиска избрали Цветной бульвар.
Автор обелиска садовод-художник В.Л. Бежанов** сам содержал цветочное заведение на Трубной площади, где были ряды и магазины рассады, цветов и саженцев (он же создал цветники на Серпуховской площади , которые так же открыли ко дню Венчания).

* * *

Памятник Ф.М. Достоевскому .
Фотография с сайта https://pastvu.com ориентировочно 1926-1928 года.

Памятник Ф.М. Достоевскому работы скульптора С.Д. Меркурова был создан скульптором в 1914 году по заказу миллионера Шарова, а установлен на Цветном бульваре был только 7 ноября 1918 года, в рамках реализации ленинского плана монументальной пропаганды.

Моделью для скульптора был... молодой Александр Вертинский , позировавший в образе Пьеро.
Сам Меркуров вспоминал впоследствии: "Отличный был натурщик. Усвоил мой замысел, принял правильную позу. А как держал свои изумительные пластичные руки! "


Вертинский позирует для памятника Достоевскому.
Фотография позаимствована в http://synthart.livejournal.com .

В 1936 году при реконструкции трамвайных путей на Цветном бульваре памятник был перемещён на улицу Достоевского во двор Мариинской больницы , где родился писатель.

* * *


Скульптура "Мысль".
Фотография с сайта https://pastvu.com ориентировочно 1936 года.

В рамках тоге же плана монументальной пропаганды Меркуров предложил комиссии Совнаркома свою скульптуру "Мысль"; комиссия одобрила и эту работу и в первую годовщину революции обе скульптуры были установлены и открыты на Цветном бульваре, образовав друг с другом своеобразную пару (скульптура "Мысль" находилась ближе к Трубной площади).
Так же, как памятник Достоевскому, "Мысль" убрали с Цветного бульвара в 1936 году и не вернули на место.
В 1952 году скульптура стала надгробием на могиле скульптора Д. Меркурова на Новодевичьем кладбище.

* * *

* * *

Памятник "Благодарная Россия солдатам правопорядка, погибшим при исполнении служебного долга".
Установлен в 1994 году на Трубной площади . Выполнен из бронзы, на гранитном постаменте. Общая высота 32,5м. Памятник был открыт 11 ноября 1994 года. Скульптор А.А. Бичуков , архитектор А.В. Кузьмин .
(на фотографии - скульптурная часть монумента, Георгий Победоносец).

-----
* Цветочный обелиск на Цветном бульваре был монументом временным.
Торжественная закладка гранитного памятника состоялась лишь 18 апреля 1914 года, а 10 июля он был открыт в Кремле, у входа в Верхний сад.
Официальное название монумента: «Романовский обелиск в память 300-летия царствования Дома Романовых».
После революции, в рамках уже упоминавшегося здесь плана монументальной пропаганды, обелиск подвергли новой шлифовке («перелицовка» монумента была поручена архитектору Н.А. Всеволожскому), в результате которой имена царей и древние имперские гербы были стёсаны, а на их месте появились имена революционеров всех времён и народов. Но до сих пор можно разглядеть на основании монумента геральдические щиты от затёртых гербов и даже маленьких, вплетённых в травянисто-цветочный узор, грифонов - геральдических символов династии Романовых.

** Талант В. Бежанова остался востребованным и после крушения Дома Романовых - он работал в тресте озеленения Москвы. Когда открыли ЦПКиО имени М. Горького, «…москвичей восхитили огромные портреты вождей революции - В.И. Ленина и И.В. Сталина, выполненные при входе в парк из цветов художником-садовником Бежани» (так Бежанов стал себя именовать в прессе).
*** Источник - http://www.ruschudo.ru .

This entry was originally posted at

Георгий Победоносец - почитаемый святой в христианстве. Его изображения встречаются на монетах и печатях начиная с IV века, на Руси уже в XI веке стали появляться храмы и монастыри, освященные в честь него. Он изображен на и Российской Федерации. На территории России установлено огромное количество памятников Георгию Победоносцу. О них и пойдет речь в статье.

История жизни Святого Георгия

Георгий Победоносец - особо почитаемый святой в христианской религии. Самое известное сказание о нем - «Чудо о змие». Существует много версий и вариантов его жития, но самые распространенные - греческий и латинский.

Согласно греческому сказанию, родился он в III веке, в достаточно обеспеченной семье. В юном возрасте поступил на военную службу. Вскоре благодаря своему уму, мужеству и физической подготовке он стал военным начальником и любимцем императора. После смерти матери получил огромное наследство. Но когда начались гонения на христиан, он раздал все свое имущество беднякам и перед императором провозгласил себя верующим христианином. Его арестовали и пытали. Он мужественно перенес все мучения и не отрекся от своей веры. Разгневанный император приказал казнить Георгия. Позже он был причислен к лику святых.

Святой стал очень популярным еще во времена раннего христианства. Так, в Римской империи уже с IV века стали появляться храмы, названные в честь него. Он считается покровителем доблестных воинов и земледельцев. На Руси праздновали день Святого Георгия (Юрьев день) - 23 апреля и 26 ноября, в Новгороде и Киеве в XI веке были основаны монастыри. Изображения Святого стали изображать на монетах и печатях.

Со времен Дмитрия Донского он становится покровителем Москвы. С именем святого связано имя основателя столицы - Долгорукого Юрия. Юрий, Егорий, Гурий, Рюрик - все это варианты имени Георгий. В настоящее время Георгий Победоносец изображен на гербе и гербе Российской Федерации.

В России восстановлены Георгиевский крест и Орден Святого Георгия. Символом Дня Победы уже много лет является Георгиевская лента.

Георгию Победоносцу установлено огромное количество памятников на территории России.

Описание памятников Георгию Победоносцу в Москве

Святой великомученик Георгий Победоносец является покровителем столицы и изображен на гербе Москвы. В городе ему установлено 5 памятников:

  • установлен в самом центре столицы - на Манежной площади. В 1997 году закончилось строительство Торгового комплекса «Охотный ряд», на поверхности купола которого был установлен памятник Георгию Победоносцу. Вокруг сооружен фонтанный комплекс. Скульптура является творением Церетели Зураба. Изображает она Георгия Победоносца, который поражает змея.
  • Второй памятник установлен на Поклонной горе у Обелиска Победы. Открытие его было приурочено к 50-летию годовщины Великой Победы. Автор скульптуры - Церетели Зураб. Скульптурная композиция изображает фигуру святого, который своим копьем пытается разрезать змея. Памятник символизирует борьбу добра и зла.

  • Третий памятник Георгию Победоносцу в Москве установлен во дворе Студии военных художников имени Грекова. Автор - Таратынов Александр. Скульптурная композиция изображает фигуру совсем юного Георгия Победоносца, который, сидя на коне, поражает копьем злого змия.
  • Четвертый памятник установлен на Комсомольской площади в 2012 году, между Ярославским и Ленинградским вокзалами. Это, по сути своей, памятник-фонтан, который представляет собой бассейн из гранита, в центре которого скульптура святого. Автор работы - Щербаков Сергей. Скульптуру Георгия с четырех сторон украшают фонтаны, которые бьют вертикально вверх. Плиты с названиями всех московских вокзалов и городов-пунктов прибытия выложены вокруг фонтана.
  • Пятый памятник Георгию Победоносцу в Москве, самый малоизвестный, расположен в Кремле. Установлен он на Малом куполе Монумент с очень интересной историей и судьбой.

В 1995 году скульпторами была воссоздана ранее утраченная скульптура святого, который поражает дракона. Вес ее - около 2 тонн, отлита она из бронзы. Это копия древнего творения скульптора Казакова, чье произведение было утрачено для России навсегда. Вот эта трагическая история.

В 1787 году Екатерина Великая праздновала свое 25-летие царствования. Было завершено к этой торжественной дате строительство здания Сената в Москве. Купол его венчала статуя Георгия Победоносца. Весил монумент около 6 тонн, был отлит из цинка и покрыт золотом. Ежегодно 6 мая, в день памяти святого, на его голову возлагали лавровый венок.

Во время захвата войсками Наполеона Москвы в 1812 году статую сняли, распилили и отправили во Францию. Так первоначальная скульптура была утрачена для государства навсегда.

Во Владикавказе есть уникальный памятник, расположенный на высоте более 20 метров и прикрепленный к скале частью плаща святого. Вес монумента - около 28 тонн, высота его - 6 метров. Памятник называется «Георгий Победоносец, который выскакивает из скалы». Визуально он как будто парит в воздухе. Автор скульптуры - Ходов Николай.

Святой Георгий изображен гордо смотрящим вдаль, он не сомневается, что одержит победу. Скульптура изображена в динамике, плащ развивается на ветру. Монумент выполнен из бронзы и покрыт серебристой краской.

У местных жителей сложилось поверье, что если загадать желание, находясь под памятником, оно обязательно сбудется.

Георгий Победоносец - почитаемый святой в Северной Осетии. Он считается покровителем мужчин, воинов, путников. В Осетии его называют Уастырджи.

У местных жителей в эпосе есть герой, который является победителем и покровителем воинов, во время христианизации территории его имя стали ассоциировать с именем Георгия Победоносца, и эта ассоциация прижилась.

Памятник в Георгиевске

Интересным памятником Георгию Победоносцу является монумент, установленный в центре Георгиевска. Автор скульптуры - Алиев Камиль. Монумент создан из цемента и покрыт бронзовой краской. Вес его - около 15 тонн. Всадник на коне поражает копьем змея. Высота всадника - 4 метра, установлен монумент на постаменте высотой 1 метр.

Памятники в России и в мире

Памятники Георгию Победоносцу установлены во многих городах России: Иваново, Краснодар, Нижний Новгород, Рязань, Севастополь, Якутск и многие другие города.

Георгия Победоносца почитают в Грузии, Турции, Греции, Германии, Франции.

На изображен щит с Георгием Победоносцем, который поражает змея. Георгиевский крест (красный прямой крест на белом фоне) представлен на флагах Грузии, Великобритании и гербе Милана.

За рубежом памятник Святому Георгию установлен в Мельбурне (Австралия), в Софии (Болгария), в Бобруйске (Беларусь), в Берлине (Германия), в Тбилиси (Грузия), в Нью-Йорке (США), в Донецке и Львове (Украина), в Загребе (Хорватия), в Стокгольме (Швеция).

Вместо заключения

Во многих городах России и зарубежных стран мира увековечен Святой Георгий Победоносец в виде памятников, памятных знаков и барельефов. Самый распространённый его образ, всадник, который поражает копьем змия - это символ победы добра над злом. Именно этот символ очень близок России, которой приходилось не раз в своей истории сталкиваться со злом и побеждать его.

На Садовом кольце появится пятиметровый Михаил Калашников с автоматом. Автор монумента — скульптор Салават Щербаков — видит в своем произведении символ борьбы добра со злом. Но многие москвичи находят монумент агрессивным и неуместным. Почему вокруг памятника разгораются споры? Разбирался Иван Корякин.


Два метра постамент, еще пять — фигура мужчины в простой куртке с автоматом в руках, он смотрит на оружие как мастер на готовое изделие, позади — полусфера-глобус, подобно тем, что установлены на Манежной площади, и Георгий Победоносец, поражающий змия — это памятник Михаилу Калашникову. До сих пор конструктор был удостоен скульптуры в Ижевске — кстати, прижизненной, — а его автомат имел честь быть популярным символом в африканской геральдике.

О проекте московского памятника Калашникову стало известно еще в мае прошлого года. Инициатором установки монумента выступило Российское военно-историческое общество, а в закрытом конкурсе победила работа Салавата Щербакова — автора памятника князю Владимиру на Боровицком холме в Москве.

Калашникову возведут монумент в Оружейном сквере на Садовом кольце — это зеленое пространство рядом с офисным центром «Оружейный».

Сам скульптор заявил в интервью журналистам, что видит автомат как символ борьбы со злом:

«Он держит свое изделие — автомат, но не как стреляющий в кого-то, не как боец, а как Страдивари, создавший идеальный инструмент».

На Садовом уже стоит постамент будущего памятника, и с его появлением среди москвичей разгорелись споры об уместности монумента. Москвичка Вера Дорофеева написала в Facebook возмущенный пост, на который отреагировали более тысячи человек.

Об основных претензиях к памятнику жительница столицы также рассказала в интервью «Коммерсантъ FM»: «Конечно, когда я вижу в центре Москвы памятник автомату Калашникова, это вызывает у меня возмущение с гуманистической точки зрения. Я не могу себе представить, чтобы какая-то современная страна, европейская страна поставила памятник оружию в том или ином виде. Наверное, если бы у Михаила Калашникова не было в руках автомата, было бы меньше вопросов — в этом случае это был бы памятник великому инженеру, который что-то сделал. Но автомат такого размера у него в руках, и это первое, что все видят — это человек с оружием».

История с памятником Калашникову похожа на скандал вокруг предыдущей работы Щербакова — монумента князю Владимиру. В Российском военно-историческом обществе считают критику «раскачиванием». Заместитель исполнительного директора организации Владислав Кононов отметил, что установке памятника Калашникову предшествовал долгий этап согласований и пресс-конференций: «Ко мне приходили только люди, которые благодарили и говорили, что наконец-то установят памятник выдающемуся нашему современнику, столетие которого будет отмечаться в 2019 году на правительственном уровне. Если кто-то видит милитари в том, что он держит автомат в своих руках, то я советую почитать надписи, ознакомиться с биографией Михаила Калашникова, что он сам говорил про свое изобретение».

А сам Михаил Калашников рассуждал о своем изобретении в покаянном письме, которое он отправил патриарху Кириллу незадолго до смерти:

«...коль мой автомат лишал людей жизни, — задавался вопросом инженер, — стало быть, и я, Михайло Калашников, 93 лет от роду, сын крестьянки, христианин и православный по вере своей, повинен в смерти людей, пусть даже врага?»

Памятник Михаилу Калашникову на Садовом кольце планируется открыть 19 сентября. По данным агентства ТАСС, стоимость создания монумента составляет около 35 млн рублей.



Рассказать друзьям